Полярная правда. 1952, март.
i 50 (7 1 6 4 ) 0 парта 1 9 5 2 г. ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА З А С Е Д А Н И Е В Е Р Х О В Н О Г О С О В Е Т А С С С Р юджета Доклад Министра финансов СССР А. Г. ЗВЕРЕВА ГОД (Окончание. Нач. ся. на 2 стр.). риалы п но проявляли необходимой стро гости п требовател іупостп в борьбе за ук репление финансовой дисциплины ж эко номное расходование государственных средств. Министерство финансов СССР и финан совые органы, Госбанк и его учреждения обязаны усилить повседневный контроль •рублей са ходом производства н обраще ние* товаров. Финансовые органы и кре дитные учреждения должны строго сле дить са выполнением задании по сниже нию себестоимости продукции и издержек обращения, расходованием фондов заработ ной платы, а также з а своевременным н полным поступлением платежей в бюджет от предприятий и хозяйственных органн- саций. Преобладающая часть доходоз бюджета, как указано выше, поступает от социали стического хозяйства. Налоги с населения предусмотрены в Государственном бюдже те СССР <на 1952 год в сумме 47,4 млрд. рублей или 9,3 процента -всех доходов. В истекшем году в ряде союзных рес публик и областей имелись серьезные не достатки в работе Финансовых органов по сбору налогов с населения. В Краснодар ском крае, Орловской, Брянской и в неко торых других областях РСФСР, а также в . Гродненской и Минской областях Белорус ской ССР план сбора сельскохозяйствен ного налога е е был своевременно выпол нен. Финансовым органам республик и обла стей следует улучшить работу по нало гам на селе, а Советам Министров респуб лик и исполнительным комитетам Советов депутатов трудящихся оказывать необхо димую помощь финансовым органам в проведении налоговой работы. Большое значение имеют добровольные взносы населения — займы, а, также вклады в сберегательные кассы. Государственный заем развития народ ного хозяйства СССР (выпуск 1951 года) j был размещен с превышением на 4,8 млрд. рублей. Значительно возросла в прошлом году подписка на заем средн колхозников, доходы которых неуклонно повышаются. Поступления от государственных зай мов, реализуемых среди паселепия и госу дарственных организаций, предусматри ваются в 1952 году о сумме 42,5 млрд. рублей. Средства от государственных зай мов будут направлены па строительство великих строек коммунизма, на мероприя тия, обеспечит гащие дальнейшее повыше ние материального и культурного уровня жизни нашего народа. Пеуклонный рост материального благо состояния населения обеспечивает также развитие деятельности сберегательных j касс по привлечению вкладов. - j В 1951 году вклады в сберегательные ■ кассы увеличились на 4 млрд. рублей. Количество вкладчиков возросло более чем ! на 3 миллиона человек. Планом 1952 го- j да предусматривается рост вкладов в сбе регательные кассы в сумме 4,5 млрд. і рублей. I Значительные поступления средств предусматриваются также по государст венному страхованию, которое в 1951 году получило дальнейшее развитие. Воз росло страхование посевов и скота в кол хозах, увеличилось личное добровольное страхование. Однако работа по государственному страхованию нуждается ещо в серьезном улучшении, особенно по добровольным в и - 1 дам страхования. Финансовым органам и | в первую очередь страховым работникам необходимо шире развивать добровольное ' страхование и усилить работу по сбору істраховых платежей. Банкам долгосрочных вложений <рледуот | них обязанности п недостаточно контролн- улучпшть свою работу и установить стро -1 руюг использование оборотных средств гий контроль рублем за ходом строитель- предприятий п организаций. Наиболее от- ства. Собственные оборотные средства пред стающими в этом отношении являются Таджикская и Пензенская конторы Гос- щшятпй и хозяйственных организаций . банка, которые но- ведут необходимой борь- увеличішаются в 1952 году по сравнению с 1951 годом на 10,7 млрд. рублей. При рост оборотных средств определен в соот ветствии с ростом об’ома производства и товарооборота, и о учетом задания по снижению себестоимости продукции. При этом в 1952 году должно быть достигну то дальнейшее ускорение оборачиваемости средств в народном хозяйстве. Па покрытие прироста собственных обо ротных средств в текущем году пз Госу дарственного бюджета будет наиравоено бы за ликвидацию сверхнормативных за пасов товаро-натерпальпых ценностей на предприятиях и в торговой сети, не сле дят за своевременностью расчетов в хо зяйстве и за соблюдением финансовой дис циплины. Работникам финансовых н кредитных учреждений необходимо устранить имею щиеся недостатки и серьезно улучшить свою работу. Расходы Государственного бюджета на 4,6 млрд. рублей, пз прибылей народ -1 Финансирование сельского и лесного хо- ного хозяйства и других внутрпхо- зяиства с учетом снижения цен па трак- зяйствспных источников — 6,1 млрд. j торы, сельхозмашины и горючее определе- рублей. Доля ресурсов предприятий пы па 1?52 год в 34,7 млрд. рублей. Пз в финансировании прироста собствен-і 'Указанной суммы 17 млрд. рублен пред- ных оборотных средств .повышается! назначаются для финансирования машпп- до 57,2 процента против 52,6 процента в но-тракторных и лесозащитных станций. 1951 году. Это налагает большую ответ ственность на руководителей предприятий Совет Министров СССР в конце прошлого года принял решение о мерах по улучше- и хозяйственных организации са выпел- ; Ітго работы мапгппно-тракторпых стлпцлй, пение заданий по снижению себестоимости ’ имеющее важное значение для дальнейше- продукціги и прибылям, а также за уско- ^ развития всех отраслей сельского хо зяйства и увеличения производства сель скохозяйственных продуктов. Машинно-тракторные стапции должны устранить имеющиеся серьезные педостат- 1кп в использовании техники, значительно рение оборачиваемости товаро-матсриаль- иых ценностей. За последние годы улучшилось исполь зование оборотных средств в народном хо зяйстве. Оборачиваемость нормируемых то- варо-материальных ценностей по пред- йриятиям промышленных министерств | повысить производительность машппно- сош н о го подчинения ускорилась ва 9 не- тракторного парка, добшъся улучшения ся д е р 1 9 5 1 года по сравнению о « о т в е т - ■“ чества Р=бот в колхозах, проведения их ствующюі периодом 1 9 5 0 года боаее чем ’ D с -м т ы е , лучшие ^ г р э т е х п п ч е с и іе сроки на 4 процента. Однако в использовании Расходы Государственного бюджета СССР на 1952 год Товарищи депутаты! Наше социалисти ческое государство развивает свои произ водительные силы невиданными э исто рии темпами. Для дальнейшего роста производитель ных сил страны,^ умножения общественно го богатства и жизненных благ выдаю щееся шзачеиие имеют осуществляемые по инициативе товарища Сталина великие стройки коммунизма. (Аплодисменты). Пер венец великих сооружений — Волго-Дон ской путь в текущем году' вступает в строй. Строительство крупнейших в мире гид ротехнических сооружений, дальнейшее развитие промышленности, сельского хо зяйства, транспорта, жилищного строи тельства, \ науки, просвещения, здравоох ранения требуют больших бюджетных ‘расходов. Общая сумма расходов Государственного бюджета СССР на 1952 год определена в 476,9 млрд. рублей, пз которых « а раз витие пародного хозяйства направляется— 180,4 млрд. рублей, на социально-куль турные мероприятия — 124,8 млрд. руб лей, на оборону страны — 113,8 млрд. рублей, на содержание органов государст венного управления — 14,4 млрд. рублей, на выплату выигрышей населению, а также процентов по займам — 8,9 млрд. рублей. По сравнению с 1951 годом расходы бюджета увеличиваются на 35,6 млрд. рублей или на 8,1 процента. > Преобладающая часть средств Государ ственного бюджета, как видно из приве денных цифр, направляется иа финанспро- вашіо народного хозяйства и культуры. оборотных средств па предприятиях ряда министерств имеются еще существенные недостатки, не налажена работа по выявлению и реали зации избыточных и ненужных материа лов, допускается накопление сверхплано вых запасов сырья, материалов, топлива, а также готовой продукции. Образование сверхплановых запасов то- варо-матерпальных ценностей часто бы вает связано с неритмичностью выпуска продукции и серьезными недостатками в чптелъно большое внимание всестороннему образованию п воспитанию трудящихся пашей страны. Успешно разрешив еще в довоенный перпод задачу всеобщего обяза тельного начального обучения, Советское государство в настоящее время повсемест но проводит семнлетпее обучение, все- мерно развивая также 10-летнее образова ние} В высших учебных заведениях в 1952 году будет обучаться 1 миллион 416 тыс. студентов пли на 60 тыс. человек боль ше, чем в прошлом году. Количество уча щихся в техникумах увеличится на 57 тысяч и достигнет один миллион 441 тыс. человек. Советский общественный строй создал неограниченные возможности для разви тия науки, той подлинной науки, кото рая, как указывает товарищ Сталин, «...не отгораживается от народа^ не дер жит себя вдали от народа, а готова слу жить пароду, готова передать народу все з а в о е т ішя паукп. которая обслуживает парод пе по принуждению, а добровольно, с охотой>. В 1952 году планом предусматривается дальнейшее развитие деятельности научно- исследовательских ^ учреждений, занятых проблемами использования спл природы на благо человечества, облегчения труда и повышения его производительности. На просвещенно в текущем году ассиг нуется 60,0 млрд. рублей,і здравоохране ние н физическую культуру — 22,8 млрд. рублей, социальное страхование и обеспе чение — 37,5 млрд. рублей, государст венное пособие многодетным и одиноким матерям — 4,5 млрд. рублей. п обеспечить выполнение задании по сни жению себестоимости тракторных работ. В развитии сельскохозяйственного про изводства большие задачи стоят такжо перед совхозами. В послевоенные годы сов хозы увеличили производство сельскохо зяйственной ■продукции, повысили уро жайность сельскохозяйственных культур, увелнчплн поголовье скота н ого продук тивность. Наряду с этил во многих совхозах еше недостаточна производительность труда,: ____ ___I іапства. пз коренных прппппппальных неудовлетворительно используются тех-, Aaiul" d’ “ 1 1 Все эти цифры служат ярким вираж*» ппен повседневной заботы Советского Пра вительства н лично товарища Сталина о поЕЫшенни материального и культурного уровня широких слоев населения. (Апло дисменты). Правительство уделяет большое внима ние делу улучшения и совершенствования советского аппарата. За последние годы проведена серьезная работа по упрощению структуры государственного аппарата, что улучшило работу аппарата и сократило расходы на его содержание. Однако еще не изжиты случаи, изли шеств в штатах государственных 'Jучреж дений и предприятий п нарушения штат ной и сметной дисциплины. Финансовыми органами в 1951 году были выявлены нарушения устаноатенных штатов па ряде предприятий министерств лесной, мясной п маточной, автомобиль ной п тракторной промышленности, путей сообщения н некоторых других. Государственной штатной комнеепп сле дует активнее работать пад вопросами уст ранения штатных излишеств и упрощения структуры государствеиного аппарата, а финансовым органам необходимо усилить контроль за соблюдением установленных штатов и смет. Необходимо обеспечить дальнейшее улучшение качества и повысить действен ность контрольно-ревизионной работы фи нансовых органов, министерств п ве домств. Контролеры-ревизоры должны при проведении ревизий не только вскрывать нарушения финансовой дисциплины, по и добиваться ножного устранения выявлен-- ных недостатков. Расходы на укрепление обороны Советского государства Советский Союз неуклонно проводит по литику мира и стопт в авангарде борцов за мир и дружбу между народами. Миро любивая политика Советского Союза выте кает из самой природы Советского госу- работе ряда ииипстсрств по организации тіпд п ыатерпольиые ресурсы, не соблю-: материально-технического снабжения. Так, по Мытпшнпскому машииострон- дается государственная дисциплина в рас- основ советского общественного строя н жизненных интересов нашего парода, і ходоэанин материальных и денежных: «Весь мир, — указывает товарищ тельному зазоду Министерства автомо-j средств, допускаются перерасходы горюче-: Сталші, — имел возможность убедиться пе бальной п тракторной промышленности, в ! го, материалов и фондов заработной ила- j только в могуществе Советского государст- среднем :>а весь 1951 год, выпуск про-! ты. Все это приводит к невыполнению т а - | ва, по п в справедливом характере его пот дукцші составлял в I декаде месяца — ’ кимп совхозами задании по урожайности; лптнкп, основанной па прпзнашш равно- 18,0 процента, во II декаде — 27,1 про-! сельскохозяйственных культур и по про-; правил всех пародов, па уважении пх сво- цопта, а в III декаде — 54.9 процента, і дуктнвностп животноводства, а также к боды п независимости. Пет ппкакнх осно- Перитмичная работа завода вызывала1невыполнению планов по себестоимости j ваппй сомневаться в трм, что Советский большие простои работах, низкий коэфн- продукции. Союз и впредь будет верен своей политике циент использования оборудования и об- здачеі} яюяется спи. | — политике мира и безопасности, полпти- рампанно больших сверхнормативных жеш,е ccCcCToraocTH продуВДин путем “ Равноправия и дружоы народов». Финансирование народного хозяйства В текущем году * больше половины Некоторые организации расходуют средств, направляемых пз бюджета на строительные материалы сверх установ- финансированне пародного хозяйства, бу- . ленных норм, допускают перерасходы фон- дст пспользовано на кашпальное строп- доз заработной платы п излишние наклад- тел ьство. Размер финансирования катппальных вложений и прироста оборотных средств в строительстве определен на 1952 год в : « W 143,1 млрд. рублей, в тем числе ва 1 материалов против сметных норм счет бюджета 98,1 млрд. рублей и аа счет , « п и в : пилепо„г9° 23 процшта’ ^ ; ,________________________________ __ - леса кровельного — 32 процента, извести собственных средств предприятии и хозяи- ‘ г п ’ ственных организаций 45 млрд. рублей. п° n?0IlQZrra* Наззровское строительно-монтажное уп- В^ 1951 году строительные организации равленне треста яКраснолрскшахтострой * снизили по сравнению с 1950 годом стоп- ^Министерства угольной промышленности моегь н добились сокращения сроков, допустило за 10 месяцев 1951 года пере-! строительства. | расход фонда заработной платы почти на 1 Однако ряд организаций Министерства ; миллион рублей и строительных матерна- остатков товаро-матерплльных ценностей которые иа 1 января 1952 года составили свыше 11 миллионов рублей. Глазные управления министерств и снабженческие организации зачастую не-; лучшего/ использования техники, правильно распределяют между предпрня-' тпямп выделенпые им Фопды'п не прояв- развитня многоотраслевого хозяйства, под’- Политика мпра, проводимая Советским ема урожайности сельскохозяйственных: государством, опирается па несокрушимую культур и продуктивности жпвотноводст- j ыощь пашей страны. Только недалекие ва, повышения производительности труда,; политические деятели и явные враги Со- ныо расходы. ! По второму участку треста Лг! 5 Мини- ’ ;стерегва строительства предприятий м а - ' шипостроения за 9 месяцев 1951 года п е - : ветского государства могут рассматривать Значительные средства пз бюджета па- эту миролюбивую политику, как выраже- тяют должной машвпенностіі ^снабжении і правляютсл для осуществления статипско-' пие неуверенности советского парода в ГО— т Т н ” « и а о и нш , ^ прпр(1ДЫ в 1952 свопх снлах. Социалистическое государст- ’ , 'году предстоит произвести лесопосадку*'па во пастончиво ведет борьбу за мир пото- Выксупскому заводу Министерства стро- j плоЬдях> а также осуществить му, что ему пе нужна война, потому, что : ителыюго и дорожного машиностроения на зплчитсльпые мелиоративные и ороситель- советский парод считает агрессивную вРатпть воину. 9 месяцев 1951 года было необходимо 2 ные ты_ тысячи 827 тонн легированного листа, а ‘ завезено за этот перпод 4 тысячп 48 В 1952 году предусмотрено дальнейшее увелнчеппо розничного товарооборота, рас ширение ассортимента и улучшение каче ства товаров. Руководители торговых организаций пе пне народного хозяйства, на улучшеппе материального п культурного уровня ж и з ни трудящихся. Ассигнования па оборону страны предусматриваются в 1952 году в сумме 113,8 млрд. рублей плп 23,9 про цента расходов Государственного бюджета. Эти средства позволят провести необходим. .,і, мые мероприятия по дальнейшему укреп-___ лепию оборойоспособностн нашей Родины. Советский Союз не имеет никаких аг рессивных планов. Он не угрожает ника ким странам и никаким народам. Его Вооруженные Силы нигде пе ведут войны и пе участвуют пи в каких воепных операциях. В Советском Союзе дейст вует Закон ‘ о защите ;Мнра, направ ленный па укрепление дела мира п друж бы между всеми народами. Лагерь мира и демократии, возглавляе мый Советским Союзом, стоит непреодоли мой преградой на путп империалистиче- , скнх поджигателей войны. Силы этого ла геря растут и крепнут с каждым ' днем. Движение за мир является одним пз вели- чайшпх движений наших дней, могучей неодолимой силой совремеппостп. В основе этого великого движения лежит твердая решимость миллионов людей доброй воли всех страп отстоять дело мира и предот- тонн. Также излишне завозились на за вод сортовое железо, транспортерная лента, моторы п дизеля, предназначенные для комплектования продукции. Красноярскому заводу Министерства тя желого машиностооения по распоряжению войну самым тяжелым преступлением пе ред человечеством. Запятые мпрпым созидательным трудом, советские люди бдительно следят за про исками империалистических агрессоров. «Конечпо, агрессоры, — говорит товарищ Главка в 1951 году завозилось топливо _своевременной отгрузки товаров, улучше- без учета лтмегашпхея запасов. В резуль- Сталип, — хотят, чтобы Советский Союз всегда проявляют необходимую треоова-. - „ „ к I был безоружен в случае пх нападения па него. По Советский Союз с этим пе согла- тельность к поставщикам отношении сон и думает, что агрессора падо встре- ния пх качества п расширения асс<фтп- ’__ с. л г 1 1 тить во всеоружии». (Бурныо, продолжи- тате на заводе скопились запасы угля, мента, слабо используют систему заказов; строительства предприятий тяжелой инду стрии, Министерства строительства пред- лоз на 205 тыс. рублей. На строительстве Пашпйского цемент- Мішистерства ного заводЛ, осуществляемом трестом Мп-- Министерства іннстерства промышленности строительных . матерпалов СССР, за 9 месяцем 1951 г о - ! да накладные расходы вдвое превысили 1 сметные нормы. Руководители министерств и ведомств должны обеспечить контроль са выполне нием заданий по снижению стоимости приятии машиностроения, угольной промышленности, электростанций, Министерства машино строения н приборостроения не обеспечи ли выполнения установленного государст венным планом задания по снижению сто имости строительства, что явилось след ствием серьезных недостатков в организа ции работ на стройках и в использовании Jстроительства, строго соблюдать установ- стронтельных механизмов, которыми бо- зпачительно превышавшие устан-жіснпыс j промышленным предприятия! на отдель- нормативы, что вызвало большие потери пые виды товаров, недостаточно заботятся угля и непроизводительные расходы. Руководителям министерств и пред приятий следует уделять болыпо внимания гато оснащена строительная индустрия. Имеется немало фактов, когда техника на стройках пспользуется еще не пол ностью, допускаются простои строительных механизмов. Большие простои экскаваторов, механи ческих погрузчикоз и кранов вследствие необеспеченности Фронта работ, внеплано вого ремонта н поломок имели место по трестам сДзержинстрой» п «Макееэстрой» Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии. На строительство Камской ГЭС краны и тракторные скрепе ры простаивали в 1951 году свыше од ной трети рабочего времени. На многих ленные Правительством сроки ввода в действие строящихся об’ектов, лучше ис пользовать строительную технику, пе до пускать расходования материалов сверх установленных норм, снижать накладные расходы. Банки долгосрочных вложений, обязан ные систематически контролировать вы полнение оаданпй по снижению стоимости строительства, не всегда справляются о этой ответственной задачей. Например, Азербайджанская, Узбекская, Рязанская и Винницкая конторы промбанка не устано вили необходимого контроля оа пспользо ванием материальных ценностей и фондов заработной платы, недостаточно проверя ют проектно-сметную документацию строек тельныо аплодисменты). Правящие круги США, Англии, Фрап- о привлочепнн местных товарных ресур- ппп п других агресснвпых государств усп- сов. леппо ведут подготовку к повой мпровой Министерство торговли СССР и его не- j во,ше* направляя па эти пелп огромные вопросам планирования и использования стные органы устанавливают планы това-j средства. Финансирование подготовки вой- оборотных средств, организации матери-! рооборота без достаточного учета спроса п готгкп вооружении поглощает подав- ально-технического снабжения, не допу- j населения на отдельпые товары, а торгу- скать- образования чрезмерных запасов ( ющпе организации не проявляют необхо- товаро-матерпальяых цеішостей, во-время j дпмой заботы о своевременной реализации реализовать эти материалы в уставов- выделенных фондов. Нередко товары заго ленном Советом Министров С€СР порядке. Все это является необходимыми условиями дальнейшего ѵлучшепия хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и организаций. Финансовые органы и учреждения Го сударственного банка обязаны повседнев но следить за состоянием и использованием как собственных оборотных средств пред приятий и организаций, так н предостав ленных пм банковских кредитов. Следует, однако, сказать, что некоторые финансово-кредитные органы еще не в полной мере выполпяют возложенные на зятся в торговую сеть без учета сезонного спроса па них. В отдельных городах и районах продол жают иметь место перебои в торговле та кими товарами, которые имеются в избыт ке на складах торгующих организаций. Перед торгующими организациями стопт задача улучшить обслуживание потреби телей, умело маневрировать товарными Фондами, активнее воздействовать па про мышленность в отношении качества и ассортимента изготовляемой продукции, улучшить свою хозяйственно-финансовую деятельность. Расходы на социально-культурные мероприятия ляющую часть государственных бюджетов этих стран. Воеппые ассигнования США даже по официальным данным возросли,-за последний год более чем в три раза п р о ставляют в настоящее время более 80 про центов государственного бюджета США. Военные расходы Апг.лпи. Фраппии п дру -1 пня финансов, кредита п дальнейшего стройках не налажена как следует работа п не ведут должной борьбы за укрепление [ автотранспорта, допускаются простои аз- финансовой и расчетной дисциплины на тоиаппщ s пробеги их бео груза, ‘ стройках^. Дальнейшее развитие социалистической I сто партия Лепила— Сталина видит могу- культуры является одной из важнейших' ннй источник сплы Советского государст- задач нашего государства. В повышении • ва, жизненно необходимое условие нашего гих агресспвішх государств за последние годы также возросли в больших размерах. Агрессивная !імперпалпстпческая поли тика правящих кругов США наглядно вы ражена в педавпем послании президента США по вопросам бюджета па 1952— 1953 бюджетный год. Однако воппствеппьтй хвастлпвый топ заявления Трумэна не в состоянии скрыть беспокойство правящих кругов США в связи с растущим недовольством их поли тикой со стороны американского парода и ростом имеющихся в империалистическом лагере противоречий. Товарпщп депутаты! Советскпй народ, вдохповлепвый сталинской программой по строения коммунизма, проявляет самоот верженность п героизм в мирном созида тельном труде. Советскпй народ, руководи мый большевистской партией, успешно решает задачи коммунистического строи тельства. Государственный бюджет СССР на 1952 год, представленный Советом Министров СССР па ваше утверждение, полностью обеспечивает депежпымп средствамп осу ществление намеченных партией и Прави тельством огромных мероприятий в областп дальпейшего развития народного хозяПства, под’ема благосостояния н культуры совет ского парода. ^ Задача состоит в том, чтобы своевремен но выполнить этот бюджет, полностью мобилизовать нмеющпеся в хозяйстве ре зервы, обеспечить строжайший режим .эко номии в расходовании государственных средств, достигнуть еще большего укрепле- по- вышеппя покупательной силы советского рубля. Успешное выполнение Государст венного бюджета явится новым крупным вкладом в дело усиления экономического могущества Советского государства. Трудящиеся нашей страны, сплоченные вокруг большевистской партпп, сделают все необходимое для успешного выполне ния народнохозяйственного плана п Госу дарственного бюджета н ознаменуют 1952 год новыми победами в строительст ве коммунистического общества. К этой пелп пас уверенно ведет великая партия Ленина Сталина, любимый вождь и учитель товарищ Сталин! (Бурные, продол- созпательпостн советского народа, в иелре- движения по путп к коммунизму, рывнои культурном и идейном его ро-1 Советское Правительство уделяет В противоположность агрессивным импе риалистическим государствам Советский ! жительныз аплодисменты. Все встают. Под Союз направляет подавляющую часть св°Дами Кремлевского Дворца долго не средств своего Государственного бюджета, смолнает овация исклю- как п в прошлые годы, на финапснрооа- *И. В. Сталина), в честь товарища
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz