Полярная правда. 1952, март.
М 5 4 ( 7 1 6 0 ) 4 марта 1 9 5 2 г . СОВРЕМЕННИК НАШ Характеризуя политических обыватесюй, в своей речи на предвыборном собрании в 1937 г. товарищ Сталия говорил, что о них «довольно метко сказал, великий русский писатель Гоголь: «Люди, говорит, ? неопределенные, ни то, ни сё, не пой мешь, что з а люди, ни в городе Богдан, нн в селе Селнфая». Мы учимся у В. И. Ленина и И. В ... Сталина овладевать богатствами классиче ской литературы, использовать художест венные образы для разоблачения полити ческих ошибок, вражеских вылазок, кос ности и рутины, мещанской ограничен ности. П здесь Гоголь является напгвн / - современником, горьким смехом своим а к тивно помогающий нам бороться с наши ми идейными противниками и пережитка ми прошлого в нашем быту и сознании. Чиновники и з «Ревизора», все эти не по чпиу берущие полицейские, судьи, их начальники для нас — это только стра ница истории, ио в любом капиталисти ческом государство — это настоящее. Взяточничество раз’едает государственный Б е с п о щ а д н ы й о б ли ч и т е л ь эксплуататорского строя Сегодня исполняется 100 лет со дня ’ России. Повесть проникнута гордостью 1родной жизни, столько же истинное, смерти великого русского пнсателя-пат- j за руоскнй народ. «Да разве найдутся на сколько н патриотическое, беспопшно рпота, гениального художника слова — свете такие огни, мукп п такая си л а ,1сдергивающее покров с действительности Николая Васильевича Гоголя. Его твор-1 которая бы пересилила русскую силу!» | ц дышащее страстною, первнстою, кров- чоство занимает выдающееся место в .— восклицает Гоголь. Вдохновенные ело-,ною любовью к плодовитому зерну рус- нсторнн русской и мировой культуры, ва пламенного патриота произносит Тарас ской жизни...». Вместе с Пушкиным Гоголь является. Бульба, когда говорит о русских людях. | В последние годы своей жизни Гоголь основоположником критического нопраэ-1 «Бывали н в других землях товарищи, но не сумел остаться на позициях учителя и ления в русской литературе. Исполнен- таких как в Русской земле, не было та- jнаставника русского общества. Попав под ные гуманных идей, сочувствия народу,1ких товарищей... Нет, братцы, так лю- влияние реакционеров, не сумев разо- гневно обличавшие фсодально-крепостии- бить, как русская душа, — любить не то, браться правильно в обществеиной об- ческий строй его произведения сыграли чтобы умом или чем другим, а всем,' стаповке своей эпохи, он опубликовал в крупную роль в развитии общественной чем дал бог, что нн есть в тебе... нет, 1846* году '"ошибочную по своим идеям мысли и освободительного движения в так любить никто но может». книгу «Выбранныо места из переписки с России первой половины XIX столетня. | Петербургские повести («Невский про- друзьями». В ответ в на эту реакционную книгу Иногда сухие цифры говорят больше,; слов. Так было, так есть, так будет веч- чем обширные трактаты. По далеко непол- ‘ но — говорим мы вместе с Н. В.- Гоголем, ным данным, 514 изданий па 38 языках I Но не только в далеком прошлом видел — 19 миллионов 370 тыс. экземпляров Н. В. Гоголь подлинных представителей — в 3,5 раза больше, чем за все годы народа. На широком полотне эпохи — в до Великого Октября — составляют тп- ’ «Мертвых душах» рядом с плюшкпны- раж произведений Н. В. Гоголя в СССР.!ми н хлобуевымн уверенной рукой Еше 7,5 миллиона экземпляров будет п зда-, мастера рисует Гоголь образы людей с по в 1952 году. Трудно найти золотыми руками, умельцев, мастеров сейчас человека, который бы не своего дела — это каретник Михеев, са- чптал и не любил Н. В. Гоголя.1пожннк Телятников, богатырь Степан Он стал действительно всенародным пи- Пробка и Абакум Фыров, который выр- сателем, и мечта Некрасова о прекрасном вался на вольную жизнь, стал бурлаком и будущем, когда крестьянин «Белинского \ гуляет шумно н весело на хлебной прн- п Гоголя с базара понесет» давно осуще-. стони на Волге. ствилась в пашей стране. Но вот дочитан до последней страницы Почему же мы, люди 1952 года, граж- j первый том «Мертвых душ». Исчезла с дане первого в мире социалистического горизонта коляска Чичикова и вместе с государства, строители коммунизма, так ней мы расстаемся и с хозяевами крс- любпм и цеппм П. В. Гоголя, творившего в постной России. И им на смену из эавт- В. П. Ленин . ставил имя Гоголя рядом с , спект», «Портрет») и другие пронзведе- нменем Белинского. «Велпкнм русским ния Гоголя насыщены глубоким сочувст- писатедем» назвал Гоголя товарищ И. В . ; вием всему передовому н благородному в ™гМРпптьт *ттсьѵоч о котопом В П і • •> гт , Сталии. I япізіга. Великий гуманист, продолжив Т е Г н об1"* п т а ’ леккоП ‘>КШ5ШІ? глуооко ю зн та от гшпмьное поэтичикос вденнв Период расцвета литературного твор -1 традиции пушкинского «Станционного Ле1ІИН отзьиился . штпопалише m y ,™ » ,™ ,, Н. R. Гогол* КлГ,**, Белинский обратился к писателю со своим .период феодально-крепостнического режи- ‘ рдщнего дня, пз прекрасного будущего j щщпо ьны произведения . В. г я художника — «Русь, что бойкая необго ч е стт Гогом относится к 3 0 - 4 0 - « го-'смотрители», в ряде евоюс произведений j ^ " д е ы о о т е с Х Г Т ч Т ш в доре- ВШШШ ЛМСК0 31 IW M H FoCClra’ песстся' “ * «б** дам XIX века. Феодально-крепостнический развил тему о тяжелой доле простых лю- ] волюцпонной России. С болью в сердце и настольными книгами миллионов чптате-. шейная с неба... ,н косясь посторанипают- тяж елы и кризис, пнем мистических отношении, г у сс вн н н а р о д . оессмертную комедию « геви зо р » , жемчу- j самодержавия, что народу нужны свобода] н о € ‘человечгхтво’ и спы тывал жестокне страдания под гне- ж іш у русской драматургии. В ней ппса- п щ ухвеш енпс. что русское общество в и -і <гГП1Чг,ь __ писал Геттел __ т г т п п т - ток крепостников. тель зло посмеялся чад социальным и ^ в писателе защитника от самодержа-1 * * ’ " рц^ ѵсм Д После восстания декабристов, беспошад- нравственны* уродством п р а в ш и юру- т я . Всликпй рмхѵіюциопер-демократ . Z l 'Іу ™ г‘ " ® л .. , волющіоннои г а с н и . и оолью в сердце и ей к е с н KQno, 0B я вместе с н а - ! гя и і ш т eft човогѵ іпѵгне наттіы и го- : Г , ЫВП 1™™ в ™ . Z — ;Дс™ B ,СЛ0ВПИ ВДеП™ К “ Й P№' с г е и а “ ,гаСКПЙ T V Z м • « * “ Всемлр- j сударота» . О т д а ю т и ^ г у н е^Расеин . .--------------------------- роста в стране буржуазно-каппта-1 В 1835 году Гоголь написал авд и, “ " h 0 ? " ? 'М,іра' столетт! “ дня гаер' ■" « Л * * * * п к о е ч е к , России замечѵ ’ до п о с то ях п<шсненов. Это б д а н Г к и х отно ений. Русский народ' б е с е д у ю ао едшо «Ревизор», «е чу -j Г і Г Г к е пр0грессп" русских лю,е8 - r a уму, та- C ™ J 9 M w » ___________ _______ по лапту, всему лучшему, что есть в народе «Глаза мои чаше всего смотрят только в Россию, и нет меры любви моей к ней». Охваченные отвратительной жаждой наживы, рабы чистогана, для которых по выражению Маяковского «бог — доллар, доллар — отец, доллар — дух святой» они как и Чичиков, * но в несравненно больших масштабах торгуют людьми. Родные братья Чичикова —г приобретете- — ж ~ 1 о«ия -------Iвия. великип революционер-демократ гвоого тмл Гоголь елвепшенно ------------- г -------- п с ио подавленного только что вступивши гоп России, и м духовным убожеством и „ p raHBM Гоголя вернуться к его от и г р а н н о г о влр-гаия» В Г П" й р ^ ^ на престол императором Ннколаас 1 ,|мошенническими нравами царских чипов- wm o ft дояхельв« т п ппсателя-сатипика.' * ш_ CB0_ - ^ „ . е н и я х Гоголь'быт Ь К W 'B° ' умрепность в. к ^ 1 ® “ обострилась политическая реакция. Уси- ников. Беззакония, казнокрадство, ограб- Но ■ уже приближалась развязка... Через тотонотиче- расшете' в том. что у нас будет Европа лился социальный гнет, с еше большей леине народа — таков образ действий; лет послѳ тяжеЯой баіезин п ирогрес.ивных патрнотпче учпться мудрости — все эти осуществив- _п яростью начали преследоваться малейшие героев «Ревизора». пдеіі- сго « “ "»■ , шнеся в результате победы Ог .тябрьс.ой проявления свободной « « и . в частности, В своей комедии Гоголь беспошадно ™ ™ ЩУ ШИР°Ш ттриотз' ^ д л Г и іГ Д о Х ' в о ^ Т ^ в области литературы. Царское самодер- обличал чиновничью касту, обшгетво гЛтѵч»ог^гттЛ „тглЛшѵч tпмям п я л 1по как и его гуманизм, н его стрвылепнв хавпе погубило великих русских поэтов плутов и мошенников, бесконтрольно' Г0™ ™ " '1’ реа-1’га‘ Поэт ^«стиггеяьиой, как сира. отдать к в еплы на благо тато- св™х сверхприбылей. ІГушкнна и Лермонтова. | властвовавших над бесправным населе- qaiim важп<>5 значе,гав ІЛЯ ^ в ^ ін т е л ь - веілішо w i u его Белщскпв, великий т r0!)jralfi в яашеа народе, I совреданииком является Гоголь w* , т....../r.-...Ѵч ттттолг ' ' IИОГО движения того времени. «Ревизор» гуманист Гоголь сказал всему миру, что *“ "* ‘ * iQ io I Tt* «л р н «Мертвые души» способствовали борьбе миллионы простых людей, «оторых нп- душ^ народе, который в 1812 годѵ в Типичность персонажей «Ревизора», _ ___ _ TTJ L T.n 1 -«ид», i' борьбе с полчншамн Наполеона су^ел вышла далеко за пределы эпохи пнеате-1« « « » » “ « « f nm“ ™ , чтожная кучка тунеядцев считала «иуля- ототоять свою национальную незавпеи- ля. Сам Гоголь отмечал широкое парица-1 Г Г ' 1m Я т ” ІеГ0* ’ вшпв ігость. В русскую общественную жизнь все глубже проникали идеи освоГюдптель- ного движения, отражавшие антикрепо стнические настроения широких масс. В то время в качестве вдохновителя прог- тельное значение образа Хлестакова. I PaMD№! C^ e K U a “ к м ^ « ^ ч и т м ь и ы х лиц», и народу „ . В. Опалин часто обрашались к - ” - » Городничие и держиморды и до енх нор образам Гоголя. В. П. Ленин писал, что “ „Н Великие учители коммунизма В. Н. там, где он клеймит хищников наживы н поныне процветающих в странах 'напи тала. * * * «Ни в ком из наших великих писателей,. ■ X--- ---------------- -------------А ----- — V v v u u u j / i i u u u u « i w v « обличала вообще всякий общественный ваться всеми благами жизни, добытыми , выражалось так живо и ясно сознание. 3 СТрЗНах ззпшвающего | ПОрЯдок, прп котором царствует хпшнпче- его трудом и тадантом. идеп КелІПІСК0Г0 и Гоголя дороги всякому і СВоето' патриотического еначения, как в Величайшим творением Гоголя являет- с::пй T Z T ' T n , - 1 -ГОГОЛЬ бШ ПеРВЫМ В " * “ ** ” Г Г Г е ^ а Т м о * ^ ^ р Л ^ ц и т и и е т с я Гоголо- 011 ^ « * * стат“ челом км , рессивного общественного движения вы- ся поэма «'Мертвые души». С непоіражае-, , * * _ v i 15011 лп'герат^ро писателем, горько поеме- рОГОіЛЬ 24 гоголевских тина упоминается пРпзваяньи служить не искусству, а сте- ступала русская лита^тура, развивав- j мой правдшюстью нарисова.л в ней писа-' * Г ” J Z в его работах.. шаяся по пути реализма. тель образы маниловых, коробочек, плюш- Икіпте,™ « п п Пйгні,,,и Пикпфоровпчамп, м твоочество Гоголя і - і к и ш л т r o f i я к р ш т т т р й T T o W m j T ™ ч т to - которые складывались в недрах п над всей зловонной «тиной мелочей», ! іг 4^ст0_ использует творчество іоголя честву; оп думал о себе: Я не поэт, я гражданин». Гоголь заклеймил космополитизм. «0т *< них,— писал Гоголь об аристократии,— не Под знамя идей освободительного дви- киных, собакевичеи, ноздревых, чичико-, . • * ______---------------------------------------------------------------------- ------------’ И R ^тчі кллгг ^ ѵкпр пгіпячпи •кення смело встали Пѵшкип Іепмонтов вых н двѵгих пвазіных ленивых гпѵ-! Феодально-крепостнического строя и были D которой прозябали хозяева жизни ни- и * ^ а т и н . ^то классические образцы Геопен Г ’ п и Г г н и р ы ^ ю б и в ^ х п а т г ^ в ж І 5 по >'шс очтъ "w rr™ u D » и з™ , иш тостой России. 0 н сурово осудил из- кепреваойденпого мастерства- иепмьзова- усльшгашь нн оиого порядочного русско- ™ і r r - « « ш - » \ ™ честью и д*тоинством нового, ra a 0piH^ MJnIi немецкими я - . автор глубоко социальных, реалистнче- j эксплуатировавших скнх щУ)нзводеннй — Николай Васплье- крестьян труд крепостных внч Гоголь. «...Давно уже не было в мире писате ля, который был бы так важен для свое- Медкпмп штрихами, отдельными эпизо- Увидеть в империалистических странах точпиков и казнокрадов, дическими образами Гоголь показал в современных Чичиковых, торгующих | Но паряду с тупоумными коробочками, ( «Мертвых душах» страшную, нищую человеческими душами, го народа, как Гоголь для России», — | жизнь народных маос, проводя мысль о превратить миллионы простых писал великий русский революционный том, что крепостное право каіечпт чело- D пушечное мясо для подготовляе- демократ Черньппевскпй. Обличительная j века. Связанный царской цензурой, он м°й ІШП_ новой мировой воины. Еще Гоголь помогает читателю нашей эпохи человека, полицейское государство взя- ег0 раскрытия^ в свете изменившихся английскими они, пожалуй, наделят в т а - нсторпческиі обстоятельств. | К{>;а К0Личестве, что и не захочешь...... П Вот, например, образ Маниловз. В. Н. ; всем этим низкопоклонствующим \ перед стррмяшпхся мотами ноздревыми, стяжателями чичико- Ленин использует его в борьбе с яародни- Западом барам, Гоголь с гордостью протн- людей вымп, паряду с этими воистину мертвыми честном, утверждая, что «Манилов сидит вопоставлял великую русскую национачь- душамп проходят перед нами жизнерлдост-1а каждом народнике» В годы первой рус- нуга культуру Ломоносова и Пушкина и ные парубки п дивчины — герои расска -, ской революции В . П. Ленин называет об-1 русский язык, который Гоголь считал са- гоголевская сатира в высшей степени I все я е сумел указать на бедстгепное по- Бмш ісвпп указал па мировое зпаче- зов поэтического и мудрого пасечника Ру- рмпои «социал-демократической маиилов- . Мьга богатым и красивым на земле, способствовала развитию передового само- ложепио крепостного крестьянства и на такого образа, как Чичиков. В j дого Панько, устами которою Гоголь тре- шины» статью Мартова тгротав бойкота j Действенным оружием в борьбе с ннзко- сознания русского общества, помогала1его протест против крепостного строя. («Литературном разговоре, подслушапиом■бовал и получил почетное в литературе Думы. В «Письме в ЦК партии из Соль- , поклонством перед Западом, испытанным Поэма «Мертвые души» явилась ярким 15 книжной лавке» он писал об англип- место для своих героев— представителей вычегодской ссылки», разоблачая «іроц- цредством воспитания чувства законной обвинительным актом против царского и (І^інцузских правящих деятелях: мира простых людей. В «Миргороде» іга- ковский блок-». П. В. Сталин пишет: «Это национальной гордости являются эстети- самодержавия, против помещиков и чп- в^ ° Чичіпіовы, только в другом ряду со «старичками прошедшего века» \ тухлая беспринципность, маниловская чеекпе взгляды Гоголя, основзнные на новппков В своем бессмертном творении платье: во Франции и в Англип они не мы знакомимся с «высочайшим образцом амальгама разнородных принципов, беспо- глубоком изучении русской культуры. И - ‘ ----------- ----------- — • ------------- — 1-------------- * ---------- * ~гг~~ ....... г — ••«•»«— пл здесь Гоголь активно помогает пам решать самые актуальные проблемы современ- Ленина мы встречаем ' пости. В. М. Молотов говорил: «...все действп- ясно понять то, что творилось в само- дсржавпо-крепостпнчоской России. В замечательной галлерее художест- гепных образов Гоголь отразил почта все слон русского общества своего времени. Великий писатель показал гнилость фео дально-крепостнического строя, распад, бессмысленную жизнь, духовное и мо- Гогодь убедительно покапал, что строй скупают мертвых душ. а покупают ж п - 1 героической эпопеи» — с «Тарасом Буль- мощная тоска беспринципного человека о жизни, основаппыГі иа угнетении челове- вы е ДУШІ1 н а свободных (как иронически бой», и в дни Великой Отечественной «хорошему» принципу», ка человеком, неизбежно* порождает такие подчеркивает Белинский — С. П.) иаір- ( войны бойцы часто вспоминалп слова Та-1 В работах В. Н. Лені порокп и дурные ствастн, как корысто- ламентскнх выборах! Вся разпица в . раса о нерушимой крепости русского това- упомшганпя и о «хлестаковских уверени- ральное вырождение помещичьего класса любпе, мошенничество, карьеризм, взя- ( цивилизации, а не в Сушиости. Парла- j рищсствз, о богатырских подвигах, псточ-1 ях» и «хлестаковском неприличии» нов«й j тельные достижения культуры народов, тачннчество, стяжательство, паразита- меитский мерзавец образованнее какого- пиком которых была любовь к Родине и , «Искры». В обіраэѳ Держиѵорды В. И . ' как бы они даіеко ни уходили в прошлое, страстное желание освободить ее от ино- Ленин обобщает все русское самодержавие ' высоко ценятся в социалистическом' госу- зеагных захватчиков. Это вольнолюбивый — это «старая русская монархия, старая дарстве и встают теперь перед своим на- народ спас «Европу от... неукротимых ’ держиморда». Для предательской деятель-, родом и перез народами всего Советского и чиновничества. Уже в «Миргороде» он выступил как реалист, критически осмысливший современную ему действи тельность, смело раскрывший ее противо речия и пороки. 0п обличал пошлый по мещичий быт, затягивающую человека страшную тіпгу мелочей обывательской жизни. Писатель заставил читателя сначала посмеяться над веем этим, а потом с тоской оглянуться вокруг себя и проникнуться сознанием необходимости иной — человеческой жизни. Еще Белин ский заметил, что прп чтении повестей Гоголя делается «сначала смешно, а по том грустно» ческое безделье, пустую мечтательность. Глубоко отрицательное отношение Го- ппбудь мерзавца нижнего земского суда: но в сущности оба они не лучше друг голя к крепостному строго было нераз- Друга» рывно связано с чувством страстпой люб ви к Росснп, с желанием видеть ее сво бодной и счастливой. Писатель понимал, что все эти чнчпковы, маннловы, нозд- ревы, собакевнчи и им подобные вовсе по характеризуют русскую нацию, что Гоголь — писатель мировой известно-' пабегов, грозивших ее опрокинуть». Іности Троцкого характерны «приемы , Союза возрожденными в своем действл ети и нирового значения. 0п внес гро- Мы н сегодня, перечитывая генпаль-. Ноздрева». В докладе «0 проекте Констп- тельном идейном блеске», мадный вклад в культуру человечества. ные страницы повести, еше и еще раз туции Союза ССР» П. В. Сталин заклей- j В своем действительном идейном блеем Творчество Гоголя служит делу укреп- присоединяемся к голосу автора, утверж- j мил зарубежных критиков именем дворовой ныне предстает перед нами и перед всем ления культурных связей п дружбы давшего, что пе найдутся на свете такпе «девчонки» Пелагеи, которая, «по сумев миром творчество великого русского пн-- (между народами. Не случайно на послед-' оппі, мукп и такая сила которая бы пе- онн чужды н враждебны русскому на- j пей сессии Всемприого Совета Мира было, реенлила русскую силу. Много раз исто- роду, страдающему от пх господства, что | принято решение о чествовании памяти Р,ІЯ подтверждала справедливость этих русский народ велик и могуч своими j Гоголя во всех странах в связи со силами, своим характером, что ему нуж- столетием со дня его смерти. Великий отличить правую сторэпу дороги от левой сателя Н. В. Гоголя, ее стороны, запуталась н попала в нелов-1 И. ЛЮБИНСКИЙ, кое положение». * Кандидат искусствоведческих наук. на иная, свободная жизнь. Гоголь меч- Пошлостн и примитивности описанной ’лѵал о лучшем будущем своей родины п пм помешпчьей среды Гоголь противопо ставил героическое прошлое Украины, образы сильных п смелых людей из на рода. В исторической повести «Тарас Бульба» рисуется борьба украинского твердо верил в это будущее. «Мертвые души» потрясли всю Рос сию» — писал Герцен Реакционная печать начала травить Гоголя. В его за щиту выступил Белготскнй. Великий народа протпв панской Польши за неза- критик усматривал в произведении ппса- висимость своей родины. Историю Украи- теля «...творение чисто русское, пацио- ны писатель тесно связывает с историей нальное, выхваченное из тайников на- русский писатель-гуманист является дру гом н союзником всех честных людей, борющихся за идеалы свободы, за разви тие культуры и просвещения, за до стоинство человека, за мир во веем мире С. ПЕТРОВ. Кандидат филологических наук, зам. директора Института миро вой литературы им. А. М. Горь кого Академии наук СССР. П л а м е н н ы й п а т р и о т Г о р я ч а я л ю б о в ь к н а р о д у В ярком созвездии великих имен пере довой русской литературы имя Николая Васильевича Гоголя сияет бессмертной ела. вой. Его лучшие повести, гениальная поэ ма «Мертвые души» н комедия «Ревизор» относятся к тем, по словам В. Г-. Белпп- ~ского, глубоко истинным творениям,' кото рыми Гоголь могущественно содействовал самосознанию России, давшей ей возмож ность взглянуть на самое себя, как будто в оеркале. Гоголь — преемник и продолжатель ве ликих традиций Пушкина. 0н являлся ос новоположником критического направления в литературе, которое сыграло огромную --роль в развитии передовой русской мысли ж содействовало освободительной борьбе народа. Уже в первых повестях Гоголь, изобра жая яркий мир «парубков» и «дпвчат», показал жизнь народа с его мудростью н вечно .бьющим источником бодрого юмора. Духовному оскудению н нравственному уродству помещиков и чиновников Гоголь противопоставил высокие моральные каче ства н богатырскую мощь простого народа. Это нашло свое воплощение в повести «Та рас Бульба». Здесь Гоголь изобразил ге роическую борьбу русского и украинского народов га свою национальную незави симость. Тарас Бульба — яркое воплощение луч. игах национальных качеств русского чело века. С огромной силой сказались они в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Вспоминая славные подвиги, на которые были воодушевлены большевист ской партией краснодонцы, московская школьница Зоя Космодемьянская, весь со ветский народ, мы вместе с Гоголем уве ренно повторяем:' «Да разве найдутся оа свето такпе огнн, муки н такая сила, ко торая бы пересилила русскую силу!» Чувством горячей любви к народу про никнуты думы Гоголя о простых русских людях. Это же чувство горячей любви к народу Нельзя назвать ни одного произведения Советский народ и всо прогрессивное человечество свято чтут память великого пнеателя-патрнота П. В. Гоголя, который своим творчеством дал бесконечно много для развитая самосознания русского паро да и утвердил мировую славу русского ис кусства. Гигант русской культуры, оп вошел в сознание каждого с ранних лет вместе со стихами Пушкина и волнующими впечат лениями родной природы, со всем тем, что об’единяется самым дорогим каждому че ловеку словом Родина. Гоголь београнично любил свою родину, был истинным патриотом ее, и свой долг писателя видел в верпом служении народу. Великий сын своего народа Гоголь, конечно, не мог ие рассказать о ге роическом прошлом, не воплотить в своих героях большие человеческие чувства н ха рактеры. Именно в этих характерах писа тель видел залог будущей славы своего народа. В повестях «Тарас Бульба» и «Страш ная несть» Гоголь паписал вдохновенную поэму о любви к Родине, о ненависти к се врагам. Глубокое патриотическое содер жание этих произведений ярко выражено в словах Тараса Бульбы о том, что нет такой силы на свете, которая бы переси лила русскую силу. В силу русского народа, в его пр&крас- r ^ y № o r ^ , _ r ^ K O _ B e p H Tb в истори- ( Гоголя которое не бш о бы выражением j j £ ^ ^ з І Г е т “ Г е го ™ рч“ и его любви к родине. Н. Г. Чернышевский ; осо6ешіо ега поа!|у <Ме[тіьІе £ушн>і в ческое величие своей родины. Со дня смерти Гоголя прошло сто лет. говорил, что ни в ком из наших великих По н теперь мы считаем его своим совре- ! писателей пе выражалось так живо и яс менником, произведения которого учат нас ио своего патриотического зпа- любпть свою Родину, свой народ н иеиа- чепия, как у Гоголя. видеть врагов. Н. В. Гоголь своим сатирическим тал ап- Уже первые повести Гоголя, издапные которой с наибольшей силой сказалась и вера в будущее и любовь писателя к сво ему народу. Н В. Гоголь верил, что на ступит день, когда выйдут могучие силы народа на свободную широкую дорогу, под названием «Вечера на хуторе близ | когда весь мир будет восхищенно прекло- тоіі борется вместе с памп против поджи- Дпканькп», проникнуты беспредельной лю -: няться перед русским народом, перед ве- гатслей войны. П. СПАСИБЕНН0. Преподаватель Мурманского педаго гического училища* бовью автора к родине, ее народу. В по вестях Гоголь создал поэтический образ родной Украины, во всем обаянии ее щедрой природы, во всем звучании се прекрасных песен. іичием его неповторимого в истории под вига. Поэтому подлинно пророчески, слов но видя на целое столетие вперед, Гоголь закончил свой первый том «Мертвых душ» чудесной картиной о птице-тройке. Озозм обличительным творчеством Го голь способствовал приближению прекрас ного будущего, о -котором он мечтал. Любя родину, Гоголь отрицал ее страш ную крепостническую действительность. Горьким был смех писателя, скорбное чув ство проглядывало сквозь улыбку в каж дом его произведении. Но он оставался верен своей родине, нн одной строки не напи сал он, не посвятив ее своему народу, да же находясь за границей. Наоборот, вдали от родины его охватывала шетущая тоска по ней, воспоминания о ней ' неотступно стояли перед писателен. 0 и писал: «Или я не люблю пашей неизмеримой, нашей г родной русской земля! Я живу около года на чужой земле, вижу прекрасные небеса, мнр, богатый искусствами и человеком. Но разве перо мое принялось описывать предметы, могущие иоразнть всякого? Ни одной строки не мог я посвятить чуждому. Непреодолимою пепъго прикован я к свое му... И я ли после этого ногу не любить своей отчизны?» Все творчество Гоголя уходит глубокими корнями в демократическую культуру рус ского народа. стного архива.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz