Полярная правда. 1952, март.

№ 52 (7168) 1 парта1962 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 В П О М О Щ Ь А Г И Т А Т О Р У РАСЦВЕТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1951 году достигнуты дальнейшие успехи во всех областях социалисти­ ческой культуры. Число обучавшихся в СССР, включая все виды обучения, составляло в истек­ шем году 57 миллионов человек. Число семилетних и средних школ за год увеличилось почти на 5 тысяч. Число учащихся в 5—10 классах этих школ увеличилось на 2 миллиона 500 тысяч человек. В 1951 году в 887 высших учебных заведениях (включая заочные) обучалось 1 миллион 356 тысяч студентов, что на 108 тысяч человек больше, чем в 1950 году. В 3543 техникумах и других средних специальных учебных заведениях (включая заочные) обучалось 1 миллион 384 тысячи человек, что на 86 тысяч человек больше, чем в 1950 году. В 1951 году было выпущено молодых специалистов высшими учеб­ ными заведениями 201 тысяча человек и техникумами 262 тысячи человек. (Из Сообщения Центрального Статистического Управления при Совете Министров СССР). : _ I - - Ішт -—■ *■* - и идо **' — ии ■ ад-ч . ■ ■ ■■ ■ Это возможно только в советской стране Советский парод законно гордится ус­ пехами, достигнутыми за 34 года совет­ ской масти во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в области народ- лого образования. До Октябрьской революция в России только одна треть населения была гра­ мотной. Нерусское население почти сплошь было неграмотным. Дети рабочих я крестьян по кмелп доступа в средние я высшие учебные заведения, они допуска­ лась туда в редких случаях. Великая- Октябрьская социалистическая революция широко распахнула двери учебных заведений перед детьми трудя­ щихся. За годы советской власти во мно­ го раз возрос культурный уровень насе­ ления. Значительно расширилась сеть учебных заведений во всех союзных я а в ­ тономных республиках. В докладе па XVIII с ’езде нашей ком­ мунистической партия товарищ И. В. Сталин говорил: «С точки арения культурного развития народа отчетный период был поистипе пе­ риодом культурной революции. Внедрение в жизнь всеобще-обязательного первона­ чального образовали* па языках нацио­ нальностей СССР, ірэст числа школ и уча­ щихся всех степеней, рост числа выпу­ скаемых высшими школами специалистов, создание н укрепление новой, советской интеллигенции, — такова общая картина культурного •под’ема народа». Советская школа является общедоступ­ ной и народпой в полном смысле этого слова. Сталинская Конституция дает всем гражданам право на образование, Нп в ©Дном капиталистическом государстве пет таких прав в возможностей для трудя­ щихся. В капиталистических странах средние и высшие учебные заведения до­ ступны только детям .привилегированных сословий. Благодаря заботам партия я правитель­ ства о народпом образования советская школа вступила в новый этап своего раз­ вития. У нас осуществляется .всеобщее обязательное семилетпее обучение. Активное участие трудящихся масс в управлении государством требует от них высокой культуры и образованности, ов­ ладения наукой и техникой. О громадном значения наукп, о необходимости глубо­ кого овладения сю говорил П В. Сталітп на УТИ с ’езде ВЛКСМ: «Рабочий класс не может стать настяітшм хозяином страны, если он не сумеет выбраться нз некуль­ турности, если он не сумеет создать своей собственной интеллигенции, если он пе овладеет наукой и не сумеет управлять хозяйством на основе наукн». И далее: «Перед нами стоит крепость. Называет­ ся она, эта крепость, наукой с ее много­ численными отраслями знаний. Эту кре­ пость мы должпы взять во что бы то нн стало». Вот почему партия и правитель­ ство уделяют так много внимания про­ свещению, укреплению школы, охвату школой всего подрастающего поколения нашей страны. Роль просвещения я коммунистического воспитания особеипо возрастает сейчас, в период перехода нашей страны от социа­ лизма к коммунизму. Именно поэтому в Советском Союзе просвещению уделяется огромное вннмаппе. Принципом советской системы народного образования является общедоступность всех учебных заведений для всех граждан СССР. Этим наша си­ стема народного образования отличается от систем народного образования в каиш- талнетичеекпх странах. Взять, к примеру, США. Негры лише­ ны права посещать те учебные заведения, в которых обучаются белые. Для пепров созданы особые школы, но пх так мало, что основпая масса негритянского населе­ ния остается неграмотной. Учителям в негритянских школах установлена пони­ женная заработная плата, школы плохо оборудованы. Другое дело у нас. В Советском Союзе во всех союзпых и автономных республи­ ках осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение, вводится всеобщее семилетпее образование; широко развита сеть средних школ, техникумов и высших учебных заведений. Волее чем для сорока национальностей создана письменпость. Обучение ведеггся на родном языке уча­ щихся и знания в перусскнх школах да­ ются в том же об’еме, что я в русских. Установлена единая система подготовки учителей. Во многих автономных респуб­ ликах прп школах имеются интернаты, в которых учащиеся содержатся за государ­ ственный счет. Забота большевистской партии, прави­ тельства и лично товарища Сталина о на­ родпом образовании, о культурном росте народа ярко видна на прпмерѳ пашей Мурмапской области. Мурманский край, по мнению царских чиновников, не заслуживал внимания. Царское правительство нисколько не забо­ тилось о культурном развитии Кольского полуострова, о просвещении населения. Только после свержения царизма и изгна­ ния аягло-американекпх интервентов, ужо щуп советской власти, на Мурмане появи­ лись школы я другие очаги культуры., По даппьш обследования учреждений пародного образования, проведенного в де­ кабре 1928 года, па 1928— 1929 учеб­ ный год здесь насчитывалось 39 школ, в том числе школа-девятилетка в городе Мурманске, в которой обучалось 8 5G уче­ ников. В настоящее время только в об­ ластном центре — семь средних школ, во­ семь семплгтних п одна начальная В них работает 593 учителя. В городе есть пед­ училище, учительский институт, среднее и высшее мореходпое училища. В г.)роде Кпровеке — гирно-хлмпческпй. техникум и фельдшерско-акушерская школа. Кроме этого, в городах нашей области имеются вечерние .средине школы рабочей моло­ дежи. В 1928— 1929 учебном году в районах Мурмапского края было 37 начальных школ и одна семилетка (в Терском райо­ не). В этих школах 43 преподавателя обучали 925 учеников. В прошлом учеб­ ном году в области насчитывалось 178 школ, в которых обучалось 42.724 уча­ щихся. Пх воспитывало 199G педагогов. Кроме общсоГфаповательных, открыты и работают специальные школы: музыкаль­ ная п другие. К услугам трудящихся За­ полярья — театры, клубы, библиотеки. Широкая сеть детских дошкольных уч- режтенпй — детскігх садов и детских яслей дает трудящимся женщинам воз­ можность работать на производстве п ак ­ тивно участвовать в общественной жизни Нчгравпе с мужчинами. Трудящиеся советского Заполярья, как п всего Советского Союза, с особенным усердием изучают произведения классикой марксизма-ленинизма. Знание марксист­ ско-ленинской теории помогает советским людям уверенно строить коммунизм. Подлипно демократический • характер на­ родного образования в СССР выражаетсц также в равпых правах на образование для мужчпп п женщин. В бывшей царской России право жеп- щин па образование всячески ограничива­ лось. То же самое сплошь и рядом имеет место и сейчас в капиталистических стра­ нах. Жепскпх учебных заведении обычно меньше, чем мужских, и знания в них даются в меньшем об’еме. Неравноправное положение женпптиы в пашей стране было ликвидировано Вели­ кой Октябоьской социалистической рево­ люцией. «У нас ігот в России, — писал В. И. Лепин в 1921 голу, — такой нипо- стп, гнусности и подлости, как бесправие пли неполноправие жепщпн, этого впзчу- тительпого пережитка крепостничества и средневековья, подновляемого к^ыст.чой буржуазией и тупой, запуганной мелкой буржуазией во всех, без единого из’ятия, странах земного шара». Политика пашен партпп и правитель­ ства в области просвещения выражает жизненные интересы всего парода, его чаяния и стремление к счастливей и ра­ достной житии. Вот почему сердпа совет­ ских людей (наполнены чувством радости и законной гердости за свою великую Ро­ дину. Твердой поступью пд^т наш парод к сияющим вершинам коммунизма под ру­ ководством большевистской партии и великого кормчего Иосифа Виссарионовича Сталина. С. ДРИБЕНЦ0В. Ши р о к и е г о р и з о н т Ьі 1 > I рольные задания выполнялись по аналп- Ппгде в шгре трудящиеся пе имеют тігческой и начертательной геометрии, таких благоприятных условий для полу- английскому п немецкому языкам, по чения высшего образования, как в нашом социалистическом государстве. Для совет­ ских людей широко открыты двери выс­ ших учебных заведепий. В высших учеб- общей химии. В общей сложности каждый студепт-заочнпк за первое полугодие вы­ полнил И — 13 работ. Всо это обеспечило пеплохяе результа­ т а х заведениях учатся сотни тысяч ТЬІ на зимней экзаменационной сессии, j человек. Государство расходует на это которая была проведена с 26 января по огромные средства. Работающие па предприятиях могут 5 февраля с. г. Итога сессия свидетельствуют о том, получить высшее образование без отрыва' чт0 не напрасно расходовались государ- ' ственные средства? 52 человека сдали за­ четы и экзамены по соответствующим от производства. В прошлом году в Кировеко было от­ крыто отделение Всесоюзного заочного политехнического института. Этот пнетн- диецпплииам. Хорошие н отличпые зна­ ния показали начальник смены тов. Сал- тут имеет семь факультетов я готовит ( мин* участковый маркшейдер тов. Драб- споциолпстов различных профессий. Для ( кип» горный мастер тов. Варлаков, тех- руководства всей учебно-методической ра- ник Егорушков (рудник имени С. М. ботой и для оказания студептам помощи Кирова), работник Кольского филиала в успешном прохождении курса обучения Академии паук СССР тов. Колесников и институтом привлечены к преподаванию н рецензированию контрольных работ студентов виднейшие профессоры п пре­ подаватели. В Кировеке к чтению лекций п прове­ дению консультаций примечены опыт- другие. На зпмпюго экзаменационную сессию в Кировск приезжали и студенты-заочники, проживающие в других городах Мурман­ ской области Однако следует указать па ряд недо- ные преподаватели и ннженеры-пропзвод- статков, которые тормозили успешную ствспппки: научный работник Кольского учебу студентов. Некоторые руководители ! Филиала Академии наук тов. Морозов. цехов и предприятий комбината не инженеры комбината «Апатит» п . Салта- создают студептам условий для занятий, пов, Жуков, Тпщепко, преподаватель j Так, папрпмер, на обогатительной Флбри- первой средпей школы тов. Бойко, препо- ке работают молодые спецпалпсты-заоч- даватели горно-химического техникума пики. В течеппе первого полугодия им тг. Носкова, Папанова и другие. В августе 1951 года несколько десят­ ков производственников, имеющих сред­ нее образование, па месте сдалп вступи­ тельные экзамены и были приняты в институт, В основном это раОтпгкп , комбината «Апатит». Трп — четыре раза в неделю по вечерам они посещали лекции и консультации. Для закрепления теоретических знаний по общей хпмпн широкие светлые пути. Каждый у нас приходилось часто работать в вечернюю смепу, что, естественно, отрывало их от посещения лекций, консультаций и лабо­ раторных работ. Л. КУЗНЕЦОВ. Студент Всесоюзного заочного по­ литехнического института. 2 . В пашей стране для молодежп открыты были организованы лабораторные заня­ тия, которые проводились в лаборатории горпо-химического техникума. Каждый студепт-заочнпк после изуче­ ния определенных тем, предусмотренных программой по тому п ’и иному предмету, самостоятельпо выполнял контрольные задания, которые потом рецензировались может вьгбрать себе любую специаль­ ность. какую только пожелает. Судьба выпускниц второй женской средней шко­ лы г. -Мурманска является ярким свиде­ тельством этому. В 1951 году школа выпустила 35 уче­ ниц. Мечта каждой нз них: посвятить свою жизпь любимому делу — осущест- лпбо преподавателями соответствующей, вилась. Наши сверстницы продолжают глфедры института, либо на место. Копт- I учебу в высших учебных заведениях страны, готовятся стать активными строителями коммунизма. В Ленинградский университет на фило­ логический факультет поступили меда­ листки Оля Машелджипова я Ляда Са­ вельева. В Ленинградском политехниче­ ском институте учатся медалистки Пина Левкина и Лена Вигман. Закончившая школу с золотой медалью, Лида Колесни­ кова поступила в Московский институт востоковедения. В технических вузах Ленинграда занимаются Римма Хохлина и Зина Семенова. Воспитателями нового поколения строи- толей коммунизма готовятся стать Зоя Михайлова. Люда Бронзова, Валя Фили­ монова, Олыа Матушкина я многие другие. В медицинских институтах учатся Тамара Волкова, Нна Горная, Алла Ми­ хайлова, Люся Чирикова. Мы еще в школе увлекались техшиий. Теперь мы сможен основательно изучить ее, поступив в высшие учебные заведения. Одна нз нас — Ира Бородина учится в Московском ордена Ленина, Государствен­ ном университете имени 'M. В. Ломоносова на мехапико-матсматическом факультете. С 1 сентября 1952 года мы, студенты университета, получаем замечательный подарок — новое зданио н а‘ Ленинских горах. Это будет настоящий дворец нау­ ки. Многие из сегодняшних его строите­ лей будут студентами университета. Мира Шадрина, решив стать ннженером- кораблестроителем. поступила в Ленин­ градский кораблестроительный институт на машиностроительный факультет. В наших учебпых заведениях учатся студенты со всех концов ст^міяы. Мы, НАпримеф, приехали нз Заполярья, & на­ ши товарищи — с далекого Сахалина, из суровой сибирской тайги, с Урала, Украппы, пз Крыма и с Кавказа. Всех нас привата сюда, мечта стать активными участниками строительства коммунизма. Разные жизнеппые дороги избрал каж­ дый из пас. но все они ведут в одной цели — к коммунизму! И. БОРОДИНА — студвнтна Москов­ ского государственного университета, М. ШАДРИНА — студентка Ленин­ градского кораблестроительного ин­ ститута. Здесь подготавливаются педагоги В кабинете педагогики Мурмапского го­ сударственного учительского института есть репродукция с картины художника Богданова-Бельского «У порога школы». Выразительными скупыми штрихами ху* дожнпк отобразил с реалистической про­ стотой участь крестьянского мальчика. Усталый, в лохмотьях, с посохом в ру­ ке и с котомкой за спиной, мальчик, оче­ видно, пришел в школу издалека, чтобы учиться, учиться во что бы то нп стало. Но дверь в школу перед нпм закрыта, ри стоит у порога и жадно смотрит на тех, кто учится. В судьбе мальчика, как в зеркале, ху­ дожником запечатлена судьба всех кре­ стьянских детей царской России. Пная судьба у студентов Мурманского учительского института, как и у всей I советской молодежи У каждого пз н и х , 1т ш л і счастливые, наполненные пнтечюс- і пым содержанием, школьные дни, а вне- ; реди — светлые, ясные дороги в буду- ' щее, творческий труд на благо парода. Бтп широкие возможности открыли им большевистская партия, Советское прави­ тельство, тога рига Сталии. Взять, к примеру, Олега Хар.тина — студента первого курса физпко-математи- ческого отделения Мурманского учитель­ ского института. Сын колхооницы, он пришел в институт нз села Поноя. Здось для пего, как п для его товарищей, соз­ даны все условия для учебы, для овладе­ ния гаро<1>?ссией педагога — воспитателя строителей коммунизма. Заботливые, зна­ ющие педагогическое дело, преподавателя, светлые уютные аудитории, оборудован­ ные необходимыми приборами учебные кабішеты, библиотека, ежегодно пополня­ ющаяся новинками литературы, — все это спосоСствует тому, чтобы будущие педагога овладели основами наук. Партия и правительство проявляют ис­ ключительную заботу о советской школе и, в частности, о подготовке будущих пе­ дагогов. Эта забота особенно ярко видна па примере Мурманского учительского ин­ ститута. Этот институт очепь молод. Ему немногим больше десятп лет. Бюджет его увеличивается с каждым годом. Если, на­ пример, в 1945 году бюджет института составлял 743,1 тысячи рублей, то в 1951 году оп достиг 1 миллиона 797,8 тысячи рублей. Благодаря этому учительский' институт с каждым годом становится все более ос­ нащенным. Здесь лишь за последние годы на оборудование физического кабинета израсходовано 136 тысяч рублей. Забота об институте выражается так­ же и в том, что он укрепляется высоко­ квалифицированными кадрами, научными работниками. Сейчас в институте работа­ ют два кандидата наук, ряд преподавате­ лей готовят диссертации, сдают кандидат­ ский минимум. Обогащенные знаниями передовой совет­ ской педагогики, выпускники института песут знания в отдаленные поселки обла­ сти. За годы своего существования инсти­ тут подготовил более 370 педагогов. Кро­ ме того, адесь получили педагогическое об­ разованно много студентов, которые обу­ чались заочно. Преимущественно выиускнпкя остались работать в школах Заполярья. Можно най­ ти у нас в области такие семилетнпе школы, в которых почти все преподавате­ ли являются воспитанниками Мурманско­ го ' учительского института. Некоторые пз них уже накопили педагогический опыт и заведуют учебной частью школ, рабо­ тают директорами. Большие перспективы у первого запо­ лярного вуза. Его намечается преобразовать в ближайшем будущем в педагогичѵкий институт. А. ЕРМОЛОВ. Высше е м о р е х о д н о е Вжедпевно от причалов Мурмапского рыбного порта уходят в море рыболовные траулеры. С каждым годом в составе тра­ лового флота и флота «Мурмапсельди» увеличивается количество промысловых судов. Растущая рыбодобывающая про­ мышленность советского Заполярья тре­ бует все большего и большего количества квалифицированных кадров — капитанов, штурманов, механиков. Заботясь о развитии рыболовного флота в советском Заполярье, партия большеви­ ков, Советское правительство делают все необходимое для того, чтобы обеспечить быстро растущую рыбодобывающую про­ мышленность высококвалифицированными командными кадрами. За годы советской власти, за годы по­ слевоенного строительства неузнаваемо изменился культурный облик советского Заполярья. В нашей области создана ши­ рокая сеть школ и специальных учебных заведений. Одиим пз новых учебных заве, дений является Мурманское высшее море­ ходное училище, готовящее командные кадры для тралового флота и «Мурмаи- ссльдн». Э то учебное заведение создано полтора года тому назад. Молодые люди, поступаю, щпе в пего, приезжают в Мурманск из различных уголков пашей великой Роди­ ны. Среди курсантов училища — урожен­ цы Украины, Белоруссии, Москвы, Ленин­ града и других городов Советского Союза. В училище введено бесплатное обученно. Более того, все курсанты полностью нахо­ дятся на государственном содержании: они получают бесплатное питание, обмупдиро- ванпе, полностью снабжаются необходимы­ ми учебными пособиями. Таких учебпых заведений, где бы го­ сударство целиком брало па себя заботу об учащихся, нет нп в одной капиталисти­ ческой стране. Курсантам предоставлены широкие воз­ можности для получения необходимых каждому командиру промыслового флота спепиальных знаний. В высшем мореход­ ном училище имеются хорошо оборудован­ ные лаборатории, кабинеты и аудитории. Учебное оборудование ежегодно пополняет­ ся новыми приборами, деталями и меха­ низмами, повой техникой, которой паше социалистическое государство щедро снаб­ жает рыбопромысловый флот. Благодаря этому курсанты всегда в курсе новинок рыбодобывающей и навнгапноішой техни­ ки, им известны все последние достиже­ ния в области кораблевождения, корабле­ строения и организаппн промысла. Преподавательские кадры училища укомплектованы квалифицированными спе­ циалистами, отдающими всю свою энергию и знания подготовке командных кадров. В период обучения будущие командиры тралового флота приобретают не только теоретические знаігая, но и практические навыки кораблевождения, работы с кора­ бельными' механизмами и орудиями лова. Учебной программой предусмотрены прак­ тические плавания. Для этой цели высше­ му мореходному училищу предоставлено специальное судно — траулер «Краб». Рабочие и ипженерно-техннческнс работ­ ники Мурмапской судоверфи оборудовали его по последнему слову техники спе­ циально для учебных целей. Давно установлено, что хорошим моря­ ком. настоящим командиром может стать только тот человек, который в свое время практиковался в плавании на парусном судне. П эти возможности имеются у кур­ сантов высшего мореходпого училища. В их распоряжение передается парусно-мо­ торное судно, «а котором они будут совер­ шать учебные походы в просторах Бареп- цова моря. Этим пе исчерпываются возможности в практическом обучении. Курсанты судово­ дительского и судрмеханнческогс факуль­ тетов проходят практику па промысловых судах тралового флота, на многочисленных береговых предприятиях рыбной промыш­ ленности. Увлекательно п интересно проходят дни морской практики у будущих командиров. Они совершают далекие походы к берегам Шпицбергена и Исландии, плавают в Чер- пом море и в водах Тихого океана. Пе так давио группа курсантов мореходного учи­ лища приняла участие в кругосветном плавания. Поход этот прітпес большую пользу. Бу­ дущие командиры приобрели в нем каче­ ства, необходимые каждому моряку. Не мепее важно п то, что они воочию увидели, ' в каком ужасном положении находятся , трудящиеся в странах капитала, в коло- пиях империалистических госудаі>ств. I Полнокровной н интересной жнзиыо ж п . « вут будущие комапдиры промыслового1 Флота советского Заполярья. В высшем мореходном училище уделяется большое внимание художественному и физическому ^воспитанию курсантов, расширению их '• культурного кругозора. j Широко развит в учллищо спорт. Все без исключения курсанты являются уча­ стниками различных физкультурных кружков и секций. В училище работают | волейбольная, лыжпая, тяжелоатлетиче­ ская и конькобежная, шахматно-шашечная п легко-атлетическая секции. Наши спорт­ смены являются члепами общества «Пи­ щевик». О іт активно участвуют во всех спорінвных соревнованиях, проводимых в городе и в области. Не раз курсанты-физ­ культурники завоевывали победы, занима­ ли классные места в соревновании. Об их успехах свидетельствуют мпогочиелейные грамоты, дипломы и призы. Весело п с пользой проводят курсапты свой досуг. Учнлшцный совет клуба орга­ низовал ряд самодеятельных кружков — драматический, художественного слова, музыкальный... Силами участников этих кружков устраиваются вечера самодеятель­ ности, па которые, как правило, пригла­ шаются студенты Мурмапского учитель­ ского института и педагогического учили­ ща. Два раза в педелю в клубе училища демонстрируются художественные и науч­ но-технические фильмы. Кроме того, здегь регулярно читаются лекции иа политиче­ ские темы, делаются доклады о достиже­ ниях советской пауки, о приоритете рус­ ских ученых в целом ряде отраслей наукн. Курсанты пе ограничиваются только лишь посещением занятий и лекций по расписанию. Они стремятся как можно глубже изучить свою профессию, получить возможно более широкие и прочные зпа- пня по специальностям. Для этой цели в училище организовано научпо-студенческое общество. Им руководят кандидаты техни­ ческих наук тт. Сабуреиков и Мнхельман, преподаватель училища старейший капи­ тан морскою флота тов. Хабалов. Члены пзучио-студенческого общества под руко­ водством опытных преподавателей разра­ батывают самостоятельные темы, делают доклады и рефераты. Большое внимание уделяется органи­ зации быта курсантов. К их услугам пре­ доставлено спецпалыю оборудованное об­ щежитие, расположенное в центре Мур­ манска. Здесь, в хорошо обставленных п чистых комнатах живут будущие команди­ ры. На каждом этаже имеется комната от­ дыха, в которой есть свежне газеты, жур­ налы, настольные игры и разнообразные музыкальпые инструменты. При общежитии оборудованы портнов­ ская и сапожшя мастерские, имеется пра­ чечная. обслуживающие курсантов высше­ го мореходиого училища. Перед высшим мореходным училищем Мнннстектва рыбной промышленности СССР — широкие перспективы. Государст­ во не жалеет средств для того, чтобы соз­ дать наилучшие условия для обучения будущих командиров промыслового флота. Уже сейчас иа содержание училища еже­ годно тратятся большие средства. Эти ассигнования будут расти с каждым годом. В ближайшее время в Мурманске развернется строительство одного пз кра­ сивейших зданий города — нового учеб­ ного корпуса высшего мореходного учили­ ща. Здесь будут размещены первоклассные лаборатории, оборудованные новейшими приборами, механические мастерские с самыми совершенными станками и различ­ ными стендами. В човом здании предпо­ лагается оборудовать гпдроканал. Кроме того, здесь будет актовый зал па 900 мест, специально оборудованный спортивный зал, плавательный бассейн, многочисленные вспомогательные помеще­ ния, которые дадут возможность еще ша­ ре развернуть научную и культурно-мас- совую работу среди курсантов. В опубликованном педавпо Сообщении Центрального Статистического Управления прп Совете Министров СССР говорится, что в 1951 году получило дальнейшее разви­ тие Дело подготовки многочисленных кад­ ров специалистов для народного хозяйства нашей Родины. В различпых учебных за­ ведениях страпы обучаются сотнп тысяч студентов. Это — ррзудьтат сталинской заботы о развитии науки и техники в на­ шей стране, это яркий покозатель огром­ ного культурного роста советских людей. Организация Мурмапского высшего мо­ реходного училища — яркое проявление сталинской заботы о дальнейшем развитии производительных сил Кольского полуост­ рова. Л. ФОКЕЕВ. Заведующий кафедрой высшей ма­ тематики высшего ыороходмого училища.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz