Полярная правда. 1952, май.

щ ёШ >й 1 1 6 (7 2 2 2 ) 1 7 пая 1 9 5 2 С. В ПИСЬМЕ НА ИМЯ ТОВАРИЩА И. В. СТАЛИНА ПРОМЫСЛОВИКИ „МУРМАНСЕЛЬДН" ОБЯЗАЛИСЬ: „Выполнить годовой план по добыче рыбы к 35-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции и до конца года выловить сверх плана не менее 50 тысяч центнеров рыбы*. Д А Д И М Б О Д Ь Ш Возможности использованы еще не полностью Во второй половине апреля поисковые «Мурмансельдн» обнаружили крупные косяки сельди. Используя опыт прошлых лет, заместитель начальника сельдяной экспедиции лауреат Сталинской премии тов. Корольков умело направлял средние траулеры на пути отхода отцере- стовавшейся сельди. Капитаны поисковых кораблей тт. Бурков, Дисков и Дмитриев вывали на них промысловый флот и, что самое главное, определили границы рас­ положения косяков, ежедневно информи­ ровали промысловиков о передвижении сельди. Рыбаки «Мурмаисельди» исполь­ зовали благоприятную промысловую об­ становку для увеличения уловов, для ус­ пешного выполнения социалистических обязательств, принятых в ппсьмѳ на имя товарища И. В. Сталина. Только ва 15 дней промысловики сМурмансельди» добыли 15.000 центне­ ров сельди. Средний улов на одну сеть составил 50 килограммов рыбы, т. е. зна­ чительно больше, чем в июне и в июле прошлого года. Экипажи многих наших средних трау- гзров добилась вначптельиых успехов на промысле. Так, например, моряки средне­ го траулера ЭД 223 (капитан тов. Кали­ нин) ва короткий epos добыли 970 цент­ неров сельди, среднего траулера 341 (капгтан тов. Таншз) — 790 центнеров, среднего траулера MS 459 (капитан тов. Еапцан) — 760 центнеров сельди. Однако, несмотря на высокие уловы, достигнутые передовиками промысла, ни­ как нельзя утверждать, что флот «Мур- манселыга» в целом хорошо использует шіеэщпеся возможности. Наоборот, еще даis s o ве все резервы промысла приведе­ ны в действие. «Мурмансельдь» могла бы тлеть гораздо лучшие показатели работы, если бы в ее деятельности нэ имелось ря­ да существенных недостатков. Что жовто ва. недостатки, в чем выключаются еще неиспользованные резервы ігронысла? Прежде всего' следует сказать о непра­ вильном использовании орудий лова. Экп- п а с т наших передовых судов, вак прави­ ло, не только успешно справляются с нормативами по обработке орудпй лова, по н перевыполняют нх. Всем известна нети- иSi что чад больше сетей будет поставле­ но ъ ігоре, тем большим окажется улов. Б сожалению, не все капитаны и дрнф- меЗстеры «Нурманселын» помнят об этом. 25 апреля только одна шестая часть наших кораблей, находящихся на сельдя­ ном гову, имела полные, предусмотрен­ ные нормативами порядки сетей. Командо­ вание же других кораблей не позаботп- jecp о постановке в воде полных поряд­ ков. В результате в этот день в целом по Фготу не было обработано 259 сетей, пре­ дусмотренных планом. Пначв говоря, по атоЗ причине в целом три средних трау- горз фактически не участвовали в про- н т т . Государство потеряло более двух тысяч центнеров рыбы. Такое положение дел MCZSO об'яснить только недисципли­ нированностью капитанов, неумением дрифігшстсров правильно организовать ра­ боту на палубе. . По положению дрифмейстер.. является т помощником капитана корабія по про­ мыслу: Он не только должен отлично д а т ь устройство орудий лова, но и обя­ зан быть организатором планомерной рит­ мичной работы на корабле, уметь точно разбираться в промысловой обстановке. Е сожалению, этого-то как раз зачастую и пет. Неудивительно поэтому, что па не­ которых кораблях порядки дрифтерных сетей выметываются очень близко от ору­ дий лова, выставленных друтнмн корабля­ ми. Это очень часто приводит к Авариям ' з s потере уловов. Еще мало внимания уделяется органи­ зации быстрой обработки сельди. Как пра­ вило, экипажи судов, имевшие уловы свы­ ше І 00 цептнеров за дрейф, не справля­ ются с обработкой сетей, несвоевременно начинают очередные дрейфы. Это прнво- rrjf 5 тому, что после большого улова • ■команды таких кораблей отстают о? дру­ гая экипажей. Необходимо последние в порядке сети брать на борт и в это же прея?я начинать выметывать новый поря­ док сетей. Действуя таким образом, норя- ЕИ сумеют лучше держаться нз сельдя­ ных косяках. 4 Дрифмейстер обязан вместе с капита­ лом организовывать работу на палубе, уметь пользоваться планктонной сетью, веста отчетность го промысловому воору­ жению. Е сожалению, .некоторые наши промысловики забывают об этом. На (іядѳ кораблей можно обнаружить большое ко* личество орудий лова, «запасенных впрок». В результате сета не только за­ громождают трюмы, но и портятся. В «Мурмансельдн» имеются инженеры- инструкторы по промыслу. Они обязаны оказывать повседневную поаошь дриф- мейстерам, регулярно посещать промысло­ вые корабли, обобщать и распространять опыт наших лучших специалистов. Для того, чтобы повысить квалификацию ка­ питанов и дрпФмейстеров, необходимо си­ стематически проводить семинары в ин­ структажи специалистов по орудиям ло­ ва. Эту работу должны выполнять инже­ неры-инструкторы по промыслу. Бак вто нп стразно, по некоторые ва­ ши капитаны считают, что успех на про­ мысле зависит от удачи или счастливых случайностей. Всякому мало-мальски опытному промысловику яспо, что такие суждения неправильны. Многолетний опыт работы наших стахановцев показывает, что только те промысловики, которые ов­ ладели мастерством лова, добиваются успе­ ха. За примерами далеко ходить но нужно. В апреле этого года капитал среднего Траулера >5 353 тов. Попов работал в группе судов. Точно выполняя указания капитана-флагмана и оценивая промысло­ вую обстановку, он добился того, что его корабль хорошо держался н а косяках. За 15 суток средний траулер 353 добыл около 700 центнеров сельди. Работая в эгом же районе океана, мо­ ряки среднего траулера, руководимого капитаном тов. Крамаренко, не смогли добиться успеха. Это произошло потому, что тов. Крамаренко не проанализировал сложившейся промысловой обстановки, выметывая сети там, где в предыдущих дрейфах были высокие уловы. Между тем, сельдь в это время уже успела отойти. В течение ряда лет у нас, советских промысловиков, выработалась групповая тактика лова сельди под. руководством капптана-Флагмана. Она заключается в том, что капитан-флагнап получает све­ дения о скоплении сельди с поисковых судов, проверяет плотность концентрации я указывает кзждому из кораблей, в ка­ ком нмеппо промысловом квадрате необ­ ходимо лечь в дрейф. "Руководитель про­ мысла тшательпо следит за работой вссх судов, выясняет промысловую обстановку, определяет движение кораблей во время дрейфа, движение сельдяных косяков. Все полученные данные анализируются на производственных совещаниях капитанов, проводимых по радио. Таким образом, ка- пптан-флагнзн совместно с коллективом промысловиков намечает определенный план совместных действий всего флота. Но, к сожалению, еще бывают случаи, когда отдельные капитаны пашпх кораб­ лей пренебрегают указаниями капитана* флагмапа и советами своих товарищей. Некоторые из них стремятся работать обособленно, искать так называемую «свою рыбу». Практика показала, что такие капитаны обычно не имеют хоро­ ших уловов. Так, например, в апреле ка­ питан среднего траулера «Створ» тов. Сергеев отделился от группы кораблей, целиком полагаясь только па свой опыт п на имевшиеся в его распоряжении прибо­ ры. В результате экипаж «Створа» выло­ вил меньше рыбы, чем мог бы. Групповой метод лова сельди много раз оправдывал себя и может по праву счи­ таться едипствеино правильным методом промысловой работы. Производственному отделу управления «Мурмансельдь» в до­ полнение к положению о капнтзнах-флаг- манах отрядов необходимо издать настав­ ление по организации промысла — так­ тики группового лова. Мы обязаны уноло использовать имеющуюся технику. В скором времени начнется массовый лов сельди в Северной Атлантике. Это обязывает наших промысловиков тщатель­ но проанализировать итоги своей, работы, проделанной в начале года, вс'крыть все имеющиеся в ней недостатки и как мож­ но скорее устранить пх. Г. ШАПОВАЛОВ. ЗаьЕститель начальника сельдяной ЗКСПбДИЦИИ. ----------------------- : ;••. ■t •,•. - . ■о:-. Ж Про с т ои кор а блей продолжаются Стахановцы передового среднего рыболовного траулера № 4 2 0 «Мур- мансельди* матрос первого класса Н. И. Климентов н радист Б. Е. Тру­ хни активно участвуют в социалистическом соревновании за выполнение обя­ зательств, данных товарищу И. В. Сталину. На еншше: Н. КЛИМЕНКОВ (справа) и Б. ТРУХИН. Фото К. Моисеева. За два годовых плана! СТАХАНОВСКАЯ РАБОТА ЭКИПАЖА . СРЕДНЕГО ТРАУЛЕРА № 4 2 0 Последний промысловый рейс нашего корабля, начавшийся 12 апреля, был зна- ыц^ательнын для всего коллектива моря­ ков*^ С первых же дней плавзння мы по­ ставили перед собой задачу сделать этот рейо стахановским, скоростным, досрочно оакоячить * выполнение плана второго квартала и апрельского задания. На корабле широк</ развернулось со­ циалистическое соревнование. Ежедневно моряки к концу вечера начинали с не­ терпением заглядывать в корабельную столовую. Сюда их привлекал прикреп­ ленный к стене большой лист аккуратно разграфленной бумаги. На нем против каждой фамилии члена экипажа ежедневно указывались результаты проделанной са день работы. Таким образом каждый мо­ ряк видел, какое место в соревновании он занимает, идет ли он впероди, или от­ стает от своих товарищей. Застрельщиками в социалистическом соревновании выступили вапги коммуни­ сты и комсомольцы во главе со старшим, механиком тов. Дроздовым. Особенно на­ пряженная борьба за первенство развер­ нулась между коллективами первой и второй вахт. Но моряки не только сами старались отлично справляться со свои­ ми обязанностями, а и помогали друг другу. Так, например, с помощью матро- са-комсомольца тов. Клименкова молодой матрос тов. Фролов, который еще недавно считался на судно одним из самых от­ стающих, отлично освоился о промысло­ вым делом и заслужил славу умелого и старательного моряка. Стремясь как можно лучше выполнить свои обязательства, данные в письме на имя великого Сталина, мы поставили пе­ ред собой задачу — возвращаться в порт с полными грузами рыбы и только до­ срочно. Промысловики подсчитали, что если экономить на каждом спуске и под’еме трзла 10 минут, то в течение суток можно сделать дополнительные тра­ ления и добыть в среднем еще 3 тонны рыбы. Осуществив это, мы в течение 15 суток получили возможность добыть до­ полнительно около 45 тонн рыбы. Каж­ дый наш моряк и особенно помощник тралмейстера тов. Бабарыгин, боцман ком­ мунист тов. Лаврюхинцев, матросы тт. Клименков, Новиков и другие стали быстрее обрабатывать орудия ловз, вы­ полнять свои обязанности четко и бы­ стро. Работая в районах моря с хорошим грунтом, мы по-новому снарядили трал, увеличивая его вертикальное раскрытие и тем самым повысили уловпстость. Дружная работа коллектива, не прошла даром. В порт мы пришли досрочно н до­ ставили 1900 центнеров рыбы. Апрель­ ский план оказался выполненным на 181 яроцепт., а годовой — на 66 процентов. Подсчитав свои возможности и вскрыв резервы, моряки среднего траулера № 420 приняли ва себя повышенные обя­ зательства. Мы даем слово выполнить два годовых плана. В настоящее время мы отправляемся в очередной скоростной рейс. Экипаж ко­ рабля обязуется добыть зз короткий срок не менее 1500 центнеров морского окуня. В. МАЙСТРЕНКО, Капитан среднего траулера f£ 420. Преисполненный стремлением дать! любимой Родине больше высококачествен­ ной продукции, коллектив «Мурмансель- дп» выловил сверх четырехнесячного за­ дания много рыбы. - Соревнуясь меж­ ду собой, рыбаки досрочно прихо­ дят в порт .с полными грузами рыбы, стремятся сократить междурейсовые сто­ янки кораблей в порту, чтобы поскорее отправиться в море облавливать богатые концентрации сельди. Но, к большому сожалению, благие на­ мерения рыбаков-стахановцев зачастую пе осуществляются из-за того, что береговые предприятия, призванные обслуживать промысловые судз в порту, плохо помо­ гают морякам в нх соревновании за по­ вышение уловов. Когда спрашивают у начальника рыб­ ного порта тов. Тпсленко, почему медлен­ но переставляются суда «Мурмансельдн» под погрузку соли или к причалам судо­ верфи для ускорения ремонта, почему простаивают средине траулеры, то сле­ дует стандартный, годами повторяемый ответ: — Буксиры в настоящее время заня­ ты. -Об этом я докладывал вышестоящим организациям. Диспетчеры «Мурмансельдн» вынуж­ дены звонить по телефону в торговый порт, чтобы оттуда прислали буксиры. За последнеа время вошло в систему обслуживание промысловых судов «Мур- нанседьди» буксирными пароходами «Ка- релец» и «Кандалакша», принадлежащи­ ми торговому порту. Но это обходится «Мурмансельдн» довольно дорого. Руково­ дители же рыбного порта, обязанные на­ ладить обслуживание промысловиков, за­ няли позиции «невмешательства» в дела промыслового флота, предоставив заботу о рыбаках торговому порту. Простои промысловых судов на рейде в ожидании причалов под выгрузку рыбы по сравнению с прошлым годом не умень­ шаются, а увеличиваются. Если в Мурманском рыбном порту не­ достаточно причального фроцта, то не по­ ра ли организовать выгрузку рыбы в при­ писных портовых пунктах, например, в Порт-Владнннре, Сайда-губе, Териберке п других. Это нужно п можно делать, осо­ бенно в периоды большого скопления су­ дов в Мурманске, Снабжение промысловых судов горю­ чим и солью в рыбцом порту поставлено настолько непродуманно, создана такая бюрократическая обстановка, что это так­ же приводит к длительным простоям средних траулеров. Много времени те­ ряется на оформление документов. Так, иапример, чтобы получить от рыбного порта 30 тонн соли, необходимо выписать требование и доверенность в бухгалтерии «Мурмансельдн», подписать эти докумен­ ты в отделе снабжения рыбного порта, затем у главного бухгалтера порта и после Есего этого у начальника первого района порта. Все это нужно проделать до окончания рабочего дня. А что делать командирам тех судов, которые пришли с моря вечером? Как найти указанных выше работников, если у каждого из ннх обеденный перерыз бывает в разное время? Все это можно легко устранить. Нуж­ но только, чтобы руководители рыбного порта н «Мурмансельдн» договорились о выделении определенного количества соли с последующей оплатой и по требованиям диспетчера «Мурмансельдн» - отпускать ее на корабли. Это поможет ликвидировать простои судов. Выполнение социалистических обяза­ тельств, принятых моряками в письме па имя товарища П. В. Сталина, требует мобилизации всех сил и средств берего­ вых предприятий для оказания всемерной помощи промысловикам. М. ВЛАДИМИРОВ. Нам нужны высококачественные сети На сельдяном промысле в Северной Атлантике нередко можно наблюдать яв­ ление, которое не посвященному челове­ ку на первый взгляд может показаться странным. На сети, установленные в од­ ном и том же дрифтерном порядке, попа­ дает • различное количество сельди. Так, например, в одной сети оказывается все­ го 20— 30 килограммов рыбы, а в дру­ гой, рядом стоящей, 250— 300 килограм­ мов. Затем снова идут совсем пустые се­ ти, которые чередуются с сетями, полны­ ми рыбы. Удивительного в этом ничего нет. Давно установлено, что рыба не за­ ходит-в орудия лова, изготовленные из неокрашенного белого материала, так как видит Их. Наоборот, сети, пропитанные специальным темным консервирующим со­ ставом, почти не заметны в воде и поэто­ му являются более уловистыми. Это должно быть известно каждому промысловику, но об этом, к сожалению, но знают работники отдела снабжения «Мурмапсельдн». Пначе чем же об’яснить то, что на средине траулеры очень часто поступают или совсем неконсервирован- ные орудия лова, или такие сети, кото­ рые уже через 4— 5 дрейфов теряют ок­ раску и фактически становятся непригод­ ными для успешного лова сельди. За примерами далеко ходить не нужно. Недавно на средний траулер JsS ^p i было выдано 200 дрифтерных сетей^из кото­ рых 100 штук оказались недоорокачест- веииымп. В настоящее время в «Мурчан- сельдп» имеется 8000 таких неполноцен­ ных сетей. Ясно, что, пользуясь ими, про­ мысловики недодадут стране большое ко­ личество сельди. Руководителям «Мурмаисельди» следует немедленно позаботиться о том, чтобы все дрифтерные сети были как следует про- консервпровзны. Кроме того, необходимо связаться с фабрикой орудий лова, где изготовляются для нас дрифтерные сетп, и сообщить ее руководителям о том, что часть сетей поступает к нам плохо про­ копеервнроваиной или совсем не окрашен­ ной. С. ЕДЕМСНИЙ. Капитан. План второго квартала выполнен Норяки среднего траулера 424 упорно борются ва успешное выполнение .своих социалистических обязательств, при­ нятых в письме на имя великого Сталина. Нйтдпях экипаж этого корабля одержал славную производственную победу. Он возвратился а порт на 12 суток досрочно н доставил кіесто 80 топп рыбы, преду­ смотренных рейсовым заданием, 110 тонн. Весь коллектив корабля, руководимый капитаном тов. Грпбоносовым, трудится не покладая рук. Особенно хорошо справ­ лялись со своими обязанностями тралмей­ стер тов. Киселев, его помощник тов. Ипа­ тов, матросы т т . Ярошга, Шкута, члены налганной команды, руководимые старшин механиком тов Мерепковым. 15 мая коллективу среднего траулера 424 была вручена почетная Красная звезда за перевыполнение плана второго квартала. Принимая эту награду, стаха­ новцы промысла взяли на себя обязатель­ ство — выполнить два государственных годовых плана по вылову рыбы. П. БУЗИН. Инструитсо группы судов по полит­ части, У моряков «Мурмапсельдн» имеются бо­ гатейшие возможности для достижения высоких уловов рыбы. Со среднего рыбо­ ловного траулера можно вести лов трески, морского окуня, зубатки. Особенно подхо­ дит тип этого корабля для облова сельди, которой так изобилуют воды Барепцова моря и прилегающей к нему части Север­ ной Атлантики. Сельдь можно добывать са­ мыми различивши орудиями лова: донны­ ми и пелагическими тралами, кошелько­ выми неводами, дрифтерными сетями. Об этом любят поговорить в управлении «Мурмансельдь». Любой из руководителей управления может прочесть лекцию о том, как важно внедрять па промысле но­ вую технику, высокоуловистые орудия ло­ ва, что необходимо всячески поощрять инициативу новаторов и рационализато­ ров, помогать пм в разработке усовершен­ ствований и различных изобретений. Но, к сожалению, ограничиваются только раз­ говорами. Всем известно, что кошельковый певод является' одним из наиболее уловистых орудий лова. Нм можно брать сельдь в гу­ бах и заливах, в прнбреяшых районах коря и в открытом океане. Опыт совэт- екпх промысловиков доказал это. Но в «Мурмапсельдн» почему-то кошельковый певод до сих лор не нашел должного при­ менения. Еще в 1950 году капитан одного пз средних траулеров тов. Рожапский произ­ водил работу по освоению кошелькового невода в условиях Северной Атлантики Прп помощи спелиальпо оборудованной на среднем траулере бортовой площадки он сделал 22 замета кошельковым неводом и доказал, что это орудие лова мпжет дзть отличные результаты. На специальном совещании капитанов и работников «Муф- мансельдн», состоявшемся в 1950 году, было установлено, что с помощью борто­ вой площадки со среднего траулера нож- по вести успешный лов сельди кошелько­ выми неводами в открытой океане. Нуж­ но было несколько усовершенствовать бортовую площадку. С тех пор прошло много времени, а кошельковый лов сель­ ди в «Мурмансельдн» так п не освоен. Не лучше обстоит дело п с использова­ нием на сельдяном промысле тралов. Есть несколько конструкций этих тралов. В ча­ стности, «Мурмансельдь» располагает тра­ лом, разработанным опытным промыслови­ ком, капитаном тов. Маклаковым. Здесь много говорят о необходпмостп усовершенствовать существующие орудия лова п экспериментируют. Причем экспе­ риментируют довольно своеобразным обра­ зом. Известно, что донный сельдяной трал существует для обловз перестовой сель­ ди. Известно, что нерест этой рыбы про­ исходит в определенных районах Север­ ной Атлантики, примерно в феврале. В этом году 7 средних траулеров «Мур- маисельдп» были направлены в один из районов Северной Атлантики с целью ис­ пытать, наконец, как следует донные сельдяные тралы. Моряки этих судов го­ рели большим желанием как можно луч­ ше изучить и внедрить па промысле пе­ редовую технику Однако труд, затрачен­ ный ими, оказался напрасным. П не по­ тому, что донный сельдяной трал непри­ годен. Просто корабли были направлены в море с опозданием па целый месяц, т. е. в то время, когда сельдь уже отнересто- валзсь и поднялась в верхние слои океа­ на. Таким образом эксперимент пе при­ вел нп к чему. В настоящее время промысловики ве­ дут сельдяной лов исключительно дриф­ терными сетями. Но и в этой области почти ничего не делается для применения новых методов труда, для использования усовершенствований, направленных на по­ вышение уловов, облегчение трудоемких производственных процессов, совращение потерь уловов. Еще до войны один пз опытных про­ мысловиков советского Заполярья тов. Ар­ тамонов начал работать над созданием оригинального приспособления, с по- ношью которого выпадающая пз дрифтер­ ных сетей, при ее выборке, сельдь соби­ рается. Изобретение тов. Артамонова, так называемый поддон, с успехом применя­ лось па .прибрежном промысле, нм поль­ зовались экипажи многих кораблей «Мур- напсольдп» в Северной Атлантике и в Баренцевом норе. Но поддон Артамонова имеет некоторые конструктивные недо­ статки. С ним трудно работать в ветрен- ную погоду, при больших уловах. Уже давно выяснены эти недостатки, приня­ ты решения устранить их.- Изобретателю была обешапа помощь опытных специа­ листов. 0 необходимости широко приме­ нять поддон Артамонова много писалось и говорилось. Но воз поныне там. — Видите ли, — говорит по этому по­ воду п. о. начаіьннка производственного отдела «Мурмаисельди» тов.чАхлынов, —- поддон Артамонова имеет свои положи­ тельные и отрппательпыѳ качества. С од­ ной стороны примепеппе его прпноепт большую пользу. Вот, например, капитан среднего траулера Лг: 835 тов. Пюпко ра­ дирует с промысла, что при улове в 23 тонны сельди с помощью поддона Артамо­ нова удалось собрать 300 килограммов упавшей при выборке сетей в воду рыбы. А с другой стороны капитан сообщает, что при волнении моря в 4 балла поддо­ ном Артамонова пользоваться нельзя. — Поэтому, — продолжает тов. Ахлы- пов, — многие капитаны не хотят при­ менять поддон. Но что же делают руководители «Мур- нансельди» и в частности тов. Ахлыиов для усовершенствования ценного изобре­ тения и широкого внедрения его? Отвечая нз этот вопрос, руководители «Мурмапсельдн» вновь заводят речь об экспериментах. В настояшЬе время, види­ те ли, готовится к испытаниям поддон, снабженный приспособлением, которое по­ зволит пользоваться пм в ветренную но- году. П есть надежда, что скоро поддон Артамонова будет, наконец, применяться пз всех кораблях. Но надо прямо сказать, что перелисты­ вая толстые папкп, хранящиеся в управ­ лении «Мурмансельдь», которые содержаг в себе «дело об изобретении Артамонова», теряешь всякую надежду па то, что это «дело» будет когда-нибудь кончено. Слиш­ ком уж много в этих папках категориче­ ских постановлений, решений, отзывов и бюрократических отписок и резолюции. За всем этом впдяо стремление некоторых руководителей «Мурмаисельди», да и не только «Мурмаисельди», по и «Мурман- рыбы» положить под спуд новую промыс­ ловую технику. Да оно и понятно. Ведь говорить дліптные речи, писать прострзп- пые резолюции много легче и спокойнее, чем заниматься важным и подчас труд­ ным делом по использованию техники. С. ДЕМИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz