Полярная правда. 1952, февраль.

Ш вЮМЙ N4 5 0 (7 1 3 8 ) 2 8 февраля 1 9 5 2 *. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Райком и вопросы партийного просвещения Своими успехами в коммунистическом строительство большевистская партия и ■советский народ обязаны всецело велико­ му учению Маркса, Энгельса, Лешина, Стахила. B lictj тая на ХѴП с’еаде партии, товарищ Сталин гоеіфил: «Посмотрите иа окру­ жающие страны: много ли вы найдете правящих цартпй, имеющих правильную линию и проводящих ее в жизнь? Собст­ венно, таких партий нет теперь в мире, ибо все онп живут без перспектив, пу­ таются в хаосе кризиса и яе видят путей для того, чтобы выбраться т трясины. Только наша партия внает, куда вести дело, и ведет его вперед с успехом. Чему обязана наша партия этим своим преиму­ ществом? Тому, что она является пар­ тией марксистской, партией ленинской. Ока обяаана тому, что руководствуется в своей работе учением Маркса, Энгельса, Ленина. Пе может быть сомнения, что по­ ка мы остаемся верными этому учению, пока мы владеем этим компасом, — будем иметь успехи^в своей работе». С тех пор, как былп сказаны эти сло­ ва, прошло 18 лет, и каждый год борьбы и побед все больше и больше подтверждает истинность этого статинского положения. Марксистско-ленинская теория становится жизненной необходимостью не только для коммунистов, но п для многочисленной массы беспліртпиных большевиков, интел­ лигенции, рабочих — передовиков социа­ листического производства. С каждым годом увеличивается сеть по­ литического просвещения и в партийной организации нашего района. Если в прош­ лом учебном году всеми формами учебы в районной партийной организации было охвачено 3760 человек, то в текущем учебном году во всех звеньях сети пар­ тийного • просвещения, вместе с комсо­ мольской сетью, учится около G 000 че­ ловек, причем более половины пз них беспартийные. Созданы и работают 195 кружков и политшкол, в которых учится более трех с половиной тысяч человек. 270 человек повышают свой идейно-тео­ ретический уровень в вечернем универси­ тете марксизма-ленинизма и вечерзшх партийных школах. 1612 человек само­ стоятельно изучают основы маркспзма- леештзма, около 500 человек учатся заочно в высших и средних учебных за­ ведениях. Вопросы руководства марксистско- ленинской учебой коммунистов и беспар­ тийных занимают важное место в Дея­ тельности райкома ВКІІ(б). В начале учеб­ ного года для руководства кружками, политшколами и оказания помощи само­ стоятельно изучающим марксизм-ленинизм райкомѵпартии" выделил тг "утвердил 350 пропагандистов и -'консультантов. Подав­ ляющее большинство из них имеет выс­ шее и среднее образование, значительный опыт пропагандистской работы. Основная работа с пропагандистами проводится парткабинетом горкома ВКП(б) (семинары, консультации), но райком партии держит постоянную связь с руководителями круж­ ков и политшкол, с консультантами. Про­ водятся совещания пропагандистов по вопросам партийной пропаганды, по обме­ ну опытом работы. Были обсуждены на СО вешании пропагандистов итоги первых дней учебы в системе партпросвещения. Недавно на совещании пропагандистов и консультантов, созванном райкомом пар- становления ІП пленума райкома ВКП(б); рао’яснял руководителям первичных пар- о партийной учебе. Па этом жо совеща- тнйных организаций, что основной фор- ннп пропагандисты тт. Передерпй, Кабач­ кова, Горбунов и другие поделились опы- мой партийной учебы является самостоя­ тельная работа над произведениями клас- том своей работы. Основное внимание сиков марксизма-ленинизма. Общеобразо­ районный комитет ВКП(б) концентрирует на повышении идейно-теоретического уровня партийной пропаганды. В дни партийной учебы райком ВКП(б) направляет в кружки и политшколы ра­ ботников аппарата, членов райкома, акти­ вистов, которые не только контролируют учебу, но и оказывают пропагандистам вательный и культурный уровень наших кадров, нашей советской интеллигенции значительно вырос, и метод самообразова­ ния получает еще больше© распростране­ ние. . / В этом году число самостоятельно изу­ чающих марксистско-ленинскую теорию в Кировском районе увеличилось по орав- необходимую помощь на местах. Еще в нению с прошлым учебным годом более начато учебного года пропагандисты ж е - ; чем на 700 человек. лезнодорожного узла тг. Кузнецов и Лок­ тионов проводили занятия в своих круж- В первичных партийных организациях торгового порта (секретарь парткома тов. ках на низком идейном уровне, допускали Михин), морского пароходства (начальник. методические ошибки. Па занятиях у этих пропагандистов побывали работники рай­ кома партии, указали на недостатки про­ политотдела тов. Лихачев), облторготдела (секретарь партбюро тов. Терентьева), школы ІЗ 2 (секретарь партбюро тов. паганднета тов. Локтионова, кроме того, | Юдина), школы 34 (секретарь парт- предупредили на заседании партийного организации тов. Бойченко) и других по- бюро станции Мурманск. Товарищи пра­ вильно восприняли критику, исправили ошибки, и занятия в этих 'кружках стали проводиться на более, высоком теоретиче­ ском уровне. На высоком идейно-теоретическом и организационном уровне проводят занятия в кружках пропагандисты тов. Кабацкова (детская поликлиника), тт. Ульянова и давляющее большинство самостоятельно занимающихся успешно овладевает марк­ систско-ленинской теорией. Но вместе с тем в первичных партор­ ганизациях Мурманторга (секретарь парт­ бюро тов. Федотов), областного управления Министерства связи (секретарь тов. Ульянов), Мурманского железнодорожного узла (секретарь парткома тов. Дудырпн) Ромашов (торговый порт), тг. Передерпй и і и других в результате слабого контроля Гайдабура (Мурманское морское пароход- со стороны секретарей партийных органи- ство), тов. Королев (облторготдел), тов. Горбунов (трест «Мурманскстрой») и дру­ гие. Успех в работе этих руководителей кружков об’ясияется прежде^ всего тем, что онп упорно и добросовестно готовятся к занятием, хорошо продумывают и со­ ставляют планы занятий, умело проводят вводные беседы,' интересно и живо изла­ гают изучаемый материал, связывая его с современностью. В целях распространения опыта рабо­ ты лучших пропагандистов партийный кабинет райкома ВКП(б) и парткабинет пароходства обобщают опыт работы про­ пагандистов тг. Передерий п. Кабацковой. Однако отдельные пропагандисты плохо проводят занятия. Руководители кружков тов. Лепешов (хлебозавод ^ 2), тов. Ба­ саргин (строительно© управление Мурман­ ского морского бассейна), тов. Макунпн (областное управление Министерства юстиции) и другие не всегда готовятся к занятиям, проводят пх на низком идей­ ном уровне, вопросы истории * и теории большевизма преподносятся п разбираются ими начетнически, без связи с современ­ ностью. Райком принимает меры партий­ ного воздействия к тем коммунистам, ко­ торые плохо относятся к выполнению обя­ занностей пропагандиста. Так, например, были вызваны на бюро райкома н преду­ преждены пропагандисты парторгаиігаацпи областного управления кинофикации тг. Ушаков, Акулов. Вопросы партийной учебы не раз об­ суждались па собраниях районного пар- заций и бездеятельности консультантов большинство самостоятельно „ изучающих марксистеко-ленннскую теорию но выпол­ няет индивидуальных учебных планов. О сочинениях учащихся Учебные программы по русскому языку и литературе для 5-х — 10-х классов средней школы требуют систематического проведения о учащимися письменных ра­ бот. В 5-х— 7-х классах особое внимание уделяется тому, чтобы научить учащихся писать сочинения простейшего вида — ответить на вопрос, дать характеристику героя и т. д. Начиная с 8 -го класса и в последующие годы обучения, требования к сочинениям постепенно возрастают. Уче­ ники должны уметь не только изложить содержание произведения, но и написать сочинение, раскрывающее идейное значе­ ние произведения, проанализировать его. Как же поставлена эта работа в школах области? Практика показывает, что далеко не все учащиеся умеют работать над сочи­ нением. Они не умеют составить план, выделить в нем главные вопросы, рас­ крывающие тему сочинения. В наложении не соблюдается логической последователь­ ности, допускаются стилистические не­ точности, отсутствуют яркие образы, удачные сравнения, встречаются грамма­ тические ошибки. В чем дело? Сочинение написать нелегко. Для этого нужны навыки и большая тренировка. В методике отмечается, что умение сжато, точно и исчерпывающе ответить — дело пе очень простое. В этом нужно , упраж­ нять учащихся. Многпе учителя так п делают. Опн обу­ чают ребят писать изложения и сочине­ ния еще в начальных классах. Так, на­ пример, поступает тов. Обрсзумова (гор. Кандалакша). ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Бороться за отличное качество р а б о т ы На профсоюзной , конференции работ­ ников «Мурмансельди» были вскрыты существенные недостатки в обслужива­ нии моряков. Однако местный комитет очепь медлен­ но устраняет эти недостатки. Вот один из примеров. Средний траулер 427 до спх пор не обеспечен культинвента- рем. Находясь вдалп от родных берегов, моряки в свободное от вахты время часто собираются в салоне. Пм хотелось бы посмотреть повыо кинофильмы, по­ играть в шахматы, шашки, послушать = = паптийной Н Т<,ЧН0 вьгражагот мыслп’ садым п°- радиопередачи. Но всего этого мы вопросам партийной Гѵазывают пример учащимся, как надо, — ...... Заслуживает внимания работа педагогов -.„rtz-x старших классов тт. Погодина (г. Поляр- В рлйото раГікомл ВКП(о) по руководит- ный)_ (г Ь щ и и і ) і Рог;новоц DV системой партийного просвещения . g Шовмввоі1 (г. Мончегорск), Дгокоімй п имеется еще немало серьезных недостат-' q ^ o хиной (г. Мурманск) и других. Преж- ков. Райком не добился еще повседневно- | де воего этп педагогп излагают изучаемый го оперативного руководства первичными ; и м последовательно н логично, ясно партийными организациями. Принимая постановления по учебы, райком не всегда добивался вы­ полнения принятых решений: Электровозннет станции Кандалакша внедряют печнн инициаторов социалисти­ ческого соревнования за отличное выпол­ нение каждой производственной опера­ ции тт. Жапдаровой и , Агафоновой. Ак­ тивно включились в это соревнование н брнпады электровоза ВЛ-19-81. Преж­ де всего, агрегаты электровоза были раскреплены по бригадам, соревнующим­ ся между собой. Так, машинист-комсомо­ лец тов. Соколов обязался в отличном состоянии содержать электромоторы. Свое обязательство тов. Соколов вы­ полняет — в течение двух месяцев мото­ ры работают без ремонта. Образцово содержат аппаратуру также машинист-комсомолец тов. Харитонов н другие. Ежедекадно мы проверяем выпол­ нение своих обязательств. В результате такого соревнования мы работаем без брака. ^ Помощники машиниста комсомольцы тт. Певцов, Титов н Пожплов внима­ тельно следят за состоянием букс и бук­ совых направляющих Антифрикционных дисков. Отличный уход за ними увеличил срок службы этих деталей. Однако в соревновании за отличное содержание агрегатов электровоза нам нужна помощь администрации. Прежде всего, у нас мало угольных щеток, а те, что имеются — плохого качества. Из-за низкого качества щеток часто срабаты­ вает автоматическая защита тяговых двигателей. Мешает нам и то, что ремонтники иногда недоброкачественно выполняют свою работу. У одного электровоза по вине работников моторного цеха был пло­ хо отремонтирован тяговый двигатель. Поэтому едва не произошла серьезная поломка коллектора двигателя. Ремонтникам следует лучше относиться к своему делу, бороться за отличное вы­ полнение своей работы. В. САЛЬНИКОВ. Старший машинист комсомольско- молодежного электровоза ВЛ-19-81. Когда же будет организован досуг моряков? Слабо еще проводится работа с кон­ сультантами, в результате чего в феврале пз 1612 самостоятельно изучающих марк- пзлагать мысли, когда они пишут сочи­ нения. Передовые педагоги знакомят учащихся с теорией сочинения. В первом полугодии в каждом классе учителя, как правило, спстско-ленинскую теорию 473 человека Пр 0 В0ІЯТ> главным образом, сочинения обу- не выполняют своих индивидуальиых чающсго характера. Побиваются, чтобы учебных планов, а некоторые из н и х ! учащиеся поняли тему, какие вопросы лишены. Местный комитет не заботится о том, чтобы организовать досуг моряков. Он располагает узкопленочными аппаратами, но почему-то пе старается как можно быстрее установить пх па судах. Скучно проводят вреня моряки п щеішя бюро райкома* - ВКП(б) утвердило специальный план практических меро­ приятий. Утверждена пруппа партийного актива, -которая направляется в первич­ ные партпйныо органпзацип для оказания помощи в налаживании партийной учебы, проведено совещание с секретарями пер- тпйного актива, совещаниях секретарей 1 вичных партийных организаций и пропа- парторганпзаций, на бюро и пленуме рай- гапдистамп отстающих кружков. На этом совещании намечены меры, наігра.вленные фактически j?e учатся. Работники райкома онл затрагивает. Затем педагоги показы- партии крайне мало беседуют с самостоя- мют раднпцу в содержании тем, касаго- тельно занимающимися по существу изу- щпхся одпого ПІХѵЛМ(Ута. Например, темы: чаемого материала. | «Характеристика Татьяны Лариной», ап* Газеты поступают сюда с опозданием Педавно бюро Мурманского обкома ' «Татьяна Ларина, как положительный тип , на 1°— *ней- в течение длительного ВКІІ(б) .отметило серьезные недостатки в русской женщины», «Реализм образа ‘ времени на почте лежат посылки, которые необходимо отправить в Мурмаши. Работ­ ник почтового отделения посылок более не принимает, заяаляя, что они все равно, очевидно, будут лежать до весны. Между тем, по реке Тулома налажен руководстве партийной учебой со стороны (Татьяны Лариной» и «Художественные райкома партии. Для выполнения поста- особенности образа Татьяны Лариной» новленпя бюро обкома, устранения недо- имеют разное содержание и разный план, статков в работе сети партийного проспо- nfk) у них различны главные мысли. Прн кома ВКП(б). Обсуждению обычно предшествовало на­ правление группы членов райкома и партийных активистов в первичные пар­ тийные организации для проверки и ока­ зания соответствующей помощи па ме­ стах. Еще в ходе комплектования сети пар­ тии, обсуждался вопрос о выполнении по - 1 тайного просвещения райком партии этом обращается внимание учащихся на то, как собирать материал для сочинения, как увязать одну часть работы с другой, как закончить сочинение. Все это пока­ зывается па конкретных примерах. Проверка тетрадей учащихся — также важный момент работы по обучению письму сочинений. Лучшие учителя на полях тетрадей делают замечания, а в копне сочинения пишут рецензию и ука- на устранение недостатков в работе всех зывагот, над чем и как необходимо рабо- звеньев сети партийного просвещения, на тать ученику. I I после возвращения из рейса 1 в порт. Культпоходы в кинотеатры не устраи­ ваются. Правда, местный комитет дает заявки в Дом культуры имени С. М. Ки­ рова. Но для кого приобретаются билеты — неизвестно. Так, например, когда приезжали на гастроли ленинградские артисты, то местный комитет приобрел семьдесят билетов. Однако экипажу нашего судна и ряда других не доста­ лось ни одного билета. Мало заботится о культурном обслу­ живании промысловиков п партком «Мур- нансельдн». В декабре прошлого года по просьбе моряков нашего судна была прочитана лекция о международном по­ ложении. Моряки остались очень доволь­ ны его. Но вот ужо в течение двух меся­ цев не было прочитано нп одной лекции. И. НИКИТИН. Моторист сроднвго траулера № 427. Посылки приняты, но... не отправляются В поселке Падун имеется отделепне свя -1 санный путь, ходят автомашины. Но поче­ му-то доставить газеты, посылки, денеж­ ные переводы в Падун и на Падуна, а также для всего Нот-озерского сельсовета оказывается невозможным. Плохо доставляются и кинокартины. Фильмы *привозятся нерегулярно и поиму­ щественно старые. В* ОЛЕХ. Пос. Падун. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЫ^ ? улучшение политического образования на­ ших кадров, интеллигенции, передовиков социалистического производства. М. АХТАРИН. Секретарь Кировского райкома ВКП(б) г. Мурманска. Отдел агптапип и пропаганды Микоя­ новского райкома ВКП(б) провел па судо­ верфи совещание секретарей цеховых пар­ тийных и комсомольских организаций со­ вместно с пропагандистами сети комсо­ мольского просвещения. Совещание по вопросам комсомольской учебы Совещаппе наметало меры, направлен- Па совещании были обсуждены серьез- пые недостатки в работе комсомольских кружков и политшкол судоверфи. Все кружки отстают от учебной программы, в большинстве из них пнзка посещаемость. пые на усиленно партийного руководства комсомольским просвещением, па реши­ тельное улучшение политической учебы комсомольцев и молодежи судоверфи. Если учащиеся работают над сочине­ нием дома, то они должны составить план, который обязательно просматривается учи­ телем, вначале написать черновик п ужо после просмотра его и проверки 4 учителем представить сочинение в окончательном виде. % I Однако не все учителя поступают так. Многие но них недооценивают роль письменной работы. В результате у таких педагогов учащиеся не умеют писать со­ чинении, не могут анализировать факты, делать выводы. Этп недостатки необходи­ мо устранить. А. КОБЕЛЕВА. Инспектор школ облоно. „Сигналы были, но они не учтены® Под таким заголовком в номере «По-1 ста и плохой работы заведующего лесобнр- лярпой правды» от 27 января с. г. была| жей тов. Прокппша. помешена статья о недостатках в работе Мурманского лесозавода. Как сообщает уп­ равляющий Севлесрыбтрестом тов. Смелов, прп проверке установлено: факт относа леса 27 декабря I951 г. из-за плохого за­ крепления его к причалу имел место. Выяснено, что в период ноября—декабря неполностью использовалась электроле­ бедка, что являлось результатом халатно- Приказом по Мурманскому лесозаводу тов. Прокшип с работы снят. 2 февраля ппсьмо было обсуждено на собрании инженерно-технических работни­ ков и руководителей завода. Приняты ме­ ры к устранению указанных в заметке не­ достатков. В особенности обращено вни­ мание главного инженера лесозавода тов. Рубцова на необходимость улучшить рабо­ ту мехапизмов. ,По следам одной заметки" Под таким заголовком в номере «Поляр­ ной правды» от 25 января была помеше- Бокан, факты, изложенные в корреспон­ денции, полностью подтвердились. По ре­ па корреспонденция, в которой подверга- шенпго партийного комитета, в парторга- лась критике бездеятельность секретаря низацип жилуправленпя проведено от- парторіанпзацип жи.тпшпо-коммунальпого управления тралового флота тов. Бывшева. Как сообщил в редакцию секретарь партийпого комитета тралового флота тов. четно-выборное собрание, на котором тов. Бывшее отстрапен от руководства партий­ ной организации. Новым секретарем парт­ организации избран тов Лапекпн. НА РОДИНЕ Н. В. ГОГОЛЯ М и р г о р о д Отаппия Миргород. Покрытые инеем деревья, заснежепный перрон. Шум и суе­ та, свойственные любому вокзалу. Брлыпая группа курортников и экскурсантов, при­ бывших с поездом, входит в здание. Здесь много света н возд\ха. Глаз ласкает пре­ красная роспись и лепка. Па степах кар­ тины в золоченых рамах: репродукции знаменитых полотен Шишкина, Айвазов- го, Перова... Главная улица. — Имени Николая Васильевича Гого­ ля, — с гордостью произносит местный житель, угадывая то, о чем думают его спросить приехавшие. Вот ‘ он — Миргород, прославленный па весь мир вдохновенным пером великого русского писателя. По сторонам проезжей часта тянутся деревья — по четыре в ряд. Много молодых посадок. Весь в зелени Миргород летом. — А вот н • курорті — восклицает спутпик. указывая па белую колоннаду. И начинается оживленный рассказ о том, что город восстановлен и стал краше, чем был до войны, что совсем педавно пущена новая электростанция, открыт районный дом культуры — .вели­ чественное здание с красивым куполом, опирающимся на массивные, увенчанные шпилем колонны. Дальше по улице — многочисленные внтрштн магапппов с яркими вывеска­ ми^. Улица Гоголя продолжается и за рекой Хорол. Она тянется вдоль зданий районной больницы, музея, средней шко­ лы п керамического техникума, вдоль красивого в снежном убранстве парка. Ярка жизнь советского Миргорода. С утра до ночи полны народом его улицы, одна за другой мчатся автомашины. В этп дни в город, к достопамятным гого­ левским местам прибывают многочислен­ ные экскурсии. Приехавшие с большим интересом осматривают в краеведческом музее выставку, посвященную столетию со дня смерти Гоголя. Директор музея Иван Кононович Ка­ люжный вместе с научными сотрудника­ ми разыскал интересные старинные мате­ риалы, повествующие о том Миргороде, который знал живший здесь Гоголь. В 1836 году Миргород был небольшим ме­ стечком, затерянным в провинциальной глуши царской России. Ветряные, водяные мельницы, маслобойка, канатная фабри­ ка, кирпичный завод... На этих кустар­ ных предприятиях все работы произво­ дились крепостными крестьянами. В уездном и приходском училище обучалось 40 учеников. Из 20 учащихся уездпого училища — 19 являлись детьми дворян п только один был из так называемого «податного сословия». Больницы в ме­ стечке не было. Четыре кабака и четыре церкви — вот и все «общественные за­ ведения», куда имел свободный доступ простой человек. Па стоячее болото походила жпзпь Миргорода восемь десятилетий тому на­ зад. Но в 1905 году сорочинскпе крестья­ не восстали против эксплуататоров. Вос­ стание быстро распространилось на весь Миргородский уезд. Всеочищаюшая революционная буря в Октябре 1917 года смела помешичье-ка- питалистический строй. Годы сталинских пятилеток преобразили город. Появились оснащенные передовой техникой пред­ приятия — маслозавод, птицекомбинат, мясокомбинат, кирпичный, крупяной, кожевенпый заводы, торфоразработки, две механизированные мельницы, машинно- тракторная станция. После Великой Оте­ чественной войны, кроме восстановлен­ ных предприятий, здесь выросли п новые — обозостроитсльпый, пепькообрабаты- ваюший заводы н завод лечебной мине­ ральной воды. Тысячи детей рабочих, колхозников и служащих заполняют в часы учебы свет­ лые классы школ — четырех средних, трех семилетнпх и одной начальной. Сот­ ни человек учатся в областной школе шелководов, межрайонной школе меха­ низаторов, , в керамическом техникуме. В городе большая сеть культурно-про­ светительных учреждений: клубов, кино­ театров, библиотек. Имеются парк и стадпон. Ла, не тот теперь Миргород. Иной стала и река Хорал, пересекаю­ щая город. В эпцпклопедпческом словаре Брокгауза и Эфрона за 1896 год гово­ рится: «берега Хорола покрыты заросля­ ми тростника и пойма имеет болотистый характер, местами изобилуя солонцами». Колхозники преобразили берега Хоро­ ла. Солонцы распаханы и удобрены. В пойме рекп выращиваются высокие урожаи овощей, конопли, рпса. Советские люДи, воспитанные больше­ вистской партией, принесли новую славу Миргороду. В далеком прошлом остались старосветские помешикп. канула в веч­ ность затхлая атмосфера провинции, где, по выражению Гоголя, ни одно желание не перелетало за частокол. Славен Миргород своими стахановцами промышленности, передовиками сельского хозяйства. В первом ряду среди сотеп и тысяч идут знатные люди Миргородского района — Герой Социалистического Тру­ да Прасковья Таран, стахановец кожза- вода Лабортас, дающий 157 процентов выполнения нормы в течение года, фор­ мовщица кирпичного завода Тишкова, бригадир крупяного завода Ядов. Все эти люди — замечательные новаторы произ­ водства. А разве можно не отметить известную по всей Полтавщине свинарку Улиту Никитовну Козаченко е л и заведующего фермой артели «Большевик» Даниила Ро­ мановича Довгаль? Это они, энтузиасты, своим самоотверженным трудом помогли коллективу научных работников Мирго­ родского племенного рассадника вывести замечательную породу местных свиней, от­ личающихся большой сальностью и скоро­ спелостью. «Чудный город Миргород!.. Если буде­ те подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает поч­ ти всю площадь. Прекрасная лужа!». Так писал о самой главной «достоприме­ чательности» города Н. В. Гоголь. Па месте, гіѳ когда-то широким разли­ вом лежала «удивительная лужа», ныне раскинулась территория курорта — до­ стопримечательности ныпешпего Миргоро­ да. В помещении бывшего поветового суда, где, как писал Гоголь, «восемь окошек в ряд, прямо иа площадь и на то водное пространство... которое городничий называет озером!», — в этом переобору­ дованием помещеппн расположился пятый корпус санатория. Интересна история курорта. В 1912 году для того, чтобы получить питьевую воду, в центре города была пробурена скважина. Пошла пз нее вода соленая с запахом сероводорода. Парод, пользовав­ шийся этой водой, угадал лечебное ее значение. В 1917 году в одном из старых аданий были поставлены первые ваппы. Настоящим курортом стал Миргород в годы советской власти. Теперь здесь имеются электролечебница, грязелечебни­ ца, водолечебница, ингаляторий, рентге­ новский кабинет н лаборатория. Люди разных национальностей прибывают сюда для лечения и отдыха со всех концов необ’ятной пашей Родины. В Ленинграде, Вильнюсе, Фрунзе, Кие­ ве, Харькове, в городах и селах Донбасса, Приднепровья и других районах страны можно найти лечебную минеральную во­ ду миргородских источников. Завод мине­ ральной воды, пушенный в 1947 году, оборудован новейшими разливными и моеч­ ными машинами-автоматами. В 1952 го­ ду он должен дать 7 миллионов бутылок воды — на 1 миллион бутылок больше, чем в предыдущем В Миргородшиге родился Николай Ва­ сильевич Гоголь. В соседнем селе Зубовка жил классик грузинсксй поэзии Давид Гурамипівплп, автор бессмертного творе­ ния «Давидиани». Память о нем хранит украинский народ. В селе' Зубовка уста­ новлена мемориальная доска, а на мирго­ родском кладбище сооружен памятник из черного гряппта и на нем начертаны слова: «Давид Гурамишвпли великий поэт братского грузинского^ народа, 1705— 1792». Украинский поэт Тарас Шевченко часть произведений писал на русском языке, получая помошь п поддержку от передовых русских людей. Грузинский поэт Давид Гурамишвпли черпал свое вдохповение на украинской земле. Он был другом .украинского философа Сково­ роды. Это — блестящие примеры, живое воплощение исторически сложившейся дружбы между народами пашей Родины. П, как символ сталинской дружбы народов СССР, широкие миргородские улицы носят имена: Гоголя, Давида Гура- ипшвили. Шевченко. «Русь! Русь! Вижу, нз моего чудного прекрасного далеко тебя вижу» — про­ рочески восклицал Гоголь. И это время пришло. Это — наше радостное, совет­ ское время. мих . хомЕ нн а Г. Миргород, февраль 1952 е . • и?.<

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz