Полярная правда. 1952, февраль.
№ 49 (7158) 27 февраля 1962 tw П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ Результат отсутствия руководства политучебой Большие н ответственные задачи стоят перед парторганизациями Кандалакшского леспромхоза. Олн должны являться боевы ми еоганнзаторами масс, мобилизовать ле соруб ь* я возчиков на борьбу оа успешно© выполнение государственных планов, по вседневно вссгги широкую массово-полити ческую работу среди коллективов. Чтобы стать подлинными вожаками масс, комму нисты должны сами хорошо разбираться в политике большевистской партии и Совет ского государства, пастончи do работать над изучением марксистско-ленинской тео рии, неустанно повышать свой ндейно-по- шгпческий уровень. Вопросам политиче ского просвещения должно быть уделено самое серьезпое внимание. Однако некото рые парторганизации леспромхоза этого не учитывают. Вот парторганизация лесопункта Лягко- мнно. Она насчитывает в своих рядах 6 членов и 4 кандидата в члены ВКП(б). Никто из них по-настоящему, как того требует Устав ВКІІ(б), но работает над по вышением идейно-политического уровня. П это не случайно: парторганизация и ее секретарь тов. Смирнов, плохо руководят политическим просвещением, пустили это важное дело на самотек. В парторганизации лесопункта Лягкомп- но сеть партийного просвещения перед на чалом учебного года пе утверждалась на партийном собрании. Ее создавали так: собрались в конторе секретарь парторгани зации тов. Смирнов, его заместитель ма стер тов. Морозов, начальник лесопункта тов. Егоров, поговорили н приняли «реше ние» — организовать на мастерском уча стке 33-го квартала политшколу, ва дру гом мастерском участке — кружок по изу чению биографии товарища И. В. Сталина, самим — учиться самостоятельно. Тут же, примерно, набросали, кого «зачислить» в политшколу, кого — в кружок. Этим по сути дела п ограничилась вся «подготов ка» к началу нового учебного года. Руководство политшколой взял на себя секретарь парторганизации тов. Смирнов. В прошлом году па лесопункте была по литшкола, но она, не закончив программы, распалась. В нынешнем году в состав по литшколы вошли совершенно другие слу шатели. Вполне понятно, что работу по литшколы следовало начать с изучения программы первого года обучения. Однако тов. Смирнов, являвшийся 1 в прошлом году пропагандистом политшколы 1 -го года обу чения на другом лесопункте, рассудил по- своему: «Раз в прошлом году я вел полит школу первого года обучения, то нынче буду вести политшколу второго года обу чения». Так и сделал. Учеба в политшколе началась по программе второго года обу чения. • Ясно, что неправильное планирование учебного материала не могло не сказаться на качестве занятий. В ходе учебы слуша тели встречают иного неясных вопросов, содержание которых было бы попятно при знании предыдущих тем. Занятия в политшколе часто срываются, посещаемость слушателей не превышает 60— 70 процентов. Вместо 18-ти занятий здесь состоялось только 9. В изучении ма териала в связп с этим допущено большое отставание. Политшкола только лишь при ступила -к изучению темы «Единая семья советских народов», в то время как ее следовало завершить еще 2 месяца пазад. За период с 15 япваря по 14 февраля в политшколе не было проведено ни одного занятия. — Я находился в от’езде, — заявляет тов. Смирнов. Но эта ссылка не только пе оправдыва ет секретаря парторганизации, а, наоборот, подчеркивает отсутствие У него должной серьезности в отношении в руководству полнтогколой. Ведь в командировке, тов. Смирнов был немногим больше педели, со 2 -го февраля он безвыездно находится на лесопункте, тем ве менее за полмесяцане сумел провести на одного занятая. Неса- ботнтся он я о повышения идейно-полити ческого уровня занятий, плохо сам гото вится к ним. Па занятия тов. Смирнов, как правило, приходит без плана. Строит он их методи чески неправильно. Учеба начинается здесь с того, что пропагандист «диктует» содержание очередной темы, а слушатели записывают. После этого слушатели за дают вопросы, пропагандист отвечает. Ча сто он затрудняется сразу ответить на во прос, обещает сделать это на следующем занятии. В конце занятия пропагандист «опрашивает» слушателей по материалу предыдущей темы. Развернутая товарище ская беседа с активпым участием в ней каждого слушателя не стала здесь основ ной формой проведения занятий. Чтобы учить других, быть хорошим пропагандистом, надо прежде всего самому иного и упорпо работать над повышением своего идейно-политического уровня. Тов. Смирнов забывает об этом. — В прошлом году я изучил первую и вторую главы «Краткого курса истории ВКП(б)». Нынче изучил третью и первый раздел четвертой главы, — говорит он. Пз беседы по содержанию первых трех глав Краткого курса выяснилось, что тов. Смирнов совершенно не знает изложенного в них материала. Он пе имеет представле ния о пропзведепнях В. П. Ленина, напи санных в период образования Социал-демо кратической рабочей партии в России, не знает, каким вопросам посвящены статья «С чего начать?», книга «Что делать?». Весьма смутное представление имеет тов. Смирнов о тактических положениях, раз витых В. П. Лениным в книге «Две такти ки социал-демократии в демократической революции», о разногласиях большевиков и меньшевиков в период революции 1905 года, пе помнит основных событий этого периода. Индивидуального плана для самостоя тельного изучепия марксистско-ленинской теории тов. Смирнов не составлял. Неуди вительно, что, глядя па секретаря партор ганизации, не работают над повышением своего уровня и другие коммунисты — начальник лесопункта тов. Егоров, мастер тов. Морозов, кандидат в члены ВКП(б) учительница тов. Смирнова. Политическое самообразование коммунистов парторгапи. зацпя совершенно но конттролирует. Секре тарь парторганизации тов. Смирнов пе знает, кто над чем работает и работает ли вообще. Индивидуальных планов пн у кого пет. Для оказания помощи самостоятельно изучающим не выделен консультант. Плохо работает и кружок по изучению биографии товарища П. В. Сталина, руко водимый пропагандистом тов. Лобашевым. За истекший период учебного года во прос о политической учебе коммунистов ни разу не обсуждался на партийном собра нии. Это большое упущение в работе парт организации и прежде всего ее секретаря тов. Смирнова. Только 13 февраля вопрос о работе сети партийного просвещения был поставлен на обсуждение партсобрания. В принятом решении памечепы мероприятия по улучшению политической учебы комму- I нистов. Задача парторганизации — доОпть- ся выполнения этого решения. За остав шийся до конца учебного года период надо сделать все для того, чтобы ликвидировать отставание е политшколе и кружке, под нять идейный уровень занятий. А. КОЖИНА. Лесопункт Лягкомппо, Кандалакшский леспромхоз. (Наш спецкорр.). Вечер передовиков рыбного промысла В ТеряОерском районном Доме культуры состоялся вечер по обмену опытом пере довиков рыбного промысла. В подготовке я проведении вечера приняли участие лучшие рыбаки-колхозники, янженерно- техничсские работники МРС и райеель- хозотдеда, партийно-хозяйственный актив, сельская интеллигенция. Работники МРС, райсельхосотдела и правления рыболовецких артелей предста вили сведения о производственной дея тельности промысловиков с 1946 по 1951 гг., изготовили макеты орудий лова. Сотрудники рыбокомбината тт. Криво- ножков, Кутнлов и другие • представители интеллигенции красочно оформили диа граммы, показывающие рост механизация прибрежного промысла и количество рыбы, добытой промысловиками района, изгото вили ряд лозунгов, призывающих рыбаков- колхозннков на борь&у за высокие уловы. Работники Дома культуры оформили фото выставку передовиков промысла. Па пей представлены фотографии экипажей пере довых промысловых судов: «Глобуса», В „Мурманскстрое* повторяют ^ Г£ЛЯ РАССКАЗЫВАЮТ прошлогодние ошибки Трест «Мурманскстрой» (управляющий тов. Ошеровнч, главный инженер тов. Годик) выполняет большие строительные работы. В прошлом году коллективу тре ста предстояло освоить 9 миллионов 200 тысяч рублей н ввести в эксплоатацню 2300 квадратных метров жилой площади. С этой задачей трест яе справился. План был выполнен только на 84 процента. В эксплоатацню введено всего 1104 квад ратных метра жилой площади, т. е. менее половины намеченного. При всем этом допущен перерасход государственных средств на 2,5 миллиона рублей. А ведь и строители, я работники управления треста заявляют, что условия для безус ловного выполнения плана имелись. Трест располагает достаточным количеством квалифицированных рабочих. Есть здесь необходимые механизмы, материалы и обо рудование. По здесь плохо организована работа строительных участков. Руководи тели «Мурманскстроя» не прислуши ваются к критическим замечаниям кол- стема ничего хорошего принести не может. У руководителей участков и мастеров отсутствуют планы я карты ведения ра бот, распределения строительных материа- О СВОЕМ ОПЫ ТЕ Экскурсии помогают закреплять изучаемый материал Для того, чтобы учащиеся имели проч ные знания по химии, им необходимо лов. Это нередко приводит к нарушению ■Дать представление о том, к ак ,.образуют- технологии. Так, мадяру-бригадиру тов . '05 н развиваются химические понятия. Козлову пришлось вести побелку потолка В ряду химических понятий хямяче- и стен в помещениях, где еще пе было ус- СЕая вещество, химический эле- таповлено санитарно-техническое оборудо вание. — А когда здесь установят ванну, ра ковины, плиту, пропустят сквозь стены мент, — каждое предыдущее понятно со ставляет основу для последующего. К изучению этих понятий я подхожу с учетом возраста, подготовки учащихся «Сардинки», «Передового» и других, пор- j леглива, общественности. Социалистнче- треты лучших капитанов — тг. Ананьи- іское соревнование здесь [развернуто недо- на, Селина, Сухорукова, Куимова, меха- статочно. ников тг. Бревнова, Маркова, Урпігна, | Именно поэтому я в новом году «Мур- рыбаков тт. Шашкова, Новикова, рыбачки манскстрой» продолжает работать неудов- тов. Алексеевой. j лотворнтелыно. План января выполнен Хорошо подготовленный вечер прошел всего на 60,8 процента. Вместо 650 ты- трубы, нам придется заняться отделкой и времени, отводимого иа изучение хи- этого помещения вторично, — с досадой мин. Так, например, на уроках химии в говорит тов. Козлов. j 7-м классе мы не изучаем вещество во Бригаде плотников, которой руководит всей полноте ^тообразных изменений, тов. Соколов, работающей на сборке по- Учащиеся 7-го класса знакомятся с воз- лов в достраивающихся клетках дома! никновеннем вещества, устанавливают !\і 57 но проспекту Ленина, было предло-!его связь с другим веществом, знакомят- жено произвести обрешетку полов под ся с его изменением и переходом в каче- паркет. Работа была выполнена, но через ственно новые вещества при химических неделю пришло новое указание: обрешет- реакциях. ку снять я начать сборку полов брусков. нз Формирование понятий о химических элементах — есть задача 8 -х— 10 -х клас- В тресте укоренилась система неоправ- ■сов. Изучаемый материал я располагаю в данной переброски рабочих с об’екта на j определенной системе, которая сама собой об’окт. Причем эти переброски делаются подводит учащихся к осознанию законов без 'ведома бригадиров и мастеров. По диалектического материализма. Таким об- утрам мастера и бригадиры узнают, что разом, главное в курсе школьной химии несколько рабочих переведены на другой (— дать основы дпалектико-натериаллстп- об’ект или в другую бригаду, пли, что в ; ческого понимания природы, живо и интересно. Просматривая дпаграм- ' ся '1 рублей по плану освоено только 395 , бригаде появились новые рабочие. Срочно j Изучение основ химии немыслимо в мы, рыбаки ознакомились с ростом меха- тысяч рублей. 1952 год трест начат го- начинаются поиски работы, перестановки отрыве от практического использования низации промысла, количеством добытой раздо хуже, чем был начат прошлый год. рыбы, с ростом доходов колхозников, не делимых фондов артелей. Одной из причин отставания треста я&ляется то, что на строительных участ- Передовикп промысла поделились опы- ках и площадках, в мастерских гаража том практической работы на лову. Кагіи- (треста но организовало депственное со тая передового мотобота «Глобус» колхоза цналнстнчсскоо соревнование, допускает- «Мурманец» тов. Ананьин отметил, что ‘ся формализм. залогом успеха на промысле является j «Социалистическое соревнование в тре- применение комбинированного метода ло- , сте налажено плохо». Эти слова прпнад- тов. Ошеровнч, — помогло бы нам Умеиь_, вПдства? воспитывает практические яа- и т. д. Результат штурмовщина, бес- химии. Я уделяю много внимания органи- плановость. снижение производительности здцпп экскурсий, лабораторных опытов, труда. Достаточно сказать, что на участ- j Знания, приобретенные таким путем, ках 52 рабочих систематически не вы- длеют огромное значение для выработки полняют норм. материалистических убеждений. Устранение мелких недочетов (?!) в Хорошо организованная экскурсия рас- органпзацип труда и организации соцпа- ^ онанпя учащпхся зшш>шгг т с логического соревнования, — говорит ттт іЧ химического произ- пшть убытки на 20— 30 тысяч рублен, выки_ трудол1о5иеі настойчивость. ва. Тов Ананьип рассказал, каким образом лежат никому иному, как управляющему организовать комбинированный лов. Капп- j «Мурманскстроем» тов. Ошерочшчу, кото- тан малого рыболовного траулера тов. рый сам повинен в этом. Селин поделился опытом лова сельди ко-1 Особенно неудовлетворительно органн- шельковым иеводом. Механики тг. Брев- зовано социалистическое соревнование на нов, Желнов и Уршш говорили о бережном 1-м строительном участке, которым руко- стношонип к мехаішзмам. Инструктор- 1 водит тов. Непоміілуев. Здесь лішь фор-. с серьезными недостатками, что перестал тратмейстер областного управления МРС !мально составляются и принимаются обя -1 пх замечать. тов. Баташов рассказал о методах лова ' сательства. За выполнением их никто не j В плохой работе треста есть доля вины несколько больше выполнить план, но су щественно положение не изменилось бы. Глубоко заблуждается тов. ОшеровнчI Либо он пе видит огромных неиспользо ванных резервов, либо настолько свыкся следит, проверка обязательств не лрово- и заказчиков. Трест поставлен сейчас в дится. Iзатруднительное финансовое положение. Недостатки в организации социатистп- При плане об’ема работ в 9 миллионов У001™ ПР 0 химизм бессемеровского про рыбы тралом. Председатель артели «Мурманец» тов. Беляев поделился опытом руководства про мыслом со стороны правления колхоса. чсского соревнования ведут к тому, что рублен, заказчики не дали тресту технн- Агитатор матого траулера «Стахановец» среди коллектива строителей отсутствует ческой и финансовой документации для тов. Новиков в своем докладе уделил вни- і борьба за экономию государственных обектов на 5 —6 миллионов рублей./ Не- манпе организации среди рыбаков агнта- j средств и материалов. Ярким доказатель-! смотря на решение облисполкома от циоппо-массовой работы. Секретарь рай- j ством может служить работа автомобиль- 26 января с. г., областная контора связи оппого комптетз ВКП(б) тов. Васильев пого парка треста (начальник автотранс- (пачальпик тов. Гусько), областная боль доложил об итогах работы промысловиков 1 порта тов. Певлов). В гараже за 11 ме- ница (главный врач тов. Кая), управле- в прошлом году и задачах на 1952 год. Ісяцев прошлого года перерасходовано иле облпищепрома (начальник тов. Кс- В конце вечера силами участников ху- *более 20 тонн горючего. Одно только это ’ рягин) я многие другие попрежнему не В 10-м классе есть важная тема: «Ме таллы и сплавы». Эту тему я сопровож даю экскурсией в литейный цех судовер фи. Цель экскурсии — ознакомить' уча щихся с выплавкой и литьем металлов. Совершив экскурсию, учащиеся узнали устройство вагранки и химический про цесс ,получения чугуна, сравнивали раЗо- ту вапранки с работой домны, а также дожественной самодеятельности культуры был дан концерт. А. КАРЛОВА. Зав. Териберским отделом культ- просветработы. * * * ОТ РЕДАНЦИИ: Терпберскнн Дом культуры совместно с строителей Дома I принесло тресту 200 тысяч рублей. торопятся с обеспечением у б ы т к а . ........................ технической документацией. Плохо борются за экономию материалов Все это, в сочетании с плохой работой и на строительных площадках. Только руководителей треста «Мурманскстрой», я три месяца назад сдесь заведены лимит- , приводит к плачевным результатам. В работе треста «Мурманскстрой» необ ходимо в кратчайший срок доблггься ко ренного перелома. Надо, наконец, рент ные карточки и установлен контроль за отпуском строительных материалов. Ио бригадам, сменам, участкам систе- райкомои ВКП(С) и райисполкомом прзвел магический учет экономии отсутствует, тельно ликвидировать недостатки, бытую- ценноо мероприятие — вечер передовиков \ Итоги подводятся лншь по всему тресту щио здесь пз года в год. рыбного промысла. Лучшие рыбаки ран- в конце года. Естественно, что такая си- | Е. ЛУБЕНЕЦ. она рассказывали на вечере о передовых методах труда, укалаіп на недостатки в работе МРС и райсельхозотдела в руко водстве ловом рыбы. Февральская программа выполнена досрочно Коллектив Кандалакшского консервного раля консервщики выпустили 34 тысячи Вечер по обмену опытом работы пере- комбината рапортовал о досрочном выпол- банок консервов сверх февральского за- В парторганизации одной школы Партийная организация Кольской сред-1 Обсуждая итоги десятой районной пар ней школы в прошлом году приняла кан- j тийной конференции, коммунисты говорп- дндатом в члены ВКП(б) преподавателя ли и о росте парторганизации. Чтобы довпков промысла дал териоерским рыоа- кам много по.лезпого. Ценный почин Терпберского Дома куль туры должны подхватить все культурно- просветительные учреждения области. Пз поводу одной бюрократической отписки Выступая на последней сссспп Мурман ского городского Совета депутатов трудя- иёиля февральского плана. Сейчас рыбообработчики соревнуются за данпя. Рыбообработчики не ослабляют темпов выпуск сверхплановой продукции. Свое труда, стремятся дать как можно больше обязательство — дать в феврале сто ты- высококачественной продукции трудящпм- сяч банок консервов сверх месячного пла- ся нашей страны, на — они с честью выполняют. К 25 фев- 1 Кандалакша. (Наш корр.). цесса, хпмическии состав чугуна, стали, шлака, собрата образцы металлов и спла вов, обработали их я создали школьную коллекцию металлов я сплавов. Тема «Металлы я сплавы» дала мне благодарный материал для воспитания у учащихся патриотизма, чувства гордости за свою великую Родину. Учащиеся узна ли, что организатором горного дела и металлургии был великий Ломоносов. Вместе с тем, я рассказала об успехах развития металлургической промышленно сти СССР, о создания мощной металлур гической базы на Востоке нашей страны, познакомила ребят с работами акадсми ков Бардина я Байкова. В своей работе я придаю большое зна чение приоритету русской химии, рус ских ученых. Так, например, си лами учащихся старших классов были организованы вечера, посвященные Ломо носову, Менделееву и другим выдающимся русским ученым. М. СТАСЕНК0. Преподаватель химии 2-й средней женской школы. ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ В редакцию поступило письмо, в кото ром говорилось о том, что заведующая ма газином на ст. Пинозеро Арсентьева нару- Учеба профсоюзного актива Па-днях Тернберсклй райком ВКП(б) юзов в деле строительства коммунистпче- \ шает правила советской торговли, провел трехдневный семинар профсоюзного! ского общества в нашей стране; о методах актива. На семинаре присутствовали пред. | руководства профорганизаций соцналпстп- ссдатели райкомов союзов, месткомов, чсскнм соревнованием; об охране труда и На запрос редакции начальник отдела рабочего снабжения 4-го отделеппя Ки ровской железной дороги тов. Женевский русского языка Рапсу Ивановну Богдано ву. Приняв в свои ряды нового товарища, партийная организация не успокоилась на этом. Тов. Богданова часто выполняет пар- добиться улучшения своей работы в этом вопросе, парторганпзлция школы может я должна сделать многое. В школе редко проводятся открытые тпйные поручения, участвует в под- партийные собрания, являющиеся одной готовке вопросов на обсуждение пар- j ш укрепления связи с беспартийны- тпйных собраний, проводит агитационную Поставив па обсуждение одного яз работу среди домохозяек на закрепленном , открытых партсобраний вопрос о состоя- за ней участке. Приобретая практический преподавания русского языка и ма- опыт преподавания, Раиса Ивановна по- тематики в 5— 10-х классах, парторга- вышает и свои теоретические знания: она ^япзацпя сделала очень полезное дело. 06- заочно учится в Ленинградском педагоги-: суждение- помогло разобраться в прпчн- ческом институте пм. Герцена. пах низкой успеваемости учащихся от- В этом году кандидатами в члены дельных классов по этим предметам, улуч- ВКП(б) вступили учительница А. Д. Су- j шить дело преподавания. ховская и секретарь учительской комсо мольской организация А. С. Тарелкина. Они также принимают живое участие в работе партийной организации. Партийная организация позаботилась о том, чтобы я беспартийные учителя рабо тали над повышением идейно-политиче ского уровня. Все члены преподаватель ского коллектива учатся. Политическая учеба помогает нм и в пх педагогической работе. А разве мало других вопросов, имею щих значение для работы всего коллекти ва, которые нужно обсудить па открытом партийном собрании? Такие собрания нужно проводить чаше. Онп способствуют сплочению всего педагогического коллек тива вокруг парторганизация, воспиты вают у учителей партийный подход к различным вопросам работы школы. Воспитательная работа среди учитель- Б сожалению, влияние партийной ор- ©кого коллектива подчинена общей зада- гаиизлцип на все стороны жизни школы . че улучшения качества преподавания, пока еще пе вс,лико. Об’ясняется это, I укрепления дисциплины и повышения прежде всего, малочисленностью партор - 1 успеваемости учащихся. Партийная ор ганизации. Учительский коллектив — 34 '-ганизация сможет по-настоящему вы- человека, а членов и кандидатов партии полпять роль авангарда только при усло- средп них всего шесть. Правильно по- ; ьип тесной связи со всем коллективом, ставив воспитательную работу с молодыми роста своих рядов^ за счет передовых, коммунистами, партийная организация в проверенных людей, на деле доказавших то же время мало занимается ростом сво- право быть принятыми в большевистскую ях рядов, строит свою деятельность а ! партию. отрыве от ^ СОКОЛОВА. щихся, и. о. начальника Мурманского о т - , , - . , е д ел ен и я Кировской ж . д. то » Ч ай ко в сп п н і Прf « ""• ТСХІШКе б езоп асн ости : об о р ган и за ц и и с о о б п ш , что ф онты у к а з а н н ы е d гшсь - __ ‘ ^ I Участники семппарз прослушали лек- культурно-массовой раооты. ме, подтвердились. Заведующей магазином ^ пт 4 Р300™ с т!сьмам11 ; дШі; 0 ролп п задачах советских профсо- Терпберка. (Наш корр.). *Арсентьевой об’явлен выговор. 4 трудящихся, с пх жалобами н сигналами | ! стоит в центре внимания руководителей ( ......... ~ —....... .—;~ ...................................— ■■■ — отделения. Возможно, что это я так. По вот прав дивость некоторых ответов, автором кото рых является сам тов. Чайковский, вы зывает сомнения. Вот факты. В январе нынешнего года редакция направила р у -! ководству 4-го отделения Кировской же лезной дороги письмо тов. Меньшиковой,! в котором говорилось о плохом обслужива нии пассажиров в пригородных поездах.' Об этом же ппсал в своей заметке «Когда будет наведен порядок?» тов. Куваев. Тов. Чайковский пе замедлил ответить: «Для улучшения обслуживания пасса жиров в пригородном поезде, отправляю щемся в 17 час. 21 мин., установлен со став нз трех секций». Коротко и ясно! Но вся беда в том, что ответ не соответствует действительности. В пригородном поезде попрежнему имеют ся только две секцнп. Тов. Чайковский пытается об’ясппть это об’ективнымн причинами. Одна из секций, по его словам, находится в ре монте в Кандалакше. Работы задержи ваются в связп с тем, что пет рессор. Ускорение ремонта от руководства отделе ния не зависит. И в этом тов. Чайковский пытался вве сти общественность в заблуждение. Рессо ры пе былп получены своевременно толь ко потому, что руководители отделения не позаботились об этом. В редакцию попрежнему поступают письма о плохой оргапизацип пригородно го сообщения. Авторы этпх писем задают справедливый вопрос: почему тов. Чай ковский вводит общественность в заблуж дение?, О ПОДНОРМНЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОЛЕНЕЙ комбикормом без ягеля олепп становились вялыми п плохо работали. Сено, скармливаемое оленям, должно ; быть разнотравное, своевременно скошен ное (во время пветення трав) я убраппое в сухую погоду. Нельзя давать сепо сле жавшееся и плесневелое. Перед скармлива нием сепо размалывается в муку, тогда олени полностью поедают его. Овес, куку руза размалываются, комбикорм размель чается. Подкормка дается в сухом виде в кормушках, ящиках, торбах. К кормовым смесям без сепа необходима добавка мела 15— 20 граммов в сутки на олепя. В вы даче оленям смесей без рыбной муки сле дует скармливать 10— 15 граммов пова ренной соли. Олепп все корна, которые пм даются в качестве подкормки, поедают охотно п без остатка (кроме сепа, скармливаемого в цельном виде). Приучать пх к подкормке приходится в течение 3— 4 дней. В это время оленям иногда приходится заклады вать корма насильно в рот, а наиболее уп рямых оставлять на сутки без корма. При выкнув к подкормке, быки-олени охотно ее поедают, безбоязненно подходят к че ловеку и берут нз его рук корм. Применяя подкормку, можно намного повысить работоспособность оленей в тран спортных бригадах, сделать животных бо лее ручными. 0. ФЕДОРОВА. Старший научный сотрудник научно- исследовательского института Поляр ного зонледѳлия и животноводства. Ягель, которым в основном питаются зимой олени, является питательным угле водистым кормом. Но ввиду того, что в нем мало азотистых и минеральных веществ, его все же нельзя считать вполне полно ценным кормом. Вот почему транспортные олепп, питаясь зимой исключительно яге лем, не получают полностью всех необхо димых пм питательпых веществ и поэтому к весне истощаются и часто гибнут. Некоторые колхозы Мурманской области меняют за зиму оленей в транспортной бригаде два— три раза и этим сохраняют нх от истощения. Но это пе выход пз по ложения. Чтобы пе увеличивать количест ва транспортных оленей, надо удлинить срок работы на них, пе доводя при этом пх до истощения. Для этого необходимо практиковать подкормку оленей, работаю, щнх в транспортных бригадах. Многолетний опыт Мурманской зопаль- ііоГі оленеводческой станции показал, что применение подкормки даст возможность использовать оленей на транспорте в те чение всей сігмы бессменно, сохранив при этом их упитанность и (работоспособность. На зональной станция олени, получавшие подкормку, выполняли работу в два с лишним раза большую по об’ему чем не- подкармливаемые. В качестве подкормки на станции при менялись самые разнообразные корма: рыб. пая п мясокостная мука, вика, овес, ѵгру- бн, кукуруза, ржаные сухари, сено, березо вые листья, сушений картофель, сушеная свекла, конские комбикорма, соль, мел, При достаточном количестве ягеля па пастбищах, расположенных на трассе, лучше всего подкармливать оленей рыбной плп мясокостной мукой. В средпем надо давать ее каждому оленю по 200— 300 граммов в суткп. В этом случае оргаппзм оленя получит необходимое количество азотистых и минеральных веществ, недо стающих в ягеле. При недостатке ягеля на пастбище пли при очень тяжелых работах оленю необ ходимо добавлять не только азотистые кор. ма, по и корма, богатые углеводами. Луч шие пз них это — овес, кукуруза, отруби, сепо, сухие березовые листья, конский комбикорм и другие. Подкормку следует давать оленям в виде смеси пз различных кормов. Например, рекомендуется брать для смеся следующие корма и в таком соотношении: сена пли березовых листьев — 15 процентов, овса — 50 процентов, отрубей — 25 про центов, рыбной мукп — 10 процентов. Для другого вида смеси следует брать: овса — 50 процентов, отрубей — 25 процентов, рыбной мукп — 10 процентов, мела — 15 граммов в суткп. Такой смеси или комбикормов нужно давать от одного до двух килограммов в суткп на оленя. При полном отсутствии ягеля на трассе суточная дача кормовых емесей увеличивается до трех килограммов. Увеличивать дачу конских комбикормов не рекомендуется, так как опыт показал, что при кормлешш оленей одним бонским
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz