Полярная правда. 1952, февраль.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 51 (7 1 5 7 ) 2 9 , февраля 1 9 5 2 г. : \ В ПОМОЩЬ И ЗУЧАЮЩ ИМ МАРКСИСТСКО -ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ Материалистическая диалектика—единствеиио научный метод ио зиания д ей с т ви т ел ьно с ти ■ / . Диалектический материализм ость фи­ лософия раіочего класса, мировоззрение марксистеко-ленинской партии. Он возник на основе обобщения революционной борь­ бы рабочего класса и развития наук. Диалектика Маркса, Энгельса,' Ленина, Сталина, являясь качественно новой сту­ пенью в развитии философской мысли, опи­ рается ва завоевания науки и философии. «Диалектика, — раз’ясняет товарищ Сталин, — происходит о т . греческого сло­ ва сдвалего», что значит вести беседу, вести поленику. Под диалектикой понима­ ли в древности искусство добиться исти­ ны путем раскрытия противоречий в суж­ дении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые фи­ лософы считали, что раскрытие противо­ речий в мышлении и столкновение проти­ воположных мнений является лучшим средством обнаружения истины. Этот диа­ лектический способ мышления, распрост­ раненный впоследствии на явления при­ роды, превратился в диалектический метод познания природы, который рассматривал явления природы, как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы — как результат развития противоречий в природе, • как результат взаимодействия противоположных енл в природе» (Воп­ росы ленинизма, изд. 11-е, стр. 536). В своей основе диалектика прямо про­ тивоположна метафизике. Коренная про­ тивоположность диалектического и мета­ физического методов познания состоит в том, что диалектика, рассматривает каж­ дое явление природы и общества в связп с другими явлениями, в движении, изме­ нении, развитии, учит видеть возннкнове- , еиэ нового и отмирание старого э природе и обществе, вскрывает противоречивый характер раввптпя. Метафизика, наоборот, рассматривает явления вне связи с други­ ми явлениями, считает сущность явлений неизменной, отрицает развитие, как по­ явление качественно нового, отрицает важности идею 'единства натерли и двп- I иительного, которое представляет лншь его ный подход к явлениям и стать руковод- женля, подрызающую коренныо положения метафизики. . . Великие идеи М. В. Ломоносова о раз­ витии природы, намного опережавшие со? стояние современного ему естествознания, не были по достоинству оценены учеными той эпохи, находившимися во власти ме­ тафизики. Только постепенно, под напором всо новых и новых данных, естествоис­ пытатели конца XVIII—начала XIX веков приходили к тем идеям, которые в сере­ дине XVIII века развивал Ломоносов. В области философии немецкий философ первой трети XIX века Гегель сделал по­ пытку представать мир в движении, из­ менении и развитии. В этом состояло ра­ циональное/оорно философии Гегеля. Одна­ ко, поставив чрезвычайно важный для науки вопрос о развитии мпра, Гегель его не решил. Он был идеологом трусливой п реакционной немецкой буржуазии, испу­ гавшись революционного движения народ­ ных масс в период французской буржуаз­ ной революции, немецкая буржуазия пош­ ла на союз с феодальной аристократией, боролась против идей французской бур­ жуазной революция и материализма. - В обстановке борьбы против материа­ лизма возникает немецкий идеализм как аристократическая реакция на француз­ скую революцию и француоский материа­ лизм. Гегель рассматривал процесс разви­ тия идеалистически. Согласно его филосо­ фии творцом всей действительности вы­ ступает некая «абсолютная идея», разви­ вающаяся диалектически. Гегель считал, что природа существует но сама по себе, а ее порождает абсолютный дух, что при­ рода является лишь ступенью *развития абсолютного духа и не развивается во времени. «П эту бессмыслицу развития в пространстве, но вне времени, — которое является основным условием всякого раз­ вития, — говорил Энгельс, — Гегель на­ вязывал природе как раз в то время, когда уже достаточно были разработаны и внешнее проявление. У меня же, наоборот,! ством к правильному познапню и плодот- ндсальное есть пе что иное, как мате- I сорному практическому действию. Общие геология, и эморчология, и Физиология внутренние противоречия, как источник растений и животных, п органическая хи- движения. j мия, и когда, па основе этих новых наук, Зачатки диалектического рассмотрения уже повсюду зарождались гениальные до- явлений природы имели место уже в глу - ' гадки, предвосхищавшие позднейшую тео- бокой древности в Китае, Индии, Греции.' рпю развития (например, Гете и Ламарк)» Отмечая правильность взгляда древних («Людвиг Фейербах и конец классической диалектиков на природу как на постоянно немецкой философии», Госполпттиздат, развивающуюся, Энг&льс указывает, что 11950 г., стр. 21— 22). хотя этот взгляд «...верно схватывает об- Гегель сформулировал некоторые основ- щий характер всей картины явлений, он : ныо принципы диалектики, он отмечал за- все же недостаточен для об’ясненпя част- кон перехода количества в качество, за- ностей, из которых она слагается, а пока: кон единства противоположностей, мы но знаем их, нам ее ясна и общая I Гегелевская диалектика, будучи ндеа- картЕна» («Анти-Дюринг», Госполитиздат,' лнстпческой вследствие классовой бур- 1951 г., стр. 20). В силу этой ограниченности диалекти­ ка древних не могла служить руководст­ вом познания. Зная только общую картину мира и не зная его конкретных явлений, жуазной ограниченности Гегеля, не прео­ долела метафизики. Процесс общественного .развития, по Гегелю, останавливается н а ' коммунистическое. риалыное, пересаженное в человеческую голову и -преобразованное в ней... У Ге­ геля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зер­ но» («Капитал», т. 1, 1951 г., стр. 19). Диалектика Маркса в корне противопо­ ложна гегелевской диалектике и качест­ венно отличается от диалектики материа­ листов домарксовского периода. Мзркс и Энгельс совершили великов открытие, ре­ волюцию в философии, открыв диалектику во всех без исключения явлениях мира: в природе, в человеческом обществе, в мыш­ лении. Маркс и Энгельс обосновали диалекти­ ку как отражение об’ектнвных процессов развития природы и общества. Тем самым диалектика была" ~превращена в пауку о всеобщих законах развития природы, об­ щества и мышления. Опираясь на законы диалектики, как всеобщие законы, при­ сущие всем явлениям природы, Маркс и Энгельс впервые научно обосновали мате­ риальное единство мира. Марксистская диалектика утверждает единство мпра, когда она учит, что в природе, обществе и мышлении пет изолированных, явлении, что каждое явление и каждый предмет связаны с другими предметами и явле­ ниями. Она утверждает едппство мира, когда учит, что все находится в состоя­ нии движения, изменения, развития, что источником .развития природы и общества являются внутренние противоречия. Открытие законов диалектики, общих для всех явлений природы, общества и мышления, позволило создать цельное, единое научное мировоззрение. 'Марксистская диалектика, как един­ ственно верное учение о развитии, все более полно подтверждается ходом раз­ вития современного естествознания. Диа­ лектика, открытая Марксом и Энгельсом п развитая дальше Леппным н Сталиным, отличается от всех предшествовавших ей форм диалектики тем, что она впервые выражает собой науку о всеобщих за­ конах развития об’ективного материально­ го мпра п полностью согласуется с прак­ тикой всемирной истории человечества и прежде всего с опытом борьбы рабочего класса и всех прогрессивных сил всех стран против капитализма, за социализм и коммунизм. Возішкновеппе материалистической диа­ лектики обусловлено жизненной необхо­ димостью для пролетариата открыть под­ линные закопы общественного развития, чтобы осуществить революционное преоб­ разование капиталистического общества в влючаются но только в особенностях } цпалпстпческого строительства, на путь прусской сословной монархии, которую реакционер Гегель считал вершиной общо- антпчная диалектика не могла дать глу- ственного прогресса; развито познания бокон научной картины мира. В условиях феодализма, хотя и очень «останавливается» на гегелевской филосо­ фии; противоположности «примиряются», медленно, происходил процесс накопления п борьба между еіимп «прекращается» отрывочных знаний о природе. Настоящее ( и т. д. Гегелевская диалектика была обра- естествознаине, как известно, начинает ' щена в прошлое, пе ставила своей задачей складываться лишь в период XV—XVIII об’ясннгь современность и отрицала воз- веков. Наука в этот период по пеобходп- можность предвидения будущего, мости носила описательный характер и | Диалектика успешно разрабатывалась в достигла по сравнению с древнегреческим . трудах русских революционных демокра- I как подтверждение глубокой справедлп- пернодом больших успехов. |тов XIX века. Философия Белинского, Гер- вести классовых устремлений рабочего В силу своего экономического и поли- тического положения в капиталистиче­ ском обществе пролетариат видит единст­ венный путь к своему освобождению лишь’ в полном, коренном изменении ка­ питалистического строя, в революционном переходе общества к социалистическому строю. Вот почему диалектическое учеппе о развитии и изменении о победе пового над старым органически воспринимается пролетариатом, его марксистской партиен законы развития п являются руководст­ вом к познанпю вешей и . явлений, ме­ тодом познания и изменения пх. Зная, что развитие происходит .на основе зако­ нов диалектики, можно научно предви­ деть ход этого развития. Марксистская диалектика является методом познания и действия но только потому, что ее зазоны — всеобщие, но и потому, что се законы действуют всег­ да. Они действуют п при капитализме, п при социализме, и при коммунизме. Одна­ ко законы диалектики, будучи всеобщими и постоянно действующими,. по прояв­ ляются всюду одинаково. Например, поло­ жение диалектики о тон, что все в при­ роде находится в состоянии изменения, развития — вечно, пбо изменение п раз­ витие всегда было и всегда будет. Однако оно всегда было и будет разным по свое­ му содержанию п форме проявления. Появление живых организмов на земле, возникновение человеческого общества — все это означает появление новых, неви­ данных до того форм пемененпя, разви­ тия. В каждый даппый момент постоянно действующие законы диалектики осуще­ ствляются в природе и в обществе по-раз­ ному: процесс движения, изменения про­ является и в виде движения масс возду­ ха, и в виде окисления металла, и в ви­ де гнпенпя листа, упавшего с дерева, и в процессе образования пового биологиче­ ского вида, и в виде создания людьми нового общественного строя п т. д- п т. п. Поэтому нельзя метафизически понимать постоянство законов диалекти­ ки: законы диалектики, будучи всеобщи­ ми, проявляются в механике иначе, чем в химии, в биологии ппачѳ, чен в об­ ществе. Нельзя ограничиваться заучпвз- нпем формул диалектики, надо изучать конкретное проявление законов іпалекти- кп в конкретной действительности. Законы диалектики вечны в своей все­ общности, но нх проявление бесконечно разнообразно. Поэтому марксистская диа­ лектика враждебна догматизму и начет­ ничеству. Опа не дает готовых ответов, а служит лишь методом позианпя и дейст­ вия; она требует творческого ее ис­ пользования, изучения конкретных ее проявлений в разных областях природы и общественной жнзпп. В. П. Ленин учит, что марксизм как теория «...дает лишь обтпе руководящие положения, которые применяются в част­ ности к Апглпп иначе, чем к- Франции, к Франции иначе, ечем к Германии, к Гер­ мании иначе, чем к России» (Соч., т. 4, стр. 192). Закопы диалектики как всеобщие, ут­ верждает марксизм, проявляются в вещах пе рядом с конкретными законами, не помимо них. а в них самих — в конкрет­ ных законах. «Общее, — указывает В. П. Ленин, — сушсствует лпшь в от- класса. Марксистская диалектика воспри­ нимается рабочим классом как паука, ос­ вещающая его борьбу: в учении марксист­ ской диалектики о том, что развитие яв- На первых стадиях собирания фактов Цена, Чернышевского, Дофолюбюва отли- .познание привело к тому, что предметы н , чалась от западной домарксовой филосо- явления природы стали рассматриваться фнп, в частности от философии Фейерба- Езолпрованно друг от друга и как находя- ха, своей революционной устремленностью, щпеся в состоянии покоя и неизменности,!Будучи идеологами крестьянской револю- т. е. метафизически. Философы XVII века цин, русские революционные демократы дяется результатом борьбы противоречий, Бэкон ' и Локк перенесли этот метод рас- рассматривали свою материалистическую ^ противоречия разрешаются борьбой и смотрения явлений чприроды из естествен- ( философию как идейное оружио берьбы победой пового над старым, нарождаю- ных наук в философию. Диалектическое против крепостнических порядков, за ре- щсгсся над отживающим, пролетариат рассмотрение природы было вытеснено ме- j волюцпонноо преобразование цар:кой Рос- паходпт свое теоретическое оружие для тафнзическнм методом. | СПИ Если все другие философские системы борьбы против капитализма, за соцпа- Господство метафизики было временным домарксовского периода характеризовались лизм. явлением, пбо тот же самый процесс н а - , созерцательным отношением к действп-. Под знаменем марксизма, по примеру вопления знаний об отдельных яаленнях : тельности, то русская материалистическая СССР — первой в мире страны победпв- природы, который привел к усилению ме- ( философия XIX вока была связана с ак- тего социализма, ныне сотни миллионов тафизики, к середіпіе XVIII века привел к тивной борьбой демократических элементов людей в странах народной демократии возникновению в науке более передовых , против феодально-крепостнического режи- ( Европы и Азии создают новую жпзпь. взглядов, нанесших удар метафизике. Воз-, ма. Философия русских революционных Миллионы люден велпкого лагеря демо- нпкает идея развития,* которая пробивает j демократов проникнута горячим патрио- ^кратии находят в материалистической брешь в господствовавших метафизических тпзиом, идеями революционного демокра- диалектике оружие борьбы против защпт- пекогорых эпох исторического развития познания и в особенностях самого мыш­ ления. Метафизика представляет собой край­ нее преувеличение, раздувание отдельных сторон явлений, одностороннее выхваты­ вание отдельных черточек противоречиво­ го и сложного процесса познания. Напри­ мер, относительную обособленность явле­ ний она об’являег полной и вечной, отрицая пх взаимозависимость; относи­ тельную устойчивость вешей она при­ нимает за неизменность, незыблемость и отрицает их развитие. В. П. Ленин вскрыл ио только гносео­ логические корни нетафпзики, но и ее классовые корни. Ленин указывает, что в процессе позианпя любой кусочек «кри­ вой линии» может быть превращен в «прямую линию», «...которая (если за деревьями не видеть леса) ведет тогда в болото, в поповщину (где ее з а к р е п ­ л я е т классовый интерес господствую­ щих классов)» («философские тетради», стр. 330). Метафизическое рассмотрение явлений природы и в особенности общества всегда соответствовало социальным устремлениям господствующих эксплуататорских клас­ сов, пе заинтересованных в дальнейшем прогрессе общества. Эти классы воспри­ нимают идеи развития как противоестест­ венные, а идеи неизменности и застоя — как единственно ч нормальные. Еслп эксплуататорские классы всегда и неотвратимо клонились к метафизике, то в условиях империализма идеологи бур­ жуазии заведомо, злонамеренно -фальси­ фицируют науку. Буржуазные философы, социологи, политики, правые «социа­ листы», защищая разлагающийся капи­ тализм, агрессивную политику американ­ ских и английских империалистов, пред-» намеренно ' извращают факты и выводы, вытекающие пз естественных и общест­ венных наук, проповедуют различные реакционные метафизические и идеали­ стические теории. Сита и неодолимость материалистиче­ ской диалектики состоят в том, что она правильно отражает законы развития мира. Диалектико-материалистическое рас­ смотрение явлений природы и общества означает рассмотрение их такими, каки­ ми ,оин есть сами по себе, без всяких посторонних прибавлений, без всяких выдумок. К диалектическому рассмотре­ нию явлений природы человека приводят сами факты и события, сама практика. В этом заключаются сила и жизненность материалистической диалектики, причина ее неодолимости в борьбе с метафизикой. Сила и неодолимость диалектики со­ стоят и в том. что даже те ученые, кото­ рые не зналп диалектики, достигали успе­ хов в пауке в результате того, что им удавалось стихийно стать на путь диа­ лектики. Обоснование взаимозависимости небесных тел Ньютоном, открытие закона дельном, через отдельное» (Философские сохранения вещества и движения Ломопо- тетрадп»,’ стр. 329). Например, в физико: совым, эволюции органического мира — закопы диалектики проявляются не поми-1 Дарвином, открытие периодической спсте- мо и не рядом с Фпзичсскимп законами, а ' мы элементов Менделеевым п другие в физических законах. То же самое имеет бессмертные открытия науки иодтверж- место и в других явлениях природы ц і дают правоту учения материалистической общества. . диалектпкп о всеобщей взаимозависимости-' философия как паука не может стоять явлений, о развитии природы, над другими науками и предписывать им | т|ем дальше идет наука вперед, тем все «своп» законы, как это думали Гегель и больше подтверждается правота марксист- мпогпе другпе мыслители. Философия!ской диалектики. Характеризуя развитие схоластической, формалистической игры философскими категориями. Ведя решительную борьбу против меха­ ницизма и неныпевнствуіощего идеализма, против их реакционных идей, большевист­ ская партия активно боролась за внедре­ ние материалистической диалектики в советскую науку. В. П. Ленин укззывал, что «...без солидного философского обос­ нования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозер­ цания. Чтобы выдержать эту борьбу л провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонни­ ком того материализма, который представ­ лен Марксом, то есть должен быть диа­ лектическим материалистом» (Соч., т. 33, стр. 207). Лепил и Сталип учат, что марксист­ ская философия, материалистическая диа­ лектика имеют огромное . значение для развития естествознания и наук об об­ ществе, для преобразования природы и общества. «Нет необходимости, чтобы спецналпст- медик был вместе с тем специалистом по физике или ботанике и наоборот, — учит П. В. Сталин. — Но есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, — -это марксистско- ленинская паука об обществе, о закопах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о закопах раз­ вития социалистического строительства, о победе коммунизма» (Вопросы лениниз­ ма, изд. 11-е, стр. 598). Развивая дальше марксистскую фило­ софию, товарищ Сталин в своем труде «0 диалектическом и историческом материа­ лизме» дал глубоко научное изложение диалектического и исторического материа­ лизма. В . этом классическом труде товарищ Сталин дал характеристику основных черт марксистского диалектиче­ ского метода, показал огромное значение марксистского диалектического метода для практической деятельности партии про­ летариата. Советские ученые, применяя материа­ листическую диалектику, как всеобщий метод исследования явлений природы, и общества, добились ощутительных, резуль­ татов в развитии науки. Теоретической ■ І основой творческой деятельности . наших ученых является марксистско-ленинская философия. Ha основе применения' принципов диа­ лектического • материализма расцвела мичуринская биология. И. В. Мичурин и его последователь Т. Д. Лысенко в свопх исследованиях, раскрывающих законы развития живых организмов и методы создания новых сортов растений п новых пород животных, руководствовались принципами марксистской диалектики. Руководствуясь материалистической диалектикой, советский биолог 0. Б. Ле- пешинская сделала открытие большой теоретической важности. Она показала, что органическая клетка происходит не только пз материнских клеток, но и из неклеточного вещества. Этим важным открытием преодолена метафизическая теория Вирхова, согласно которой клетка происходит только из клетки. Марксистско-ленинская диалектика, раз. 1 ‘ЛЧІ вскрывает лишь то общее, что имеется во . фпзпкп в начале XX века и отмечая витая и обогащенная трудами Н. В. всех явлениях, в законах частных наук* *неизбежное торжество диалектического в законах математики, физики, химии,' материализма, В. П. Ленин писал: «...од- биолопш, общества п мышления. Сталина, помогает глубже познавать закономерности развития социализма. в о ззр ен и я х и в се более у тв ерж д ае тся в Пе­ редовой н а у к е . Уже гениальный русский ученый М. В. тизма, стремлением служить народу. Решительно разоблачая идеализм Гегеля, ников прогнившего капитализма. Созданная Марксом и Энгельсом, обога- _____________ . . русские материалисты не отбросили дна - 1 ЩСІтая п развитая Лениным п Сталиным, Ломоносов в противоположность негафпзн- лектику. как это сделал Фейербах, а пс- . материалистическая диалектика является ческнм взглядам о неизменности природы | пользовали принцип развития (провозгла-, единственно научным методом познания и доказывал, что вся природа находится в постоянном изменении, развитии. В своем труде «О слоях -земных» М. В. Ломоносов писал: «...твердо помнить должно, что ви­ димые телесные на оемлп вещи и весь мир не в таком состоянии былп с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены, что пока­ зывает история и древняя география с нынешнею снесенная, и случающиеся в ваши веки перемены земной по­ верхности. Когда и главные вели­ чайшие тела мира, планеты, и самые неподвижные звезды изменяются, теряют­ ся в ие^о показываются вновь, то в рас­ суждении оных малого нашего шара зем­ ного малейшие частицы, то-есть горы (ужасные в глазах наших громады), мо­ гут ли от перемен быть свободны?» (Из­ бранные философские произведения, 1950 г., стр. 396— 397). М. В. Ломоносов блестяще развивал идею материального единства мира. Он впервые в науке указал на внутреннюю связь физики и химии, разрушая тем са­ мым метафизическую перегородку между шейный Гегелем на идеалистической осно­ ве) с целью об’яснспил действительности. Однако, значительно поднявшись над западными философами домарксовского пе­ риода, русские материалисты середины XIX века еще не сумели понять диалек­ тику как науку о всеобщих законах раз- теоретической основой тактики револю­ ционной борьбы пролетариата. В гениальном труде «О диалектическом и историческом материализме», который является вершниоГі марксистско-ленпп- ской философской мысли, И. В. Сталин с особой силой подчеркнул огромное зпаче- вития природы и общества, не сумели; Іше материалистической диалектики для распространить материализм иа область общественной жизни. Последовательно научная философия — диалектический материализм впервые была создана .тпшь Марксом п Энгельсом и раз­ вита дальше Лениным и Сталиным. II. Опираясь па все завоевания научной мысли за предшествующий период исто­ рии, Маркс и Энгельс создали качественно новую, материалистическую, последова­ тельно научігую диалектику. Маркс писал, что созданный пм «...диалектический ме­ тод но только в корпо отличен от гегелев­ ского, но представляет его прямую проти­ воположность. Для Гегеля процесс мыш­ ления, который он превращает даже под т м и науками. Ломоносов открыл закон . именем идеи в самостоятельный субокт. сохранения материн, выдвинул огоомной [ есть демиург (творец, созидатель) дейст- праг.тпческой деятельности партии боль­ шевиков. Диалектический материализм составляет теоретическую основу комму­ низма, является мировоззрением маркси­ стско-ленинской партлп. Он идейно воо­ ружает партию, трудящихся в борьбе за завоевание дігктатуры пролетариата, в борьбе за построение коммунизма. В этой работе ярко показала внутренняя связь, существующая между философией мпрк- сизма-лепппизма н практической револю­ ционной деятельностью большевистской партии. Чтобы но ошибиться в политике, учит товарищ Сталин,, надо руководст­ воваться положениями марксистского диа­ лектического метода, наДо знать законы исторического развития. Научный метод познания раскры­ вается в самих вешах и явлениях, — только, такой метод может дать правпль- Дпалектичоскпй материализм находит отрасли естествознания скатилась к реак- л с т о ч ііи к своего .развития в успешном ционпой философии, не сумев пряно и развитіпі всех других наук, а пауки раз- сразу подняться от метафизического мате- впваются тем успешнее, чем вернее п риализма к диалектическому матерпалпз- полнее пользуются марксистским дпалек- му. Этот шаг делает н сделает современная тичоским методом. | физика, по опа идет к единственно верному Философствующие мракобесы пмпериа- методу и единственно верной философии лизма усиленно внедряют в сстествозна-, естествознания не прямо, а зигзагами, не іпіе суб’с-ктивнын идеализм и мистицизм, j сознательно, а стпхийпо. не видя ясно идею прпмлрепия науки и религии, тео-! своей «конечной цели», а приближаясь рню непознаваемости мира и т. п. Совре-, к Пей ощупью, шатаясь, иногда даже менное естествозпапие в каппталистпче -1 задом. Современная физика лежит в ских странах еще больше, чем во времена родах. Опа рожает диалектический мате- Маркса и Энгельса, опутано антинаучны­ ми идеалистическими и метафизпчеекпмп идеями. Господство идеализма и метафпзп- на школа естествоиспытателей в одной, Законы диалектпкп в условиях соцналпз- кп в странах науку. / капитализма подрывает III. Единственно паучнон философией, сдинствелно научным мировоззрением и риализм» (Соч., т. 14, стр. 299). IV. Особо важное значение марксистско- ленинская философия прпобрелз в ус­ ловиях советского общества. Корифеи революционной пауки Ленин и Сталин гениально развили марксистскую филосо­ фию. ' Партия большевиков, руковод- правилыіым методом познания л нракти- _ствѵясь учеппем Ленина — Сталина, Бе- чоскон деятельности является дпалектп- дет неустанную борьбу против всяких чсский материализм. Вся история фнло- j проявлений идеализма и метафизики, про- софской мысли есть но только борьба тив всяких проявлений буржуазной идео- материализма с идеализмом, но п борьба логпп. диалектики с метафизикой. Только марк­ сизм, создав подлинно научную диалекти­ ку, полностью преодолел метафизику, до конца разоблачил ее несостоятельность и освободил от псе пауку. Противоположность диалектики и мета­ физики отражает собой противополож­ ность пауки и мракобесия, противополож­ ность пролетарского п буржуазного миро­ воззрения. Это подтверждает глубокую и с ти н н о с т ь марксистско-ленинского прин­ ципа партийности философии. За борь­ бой материализма н идеализма, диалекти­ ки и метафизики в философии марксизм вндит борьбу сил нроірссса и реакции, борьбу классов. Гносеологические, т. е. „теоретико- познавательные, корни метафизиБП эа- Коммунистическая партия разоблачила механистов, которые стремиллісь оторвать советское естествознание от марксистской философии п проповедывали ложные идеи о возможности развития естествознания без философии. Советские ученые под руководством большевистской партии на­ несли сокрушительный удар механистиче­ ской ревизии марксизма. Партия Ленина — Огалпна разоблачи­ ла и идеалистическую ревизию маркси­ стской философии. Меныпевпствующмо идеалисты, отождествив марксистскую, материалистическую диалектику с идеа­ листической диалектикой Гегеля, стре­ мились подменить диалектику Маркса диалектикой Гегеля и толкали советскую науку на путь отрыва от практики со­ ма проявляются пначе, чем в обществе капиталистическом. Характеризуя проявление законов диа­ лектики в обществе, товарищ Сталин ука­ зывает, например, что закон перехода от одного качества к другому по-одному про­ является в обществе, где есть эксплуата­ ция, и по-другому, где нет антагонисти­ ческих классов и эксплуатации. В об­ ществе, которое развивается по законам антагонистических противоречий, пере­ ход одного общественного строя в другой совершается путем взрыва, путем унпч- тожеппя основы существования данного общественного строя. В условиях социализма нет нужды во взрывах. «Вообще нужно сказать к сведению товарищей, увлекающихся взрывами, что закон перехода от старого качества к новому путём взрыва неприменим не только к истории развития языка, — пишет П. В. Сталин, — он не всегда применим также и к другим обществен­ ным явлениям базисного или надстроеч­ ного порядка. Он обязателен для общест­ ва, разделённого па враждебные классы. Но он вовсе но обязателен для общества, не имеющеговраждебных классов» («Марксизм и вопросы языкознания», Госполптнздат, 1951 г., стр. 28— 29). Это указание П. В. Сталина требует конкретно-исторически подходить к самим законам диалектпкп, находить специфику пх проявления при социализме. В своем гениальном труде «Марксизм н вопросы языкознания» П. В. Сталин обогатил, творчески развил дальше основ­ ные положения марксистского диалекти­ ческого метода и с новой силой показал его громадное знзчение для решения сложнейших вопросов всех наук о при­ роде и общество. В. МОЛОДЦОВ. Кандидат философских й а у н ,. * 11 I \ !И f Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz