Полярная правда. 1952, июль.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' № 1 7 7 ( 7 2 8 3 ) 2 7 ИЮЛЯ 1 9 5 2 Г. волго-лонсиого судоходного кдндлд и сети оросительных К А Н А Л О В 253 .SyzGrs /СТАЛИНГРАД БЕресллвсцр м д о хр л н 1 КАЛА ' 'KJB mkhho ’ КрАСНО-Т*Л Боглдиое^»^! р л с м й л р м б и с к ШАХТЫ цимлянская Д о н е ц ХЭТЕЛЬНЙКОВСКНН .Обильное Т Г / / У МЛЛ.МАГТЫИОВК БдМ£в£кии ‘!« гм п(<ч- Чі 64л*гиис*и*^нС252г*^ о л о то ^ " ///У /Ж Щ & Ы ДѴіяскн н ^ ./O^fcfc^ І І | | | | ^ Я | ~ Г Г І ...... ...... Ѵ5ГРЯГ *оп?57ГГ ЗАВЕТНОЕ 'ЛОв'СКАЯ e+titmbni РЕМОНТНОЕ РОЛЕТАРСКАЯ СЕГОДНЯ — ОТКРЫТИЕ ВОЛГО-ДОНСКОГО СУДОХОДНОГО КАНАЛА ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА в ы д а ю щ а я с я п о б е д а в с т р о и т е л ь с т в е КОММУНИЗМА V ☆ & ѵ Великий Волго-Донской водный путь Могучая авиация сгпранЬі социализма Волго-Дон:кой судоходный канал по­ строен п введен в эксплуатацию. Совет­ ский народ под руководством большевист­ ской партии, под водительством Сталина одержал выдающуюся победу на фронте мирного труда. Новой водной магистрали присвоено бессмертное имя Владимира Ильича Ленина. Великие стройки коммунизма на Дону, Волге, Днепре и Аму-Дарье, осуществляе­ мые в невиданно короткие сроки, на ос- ноЕе достижений передовой советской на- укп и техники являются составной частью гениального сталинского плана построе­ ния материально-технической базы ком­ мунистического общества в нашей стране. Исключительно велико транспортное значение новых гидротехнических соору­ жений. Особенно это относится к Волго- Донскому каналу. Важность соединения двух крупнейших рек хорошо понцмалн еще наши далекие предки. Волго-Дон был мечтой нескольких поколений русского народа. Такое соеди­ нение ио географическим условиям могло быть наиболее осуществимым в районе правого притока Волги р. Камышинки и левого притока Дона р. Пловли, где с древ­ них времен на протяжении, примерно, пя­ ти километров, существовала так называ­ емая «переволока)\ участок, удобный для перетаскивания небольших судов посуху, на катках, пз одного притока в другой. В этом месте в конце XVII века пытал­ ся, но неудачно, прорыть канал Петр I. Вторую попытку он сделал через несколь­ ко лет в районе верховьев Волги и Дона, по рекам Оке и Упе. Созданный здесь водный путь оказался неудобным. Из-за недостатка воды прпшлось построить мно­ го мелких шлюзов. Кроме того, место для этого пути было избрано невыгодное с экономической точки зрения: сюда но тя­ готели основные грузы иЬлжского бас­ сейна. . В последующие столетия составлялся еще ряд проектов Волго-Донского соедине­ ния. Однако в условиях капиталистиче­ ской, экономически и технически отста­ лой России, прп налпчни ожесточенной конкуренции частных предпринимателей, часть которых была материально заинте­ ресована в задержке сооружения дешевого водного пути, строительство Волго-Дона не могло быть осуществлено. Оно стало возможным только в годы Советской властп. Уже в 1918 году В. И. Ленин указывал, что Волго-Донской канал " будет тем могучим транспортным рычагом, который перевернет экономику наиболее отсталых областей юго-востока России, и ставил'вопрос о подготовке к строительст­ ву канала. • . Большевистская партия и Советское правительство решили осуществить про­ блему Волго-Дона не изолированно, а увязав се решение с крупнейшими народ­ нохозяйственными задачами, возникающи­ ми прн использовании всего комплекса бо­ гатейших водных ресурсов Волжско-Кам­ ского и Донского бассейнов. В частности, одновременно с судоходным каналом соору­ жены Цимлянский гидроузел и система для орошения 1 0 0 тысяч гектаров засуш­ ливых земель в Ростовской области. Прежде чем соединить Волгу с Доном, надо было реконструировать се. Так заро­ дился сталинский план создания Большой Волги. Реализация намеченных грандиозных мероприятий началась во второй сталин­ ской пятилетке. Уже в 1937 году вступи­ ло в. эксплуатацию выдающееся сооруже­ ние сталинской • эпохи — канал имени Москвы. К тому же времени была созда-1трудовой подвиг. За короткий срок — три на первая ступень Волжского каскада — с половиной года — построены: Волго-Дон- Пваньковскпй гидроузел и Московское мо- ской судоходный канал длиной 101 кн.іо - ре. Эти сооружения позволили одновремен­ но получать гидроэлектроэнергию, снаб­ жать волжской водой столицу нашей Ро­ дины, создать ілубоководный вход в ка­ нал имени Москвы и благоустроенный водный путь от Иваньково до Калинина п несколько выше. В годы Великой Отечественной войны советский народ закончил строительство двух следующих ступеней Волжского кас­ када — Угличского и Щербаковского гид­ роузлов. Высоконапорпыг плотины этих узлов значительно подняли уровень Верх­ ней Волги п обеспечили глубоководные подходы к каналу имени Москвы и по р. Шексне. Создание огромного Рыбинско­ го водохранилища позволило благодаря ре­ гулированию стока воды пз него улуч­ шить условия судоходства и в среднем и нижнем течении Волги. После осуществления этих великих ра­ бот проблема Волго-Дона приобрела еще большее значение. Теперь она должна бы­ ла не только завершить соединение всех пяти морей евроиейской части СССР, ио и дать больший эффект на базе частично уже реконструированной глубоководной Волги. С постройкой Сталинградского п куй­ бышевского гидроузлов комплекс Волго- Дона, включающий в себя весь реконст­ руированный волжский путь, Волго-Дон- ской канал, Цимлянское море и Нижний Дон, почтп полностью завершится. Мы говорим «почти» потому, что существует план дальнейшей реконструкции Волжско- Камского и Донского бассейнов. В комплексном водохозяйственном ис­ пользовании Волги и Дона немаловажное значение получат нх крупные нритокіи в первую очередь Кама, Ока н Северный До­ нец. Частично уже осуществляемые (Мо- лотовская ГЭС), а также планируемые гид­ росооружения на р. Каме, будут служить крупнейшими источниками энергии для развивающейся промышленности Урала и Прикамья, они улучшат судоходные усло­ вия нз Каме. На реке Оке также возможно сооруже­ ние крупных гидроузлов. Окская судоход­ ная магистраль с ее притоками — реками Москвой и Клязьмой еще надежнее свяжет Поволжье, Прикамье и Дон с центральны­ ми промышленными районами нашей страны. Шлюзованный Северный чДонец чпт перевозки огромных количеств донбас­ ского угля на Волгу и волжского леса в обратном направлении. Волго-Донской путь уже сейчас благо­ даря каналу имени В. II. Ленина соеди­ няется через Азовское и Черное моря с Днепровской системой. В экономические связи с Черноморским бассейном вк.ио - метр с 13 уникальными автоматизиро­ ванными шлюзами, три мощные насосные станции, 13 плотин н дамб, пристани, мосты, дороги и много других сложней­ ших сооружений; Цимлянский гидроузел в составе гидроэлектростанции мощностью 160 тысяч киловатт, земляной плотины длиной почти 13 километров, водосливной бетонной плотпны д л и н о й иолкилометра, двух судоходных шлюзов, судоходного ка­ нала между ними, аванпорта п т. д.; Дон­ ской магистральный оросительный канал, Нижне-Донской и Азовский распредели­ тельные каналы общей протяженностью 192 километра;—яакопети новые железно­ дорожные линии от станции Морозовская Сталинградской железной дороги до Цим­ лянского гидроузла и от этого узла до станции Куберіе общей протяженностью в 174 километра. Новая железная дорога открывает до­ полнительное, очень важное направление для перевозки грузов нз Донбасса на Вол­ гу и обратно. Тут уместно опять заглянуть несколько вперед, сказать о перспективах развития железнодорожного сообщения на базе дру­ гих великих строек коммунизма. Намечено также железнодорожное сооб­ щение через Сталинградскую плотину и в дальнейшем создание железнодорожной связи между Средней Азией и левобережь­ ем Волги со Сталинградом. Донбассом, центральными и другими районами евро­ пейской части СССР. Через Куйбышевскую плотину будет осуществлено железнодорожное сообщение, благодаря которому разгрузится существу­ ющая Куйбышевская дорога на участке Сызрань—Киноль. В дальнейшем это сооб­ щение усилит железнодорожные связи Нижнего Поволжья, Донбасса и Северного Кавказа с северо-восточными районами СССР путем, продолжения и использова­ ния железнодорожных и автомобильных лпний вдоль правого и левого берегов Волги. Железнодорожное сообщение через' Ка­ ховскую плотину свяжет Западную и Во­ сточную Украину с Приазовьем и Крымом. * Стройки коммунизма повысят значе­ ние в грузообороте страны и Московского транспортного узла, связывающего 11 железнодорожных - магистралей, глубоко­ водные каналы и другие водные пути. Разумеется, эти же стройки отразятся и на развитии автомобильного и воздушного транспорта. Товарищ Сталин в своей исторической речи перед избирателями 9 февраля 19-16 года сказал: «Нам нужно добиться того, чтобы- наша промышленность могла произ­ водить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до грузов на дальние расстояния. Исключи­ тельно благоприятные условия создаются для организации новых транзитных пас­ сажирских судоходных линий, например, по маршруту: Москва — Канал имени Москвы — Волга — Волго-Донской канал — Дон — побережье Кавказа и Крым. В создании всего комплекса Волго-Дон­ ского соединения огромная заслуга при­ надлежит нашей советской науке. В постановлении Совета Министров СССР об открытии Волго-Донского судо­ ходного канала подчеркнуто, что строи­ тельство этого канала н Цимлянского гид­ роузла осуществлено с применением мощ­ ных и высокопроизводительных машин и механизмов отечественного производства. В процессе строительства решен ряд важ­ ных научных и технических проблем. Крупным достижением науки явилось решение проблемы возведения больших гидротехнических сооружений в сложных геологических условиях. Выдающимся вкладом в развитие *гндротехннкн стал ме­ тод скоростного намыва земляных плотин, впервые в мировой практике применен­ ный в зимних условиях. Советские уче­ ные и инженеры-строители разработали новые способы грунтового водопонижения. День Воздушного Флота' СССР — один (из любнмейшпх традиционных праздни­ ков советских людей. Окруженная повсе­ дневной 8 а$отой партия и правительства, великого вождя товариша Сталина, совет­ ская авиация неуклонно растет и креп­ нет. В ее все возрастающей мощи вопло­ щены могущество нашей Родины, огром­ ный под’ем социалистической индустрии, расцвет науки и техники. В обстановке великого трудового под’е- ма и активной борьбы за доло мира встре­ чают народы СССР День Воздушного Фло­ та. Выполнив план послевоенной пятилет­ ки и программу 1951 года, страна доби­ лась нового под’ема экономики и культу­ ры. Успешно претворяется в жизнь вели­ чественный сталинский плап коммунисти­ ческого строительства. По предначертани­ ям великого Сталина возводятся гранди­ озные гидроэлектростанции, прокладыва­ ются гигантские каналы, преобразуется природа страны, создается материально- техническая база коммунизма. С чувством величайшей радости и гор­ дости за свою Отчизну воспринял весь со­ ветский народ постановление Совета Ми­ нистров С-ССР об открытии Волго-Донского капала — первенца великих строек ком­ мунизма и Указ о присвоении каналу имени великого Ленина. Воодушевленные примером Советского Союза, опираясь на его богатейший опыт и бескорыстную братскую помощь, трудя­ щиеся стран народной демократии, Китая и Германской Демократической Республики под руководством свопх коммунистических и рабочих партий, в короткий историче­ ский срок добились огромных успехов в Строителям Волго-Дона оказали боль- строительстве повой жизни, в мирном раз- чается около 30 тысяч километров судо-і.500 миллионов тонн ѵгля, до 60 миілио- ходных рек Волжского и Северо-западного 1 бассейнов. К этому следует добавить, что Волго-Донской . канал свяжет советскую водную систему с путями ІІрндунайских стран народной демократии, в частности, со строящимся в Румынии спрямляющим каналом Дунай— Черное море. В недалеком будущем Волго-Донской путь получит выход и в Среднюю Азию Через Каспийское морс и Главный Турк­ менский канал. Завершение проблемы Волго-Дона — торжество творческого труда советского народа, крупнейший успех социалистиче­ ской индустрии, отечественной науки и техники. Совершен поистипе выдающийся нов тонн нефти». В соответствии с ростом производства этих основных отраслей народного хозяй­ ства об'см перевозок всеми видами транс­ порта достигнет громадных размеров и значительно возрастет но сравнению с нынешним уровнем. Особенно большой прирост грузооборота будет, естественно, в районах, тяготею­ щих к стройкам коммунизма. Рациональ­ ное распределение грузов между отдель­ ными видами транспорта обеспечит сни­ жение себестоимости перевозок, главным образом, за счет использования новых глу­ боководных путей на Волге, Дону и Днеп­ ре с целью транспортировки массовых шую помощь Академия наук СССР, Акаде­ мии наук союзных республик, многочис­ ленные научно-исследовательские инсти­ туты и высшие учебные заведения, а так­ же Всесоюзные научные пнженерно-тех- ничсские общества. В ходе работ росло и крепло содружество ученых п новаторов производства, что содействовало новому иод’ему советской науки п техники. Сейчас в связи с окончанием строитель­ ства Волго-Донского канала перед нашими учеными выдвигаются новые серьезные задачи. Надо всесторонне изучить и науч­ но обобщить полученный здесь богатей­ ший опыт, результаты применения на стройке последних достижений науки и техники. Следует разработать многие про­ блемы транспорта, энергетики и орошения с тем, чтобы добиться наибольшей эффек­ тивности в эксплуатации новых гигант­ ских сооружений. Всё это поможет также выявить луч­ шие способы осуществления дальнейших планов создания единой воднотранспорт­ ной системы, с включением в нее рек не только Средней Азии, но и Сибири. Наша страна обладает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. Протяженность ее рек составляет около 2,5 миллиона километров. СССР — богатей­ шее в мире государство ио гидроресурсам; потенциальная мощность рек, которые мо­ гут быть использованы для нужд энерге­ тики, исчисляется в 300 миллионов кило­ ватт, т. е. равна мощности 150 таких ог­ ромных электростанций, как будущая Куйбышевская. Опыт строительства и экс­ плуатации Волго-Донского судоходного канала и всех его сооружений, а также оросительной системы имеет неоценимое значение для дальнейших грандиозных ра­ бот по созданию и освоению гигантских гидроузлов. Историческая победа, какой является постройка Волго-Донского судоходного ка­ пала имени В. И. Ленина, вдохновляет, всех советских людей на новые трудовые подвиги, вызывает у них новый прилив творческой энергии, желание работать еще больше, еще лучше. В. 3B0HH0B. Член-корреспондент Академии наук СССР. НАСОСНЬіе СТАНЦИИ п л о щ л д и о о о ш с к и я м о е в о д н е н и ? » К А Н А Л Ы б О Д О Х р А Н Ы Л И ѵ д л П Л О Т И Н ы гидроэлектростлмцин л е с ные н А САШ д е н и я ж е л е з н ы е д о р о г и витии по пути социализма. Все это детельствует о неизмеримых преимущест­ вах социалистического строя над капита­ листическим. Пытаясь спасти обреченную на немину­ емую гибель систему капитализма, правя­ щие круги США и Англии стремятся раз­ вязать войну против Советского Союза, стран народной демократии и Китая, крываясь флагом Организации Об’едннен- ных Наций, опп уже два года ведут раз­ бойничью войну против миролюбивого ко­ рейского народа, применяя такие варвар­ ские средства массового уничтожения лю­ ден, как бактериологическое оружие. Верный своей мирной политике, СССР неустанно борется за предотвращение но­ вой воины, возглавляя всемирный лагерь мира, демократии и социализма. Занятые вдохновенным мпрпым созида­ тельным трудом, советские люди в то же время бдительно следят за происками им­ периалистических агрессоров. Они знают что могучие Вооруженные Силы СССР, том числе и сталинская авиация, страже своей социалистической Родины и являются мощным фактором защиты мира Паш народ х«рошо помнит указания товарища Сталина о том, что пока суще­ ствует империализм п капиталистическое окружение — опасность' возникновения новой войны п опасность нападения на Советскігіі Союз не миновали и что, связи с этим, порох надо держать сухим. «Конечно, — говорит товарищ Сталин — агрессоры хотят, чтобы Советский Со юз был безоружен в случае нх нападения на него. По Советский Союз с этим пе со­ гласен и думает, что агрессора надо встре­ тить во всеоружии». Партия, правительство и лично товарищ Сталии повседневно заботятся о дальней­ шем укреплении обороноспособности па­ шей Родины, об усилении боевой мощи Советской Армии и ее Военно-Воздушных Сил. День Воздушного Флота СССР — день всенародного смотра успехов совет­ ской авиации, достигнутых под руковод­ ством партии большевиков и великого Сталина — создателя мощного Воздушно­ го Флота СССР и воспитателя его кадров. Наша страна — родина авиации и воз- духоплавашія. Велнкнй русский парод дал миру выдающихся ученых и изобретателей — М. В. Ломоносова, А. Ф. Можайского, Д. И. Менделеева, II. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского, С. А. Чаплыгина, Г. Е. Ко­ тельникова, И. П. Нестерова и других, ко­ торые первыми в мире разработали осно­ вы теории авиации, реактивной техники, тяжелого самолетостроения, парашютизма, высшего пилотажа. Своими научными трудами они заложили прочный Фундамент для дальнейшего бурного развития совре­ менной авиации и утвердили наш неоспо­ римый приоритет в создании авиационной науки и техники. С первых дней существования Совет­ ской власти, по инициативе В. И. Ленина и П. В. Сталина правительство приняло ряд важнейших решений, обеспечивших быстрое развитие авпацпп. Были созда­ ны научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, организована сеть авиационных школ, приняты меры к ук­ реплению авиационных кадров. Нз года в год росла и крепла наша авиация. Расцвет ее неразрывно связан с претворением в жизнь планов великих сталішских пятилеток, когда Советский Союз стиз крупной индустриальной и кол­ хозной державой. Товарищ Стадии — организатор и соз­ датель Воздушного Флота С-ССР, воспита­ тель авнацнопных кадров, вдохновитель блестящих побед советской авиации. Вели­ кий вождь лично следит за развитием авиационной промышленности и совер­ шенствованием многообразной авиационной техники, за ростом н воспитанием конст­ рукторских и летио-техннческих кадров. •Можно сказать, что нет ни одного самоле­ та и мотора, вышедшего из конструктор­ ских бюри, который вначале в проекте, а затем и в натуре не подвергся бы рас­ смотрению и критике товарища Сталина. Особую заботу товарищ Сталин проявляет о повышенна летно-тактических качеств самолетов, об удобства работы летчика на самолете и его безопасности в п о л е т е ._ С каждым годом в небе нашей Родины реяло все больше и больше новых боевых я транспортных самолетов, над созданием которых плодотворно работали воспитан­ ные товарищем Сталиным талантливые советские конструкторы — А. Н. Туполев, А. П. Микоян, С. В. Плыошпн, А. С. Яков­ лев, С. А. Лавочкин, А. Д. Швецов, В. Я. Климов, А. А. Никулин и другие. Выполняя задачу, - поставленную товарищем Сталиным: летать дальше всех, быстрее всех и выше всех, — крылатые советские богатыри завоевали многочис- ленные международные авиационные ре­ корды на высоту, грузопод’емность и даль­ ность полетов, а легендарные перелеты экипажей Чкалова, Громова, Гризодубоьой прославили нашу Родину на бось мпр. Успешные боевые действия нашей ави­ ации против японских самураев (1938 и 1939 гг.) и белофиннов (1940 г.) яви­ лись наглядным свидетельством того, что Х)СР, благодаря постоянной заботе боль­ шевистской партии и лично товариша угалина, за годы предвоенных пятилеток превратился в могучую авпзцпонную дер-, жаву. С особой силой могущество сталинской авиации проявилось в годы Великой Оте­ чественной войны, когда немецко-фашист­ ские полчпща, пользуясь внезапностью нападения и временным превосходством в р живой силе и технике, продвигались в глубь иашей страны, Советская Армия и ее Воздушные Силы в ожесточенных обо­ ронительных боях перемалывали основные силы гитлеровской армии и авиации. Толь­ ко за пять первых месяцев войны было сби­ то в воздухе и уничтожено па аэродромах 13 тысяч вражеских самолетов. Родина пе забудет бессмертных подвигов летчиков — Героев Советского Союза Гастелло, Супруна, Харитонова, Талалихина и др. Уже в ноябре 1941 года авиация полу­ чила высокую оценку товарища Сталина. «Наша авиация, — • говорил товарищ Сталин. — по- качеству превосходит не­ мецкую авиацию, а наши славные лётчи- покрыли себя . славой бесстрашных бойцов». Американо-английские фальсификаторы нстсфпи пытаются всячески умалить роль нашей авиации в разгроме гитлеровской авпацпп, распространяя легенду о том, что якобы не советская, а их авиация разгромила немецко-фашистский воздуш­ ный флот. Однако это наглое утвержде­ ние легко опровергается цифрами: всего гитлеровская Германия построила за пос­ ледние три года войны 80 тысяч самоле­ тов, пз’ нпх 75 тысяч машин было унич- . тожено па советско-германском фронте. Что же касается американо-английской авиа­ ции, то ее роль в разгроме гитлеровской Германии и империалистической Японии ничтожна. Военно-Воздушные Силы СССР в годы великой Отечественной войны прошли в составе Советской Армии славный боевой путь. Тесно взаимодействуя с сухопутны-- ми и морскими силами, авиация сыграла большую роль в завоевании всемирно- исторической победы СССР над гитлеров­ ской Германией и империалистической Японией. Под мудрым водительством товариша Сталина Вооруженные Силы СССР победо­ носно закончили войну, прославили наш народ бессмертными подвигами. Советская Армия вышла пз войны еше более зака­ ленной, окрепшей, вооруженной сталин­ ской наукой побеждать, способной дать сокрушительный отпор любым империали­ стическим агрессорам. В послевоенные годы наша авиация продолжает развиваться п совершенство­ ваться. Окрыленные заботой и вниманием товарища Сталина, советские авиационные конструкторы, инженеры, техники и рабо­ чие создали лучшие в мире многомотор­ ные и реактивные самолеты. Одновремен­ но с ростом авиационной техники совер­ шенствуется мастерство сталинских со­ колов. В послевоенные годы успешно разви­ вается и Гражданский Воздушный Флот: непрерывно растет его самолетный парк, расширяется сеть авиалиний, увеличи­ вается число благоустроеиных аэропортов. Яркой демонстрацией любви советского народа к сталинской авиации является массовое участие трудящихся в работе добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Отвечая на заботу партии большевиков, товарища Сталина и всего советского на­ рода о процветании авиации, воины-авиа­ торы неустанно повышают свою боевую готовность, совершенствуют военные и политические знания, множат ряды от­ личников боевой я политической подго­ товки, крепят воинскую дисциплину и ор­ ганизованность. Они направляют все своп силы и энергию па выполнение почетной и ответственной задачи, поставленной товарищем Сталиным перед Советекоп Армией в послевоенный период: «бдитель­ но охранять завоеванный мпр и созида­ тельный труд советского народа, быть на­ дежной оперой интересов Советского Со­ юза». Беззаветно преданные социалистической Родине, партии большевиков, великому Сталину, советские авиаторы стоят на стражо дела мира, зорко охраняют страну строящегося коммунизма. Опн всегда гото­ вы выполнить свой долг и ответить со- крушитезышм ударом на любую попытку империалистических агрессоров напасть па пашу страну. П. ЖИГАРЕВ. Генерал-полковник авиации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz