Полярная правда. 1952, май.

118 (7 2 2 4 ) 2 0 ііая 1 9 5 2 г. X П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ТРИДЦАТИЛЕТИЕ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Й Е Н В. И. ЛЕНИНА ■ р у ч н а я семь Н аш пионеры — активные помощники учійелЛ. Они вдут во главе школьного коллешь'-а, гадают тон в учебе и в от­ дыхе, мобилизуют остальных ребят на борьбу за высокую успеваемость, сами показывают пример прилежания л ДИС­ ЦИПЛИНЫ. Особенно стела проявляться передовая роль пионерской дружины в жизни нашей пгколы после решения VII пленума ЦК ВЛКСМ. В этом документе были намечены основные задачи, стоящие перед пнонор- скішл организациями. В свете этих указа­ ний мы и строили с;юю работу на протя­ жении ньшешнего учебного года. Первоочередная обязанность пионеров, их святой долг — хорошо учиться, быть первыми п ом ощ н и к ам и учителей в повы­ шении качества учебно-воспитательного процесса. Именно решению бт о іі , задачи была подчинена деятельность пионерской дружины. Актив нашей дружины повел беспощадную борьбу против неудовлетво­ рительных 1 отметок, против нарушений д и с ц и п л и н ы . Так, в 7 «А» классе пионе­ ры под руководством своего вожатого н классного руководителя^ тов. Юдаиовой неоднократно обсуждали* на совете отряда поведение некоторых нерадивых пионеров. В этом классе актив пе хотел мириться с тем, что некоторые учащиеся нмоли тройки. Ребята повели борьбу только за хорошие и отличные знания. Руководящую роль в борьбе за высокое качество учебы т р а л совет дружины. Члены совета обращали ра успеваемость главное внимание. Они вызывали на за­ седания совета некоторых отстающих пио­ неров, выясняли причины пх отставания и дозвались того, чтобы пробелы в зна­ ниях были ликвидированы. Эта большая целеустремленная работа принесла хоро­ шие результаты. Пионеры Каретпн, Гай­ дукова, Ларионов и многие другио-в ре­ зультате воздействия своих товарищей сумели преодолеть отставание, перестали получать плохие оценки. По итогам за первую четверть самая низкая успеваемость была в 6 «Б» клас­ се. Ясно, что пионерская организация не могла мириться с таким положением. В этом классе в присутствии педагогов состоялось заседание совета дружины. Выяснилось, что актив этого отряда сла­ бо руководит пионерами, не обращает должного внимания па качество учебы. Совет дружины помог наладить ппопер- срую работу, а это в свою очередь спо­ собствовало поднятию успеваемости, повы­ шению дисциплины. Сейчас, в конце учебного года, в нашей пионерской организации 5 отрядов, 24 пионерских звена добились полной успеваемости. Из 373 пионеров хорошие и отличные оценки имеют 67 человек, неуспевающих у нас всего 23 человека. Основной формой работы пионерской организации являются сборы. Они должны быть жнвымн, интересными, яркими. На протяжении нынешнего учебного года мы старались строить сборы именно в этом напрааіенпн, так, чтобы онп по­ могали ребятам лучше усваивать отдель- 1 ные предметы, способствовали бы прочно­ сти званий. В большинстве отрядов прово­ дились так называемые предметные сбо­ ры. Их характерной особенностью было то, что возрастал интерес ребят к отдель­ ным предметам, ребята приучались само­ стоятельно работать с книгами, собирать и обобщать материалы. Интересным был сбор, посвященный те­ ме «Имена русских людей на карте ми­ ра». Пионеры готовились к нему под ру­ ководством преподавательницы географии тов. Незговоровой. Она помогла ребятам определить темы докладов, подобрать жур­ налы и книги, составить географическую викторину. В течение месяца сбор готови­ ли пионеры трех седьмых классов. На сбо­ ре ребята услышали доклады о путешест­ виях русских мореходов на остров Шпиц­ берген, о работе знаменитого русского ученого Миклухо-Маклая. Пиоперы узнали очень много нового и интересного, углу­ били свои знаНня в области географии. В результате в третьей четверти не было ни одного неуспевающего по географии. Серьезную помощь принес также сбор, посвященный математике, проведенный пионерами шестых классов с помощью преподавательницы тов. Татиевской. Тематические сборы проводились не только в отрядах но и в звеньях. Тал:, учащиеся 7 «Б» класса с помощью пре­ подавателя тов. Петрова провели сбор зве­ на, посвященный одному из разделов фи­ зики. Пионеры подготовили доклады о первых паровых машинах, о том, как видоизменился паровой двигатель и где сейчас применяются эти машины. Во вре­ мя сбора использовались диафильмы и де­ монстрировалась модель паровой машины, изготовлепная руками учащихся. По собственной инициативе ппонеры 5 «А» класса решили посвятить один из своих сборов борьбе за мир. Пионеры Ше­ ремет, Нохрин, Чернова, Забашта подгото­ вили короткие, но содержательные докла­ ды. Второе звено поставило литературный монтаж, первое и третье звенья разучи­ ли песни и стихи о мире. Расширению знаний, повышению лю­ бознательности ребят способствовали так­ же экскурсии на предприятия и в научно- исследовательские учреждения. В нынеш­ нем учебном году пионеры седьмых клас­ сов были в Полярном институте рыбного хозяйства и океанографии. Это посещение расширило нх познания. Ребята этих классов совершили также экскурсию на траулер, где познакомились *с ра­ ботой паровой машины. На предприя­ тиях Мурманского рыбокомбината уча­ щимся четвертых классов рассказали о процессе обработки рыбы. Много еше интересных мероприятий осуществила пионерская организация на­ шей школы в течение нынешнего года. Мальчики и девочки обсуждали вопросы, связанные с организацией учебы. На сбо­ рах говорилось о необходимости быть вни­ мательным на уроках, о добросовестном выполнении домашних заданий, о повто­ рении пройденного. В отрядах н звеньях неоднократно про­ водились беседы о школьных годах вели­ ких вождей трудящихся В. И. Ленина и П. В. Сталина, об их отношении к учебе. Большую роль в борьбе за 'качество знаний сыграла переписка пионерских отрядов пашей школы с пионерами дру­ гих ^областей и республик нашего Союза, а -также со школьниками стран народиоп демократии. Сейчас школа вступила в период экза­ менов. Пионеры сделали многое для того, чтобы помочь всем учащимся нашей шко­ лы успешно сдать экзамепы. Это будет самым лучшим подарком нашей дружины в честь 30-легпя ленинской пионерской организации. А. БАЛАШОВА. Старшая пионервожатая Мурман­ ской 10-й секилетней базовой школы. Юные л е н и н цы Лучшими учениками в нашем классе являются пионеры. Многие из них при­ шли к экзаменам только с хорошими н отличными оценками.'И это вполне по­ нятно. Ребята знают, что главная и пер­ вейшая обязанность каждого пионера — учиться, учиться и еще раз учиться. На протяжении всего учебного года вы­ сокие оценки получали Валя Федотова, Борне Костин, Тамара Ляпакова, Валя Са­ вельев. В третьей четверти и мы не получили ни одной посредственной от­ метки. Многие • пионеры — Леша Во­ робьев, Рая Бокуц, Толя Кершинскпй и другие — имеют только по одной по­ средственной отметке. Наступил самый ответственный период в учебе — экзамены. Мы, пионеры, за­ ранее готовились к ним, старались как можно лучше усвоить пройденный ма­ териал, углубить знания, полученные на уроках. В этом нзм помогали пионерские сборы. Увлекательным был отрядный сбор на тему: «Путешествие по карте». Совет от­ ряда разработал специальный план. Для того, чтобы ответить на вопросы, нам пришлось вспомнить весь материал, изу­ ченный на уроках географии. Мы путе­ шествовали по различным чІстям света и разным стрелам, по морям, рекам и озерам, по сухопутью. Углублению знаний по географии спо- Отличницы учебы пионерки Алла ЖИТНУХИНА (слева) и Таня ДИКОВСКАЯ, учащиеся пятых классов Мурманской 2-П женской школы.- Фото К. Моисеева. ПИОНЕРСКАЯ ХРОНИКА ИЗ ПИОНЕРОВ — В КОМСОМОЛ В Мурманской средней школе JsS 8 за этот год вступило в комсомол более ста человек. Это — о т л и ч н и к и учебы, хоро­ шие товаришп, активные общественники. Болынпнсіно пз них рекомендовано пио­ нерской дружиной. Среди них Галя Кор­ сакова — председатель совета отряда 6 -го класса. Активная пионерка, Галя ор­ ганизовала в своем отряде хороший кол­ лектив художественной самодеятельности. В ее отряде пет пи одпого неуспевающего ученика. Полной успеваемости добился и четвер­ тый к л а с с , где председателем совета от­ ряда Люда Махнова. В начале года в клас­ се было 7 — 8 неуспевающих учеников. Ппонеры энергично стали помогать от­ стающим. Сейчас у них нет нн одной пло­ хой отметки. Класс успешно закончил учебный год. ПЕРЕПИСКА С ДЕТЬМИ ДРУГИХ СТРАН В начало учебного года ученицы второй средней женской школы города Мурманска получили письмо от итальян­ ских школьников, рассказывающих о жиз­ ни детей в ІІталпп, об нх тяжелой судьбе н непрерывной борьбе с итальянскими фа­ шистами. Школьницы ответили гопым итальянцам. Завязалась ожнвлепная пере­ писка. Пионерки также переписываются со школьниками Германской Демократиче­ ской Республики, с детьми Болгарин, Че­ хословакии. Пионеры болгарского города Харманли рассказывают мурманским школьницам о своей городе, о великих социалистических стройках, о горячей благодарности другу всех детей мира — Иосифу Виссарионовичу Сталину за освобождение от немецко-фа­ шистских палачей, о* том, какая широкая дорога теперь у них впереди, кем онп хо­ тят быть п о многом другом. Пионерки второй школы также подроб­ но рассказывают болгарским и чехосло­ вацким ппонерам о своем счастливом дет­ стве, о великой советской стране, о счастье жить под солнцем Сталинской Конституции. ДЕТСКИЙ СТРУННЫЙ ОРКЕСТР В начальной базовой школе Мурманска был организован струнный оркестр под руководством студента четвертого курса педучитащз Павла Разина. Здесь около десяти пионеров н пионерок разучивали музыкальные произведения, пионерские песни. Выступая на смотре детской худо­ жественной самодеятельности Кировского района, юные оркестранты имели заслу­ женный успех. Руководитель оркестра был премирован за хорошую постановку работы кружка. Особенными музыкальными способно­ стями в кружк-з выделяется Ира Калини­ на — ученица второго класса, председа­ тель совета пионерского отряда. Ира по­ сещает также детскую музыкальную шко­ лу, где успешно учится по классу рояля. Кроме того, пионеры и пионерки 1-го, 2 -го и 3-го классов поставили детскую пьесу «Красная шапочка», которая была отмечена на смотре, как одна пз лучших постановок детской самодеятельности. собствовал также отрядный сбор на те­ му: «Путешествие в Китай». Каждое из трех звеньев отряда получило определен­ ный маршрут. Первое звено должно было «проехать» в Китай по железной дороге, второе звено — водным путем и третье — по воздуху. При этом пионеры долж­ ны были назвзть все города, населенные пункты, острова, реки, озера, низменно­ сти и возвышенности, которые попада­ лись на путл. Интересными были сборы и по матема­ тике. Мы узнали о том, как возникла наука математика, познакомились с жизнью великих ученых. Организаторы сбора предложили несколько задач-за­ гадок. Для того, чтобы решить пх, при­ шлось вспомнить арифметические и ма­ тематические правила. Повторение пройденного материала за- конечно. Экзамены покажут, насколько глубоко мы усвоили отдельные предметы. Надеемся хорошо сдать их, порадовать Родину новыми успехами.. А через некоторое время наступят ка­ никулы. За лето мы отдохнем, наберемся сил с тем, чтобы на будущий год учиться только на хорошо и отлично. А. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. А. СТАШНЕВА. Пионерки б «Б» класса Канда­ лакшской школы Jfc 1. II. 230 пионеров об’едлняет дружина Те­ рлоерскоп средней школы. Юные ленинцы являются примером для всех своих това­ рищей по учебе. Онп, как правило, имеют высокие знания по всем предметам, от­ личаются хорошей дисциплиной. 24 пионера учатся в 4 «А» классе. Среди них нет ни одного неуспевающего, а Тамара Рогова, Светлана Тимошенко, Володя Зайцев — отличники учебы. Пол­ ностью по всем предметам успевают так­ же пионеры второго класса. Члены нашей дружины не только учат­ ся хорошо сами, но и помогают своим то­ варищам. Ученице 4 класса Лиле Отрубилой трудно давался русский язык. Пионерка Светлана Тимошенко решила помочь по­ друге. Девочки занимались вместе, раз­ бирали письменные упражнения. Помощь принесла хорошие плоды. Сейчао Лиля Отрубила пе имеет неудовлетворительных оценок по русскому языку. Отличник учебы Володя Зайцев оказал помощь своей соученице Людмиле Патто- ковой. •Часто в нашей школе проводились те­ матические сборы по отдельным предме­ там. Так, в отрядах состоялись сборы на темы: «Кто лучше знает физику», «Вели­ кий ученый Ломоносов» и т. д. В четвертой четверти вся деятельность пионерской организации была подчинена подготовке к экзаменам. Этому посвяща­ лись и отрядные сборы. Кроме того, в каждом классе состоялись беседы об экза­ менах. \ Пионеры явились инициаторами груипо- вого повторения изученного материала. Ход подготовки к экзаменам освещался в школьной стенной газете. 30-летие пионерской «организации юные ленинцы нашей школы ознаменуют новы­ ми успехами в учебе. Г . АНАНЬИНА. Старшая пионервожатая^ Тсрибер- ской средней школы* Смелей, друзЪя, вперед! Горнист, играй отрядный сбор/ В ПОХОД, друзья, в ПОХОДі Ждут тундра и вершины гор И берега родных озер, Вожатые, вперед! Крылом багряным у древка Знамённый шелк, взметнись! Пускай дорога далека И дождь роняют облака, В колонну становись!. Навстречу утренней заре И солнцу и ветрам Шагать счастливой детворе. Советской дружной детворе. Прекрасная пора! У пионерского костра Веселый отдых ждет . Пускай туман, пускай жарп, Пускай кружится мошкара , — Смелей, друзья, вперед! Д. СОРОКИН. Поселок Никель. I Славное тридцатилетие Исполнилось 30 лег со дня создания пионерской организации имени В. П. Ленина. За эти годы пионерская органи­ зация прошла большой п славный путь. Большевистская партия всегда уделяла и уделяет огромное внимание воспитанию деіей. Па всем протяжении своей истории она боролась са то, чтобы наши дети — наше будущее жили яркой и счастливой жизнью. Ленинская «Искра» гневно би- чевзла бесчеловечную эксплоатзцпю де­ тей в дореволюционной России. В первые же годы существования со­ ветской власти партия большевиков, на­ ше правительство, несмотря на огромные трудности, провели ряд мероприятий, на­ правленных нз улучшение материального положения детей. Великие вожди трудящихся В. П. Ленин и И. В / Сталин всегда уделялн большое внимание организации детей. Учитывая, что организация детей это лучший путь воспитания коммунара, большевистская партия всемерно содей­ ствовала развитию детского коммунисти­ ческого движения. По указанию Централь­ ного Комитета партии большевиков в де­ кабре 1921 годз иа бюро ЦК комсомола был поставлен вопрос о создании пионер­ ских отрядов в пашей стране. Первые отряды юных тюнеров были созданы в феврале—апреле 1922 года в Москве прп 16-й типографии Краснопрес­ ненского района, при ремонтных мастер­ ских Октябрьской железной дороги Со­ кольнического района и в первом комму­ нистическом интернате Замоскворецкого района. С первых же дней своего существова­ ния пионерская организация, следуя ука­ заниям В. П. Ленина л И. В. Сталина, по­ вела борьбу са новую советскую школу. Пионеры, кроме того, помогали своим стар­ шим товарищам — комсомольцам и ком­ мунистам в решении и других вопрооов, выдвигаемых нашим правительством и нашей партией. Поэтому пионерские отря­ ды быстро завоевали авторитет и уваже­ ние со стороны взрослыхѴ Рабочие типографии на Красной Прес­ не, вручая пионерскому отряду Красное знамя, дали пионерам такой наказ: Юный пионер, помин и знай вождей революции. Умей владеть книгой п вин­ товкой. В случае опасности по первому сову республики будь готов выступить вперед на ее защиту. Береги материаль­ ные богатства республики. Береги здо­ ровье, развивай свое тело. Будь всегда честей, аккуратен, весел, трудолюбив. Если вас сейчао сотни, организуйте в отряды тысячи и сотни тысяч детей. При жизненных невзгодах никогда не па­ дай духом, а смело иди вперед п вперед. Твой девиз должен быть — «Всегда го­ тов!». Этот наказ свидетельствует о том вы­ соком значении, которое придается в на­ шей стране пионерской организации. Этот наказ определяет обязанности .каждого юного пионера. В мае 1922 года Всероссийская конфе­ ренция комсомола, обсуждая вопрос о пионерском движении, поручила Цен­ тральному Комитету комсомола разрабо­ тать его организационную форму. В этом же го л V с’езд комсомола по указанию Центрального Комитета партпп принял решений об об’едикении отрядов в единую : детскую, коммунистическую организацию голых пионеров, определил цели и задачи пионерской организации. Со времени ее создания ленинская пио­ нерская организация прошла большой л славный путь. Миллионы советских де­ тей получили в лей первые навыки об­ щественной жизни, научились безгранич­ но любить Родину и ненавидеть врагов. Пионерская организация способствовала формированию черт большевистского ха­ рактера. Пз числа пионеров вышло нема­ ло замечательных людей, которые добле­ стно боролись са свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечест­ венной войны против немецко-фашистских захватчиков. Всему миру известны имена Зои Космо­ демьянской, Олега Кошевого, Юрня Смир­ нова, Саппт Чекаліша, Лизы Чайкиной. Эгн юные герои отдали свою жизиь за счастье советских люден. Они, не задумы­ ваясь, шли на смерть во имя того, чтобы отстоять честь н свободу своей Родины. Юные патриоты были воспитаны пионер­ ской организацией, в ее рядах получили закалку, научились быть мужественными л честными. В апреле 1949 года XI с’езд ВЛКСМ обсуждал вопрос о работе комсомола в школе. Оиределяя задачи и пути дальней­ шего развития пионерского движения, с ’езд о особой силой подчеркнул, что пио­ нерская организация призвана содейство­ вать учительству в привитии школьникам социалистического отношения к учебо и к [общественно-полезному труду, помогать учащимся хорошо учиться, развивать у них пытливость, любознательность, на- •стойчивость и трудолюбие, стремление ак- .тивно участвовать в жизни школьного коллектива. Пионер должен служить при­ мером для всех остальных школьников и в учебе, и в дисциплине. Выполняя эти указания XI с’еода ВЛКСМ, пионерская организация добилась значительных успехов. С каждым годом советская школа поднимается п з новую, более высокую ступень. С каждым годом учащиеся получают всо более и более прочныо знания. И в этом, безусловно, есть немалая доля заслуги пионерской ор­ ганизации. Вместо со всей пионерской организа­ цией Советского Союза росла и крепла организация юных ленинцев Мурманской области. В настоящий момент она об’еди­ няет в своих рядах более 25 тысяч уча­ щихся. Можно с полным основанием ска­ зать, что пионерскио дружины являются лучшим, передовым отрядом школьной мо­ лодежи советского Заполярья. Юные ле­ нинцы показывают пример в учебо и дис­ циплине, они являются организаторами досуга, пртптшіаіот активное участие в школьной общественной жизни. Многие пионерские организации Мур­ манской области накопили интересный и ценный опыт работы. Особенно большие изменения в деятельности наших пионер­ ских дружин произошли после XI с’езда комсомола и VII пленума ЦК ВЛКСМ. Большинство пионерских дружин яв­ ляется подлинным помощником директоров школ и учительских коллективов в борь­ бе за повышение успеваемости. Этого дрѵжішы смогли достичь благодаря тому, что улучшилось содержание пионерской работы, которая главным образом направ­ лена сейчас на борьбу за повышение ка­ чества учебяо-воспитательпо.го процесса.' Немало передовых пионерских дружин и в областном центре. В школах ЛгЛ! 10, о, 2 , в начальной базовой школе за пос­ леднее время значительно увеличилось [количество пионерских отрядов, имеющих полную успеваемость. Такое же положе­ ние. во второй п пятой Кандалакшской школах, в третьей Мончегорской школе, школе 2^2 6 города Кировска. Содержательная и интересная работа проводится в пионерской дружине 10 *й базовой школы города Мурманска. При активном участии педагогического кол­ лектива в звеньях н отрядах ведется дея­ тельная борьба са воспитание у пионеров и школьников сознательного, коммунисти­ ческого отношения к выполнению своих обязанностей. В школе регулярно выпу­ скается стенная газета, которая помогает учащимся лучше организовать режим дня, дает советы по подготовке домашних за­ даний. Большую пользу принесли отряд­ ные сборы, посвященные темам: «Минута час бережет», «Лень нам не попутчица». Многое для повышения успеваемости и улучшения дпецпплнны оделалн и пио­ неры пятой школы. Сборы, посвященные подготовке к урокам, устному народному творчеству принесли значительную поль­ зу. Немалую роль в углублении знаний школьников сыграла также внеклассная кружковая работа. Владимир Ильич Ленин учит, что под­ растающее поколение надо с юных лет воспитывать в сознательном іг дисципли­ нированном труде. Одна из отличительных особенностей советской школы заключает­ ся именно в том, что она прививает сво­ им воспитанникам трудовые навыки. Юные ленинцы растут в обстановке твор­ ческого созидательного труда, воспиты­ ваются в духе глубокого уважения к труду. И мурманские пионеры принимают по­ сильное участие в труде. Руками школь­ ников Кольского полуострова сделано мно­ гое по озеленению наших городов и по­ селков. Большое количество растений вы­ сажено у зданий школ и выведено в са­ мих школах. Юные мнчурлнцы Кольской средней школы, школы 6 Кировского (района, второй, первой и двенадцатой школ Мурманска работают на пришколь­ ных участках, выращивают новые куль­ туры, изготовляют наглядные пособия по биологии. Лучшие наглядпыо пособия, изготовлен­ ные .в нынешнем году руками учащихся, были посланы на Всесоюзную выставку и получили там высокую оценку. Работы мичуринцев Кольской средней школы и школы Л? 6 города Кировска представ­ лены для включения в число экспонатов на Всесоюзную сельскохозяйственную вы­ ставку. Серьезное внимание в школах совет­ ского Заполярья уделяется также физи­ ческому' воспитанию. Тысячи пионеров являются членами различных кружков и секций. Юные лыжники показали высо­ кие спортивные результаты в соревнова­ ниях на приз газеты «Пионерская прав­ да», в которых принимало участие более 10 тысяч спортсменов. Многими хорошими и интересными де­ лами знаменует пионерская организация Мурманской области славную юбилейную дату. У нас, в советском Заполярье, вос­ питано немало ппонеров-отличннков, ко­ торым присуждены почетные грамоты об­ кома ВЛКСМ. Сейчас школы Мурманской области вступили в самый ответственный период своей жизни. Сегодня начинаются экза­ мены. Нет никакого сомнения в том, что пиоперы ознаменуют славную годовщину пионерской организации новыми высоки­ ми успехами. Секретарь ВЛКСМ. М. ЧАСТНИК. Мурманского обкома А4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz