Полярная правда. 1952, февраль.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 51 (7 1 5 7 ) 2 9 , февраля 1 9 5 2 г. : \ В ПОМОЩЬ И ЗУЧАЮЩ ИМ МАРКСИСТСКО -ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ Материалистическая диалектика—единствеиио научный метод ио зиания д ей с т ви т ел ьно с ти ■ / . Диалектический материализм ость фи лософия раіочего класса, мировоззрение марксистеко-ленинской партии. Он возник на основе обобщения революционной борь бы рабочего класса и развития наук. Диалектика Маркса, Энгельса,' Ленина, Сталина, являясь качественно новой сту пенью в развитии философской мысли, опи рается ва завоевания науки и философии. «Диалектика, — раз’ясняет товарищ Сталин, — происходит о т . греческого сло ва сдвалего», что значит вести беседу, вести поленику. Под диалектикой понима ли в древности искусство добиться исти ны путем раскрытия противоречий в суж дении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые фи лософы считали, что раскрытие противо речий в мышлении и столкновение проти воположных мнений является лучшим средством обнаружения истины. Этот диа лектический способ мышления, распрост раненный впоследствии на явления при роды, превратился в диалектический метод познания природы, который рассматривал явления природы, как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы — как результат развития противоречий в природе, • как результат взаимодействия противоположных енл в природе» (Воп росы ленинизма, изд. 11-е, стр. 536). В своей основе диалектика прямо про тивоположна метафизике. Коренная про тивоположность диалектического и мета физического методов познания состоит в том, что диалектика, рассматривает каж дое явление природы и общества в связп с другими явлениями, в движении, изме нении, развитии, учит видеть возннкнове- , еиэ нового и отмирание старого э природе и обществе, вскрывает противоречивый характер раввптпя. Метафизика, наоборот, рассматривает явления вне связи с други ми явлениями, считает сущность явлений неизменной, отрицает развитие, как по явление качественно нового, отрицает важности идею 'единства натерли и двп- I иительного, которое представляет лншь его ный подход к явлениям и стать руковод- женля, подрызающую коренныо положения метафизики. . . Великие идеи М. В. Ломоносова о раз витии природы, намного опережавшие со? стояние современного ему естествознания, не были по достоинству оценены учеными той эпохи, находившимися во власти ме тафизики. Только постепенно, под напором всо новых и новых данных, естествоис пытатели конца XVIII—начала XIX веков приходили к тем идеям, которые в сере дине XVIII века развивал Ломоносов. В области философии немецкий философ первой трети XIX века Гегель сделал по пытку представать мир в движении, из менении и развитии. В этом состояло ра циональное/оорно философии Гегеля. Одна ко, поставив чрезвычайно важный для науки вопрос о развитии мпра, Гегель его не решил. Он был идеологом трусливой п реакционной немецкой буржуазии, испу гавшись революционного движения народ ных масс в период французской буржуаз ной революции, немецкая буржуазия пош ла на союз с феодальной аристократией, боролась против идей французской бур жуазной революция и материализма. - В обстановке борьбы против материа лизма возникает немецкий идеализм как аристократическая реакция на француз скую революцию и француоский материа лизм. Гегель рассматривал процесс разви тия идеалистически. Согласно его филосо фии творцом всей действительности вы ступает некая «абсолютная идея», разви вающаяся диалектически. Гегель считал, что природа существует но сама по себе, а ее порождает абсолютный дух, что при рода является лишь ступенью *развития абсолютного духа и не развивается во времени. «П эту бессмыслицу развития в пространстве, но вне времени, — которое является основным условием всякого раз вития, — говорил Энгельс, — Гегель на вязывал природе как раз в то время, когда уже достаточно были разработаны и внешнее проявление. У меня же, наоборот,! ством к правильному познапню и плодот- ндсальное есть пе что иное, как мате- I сорному практическому действию. Общие геология, и эморчология, и Физиология внутренние противоречия, как источник растений и животных, п органическая хи- движения. j мия, и когда, па основе этих новых наук, Зачатки диалектического рассмотрения уже повсюду зарождались гениальные до- явлений природы имели место уже в глу - ' гадки, предвосхищавшие позднейшую тео- бокой древности в Китае, Индии, Греции.' рпю развития (например, Гете и Ламарк)» Отмечая правильность взгляда древних («Людвиг Фейербах и конец классической диалектиков на природу как на постоянно немецкой философии», Госполпттиздат, развивающуюся, Энг&льс указывает, что 11950 г., стр. 21— 22). хотя этот взгляд «...верно схватывает об- Гегель сформулировал некоторые основ- щий характер всей картины явлений, он : ныо принципы диалектики, он отмечал за- все же недостаточен для об’ясненпя част- кон перехода количества в качество, за- ностей, из которых она слагается, а пока: кон единства противоположностей, мы но знаем их, нам ее ясна и общая I Гегелевская диалектика, будучи ндеа- картЕна» («Анти-Дюринг», Госполитиздат,' лнстпческой вследствие классовой бур- 1951 г., стр. 20). В силу этой ограниченности диалекти ка древних не могла служить руководст вом познания. Зная только общую картину мира и не зная его конкретных явлений, жуазной ограниченности Гегеля, не прео долела метафизики. Процесс общественного .развития, по Гегелю, останавливается н а ' коммунистическое. риалыное, пересаженное в человеческую голову и -преобразованное в ней... У Ге геля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зер но» («Капитал», т. 1, 1951 г., стр. 19). Диалектика Маркса в корне противопо ложна гегелевской диалектике и качест венно отличается от диалектики материа листов домарксовского периода. Мзркс и Энгельс совершили великов открытие, ре волюцию в философии, открыв диалектику во всех без исключения явлениях мира: в природе, в человеческом обществе, в мыш лении. Маркс и Энгельс обосновали диалекти ку как отражение об’ектнвных процессов развития природы и общества. Тем самым диалектика была" ~превращена в пауку о всеобщих законах развития природы, об щества и мышления. Опираясь на законы диалектики, как всеобщие законы, при сущие всем явлениям природы, Маркс и Энгельс впервые научно обосновали мате риальное единство мира. Марксистская диалектика утверждает единство мпра, когда она учит, что в природе, обществе и мышлении пет изолированных, явлении, что каждое явление и каждый предмет связаны с другими предметами и явле ниями. Она утверждает едппство мира, когда учит, что все находится в состоя нии движения, изменения, развития, что источником .развития природы и общества являются внутренние противоречия. Открытие законов диалектики, общих для всех явлений природы, общества и мышления, позволило создать цельное, единое научное мировоззрение. 'Марксистская диалектика, как един ственно верное учение о развитии, все более полно подтверждается ходом раз вития современного естествознания. Диа лектика, открытая Марксом и Энгельсом п развитая дальше Леппным н Сталиным, отличается от всех предшествовавших ей форм диалектики тем, что она впервые выражает собой науку о всеобщих за конах развития об’ективного материально го мпра п полностью согласуется с прак тикой всемирной истории человечества и прежде всего с опытом борьбы рабочего класса и всех прогрессивных сил всех стран против капитализма, за социализм и коммунизм. Возішкновеппе материалистической диа лектики обусловлено жизненной необхо димостью для пролетариата открыть под линные закопы общественного развития, чтобы осуществить революционное преоб разование капиталистического общества в влючаются но только в особенностях } цпалпстпческого строительства, на путь прусской сословной монархии, которую реакционер Гегель считал вершиной общо- антпчная диалектика не могла дать глу- ственного прогресса; развито познания бокон научной картины мира. В условиях феодализма, хотя и очень «останавливается» на гегелевской филосо фии; противоположности «примиряются», медленно, происходил процесс накопления п борьба между еіимп «прекращается» отрывочных знаний о природе. Настоящее ( и т. д. Гегелевская диалектика была обра- естествознаине, как известно, начинает ' щена в прошлое, пе ставила своей задачей складываться лишь в период XV—XVIII об’ясннгь современность и отрицала воз- веков. Наука в этот период по пеобходп- можность предвидения будущего, мости носила описательный характер и | Диалектика успешно разрабатывалась в достигла по сравнению с древнегреческим . трудах русских революционных демокра- I как подтверждение глубокой справедлп- пернодом больших успехов. |тов XIX века. Философия Белинского, Гер- вести классовых устремлений рабочего В силу своего экономического и поли- тического положения в капиталистиче ском обществе пролетариат видит единст венный путь к своему освобождению лишь’ в полном, коренном изменении ка питалистического строя, в революционном переходе общества к социалистическому строю. Вот почему диалектическое учеппе о развитии и изменении о победе пового над старым органически воспринимается пролетариатом, его марксистской партиен законы развития п являются руководст вом к познанпю вешей и . явлений, ме тодом познания и изменения пх. Зная, что развитие происходит .на основе зако нов диалектики, можно научно предви деть ход этого развития. Марксистская диалектика является методом познания и действия но только потому, что ее зазоны — всеобщие, но и потому, что се законы действуют всег да. Они действуют п при капитализме, п при социализме, и при коммунизме. Одна ко законы диалектики, будучи всеобщими и постоянно действующими,. по прояв ляются всюду одинаково. Например, поло жение диалектики о тон, что все в при роде находится в состоянии изменения, развития — вечно, пбо изменение п раз витие всегда было и всегда будет. Однако оно всегда было и будет разным по свое му содержанию п форме проявления. Появление живых организмов на земле, возникновение человеческого общества — все это означает появление новых, неви данных до того форм пемененпя, разви тия. В каждый даппый момент постоянно действующие законы диалектики осуще ствляются в природе и в обществе по-раз ному: процесс движения, изменения про является и в виде движения масс возду ха, и в виде окисления металла, и в ви де гнпенпя листа, упавшего с дерева, и в процессе образования пового биологиче ского вида, и в виде создания людьми нового общественного строя п т. д- п т. п. Поэтому нельзя метафизически понимать постоянство законов диалекти ки: законы диалектики, будучи всеобщи ми, проявляются в механике иначе, чем в химии, в биологии ппачѳ, чен в об ществе. Нельзя ограничиваться заучпвз- нпем формул диалектики, надо изучать конкретное проявление законов іпалекти- кп в конкретной действительности. Законы диалектики вечны в своей все общности, но нх проявление бесконечно разнообразно. Поэтому марксистская диа лектика враждебна догматизму и начет ничеству. Опа не дает готовых ответов, а служит лишь методом позианпя и дейст вия; она требует творческого ее ис пользования, изучения конкретных ее проявлений в разных областях природы и общественной жнзпп. В. П. Ленин учит, что марксизм как теория «...дает лишь обтпе руководящие положения, которые применяются в част ности к Апглпп иначе, чем к- Франции, к Франции иначе, ечем к Германии, к Гер мании иначе, чем к России» (Соч., т. 4, стр. 192). Закопы диалектики как всеобщие, ут верждает марксизм, проявляются в вещах пе рядом с конкретными законами, не помимо них. а в них самих — в конкрет ных законах. «Общее, — указывает В. П. Ленин, — сушсствует лпшь в от- класса. Марксистская диалектика воспри нимается рабочим классом как паука, ос вещающая его борьбу: в учении марксист ской диалектики о том, что развитие яв- На первых стадиях собирания фактов Цена, Чернышевского, Дофолюбюва отли- .познание привело к тому, что предметы н , чалась от западной домарксовой филосо- явления природы стали рассматриваться фнп, в частности от философии Фейерба- Езолпрованно друг от друга и как находя- ха, своей революционной устремленностью, щпеся в состоянии покоя и неизменности,!Будучи идеологами крестьянской револю- т. е. метафизически. Философы XVII века цин, русские революционные демократы дяется результатом борьбы противоречий, Бэкон ' и Локк перенесли этот метод рас- рассматривали свою материалистическую ^ противоречия разрешаются борьбой и смотрения явлений чприроды из естествен- ( философию как идейное оружио берьбы победой пового над старым, нарождаю- ных наук в философию. Диалектическое против крепостнических порядков, за ре- щсгсся над отживающим, пролетариат рассмотрение природы было вытеснено ме- j волюцпонноо преобразование цар:кой Рос- паходпт свое теоретическое оружие для тафнзическнм методом. | СПИ Если все другие философские системы борьбы против капитализма, за соцпа- Господство метафизики было временным домарксовского периода характеризовались лизм. явлением, пбо тот же самый процесс н а - , созерцательным отношением к действп-. Под знаменем марксизма, по примеру вопления знаний об отдельных яаленнях : тельности, то русская материалистическая СССР — первой в мире страны победпв- природы, который привел к усилению ме- ( философия XIX вока была связана с ак- тего социализма, ныне сотни миллионов тафизики, к середіпіе XVIII века привел к тивной борьбой демократических элементов людей в странах народной демократии возникновению в науке более передовых , против феодально-крепостнического режи- ( Европы и Азии создают новую жпзпь. взглядов, нанесших удар метафизике. Воз-, ма. Философия русских революционных Миллионы люден велпкого лагеря демо- нпкает идея развития,* которая пробивает j демократов проникнута горячим патрио- ^кратии находят в материалистической брешь в господствовавших метафизических тпзиом, идеями революционного демокра- диалектике оружие борьбы против защпт- пекогорых эпох исторического развития познания и в особенностях самого мыш ления. Метафизика представляет собой край нее преувеличение, раздувание отдельных сторон явлений, одностороннее выхваты вание отдельных черточек противоречиво го и сложного процесса познания. Напри мер, относительную обособленность явле ний она об’являег полной и вечной, отрицая пх взаимозависимость; относи тельную устойчивость вешей она при нимает за неизменность, незыблемость и отрицает их развитие. В. П. Ленин вскрыл ио только гносео логические корни нетафпзики, но и ее классовые корни. Ленин указывает, что в процессе позианпя любой кусочек «кри вой линии» может быть превращен в «прямую линию», «...которая (если за деревьями не видеть леса) ведет тогда в болото, в поповщину (где ее з а к р е п л я е т классовый интерес господствую щих классов)» («философские тетради», стр. 330). Метафизическое рассмотрение явлений природы и в особенности общества всегда соответствовало социальным устремлениям господствующих эксплуататорских клас сов, пе заинтересованных в дальнейшем прогрессе общества. Эти классы воспри нимают идеи развития как противоестест венные, а идеи неизменности и застоя — как единственно ч нормальные. Еслп эксплуататорские классы всегда и неотвратимо клонились к метафизике, то в условиях империализма идеологи бур жуазии заведомо, злонамеренно -фальси фицируют науку. Буржуазные философы, социологи, политики, правые «социа листы», защищая разлагающийся капи тализм, агрессивную политику американ ских и английских империалистов, пред-» намеренно ' извращают факты и выводы, вытекающие пз естественных и общест венных наук, проповедуют различные реакционные метафизические и идеали стические теории. Сита и неодолимость материалистиче ской диалектики состоят в том, что она правильно отражает законы развития мира. Диалектико-материалистическое рас смотрение явлений природы и общества означает рассмотрение их такими, каки ми ,оин есть сами по себе, без всяких посторонних прибавлений, без всяких выдумок. К диалектическому рассмотре нию явлений природы человека приводят сами факты и события, сама практика. В этом заключаются сила и жизненность материалистической диалектики, причина ее неодолимости в борьбе с метафизикой. Сила и неодолимость диалектики со стоят и в том. что даже те ученые, кото рые не зналп диалектики, достигали успе хов в пауке в результате того, что им удавалось стихийно стать на путь диа лектики. Обоснование взаимозависимости небесных тел Ньютоном, открытие закона дельном, через отдельное» (Философские сохранения вещества и движения Ломопо- тетрадп»,’ стр. 329). Например, в физико: совым, эволюции органического мира — закопы диалектики проявляются не поми-1 Дарвином, открытие периодической спсте- мо и не рядом с Фпзичсскимп законами, а ' мы элементов Менделеевым п другие в физических законах. То же самое имеет бессмертные открытия науки иодтверж- место и в других явлениях природы ц і дают правоту учения материалистической общества. . диалектпкп о всеобщей взаимозависимости-' философия как паука не может стоять явлений, о развитии природы, над другими науками и предписывать им | т|ем дальше идет наука вперед, тем все «своп» законы, как это думали Гегель и больше подтверждается правота марксист- мпогпе другпе мыслители. Философия!ской диалектики. Характеризуя развитие схоластической, формалистической игры философскими категориями. Ведя решительную борьбу против меха ницизма и неныпевнствуіощего идеализма, против их реакционных идей, большевист ская партия активно боролась за внедре ние материалистической диалектики в советскую науку. В. П. Ленин укззывал, что «...без солидного философского обос нования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозер цания. Чтобы выдержать эту борьбу л провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонни ком того материализма, который представ лен Марксом, то есть должен быть диа лектическим материалистом» (Соч., т. 33, стр. 207). Лепил и Сталип учат, что марксист ская философия, материалистическая диа лектика имеют огромное . значение для развития естествознания и наук об об ществе, для преобразования природы и общества. «Нет необходимости, чтобы спецналпст- медик был вместе с тем специалистом по физике или ботанике и наоборот, — учит П. В. Сталин. — Но есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, — -это марксистско- ленинская паука об обществе, о закопах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о закопах раз вития социалистического строительства, о победе коммунизма» (Вопросы лениниз ма, изд. 11-е, стр. 598). Развивая дальше марксистскую фило софию, товарищ Сталин в своем труде «0 диалектическом и историческом материа лизме» дал глубоко научное изложение диалектического и исторического материа лизма. В . этом классическом труде товарищ Сталин дал характеристику основных черт марксистского диалектиче ского метода, показал огромное значение марксистского диалектического метода для практической деятельности партии про летариата. Советские ученые, применяя материа листическую диалектику, как всеобщий метод исследования явлений природы, и общества, добились ощутительных, резуль татов в развитии науки. Теоретической ■ І основой творческой деятельности . наших ученых является марксистско-ленинская философия. Ha основе применения' принципов диа лектического • материализма расцвела мичуринская биология. И. В. Мичурин и его последователь Т. Д. Лысенко в свопх исследованиях, раскрывающих законы развития живых организмов и методы создания новых сортов растений п новых пород животных, руководствовались принципами марксистской диалектики. Руководствуясь материалистической диалектикой, советский биолог 0. Б. Ле- пешинская сделала открытие большой теоретической важности. Она показала, что органическая клетка происходит не только пз материнских клеток, но и из неклеточного вещества. Этим важным открытием преодолена метафизическая теория Вирхова, согласно которой клетка происходит только из клетки. Марксистско-ленинская диалектика, раз. 1 ‘ЛЧІ вскрывает лишь то общее, что имеется во . фпзпкп в начале XX века и отмечая витая и обогащенная трудами Н. В. всех явлениях, в законах частных наук* *неизбежное торжество диалектического в законах математики, физики, химии,' материализма, В. П. Ленин писал: «...од- биолопш, общества п мышления. Сталина, помогает глубже познавать закономерности развития социализма. в о ззр ен и я х и в се более у тв ерж д ае тся в Пе редовой н а у к е . Уже гениальный русский ученый М. В. тизма, стремлением служить народу. Решительно разоблачая идеализм Гегеля, ников прогнившего капитализма. Созданная Марксом и Энгельсом, обога- _____________ . . русские материалисты не отбросили дна - 1 ЩСІтая п развитая Лениным п Сталиным, Ломоносов в противоположность негафпзн- лектику. как это сделал Фейербах, а пс- . материалистическая диалектика является ческнм взглядам о неизменности природы | пользовали принцип развития (провозгла-, единственно научным методом познания и доказывал, что вся природа находится в постоянном изменении, развитии. В своем труде «О слоях -земных» М. В. Ломоносов писал: «...твердо помнить должно, что ви димые телесные на оемлп вещи и весь мир не в таком состоянии былп с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены, что пока зывает история и древняя география с нынешнею снесенная, и случающиеся в ваши веки перемены земной по верхности. Когда и главные вели чайшие тела мира, планеты, и самые неподвижные звезды изменяются, теряют ся в ие^о показываются вновь, то в рас суждении оных малого нашего шара зем ного малейшие частицы, то-есть горы (ужасные в глазах наших громады), мо гут ли от перемен быть свободны?» (Из бранные философские произведения, 1950 г., стр. 396— 397). М. В. Ломоносов блестяще развивал идею материального единства мира. Он впервые в науке указал на внутреннюю связь физики и химии, разрушая тем са мым метафизическую перегородку между шейный Гегелем на идеалистической осно ве) с целью об’яснспил действительности. Однако, значительно поднявшись над западными философами домарксовского пе риода, русские материалисты середины XIX века еще не сумели понять диалек тику как науку о всеобщих законах раз- теоретической основой тактики револю ционной борьбы пролетариата. В гениальном труде «О диалектическом и историческом материализме», который является вершниоГі марксистско-ленпп- ской философской мысли, И. В. Сталин с особой силой подчеркнул огромное зпаче- вития природы и общества, не сумели; Іше материалистической диалектики для распространить материализм иа область общественной жизни. Последовательно научная философия — диалектический материализм впервые была создана .тпшь Марксом п Энгельсом и раз вита дальше Лениным и Сталиным. II. Опираясь па все завоевания научной мысли за предшествующий период исто рии, Маркс и Энгельс создали качественно новую, материалистическую, последова тельно научігую диалектику. Маркс писал, что созданный пм «...диалектический ме тод но только в корпо отличен от гегелев ского, но представляет его прямую проти воположность. Для Гегеля процесс мыш ления, который он превращает даже под т м и науками. Ломоносов открыл закон . именем идеи в самостоятельный субокт. сохранения материн, выдвинул огоомной [ есть демиург (творец, созидатель) дейст- праг.тпческой деятельности партии боль шевиков. Диалектический материализм составляет теоретическую основу комму низма, является мировоззрением маркси стско-ленинской партлп. Он идейно воо ружает партию, трудящихся в борьбе за завоевание дігктатуры пролетариата, в борьбе за построение коммунизма. В этой работе ярко показала внутренняя связь, существующая между философией мпрк- сизма-лепппизма н практической револю ционной деятельностью большевистской партии. Чтобы но ошибиться в политике, учит товарищ Сталин,, надо руководст воваться положениями марксистского диа лектического метода, наДо знать законы исторического развития. Научный метод познания раскры вается в самих вешах и явлениях, — только, такой метод может дать правпль- Дпалектичоскпй материализм находит отрасли естествознания скатилась к реак- л с т о ч ііи к своего .развития в успешном ционпой философии, не сумев пряно и развитіпі всех других наук, а пауки раз- сразу подняться от метафизического мате- впваются тем успешнее, чем вернее п риализма к диалектическому матерпалпз- полнее пользуются марксистским дпалек- му. Этот шаг делает н сделает современная тичоским методом. | физика, по опа идет к единственно верному Философствующие мракобесы пмпериа- методу и единственно верной философии лизма усиленно внедряют в сстествозна-, естествознания не прямо, а зигзагами, не іпіе суб’с-ктивнын идеализм и мистицизм, j сознательно, а стпхийпо. не видя ясно идею прпмлрепия науки и религии, тео-! своей «конечной цели», а приближаясь рню непознаваемости мира и т. п. Совре-, к Пей ощупью, шатаясь, иногда даже менное естествозпапие в каппталистпче -1 задом. Современная физика лежит в ских странах еще больше, чем во времена родах. Опа рожает диалектический мате- Маркса и Энгельса, опутано антинаучны ми идеалистическими и метафизпчеекпмп идеями. Господство идеализма и метафпзп- на школа естествоиспытателей в одной, Законы диалектпкп в условиях соцналпз- кп в странах науку. / капитализма подрывает III. Единственно паучнон философией, сдинствелно научным мировоззрением и риализм» (Соч., т. 14, стр. 299). IV. Особо важное значение марксистско- ленинская философия прпобрелз в ус ловиях советского общества. Корифеи революционной пауки Ленин и Сталин гениально развили марксистскую филосо фию. ' Партия большевиков, руковод- правилыіым методом познания л нракти- _ствѵясь учеппем Ленина — Сталина, Бе- чоскон деятельности является дпалектп- дет неустанную борьбу против всяких чсский материализм. Вся история фнло- j проявлений идеализма и метафизики, про- софской мысли есть но только борьба тив всяких проявлений буржуазной идео- материализма с идеализмом, но п борьба логпп. диалектики с метафизикой. Только марк сизм, создав подлинно научную диалекти ку, полностью преодолел метафизику, до конца разоблачил ее несостоятельность и освободил от псе пауку. Противоположность диалектики и мета физики отражает собой противополож ность пауки и мракобесия, противополож ность пролетарского п буржуазного миро воззрения. Это подтверждает глубокую и с ти н н о с т ь марксистско-ленинского прин ципа партийности философии. За борь бой материализма н идеализма, диалекти ки и метафизики в философии марксизм вндит борьбу сил нроірссса и реакции, борьбу классов. Гносеологические, т. е. „теоретико- познавательные, корни метафизиБП эа- Коммунистическая партия разоблачила механистов, которые стремиллісь оторвать советское естествознание от марксистской философии п проповедывали ложные идеи о возможности развития естествознания без философии. Советские ученые под руководством большевистской партии на несли сокрушительный удар механистиче ской ревизии марксизма. Партия Ленина — Огалпна разоблачи ла и идеалистическую ревизию маркси стской философии. Меныпевпствующмо идеалисты, отождествив марксистскую, материалистическую диалектику с идеа листической диалектикой Гегеля, стре мились подменить диалектику Маркса диалектикой Гегеля и толкали советскую науку на путь отрыва от практики со ма проявляются пначе, чем в обществе капиталистическом. Характеризуя проявление законов диа лектики в обществе, товарищ Сталин ука зывает, например, что закон перехода от одного качества к другому по-одному про является в обществе, где есть эксплуата ция, и по-другому, где нет антагонисти ческих классов и эксплуатации. В об ществе, которое развивается по законам антагонистических противоречий, пере ход одного общественного строя в другой совершается путем взрыва, путем унпч- тожеппя основы существования данного общественного строя. В условиях социализма нет нужды во взрывах. «Вообще нужно сказать к сведению товарищей, увлекающихся взрывами, что закон перехода от старого качества к новому путём взрыва неприменим не только к истории развития языка, — пишет П. В. Сталин, — он не всегда применим также и к другим обществен ным явлениям базисного или надстроеч ного порядка. Он обязателен для общест ва, разделённого па враждебные классы. Но он вовсе но обязателен для общества, не имеющеговраждебных классов» («Марксизм и вопросы языкознания», Госполптнздат, 1951 г., стр. 28— 29). Это указание П. В. Сталина требует конкретно-исторически подходить к самим законам диалектпкп, находить специфику пх проявления при социализме. В своем гениальном труде «Марксизм н вопросы языкознания» П. В. Сталин обогатил, творчески развил дальше основ ные положения марксистского диалекти ческого метода и с новой силой показал его громадное знзчение для решения сложнейших вопросов всех наук о при роде и общество. В. МОЛОДЦОВ. Кандидат философских й а у н ,. * 11 I \ !И f Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz