Полярная правда. 1952, июль.

i 'te» П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' Лз 1 5 5 (7 2 6 1 ) 2 июля 1 9 5 2 г. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь <Ч~. кола а г и т а т о р о в на „летних каникулах 9У 14 декабря прошлого года состоялось организационное собранно слушателей школы молодых агитаторов Мурііанското железнодорожного уела. На псы прнсутст- вовал весь состав школы — 31 человек. Агитаторам рассказали о том, какие цели и задачи стоят перед НИМИ, какие лекции будут им прочитаны, о порядке проведе­ ния занятий. Было условлено, что слуша­ тели школы будут собираться два раза в месяц, что наряду С лекциями будут про­ водиться семинарские сзнЯТнл. Старостой школы была избрана тов. Кондратьева» К. Ф., которой поручили оповещать о дпе I занятий, слеДИть за посещаемостью. Однако с первых же дней существова­ ния школы в ео работе начались- раэлич- ные неурядицы организационного харак­ тера. Первое панятяе было собрано только почти через месяц — 11 января. На нем присутствовало всего одиннадцать чело­ век. Заместитель начальника политотде­ ла тов. Псаев сделал доклад о задачах агитаторов в борьбе еа улучшение работы железнодорожного транспорта в свете по­ следних приказов п распоряжений Мини­ стерства путей сообщения, н после его выступления агитаторы разошлись. Заня­ тие школы напоминало скорее обычный инструктаж, обычную «накачку». Неуди­ вительно поэтому,. что на следующее за­ нятие явилось всего G человек^ За прошедшие пять с половиной меся­ цев в узловой школе агитаторов состоя­ лось 9 занятий, па которых было прочи­ тано лишь G плановых лекций. На трех занятиях, так жо как п на перзон, ста­ вились по плановые лекция, а инструк­ тивные доклады по текущим политиче­ ски! кампапняМ. На занятиях присутст­ вовало в среднем от б до 9 человек, были случаи срывов занятий из-за неявки слу­ шателей. А с 18 апреля школа вообще прекратила свою деятельность пли, по образному выражению старосты тов. Кон­ дратьевой быіа «распущена на летние каникулы». Одной из причин низкой посещаемости занятий следует признать то, что состав слушателей был скомплектован непра­ вильно. В школу были зачислены люди различного уровня политической п обще­ образовательной подготовки, в том числе н имеющие некоторый опыт агитационно­ массовой работы, н впервые приступаю­ щие к исполнению почетных обязанностей большевистского агитатора. Для некоторых из них проводимые занятия оказались ООО и д е й н ый р о с т трудными, другим они ничего нового и ценного ее давали. Ео главная причина самоликвидации этой школы заключается в том, что у нее по существу по было и нет сейчас настоящего хозяина, руково­ дителя. В Шко.іё агитаторов занимались люди пз четырнадцати первпчных парторгани­ заций железнодорожного узла. Узловой партийный комитет об’едипяет только 6 парторганизаций и поэтому секретарь парткома тов. ДУдырин считает, что ра­ ботой школы должен был руководить не­ посредственно политотдел отделения л его партийный кабинет. Работники политот­ дела я. прежде всего, заместитель началь­ ника тов. Исаев, ведающий вопросами партийной пропаганды и агитационно- массовой работы, рассчитывая на узловой партком, также устранились от контроля за деятельностью школы агитаторов. Пз общего числа слушателей 4 чело­ века ни разу но были на занятиях, 9 че­ ловек присутствовали только па одном, о человека 1— на двух, пет пи одного агитатора, который посетил бы все 9 за­ нятий. Староста школы тов. Кондратьева обра­ щалась к секретарю узлового парткома тов. Дудырішу, который также беседовал и с секретарями парторганизаций н с от­ дельными слушателями, не посещающими Школу. 31 .марта тов. Кондратьева напи­ сала заместителю начальника политотдела тов. Исаеву специальную докладную па- писку по этому поводу, ио положение н после втого по улучшилось. Узловой партийный комитет нп разу не ставил на своих заседаниях вопрос о работе школы молодых агитаторов, по за­ слушал іш одного секретаря парторгани­ зация о том, почему их слушатели пе по­ сещают занятий. На такой же позпціги невмешательства в деятельность узловой школы агитаторов стоял и политотдел отделения. «По заме­ тили» крупных недостатков в работе школы агитаторов, а затем н ео ликви­ дации 7і работники отдела пропаганды и агитации Кировского райкома ВКП(б) го­ рода, хотя они часто бывают и в полит­ отделе, и в узловом парткоме, п в первич­ ных парторганизациях узла. Политотдел отделения, узловой партий­ ный комитет. Кировский райком ВКП(б) должны восстановить школу агитаторов, наладить ее нормальною работу. И. волнш. Прп партийной организация Канда­ лакшского механического завода в минув­ шем учебном году ряд инженгрно-технн- чеекпх работннкоз повышал свой пдейно- полптнчеекпй уровень в постоянно дейст­ вующем семинаре. В соответствии с учеб­ ным планом участники семинара изучали работы: «Империализм, как высшая ста­ дия капитализма», «Государство н рево­ люция», «Детскзя болезнь «левизны» в коммунизме» — В. П. Ленина, «Марксизм п национальный вопрос» — И. В. Сталина и другие. Изучение этих пронзведеннй классиков марксизма-ленинизма строилось по такому плану. Сначала читалась вводная лекция по изучаемой теме. После этого для само­ стоятельной работы отводилось определен­ ное время — месяц, полтора н больше. В течение этого периода участники семина­ ра самостоятельно осваивали ту или иную работу, составляли конспекты, писали рефераты, обсуждали их. В целях углубления н закрепления изу­ ченной темы проводились 1— 2 семинар­ ских занятия, на которых развертывались оживленные товарищеские дискуссии. В течение года былп прочитаны рефера­ ты на следующие темы: «Национальный вопрос я ленинизм», «0 законе неравно­ мерного и скачкообразного развития капи­ тализма в эпоху империализма и о воз- можностн победы социализма в одной стране», «Историческое значение книги В. II. Ленина «Детская болезнь «левиз­ ны» в коммунизме» в современных усло­ виях борьбы зарубежных коммунистиче­ ских и рабочпх партий за единый социа­ листический фронт, првтнв империалисти­ ческой экспансии», «Марксизм и вопросы языкознания» И. В. Сталина и др. После чтения рефератов проводилось обсуждение вопросов, связанных с изучае­ мой темой. Па семинарских занятиях ак- Ювые краеведы * в п-® ~ о д !~ В п а р т и й н Ь і х к а б и н е т а х Бюро Ловозерского райкома ВКП(б) за­ слушало па своем заседании вопрос о ру­ ководстве районного отдела народного об­ разования подготовкой школ района к новому учебному году. Установлено, что районный исполком и его отдел народного образования неудовлетворительно руково­ дят подготовкой школ к учебному году. .Медленно Проводится учет детей, подлежа­ щих обучению, не созданы нормальные леплнщио-бытовые условия для учителей, вновь прибывающих на работу, Медленно проходит ремонт школьных зданий н ин­ тернатов. Бюро райкома наметило сроки п ответственных лнц за ликвидацию не­ достатков в подготовке к учебному году. Бюро обязало секретарей первичных пар­ тийных организаций уделить этому важ­ ному делу максимум внимания. * * * Бюро Кандалакшского райкома ВКП(б) заслушало отчет о работе местного коми­ тета паровозного депо. Этот местком неу­ довлетворительно выполняет постановление VII пленума ВЦСЙС п допустил в своей работе ряд серьезных недостатков. В те­ чение трех последних месяцев работа мест­ кома не планировалась, слабо осуществля­ лось руководство профсоюзными группами, а в руководстве социалистическим сорев­ нованием допускались элементы формализ­ ма. Местный комитет не вел учета крити­ ческих Замечаний, высказанных рабочими на собраниях. Бгоіро горкома предложило председателю местного комитета тов. Кухарскоиу устра­ нить вскрытые недостатки. тнвно выступали все участнике. По лю­ бому вопросу выступало по 4— 5 человек. Особенно большую активность Проявляли тт. Скуратова, Вахрушев, Карпов, Выдря- кова н др. На итоговом занятии 12 участников семинара показали прочные п глубокие знания. Онн выполнили свои индивидуаль­ ные планы. К сожалению, такие товари­ щи, как Шубин и Радин, на итоговые занятия но явились. И это не случайно — они неполностью оСвонли программный материал. Почтп все участники постоянно дейст­ вующего сенпнара высказали пожелание о том, чтобы семинар продолжал свою работу п в новой учебном году в системе партийного просвещения. Опыт работы показал, что постоянно действующий семинар — важное звено в системе марк­ систско-ленинского образования. Он оказы­ вает большую помощь инженерно-техниче­ ским работникам в нх политическом само­ образовании. Оіпі получили серьезные на­ выки в самостоятельной работе, в состав­ лении конспектов п других рабочих запи­ сей, научились работать над рефератами, которые развивают умение логически мыслить, делать правильные выводы и обобщения, помогают глубоко освоить изучаемый материал. Мне кажется, что следует практиковать чтение рефератов по каждому изучаемому произведению. Необходимо также чаще читать лекции. В целях оказания конкретной помощи самостоятельно изучающим марксистско- ленинскую теорию и установления повсед­ невного контроля за ходом учебы следует усилить консультационную работу. Этот участок у нас наиболее слабый. И. КОСТИН. Руководитель постоянно действую­ щего семинара. Важное звено политического просвещения Учителя Мурманской железнодорожной школы N1 34 в истекшем учебном году спой идейно-политический уровень повы­ шали в постоянно действующем семппаре по изучению произведений В. П. Ленина и П. В. Сталина. Были изучены такие работы: «Империализм, как высшая ста­ дия капитализма», «Детская болезнь «ле­ визны» в коммунизме» — В. П. Ленина, «Об основах ленинизма», «К вопросам ленинизма», «Октябрьская революция п тактика русских коммунистов», «К воп­ росам аграрной политики в СССР» — П. В. Сталина п другие произведения. План был выполнен в установленные сроки и полностью. Большую помощь учителям в их само­ стоятельной работе по повышению своего ндейно-политнческого уровня оказали лекторы обкома и горкома ВКП(б). Ими былп прочитаны лекции о ряде произве­ дений В. П. Ленина и П. В. Сталина. С начала занятий мы взяли за правило, чтобы все участники семинара добросо­ вестно работали над собой самостоятельно и являлись па товарищеские собеседова­ ния хорошо подготовленными. Поэтому на­ ши семинарские ’занятия всегда проходп- лн интересно, активно. Тт. .Есина, Бой­ ченко, Тетенькнна, Барулина п другие принимали в работе семппара живейшее участие. Недавно мы провели итоговые собеседо­ вания. Они показалп, что участники се- нннара уделяли серьезное внимание само­ стоятельной работе над собой п добились значительных успехов. Учителя на все вопросы дали развернутые, глубокие от­ веты. Папрнмер, тоз. Тетенькнна, выступая по вопросу об основных признаках импе­ риализма, на конкретных примерах, взя­ тых пз современности, показала глубочай­ шее загнивание империализма в США и другпх капиталистических государствах п проиллюстрировала застой п упадок всей экономики Франции, Италии и других маршаллпзованных стран. Ярок я глубок был ответ тов. Войчеп- ко. Она рассказала, какпн образом боль­ шевистская партия решала вопрос об уча­ стии коммунистов в реакционных проф­ союзах и буржуазных парламентах, со­ славшись на указания но этому вопросу В. И. Ленина и П. В. Сталина. Постоянно действующий семинар пе исключает, а предполагает глубокое изу­ чение произведений классиков марксиз­ ма-ленинизма путем самостоятельной ра­ боты каждого участника семинара. Об этом мы не забывали и всемерно способ­ ствовали повышению уровня политическо­ го самообразования. Паш постоянно действующий семинар будет продолжать свою работу и в новом учебном году. П. КНЯЗЕВ. Руководитель семинара. Муі-і-сяская область — зааійателыші: край. 'Это старннВАМ русс:.:гг зе::::л. Ру<іс:ло люди ото и начало XI додали £3 Новгорода в Студеное море, как называ­ лось тогда Баренцево море, были подлин­ ными хозяевами Мурманского края. Прн Ярославе йіудром Мурманское побережьб считалось уже исконной русской землей. В старинных новгородских рукописях упоминается под 1216 годом о поселении на реке Варзуге, как об одном яз .север­ ных владений Великого Норгорода. Алек­ сандр Невский имел на Терском берегу специальные угодья для охоты на птігцу и зверя. С давних времен Мурман славится свои­ ми природными богатствами: пушным зве­ рем, рыбой, жемчугом. Жемчуг рек Коль­ ского полуострова высоко ценился в ста­ рину на международном рынке, он назы­ вался «новгородским». Ломоносов говорил 0 богатствах наших северных недр: «По многим доказательствам заключаю, что на Севере богато н пространно царствует на­ тура, и искать оных сокровнш некому». Природа нашего края сурова п величе­ ственна. Тот, кто хоть раз повидал паши горы, кто любовался красотой наших стремительных полноводных рек. изуми­ тельно синими озерами; кто испытал оча­ рование наших задумчивых северных ле= сог» с их чудесными сосновыми борами, видел полуночное солнце белых ночей я величественные сполохи северного спяппя, — тот никогда не забудет этих по особо­ му прекрасных картин. Царское самодержавие было неспособно овладеть богатствами Кольского полуост­ рова. Рыбные промыслы на Мурмано па­ дали нз года в год. Богатства недр по ис­ пользовались. Паселеппо уходило на юг. Царские чиновники считали, что в па­ шем крае невозможны промыслы, земледе­ лие, ио может быть никакого экономиче­ ского развития. Архангельский генерал-гу­ бернатор маркиз до Траверсэ на просьбу учредить на Мурмане компанию для ры­ боловства, звероловства и мореходства от­ ветил: «Там могут жить только два петуха да три курицы... полезнее будет распростра­ нение и улучшение рыбных я звериных промыслов и вообще развитие в северном крае промышленности оставить в настоя­ щем положении». Такого же мнения придерживались и другие царские чиновники. Только прн советской власти наш крап расцвел. Владимир Ильич Ленин сразу же после освобождения Мурмана от американо-анг­ лийских интервентов и пх наймитов — белогвардейцев генерала Миллера, заинте­ ресовался вопросами о возрождении рыб­ ных промыслов 'Мурмана, о быстром нх развитии. Сохранилась иерепнека Влади­ мира Ильича по этому вопросу с крупней­ шим русским ученым, знатоком Мурман­ ского рыбного бассейна Николаем Михай­ ловичем Книповичем. Теперь рыбная промышленность Мур­ мана дзет стране в десяткп раз больше рыбы, чем вылавливалось при самодер­ жавном режиме. Па место апатитовых месторождений, в безлюдных ранее горах, где нога челове­ ческая не ступала, вырос крупный рай­ он горно-химическон промышленности. Апатитовая промышленность Мурмана да­ ет много апатита для удобрении полей колхозов и совхозов. В Мурманской области пасчлтывают- 1ся сотни промышленных предприл- I тпй, несколько крупных городов, десяткп р^. . 1 пс. - Зов. Н - 3 сс у : :Ш \ > ля; . стало •:*н1г:: і ва:..... і и: і- •pL' ,-ых районов С y.'j гскс. ..ЬюзаЛЧ :•> ч е ,—.мые боіатстк. ;о и .,;,, морс ; сов, рек и озер большевики сумели поста­ вить на службу коммунистическому строи­ тельству. Ceptbš Міірояошіч Епров говорил, что надо "дряхнуть Старую Кольскую землю, чтобы она полностью^ отдала пароду свсн несметные сокровища. II большевики со­ ветского .Заполярья -— партийные и бес­ партийные — так тряхнули эту землю, что она за короткий срок полностью пре­ образилась п расцвела на удивление все­ му миру. ТысяЧолс-іНсб бФі.элзле Севера нарушено шумом станков, грохотом поез­ дов, гудкамя океанских пароходов и гс^> роя сотен тысяч людей, занятых строи­ тельством коммунизма. Вот почему іш говорим, что Мурман­ ская область — замечательный сран. Природа наградила бескрайние прост­ ранства наших лесов, тундр д морен не­ сметными сокровищами. іМы еще далеко не полностью поставили эти сокровища па службу нашему народу. За годы великого строительства советские людп вырвали у старой Кольской зем.тп много тайн. Но большое количество тайн еще ждет своих исследователей — смелых, вдумчивых, неутомимых искателен сокровищ земных недр; лесов и морен. Вот почему мы говорим, что пам надо изучать свой край, досконально исследо­ вать все его травы п злаки, горы п до­ лы, моря и реки — всю живую и нежи­ вую природу Крайнего Севера., его исто­ рию п географию, его (£лору и фауну, Тео­ логию и минералогию. Паш великий земляк Михаил Василье­ вич Ломоносов говорил о поисках металлов и минералов: «Пойдемте ныне по своему отечеству, станем осматривать положение мест и раз­ делим к произведению руд способных от неспособных; потом па способных местах поглядим примет надежных, показываю­ щих места рудные. Станем искать метал­ лов, золота, серебра и прочих; станем до­ бираться отменных камней, мраморов, ас­ пидов и даже до изумрудов, яхонтов я алмазов». Давайте п мы пойдем по земле родного советского Заполярья, станем искать ме­ таллы, и минералы, плодородные почки и полезные растения, станем упорными я проницательными следопытами суровой заполярной природы, знатоками края, в ко­ тором мы живем. Краеведение — большое и полезнее де­ ло. Гениальный пролетарский писатель Алексей Максимович Горький говорил о его значении и задачзх; «Мы должны знать налгу землю всю, до последнего .-.атома... должны открыть все сокровпща недр ее, изучить все силы ее творчества, ее растении и минералов так же математически т о ч е о , как хотим знать жизнь людей... Краеведение — большое дело. Эта работа не только указывает нам пути к обогащению страны, но, кай вся­ кая разумная работа, дает моральное удов­ летворение, способствует быстрейшему росту чувства нашего человеческого до­ стоинства, внушает нам веру в творческие силы нашего разума». Теперь лето — лучшая пора для ту­ ристских походов, для краеведческих эк­ скурсий и путешествий. Юные краеведы советского Заполярья! Рюкзаки за сшгну — и в походI Е. ДВИНИН. Директор Мурманского областного краевздческого музея. К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я ОБЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА Великпо вожди трудящихся всего мнра Ленин и Сталин на основе глубокого ана­ лиза монополистической стадии капитали­ стического общества саучпо доказали, что империализм есть унпрзющпй капитализм, сапун пролетарской революции. Еще в 1908 году в статье «Марксизм и ревизионизм» В. П. Леппн писал, что ;«...капитализм идет к краху — и в смы­ сле отдельных политических и экономи­ ческих крнзисоз и в смысле полного кру­ шения всего капиталистического строя...» |(Соч., т. 15, стр. 2 І). Развивая дальше ленинское учение об империализме, тойзрнщ Сталин раскрыл закономерности развития общего кризиса капитализма, показал, что общий кризис мировой капиталистической системы есть прогрессирующий распад капитализма, период развития мировой пролетарской революции. Товарищ Сталии указывает: «Эра «устойчивостп» капиталпзма про­ шла, унеся с собой легенду о незыбле­ мости буржуазных порядков. Наступила эра крушения капитализма» ’(Соч.. т. 10, стр. 248). Товарищ Сталин учит, что общий крп- СЕО капитализма — это всесторонний кри­ зис мировой системы капитализма, оп охватывает как экономику, так п поли­ тику. Он имеет в своей основе все более усиливающееся разложение мировой эко­ номической системы, с одной стороны, и растущую мощь отпавших от (Капитализма стран — СССР, Китая п других народно- дрмократнческНх стран, с другой стороны. Рез£о обострял все противоречия совре- йенного буржуазного общества, общий кризис капиталлша ускоряет его гяЭель. Общий кризис мировой капиталистической cafrft&k занимает целую эпоху войн и пролетарских революции, эпоху револю­ ционного крушения кзпнтя.тпома и ут­ верждения социализма. I. Основным и решающий признаком об­ щего кризиса мировой капиталистиче­ ской системы является тот факт, что в результате Великой Октябрьской социа­ листической революции капитализм пере­ стал быть единственной п всеохватываю­ щей системой мирового хозяйства. Наря­ ду с капиталистической системой, иду­ щей по пути упадка, возникла растущая и крепнущая социалистическая система хозяйства, которая противостоит капита­ листической системе п самым фактом своего существования расшзтывает усгоп капитализма. Борьба .двух систем — со- цналистичесііой и каплггалнстичоской — составляет основное содержание эпохи об­ щего кризиса капитализма. Еще в 1919 году товарищ Сталин указывал: «Па два лагеря раскололся мир реши­ тельно п бесповоротно: лагерь империа­ лизма и лагерь социализма... Борьба этих двух лагерей составляет ось всей современной жизни, она напол­ няет всё содерп:ание нынешней •внутрен­ ней и внешней политики деятелен старого и нового мпра» (Соч., т. 4, стр. 232). Товарищ Сталин учит, что общий кри­ зис мировой капиталистической системы начался в период первой мировой войны, особенно в результате отпадения Совет­ ского Союза от капиталистической систе­ мы. В развитии общего кризиса капита­ лизма отмечается два этапа. Первая ми­ ровая война и отпадение нашеіі страны от капиталистической системы, указы­ вает товарищ Сталин, положили начало первому этапу общего криоиса капитализ­ ма. Второй этап развернулся в период второй мировой войны и особенно после отпадения от капиталистической системы народно-демократических страп в Европе и Азии. Если до второй мировой войны, па первом этапе общего кризиса мировой капиталистической системы, лишь в па­ шей стране была одержана победа проле­ тарской революции и Советский Союз один противостоял всему остальному ка­ питалистическому миру, то после второй мировой войны соотношение сил на ми­ ровой арене реоко изменилось. Капитали­ стическому .миру уже противостоит мощ­ ный лагерь демократических, антиимпе­ риалистических стран. Изменение соотношения сил между дву­ мя системами в пользу социализма, в ущерб капитализму обусловлено отпаде­ нием от капиталистической ністемы ряда стран в Европе, и Азіпі, в которых утвер­ дился народно-демократический строй. Победа великого китайского парода означала новый, наиболее сильный пос­ ле Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции удар по империализму. Сфера господства мирового капитализма резко сузилась. Изменение соотношения сил между дву­ мя системами характеризуется также тем, что после второй мировой войны выбыли из числа велнкнх держав Германия, Япо­ ния, Италия в результате их военного разгрома, Франция ослабла и потеряла свое былое значение как великая держа­ ва, у Англии позиции оказались подор­ ванными, английский империализм пере­ живает глубокий кризис. США преврати­ лись в ведущую агрессивную силу капи­ тализма. Усилилось загнивание всей ка­ питалистической системы. Основой роста сил демократического ла­ геря является экономическая и политиче­ ская мощь Советского Союза. Потерпела полный крах ее только ставка мировой реакции на ослабление СССР в ходе вой­ ны, по и ее надежда на неспособность Со­ ветского Союза организовать новый мощ­ ный под’ем народного хозяйства после войны. Уснешноо перевыполнение послево­ енного пятилетпего п.лапа и народнохозяй­ ственного плана на 1951 год привело R увеличению валовой продукции промыш­ ленности СССР в два раза по сравнению с довоенным 1940 годом. Новых крупных успехов достигло социалистическое сель­ ское хозяйство в С-ССР. Наше народное хозяйство по сравнению с довоенным име­ ет сейчас более мощные производственные фонды, более высокий технический уро­ вень, более выгодное размещение произво­ дительных сил. Оно располагает выросши­ ми кадрами квалифицированных рабочих и I инженерно-технических работников. Огромных успехов достигли страны на­ родной демократии, которые, опираясь иа братскую и бескорыстную иомощь СССР, успешно ведут социалистическое строи­ тельство. Прирост промышленной продук­ ции только за один 1951 год по сравне­ нию о 1950 годом составил: в Венгрии — 30,1 проц., в Польше — 24,4 проц., в Румынии — 28,7 проц., в Болгарин — 19 проц. и в Чехословакии — 14,92 про­ цента. В 1951 году выпуск промышлен­ ной продукции вырос ио сравнению с 193S годом в Польше более нем в 2,5 раза, в Чехословакии (по отношению к 1937 году) — на две трели, в Венгрии — в 2.5 раза, в Болгарин (по отношепшо к 1939 году) — в 3,5 раза, в Румынии — в два раза, в Албании — в 4,3 раза. Страны, отпавшие от капиталистиче­ ской системы, все теснее сплачиваются вокруг первого государства победившего социализма — СССР. Полностью подтвер­ ждаются пророческие слова, сказанные І товарищем Сталиным в 1927 году в бе­ седе с первой амерпкалской рабочей де­ легацией, о том, что «...в ходе дальней­ шего развития международной революции и международной реакции будут склады­ ваться два центра мирового масштаба: центр социалистический, стягивающий £ себе страны, тяготеющие к социализму, и центр капиталистический, стягивающий к себе страны, тяготеющие к. капитализму. Борьба этих двух лагерей решит судьбу капитализма и'социализма во всем мире» (Соч., т. 10, стр. 135). Страны демократического лагеря охва­ тывают свышо восьмисот миллионов чело­ век, гілн свыше трети населения всего мира. Эти страны установили между со­ бой тесное экономическое сотрудничество. Правящие круги США, а под нх воз­ действием и правящие круги друтпх ка­ питалистических стран проводят политику бойкота торговллі со странами демократи­ ческого лагеря. Однапо подобная политика вопреки стремлениям империалистігческих кругов приводит не к ослаблению стран демократпчгского лагеря, а к их даль­ нейшему экономическому и политическому сплочению. Сужение капиталпстпческого мирового рынка вызывает дальнейшее обострение противоречий в •капиталистическом лагере в борьбо за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. Страны империалистического лагеря в период общего кризиса капитализма резко ослабили темпы промышленного развития. В главной стране империалистического ла­ геря — США — среднегодовой темп ро­ ста промышленного производства оа двад­ цать лет — с 1929 года по 1949 год не превышал двух процентов. За этот жо пе­ риод среднегодовой темп роста промыш­ ленного производства СССР составил 20 процентов. Прирост промышленной про­ дукции в 1950 году составил в Швеции 5 процентов, во Францпи н Бельгии — 3 процента. Весьма знаменательно, что в США, несмотря па лихорадочную милита­ ризацию хозяйства и вложенпе десятков миллиардов долларов в военную промыш- ДЯЦ: лепность, об’ем всей промышленной про­ дукции во' втором полугодии 1951 года понизился более чем на 2 процента про­ тив первого полугодия. II. Существенным признаком общего кри­ зиса мировой капиталистической системы является кризис колониальной системы империализма. Товарищ Огалпз указывает: «Эра безмятежной эксплуатации и угне­ тения к о л о н и й п оавнепмых стран прошла. Наступила эра освободительных рево­ люций в колониях и зависимых странах, эра пробуждения пролетариата этих стран, эра его гегемонии в революции» (Соч., т. 10, стр. 245). Великая' Октябрьская социалистическая революция имела гигантское значение для пробуждения угнетенных народов колони­ альных и зависимых страп. Онз разбила цепи национальночколонпальзого шетз и освободила от него все народы, населяв­ шие Россию. Тем самым Октябрьская ре­ волюция воодушевила угнетенные народы мпра па борьбу против империалистиче­ ского порабощения, за свое Национальное освобождение. Первая мировая война и победа рево­ люции в СССР расшатали устои империа­ лизма в 5олснпальных и зависимых стра­ нах, авторитет империализма в втнх стра­ нах был подорван. Империализм оказался по в силах больше пс-старойу хозяйни­ чать в этих странах. Общий кризис капитализма, говорит товарищ Сталин, означает, что за время первой мпровой войны и после нее «в ко­ лониальных п зависимых странах появил­ ся п вырос свой.собственный молодой ѵлі питалпзм, который с успехом конкурирует на рынках со старыми капиталистически­ ми странами, обостряя и осложняя борьбу за рыпкп сбыта» (Соч., т. 12, стр. 247). Обострение кризиса колониальной си- j стечы империализма после второй мпровой і войны находит свое выражение в мошном і под’еме антиимпериалистического, нацио- - аѵ В-.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz