Полярная правда. 1952, май.
&» 1 1 7 (7223 ) 18 ДО 1 9 5 2 ru П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 СОВЕТСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Благоустройству городов и поселков- первостепенное внимание Партиг большевиков, Советское прави тельство, л ч н о товзрнщ Сталігп делают всо для тогѵ советские люди жплн зажиточно в культурна, чтобы с каждым днем все полнее удовлетворялись нх за просы. Эта забота особенно ярко видна на прн- гере нашей Мурманской области. Здесь неузнаваемо преображаются города и ра ботав поселки, строятся многоэтажные ка менные дома, асфальтируются улицы, воздвигаются здания культурно-просвети тельных учреждений. Советское прави тельство неоднократно принимало поста новления о жилищно-бытовом п культур ней! строительстве в городах н рабочих поселках Кольского полуострова. Па эти цела ежегодно выделяются десятки мил лионов рублей. Все более широкий размах приобретают работы по благоустройству. В минувшем году на это было израсходовало 18,5 мил лиона рублен. За счет этих капиталовло жений были приведены в порядок город ские магистрали, асфальтировались н озе ленялись улицы я придомовые террито рии, расширялась сеть уличного освеще ния, улучшалось водоснабжение, отделы вались Фасады зданий. В нынешнем году намечен еще более широкий план по благоустройству. Осо бенно большие работы предстоит провести в Мурманске, Мончегорске, Кандалакше, Полярном п Кнровске. И нынче Советское правительство ока зывает нашей области огромную помощь. Совет Министров СССР принял специаль но© постановление, в соответствии с кото рый общая сумма затрат на благоустрой ство составит свыше 23 миллионов руб лей. В том числе на реконструкцию и приведение в порядок дорожпо-могтового хозяйства ассигнуются 8,4 миллиона руб лей, на благоустіюйство придомовых тер риторий — 4,5 миллиона рублей, на озе ленение — 1,4 миллиона рублей. В постановлении предусматривается ас фальтирование улиц в Мурманске п Кан далакше, строительство второй очереди водопровода в Кандалакше, проектирова ние троллейбусной линии в Мурманске, строительство бань и прачечных в Поляр ной И Североморске. Только лишь один TP 9 CT «Мурманрыбстрой» должен выпол нять из 2 миллиона рублей работ по ас- ф*альтнрованпю улиц в областном центре. В приведении в порядок дорожно-мостово го хозяйства в Кандалакше, Кнровске, Мончегорске и Полярном также будут принимать большое участие ведомственные предприятия п организации. Широкий план работы по благоустрой ству, который следует осуществить в ны нешнем году, возлагает большую ответ ственность на местные Советы депутатов трудящихся. Онп обязаны принять всо меры для того, чтобы этот план был вы полнен, чтобы работы производились вы сококачественно. Исполкомы городских н районных Сове тов уже сейчас должны беспокоиться о тон, чтобы была подготовлена необходимая техническая документация. Нужно заранее решить вопросы по обеспечению об’ектов строительными материалами, механизмами, кадрами рабочих и руководящего состава. Серьезное внимание нужно уделить так же широкой наосово-раз’ясннтелъной рабо те среди населения, направленной на привлечение трудящихся к активному участию в работах по благоустройству. Вопрос о подготовке к работам по бла гоустройству обсуждался па заседаниях облисполкома. Общий план был утверж ден еще 6 марта. Подавляющее большин ство исполкомов городских и районных Советов также уделили должное внима ние этому важному делу, рассмотрели па своих заседаниях планы благоустройства, организовали заготовку строительных ма териалов. Но все же положение сейчзс остается таким, что позволяет тревожиться за вы полнение отдельных пунктов плана. Неко торые об’екты до сих пор не обеспечены технической документацией. Так, нет необходимой документации для строитель ства второй очереди водопровода в Канда лакше, для реконструкции улиц Воров ского, Пушкинской и Профсоюзов в Мур манске. Плохо обстоит дело с заготовкой местных строительных материалов, с при ведением в порядок механизмов и обору дования. ' Кандалакшский горисполком (председатель тов. Гущин) но принял еще необходимых мер к тому, чтобы работы были начаты своевременно. Вызывает удивление отношение к бла гоустройству исполкомов Мурманского го родского Совета (председатель тов. Мякн- шев) и Кировского районного Совета (пред седатель тоз. Можуйко). Здесь еще до сих пор пе удосужились обсудить этот важней ший вопрос на сессиях. Ни в Кировском районе, ни в Мурманске пе ведут разъяс нительной работы среди трудящихся в этом направлении Мурманский горисполком не обращает должного внимания на благоустройство придомовых территорий, не требует от ве домственных организанпй прпведення в по рядок дворов. Вот характерный пример. Совсем недавно был введен в строй дом 25 50 по проспекту имени Сталина. Со стороны улнпы это 8 данио оформлено до статочно хорошо, но во дворе до сих пор царит хаос. Полярное лето коротко. Его нужно ис пользовать возможно -полнее для того, что бы строители могли полностью справиться с возложенными на них задачами. Следо вательно, нужно тзк организовать дело, чтобы работы велись в исключительно вы соком темпе. Большую роль в этом должны сыграть постоянные комиссии коммунального хо зяйства. Пх задача заключается в осуще ствлении контроля за выполнением плаиа благоустройства, за качеством работ, за организацией труда. Члены постоянной ко миссии должны опираться прп этом па по мощь широкого актива m числа трудя щихся. В прошлом году не все исполкомы спра. внлпсь с выполнением плана по благо устройству. Необходимо учесть ошибки ми нувшего года п добиться стопроцентного осуществления всех работ, полного исполь зования ассигнованных па эго средств. П. НОТОРИН. Председатель постоянной жилищно- коммунальной комиссии Мурман ского областного Совета. Б ОТВЕТ НА ПРИЗЫВ МОНЧЕГОРЦЕВ - Трудящиеся Кандалакши живо отклик нулась ва обращение мончегорцев о под готовке шкод к новому учебному году. На заседании горисполкома утвержден план мероприятий, в результате выполнения которого в школах города к 1 сентября будут созданы все условия для успешной учебы. Ремонт школьных зданий и инвентаря в основном осуществит шефствующие ор ганизации. В каждой школе ужо состав лены сметы ремонтных работ, поданы за явки на необходимые материалы, оборудо вание и мебель. Общеизвестно, что успеваемость во многом зависит от подбора и расстановки педагогических кадров. Городской отдел народного образования уже сейчас провел распределение учителей па будущий год. Об одном важном, но забытом вопросе На предприятиях рыбной промышлен ности Мурмана работает большое количе ство женщин. Лѵенщпны трудятся на ры бообрабатывающих базах, в сетевязаль ных мастерских, на судоремонтных пред приятиях, промысловых судах. Большую помощь оказывают женщины рыбакам прибрежного промысла. Трудящимся Заполярья хорошо извест но имя мастера высоких уловов рыбач ки — депутата, областного Совета Ната лии Ивановны Гурбатовой пз колхоза «Свободный Мурман», Терпберского райо на. На промысле тов. Гурбатова работает болео 10 лет. На передовой мотоботе «Глобус», кох- хоза «Нурманец», несколько лет плавает Александра Михайловна Миронова. Алек сандра Михайловна, являясь хорошим по варом, следит н з* чистотой кубрика, по могает команде обрабатывать орудия лова. На этом же судне показывает пример в труде рыбачка Агафья Поликарпова Владыко. Хорошо работает на промысле рыбачка малого траулера «Сардинка» Варвара Се меновна Алекоееза из артели имени Воро шилова. Значительная часть женщин работает на рыбообрабатывающих пунктах. Серьез ную помощь промысловикам женщины оказывают в изготовлении и ремонте ору дий лова. Коллектив сетевязальной ма стерской Тсрнберскои МРС, где большую часть работающих составляют женщины, успешно справляется с производственный заданием. План первого квартала сетевя зы выполнили па 126 процентов, произ водственное задание четырех месяцев — на 114.4 процента. Примеров самоотверженного труда жен щин на промысле и предприятиях, от ко торых зависит выполнение плана добычп рыбы, много. Однако все же женщины еще недоста точно привлекаются к участию в про мысле. Пз 16 трудоспособных женпінп, состоящих в колхозе «Зеленцы», в прош лом году на промысле работали только двое. Такое же положение и в нынешнем году. В колхозе имени Ворошилова пз 69 трудоспособных женщин в настоящее время на промысле работают только трое. Половина женщин этой артели не только не участвует на промысле, по но выпол няет в колхозе никаких работ. С подобной практикой можно встре титься во многих колхозах Терпберского района. Возникает вопрос, почему в колхозах Терпберского района плохо используется женский труд? Правления рыболовецких колхозов под бором п расстановкой рабочей силы на промысле занимаются плохо. Они не при дают должного значения привлечению женщин к промысловой работе. Трудоспособные женщины хорошо мо гут ловить рыбу тягловыми неводами, по могать рыбакам в наживленип тресковых тюков. Между том комплектованием жен ских бригад прибрежного лова никто пе занимается. В пастоящео время, используя благо приятную промысловую обстановку, команды промысловых судов Терпберского, Терского, Полярного, Кандалакшского рай онов и рыбаки других МРС ежедневно вылавливают тысячи центнеров рыбы. Рыбообрабатывзюшио предприятия, нахо дящиеся в районе Тернберкн, из-за недо статка рабочей силы пе обеспечивают своевременной приемки н обработки уло ва. Поэтому промысловые суда пмегот простои. Тут-то и должны притги жен щины па помошь рыбообработчикам. Правления колхозов и райисполкомы дол жны решить этот важный вопрос. В. МЕРКУРЬЕВ. (Наш соб. корр.). Тернберка. ОБЕСПЕЧИМ. ВЫСОКУЮ УРОЖАЙНОСТЬ Квадратно-гнездовой способ посадки в а р т в й ш В центральных областях СССР в тече ние ряда лет практикуется посадка кар тофеля квадратно-гнездовым способом. Урожай картофеля прп этом способе по садки колхозы н совхозы получают зна чительно выше, чем прп обычной рядовой посадке картофеля. Одновременно сокра щаются н затраты труда, главным обра зом, на прополку картофеля. В прошлом году посадка картофеля квадратно-гнездовым способом испытыва лась на экспериментальном участке Коль ского филиала Академии наук СССР. Нз экспериментальном участке прп посадке картофеля квадратно-гнездовым способом был получен урожай в 156,2 центнера, а при обычном способе посадки — 120,6 центнера с гектара. Па участке, где бы ло внесено 30 тонн павоза на гектар вразброс п 30 тонн под растения в лун ки, урожай прп квадратно-гнездовой по садке был получен в 247,8 центнера с гектара нлп в два раза выше, чем при обычном способе посадки. Квадратно-гнездовая посадка имеет ряд преимуществ по сравнению с рядовой. Известно, что во время заморозков наи более низкая температура воздуха бывает на ровной поверхности почвы. Прн квад ратно-гнездовом способе посадкп растения находятся па холмпках, в болео теплом слое воздуха, и в результате этого карто фель меньше повреждается заморозками. Движение воздуха во время заморозка между растениями при квадратпо-гнездо- вой посадке сильнее, чем прп рядовой. Застой же воздуха вызывает усиленно заморозка п большее повреждение расте ний. Прн посадке по два клубня в гнездо листья у обоих растений во время замо розков как бы защищают друг друга н в результате этого повреждаются меньше, чем на одиночных растениях. Затраты труда, главным образом на прополку, в результате механизированной обработки междурядий в івух направле ниях значительно сокращаются. Работы по уходу за картофелем можно будет про водить в более сжатые сроки, что имеет исключительно большое значение в ус ловиях Крайнего Севера, где в связи с коротким вегетационным периодом всякое промедление работ по уходу за сельскохо зяйственными культурами ведет к зна чительному снижению урожая. В этом году в каждом колхозе н совхо зе Мурманской области необходимо испы тать хотя на небольшой плошадн в два— три гектара квздратно-гнездовой способ посадки картофеля с тем, чтобы в 1953 году применить его на всех площадях, где возможна механизированная обработка картофеля в дзух направлениях. Прп квадратно-гнездовой посадке кар тофеля осенняя н весенняя обработка поч вы производится обычным способом. Большая часть органических п минераль ных удобрений вносится под вссеппюго вспашку, а около 20 тонн органических удобрений па гектар вносится местно, то есть в борозду плп в лупкп под расте ния, перед посадкой. После боронования участок маркирует ся в двух направлениях 70 х 70 санти метров. Для того, чтобы следы маркера были отчетливо видны, маркерозка вна чале производится поперек следов боропо- вашія. Если участок имеет глубококомко ватую поверхность, то перед маркеровкой его нужно прикатать. Следы от маркера должны быть прямолинейны п отчетливо видны. Необходимо обращать особое внимание на правильную маркеровку поля н точ ность посадкп картофеля на перекрестке ПИСЬМО линий маркера. От этого зависит вось ус пех работы, так как только прн правиль ной посадке возможна механизированная обработка междурядий в двух направле ниях, обеспечивающая борьбу с сорняка ми и хороший рост картофеля. На участ ках, засоренных камнями, где нельзя до биться правильного распределения кустов картофеля, этот способ посадки неприме ним. На участках, слабо засоренных кам нями, его можно использовать, применяя конную обработку. На сухих участках лучше вносить удобрения н сажать картофель в бороз ды. Для этого в одном направлении по следу маркера наезжаются окучнпкоѵ не глубокие борозды. На дноѵборозды против пересечения с линиями маркера раскла дывается смесь органических и минераль ных удобрений из расчета по одному ки лограмму на гнездо. В бок борозды, всегда с одной стороны садится по два клубня картофеля радом пли на расстоянии 8 — 10 сантиметров один от другого. В условиях Мурманской области посадку картофеля не следует производить слишком глубоко. Прп глубо кой посадке картофель поздно дзет всходы. После посадкп картофеля борозды за делываются тыльной стороной бороны «зпг-заг». На учзстках, обеспеченных адагой, можно не наезжать борозды. Удобрения раскладываются рядом с линиями пересе чения маркера, а картофель по два клуб ня сажается па месте пересечения. Удоб рения и клубни картофеля заделываются окучником на небольшую глубину. На сильно увлажненных нпзіганых участках, а также прн рапней посадке клубни кар тофеля рекомендуется сажать в холмякп. Органические и минеральные удобрения раскладываются на пересечении ЛИНИЙ маркера. Прн этом окучнпком в двух на правлениях заделываются ва небольшую глубину удобрения и в образовавшиеся холмики на месте пересечения лпний маркерз сажаются рядом нлп на расстоя нии 8 — 10 сантиметров два клубня кар тофеля. Последующий уход до появления всхо дов заключается в рыхлении междурядий, а прн гладкой посадке — в бороновании легкими боронами. После появления всходов рыхленле л окучивание картофеля производится в двух направлениях. При этом почти пол ностью уничтожаются сорняки. Только на исключительно засоренных участках не обходимо уничтожать сорняки руками в гневдах картофеля. За период роста картофеля ладо произ вести одно рыхление и два окучивания картофеля в двух направлениях. Затрата рабочей силы на прополку сорнякоэ при квадратно-гнездовом способе посадкп со кращается в пять—десять раз. Уборка урожая при квадратно-гнездо вом способо посадкп производится, как л обычно, распахиванием холмиков трактор ным- или конным окучником. Производи тельность труда на уборке повышается благодаря меньшему количеству гнезд на плопілдн. Квадратно-гнездовой способ посадки картофеля отвечает в значительно боль шей степени почвенным и климатическим условиям Мурманской области, чем обыч ный рядовой, прп вп?дреппн его в произ водство урожайность картофеля значи тельно повысится. В РЕДАКЦИЮ Помещение клуба... опечатано Трудящиеся поселка Абрам-мыо в один прекрасный день угнали о той, что они остались без клуба. Органы пожарного подзора опечатали клубное помещение и запретили эксплоатпроватьхего. Эго повторяется уже неоднократно. Пе риодически орланы пожарного надзора за крывают клуб и рабочие судоремонтных мастерских е а длительное время лишаются возможности весело и интересно провести свой досуг: послушать лекцию, посмотреть кинофильм или концерт. Несколько лет ведутся разговоры о строительстве нового клуба в поселке Абрам-мыс, Но до сих пор дальше разгово ров дело пе идет. М. ЛЮБУТСНИЙ. Прздссдатсль правления клуба су- дорг^зктных мастерских Абрам- мыса. * о * ОТ РЕДАКЦИИ: Вопрос, поднятый тов. Любутскпм, (заслуживает самого серьезного внимания. В прошлом году на строитель ство нового клубе, была отгіущена нема лая сумма. На протяжении перзого полу-, годил между директором судоремонтных мастерских тов. Доятко и обкомом проф союза работников рыбной промышленности шли споры о том. каким же должно быть здание «луба: деревянным пли каменным. Спор этот иродолжалоя до тех пор, по ка ассигнования не были сняты. Во втором полугодии еа строительство клуба были вновь отпущены значитель ные средства. Но н эти деньги остались неиспользованными. Руководство предприятием, партийная организация, обком профсоюза обязаны принять необходимые меры к тому, чтобы обеспечить трудящихся поселка возмож ностью культурного досуга. И. БУРКИН. Научный сотрудник Нольского фи лиала Академии наук, кандидат сельскохозяйственных наук. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ <ПОЛЯРНОИ ПРАВДЫ» „Улучшить гидрометслужбу на траулерах* Под таким заголовком в номере «По лярной правды» от 26 апреля 1952 го да была напечатана статья, в которой го ворилось, что некоторые судоводители про мысловых кораблей плохо ведут гидроме теорологические наблюдения в норе. Главный инженер об’едпненпя «Мур- манрыба» тов.-Курочко сообщает в редак цию, что в целях устранения недостатков, вскрытых в корреспонденции, начальнику тралового флота тов. Стрельбицкому и на чальнику рыбного порта тов. Тпсленко предложено обеспечить строгим контроль за производством гидрометеорологических наблюдений, обеспечить своевременную сдачу необходимых приборов в ренонт или проверку. „Где же награды юным спортсменам?" Под таким заголовком в номере «По лярной правды» от 23 апреля этого года была помешепз заметка о том, что област ной комитет по делам физкультуры 4 и спорта не выслал значки п удостоверения БГТО и ГТО физкультурникам — школь никам Терского района. Как сообщает председатель Мурманско го областного комитета по делам физкуль туры п спорта тов. Остромышенскпй, инспектору комитета тов. Калининой, допустившей задержку документов, сдела но предупреждение. Удостоверения п приказ комитета о на граждении спортсменов высланы в посе лок Умба 3 мая этого года. Неиспользованные резервы Мурманского морского пароходства Норякп Мурманского пароходства план перевозок первого квартала выполнили по тоннам на 101,5 процента, по тонно-мн- лям — па 100,5 процента. Одному пз лучших кораблей бассейна — пароходу «Сестрорецк» (капитан тов. Хнрхзсов, старший кехаппк тов. Грибанов) присуж дена третья премия во Всесоюзном социа листическом соревновании моряков. Расширяя предмайское соревнование, моряки завершили апрельский план пере возок по тоннам на 121,5 процента н по тонно-милям — на 112,5 процента. Казалось бы, высокие показатели в ра боте коллектива Мурманского пароходства (начальник тов. Иванов) свидетельствуют о том, что работники управления и плав состав об’едннеппынп усилиями изыскали пути п возможности к грамотной рента бельной и ритмичной эксплоатацнн каж дого судна, об’единплн своп усилия в борьбе за выполнение государственного плана по всем показателям, добились чет кой организации труда па всех участках своего хозяйства. Детальное ознакомление с работой пароходства, а главное, какие воз можности не использованы, дает право сде лать вывод, что пароходство работает да леко не в полную силу. Успехи здесь мог ли быть значительно большими. Важнейшей задачей морского пароход ства является полное использование тон нажа судов, от этого в первую очередь за висит выполнение и главного показателя — задания по тонно-милям. А с этим как раз и неблагополучно в пароходстве. Допушепно 2.627 судо-часов непроиз водительных простоев в течение 4-х меся цев нового года равноценно тому, что без действовало одно судно грузопод’емностыэ до 5 тысяч тонн в течение 30 суток. Тем самым перевезено грузов на 10 миллионов тонно-миль меньше! Самым крупным недостатком управлен ческого аппарата пароходства л судовых экипажей является из рук воп плохое планирование, подготовка н проведение судоремонта. Если в январе пароходство выполнило план по тоннам па 135,9 про цента, по тонно-милям — на 121,5 про цента, то в феврале, соответственно — на 68 процентов н 86,4 процента. Такое рез кое снижение — следствие невыхода пз ремонта пароходов «Ловзть», «Селенга», «Софья Перовская» и перехода без груза на бззу ремонта парохода «Сталинабад». Каждый месяц задержку выхода из ре монта от 5 до 15 суток имеют 2— 3 суд на, а пароход «Селенга» нз четырех ме сяцев, запланированных ему в эксплоа- тацпн, два простоял в ремонте. Руководители механико-судовой службы (начальник тов Крумнп) не знают техни ческого состояния кораблей: Да и как можно знать, если нп одпо судно не име ет основного элементарного документа — судового технического паспорта, а каждый механизм — технического формуляра. сами осмотры, их результаты остаются вне поля зрения групповых инженеров и механика-наставника, которого к тому же в течение многих лет не видели в рейсе нп па одном судне в положенной ему ро ли. Механик-наставник числится только в ведомостях на зарплату, выступая то в качестве подменного старшего механика, то в роли п. о. начальника механико-су довой службы п, наконец, главного инже нера пароходства. Текучка, «авралы» за- хлестпулп групповых инженеров, началь ника механико-судовой службы тов. Кру- мпна и механика-наставпика тов. Кондако ва. Результаты: недостатки но устраняют ся. Па пароходе «Кама», например, в прош лом году произошло 11 аварлй и аварий ных случаев по мехзнической частп. В механико-судовой службе, да п в па роходство в целой дает себя знать застой технической мысли, хотя здесь работают в большинстве своем специалисты с выс шим образованием и богатым практиче ским опытом. Чем, например, об’ясппть тот факт, что две однотипных котельных установки — пароходов «Мета» п «Зоя Космодемьяп- ская» — работают по-разпому? Экппаж парохода «Зон Космодемьянская» пз меся ца в месяц экономит десятки тонн топли ва, а парохода «Мета» — работает с си стематическим пережогом. Факты система- проведением в жизнь «Правил техниче ской эксплоатацпп», введенных на мор ском флоте болео трех лет тому назад. Все это в основном породило условия, прн которых неизбежны аварии механиз мов п устройств, их преждевременный из нос, длительные внеплановые стоянки су дов па ремонтных базах, ломку графиков перевоза грузов и пассажиров, несвоевре менную постановку в очередной ремонт отдельных судов. Основным злом, порождающим плохую эк-.-плозтацпго флота, является низкое тех ническое состояние ряда судов. Это-то н не позволило перевестп суда на работу по стахановскому часовому графику. Цен ная инициатива в пароходстве пе пашла должного распространения п совсем заглохнет, если пе будет произведен ко ренной перелом в техническом состоянии судов. Много серьезных недостатков п в ком мерческой эксплоатацпп флота. Громадны непроизводительные простои судов в пор тах, но находящихся под непосредствен ным контролем отдела главного диспетче ра (тов. Федотов). Но пмегот место про стоп кораблей и в Мурманском порту и других пунктах бассейна. Так, например, только в течение двух месяцев текущего года — январе и нарте — суда каботаж ного флота потеряли свыше 280 судо-ча сов. Разптелыіын примером неграмотной эксплоатацпп явился случай, происшед ший с пароходом «Лигово». В середине февраля судно оказалось в длительном простое на рейде пз-за большого скопле ния кораблей Служба эксплоатацпп па шла правильный выход нз создавшегося положения, дав судну возможность сде лать промежуточный рейс с грузом в один пз ближайших портов. Но, придя впозь в Мурманск, пароход «Лигово» оказывает ся «потерял» свою очередь под погрузку п был вынужден остаток месяца на гла зах руководителей пароходства и порта простаивать па якоре. О неграмотной эксплоатацпп' говорит н факт неравномерной работы отдельных судов по месяцам Парусно-моторпая шху на «Тахкуна», напрпмер, выполнив план февраля по тоннам на 214,2 процента, по тонно-милям — на 352,4 процента, в марте выполнила соответственно на 70,3 процентз п 69,9 процента. Пмегот место н прямые казусы в опера тивном руководстве флотом. Так, в апреле в одном нз портов окончил выгрузку па роход «3 Космодемьянская» и несколько дней руководство пароходством не знало о его дальнейшей судьбе. Экнпажп передовых кораблей морского флота «Краснодар», «Кафур Мамедов», «Красногвардеец», «Москва» давно показа ли пути использования больших резервов. Эти резервы г»освобождеппи полезной гру- зо-под’емносгп судна путем удаления с бор та ненужного хлама, лома, лишних вещей, годами возимых «мертвым балластом», ото и точный расчет судовых запасов топли ва, воды п смазки на рейс. Морякам Мур манского бассейна известно о почппе эки пажа парохода «Воронеж», добившегося увеличения скорости хода на 10— 15 про центов от заданной, продления срока пла- ваппя без вывода па ремонт, отличного содержания всего судна в целом. Советские ученые далп флоту различ ные расчеты, научные обоснования, от крыв широкую перспективу грамотной эксплоатацпп кораблей, обеспечения безо пасности кораблевождения. К таким тру дам относится, например, «Диаграмма контроля и регулированпя нагрузки су дов», названная по пмени ее составителя «диаграммой профессора Павленко». Гра фики «диаграммы профессора Павленко» чрезвычайно простые, дают возмож ность в течение двух часов решить целый комплекс вопросов по конт ролю и регулированию посадкп и остой чивости судов прп пх эксплоатацпп в раз личных состояниях нагрузки. В практиче ской эксплоатацнп судна «диаграмма» позволяет обосновать, есть лн необходи мость в принятия на борт судов балласта. Несмотря на то, что издан специальный приказ Министра морского флота, обязы вающий всо пароходства' в 1952 году иметь для каждого судна расчеты графи ков «диаграммы профессора Павлепко», таких графиков не имеет пока пн одно судно нашего, бассейна. А нежду тем, па рейса в рейс, пз года в год суда Мурман ского пароходства возят в трюмах вместо полезного груза свыше 1,5 тысячи тонн баллзста. Общеизвестна сложность метеорологиче ской обстановки в пашем заполярном мор ском бассейне. Нередкп здесь туманы, сне гопады. Сотни часов эксплоатацпоипого времени теряют суда из-за плохой види мости в одном только Кольском заливе, по имея возможности выйтп пз порта или зайти в пего. Ежегодно пароходство теря ет около 400 тысяч рублей в связи с недовозои груза, расходом на содержание простапваюшпх из-за плохой видимости судов и т. д. Изыскание внутренних резервов, наря ду с грамотной эксплоатацней флота — основная задачз коллектива Мурманского пароходства, которая должна- быть ре шена. А. ЗНАМЕНСКИЙ. тического перерасхода угля па пароходе «Кама» в рейсах тревожны. Составленные кое-где на судах графп:н j Совершенно неудовлетворительно по- профплактических осмотров механизмов л !ставлено дмо с точным и пеуклоннын
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz