Полярная правда. 1952, июнь.
I V i i іЛИТ ИсйОЛВЗОіхШ» шлиардов вДО&ея* Будут в лС н трнф п - гдосвшпв процессы сельском хозяйст* очно в х о д а о быт [ других cTflmsi 2222 позволит ещо бслсз неисчерпаемые под веянной родИПМ. что с ким сталось! т о п я 1 9 5 2 т. ВЕЛ и к а я с т р о й к и ВОЛГО -ДОНСКОЙ СТЯ НАНЯЛ п і Ва К а н а л п я т и м о р е й (ЦИФРЫ И ФАКТЫ) Вступил в строй Волго-Донской судо ходный канал — первенец вслнкнх стро ек коммунизма. Общее протяжение Вол го-Донского водного пути от Ростова до Сталинграда 5 4 0 километров, пз них 1 01 километр — Волго-Донской судо ходный канал, па остальном протяже нии используется река Дон. Волго-Дон ской канал соединяет и единую транс портную систему все моря европейской части СССР — Белое, Балтийское, Чер ное, Азовское и Каспийское. Столица пашей родины Москва становится пор* том пяти морей. ft й 6 ✓ Волго-Донской путь будет обслужи ваться судами новых типов — комфор табельными дизельвлектроходамп мощ- ностыо свыше 2 тысяч лошадиных сил. Это трехпалубное судно длиной более 1 0 0 метров, высотой около 15 метров, его скорость — до 2 5 километров в час. Оно рассчитано на 5 0 0 мягких мест. Кроме того, па реЧИых участках Волго-Донского пути будут курсировать легкие колесные пароходы и теплоходы мощностью в 2 5 0 , 4 5 0 и 6 0 0 лоша диных сил. Самая большая линия из новых пассажирских линий а - Москва— Ростоп. Ео длина 3 2 6 7 километров. Вторая линия — Сталинград—Ростов, ее длина 7 ОЙ километра. Третья Линия — С тали тр ад—Калач —. длиной в 1 3 9 километров. Волго-Донской канал обееявадвам дешевую перевозку массовых грузов водным транспортом. Для промышлен ных районов Поволжья пойдут большие потоки донецкого угля и металла; в Дон басс, Ростов, па Азово-Черноморское побережье будут доставляться лес, нефть и другие ірузы. Ct с іг Цимлянский гидроузел, расиолозйев- иый па Волго-Донском судоходном п у ти, состоит пз бетонпой водосливной плотины ДЛнНОЮ 5 0 0 метров, сквозь которую будет проходить йотой воды мощностью в 2 0 тысяч кубических мет ров в секунду, и земляной плотины про* тяжеинем 1 2 , 8 километра. 1 6 0 тысяч киловатт — такова мощность Цнилян* слой ГЭС. Цимлянская гидростанция соединяется высоковольтной линией на- ирюкеняем 2 2 0 тысяч вольт е онерге- тИческимп спстемамп Донбасса п Ста линграда. Цимлянская подоелпвпая бетоипая плотина поднимает воду на высоту 2 6 метров, образуя Цимлянское водохрани лище, протяженностью в 1 0 0 километ ров. Общая емкость водохранилища оп* ределяется в 2 1 ,5 миллиарда кубомет ров, а об'ём регулируемой в нем воды составляет 1 2 , 6 миллиарда кубометров. Если стоп водой заполнять канал ши риной в 6 0 километров и глубиной в 5 метров, то его длина составит около 4 0 тысяч километров. Ои протянулся бы по экватору вокруг всего земного шара. * * * В комфортабельной трамвае «Москвич» j шлрза представляет собой облицованную іВ эта дли плавать по Цимлянскому морю ! красивыми плитами и оболочками гпгант- Орошенне н обводнение первых 2 0 0 тысяч гектаров плодороднейших земель будет произведено уже в этом году. Общая площадь земель, орошаемых п обводняемых па базе Волго-Дона, со ставит в 1 9 5 6 году 2 7 5 0 тысяч гек таров. В Пределах Сталинградской об ласти 1 6 0 тысяч Гектаров донских сте пей будет орошаться двумя магистраль ными каналами, Чирскнм и Ергении- ским. В Ростовской области будет оро шено 6 0 0 тысяч гектаров. Вода па эти земли будет Подаваться пятью капала- мп; 1 7 0 тысяч гектаров получат воду самотеком и 4 3 0 Тысяч гектаров — с помощью мощных насосных станций. На орошение и обводнение будет еже годно расходоваться около 5 миллиар дов кубометров донской воды. ѵ * * * На строительстве Волго-Донского ка пала н Цимлянского гидроузла были проведены огромные земляные, бетон ные и железобетонпые работы. Общий об'ем земляных работ составил более 1 0 0 МИЛЛИОНОВ кубометров, ЧТО ВДВ06 превосходит об’ем земляных работ па Суэцком канале. На строительстве Вол- го-ДоИа было уложено около 3 миллио нов кубометров бетона и железобетона. было нольоя: волна достигала двух мет ров Н, чего дойрого, ЛСП500 судно могло Оказать© А -выброшепным па СОреГ. Поэтому первое своо путешествие по Волго-Допу мы решили совершить на мощной теплоходе «Сталинград». Капитал вСталниграда» бывалый мо ряк Никита Петрович Гарбуоспко, солид ный, с пышпымн усамн мужчнпа лот пя тидесяти, приняв экскурсантов па борт, сказал, подмигивая штурнапу: — Провезен эглх пассажиров по но вому пути. Пусть сами посмотрят п дру гим расскажут... Только поосторожней будь па Цимлянском: сегодня ожидается вюйд-ост. Всо понимали, что это шутка. Но всо s o экскурсанты по бео волнения отправ лялись в плавапио по неведомому до спх пор морю, которого еще пет па геогра фической карго. Пассажиры с шгсрпепием ждали команды: «Отдать пш ртош еі» , чтобы сасветло увидеть весь путь корабля по Волго-Донскому междурочью, Всо было теперь необыкновенным в этих местах: «Сталинград» стоял над затопленным паводком Сарсптскпм полу островом у импровизированного причала — могучего дерева, ствол которого почти •до самой Еропы был погружен & воду. В таком же положения находились остальные деревья 2 сод лесная сона полуострова. Небольшие катера п моторные лодка проплывали Чефеа полуостров между де ревьями. Наш теплоход, к сожалению, пе мог этого сделать. Я вспомнил, что сдесь где ны сейчас стопй, -вернее, под вамп, еще зимой этого года был высокий берег. Строители замостили его камнем. Водола- сші группы Аркадия Науменко пришлось выполнить трудные работы, укрепить бе рега подо льдом. Наконец, приготовления (закончились. «Сталинград», огибал затопленный полу остров, направился ко входу в капал. Пород Нашими взорами предстало уни кальное coopужгепіо —- грандиозный мо нумент П. В. Сталина, возвышающийся на берегу Волгл. Гигантская скульптур- пая фигура вождя поднялась над одеты ми в жолесюбетойпые плиты внизу и по крытыми сплошной зеленью сверху вы сокие волжские-берега. Н а откосе боль шая надпись яэ жнвых цветов: «Слава Сталину!». Первый шлЮо венчает металлическая, облицованная гранитом входная триум фальная-арка высотой -в 1 2 -зтажный дом. 8 а ней видны фермы переброшенных че- (кя канал автомобильного и - железнодо рожного Мостов, а -в отдалении — башни второго шлюза. Начинался поворот к каналу, требова лось пттп строго по фарватеру, п штур ман Николай Ушаков с папряженным Вниманием сл ед а са движением судна. «Сталинград» осторожно подходил к Причальной стенке первого шлюза, при ветливо распахнувшего перед ннмп сто тонные створкп своих ворот. Камера Действительно, на лине Никола? ся доп еш вода, а йатеа с а в д а ш рас* спльевпча лежала печать* глубокой за- ходнтся в две- противоположные стороны скую коробку, В нескольких местах в степкп шлюза вделаны пловучйе рымы (металлические поплавки, которые под нимаются и опускаются вместе с уров нем воды). К ним швартуются находя щиеся в ікамере Суда. Вахтопиый начальник сажал один ры чажок па пульто управления, и в камеру через иоандимыо проходы пошла иода; корабль ©мосте с ней начал медленно подниматься до уровня первой ступени «волжской лестницы», находившейся са массивными рабочими воротами. Эти во- ірота напоминают гигантскую еадвнжку, которая то опускается под воду, то вы ходит'нз пео. Через нях судно попадает из камеры в канал. Между первым и вторым шлюоамп па ше внимание привлекла огромная паднпсь па гранитном о-кссо капала: «Слава великому Сталину!». — А вы енасте, іводь это исторнчессое ыестоі — воскликнул йанптан. Здесь 31 мая встретились Волга с Довсм. И что поразительно, Волга и Доп, шедшие на-- встречу друг другу, встретились как раз против слова Сталии. В то время, когда «Сталинград» входйл в камеру второго шлюоа, па мостико баш ни управления показался человек в бе лом китеде н белок фуражке. Это был начальник шлюза. — Прпвот «Сталинграду»! врик- пул Ой в рунор. Теплоход направился к третьему шлю зу. Позади остался поселок строителей Красноармейского района. Каменные кот теджи с красными черепичными крЫшамп •выступали на фоне высокой пасыпп же лезнодорожного полотна с новым мостом. По пему в это время проходил пригород ный поезд. За третьим -шлюзом • через несколько километров начинается Чопурнпковскпй каокад — гидротехническое сооружение, состоящее по пяти шлюоов, дамб и не- скольких небольших продшлтаэовых водо хранилищ. Неузнаваемым стал чаиурниковскии пейзаж! Вода подошла к населенным пунктам, которых совсем но было вдесь четыро года назад. .Теперь на улицах е о вы х поселков шумят многолетние де ревья, высаженные еще до того, как были построены дома. Девятый шлюз, расположенный у са мого Ёргешшского хребта в глубокой выемке между двумя мостами, перебро шенными через канал, — одно ю самых красивых сооружений Волго-Дона. Высоко поднялись над воротами шлюза белокаменные башни управления, увен чанные ротондами. Они украшены скульп турными группами пз металла, отобра жающими незабываемые эпизоды боев Великой Отечественной войны, проис ходивших в этих мостах. — Обратите внимание иа штурмана, — тихо говорит Никита Петрович. — Он, видимо, вспоминает пережптоо. Ведь он воевал в этнX местах, здесь был Тяжело ранен. думчпвости. Оп стоял с непокрытой го ловой й сосредоточенно смотрел на скульп туру, как будто перед ним было по произведение искусства, а живая картина давно минувших дней... От 9 шлюза вдоль обоих берегов капа ла тянутся горы вынутого грунта. Это итог работы экипажа шагающего экска ватора «9IH-14/G5». Строители говорят: «Здесь орудовал Усков за 7 тысяч зем лекопов». В этпх сопках около 3 миллионов ку бометров групта, — рассказывал экскур сантам спутник -— инженер-строитель. Часть сопок мы думаем оставить как украшение пейзажа и как памятник тру довому подвигу строителей Волго-Дона. Обсаженные лесом они будут напоминать Жигули. Мы преодологаем вершину водораздела. Наш теплоход находился в 8 8 метрах над уровнем Волги и в 44 метрах пад уров нем Дона. Вот здесь была знаменитая пе ремычка, которая в мае до последней ми нуты сдерживала напор донской воды, стремившейся к Волге. «Сталинград» вышел на просторы пер вого «стопного моря» — Варваровского водохранилища. Чтобы по сбиться с су дового хода, сцесь пужно смотреть на ствоірпыо анаіка, расставленные в разных направлениях по берегам водохранилища. Ночью па них реют красныо огни —- они служат своеобразными маяками* указы* дая правильный курс. Никита Петрович взялся сам провести корабль по &тпм местам. Через чае мы бросили якорь на «Мая ковском рейде», так как проход в 1 0 -Й шлюз загородил дебаркадер, буксируемый в Цимлянское море. Слева, у самой во ды, раскинулся поселок имена Маяков ского (ВарварОвка), направо, па плотине, возвышается здание насосной станции. насосные агрегаты способны перека чивать в сутки 3,5 миллиона кубометров воды. За месяц непрерывной работы они смогут создать водоем в 105 миллионов кубометров. На «море» было * 11110 . Внезапно то здесь, то том возникали круги: это игра ли сазаны и лещи, Недавно выпущенные сюда для зарыбления. Здесь же два мил лиона мальков уральского рипуса осваи вали свое новое жилье. Почти сразу са десятым шлюзом, пад высокими башпямп которого гордо реяли два красных флага, начиналось Береслав- ское водохранилище. Оно протянулось широкой рекой от самого Береславского поселка, от которого полегла на восток двухкилометровая одетая в ГраНпт плоти на с заградительными воротами и водо сборами. — в Берсславско© водохранилище и к 11 и 12 шлюзам. «Река в воздухе», — так называют строители этот водопровод. Во да идет по трубам такого размера, что внутри их могла бы проохать большая грузовая автомашина. Пз камеры 12 шлюза наш теплоход, пройдя небольшой участок канала, вошел в третье, самое крупное «море» — Еар- повеков водохранилище, являющееся частью Rapповского гидроузла. Оно стар ше всех по возрасту, ему идегг шестой месяц. Миновав острова, мы увидели на горизонте входную триумфальную арку 13 шлюза и поднимающийся слева кор пус пасоснон 'станции. Перенесенный из зоны затоплений хутор Новая Йльевка своими новыми домиками весело смотрел с правого берега. Вот — ѳдесь, над нами, была желез нодорожная станция Кривая Муого, — сказал инженер, — строение перенесли, а водонапорные башни пришлось взор вать. Когда «Сталииград» подошел к воротам 13 шлюза, инженер попросил капитана отправить его шлюпкой иа берег, где вид им ась группа людей. Михаил Романович, привет вам с Боль шой земли! —*послышался оттуда голос.*— Долго плаваете, жена соскучилась. П только теперь экскурсанты узналв, что их спутником был Гиль, начальник строительства 13-го шлюза. — Счастливого плавания! “ крикнул оп От причальной стенки, когда теплоход направился по шеетикилометровому кана лу в Цимлянское поре. ...Вот уже остались позади два маяка у входа в канал, и мы в Цимлянским мо ре. Оно сразу заворожило всех своей оригинальной, неповторимой красотой. К а н а л п я т и м о р е й (ЦИФРЫ И ФАКТЫ) Строительство Волго-Донского капалй н Цимлянского гидроузла было высоко Механизировано. Здесь работали авто матизированные бетонные заводы. Тем пы кладки бетона п полтора с лтш інаі раза превысили максимальные темпы, достигнутые до спх пор в мировой прак тике. Для проведения строительных ра бот в таких грандиозных масштабах по требовалась сотни наименований раз личных машин н механизмов — мощ ные землесосы, большегрузные скрепе ры, бульдозеры, планировочные маши ны, экскаваторы, каяедый я з которых заменяет труд нескольких тысяч рабо чих. Строители Волго-Дона и Цимлян ского гидроузла располагали различны? мн экскаваторами, начиная от машин малой мощности весом, в 15 тонн, с ковшом емкостью п четверть кубометра и кончая гигантским шагающим экска ватором «ЭШ -14 /65» . Общая мощ ность его 4 6 моторов составляет 7 ты сяч киловатт Экскаватор такого th sq заменяет до 1 0 тысяч' землекопов. На строительстве плотины Цимлян ского гидроузла и Волго-Донского кака ла работали более 3 0 различных типов под’емяых кранов, мощные скреперные агрегаты «аС*80і> и «Д -147* . Ковш скрепера «Д -147» вмещает 6 кубомет ров грунта. 6 8 землекопов и 1 В лоша дей потребовалось бы, чтобы аамеяяп» такой скрепер. Новые автосамосвалм трузопод’емпостыо п 10 н 2 5 тони, мощные тракторные самОразгружав^ щнеся мйцеиы грузойод*елйое$ыэ ‘ о 13 п 8 о тонп бесперебойно сбслушіш* ли строительные площадки. На строительство земляных плотин, дамб п других сооружений нспользова* лиеь пловучае землесосные снавяды е ивонзводительноетыо от 8 0 — 8 0 да* 5 0 0 й более кубометров выеяпш грунта в час. На строительстве Цимлянского гидроузла в течение лишь одного сезо на землесосные снаряды вы»іули около 3 0 миллионов кубометров 7 земли. За одни сезон была намыт* земляная пло» Здесь, в зпойпой, засушливой- степп, со-1 ттіна об'емом более чем в 25 миллнО- встскиѳ люди создали гигантское мора пов кУб°*етров. шириной 30— 40 километров... Дыханиэ моря почувствовалось оразу. Теплоход стал покачиваться на волнах. Они с шумом ударяли' в его борта. Пахну ло морской свежестью. Чем далыпо уходплп мы от Калача, том пппро становилось норо, тем большо ■вырастала волна. Донские берега посте пенно уходили вдаль и уже трудно бмдо определить, где был Дон, а где лежала степь, Вскоре беірега совсем исчезли. Солнце скрылось за горизонтом, подул резкий зюйд-вест, и наш теплоход остал ся одпп на одни о бушующим мором. К капиталу подошел радист: •— Никита Петрович, Ростов просит сообщить наши координаты. Капитан развернул па столе Л 0 фШ - скую карту: Передайте: Мы находимся сейчас на 41 прадуСе восточной долготы и 47 гра- Пз Вересладиих ворот тепло*од про- сеВеРЯ0І! ШПР0ТЫ- кпх коордипатов еще по опал пи один Моряк в мире! В. ОШЕЙНО. шел почти 2 0 йплонсггров по каналу до 1 1 шлюза. Вправо от 11 шлюза находится водо приемник, к которому подведены три ги гантские трубы водопровода. Сюда от Ма- рнновсКоЙ пасоснои станции подпимает- Цимлннсноо иоро, борт теплокода «Сталинград». Піснь 1952 года. * * * Строители Волго-Донского судоходно го пути и Цимлянской ГЭС за короткий сроки изучили н Освоили новую отече ственную технику. На стройке осущест влено много рационализаторских пред ложений п изобретении, Н а организации работы землесосных снарядов на Цимлянском гидроузле особенно отличились _ нпжеиеры-ме- хапнзаторЫ двшпды лауреаты Ста линской премии П. В. Шслухпи п А. Н. Потайов. Широко ыЗВестйы име на лучших экскаваторщиков тг. Пскова, Слеиухн, Плеханова, ко&ниа, Р еаш о - ва* Еременко,.Худякова, Л укина, Се ливерстова, Шафраново, Полякова, Панфилова, Семьянинова и многих дру* гих. Лучшие скрейерксты, бывшие кол хозники тт. Мохов, в Штиглец выполня ют по 2 —-8 нормы за смену, Многие водители добились пробега свонх авто машин по 1 0 0 и более тысяч километ ров без капитального ремонта. а * * В сооружении великих строек ста линской эпохи участвует вся страна. Свыше 8 0 0 заводов снабжают строШаі К о м м у н и зм а новейшей техникой. В ад рес строительств беспрерывным пото ком днем и ночью идут эшелоны с са мыми совершенными машинами, мощ ными механизмами и различными мате риалами. Предприятия Москвы п Ле нинграда, Украины и Урала, Поволжья и Сибири, Закавказья и Прибалтики, Казахстана и других районов и респуб лик пашей родины соревнуются са до срочное выполнение почетных елказез великих строек коммунизма. * * * Введение в строй доходного пути позволит для энергетики О ров воды ежегодно, цнрованы многие в социалистическом ве. Электричество пр колхозной деревни. Введение в строй строек коммунизма полно использовать пые ресурсы нашей Александр ПРОКОФЬЕВ. Б е с с м е р т и е Otywe we отвссти, товарищ, взгляда От земли бессмертной Сталинграда. От следов бесстрашия крутого , От ее величия простою. От асмли родкой, земли упрямой, От ее солдатских славных шрамов! *■ ъ ь Песня! Ты иди со мною рядом По земле бессмертной Сталинграда. По земле , любимой всеми, братской, По железной, подлинно солдатской, Той , с которой 6 битвах насмерть встали , По которой шел товарищ Сталин . * * * Труд сметает всякие преграды Иа земле бессмертной Сталинграда* Там, где степь потрескалась от зноя » Говорит теперь волна с волною. В о л г О Дон грохочет через ш л і о з ы : — Я служу Советскому, Союзу. I Гсв. ОпШЕШТО. Освобождаются от строительных лесов сооружения Волго-Донского судоходного канала. На снимке: маяк у входа в судоходный канал. Фото С. Кропивницкого'. (Фотохроника ТАСС).- Александр ПРОКОФЬЕВ^ В первый рей© Два теплохода из Комарам Погожим летним днш Пройдут великим , леггнларі&іи, Н&хоженным путем. С ним всё в степи Всё льнет теперь к нему. Они пройдут водой* ѵто снилась Народу моему!. Д в а теплохода п з Комарно Флотилью поведут , И с ними труд пройдет ударный, Величественный труд* Мы их привет і страна родная* Передадим волнам , И гул промчится до Д уная И вновь вернется к нам. Но что с ним сталось. По-чешски кто поетР А эго Прага отозвалась , Дунай в ладони бьет! Пройдут каналом теплоходы От Волги к Д ону одаль . Он создан волею народа, А воля — это сталь!. Гор. Сталинград.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz