Полярная правда. 1952, июль.

№ 1 7 7 ( 7 2 8 3 ) 2 7 т о л я 1 9 5 2 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А СЕГОДНЯ — ОТКРЫТИЕ ВОЛГО-ДОНСЖОГО СУДОХОДНОГО КАНАЛА ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА і РАДОСТЬ И ЛИКОВАНИЕ СОВЕТСКИХ ПАТРИОТОВ Это по силам только советскому народу Сегодня -советский народ празднует знаменательную победу: вступление в строй первой в^ликои стройки коммуниз­ ма — Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Идея соединения’ двух могучих рек — Волги с Доном издавна волновала русских людей. Еще в конце XVII века Петром Первым была иредпринята не имевшая успеха попытка соединить Волгу с Доном шлюзовыми каналами. Только после Великой Октябрьской со­ циалистической революции стало возмож­ ным решение такой сложной задачи, как создание Волго-Донского водного пути. В 1939 году XVIII с’езд партии приз­ нал необходимым приступить к строи­ тельству Волго-Донского соединепня. Иос- ле атого были развернуты проектно-изы- скательскпе работы, прерванные Великой Отечественной войной. После войны за невиданно короткий срок в нашей стране завершено грандиоз­ ное строительство, какого мир еще не ви­ дел. Героический коллектив строителей'за- кончил сооружение Волго-Донского судо­ ходного канала длиной в 1 0 1 километре 13 судоходными шлюзами, 3 насосными станциями и другими крупнейшими соо­ ружениями. Построен Цимлянский электрогпгант, который дает электроэнергию для районов орошаемого земледелия и промышленно­ сти. Сооружены Донской магистральный оро­ сительный канал, Нижне-Донской распре­ делительный канал, Азовский распредели­ тельный канал. Построена железная до­ рога, шоссейная дорога, большое количе­ ство мостов и других сооружений. Такой грандиозный масштаб строитель­ ства потребовал колоссального об’ема зем­ ляных, бетонных и других работ. Это гигаитское строительство, завер­ шенное в столь -короткий срок, стало воз­ можным потому, что коллективу Волго- Дона помогала вся наша страна, весь на­ род. Величественная стройка коммунизма стала -всенародным делом. С о т н и заводов, фабрик, научных уч­ реждений участвовали в соединении двух великих русских рек, в строительстве Цимлянского гидроузла, и оросительных систем. Партия большевиков, Созетское правительство вооружили строителей высо­ кой техникой. На прокладке каналов и возведении гидротехнических сооружений работали мощные шагающие экскаваторы, землесосные снаряды, автоматизированные бетонные заводы, высокопроизводительные скреперы, бульдозеры, тысячи автома­ шин. Огромно значение Волго-Донского судо­ ходного канала имени В. П. Ленина для народного хозяйства нашей страны. Пять морей — Белое, Балтийское, Ка­ спийское, Черное и Азовское — включе­ ны в единую водно-транспортную систе­ му, по которой с сегодняшнего дня уста­ навливается регулярное движение пасса­ жирских и грузовых судов. Цимлянский гидроузел с крупнейшим водохранилищем п гидроэлектростанцией, а также головпой участок Донского магистрального канала, Нижне-Лонского и Азовского распредели­ тельных каналов обеспечивают в 1952 го­ ду орошение перлой очереди в 1 0 0 тысяч гектаров засушливых земель в Ростовской области. По масштабам и темпам Волго-Дон не имеет равных в мировой практике. Толь­ ко нашему народу, народу-созпдателю по плечу решение таких грандиозных задач. Лишь в советском обществе, в условиях планового хозяйства, возможно строитель - 1 ство в таких масштабах и только при со­ циализме возможен такой патриотический под’см народных масс, считающих соору­ жение гидроэлектростанций и каналов своим родным и кровным делом. Открытие Волго-Донского судоходного канала служит наглядным выражением непрерывно растущего могущества Совет­ ского государства и его миролюбивой по­ литики. Н а этом примере ярко проявилась могучая сила мирного творческого труда миллионов советских людей. В то время, как правящие круги капи­ талистических стран во главе с миллиар­ дерами США вынашивают гнусные планы развязывания новой мировой бойни, со­ ветская страна идет по пути прогресса и созидания. Советский народ под руководством пар­ тии большевиков успешно осуществляет гениальную сталинскую программу по­ строения материально-технической базы коммунистического общества. Великие сооружения сталинской эпохи свидетель­ ствуют о неисчерпаемых возможностях социалистического строя. Претворяя в жизнь сталинский план преобразования природы, советские люди самоотверженно трудятся во всех уголках нашей Родины. На огромных территориях идет преобразование природы. В пусты­ нях и степях возникают леса. Земли, счи­ тавшиеся мертвыми, начинают давать урожаи. * Ярким достижением в области сельско­ го хозяйства является продвижение земле­ делия на Крайний Север. В результате энергичных усилий передового отряда научных работников во главе с академи­ ком И. Г. Эйхфельдом, направляемых пар­ тией, земледелие-продвигается все дальше и дальше па север. Широко применяя учение и методы Ми­ чурина — Вильямса — Лысенко, совет­ ские ученые вывели холодостойкие, скоро­ спелые, высокоурожайные сорта картофе­ ля, капусты, помидор, зерновых, кормовых и плодово-ягодных культур. Прн соблюде­ нии правильной агротехники северные сорта сельскохозяйственных растений в хозяйствах Крайнего Севера дают урожаи не ниже чем в основных земледельческих районах нашей страны. В настоящее время ученые Заполярья в тесном содружестве с работниками сов­ хозов и колхозов трудятся над дальней­ шим сельскохозяйственным освоением Кольского полуострова, над созданием здесь собственной продовольственной и кормовой базы. Работники сельского хозяйства Мур­ манской области, воодушевленные гигант­ ским размахом созидательных работ, про­ водимых под руководством партии Ленина—Сталина, преисполнены горячим желанием успешно осуществить ату зада­ чу и тем самцм внести свой оклад в де­ ло осуществления сталинской программы преобразования природы. П. ГУСЕВ. Лауреат Сталинской премии, науч­ ный сотрудник ПОВИР’а. Хибины. Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина. Башнн управления стороны Карповского водохранилища). верхней головы Фото С. Кропнвницкого. ★----------- шлюза 13 (со (Фотохроника ТАСС). У Т Р О п о Едва лишь солнце озарило взгорья. Долины светлой Родины моей, — Москва идет навстречу тхятиморью, Москва встает как порт пяти морей. Пяти морей живительные волы Соединил народ наш исполин. Гудки заводов, фабрик, пароходов Сливаются в победный хор один! От вечных льдов до вечных гор Памира ,* По всей земле о том летит молва. Как бастион стоит держава мира, С пятью морями связана Москва! * * * Иа суховей страна пошла войною. И от нее гудит простор степной. И мчится в степь волна за новою волною Невиданной, неслыханной волной. Волна окурчит, волна звенит и плещет. Поет вдоль берегов на все лады. И ветками зелеными трепещут Александр ПРОКОФЬЕВ . Б Е Д Ы И з той волны рожденные сады! И каждый ясень зорями замечен И кажется, что ярче синева... Москва идет пяти морям навстречу. Навеки с ними связана Москва! * * * Все по плечу советскому народу, Великому народу моему. Создать моря и дать пустыням воду, И сдвинуть горы — по плечу ему! Он скажет слово — нету тверже слова, Он сделает — и нету лучше дел! Как светел взлет победы новой. И где труда высокого предел?! Предела нет! Гремит в степи заречье, Волго-Донская быстрая волна... Москва идет пяти морям навстречу Великим стягом вся осенена! В Северной Атлантике С бодыппм воодушевлением и гордостью яа свою могучую социалистическую Роди­ ну в:третили моряки сельдяного промыс­ ла, лаходящпесп в далекой Северпой Ат­ лантике, постановление Совета Минист­ ров Союза ССР об окончапнп строитель­ ства первеппа великих строек коммунизма — Волго-Донского судоходного канала п о присвоении ему имени В. П. Ленина. Сейчас на всех средних траулерах н плавбазах сМурмансельди» полптрабогнп- I ки и агитаторы проводят беседы и док- Хлады, посвященные этому радостному и волнующему событию. Интересные и содержательные беседы о велпкнх стройках коммунизма, о Волго- Донском судоходном канале пменп В. П. Ленина, об орошении засушливых земель прошли на плзвбазах «Онега» н «Там­ бов», иа средних траулерах > 8 >і: 835, 840 и на других кораблях. Окончание строительства великого Вол­ го-Донского пути вызвало среди моряков сельдяного промысла новую патриотиче­ скую волну трудового под'ема. Целый ряд экипажей стаі на г.тахановскѵю вахту, посвященпую исторической победо волго­ донцев. Моряки стараются ответить на это грандиозное событие славными трудо­ выми делами. За последнее время экипа­ жи многих кораблей «Мурмансельдн» ежедневно перевыполняют суточные зада­ ния по добыче рыбы. Ведется на пря­ женная борьба за ликвидацию недо­ лова, допущенного в начале июля. Высокими трудовымп показателями истречают открытие Волго-Донского судо­ ходного капала имени В. П. Ленина команды средних траулеров MX: S32, 174 н 180. Они однимп пз первых до­ срочно закончили выполнение июльского плапа по добыче сельдп. Моряки средпего траулера Л* 835, про­ слушав сообщение об окончании строи­ тельства Волго-Донского пути, стали на стахановскую вахту и обязались еще на­ стойчивее и упорнее бороться за выполие* пно своих социалистических обязательств, принятых в письме на пмя великого Сталина. Слово моряков не расходится с делом. Только за пять дней они выловили около 800 центнеров сельдп. Хорошо работают моряки стахановского среднего траулера «Медуза». Пе отстают от них экипажи средних траулеров XsXs 146, 147, 153. 833. За пять дней команда каждого из этих судов добыла по G00 и более нентнеров сельдп. Моряки «Мурмансельдн*, промышляю­ щие в Северной Атлантике, знаменуют открытие Волго-Донского судоходного ка­ нала имени В. И. Ленина новым трудовым под’емом. Они дают слово успешно спра­ виться с экспедиционным заданием и вы­ полнить свои социалистические обяза­ тельства, принятые в письме на имя ве­ ликого вождя пародов товарища П. В. Сталина. С. КАШИРСКИЙ. З а б о т а о благе народа Мне стало радостно, когда сообщили о тем, что закончилось строительство Волго- Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Я хоропю представляю себе, ка­ кую большую пользу получит советский народ от этой стройки. Ускорится продвп- жение народнохозяйственных грузов, нач- -нется орошение засушливых земель: жпзпь советских людей станет еше краше. За великую заботу о благе народа мы, рыбаки Заполярья, горячо благодарим Со­ ветское правительство и лично товарища И. В. Сталина. И. ЖАРКОВ. Рыбак мотобота «Зюйд», Нос. Териберка. Славная трудовая победа советских людей С большой радостью труженики рыбно­ го Мурмана вместе со всем народом нашей страны услышали сообщение о крупней­ шей победе многотысячного коллектива строителен но завершению работ на Вол- го-Допском судоходном канале и Указ Президиума Верховною Совета Союза ССР о присвоении каналу имени Владимира Ильича Ленина. Сегодня трудящиеся нашей области вме­ сте со веем народом отмечают крупнейшую трудовую победу—открытие Волго-Донско­ го судоходного канала имени В. П. Ленина, строительство которого осуществлено со­ гласно гениальных указаний великого Сталина о коренном преобразовании при­ роды. Окончание строительства первенца сталинских строек коммунизма — это победа всего трудового советскою народа, победа советской инженерной мысли. Ин­ женеры, занятые на строительстве кана­ ла, показали пример смелого творческою решения технических вопросов. Строительство, которое осуществлено за короткий срок, невиданные темны его воз­ можны только в нашей стране. Ведь на­ ши предки веками мечтали о соединении двух рек Волгн и Дона. Их мечта стала явью только в сталинскую эпоху, и мы счастливы тем. что живем в эту великую эпоху, и своим мирным трудом ставим природу нз слуяібу и на благо человека. Вместе со всем советским народом стро­ ители гор. Мурманска счастливы и горды крупнейшей трудовой победой — пуском Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Мы обещаем своим трудом. еще более укреплять могущество нашей Родины. Стахановка 1-го участка треста «Мурман- рыбетрой» тов. Архипова от имени своей бригады заявила: — Советский народ занят мирным тру­ дом, он не хочет войны и ясное доказа­ тельство этого — открытие первенца ве­ ликих строек коммунизма. Мы счастливы, что живем в сталинскую эпоху. В о гнёт на заботу партии и правительства о нас, строителях, мы повседневно умножаем своп трудовые усилия. Наша бригада обя­ зуется в этом году выполнить не менее 2 0 месячных норм. Советские люди под водительством ком­ мунистической партии полны решимости выполнить любое задание нашего прави­ тельства и великого Сталина. Строители 4-го участка, воодушевлен ные победой строителей Волго-Донского канала, сделают все для того, чтобы вы­ полнить обязательство, данное великому Сталину. Г. ЕМЕЛЬЯНОВ. Старший иижснер-знономист 4*гз ѵчастна треста «Мурманрыбстрой». Спасибо родному Сталину Тысячи километров отделяют пас, жите­ лей заполярной тундры, от трассы Волго- Донского судоходного канала имени В. П. Ленина, но нраздпнчно будет и здесь, с Заполярье, сегодня, в день открытия вели­ кого водного пути. Хочется работать еще лучше, чтобы приблизить наше еше более рад-ктное будущее — коммунизм. Паша задача — дать Родине больше рыбы, мясз. меха. Подписывая письмо товарищу Иосифу Виссарионовичу Сталину, мы обещали ому, великому вождю и учителю, досрочно выполнить годовой план по рыбодобыче и другим отраслям колхозного производства. И паши колхозники обязательно сдержат слово. Одна нз рыболовецких бригад — Ивана Пнкптовича Матрехипа — выполнила годовой план к 15 июля. Близки к вы­ полнению плана и другие бригады. Мы живем счастливо и зажиточно. Раньше, до установления советской вла­ сти, саами ие могли даже мечтать о та ­ ких радостных и светлых днях. Большое спасибо творцу . народного счастья товарищу Сталину! Н. ДАНИЛОВ. Заместитель председателя колхоза «Искра», Саамского района. Нос. Иоканьга. Нас вдохновляют дела строителей Волго-Дона в ч е с т ь знаменательною дня На митинге, посвященном окончанию строительства Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина, коллектив автотранспортной конторы Мончегорска, воодушевленный славной победой волго­ донцев, решил работать еще лучше, еще производительнее. Выступал на митинге, бригадир ремонтников тов. Соколов от имени всей бригады дал слово выполнять ремонт лишь с оценкой хорошо и отлично. Свое обещание ремонтники подкрепля­ ют трудовыми успехами. Они ежедневно перевыполняют задания в полтора— два раза при отличном и хорошем качестве производимых работ. Бриіада держит пе­ реходящее Красное знамя конторы. Это знамя ремонтники стремятся удержать и в дальнейшем. С повышенной энергией трудятся н другие бригады ремонтников, которыми руководят тт. Дуничек, Маіпирь, Шапошников. Пии также досрочно выпу­ скают машины из ремонта. Увеличивается среди мончсіорских ав­ тотранспортников и количество шоферов- стотысячннков. Т. СТЕПАНОВА. Гор. Мончегорск. Каждый производственный коллектив, каждый рабочий стремится ответить па достижения строителей Волго-Донского судоходного капала новым повышением производительности труда па благо нашей великой матерн-Родины. Пас всех вдох- повляет пример стахановцев Волго-Дона. Нам хочется работать так же, как труди­ лись волго-донцы. Именно поэтому все рабочие нашего це­ ха нагонного депо станции Мур­ манск с особым удовлетворением и под’е- мом принимали на себя социалистические обязательства в честь окопчаппя строи­ тельства канала и Сталинского Дня же­ лезнодорожников. Нет ни одного рабочего вагонного депо, который бы не включился в это патриотическое соревнование. Мною также были прппяты социалисти­ ческие обязательства: создать резерв за­ пасных частей, в любую минуту пригод­ ных для использования. Я обязался также произвести досрочно средний ремонт двух вагонов. Обязательства выполнены. Резерв за­ пасных частей создан, два отремонтиро­ ванных вагона сданы в эксплоатацию 2 1 июля. В настоящее время я повысил свое обязательство и произвел досрочно сред­ ний ремонт еще двух железнодорожных j вагонов. Эти вагоны выйдут па линию через несколько дней. Кроме основной своей работы в этот же период, в порядке подготовки нашего це­ ха к зпме отремонтировал сушильную камеру и крыпту склада лесоматериалов. Этих успехов мне удалось достичь по­ тому, что в нашем депо существует креп­ кая трудовая взаимосвязь между пронз- водствепппками, инженерами и техниками. Так. выполнять своп обязательства мне помогли плотник-заготовитель Мария Коновалова и другие. Помимо того, что мы стремимся произ­ водить всо работы досрочно, мы добиваемся повышения качественных показателей. Все вагоны, отремонтированные нами, приняты приемщиком Министерства путей сообщения без единого замечания, с высо­ кими оценками качества ремонта. Успехи строителей Волго-Донского судоходного ка- иала пменп В. И. Леппна обязывают пас работать еше лѵччіе, досрочно выполнить годовую программу и свои социалистиче­ ские обязательства. Н. АЛЕКСЕЕВ. Плотник деревообделочного цеха вагонного допо станции Мурманск. Торжество советской науки Волнующая и радостная весть об окон­ чании строительства Волго-Донского судо­ ходного капала, о присвоении этому ве­ личайшему сооружению пмс-ніі Владимира Ильича Ленина уже известна всему миру. Трудящиеся стран народной демократии, все передовое человечество гордятся ге­ роическим трудовым подвигом советских людей, сделавших новый вклад в укрепле­ ние экономической мощи социалистическо­ го государства, в дело мира во всем мире. Первенец сталинских строек является одним из ярких доказательств того, что советская наука — самая передовая, самая прогрессивная в мире. Советская наука, советское техническое искусство неизме­ римо выше науки капиталистического об­ щества. Активное участие во всенародной стройке принимали и медицинские работ­ ники. Многочисленнаа группа врачей и среднего медперсонала, работавшая под ру­ ководством действительного члена Акаде­ мии медицинских наук СССР профессора И. Г. Сергеева и члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР II. В. Кожевникова, выполнявшая указания пар­ тии большевиков и Советского правитель­ ства, добилась больших успехов й деле здравоохранения. Советские медицин­ ские работники свели до минимума забо­ левания среди строителей канала. Мы, медицинские работники, восхи­ щаясь результатами героического труда тысяч и тысяч советских людей, не мо­ жем не отметить той огромной заботы# о человеке, которая проявляется в нашей советской стране. Строительство Волго- Донского канала позволит оросить ряд за­ сушливых и полупустынных районов на­ шей Родины. Э то изменит климатические условия, создаст обилие сельскохозяйст­ венных продуктов, превратит засушливые и полупустынные местности в цветущие уголки нашей Родины. Все это позволит поднять на новую ступень благосостояние нашего народа. Чудесны изменения, которые произошли в нашей стране за годы советской власти. Бесследно исчезли нищета, бескультурье, голод, повальные болезни. До Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции Кольский полуостров был глухой окраиной царской России, корен­ ное население — оленеводы — саами и • коми вымирали от голода и эпидемических, заболевании. ------- . Об’едншшшисъ в колхозы, саами и коми живут зажиточно. Населенные пункты тундры электрифицированы. В колхозных селах построены больницы, здравпункты, есть клубы и библиотеки, созданы школы. В дома колхозников проведено радио. Все это — доказательство сталинской, отеческой заботы о советских людях. И сегодня, в день торжественного откры­ тия Волго-Донского судоходного канала имени Владимира Ильича Ленина, сердца всех советских людей преисполнены ог­ ромной благодарности тому, кто вдохновил наш народ па трудовые подвиги, кто уве­ ренно ведет нашу Родину по пути к ком­ мунизму — великому и мудрому вождю и учителю' Иосифу Виссарионовичу Сталину. П. БЕЛОВ. Главный врач Лосозерской район­ ной больницы. Ловозеро. В ерн ем ся с богашЬім уловом. С огромным воодушевлением встретили моряки траулера «Касатка» постановление Совета Министров СССР об окончании строительства и открытіги первенца вели­ ких строек коммунизма — Волго-Доаского судоходного капала имени В. И. Ленина. В честь этого знаменательного э жизни каждого советского человека события эки­ паж нашего корабля, работающий, сак и весь промысловый флот, в сложных мете­ орологических условиях, ваял на себя в рейсе повышенное социалистическое обя­ зательство. Моряки борются за то, чтобы выполнить рейсовое задание иа 1 2 0 про­ центов, выловив дополнительно к рейсо­ вому плаяу 40 тонн рыбы; • вытопить рыбьего жира па 4 тонны больше задан­ ного, изготовить копсервов па 1 0 0 0 банок больше. Социалистически соревнование за вы­ полнение этого почетного для нас обяза­ тельства горячо идет па всех вахтах. Нлнлучшпх успехов в соревновании доби­ лась вторая вахта, которой руководят второй штурман корабля тов. Ванюхии, второй механик тов. Зенов и помощник тралмейстера комсомолец тов. Пирожник. Наиболее высоких стахаповских покааа- телей добились на своих операциях матросы тт. Пресс и Ильичев, кочегар тов, Гапджа. Экипаж траулера «Касатка» в день открытия Волго-Допского судоходного ка­ нала приложит все сплы, чтобы выпол­ нить свое обязательство. В. ЗАКУРДАЕВ — капитан траулера «Касатка», Б. КИСЕЛЕВ — пойполит траулера. П.ірспцово море. (По радио).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz