Полярная правда. 1952, июль.
а № 1 7 5 (7 2 8 1 ) 2 6 нгадз 1 9 6 2 г. н о е с о о р у ж е н и е : к о й э п о х и И, АРТОБОЛЕВСКИЙ С вводом в эксплуатацию Ёолто-Дбйсэд- го судоходного канала имени В. П. Левина включается в экономические связи с Чер номорским бассейном о&оло 30 тысяч •километров суДохоДнЫх рек Волжского и Северо-Западного бассейнов. Создан мощ ный магистральный водный путь, обеспе чивающий дешевую по сравнению с дру гими видами транспорта Перевод/ мас совых грузов — угля, леса, Цекентя, шлюзов. Ыосква обвснвчйла Шнйую стройку транспортерами» элѳктрическййй двигателями, кабелем, различными ыеха- нЕзмаип и приборами. За сорок восемь дней был изготовлен в Ленинграде последний генератор для Цим лянской станции. Еще не так давно на со оружение подобного генератора йбтр&бйВа* П А Р Т И Й Н А Я ж и з н ь XI Кольская районная партийная конференция Недавно состоялась - XI Кольская районная партийная конференция: С от четным докладом о работе райкома ВКП(б) выступил секретарь Кольского районного комитета партии тоз. Орехов. В своем до- і таде он мало говорил о вопросах внутри- па. глиной жизни. о положительных И от рицательных фактах в паргййно-органйзз- цпоігпой и партии но-политической работе, об авангардной роли «коммунистов. Этот сущЬсТвеййый недостаток доклада секретаря районного комитета паіртип «>т- разился на ходе всей конференции» Де^ легаты, выступавшие с трибуны конфе ренций, больше всего говорили о нуяідах своих предприятий н учреждений, о недо статках в йх работе и меньше всего гово рили о сочетании хозяйСтйенНой деятель ности с политической работой в массах. Этот факт вынуікдеи был прпзнать в зак лючительном слове и сам докладчик. Кольская районная партийная койфе- ренция прошла активно, с развернутой критикой и самокритикой недостатков в работе райкома и первичных партийных организаций. Но тот факт, что из 27 че ловек, выступивших в прейиях по докладу секретаря райкома, только десять делега тов говорили непосредственно о вопросах партийной жйаііп, свидетельствует о том, что в Кольском районе неправильно от носятся 'к 4 вопросам партпйНо-оргаИпзаЦй- онйой й иартийно-нолитпчсСКой роботы. Л йартийно-организяцпонпай и ИйрТйЙно- полптическая работа в целом ряде пер вичных партийных организаций района находится йа нпзком уровне. За шесть месяце}» втого года в семи партийных организациях района совсем по проводилось открытых партийные собра ний, неудовлетворительно работают пар тийные груйііЫ, ряд партийных организа ций слабо свйЗЗЙ с беспартийным акти вом. Неудовлетворительно в райоййой пар тийной организации поставлена и работа •по воспитанию молодых коммунистов. У 61 кандидата в члены партии просро чен кандидатский стаж. Получается так потому, что кандидаты в члены партий не всегда ймеіот партийные поручения, многие из ппх пе учатся в системе пар тийного просвещения, а секретари первнч-. ных парторганизаций п вместе с нймп районный комитет ВКІІ(б) Мирятся с втйй. Кольский районный комитет ВІШ(б) не справился с выполнением решений Xnajv- тииной конференции по вопросу о работе с кадрами; Об этом говорили многие деле гаты; Подтверждением того, что районный комитет ВКП(б) мало заботился о резерве для выдвижения, не имел продуманного плана работы с темп, кого предполагалось выдвинуть, на руководящие посты, свиде тельствует тот факт, что в ходе отчетовп выборов партийных органов освобождено и не выбрано вновь 24 секретаря парторга низаций. Делегат конференции тов. Синев рас сказал о том, что в результате плохого подбора кадров на пивоваренном заводе в этом году сменилось четыре секретаря первичной парторганизации. А в партор ганизации гипсового завода, с ведома рай кома партии допущено нарушение Устава ШіІІ(б). Здесь секретарем парторганизации избран коммунист с двухмесячным ста жем. О плохом подборе кадров райкома ВКІІ(б) говорил и делегат тов. Смирнов. Делегат тов. fy идалов критиковал районный коМитет ВКП(б), его секрета рей тт. Алферова Й Орехова, работников промышленною, отдела и отдела партий ных, профсоюзных и комсомольских орга низаций за то, что онн редко бывают в парторганизации пивоваренного завода, не оказывают- практической помощи секрета рю партбюро, не учат его умению руко водства. — ІІас правильно крйтйКуют за то, что на заводе запущена агіітацпонно-массовая работа, — говорит, тов. Гуіідалов. — Но надо практически показывать, как сле дует организовать беседу на ту или иную тему, чтобы она носила боевой, Наступательный характер и дала реальные результаты. То же соМое можно скаоать и о проведений партийных собра ний. Надо учить людей готовить эти соб рания, помогать в организации исполне ния реШеййй Коммунистов» Тогда внутри партийная жизнь будет бить ключом. Райогіный партийный комитет сла бо руководил и направлял работу район ною исполкома, его отделов, сельских и Поселковых Советов. Председатель Коль ского райисполкома тоз. Смирнов на советской работе впервые п ему, есте- ствеййо, йужиа повседневная помощь. РайкОМ же й его секретари, в част ности тов. Алферов, часто подменяли председателя исполкома, за него решали все вопросы, пной раз дажо не советуясь с «им. Видя такое отношение со стбропы руководящих работников районного коми тета партии к исполкому, руководители ряда предприятий, в том чйсЛе тт. Валяв- кнн и Вйгдергауз. пересталй ' ходить на ’заседания, которые проводились районным исполкомом. Районный комйтет партии не призвал этих товарищей к порядку. ІІедостаточпо руководил районный ко митет ВІІП(б) райкомом комсомола, мало он интересовался состоянием оборонной работы иа предприятиях колхозов и сов хозов района. Об этом заявили делегаты конференции. ЙМёлйсь крупные недостатки в сети партийного просвещения. Не случайно поэтом^, в цеЛом ряде кружков и полпт- йікол посещаемость зайятйй не превыша ла &0 процентов, 42 КоМмуниата само- Сі-ойтельно работавших над изучением марксистско-ленинской теории не вьчюл- нйлп Индивидуальных планов. ’ В этом белыми вййа секретаря райкома ВКП(б) тов. Фальковой. Особенно плохо поставле но партийное просвещение в комсомоль- Сйй* организациях района. Совершенно правильно критиковали на конференции райком ВКП(и) за слабое руководство комсомольскими организация ми. Поэтому внутрйсоюзиая работа во многих комсомольских организациях райо на находится на нивком уровне» Собрания комсомольцев созываются нерегулярно. Имеется большая задолженность по член ским взносам» Делегаты конференции тов. Баталов (станция Кнца), Переверзев (станция Шонгуй) говорили о том, что районный комитет партии мало интересуется рабо той партийных организаций полевых же лезнодорожных станций, что секретари партийных организаций не получают нужной помощи и указаний в решении насущных вопросов. Для того, чтобы Кольская районная партийная организация работала t пол ным напряжением своих сил и спо собностей, необходимо усиление пар- тнино-организацпонпой и партийно-поли тической работы на местах. Об этом пра вильно говорили делегаты конференции, требуя от районного комитета партии, чтобы оп глубже вникал в положение дел на предприятиях, в колхозах и совхозах, чтобы его работники повседневно учили секретарей нервичпых партий ных организаций искусству больше вистского руководства, пе жалели сил для восппташіл кадров, умело их подбирали и помогали им р.іСтіі. С большим воодушевлением делегаты Конференции приняли Приветственное письмо вождю всего прогрессийного чело вечества, зпаменосЦу мпра, организатору н Вдохновителю побед советского парода товарищу Й. В. Сталину. На первом пленуме райкома избрано бюро и секретари. Первым секретарем Кольского райкома ВКП(б) избран тов. Г. М. Орехов, вторым — А. А. Глазачев, секретарем райкома Партпп — тов. 3. А. Фалькова. Б. ФЕДОРОВ. В е л и ч е ст в е н с т а л и н с й VIII Печенгская районная партийная конференция Недавно в поселке Никель состоялась ѴПІ Печеигскай районная партийная кон ференция С отчетным докладом о дея тельности райкоМа гіаріип выступил сек ретарь райкома ВКП(б) Тов» Козлов. ДОйладчйк подробно рассказал о проде ланной за год работе, о состоянии Пар тийно-организационной іі ПаІяпЙно-полн- тической работы в первичных партийных организациях и руководство пх деятель ностью со стороны райкома партии. Док ладчик • остановился и па существенных недостатках, которые имелись в работе райкома ВКП(б). С острой Критикой недостатков выступи ли в прениях по докладу делегаты — секретари партийных организаций ру ководители предприятий и учреждений, рядовые коммунисты. Секретари партийных организаций тт . 'Муратов, Гущин. Пвлиев, Комарова п другие в своих выступлениях отмети ли, что райком партии Слабо осуществлял руководство иервичными партийными организациями. Пред’йвлял мало требова тельности, ие проверял Исполнения при нятых решений- и директив партии. Ра ботники райкома ВКІІ(б) больіііе отсижи вались n кабинетах, занимались сбором сведений и составлением отчетов, чем живым, конкретным руководством доятелту постью партийных организаций. — В отдаленных поселках секретари п работники райкома партпп редкие го сти, — говорила секретарь партийной организации тові Комарова. — Трудящие ся хотят послушать интересный доклад пли лекцию, но в этом помошп от рай кома партпп мы не получзли. Политиче ская же работа средп трудящихся нахо дится на низком уровне. Кружки и по литшколы отдаленных поселков отделом пропаганіы и агіітаШііі райкома ВІіП(б) были оставлены без внимания. Райком партии, особенно его отдел j пропаганды и агитапііи мало уделяли j внимания леКциоииой пропаганде. Группа | докладчиков іірй парткабинете и отделе | куЛьтПросветработы исполкома работала j очень плохо. Большинство докладчиков j лишь числилось в списках, ио перед иа -1 сеЛенйем с докладами и лекциями не вы-1 сТуйаЛб. I Всего в прениях выступило 24 Деле- , гата. ! С большим под'емом было принято: письмо вождю больше висгской партии и | всего советскою парода товарищу И. В .1 Сталину. На пленуме первым секретарем рлико- ! ма ВКЩб) избран топ. В. К. Козлов вгорЫм секретарем t o r . Ф. М. Силаев. | секретарем райкома партии — ton. А. II. ! Полунина. Строительство Волго-Донского судоход ного канала имени В. І1. Ленина войдет в историю кай осуществление важнейшей части сталинского плане Преобразования природы» С завершением этою грандиоз ного строительства превратилась в дейст вительность вековая мечта русского наро да о соединёнйн ВолГн и Дона. Еще в конце XVII века по указу Петра Первого была предйрйнята попытка про рыть канал Между этими великими рус скими реками. Впоследствии мысль мно гих видных русских деятелей Науки и техники неоднократно возвращалась к этой идее. Но в условиях царской России этой стройке не суждено было осущест виться. Только после Великой Октябрь ской социалистической революции соеди нение Волги с Доном было выдвинуто в качестве важной народнохозяйственной задачи. В. П. Ленин в 1918 году харак теризовал возможный к осуществлению Волго-Донской канал как могучий транс портный рычаг, долженствующий повер нуто-экономик у областей юго-востока Рос сии. - , С развитием социалистической экономи ки волго-донская проблема все более при обретала реальный характер. В годы ста линских пятилеток в районе сближения Волги и Доиа проводились геодезические и геологические изыскания. В 1939 году по инициативе товарища Сталина ХѴІП с’езд партии прйзнал необходимым,при ступить к строительству Волго-Донского канала. На трассе начались работы. Одна ко вероломное нападение фашистской Гер мании на нашу страну прервало начатое строительство. В 1948 году Советское государство при ступило к широкому развертыванию стро ительных работ на Волюдонстрое. Насы щение стройки высокопроизводительными механизмами, самоотверженный творче- р К и Й труд армии строителей, в совершен стве овладевших повой техникой, опреде лили невиданные темпы выполнения ра бот, что позволило Советскому правитель ству принять постановление о сокраще нии срока строительства на два года. Это решение блестяще выполнено. В письме товарищу Сталину от строителей Волго-Донского судоходною канала, опуб ликованном 10 пюля 1952 года, гово рится: «Дорогой ПоспФ Виссарионович! Рады доложить Вам, что Волго-Донской судоход ный канал построен. Сталинский план со* единения пяти морей европейской части СССР в единую воднотранспортную маги страль выполнен. Многовековая мечта русского народа о соединении Волги с Доном осуществлена. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут слились воды двух великих русских рек — Волги и Дона. 1 июня, точно в уста новленный Правительством срок, суда во шли в шлюзы Волго-Донскою канала». Совет Министров Союза ССР постановил открыть Волго-Донской судоходный канал в воскресенье 27 июля 1952 года, обеспс- чпв с этого дня регулярное движение пас сажирских и грузовых судов, а также на чать эксплуатацию Цимлянской гидро электростанции и первой очереди ороси тельных сооружений. Величественно»: сооружение сталинской эпохи — Волго-Донской судоходный канал имени В. II. Ленина являет собой повое яркое свидетельство экономического могу щества Советского социалистического го сударства, его последовательной миро любивой политики. Это еще одна выдаю щаяся победа советского народа на Фрон те мирного созидательною труда. I . Волю-ДоИской канал, общей протяжен ностью в 101 километр, проЛожен от Красноармейца (вблизи Сталинграда) до города Кзлача-на-Допу. Почти половина этой трассы ироходит ио водохранилищам, образованным плотпуамп. У КрасноармеЙска впадает в Волгу ее прпток Сарпа. По долине этой реки Волго- Донской канал доходит до Сарппнских озер, поворачивает на запад у станцпн Тундутово, преодолевает высокий водораз- ( Дел между Волгой и Доном. Дальше канал • пролегает по притокам Дона — речкам ; Червленная и Карповка и у Калача соедгі - 1 няется с Доном. ! Через канал переброшено восемь сталь- пых железнодорожных и автодорожных мо стов. Построены 13 судоходных шлюзов с 13 плотинами и дамбами, 7 водосбросов и водоспусков, 2 аварпГшо-ремоитных за граждения,. паромные переправы, остапо- Акалемик .- вочные пункты, пристани, приканальная автомобильная дорога длиной 1 0 0 кило метров» В районе станицы Цимлянской постро ен мощный гидроузел. Сооружена гигант ская земляная плотина, каких не знает мировая техника. Длина плотины — 12,75 километра, в нее уложено около 2S Миллионов кубометров грунта. Цимлянский гидроузел будет иметь на пор воды в 26 метров. Широкая долина реки в этом месте создает* громадное водо хранилище длиной 2 0 0 километров, ши риной MectaMU до 38 километров с про ектным об’емом 23,8 миллиарда кубиче ских метров. Площадь зеркала воды уже сейчас достигает около двух тысяч квад ратных километров. Гидроузел состоит из бетонной водо сливной плотины длиной около 500 мет ров, гидроэлектростанции мощностью в 160 тысяч киловатт, земляной плотины с двумя шлюзами, рыбопод’емннка, головно го водозабора, магистрального ороситель ною канала. Бетонная плотина во время весенних паводков должна будет пропу скать около 2 0 тысяч -кубометров воды в секунду. Полная высота бетонных соору жений превышает 40 метров. Цимлянский гидроузел связывает пра вый берег Дона с левым автомобильной и железной дорогами, которые проходят по плотине. Цимлянское водохранилище при звано скапливать весеннюю воду, стекав шую доныне в Азовское море, что позво лит обеспечить углубление Донз на уча стке от Цимлянской плотины до Ростова, орошение и обводнение прилегающих зе мель. Для шлюзования судов, а также для орошения прилегающих к Гюлю-Донскому каналу засушливых земель на водоразделе требуется огромное количество воды. Вода подается непосредственно из Дона тремя мощными насосными станциями, оборудо ванными высокопроизводительными насос ными агрегатами. Эти сооружения не име ют себе равных в мире. Каждая станция перекачивает 45 кубометров воды в се кунду, а все три станции могут перека чать в сутки 1 1 , 6 миллиона кубометров, — целое озероі Электроэнергия к насос ным станциям подается от Цимлянской гидроэлектростанции. В системе грандиозных оросительных сооружений Волго-Доиа большое место за нимает туннель для пропуска вод Дона из Цимлянского водохранилища в Верхне- Сальский канал, а оттуда в засушливые степи. Между реками Дон и Сал располо жена обширная возвышенность. Чтобы пропустить здесь воду обычным способом, пришлось бы создать большое искусствен ное ущелье, вынуть огромное количество грунта. Поэтому было решено прорыть сквозь взгорье туннель. Оросительный ка нал на этом участке проходит под землей, он рассчитан на пропуск более 150 тысяч Кубометров воды в час. Цимлянская гидроэлектростанция будет вырабатывать ежегодно более 450 миллио н а киловатт-часов электроэнергии. Она полностью обеспечит потребность в элек троэнергии оборудования канала, а также нужды сельского хозяйства и промышлен ности прилегающих к ней районов. Архитектура сооружений водною пути отображает исторические сражения за Ца рицын в период гражданской воины и за Сталинград в годы Великой Отечествен ной войны. Волго-Донской канал служит образцом советской монументальной архи тектуры, архитектуры великой сталин ской эпохи, одухотворенной всепобеждаю- щ и м и идеями коммунизма. 69. Волго-Донской судоходный канал имени В. П. Ленина строила вся страна. Днем и ночью с севера п юга, с запада п востока двигались эшелоны на Волю-Дон. Огромный вклад о строительство Волго- Дона внесла столппа нашем Родины Моск ва. Московским лдв*д «Сгальмост» отпра вил 119 под’емиых крапов; свыше 20 мощных землесосов изготовил Москоккий аавод нм. Калинина. В тень, когда вступи- і ла в строи водная мамістраль. соединяю щая Волгу с Доном, начали автоматически действовать агрегаты, построенные на за воде «Динамо». Специальные пульты уп равления и панели, оснащенные тысячами приборов, управляют ныне работой 13 , и н лось бы {іпиимум полгода. Сооружение Вол№-Донского судоходного канала в севпдапнр короткие сроки знаме нует,соб&й выдающиеся успехи советских ученых,. инженерно-технических работни ков и стахановцев, успехи творческого со дружества работников еаукн н производ ства. Большую помощь строителям Волго* донстроя оказывал Комитет содействия строительству гидроэлектростанций, кана лов н оросительных систем, созданный прп президиуме Академии наук СССР-, а тайже комитеты содействия великим стройкам прн академиях союзных республик. Спецпаль* нйя бригада научных работников, органи зованная Академией наук СССР, проводила большую работу непосредственно на самом строительстве. Десяткп паучно-псследова- тельских институтов, тысячи научных ра ботников выполняли йаучные исследовапші по заданиям Волгодонстроя и организаций, изготовлявших оборудование для этой ве ликой стройки. В проектио-изыскательСкпх работах уча ствовали тысячи инженеров, топографов, геологов, энергетпков, гидротехников. Изы скатели обратила внимание на огромную естественную впадішу вблизи Дона. Ее рассекало русло речкп Карповкй. С двух сторон залегали массивные возвышенности. Проектировщики реіпнлп использовать этот дар природы для того, чтобы в естествен ной котловине создать ІІарповркое водо хранилище. В десяти километрах от Дона была залоліена насосная станцпя для за полнения водами Дона ложа ІІзрповской впадины.. Выше в степп изыскатели обнаружили еще иве естественных котловины. Здёсь также решено было устроить водохранили ща и построить насосные станции. Так труд ^изыскателей позволил широко исполь зовать естественные благоприятные усло вия местности для ускорения и улучше* нйя строительства. Для намыва Цимлянской плотины были применены землесосные пловучне установ ки. С помощью каждой нз них подавалось на плотину от 500 до І.000 кубометров грунта в час. За сутки все эти агрегаты наМывалп иногда 250 тысяч кубометров грунта, в отдельные месяцы удавалось На меть до 5,2 миллиона кубометров. Такая производительность никогда еще не была достигнута при намыве крупнейших пло- тип в США. • ІІа Волгодонстрое осуществлялась пол ная механпзапия вспомогательных и под готовительных работ. В 1950 году па строительстве появились мощные шагаю щие четырнадцатикубовые экскаваторы. В первые же месяцы работы каждый такой экскаватор вынпмал и укладывал в отвал .to 1 2 тысяч кубометров земли в сутки, в дальнейшем суточная производительность повысилась до 14 и даже до 17 тысяч кубометров. Мощное землеройное оборудование позво лило применить на строительстве поточ ный метод производства работ. Колонна машин из-двух шагающих экскаваторов и вспомогательною оборудоваппя для уКреп- ленпя дна и откосов канала обеспечивала прокладку до 1 0 0 погонных метров маги стрального канала в сутки. . На строительстве Волго-Донского судо ходного канала выполнено вемляных работ об’емом 152,1 миллиона кубометров, уло жено 2,96 миллиона кубометров бетона, забито 16 тысяч тонн металлического шпунта, смонтировано 44,4 тыс. тонны металлических конструкций и механиз мов. Здесь работало несколько сборно-раз борных автоматизированных бетонных за водов. В течение суток на строительную Площадку поступали десятки железнодо рожных составов с песком, щебнем, гра вием, цементом. Все эти материалы до ставлялись прн помощи ленточных транспортеров. Цемент поднимался ков шовым элеватором. ДРУ- - ДѴ^іаі A41UUU. Москва, как известно, соединяется в настоящее время через Мариинскую си стему с Балтийским морем, через К о морско-Балтийский канал имени Сталина — с Белым- морем и через канал имени Москвы и Оку- — с Каспийским морем. С вводом в строй Волго-Донского судоход ного канала Ыосква получает также глу боководные выходы в Азовское и Черное моря. Таким образом столица вашей Ро дены становится портом пяти морей. Для успешного грузового и пассажир ского судоходства на трассе Волго-Дон ского водного пути построены новые суда и переоборудованы десятки Старых с теМ^ чтебы обеспечить плавание их в условиях крупных водохранилищ. Прове дена реконструкция Ростовского, Сталин градского, Куйбышевского и Горьковского портов, ваверщается строительство пОЬых крупных портов ~ Цимлянского н Ка лачекого. С постройкой разветвленной ороситель ной сйстемы будет обеспечено орошёйне 750 тысяч гектаров и оСводнеййе еще двух миллионов гектаров плодороднейших земель. Создаются огромные Массйвы сплошйого орошения. 5емлн, подвергав шиеся часто губительному действию су ховеев, получат В необходимом количест ве -воду, что прп благодатном теплом климате обеСпечйт устойчивые обильные урожаи хлопчатника, рпСа, плодоовощ ных культур и насаждении. По самый осторожным подсчетам, урожайность • Пшеницы на орошаемых землях повысит ся до 35— 40 цегітйеров с гектара, хлотгка-сырца — до 20 -—25 центнеров и риса — до 40— 50 центнеров. Значйт€лЬво увеличится поголовье крупного рогатого скота й повысится era продуктивность. Ё несколько раа возрастет поголовье сви ней, овец, птицы. Все это позволит намного увеличить производство молока, масла, мяса и,шерсти. Густая сеть линий электропередач, проводимая для электрификации насосных станций, а также . машинно-тракторных станций, создает широкие возможности для полной электрификации колхозов орошаемого земледелия и многих процес сов сельскохозяйственного производства. Уже в этом году на колхозных и совхоз ных полях Ростовской и Сталинградской областей работают электрические тракто ры, оснащенные прицепными сельско хозяйственными машинами, вступают в строй электрические комбайны. Весь комплекс вопросов, связанных г проблемами освоения и орошения Приле гающих земель, решается прн непосред ственном содействии советских ученых. Академия наук СССР разработала целую систему - мероприятий для освоения пер вых ста тысяч гектаров орошаеМьіх Пло щадей. Эта система, основанная на пере довом опЫте социалистического земледег лия, на новейших данных нашего почво ведения, агробиологии, мелиорации, пре дусматривает рациональное расходование воды, отбор и правильное размещение сельскохозяйственных культур. Разрабо танные мероприятия уже внедряются в практику колхозов и совхозов и, несом ненно. помогут правильной органйзапгіп техники полива _и освоению новых Зе мель. ’ , * * * Волго-Донской судоходный канал имени В. П. Ленина —- перзенец великих строек коммунизма. В нем воплощен замечатель ный организаторский талант большеви ков, их умение мобилизовать и на- праатять энергию строителей коммуниз ма, осущестатены последние достижения передовой советской науки и техники. Это величественное сооружение сталин ской эпохп — яркор свидетельство мир ных ’устремлений нашего народа, уверен но идущего под водительством товарища Сталина вперед, к коммунизму. • Цимлянским гкдрмужѵ: Участок подослмпмоіі плотины Цимлянской ГЭС. Фото Л. Портера и С. Крогінвіпщкого. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz