Полярная правда. 1952, май.
i № 1X4 (7220) 15 мая 1952 л П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А В ПИСЬМЕ НА ИМЯ ТОВАРИЩА И. В. СТАЛИНА МОРЯКИ ТРАЛОВОГО ФЛОТА ОБЯЗАЛИСЬ: „Выполнить план 1952 года по добыче рыбы ко Дню Сталинской Конституции и до конца года дать сверх плана не менее 100 тыс. центнеров рыбыа ВСЕ СИЛЫ Резервы — в действие! Результаты работы тралового флоте ва первые четыре .месяца говорят о тон, что коллектив моряков в этом году может ус пешно справиться с темн ответственными обязательствами, которые он дал товарищу П. В. Сталину. Особенно высоких показа телей добивались моряки в предмайском «‘оцналисгическом соревновании. Только за апрель экипажи кораблей д а т сверх че- тырехмесячного задания 68 тысяч цент неров рыбы. В нынешнем году на многих траулерах повысили режим тралирования; на промысле меньше стало ненужных пе- іюбежвк. Применяя на практике стаха новский опыт, экипажи ранее отставав ших траулеров «Большевик», «Красно армеец*, «Трал» и других вышли в число успешно, работающих. Для закрепления результатов, получен ных в предмайском социалистическом со ревновании, надо привести в действие все наши резервы, сделаз это как можно скорее. Резерзы эти огромны. В частно сти,, надо сократить междурейсовые стоян ки. В нынешнем году продолжительность их не сокращается, а возрастает. В первом квартале 1951 года в сред нем междурейсовая стоянка занималз 3,6 суток, а в первом квартале этого года она составила 4,8 суток. Таким образом, Флот только за первый квартал потерял около 18 промысловых рейсов одного ко рабля на междурейсовых стоянках, т. е. он потерял пе менее 50 тысяч центнеров рыбы. Из чего складываются бти громадные и зачастую ничем не оправданные потерн уловов? Руководители некоторых береговых ор ганизаций еще пе дают себе ясного отче та, что сзачит задержать траулер в пор ту сзерх графика хотя &ы на несколько часов. В первую очередь это относится к руководителям мастерских междурейсового ремонта. Морякп всех траулеров беспре рывно н настойчиво говорят о том, что мастерские недоброкачественно производят ремонт кораблей, переделывают одну и ту же работу по двз, три и более раза. Между тем, руководители мастерских и но думают изменить положение, не думают улучшить организацию труда своего кол лектива. Технический отдел тралового флота попустительствует бракодельству и издержке кораблей в порту. Групповыо механики почти ие контролируют качест во междурейсового ремонта. Такой подход к делу приводит к тому, что в море отремонтированные механизмы работают не на полную мощность, а зна чит сокращается вылов рыбы. Плохо поставлено ^правлением флота снабжение траулеров. Материалы поступа ют на корабль пе сразу после разгрузки траулера, а буквально за несколько часов до отхода в море. Возникает спешка, в ко торой трудно разобраться, все ли полу чил корабль, доброкачественные ли ма териалы поступили на судно. Решительное уменьшение сроков меж дурейсовых стоянок судов — вот глав нейший резерв для повышения рптмпч- іностп работы флота и повышения его Рентабельности. Сейчас флот вступил в наиболее бла гоприятный период промысла. Траулер «Слава» и некоторые другие корабли вслед са ним уже сделали скоростные пелногруопыо окуневые рейсы. Проведе ние скоростных окуневых рейсов является неотложной задачей флота. Чем больше будет сделано таких рейсов, тем лучше. Однако капитаны хекотарых траулеров идут «на это мероприятие с неохотой. На пример, в начале мая руководители флота д а т в море на корабли .радиограммы о предложением иттп па облов окуневых концентраций. Капитаны назначенных для этого кораблей <пе поішга на облов окуня и много потеряли па этом. Мы же сразу после радиограммы отправились на облов окуневых косяков и оа двое суток взяли полный груз. За одни сутки промыс ла мы в з я т 130 тонн рыбы. Скоростные окуневые рейсы проводятся в исключительно короткий срок. Это поз воляет кораблям, делающим такие рейсы, после разгрузки ерззу же снова итги на промысел, т. к. у них еще с прошлого рейса остается большой запас топлива, воды, продовольствия и т. д. Пополняться снабжением в порту ему но надо, а зна чит-не надо и стоять. Однако эти трау леры все-таки зачем-то выдерживают в порту до трех суток. Отсюда видно, что организация скоростных окуневых рейсов у нас стоит еще на низком уровне. Мешает ритмичной и высокорентабель ной работе кораблей и многое другое. Например, во флоте до сих пор но изжи то громадная текучесть кадров. Промысловая дисциплина во флоте еще остается на низком уровне. Часто корабли вынуждены бросать промысловый рабой с густой концентрацией рыбы и уходить в сторону искать другое место для про мысла. Бродит этот корабль-одиночка (а таких кораблей всегда немало), ищет рыбу, теряет время, но возвращаться в покинутый район он не станет. Почему? Да потому, что работает там много ко раблей и каждый из них действует по- своему. Ежеминутно кораблю грозит ава рия орудии лова или авария покрупноо. Дисциплина промыслового судовождения в море требует решительного улучшения. Флагманы, которые руководят работой флота, обязаны наладить самый строгий контроль и покончить с нарушениями промыслового судовождения. Много рыбы мы теряем из-за различ ных аварий орудий лова, из-за плохого состояния их. Дело в том, что на большей части кораблей флота тралмейстерскпй состав вместо со всеми несет вахту. Там же, где тралмейстеры освобождены от вахты, они имеют возможность вое время и силы отдавать своему непосредственно му делу. На таких кораблях орудия лова всегда в отличном состоянии, а значит всегда вьппо режим тралирования и вы лов рыбы на каждые сутки. Значит, надо подумать о проведении подобного меро приятия в жизнь па всех кораблях. На основе устранения указанных не достатков, приведения в действие резер вов, из основе развертывания социали стического соревнования моряки тралово го флота вакреплт и умножат результаты предмайского социалистического соревно вания. В. БАСАЛАЕВ. Капитан траулера «Коломна». Настойчиво повЫшатЬ качество продукции борьбе за прибыльность Недавно рыбообработчики траулера «Челюскинец Павлов», развивая почин коллектива рыбокомбината, обратились с призывом ко всем морякам по рыбообра ботке и засольщикам тралового флота с призывом включиться в социалистическое соревнование за выпуск продукции от- .тігчного качества. На этом траулере рыбо обработчики, которыми руководит тов. Си нев, обязались сдавать свежей п соленой рыбопродукции: высшим сортом — 3 про цента, первым — 93,9 процента; в каж дом рейсо экономить не менее одной тон ны с о т и трех тони льда, подготовить в течение года путем производственного обучения непосредственно на корабле трех засольщиков. Со своей стороны моряки корабля, занятые на разделке рыбы, обя зались без задержки обрабатывать ее для загрузки в трюм я при этом строго вы полнять технологический режим. Почин рыбообработчиков траулера «Че люскинец Пзвлов», поддержанный Мур манским горкомом ВКП(б), нашел горячий отклик у промысловиков Флота. С моря поступают радиограммы, в которых эки пажи судов одобряют инициативу передо виков и сообщают о своих обязательствах. Так, бригада рыбеобработчикев тов. Mo rnина с траулера «Батуми» приняла обя зательство сдавать 3 процента -всей про дукции высшим сортом, 93,8 процента — первым сортом, экономить в каждом рей се не менее 1 процента с о т и 5 про центов льда, трюмное оборудование и весь инвентарь содержать в хорошем состоянии и подготовить па траулере двух засоль щиков. Однако в борьбе за высокое качество рыбной продукции во флоте участвуют еще далеко ие все экипажи судов. На таких судах, как «Скумбрия» и «Воро шилов» в последнее время продукция выс шего сорта не выпускается совершенно. Больше того, здесь уветчен выход про дукции второго сорта: она занимает 5— 9 процентов от общего улова. Понятно, что при таком положении невозможно дооить- ся высокой рентабельности корабля, нель зя полностью удовлетворить запросы на селения. Чем об’ясняется такой разнобой в вы полнении заданий по сортности рыбо продукции? Прежде всего тем, что на многих кораблях капитаны ослабит кон троль оа работой мастеров по рыбообработ ке, в то, пользуясь бесконтрольностью, не всегда точно соблюдают сроки хране ния свежей рыбы, установленные прави лами. Например, мелкая свежая рыба на траулере «Скумбрия» хранилась по 9 суток вместо пяти по норме. Это отри цательно отражается на сортности. Качество продукции на кораблях тра лового флота было бы выше, е с т бы от дел рыбообработки тралового флота систе матически и внимательно следил за дея тельностью каждого из коллективов рыбо обработчиков на кораблях, чаще и глубже анализировал их деятельность и своевре менно требовал бы принятия мер в слу чаях нарушения плана по сортности тем п т иным траулером. Эта работа сейчас ведется слабо, отдел пе оказывает доста точной помощи молодым мастерам и пе ведет настойчивой борьбы с бракоделами. Инициатива рыбообработчиков траулера «Челюскинец Павлов» должна найти са мое пгпрокоо распространение на всех про мысловых кораблях. В борьбу эз повыше ние качества продукции должны вклю читься партийные и профсоюзные орга низации всех траулеров, базовый комитет профсоюза тралфлота. Надо добиться, что бы каждый из экипажей решительно сни зил выход продукции второго сорта и до ставлял бы в порт как можно больше товаров высшего и первого сортов, в том число — высококачественные консервы, рыбий жир и рыбную муку. Все возможности для осуществления этой задачи у моряков флота есть. Л. ХРЕНОВ. Скоростные рейсы траулеров Па-днях па 70 часов раньше срока за кончил свой скоростной рейс траулер «Микоян;*. Сиачала в трюмы укладывалась треска, затем экипаж начат облавливать косяки окуня. Это позволило промыслови кам доставить па рыбокомбинат 3G67 центнеров рыбы вместо 3000 центнеров по плану. Особенно хорошо потрудилась вахта второго штурмана тов. Шумпова. Лучши ми работниками экипажа признаны за этот рейс кочегар тов. ’Шалаши, ра дист тов. Попов, стахановец матрос тов. Карачев, второй механик тов. Нуромский. 13 мая в порт досрочно вернулся трау лер «Ерш». Моряки этого корабля доста вили полный груз рыбы. Вчера в порт вернулся рыболовный траулер «Грозный». Экипаж судна закон чил рейс на 43 часа раньше срока и вы ловил сверх плана несколько десятков центнеров рыбы. За высокую организацию промысловой работынавсехтраулерах Создавшаяся в начале второго квартала благоприятная промысловая обстановка в море позволила многим экипажам трауле ров приходить в порт досрочно и с пол ными грузами рыбы. Это обеспечило за метное перевыполнение рейсовых п месяч ных задании. Анализ хода промысла в ап реле и мао показывает, что сырьевая ба за во всех районах позволяет командам всех траулеров добнвзться максимального вылова рыбы и в сжатые сроки. Но это му мешает отсутствие должной промыс ловой и судовой организации на ряде траулеров, в результате чего и нарушает ся рптмпчпость общего хода добычи рыбы. Какие же основные вопросы промыс ловой п судовой организации должны быть сейчас в центре внимания экипа жей кораблей тралового флота? Стахановский опыт передовых кораб лей, к сожалению, попрежнему не всюду глубоко и повседневно изучается и умело применяется. Так, например, правильная подготовка орудий лова, с учетом района, в которой намочено вести добычу рыбы, кзк известно, обеспечивает высокие уло вы с первых же тралений. Но некоторые капитаны не придают этому большого зна чения и начинают перевооружать тралы лишь после неудачных тралении, теряя много ценного промыслового времени. Так было, например, б з траулере «Навага». Капитан тов. Кошевой, следуя на промы сел в район с хорошими грунтами, оста вил вооружение нижней подборы для тя желых грунтов, в результате втого трал плохо брал рыбу. ѵ Схемы вооружения нижней подборы трала для одних п тех же промысловых районов могут быть, в зависимости от вре- | ненн года и ассортимента рыбы, различ- ! пымп. Поэтому капитан вышедшего и з ! порта траулера, получив от флагмана рай он промысла, должен немедленно запро сить у него, какой вариант вооружения нижней подборы нужно избрать для ус пешного облова рыбы и вооружить трал па переходе судна. Одним из основных фактов успешного траления является правильная скорость судна с тралом. Эту истину хорошо зна ют все промысловики, но, к сожалению, часто ею пренебрегают. Так было в пос леднем рейсе на том же траулере «Нава га». Капитан работал на повышеппых скоростях, но ни разу за рейс но прове рил скорость судна по плапшнрному ла гу. В результате этого и неправильного вооружения нижней подборы трала эки паж «Наваги» доставил в порт только 196 тонн рыбы в то время, когда одно типные траулеры привозит до 300 тонн. Уместно напомнить, что капитан стахз- новского траулера «Семга» тов. Корехов требует от своих штурманов определения скорости по плапшнрному лагу на каждой тралении, так как на различных грунтах, глубинах и концентрациях рыбы скорость траулера будет различной. Отсюда не слу чайно, что, работая в группе в одних я тех же условиях, траулер «Семга», как правило, имеет наибольший вылов. Этот элемент промыслового судовождения, кро- ,£0 обеспечения правильной работы трала Моряки траулера «Макрель» проявляют неустанную заботу об улучшении финан сово-экономических показателей. Командо вание корабля и партийная организация с начала года сосредоточит на этом воп росе главное внимание. 1951 год мы эа- йврпш т вынотением плана как по ко личественным, так и по качественным показателям. Себестоимость кзждого цент нера рыбопродукции была снижена на десять рублей против заданной, государ ство получило от корабля 700 тысяч руб лен сверхплановых накоплений. Таким образам, уже в прошлом году была зало жена прочная основа для рентабельной работы в 1952 году. Включившись в общефлотское социали стическое соревнование за досрочное вы полнение годового плана, начатое по ини циативе моряков траулера «Ленин», эки паж нашего корабля подсчитал своп воз можности и, исходя ив них, принял со- цпатсгнческлѳ обязательства. Тралмей стерекий состав,' руководимый тов. Кня зевым, наряду с обязательством улучшить использование орудий лова, наметил пути наибольшей экономии сетематериалов и промыслового снаряжения. Эта экономия должпа была позволить нам сделать одпп рейс, но обращаясь на склад за сетесна- стнкмп материалами и промысловым сна ряжением. Рыбообработчики, руководимые масте ром по обработке рыбы тов. Морозовым, обязались повысить сортность продукции по отношению в плану на 1 процент, сберечь 10 тонн с о т и 30 тонн льда. Б ы т намечены пути экономии инвента ря, топлива, смазочных материалов, пути продления сроков службы механизмов и наиболее эффективной их работы. Чтобы обеспечить достижение цели, мы разрабатываем на каждый рейс финансо во-экономический план, в котором рас считываем, исходя из полного использова ния возможностей, сколько надо получить накоплений, чтобы рентабельность возрос ла. Выпотение этого плана беспрерывно контролируется капитаном и партийной организацией. Получая из бухгалтерии цифры анализа рейса, мы обсуждаем на производственных совещаниях результаты своей хозяйственной деятельности. Е с т выясняется, что на единицу вы рабатываемой продукции мы затратит по той н т иной статье сметы больше средств, чем могли еатратить, — тут же принимаем меры. С итогами хозрасчетной деятельности широко знакомим экипаж. Партийная и профсоюзная организации корабля наладит широкую разделитель ную работу, воспитывая моряков в духе бережного, расчетливого расходования материальных ценностей. Мы учим моря ков правильному, целесообразному ис пользованию материалов, инвентаря, сырья, электроэнергии, пара, топлпвз и т. д. На корабле пет ничего обезличен ного: инвентарь, материалы, механизмы п т . п. — все находится под личной от ветственностью определенных людей. В 1 результате каждый из моряков траулера j «Макрель» принимает самое активное участие в укреплении хозрасчета. Социалистическое соревнование за вы сокую рентабельность корабля ужо сейчас обеспечило нам ее рост по сравнению с уровнем рентабельности корабля в чет вертом квартале прошлого года и по от ношению с плану. План первого квартала . мы выполнит на 15 дней досрочно, а четырехмесячный план — на 20 дней. Мы с д а т рыбы в полуфабрикате на 1461 * центнера больше, чем планировалось, кон сервов — на 6682 банки больше, рыбь его жира — на 39 центнеров, рыбной муки — на 44 центнера. В четвертом квартале прошлого года траулер снизил себестоимость продукции на 72,5 тысячи рублей, а в первом квартале этого года — ужо па 82,4 тысячн рублей. В седьмом промысловом рейсе мы работали на сэко номленных сегематерпалах и промысло вом снаряжении. Несмотря на мелкий ассортимент рыбы в первом квартале, мы перевыполнит за данно не только по вылову, но п по ка честву п ассортименту продукции. Выход рыбопродукции перзых сортов повышен против плана на 2 процента. Топлива сэкономлено за 4 месяца — 38,8 тонны,- льда — 48,7 тонны. ' Но мы, конечно, используем еще ие все возможности повышения рентабель ности. У нас пока еще перерасходуется, например, соль. Сетей мы можем эконо мить больше, чем сейчас, выдавать про дукции высшего и первого сортов — больше. В борьбе ва выпотение обязательств, данных товарищу П. В. Сталину, моряки тралового флота должны активнее исполь зовать все пути повышения рентабель ности кораблей. Однако эти пути, кото рые видны всем, используются плохо. Пока что у нас во флоте многие кора5- т с задачами по комплексной экономии сырья п материалов не справляются. Ма- ■ ло обращается внимания и на такие воз можности, как повышение среднесуточно го режима траления, сокращение затрат времени па переходы по районам. За эко номию времени надо развернуть самый широкий поход. Серьезнейшей задачей, без решения ко торой невозможно добиться высокой рен табельности каждого траулера, является необходимость повышения экономических знаний капитанов-днректоров кораблей. Говорим мы об этом много, однако ничего решительного в этом направлении еше не предпринято. Планово-экономический отдел тралового флота в пропаганде эко номических знаний ззвпнает почему-то подчас позицию невмешательства. Он да леко не всегда помогает улучшению хоз расчетной деятельности. Как правило, от четность по рейсам запаздывает, попадает па судно тогда, когда и с г е к т уже все сроки. До сих пор в траловом флоте совершен но не было лекций о путях повышения рентабельности кораблей. Такие лекции необходимо проводить. Надо также органи зовать стахановские школы на промысло по вопросам экономики, на которых долж ны выступать капитаны-директоры, до бившиеся высокой рентабельности судов. Следовало бы, в дополнение к этому, проводить хотя бы краткосрочные семина ры капитанов по вооружению их эконо мическими знаниями. Коллектив тралового флота в резуль тате предмайского соревнования добился некоторых успехов. Но эти успехи надо с каждым днем развивать и умножать. И. ЛОБАНОВ. Напитан траулера «Манроль». Механик траулера «Касатка» Петр Игнатьевич Зеноз показывает пример социалистического отношения к труду. Взеренные ему механизмы всегда действуют бесперебойно. На сшшке: П. И. ЗЕНОВ в библиотеке тралоеого флота знакомит ся с книжными новинками. Фото К. Моисеева. на грунте, дает возможность точно вести счисление и удерживать судно на косяке. Поэтому капитан траулера должен требо вать от своих помощников систематиче ского определения скорости на тралении, которая должна быть ие меньше 3-х и не больше 3,5 мили. Правильное вооружение трала и нуж ная скорость на тралении сыграют свою положительную роль только в той случае, е с т тралы, ваера и доски не будут иметь деформации и будут правильно ра ботать на грунте. Проверка в апреле и мае тралмейстерамн-наставнпкамп на ря де траулеров состояния орѵдіш лова по казала, что и здесь пе все благополучно. На траулере «Лещ» один из тралов плохо брал рыбу. Почему? Сквер трала оказался аначительно перекошенным, а грунтрон- ные цепки стоялі очень редко. Тралмей стер этого траулера тов. Тячкнн плохо следит за состоянием орудий лова. Подобные факты встречаются и на дру гих траулерах, ибо некоторые капитаны проявляют явно недостаточную требова тельность к тралмейстерскому составу. Судоводители и т р а л м е й с т е р ы допу скают работу с неисправными орудиями лова лишь только потому, чаю но счи тают своим долгом изучать орудия лова, заоывая, что .лишь нри отличном знаніш можно быстро найти и устранить те не исправности, которые снижают- добычу рыбы. К важным вопросам промысловой орга низации нужно отнести также выполне ние экипажами промыслового режима. Оно не должно носить стандартного ха рактера. а следует всегда учитывать осо бенности района промысла, мощность об- лааливаемого косяка. В апрельских н майекпх промысловых сводках можно нередко встретить подоб ные сообщения с отдельных траулеров: «лопнул мешок трала, рыба вышла». По чему происходит эти аварии? Отнюдь не потому, что трал получил поврежде ние на грунте, а только потому, что су доводители нарушали элементарпыо пра вила маневрирования судном при всплы тии трала с уловом па поверхность моря, или алоупотреблялп продолжительностью траления. В первом случае мешок лопал ся потому, что судно своевременно по сделало циркуляцию и но обеспечило мешку с рыбой постепенное всплытие, во втором случае мешок не выдерживал дав ления большого улова и рвался во время траления. Так было на траулере «Сталпн- і град», экипаж которого но этим причинам 1 в течение лишь одного дня потерял около j25 тонн рыбы. Аналогичные случаи про- !изошли и ва траулерах «Ворошилов», ! «Россия» и других. Часто капиталы, когда команда не справляется с уборкой рыбы, увеличи вают продолжительность траленпя до трех и более часов, в то время, когда по усло виям промысла достаточно протянуть трат 1,5—2 часа, чтобы выловить 5—10 тонн рыбы. На плотных концентрациях рыбы лучше сделать несколько полноценных коротких тралений, а затем лечь в дрейф на уборку улова, привлекая к атому весь коллектив корабля. Быстрая и высококачественная раздел ка улова такжо относится к вопросам промысловой и судовой организации. Трз- ѵлеры «Касатка», «Астрахань» работали в мао на мощной концентрации рыбы в районе Демидовской банки. Но если эки паж «Касатки» вылавливал и обрабаты вал по 35 топи рыбы в сутки, команда «Астрахани» убирала из 10—15 тонн меньше. Нельзя сказать, что такая раз ница в темпах уборки рыбы произошла потому, что квалификация команды на «Касатке» более высокая. Секрет кроется в том, что на этом корабле был лучше j организован труд палубной команды, ко торая, применяя опыт передовых комапд, рационально использовала каждую ми нуту. Не па всех траулерах ведется борьба за то, чтобы в рейсе набирался действи тельно полный груз. Наблюдаются слу чал, когда на судах используется пе о: я кубатура трюмов, в результате чего » порт доставляется меньше рыбы. Напри мер, двз однотипных траулера с одинако выми трюмами — «Колхозник» и «Бату ми» досрочно доставили в порт полные грузы рыбы. Но па «Батуми» ее оказа лось па 25 тонн больше, чем па «Колхоз нике». Эти факты свидетельствуют о том, что рыбные мастера неумело консерви руют рыбу в трюмах и не производят подбпвку чердаков соленой рыбой. Когда экппаж траулера ставит перед собой задачу — "взять полный груз ры бы — это должно относиться и к исполь зованию всего сырья для выработки рый- иои мукп, консервов и жира. На этом участке мы также наблюдаем неравномер ность, которая снижает показатели фло та в целом. Здесь также многое зависит от промысловой организации и контроля. Почему, например, траулер «Северный по люс», работая в одинаковых условиях, доставил в порт 5100 банок консервов, а другие траулеры только 3800— 4000 ба нок, н т траулер «Комсомолец» привез на 3 тонны мукп меньше, чем однотипный траулер «П. Сивков». Об’яснение этому именно н следует искать в недостатках промысловой п судовой организации. Затронутые в этой статьо вопросы по казывают, что создание высокой промыс ловой организации на всех кораблях фло та — дело большой важности. Задача коллективов траулеров—неустанно улуч шать и совершенствовать промысловую и судовую организацию. В. МАЕВСКИЙ. Капитан-флап.-ян-наставник тра лового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz