Полярная правда. 1952, июнь.
КгЗСг- '& k -- ■- -.-- - ~~ѵ_ •'• •"-|* ■- д;Ѵ„-- П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 1 3 3 (7 2 3 9 ) в шоня 1 9 5 2 г. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Из опыта работы пропагандиста 1 ■ Ѵ4 \ ■ I Г f ) I с-4 Щ 1 т : X ». * ’л; л» -• і. ч?7J '> > ••■. >. і т , 1 3 f t 1 " ! Е р £ f Н ч *•1' с - - • ЯЗЕ? .5 гг*—V - ) і. I Успешно закончился учебный год в политшколе при парторганизации Поляр ного горисполкома. Упорная работа слу шателе» над повышением своего ндейно- политичіского- уровня и серьезная твор ческая работа пропагандиста Рапсы Леонтьевны Склярской прпнеаш отрадные результаты, выявленные на итоговых за нятиях. Итоговые занятия прошли активно, в товарищеской беседе участвовали все слушатели. На обсуждение былп постав лены вопросы, имеющие первостепенное еначенне. Хороший, глубоко продуманный ответ ва первую часть вопроса «Причины от мены крепостного права и развитие ка питализма в России» дала комсомолка тов. Т. Цветкова. Она подробно охаракте ризовала крепостное право, положение закабаленного крестьянства, рассказала о крестьянских волнениях, о причинах от мены крепостного права. Но она только в общих чертах рассказала о развитии капитализма в России. Тогда слово взяла коммунист тов. Трофимец. Она дополнила ответ тов. Цветковой, проиллюстрировала свои выводы I диаграммами из альбома наглядных пособий. Но и ео ответ ие ис черпывал темы. Понадобились выступле ния другпх товарищей. Вопрос «Первые шаги рабочего движе ния • в России» был детально разобран слушателями тг. Бобровой и Бугаковой. Беседа приняла активный характер. По каждому вопросу выступало поі не сколько человек, уточняя и дополняя от веты предыдущих товарищей. Например, при разборе вопроса «Основные признаки империализма ѣ обострение кризиса в эпоху империализма» выступили тг. Яшп- (гнна, Трофимец, Миронова, Кузовникова и Бугакова, а при товарищеском собеседо- .ваннн по теме «Вѳлнкая Отечественная война Советского Союза» — тт. Ступин, Миронова, Гурнова и др. Итоговые занятия показали, что все 14 слушателей политшколы хорошо уо- воилн изученный материал, усовершенст вовали навыки работы над книгой, умение правильно выражать свои мысли. Всему этому предшествовала большая Іибота слушателей и серьезная, вдумчи вая, творческая работа пропагандиста. В атом учебном году тов. Склярская к пропагандистской работе приступила впервые. Решением партийного собрания была создана политшкола в составе 14 человек. В основном это — финансово- банковские работники. По образованию со став слушателей политшколы неоднороден, •здесь есть товарищи с 4 и 7 классами образования. Никто из них ранео в поли тических кружках не занимался. Поэтому от пропагандиста требовалось большое искусство, умение подойти к каждому товарищу, заинтересовать его. Тов. Склярская, приступая к занятиям, представляла, какая трудная работа пред стоит. Нужно было дать слушателям -ос новы политических знаний, привить им навыки самостоятельного чтения маркся- . стско-ленинской литературы, вкус к уче бе. Первое же занятие показало, что про пагандисту надо много и упорйо рабо тать, чтобы заинтересовать слушателей. Первые занятия проходили скучно, су хо и не удовлетворяли нп пропагандиста, з л слушателей. Тов. Склярская убеди лась, что рассказ ее воспринимается слу шателями плохо — многие скучают и часто посматривают на часы, записей не кду т . Беседа на последующих занятиях прошла вяло, желающих высказаться не было. Конспекта никто но подготовил; многие не умели вести никаких рабочих ааписей при изучении материала. Огорченная, тов. Склярская обратилась ва помощью в райком ВЕП(б). Она расска зала о своих впечатлениях, труіностях, сомнениях. Зав. отделом пропаганды и агитации тов. Корельская рассказала про пагандисту, как нужно готовиться к за нятиям, как вести их и какую работу слодует проводить со слушателями. Заня тая тов. Склярской посетила пропаган дист райкома ВКП(б) тов. Карандашева. Было установлено, что тов. Склярская ие владеет методикой ведения беседы. Указания тов. Карандашевой п ее со веты помогли тов. Склярской повысить качество занятий. Пропагандист стала чаще бывать в парткабинете, лучше го товиться к занятиям, тщательнее проду мывать их ход. Первой задачей она по ставила научить слушателей работе над политической книгой, конспектированию изучаемого материала. Она рассказала слушателям о том, как нужно работать с книгой п вести записи, и здесь же про вела практические занятия. Слушателям предлагалось прочитать л продумать один из разделов, пособия «В помощь слушателям политшколы», найтл в «ем основную мысль, разбить на смыс ловые части, озаглавить их, т. е. соста вить план этой статьи, а затем уже крат ко, свопмп словами, дать ответ на вопро сы плана, составить тезисы или конс пект. Это занятие оказало большую по мощь слушателям в приобретении навыка самостоятельной, работы с книгой. Тов. Склярская пе ограничилась этим. Время от времени она брала на просмотр конспекты, анализировала их, давала со веты, делала замечания. Часто во время занятий предлагала слушателям прочесть изучаемый материал, найти в прочитан ном главную, ведущую мысль и переска зать ее. Наряду с привитием навыка ра боты пад книгой Оіна учила слушателей рассказывать, развивать свою речь. Для успешного ведения пропагандист ской работы необходима хорошая теоре тическая подготовленность. Тов. Скляр ская много работала над повышением сво их знаний. Ранее она закончила районную партийную школу, но, приступив к про пагандистской работе, но успокоилась на этом. Она поставила перед собой задачу — обязательно прочитывать рекомендуе мую к каждой теме литературу. Готовясь к занятиям по теме «Как жили и боролись оа свое освобождение рабочие и (крестьяне в царской Р оссии » , она познакомилась с работами «Что делать?» — В. И. Ленина и «Коротко о партийных разногласиях» — И. В. Сталина, прочитала всю реко мендованную методическую литературу. При подготовке в занятиям по теме «Ве ликая Октябрьская социалистическая ре волюция» глубоко изучила' работу В. И. Ленина «Империализм, как высшая ста дия капитализма». Рапса Леонтьевна широко использовала в своей работе художественную литерату ру. Так, при изложении программного материала по первой теме она привлекла 'для иллюстрации поѳму Н. А. Некрасо ва «Кому на Руси жить хорошо», стихо творение А. С. Пушкина «Деревня», от рывки пз «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, а при изучении темы «Великая Октябрь ская социалистическая революция» — произведения В. Маяковского — поэму «Владимир Ильич Ленин», стихи об Аме рике, памфлеты п статьи М. Горького, картины пз альбома наглядных пособий для политшкол. Использование художественной литера туры и наглядных пособий помогло тов. Склярской сделать занятия жпвыни, ин тересными, доходчивыми. Слушатели ста ли лучше, прочнее усваивать материал. Тов. Склярской удалось привить слуша телям любовь в чтению. Многие рекомен дованные ею или использованные в рас сказе произведения прочитаны слушателя ми. Почта все прочитали «Кому на Руси жить хорошо» — Некрасова, «Молох» — Купріша, «Люди с чистой совестью» — Вершпгора, «Далеко от Москвы» — Атае ва, «Золото» — Полевого. Кино — важнейший вид искусства — такжо было широко использовано в рабо те политшколы. Рассказывая о положении рабочего в царской Р оссии , пропагандист ссылалась на кадры из кинофильма «До нецкие шахтеры», а при изучении второй темы приводила эпизоды пз кинокартин «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 го ду», «Выборгская сторона», «Чапаев» и др. Часто воспроизводила па занятиях образы из кинофильмов «Высокая пагра- да», «Член правительства», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина». Не был оставлен без внимания и театр. При изучении темы «Великая Ок тябрьская социалистическая революция» пропагандист организовала коллективный поход слушателей на спектакль «Незабы ваемый 1919' год». Пьеса была обсужде на слушателями политшколы. Политическая учеба должна постоянно увязываться с вопросами текущей поли тики . Поэтому тов. Склярская, готовясь к занятиям, продумывала, как она увяжет тему с современностью, какие местные факты приведет1в качестве примера. Это му жо она учила и слушателей. Пропа гандист постоянно следит за периодиче ской печатью, за всеми литературными новинками по вопросам политики. Она выписывает газеты «Правда», «Полярная правда», «Литературная газета», район ную газету «По сталинскому пути», «Блокнот агитатора», журналы «Боль шевик» и «Новое время». Посещая парт кабинет, просматривает газету «За проч ный мир, за народную демократию!», жур налы «Огонек», «В защиту мпра» и др. В домашней библиотеке у нее имеются собрзния Сочинений В. П. Ленина и И. В. Сталина, иного книг художественной ли тературы. . -Т ев .. Склярская держит слушателей политшколы в курсе всех событий, про исходящих у нас в стране и за рубежом, спрашивает слушателей, читали ли они ту или другую статью в газете или жур нале, рекомендует прочесть наиболее важные материалы. Занятия ведутся в тесной связп с воп росами коммунистического строительства. Пропагандист часто встречалась со слу шателями, устраивала групповыо и инди видуальные консультации. Бухгалтер гос банка 3. А. Иванова раньше не изучала политической литературы. Она не умела конспектировать, іцохо владела речью. С нею тов. Склярская : решила заняться дополнительно. Они часто встречались и вместе разбирали отдельные вопросы учеб ного плана. Тов. Склярская учила тов. Иванову делать записи, правильно выра жать мысли устно. Слушатель политшколы тов. Ступин имеет низкий общеобразовательный уро вень и на первых занятиях отмалчивал ся. Тов. Склярская несколько раз побесе довала с ним, рассеяла его сомнения, привлекла к активной работе в кружке, умело поощряла его желание выступить во Еремя беседы, исправляла ответы, уточняла их, дополнительными вопросами помогала найти правильную мысль и вы разить ее. Слушатель политшколы тов. Трэфпмец неплохо разбиралась в материале, но за писать своп мысли не умела. При кон спектированпп все прочитанное казалось ей одинаково важным н главным. Кон спект ее получался пространным, рас плывчатым и мало помогал при повторе нии. Пропагандист решила заняться с него индивидуально. Несколько тем тов. Тро фимец законспектировала с помощью про пагандиста, а потом сама неплохо справ лялась с этой задачей. Попрежнему она часто заходила к тов. Склярской нз кон сультацию. Так, в результате творческой работы пропагандиста над повышением своих знаний и пропагандистского мастерства, постоянного общения, товарищеского, вни мательного отношения к слушателям были достигнуты успехи. В течение всего года пе было отсева слушателей, школа своевременно закончи ла изучение программного материала. За год слушатели познакомились с основами марксистско-ленинского учения, с важ нейшими вопросами международного и внутреннего положения СССР, приобрели навыки самостоятельной работы с книгой, значительно развили свою речь, расшири ли кругозор. Подводя птогп занятий, тов. Склярская помогла слушателям определить форму учебы на будущий год. Учитывая знания, желания и способ ности каждого, пропагандист посоветовала слушателям продолжать учебу в полит школе по программе второго года обуче ния, и те охотно одобрили предложение тов. Склярской. Пм даны списки литера туры, которая поможет в закреплении пройденного и в изучении нового. Пропа гандист посоветовала тг. Ступииу, Кузне цовой н Кулешевой позаниматься летом, повторить изученное, причем указала, •кому на какую тему надо обратить особое внимание. В. ХВАЛОВСКАЯ. Пропагандист Полярного райкома ВНП(б). ПервЬій государственной экзамен Второго июня в Мурманском учитель ском институте студенты литературного факультета сдавали первый госэваамен. Сквозь белые шторы иа высоких окнах, комнату, где проходил экзамен, мягко освещает неяркоо полярное солнце. Сол нечный луч падает на длинный, покры тый зеленым сукном, стол, на небольшую кафедру. Чуть шуршит бумага, да поскрипы вают перья в руках девушек, сидящих за маленькими столиками у окна. В комнате та особенная торжественная тишина, ка кая бывает на экзаменах. Вот к кафедре, заметно волнуясь, под ходит невысокая девушка. Она рзоклады- васт своп листочки и поднимает глаза на членов комиссии. — Начинайте, — одобрительно и спо койно говорит председательствующий... Тов. Жданова неторопливо рассказы вает о велцких революцпонерах-демокра- тах Чернышевском и Добролюбове, об их философских взглядах. Легко п последова тельно излагаются мысли и, уз& не глядя на листок, где набросаны основные тези сы, она горячо говорит об огромной силе предвидения демократов, о пх стра стной борьбе против _ крепостнического строя, об пх непрерывном горении во пмя лучшей жнзнп народа. Второй вопрос в билете: «Апрельские тезисы В. П. Ленина». Девушке вспоми нается светлый вечер, когда несколько подруг повторяли эту тему, как они спо рили, как хотели, чтобы попался именно этот вопрос. Студентка хорошо знает эту тему. Отвечая на вопрос о XY с’еэде партии, девушка рассказывает о политике нашей партии в период коллективизации, приво дит живые, яркие примеры нз жнзнп на шпх колхозов. В ведомостях у всех членов комиссии появляется отметка «отлично». Много поработала над собой тов. Жданова, л эта оценка вполне заслужена. За годы учебы в институте у девушки но было ни одной посредственной н хоро шей отметки. Коммунистка Жданова ужо рань ше несколько лет работала учительни цей. Теперь она придет в школу с новы ми знаниями. Активная общественница, тов. Жданова завоевала на ікурсе автори тет и уважение. Два года онз бессменно была членом профкома института и ста ростой курса. Общественные дела пе ме шали девушке учиться отлично. Первыми былп экзамены по основам марксизма-ленинизма. Девушки старатель но, "Добросовестно готовились к нему. Еше раз просмотрели все конспекты, еще раз перелпсталп Краткпй курс пстсрип пар тии. И постепенно вселялась уверенность в прочности своих знаний. Хорошо отвечали на экзамене выпуск ницы института тт. Полякова, Эрбет, Ва сильева и другие. Онп показали глубокие знания истории партии большевиков, ос новных произведений классиков марксиз ма-ленинизма. В зачетных книжках появляются оцен ки. Семь отличных, семь хороших, четыое посредственных отметки — таковы ре зультаты первого государственного экза мена на втором курсо литературного фа культета. 3. ЧИРКОВА. отношение к руководству соревнованием И зучаём марксистскую философию — Учет ктогов социалистического со ревнования у нас ведется оперативно, — утверждает заведующий торговым отделом ОРС’а Мурманского отделения железной дороги тов. Степанов. — Сведения о ра боте каждого предприятия поступают ежедневно. * И в доказательство этого тов. Степанов показывает большой разграфленный лист бумаги, в котором перечисляются все тор говые предприятия и столовые ОРС’а с указанием выполнения плана товарообо рота. Но это — формальная сторона дела. При внимательном знакомстве становится ясным, что социалистическое соревнова ние в ОРС’е организовано плохо. Па предприятиях торговли, как и на всех предприятиях страны, постоянно по является новое, передовое. Сейчас развер нулось социалистическое соревнование по опыту кладовщика тов. Пархоменко и по примеру комсомольцев работников магази на Ж 1 Киевского отделения Украинской конторы «Гастроном» зз снижение естест венной убыли. Обобщать и распростра нять передовой опыт, сделать его дости жением всего коллектива — прямой долг начальника отдела рабочего снабжения Мурмапского отделения железной дороги тов. Женевского, его заместителя тов. Сте панова. Однако они забывают об этом. ОРС Мурманского отделения железной дороги долгое время находился в числе отстающих . торгующих организаций. В этом году ему удалось добиться некото рого улучшения работы. Вместе о тем, тут до сих пор пе преодолены крупные недостатки. В частности, попрежнему плохо налажено обслуживание работни ков линейных станций. Так, в магазин на станции Зашеек ОРС в течение не скольких дней не мог доставить сахар и конфеты. Широкое развертывание социалистиче ского соревнования среди работников тор говли помогло бы устранить имеющиеся недостатки и способствовало бы под’ему культуры обслуживания потребителей. Но в ОРС’е к организации социалисти ческого соревнования подходят формально. Здесь коллективы магазинов принимают социалистические обязательства, заклю чают между собой социалистические до говоры по выполнению плана товарообо рота, по повышению культуры торговли. Выполнение этих договоров никем не про веряется, птогп «работы не обсуждаются нз совещании профпруппоргов. Расшпрент ных заседаний местного комитета, на ко торых бы определялись - передои»: пред приятия, здесь также не бывает; При рассмотрении в ОРС’е материалов, представляемых директорами магазинов в торговый отдел ОРС’а, нарушается прин цип определения лучших. Подводя итоги социалистического со ревнования за первый квартал этого года, руководство ОРС’а представило кандидатом* на получение денежной премии по усло виям Всесоюзного социалистического со ревнования магазин 1 (директор тов. Чернуха). Отмечалось, что здесь нет жа-- лоб, недостач, что в магазине выдержи- ч вается ассортиментный минимум товаров, ѵ не имелось ни одного случая продажи не доброкачественных продуктов. Действительно, магазин 1 —• один из лучших в системе ОРС’а. Но выстав лять его кандидатом на получение дено®-* ной премии не следоваіо, так кав/он по ка не заслуживаетэтого . В магазине имелись недостачи. Была здесь и жадоба на невысокую культуру обслуживания. Кроме того, здесь неблагополучно обстояло дело с санитарным состоянием. Между, тем, это не смущает руководителей ОРС’а . — Нет ни одного магазина, — еаяв- ляет тов. Женевский, — который ве имел бы недостатков. — Да, — вторит ему начальник тор- ' гового отдела ОРС’а тов. Степанову — торговля — дело тонкое и все недостатки изжить невозможно. По меньшей мере странное утверждение! Такой подход тг. Женевского и Степане- / ва в определению по>беднтелей в социа листическом соревновании является опош- ’ ленпем соревнования. Группа железнодорожников недавно прислала в редакцию «Полярной правды» письмо, содержащее обоснованные претен зии к работе мзгазниз станции Зашеек. Подобные же письма поступают н с дру гпх станций. Видимо, тт. Женевский и Степанов и эти недостатки склонны объяснить «тон костями торговли». В стороне от социалистического сорев-, новзяпя стоят также партийная и проф союзная организации ОРС’а. Партийно^ бюро, заместителем секретаря которого является тов. Степанов, вопросами сорев нования занимается от случая к случаю. В стороне от соревнования коллектива, стоит местный комитет профессионального союза (председатель тов. Буянов). . Руководители ОРС’а должны покончить о формализмом в руководстве социалисти ческим соревнованием. А. ЕРМОЛОВ. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ~ На первенство РСФСР по, футболу ' * *4• ■ $ ■ : п t : « / Г В сети партийного просвещения закан чивается учебный год. При партийной ор ганизации Умбской средней 'школы не сколько товарищей самостоятельно изуча ли диалектический и исторический ма териализм. Недавно были проведены ито говые собеседования. Они показали, что в основпом учебный план коммунистами и беспартийными активистами был выпол нен. С большой настойчивостью овладевали основами марксистско-ленинской филосо фии тг. Новожилова, Селезнева и другие. Они планомерно, изо дня в день, выпол няли индивидуальный учебный план, старались глубоко усвоить теоретические положения диалектического материализма. Изучая произведения классиков марксиз ма-ленинизма, они пользовались многочис ленной дополнительной литературой, при нимали активное участие в собеседовани ях, обращались за помощью в консуль тантам. L Я изучал диалектический материа лизм. Учебный год дал мне многое. Изу чая произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина п П. В. Сталина, я неодно кратно обращался к трудам великих рус ских ученых Тимирязева, Павлова, Мичу рина, Их произведения и научно-исследо вательская работа ярко и убедительно иллюстрируют теоретические положения марксистской диалектики. В основе моей самостоятельной работы по освоению философии лежит изучение трудов классиков марксизма-ленинизма. Я создал личную библиотеку, в которой имеются собрания Сочинений В. И. Ленина и И. В. Сталина, произведения Маркса и Энгельса. Большую помощь в политиче ском самообразовании оказывают лекции, издаваемые Всесоюзным обществом по распространению политических п научных знании, а также статьи, которые публи куются з газетах и журналах. Большую помощь оказывали изучаю щим философию паши пропагандисты и лекторы тт. Востриков и Синельни кова. Они контролировали ход нашей уче бы, организовывали консультации л то варищеские собеседования. Когда у нас возникал какой-либо вопрос в процессе изучения той или иной темы, мы обра щались за раз’ясненнем в своим консуль тантам и не получали отказа в помощи: нам немедленно давались обстоятельные ответы. Это обстоятельство указыва ет на то, что наши пропагандисты и лек торы сами много я настойчиво работали над тем, чтобы их теоретический уровень систематически повышался. Политическое просвещение помогает мне правильно ориентироваться в вопро сах международного и внутреннего поло жения СССР, в практической деятель ности. В новом учебном году я буду продол жать изучение философии. К, ИНОПИН. Директор станции юных натурали стов. Терский район. О т л и ч н ы е з н а н и я Для первых и вторых курсов Мурмаи- ского мореходного училища наступили го рячие дни переводиых экзаменов. Первокурсники судсмехзнпческого отде ления сдали экзамен по русской литера туре. Слушая ответы курсантов, можно было сказать, что и преподаватель тов. Ованесова п учащиеся проделали большую работу. Большинство отвечающих давали полные и правильные ответы о жпзни, литературной деятельности выдающихся русских писателей и поэтов. Kjpcanr Демидов четко и логично из ложил вопрос о значении творчества А. С. Пушкина в русской и мировой литерату ре. Чувствовалось, что этот курсант мно го читает, поэтому и язык его точен и выразителен. В ведомости против его фа милии появилась оценка «5». Отличные отметки получили также кур санты Фролов и некоторые другие. Ни один из учащихся пе получил двойки. Курсанты второго курса этого же отде ления сдали экзамен по технической ме ханике. Это один нз наиболее трудных предметов. Большинство курсантов хоро шо подготовилось к испытаниям. Техни чески грамотно и правильно изложил кур сант ПІаматрпн теоретическую сущность кулачковых механизмов и возможного кру чения вала в зависимости от мощности двигателя и числа оборотов вала. Эти вопросы имеют большое практическое зна чение для обслуживания судовых меха низмов, а курсанты отделения готовят се бя в этому. Хорошо отвечали также второкурсники Зотов, Медников и другие. М. ПАЛЫГА. Преподаватель мореходного учи- ■ яища. 4 июня в Мурманске на стадионе «Пи щевик» состоялось очередное . состязание по футболу на первенство РСФСР средп областей северной зоны. Команда Северо морска встретилась с новгородскими фут болистами. ^ На стадион собралось несколько тысяч любителей футбола. Встреча началась в быстром темпе, но первый тайм прошел безрезультатно, хотя вратарю гостей пришлось сразу же вступить в игру. Вторая половина игры проходила при явпом преимуществе североморцев и на второй минуте левый нападающий северо- * * * морцев Волков, приняв мяч от своих игро-, ков, умело разыгравших комбинацию, сильным ударом забил мяч новгородцам. После этого гости усилили темп игры, но так и не могли добиться успеха. Игра за кончилась со счетом 1:0 в пользу северо морцев. Следует отметить хорошую игру защит- пиков команды Североморска Фнлогоскова, Кзлгушкина, Лавриненко, Ламоскнна и других, а также вратаря команды Гусева. / КРЕЧЕТОВ. Представитель команды североморцев. Сейчас проходит розыгрыш первенства РСФСР по футболу среди областей север ной зоны. От Мурманской области в .ро зыгрыше участвует команда североморцев, которая провела уже пять ппр. Во второй половине мая онп встрети лись в Костроме с командой местных футболистов. Инициативу сразу жѳ взяли в свои руки североморцы и выиграли со счетом 1:0. Вторая игра была проведена с командой города Щербакова н закончилась вничью. Недавно североморские футболисты иа своем стадионо встретились о командой города Выборга. Игра проходила с пере менным успехом. Исход встречи решил единственный мяч, забитый североиорцазга в ворота противника. По условиям этих состязаний, прохо дящих по круговой системе, за выигранную встречу команде засчитывается два очка, за ничью — одно и за проигрыш — ноль. Таким образом после пяти проведенных ппр североморцы набрали девять очков нз десяти возможных и являются пока лиде рами соревнований по футболу на первен ство РСФСР среди областей северной зоны. 9 пюня команда североморцев встретит ся с архангельскими футболистами. На снимке: на штрафной площад ке новгородцев. Фото К Моисеева.’ , ’'ЧY?'-v • ■??*''»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz