Полярная правда. 1952, июнь.

I V i i іЛИТ ИсйОЛВЗОіхШ» шлиардов вДО&ея* Будут в лС н трнф п - гдосвшпв процессы сельском хозяйст* очно в х о д а о быт [ других cTflmsi 2222 позволит ещо бслсз неисчерпаемые под­ веянной родИПМ. что с ким сталось! т о п я 1 9 5 2 т. ВЕЛ и к а я с т р о й к и ВОЛГО -ДОНСКОЙ СТЯ НАНЯЛ п і Ва К а н а л п я т и м о р е й (ЦИФРЫ И ФАКТЫ) Вступил в строй Волго-Донской судо­ ходный канал — первенец вслнкнх стро­ ек коммунизма. Общее протяжение Вол­ го-Донского водного пути от Ростова до Сталинграда 5 4 0 километров, пз них 1 01 километр — Волго-Донской судо­ ходный канал, па остальном протяже­ нии используется река Дон. Волго-Дон­ ской канал соединяет и единую транс­ портную систему все моря европейской части СССР — Белое, Балтийское, Чер­ ное, Азовское и Каспийское. Столица пашей родины Москва становится пор* том пяти морей. ft й 6 ✓ Волго-Донской путь будет обслужи­ ваться судами новых типов — комфор­ табельными дизельвлектроходамп мощ- ностыо свыше 2 тысяч лошадиных сил. Это трехпалубное судно длиной более 1 0 0 метров, высотой около 15 метров, его скорость — до 2 5 километров в час. Оно рассчитано на 5 0 0 мягких мест. Кроме того, па реЧИых участках Волго-Донского пути будут курсировать легкие колесные пароходы и теплоходы мощностью в 2 5 0 , 4 5 0 и 6 0 0 лоша­ диных сил. Самая большая линия из новых пассажирских линий а - Москва— Ростоп. Ео длина 3 2 6 7 километров. Вторая линия — Сталинград—Ростов, ее длина 7 ОЙ километра. Третья Линия — С тали тр ад—Калач —. длиной в 1 3 9 километров. Волго-Донской канал обееявадвам дешевую перевозку массовых грузов водным транспортом. Для промышлен­ ных районов Поволжья пойдут большие потоки донецкого угля и металла; в Дон­ басс, Ростов, па Азово-Черноморское побережье будут доставляться лес, нефть и другие ірузы. Ct с іг Цимлянский гидроузел, расиолозйев- иый па Волго-Донском судоходном п у ти, состоит пз бетонпой водосливной плотины ДЛнНОЮ 5 0 0 метров, сквозь которую будет проходить йотой воды мощностью в 2 0 тысяч кубических мет­ ров в секунду, и земляной плотины про* тяжеинем 1 2 , 8 километра. 1 6 0 тысяч киловатт — такова мощность Цнилян* слой ГЭС. Цимлянская гидростанция соединяется высоковольтной линией на- ирюкеняем 2 2 0 тысяч вольт е онерге- тИческимп спстемамп Донбасса п Ста­ линграда. Цимлянская подоелпвпая бетоипая плотина поднимает воду на высоту 2 6 метров, образуя Цимлянское водохрани­ лище, протяженностью в 1 0 0 километ­ ров. Общая емкость водохранилища оп* ределяется в 2 1 ,5 миллиарда кубомет­ ров, а об'ём регулируемой в нем воды составляет 1 2 , 6 миллиарда кубометров. Если стоп водой заполнять канал ши­ риной в 6 0 километров и глубиной в 5 метров, то его длина составит около 4 0 тысяч километров. Ои протянулся бы по экватору вокруг всего земного шара. * * * В комфортабельной трамвае «Москвич» j шлрза представляет собой облицованную іВ эта дли плавать по Цимлянскому морю ! красивыми плитами и оболочками гпгант- Орошенне н обводнение первых 2 0 0 тысяч гектаров плодороднейших земель будет произведено уже в этом году. Общая площадь земель, орошаемых п обводняемых па базе Волго-Дона, со­ ставит в 1 9 5 6 году 2 7 5 0 тысяч гек­ таров. В Пределах Сталинградской об­ ласти 1 6 0 тысяч Гектаров донских сте­ пей будет орошаться двумя магистраль­ ными каналами, Чирскнм и Ергении- ским. В Ростовской области будет оро­ шено 6 0 0 тысяч гектаров. Вода па эти земли будет Подаваться пятью капала- мп; 1 7 0 тысяч гектаров получат воду самотеком и 4 3 0 Тысяч гектаров — с помощью мощных насосных станций. На орошение и обводнение будет еже­ годно расходоваться около 5 миллиар­ дов кубометров донской воды. ѵ * * * На строительстве Волго-Донского ка­ пала н Цимлянского гидроузла были проведены огромные земляные, бетон­ ные и железобетонпые работы. Общий об'ем земляных работ составил более 1 0 0 МИЛЛИОНОВ кубометров, ЧТО ВДВ06 превосходит об’ем земляных работ па Суэцком канале. На строительстве Вол- го-ДоИа было уложено около 3 миллио­ нов кубометров бетона и железобетона. было нольоя: волна достигала двух мет­ ров Н, чего дойрого, ЛСП500 судно могло Оказать© А -выброшепным па СОреГ. Поэтому первое своо путешествие по Волго-Допу мы решили совершить на мощной теплоходе «Сталинград». Капитал вСталниграда» бывалый мо­ ряк Никита Петрович Гарбуоспко, солид­ ный, с пышпымн усамн мужчнпа лот пя­ тидесяти, приняв экскурсантов па борт, сказал, подмигивая штурнапу: — Провезен эглх пассажиров по но­ вому пути. Пусть сами посмотрят п дру­ гим расскажут... Только поосторожней будь па Цимлянском: сегодня ожидается вюйд-ост. Всо понимали, что это шутка. Но всо s o экскурсанты по бео волнения отправ­ лялись в плавапио по неведомому до спх пор морю, которого еще пет па геогра­ фической карго. Пассажиры с шгсрпепием ждали команды: «Отдать пш ртош еі» , чтобы сасветло увидеть весь путь корабля по Волго-Донскому междурочью, Всо было теперь необыкновенным в этих местах: «Сталинград» стоял над затопленным паводком Сарсптскпм полу­ островом у импровизированного причала — могучего дерева, ствол которого почти •до самой Еропы был погружен & воду. В таком же положения находились остальные деревья 2 сод лесная сона полуострова. Небольшие катера п моторные лодка проплывали Чефеа полуостров между де­ ревьями. Наш теплоход, к сожалению, пе мог этого сделать. Я вспомнил, что сдесь где ны сейчас стопй, -вернее, под вамп, еще зимой этого года был высокий берег. Строители замостили его камнем. Водола- сші группы Аркадия Науменко пришлось выполнить трудные работы, укрепить бе­ рега подо льдом. Наконец, приготовления (закончились. «Сталинград», огибал затопленный полу­ остров, направился ко входу в капал. Пород Нашими взорами предстало уни­ кальное coopужгепіо —- грандиозный мо­ нумент П. В. Сталина, возвышающийся на берегу Волгл. Гигантская скульптур- пая фигура вождя поднялась над одеты­ ми в жолесюбетойпые плиты внизу и по­ крытыми сплошной зеленью сверху вы­ сокие волжские-берега. Н а откосе боль­ шая надпись яэ жнвых цветов: «Слава Сталину!». Первый шлЮо венчает металлическая, облицованная гранитом входная триум­ фальная-арка высотой -в 1 2 -зтажный дом. 8 а ней видны фермы переброшенных че- (кя канал автомобильного и - железнодо­ рожного Мостов, а -в отдалении — башни второго шлюза. Начинался поворот к каналу, требова­ лось пттп строго по фарватеру, п штур­ ман Николай Ушаков с папряженным Вниманием сл ед а са движением судна. «Сталинград» осторожно подходил к Причальной стенке первого шлюза, при­ ветливо распахнувшего перед ннмп сто­ тонные створкп своих ворот. Камера Действительно, на лине Никола? ся доп еш вода, а йатеа с а в д а ш рас* спльевпча лежала печать* глубокой за- ходнтся в две- противоположные стороны скую коробку, В нескольких местах в степкп шлюза вделаны пловучйе рымы (металлические поплавки, которые под­ нимаются и опускаются вместе с уров­ нем воды). К ним швартуются находя­ щиеся в ікамере Суда. Вахтопиый начальник сажал один ры­ чажок па пульто управления, и в камеру через иоандимыо проходы пошла иода; корабль ©мосте с ней начал медленно подниматься до уровня первой ступени «волжской лестницы», находившейся са массивными рабочими воротами. Эти во- ірота напоминают гигантскую еадвнжку, которая то опускается под воду, то вы­ ходит'нз пео. Через нях судно попадает из камеры в канал. Между первым и вторым шлюоамп па­ ше внимание привлекла огромная паднпсь па гранитном о-кссо капала: «Слава великому Сталину!». — А вы енасте, іводь это исторнчессое ыестоі — воскликнул йанптан. Здесь 31 мая встретились Волга с Довсм. И что поразительно, Волга и Доп, шедшие на-- встречу друг другу, встретились как раз против слова Сталии. В то время, когда «Сталинград» входйл в камеру второго шлюоа, па мостико баш­ ни управления показался человек в бе­ лом китеде н белок фуражке. Это был начальник шлюза. — Прпвот «Сталинграду»! врик- пул Ой в рунор. Теплоход направился к третьему шлю­ зу. Позади остался поселок строителей Красноармейского района. Каменные кот­ теджи с красными черепичными крЫшамп •выступали на фоне высокой пасыпп же­ лезнодорожного полотна с новым мостом. По пему в это время проходил пригород­ ный поезд. За третьим -шлюзом • через несколько километров начинается Чопурнпковскпй каокад — гидротехническое сооружение, состоящее по пяти шлюоов, дамб и не- скольких небольших продшлтаэовых водо­ хранилищ. Неузнаваемым стал чаиурниковскии пейзаж! Вода подошла к населенным пунктам, которых совсем но было вдесь четыро года назад. .Теперь на улицах е о вы х поселков шумят многолетние де­ ревья, высаженные еще до того, как были построены дома. Девятый шлюз, расположенный у са­ мого Ёргешшского хребта в глубокой выемке между двумя мостами, перебро­ шенными через канал, — одно ю самых красивых сооружений Волго-Дона. Высоко поднялись над воротами шлюза белокаменные башни управления, увен­ чанные ротондами. Они украшены скульп­ турными группами пз металла, отобра­ жающими незабываемые эпизоды боев Великой Отечественной войны, проис­ ходивших в этих мостах. — Обратите внимание иа штурмана, — тихо говорит Никита Петрович. — Он, видимо, вспоминает пережптоо. Ведь он воевал в этнX местах, здесь был Тяжело ранен. думчпвости. Оп стоял с непокрытой го­ ловой й сосредоточенно смотрел на скульп­ туру, как будто перед ним было по произведение искусства, а живая картина давно минувших дней... От 9 шлюза вдоль обоих берегов капа­ ла тянутся горы вынутого грунта. Это итог работы экипажа шагающего экска­ ватора «9IH-14/G5». Строители говорят: «Здесь орудовал Усков за 7 тысяч зем­ лекопов». В этпх сопках около 3 миллионов ку­ бометров групта, — рассказывал экскур­ сантам спутник -— инженер-строитель. Часть сопок мы думаем оставить как украшение пейзажа и как памятник тру­ довому подвигу строителей Волго-Дона. Обсаженные лесом они будут напоминать Жигули. Мы преодологаем вершину водораздела. Наш теплоход находился в 8 8 метрах над уровнем Волги и в 44 метрах пад уров­ нем Дона. Вот здесь была знаменитая пе­ ремычка, которая в мае до последней ми­ нуты сдерживала напор донской воды, стремившейся к Волге. «Сталинград» вышел на просторы пер­ вого «стопного моря» — Варваровского водохранилища. Чтобы по сбиться с су­ дового хода, сцесь пужно смотреть на ствоірпыо анаіка, расставленные в разных направлениях по берегам водохранилища. Ночью па них реют красныо огни —- они служат своеобразными маяками* указы* дая правильный курс. Никита Петрович взялся сам провести корабль по &тпм местам. Через чае мы бросили якорь на «Мая­ ковском рейде», так как проход в 1 0 -Й шлюз загородил дебаркадер, буксируемый в Цимлянское море. Слева, у самой во­ ды, раскинулся поселок имена Маяков­ ского (ВарварОвка), направо, па плотине, возвышается здание насосной станции. насосные агрегаты способны перека­ чивать в сутки 3,5 миллиона кубометров воды. За месяц непрерывной работы они смогут создать водоем в 105 миллионов кубометров. На «море» было * 11110 . Внезапно то здесь, то том возникали круги: это игра­ ли сазаны и лещи, Недавно выпущенные сюда для зарыбления. Здесь же два мил­ лиона мальков уральского рипуса осваи­ вали свое новое жилье. Почти сразу са десятым шлюзом, пад высокими башпямп которого гордо реяли два красных флага, начиналось Береслав- ское водохранилище. Оно протянулось широкой рекой от самого Береславского поселка, от которого полегла на восток двухкилометровая одетая в ГраНпт плоти­ на с заградительными воротами и водо­ сборами. — в Берсславско© водохранилище и к 11 и 12 шлюзам. «Река в воздухе», — так называют строители этот водопровод. Во­ да идет по трубам такого размера, что внутри их могла бы проохать большая грузовая автомашина. Пз камеры 12 шлюза наш теплоход, пройдя небольшой участок канала, вошел в третье, самое крупное «море» — Еар- повеков водохранилище, являющееся частью Rapповского гидроузла. Оно стар­ ше всех по возрасту, ему идегг шестой месяц. Миновав острова, мы увидели на горизонте входную триумфальную арку 13 шлюза и поднимающийся слева кор­ пус пасоснон 'станции. Перенесенный из зоны затоплений хутор Новая Йльевка своими новыми домиками весело смотрел с правого берега. Вот — ѳдесь, над нами, была желез­ нодорожная станция Кривая Муого, — сказал инженер, — строение перенесли, а водонапорные башни пришлось взор­ вать. Когда «Сталииград» подошел к воротам 13 шлюза, инженер попросил капитана отправить его шлюпкой иа берег, где вид­ им ась группа людей. Михаил Романович, привет вам с Боль­ шой земли! —*послышался оттуда голос.*— Долго плаваете, жена соскучилась. П только теперь экскурсанты узналв, что их спутником был Гиль, начальник строительства 13-го шлюза. — Счастливого плавания! “ крикнул оп От причальной стенки, когда теплоход направился по шеетикилометровому кана­ лу в Цимлянское поре. ...Вот уже остались позади два маяка у входа в канал, и мы в Цимлянским мо­ ре. Оно сразу заворожило всех своей оригинальной, неповторимой красотой. К а н а л п я т и м о р е й (ЦИФРЫ И ФАКТЫ) Строительство Волго-Донского капалй н Цимлянского гидроузла было высоко Механизировано. Здесь работали авто­ матизированные бетонные заводы. Тем­ пы кладки бетона п полтора с лтш інаі раза превысили максимальные темпы, достигнутые до спх пор в мировой прак­ тике. Для проведения строительных ра­ бот в таких грандиозных масштабах по­ требовалась сотни наименований раз­ личных машин н механизмов — мощ­ ные землесосы, большегрузные скрепе­ ры, бульдозеры, планировочные маши­ ны, экскаваторы, каяедый я з которых заменяет труд нескольких тысяч рабо­ чих. Строители Волго-Дона и Цимлян­ ского гидроузла располагали различны? мн экскаваторами, начиная от машин малой мощности весом, в 15 тонн, с ковшом емкостью п четверть кубометра и кончая гигантским шагающим экска­ ватором «ЭШ -14 /65» . Общая мощ­ ность его 4 6 моторов составляет 7 ты­ сяч киловатт Экскаватор такого th sq заменяет до 1 0 тысяч' землекопов. На строительстве плотины Цимлян­ ского гидроузла и Волго-Донского кака­ ла работали более 3 0 различных типов под’емяых кранов, мощные скреперные агрегаты «аС*80і> и «Д -147* . Ковш скрепера «Д -147» вмещает 6 кубомет­ ров грунта. 6 8 землекопов и 1 В лоша­ дей потребовалось бы, чтобы аамеяяп» такой скрепер. Новые автосамосвалм трузопод’емпостыо п 10 н 2 5 тони, мощные тракторные самОразгружав^ щнеся мйцеиы грузойод*елйое$ыэ ‘ о 13 п 8 о тонп бесперебойно сбслушіш* ли строительные площадки. На строительство земляных плотин, дамб п других сооружений нспользова* лиеь пловучае землесосные снавяды е ивонзводительноетыо от 8 0 — 8 0 да* 5 0 0 й более кубометров выеяпш грунта в час. На строительстве Цимлянского гидроузла в течение лишь одного сезо­ на землесосные снаряды вы»іули около 3 0 миллионов кубометров 7 земли. За одни сезон была намыт* земляная пло» Здесь, в зпойпой, засушливой- степп, со-1 ттіна об'емом более чем в 25 миллнО- встскиѳ люди создали гигантское мора пов кУб°*етров. шириной 30— 40 километров... Дыханиэ моря почувствовалось оразу. Теплоход стал покачиваться на волнах. Они с шумом ударяли' в его борта. Пахну­ ло морской свежестью. Чем далыпо уходплп мы от Калача, том пппро становилось норо, тем большо ■вырастала волна. Донские берега посте­ пенно уходили вдаль и уже трудно бмдо определить, где был Дон, а где лежала степь, Вскоре беірега совсем исчезли. Солнце скрылось за горизонтом, подул резкий зюйд-вест, и наш теплоход остал­ ся одпп на одни о бушующим мором. К капиталу подошел радист: •— Никита Петрович, Ростов просит сообщить наши координаты. Капитан развернул па столе Л 0 фШ - скую карту: Передайте: Мы находимся сейчас на 41 прадуСе восточной долготы и 47 гра- Пз Вересладиих ворот тепло*од про- сеВеРЯ0І! ШПР0ТЫ- кпх коордипатов еще по опал пи один Моряк в мире! В. ОШЕЙНО. шел почти 2 0 йплонсггров по каналу до 1 1 шлюза. Вправо от 11 шлюза находится водо­ приемник, к которому подведены три ги­ гантские трубы водопровода. Сюда от Ма- рнновсКоЙ пасоснои станции подпимает- Цимлннсноо иоро, борт теплокода «Сталинград». Піснь 1952 года. * * * Строители Волго-Донского судоходно­ го пути и Цимлянской ГЭС за короткий сроки изучили н Освоили новую отече­ ственную технику. На стройке осущест­ влено много рационализаторских пред­ ложений п изобретении, Н а организации работы землесосных снарядов на Цимлянском гидроузле особенно отличились _ нпжеиеры-ме- хапнзаторЫ двшпды лауреаты Ста­ линской премии П. В. Шслухпи п А. Н. Потайов. Широко ыЗВестйы име­ на лучших экскаваторщиков тг. Пскова, Слеиухн, Плеханова, ко&ниа, Р еаш о - ва* Еременко,.Худякова, Л укина, Се­ ливерстова, Шафраново, Полякова, Панфилова, Семьянинова и многих дру* гих. Лучшие скрейерксты, бывшие кол­ хозники тт. Мохов, в Штиглец выполня­ ют по 2 —-8 нормы за смену, Многие водители добились пробега свонх авто­ машин по 1 0 0 и более тысяч километ­ ров без капитального ремонта. а * * В сооружении великих строек ста­ линской эпохи участвует вся страна. Свыше 8 0 0 заводов снабжают строШаі К о м м у н и зм а новейшей техникой. В ад­ рес строительств беспрерывным пото­ ком днем и ночью идут эшелоны с са­ мыми совершенными машинами, мощ­ ными механизмами и различными мате­ риалами. Предприятия Москвы п Ле­ нинграда, Украины и Урала, Поволжья и Сибири, Закавказья и Прибалтики, Казахстана и других районов и респуб­ лик пашей родины соревнуются са до­ срочное выполнение почетных елказез великих строек коммунизма. * * * Введение в строй доходного пути позволит для энергетики О ров воды ежегодно, цнрованы многие в социалистическом ве. Электричество пр колхозной деревни. Введение в строй строек коммунизма полно использовать пые ресурсы нашей Александр ПРОКОФЬЕВ. Б е с с м е р т и е Otywe we отвссти, товарищ, взгляда От земли бессмертной Сталинграда. От следов бесстрашия крутого , От ее величия простою. От асмли родкой, земли упрямой, От ее солдатских славных шрамов! *■ ъ ь Песня! Ты иди со мною рядом По земле бессмертной Сталинграда. По земле , любимой всеми, братской, По железной, подлинно солдатской, Той , с которой 6 битвах насмерть встали , По которой шел товарищ Сталин . * * * Труд сметает всякие преграды Иа земле бессмертной Сталинграда* Там, где степь потрескалась от зноя » Говорит теперь волна с волною. В о л г О Дон грохочет через ш л і о з ы : — Я служу Советскому, Союзу. I Гсв. ОпШЕШТО. Освобождаются от строительных лесов сооружения Волго-Донского судоходного канала. На снимке: маяк у входа в судоходный канал. Фото С. Кропивницкого'. (Фотохроника ТАСС).- Александр ПРОКОФЬЕВ^ В первый рей© Два теплохода из Комарам Погожим летним днш Пройдут великим , леггнларі&іи, Н&хоженным путем. С ним всё в степи Всё льнет теперь к нему. Они пройдут водой* ѵто снилась Народу моему!. Д в а теплохода п з Комарно Флотилью поведут , И с ними труд пройдет ударный, Величественный труд* Мы их привет і страна родная* Передадим волнам , И гул промчится до Д уная И вновь вернется к нам. Но что с ним сталось. По-чешски кто поетР А эго Прага отозвалась , Дунай в ладони бьет! Пройдут каналом теплоходы От Волги к Д ону одаль . Он создан волею народа, А воля — это сталь!. Гор. Сталинград.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz