Полярная правда. 1952, июнь.
№ 12Ѳ (7235 ) X июня 195 2 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' 3 С ч а с т л и в а я ж и в СОвв д е т е й ☆ С ч у в с т в ом б л а г о д а р н о с т и В апрс-лс текущего года э Вене состоя лась Международная конференция d за щиту детей. Она приняла резолюцию «Об образовании детейs. В этом документе подтверждается право каждого ребенка ва образование. Международная конференция в защиту детей на весь шір заявила, что правитель ства многих стран, урезывая средства на просвещение, огромные суммы нз бюдже тов отчисляют иа военные расходы, дают учителям нищенскую зарплату, сокраща ют сеть школ и других учебных заведе ний. Вместе с тем конференция выразила тревогу, что во многих странах снижение уровня образования детей сопровождается введением в школьные программы расовой дискриминации, милитаризма и космополи тизма, которые отравляют душу ребенка, притупляют его ум, разжигают инстинкты злобы и ненависти. Отцы п матери всего мнра встревожены рем, что американо-английские империа листы своей гнусной политикой войны и истребления народов ставят под смертель ную угрозу жизнь миллионов детей, Есего будущего молодого поколения. Положение детей в капиталистических странах по- нстипе трапічно — они страдают от хо лода, голода, ютятся в трущобах, лишены права учиться. В США широко применяет ся детский труд, причем на вредных про изводствах занято больше’ 80 процентов всех работающих детей. Здесь не охвачено обучением 4 миллиона детей. Чрезвычай но высока детская смертность, достилаю щая 12 человек в час. Исключительно безотрадна судьба детей во Франции, находящейся под пятой США. Сейчас здесь насчитывается 1200 «тысяч человек неграмотных. Миллионы детей, влачащих ншпенскоо существова ние-, лишены права на образованно в Италии, Пспанип и других капиталиста-' яеекпх государствах. На положении рабов живут дети в колониальных и полуколо ниальных странах. Глубочайшая пропасть отделяет этот аграчный мнр нищеты н бесправия детей от мира радостного п счастливого детства —г великого Советского Союза. У нас в стране большевистская партия, Советское правительство и великий Сталии создали стройную систему охраны материнства п детства, систему воспитания и образова ния молодого подрастающего поколения^ Вто закреплено в Сталинской Конституции л гарантировано всем нашим укладом, об-, щественным и государственным строем. Наша страна покрыта таким огромным количеством школ, которого никогда не имела, не имеет и но может иметь ни од на капиталистическая страна. Число пхе каждым годом растет. У нас ужо решена проблема всеобщего семилетнего обучения не только в городе, но и в деревне, и мы стоим на пороге осуществления всеобщего десятилетнего обучения. Партия, Советское правительство и товарищ И. В. Сталин заботятся, чтобы в школах работали квалифицированные учителя. Число их с каждым годом уве личивается. Государство но жалеет средств для систематического расширения и ук репления в школах учебно-материальной базы — создания кабинетов, выпуска на глядных пособий, учебников и т. п. Много школ имеется и у нас, в Мур манской области. Число их тоже -растет из года в год. В женской средней школе М 3-1 г. Мурманска обучаются дети железнодо рожников, моряков и интеллигенции. В пх распоряжении — светлые, уютные классы, химический, физический и биоло гический кабдиеты, библиотека. Ученицы ежегодно обеспечиваются всем, что необхо димо для плодотворного учения, — учебни ками, тетрадями, письменными принад лежностями. Пх воспитывают и обучают более двадцати квалифицированных педа гогов. ■ Дети постоянно испытывают заботу родной большевистской партии, Советеко,- го правительства и лучшего друга детей — Иосифа Виссарионовича Сталина. Уче ние ребят чередуется с веселым, культур ным отдыхом. Для школьников, как везде в стране, так и у нас в Мурманске и во всех городах Кольского полуострова, орга низуются кино-утренники, ребята посеща ют концерты и спектакли, которые устра иваются в Дворцах культуры, клубах и других культурно-просветительных уч реждениях. * Дети любят свою Родину, большевист скую партию, великого Сталина. П это большое чувство особенно ярко проявляет ся в пх прилежании, в страстном стрем лении сделать всо возможное, чтобы под готовить из себя высокообразованных лю дей, Гудущих активных строителей ком мунизма, достойную смену своим отцам и матерям. Чувство любви и благодарности к Ро дине, партіш, Сталину наши дети выра жают в своих творческих работах. Учени ца 10 класса нашей школы Роза Хамиду- лина в сочинении на аттестат зрелости написала: «Хорошо жить в стране свобод ного труда, в стране мира и счастья». Она знает, что это счастье завоевано в кровопролитных боях рабочего класса и крестьянства со смертельными врагами трудящихся — внутренней контрреволю цией и иностранными интервентами. Зна ет, что счастье это достигнуто под руко водством великих вождей пролетарской революции В. II. Ленина и II. В. Сталина. Своими словами Роза Хамидулина вырази ла мыслп и чувства миллионов советских школьников. Другая ученица этого класса — Лидия Громова пишет, что будущее ее поколения — коммунизм . Гневом и ненавистью проникнуты ее слова, когда она говорит о врагах, пося гающих на мирный труд советских лю дей. Счастье, добытое кровью и йотом, говорит опа, не может быть отобрано, по тому, что наш народ умеет постоять за себя. Как бы дополняя мысли Лидии Громо вой, десятиклассница Маргарита Борода- енко пишет: «Те советские людн, которые грудью защищали советскую Родину, ло жились с гранатами под танк, пускали под откос вражеские поезда, жили не только своей жизнью, жили жизнью своей любимой Родины... Именно советские люди сумелп одержать победу над врагом в Ве ликую Отечественную войну»; Чувством ненависти к врагу и желани ем в любую минуту стать на защиту сво ей Родины преисполнены и слова учени цы девятого класса Галины Доленковой, которая в своем сочинении пишет: «Мы должпы предупредить некоторых господ, которые хотят превратить нашу свобод ную страну в колоішю, что они так же будут биты, как и их предшественники». Пламенный патриотизм молодого поко ления понятен. 0п рожден и крепнет, как пишет Вера Евдокимова, потому, что нет в мире более богатой и счастливой страны, чем социалистическое государство рабочих и крестьян. Сегодия сотни миллионов простых лю дей всего земного шара — матерей н от цов — выразит свой пневный протест против политики американских империа листов, которые лишили детей трудящих ся элементарных условий для существо вания, отняли у пнх детство и обрекли пх на страшные лишения я страдания. Вместе со всем прогрессивным человечест вом заявляем свой протест в защиту де тей и мы, советские люди. В Международный день защиты детей хочется пожелать своим воспитанникам успехов в их учении и от всей души сказать им: — Гордитесь, дети, что ваша жизнь согрета лаской Родины, и еще енльнео любпте родную большевистскую партию, лучшего друга детей, знаменосца мира во всем мире- — великого Сталина! П. ЛИПАТОВ. Директор средней школы № 34 г. Мурманска. Александр ПРОКОФЬЕВ. К А Т Я Солнце предзакатное пылает, Воду пьет прибрсжна^ лоза. Девочка с подружками играет,— Голубые, круглые глаза. Д ве косички в бантиках. Н а кармашках кантики. Н а кармашках два оленя Разбежались, не унять... ...Все длинней, все гуще тени. Скоро солнце ляж ет спать. Скоро солнце ляжет спать, Солнце вечер встретило. — К ак тебя, синичка, звать? — Катей звать, — ответила. И опять с подружками играет Беззаботно, весело, красиво. — Сколько лет тебе? — Н е знаю. Я еще у мамки не спросила! I Н е спросила, ну так спросишь вскоре, Все онн светлы до одного. Родина от моря и до моря Н а зашнте счастья твоего! 1 С путевками в „Яртек" Недавно из лучшего в Советском Союзе пионерского лагеря «Артек» ' вернулась группа детей работников рыбной промыш ленности. Тридцать мальчиков и девочек — отличники учебы — хорошо отдохну ли в лагере, загорели па -харком южном солнце. Школьники и в лагере не пере ставали учиться. В школе, где они за нимались. вместе с ними читали расска зы, писали диктанты, изучали природу дети со всех, самых отдаленных уголкоз Советского Союза. На-днях в «Артек» отправляется еще двадцать иионеров-от.тичников из различ ных школ Мурманска. Счастливо живут дети советского Заполярья. Партия большевиков, Советское правительство, лично товарищ Сталин проявляют исключительную заботу о воспитании детей. Б , их распоряжении театры, клубы, ста дионы. музыкальные школы. На снішке: учащиеся детской музыкальной школы слушают игру НЕМИЛОВЫХ. отличниц учебы, ^сестер Тани и Иры Фото К. Моисеева. На лето—в пионерские лагери Как только закончится самая горячая пора в школах города Мурманска — пе реводные н выпускные экзамены, — из города каждый день будут уезжать пио неры и школьники. Пх ждет веселое пио нерское лето, их ждет здоровый отдых в пионерских лагерях и санаториях. В этом году около четырех тысяч школі/шіков побывают в пионерских ла герях и санаториях на станции Снверская Ленинградской области, в Одессе, в Каре- ло -Ф ипской ССР, Геленджике, в станице Кочетовской, в лагере «Рыбник Запо лярья», Кандалакшского района, и других местах. О них заботится Сталин Юннаты одной школы Холодная и затяжная весна в этом году в Мурманске. До последних дней ещё падзл мокрый снег. Но в биологиче ском кабинете второй женской школы прекрасно чувствуют себя окреппшо зеле ные стебельки растений. В школе полно цветов, а в биологическом кабинете их так много, что кажется — вто не школь ный кабинет, а прекрасный сад. Раньше ученицы нашей школы называли ого бо таническим садом потому, что там были только цветы, а теперь говорят: «Наш сад-огород», потому что сейчас здесь растут п овощи. Еще в январе юннаты пятых классов оа готовили для растений землю, внесли в ящики перепрелый навоз, а в марте по садили различные огородные овощи. Вско ре они взошли и усиленно пошли в рост. Для всех овощей мы создали такие ус ловия, какие были необходимы для быст рого развития: поливали пх, делали под кормку Через каждые 10 дней, переса живали. Труднее было с огурцами. Они любят влажный воздух, а у нзе было сухо от батарей. Поэтому пришлось окружить огурцы другими растениями, обильно Сводные пионерские дружины Во всех школах Мурманска будут ор ганизованы сводные пиоиерскио дружины. Под руководством пионерских работников школьники будут участвовать в различ ных мероприятиях: экскурсиях и походах по родному краю, в диспутах и обсужде ниях книг, кинокартин и театральных постановок, в спортивных соревнованиях и играх. Как показал опыт прошлых лет, в свод ных дружинах и отрядах летом ключом кипит пионерская жизнь, пионеры хоро шо отдыхают, чтобы сесть за парту в ло вом учебном году со свежими силами. Особенно большие пионерские дружины будут в первой, второй и восьмой школах города. В школах все лето будут работать так же различные кружки: туристские, юных натуралистов, рукоделия, хоровые и танцевальные, рисования и лепки и многие другие. опрыскивать пх водой по несколько раз в день. Юннаты в нашем кружке работают дружно. К концу учебного года мы вы растили много овощей. Сейчас весь био логический кабинет в цветах. Нелли Ларькнна выращивает овес, Тамара Мяс- нлковз н Галя Яминекая — кукурузу, Тамара Еоробицына — люиіш. Хорошо цветет морковь. На одном кусте у нее 16 соцветий. Хорошо растет также 'китай ская капуста, зацвел лук, цветет фигур ная тыква. Лучше всего растут огурцы и помидо ры. Если и пришлось нам много повозить ся с огурцами, то теперь они ужо цве тут, есть завязи — маленькие огурчики. Есть у нас 10 кустиков помидоров, сей час онп распускают цветы — иа каждом кустике по 10— 15 бутонов. ' Мы много наблюдали за' развитием ра стений и это помогло лучше изучить бо танику. Наблюдения мы будем продол- жать и летом, но уже на открытом воз духе. А.- ВОЛОДИНА, 0. ЩЕРБИНА, Л. АБАЛЯЕВА и другие. Юннаты второй женской шнолы гор. Мурманска. Для самых маленьких Самые юные мурманчане — дошколь ники проведут лето иа дачах. Работники детских садов города уже выезжают на места, чтобы проверить готовность дач к приеігу детей. В этом году детский сад 8 тралово го флота выезжает г а дачу в Ярослав скую область. Уже сейчас дети о нетер пением ждут пятнадцатого нюня — дня, когда они поедут иа дачу. Вова Березин — сын помощника мото риста — нынче уже третий раз на все лето поедет иа дачу. Осенью Вова впер вые переступит порог школы и вместе с другими первокласспиками будет учиться читать и писать. Третий роз поедет на дачу также Витя Тюричев — сын коче гара рыболовного траулера. В 8 часов утра гостеприимно раскры ваются двери в доме X: 46 на проспекте Сталина. Десятки детей от 3-х до 6-лет- пето возраста сами и в сопровождении братьев, сестер и родптелой торопятся в этот дом. Здесь помещается детский сад >£ 8 тралового флота. В нем воспитывают* ся в большинстве своем дети моря ков. ‘Младшую группу посещает Саша Метал — сын капитана траулера, Витя Бехтерев — сын засольщика с траулера «Кремль», Игорь Жургнко, чей отец плавает ломполитом на -траулере «Лебед ка», Вова Куколев — сын штурмана траулера «Пикша». Сюда ходят также две дочки старейшего диспетчера флота Степупина — всего 110 человек. Раздевшись, детвора переодевается в ха латики с белыми воротничками, мягкие тапочки і \ идет на осмотр. Ни один ребе нок не войдет в помещение своей группы, пока его не осмотрит медицинская сестра Храмцова. Внимательно осматривает Люд мила Александровна каждого малыша, что бы больпой ребенок не попал в группу. Два раза в неделю ребят осматривает врач детской поликлиники Вера Ивановна Ли- лилская. Забота, о здоровье детей не ограничи вается медицинским осмотром. Малыши, кому это требуется, получают для укреп ления здоровья богатый витаминами ры бин жир. Мпогне дети систематически греются иод кварцевой лампой и соллюк сом. Дети, регулярно посещающие сад, привыкают к* строгому распорядку дня, прибывают в весе. Воспитательницы Тамара Степановна Мариичук, Зинаида Пвановна Шевницына, Валентина Ивановна Ефремеикова, Мария Кузьміпшчна Репинская, Анна Семеновна Аптшппіа с любовью относятся к своему делу, повседневно заботятся о здоровье де тей, о пх правильном физическом и умст венном рззвитпи. Этой заботой пронизана вся деятельность' дружного коллектива Они внимательно изучают характер каждого ребенка, его индивидуальные чер ты и настойчиво развивают в нем все лучшее, подбирая для этого такие заня тия, которые отвечали бы склонностям малыша. Это — кропотливый,.трудный и в то же время увлекательный труд. Ибо отсюда уже начинается формирование ха рактера человека. День воспитанников детского сада на чинается с игр. Пока малыши расклады вают цветную мозанку, строят пз кубн*\ ков дома и мосты, играют с куклами, ре бята старшей группы кормят белок, попу гая, рыбок в двух аквариумах, поливают цветы, которыми в изобилии уставлены все комнаты сада. В это время повар Тансия Степановна Пайкачева хлопочет' на кухне, заканчивая последние приготовления к завтраку. Вкусные, разнообразные н питательные завтраки, обеды, полдники и ужины, при готовляемые Таисией Степановной, лиш ний раз свидетельствуют о большой забо те, проявляемой о детях. Детсад снаб жается л у■'плющ продуктами широкого ас сортимента. Вот для примера меню двух дней: 21 мая дети получили на завтрак отварной картофель с селедкой, булку с джемом и чай. На обед была уха из окуня, макаро- пы с мясом и кисель. В полдник дети пи ли кофе со сдобными плюшками. На ужин — вииегрет п чай с плюшками. На следующий день, 22 мая, па завтрак бы ли яйца, какао и хлеб с маслом. На обед Таисия Степановна приготовила мяспой суп с макаронами, зразы картофельные с мясом и морс. В полдник дети ели компот о булкой, а на ужпи — жареную рыбу с зеленым горошком п чай с булкой. После завтрака у детей начинаются за нятия. Они занимаются лепкой, вырезы ванием, рисованием, придумывают расска зы, темой которых служат картины ели виденное на улице. После прогулки и сытного обеда в са ду наступает тіпппна — дети спят. После сна — снова игры, чтение, занятия, на которых дети знакомятся со счетом, учат ся познавать природу и животный нпр по картинкам в альбомах. Девочки из старшей группы лтобэт ру кодельничать. Они вышивают1 цветными нитками домашних животных, зве.рей. Бы- ■' шивками Люды Михайловой, Таіш Заруби-^ ной, Наташн Лямпной можно с успехом украсить любой уголок детското сада. Много интересных экскурсий провели с ребятами воспитатели детского сада X: 8. Онп были на железнодорожной станции, в электродепо, ходили в магазин КОГИЗ'а, где дети сами покупали себе кн иж ки о яркими картинками. Ходила детвора по старше в пожарпое депо, в порт, па почту. Гуляя по улицам города, по скверам, ма лыши слушают рассказы воспитательниц о том, какпе красивые дома построены там, где раньше было болото, кто их стро ил, жто в них живет. П чтение, и беседы воспитательниц, и экскурсии дают детям понятие об окру жающих их предметах, среде, развивают любознательность, расширяют кругозор, прививают любовь к коллективу. ...Сейчас в дегоком саду царит большое оживление. Его коллектив готовится к от’езду на дачу в Ярославскую область, где их ждет' много развлечений. Там опп будут играть в лесу, купаться в речке.’ Много неизведанных радостей ждет малы шей па даче. Моряки тралового флота, уходящие нп. много суток в море, могут быть спокой ны за своих детей. Пх воспитание нахо дится в хороших руках, о них 8аботнтся’ партия и правительство, о пнх заботится- великий Сталии. г і удалов . Юн ы е м у з ы к а н т ы На берегу реки Паша На живописном берегу реки Паша в Ленинградской области расположен пио нерский лагерь Мурманского обкома союза учителей. В нем отдохнут в это лето 300 детей работников народного образования. Лагерь рассчитан на две смены. Первая — 40 дней санаторного тниа и вторая — 21 день общего типа. Штат полностью укомплектован. В лагере сенчао идут последние при готовления. Для детей намечены увлека тельные экскурсии иа пароходо по реко Паша до Ладожского озера, в Ленинград и в другие интересные места. 13 нюня дети поедут в этот пполер- лагерь. В. АНИСИМОВ. Всо достояния культуры — к услугам детей в нашей стране. Онп получают глу бокие знания в школах, в различных кружках изучают литературу, живопись . В СССР создано много детских музыкаль ных школ. Одно из таких учебных заведений •имеется в Мурманске. В Мурманской детской музыкальной школе закончился учебный год, состоялись переводные и выпускные экзамены. К проверке знаний былп допущены 120 юных музыкантов. Экзамены показали, насколько серьезно ребята относятся к поучению музыки. Можно с уверенностью сказать, что занятия музыкой стали их духовной потребностью. Па-днях в помещении Дома культуры имени С. М. Кирова состоялся большой концерт отличников и выпускников музы кальной школы. Концертная программа была составлена из произведений Глинки, Чайковского, Скрябина, Глазунова, из произведений советских композиторов, рус ских народных песен, а также произведе ний западно-европейских классиков. С большим чувством ученица 5-го клас са Светлана Бакулина исполнила «Нок- баяпе), ІОрпя Юркова, Ирины Немиловой и других. Слушатели наградили юных музыкан тов горячими аплодисментами. После пер вого отделения выпускникам музыкальной школы Светлане Булгаковой, Эммо Глуш ковой, Пне Голосовкер и Вадиму Волкову были вручены свидетельства об оконча нии музыкальной школы-семилетки. Музыкальная школа ие ограничивает свои функции только лишь преподаванием музыки. И педагоги, и учащиеся прини мают участие в общественной жизни. Так, ■в период подготовки к выборам в народ ные суды и районные Советы г. Мурман ска силами учащихся на избира тельных участках было дано 8 концер тов. В ленпнекпе дни в школе состоялся концерт, посвященный памяти В. И. Ленина. Программа была составлена из произведений любимых композиторов В. П. Ленина. Учащиеся нашей школы широко отме тили столетие со дня смерти великого русского писателя Н. В. Гоголя. Ученица 5-го класса Регина Войткевнч подготови ла доклад «Гоголь в музыке». Поело этого тюрн» Скрябина. Выпускница Светлана!состоялся концерт, во время которого нс- Булгакова выступила на концерте с про изведением Шуберта сЭкспромт». Успеш ным было такжо выступление ученика 1-го класса Славы Бармантоза (соло на полнились отрывки из онер «Сорочннская ярмарка» Мусоргского, «Майсгля ночь» Римского-Корсакова и «Черевички» Чай ковского. Детская музыкальная школа регулярно устраивает концерты в клубах, обслужи вает силами своих учащихся детские утренники, пионерские слеты и сборы пионерских дружин в школах. Рост материального благосостояния со ветских людей вызывает рост их духовной культуры. Одним пз ярких доказательств этого является все увеличивающаяся тяга к музыкальному образованию. Еще не был закончен учебный год, как в школу нача ли поступать заявления от трудящихся Мурманска с просьбой зачислить их де тей в число учащихся. Уже в минувшем учебном году школа значительно расширилась. В ней органи зовано три новых класса, создан филиал в гор. Североморске. Однако этого явно недостаточно, з рас ширяться дальше нам мешает отсутствие помещения. Сейчас уже назрел вопрос об открытии классов скрипки, виолончели, духовых и народных инструментов. Но пока для этого нет возможностей. Областной отдел искусств, исполком Мурманского городского Совета депутатов трудящихся должны принять меры к тому, чтобы помочь музыкальной школе. Директор шнолы. М. ГРИНБЕРГ. детской музыкальной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz