Полярная правда. 1952, июнь.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 140 (7246 ) 14 нгоня 196 2 г. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МА РКСИС ТСКО-А ЕНИИСКУЮ ФИЛ ОСРФИЮ Марксистский философский Основным вопрооом философии, кап прежней так я современной, является во прос об отношении мышления в бытию, духа к природ©. сфилософы. — шппет Энгельс, *— раз делпл.-’ь на два больших лагеря сообраз- но тон) как отвечали онн на этот воп рос. Те, которые утверждали, что дух су ществовал прсждо природы... составите идеалистический лагерь. То же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материа лизма» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избран ные произведения. Том И, 1948 г., стр. 350). . Но основной философский вопрос имеет л другую сторону: в состоянии ля наше мышление познавать об’ектявпо сущест вующий мир. Материализм отвечает на этот вопрос положительно, а идеализм — отрицательно. Товарищ И В Сталин, излагая сущест во марксистского философского материа лизма в своем гениальном произведении «О диалектическом и историческом мате риализме» указал па три основные черты, с признанием которых связан марксист ский философский материализм. Во-пер вых, признание того, что мир по своей природе материален. Во-вторых, призна ние того, что материя первична, а созна ние вторично. В-третьих, признание того; что мир и его закономерности вполне поз наваемы. Марксистский философский материализм представляет собой прямую противополож- ность всякому идеализму —■и «об’ектнв- ному» и суб’ектнвному. «Объективный» идеализм основой всого сушествугошего считает «плею». «дух», «сознание», «бо га»* В протитюположность этому маркси- стский философский материализм, как ука зывает товарищ Сталин, всходит из то го, что «мир по природе своей іт е р и а - . лен, что многообразные явления в миро представляют различные виды движущей* ся материи, что взаимная связь и взаим ная обусловленность явлений, устанааш- ваемые диалектическим методом, пред ставляют закономерности развития движу щейся материи, что мир развивается по законам движения материи и ие нуждает ся на 9 саком «мпроэом духе» («Вопросы ленинизма», стр. 541). Суб’ектнвпый идеализм утверждает, Что реально существует лишь сознание, ощу щения и идеи суб’екта, мыслящей лич ности, а материальный мир, пр&рода, бы тие существует ИШЬ в оШушенпях, пред ставлениях п понятиях суб’е т . В Про тивоположиоспъ этому марксистский фи лософский материализм исходит из того. что природа, материя, Сытно является об’ектизной реальностью, существующей пне л независимо от сознания, что мате рил первична, а сознаине вторично, про- лзводно, тал кай оно представляет собой отображение материи, бытия, что мышле ние есть продукт высокоорганизованной, высокоразвитой материй. Идеализм считает невозможным йОзпа- пио мира и его закономерностей, не верит а достоверность наших знаний, не приз нает об’ективной истины и, стало быть, отрицает науку. В противоположность это му «марксистский философский материа лизм исходит из того, что мир и его за кономерности вполне познаваемы, что на ши знания о законах прпроды, проверен ные опытом, практикой, являются досто верными знаниями, имеющими значение об’ектй&ных истин...» (И. Сталин. «Во просы ленинизма», сТр. 543). Идеалистическое мировоззрение, отрицая материальность мира и закономерность его развития, оспаривая познаваемость мира, идейно разоружает трудящихся в борьбе против эксплуататоров, сбивает их с пра вильного пути, подрывает их уверенность в собственных силах, в возможность по знать законы природы, общества, пре образовать общество й природу в интере сах трудящихся масс* 'Марксистский философский материализм является подлинно научным и действен ным мировоззрением* Оя вооружает трудя щихся уверенностью в могущество чело веческого труда и яаукп. Он направляет трудящихся на позпаппе закономерностей природы и общества, на освобождение от всякого социального гнета, на преобразо вание общества я прпроды в интересах народных масс. * * * Материализм, как одно йз двух главных направлений в фплософип, зародился в странах древнего Востока — в Вавилонии и Египте, в Индии и Китае. Позднее он получал свое развитие в Древней Греции Поскольку наука в то время делала толь ко первые шагй, античный материализм не был научно обоснованным. Энгельс на зывал материалистическую философию древнегреческих мыслителей стихийным материализмом, а ях диалектику — сти хийной диалектикой. По паряду с мате риализмом вдесь же аародилось и другое противоположное философское направле ние идеализм. С тех пор материализм развивался в не прерывной борьбе против идеализма и ре лигии. Борьба философских направлений отражает борьбу классов. Материализм, как правило, выражает интересы прогрес сивных классов общества, идеализм — реакционных классов. В средние века, в условиях феодально- крепостнического строя, господствовало религиозно-идеалистическое направление в философии, выражавшее интересы господ ствовавшего класса крупных землевла дельцев — феодалов. Наука и философия В период разложения феодализма н раз вития буржуазных отношепий снова па первый план выдвигается материализм, который получает широкое распростране ние. Буржуазия в то время была про грессивным классом. Она использовала ма териализм как теоретическое оружие для борьбы против феодализма и его религиоз но-идеалистической идеологии. В XVII в. материалистическое направление в фило софия было предстааіено такими филосо фами, как Бэкоп я Гоб&с в Англии, Спи ноза в Голландии. В XVIII столетии материалистическую линяв) в философия защищала талантли вая плеяда французских материалистов (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций^. Французские материалисты непримиримо, резко я остроумно выступали против ре- лнгногного мракобесия и идеалистической метафизики. Пх философские воззрения явились идеологическим оружием француз ской буржуазии в реэолюдпи 1789 г. в борьбе против феодальных порядков и их духовной опоры — идеализма, религии я католической церкви. Одпако материализм Х’ПГ и XVIII столе тий был ограниченным, метафизическим, непоследовательным. Эта ограниченность состояла в том, что домарксовский мате риализм, включая и материализм Фейерба ха, был 1) созерцательпым, оторванным от революционной практики, 2) механи стическим и метафйз^ч^кпм, т. е. анти диалектическим, 3) не распространялся па историю человеческого общества. Ко всем явлениям природы материалисты то го времени применяли лишь законы меха ники, все явления истолковывали асй.ію - чительно с точкй зреПИя механического Движения. В об*яспенйи исторических со бытий французские материалисты XVIII в. стояли на идеалистических позициях. Они не видели осяовы общества в материаль ном производстве и считали, что общество изменяется, развивается иа основе разви тия ч»еп, знаний, просвещений, законода тельства. Великую историческую роль в развитии фнле<офского материализма и естествен ных паук XVIII в. сыграл гениальный )усскпп ученый Ломоносов, от которого юрет начало материалистическая тради ция в развитии передовой русской филосо фии н науки. Основной вопрос философин — вопрос об отношении мышления к бы тию — Ломоносов решал материалистиче ски. Он решительно выступал против идеалистического и религиозного об’ясне- ННЯ Природы. Он отверг антинаучное ми ровоззрение немецкого философа-ндеалн- ста Лейбница, который считал, что осно вой всех эешей. всей жизни являются ду ховные элементы — монады, сверх’есте- огвейные силы, своего рода «Души», уп равляемые «верховной монадой» (богом). Ломоносов смело отстаивал материализм и науку против идеализма и церковного мракобесия. Крупным материалистом и непосред ственным предшественником материализма Маркса был пемецкий философ Л. Фейер бах. Заслуга Фейербаха заключается в том, что он подверг критике религию и геге левскую идеалрстическую философию, за щита л материализм и восстановил мате риализм в его правзх. Но материализм Фейербаха не был последовательным, пе был свободен от старых, идеалистических пут, от идеалистических и религиозно-эти ческих наслоений. Фейербах, по выраже нию Энгельса, был материалистом впнзу (в об’яспснпп явлепяй прпроды) л идеа листом вверху (в об’яснеиин обществен ных явлений). Фойербах не сумел соеди нить материализм с диалектическим мето дом я тем болео не смог распространить материалистический взгляд на историю об щества. Высшей ступенью и высшей формой до- марксовского материализма был материа лизм выдающихся русских философов И революционных демократов XIX в. ГерцеПа, Белинского, Чернышевского, До бролюбова, Писарева. Эти великие русские мыслители сумели не только критически отнестись к идеализму Гегеля, но и пыта лись преодолеть некоторые черты ограни ченности метафизического' материализма ХѴШ в. и материализма Фейербаха. Они вплотную подошли к диалектическому ма териализму и остановились перед истори ческим материализмом. Если- все западноевропейские материа листы домарксовского периода, пе исклю чая и Фейербаха, были созерцательными материалистами, которые лишь пытались об’ястпггь мир, но пе ставили задачи из менять его, то русские материалисты пе останавливались на об’яспеннл мпра, л всеми силами стремились изменить, преоб разовать его. Их философская теория бы ла связана с революционней практикой. Пх материализм не был созерцательиым, а был реюлюциойным, действенным. Клас сики русской материалистической филосо фии были пе только тесно связапы с ос вободительным движением в России про тив крепостного права и царского само державия, но былв идеологами й вождями этого революционного движения и выра жали интересы угнетенного крестьянства. Они доказывали, что только народная ре волюция может свалить ненавистный на роду царизм я освободить крестьян От крепостнического рабства. В отличие от западных материалистов домарксовского периода Герцен, Белинский, Чернышев ский, Добролюбов и Писарев былп не только материалистами, по и революцион ными демократами я социалистами. Пх социализм еше пе был пролетарским науч- ты поднялись над утопическим социализм мом Запада тем, что ях социализм соче тался с революционным демократизмом, был проникнут духом революционной классовой борьбы. В отличие от Фейербаха, опросившего гегелевскую диалектику как ненужный хлам, классики русской материалистиче ской философии стремились критически переработать идеалистическую диалектику Гегеля на материалистический лад и при меняли идеи диалектики к пзучоннго рус ской действительности, к руководству ре волюционно-демократическим движением в Россия. Пе случайно Герцен называл диа лектику алгеброй революции. Русские ма териалисты были свободны от роллгиозно- этических наслоений, спойствоппых фило софия Фейербаха. Онн былп последова тельными атеистами я разоблачали рели гию я церковь как орудие угнетения тру дящихся. Таким образом, классики русской мате риалистической философии Герцен, Белин ский, _Черньппевский, Добролюбов, Писа рев сумели преодолеть многие недостатки и ограниченность предшествующего им материализма н подняться па высшую ступень в развитии домарксовэй философ ской мысли. Однако в силу социально-эко номической отсталости царской России се редины XIX в., в силу недостаточного раз- вития классовых отношепий и отсутствия сложившегося пролетариата русские мыс литсли того времени по смогли полностью преодолеть педостаткп н ограниченность старого, домарксовского материализма. Несмотря па эти педостаткп, русская материалистическая философия сыграла выдающуюся историческую роль в освобо дительном движении России. Революцион ные демократы и материалисты Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев оказалл благотворное влияние па развитие-революционного движепия, па формирование передовой русской художе ственной литературы п искусства, па раз витие русской материалистической пауки в лице Сеченова, Павлова, Тимирязева. Мичурина н других. Философия русских революционны! демократов создала в Рос сия почву, благоігрпятпые предпосылки для Восприятия я усвоения марксизма п его философских основ — диалектическо го и исторического материализма. Победа марксизма в России в копце прошлого ве ка была облегчена в значительной степе ни тем, что благодаря Герцену, Белинско му, Ч'ерньппевскому, Добролюбову и Писа реву в русской философской и паучпой мысля имелись Солидные материалистиче ские традиции. * * * Диалектический материализм создан Марксом и Энгельсом в 40-х го дах XIX в. как теоретическое об общение опыта классовой борьбы между народного пролетариата, как научно-фи лософское обобщение всей истории челове ческого общества п достижений науки, в частности естествознания первой полови ны XIX в. Одним из теоретических источников марксистского философского материализма явился материализм Фейербаха. «Одна ко, — указывает товарищ Сталин, — Это не озпачает, что материализм Маркса п Энгельса тождественен материализму Фейербзха. На самом деле Маркс п Эн гельс взяля пз материализма Фейербаха его «основное зерно», развив его дальше в научно-философскую теорию материа лизма я отбросив прочь его идеалистиче ские н релпгпозпо-этпчеекпе паслоения» («Вопросы ленинизма» стр. 535— 53G). Великой заслугой Маркса п Энгельса является то, что оня, критически перера ботав гегелевскую идеалистическую фило софию (отбросив идеалистическую шелу ху л взяв «рациональное зерно» из его диалектики), соединили материализм с диалектическим методом, создали тем са мым самую прогрессивную пауку об общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектический материализм Маркса, Эпгельса, Ленина п Сталина — могучее оружие для глубокого познания и .револю ционного преобразования мира. Характеризуя великое значение марк систской философии, В. И. Ленин писал: «Углубляя я развивая философский ма териализм, Маркс довел его до конца, рас пространил его познание природы па по знание человеческого общества. Величай шим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос л произвол, царившие до сих пор во взгля дах па историю п па политику, сменялись поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как пз одного уклада общественной жнзші развивается, вследствие роста производительных сил^ другой, более высокий...» (Соч., т. 19, стр. 5). Главное в марксизме — это ученпе о диктатуре пролетариата. Марксизм указал пролетариату н всем трудящимся п угне тенным выход пз капиталистического раб ства. Марксистская наука, выяснив ре шающую роль народных масс в истории общества, роль рабочего класса в револю ционном преобразовании капиталистиче ского общества в социалистическое, тем самым дала трудящимся могучее идейное оружие для борьбы за свое освобождение от всякого угнетения. Это учепио стало пеняем миллионов п десятков миллионов пролетариев во всем мире, применяющих его в своей борьбе тогда представляли собой в основной слу -■пым социализмом, а был утопическим. Но жанку богословия. против капитализма. * * * Диалектический материализм получил івслякяс русские веволюционныо демокра- свое дальнейшее развитие в трудах вели ких корифеев науки В. П, ЛеййНА П П. В. Сталина. Ленин л Сталин, обобщая опыт повой эпохи в развития человече ского общества п достижения яаукп, раз вили дальше, обогатили п конкретизиро вали марксистский диалектический метод я марксистсіиій философский материализм. В своем гениальном труде «Материализм и эмпириокритицизм», вышедшем в свет в 1909 г., В. И. Ленин ие только отстоял теоретические основы марксизма от махи стов, неокантианцев и других идеалистов, по и развил дальше марксистскую фило софскую науку применительно к новым условиям развития общества я естествен ных наук. В этой книге Ленин дал отпор ревизкоппстам Богданову, Юшкевичу я другим, пытавшимся подменить диалектп- чоский материализм модной в то время буржуазной идеалистической философией — эмпириокритицизмом (махизмом). Ленин доказал несостоятельность, антипаучность и а/ісурдпость философских положений ма хизма, и всех Других течений идеализма. «Новепшио открытия естествознания — радий, электроны, преврашепие элемен тов — замечательно подтвердили, — ука зывал Ленин, —г диалектический матери ализм Маркса, вопреки учениям буржуаз ных философов с их «новыми» возвраще ниями к старому и гнилому идеализму» (Соч., т. 19, стр. 4). Ленин отстоял философские основы боль шевистской партии, конкретизировал и развил теорию познапия диалектического материализма: дал философское определе ние материн и показал отношение этого определения к развиваюшейоя естествен* но-иаучноП картине мира: углубил теорию отражения, защитил и обосновал материа листическое положение об об'ективности истины, показал соотношение абсолютной и относительной истины, выяснил роль практики в процессе познания и т. Д. Ленив дал анализ сущности и причин кри зиса естествознания конца XIX — начала XX в. и указал путл выхода из этого кри зиса. На основе копкретиого анализа борьбы философских течений Лепип научно обос новал тезис о партийности философии. «За гносеологической схоластикой эм пириокритицизма, —. писал В. П. Ленин, — нельзя не видеть борьбы партий в фило софии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враж дебных классов современного общества. Новейшая философия так Же партийна, как и две тысячи лет тому назад» (Соч., т. 14, стр. 343). В выдающемся философском произведе ния «Анархизм пли социализм?», напп- сапном в 1906— 1907 годах, товарищ Сталин, защищая и отстаивая теоретиче ские осповы большевистской партии, раз громил путаную и антинаучную «теорию» апархизма, развил и конкретизировал важ нейшие положения материалистической диалектики, философского и исторического материализма. Исключительно важным событием в развитии марксистско-ленинской филосо фии явился выход в свет «Краткого курса истории ВКП(б)». Этот гениальный труд И. В. Сталина является энциклопедией основных знаний в области марксизма- ленинизма, а его философский раздел «О диалектической и историческом материа лизме» — вершиной в развитии маркси стско-ленинской философии. В работе «О диалектическом и истори ческом материализме» П. В. Сталин впер вые в истории развития философской мыс ли дал краткое и систематическое изло жение и дальнейшую разработку важней ших положений марксистского диалектиче ского метода, марксистского философского материализма н исторического материализ ма. И. В. Сталин показал органическую связь диалектического и исторического материализма с политикой большевистской партии, связь теории с революционной практической деятельностью партии рабо чего класса. «Еслп мир позП авлом я йашп знания о законах развития прігроды являются до стоверными знаниями, имеющими значе ние об’ективной истины, — учит товарищ Сталия, — то пз этого следует, что обще ственная жизнь, развитие общества — также познаваемо, а дапные наукп о за конах развития общества, — являются достоверными данпымп, имеющими значе ние об'октивных истин. Значит, наука об истории общества, не смотря па всю сложность явлений обще ственной жизни, может стать такой же точной наукой, как, скажем, биология, способной использовать законы развития общества для практического применения. Значит, в своей практической деятель ности партия пролетарпата должна руко водствоваться не какими-либо случайными мотивами, а законами развития общества, мрактіпіескнми выводами из этих законов. Значит, социализм из мечты о лучшем будущем человечества превращается в науку. Зпачпт, связь науки и практической деятельности, связь теории и практики, пх единство должно стать путеводной звез дой партип пролетариата» («Вопросы лепігшпма», стр. 54 4 — 545 ). Замечательным образцом дальнейшего развития диалектического и исторического материализма является гениальное произ ведение И. В. Сталина «Марксизм и во просы языкознания». В этом труде товарищ Сталин развенчал антинаучную теорию Марра о языке, вывел советское языкознание на правильный путь, создал прочную теоретическую базу для разви тия пауки о языке. Вместе с тем П. В. Сталин развил дальше целый ряд и :.....: л п г л ; : . . j п ейого материализма, подверг сокрушитель ной критике талмудизм я начетничество я призвал работников идеологического фрон та путем критики п свободного обмена млений всесторонне развивать советскую науку, марксистско-ленинскую' теорию. Работа П В. Сталина «Марксизм я во просы языкознания» явилась крупнейшим событием в идейной жизни советского об щества, могучим толчком для развития всех отраслей советской наукп, для уси ления идеологической работы партия.' * * ф Щ Ш Соде человечевВгв ДДО»» я т яо- стн», «гуманизме», Ей деле всеми сшашг защищают человеконенавистническую, нн- першкскгческую политику амернкавгкого яыпершшамз, оправдывают звероподобную практику уничтожения корейских людей методами бактериологической s хгішче- ской войны. * * * Диалектический материализм .является теоретической основой всех наук, в том числе воех отраслей естествознания. Мар ксистско-ленинская философия не подме няет собой другие пауки, как это обычно делали предшествующие марксизму фило- софскпо системы. Она даег мировоззрение! теоретическую основу — метод п фило софскую теорию для развития всех дру гих наук, философия марксизма, воору жая все другие науки правильной теори ей н методом, в то же время непрерывно обогащается на осново обобщения дости жений коикретных наук о природе и об ществе. Диалектический патернализм ведет непримиримую борьбу против всех -видов идеализма. Идеализм, как и религия, есть искажен ное, извращенное, неправильное представ ление о действительности. «Все идеали сты, как философские, так я релйтиозпЫе, как старые, так и Новые, — писал К. Маркс, — верят в наятпя, откровения, спасителей, чудотворцев, и только от сте пени нх образования зависит, принимает лп эта вера грубую, религиозную форму или же просвещенную, философскую—» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. ІѴ, стр. 532). Ленин называл идеализм утонченной по повщиной. «Враги демократии, — у к а з ы вал Ленин, — старались поэтому всеми силами «опровергнуть», подорвать, окле ветать материализм и защищали разные Формы философского идеализма, который всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии» (Соч., т. 19, стр. 4)* Идеализм, как я религия, служит идео логическим оружием эксплуататорских классов в антагонистическом обществе. Социально-экономические корни современ ного идеализма заключаются в капитали стическом строе, в господстве эксплуата торских классов, заинтересованных в рас пространении идеализма и религии для одурманивания и засорения сознания тру дящихся масс. Как указал в «Философскпх тетрадЯ'Х» В. П. Ленин, идеализм продставляет со бой пустоцвет, парззптпруюшпй па жи вом дереве человеческого поананяя. В. П. Лспнп в книге «Материализм и эмпириокритицизм» показал но только Со циальные, но я гносеологические корни идеализма. Анализируя сущность и при чины кризиса физики, он указал, что буржуазные фпзикл не случайно скати лись в болото суб’ектпвного идеализма и поповщины, начали отрицать об’ективное существование внешнего мира, материн. Развитие физики потребовало от ученых перехода с позиций метафизического ма териализма на' позиции диалектического материализма, потребовало ломки старых взглядов. А этой трудностью воспользова лись махисты, позитивисты и другие иде алисты. «Суть кризиса современной физи ки, — указывал В. П. Ленин, — состоит в ломко старых законов я основных прин ципов, в отбрасывании об’ектлвпой реаль ности вне сознания, т. е. в замене мате риализма идеализмом я агностицизмом» (Соч., т. 14, стр. 245). Одержанная в Великой Отечественной войно блестяща» победа советского Паро да, создание мощного демократического лагеря вызвали приступ бешенства СО стороны англо-американских империали стов. Центр борьбы против марксизма пе реместился ньгне в Америку н Англию. Все силы мракобесия и реакции постав лены ныне па службу реакционной бур жуазии, борьбе против марксизма. Англо-амерпкаискои буржуазная фило софия служит поджигателям войны, про пагандирует фашистскую расовую теорию, твердит о неизбежности третьей мировой войны, чтобы оправдать гонку вооруже ний и захватническую политику амери канского империализма, стремящегося в мировому господству. К этой роли сейчас сводится деятельность буржуазных фило софов и социологов всех разновидностей современного идеализма: прагматизма я позитивизма, махизма и критического ре ализма, семантической философии и про чих идеалистических «теорий», школ я школок. В. И Леппн 30 дет тому назад в статье «О значении воинствующего материализ ма» писал по поводу буржуазной демокра тии и реакционной идеалистической фило*- софии в США: «...Нам яснее становится, что так называемая «современная Демо кратия»... представляет нз себя не что иное, как свободу проповедывать то, что буржуазии выгодно проповедывать, а вы годно ей проповедывать самые реакцион ные идеи, религию, мракобесие, защиту эксплуататоров п т. п.» (Соч., т. 33, стр. 20G). Эти ленинские слова являются меткой характеристикой п для современней реак ционной идеалистической философии, кото рая служит идейным оружием американо- английских империалистов, философствую щие лакеи империализма, рядясь в тогу і пизму, буржуазного демократизма, болтая о «сво-1_ В. И. Ленин учялі «..‘.Без солидного фв». лософского обоснования никакие естест венные науки, никакой .материализм не’ Кожзт выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления. бур жуазного ■миросозерцания. Чтобы выдер жать эту борьбу н провести ее до конца о полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, созна тельным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материали стом». (Соч., т. 33, стр. 207). Руководствуясь этим ленинским указа нием, сознательно прилеияя к естествоз нанию диалектический метод и материали стическую теорию, советские ученые доби лись оамечателышх успехов во, всех от- . раслях внаиия — в биологии, физике, хяшіп, астрономии и т. д. Советекио уче- иыо успешно решают поставленную П. В. Сталиным задачу: ио только догнать, но и превзойти в ближайшее время достиже ния наукп за пределами пашей страны. Па фоне маразма и загнивания совг-е- мениой буфжуаяюй философии п воей ка питалистической культуры особенно ярко , обнаруживаются преимущества советской культуры, советской наукп и иокуоства, развивающихся под знаменем марксизма- ленинизма, на теоретической основе Мар ксистско-ленинской фплософип. Диалек тический материализм является общепри знанной теоретической ооновои советской науки. Его плодотворная роль подтверж дается успехами всех отраслей советской науки. Это ярко видно на примере разви тия советской биологической наукп. Советская мичуринская биологическая наука, отбрасывая вейсманистско-морга нистские выдумки как идеалистический хлам, строит свои выводы ил основе мате риалистической теории развития живой природы, исходя нз Зависимости наслед ственных качеств организма от внешних, Материальных условий его Жйони. Мичу ринская биология считает (и доказала на практике), что развитие растений н жи вотных происходит закоиомефво, тго, зная эти закономерности, можно- &соответствии с Познанными сакоиомерйостгми развития природы изменять наследственность орга низмов в нужном, заранее заданной на правлении, что можно управлять разви тием живых организмов. И мичуринцы успешно создают новые сорта растений и 4 новые породы животных. На основе совет ской лпробйологнческой науки, благодаря направляющей ролй коммунистической партии и Советского правительства социа листическое сельское хозяйство из года в год добивается все больших л Оэлыиих успехов. «Только на основе учения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина можно пол ностью реконструировать науку, — писал велпкйй русский ученый п преобразова тель природы И. В. Мичурин. — Об’ек- тивиый мир — природа — есть примат, человек — есть часть природы, но он не должен только внешне созерцать эту при роду, но, «ак сказал Кард Маркс, он может изменять её. Философия диалектического материализма есть орудие изменения этого об’ектпвного мирз, она учит активно воздействовать на эту природу и изменять её...» (Избранные сочинения, Сельхозгпз, 1948, стр. 508). ѵ Руководствуясь диалектико-материали стической теорией, советский ученый 0. Б. Лепешннская ощювергла метафизиче ские взгляды Вирхова и доказала, что клетки могут возникать пе только пу тем деления клеток, но и в результате развития живого вещества, не имеющего КЛРТОЧЙОГО СтрОЯЙЙЯ. Советская наука, вооруженная диалек тическим материализмом, является падеж ным я верным средством позтглния законов природы и общества для йспольоованпя их на благо трудящихся. * * * Со времени появления диалектического материализма Маркса прошло более ста лет. Всенцрпо-исторнческио победы социа лизма в СССР, успехи строительства со циализма в европейских странах народной демократии, победы великого китайского народа как нельзя лучше подтверждают жизненность н непреоборимую салу мар- ксистеко-ленинского мировоззрения. Исто рия показала, что марксизм-ленинизм — единственно верное учение, указывающее правильный путь трудящимся всех стран к свободе, к социализму, к прочному миру. Советский^народ, ведомый велйкой пар тией Ленина—Сталина, успешно строит коммунистическое общество. В дело строи тельства коммунизма первостепенное зна чение имеет коммунистическая сознатель ность советских людей. Великий вождь со ветского народа и всего прогрессивного человечества И. В. Сталин проявляет не устанную заботу о теоретическом, полити ческом и культурном росте советских лю дей. Творчески развивая я обогащая мар ксизм-ленинизм и его важнейшую состав ную часть — марксистско-ленинскую фи лософию, товарищ С талин вооружает тру дящихся самой передовой, прогрессивной, могучей теорией, освещает путь постепен ного перехода от социализма к комму- п. ходьков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz