Полярная правда. 1952, июнь.

№ 12Ѳ (7235 ) X июня 195 2 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' 3 С ч а с т л и в а я ж и в СОвв д е т е й ☆ С ч у в с т в ом б л а г о д а р н о с т и В апрс-лс текущего года э Вене состоя­ лась Международная конференция d за­ щиту детей. Она приняла резолюцию «Об образовании детейs. В этом документе подтверждается право каждого ребенка ва образование. Международная конференция в защиту детей на весь шір заявила, что правитель­ ства многих стран, урезывая средства на просвещение, огромные суммы нз бюдже­ тов отчисляют иа военные расходы, дают учителям нищенскую зарплату, сокраща­ ют сеть школ и других учебных заведе­ ний. Вместе с тем конференция выразила тревогу, что во многих странах снижение уровня образования детей сопровождается введением в школьные программы расовой дискриминации, милитаризма и космополи­ тизма, которые отравляют душу ребенка, притупляют его ум, разжигают инстинкты злобы и ненависти. Отцы п матери всего мнра встревожены рем, что американо-английские империа­ листы своей гнусной политикой войны и истребления народов ставят под смертель­ ную угрозу жизнь миллионов детей, Есего будущего молодого поколения. Положение детей в капиталистических странах по- нстипе трапічно — они страдают от хо­ лода, голода, ютятся в трущобах, лишены права учиться. В США широко применяет­ ся детский труд, причем на вредных про­ изводствах занято больше’ 80 процентов всех работающих детей. Здесь не охвачено обучением 4 миллиона детей. Чрезвычай­ но высока детская смертность, достилаю­ щая 12 человек в час. Исключительно безотрадна судьба детей во Франции, находящейся под пятой США. Сейчас здесь насчитывается 1200 «тысяч человек неграмотных. Миллионы детей, влачащих ншпенскоо существова­ ние-, лишены права на образованно в Италии, Пспанип и других капиталиста-' яеекпх государствах. На положении рабов живут дети в колониальных и полуколо­ ниальных странах. Глубочайшая пропасть отделяет этот аграчный мнр нищеты н бесправия детей от мира радостного п счастливого детства —г великого Советского Союза. У нас в стране большевистская партия, Советское правительство и великий Сталии создали стройную систему охраны материнства п детства, систему воспитания и образова­ ния молодого подрастающего поколения^ Вто закреплено в Сталинской Конституции л гарантировано всем нашим укладом, об-, щественным и государственным строем. Наша страна покрыта таким огромным количеством школ, которого никогда не имела, не имеет и но может иметь ни од­ на капиталистическая страна. Число пхе каждым годом растет. У нас ужо решена проблема всеобщего семилетнего обучения не только в городе, но и в деревне, и мы стоим на пороге осуществления всеобщего десятилетнего обучения. Партия, Советское правительство и товарищ И. В. Сталин заботятся, чтобы в школах работали квалифицированные учителя. Число их с каждым годом уве­ личивается. Государство но жалеет средств для систематического расширения и ук­ репления в школах учебно-материальной базы — создания кабинетов, выпуска на­ глядных пособий, учебников и т. п. Много школ имеется и у нас, в Мур­ манской области. Число их тоже -растет из года в год. В женской средней школе М 3-1 г. Мурманска обучаются дети железнодо­ рожников, моряков и интеллигенции. В пх распоряжении — светлые, уютные классы, химический, физический и биоло­ гический кабдиеты, библиотека. Ученицы ежегодно обеспечиваются всем, что необхо­ димо для плодотворного учения, — учебни­ ками, тетрадями, письменными принад­ лежностями. Пх воспитывают и обучают более двадцати квалифицированных педа­ гогов. ■ Дети постоянно испытывают заботу родной большевистской партии, Советеко,- го правительства и лучшего друга детей — Иосифа Виссарионовича Сталина. Уче­ ние ребят чередуется с веселым, культур­ ным отдыхом. Для школьников, как везде в стране, так и у нас в Мурманске и во всех городах Кольского полуострова, орга­ низуются кино-утренники, ребята посеща­ ют концерты и спектакли, которые устра­ иваются в Дворцах культуры, клубах и других культурно-просветительных уч­ реждениях. * Дети любят свою Родину, большевист­ скую партию, великого Сталина. П это большое чувство особенно ярко проявляет­ ся в пх прилежании, в страстном стрем­ лении сделать всо возможное, чтобы под­ готовить из себя высокообразованных лю­ дей, Гудущих активных строителей ком­ мунизма, достойную смену своим отцам и матерям. Чувство любви и благодарности к Ро­ дине, партіш, Сталину наши дети выра­ жают в своих творческих работах. Учени­ ца 10 класса нашей школы Роза Хамиду- лина в сочинении на аттестат зрелости написала: «Хорошо жить в стране свобод­ ного труда, в стране мира и счастья». Она знает, что это счастье завоевано в кровопролитных боях рабочего класса и крестьянства со смертельными врагами трудящихся — внутренней контрреволю­ цией и иностранными интервентами. Зна­ ет, что счастье это достигнуто под руко­ водством великих вождей пролетарской революции В. II. Ленина и II. В. Сталина. Своими словами Роза Хамидулина вырази­ ла мыслп и чувства миллионов советских школьников. Другая ученица этого класса — Лидия Громова пишет, что будущее ее поколения — коммунизм . Гневом и ненавистью проникнуты ее слова, когда она говорит о врагах, пося­ гающих на мирный труд советских лю­ дей. Счастье, добытое кровью и йотом, говорит опа, не может быть отобрано, по­ тому, что наш народ умеет постоять за себя. Как бы дополняя мысли Лидии Громо­ вой, десятиклассница Маргарита Борода- енко пишет: «Те советские людн, которые грудью защищали советскую Родину, ло­ жились с гранатами под танк, пускали под откос вражеские поезда, жили не только своей жизнью, жили жизнью своей любимой Родины... Именно советские люди сумелп одержать победу над врагом в Ве­ ликую Отечественную войну»; Чувством ненависти к врагу и желани­ ем в любую минуту стать на защиту сво­ ей Родины преисполнены и слова учени­ цы девятого класса Галины Доленковой, которая в своем сочинении пишет: «Мы должпы предупредить некоторых господ, которые хотят превратить нашу свобод­ ную страну в колоішю, что они так же будут биты, как и их предшественники». Пламенный патриотизм молодого поко­ ления понятен. 0п рожден и крепнет, как пишет Вера Евдокимова, потому, что нет в мире более богатой и счастливой страны, чем социалистическое государство рабочих и крестьян. Сегодия сотни миллионов простых лю­ дей всего земного шара — матерей н от­ цов — выразит свой пневный протест против политики американских империа­ листов, которые лишили детей трудящих­ ся элементарных условий для существо­ вания, отняли у пнх детство и обрекли пх на страшные лишения я страдания. Вместе со всем прогрессивным человечест­ вом заявляем свой протест в защиту де­ тей и мы, советские люди. В Международный день защиты детей хочется пожелать своим воспитанникам успехов в их учении и от всей души сказать им: — Гордитесь, дети, что ваша жизнь согрета лаской Родины, и еще енльнео любпте родную большевистскую партию, лучшего друга детей, знаменосца мира во всем мире- — великого Сталина! П. ЛИПАТОВ. Директор средней школы № 34 г. Мурманска. Александр ПРОКОФЬЕВ. К А Т Я Солнце предзакатное пылает, Воду пьет прибрсжна^ лоза. Девочка с подружками играет,— Голубые, круглые глаза. Д ве косички в бантиках. Н а кармашках кантики. Н а кармашках два оленя Разбежались, не унять... ...Все длинней, все гуще тени. Скоро солнце ляж ет спать. Скоро солнце ляжет спать, Солнце вечер встретило. — К ак тебя, синичка, звать? — Катей звать, — ответила. И опять с подружками играет Беззаботно, весело, красиво. — Сколько лет тебе? — Н е знаю. Я еще у мамки не спросила! I Н е спросила, ну так спросишь вскоре, Все онн светлы до одного. Родина от моря и до моря Н а зашнте счастья твоего! 1 С путевками в „Яртек" Недавно из лучшего в Советском Союзе пионерского лагеря «Артек» ' вернулась группа детей работников рыбной промыш­ ленности. Тридцать мальчиков и девочек — отличники учебы — хорошо отдохну­ ли в лагере, загорели па -харком южном солнце. Школьники и в лагере не пере­ ставали учиться. В школе, где они за­ нимались. вместе с ними читали расска­ зы, писали диктанты, изучали природу дети со всех, самых отдаленных уголкоз Советского Союза. На-днях в «Артек» отправляется еще двадцать иионеров-от.тичников из различ­ ных школ Мурманска. Счастливо живут дети советского Заполярья. Партия большевиков, Советское правительство, лично товарищ Сталин проявляют исключительную заботу о воспитании детей. Б , их распоряжении театры, клубы, ста­ дионы. музыкальные школы. На снішке: учащиеся детской музыкальной школы слушают игру НЕМИЛОВЫХ. отличниц учебы, ^сестер Тани и Иры Фото К. Моисеева. На лето—в пионерские лагери Как только закончится самая горячая пора в школах города Мурманска — пе­ реводные н выпускные экзамены, — из города каждый день будут уезжать пио­ неры и школьники. Пх ждет веселое пио­ нерское лето, их ждет здоровый отдых в пионерских лагерях и санаториях. В этом году около четырех тысяч школі/шіков побывают в пионерских ла­ герях и санаториях на станции Снверская Ленинградской области, в Одессе, в Каре- ло -Ф ипской ССР, Геленджике, в станице Кочетовской, в лагере «Рыбник Запо­ лярья», Кандалакшского района, и других местах. О них заботится Сталин Юннаты одной школы Холодная и затяжная весна в этом году в Мурманске. До последних дней ещё падзл мокрый снег. Но в биологиче­ ском кабинете второй женской школы прекрасно чувствуют себя окреппшо зеле­ ные стебельки растений. В школе полно цветов, а в биологическом кабинете их так много, что кажется — вто не школь­ ный кабинет, а прекрасный сад. Раньше ученицы нашей школы называли ого бо­ таническим садом потому, что там были только цветы, а теперь говорят: «Наш сад-огород», потому что сейчас здесь растут п овощи. Еще в январе юннаты пятых классов оа готовили для растений землю, внесли в ящики перепрелый навоз, а в марте по­ садили различные огородные овощи. Вско­ ре они взошли и усиленно пошли в рост. Для всех овощей мы создали такие ус­ ловия, какие были необходимы для быст­ рого развития: поливали пх, делали под­ кормку Через каждые 10 дней, переса­ живали. Труднее было с огурцами. Они любят влажный воздух, а у нзе было сухо от батарей. Поэтому пришлось окружить огурцы другими растениями, обильно Сводные пионерские дружины Во всех школах Мурманска будут ор­ ганизованы сводные пиоиерскио дружины. Под руководством пионерских работников школьники будут участвовать в различ­ ных мероприятиях: экскурсиях и походах по родному краю, в диспутах и обсужде­ ниях книг, кинокартин и театральных постановок, в спортивных соревнованиях и играх. Как показал опыт прошлых лет, в свод­ ных дружинах и отрядах летом ключом кипит пионерская жизнь, пионеры хоро­ шо отдыхают, чтобы сесть за парту в ло­ вом учебном году со свежими силами. Особенно большие пионерские дружины будут в первой, второй и восьмой школах города. В школах все лето будут работать так­ же различные кружки: туристские, юных натуралистов, рукоделия, хоровые и танцевальные, рисования и лепки и многие другие. опрыскивать пх водой по несколько раз в день. Юннаты в нашем кружке работают дружно. К концу учебного года мы вы­ растили много овощей. Сейчас весь био­ логический кабинет в цветах. Нелли Ларькнна выращивает овес, Тамара Мяс- нлковз н Галя Яминекая — кукурузу, Тамара Еоробицына — люиіш. Хорошо цветет морковь. На одном кусте у нее 16 соцветий. Хорошо растет также 'китай­ ская капуста, зацвел лук, цветет фигур­ ная тыква. Лучше всего растут огурцы и помидо­ ры. Если и пришлось нам много повозить­ ся с огурцами, то теперь они ужо цве­ тут, есть завязи — маленькие огурчики. Есть у нас 10 кустиков помидоров, сей­ час онп распускают цветы — иа каждом кустике по 10— 15 бутонов. ' Мы много наблюдали за' развитием ра­ стений и это помогло лучше изучить бо­ танику. Наблюдения мы будем продол- жать и летом, но уже на открытом воз­ духе. А.- ВОЛОДИНА, 0. ЩЕРБИНА, Л. АБАЛЯЕВА и другие. Юннаты второй женской шнолы гор. Мурманска. Для самых маленьких Самые юные мурманчане — дошколь­ ники проведут лето иа дачах. Работники детских садов города уже выезжают на места, чтобы проверить готовность дач к приеігу детей. В этом году детский сад 8 тралово­ го флота выезжает г а дачу в Ярослав­ скую область. Уже сейчас дети о нетер­ пением ждут пятнадцатого нюня — дня, когда они поедут иа дачу. Вова Березин — сын помощника мото­ риста — нынче уже третий раз на все лето поедет иа дачу. Осенью Вова впер­ вые переступит порог школы и вместе с другими первокласспиками будет учиться читать и писать. Третий роз поедет на дачу также Витя Тюричев — сын коче­ гара рыболовного траулера. В 8 часов утра гостеприимно раскры­ ваются двери в доме X: 46 на проспекте Сталина. Десятки детей от 3-х до 6-лет- пето возраста сами и в сопровождении братьев, сестер и родптелой торопятся в этот дом. Здесь помещается детский сад >£ 8 тралового флота. В нем воспитывают* ся в большинстве своем дети моря­ ков. ‘Младшую группу посещает Саша Метал — сын капитана траулера, Витя Бехтерев — сын засольщика с траулера «Кремль», Игорь Жургнко, чей отец плавает ломполитом на -траулере «Лебед­ ка», Вова Куколев — сын штурмана траулера «Пикша». Сюда ходят также две дочки старейшего диспетчера флота Степупина — всего 110 человек. Раздевшись, детвора переодевается в ха­ латики с белыми воротничками, мягкие тапочки і \ идет на осмотр. Ни один ребе­ нок не войдет в помещение своей группы, пока его не осмотрит медицинская сестра Храмцова. Внимательно осматривает Люд­ мила Александровна каждого малыша, что­ бы больпой ребенок не попал в группу. Два раза в неделю ребят осматривает врач детской поликлиники Вера Ивановна Ли- лилская. Забота, о здоровье детей не ограничи­ вается медицинским осмотром. Малыши, кому это требуется, получают для укреп­ ления здоровья богатый витаминами ры­ бин жир. Мпогне дети систематически греются иод кварцевой лампой и соллюк­ сом. Дети, регулярно посещающие сад, привыкают к* строгому распорядку дня, прибывают в весе. Воспитательницы Тамара Степановна Мариичук, Зинаида Пвановна Шевницына, Валентина Ивановна Ефремеикова, Мария Кузьміпшчна Репинская, Анна Семеновна Аптшппіа с любовью относятся к своему делу, повседневно заботятся о здоровье де­ тей, о пх правильном физическом и умст­ венном рззвитпи. Этой заботой пронизана вся деятельность' дружного коллектива Они внимательно изучают характер каждого ребенка, его индивидуальные чер­ ты и настойчиво развивают в нем все лучшее, подбирая для этого такие заня­ тия, которые отвечали бы склонностям малыша. Это — кропотливый,.трудный и в то же время увлекательный труд. Ибо отсюда уже начинается формирование ха­ рактера человека. День воспитанников детского сада на­ чинается с игр. Пока малыши расклады­ вают цветную мозанку, строят пз кубн*\ ков дома и мосты, играют с куклами, ре­ бята старшей группы кормят белок, попу­ гая, рыбок в двух аквариумах, поливают цветы, которыми в изобилии уставлены все комнаты сада. В это время повар Тансия Степановна Пайкачева хлопочет' на кухне, заканчивая последние приготовления к завтраку. Вкусные, разнообразные н питательные завтраки, обеды, полдники и ужины, при­ готовляемые Таисией Степановной, лиш­ ний раз свидетельствуют о большой забо­ те, проявляемой о детях. Детсад снаб­ жается л у■'плющ продуктами широкого ас­ сортимента. Вот для примера меню двух дней: 21 мая дети получили на завтрак отварной картофель с селедкой, булку с джемом и чай. На обед была уха из окуня, макаро- пы с мясом и кисель. В полдник дети пи­ ли кофе со сдобными плюшками. На ужин — вииегрет п чай с плюшками. На следующий день, 22 мая, па завтрак бы­ ли яйца, какао и хлеб с маслом. На обед Таисия Степановна приготовила мяспой суп с макаронами, зразы картофельные с мясом и морс. В полдник дети ели компот о булкой, а на ужпи — жареную рыбу с зеленым горошком п чай с булкой. После завтрака у детей начинаются за­ нятия. Они занимаются лепкой, вырезы­ ванием, рисованием, придумывают расска­ зы, темой которых служат картины ели виденное на улице. После прогулки и сытного обеда в са­ ду наступает тіпппна — дети спят. После сна — снова игры, чтение, занятия, на которых дети знакомятся со счетом, учат­ ся познавать природу и животный нпр по картинкам в альбомах. Девочки из старшей группы лтобэт ру­ кодельничать. Они вышивают1 цветными нитками домашних животных, зве.рей. Бы- ■' шивками Люды Михайловой, Таіш Заруби-^ ной, Наташн Лямпной можно с успехом украсить любой уголок детското сада. Много интересных экскурсий провели с ребятами воспитатели детского сада X: 8. Онп были на железнодорожной станции, в электродепо, ходили в магазин КОГИЗ'а, где дети сами покупали себе кн иж ки о яркими картинками. Ходила детвора по­ старше в пожарпое депо, в порт, па почту. Гуляя по улицам города, по скверам, ма­ лыши слушают рассказы воспитательниц о том, какпе красивые дома построены там, где раньше было болото, кто их стро­ ил, жто в них живет. П чтение, и беседы воспитательниц, и экскурсии дают детям понятие об окру­ жающих их предметах, среде, развивают любознательность, расширяют кругозор, прививают любовь к коллективу. ...Сейчас в дегоком саду царит большое оживление. Его коллектив готовится к от’езду на дачу в Ярославскую область, где их ждет' много развлечений. Там опп будут играть в лесу, купаться в речке.’ Много неизведанных радостей ждет малы­ шей па даче. Моряки тралового флота, уходящие нп. много суток в море, могут быть спокой­ ны за своих детей. Пх воспитание нахо­ дится в хороших руках, о них 8аботнтся’ партия и правительство, о пнх заботится- великий Сталии. г і удалов . Юн ы е м у з ы к а н т ы На берегу реки Паша На живописном берегу реки Паша в Ленинградской области расположен пио­ нерский лагерь Мурманского обкома союза учителей. В нем отдохнут в это лето 300 детей работников народного образования. Лагерь рассчитан на две смены. Первая — 40 дней санаторного тниа и вторая — 21 день общего типа. Штат полностью укомплектован. В лагере сенчао идут последние при­ готовления. Для детей намечены увлека­ тельные экскурсии иа пароходо по реко Паша до Ладожского озера, в Ленинград и в другие интересные места. 13 нюня дети поедут в этот пполер- лагерь. В. АНИСИМОВ. Всо достояния культуры — к услугам детей в нашей стране. Онп получают глу­ бокие знания в школах, в различных кружках изучают литературу, живопись . В СССР создано много детских музыкаль­ ных школ. Одно из таких учебных заведений •имеется в Мурманске. В Мурманской детской музыкальной школе закончился учебный год, состоялись переводные и выпускные экзамены. К проверке знаний былп допущены 120 юных музыкантов. Экзамены показали, насколько серьезно ребята относятся к поучению музыки. Можно с уверенностью сказать, что занятия музыкой стали их духовной потребностью. Па-днях в помещении Дома культуры имени С. М. Кирова состоялся большой концерт отличников и выпускников музы­ кальной школы. Концертная программа была составлена из произведений Глинки, Чайковского, Скрябина, Глазунова, из произведений советских композиторов, рус­ ских народных песен, а также произведе­ ний западно-европейских классиков. С большим чувством ученица 5-го клас­ са Светлана Бакулина исполнила «Нок- баяпе), ІОрпя Юркова, Ирины Немиловой и других. Слушатели наградили юных музыкан­ тов горячими аплодисментами. После пер­ вого отделения выпускникам музыкальной школы Светлане Булгаковой, Эммо Глуш­ ковой, Пне Голосовкер и Вадиму Волкову были вручены свидетельства об оконча­ нии музыкальной школы-семилетки. Музыкальная школа ие ограничивает свои функции только лишь преподаванием музыки. И педагоги, и учащиеся прини­ мают участие в общественной жизни. Так, ■в период подготовки к выборам в народ­ ные суды и районные Советы г. Мурман­ ска силами учащихся на избира­ тельных участках было дано 8 концер­ тов. В ленпнекпе дни в школе состоялся концерт, посвященный памяти В. И. Ленина. Программа была составлена из произведений любимых композиторов В. П. Ленина. Учащиеся нашей школы широко отме­ тили столетие со дня смерти великого русского писателя Н. В. Гоголя. Ученица 5-го класса Регина Войткевнч подготови­ ла доклад «Гоголь в музыке». Поело этого тюрн» Скрябина. Выпускница Светлана!состоялся концерт, во время которого нс- Булгакова выступила на концерте с про­ изведением Шуберта сЭкспромт». Успеш­ ным было такжо выступление ученика 1-го класса Славы Бармантоза (соло на полнились отрывки из онер «Сорочннская ярмарка» Мусоргского, «Майсгля ночь» Римского-Корсакова и «Черевички» Чай­ ковского. Детская музыкальная школа регулярно устраивает концерты в клубах, обслужи­ вает силами своих учащихся детские утренники, пионерские слеты и сборы пионерских дружин в школах. Рост материального благосостояния со­ ветских людей вызывает рост их духовной культуры. Одним пз ярких доказательств этого является все увеличивающаяся тяга к музыкальному образованию. Еще не был закончен учебный год, как в школу нача­ ли поступать заявления от трудящихся Мурманска с просьбой зачислить их де­ тей в число учащихся. Уже в минувшем учебном году школа значительно расширилась. В ней органи­ зовано три новых класса, создан филиал в гор. Североморске. Однако этого явно недостаточно, з рас­ ширяться дальше нам мешает отсутствие помещения. Сейчас уже назрел вопрос об открытии классов скрипки, виолончели, духовых и народных инструментов. Но пока для этого нет возможностей. Областной отдел искусств, исполком Мурманского городского Совета депутатов трудящихся должны принять меры к тому, чтобы помочь музыкальной школе. Директор шнолы. М. ГРИНБЕРГ. детской музыкальной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz