Полярная правда. 1952, май.

&» 1 1 7 (7223 ) 18 ДО 1 9 5 2 ru П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 СОВЕТСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Благоустройству городов и поселков- первостепенное внимание Партиг большевиков, Советское прави­ тельство, л ч н о товзрнщ Сталігп делают всо для тогѵ советские люди жплн зажиточно в культурна, чтобы с каждым днем все полнее удовлетворялись нх за­ просы. Эта забота особенно ярко видна на прн- гере нашей Мурманской области. Здесь неузнаваемо преображаются города и ра­ ботав поселки, строятся многоэтажные ка­ менные дома, асфальтируются улицы, воздвигаются здания культурно-просвети­ тельных учреждений. Советское прави­ тельство неоднократно принимало поста­ новления о жилищно-бытовом п культур­ ней! строительстве в городах н рабочих поселках Кольского полуострова. Па эти цела ежегодно выделяются десятки мил­ лионов рублей. Все более широкий размах приобретают работы по благоустройству. В минувшем году на это было израсходовало 18,5 мил­ лиона рублен. За счет этих капиталовло­ жений были приведены в порядок город­ ские магистрали, асфальтировались н озе­ ленялись улицы я придомовые террито­ рии, расширялась сеть уличного освеще­ ния, улучшалось водоснабжение, отделы­ вались Фасады зданий. В нынешнем году намечен еще более широкий план по благоустройству. Осо­ бенно большие работы предстоит провести в Мурманске, Мончегорске, Кандалакше, Полярном п Кнровске. И нынче Советское правительство ока­ зывает нашей области огромную помощь. Совет Министров СССР принял специаль­ но© постановление, в соответствии с кото­ рый общая сумма затрат на благоустрой­ ство составит свыше 23 миллионов руб­ лей. В том числе на реконструкцию и приведение в порядок дорожпо-могтового хозяйства ассигнуются 8,4 миллиона руб­ лей, на благоустіюйство придомовых тер­ риторий — 4,5 миллиона рублей, на озе­ ленение — 1,4 миллиона рублей. В постановлении предусматривается ас­ фальтирование улиц в Мурманске п Кан­ далакше, строительство второй очереди водопровода в Кандалакше, проектирова­ ние троллейбусной линии в Мурманске, строительство бань и прачечных в Поляр­ ной И Североморске. Только лишь один TP 9 CT «Мурманрыбстрой» должен выпол­ нять из 2 миллиона рублей работ по ас- ф*альтнрованпю улиц в областном центре. В приведении в порядок дорожно-мостово­ го хозяйства в Кандалакше, Кнровске, Мончегорске и Полярном также будут принимать большое участие ведомственные предприятия п организации. Широкий план работы по благоустрой­ ству, который следует осуществить в ны­ нешнем году, возлагает большую ответ­ ственность на местные Советы депутатов трудящихся. Онп обязаны принять всо меры для того, чтобы этот план был вы­ полнен, чтобы работы производились вы­ сококачественно. Исполкомы городских н районных Сове­ тов уже сейчас должны беспокоиться о тон, чтобы была подготовлена необходимая техническая документация. Нужно заранее решить вопросы по обеспечению об’ектов строительными материалами, механизмами, кадрами рабочих и руководящего состава. Серьезное внимание нужно уделить так­ же широкой наосово-раз’ясннтелъной рабо­ те среди населения, направленной на привлечение трудящихся к активному участию в работах по благоустройству. Вопрос о подготовке к работам по бла­ гоустройству обсуждался па заседаниях облисполкома. Общий план был утверж­ ден еще 6 марта. Подавляющее большин­ ство исполкомов городских и районных Советов также уделили должное внима­ ние этому важному делу, рассмотрели па своих заседаниях планы благоустройства, организовали заготовку строительных ма­ териалов. Но все же положение сейчзс остается таким, что позволяет тревожиться за вы­ полнение отдельных пунктов плана. Неко­ торые об’екты до сих пор не обеспечены технической документацией. Так, нет необходимой документации для строитель­ ства второй очереди водопровода в Канда­ лакше, для реконструкции улиц Воров­ ского, Пушкинской и Профсоюзов в Мур­ манске. Плохо обстоит дело с заготовкой местных строительных материалов, с при­ ведением в порядок механизмов и обору­ дования. ' Кандалакшский горисполком (председатель тов. Гущин) но принял еще необходимых мер к тому, чтобы работы были начаты своевременно. Вызывает удивление отношение к бла­ гоустройству исполкомов Мурманского го­ родского Совета (председатель тов. Мякн- шев) и Кировского районного Совета (пред­ седатель тоз. Можуйко). Здесь еще до сих пор пе удосужились обсудить этот важней­ ший вопрос на сессиях. Ни в Кировском районе, ни в Мурманске пе ведут разъяс­ нительной работы среди трудящихся в этом направлении Мурманский горисполком не обращает должного внимания на благоустройство придомовых территорий, не требует от ве­ домственных организанпй прпведення в по­ рядок дворов. Вот характерный пример. Совсем недавно был введен в строй дом 25 50 по проспекту имени Сталина. Со стороны улнпы это 8 данио оформлено до­ статочно хорошо, но во дворе до сих пор царит хаос. Полярное лето коротко. Его нужно ис­ пользовать возможно -полнее для того, что­ бы строители могли полностью справиться с возложенными на них задачами. Следо­ вательно, нужно тзк организовать дело, чтобы работы велись в исключительно вы­ соком темпе. Большую роль в этом должны сыграть постоянные комиссии коммунального хо­ зяйства. Пх задача заключается в осуще­ ствлении контроля за выполнением плаиа благоустройства, за качеством работ, за организацией труда. Члены постоянной ко­ миссии должны опираться прп этом па по­ мощь широкого актива m числа трудя­ щихся. В прошлом году не все исполкомы спра. внлпсь с выполнением плана по благо­ устройству. Необходимо учесть ошибки ми­ нувшего года п добиться стопроцентного осуществления всех работ, полного исполь­ зования ассигнованных па эго средств. П. НОТОРИН. Председатель постоянной жилищно- коммунальной комиссии Мурман­ ского областного Совета. Б ОТВЕТ НА ПРИЗЫВ МОНЧЕГОРЦЕВ - Трудящиеся Кандалакши живо отклик­ нулась ва обращение мончегорцев о под­ готовке шкод к новому учебному году. На заседании горисполкома утвержден план мероприятий, в результате выполнения которого в школах города к 1 сентября будут созданы все условия для успешной учебы. Ремонт школьных зданий и инвентаря в основном осуществит шефствующие ор­ ганизации. В каждой школе ужо состав­ лены сметы ремонтных работ, поданы за­ явки на необходимые материалы, оборудо­ вание и мебель. Общеизвестно, что успеваемость во многом зависит от подбора и расстановки педагогических кадров. Городской отдел народного образования уже сейчас провел распределение учителей па будущий год. Об одном важном, но забытом вопросе На предприятиях рыбной промышлен­ ности Мурмана работает большое количе­ ство женщин. Лѵенщпны трудятся на ры­ бообрабатывающих базах, в сетевязаль­ ных мастерских, на судоремонтных пред­ приятиях, промысловых судах. Большую помощь оказывают женщины рыбакам прибрежного промысла. Трудящимся Заполярья хорошо извест­ но имя мастера высоких уловов рыбач­ ки — депутата, областного Совета Ната­ лии Ивановны Гурбатовой пз колхоза «Свободный Мурман», Терпберского райо­ на. На промысле тов. Гурбатова работает болео 10 лет. На передовой мотоботе «Глобус», кох- хоза «Нурманец», несколько лет плавает Александра Михайловна Миронова. Алек­ сандра Михайловна, являясь хорошим по­ варом, следит н з* чистотой кубрика, по­ могает команде обрабатывать орудия лова. На этом же судне показывает пример в труде рыбачка Агафья Поликарпова Владыко. Хорошо работает на промысле рыбачка малого траулера «Сардинка» Варвара Се­ меновна Алекоееза из артели имени Воро­ шилова. Значительная часть женщин работает на рыбообрабатывающих пунктах. Серьез­ ную помощь промысловикам женщины оказывают в изготовлении и ремонте ору­ дий лова. Коллектив сетевязальной ма­ стерской Тсрнберскои МРС, где большую часть работающих составляют женщины, успешно справляется с производственный заданием. План первого квартала сетевя­ зы выполнили па 126 процентов, произ­ водственное задание четырех месяцев — на 114.4 процента. Примеров самоотверженного труда жен­ щин на промысле и предприятиях, от ко­ торых зависит выполнение плана добычп рыбы, много. Однако все же женщины еще недоста­ точно привлекаются к участию в про­ мысле. Пз 16 трудоспособных женпінп, состоящих в колхозе «Зеленцы», в прош­ лом году на промысле работали только двое. Такое же положение и в нынешнем году. В колхозе имени Ворошилова пз 69 трудоспособных женщин в настоящее время на промысле работают только трое. Половина женщин этой артели не только не участвует на промысле, по но выпол­ няет в колхозе никаких работ. С подобной практикой можно встре­ титься во многих колхозах Терпберского района. Возникает вопрос, почему в колхозах Терпберского района плохо используется женский труд? Правления рыболовецких колхозов под­ бором п расстановкой рабочей силы на промысле занимаются плохо. Они не при­ дают должного значения привлечению женщин к промысловой работе. Трудоспособные женщины хорошо мо­ гут ловить рыбу тягловыми неводами, по­ могать рыбакам в наживленип тресковых тюков. Между том комплектованием жен­ ских бригад прибрежного лова никто пе занимается. В пастоящео время, используя благо­ приятную промысловую обстановку, команды промысловых судов Терпберского, Терского, Полярного, Кандалакшского рай­ онов и рыбаки других МРС ежедневно вылавливают тысячи центнеров рыбы. Рыбообрабатывзюшио предприятия, нахо­ дящиеся в районе Тернберкн, из-за недо­ статка рабочей силы пе обеспечивают своевременной приемки н обработки уло­ ва. Поэтому промысловые суда пмегот простои. Тут-то и должны притги жен­ щины па помошь рыбообработчикам. Правления колхозов и райисполкомы дол­ жны решить этот важный вопрос. В. МЕРКУРЬЕВ. (Наш соб. корр.). Тернберка. ОБЕСПЕЧИМ. ВЫСОКУЮ УРОЖАЙНОСТЬ Квадратно-гнездовой способ посадки в а р т в й ш В центральных областях СССР в тече­ ние ряда лет практикуется посадка кар­ тофеля квадратно-гнездовым способом. Урожай картофеля прп этом способе по­ садки колхозы н совхозы получают зна­ чительно выше, чем прп обычной рядовой посадке картофеля. Одновременно сокра­ щаются н затраты труда, главным обра­ зом, на прополку картофеля. В прошлом году посадка картофеля квадратно-гнездовым способом испытыва­ лась на экспериментальном участке Коль­ ского филиала Академии наук СССР. Нз экспериментальном участке прп посадке картофеля квадратно-гнездовым способом был получен урожай в 156,2 центнера, а при обычном способе посадки — 120,6 центнера с гектара. Па участке, где бы­ ло внесено 30 тонн павоза на гектар вразброс п 30 тонн под растения в лун­ ки, урожай прп квадратно-гнездовой по­ садке был получен в 247,8 центнера с гектара нлп в два раза выше, чем при обычном способе посадки. Квадратно-гнездовая посадка имеет ряд преимуществ по сравнению с рядовой. Известно, что во время заморозков наи­ более низкая температура воздуха бывает на ровной поверхности почвы. Прн квад­ ратно-гнездовом способе посадкп растения находятся па холмпках, в болео теплом слое воздуха, и в результате этого карто­ фель меньше повреждается заморозками. Движение воздуха во время заморозка между растениями при квадратпо-гнездо- вой посадке сильнее, чем прп рядовой. Застой же воздуха вызывает усиленно заморозка п большее повреждение расте­ ний. Прн посадке по два клубня в гнездо листья у обоих растений во время замо­ розков как бы защищают друг друга н в результате этого повреждаются меньше, чем на одиночных растениях. Затраты труда, главным образом на прополку, в результате механизированной обработки междурядий в івух направле­ ниях значительно сокращаются. Работы по уходу за картофелем можно будет про­ водить в более сжатые сроки, что имеет исключительно большое значение в ус­ ловиях Крайнего Севера, где в связи с коротким вегетационным периодом всякое промедление работ по уходу за сельскохо­ зяйственными культурами ведет к зна­ чительному снижению урожая. В этом году в каждом колхозе н совхо­ зе Мурманской области необходимо испы­ тать хотя на небольшой плошадн в два— три гектара квздратно-гнездовой способ посадки картофеля с тем, чтобы в 1953 году применить его на всех площадях, где возможна механизированная обработка картофеля в дзух направлениях. Прп квадратно-гнездовой посадке кар­ тофеля осенняя н весенняя обработка поч­ вы производится обычным способом. Большая часть органических п минераль­ ных удобрений вносится под вссеппюго вспашку, а около 20 тонн органических удобрений па гектар вносится местно, то есть в борозду плп в лупкп под расте­ ния, перед посадкой. После боронования участок маркирует­ ся в двух направлениях 70 х 70 санти­ метров. Для того, чтобы следы маркера были отчетливо видны, маркерозка вна­ чале производится поперек следов боропо- вашія. Если участок имеет глубококомко­ ватую поверхность, то перед маркеровкой его нужно прикатать. Следы от маркера должны быть прямолинейны п отчетливо видны. Необходимо обращать особое внимание на правильную маркеровку поля н точ­ ность посадкп картофеля на перекрестке ПИСЬМО линий маркера. От этого зависит вось ус­ пех работы, так как только прн правиль­ ной посадке возможна механизированная обработка междурядий в двух направле­ ниях, обеспечивающая борьбу с сорняка­ ми и хороший рост картофеля. На участ­ ках, засоренных камнями, где нельзя до­ биться правильного распределения кустов картофеля, этот способ посадки неприме­ ним. На участках, слабо засоренных кам­ нями, его можно использовать, применяя конную обработку. На сухих участках лучше вносить удобрения н сажать картофель в бороз­ ды. Для этого в одном направлении по следу маркера наезжаются окучнпкоѵ не­ глубокие борозды. На дноѵборозды против пересечения с линиями маркера раскла­ дывается смесь органических и минераль­ ных удобрений из расчета по одному ки­ лограмму на гнездо. В бок борозды, всегда с одной стороны садится по два клубня картофеля радом пли на расстоянии 8 — 10 сантиметров один от другого. В условиях Мурманской области посадку картофеля не следует производить слишком глубоко. Прп глубо­ кой посадке картофель поздно дзет всходы. После посадкп картофеля борозды за­ делываются тыльной стороной бороны «зпг-заг». На учзстках, обеспеченных адагой, можно не наезжать борозды. Удобрения раскладываются рядом с линиями пересе­ чения маркера, а картофель по два клуб­ ня сажается па месте пересечения. Удоб­ рения и клубни картофеля заделываются окучником на небольшую глубину. На сильно увлажненных нпзіганых участках, а также прн рапней посадке клубни кар­ тофеля рекомендуется сажать в холмякп. Органические и минеральные удобрения раскладываются на пересечении ЛИНИЙ маркера. Прн этом окучнпком в двух на­ правлениях заделываются ва небольшую глубину удобрения и в образовавшиеся холмики на месте пересечения лпний маркерз сажаются рядом нлп на расстоя­ нии 8 — 10 сантиметров два клубня кар­ тофеля. Последующий уход до появления всхо­ дов заключается в рыхлении междурядий, а прн гладкой посадке — в бороновании легкими боронами. После появления всходов рыхленле л окучивание картофеля производится в двух направлениях. При этом почти пол­ ностью уничтожаются сорняки. Только на исключительно засоренных участках не­ обходимо уничтожать сорняки руками в гневдах картофеля. За период роста картофеля ладо произ­ вести одно рыхление и два окучивания картофеля в двух направлениях. Затрата рабочей силы на прополку сорнякоэ при квадратно-гнездовом способе посадкп со­ кращается в пять—десять раз. Уборка урожая при квадратно-гнездо­ вом способо посадкп производится, как л обычно, распахиванием холмиков трактор­ ным- или конным окучником. Производи­ тельность труда на уборке повышается благодаря меньшему количеству гнезд на плопілдн. Квадратно-гнездовой способ посадки картофеля отвечает в значительно боль­ шей степени почвенным и климатическим условиям Мурманской области, чем обыч­ ный рядовой, прп вп?дреппн его в произ­ водство урожайность картофеля значи­ тельно повысится. В РЕДАКЦИЮ Помещение клуба... опечатано Трудящиеся поселка Абрам-мыо в один прекрасный день угнали о той, что они остались без клуба. Органы пожарного подзора опечатали клубное помещение и запретили эксплоатпроватьхего. Эго повторяется уже неоднократно. Пе­ риодически орланы пожарного надзора за­ крывают клуб и рабочие судоремонтных мастерских е а длительное время лишаются возможности весело и интересно провести свой досуг: послушать лекцию, посмотреть кинофильм или концерт. Несколько лет ведутся разговоры о строительстве нового клуба в поселке Абрам-мыс, Но до сих пор дальше разгово­ ров дело пе идет. М. ЛЮБУТСНИЙ. Прздссдатсль правления клуба су- дорг^зктных мастерских Абрам- мыса. * о * ОТ РЕДАКЦИИ: Вопрос, поднятый тов. Любутскпм, (заслуживает самого серьезного внимания. В прошлом году на строитель­ ство нового клубе, была отгіущена нема­ лая сумма. На протяжении перзого полу-, годил между директором судоремонтных мастерских тов. Доятко и обкомом проф­ союза работников рыбной промышленности шли споры о том. каким же должно быть здание «луба: деревянным пли каменным. Спор этот иродолжалоя до тех пор, по­ ка ассигнования не были сняты. Во втором полугодии еа строительство клуба были вновь отпущены значитель­ ные средства. Но н эти деньги остались неиспользованными. Руководство предприятием, партийная организация, обком профсоюза обязаны принять необходимые меры к тому, чтобы обеспечить трудящихся поселка возмож­ ностью культурного досуга. И. БУРКИН. Научный сотрудник Нольского фи­ лиала Академии наук, кандидат сельскохозяйственных наук. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ <ПОЛЯРНОИ ПРАВДЫ» „Улучшить гидрометслужбу на траулерах* Под таким заголовком в номере «По­ лярной правды» от 26 апреля 1952 го­ да была напечатана статья, в которой го­ ворилось, что некоторые судоводители про­ мысловых кораблей плохо ведут гидроме­ теорологические наблюдения в норе. Главный инженер об’едпненпя «Мур- манрыба» тов.-Курочко сообщает в редак­ цию, что в целях устранения недостатков, вскрытых в корреспонденции, начальнику тралового флота тов. Стрельбицкому и на­ чальнику рыбного порта тов. Тпсленко предложено обеспечить строгим контроль за производством гидрометеорологических наблюдений, обеспечить своевременную сдачу необходимых приборов в ренонт или проверку. „Где же награды юным спортсменам?" Под таким заголовком в номере «По­ лярной правды» от 23 апреля этого года была помешепз заметка о том, что област­ ной комитет по делам физкультуры 4 и спорта не выслал значки п удостоверения БГТО и ГТО физкультурникам — школь­ никам Терского района. Как сообщает председатель Мурманско­ го областного комитета по делам физкуль­ туры п спорта тов. Остромышенскпй, инспектору комитета тов. Калининой, допустившей задержку документов, сдела­ но предупреждение. Удостоверения п приказ комитета о на­ граждении спортсменов высланы в посе­ лок Умба 3 мая этого года. Неиспользованные резервы Мурманского морского пароходства Норякп Мурманского пароходства план перевозок первого квартала выполнили по тоннам на 101,5 процента, по тонно-мн- лям — па 100,5 процента. Одному пз лучших кораблей бассейна — пароходу «Сестрорецк» (капитан тов. Хнрхзсов, старший кехаппк тов. Грибанов) присуж­ дена третья премия во Всесоюзном социа­ листическом соревновании моряков. Расширяя предмайское соревнование, моряки завершили апрельский план пере­ возок по тоннам на 121,5 процента н по тонно-милям — на 112,5 процента. Казалось бы, высокие показатели в ра­ боте коллектива Мурманского пароходства (начальник тов. Иванов) свидетельствуют о том, что работники управления и плав­ состав об’едннеппынп усилиями изыскали пути п возможности к грамотной рента­ бельной и ритмичной эксплоатацнн каж­ дого судна, об’единплн своп усилия в борьбе за выполнение государственного плана по всем показателям, добились чет­ кой организации труда па всех участках своего хозяйства. Детальное ознакомление с работой пароходства, а главное, какие воз­ можности не использованы, дает право сде­ лать вывод, что пароходство работает да­ леко не в полную силу. Успехи здесь мог­ ли быть значительно большими. Важнейшей задачей морского пароход­ ства является полное использование тон­ нажа судов, от этого в первую очередь за­ висит выполнение и главного показателя — задания по тонно-милям. А с этим как раз и неблагополучно в пароходстве. Допушепно 2.627 судо-часов непроиз­ водительных простоев в течение 4-х меся­ цев нового года равноценно тому, что без­ действовало одно судно грузопод’емностыэ до 5 тысяч тонн в течение 30 суток. Тем самым перевезено грузов на 10 миллионов тонно-миль меньше! Самым крупным недостатком управлен­ ческого аппарата пароходства л судовых экипажей является из рук воп плохое планирование, подготовка н проведение судоремонта. Если в январе пароходство выполнило план по тоннам па 135,9 про­ цента, по тонно-милям — на 121,5 про­ цента, то в феврале, соответственно — на 68 процентов н 86,4 процента. Такое рез­ кое снижение — следствие невыхода пз ремонта пароходов «Ловзть», «Селенга», «Софья Перовская» и перехода без груза на бззу ремонта парохода «Сталинабад». Каждый месяц задержку выхода из ре­ монта от 5 до 15 суток имеют 2— 3 суд­ на, а пароход «Селенга» нз четырех ме­ сяцев, запланированных ему в эксплоа- тацпн, два простоял в ремонте. Руководители механико-судовой службы (начальник тов Крумнп) не знают техни­ ческого состояния кораблей: Да и как можно знать, если нп одпо судно не име­ ет основного элементарного документа — судового технического паспорта, а каждый механизм — технического формуляра. сами осмотры, их результаты остаются вне поля зрения групповых инженеров и механика-наставника, которого к тому же в течение многих лет не видели в рейсе нп па одном судне в положенной ему ро­ ли. Механик-наставник числится только в ведомостях на зарплату, выступая то в качестве подменного старшего механика, то в роли п. о. начальника механико-су­ довой службы п, наконец, главного инже­ нера пароходства. Текучка, «авралы» за- хлестпулп групповых инженеров, началь­ ника механико-судовой службы тов. Кру- мпна и механика-наставпика тов. Кондако­ ва. Результаты: недостатки но устраняют­ ся. Па пароходе «Кама», например, в прош­ лом году произошло 11 аварлй и аварий­ ных случаев по мехзнической частп. В механико-судовой службе, да п в па­ роходство в целой дает себя знать застой технической мысли, хотя здесь работают в большинстве своем специалисты с выс­ шим образованием и богатым практиче­ ским опытом. Чем, например, об’ясппть тот факт, что две однотипных котельных установки — пароходов «Мета» п «Зоя Космодемьяп- ская» — работают по-разпому? Экппаж парохода «Зон Космодемьянская» пз меся­ ца в месяц экономит десятки тонн топли­ ва, а парохода «Мета» — работает с си­ стематическим пережогом. Факты система- проведением в жизнь «Правил техниче­ ской эксплоатацпп», введенных на мор­ ском флоте болео трех лет тому назад. Все это в основном породило условия, прн которых неизбежны аварии механиз­ мов п устройств, их преждевременный из­ нос, длительные внеплановые стоянки су­ дов па ремонтных базах, ломку графиков перевоза грузов и пассажиров, несвоевре­ менную постановку в очередной ремонт отдельных судов. Основным злом, порождающим плохую эк-.-плозтацпго флота, является низкое тех­ ническое состояние ряда судов. Это-то н не позволило перевестп суда на работу по стахановскому часовому графику. Цен­ ная инициатива в пароходстве пе пашла должного распространения п совсем заглохнет, если пе будет произведен ко­ ренной перелом в техническом состоянии судов. Много серьезных недостатков п в ком­ мерческой эксплоатацпп флота. Громадны непроизводительные простои судов в пор­ тах, но находящихся под непосредствен­ ным контролем отдела главного диспетче­ ра (тов. Федотов). Но пмегот место про­ стоп кораблей и в Мурманском порту и других пунктах бассейна. Так, например, только в течение двух месяцев текущего года — январе и нарте — суда каботаж­ ного флота потеряли свыше 280 судо-ча­ сов. Разптелыіын примером неграмотной эксплоатацпп явился случай, происшед­ ший с пароходом «Лигово». В середине февраля судно оказалось в длительном простое на рейде пз-за большого скопле­ ния кораблей Служба эксплоатацпп па­ шла правильный выход нз создавшегося положения, дав судну возможность сде­ лать промежуточный рейс с грузом в один пз ближайших портов. Но, придя впозь в Мурманск, пароход «Лигово» оказывает­ ся «потерял» свою очередь под погрузку п был вынужден остаток месяца на гла­ зах руководителей пароходства и порта простаивать па якоре. О неграмотной эксплоатацпп' говорит н факт неравномерной работы отдельных судов по месяцам Парусно-моторпая шху­ на «Тахкуна», напрпмер, выполнив план февраля по тоннам на 214,2 процента, по тонно-милям — на 352,4 процента, в марте выполнила соответственно на 70,3 процентз п 69,9 процента. Пмегот место н прямые казусы в опера­ тивном руководстве флотом. Так, в апреле в одном нз портов окончил выгрузку па­ роход «3 Космодемьянская» и несколько дней руководство пароходством не знало о его дальнейшей судьбе. Экнпажп передовых кораблей морского флота «Краснодар», «Кафур Мамедов», «Красногвардеец», «Москва» давно показа­ ли пути использования больших резервов. Эти резервы г»освобождеппи полезной гру- зо-под’емносгп судна путем удаления с бор­ та ненужного хлама, лома, лишних вещей, годами возимых «мертвым балластом», ото и точный расчет судовых запасов топли­ ва, воды п смазки на рейс. Морякам Мур­ манского бассейна известно о почппе эки­ пажа парохода «Воронеж», добившегося увеличения скорости хода на 10— 15 про­ центов от заданной, продления срока пла- ваппя без вывода па ремонт, отличного содержания всего судна в целом. Советские ученые далп флоту различ­ ные расчеты, научные обоснования, от­ крыв широкую перспективу грамотной эксплоатацпп кораблей, обеспечения безо­ пасности кораблевождения. К таким тру­ дам относится, например, «Диаграмма контроля и регулированпя нагрузки су­ дов», названная по пмени ее составителя «диаграммой профессора Павленко». Гра­ фики «диаграммы профессора Павленко» чрезвычайно простые, дают возмож­ ность в течение двух часов решить целый комплекс вопросов по конт­ ролю и регулированию посадкп и остой­ чивости судов прп пх эксплоатацпп в раз­ личных состояниях нагрузки. В практиче­ ской эксплоатацнп судна «диаграмма» позволяет обосновать, есть лн необходи­ мость в принятия на борт судов балласта. Несмотря на то, что издан специальный приказ Министра морского флота, обязы­ вающий всо пароходства' в 1952 году иметь для каждого судна расчеты графи­ ков «диаграммы профессора Павлепко», таких графиков не имеет пока пн одно судно нашего, бассейна. А нежду тем, па рейса в рейс, пз года в год суда Мурман­ ского пароходства возят в трюмах вместо полезного груза свыше 1,5 тысячи тонн баллзста. Общеизвестна сложность метеорологиче­ ской обстановки в пашем заполярном мор­ ском бассейне. Нередкп здесь туманы, сне­ гопады. Сотни часов эксплоатацпоипого времени теряют суда из-за плохой види­ мости в одном только Кольском заливе, по имея возможности выйтп пз порта или зайти в пего. Ежегодно пароходство теря­ ет около 400 тысяч рублей в связи с недовозои груза, расходом на содержание простапваюшпх из-за плохой видимости судов и т. д. Изыскание внутренних резервов, наря­ ду с грамотной эксплоатацней флота — основная задачз коллектива Мурманского пароходства, которая должна- быть ре­ шена. А. ЗНАМЕНСКИЙ. тического перерасхода угля па пароходе «Кама» в рейсах тревожны. Составленные кое-где на судах графп:н j Совершенно неудовлетворительно по- профплактических осмотров механизмов л !ставлено дмо с точным и пеуклоннын

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz