Полярная правда. 1952, май.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 113 (7219) 1 4 иая 195 2 г. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ Развитие, как переход количественных изменений в кореиные качественные изменения I . Характеризуя третью основную черту марксистского диалектического метода, II, В. Сталин указывает: «В противоположность метафизике диалектика рассматривает процесс разви тия, не, как простой процесс роста, где ' количественные изменения не ведут к качественным изменениям, — а как такое развитие, которое переходит от незначи тельных н скрытых количественных изме нении к изменениям открытым, к измене ниям коренным, к изменениям качествен ным, где качественные изменения насту пают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступа ют не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменении. Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать но как движение по кругу, не как простое по вторение пройденного, а как движение по ступательное, кал; движение по восіодящей линии, как переход от старого качественно го состояния к новому качественному со стоянию, кАк развитие от простого к слож ному, от низшего к высшему» (Вопросы ленинизма, лзд. 11, стр. 537). Если вторая черта марксистского диа лектического метода выражает закон дви жения, развития, обновления природы п общества, то третья черта показывает, как, каким способом происходит развитие при роды "и обшества, в каком направлении идет развитие. Диалектический материализм учит, что все предметы и явления в природе и обще стве имеют две стороны — качественную и количественную и что всякий процесс развития включает в себя количественные и качественные изменения. Качественная сторона предметов— это присущая им определенность, благодаря ко торой они являются данными предметами. Качественно различаются между собой хи мические элементы и химические соедине ния: кислород, азот, железо, вода, соляная кислота п т. д. Живая природа также со стоит по отдельных, качественно особен ных форм. Многообразные качественные различия существуют также между общественными явлениями. Товарищ Сталин в своем произ ведении «Марксизм и вопросы языкозна ния» выявил специфические особенности языка, отличающие его от других обще ственных явлений. Каждая обшественио- - .экономическая формация имеет своп особые ^чествс^..Лодлинен.а_. своим, особым эконо мическим законам. 'Количественная характеристика предмэ- • тоэ вли явлений отвечает на вопрос — сколько, больше плп меньше? Обычно ко личественные различия между предметами и явлениямп находят свое выражение в определенных числовых данных. Ни в прпроде, іш в обществе не суще ствует качеств пли количеств как-тако вых. Существуют материальные предметы, обладающие количественными и качествен ными определенностями. Попытки некото рых философов оторвать качественные пли количественные характеристики от самих вещей неизбежно ведут к извращению действительности, к идеализму. Ф. Энгельс писал: «...существуют не ка чества, а только вепш, обладающие каче ствами, и притом бесконечно многими ка чествами. У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества (по • крайней мере, свойства телесности), дру гие качества отличаются между собою по степени, наконец, иные качества могут совершенно отсутствовать у одной из этих вещей» («Диалектика природы», 1950, стр. 184). Старые, механистические материалисты считали, что в реальной действительности существуют лишь количественные разли чия: например, различия в размерах ато мов, о их массе или весе, в скорости дви жения. Каких-либо качественных разли чий в природе они совершенно пе приз навали. В отличие от механистического матертю- лпзма диалектический материализм счита- ет мир качественно многообразным и ут верждает, что материя бесконечно разви вается и создает все новые и новые ка чества. Современное естествознание в полной не. ре подтверждает марксистское положенно о бесконечное качественном разнообразии материального мира, философски обобщая достижения физики начала XX вока, В. П. Ленин в своем гениальном труде «Мате риализм н эмпириокритицизм» писал, что сплошным вздором служит мнение, распро страняемое идеалистами, что материализм будто бы должен утверждать «обязательно «механическую», а не электромагнитную, не какую-нибудь еще неизмеримо более сложную картину мира, каж. движущейся материи» (Соч., т. 14, стр. 267). «Ум че ловеческий, —•пишет Ленин, — открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою віаоть над ней...» (там же, стр. 268). Со времени написания книги «Материа лизм и эмпириокритицизм» открыты такие новые качественно специфические «эле ментарные частицы», как нейтроны,, по зитроны. а также положительно и отрнца- жены особые сизы притяжения составных частиц атомных ядер п т. д. Все это сви детельствует о невсчѳриаемой сложности и качественном многообразии материального мнра. Существующие предметы не представ ляют собою чего-то вечного. Они не явля ются результатом творчества божественно, го духа, как это утверждают релпгия и идеалистическая философия. Впервые стро го научно об’ясннла происхождение каче ственных различий в мире марксистская диалектико-материалистическая филосо фия. Она доказывает, что развитие мате рии происходит в двух формах: в форме количественных и качественных измене- Колнчественные изменения — это изме нения незначительные, незаметные, посте пенные; изменяясь количественно, пред мет до поры до времени остается самим собой, не теряя своей качественной опре деленности. Однако накопление количест венных изменений, достигая известного! предела, ведет к изменению коренному, качественному, к скачкообразному преобра зованию предмета. Таким образом, разви тие есть единство количественных и каче ственных изменений, постепенности и скачков, единство непрерывности н пре рывности. Под скачком диалектика понимает са мый процесс качественного преобразова ния, процесс уничтожения старого, и воз никновения нового, т. е. того, что прежде не существовало, в отличие от количест венных изменений, которые означают лишь рост или уменьшение тех иле дру гих сторон, черт, свойств существующих предметов. - При этом скачок занимает определен ный отрезок во времени, а не яаіяется чем-то мгновенным. В статье «Очередные задачи Советской власти» В. П. Ленин пи сал, что «скачком» учителя социализма называли перелои под углом зрения поію- ротов всемирной истории и что скачки та кого рода обнимают периоды лет по 10 , а то и больше...» (Соч., т. 27, стр. 243). Отношение между количественными и качественными изменениями взаимно: ко личественные изменения в результате их накопления приводят к изменениям каче ственным, а качественные изменения ве дут к новым количественным изменениям. Так, каждый качественно своеобразный химический элемент имеет свой атомный вес, свою температуру плавления и испа рения н другие количественные характе ристики. Колхоз качественно отличается от еди ноличного хозяйства и в то жо время об ладает новыми количественными особен ностями: более высокими темпами разви тия, новыми возможностями повышения урожайности и т. д. Соотношение мегду количественными и качественными изменениями, между эво люцией и революцией выражено товарищем Сталиным в формуле: «Эволюция подго товляет революцию н создаёт для неё поч ву, а революция завершает эволюцию и содействует её дальнейшей работе» (Соч., т. 1, стр. 301). Закон диалектики о переходе количе ственных изменений в коренные, качест венные изменения получил всестороннее подтверждение в современном естествозна нии. Товарищ Сталин указывает, что «Менделеевская «периодическая система элементов» ясно показывает, какое боль шое значение в истории природы имеет возникновение качественных изменений из изменений количественных» (там же, стр. 301). Если марксистская диалектика обосно вывает положенно о развитии как единст ве двух форм изменений — количествен ных и качественных, непрерывности и прерывности, постепенности и скачкооб разности, — то метафизика во взглядах на развитие придерживается одной из этих двух противоположностей. Наиболее распространенное метафизиче ское учение о развитии природы представ ляет собой так называемый эволюционизм . Это учение исходит из одностороннего по ложения об абсолютной непрерывности в процессе развитая. Природа не терпит скачков — вот основной тезис этого мета физического учення. В природе, утвержда ют эволюционисты, совершаются лишь непрерывные количественные изменения и но бывзет никаких качественных измене ний, скачков. Вейсманизм-морганизм ечнтаег наслед ственность организмов неизменной и отри цает возникновение качественных измене ний растений и животных под влиянием окружающей среды. Мичуринская биоло гия раскрыла закономерности развития ор ганизмов и научно доказала единство ко личественных и качественных пзменепнй. Эволюционизм является излюбленной теорией оппортунизма в рабочем движе нии. Правые социалисты — эти агенты буржуазии в рабочем классе, теорией эво люционизма пытаются обосновать рефор мизм, отказ от пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Правые социали сты, верные слуги американо-английского империализма, пытаются внушить рабочим как совокупность одних скачков, происхо дящих без всякой предварительной подго товки, без предшествующих количествен ных изменений. На такой течко зрения стоял крупный французский ученый кон ца XVIII— пачала XIX века Кювье, ко торый считал, что облик земли изменялся в результате геологических катастроф. Не которые из учеников Кювье зая&тяли, что эти катастрофы вызываются волей бога; один из них утверждал, что бог 27. раз уничтожал растительный и животпьгй мир и вновь его создавал, по уже в новом виде. Теория катастроф противоречит науке. Товарищ Сталин в своей работе «Анар хизм или социализм?» отмечает: «Ясно, что между катаклизмами Кювье и диалек тическим методом Маркса пет ничего об щего» (Соч., т. 1, стр. 309). I I . Положение марксистской диалектики о развитии как единстве количественных и качественных изменений имеет огромное значение для практической деятельности коммунистической партии. Важнейший практический вывод из этого закона товарищ Сталин выразил в классической формуле: «чтобы не ошибиться в полити ке, надо быть революционером, а не ре формистом». В противоположность реформизму марк систско-ленинская политика исходит из того, что для перехода от капитализма к социализму необходимо осуществление пролетарской революции, коренного пере ворота, заключающегося в переходе госу дарственной власти в руки рабочего клас са и обобществлении всех средств произ водства. Вместо с тем марксизм-ленинизм, опи раясь на раскрытые нм закономерности об щественного развития, но допускает пере прыгивания через незавершенные этапы борьбы, требует тщательной подготовки революцпоігпых преобразований. Это положение ленинизма направлено против отдельных проявлений сектантства в зарубежных коммунистических партиях, выражающиіся в игнорировании повсе дневной будничной работы в массах. Борь ба против сектантства является важным условием для создания массовой политиче ской армии коммунистическими партиями. Марксистская диалектика учит,, что скачки как в прпроде, так и в обществе происходят но случайно, а являются за кономерным результатом предшествующих количественных изменений. Поэтому для того, чтобы привести рабочий класс к победе революции, необходимо в предрево люционный перпод вести повседневную напряженную подготовительную работу среди трудящихся масс по их сплочению вокруг марксистско-ленинской партии. Предреволюционный период, по выраже нию товарища Сталина, — это перпод мо лекулярной работы по подготовке и на коплению сил для будущих боев. Без той подготовительной работы, которую прово дила большевистская партия в течение ряда лет, невозможна была бы победа Ве ликой Октябрьской социалистической ре волюции. Политика большевистской партии — ре волюционная политика. Она заключается в сочетании тщательной, мелкой, казалось бы, работы по подготовке революции с призывом к решительному штурму капи тализма и буржуазного государства, когда противоречия обостряются до крайней сте пени, когда возникает реюлюционная си- | туацня и когда пролетариат достаточно подготовлен для осуществления революции. Признание существования об ективных качественных различий в природе и обще стве имеет огромное значение для научно го познания и практической деятельности. Оно выдвигает перед наукой требование изучать качественное своеобразие предме тов, явлений и процессов, предупреждает от упрощенчества, от попыток сводить сложное к более простому, качественные различия — к различиям количествен ным. Марксистская диалектика требует изучать вепш такими, как они есть, во всем их своеобразии. Товарищ Сталин в своем генн'льиом произведении «Марксизм и вопросы языкознания» подчеркивает, что у общественных явлений, кроме обще го, имеются свои специфические особенно сти, которые отличают их друг от друга и которые более всего важны для науки. Марксистский диалектический метод требует отчетливо видеть качественное своеобразие каждого этапа развития обще ства, понимать новизну обстановки, скла дывающейся в данное время в данной стране, и принимать практические решения в строгом соотзетствпн с этими особенно стями. Диалектика предохраняет тем са мым от шаблона и догматизма. Количественные и качественные сторо ны предметов и явлений находятся всегда в единстве, во взаимосвязи. Пе существу ет качественных особенностей без количе ственных различий; пе существует и ко личественных характеристик без качест венных особенностей тех или других пред метов. Коммунистическая па ртая рукозод- стп труда. «Нам, — говорил П. В. Сталин, — нужен ведь не веяний рост производи тельности народного труда. Нам нужен определённый рост производительности на родного труда, а именно — такой рост, который обеспечивает систематический перевес социалистического сектора народ ного хозяйства над сектором капиталисти ческим» (Соч., т. 12, стр. 79— 80). Партия упорно и настойчиво проводила политику социалистической индустриали зации страны, политику наиболее уско ренных темпов развития промышленности. Товарищ Сталии указывает, что партия как бы подхлестывала страну, ускорял се бег вперед, ибо нельзя было но подгонять страну, которая отстала ва сто лет и ко торой угрожала из-за ее отсталости смер тельная опасность. Политика ускоренных темпов социалистической индустриа лизации дала возможность нашей стране перевооружиться на базе новой техники и обеспечить необходимую материальную ба зу для усиления обороноспособности страны. ООО. мысль о ненужности революции, об отказе от классовой борьбы протпв буржуазии и Іствуется марксистской диалектикой, опп- даже о необходимости всемерной поддерж- рается на се законы в своей практической ки капитализма для того, чтобы он пооко- | деятельности. Когда партия большевиков тельно заряженные и нейтральные мезоны рее «перерос» в социализм. | осуществляла политику социалистической различных масс и др.; обнаружено, что; Другая, тоже односторонняя, метафилі- | индустриализации страны, товарищ Сталин свет и вещество сочетают в себе свойства ' чсская точка зрения на яазьшне носит подчеркивал, что индустриализация отнюіь прерывистых частиц со свойствами непре- щупание теории катастроф, или і;атаклнз- рынно распространяющееся щ н у ; обнару-1 Иов. Эта теория рас^мдавает развитие не означает простое увеличение промыш ленной продукции и рост производительно- Товарищ Сталин, теоретически обобщая в своих трудах опыт социалистического строительства в нашей стране, сделал но вый ценный вклад в развитие марксист ской диалектики. Он высказал положение о различных типах скачков, о различных путях, способах перехода от старого каче ства к новому качеству. Подвергая сокрушительной критике ошибочную, антинаучную теорию Марра и его учеников о том, что развитие языка совершается будто бы посредством взры вов, н подчеркнув, что развитие языка не знает никаких внезапных языковых рево люций, взрывов, товарищ Сталин сформу лировал положение о двух типах качест венных преобразований. Взрыв — это ка чественное преобразование, происходящее путем разового уничтожения старого и создания нового. Другой тип качествен ных преобразований — это скачки, кото рые происходят путем постепенного накоп ления элементов нового качества н по степенного отмирания элементов старого качества. Эти преобразования происходят путем развертывания и совершенствования основных элементов существующего. Материальный мнр бесконечно многооб разен, и поэтому оба тина качественных изменений могут осуществляться в самых разнообразных формах, отличающихся друг от друга по своему характеру, рез кости, глубине, скорости и г. д. Между самыми резкими взрывами и медленными, постепенными преобразованиями может су ществовать целая гамма промежуточных по своему характеру скачкев. Положение товарища Сталина о различ ных типах качественных преобразований имеет огромное значение для социальных наук и в особенности для понимания свое образия законов развития социалистическо го общества. Закон перехода от старого качества к новому путем взрыва, указы вает товарищ Сталии, обязателен для об щества, разделенного на враждебные клас сы. По он вовсе не обязателен для обще ства, не имеющего враждебных классов. Законом развития антагонистических обществ является переход к новому обще ственному строю путем социальных рево люций. Революционные взрывы в обще ственной жизни, осуществляемые револю ционными классами, направлены на свер жение господствующего класса, на уни- чтожение его государства, на завоевание власти революционными классами. По по сле того, как рабочий класс завоевал го сударственную власть, дальнейшее разви тие общества происходит без взрывов. Все дальнейшие качественные преобразования в условиях диктатуры пролетариата со вершаются но пнппнатнве государственпой власти, при поддержке со стороны трудя щихся масс. Это обусловлено тем, что Со ветское государство, опираясь на маркси стско-ленинскую науку об об’ективных законах общественного развития, является последовательно революционной силой, обеспечивающей победу нового, прогрес сивного над старым, реакционным, орга низует народные массы на достижение этой победы. Политика большевистской партии, правильно отражающая потреб ности материальной жизни общества, яв. ляется жизненной основой советского строя. Грандиозным качественным скачком явился переходный перпод от капитализма к, социализму. В течение этого периода борьба социалпепгческнх элементов с ка питалистическими элементами в условиях диктатуры пролетариата завершилась пол ной ликвидацией канпталисгнческпх эле ментов. В результате революционных пре образований в переходный период было создано совершенно новое, социалистиче ское общество, гигантски было развито производство чугуна, стали, угля, нефти, товарного зерна п хлопка-сырца. «Такой небывалый рост производства, — говорил товарищ Сталин в речи от 9 февраля 1946 года, — нельзя считать простым и обыч ным развитием страны от отсталости к прогрессу. Это был скачок, при помощи которого наша Родина превратилась из от. сталой страны в передовую, из аграрной — в индустриальную». ЭтОт скачок про изошел пе путем разового, единичного из менения. Промышленность сразу построить невозможно. Строились и пускались в ход один завод за другим, одна электростан ция за другой. В переходный период совершился та&оЗ грандиозный скачок, как коллективизация крестьянских хозяйств. Товарищ Сталин указывает, что коллективизация представ, ляла собою «глубочайший революционный переворот, скачок из старого (качествен ного состояния общества в новое качест венное состояние, равнозначный по своим последствиям революционному перевороту в октябре 1917 года». Таким образом, переходный период от капитализма к социализму, будучи сам ве ликим скачком, вместе с тем включал в себя целый ряд качественных преоораэо- ваний, которые в своей совокупности и обеспечили переход от капитализма к социализму. Переход от социализма к коммунизму происходит постепенно. Для того, чтобы перейти к коммунизму, необходимо прежде всего неустанно повышать производитель ность труда в промышленности, в сель ском хозяйстве, на транспорте, строго осу ществлять распределение продуктов по количеству я качеству труда, укреплять трудовую дисциплину. Развитие производительных сил в со циалистическом обществе включает в се бя вместе с тем существенные качествен ные преобразования. Создается и вводится в действие качественно новая, более со вершенная техника, коренным изменениям подвергается организация труда на пред приятиях, осуществляется великий ста линский план преобразования сомой при роды нашей огромной страны. Все эти изменения гірнведут к соодаппю мате риально-технической базы коммунизма, которая обеспечит изобилие всех мате риальных благ, необходимых для удовле творения потребностей общества, и даст возможность совершить переход к комму нистическому принципу: «от каждого — по его способностям, каждому — по его потребностям». Переход к коммунизму требует суще ственных изменений в области обществен ного сознания. Уже при социализме но вое, коммунистическое отношение к тру ду, к социалистической собственности, к обязанностям по отношению к государству стало ведущим моральным принципом большинства советских людей. Однако в сознании людей еще сохранились не- pesnTKH капитализма. Пх постепенное преодоление путем критики и самокрити ки, путем коммунистического воспитания будет означать существенный скачок в духовном развитии общества, который обеспечит переход от социализма к ком мунизму. Государство является главным орудием советского парода в борьбе ва построение коммунистического общества. Руководящая и направляющая сила Советского государ ства —^ партия большевиков — ведет политику всемерного укрепления мощи Советского государства с тем, . чтобы обеспечить победоносное претворение в жи^иь гениальных сталинских предна чертаний о строительстве коммунизма в СССР. ПТ. По закона перехода количественных изменений в коренные, качественные из менения вытекает чрезвычайно сущест венное положение, имеющее первостепен ное значение для науки и практической деятельности, — положение о поступа тельном, прогрессивном характере раз вития. Современные англо-американские и многие другие буржуазные философы пытаются внушить трудящимся массам лживую идею о том, что прогресса в при роде и обществе вообще не существует, что миру свойственно не движение впе ред, а движение по кругу или даже по нисходящей линии, вспять. Современная буржуазная философия стремится всяче ски «обосновать» гнусную идею о том, что борьба против язв капиталистиче ского общества бессмысленна, что угне тенные лгодп должны примириться со своим положением, покориться судьбе. Пропаганда подобных взглядов преследует цель подорвать у трудящихся масс волю к борьбе за своо освобождение от капи талистического рабства, помешать им бороться еа мир, демократию, за социа лизм. В противоположность этим антинауч ным и реакционным буржуазным уче ниям материалистическая диалектика, со временное естествознание научно доказа ли, что в природе и общество развитие идет от простого ко все более сложному, что прогресс представляет основную ли нию развития, важнейший об’ектпвный закон природы и общества-. Поворотным пунктом в истории при роды было образование белковых молекул п белковых коллоидных веществ, то есть возникновение из неживой материи живо го вещества, способного к обмену ве ществ, ассимиляции и диссимиляции и подчиненного в своем функционировании новым, качественно специфическим, био логическим законам. Живая природа прошла длительный про цесс поступательного развития, круппей. шпмп качественными скачками в котором Пыли переход от доклеточного, сравнитель но слабо дифференцированного лптвого ве щества к клеткам, пметощпм сложнейшую структуру, а в дальнейшем от одноклеточ ных к многоклеточным органпзмзм. Переход от животного мира к человече скому обществу означал новый существен ный поворот s ходе шгетуийкЙЁдЙ^ "рзз* витпя материального мира. История общества есть прогрессивное развитие материального производства, рост производительных сил и смена способов производства, из которых каздый после дующий представляет собою более высо кую ступень экономического развития. В основе поступательного развития чело вечества лежит прогресс орудий труда и соответственно ему накопление и совер шенствование производственного опыта лю дей, их навыков к труду, их умения пользоваться орудиями труда. В соответствии с развитием производи тельных сил происходила смена производ ственных отношений: первобытно-общин ный строй был заменен более прогрессив ным рабовладельческим строем, который уступил место феодальному, на смену фео дализму пршпел капиталистический строй, который в нынешнюю эпоху — в период монополистического капитализма — из жил себя и стал тормозом развития произ водительных сил н с об’ективной истори ческой необходимостью должен быть заме нен во всех странах наиболее прогрессив ным, социалистическим строем, единствен ным, который соответствует современным производительным силам. На базе прогрес сивного развития производительных сил и производственных отношений в истории человечества осуществился прогресс ду ховной культуры — языка, научных зна ний, искусства. Возникновение нового есть отрицание старого. Но это не голое отрицание, не простое уничтожение, а, как говорит Ленин, «момент связп, как момент разви тия, с удержанием положительного...» («философские тетради», 1947 г., стр. 197). Ииымп словами, новое включает в себя то положительное, что достигнуто на предыдущих ступенях развития. Ленин п Сталин разоблачили так назы ваемых пролеткультовцев, которые отрпца. лп классическое культурное наследство и считали, что пролетарская культура долж на возникнуть на голом месте. Ленин и Сталин учат рабочий класс, что для соз дания социалистического общества необхо димо использовать все достижения старой культуры, ее технику, науку, искусство. Поступательное развитие человечества вовсе не представляет собою картину мир ного, плавного, гармоничного под’ема со ступеньки на ступеньку. Напротив, обще ственный прогресс совершался в тяжелой п острой борьбе между новыми обществен ными силами, носителями прогресса, и старыми, реакционными силами, которые стремились остановить развитие и даае повернуть его вспять. Временами силам реакции и регресса удавалось побездзтъ прогрессивные силы. Но всегда победа реакционных сиз бы ла временной н непрочной. Об’ектпвный закон непрестанного явижепня вперед, закон неодолпмостн нового, прогрессивного, неизбежной победы нового над старым все гда в конечном счете торжествовал, н ста рые, реакционные силы насильственным путем устранялись п ликвидировались. Никогда борьба между силами прогрес са и силами реакции но достигала такой остроты и такого размаха, как в нынеш нюю эпоху, эпоху крушения капитализма и неизбежной победы социализма do всех странах. Никогда угроза для цивилизации, для дальнейшего прогресса человечества со стороны капитализма не была столь вели ка, как в настоящее время. Американ ский разбойничий империализм вместе со своими союзниками и пособниками пред ставляет пряную угрозу прогрессу челове чества, ради своих корыстных интересов американские плутократы стремятся раз вязать новую мировую войну, залить мир кровью трудящихся. Никогда перед человечеством с такой остротой не стояла дилемма, о которой писал В. Н. Ленин в статье «Грозящая катастрофа и как с ней бороться»: «...че ловечество оказалось перед выбором: или погибнуть плп вручить свою судьбу само му революционному классу для быстрей шего и радикальнейшего перехода к более высокому способу проіизводетва» (Соч., т. 25, стр. 337). Вместе с тем никогда прежде силы про гресса не были столь велики, могучи и ор_ гаипзовапы, как в нынешнюю эпоху. Во главе этих сил стоит Советский Союз — самая мощная в политическом, экономиче ском. воеппом и духовном отношении дер-' жава из всех, когда-либо- существовавших на земле. В международный лагерь мира, демократии и социализма входят великий Китай и другие страны народной демокра тии. С отни м и л л и о н о в трудящихся во всех остальных странах сплочены в единый антиимпериалистический Фронт сторонни ков мира н готовы к активной борьбе про тпв хищного и агрессивного американско го империализма.' Международные демо кратические общественные силы, борю щиеся за дальнейший прогресс человече ства, ныне намного превышают одряхлев шие силы империалистической реакции и регресса. Победа сил мира, демократии и социа лизма над силами империализма, реакции п милитаризма — непреложная историче ская неизбежность. Крушение капитализма и победа социализма во всех странах бу дет означать создание условий для даль нейшего. быстрого п беспрепятственного •прогресса человечества. Г. ФЕДОРОВ. Кандидат филоссОсних наугс. А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz