Полярная правда. 1952, июнь.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 140 (7246 ) 14 нгоня 196 2 г. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МА РКСИС ТСКО-А ЕНИИСКУЮ ФИЛ ОСРФИЮ Марксистский философский Основным вопрооом философии, кап прежней так я современной, является во­ прос об отношении мышления в бытию, духа к природ©. сфилософы. — шппет Энгельс, *— раз­ делпл.-’ь на два больших лагеря сообраз- но тон) как отвечали онн на этот воп­ рос. Те, которые утверждали, что дух су­ ществовал прсждо природы... составите идеалистический лагерь. То же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материа­ лизма» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избран­ ные произведения. Том И, 1948 г., стр. 350). . Но основной философский вопрос имеет л другую сторону: в состоянии ля наше мышление познавать об’ектявпо сущест­ вующий мир. Материализм отвечает на этот вопрос положительно, а идеализм — отрицательно. Товарищ И В Сталин, излагая сущест­ во марксистского философского материа­ лизма в своем гениальном произведении «О диалектическом и историческом мате­ риализме» указал па три основные черты, с признанием которых связан марксист­ ский философский материализм. Во-пер­ вых, признание того, что мир по своей природе материален. Во-вторых, призна­ ние того, что материя первична, а созна­ ние вторично. В-третьих, признание того; что мир и его закономерности вполне поз­ наваемы. Марксистский философский материализм представляет собой прямую противополож- ность всякому идеализму —■и «об’ектнв- ному» и суб’ектнвному. «Объективный» идеализм основой всого сушествугошего считает «плею». «дух», «сознание», «бо­ га»* В протитюположность этому маркси- стский философский материализм, как ука­ зывает товарищ Сталин, всходит из то­ го, что «мир по природе своей іт е р и а - . лен, что многообразные явления в миро представляют различные виды движущей* ся материи, что взаимная связь и взаим­ ная обусловленность явлений, устанааш- ваемые диалектическим методом, пред­ ставляют закономерности развития движу­ щейся материи, что мир развивается по законам движения материи и ие нуждает­ ся на 9 саком «мпроэом духе» («Вопросы ленинизма», стр. 541). Суб’ектнвпый идеализм утверждает, Что реально существует лишь сознание, ощу­ щения и идеи суб’екта, мыслящей лич­ ности, а материальный мир, пр&рода, бы­ тие существует ИШЬ в оШушенпях, пред­ ставлениях п понятиях суб’е т . В Про­ тивоположиоспъ этому марксистский фи­ лософский материализм исходит из того. что природа, материя, Сытно является об’ектизной реальностью, существующей пне л независимо от сознания, что мате­ рил первична, а сознаине вторично, про- лзводно, тал кай оно представляет собой отображение материи, бытия, что мышле­ ние есть продукт высокоорганизованной, высокоразвитой материй. Идеализм считает невозможным йОзпа- пио мира и его закономерностей, не верит а достоверность наших знаний, не приз­ нает об’ективной истины и, стало быть, отрицает науку. В противоположность это­ му «марксистский философский материа­ лизм исходит из того, что мир и его за­ кономерности вполне познаваемы, что на­ ши знания о законах прпроды, проверен­ ные опытом, практикой, являются досто­ верными знаниями, имеющими значение об’ектй&ных истин...» (И. Сталин. «Во­ просы ленинизма», сТр. 543). Идеалистическое мировоззрение, отрицая материальность мира и закономерность его развития, оспаривая познаваемость мира, идейно разоружает трудящихся в борьбе против эксплуататоров, сбивает их с пра­ вильного пути, подрывает их уверенность в собственных силах, в возможность по­ знать законы природы, общества, пре­ образовать общество й природу в интере­ сах трудящихся масс* 'Марксистский философский материализм является подлинно научным и действен­ ным мировоззрением* Оя вооружает трудя­ щихся уверенностью в могущество чело­ веческого труда и яаукп. Он направляет трудящихся на позпаппе закономерностей природы и общества, на освобождение от всякого социального гнета, на преобразо­ вание общества я прпроды в интересах народных масс. * * * Материализм, как одно йз двух главных направлений в фплософип, зародился в странах древнего Востока — в Вавилонии и Египте, в Индии и Китае. Позднее он получал свое развитие в Древней Греции Поскольку наука в то время делала толь ко первые шагй, античный материализм не был научно обоснованным. Энгельс на зывал материалистическую философию древнегреческих мыслителей стихийным материализмом, а ях диалектику — сти­ хийной диалектикой. По паряду с мате­ риализмом вдесь же аародилось и другое противоположное философское направле­ ние идеализм. С тех пор материализм развивался в не­ прерывной борьбе против идеализма и ре­ лигии. Борьба философских направлений отражает борьбу классов. Материализм, как правило, выражает интересы прогрес­ сивных классов общества, идеализм — реакционных классов. В средние века, в условиях феодально- крепостнического строя, господствовало религиозно-идеалистическое направление в философии, выражавшее интересы господ­ ствовавшего класса крупных землевла­ дельцев — феодалов. Наука и философия В период разложения феодализма н раз­ вития буржуазных отношепий снова па первый план выдвигается материализм, который получает широкое распростране­ ние. Буржуазия в то время была про­ грессивным классом. Она использовала ма­ териализм как теоретическое оружие для борьбы против феодализма и его религиоз­ но-идеалистической идеологии. В XVII в. материалистическое направление в фило­ софия было предстааіено такими филосо­ фами, как Бэкоп я Гоб&с в Англии, Спи­ ноза в Голландии. В XVIII столетии материалистическую линяв) в философия защищала талантли­ вая плеяда французских материалистов (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций^. Французские материалисты непримиримо, резко я остроумно выступали против ре- лнгногного мракобесия и идеалистической метафизики. Пх философские воззрения явились идеологическим оружием француз­ ской буржуазии в реэолюдпи 1789 г. в борьбе против феодальных порядков и их духовной опоры — идеализма, религии я католической церкви. Одпако материализм Х’ПГ и XVIII столе­ тий был ограниченным, метафизическим, непоследовательным. Эта ограниченность состояла в том, что домарксовский мате­ риализм, включая и материализм Фейерба­ ха, был 1) созерцательпым, оторванным от революционной практики, 2) механи­ стическим и метафйз^ч^кпм, т. е. анти­ диалектическим, 3) не распространялся па историю человеческого общества. Ко всем явлениям природы материалисты то­ го времени применяли лишь законы меха­ ники, все явления истолковывали асй.ію - чительно с точкй зреПИя механического Движения. В об*яспенйи исторических со­ бытий французские материалисты XVIII в. стояли на идеалистических позициях. Они не видели осяовы общества в материаль­ ном производстве и считали, что общество изменяется, развивается иа основе разви­ тия ч»еп, знаний, просвещений, законода­ тельства. Великую историческую роль в развитии фнле<офского материализма и естествен­ ных паук XVIII в. сыграл гениальный )усскпп ученый Ломоносов, от которого юрет начало материалистическая тради­ ция в развитии передовой русской филосо­ фии н науки. Основной вопрос философин — вопрос об отношении мышления к бы­ тию — Ломоносов решал материалистиче­ ски. Он решительно выступал против идеалистического и религиозного об’ясне- ННЯ Природы. Он отверг антинаучное ми­ ровоззрение немецкого философа-ндеалн- ста Лейбница, который считал, что осно­ вой всех эешей. всей жизни являются ду­ ховные элементы — монады, сверх’есте- огвейные силы, своего рода «Души», уп­ равляемые «верховной монадой» (богом). Ломоносов смело отстаивал материализм и науку против идеализма и церковного мракобесия. Крупным материалистом и непосред­ ственным предшественником материализма Маркса был пемецкий философ Л. Фейер­ бах. Заслуга Фейербаха заключается в том, что он подверг критике религию и геге­ левскую идеалрстическую философию, за­ щита л материализм и восстановил мате­ риализм в его правзх. Но материализм Фейербаха не был последовательным, пе был свободен от старых, идеалистических пут, от идеалистических и религиозно-эти­ ческих наслоений. Фейербах, по выраже­ нию Энгельса, был материалистом впнзу (в об’яспснпп явлепяй прпроды) л идеа­ листом вверху (в об’яснеиин обществен­ ных явлений). Фойербах не сумел соеди­ нить материализм с диалектическим мето­ дом я тем болео не смог распространить материалистический взгляд на историю об­ щества. Высшей ступенью и высшей формой до- марксовского материализма был материа­ лизм выдающихся русских философов И революционных демократов XIX в. ГерцеПа, Белинского, Чернышевского, До­ бролюбова, Писарева. Эти великие русские мыслители сумели не только критически отнестись к идеализму Гегеля, но и пыта­ лись преодолеть некоторые черты ограни­ ченности метафизического' материализма ХѴШ в. и материализма Фейербаха. Они вплотную подошли к диалектическому ма­ териализму и остановились перед истори­ ческим материализмом. Если- все западноевропейские материа­ листы домарксовского периода, пе исклю­ чая и Фейербаха, были созерцательными материалистами, которые лишь пытались об’ястпггь мир, но пе ставили задачи из­ менять его, то русские материалисты пе останавливались на об’яспеннл мпра, л всеми силами стремились изменить, преоб­ разовать его. Их философская теория бы­ ла связана с революционней практикой. Пх материализм не был созерцательиым, а был реюлюциойным, действенным. Клас­ сики русской материалистической филосо­ фии были пе только тесно связапы с ос­ вободительным движением в России про­ тив крепостного права и царского само­ державия, но былв идеологами й вождями этого революционного движения и выра­ жали интересы угнетенного крестьянства. Они доказывали, что только народная ре­ волюция может свалить ненавистный на­ роду царизм я освободить крестьян От крепостнического рабства. В отличие от западных материалистов домарксовского периода Герцен, Белинский, Чернышев­ ский, Добролюбов и Писарев былп не только материалистами, по и революцион­ ными демократами я социалистами. Пх социализм еше пе был пролетарским науч- ты поднялись над утопическим социализм мом Запада тем, что ях социализм соче­ тался с революционным демократизмом, был проникнут духом революционной классовой борьбы. В отличие от Фейербаха, опросившего гегелевскую диалектику как ненужный хлам, классики русской материалистиче­ ской философии стремились критически переработать идеалистическую диалектику Гегеля на материалистический лад и при­ меняли идеи диалектики к пзучоннго рус­ ской действительности, к руководству ре­ волюционно-демократическим движением в Россия. Пе случайно Герцен называл диа­ лектику алгеброй революции. Русские ма­ териалисты были свободны от роллгиозно- этических наслоений, спойствоппых фило­ софия Фейербаха. Онн былп последова­ тельными атеистами я разоблачали рели­ гию я церковь как орудие угнетения тру­ дящихся. Таким образом, классики русской мате­ риалистической философии Герцен, Белин­ ский, _Черньппевский, Добролюбов, Писа­ рев сумели преодолеть многие недостатки и ограниченность предшествующего им материализма н подняться па высшую ступень в развитии домарксовэй философ­ ской мысли. Однако в силу социально-эко­ номической отсталости царской России се­ редины XIX в., в силу недостаточного раз- вития классовых отношепий и отсутствия сложившегося пролетариата русские мыс литсли того времени по смогли полностью преодолеть педостаткп н ограниченность старого, домарксовского материализма. Несмотря па эти педостаткп, русская материалистическая философия сыграла выдающуюся историческую роль в освобо­ дительном движении России. Революцион­ ные демократы и материалисты Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев оказалл благотворное влияние па развитие-революционного движепия, па формирование передовой русской художе­ ственной литературы п искусства, па раз­ витие русской материалистической пауки в лице Сеченова, Павлова, Тимирязева. Мичурина н других. Философия русских революционны! демократов создала в Рос­ сия почву, благоігрпятпые предпосылки для Восприятия я усвоения марксизма п его философских основ — диалектическо­ го и исторического материализма. Победа марксизма в России в копце прошлого ве­ ка была облегчена в значительной степе­ ни тем, что благодаря Герцену, Белинско­ му, Ч'ерньппевскому, Добролюбову и Писа­ реву в русской философской и паучпой мысля имелись Солидные материалистиче­ ские традиции. * * * Диалектический материализм создан Марксом и Энгельсом в 40-х го­ дах XIX в. как теоретическое об­ общение опыта классовой борьбы между­ народного пролетариата, как научно-фи­ лософское обобщение всей истории челове­ ческого общества п достижений науки, в частности естествознания первой полови­ ны XIX в. Одним из теоретических источников марксистского философского материализма явился материализм Фейербаха. «Одна­ ко, — указывает товарищ Сталин, — Это не озпачает, что материализм Маркса п Энгельса тождественен материализму Фейербзха. На самом деле Маркс п Эн­ гельс взяля пз материализма Фейербаха его «основное зерно», развив его дальше в научно-философскую теорию материа­ лизма я отбросив прочь его идеалистиче­ ские н релпгпозпо-этпчеекпе паслоения» («Вопросы ленинизма» стр. 535— 53G). Великой заслугой Маркса п Энгельса является то, что оня, критически перера­ ботав гегелевскую идеалистическую фило­ софию (отбросив идеалистическую шелу­ ху л взяв «рациональное зерно» из его диалектики), соединили материализм с диалектическим методом, создали тем са­ мым самую прогрессивную пауку об общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектический материализм Маркса, Эпгельса, Ленина п Сталина — могучее оружие для глубокого познания и .револю­ ционного преобразования мира. Характеризуя великое значение марк­ систской философии, В. И. Ленин писал: «Углубляя я развивая философский ма­ териализм, Маркс довел его до конца, рас­ пространил его познание природы па по­ знание человеческого общества. Величай­ шим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос л произвол, царившие до сих пор во взгля­ дах па историю п па политику, сменялись поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как пз одного уклада общественной жнзші развивается, вследствие роста производительных сил^ другой, более высокий...» (Соч., т. 19, стр. 5). Главное в марксизме — это ученпе о диктатуре пролетариата. Марксизм указал пролетариату н всем трудящимся п угне­ тенным выход пз капиталистического раб­ ства. Марксистская наука, выяснив ре­ шающую роль народных масс в истории общества, роль рабочего класса в револю­ ционном преобразовании капиталистиче­ ского общества в социалистическое, тем самым дала трудящимся могучее идейное оружие для борьбы за свое освобождение от всякого угнетения. Это учепио стало пеняем миллионов п десятков миллионов пролетариев во всем мире, применяющих его в своей борьбе тогда представляли собой в основной слу -■пым социализмом, а был утопическим. Но жанку богословия. против капитализма. * * * Диалектический материализм получил івслякяс русские веволюционныо демокра- свое дальнейшее развитие в трудах вели­ ких корифеев науки В. П, ЛеййНА П П. В. Сталина. Ленин л Сталин, обобщая опыт повой эпохи в развития человече­ ского общества п достижения яаукп, раз­ вили дальше, обогатили п конкретизиро­ вали марксистский диалектический метод я марксистсіиій философский материализм. В своем гениальном труде «Материализм и эмпириокритицизм», вышедшем в свет в 1909 г., В. И. Ленин ие только отстоял теоретические основы марксизма от махи­ стов, неокантианцев и других идеалистов, по и развил дальше марксистскую фило­ софскую науку применительно к новым условиям развития общества я естествен­ ных наук. В этой книге Ленин дал отпор ревизкоппстам Богданову, Юшкевичу я другим, пытавшимся подменить диалектп- чоский материализм модной в то время буржуазной идеалистической философией — эмпириокритицизмом (махизмом). Ленин доказал несостоятельность, антипаучность и а/ісурдпость философских положений ма­ хизма, и всех Других течений идеализма. «Новепшио открытия естествознания — радий, электроны, преврашепие элемен­ тов — замечательно подтвердили, — ука­ зывал Ленин, —г диалектический матери­ ализм Маркса, вопреки учениям буржуаз­ ных философов с их «новыми» возвраще­ ниями к старому и гнилому идеализму» (Соч., т. 19, стр. 4). Ленин отстоял философские основы боль­ шевистской партии, конкретизировал и развил теорию познапия диалектического материализма: дал философское определе­ ние материн и показал отношение этого определения к развиваюшейоя естествен* но-иаучноП картине мира: углубил теорию отражения, защитил и обосновал материа­ листическое положение об об'ективности истины, показал соотношение абсолютной и относительной истины, выяснил роль практики в процессе познания и т. Д. Ленив дал анализ сущности и причин кри­ зиса естествознания конца XIX — начала XX в. и указал путл выхода из этого кри­ зиса. На основе копкретиого анализа борьбы философских течений Лепип научно обос­ новал тезис о партийности философии. «За гносеологической схоластикой эм­ пириокритицизма, —. писал В. П. Ленин, — нельзя не видеть борьбы партий в фило­ софии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враж­ дебных классов современного общества. Новейшая философия так Же партийна, как и две тысячи лет тому назад» (Соч., т. 14, стр. 343). В выдающемся философском произведе­ ния «Анархизм пли социализм?», напп- сапном в 1906— 1907 годах, товарищ Сталин, защищая и отстаивая теоретиче­ ские осповы большевистской партии, раз­ громил путаную и антинаучную «теорию» апархизма, развил и конкретизировал важ­ нейшие положения материалистической диалектики, философского и исторического материализма. Исключительно важным событием в развитии марксистско-ленинской филосо­ фии явился выход в свет «Краткого курса истории ВКП(б)». Этот гениальный труд И. В. Сталина является энциклопедией основных знаний в области марксизма- ленинизма, а его философский раздел «О диалектической и историческом материа­ лизме» — вершиной в развитии маркси­ стско-ленинской философии. В работе «О диалектическом и истори­ ческом материализме» П. В. Сталин впер­ вые в истории развития философской мыс­ ли дал краткое и систематическое изло­ жение и дальнейшую разработку важней­ ших положений марксистского диалектиче­ ского метода, марксистского философского материализма н исторического материализ­ ма. И. В. Сталин показал органическую связь диалектического и исторического материализма с политикой большевистской партии, связь теории с революционной практической деятельностью партии рабо­ чего класса. «Еслп мир позП авлом я йашп знания о законах развития прігроды являются до­ стоверными знаниями, имеющими значе­ ние об’ективной истины, — учит товарищ Сталия, — то пз этого следует, что обще­ ственная жизнь, развитие общества — также познаваемо, а дапные наукп о за­ конах развития общества, — являются достоверными данпымп, имеющими значе­ ние об'октивных истин. Значит, наука об истории общества, не­ смотря па всю сложность явлений обще­ ственной жизни, может стать такой же точной наукой, как, скажем, биология, способной использовать законы развития общества для практического применения. Значит, в своей практической деятель­ ности партия пролетарпата должна руко­ водствоваться не какими-либо случайными мотивами, а законами развития общества, мрактіпіескнми выводами из этих законов. Значит, социализм из мечты о лучшем будущем человечества превращается в науку. Зпачпт, связь науки и практической деятельности, связь теории и практики, пх единство должно стать путеводной звез­ дой партип пролетариата» («Вопросы лепігшпма», стр. 54 4 — 545 ). Замечательным образцом дальнейшего развития диалектического и исторического материализма является гениальное произ­ ведение И. В. Сталина «Марксизм и во­ просы языкознания». В этом труде товарищ Сталин развенчал антинаучную теорию Марра о языке, вывел советское языкознание на правильный путь, создал прочную теоретическую базу для разви­ тия пауки о языке. Вместе с тем П. В. Сталин развил дальше целый ряд и :.....: л п г л ; : . . j п ейого материализма, подверг сокрушитель­ ной критике талмудизм я начетничество я призвал работников идеологического фрон­ та путем критики п свободного обмена млений всесторонне развивать советскую науку, марксистско-ленинскую' теорию. Работа П В. Сталина «Марксизм я во­ просы языкознания» явилась крупнейшим событием в идейной жизни советского об­ щества, могучим толчком для развития всех отраслей советской наукп, для уси­ ления идеологической работы партия.' * * ф Щ Ш Соде человечевВгв ДДО»» я т яо- стн», «гуманизме», Ей деле всеми сшашг защищают человеконенавистническую, нн- першкскгческую политику амернкавгкого яыпершшамз, оправдывают звероподобную практику уничтожения корейских людей методами бактериологической s хгішче- ской войны. * * * Диалектический материализм .является теоретической основой всех наук, в том числе воех отраслей естествознания. Мар­ ксистско-ленинская философия не подме­ няет собой другие пауки, как это обычно делали предшествующие марксизму фило- софскпо системы. Она даег мировоззрение! теоретическую основу — метод п фило­ софскую теорию для развития всех дру­ гих наук, философия марксизма, воору­ жая все другие науки правильной теори­ ей н методом, в то же время непрерывно обогащается на осново обобщения дости­ жений коикретных наук о природе и об­ ществе. Диалектический патернализм ведет непримиримую борьбу против всех -видов идеализма. Идеализм, как и религия, есть искажен­ ное, извращенное, неправильное представ­ ление о действительности. «Все идеали­ сты, как философские, так я релйтиозпЫе, как старые, так и Новые, — писал К. Маркс, — верят в наятпя, откровения, спасителей, чудотворцев, и только от сте­ пени нх образования зависит, принимает лп эта вера грубую, религиозную форму или же просвещенную, философскую—» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. ІѴ, стр. 532). Ленин называл идеализм утонченной по­ повщиной. «Враги демократии, — у к а з ы ­ вал Ленин, — старались поэтому всеми силами «опровергнуть», подорвать, окле­ ветать материализм и защищали разные Формы философского идеализма, который всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии» (Соч., т. 19, стр. 4)* Идеализм, как я религия, служит идео­ логическим оружием эксплуататорских классов в антагонистическом обществе. Социально-экономические корни современ­ ного идеализма заключаются в капитали­ стическом строе, в господстве эксплуата­ торских классов, заинтересованных в рас­ пространении идеализма и религии для одурманивания и засорения сознания тру­ дящихся масс. Как указал в «Философскпх тетрадЯ'Х» В. П. Ленин, идеализм продставляет со­ бой пустоцвет, парззптпруюшпй па жи­ вом дереве человеческого поананяя. В. П. Лспнп в книге «Материализм и эмпириокритицизм» показал но только Со­ циальные, но я гносеологические корни идеализма. Анализируя сущность и при­ чины кризиса физики, он указал, что буржуазные фпзикл не случайно скати­ лись в болото суб’ектпвного идеализма и поповщины, начали отрицать об’ективное существование внешнего мира, материн. Развитие физики потребовало от ученых перехода с позиций метафизического ма­ териализма на' позиции диалектического материализма, потребовало ломки старых взглядов. А этой трудностью воспользова­ лись махисты, позитивисты и другие иде­ алисты. «Суть кризиса современной физи­ ки, — указывал В. П. Ленин, — состоит в ломко старых законов я основных прин­ ципов, в отбрасывании об’ектлвпой реаль­ ности вне сознания, т. е. в замене мате­ риализма идеализмом я агностицизмом» (Соч., т. 14, стр. 245). Одержанная в Великой Отечественной войно блестяща» победа советского Паро­ да, создание мощного демократического лагеря вызвали приступ бешенства СО стороны англо-американских империали­ стов. Центр борьбы против марксизма пе­ реместился ньгне в Америку н Англию. Все силы мракобесия и реакции постав­ лены ныне па службу реакционной бур­ жуазии, борьбе против марксизма. Англо-амерпкаискои буржуазная фило­ софия служит поджигателям войны, про­ пагандирует фашистскую расовую теорию, твердит о неизбежности третьей мировой войны, чтобы оправдать гонку вооруже­ ний и захватническую политику амери­ канского империализма, стремящегося в мировому господству. К этой роли сейчас сводится деятельность буржуазных фило­ софов и социологов всех разновидностей современного идеализма: прагматизма я позитивизма, махизма и критического ре­ ализма, семантической философии и про­ чих идеалистических «теорий», школ я школок. В. И Леппн 30 дет тому назад в статье «О значении воинствующего материализ­ ма» писал по поводу буржуазной демокра­ тии и реакционной идеалистической фило*- софии в США: «...Нам яснее становится, что так называемая «современная Демо­ кратия»... представляет нз себя не что иное, как свободу проповедывать то, что буржуазии выгодно проповедывать, а вы­ годно ей проповедывать самые реакцион­ ные идеи, религию, мракобесие, защиту эксплуататоров п т. п.» (Соч., т. 33, стр. 20G). Эти ленинские слова являются меткой характеристикой п для современней реак­ ционной идеалистической философии, кото­ рая служит идейным оружием американо- английских империалистов, философствую­ щие лакеи империализма, рядясь в тогу і пизму, буржуазного демократизма, болтая о «сво-1_ В. И. Ленин учялі «..‘.Без солидного фв». лософского обоснования никакие естест­ венные науки, никакой .материализм не’ Кожзт выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления. бур­ жуазного ■миросозерцания. Чтобы выдер­ жать эту борьбу н провести ее до конца о полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, созна­ тельным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материали­ стом». (Соч., т. 33, стр. 207). Руководствуясь этим ленинским указа­ нием, сознательно прилеияя к естествоз­ нанию диалектический метод и материали­ стическую теорию, советские ученые доби­ лись оамечателышх успехов во, всех от- . раслях внаиия — в биологии, физике, хяшіп, астрономии и т. д. Советекио уче- иыо успешно решают поставленную П. В. Сталиным задачу: ио только догнать, но и превзойти в ближайшее время достиже­ ния наукп за пределами пашей страны. Па фоне маразма и загнивания совг-е- мениой буфжуаяюй философии п воей ка­ питалистической культуры особенно ярко , обнаруживаются преимущества советской культуры, советской наукп и иокуоства, развивающихся под знаменем марксизма- ленинизма, на теоретической основе Мар­ ксистско-ленинской фплософип. Диалек­ тический материализм является общепри­ знанной теоретической ооновои советской науки. Его плодотворная роль подтверж­ дается успехами всех отраслей советской науки. Это ярко видно на примере разви­ тия советской биологической наукп. Советская мичуринская биологическая наука, отбрасывая вейсманистско-морга­ нистские выдумки как идеалистический хлам, строит свои выводы ил основе мате­ риалистической теории развития живой природы, исходя нз Зависимости наслед­ ственных качеств организма от внешних, Материальных условий его Жйони. Мичу­ ринская биология считает (и доказала на практике), что развитие растений н жи­ вотных происходит закоиомефво, тго, зная эти закономерности, можно- &соответствии с Познанными сакоиомерйостгми развития природы изменять наследственность орга­ низмов в нужном, заранее заданной на­ правлении, что можно управлять разви­ тием живых организмов. И мичуринцы успешно создают новые сорта растений и 4 новые породы животных. На основе совет­ ской лпробйологнческой науки, благодаря направляющей ролй коммунистической партии и Советского правительства социа­ листическое сельское хозяйство из года в год добивается все больших л Оэлыиих успехов. «Только на основе учения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина можно пол­ ностью реконструировать науку, — писал велпкйй русский ученый п преобразова­ тель природы И. В. Мичурин. — Об’ек- тивиый мир — природа — есть примат, человек — есть часть природы, но он не должен только внешне созерцать эту при­ роду, но, «ак сказал Кард Маркс, он может изменять её. Философия диалектического материализма есть орудие изменения этого об’ектпвного мирз, она учит активно воздействовать на эту природу и изменять её...» (Избранные сочинения, Сельхозгпз, 1948, стр. 508). ѵ Руководствуясь диалектико-материали­ стической теорией, советский ученый 0. Б. Лепешннская ощювергла метафизиче­ ские взгляды Вирхова и доказала, что клетки могут возникать пе только пу­ тем деления клеток, но и в результате развития живого вещества, не имеющего КЛРТОЧЙОГО СтрОЯЙЙЯ. Советская наука, вооруженная диалек­ тическим материализмом, является падеж­ ным я верным средством позтглния законов природы и общества для йспольоованпя их на благо трудящихся. * * * Со времени появления диалектического материализма Маркса прошло более ста лет. Всенцрпо-исторнческио победы социа­ лизма в СССР, успехи строительства со­ циализма в европейских странах народной демократии, победы великого китайского народа как нельзя лучше подтверждают жизненность н непреоборимую салу мар- ксистеко-ленинского мировоззрения. Исто­ рия показала, что марксизм-ленинизм — единственно верное учение, указывающее правильный путь трудящимся всех стран к свободе, к социализму, к прочному миру. Советский^народ, ведомый велйкой пар­ тией Ленина—Сталина, успешно строит коммунистическое общество. В дело строи­ тельства коммунизма первостепенное зна­ чение имеет коммунистическая сознатель­ ность советских людей. Великий вождь со­ ветского народа и всего прогрессивного человечества И. В. Сталин проявляет не­ устанную заботу о теоретическом, полити­ ческом и культурном росте советских лю­ дей. Творчески развивая я обогащая мар­ ксизм-ленинизм и его важнейшую состав­ ную часть — марксистско-ленинскую фи­ лософию, товарищ С талин вооружает тру­ дящихся самой передовой, прогрессивной, могучей теорией, освещает путь постепен­ ного перехода от социализма к комму- п. ходьков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz