Полярная правда. 1952, июль.
9 . П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИ! >. № 160 (7 2 6 6 ) 8 т о л я 1 9 5 2 с. В 5SИ !£ LV. И Ч : - 1 (ОіѴ ОСІЖІІ ішtjJJМ ^/ лшI I ^ И і © в Іі Ц І Ѵ: 7 с і і I - j t й і ii.: ’ссическую характеристику мар ксисте. ого философского материализма, ого о 2 ш*иых черт дал И. В. Сталин в сво ем гениальном произведении с0 диалекти ческом и историческом материализме». Формулируя первую основную черту марксистского философского материализма, товарищ Сталин пишет: сВ противоположность идеализму, кото рый считает млр воплощением «абсолют- ной идеи», «мирового духа», «сознания», — философский материализм Маркса ис ходит иэ того, что мир по прпрсде своей материален, что многообразные явлешія в мире представляют различнее ЬндЫ дви жущейся материи, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений, уста навливаемые диалектическим истодом, представляют закономерности развития движущейся материй, что мир развивает ся по законам движения материи и не нуждается пп в каком «мпровом духе» (Вопросы ленинизма, е зд . И , Стр. 541). Марксистский философский материализм даст наунпоо материалистическое истол кование явлений природы и общества. В противоположность идеализму ап утверж дает* что міф материален, что материя су ществует вечно, чго она вхкем но соада- на. Материя, природа, Гіытие составляют об’егливпую реальность, существующую пно и независимо от сознания человека. Сознание, мышление есть отображэппо в голово человека предметов к явлений ма* ториалыіого мира. Признанно марксистским философским материализмом об’сктйпного существовав ння внешнего т ір а йыражено в философ ском понятии материи. Полиоо и всесто- роннео определенно философского понятия матегпл дал В» П. Ленин в своем работе «Материализм я рмппрпокрптпцном»: «Материя, — писал он. — ость философ ская категория для обозначения об’ектпв- пой реальности, которая дана человеку в ощущениях его,'которая копируется/фо тографируется, отображается нашими ощу щениями, существуя независимо от пих» (Соч., т. 14, стр. 117). Марксистско-ленинское учение о мате рил неразрывно связано с достижениями конкретных наук и обогащается ь годе пх истерического развития, Обобщал новой- шно данные естествознания, философия тем самым дает ПроСТОр ого дальнейшему развитию. Рассматривая понятие материн в тоСііЬй связп с развитием фИзпки, химии и других конкретных паук* В. 11. Ленин вместе с Тем указывал па недопустимость смешения философского понятия материн как об'ёЬтйвной реальности с учениями о фнзіпігскоМ строении матерші. • «...ЁБИНеШннбё «свойство» материн, с признанием которого связан философский материализм, — учит Ленин, — ость свойство быть об’СМтиСНой реальностью, существовать вне нашего сознания» (Соч., т. 14, стр. 247). Ёстественно-пзучПыо представления о строении Материи Меняются, углубляются, уточняются с каждым новым открытием в области естественных паук, в то время как Философское понятие материи остает ся неМзмеііНЫМ, Ибо, как бы глубоко мЫ ни изучили материю, сколько бы Нн поз- нали ес новых форм и новых свойств ее, она пе перестает быть об’ективпой реаль ностью, существующей независимо от соз нания. Многие физики До конца X IX в. отож дествляли Материю с атомом, Причем Счи тали атч^іЫ йсрайлойиііымн и Неизменны ми «кирпичами мироздания». Но в ROfe- це XIX п начале XX в. было обнаружено явление радиоактивности, открыто слож ное строение атома п превращение одних атомов в другие, доказана изменчивость массы электрона в зависимости от измене ния скорости его движения. Эти открытия потребовали отказа от старых, метафизи ческих понятий о материи как о неизмен ных атомах. Ломка старых понятий выз вала растерянность среди физиков п при вела некоторых пз них в болото идеализ ма. Кризисом естествознания воспользова лись махисты и другие идеалисты для на падок на материализм; онп поспешили за гнить' о том, 'по «материя исчезла». Опровергая махистское, идеалистическое истолковаппо новейших открытий в физи ке, Ленин указывал, Что новые открытия в фтгагке не означают сисчезновения» ма терии как об^ктавной реальности. Эта от крытия ещз болёе Ш^бердііліІ объектив ное существование материн, ибо онп Пол нее и глубже рІісщШи &0 свойства и за кономерности. Ленинское учение о мате рии имечгт грсаадЕое значение для разви тия всего современного естествознания, дая тхтрсггячеСкого обойЩеіМЙ новейших достижений науі.4. Яаюжениб СШлссофсиого материализма о иетсчгрпзосостй Материи п сложности ее строения подтверждается современной биологией. Открытия советского ученого 0. Б. ЛспешинсКой опровергли утвержде ния метафизика Вирхова, отрицавшего внеклеточные формы жизни. 0. Б. Лепе- п ш п с к а я теоретически обосновала п экс- серименталісто доказала, что клетка яв ляется весьма сложным организмом, что клетки могут образовываться нз живого вещества, пе имеющего клеточной струк туры. Это означает, что с клетки спят тот таинственный покров, которым ее пыта лись окружить идеалисты, заявлявшие, что клетка ножот возникнуть только из глетки и что условия и прнчішы возник новения клетки неизвестны. Советепоп наукой устаппвлепо, что клет- з:н — по простейшие и по мельчайшие живые организмы, а лишь одна а стадий развития сложного живого вещества. Клет ки создаются каг> новые качественные об разования в результате постоянных пзмо- неннй живого вешсства. Так советские биологи-материалисты проникают в глубь строения живого вещества. Биология, как и физика, химия, астрономия, подтверж дает положенно марксистского философ ского материализма о материальности ми ра, о материальном единство н беСіНгаеч' ном разпообразпн инра, о неисчерпаемости материи. Положение марксистского философского материализма о материальности мира и за кономерности его развития прямо противо положно философскому идеализму во всех его разновидностях. Идеалисты отдают предпочтение религии перед наукой н вся чески стараются доказать, что основой мира являются сознатіо, мышление, пден. Они отвіщают материальность мира, зако номерность его развития и его познавае мость. Одной пз наиболее распространенных среди буржуазной философии школок об‘- ективНого идеализма является американ ский персонализм, приверженцы которого выстунакт как смертельиыо враги науч ного материалистического мировоззрения. Они призывают К крестовому походу про тив прогрессивных идей и теорий. Персо налисты — сторонники поповщины, они сами говорят о религиозном, мистическом характере своего мировоззрения. Лидер американских персоналистов Флюеллпиг заявляет, что бзг — высшая личность. Стремясь подорвать доверие к науке, этот реакционер проповедует, что источником атомной энергии является воля бога. При роду он об’являет «откровением божест венной личности», Царством Незримых ду хов, которые творятся высшей личностью. Персоналисты пропагандируют философию рабсГва, стремясь при Помошн религиоз ных вымыслов оправдать эксплуатацию, укрепить капиталистический строй. Они являются ярыми пособниками американ ского империализма, •сторонниками развя зывания новой мировой войны. Другоо направленно современного об'ек- тивного идеализма, так называемый кри тический реализм, возрождает реакцион ное гцеалпстическоо мировоззрение Плато на п пытается утверждать, что Матери альный мир является миром иллюзорного существомния, мнром прпзраков, за пре делами которого якобы находится другой, «истинный мир» вечных и неизменных «сущностей», пребывающих вне времени п пространства. Глава этого Отправления фашиствующий философ Сантапііа пытает ся внушить трудящимся бредовую мысль о том, что развитие общества есть лишь иллюзия и что поэтому^ бессмысленно бо роться против капитализма. Оправдание капиталистического рабства — основная цель этой философской школы. П олые ое распространенно в капитали стическом Нпрс, особенно в США. имеет прагматизм — одна из разповидпостей суб’екгпвного идеализма. Прагматисты об'- лвллют мир совокупностью ощущений и отрицают объективную _истпну. Пстниои они сЧитоіот то, что полезно, что прино сит ЬЫгоду монополистам. Исходя пз это го, прагматисты «обосновывают» п оп равдывают все авантюры п зверства сов ременных цивилизованных варваров — американских империалистов. Прагмати сты готовы пазвать истиной любую фан тазию и ложь, лишь бы она обеспечила барЫиі. Исходя из этого, они об’лвляют ІгСтИИоГі п религиозные вымыслы, так как религия Полезна капиталистам, помогает йм держать в узде Народные массы. Широкое распространение среди буржу азных фплософоз приобрел позитивизм, Общей чертой которого является идеали стическое утверждение, что человек будто бы познает не материальные, вно созна ния существующие вещи, а своп собст венные ощущения. Окружающий мир сб’- Является непостижимым. Позитивист Берт ран Рассел изо всех сил старается дока зать, Что ничего, кроме суб’ектпвных Ощущений, не существует. Злейший враг Советского Союза, поджигатель повой ми ровой войпы Рассел цинично фальсифици рует науку для обоснования похода про- •пгЬ сил демократіпі и социализма. По признанию Рассела, его философия «гар монично» сочетает Науку л религию. По наука И религия непримиримы, п на деле Рассел отрицает науку, а защищает рели гиозное мракобесие. В противоположность идеалистическому ездору, проповедуемому «учеиымн» при казчиками шгпернализма, марксистский Философский материализм провозглашает научно обоснованное положение о матери альности мира и закономерности его раз вития. Он отбрасывает вымыслы философ ствующих мракобесов о «мпровоМ Духе», «абсолютной идее», о боге и «йёЧйых ду- ХОЫІЫХ сущностях». «...Материалистическое мировоззрение, — говорит Эпгельс, — означает щюс.то понимание прпроды такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавле ний...» («Диалектика природы». Госпо.тит- издат, 1952 г., стр. 157). Неодолимая сила марксистского фило софского материализма заключается в том, что он верно отражает реальную действи тельность, закономерности развития при роды п общества и Научно оСшгновывлет необходимость и возможность РР.И)ЛЮЦИПП- иого преобразования капиталистического общества в социалистическое. СО. В борьбе против идеализма классики і^Рісигіа-леншіпзма, ошііѵаксь на данные естествознания, прочно обосновали мате риалистическое положение о материаль ном единство мира. Идоалистігчсскно фплософс&іо системы выводят единство мпра из об’едншштей способности человеческого мышления, из ощущении п идей. Идеалисты пытаются доказать, что мир един потому, что едина человеческая мысль о Нем. Неоснователь ность и нелопоегь подобных взглядов по казал еше Энгельс. «Действительное един ство мира, :— писал оп, — состоит в ого материальности,. а эта последняя доказы вается не парой’ фокуснических . фраз, а длинным и труХиым развитием философии и естествознания» («Анти-Дюринг», Гос- политяздат, 1948 г., стр. 42). Марксистско-ленинское положение о ма териальном единство мира по.ѵгверждается всеми естественными налами . Биология, открыв клеточное строенио растеіпій и жи вотных, доказала едннспю структурной организации вссХ жігвых организмов. Она установила, что развитие организмов со вершается закономерно и что в миро нет никаких сверх’естествснпых, нематери альных существ. Отмечая значение откры тий Дарвина, В. И. Ленин писал, что Дар вин положил конец воззрению иа виды животных и растений как па ничем пе связанные, случайные, «богом созданные» н неизменяемые. Оіромноо значение для естественпо-на- учпого обоснования положения о матери альном единство мира имеет закон сохра нения вещества, открытый великим рус ским ученым М. В. Ломоносовым, и вы сказанная им геиіьитьиая идея о сохране нии и прекращении энергии. После откры тия н экспериментального обоснования этого вакона положение о единстве всех форм движения материи представляет со бой уже но просто философское утвержде ние, а естественно-научный факт. Периодический закон Менделеева уста новил одппство строения всех разнообраз ных химических элементов. Астрономия при помощи метода спектрального анализа доказала единство химического состава не бесных тел. Материальное единство мира проявляет ся в развитии взаимосвязанных вешей п явлений: многообразные веппі и явления претерпевают неирсстаппые изменения и превращения; бесконечно меняя своп фор мы, паходясь друг с другом во взаимной связи, опн остаются притом материальны ми вещчтмн и явлениями. Товарищ Сталин, развивая диалектиче ский материализм как последовательное н единственно научное мировоззрение, от стаивает пдоіо о материальном единстве мира. Он указывает, что природа едина п неделима, что она существует в различ ных формах н чго этл формы есть лишь прояатспия единой материи. В противопо ложность дуалистам, которые разрывают материальное п идеальное, И. В. Сталин в своей классической работе «Анархизм пли социализм?» утворждаег монизм, т. е. единство, целостность п последователь ность материалистической философии: «Едпная и неделимая природа, выра женная в двух различных формах — в материальной и идеальной; единая п не делимая общественная жизнь, выраженная в двух различных формах — в матери альной и ндечільпой, — вот как мы дол жны смотреть на развитие природы и об щественной жизни. ТлКОв монизм материалистической тео рии» (Соч., т. 1, стр. 312— 313). Исходя пз материального еіипствг» пи ра, марксистский философский материа лизм по отрицает, а подчеркивает качест венное разнообразие предметов. Каждым Предмет окружающего пас мпра обладает своей качественной определенностью, по Все онп етіпш в том, что представляют об’ективнуто реальность. т . Марксистский философский материализм учит, что движение есть форма бытия материи: материя существует пс иначе, как в движении, изііонеНии, развитии. Движение является общим и пеот’енлеНЫМ свойством материи, оно проявляется в качественно многообразных формах. Ос новными формами движения материи яв ляются: механическое движение, т. с. простоо ПореМеіцепНо тел в Пространстве; фноическое движение (тепло, свет, элек тричество); хпмпческно изменения; орга ническая форма движения (обмен ве ществ); мышление, каЬ особая Форііа двп. женил. Особые формы движения прису щи н общественным явлениям. Подчеркивав всеобщий характер движе ния, Энгельс ппсаЛ: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысло Слова, т. о. понимаемое Наг» Аюрма бытия материн, как внутренне, присущий материи атрибут, обнимает со- І бою всо иронсходящио во вселенной изме- I нения и Процессы, начиная от простого і перемещения и кончая мышлением» (*Дпа- Iлектика природы», ГосПолитиздат, 1952 і год, стр. 44). Качественно овоеобразныо формы дви жения но существуют иоолированно друг от друга. Мир представляет собою карти ну всеобщей взаимосвязи и взаимозависи мости предметов и явлений в природе и общество. Поэтому всо Формы движения находятся в овяоп друг с другом и в Своей совокупности составляют нераз рывное единство материальных процессов. Рааличныо направления идеализма, в целях устранения понятия материи, пы- і таіотсл оторвать движение от материи и об'явлпюг движение нематериальным яв лением. С попытками мыслить двнжснсе без материи вел борьбу ещо Онгельс. У*?- верждаЯ неразрывное единство материи п двпжопнл, оп писал: «Движение есть форма бытия материи. Нигде и никогда не бывало зі не может быть материи без движения» («Антн-Дюрплг», ГосПолитиз дат, 1948 г., стр. 1)6— 57). В. П. Ленин разоблачил идеалистиче скую сущность махизма и примыкавших fc Нему течений в физике (энергетизм п т. п.), представители которых,, неверно истолковывая повейшло открытия в фи зике, пытались оторвать движеппо от материн, свести натерто г. энергии. «Су щественно то, — Пишет ЛеНнн, — что попытка мыслить движепно бео матерки, протаскивает мысль, оторванную от мате рии, а это и есть философский идеализм» (Соч., т. 14, стр. 255). ОтрЫв движения от материи ведет к отрыву мышления от об’ективной реаль ности, к прпзнапню .мышления за иервич. ное, т. е. к идеализму. Ленин показал, что всо новейшие открытия в естество- снапнн служат неопровержимым доказа тельством правильности положения марк систского философского материализма о материальности мира и о неразрывности материи и движения. Подтверждением неразрывного единства материи и движения служит один но ос новных оакопов современной ФНзпки — закон взаимосвязи массы и энергии, сог ласно которому всякая масса обладает энергией и наоборот. Взаимосвязь массы и энергии была открыта прп изучении световых явлений; это открытие вытекало из замечательных опытов русского физи ка П. II. Лебедева, доказавшего ішичпо светового давления. Закон эквивалентно^ стп массы и энергии является основой всех внутриядерных превращений в ато мах. Так открытия Передовой Наутѵи под тверждают положение марксистского фи лософского материализма о материально сти мира, о неразрывности материл и движения. Пз признания материальности мирз оа. кономерпо вытекает признание оО’ектив- ной реальности пространства и времени. «Признавая существованив об’ентивной реальности, т. о. движущейся материи, пеоазпопмо от нашего сознания, — учит В. П. Ленин, — материализм неизбежно должен припнавать такжо об’ейтйЬную реальность времени и пространства...» (Соч., т. 14, стр. 1G2). Марксистский философский матерпа. лнзм рассматривает пространство п время как об’ективные, т. о. иеазпнспмыо от сознания, формы бытия материн. В мире нет ничего, кромо движущейся материи, указывает Ленин, и движущаяся материя но может двигаться иначе, как в про странство И во времени. Пространство л время так же неотде лимы от материи,, как неразрывны между собой материя п дшіжение. Материя не мыслима без движения, а движение мате рии может протекать только в простран стве и во времени. Естественно-паучлые теории всегда исходили нз признания об’ектнвной реальностн пространства и Иости, пеОбіодКМости и причинной обуелов- лсни-сти всех -ілеппй в природе и обще стве. Всякое явление имеет свою мате риальную причину. ІЗесь мир развивается по оаконам двп&епня иатёрин, которыо существуют независимо от сознания. IIрп- знаігио об'ективпой закономерности при роды и ео отраженно в голово человека, учит Ленин, есть Материализм. '• Диалектический материализм считает, что мир есть сакономерное движенио ма терии. Задача иауііи открывать зако ны движения матерпп, законы явлений природы и общества, ставить пх на службу обществу, трудящимся. Законы, раскрытые диалектическим материализ мом, представляют собой наибоЛео ебщпо законы развития природы, общества и мышления. Конкретные пйуИн (химия, физика, биология и т. П.) изучают от дельные виды движения, открывают и формулируют законы явлений, относящих ся к той или иной форме движения. В сЕоих исследованиях представители этих наук, руководствуются теми наиболее об щими законами развития природы и об щества, составляющийи содержание мар ксистского диалектического метода и ма териалистической теории, открытием ко торых человечество обязано корифенм па уки — Марксу, Энгельсу, Ленину*. Сталину. МехаНнка, физика, химия, мичуринская биология бесчисленным количеством фзК„ топ подтверждают верность Положения Марксистского философского материализма о закономерности развития природы. Так советские биологи раскрыли зако ны жизпейностй растительных и жіпют^ нЫх организмов н Тем саНЫМ полностью опровергли идеалистические концепций виталистической биологии, которая пыта лась об’яснйть жизненность йекой пифи ческой жизненной силой, которая якобы не зависит от матерпп. Мичуринская Спо лотая обосновала научное матерпзлпстп- ческоэ положеппе о том, что по вымыш ленная «живая сила» порождает мате риальные жизненные процессы, а онреде-1 лепная структура матерпп, ео определен ное состояние обусловливают и порожда-* ют способность г. жизни. Руководствуясь положением парксист* спого философского матернолизма о зако номерности всох явлений, советские уче^ ные вместе о практиками социалистиче ского сельского хозяйства добиваются но- вых успехов в деле преобразования при- роды, создают повыо виды растеіглй и животных. Важное значение имеет распростране ние положений Марксистского философско го Материализма о материальности іінра й закономерности его рзззптйя на изуче ние общественной жизни, применение этих положений к истории общества, & Прак тической Деятельности коммунистической партии. «Если связь явлений природы ё капм- ная пх обуоло&іейность представляют за кономерностн развития природы, — учит времени, И это дало возможность Энгельсу ; товарищ Сталин, — то из этого вЫ'гекОоГ, сдеѵіать вывод о том, что «основныо фор мы всякого бытия суть пространство и время; бытие вііе времени есть такая жо величайшая бессмыслица, как бытио вне пространства» («Анти-Дюринг», Госиолит. издат, 1948 г., стр. 49). Марксистский философский материа лизм признает вечность материального мира во времени и бесконечность его в пространстве. Материальный мир не име ет Конца нп в какую сторопу. Это поло жение о вечности и бесконечности мате риального мира во времени и простран стве подтверждается современной пау-кой. Оно наносит удар по религиозным леген дам о «сотворении» мпра богом, о «конце мпра», которым представители религии запугивают трудящихся. Астрономия па основе научных наблюдений показывает, что вселенная пе имеет границ и что во вселенной происходит бесконечный про цесс сознданпя и разрушения звезд и звездных систем. Советские астрономы доказали, что процесс звездообразования в Галактике продолжается и в наше время. Марксистский фнлософокий материализм, провозглашая материальность Мира, ут верждает закономерность его развития. Сторонники Идеализма и религии, отрицал существование об’ективпой реальности, материи, отрицают и об’ектпвпую законо мерность развития природы и общества. Онп отрицают естественную закономерную связь явлений, об’ясняя всо волей бога, • вмешательством фантастических, сверх’- естествонпых сил. Идеалисты считают закономерную связь явлений не ои’ектпвпой, а порождением духа, мышления. Например, Кант утверж_! Дал, что ирпчнннал связь — 'зто форма человеческого сознания, что об’ектпвпо причинной связп не существует, что че ловеческой сознание приписывает ее яв лениям природы и общества. Выступая против закономерности и нрп. чинной обусловленности явлений природы и общества, буржуазные философы и со циологи выполняют заказ своего класса — реакционной буржуазии, заинтересо ванной в том, чтобы растлить сознание трудящихся масс, отнять у них веру в возможность революционного преобразова ния общества в интересах народа. Идеоло ги буржуазии стремятся поставить на месте науки релпгпю. В противоположность идеализму марк систский фплосоСскпП материализм пехо- і днт пз признания об’ективной закономер- что связь и взаимная обусловленность яаіеИпй общественной жизни — Пред* ставляіоТ также не случайное дело, а сяйойомерпости развития общества. Значит, общественная жизнь, история общества перестает быть скоилепием «случайностей», ибо история общества становится закономерным развнтпен об щества, а изучеппо истории общества превращается в пауку. Значит, практическая деятельность партии пролетариата должна осОтзывать ся не оа добрых пожеланиях «выдающих, ся лиц», не на требованиях «разума», «всеобщей морали» и т. п., а па законо мерностях развития общества, па изуче нии этих закономерностей» (Вопросы ле нинизма, стр. 544). Представители идеалистической филосо фии, счлтающно мир порождением *абоо* лютпой пдеп», «высшей лнчностн» п *г. Д., переносят свой антинаучный взгляд И па общество. Онп стараются внушить Трудящимся массам бредовую мысль о том, что обществом якобы упрзатяот ка* кал-то «высшая», «пеоемпая» сила п что люди пе в силах изменить свое положе ние. Поэтому якобы пет никакого смысла Пытаться изменить то трагическое поло жение, в котором находятся трудящиеся массы в капиталистических странах. Отрицание буржуазными философами об’ектнвной закономериостп в обществе имеет определенную политическую цель: подорвать у трудящихся веру в своп си лы, подорвать их уверенность в правиль ности от-фытых марксизмом законов исто, рического развитий, которые научно обосновывают Неизбежность гибели капи тализма п торжества коммунизма во всех странах. До открытия Марксом и Энгельсом исторического материализма даже самые передовые умы человечества по могли дать верного об’ясиепнл оОщесТвеЗных явлений. Домарксовскно материалисты в лучшем случае об’яспяли материалистиче ски только явлеппя природы и остава лись идеалистами в об’яспенпп истории общества. Маркс и Энгельс, распростра* нив философский материализм па изуче ние общества, достроили теи (^змым до конца здание материализма и провратзлп социологию в пауку. Они впервые выра ботали попятно общественно-экономиче ской формации п открыли об’сктпвпую закономерность развития всякого общест ва и особенности развития каждой пз общественных формаций. Материалистическое понимание іжторпп означает, что в основе всех многообраз ных явлений общественной ж езпп лежит Процесс Матерйілышго 'Производства. Раз витИе общеегііз, общественный строй, об- ществснпыв взгляды, теоріга л учрежде ния определяются в конечном Счете раз витием способов производства. Марксизм УЧИТ, чтд і л Гиіждон 5ТЛИ0 своего разви тия общество имеет определенный эконо мический строй, реальный базнс, иа ко тором [Юзтікзет с о о г з е т с Г іГ /Ю і над стройка — политические, правовые, ре- лйГйосиыо, художественные, философские взГЛядЫ общества й соответствующие пм учреждения. Каждый способ производства представляет единство производительных сил п производственных отношении. Пз- менсПйе производительных сил общс-сіѣз ведет и изменению производственных от ношений, т. е. базиса, а за ним и над стройки, следовательно, всего общества. Законы развития общества, как п заНо- пы природы, об’ективны. Однако заколы развития общества по сравнению с зако нами развития природы Имеют свой спе цифические) особенности, ибо в оСчдсстпе. действуют лйдй, одаренные Ссзйаніс-і. Дйалектическйй матсрпализн показал, что в обществе оО’ективная сакойомер- ностЪ осуществляете^ через активную практическую деятельность люден. «Марксизм, — учит В. П. Ленин, — отличается от всех других ооциаЛгхтич..1- екпх теорий замечательным соединением полной научной трезвости в алалипо об’ективпого положения вещей п об’ок- тпвпого хода эволюции с самым реши тельным признанием значения револю ционной энергии, революционного творче ства, революционной инициативы Ііасс,— а также, конечно, отдельных лпчйоотей, груйп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать сЬязь с темн п.111 иными классами» (Соч., т. 13, Стр. 21— 22). В противоположность идеалистической философии, проповедывзющей пессимизм, уныние и рабскую покорность трудящих ся эксплуататорам, марксистский Оияо* софский материализм в качестве одного из основных своих положений выдвигает необходимость активной революционной борьбы масс за улучшение условий свое го существования. Материалистическая философия Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина яв ляется теоретической основой научного коммунизма. Эта философия направляет трудящихся к тому, чтобы правильно ПО НЯТЬ законы (развития природы и общест ва и использовать пх в интересах трудя щихся масс. Большевистская партия строит* ізсю свою деятельность на основе всесторонне го учета об’сктивной действительности, на основе познания закономерностей общест венного развития. Положения диалектиче ского и исторического материализма, от ражающие об’ектпвныо сакоиомерностн развития природы й общества, являются идейным оружием советского парода в борьбе за коммунизм. Марксистеко-ленпнекая теория социа листической революции и диктатуры про летариата опирается на материалистиче ское учение о закономерностях общест венного развития. Эта теория получила свое практическое подтверждение в Побе де Великой Октябрьской социалистической революций и построении социализма в СССР. Развитие социалистического обіЦссггва п р о и с х о д и т по стихийно. Об’ектпвныз за кономерности развития социалистического общества познаются людьми и находят свое отражение в планах строительства, составляемых коммунистической партий и Советским государством п выражаю щих интересы всего народа, потребности развития всего общества. Советский парод, вооруженный знанием закономерностей развития природы п об- щсствз, под мудрым руководством партий Ленина — Сталина осуществляет величе ственную программу создания материаль ной базы коммунизма. Выдающееся гесто в этой гигантской работо занимают геро- лриятпя по преобразованию природы. Огромную роль в дето преобразования природы п создания мощной материаль но-технической базы коммунизма играет строительство таких величайших соору жений, как Куйбышевская, Сталинград ская п Каховская гидроэлектростанции, как Волго-Донской, Главный Турглеи- сглтй, ГОжпо-Украппскпй и Северо-Ерыи- склй каналы. Стройки коммунизма, сла- мепугот собой начало преобразования при роды па огромных пространствах. Важ ную роль в борьбе советского нарзда са подчинение спл природы, са изменейИе условий материальной жизни социалисти ческого общества играют такжо полеза щитные лесонасаждения. . Познавая об’ектизные законы развигг л Материального мирз, труженики социали стического общества все больше и боль ше попользуют силы прпроды для улуспе- нпл условий своей жпзпи. с * * Учеппо марксистского философского ма териализма о материальности мпра н за- ИоНОМерпостп его разЬИтпя является мо гучим птейпым оружием в борьбе проле тариата капиталистических стран за свое социальное освобождение, са преобразова ние мира па принципах демократии и со циализма. Марксистско-ленинская филосо фия, подобно могучему прожектору, ссв> шает советскому народу путь вперед, п (коммунизму. В. РАЗИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz