Полярная правда. 1952, июль.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' № 1 7 7 ( 7 2 8 3 ) 2 7 ИЮЛЯ 1 9 5 2 Г. волго-лонсиого судоходного кдндлд и сети оросительных К А Н А Л О В 253 .SyzGrs /СТАЛИНГРАД БЕресллвсцр м д о хр л н 1 КАЛА ' 'KJB mkhho ’ КрАСНО-Т*Л Боглдиое^»^! р л с м й л р м б и с к ШАХТЫ цимлянская Д о н е ц ХЭТЕЛЬНЙКОВСКНН .Обильное Т Г / / У МЛЛ.МАГТЫИОВК БдМ£в£кии ‘!« гм п(<ч- Чі 64л*гиис*и*^нС252г*^ о л о то ^ " ///У /Ж Щ & Ы ДѴіяскн н ^ ./O^fcfc^ І І | | | | ^ Я | ~ Г Г І ...... ...... Ѵ5ГРЯГ *оп?57ГГ ЗАВЕТНОЕ 'ЛОв'СКАЯ e+titmbni РЕМОНТНОЕ РОЛЕТАРСКАЯ СЕГОДНЯ — ОТКРЫТИЕ ВОЛГО-ДОНСКОГО СУДОХОДНОГО КАНАЛА ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА в ы д а ю щ а я с я п о б е д а в с т р о и т е л ь с т в е КОММУНИЗМА V ☆ & ѵ Великий Волго-Донской водный путь Могучая авиация сгпранЬі социализма Волго-Дон:кой судоходный канал по строен п введен в эксплуатацию. Совет ский народ под руководством большевист ской партии, под водительством Сталина одержал выдающуюся победу на фронте мирного труда. Новой водной магистрали присвоено бессмертное имя Владимира Ильича Ленина. Великие стройки коммунизма на Дону, Волге, Днепре и Аму-Дарье, осуществляе мые в невиданно короткие сроки, на ос- ноЕе достижений передовой советской на- укп и техники являются составной частью гениального сталинского плана построе ния материально-технической базы ком мунистического общества в нашей стране. Исключительно велико транспортное значение новых гидротехнических соору жений. Особенно это относится к Волго- Донскому каналу. Важность соединения двух крупнейших рек хорошо понцмалн еще наши далекие предки. Волго-Дон был мечтой нескольких поколений русского народа. Такое соеди нение ио географическим условиям могло быть наиболее осуществимым в районе правого притока Волги р. Камышинки и левого притока Дона р. Пловли, где с древ них времен на протяжении, примерно, пя ти километров, существовала так называ емая «переволока)\ участок, удобный для перетаскивания небольших судов посуху, на катках, пз одного притока в другой. В этом месте в конце XVII века пытал ся, но неудачно, прорыть канал Петр I. Вторую попытку он сделал через несколь ко лет в районе верховьев Волги и Дона, по рекам Оке и Упе. Созданный здесь водный путь оказался неудобным. Из-за недостатка воды прпшлось построить мно го мелких шлюзов. Кроме того, место для этого пути было избрано невыгодное с экономической точки зрения: сюда но тя готели основные грузы иЬлжского бас сейна. . В последующие столетия составлялся еще ряд проектов Волго-Донского соедине ния. Однако в условиях капиталистиче ской, экономически и технически отста лой России, прп налпчни ожесточенной конкуренции частных предпринимателей, часть которых была материально заинте ресована в задержке сооружения дешевого водного пути, строительство Волго-Дона не могло быть осуществлено. Оно стало возможным только в годы Советской властп. Уже в 1918 году В. И. Ленин указывал, что Волго-Донской канал " будет тем могучим транспортным рычагом, который перевернет экономику наиболее отсталых областей юго-востока России, и ставил'вопрос о подготовке к строительст ву канала. • . Большевистская партия и Советское правительство решили осуществить про блему Волго-Дона не изолированно, а увязав се решение с крупнейшими народ нохозяйственными задачами, возникающи ми прн использовании всего комплекса бо гатейших водных ресурсов Волжско-Кам ского и Донского бассейнов. В частности, одновременно с судоходным каналом соору жены Цимлянский гидроузел и система для орошения 1 0 0 тысяч гектаров засуш ливых земель в Ростовской области. Прежде чем соединить Волгу с Доном, надо было реконструировать се. Так заро дился сталинский план создания Большой Волги. Реализация намеченных грандиозных мероприятий началась во второй сталин ской пятилетке. Уже в 1937 году вступи ло в. эксплуатацию выдающееся сооруже ние сталинской • эпохи — канал имени Москвы. К тому же времени была созда-1трудовой подвиг. За короткий срок — три на первая ступень Волжского каскада — с половиной года — построены: Волго-Дон- Пваньковскпй гидроузел и Московское мо- ской судоходный канал длиной 101 кн.іо - ре. Эти сооружения позволили одновремен но получать гидроэлектроэнергию, снаб жать волжской водой столицу нашей Ро дины, создать ілубоководный вход в ка нал имени Москвы и благоустроенный водный путь от Иваньково до Калинина п несколько выше. В годы Великой Отечественной войны советский народ закончил строительство двух следующих ступеней Волжского кас када — Угличского и Щербаковского гид роузлов. Высоконапорпыг плотины этих узлов значительно подняли уровень Верх ней Волги п обеспечили глубоководные подходы к каналу имени Москвы и по р. Шексне. Создание огромного Рыбинско го водохранилища позволило благодаря ре гулированию стока воды пз него улуч шить условия судоходства и в среднем и нижнем течении Волги. После осуществления этих великих ра бот проблема Волго-Дона приобрела еще большее значение. Теперь она должна бы ла не только завершить соединение всех пяти морей евроиейской части СССР, ио и дать больший эффект на базе частично уже реконструированной глубоководной Волги. С постройкой Сталинградского п куй бышевского гидроузлов комплекс Волго- Дона, включающий в себя весь реконст руированный волжский путь, Волго-Дон- ской канал, Цимлянское море и Нижний Дон, почтп полностью завершится. Мы говорим «почти» потому, что существует план дальнейшей реконструкции Волжско- Камского и Донского бассейнов. В комплексном водохозяйственном ис пользовании Волги и Дона немаловажное значение получат нх крупные нритокіи в первую очередь Кама, Ока н Северный До нец. Частично уже осуществляемые (Мо- лотовская ГЭС), а также планируемые гид росооружения на р. Каме, будут служить крупнейшими источниками энергии для развивающейся промышленности Урала и Прикамья, они улучшат судоходные усло вия нз Каме. На реке Оке также возможно сооруже ние крупных гидроузлов. Окская судоход ная магистраль с ее притоками — реками Москвой и Клязьмой еще надежнее свяжет Поволжье, Прикамье и Дон с центральны ми промышленными районами нашей страны. Шлюзованный Северный чДонец чпт перевозки огромных количеств донбас ского угля на Волгу и волжского леса в обратном направлении. Волго-Донской путь уже сейчас благо даря каналу имени В. II. Ленина соеди няется через Азовское и Черное моря с Днепровской системой. В экономические связи с Черноморским бассейном вк.ио - метр с 13 уникальными автоматизиро ванными шлюзами, три мощные насосные станции, 13 плотин н дамб, пристани, мосты, дороги и много других сложней ших сооружений; Цимлянский гидроузел в составе гидроэлектростанции мощностью 160 тысяч киловатт, земляной плотины длиной почти 13 километров, водосливной бетонной плотпны д л и н о й иолкилометра, двух судоходных шлюзов, судоходного ка нала между ними, аванпорта п т. д.; Дон ской магистральный оросительный канал, Нижне-Донской и Азовский распредели тельные каналы общей протяженностью 192 километра;—яакопети новые железно дорожные линии от станции Морозовская Сталинградской железной дороги до Цим лянского гидроузла и от этого узла до станции Куберіе общей протяженностью в 174 километра. Новая железная дорога открывает до полнительное, очень важное направление для перевозки грузов нз Донбасса на Вол гу и обратно. Тут уместно опять заглянуть несколько вперед, сказать о перспективах развития железнодорожного сообщения на базе дру гих великих строек коммунизма. Намечено также железнодорожное сооб щение через Сталинградскую плотину и в дальнейшем создание железнодорожной связи между Средней Азией и левобережь ем Волги со Сталинградом. Донбассом, центральными и другими районами евро пейской части СССР. Через Куйбышевскую плотину будет осуществлено железнодорожное сообщение, благодаря которому разгрузится существу ющая Куйбышевская дорога на участке Сызрань—Киноль. В дальнейшем это сооб щение усилит железнодорожные связи Нижнего Поволжья, Донбасса и Северного Кавказа с северо-восточными районами СССР путем, продолжения и использова ния железнодорожных и автомобильных лпний вдоль правого и левого берегов Волги. Железнодорожное сообщение через' Ка ховскую плотину свяжет Западную и Во сточную Украину с Приазовьем и Крымом. * Стройки коммунизма повысят значе ние в грузообороте страны и Московского транспортного узла, связывающего 11 железнодорожных - магистралей, глубоко водные каналы и другие водные пути. Разумеется, эти же стройки отразятся и на развитии автомобильного и воздушного транспорта. Товарищ Сталин в своей исторической речи перед избирателями 9 февраля 19-16 года сказал: «Нам нужно добиться того, чтобы- наша промышленность могла произ водить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до грузов на дальние расстояния. Исключи тельно благоприятные условия создаются для организации новых транзитных пас сажирских судоходных линий, например, по маршруту: Москва — Канал имени Москвы — Волга — Волго-Донской канал — Дон — побережье Кавказа и Крым. В создании всего комплекса Волго-Дон ского соединения огромная заслуга при надлежит нашей советской науке. В постановлении Совета Министров СССР об открытии Волго-Донского судо ходного канала подчеркнуто, что строи тельство этого канала н Цимлянского гид роузла осуществлено с применением мощ ных и высокопроизводительных машин и механизмов отечественного производства. В процессе строительства решен ряд важ ных научных и технических проблем. Крупным достижением науки явилось решение проблемы возведения больших гидротехнических сооружений в сложных геологических условиях. Выдающимся вкладом в развитие *гндротехннкн стал ме тод скоростного намыва земляных плотин, впервые в мировой практике применен ный в зимних условиях. Советские уче ные и инженеры-строители разработали новые способы грунтового водопонижения. День Воздушного Флота' СССР — один (из любнмейшпх традиционных праздни ков советских людей. Окруженная повсе дневной 8 а$отой партия и правительства, великого вождя товариша Сталина, совет ская авиация неуклонно растет и креп нет. В ее все возрастающей мощи вопло щены могущество нашей Родины, огром ный под’ем социалистической индустрии, расцвет науки и техники. В обстановке великого трудового под’е- ма и активной борьбы за доло мира встре чают народы СССР День Воздушного Фло та. Выполнив план послевоенной пятилет ки и программу 1951 года, страна доби лась нового под’ема экономики и культу ры. Успешно претворяется в жизнь вели чественный сталинский плап коммунисти ческого строительства. По предначертани ям великого Сталина возводятся гранди озные гидроэлектростанции, прокладыва ются гигантские каналы, преобразуется природа страны, создается материально- техническая база коммунизма. С чувством величайшей радости и гор дости за свою Отчизну воспринял весь со ветский народ постановление Совета Ми нистров С-ССР об открытии Волго-Донского капала — первенца великих строек ком мунизма и Указ о присвоении каналу имени великого Ленина. Воодушевленные примером Советского Союза, опираясь на его богатейший опыт и бескорыстную братскую помощь, трудя щиеся стран народной демократии, Китая и Германской Демократической Республики под руководством свопх коммунистических и рабочих партий, в короткий историче ский срок добились огромных успехов в Строителям Волго-Дона оказали боль- строительстве повой жизни, в мирном раз- чается около 30 тысяч километров судо-і.500 миллионов тонн ѵгля, до 60 миілио- ходных рек Волжского и Северо-западного 1 бассейнов. К этому следует добавить, что Волго-Донской . канал свяжет советскую водную систему с путями ІІрндунайских стран народной демократии, в частности, со строящимся в Румынии спрямляющим каналом Дунай— Черное море. В недалеком будущем Волго-Донской путь получит выход и в Среднюю Азию Через Каспийское морс и Главный Турк менский канал. Завершение проблемы Волго-Дона — торжество творческого труда советского народа, крупнейший успех социалистиче ской индустрии, отечественной науки и техники. Совершен поистипе выдающийся нов тонн нефти». В соответствии с ростом производства этих основных отраслей народного хозяй ства об'см перевозок всеми видами транс порта достигнет громадных размеров и значительно возрастет но сравнению с нынешним уровнем. Особенно большой прирост грузооборота будет, естественно, в районах, тяготею щих к стройкам коммунизма. Рациональ ное распределение грузов между отдель ными видами транспорта обеспечит сни жение себестоимости перевозок, главным образом, за счет использования новых глу боководных путей на Волге, Дону и Днеп ре с целью транспортировки массовых шую помощь Академия наук СССР, Акаде мии наук союзных республик, многочис ленные научно-исследовательские инсти туты и высшие учебные заведения, а так же Всесоюзные научные пнженерно-тех- ничсские общества. В ходе работ росло и крепло содружество ученых п новаторов производства, что содействовало новому иод’ему советской науки п техники. Сейчас в связи с окончанием строитель ства Волго-Донского канала перед нашими учеными выдвигаются новые серьезные задачи. Надо всесторонне изучить и науч но обобщить полученный здесь богатей ший опыт, результаты применения на стройке последних достижений науки и техники. Следует разработать многие про блемы транспорта, энергетики и орошения с тем, чтобы добиться наибольшей эффек тивности в эксплуатации новых гигант ских сооружений. Всё это поможет также выявить луч шие способы осуществления дальнейших планов создания единой воднотранспорт ной системы, с включением в нее рек не только Средней Азии, но и Сибири. Наша страна обладает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. Протяженность ее рек составляет около 2,5 миллиона километров. СССР — богатей шее в мире государство ио гидроресурсам; потенциальная мощность рек, которые мо гут быть использованы для нужд энерге тики, исчисляется в 300 миллионов кило ватт, т. е. равна мощности 150 таких ог ромных электростанций, как будущая Куйбышевская. Опыт строительства и экс плуатации Волго-Донского судоходного канала и всех его сооружений, а также оросительной системы имеет неоценимое значение для дальнейших грандиозных ра бот по созданию и освоению гигантских гидроузлов. Историческая победа, какой является постройка Волго-Донского судоходного ка пала имени В. И. Ленина, вдохновляет, всех советских людей на новые трудовые подвиги, вызывает у них новый прилив творческой энергии, желание работать еще больше, еще лучше. В. 3B0HH0B. Член-корреспондент Академии наук СССР. НАСОСНЬіе СТАНЦИИ п л о щ л д и о о о ш с к и я м о е в о д н е н и ? » К А Н А Л Ы б О Д О Х р А Н Ы Л И ѵ д л П Л О Т И Н ы гидроэлектростлмцин л е с ные н А САШ д е н и я ж е л е з н ы е д о р о г и витии по пути социализма. Все это детельствует о неизмеримых преимущест вах социалистического строя над капита листическим. Пытаясь спасти обреченную на немину емую гибель систему капитализма, правя щие круги США и Англии стремятся раз вязать войну против Советского Союза, стран народной демократии и Китая, крываясь флагом Организации Об’едннен- ных Наций, опп уже два года ведут раз бойничью войну против миролюбивого ко рейского народа, применяя такие варвар ские средства массового уничтожения лю ден, как бактериологическое оружие. Верный своей мирной политике, СССР неустанно борется за предотвращение но вой воины, возглавляя всемирный лагерь мира, демократии и социализма. Занятые вдохновенным мпрпым созида тельным трудом, советские люди в то же время бдительно следят за происками им периалистических агрессоров. Они знают что могучие Вооруженные Силы СССР, том числе и сталинская авиация, страже своей социалистической Родины и являются мощным фактором защиты мира Паш народ х«рошо помнит указания товарища Сталина о том, что пока суще ствует империализм п капиталистическое окружение — опасность' возникновения новой войны п опасность нападения на Советскігіі Союз не миновали и что, связи с этим, порох надо держать сухим. «Конечно, — говорит товарищ Сталин — агрессоры хотят, чтобы Советский Со юз был безоружен в случае нх нападения на него. По Советский Союз с этим пе со гласен и думает, что агрессора надо встре тить во всеоружии». Партия, правительство и лично товарищ Сталии повседневно заботятся о дальней шем укреплении обороноспособности па шей Родины, об усилении боевой мощи Советской Армии и ее Военно-Воздушных Сил. День Воздушного Флота СССР — день всенародного смотра успехов совет ской авиации, достигнутых под руковод ством партии большевиков и великого Сталина — создателя мощного Воздушно го Флота СССР и воспитателя его кадров. Наша страна — родина авиации и воз- духоплавашія. Велнкнй русский парод дал миру выдающихся ученых и изобретателей — М. В. Ломоносова, А. Ф. Можайского, Д. И. Менделеева, II. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского, С. А. Чаплыгина, Г. Е. Ко тельникова, И. П. Нестерова и других, ко торые первыми в мире разработали осно вы теории авиации, реактивной техники, тяжелого самолетостроения, парашютизма, высшего пилотажа. Своими научными трудами они заложили прочный Фундамент для дальнейшего бурного развития совре менной авиации и утвердили наш неоспо римый приоритет в создании авиационной науки и техники. С первых дней существования Совет ской власти, по инициативе В. И. Ленина и П. В. Сталина правительство приняло ряд важнейших решений, обеспечивших быстрое развитие авпацпп. Были созда ны научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, организована сеть авиационных школ, приняты меры к ук реплению авиационных кадров. Нз года в год росла и крепла наша авиация. Расцвет ее неразрывно связан с претворением в жизнь планов великих сталішских пятилеток, когда Советский Союз стиз крупной индустриальной и кол хозной державой. Товарищ Стадии — организатор и соз датель Воздушного Флота С-ССР, воспита тель авнацнопных кадров, вдохновитель блестящих побед советской авиации. Вели кий вождь лично следит за развитием авиационной промышленности и совер шенствованием многообразной авиационной техники, за ростом н воспитанием конст рукторских и летио-техннческих кадров. •Можно сказать, что нет ни одного самоле та и мотора, вышедшего из конструктор ских бюри, который вначале в проекте, а затем и в натуре не подвергся бы рас смотрению и критике товарища Сталина. Особую заботу товарищ Сталин проявляет о повышенна летно-тактических качеств самолетов, об удобства работы летчика на самолете и его безопасности в п о л е т е ._ С каждым годом в небе нашей Родины реяло все больше и больше новых боевых я транспортных самолетов, над созданием которых плодотворно работали воспитан ные товарищем Сталиным талантливые советские конструкторы — А. Н. Туполев, А. П. Микоян, С. В. Плыошпн, А. С. Яков лев, С. А. Лавочкин, А. Д. Швецов, В. Я. Климов, А. А. Никулин и другие. Выполняя задачу, - поставленную товарищем Сталиным: летать дальше всех, быстрее всех и выше всех, — крылатые советские богатыри завоевали многочис- ленные международные авиационные ре корды на высоту, грузопод’емность и даль ность полетов, а легендарные перелеты экипажей Чкалова, Громова, Гризодубоьой прославили нашу Родину на бось мпр. Успешные боевые действия нашей ави ации против японских самураев (1938 и 1939 гг.) и белофиннов (1940 г.) яви лись наглядным свидетельством того, что Х)СР, благодаря постоянной заботе боль шевистской партии и лично товариша угалина, за годы предвоенных пятилеток превратился в могучую авпзцпонную дер-, жаву. С особой силой могущество сталинской авиации проявилось в годы Великой Оте чественной войны, когда немецко-фашист ские полчпща, пользуясь внезапностью нападения и временным превосходством в р живой силе и технике, продвигались в глубь иашей страны, Советская Армия и ее Воздушные Силы в ожесточенных обо ронительных боях перемалывали основные силы гитлеровской армии и авиации. Толь ко за пять первых месяцев войны было сби то в воздухе и уничтожено па аэродромах 13 тысяч вражеских самолетов. Родина пе забудет бессмертных подвигов летчиков — Героев Советского Союза Гастелло, Супруна, Харитонова, Талалихина и др. Уже в ноябре 1941 года авиация полу чила высокую оценку товарища Сталина. «Наша авиация, — • говорил товарищ Сталин. — по- качеству превосходит не мецкую авиацию, а наши славные лётчи- покрыли себя . славой бесстрашных бойцов». Американо-английские фальсификаторы нстсфпи пытаются всячески умалить роль нашей авиации в разгроме гитлеровской авпацпп, распространяя легенду о том, что якобы не советская, а их авиация разгромила немецко-фашистский воздуш ный флот. Однако это наглое утвержде ние легко опровергается цифрами: всего гитлеровская Германия построила за пос ледние три года войны 80 тысяч самоле тов, пз’ нпх 75 тысяч машин было унич- . тожено па советско-германском фронте. Что же касается американо-английской авиа ции, то ее роль в разгроме гитлеровской Германии и империалистической Японии ничтожна. Военно-Воздушные Силы СССР в годы великой Отечественной войны прошли в составе Советской Армии славный боевой путь. Тесно взаимодействуя с сухопутны-- ми и морскими силами, авиация сыграла большую роль в завоевании всемирно- исторической победы СССР над гитлеров ской Германией и империалистической Японией. Под мудрым водительством товариша Сталина Вооруженные Силы СССР победо носно закончили войну, прославили наш народ бессмертными подвигами. Советская Армия вышла пз войны еше более зака ленной, окрепшей, вооруженной сталин ской наукой побеждать, способной дать сокрушительный отпор любым империали стическим агрессорам. В послевоенные годы наша авиация продолжает развиваться п совершенство ваться. Окрыленные заботой и вниманием товарища Сталина, советские авиационные конструкторы, инженеры, техники и рабо чие создали лучшие в мире многомотор ные и реактивные самолеты. Одновремен но с ростом авиационной техники совер шенствуется мастерство сталинских со колов. В послевоенные годы успешно разви вается и Гражданский Воздушный Флот: непрерывно растет его самолетный парк, расширяется сеть авиалиний, увеличи вается число благоустроеиных аэропортов. Яркой демонстрацией любви советского народа к сталинской авиации является массовое участие трудящихся в работе добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Отвечая на заботу партии большевиков, товарища Сталина и всего советского на рода о процветании авиации, воины-авиа торы неустанно повышают свою боевую готовность, совершенствуют военные и политические знания, множат ряды от личников боевой я политической подго товки, крепят воинскую дисциплину и ор ганизованность. Они направляют все своп силы и энергию па выполнение почетной и ответственной задачи, поставленной товарищем Сталиным перед Советекоп Армией в послевоенный период: «бдитель но охранять завоеванный мпр и созида тельный труд советского народа, быть на дежной оперой интересов Советского Со юза». Беззаветно преданные социалистической Родине, партии большевиков, великому Сталину, советские авиаторы стоят на стражо дела мира, зорко охраняют страну строящегося коммунизма. Опн всегда гото вы выполнить свой долг и ответить со- крушитезышм ударом на любую попытку империалистических агрессоров напасть па пашу страну. П. ЖИГАРЕВ. Генерал-полковник авиации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz