Полярная правда. 1952, март.
№ 52 (7168) 1 парта1962 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 В П О М О Щ Ь А Г И Т А Т О Р У РАСЦВЕТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1951 году достигнуты дальнейшие успехи во всех областях социалисти ческой культуры. Число обучавшихся в СССР, включая все виды обучения, составляло в истек шем году 57 миллионов человек. Число семилетних и средних школ за год увеличилось почти на 5 тысяч. Число учащихся в 5—10 классах этих школ увеличилось на 2 миллиона 500 тысяч человек. В 1951 году в 887 высших учебных заведениях (включая заочные) обучалось 1 миллион 356 тысяч студентов, что на 108 тысяч человек больше, чем в 1950 году. В 3543 техникумах и других средних специальных учебных заведениях (включая заочные) обучалось 1 миллион 384 тысячи человек, что на 86 тысяч человек больше, чем в 1950 году. В 1951 году было выпущено молодых специалистов высшими учеб ными заведениями 201 тысяча человек и техникумами 262 тысячи человек. (Из Сообщения Центрального Статистического Управления при Совете Министров СССР). : _ I - - Ішт -—■ *■* - и идо **' — ии ■ ад-ч . ■ ■ ■■ ■ Это возможно только в советской стране Советский парод законно гордится ус пехами, достигнутыми за 34 года совет ской масти во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в области народ- лого образования. До Октябрьской революция в России только одна треть населения была гра мотной. Нерусское население почти сплошь было неграмотным. Дети рабочих я крестьян по кмелп доступа в средние я высшие учебные заведения, они допуска лась туда в редких случаях. Великая- Октябрьская социалистическая революция широко распахнула двери учебных заведений перед детьми трудя щихся. За годы советской власти во мно го раз возрос культурный уровень насе ления. Значительно расширилась сеть учебных заведений во всех союзных я а в тономных республиках. В докладе па XVIII с ’езде нашей ком мунистической партия товарищ И. В. Сталин говорил: «С точки арения культурного развития народа отчетный период был поистипе пе риодом культурной революции. Внедрение в жизнь всеобще-обязательного первона чального образовали* па языках нацио нальностей СССР, ірэст числа школ и уча щихся всех степеней, рост числа выпу скаемых высшими школами специалистов, создание н укрепление новой, советской интеллигенции, — такова общая картина культурного •под’ема народа». Советская школа является общедоступ ной и народпой в полном смысле этого слова. Сталинская Конституция дает всем гражданам право на образование, Нп в ©Дном капиталистическом государстве пет таких прав в возможностей для трудя щихся. В капиталистических странах средние и высшие учебные заведения до ступны только детям .привилегированных сословий. Благодаря заботам партия я правитель ства о народпом образования советская школа вступила в новый этап своего раз вития. У нас осуществляется .всеобщее обязательное семилетпее обучение. Активное участие трудящихся масс в управлении государством требует от них высокой культуры и образованности, ов ладения наукой и техникой. О громадном значения наукп, о необходимости глубо кого овладения сю говорил П В. Сталітп на УТИ с ’езде ВЛКСМ: «Рабочий класс не может стать настяітшм хозяином страны, если он не сумеет выбраться нз некуль турности, если он не сумеет создать своей собственной интеллигенции, если он пе овладеет наукой и не сумеет управлять хозяйством на основе наукн». И далее: «Перед нами стоит крепость. Называет ся она, эта крепость, наукой с ее много численными отраслями знаний. Эту кре пость мы должпы взять во что бы то нн стало». Вот почему партия и правитель ство уделяют так много внимания про свещению, укреплению школы, охвату школой всего подрастающего поколения нашей страны. Роль просвещения я коммунистического воспитания особеипо возрастает сейчас, в период перехода нашей страны от социа лизма к коммунизму. Именно поэтому в Советском Союзе просвещению уделяется огромное вннмаппе. Принципом советской системы народного образования является общедоступность всех учебных заведений для всех граждан СССР. Этим наша си стема народного образования отличается от систем народного образования в каиш- талнетичеекпх странах. Взять, к примеру, США. Негры лише ны права посещать те учебные заведения, в которых обучаются белые. Для пепров созданы особые школы, но пх так мало, что основпая масса негритянского населе ния остается неграмотной. Учителям в негритянских школах установлена пони женная заработная плата, школы плохо оборудованы. Другое дело у нас. В Советском Союзе во всех союзпых и автономных республи ках осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение, вводится всеобщее семилетпее образование; широко развита сеть средних школ, техникумов и высших учебных заведений. Волее чем для сорока национальностей создана письменпость. Обучение ведеггся на родном языке уча щихся и знания в перусскнх школах да ются в том же об’еме, что я в русских. Установлена единая система подготовки учителей. Во многих автономных респуб ликах прп школах имеются интернаты, в которых учащиеся содержатся за государ ственный счет. Забота большевистской партии, прави тельства и лично товарища Сталина о на родпом образовании, о культурном росте народа ярко видна на прпмерѳ пашей Мурмапской области. Мурманский край, по мнению царских чиновников, не заслуживал внимания. Царское правительство нисколько не забо тилось о культурном развитии Кольского полуострова, о просвещении населения. Только после свержения царизма и изгна ния аягло-американекпх интервентов, ужо щуп советской власти, на Мурмане появи лись школы я другие очаги культуры., По даппьш обследования учреждений пародного образования, проведенного в де кабре 1928 года, па 1928— 1929 учеб ный год здесь насчитывалось 39 школ, в том числе школа-девятилетка в городе Мурманске, в которой обучалось 8 5G уче ников. В настоящее время только в об ластном центре — семь средних школ, во семь семплгтних п одна начальная В них работает 593 учителя. В городе есть пед училище, учительский институт, среднее и высшее мореходпое училища. В г.)роде Кпровеке — гирно-хлмпческпй. техникум и фельдшерско-акушерская школа. Кроме этого, в городах нашей области имеются вечерние .средине школы рабочей моло дежи. В 1928— 1929 учебном году в районах Мурмапского края было 37 начальных школ и одна семилетка (в Терском райо не). В этих школах 43 преподавателя обучали 925 учеников. В прошлом учеб ном году в области насчитывалось 178 школ, в которых обучалось 42.724 уча щихся. Пх воспитывало 199G педагогов. Кроме общсоГфаповательных, открыты и работают специальные школы: музыкаль ная п другие. К услугам трудящихся За полярья — театры, клубы, библиотеки. Широкая сеть детских дошкольных уч- режтенпй — детскігх садов и детских яслей дает трудящимся женщинам воз можность работать на производстве п ак тивно участвовать в общественной жизни Нчгравпе с мужчинами. Трудящиеся советского Заполярья, как п всего Советского Союза, с особенным усердием изучают произведения классикой марксизма-ленинизма. Знание марксист ско-ленинской теории помогает советским людям уверенно строить коммунизм. Подлипно демократический • характер на родного образования в СССР выражаетсц также в равпых правах на образование для мужчпп п женщин. В бывшей царской России право жеп- щин па образование всячески ограничива лось. То же самое сплошь и рядом имеет место и сейчас в капиталистических стра нах. Жепскпх учебных заведении обычно меньше, чем мужских, и знания в них даются в меньшем об’еме. Неравноправное положение женпптиы в пашей стране было ликвидировано Вели кой Октябоьской социалистической рево люцией. «У нас ігот в России, — писал В. И. Лепин в 1921 голу, — такой нипо- стп, гнусности и подлости, как бесправие пли неполноправие жепщпн, этого впзчу- тительпого пережитка крепостничества и средневековья, подновляемого к^ыст.чой буржуазией и тупой, запуганной мелкой буржуазией во всех, без единого из’ятия, странах земного шара». Политика пашен партпп и правитель ства в области просвещения выражает жизненные интересы всего парода, его чаяния и стремление к счастливей и ра достной житии. Вот почему сердпа совет ских людей (наполнены чувством радости и законной гердости за свою великую Ро дину. Твердой поступью пд^т наш парод к сияющим вершинам коммунизма под ру ководством большевистской партии и великого кормчего Иосифа Виссарионовича Сталина. С. ДРИБЕНЦ0В. Ши р о к и е г о р и з о н т Ьі 1 > I рольные задания выполнялись по аналп- Ппгде в шгре трудящиеся пе имеют тігческой и начертательной геометрии, таких благоприятных условий для полу- английскому п немецкому языкам, по чения высшего образования, как в нашом социалистическом государстве. Для совет ских людей широко открыты двери выс ших учебных заведепий. В высших учеб- общей химии. В общей сложности каждый студепт-заочнпк за первое полугодие вы полнил И — 13 работ. Всо это обеспечило пеплохяе результа т а х заведениях учатся сотни тысяч ТЬІ на зимней экзаменационной сессии, j человек. Государство расходует на это которая была проведена с 26 января по огромные средства. Работающие па предприятиях могут 5 февраля с. г. Итога сессия свидетельствуют о том, получить высшее образование без отрыва' чт0 не напрасно расходовались государ- ' ственные средства? 52 человека сдали за четы и экзамены по соответствующим от производства. В прошлом году в Кировеко было от крыто отделение Всесоюзного заочного политехнического института. Этот пнетн- диецпплииам. Хорошие н отличпые зна ния показали начальник смены тов. Сал- тут имеет семь факультетов я готовит ( мин* участковый маркшейдер тов. Драб- споциолпстов различных профессий. Для ( кип» горный мастер тов. Варлаков, тех- руководства всей учебно-методической ра- ник Егорушков (рудник имени С. М. ботой и для оказания студептам помощи Кирова), работник Кольского филиала в успешном прохождении курса обучения Академии паук СССР тов. Колесников и институтом привлечены к преподаванию н рецензированию контрольных работ студентов виднейшие профессоры п пре подаватели. В Кировеке к чтению лекций п прове дению консультаций примечены опыт- другие. На зпмпюго экзаменационную сессию в Кировск приезжали и студенты-заочники, проживающие в других городах Мурман ской области Однако следует указать па ряд недо- ные преподаватели и ннженеры-пропзвод- статков, которые тормозили успешную ствспппки: научный работник Кольского учебу студентов. Некоторые руководители ! Филиала Академии наук тов. Морозов. цехов и предприятий комбината не инженеры комбината «Апатит» п . Салта- создают студептам условий для занятий, пов, Жуков, Тпщепко, преподаватель j Так, папрпмер, на обогатительной Флбри- первой средпей школы тов. Бойко, препо- ке работают молодые спецпалпсты-заоч- даватели горно-химического техникума пики. В течеппе первого полугодия им тг. Носкова, Папанова и другие. В августе 1951 года несколько десят ков производственников, имеющих сред нее образование, па месте сдалп вступи тельные экзамены и были приняты в институт, В основном это раОтпгкп , комбината «Апатит». Трп — четыре раза в неделю по вечерам они посещали лекции и консультации. Для закрепления теоретических знаний по общей хпмпн широкие светлые пути. Каждый у нас приходилось часто работать в вечернюю смепу, что, естественно, отрывало их от посещения лекций, консультаций и лабо раторных работ. Л. КУЗНЕЦОВ. Студент Всесоюзного заочного по литехнического института. 2 . В пашей стране для молодежп открыты были организованы лабораторные заня тия, которые проводились в лаборатории горпо-химического техникума. Каждый студепт-заочнпк после изуче ния определенных тем, предусмотренных программой по тому п ’и иному предмету, самостоятельпо выполнял контрольные задания, которые потом рецензировались может вьгбрать себе любую специаль ность. какую только пожелает. Судьба выпускниц второй женской средней шко лы г. -Мурманска является ярким свиде тельством этому. В 1951 году школа выпустила 35 уче ниц. Мечта каждой нз них: посвятить свою жизпь любимому делу — осущест- лпбо преподавателями соответствующей, вилась. Наши сверстницы продолжают глфедры института, либо на место. Копт- I учебу в высших учебных заведениях страны, готовятся стать активными строителями коммунизма. В Ленинградский университет на фило логический факультет поступили меда листки Оля Машелджипова я Ляда Са вельева. В Ленинградском политехниче ском институте учатся медалистки Пина Левкина и Лена Вигман. Закончившая школу с золотой медалью, Лида Колесни кова поступила в Московский институт востоковедения. В технических вузах Ленинграда занимаются Римма Хохлина и Зина Семенова. Воспитателями нового поколения строи- толей коммунизма готовятся стать Зоя Михайлова. Люда Бронзова, Валя Фили монова, Олыа Матушкина я многие другие. В медицинских институтах учатся Тамара Волкова, Нна Горная, Алла Ми хайлова, Люся Чирикова. Мы еще в школе увлекались техшиий. Теперь мы сможен основательно изучить ее, поступив в высшие учебные заведения. Одна нз нас — Ира Бородина учится в Московском ордена Ленина, Государствен ном университете имени 'M. В. Ломоносова на мехапико-матсматическом факультете. С 1 сентября 1952 года мы, студенты университета, получаем замечательный подарок — новое зданио н а‘ Ленинских горах. Это будет настоящий дворец нау ки. Многие из сегодняшних его строите лей будут студентами университета. Мира Шадрина, решив стать ннженером- кораблестроителем. поступила в Ленин градский кораблестроительный институт на машиностроительный факультет. В наших учебпых заведениях учатся студенты со всех концов ст^міяы. Мы, НАпримеф, приехали нз Заполярья, & на ши товарищи — с далекого Сахалина, из суровой сибирской тайги, с Урала, Украппы, пз Крыма и с Кавказа. Всех нас привата сюда, мечта стать активными участниками строительства коммунизма. Разные жизнеппые дороги избрал каж дый из пас. но все они ведут в одной цели — к коммунизму! И. БОРОДИНА — студвнтна Москов ского государственного университета, М. ШАДРИНА — студентка Ленин градского кораблестроительного ин ститута. Здесь подготавливаются педагоги В кабинете педагогики Мурмапского го сударственного учительского института есть репродукция с картины художника Богданова-Бельского «У порога школы». Выразительными скупыми штрихами ху* дожнпк отобразил с реалистической про стотой участь крестьянского мальчика. Усталый, в лохмотьях, с посохом в ру ке и с котомкой за спиной, мальчик, оче видно, пришел в школу издалека, чтобы учиться, учиться во что бы то нп стало. Но дверь в школу перед нпм закрыта, ри стоит у порога и жадно смотрит на тех, кто учится. В судьбе мальчика, как в зеркале, ху дожником запечатлена судьба всех кре стьянских детей царской России. Пная судьба у студентов Мурманского учительского института, как и у всей I советской молодежи У каждого пз н и х , 1т ш л і счастливые, наполненные пнтечюс- і пым содержанием, школьные дни, а вне- ; реди — светлые, ясные дороги в буду- ' щее, творческий труд на благо парода. Бтп широкие возможности открыли им большевистская партия, Советское прави тельство, тога рига Сталии. Взять, к примеру, Олега Хар.тина — студента первого курса физпко-математи- ческого отделения Мурманского учитель ского института. Сын колхооницы, он пришел в институт нз села Поноя. Здось для пего, как п для его товарищей, соз даны все условия для учебы, для овладе ния гаро<1>?ссией педагога — воспитателя строителей коммунизма. Заботливые, зна ющие педагогическое дело, преподавателя, светлые уютные аудитории, оборудован ные необходимыми приборами учебные кабішеты, библиотека, ежегодно пополня ющаяся новинками литературы, — все это спосоСствует тому, чтобы будущие педагога овладели основами наук. Партия и правительство проявляют ис ключительную заботу о советской школе и, в частности, о подготовке будущих пе дагогов. Эта забота особенно ярко видна па примере Мурманского учительского ин ститута. Этот институт очепь молод. Ему немногим больше десятп лет. Бюджет его увеличивается с каждым годом. Если, на пример, в 1945 году бюджет института составлял 743,1 тысячи рублей, то в 1951 году оп достиг 1 миллиона 797,8 тысячи рублей. Благодаря этому учительский' институт с каждым годом становится все более ос нащенным. Здесь лишь за последние годы на оборудование физического кабинета израсходовано 136 тысяч рублей. Забота об институте выражается так же и в том, что он укрепляется высоко квалифицированными кадрами, научными работниками. Сейчас в институте работа ют два кандидата наук, ряд преподавате лей готовят диссертации, сдают кандидат ский минимум. Обогащенные знаниями передовой совет ской педагогики, выпускники института песут знания в отдаленные поселки обла сти. За годы своего существования инсти тут подготовил более 370 педагогов. Кро ме того, адесь получили педагогическое об разованно много студентов, которые обу чались заочно. Преимущественно выиускнпкя остались работать в школах Заполярья. Можно най ти у нас в области такие семилетнпе школы, в которых почти все преподавате ли являются воспитанниками Мурманско го ' учительского института. Некоторые пз них уже накопили педагогический опыт и заведуют учебной частью школ, рабо тают директорами. Большие перспективы у первого запо лярного вуза. Его намечается преобразовать в ближайшем будущем в педагогичѵкий институт. А. ЕРМОЛОВ. Высше е м о р е х о д н о е Вжедпевно от причалов Мурмапского рыбного порта уходят в море рыболовные траулеры. С каждым годом в составе тра лового флота и флота «Мурмапсельди» увеличивается количество промысловых судов. Растущая рыбодобывающая про мышленность советского Заполярья тре бует все большего и большего количества квалифицированных кадров — капитанов, штурманов, механиков. Заботясь о развитии рыболовного флота в советском Заполярье, партия большеви ков, Советское правительство делают все необходимое для того, чтобы обеспечить быстро растущую рыбодобывающую про мышленность высококвалифицированными командными кадрами. За годы советской власти, за годы по слевоенного строительства неузнаваемо изменился культурный облик советского Заполярья. В нашей области создана ши рокая сеть школ и специальных учебных заведений. Одиим пз новых учебных заве, дений является Мурманское высшее море ходное училище, готовящее командные кадры для тралового флота и «Мурмаи- ссльдн». Э то учебное заведение создано полтора года тому назад. Молодые люди, поступаю, щпе в пего, приезжают в Мурманск из различных уголков пашей великой Роди ны. Среди курсантов училища — урожен цы Украины, Белоруссии, Москвы, Ленин града и других городов Советского Союза. В училище введено бесплатное обученно. Более того, все курсанты полностью нахо дятся на государственном содержании: они получают бесплатное питание, обмупдиро- ванпе, полностью снабжаются необходимы ми учебными пособиями. Таких учебпых заведений, где бы го сударство целиком брало па себя заботу об учащихся, нет нп в одной капиталисти ческой стране. Курсантам предоставлены широкие воз можности для получения необходимых каждому командиру промыслового флота спепиальных знаний. В высшем мореход ном училище имеются хорошо оборудован ные лаборатории, кабинеты и аудитории. Учебное оборудование ежегодно пополняет ся новыми приборами, деталями и меха низмами, повой техникой, которой паше социалистическое государство щедро снаб жает рыбопромысловый флот. Благодаря этому курсанты всегда в курсе новинок рыбодобывающей и навнгапноішой техни ки, им известны все последние достиже ния в области кораблевождения, корабле строения и организаппн промысла. Преподавательские кадры училища укомплектованы квалифицированными спе циалистами, отдающими всю свою энергию и знания подготовке командных кадров. В период обучения будущие командиры тралового флота приобретают не только теоретические знаігая, но и практические навыки кораблевождения, работы с кора бельными' механизмами и орудиями лова. Учебной программой предусмотрены прак тические плавания. Для этой цели высше му мореходному училищу предоставлено специальное судно — траулер «Краб». Рабочие и ипженерно-техннческнс работ ники Мурмапской судоверфи оборудовали его по последнему слову техники спе циально для учебных целей. Давно установлено, что хорошим моря ком. настоящим командиром может стать только тот человек, который в свое время практиковался в плавании на парусном судне. П эти возможности имеются у кур сантов высшего мореходпого училища. В их распоряжение передается парусно-мо торное судно, «а котором они будут совер шать учебные походы в просторах Бареп- цова моря. Этим пе исчерпываются возможности в практическом обучении. Курсанты судово дительского и судрмеханнческогс факуль тетов проходят практику па промысловых судах тралового флота, на многочисленных береговых предприятиях рыбной промыш ленности. Увлекательно п интересно проходят дни морской практики у будущих командиров. Они совершают далекие походы к берегам Шпицбергена и Исландии, плавают в Чер- пом море и в водах Тихого океана. Пе так давио группа курсантов мореходного учи лища приняла участие в кругосветном плавания. Поход этот прітпес большую пользу. Бу дущие командиры приобрели в нем каче ства, необходимые каждому моряку. Не мепее важно п то, что они воочию увидели, ' в каком ужасном положении находятся , трудящиеся в странах капитала, в коло- пиях империалистических госудаі>ств. I Полнокровной н интересной жнзиыо ж п . « вут будущие комапдиры промыслового1 Флота советского Заполярья. В высшем мореходном училище уделяется большое внимание художественному и физическому ^воспитанию курсантов, расширению их '• культурного кругозора. j Широко развит в учллищо спорт. Все без исключения курсанты являются уча стниками различных физкультурных кружков и секций. В училище работают | волейбольная, лыжпая, тяжелоатлетиче ская и конькобежная, шахматно-шашечная п легко-атлетическая секции. Наши спорт смены являются члепами общества «Пи щевик». О іт активно участвуют во всех спорінвных соревнованиях, проводимых в городе и в области. Не раз курсанты-физ культурники завоевывали победы, занима ли классные места в соревновании. Об их успехах свидетельствуют мпогочиелейные грамоты, дипломы и призы. Весело п с пользой проводят курсапты свой досуг. Учнлшцный совет клуба орга низовал ряд самодеятельных кружков — драматический, художественного слова, музыкальный... Силами участников этих кружков устраиваются вечера самодеятель ности, па которые, как правило, пригла шаются студенты Мурмапского учитель ского института и педагогического учили ща. Два раза в педелю в клубе училища демонстрируются художественные и науч но-технические фильмы. Кроме того, здегь регулярно читаются лекции иа политиче ские темы, делаются доклады о достиже ниях советской пауки, о приоритете рус ских ученых в целом ряде отраслей наукн. Курсанты пе ограничиваются только лишь посещением занятий и лекций по расписанию. Они стремятся как можно глубже изучить свою профессию, получить возможно более широкие и прочные зпа- пня по специальностям. Для этой цели в училище организовано научпо-студенческое общество. Им руководят кандидаты техни ческих наук тт. Сабуреиков и Мнхельман, преподаватель училища старейший капи тан морскою флота тов. Хабалов. Члены пзучио-студенческого общества под руко водством опытных преподавателей разра батывают самостоятельные темы, делают доклады и рефераты. Большое внимание уделяется органи зации быта курсантов. К их услугам пре доставлено спецпалыю оборудованное об щежитие, расположенное в центре Мур манска. Здесь, в хорошо обставленных п чистых комнатах живут будущие команди ры. На каждом этаже имеется комната от дыха, в которой есть свежне газеты, жур налы, настольные игры и разнообразные музыкальпые инструменты. При общежитии оборудованы портнов ская и сапожшя мастерские, имеется пра чечная. обслуживающие курсантов высше го мореходиого училища. Перед высшим мореходным училищем Мнннстектва рыбной промышленности СССР — широкие перспективы. Государст во не жалеет средств для того, чтобы соз дать наилучшие условия для обучения будущих командиров промыслового флота. Уже сейчас иа содержание училища еже годно тратятся большие средства. Эти ассигнования будут расти с каждым годом. В ближайшее время в Мурманске развернется строительство одного пз кра сивейших зданий города — нового учеб ного корпуса высшего мореходного учили ща. Здесь будут размещены первоклассные лаборатории, оборудованные новейшими приборами, механические мастерские с самыми совершенными станками и различ ными стендами. В човом здании предпо лагается оборудовать гпдроканал. Кроме того, здесь будет актовый зал па 900 мест, специально оборудованный спортивный зал, плавательный бассейн, многочисленные вспомогательные помеще ния, которые дадут возможность еще ша ре развернуть научную и культурно-мас- совую работу среди курсантов. В опубликованном педавпо Сообщении Центрального Статистического Управления прп Совете Министров СССР говорится, что в 1951 году получило дальнейшее разви тие Дело подготовки многочисленных кад ров специалистов для народного хозяйства нашей Родины. В различпых учебных за ведениях страпы обучаются сотнп тысяч студентов. Это — ррзудьтат сталинской заботы о развитии науки и техники в на шей стране, это яркий покозатель огром ного культурного роста советских людей. Организация Мурмапского высшего мо реходного училища — яркое проявление сталинской заботы о дальнейшем развитии производительных сил Кольского полуост рова. Л. ФОКЕЕВ. Заведующий кафедрой высшей ма тематики высшего ыороходмого училища.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz