Полярная правда. 1952, июль.

9 . П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИ! >. № 160 (7 2 6 6 ) 8 т о л я 1 9 5 2 с. В 5SИ !£ LV. И Ч : - 1 (ОіѴ ОСІЖІІ ішtjJJМ ^/ лшI I ^ И і © в Іі Ц І Ѵ: 7 с і і I - j t й і ii.: ’ссическую характеристику мар­ ксисте. ого философского материализма, ого о 2 ш*иых черт дал И. В. Сталин в сво­ ем гениальном произведении с0 диалекти­ ческом и историческом материализме». Формулируя первую основную черту марксистского философского материализма, товарищ Сталин пишет: сВ противоположность идеализму, кото­ рый считает млр воплощением «абсолют- ной идеи», «мирового духа», «сознания», — философский материализм Маркса ис­ ходит иэ того, что мир по прпрсде своей материален, что многообразные явлешія в мире представляют различнее ЬндЫ дви­ жущейся материи, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений, уста­ навливаемые диалектическим истодом, представляют закономерности развития движущейся материй, что мир развивает­ ся по законам движения материи и не нуждается пп в каком «мпровом духе» (Вопросы ленинизма, е зд . И , Стр. 541). Марксистский философский материализм даст наунпоо материалистическое истол­ кование явлений природы и общества. В противоположность идеализму ап утверж­ дает* что міф материален, что материя су­ ществует вечно, чго она вхкем но соада- на. Материя, природа, Гіытие составляют об’егливпую реальность, существующую пно и независимо от сознания человека. Сознание, мышление есть отображэппо в голово человека предметов к явлений ма* ториалыіого мира. Признанно марксистским философским материализмом об’сктйпного существовав ння внешнего т ір а йыражено в философ­ ском понятии материи. Полиоо и всесто- роннео определенно философского понятия матегпл дал В» П. Ленин в своем работе «Материализм я рмппрпокрптпцном»: «Материя, — писал он. — ость философ­ ская категория для обозначения об’ектпв- пой реальности, которая дана человеку в ощущениях его,'которая копируется/фо­ тографируется, отображается нашими ощу­ щениями, существуя независимо от пих» (Соч., т. 14, стр. 117). Марксистско-ленинское учение о мате­ рил неразрывно связано с достижениями конкретных наук и обогащается ь годе пх истерического развития, Обобщал новой- шно данные естествознания, философия тем самым дает ПроСТОр ого дальнейшему развитию. Рассматривая понятие материн в тоСііЬй связп с развитием фИзпки, химии и других конкретных паук* В. 11. Ленин вместе с Тем указывал па недопустимость смешения философского понятия материн как об'ёЬтйвной реальности с учениями о фнзіпігскоМ строении матерші. • «...ЁБИНеШннбё «свойство» материн, с признанием которого связан философский материализм, — учит Ленин, — ость свойство быть об’СМтиСНой реальностью, существовать вне нашего сознания» (Соч., т. 14, стр. 247). Ёстественно-пзучПыо представления о строении Материи Меняются, углубляются, уточняются с каждым новым открытием в области естественных паук, в то время как Философское понятие материи остает­ ся неМзмеііНЫМ, Ибо, как бы глубоко мЫ ни изучили материю, сколько бы Нн поз- нали ес новых форм и новых свойств ее, она пе перестает быть об’ективпой реаль­ ностью, существующей независимо от соз­ нания. Многие физики До конца X IX в. отож­ дествляли Материю с атомом, Причем Счи­ тали атч^іЫ йсрайлойиііымн и Неизменны­ ми «кирпичами мироздания». Но в ROfe- це XIX п начале XX в. было обнаружено явление радиоактивности, открыто слож­ ное строение атома п превращение одних атомов в другие, доказана изменчивость массы электрона в зависимости от измене­ ния скорости его движения. Эти открытия потребовали отказа от старых, метафизи­ ческих понятий о материи как о неизмен­ ных атомах. Ломка старых понятий выз­ вала растерянность среди физиков п при­ вела некоторых пз них в болото идеализ­ ма. Кризисом естествознания воспользова­ лись махисты и другие идеалисты для на­ падок на материализм; онп поспешили за­ гнить' о том, 'по «материя исчезла». Опровергая махистское, идеалистическое истолковаппо новейших открытий в физи­ ке, Ленин указывал, Что новые открытия в фтгагке не означают сисчезновения» ма­ терии как об^ктавной реальности. Эта от­ крытия ещз болёе Ш^бердііліІ объектив­ ное существование материн, ибо онп Пол­ нее и глубже рІісщШи &0 свойства и за­ кономерности. Ленинское учение о мате­ рии имечгт грсаадЕое значение для разви­ тия всего современного естествознания, дая тхтрсггячеСкого обойЩеіМЙ новейших достижений науі.4. Яаюжениб СШлссофсиого материализма о иетсчгрпзосостй Материи п сложности ее строения подтверждается современной биологией. Открытия советского ученого 0. Б. ЛспешинсКой опровергли утвержде­ ния метафизика Вирхова, отрицавшего внеклеточные формы жизни. 0. Б. Лепе- п ш п с к а я теоретически обосновала п экс- серименталісто доказала, что клетка яв­ ляется весьма сложным организмом, что клетки могут образовываться нз живого вещества, пе имеющего клеточной струк­ туры. Это означает, что с клетки спят тот таинственный покров, которым ее пыта­ лись окружить идеалисты, заявлявшие, что клетка ножот возникнуть только из глетки и что условия и прнчішы возник­ новения клетки неизвестны. Советепоп наукой устаппвлепо, что клет- з:н — по простейшие и по мельчайшие живые организмы, а лишь одна а стадий развития сложного живого вещества. Клет­ ки создаются каг> новые качественные об­ разования в результате постоянных пзмо- неннй живого вешсства. Так советские биологи-материалисты проникают в глубь строения живого вещества. Биология, как и физика, химия, астрономия, подтверж­ дает положенно марксистского философ­ ского материализма о материальности ми­ ра, о материальном единство н беСіНгаеч' ном разпообразпн инра, о неисчерпаемости материи. Положение марксистского философского материализма о материальности мира и за­ кономерности его развития прямо противо­ положно философскому идеализму во всех его разновидностях. Идеалисты отдают предпочтение религии перед наукой н вся­ чески стараются доказать, что основой мира являются сознатіо, мышление, пден. Они отвіщают материальность мира, зако­ номерность его развития и его познавае­ мость. Одной пз наиболее распространенных среди буржуазной философии школок об‘- ективНого идеализма является американ­ ский персонализм, приверженцы которого выстунакт как смертельиыо враги науч­ ного материалистического мировоззрения. Они призывают К крестовому походу про­ тив прогрессивных идей и теорий. Персо­ налисты — сторонники поповщины, они сами говорят о религиозном, мистическом характере своего мировоззрения. Лидер американских персоналистов Флюеллпиг заявляет, что бзг — высшая личность. Стремясь подорвать доверие к науке, этот реакционер проповедует, что источником атомной энергии является воля бога. При­ роду он об’являет «откровением божест­ венной личности», Царством Незримых ду­ хов, которые творятся высшей личностью. Персоналисты пропагандируют философию рабсГва, стремясь при Помошн религиоз­ ных вымыслов оправдать эксплуатацию, укрепить капиталистический строй. Они являются ярыми пособниками американ­ ского империализма, •сторонниками развя­ зывания новой мировой войны. Другоо направленно современного об'ек- тивного идеализма, так называемый кри­ тический реализм, возрождает реакцион­ ное гцеалпстическоо мировоззрение Плато­ на п пытается утверждать, что Матери­ альный мир является миром иллюзорного существомния, мнром прпзраков, за пре­ делами которого якобы находится другой, «истинный мир» вечных и неизменных «сущностей», пребывающих вне времени п пространства. Глава этого Отправления фашиствующий философ Сантапііа пытает­ ся внушить трудящимся бредовую мысль о том, что развитие общества есть лишь иллюзия и что поэтому^ бессмысленно бо­ роться против капитализма. Оправдание капиталистического рабства — основная цель этой философской школы. П олые ое распространенно в капитали­ стическом Нпрс, особенно в США. имеет прагматизм — одна из разповидпостей суб’екгпвного идеализма. Прагматисты об'- лвллют мир совокупностью ощущений и отрицают объективную _истпну. Пстниои они сЧитоіот то, что полезно, что прино­ сит ЬЫгоду монополистам. Исходя пз это­ го, прагматисты «обосновывают» п оп­ равдывают все авантюры п зверства сов­ ременных цивилизованных варваров — американских империалистов. Прагмати­ сты готовы пазвать истиной любую фан­ тазию и ложь, лишь бы она обеспечила барЫиі. Исходя из этого, они об’лвляют ІгСтИИоГі п религиозные вымыслы, так как религия Полезна капиталистам, помогает йм держать в узде Народные массы. Широкое распространение среди буржу­ азных фплософоз приобрел позитивизм, Общей чертой которого является идеали­ стическое утверждение, что человек будто бы познает не материальные, вно созна­ ния существующие вещи, а своп собст­ венные ощущения. Окружающий мир сб’- Является непостижимым. Позитивист Берт­ ран Рассел изо всех сил старается дока­ зать, Что ничего, кроме суб’ектпвных Ощущений, не существует. Злейший враг Советского Союза, поджигатель повой ми­ ровой войпы Рассел цинично фальсифици­ рует науку для обоснования похода про- •пгЬ сил демократіпі и социализма. По признанию Рассела, его философия «гар­ монично» сочетает Науку л религию. По наука И религия непримиримы, п на деле Рассел отрицает науку, а защищает рели­ гиозное мракобесие. В противоположность идеалистическому ездору, проповедуемому «учеиымн» при­ казчиками шгпернализма, марксистский Философский материализм провозглашает научно обоснованное положение о матери­ альности мира и закономерности его раз­ вития. Он отбрасывает вымыслы философ­ ствующих мракобесов о «мпровоМ Духе», «абсолютной идее», о боге и «йёЧйых ду- ХОЫІЫХ сущностях». «...Материалистическое мировоззрение, — говорит Эпгельс, — означает щюс.то понимание прпроды такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавле­ ний...» («Диалектика природы». Госпо.тит- издат, 1952 г., стр. 157). Неодолимая сила марксистского фило­ софского материализма заключается в том, что он верно отражает реальную действи­ тельность, закономерности развития при­ роды п общества и Научно оСшгновывлет необходимость и возможность РР.И)ЛЮЦИПП- иого преобразования капиталистического общества в социалистическое. СО. В борьбе против идеализма классики і^Рісигіа-леншіпзма, ошііѵаксь на данные естествознания, прочно обосновали мате­ риалистическое положение о материаль­ ном единство мира. Идоалистігчсскно фплософс&іо системы выводят единство мпра из об’едншштей способности человеческого мышления, из ощущении п идей. Идеалисты пытаются доказать, что мир един потому, что едина человеческая мысль о Нем. Неоснователь­ ность и нелопоегь подобных взглядов по­ казал еше Энгельс. «Действительное един­ ство мира, :— писал оп, — состоит в ого материальности,. а эта последняя доказы­ вается не парой’ фокуснических . фраз, а длинным и труХиым развитием философии и естествознания» («Анти-Дюринг», Гос- политяздат, 1948 г., стр. 42). Марксистско-ленинское положение о ма­ териальном единство мира по.ѵгверждается всеми естественными налами . Биология, открыв клеточное строенио растеіпій и жи­ вотных, доказала едннспю структурной организации вссХ жігвых организмов. Она установила, что развитие организмов со­ вершается закономерно и что в миро нет никаких сверх’естествснпых, нематери­ альных существ. Отмечая значение откры­ тий Дарвина, В. И. Ленин писал, что Дар­ вин положил конец воззрению иа виды животных и растений как па ничем пе связанные, случайные, «богом созданные» н неизменяемые. Оіромноо значение для естественпо-на- учпого обоснования положения о матери­ альном единство мира имеет закон сохра­ нения вещества, открытый великим рус­ ским ученым М. В. Ломоносовым, и вы­ сказанная им геиіьитьиая идея о сохране­ нии и прекращении энергии. После откры­ тия н экспериментального обоснования этого вакона положение о единстве всех форм движения материи представляет со­ бой уже но просто философское утвержде­ ние, а естественно-научный факт. Периодический закон Менделеева уста­ новил одппство строения всех разнообраз­ ных химических элементов. Астрономия при помощи метода спектрального анализа доказала единство химического состава не­ бесных тел. Материальное единство мира проявляет­ ся в развитии взаимосвязанных вешей п явлений: многообразные веппі и явления претерпевают неирсстаппые изменения и превращения; бесконечно меняя своп фор­ мы, паходясь друг с другом во взаимной связи, опн остаются притом материальны­ ми вещчтмн и явлениями. Товарищ Сталин, развивая диалектиче­ ский материализм как последовательное н единственно научное мировоззрение, от­ стаивает пдоіо о материальном единстве мира. Он указывает, что природа едина п неделима, что она существует в различ­ ных формах н чго этл формы есть лишь прояатспия единой материи. В противопо­ ложность дуалистам, которые разрывают материальное п идеальное, И. В. Сталин в своей классической работе «Анархизм пли социализм?» утворждаег монизм, т. е. единство, целостность п последователь­ ность материалистической философии: «Едпная и неделимая природа, выра­ женная в двух различных формах — в материальной и идеальной; единая п не­ делимая общественная жизнь, выраженная в двух различных формах — в матери­ альной и ндечільпой, — вот как мы дол­ жны смотреть на развитие природы и об­ щественной жизни. ТлКОв монизм материалистической тео­ рии» (Соч., т. 1, стр. 312— 313). Исходя пз материального еіипствг» пи­ ра, марксистский философский материа­ лизм по отрицает, а подчеркивает качест­ венное разнообразие предметов. Каждым Предмет окружающего пас мпра обладает своей качественной определенностью, по Все онп етіпш в том, что представляют об’ективнуто реальность. т . Марксистский философский материализм учит, что движение есть форма бытия материи: материя существует пс иначе, как в движении, изііонеНии, развитии. Движение является общим и пеот’енлеНЫМ свойством материи, оно проявляется в качественно многообразных формах. Ос­ новными формами движения материи яв­ ляются: механическое движение, т. с. простоо ПореМеіцепНо тел в Пространстве; фноическое движение (тепло, свет, элек­ тричество); хпмпческно изменения; орга­ ническая форма движения (обмен ве­ ществ); мышление, каЬ особая Форііа двп. женил. Особые формы движения прису­ щи н общественным явлениям. Подчеркивав всеобщий характер движе­ ния, Энгельс ппсаЛ: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысло Слова, т. о. понимаемое Наг» Аюрма бытия материн, как внутренне, присущий материи атрибут, обнимает со- І бою всо иронсходящио во вселенной изме- I нения и Процессы, начиная от простого і перемещения и кончая мышлением» (*Дпа- Iлектика природы», ГосПолитиздат, 1952 і год, стр. 44). Качественно овоеобразныо формы дви­ жения но существуют иоолированно друг от друга. Мир представляет собою карти­ ну всеобщей взаимосвязи и взаимозависи­ мости предметов и явлений в природе и общество. Поэтому всо Формы движения находятся в овяоп друг с другом и в Своей совокупности составляют нераз­ рывное единство материальных процессов. Рааличныо направления идеализма, в целях устранения понятия материи, пы- і таіотсл оторвать движение от материи и об'явлпюг движение нематериальным яв­ лением. С попытками мыслить двнжснсе без материи вел борьбу ещо Онгельс. У*?- верждаЯ неразрывное единство материи п двпжопнл, оп писал: «Движение есть форма бытия материи. Нигде и никогда не бывало зі не может быть материи без движения» («Антн-Дюрплг», ГосПолитиз­ дат, 1948 г., стр. 1)6— 57). В. П. Ленин разоблачил идеалистиче­ скую сущность махизма и примыкавших fc Нему течений в физике (энергетизм п т. п.), представители которых,, неверно истолковывая повейшло открытия в фи­ зике, пытались оторвать движеппо от материн, свести натерто г. энергии. «Су­ щественно то, — Пишет ЛеНнн, — что попытка мыслить движепно бео матерки, протаскивает мысль, оторванную от мате­ рии, а это и есть философский идеализм» (Соч., т. 14, стр. 255). ОтрЫв движения от материи ведет к отрыву мышления от об’ективной реаль­ ности, к прпзнапню .мышления за иервич. ное, т. е. к идеализму. Ленин показал, что всо новейшие открытия в естество- снапнн служат неопровержимым доказа­ тельством правильности положения марк­ систского философского материализма о материальности мира и о неразрывности материи и движения. Подтверждением неразрывного единства материи и движения служит один но ос­ новных оакопов современной ФНзпки — закон взаимосвязи массы и энергии, сог­ ласно которому всякая масса обладает энергией и наоборот. Взаимосвязь массы и энергии была открыта прп изучении световых явлений; это открытие вытекало из замечательных опытов русского физи­ ка П. II. Лебедева, доказавшего ішичпо светового давления. Закон эквивалентно^ стп массы и энергии является основой всех внутриядерных превращений в ато­ мах. Так открытия Передовой Наутѵи под­ тверждают положение марксистского фи­ лософского материализма о материально­ сти мира, о неразрывности материл и движения. Пз признания материальности мирз оа. кономерпо вытекает признание оО’ектив- ной реальности пространства и времени. «Признавая существованив об’ентивной реальности, т. о. движущейся материи, пеоазпопмо от нашего сознания, — учит В. П. Ленин, — материализм неизбежно должен припнавать такжо об’ейтйЬную реальность времени и пространства...» (Соч., т. 14, стр. 1G2). Марксистский философский матерпа. лнзм рассматривает пространство п время как об’ективные, т. о. иеазпнспмыо от сознания, формы бытия материн. В мире нет ничего, кромо движущейся материи, указывает Ленин, и движущаяся материя но может двигаться иначе, как в про­ странство И во времени. Пространство л время так же неотде­ лимы от материи,, как неразрывны между собой материя п дшіжение. Материя не­ мыслима без движения, а движение мате­ рии может протекать только в простран­ стве и во времени. Естественно-паучлые теории всегда исходили нз признания об’ектнвной реальностн пространства и Иости, пеОбіодКМости и причинной обуелов- лсни-сти всех -ілеппй в природе и обще­ стве. Всякое явление имеет свою мате­ риальную причину. ІЗесь мир развивается по оаконам двп&епня иатёрин, которыо существуют независимо от сознания. IIрп- знаігио об'ективпой закономерности при­ роды и ео отраженно в голово человека, учит Ленин, есть Материализм. '• Диалектический материализм считает, что мир есть сакономерное движенио ма­ терии. Задача иауііи открывать зако­ ны движения матерпп, законы явлений природы и общества, ставить пх на службу обществу, трудящимся. Законы, раскрытые диалектическим материализ­ мом, представляют собой наибоЛео ебщпо законы развития природы, общества и мышления. Конкретные пйуИн (химия, физика, биология и т. П.) изучают от­ дельные виды движения, открывают и формулируют законы явлений, относящих­ ся к той или иной форме движения. В сЕоих исследованиях представители этих наук, руководствуются теми наиболее об­ щими законами развития природы и об­ щества, составляющийи содержание мар­ ксистского диалектического метода и ма­ териалистической теории, открытием ко­ торых человечество обязано корифенм па­ уки — Марксу, Энгельсу, Ленину*. Сталину. МехаНнка, физика, химия, мичуринская биология бесчисленным количеством фзК„ топ подтверждают верность Положения Марксистского философского материализма о закономерности развития природы. Так советские биологи раскрыли зако­ ны жизпейностй растительных и жіпют^ нЫх организмов н Тем саНЫМ полностью опровергли идеалистические концепций виталистической биологии, которая пыта­ лась об’яснйть жизненность йекой пифи­ ческой жизненной силой, которая якобы не зависит от матерпп. Мичуринская Спо­ лотая обосновала научное матерпзлпстп- ческоэ положеппе о том, что по вымыш­ ленная «живая сила» порождает мате­ риальные жизненные процессы, а онреде-1 лепная структура матерпп, ео определен­ ное состояние обусловливают и порожда-* ют способность г. жизни. Руководствуясь положением парксист* спого философского матернолизма о зако­ номерности всох явлений, советские уче^ ные вместе о практиками социалистиче­ ского сельского хозяйства добиваются но- вых успехов в деле преобразования при- роды, создают повыо виды растеіглй и животных. Важное значение имеет распростране­ ние положений Марксистского философско­ го Материализма о материальности іінра й закономерности его рзззптйя на изуче­ ние общественной жизни, применение этих положений к истории общества, & Прак­ тической Деятельности коммунистической партии. «Если связь явлений природы ё капм- ная пх обуоло&іейность представляют за­ кономерностн развития природы, — учит времени, И это дало возможность Энгельсу ; товарищ Сталин, — то из этого вЫ'гекОоГ, сдеѵіать вывод о том, что «основныо фор­ мы всякого бытия суть пространство и время; бытие вііе времени есть такая жо величайшая бессмыслица, как бытио вне пространства» («Анти-Дюринг», Госиолит. издат, 1948 г., стр. 49). Марксистский философский материа­ лизм признает вечность материального мира во времени и бесконечность его в пространстве. Материальный мир не име­ ет Конца нп в какую сторопу. Это поло­ жение о вечности и бесконечности мате­ риального мира во времени и простран­ стве подтверждается современной пау-кой. Оно наносит удар по религиозным леген­ дам о «сотворении» мпра богом, о «конце мпра», которым представители религии запугивают трудящихся. Астрономия па основе научных наблюдений показывает, что вселенная пе имеет границ и что во вселенной происходит бесконечный про­ цесс сознданпя и разрушения звезд и звездных систем. Советские астрономы доказали, что процесс звездообразования в Галактике продолжается и в наше время. Марксистский фнлософокий материализм, провозглашая материальность Мира, ут­ верждает закономерность его развития. Сторонники Идеализма и религии, отрицал существование об’ективпой реальности, материи, отрицают и об’ектпвпую законо­ мерность развития природы и общества. Онп отрицают естественную закономерную связь явлений, об’ясняя всо волей бога, • вмешательством фантастических, сверх’- естествонпых сил. Идеалисты считают закономерную связь явлений не ои’ектпвпой, а порождением духа, мышления. Например, Кант утверж_! Дал, что ирпчнннал связь — 'зто форма человеческого сознания, что об’ектпвпо причинной связп не существует, что че­ ловеческой сознание приписывает ее яв­ лениям природы и общества. Выступая против закономерности и нрп. чинной обусловленности явлений природы и общества, буржуазные философы и со­ циологи выполняют заказ своего класса — реакционной буржуазии, заинтересо­ ванной в том, чтобы растлить сознание трудящихся масс, отнять у них веру в возможность революционного преобразова­ ния общества в интересах народа. Идеоло­ ги буржуазии стремятся поставить на месте науки релпгпю. В противоположность идеализму марк­ систский фплосоСскпП материализм пехо- і днт пз признания об’ективной закономер- что связь и взаимная обусловленность яаіеИпй общественной жизни — Пред* ставляіоТ также не случайное дело, а сяйойомерпости развития общества. Значит, общественная жизнь, история общества перестает быть скоилепием «случайностей», ибо история общества становится закономерным развнтпен об­ щества, а изучеппо истории общества превращается в пауку. Значит, практическая деятельность партии пролетариата должна осОтзывать­ ся не оа добрых пожеланиях «выдающих, ся лиц», не на требованиях «разума», «всеобщей морали» и т. п., а па законо­ мерностях развития общества, па изуче­ нии этих закономерностей» (Вопросы ле­ нинизма, стр. 544). Представители идеалистической филосо­ фии, счлтающно мир порождением *абоо* лютпой пдеп», «высшей лнчностн» п *г. Д., переносят свой антинаучный взгляд И па общество. Онп стараются внушить Трудящимся массам бредовую мысль о том, что обществом якобы упрзатяот ка* кал-то «высшая», «пеоемпая» сила п что люди пе в силах изменить свое положе­ ние. Поэтому якобы пет никакого смысла Пытаться изменить то трагическое поло­ жение, в котором находятся трудящиеся массы в капиталистических странах. Отрицание буржуазными философами об’ектнвной закономериостп в обществе имеет определенную политическую цель: подорвать у трудящихся веру в своп си­ лы, подорвать их уверенность в правиль­ ности от-фытых марксизмом законов исто, рического развитий, которые научно обосновывают Неизбежность гибели капи­ тализма п торжества коммунизма во всех странах. До открытия Марксом и Энгельсом исторического материализма даже самые передовые умы человечества по могли дать верного об’ясиепнл оОщесТвеЗных явлений. Домарксовскно материалисты в лучшем случае об’яспяли материалистиче­ ски только явлеппя природы и остава­ лись идеалистами в об’яспенпп истории общества. Маркс и Энгельс, распростра* нив философский материализм па изуче­ ние общества, достроили теи (^змым до конца здание материализма и провратзлп социологию в пауку. Они впервые выра­ ботали попятно общественно-экономиче­ ской формации п открыли об’сктпвпую закономерность развития всякого общест­ ва и особенности развития каждой пз общественных формаций. Материалистическое понимание іжторпп означает, что в основе всех многообраз­ ных явлений общественной ж езпп лежит Процесс Матерйілышго 'Производства. Раз­ витИе общеегііз, общественный строй, об- ществснпыв взгляды, теоріга л учрежде­ ния определяются в конечном Счете раз­ витием способов производства. Марксизм УЧИТ, чтд і л Гиіждон 5ТЛИ0 своего разви­ тия общество имеет определенный эконо­ мический строй, реальный базнс, иа ко­ тором [Юзтікзет с о о г з е т с Г іГ /Ю і над­ стройка — политические, правовые, ре- лйГйосиыо, художественные, философские взГЛядЫ общества й соответствующие пм учреждения. Каждый способ производства представляет единство производительных сил п производственных отношении. Пз- менсПйе производительных сил общс-сіѣз ведет и изменению производственных от­ ношений, т. е. базиса, а за ним и над­ стройки, следовательно, всего общества. Законы развития общества, как п заНо- пы природы, об’ективны. Однако заколы развития общества по сравнению с зако­ нами развития природы Имеют свой спе­ цифические) особенности, ибо в оСчдсстпе. действуют лйдй, одаренные Ссзйаніс-і. Дйалектическйй матсрпализн показал, что в обществе оО’ективная сакойомер- ностЪ осуществляете^ через активную практическую деятельность люден. «Марксизм, — учит В. П. Ленин, — отличается от всех других ооциаЛгхтич..1- екпх теорий замечательным соединением полной научной трезвости в алалипо об’ективпого положения вещей п об’ок- тпвпого хода эволюции с самым реши­ тельным признанием значения револю­ ционной энергии, революционного творче­ ства, революционной инициативы Ііасс,— а также, конечно, отдельных лпчйоотей, груйп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать сЬязь с темн п.111 иными классами» (Соч., т. 13, Стр. 21— 22). В противоположность идеалистической философии, проповедывзющей пессимизм, уныние и рабскую покорность трудящих­ ся эксплуататорам, марксистский Оияо* софский материализм в качестве одного из основных своих положений выдвигает необходимость активной революционной борьбы масс за улучшение условий свое­ го существования. Материалистическая философия Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина яв ­ ляется теоретической основой научного коммунизма. Эта философия направляет трудящихся к тому, чтобы правильно ПО­ НЯТЬ законы (развития природы и общест­ ва и использовать пх в интересах трудя­ щихся масс. Большевистская партия строит* ізсю свою деятельность на основе всесторонне­ го учета об’сктивной действительности, на основе познания закономерностей общест­ венного развития. Положения диалектиче­ ского и исторического материализма, от­ ражающие об’ектпвныо сакоиомерностн развития природы й общества, являются идейным оружием советского парода в борьбе за коммунизм. Марксистеко-ленпнекая теория социа­ листической революции и диктатуры про­ летариата опирается на материалистиче­ ское учение о закономерностях общест­ венного развития. Эта теория получила свое практическое подтверждение в Побе­ де Великой Октябрьской социалистической революций и построении социализма в СССР. Развитие социалистического обіЦссггва п р о и с х о д и т по стихийно. Об’ектпвныз за­ кономерности развития социалистического общества познаются людьми и находят свое отражение в планах строительства, составляемых коммунистической партий и Советским государством п выражаю­ щих интересы всего народа, потребности развития всего общества. Советский парод, вооруженный знанием закономерностей развития природы п об- щсствз, под мудрым руководством партий Ленина — Сталина осуществляет величе­ ственную программу создания материаль­ ной базы коммунизма. Выдающееся гесто в этой гигантской работо занимают геро- лриятпя по преобразованию природы. Огромную роль в дето преобразования природы п создания мощной материаль­ но-технической базы коммунизма играет строительство таких величайших соору­ жений, как Куйбышевская, Сталинград­ ская п Каховская гидроэлектростанции, как Волго-Донской, Главный Турглеи- сглтй, ГОжпо-Украппскпй и Северо-Ерыи- склй каналы. Стройки коммунизма, сла- мепугот собой начало преобразования при­ роды па огромных пространствах. Важ­ ную роль в борьбе советского нарзда са подчинение спл природы, са изменейИе условий материальной жизни социалисти­ ческого общества играют такжо полеза­ щитные лесонасаждения. . Познавая об’ектизные законы развигг л Материального мирз, труженики социали­ стического общества все больше и боль­ ше попользуют силы прпроды для улуспе- нпл условий своей жпзпи. с * * Учеппо марксистского философского ма­ териализма о материальности мпра н за- ИоНОМерпостп его разЬИтпя является мо­ гучим птейпым оружием в борьбе проле­ тариата капиталистических стран за свое социальное освобождение, са преобразова­ ние мира па принципах демократии и со­ циализма. Марксистско-ленинская филосо­ фия, подобно могучему прожектору, ссв> шает советскому народу путь вперед, п (коммунизму. В. РАЗИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz