Полярная правда. 1952, февраль.
№ 4 9 (7 1 6 5 ) 2 7 февраля 1 9 5 2 г. ши ряда о допуске Правительство ноте протес?? ^ F.&K ддппен- В помощь пропагандистам и слушателям крумкоѳ по изучению „Краткого курса истории ВНП(б)и О к н и г е И. В» С т а л и и а „Марксизм и'национальный вотрос Одним нз основных признаков империа лизма, отличающих его от домоноиолнсти- чес«ого капитализма, является вывоз ка питала в отсталые, зависимые и ко лониальные страны. В результате в этих странах начала создаваться промышлен ность, появилась местная национальная буржуазия, стал формироваться пролета риат. Среди широких слоев угнетенных народов начали пробуждаться чувство национального самосознания и одновре менно ненависть к иностранным империа листам. Местная национальная буржуа зия умело направляла развитие этих чувств на осуществление cdohx узко корыстных целей. Под флагом борьбы за национальное освобождение она стре милась вытеснить иностранных капита листов и занять нх место. В период, ког да еще только что сформировавшийся пролетариат находился в становлении организационной зрелости, национальная буржуазия стояла во главе начинающего ся национально-освободительного движе ния. Такая обстановка требовала от социал- демократических партий выработки твер дой программы по национальному, вопросу. Особеьзо важпоо значение националь ный вопрос имел и в России, где царское самодержавие жестоко угнетало десятки различных нерусских национальностей. Реакция, наступившая после поражения революции 1905— 1907 годов, привела к еще большему усилению национального гнета. Царизм стремился раз’единить трудя щиеся массы народов России в пх борьбе против общего врага и натравить пх друг на друга. Все это п&пзбежно привело к усилению великодержавного шовинизма и местного национализма. Нараставшая волна местного национа лизма грозила захватить и рабочие массы. Большевистская партия — авангард про летариата России — должна была четко сформулировать, теоретически обосновать свою линию в национальном вопросе: I противопоставить буржуазному национа лизму пролетарский интернаппопалпзм, еще теснее сплотить рабочих различпых национальностей для решительной борьбы ! против царизма и капитализма. Великие вожди мирового коммунистиче ского движения, организаторы и руководи тели большевистской партии В. П. Ленин н И. В. Сталин с первых шагов своей революционной деятельности придавали исключительно важное значение нацио нальному вопросу._ Перед первой мировой империалистической войной, когда между народное значение национального вопроса еще больше усилилось, В. П. Ленин • пишет ряд статей, рефератов по нацио нальному вопросу. Национальный вопрос обсуждался Пражской конференцией н на Краковской совещании. Во время своей заграничной поездки в конце 1912 года — начале 1913 года И. В. Сталин написал работу «Марксизм Н национальный вопрос», явившуюся программным документом пашен партии по яациональному вопросу. В. П. Ленин при давал большое значение этому труду товарища Сталина. В своей статье «0 национальной программе РСДРП», опубли кованной в декабре 1913 года, он пи сал: «В теоретической марксистской лите ратуре... остовы национальной программы с.-д. уже были освещены за последнее время (в первую голову здесь выдвигается статья Сталина)». Когда некоторые члены редакции журнала «Просвещение» пред ложили опубликовать работу П. В. Сталина в дискуссионном порядке, Ленин высту пил против этого предложения и заявил: «Конечно, мы абсолютно претив. Статья очень хороша. Вопрос боевой п мы пе сдадим ни па йоту принципиальной пози ции против бундовской сволочи» (В. И. Ленин. Соч.. т. 19, стр. 488, 535).* * * * Свой труд товарищ Сталин начинает с марксистского определения папин. В первую очередь нация — это истори чески сложившаяся устойчивая общность людей. Но в чем проявляется такая общность? Она проявляется в общности языка для каждой нации. Язык не может быть классовым, как это утверждала некоторая группа советских ученых — последователей Маррз, он является обще народным. Развитие народностей в нации в связи с развитием капитализма и лик видацией феодальной раздробленности означает в то же время превращепие языков народностей в национальные языки. Это положение развивается П. В. Сталипым в его работе «Марксизм и вопросы языкознания». Это не значит, что каждая напия должна иметь язык, отличающийся от языка другой нации. Известны факты, когда несколько наций разговаривает па одном языке. Так, на пример, американская и английская пацни различны, но пользуются они одним языком — английским. Следовательно, общность языка не может быть единст венным признаком папин, необходимо еще, чтобы нация имела общность территории. Нация должна также обладать общностью экономической жизнп, которая связала бы отдельные части нации в единое целое. Н наконец, для нации нужна общность психического склада, сказывающаяся в общности культуры. Итак, «нация есть историчесии сло жившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, тер ритории, экономической жизни и психиче ского. склада, проявляющегося в общности (П. В. Сталин, . Соч^ т. 2, культуры» стр. 296). В этой строго научной формулировке и состоит суть, содержание марксистской теории папин. И. В. Сталин дал единст венно правильное, глубоко научное, мате риалистическое определение нации, яв ляющееся краеугольным камнем всей марксистско-ленинской теории по нацио нальному вопросу. Чеканная сталипская формулировка дает возможность точно определить, можно ли ту или иную груп пу людей назвать нацией. Положительно ответ на этот вопрос дает наличие всех признаков, перечисленных товарищем Сталиным. Достаточно отсутствия одного какого-либо нз этих признаков, и группу людей, имеющую все остальные признаки, нельзя назвать нацией. Много было написано по национально му вопросу теоретиками австрийской социал-демократии. Об’ясняется это тен, что Австро-Венгрия была многонацио нальным государством. Австрийские оппортунисты состряпали свою собствен ную теорию нации, которая по своему существу была идеалистической. Основ ным признаком, определяющим нацию, онп считали общность характера на поч- во общности судьбы. Ясно, что такая расплывчатая «теория» пе могла дать правильного, научного об’яснепня нации. Товарищ Сталин вносят ясность и в вопрос образования наций. Процесс складывания людей в нации происходил по двум путям. В странах, где феодализм был ликвидирован полностью, образование нацнй, происходящее наряду с развитием капитализма, означало в то же время образование самостоятельных националь ных государств. Так обстояло дело в Западной Европе. По-другому этот процесс происходил в странах, где капитализм развивался слабо, где долгое время в какой-то мере сохраня лись феодальные производственные отно шения. В такпх условиях мы встречаемся с созданием многонациональных госу дарств, как, чапрнмер, Россия и Австро- Венгрия. Здесь все командные высоты берут в свои рукн наиболее развитые в политическом отношении, наиболее при способленные к государственной органи зованности национальности, а менее раз витые — оказываются оттесненными. Когда дальнейшее развитие капитализма приводит к экономической консолидации, оттесненные нации уже не могут сло житься в самостоятельные национальные государства, так как «онп встречают па своем пути сильнейшее противодействие со стороны руководящих слоев командую щих наций,-давно уже ставших во главе государства» (П. В. Сталин, Соч., т. 2, стр. 30-4). В этом состоит своеобразие процесса образования папин, выпуждеп- пых пграть роль подчиненных в много национальных государствах. Господствующие классы пробудившихся к самостоятельной жизни оттесненных наций начинают вестп борьбу за свое место под солнцем, т. е. с точки зрения буржуазии, за рынок Однако буржуазия командующей папин не хочет уступить свои позиции. Используя наличие в своих руках государственного аппарата, она применяет против оттесненных нации ‘ сго целый ряд мер, оказывающих действие пе только па буржуазию, но и на трудящихся угнетенной нации. Ограничивается свобо да передвижения, стесняется, а иногда и просто запрещается пользование родным языком, ограничиваются избирательные права, сокращается количество нацио нальных школ, стесняются и преследуют ся религии. Такими мерами буржуазия командующей нации хочет разгромить своего конкурента — молодую буржуазию угнетаемой нации. Но поскольку репрессии задевают все слоп угнетенной нации, ее буржуазия, крича лицемерно о национальных инте ресах и в то же время заботясь только о своих корыстных выгодах, старается привлечь иа свою сторону народные мас сы. Поэтому сила национального движе ния зависит от того, насколько широкие слон населения удалось привлечь буржуа зии под свои знамена. И. В. Сталин указывает, что хотя национальное движение в условиях подымающегося капитализма по своему существу является буржуазным, это во все пе зпачит, что пролетариат ие дол жен бороться против политики угнете ния национальностей. Националистиче ские репрессии задерживают свободное рззвитне духовных сил пролетариата угнетенных нацнй, отвлекают широкие народные массы от ■классовой борьбы. Поэтому пролетариат и ведет борьбу против угнетения наций. Однако проле тариат ведет отлпчиую от буржуазии политику в паппональном вопросе. Буржуазия стремится разжечь межнацио нальную рознь, чтобы под прикрытием пациопальпого флага закрепить свое классовое господство. Пролетариат ведет дело к сближению трудящихся всех-наций п об’еднненпю их в борьбе против эксплуататоров, чтобы добиться освобож дения человечества от всех видов угнете ния. «Поэтому социал-демократия всех стран провозглашает право наций на самоопреде ление. Право на самоопределение, т. е.: только сама нация имеет право определить свою судьбу, никто не имеет права насильст венно вмешиваться в жизнь нации, разрушать ее школы и прочие учрежде ния, ломать ее нравы и обычаи, стеснять ее язык, урезывать права» (И. В. Сталин, Соч., т. 2, стр. 310). Принцип права наций па самоопределе ние означает, что любая нация имеет право или на автономию, или на федера цию, и даже на создание самостоятельно го государства. Лозунг «право наций па самоопределение» — есть лозунг борьбы против захвата и насильственного удержа ния чужих территорий, за полное нацио нальное освобождение, за полную незави симость. От такой борьбы, в какую бы форму она ни выливалась, вплоть до вос стания или до войны, социалисты не могут отказываться. Однако социал- демократия поддерживает не каждое тре бование наций. Свое отношение она определяет в каждом отдельном случае, учитывая конкретные, специфические условия. Нельзя смешивать право наций на самоопределение с вопросом о целе сообразности или нецелесообразности отде ления наций от данного государства. Революционная социал-демократия должна решать вопрос, исходя нз того, какая форма самоопределения наций наиболее выгодна с точки зрения интересов проле тариата и всех трудящихся масс. Право пацпй на самоопределение является стержневым -пунктом -позлппно-револю- цпоппой программы большевиков по национальному вопросу. Большевистская партия в отличие от оппортунистов рассматривала националь ный вопрос не как самостоятельный воп рос, а как часть общего вопроса о буржуазно-демократической революции. Это положение было единственно правиль ным в период господства царского само державия. Судьбы национального вопроса в России были связапы с уничтожением крепостнических остатков, с демократиза цией страны. В период господства буржуа зии национальный вопрос является частью общего вопроса о социалистической рево люции, о диктатуре пролетариата. Товарищ Сталин подробпо останав ливается на национальной программе австрийских социал-демократов, под вергает ее тщательному анализу и опро вергает. Австрийские социал-демократы в своей программе по национальному вопро су выдвигали требование культурно- национальной автономии. Такая автоно мия пе дает никаких политических прав угнетенным национальностям. Больше то го, австрийские оппортунистические тео ретики предполагали, что предоставление угнетонным национальностям культурно- национальной автономии повлечет за собой организацию междуклассовых национальных союзов. Таким образом, обострявшаяся классовая бовьба не при нималась во внимание австрийскими социал-демократами п отодвигалась на зад ний план. Отсюда товарищ Сталин делает вывод, что культурно-национальная авто номия есть утонченный вид национализма, показывая буржуазно-националистическую суть этого лозунга. Борьба за культурно-тппональпую автономию неизбежно должна привести к раздроблению единого рабочрго движения по национальному признаку, а значит и к ослаблению. История рабочего движе ния дает нам такие примеры. Так, в ( Австрии из единой интернациональной ■ социал-демократической партии выдели- j лось шесть национальных. Нз точку зре -: нин создания соппал-демократичсских пар - 1 тий по национальному признаку встал и j Бунд в России. П. В. Сталин вскрывает буржуазно- j националистическое существо националь- ] і ных программ Бунда и кавказских лпквп- ] даторов, заимствовавших у австрийской j социал-демократии в качестве своего j основного требования — требование куль- j турно-нацнональной автономии. Все они пытались отравить рабочее движение ядом национализма. Культурно-националь ная автопомпя особенно непригодна в кавказских условиях, так как таи име лось мпого народностей с примитивной і культурой, без родной литературы, разви вающихся дальше или сливающихся с другими народностями. «Национальный вопрос на Кавказе, — говорит товарищ Сталин, — может быть разрешен лишь в духе вовлечения запоздалых наций и народностей в общее русло высшей куль туры» (II. В. Сталин, Соч. т. 2, стр. 351). Разгромив националистическое требова ние культурно-национальной автономии, П. В. Сталин подробно рассматривает, как с точки зрения революционного марксиз ма должен быть разрешен национальный вопрос в Р оссии . Принимая за основу принцип права наций на самоопределение, товарищ Сталин указывает пути для тех наций, которые из’явят желание остаться в рамках Российского государства. Единст венно правильным выходом для районов с компактным национальным составом, как Польша, Литва, У&ранна, Кавказ и т. п., товарищ Сталин считает предоставление областпой автономии. Областная автономия дает возможность для дальнейшего разви тия классовой борьбы, так как она об’едпняет население в смысле ликви дации национальных перегородок н, паоборот, создает условия для разделения его по классам. Она дает также возмож ность лучшего использования природных богатств н развития производительных сил. НОТА СОВЕТСКОГО ИР ПРАВИТЕЛЬСТВУ ИТАЛИИ Предоставление областной автономии не разрешает национального вопроса для национальных меньшинств. Для них воп рос может быть решен только в форме полного национального равноправия. Это значит, ч^п каждая нация, народность должна иметь право пользоваться родным языком, должна иметь свою родную шко лу, право нсповедывать свою религию, право передвигаться по всей стране н т. д. Стеснение и ограничение прав национальных меньшинств, а также и привилегии господствующих нации долж ны быть запрещены государственным законом. Это может быть только прн пол ной демократизации страны. Это еще одно доказательство, что национальный вопрос тесно связан с вопросом о революции. Отсюда и вытекает правильная органи зация партии пролетариата в государстве, где проживает несколько наций, заключающаяся в создании организации интернационального типа. Построение партии на началах ннтерпапиопалпзма пе исключает, а предполагает широкую автономию областей, но это будет автоно мия внутри единого партийного целого. И. В. Сталин указывает, что, состоя чле ном интернациональной организации, рабочий «глубоко проникается мыслью о том, что рабочие прежде всего — члены одной классовой семьи, члены единой ар мии социализма» (И. В. Сталии, Соч. 2, стр. 365). * * * Руководствуясь положениями, разрабо- таіпіыми В. П. Лепннын в статье «О пра ве пацпй на самоопределение» и товарищем Сталиным в работе «Марксизм н национальный вопрос», большевистская партия достигла выдающихся побед в решении такого сложнейшего пз вопросов, как национальный вопрос. Нацпопальная программа большевиков получила впослед ствии блестящее подтверждение и даль нейшее развитие. Под руководством большевистской партии было создано единство рабочего класса всех народов России, сыгравшео важнейшую роль в борьбе за свержение царизма и капита лизма, за установление и упрочение дик татуры рабочего класса н победу социа лизма в пашей стране. После победы Великой Октябрьской социалистической революции у пас бы ло создано многонациональное социали стическое государство, построенное на началах полной добровольности и равно правия. Были найдены новые формы союза между иародамн в липе советских автономий и нх об’едпнення в федерацию. В процессе построения социализма старые нации преобразовались в повые, социа листические пацпп, развивающиеся под руководством рабочего класса и его интернационалистической партии, спаян ные внутренним морально-политическим единством и живущие в атмосфере нерушимой дружбы и взаимной помощи. Социалистическое многонациональное государство является самым прочным в мире, выдержавшим самую суровую про верку в ходе Великой Отечественной воины. В нашей стране, как результат интер- 8 февраля заместитель министра ино странных дел Италии г. Тавиани передал послу СССР в Италии Ы. А. Костлеву но ту Итальянского Правительства по воп росу о приеме Италии в ООП. 24 февраля посольство СССР в Италии направило Правительству Италии следую щую ответную ноту Советского Прави тельства: «В связи с нотой Птальянокого Прави тельства от 8 февраля с. г. по вопросу о приеме Италии в члены Организации Об’е- дшіенных Нацнй посольство Союза Совет ских Социалистических Республик имеет честь заявить следующее. В своей ноте Итальянское Правитель ство представляет дело таким образом, будто Советский Союз препятствует при ему Италии в Организацию Об’единепных Наций, нарушая тем самым своп обяза тельства по мирному договору с Италией. Такое утверждение противоречит дей ствительности н является новращеннен общеизвестных фактов. Советский Союз, как известно, неодно кратно предлагал принять Италию в Ор ганизацию Об’едпиенных Наций вместе с другими государствами, имеющими на это законное право, в том числе вместе о го сударствами, находившимися во вромя войны в таком же положении, как п Италия. В отношении этих государств Со ветский Союз, равно как и другие стра ны, подписавшие мирные договоры в Парил» 10 февраля 1947 года, также имеет обязательство поддержать нх прось бу о приеме в ООН. На закончившейся в феврале месяце сего года 6 -й сессия Генеральной Ассамб леи ООН Советский Союз вновь внес пред ложение о приеме Италии и 13 других стран в члены Организации Об'едииенных Наций. Политический комитет Генераль ной Ассамблеи 25 января принял боль шинством голосов это советское предложе ние, против которого голосовала делега ция США, а делегации Великобритании и Франции воздержались прп голосовании по этому вопросу. Только в результате гру бого давления со стороны США на делега ции других стран советское предложение, одобренноо Политическим комитетом, ока залось не принятым на пленуме Гене ральной Ассамблеи. При рассмотрении 6 февраля предложения. С-ССР в Совете Бе зопасности делегация США снова голосо вала против этого предложения, а делега ции Великобритании н Франции воздер жались п прп этом голосовании, что- вос препятствовало приему Италии и других . п 13 госуиіктв S Оргаашацшо Об’еднавп- Иравлттьство m > « на. чуть ных Наций. Приведенные факты, конечно, известны Правительству Италии, но оно умалчивает об этом в своей ноте от 8 февраля. При веденные факты показывают также, что если Италия до сих пор пе принята в Организацию Об’единенных Наций, то только по эние правительств США, Ве ликобритании и Франции, позиция кото рых в вопросе о приеме Италии в ООН на ходится в явном противоречил с принци пом равноправия государств, поскольку правительства США, Великобритании и Франции препятствуют приему в ООН го сударств, имеющих на это такое жо пра во, как п Италия. Таким образом, заявлеппе Птальяпско- го Правительства о том, будто бы Совет ский Союз препятствует прпему Италии в Франции, которые иа протяжени лот срывают принятие решения Италии и других стран в Об’единенных Наций. Ввиду этого Советское отклоняет содержащийся в © Итальянского Правительства, как аий всякого основания. Итальянское Правительство заявляет также в своей ноте от 8 февраля, что «всякое последующее выполнение с стороны обязательств, говором на Италию в отношении может только сообразоваться с жением, которое создалось в связи с по зицией Советского Правительства» в от ношении приема Италии в ООН. Это без ответственное в отношении Советского Союза заявление нельзя расценить ина че, как намерение Итальянского Прави тельства отказаться от выполнения ного договора. Итальянское Правительство несет от ветственность за то, что оно нарушило уже ряд важнейших постановлений этого договора, на что Советское Правительство указывало в своих нотах от 19 июля и 20 сентября 1949 года н от 25 января 1952 года. Однако до упомянутого выше заявления в ноте от 8 февраля Итальян ское Правительство ие доходило до откры тых заявлений о намерении отказаться от выполнения мирного договора. Указан ным заявлением Правительство Италии, очевидно, намерено легализовать свои дей ствия, которые выражаются в наруше ниях мирного договора. Правительство Италия уже но первый год идет по пути нарушений военных по становлений мпрпого договора, превращая территорию Италии в плацдарм американ ской агрессин в Европе. Правительство Италии нѳ только пре доставило территорию страны для соору жения целой сети военных баз других агрессивных государств, но и вступило в состав агрессивного Северо-атлангяческо- го блока, что является прямым наруше нием мирного договора. Правительство Италии не только со вершенно не выполнило своих обяза тельств по мирному договору относительно уплаты репараций Советскому Союзу, но н пытается в своей поте от 8 февраля снять с себя ответственность за невыпол нение мирного договора в отношении СССР. Эти факты, как и ряд других фактов, свидетельствуют о том, что Итальянское отказа от своих обязательств по мирному договору, не останавливаясь перед незаконными действиями, и тем самым подрывая дове рие к подписи Итальянского Правитель ства под международными обязатель ствами. Совершенно очевидно, что Итальянское Правительство не поступало бы таким об разом, если бы оно не было в сговоре с организаторами Северо-атлантического блока — правительствами США, Велико британии и Франции, и если бы оно не подчинило свою политику агрессивным планам этого блока. Это обстоятельство, однако, не умаляет ответственчости Итальянского Правительства за его неза конные действия. Ввиду пзложрнного, Советское Прави тельство отклоняет ноту Итальянского национального спючеиия рабочих дорево- 1 ООП, является попыткой обмануть обще-| Правительства, как нарушающую <»бщв- люцнонной России, после Октября , ственноо мнение Италии относительно j принятые нормы/международных о^ноше- 1917 года возникла великая дружба действительной позиции Советского Союза іптй и заявляет, что Итальянское Пргвп- наридов СССР, являющаяся одной из в этом вопросе н свидетельствует о стрем-!тельство пе сможет уйти от ответст^н- советского социалистине-, лении Правительства правительства США, движущих сил ского общества. Эта дружба создавалась п укреплялась в неустанной борьбе с националистами всех мастей и оттенков. В настоящее время важнейшей задачей коммунистического строительства является борьба за ликвидацию пережитков капита лизма в сознании людей. Эти пережитки сказываются, в частности, в наличия некоторых элементов национализма в сознании некоторой части наших совет ских людей. Партия ведет решительную борьбу против этих пережитков, за даль нейшее укрепление дружбы народов СССР. Большевики высоко держат знамя пролетарского интернационализма. Коммунистические и рабочие партии других стран руководствуются марксистско- ленинской теорией по национальному вопросу в борьбе за свободу и независи мость народов, за укрепление интернацио нального социалистического фронта, в борьбе против империалистов и их право социалистических лакеев. Характерным примером в этом отпошенни является борьба пародов Малайи за свою независи мость. В этой английской колонии про живает приблизительно равное количество малайцев, китайцев и индусов. Когда рабочий класс был слабо организован, колонизаторы умело натравливали одну нацию па другую и, пользуясь таким раздо ром, сравнительно легко властвовали. После второй мировой войны положение коренным образом изменилось. Рабочий класс стал твердо проводить принцип пптернациоиализма. Малайцы, китайцы п индусы тесно сомкнули свои ряды и повели освободительную войну против английского империализма. В этих фактах, а количество нх можно было бы умножить, еще н еще раз раскрывается величие, жизненность марксизма-ленинизма, руководствуясь которым, большевистская партия и комму нисты других стран успешно один пз сложнейших вопросов современ ной жизни — вопрос национальный, являющийся составной частью вопроса о социалистической революции. В. ДРЯБЕЗГОВ. Италии выгородить Великобритании и пости за последствия нарушения мирного договора». Комплексный метод скоростной обработки составов Старший осмотрщик вагонов станции | ляется в Кировск. Тов. Бредников наладил Красный Лиман Северо-Донецкой железной тесную связь с поездными вагонными на- ■дорога Андрей Тимофеевич Шеблнкин при менил новый скоростной метод обработки железнодорожных составов. Этот метод I заключается в том, что ремонт вагонов ведется по заранее составленному плану, I при четком распределении обязанностей I среди рабочих. I Одним пз первых на Мурманском вагон- I ном участке этот метод применил осмотр щик вагонов станции Кировск Михаил Александрович Бреднпков Освоение пово- стерамп и постоянно, перед приемкой поезда заранее связывается с пунктом технического осмотра станции Апатиты, где узпает состояние поезда. Затем инфор мирует об этом остальных осмотрщиков своей бригады. Это дает возможность все му составу бригады подготовиться к встре че поезда. Рабочпе ведут осмотр от конца состава к голове, а осмотршпк-автоматчик обязательно заходит с головы поезда. Благодаря такой организации работы го метода началось с того, что тов. Бред- смены, бригада тов. Бредникова тратит на ников подробно рассказал каждому члену]осмотр и ремонт состава не 30, a 20 мн- своей бригады об особенностях организа-!нут. цнп работы в смене тов. Щебликпна, о той пользе, которую приносит производ ству новый метод организации труда. Сей час бригада тов. Бреднпкова с успехом применяет метод скоростной н высокока чественной обработки вагонов, В большинстве случаев на станцпю Кп- ровск поступают порожние вагопы под погрузку. При этом поезд подвергается ос мотру еще па станции Апатиты, где пол ностью принимается поездным ватопным мастером. Только после этого поезд отправ- Оемотрев поезд п устаповпв дефекты, осмотрщики разрешают ставить вагоны под погрузку. Тем времепем тов. Бреднпков планирует расстановку рабочей силы для производства необходимого ремонта ваго нов, он дает каждому рабочему задание. Пока идет погрузка, смена гетовпт части для замены пзносившпхся деталей, под’ем- ные механизмы. А. ПОПОВ. Старший инженер вагонного уча стка. I Мурманчане выписывают труды классиков м а р к с и з м а - л е н и н и з м а Мурманчане выписывают самую разно образную литературу. Особенно много под писчиков на труды классиков марксизма- ленинизма. Заведующая отделом подпис- , ных изданий облкниготорга тов. Осипова рассказывает: — Только за прошлый год на полные собрания Сочинений В. П. Ленина п И. В. Сталина подписалось более 3700 мурман чан. По просьбе трудящихся проведена дополнительная подписка еще для двух сот человек. Произведения -классиков марксизма-ленинизма получают все слои населения — рабочие, служащие, моряки, интеллигенция, домашние хозяйки. Через отдел подписных изданий мурман чане получают также собрания Сочинений Максима Горького, Н. В. Гоголя, Т. Драй зера, а также другие произведения клас сиков русской н мировой литературы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz