Полярная правда. 1952, март.

М 5 4 ( 7 1 6 0 ) 4 марта 1 9 5 2 г . СОВРЕМЕННИК НАШ Характеризуя политических обыватесюй, в своей речи на предвыборном собрании в 1937 г. товарищ Сталия говорил, что о них «довольно метко сказал, великий русский писатель Гоголь: «Люди, говорит, ? неопределенные, ни то, ни сё, не пой­ мешь, что з а люди, ни в городе Богдан, нн в селе Селнфая». Мы учимся у В. И. Ленина и И. В ... Сталина овладевать богатствами классиче­ ской литературы, использовать художест­ венные образы для разоблачения полити­ ческих ошибок, вражеских вылазок, кос­ ности и рутины, мещанской ограничен­ ности. П здесь Гоголь является напгвн / - современником, горьким смехом своим а к ­ тивно помогающий нам бороться с наши­ ми идейными противниками и пережитка­ ми прошлого в нашем быту и сознании. Чиновники и з «Ревизора», все эти не по чпиу берущие полицейские, судьи, их начальники для нас — это только стра­ ница истории, ио в любом капиталисти­ ческом государство — это настоящее. Взяточничество раз’едает государственный Б е с п о щ а д н ы й о б ли ч и т е л ь эксплуататорского строя Сегодня исполняется 100 лет со дня ’ России. Повесть проникнута гордостью 1родной жизни, столько же истинное, смерти великого русского пнсателя-пат- j за руоскнй народ. «Да разве найдутся на сколько н патриотическое, беспопшно рпота, гениального художника слова — свете такие огни, мукп п такая си л а ,1сдергивающее покров с действительности Николая Васильевича Гоголя. Его твор-1 которая бы пересилила русскую силу!» | ц дышащее страстною, первнстою, кров- чоство занимает выдающееся место в .— восклицает Гоголь. Вдохновенные ело-,ною любовью к плодовитому зерну рус- нсторнн русской и мировой культуры, ва пламенного патриота произносит Тарас ской жизни...». Вместе с Пушкиным Гоголь является. Бульба, когда говорит о русских людях. | В последние годы своей жизни Гоголь основоположником критического нопраэ-1 «Бывали н в других землях товарищи, но не сумел остаться на позициях учителя и ления в русской литературе. Исполнен- таких как в Русской земле, не было та- jнаставника русского общества. Попав под ные гуманных идей, сочувствия народу,1ких товарищей... Нет, братцы, так лю- влияние реакционеров, не сумев разо- гневно обличавшие фсодально-крепостии- бить, как русская душа, — любить не то, браться правильно в обществеиной об- ческий строй его произведения сыграли чтобы умом или чем другим, а всем,' стаповке своей эпохи, он опубликовал в крупную роль в развитии общественной чем дал бог, что нн есть в тебе... нет, 1846* году '"ошибочную по своим идеям мысли и освободительного движения в так любить никто но может». книгу «Выбранныо места из переписки с России первой половины XIX столетня. | Петербургские повести («Невский про- друзьями». В ответ в на эту реакционную книгу Иногда сухие цифры говорят больше,; слов. Так было, так есть, так будет веч- чем обширные трактаты. По далеко непол- ‘ но — говорим мы вместе с Н. В.- Гоголем, ным данным, 514 изданий па 38 языках I Но не только в далеком прошлом видел — 19 миллионов 370 тыс. экземпляров Н. В. Гоголь подлинных представителей — в 3,5 раза больше, чем за все годы народа. На широком полотне эпохи — в до Великого Октября — составляют тп- ’ «Мертвых душах» рядом с плюшкпны- раж произведений Н. В. Гоголя в СССР.!ми н хлобуевымн уверенной рукой Еше 7,5 миллиона экземпляров будет п зда-, мастера рисует Гоголь образы людей с по в 1952 году. Трудно найти золотыми руками, умельцев, мастеров сейчас человека, который бы не своего дела — это каретник Михеев, са- чптал и не любил Н. В. Гоголя.1пожннк Телятников, богатырь Степан Он стал действительно всенародным пи- Пробка и Абакум Фыров, который выр- сателем, и мечта Некрасова о прекрасном вался на вольную жизнь, стал бурлаком и будущем, когда крестьянин «Белинского \ гуляет шумно н весело на хлебной прн- п Гоголя с базара понесет» давно осуще-. стони на Волге. ствилась в пашей стране. Но вот дочитан до последней страницы Почему же мы, люди 1952 года, граж- j первый том «Мертвых душ». Исчезла с дане первого в мире социалистического горизонта коляска Чичикова и вместе с государства, строители коммунизма, так ней мы расстаемся и с хозяевами крс- любпм и цеппм П. В. Гоголя, творившего в постной России. И им на смену из эавт- В. П. Ленин . ставил имя Гоголя рядом с , спект», «Портрет») и другие пронзведе- нменем Белинского. «Велпкнм русским ния Гоголя насыщены глубоким сочувст- писатедем» назвал Гоголя товарищ И. В . ; вием всему передовому н благородному в ™гМРпптьт *ттсьѵоч о котопом В П і • •> гт , Сталии. I япізіга. Великий гуманист, продолжив Т е Г н об1"* п т а ’ леккоП ‘>КШ5ШІ? глуооко ю зн та от гшпмьное поэтичикос вденнв Период расцвета литературного твор -1 традиции пушкинского «Станционного Ле1ІИН отзьиился . штпопалише m y ,™ » ,™ ,, Н. R. Гогол* КлГ,**, Белинский обратился к писателю со своим .период феодально-крепостнического режи- ‘ рдщнего дня, пз прекрасного будущего j щщпо ьны произведения . В. г я художника — «Русь, что бойкая необго ч е стт Гогом относится к 3 0 - 4 0 - « го-'смотрители», в ряде евоюс произведений j ^ " д е ы о о т е с Х Г Т ч Т ш в доре- ВШШШ ЛМСК0 31 IW M H FoCClra’ песстся' “ * «б** дам XIX века. Феодально-крепостнический развил тему о тяжелой доле простых лю- ] волюцпонной России. С болью в сердце и настольными книгами миллионов чптате-. шейная с неба... ,н косясь посторанипают- тяж елы и кризис, пнем мистических отношении, г у сс вн н н а р о д . оессмертную комедию « геви зо р » , жемчу- j самодержавия, что народу нужны свобода] н о € ‘человечгхтво’ и спы тывал жестокне страдания под гне- ж іш у русской драматургии. В ней ппса- п щ ухвеш енпс. что русское общество в и -і <гГП1Чг,ь __ писал Геттел __ т г т п п т - ток крепостников. тель зло посмеялся чад социальным и ^ в писателе защитника от самодержа-1 * * ’ " рц^ ѵсм Д После восстания декабристов, беспошад- нравственны* уродством п р а в ш и юру- т я . Всликпй рмхѵіюциопер-демократ . Z l 'Іу ™ г‘ " ® л .. , волющіоннои г а с н и . и оолью в сердце и ей к е с н KQno, 0B я вместе с н а - ! гя и і ш т eft човогѵ іпѵгне наттіы и го- : Г , ЫВП 1™™ в ™ . Z — ;Дс™ B ,СЛ0ВПИ ВДеП™ К “ Й P№' с г е и а “ ,гаСКПЙ T V Z м • « * “ Всемлр- j сударота» . О т д а ю т и ^ г у н е^Расеин . .--------------------------- роста в стране буржуазно-каппта-1 В 1835 году Гоголь написал авд и, “ " h 0 ? " ? 'М,іра' столетт! “ дня гаер' ■" « Л * * * * п к о е ч е к , России замечѵ ’ до п о с то ях п<шсненов. Это б д а н Г к и х отно ений. Русский народ' б е с е д у ю ао едшо «Ревизор», «е чу -j Г і Г Г к е пр0грессп" русских лю,е8 - r a уму, та- C ™ J 9 M w » ___________ _______ по лапту, всему лучшему, что есть в народе «Глаза мои чаше всего смотрят только в Россию, и нет меры любви моей к ней». Охваченные отвратительной жаждой наживы, рабы чистогана, для которых по выражению Маяковского «бог — доллар, доллар — отец, доллар — дух святой» они как и Чичиков, * но в несравненно больших масштабах торгуют людьми. Родные братья Чичикова —г приобретете- — ж ~ 1 о«ия -------Iвия. великип революционер-демократ гвоого тмл Гоголь елвепшенно ------------- г -------- п с ио подавленного только что вступивши гоп России, и м духовным убожеством и „ p raHBM Гоголя вернуться к его от и г р а н н о г о влр-гаия» В Г П" й р ^ ^ на престол императором Ннколаас 1 ,|мошенническими нравами царских чипов- wm o ft дояхельв« т п ппсателя-сатипика.' * ш_ CB0_ - ^ „ . е н и я х Гоголь'быт Ь К W 'B° ' умрепность в. к ^ 1 ® “ обострилась политическая реакция. Уси- ников. Беззакония, казнокрадство, ограб- Но ■ уже приближалась развязка... Через тотонотиче- расшете' в том. что у нас будет Европа лился социальный гнет, с еше большей леине народа — таков образ действий; лет послѳ тяжеЯой баіезин п ирогрес.ивных патрнотпче учпться мудрости — все эти осуществив- _п яростью начали преследоваться малейшие героев «Ревизора». пдеіі- сго « “ "»■ , шнеся в результате победы Ог .тябрьс.ой проявления свободной « « и . в частности, В своей комедии Гоголь беспошадно ™ ™ ЩУ ШИР°Ш ттриотз' ^ д л Г и іГ Д о Х ' в о ^ Т ^ в области литературы. Царское самодер- обличал чиновничью касту, обшгетво гЛтѵч»ог^гттЛ „тглЛшѵч tпмям п я л 1по как и его гуманизм, н его стрвылепнв хавпе погубило великих русских поэтов плутов и мошенников, бесконтрольно' Г0™ ™ " '1’ реа-1’га‘ Поэт ^«стиггеяьиой, как сира. отдать к в еплы на благо тато- св™х сверхприбылей. ІГушкнна и Лермонтова. | властвовавших над бесправным населе- qaiim важп<>5 значе,гав ІЛЯ ^ в ^ ін т е л ь - веілішо w i u его Белщскпв, великий т r0!)jralfi в яашеа народе, I совреданииком является Гоголь w* , т....../r.-...Ѵч ттттолг ' ' IИОГО движения того времени. «Ревизор» гуманист Гоголь сказал всему миру, что *“ "* ‘ * iQ io I Tt* «л р н «Мертвые души» способствовали борьбе миллионы простых людей, «оторых нп- душ^ народе, который в 1812 годѵ в Типичность персонажей «Ревизора», _ ___ _ TTJ L T.n 1 -«ид», i' борьбе с полчншамн Наполеона су^ел вышла далеко за пределы эпохи пнеате-1« « « » » “ « « f nm“ ™ , чтожная кучка тунеядцев считала «иуля- ототоять свою национальную незавпеи- ля. Сам Гоголь отмечал широкое парица-1 Г Г ' 1m Я т ” ІеГ0* ’ вшпв ігость. В русскую общественную жизнь все глубже проникали идеи освоГюдптель- ного движения, отражавшие антикрепо­ стнические настроения широких масс. В то время в качестве вдохновителя прог- тельное значение образа Хлестакова. I PaMD№! C^ e K U a “ к м ^ « ^ ч и т м ь и ы х лиц», и народу „ . В. Опалин часто обрашались к - ” - » Городничие и держиморды и до енх нор образам Гоголя. В. П. Ленин писал, что “ „Н Великие учители коммунизма В. Н. там, где он клеймит хищников наживы н поныне процветающих в странах 'напи­ тала. * * * «Ни в ком из наших великих писателей,. ■ X--- ---------------- -------------А ----- — V v v u u u j / i i u u u u « i w v « обличала вообще всякий общественный ваться всеми благами жизни, добытыми , выражалось так живо и ясно сознание. 3 СТрЗНах ззпшвающего | ПОрЯдок, прп котором царствует хпшнпче- его трудом и тадантом. идеп КелІПІСК0Г0 и Гоголя дороги всякому і СВоето' патриотического еначения, как в Величайшим творением Гоголя являет- с::пй T Z T ' T n , - 1 -ГОГОЛЬ бШ ПеРВЫМ В " * “ ** ” Г Г Г е ^ а Т м о * ^ ^ р Л ^ ц и т и и е т с я Гоголо- 011 ^ « * * стат“ челом км , рессивного общественного движения вы- ся поэма «'Мертвые души». С непоіражае-, , * * _ v i 15011 лп'герат^ро писателем, горько поеме- рОГОіЛЬ 24 гоголевских тина упоминается пРпзваяньи служить не искусству, а сте- ступала русская лита^тура, развивав- j мой правдшюстью нарисова.л в ней писа-' * Г ” J Z в его работах.. шаяся по пути реализма. тель образы маниловых, коробочек, плюш- Икіпте,™ « п п Пйгні,,,и Пикпфоровпчамп, м твоочество Гоголя і - і к и ш л т r o f i я к р ш т т т р й T T o W m j T ™ ч т to - которые складывались в недрах п над всей зловонной «тиной мелочей», ! іг 4^ст0_ использует творчество іоголя честву; оп думал о себе: Я не поэт, я гражданин». Гоголь заклеймил космополитизм. «0т *< них,— писал Гоголь об аристократии,— не Под знамя идей освободительного дви- киных, собакевичеи, ноздревых, чичико-, . • * ______---------------------------------------------------------------------- ------------’ И R ^тчі кллгг ^ ѵкпр пгіпячпи •кення смело встали Пѵшкип Іепмонтов вых н двѵгих пвазіных ленивых гпѵ-! Феодально-крепостнического строя и были D которой прозябали хозяева жизни ни- и * ^ а т и н . ^то классические образцы Геопен Г ’ п и Г г н и р ы ^ ю б и в ^ х п а т г ^ в ж І 5 по >'шс очтъ "w rr™ u D » и з™ , иш тостой России. 0 н сурово осудил из- кепреваойденпого мастерства- иепмьзова- усльшгашь нн оиого порядочного русско- ™ і r r - « « ш - » \ ™ честью и д*тоинством нового, ra a 0piH^ MJnIi немецкими я - . автор глубоко социальных, реалистнче- j эксплуатировавших скнх щУ)нзводеннй — Николай Васплье- крестьян труд крепостных внч Гоголь. «...Давно уже не было в мире писате­ ля, который был бы так важен для свое- Медкпмп штрихами, отдельными эпизо- Увидеть в империалистических странах точпиков и казнокрадов, дическими образами Гоголь показал в современных Чичиковых, торгующих | Но паряду с тупоумными коробочками, ( «Мертвых душах» страшную, нищую человеческими душами, го народа, как Гоголь для России», — | жизнь народных маос, проводя мысль о превратить миллионы простых писал великий русский революционный том, что крепостное право каіечпт чело- D пушечное мясо для подготовляе- демократ Черньппевскпй. Обличительная j века. Связанный царской цензурой, он м°й ІШП_ новой мировой воины. Еще Гоголь помогает читателю нашей эпохи человека, полицейское государство взя- ег0 раскрытия^ в свете изменившихся английскими они, пожалуй, наделят в т а - нсторпческиі обстоятельств. | К{>;а К0Личестве, что и не захочешь...... П Вот, например, образ Маниловз. В. Н. ; всем этим низкопоклонствующим \ перед стррмяшпхся мотами ноздревыми, стяжателями чичико- Ленин использует его в борьбе с яародни- Западом барам, Гоголь с гордостью протн- людей вымп, паряду с этими воистину мертвыми честном, утверждая, что «Манилов сидит вопоставлял великую русскую национачь- душамп проходят перед нами жизнерлдост-1а каждом народнике» В годы первой рус- нуга культуру Ломоносова и Пушкина и ные парубки п дивчины — герои расска -, ской революции В . П. Ленин называет об-1 русский язык, который Гоголь считал са- гоголевская сатира в высшей степени I все я е сумел указать на бедстгепное по- Бмш ісвпп указал па мировое зпаче- зов поэтического и мудрого пасечника Ру- рмпои «социал-демократической маиилов- . Мьга богатым и красивым на земле, способствовала развитию передового само- ложепио крепостного крестьянства и на такого образа, как Чичиков. В j дого Панько, устами которою Гоголь тре- шины» статью Мартова тгротав бойкота j Действенным оружием в борьбе с ннзко- сознания русского общества, помогала1его протест против крепостного строя. («Литературном разговоре, подслушапиом■бовал и получил почетное в литературе Думы. В «Письме в ЦК партии из Соль- , поклонством перед Западом, испытанным Поэма «Мертвые души» явилась ярким 15 книжной лавке» он писал об англип- место для своих героев— представителей вычегодской ссылки», разоблачая «іроц- цредством воспитания чувства законной обвинительным актом против царского и (І^інцузских правящих деятелях: мира простых людей. В «Миргороде» іга- ковский блок-». П. В. Сталин пишет: «Это национальной гордости являются эстети- самодержавия, против помещиков и чп- в^ ° Чичіпіовы, только в другом ряду со «старичками прошедшего века» \ тухлая беспринципность, маниловская чеекпе взгляды Гоголя, основзнные на новппков В своем бессмертном творении платье: во Франции и в Англип они не мы знакомимся с «высочайшим образцом амальгама разнородных принципов, беспо- глубоком изучении русской культуры. И - ‘ ----------- ----------- — • ------------- — 1-------------- * ---------- * ~гг~~ ....... г — ••«•»«— пл здесь Гоголь активно помогает пам решать самые актуальные проблемы современ- Ленина мы встречаем ' пости. В. М. Молотов говорил: «...все действп- ясно понять то, что творилось в само- дсржавпо-крепостпнчоской России. В замечательной галлерее художест- гепных образов Гоголь отразил почта все слон русского общества своего времени. Великий писатель показал гнилость фео­ дально-крепостнического строя, распад, бессмысленную жизнь, духовное и мо- Гогодь убедительно покапал, что строй скупают мертвых душ. а покупают ж п - 1 героической эпопеи» — с «Тарасом Буль- мощная тоска беспринципного человека о жизни, основаппыГі иа угнетении челове- вы е ДУШІ1 н а свободных (как иронически бой», и в дни Великой Отечественной «хорошему» принципу», ка человеком, неизбежно* порождает такие подчеркивает Белинский — С. П.) иаір- ( войны бойцы часто вспоминалп слова Та-1 В работах В. Н. Лені порокп и дурные ствастн, как корысто- ламентскнх выборах! Вся разпица в . раса о нерушимой крепости русского това- упомшганпя и о «хлестаковских уверени- ральное вырождение помещичьего класса любпе, мошенничество, карьеризм, взя- ( цивилизации, а не в Сушиости. Парла- j рищсствз, о богатырских подвигах, псточ-1 ях» и «хлестаковском неприличии» нов«й j тельные достижения культуры народов, тачннчество, стяжательство, паразита- меитский мерзавец образованнее какого- пиком которых была любовь к Родине и , «Искры». В обіраэѳ Держиѵорды В. И . ' как бы они даіеко ни уходили в прошлое, страстное желание освободить ее от ино- Ленин обобщает все русское самодержавие ' высоко ценятся в социалистическом' госу- зеагных захватчиков. Это вольнолюбивый — это «старая русская монархия, старая дарстве и встают теперь перед своим на- народ спас «Европу от... неукротимых ’ держиморда». Для предательской деятель-, родом и перез народами всего Советского и чиновничества. Уже в «Миргороде» он выступил как реалист, критически осмысливший современную ему действи­ тельность, смело раскрывший ее противо­ речия и пороки. 0п обличал пошлый по­ мещичий быт, затягивающую человека страшную тіпгу мелочей обывательской жизни. Писатель заставил читателя сначала посмеяться над веем этим, а потом с тоской оглянуться вокруг себя и проникнуться сознанием необходимости иной — человеческой жизни. Еще Белин­ ский заметил, что прп чтении повестей Гоголя делается «сначала смешно, а по­ том грустно» ческое безделье, пустую мечтательность. Глубоко отрицательное отношение Го- ппбудь мерзавца нижнего земского суда: но в сущности оба они не лучше друг голя к крепостному строго было нераз- Друга» рывно связано с чувством страстпой люб­ ви к Росснп, с желанием видеть ее сво­ бодной и счастливой. Писатель понимал, что все эти чнчпковы, маннловы, нозд- ревы, собакевнчи и им подобные вовсе по характеризуют русскую нацию, что Гоголь — писатель мировой известно-' пабегов, грозивших ее опрокинуть». Іности Троцкого характерны «приемы , Союза возрожденными в своем действл­ ети и нирового значения. 0п внес гро- Мы н сегодня, перечитывая генпаль-. Ноздрева». В докладе «0 проекте Констп- тельном идейном блеске», мадный вклад в культуру человечества. ные страницы повести, еше и еще раз туции Союза ССР» П. В. Сталин заклей- j В своем действительном идейном блеем Творчество Гоголя служит делу укреп- присоединяемся к голосу автора, утверж- j мил зарубежных критиков именем дворовой ныне предстает перед нами и перед всем ления культурных связей п дружбы давшего, что пе найдутся на свете такпе «девчонки» Пелагеи, которая, «по сумев миром творчество великого русского пн-- (между народами. Не случайно на послед-' оппі, мукп и такая сила которая бы пе- онн чужды н враждебны русскому на- j пей сессии Всемприого Совета Мира было, реенлила русскую силу. Много раз исто- роду, страдающему от пх господства, что | принято решение о чествовании памяти Р,ІЯ подтверждала справедливость этих русский народ велик и могуч своими j Гоголя во всех странах в связи со силами, своим характером, что ему нуж- столетием со дня его смерти. Великий отличить правую сторэпу дороги от левой сателя Н. В. Гоголя, ее стороны, запуталась н попала в нелов-1 И. ЛЮБИНСКИЙ, кое положение». * Кандидат искусствоведческих наук. на иная, свободная жизнь. Гоголь меч- Пошлостн и примитивности описанной ’лѵал о лучшем будущем своей родины п пм помешпчьей среды Гоголь противопо­ ставил героическое прошлое Украины, образы сильных п смелых людей из на­ рода. В исторической повести «Тарас Бульба» рисуется борьба украинского твердо верил в это будущее. «Мертвые души» потрясли всю Рос­ сию» — писал Герцен Реакционная печать начала травить Гоголя. В его за­ щиту выступил Белготскнй. Великий народа протпв панской Польши за неза- критик усматривал в произведении ппса- висимость своей родины. Историю Украи- теля «...творение чисто русское, пацио- ны писатель тесно связывает с историей нальное, выхваченное из тайников на- русский писатель-гуманист является дру­ гом н союзником всех честных людей, борющихся за идеалы свободы, за разви­ тие культуры и просвещения, за до­ стоинство человека, за мир во веем мире С. ПЕТРОВ. Кандидат филологических наук, зам. директора Института миро­ вой литературы им. А. М. Горь­ кого Академии наук СССР. П л а м е н н ы й п а т р и о т Г о р я ч а я л ю б о в ь к н а р о д у В ярком созвездии великих имен пере­ довой русской литературы имя Николая Васильевича Гоголя сияет бессмертной ела. вой. Его лучшие повести, гениальная поэ­ ма «Мертвые души» н комедия «Ревизор» относятся к тем, по словам В. Г-. Белпп- ~ского, глубоко истинным творениям,' кото­ рыми Гоголь могущественно содействовал самосознанию России, давшей ей возмож­ ность взглянуть на самое себя, как будто в оеркале. Гоголь — преемник и продолжатель ве­ ликих традиций Пушкина. 0н являлся ос­ новоположником критического направления в литературе, которое сыграло огромную --роль в развитии передовой русской мысли ж содействовало освободительной борьбе народа. Уже в первых повестях Гоголь, изобра­ жая яркий мир «парубков» и «дпвчат», показал жизнь народа с его мудростью н вечно .бьющим источником бодрого юмора. Духовному оскудению н нравственному уродству помещиков и чиновников Гоголь противопоставил высокие моральные каче­ ства н богатырскую мощь простого народа. Это нашло свое воплощение в повести «Та­ рас Бульба». Здесь Гоголь изобразил ге­ роическую борьбу русского и украинского народов га свою национальную незави­ симость. Тарас Бульба — яркое воплощение луч. игах национальных качеств русского чело­ века. С огромной силой сказались они в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Вспоминая славные подвиги, на которые были воодушевлены большевист­ ской партией краснодонцы, московская школьница Зоя Космодемьянская, весь со­ ветский народ, мы вместе с Гоголем уве­ ренно повторяем:' «Да разве найдутся оа свето такпе огнн, муки н такая сила, ко­ торая бы пересилила русскую силу!» Чувством горячей любви к народу про­ никнуты думы Гоголя о простых русских людях. Это же чувство горячей любви к народу Нельзя назвать ни одного произведения Советский народ и всо прогрессивное человечество свято чтут память великого пнеателя-патрнота П. В. Гоголя, который своим творчеством дал бесконечно много для развитая самосознания русского паро­ да и утвердил мировую славу русского ис­ кусства. Гигант русской культуры, оп вошел в сознание каждого с ранних лет вместе со стихами Пушкина и волнующими впечат­ лениями родной природы, со всем тем, что об’единяется самым дорогим каждому че­ ловеку словом Родина. Гоголь београнично любил свою родину, был истинным патриотом ее, и свой долг писателя видел в верпом служении народу. Великий сын своего народа Гоголь, конечно, не мог ие рассказать о ге­ роическом прошлом, не воплотить в своих героях большие человеческие чувства н ха­ рактеры. Именно в этих характерах писа­ тель видел залог будущей славы своего народа. В повестях «Тарас Бульба» и «Страш­ ная несть» Гоголь паписал вдохновенную поэму о любви к Родине, о ненависти к се врагам. Глубокое патриотическое содер­ жание этих произведений ярко выражено в словах Тараса Бульбы о том, что нет такой силы на свете, которая бы переси­ лила русскую силу. В силу русского народа, в его пр&крас- r ^ y № o r ^ , _ r ^ K O _ B e p H Tb в истори- ( Гоголя которое не бш о бы выражением j j £ ^ ^ з І Г е т “ Г е го ™ рч“ и его любви к родине. Н. Г. Чернышевский ; осо6ешіо ега поа!|у <Ме[тіьІе £ушн>і в ческое величие своей родины. Со дня смерти Гоголя прошло сто лет. говорил, что ни в ком из наших великих По н теперь мы считаем его своим совре- ! писателей пе выражалось так живо и яс­ менником, произведения которого учат нас ио своего патриотического зпа- любпть свою Родину, свой народ н иеиа- чепия, как у Гоголя. видеть врагов. Н. В. Гоголь своим сатирическим тал ап- Уже первые повести Гоголя, издапные которой с наибольшей силой сказалась и вера в будущее и любовь писателя к сво­ ему народу. Н В. Гоголь верил, что на­ ступит день, когда выйдут могучие силы народа на свободную широкую дорогу, под названием «Вечера на хуторе близ | когда весь мир будет восхищенно прекло- тоіі борется вместе с памп против поджи- Дпканькп», проникнуты беспредельной лю -: няться перед русским народом, перед ве- гатслей войны. П. СПАСИБЕНН0. Преподаватель Мурманского педаго­ гического училища* бовью автора к родине, ее народу. В по­ вестях Гоголь создал поэтический образ родной Украины, во всем обаянии ее щедрой природы, во всем звучании се прекрасных песен. іичием его неповторимого в истории под­ вига. Поэтому подлинно пророчески, слов­ но видя на целое столетие вперед, Гоголь закончил свой первый том «Мертвых душ» чудесной картиной о птице-тройке. Озозм обличительным творчеством Го­ голь способствовал приближению прекрас­ ного будущего, о -котором он мечтал. Любя родину, Гоголь отрицал ее страш­ ную крепостническую действительность. Горьким был смех писателя, скорбное чув­ ство проглядывало сквозь улыбку в каж­ дом его произведении. Но он оставался верен своей родине, нн одной строки не напи­ сал он, не посвятив ее своему народу, да­ же находясь за границей. Наоборот, вдали от родины его охватывала шетущая тоска по ней, воспоминания о ней ' неотступно стояли перед писателен. 0 и писал: «Или я не люблю пашей неизмеримой, нашей г родной русской земля! Я живу около года на чужой земле, вижу прекрасные небеса, мнр, богатый искусствами и человеком. Но разве перо мое принялось описывать предметы, могущие иоразнть всякого? Ни одной строки не мог я посвятить чуждому. Непреодолимою пепъго прикован я к свое­ му... И я ли после этого ногу не любить своей отчизны?» Все творчество Гоголя уходит глубокими корнями в демократическую культуру рус­ ского народа. стного архива.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz