Полярная правда. 1952, февраль.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 48 (7164) 26 февраля 1952 &• К 150 -ЛЕТИЮ СО А Н Я РОЖ ДЕНИЯ ВИКТОРА ГЮГО Г Л АША Т А И МИРА И СВОБОДЫ Патриот, демократ, гуманист По призыву Всемирного Совета Мира к с прогрессивное человечество отмечает сегодня стопятидесятилетие со дня рожде ния великого французского ппсателя-гу- манпста Виктора Гюго. Гюго прожил большую, многогранную жизнь. Он был свидетелем крупнейших исторических событий, происходивших «а его Родине. Он видел, как мужестйеігно сражалась за свободу народная Франция на парижских баррикадах в 1830 и в 1848 гг. Он был свидетелем того, как Французская буржуазия предала народ в революции 1848 года. Он был свпдетелем Седанской катастрофы 1870 г., когда из-за бездарности правительства французская армия без боя сдалась пруссакам. Он был свидетелем паления Парижской Коммуны и зверской расправы версальцев над ком мунарами. На Dee эти события Гюго от кликался бурно п страстно всем своим пламенным сердцем патриотами демократа. Родился Гюго в 1802 г. в семье напо леоновского генерала. Мать Гюго была ка толичка. Придерживалась она консерватив ных взглядов, стояла за мопархшо. Поэто му первое время писатель находился под влиянием отставших идеи вока. После па дения Наполеона к власти вернулись Бур боны. Правительство издавало реакцион ные законопроекты, направленные па удушение народа н всех его политических свобод. Это вызвало возмущенно в народ ны х массах, в широких общественных слоях Франция. К середине 20-х гг. XIX тека среди буржуазной интеллиген ции развертывается либеральное дви жение. В это время и начал свою литератур ную деятельность великий французский писатель. і Захваченный прогрессивным движе нием, Гюго решительно выступает против дворянской реставрации, против аристо кратической литературы — классицизма и реакционного романтизма, -воспевавших королей, герцогов, графов н призывавших вернуться к. средневековью. Гюго яростно борется са свободное развитие националь ной литературы, оа демократизацию ис кусства, совершает смелую революцию в поэзии и драме, приблизив их к народной жизни, народной истории, народному творчеству. «Пусть на смену придворной литературе явится'литература народная», ■— писал Гюго. Широкой известностью пользуется исто рическая драма В. Гюго «Кромвель». В предисловии / к этому произведению Гюго изложил^свою программу, осповные прин ципы нового направления во французской литературе — революционного романтиз ма. Эта демократическая направлен ность романтизма Гюго о м аала боль- гаоо влияние на развитие Французского реалистического искусства. Борьбу за новую тематику и новый ме тод изображения действительности писа тель тесно связывал с политической борьбой за социальное освобождение угне тенного народа, са светлое, прекрасное будущее, лишенное тирании, эксплуата ции п нищеты. После Февральской революции *крупная финансовая буржуазия, напуганная чрез мерной революционностью пролетариата, впервые в истории самостоятельно высту пившего на политической арепе, открыто стала на путь реакции. Виктор Гюго остался вместе с народом, верным горячим защитником республики и демократии. Требования новой романтической школы Гюго блестяще осуществил в своих произ ведениях. В замечательных драмах «Рюн- Блаз», «Эрнанп», «Марион Делоірм», «Ко роль забавляется» он вывел на сцену простых людей, представителей угнетен ного и подавленного народа, которые вы ступают с гневным протестом против гос- подств^щих классов. Его драмы, выз вавшие громкий . скандал в правящих кругах, беспощадно вскрыли уродливый социальный строй, обрекающий простого, бедного человека са жалкое существова ние. Это — бунт против господствующих классов, толкнувших народ о пучину бедствий. * Одпнм из крупных произведений В. Гю го является исторический ромап «Собор Парижской богоматери». Автор дает в нем картины ппчтожпой, развращенной жизни французской аристократии и противопо- стаатяет этому жалкоо существование угнетенного пІродз. Он показал, что пред ставители парада — цыганка Эсмсральда и несчастный подк'пдыш, урод Квазимодо неизмеримо чпще, благороднее, прекраснее арпстократин. В своих социальных романах Гюго по казал трагическую судьбу народных масс, обреченных прп капитализме на няшету и бесправие. Непоколебимая вера в пре красные возможности, заложенные в_ на роде, страстная оащнта человека-созида теля, человека-бррца за свободу и неза висимость, привлекли к его произведениям любовь широчайших народных масс всего мира. Особенно популярен был роман «Отверженные» в России, гдо его читали в тюрьмах, в ссылках, в рабочей и. ин теллигентной среде. В своем последнем историческое романе «93-й год» Гюго, воссоздавая эпизод контрреволюционного восстания в Вандее, паправтенного против молодой якобинской республики, показывает, что истинными патриотами Франции были только пред ставители революционного народа, тогда как контрреволюция готова была продать родину иностранцам. Главным героем этого романа является n народ, » революционный в^род Франции, защищающий ее от вра гов революции. Герои Гюго отдают свою жизнь за великое будущее родины, где люди будут равны и свободны. Правда, Гюго изображает борьбу революция и контрреволюции как отвлеченную борьбу между добром и слом, перенося классовую борьбу в область морали — типичная черта мелко-буржуазного демократа — ц призывает к об единению всех людей, невзирая на их противоположные убежде ния, призывает к всепрощению, любви и милосердию, которые считает единствен ным верным способом преобразования мирз. Мы, советские читатели, помня о сла бости мировоззрения Гюго, .как буржуаз ного писателя, в то же Бремя ценим в его творчестве воинствующий гуманизм, его горячую патриотическую любовь к родине, сочувствие.угнетенным пародам. О» Прогрессивное творчество Гюго, вели кого гуманиста п пламенного демократа являстся достоянием всего передового че- ловочествз, мощным оружием в руках трудящихся всего мира в борьбе.оа мир, за прогресс, свободу н независимость. В. ПОПОВ. Преподаватель 34-й средней женской школы г. Мурманска. ОбдичишедЬ буржуазного строя Г Ю Г О -6 с - Почему советские читатели любят Виктора Гюго Великий французский писатель прошло го века Виктор Гюго, чьими книгами зачи тывается ессь мир, пользуется широкой популярностью и любовью у миллионов честных прогрессивных людей земного ша ра п в первую очередь среди советских чи тателей. Его прекрасные романы: «Собор Парижской богоматери», «Труженики мо ря». «Отверженные», «Человек, который смеется», «93-й год» никогда не залежи ваются на книжной полке 'библиотеки. Особенно увлекаются книгами Гюго чи татели городской библиотеки — пплостав лесопильного завода тов. Пабокпх, рабочий судоверфи тов. Алешенцев, учащаяся сред, ней школы тов. Трофимова, тт. Стрелков, Петров п многие другие. Почему ч советские читатели 1 любят произведет!я Виктора Гюго? Потому, что творчество великого ппслтеля-гріанпста служит нам оружием борьбы с реакцион ными силами капиталистического Запада. Книги его близки и понятны трудящимся нашей страны. 0 п близок и дорог советскому человеку как пнеатель-борец против угпстспия и эксплоатации трудящихся, против насилия п несправедливости капиталистического пира. Творчество Виктора 'Гюго понятно и близко нам, советским людям, потому, что в ,свопх произведениях он описывал про стых людей нз парода, униженных, отвер женных, страдающих от бесправия, от ти рании господствующего класса. Жан Еальжап, герой ромзпа «Отвержеп- і ные», доведенный голодом и нищетой до • воровства, попадает из каторгу. Бесчело- I вечность буржуазного общества обрѵіпп- » вается и на Фаптнну, мечтавшую про- ! жить жизнь честной труженицы..Ее обма- I нывзют, эксплозтпругот ее материнские чувстаа, топчут ее человеческое достоин ство. П мы горько переживаем ее пораже ние в поедпнке с буржуазным обществом. Писатель в гибели Фантпны • обвиняет буржуазное общество. II это пам понятно. Понятно н дорого нам дерзновенное упорство, настойчивость и воля человека в борьбе с природой, понятен гимн всепобеж дающему труду и человеку-творцу, воспе тому писателем в романе «Труженики мо ря». Грозная стихия смиряется перед чело- веком-властелппо^ природы. «Он разруба ет перешеек, бѵравпт вулкан, -обтачивает скалу, долбит горные породы, дробит на мелкие куски утес... •Никаких колебаний ни... перед силой материи, излучающей свет, нп перед величием природы». Эти мотивы романа особенно близки и по нятны советскому человеку — преобразо вателю природы, участнику грандиозных строек, изменяющих облик земли. Мы вместе с любимым писателем клей мим позором преступность английской зна ти, калечащей человека с целью наживы, и загорается гневом вместе с Гушшленом, гороем романа «Человек, который смеет ся», когда оп произносит страстную обли чительную речь в палато лордов в защиту прав простого человека.» Коллектив городской библиотеки в честь 150-летпя со дпя рождения Гюго сделал выставку произведений писателя, отзывов читателей о книгах Гюго, выписал цита ты нз произведений писателя. Заведующая читальным залом тов. Куликовская под готовила доклад о творчестве Гюго. С этим докладом окя выступала пссколькр раз перед работниками библпотек-передвнжек и читателями. У. ПЕТРОВА. Зав. Мурманской городсной библио текой. Век, когда жил и творил величайший I французский романист и поэт Виктор Гюго, был веком капитализма. В короткий срок буржуазное общество создало 'неслы ханные контрасты между богатством и роскошью, с одной стороны, и беспросвет ной нищетой, страданиями и бедствиями — с другой, доведя .эксплоатацшо трудя щихся до предела. Буржуазия «преврати ла лпчноо достоинство человека в мено вую стоимость и поставила на место бес численных пожаловааных и благоприобре тенных свобод одну бессовестную свободу торговли. ...Эксплоатацню, прикрытую ре лигиозными н политическими нліюзиямн, она заменила эксплоатацней открытой, бесстыдной, прямой, черствой». Никто из писателей Запада, за исклю чением, может быть, Диккенса, не пере живал так глубоко трагедию обездоленных масс, ставших жертвой социальной несправедливости, как Гюго. Его глубокие симпатии -к угнетенным классам и него дование по поводу буржуазных порлдкф не являются случайными. Понимая задачу писателя, как задачу трибуна и борца, он в одном из стихотворений сборника «Осенние листья», вышедшего после рево люции 1830 года, писал: Я угнетение глубоко ненавижу Поэтому, копа к слышу или вижу, Что где-то на земле судьбу свою _ клянет Кровавым королем истерзанный народ Тогда я грозно шлю проклятое -владыкам. Позднее он укажет, кто я в л я е т с я этими владыками, и заклеймит их позором в гневных словах (сборник «Вся л и р а » ). Ущербный человек с безмерною гордыней 0 п. хуже дикаря: цпплчен, жаден, зол, м ................................................. г і Как бога, доллар чтит;.,не молнии и грому, Не солнцу служит он, но слитку золотому. Революция 1830 года ие принесла сво боды французскому народу. Гюго, сочув ствуя тяжкой доле нищего и голодного рабочего люда, с отвращением говорит о пришедшей к власти финансовой олигар хии, В период крайнего обострения клас совых противоречий он пишет ч повесть «Клод Гё» — историю рабочего, совер шившего незначительную кражу во вре*я безработицы, чтобы накормить своего го лодного ребенка. Осужденный я доведеп- ьъЛ до отчаяния издевательствами на чальника тюрьмы, он совершает убийство, которое приводит его па гильотину. Цель повести заключается не только в том, что бы показать отвратительную несправедли вость и жестокость буржуазного суда: она гораздо глубже. Гюго показывает, что и с ти н н о й причиной судьбы Клода Гё яв ляется несправедливый общественный строй. ІІо словам писателя, Клод Гё попал в общество «так плохо устроепное, что он кончает воровством». За это общество бро сает его в тюрьму «так плохо устроенную, что он кончает убийством». Сочувственно относясь к русской рево люционной эмиграции, Гюго сближается в изгнании с великим русским революцио- нером-демократом А. П. Герценом и с во сторгом принимает его приглашение сот рудничать в «Полярной звезде». Между Гюго п Герценом оавязываются тесные, дружеские отношения. В 1858 году он пи шет Герцену: «я называю вас согражда нином, потому что у вас и у меня одна л иш ь дум а — будущ ее, и о д н а только общ ин а — ед ип ени е ч е л о в е ч е с т в а » . В годы эмиграции Гюго пишет свои лучшие произведения — «Отверженные», «Труженики, моря», «Человек, который смеется». Лучшим из них как по обще ственному значению, так и с точки зре ния художественной формы является ро ман «Отверженные». Показывая общество, раздираемое социальными противоречия ми, противопоставляя сытым и самодо вольным буржуа голодный, страдающий и истерзанный народ Франции, он пол ностью на.стороне последних. Задачи, ко торые ставил перед собой автор, опреде ляются нм самим в знаменитом предисло вии к этому роману. «До тех пор, — пи шет Гюго, — пока сплою законов и обы чаев будет существовать социальное прок лятие, искусственно создающее ад средп полного расцвета цивилизации..., пока не будут разрешены три проблемы нашего времени: угнетение людей, ставших про летариями, падение женщины вследствие голода, истощение детей, пока не расчи стится в известных странах социальная атмосфера, словом, пока возможна нищета п невеже :тво, — книги такого рода не бесполезны». Удивительно актуально звучит это пре дисловие в наши дни, когда указанные велтгкнм гуманистом проблемы достигли неизмеримо большей остроты в странах капиталистического Запада! Именно эта острая социальная направленность твор чества Гюго делает его таким действен ным в наше время. * . Главным героем романа является выпу щенный на свободу каторжник Жан Валь- :кан. Судьба его — судьба рядового фран цузского труженика, доведенного нпщетоП п страданиями до преступления. Ему бы ло 25 лет, когдз у него на руках оста лась сесгра и семеро ее детей. Будучи V- в состоянии прокормить детей, он украл хлеб. За это его ссылают на каторгу. Он выходит с каторги ожесточенным я нена видящим общество, расправившееся с ним так несправедливо и,жестоко. Такой. же жертвой социальной неспра ведливости является другая героиня рома на Фактина, доведенная голодом и нище той до проституции. 0 Наряду с указанными героями, «Отвер женные» содержат ряд менее крупных, по j своему социальному знауедию образов, но : они оставляют неизгладимое впечатление, j Непреклонные н гордые фигуры револю ционеров, гибнущие па баррикадах, остро умный, смелый мальчик Гаврош, отдав- ,.иіий жизнь делу революции, и многие другие нарисованы автором с большой симпатией и теплотой. ^ Нарисовав картину социальной неспра ведливости, Гюго призывал к борьбе про тив нее. Он всегда .боролся зз интересы и права народа, з з его лучшее, счастли вое будущее. Именно в силу этих причин Гюго ненавистен современным реакционе рам и поджигателям войны. Поэтому фа шистские бандиты надругались над па мятником'Гюго в Париже в 1941 году: поэтому слуги их последователей — аме риканских оккупантов — уничтожили и самый пьедестал, установив вместо неп легковой форд последней марки! Но жалким пигмеям не удастся изгла дить пз памяти Французского народа имя его великого сына.*Все прогрессивное че ловечество вспоминает имя Гюго в день 150-летпя со дня его рождения с благо дарностью и любовью., В. Б0РУХ0ВИЧ. Кандидат историчоских наук. Великий французский писатель Прогрессивное искусство прошлого яв ляется мощным оружием в руках борцов ва мир против империалистической реак ции. Именно поэтому Всемирный Совет Мира, • выражая волю народов, на своей последней ’сессии принял решение о праздновании в различных странах мирз знаменательных 'культурных годовщин: 100-летпя со дня смерти Н. В. Гоголя, 150-летия со дня рождения Виктора Гю го, 500-легпя со дня рождения Леонардо да Винчи и 1000-летия со дня смерти Авиценны. 26 февраля 1952 годз передовое чело вечество отмечает стопятидесятилегпе со дня рождения великого французского пп- сателя-гуманпста Виктор,! Гюго. Виктор Гюго .был пе только замечатель ным писателем, творчество которого вош ло в сокровищницу мировой литературы, но и выдающимся общественным деяте лем, трибуном, откликавшимся на все важнейшие явления современной ему об щественной жизни. Гюго, выступал как пламенный борец за мир и дружбу между народами. Своей творческой и обществен но-политической деятельностью оп содей ствовал сближению отдельных наций и со всей страстью обрушивался на тех, кто, преследуя корыстные цели, сеял между ними врзжду и недоверие. Гюго призывал народы к об’едннениго в союзы для того, чтобы дать отпор поджигателям войны. Сейчас, когда англо-американские им периалисты и их сообщники в других странах готовят новый кровавый заговор против человечества, могучий голос Вик- торз Гюго, призывающий к защите мирно го труда людей, звучит с новой силой. «Под грозным призраком мобилизован ных армий, — обращался Гюго в 1877 году к лионским рабочим, — под всей этой мрачной вакханалией чувствуется непреодолимое стремление к миру. Я пов торяю, я пастапваю: кто хочет войны? — Короли. Кто хочет мирз? — Пароды.. Мне кажется, что в настоящий момент готовится столкновение между войной , к которой стремится прошлое, и миром, ко торого жаждет настоящее. Граждане, мир победит войну!». Гюго прошел сложный и противоречи вый жизненный и творческий путь. Он родился в 1802 году в семье наполеонов ского генерала; его мать была убежден ной сторонницей монархии. Литератур ную деятельность Гюго начал в период Реставрации, когда после падения На полеона I к власти вернулась династия Бурбонов, пытавшаяся возродить во Фран ции старые феодально-абсолюткстскчо по рядки. Под влиянием матери, Гюго в сво нх ранних стихах я одах воспевал монар хию и католицизм. Однако это увлечение монархическими идеями было недолгим. Поэт вскоре убедился в справедливости протеста широких общественных слоев Франции против разгула феодально-като лической реакции. Со второй половины 20-х годов В. Гю го решительно порывает с реакционным романтизмом, питавшимся иллюзиями о возврате средневековья. В знаменитом предисловии к драме «Кромвель» (1827 г.) оп излагает принципы новой романтиче ской школы п становится признанным вождем этого прогрессивного, демократи ческого направления в литературе, воз никшего" на почво недовольства народных масс реакционной политикой Бурбонов. Гюго-романтпк боролся за демократиза цию искусства против обветшалых кано нов классицизма — искусства аристокра тического^ антинародного и далекого от жизни. Он глубоко верил в облагоражи вающую силу искусства, которое, по мыс ли писателя, должно помочь народу в его воспитании п освобождении от мрака не вежества и унижения. Вместо королей, ры царей н античных героев классической драмы писатель вывел на сцену театра людей нз общественных низов. Романтическая поэтика В. Гюго нашла свое наиболее полное художественное воп лощение в драме «Эрпапн» (1830 г.). По становка этой драмы в театре сыграта решающую роль в победе романтизма над классицизмом. За «Эрнани» последовал ряд других драматических произведений Гюго: «Король забавляется», «Мария Тю дор», «Рюп-Блаз» и др. Борьбу оа новую тематику и новый ме тод изображения действительности Гюго тесно связывал с общественно-политиче ской борьбой. В 1829 году он опублико вал повесть «Последний день осужденио- tq », пачав ею свою долголетнюю борьбу за отмену смертной казни. В «Восточных поэмах»,- появившихся в том жѳ году, писатель прославил национально-освободи тельную борьбу греческого народа против турецкого владычества. Исторические дра мы Гюго также отражали животрепещу щие проблемы современности. Не случай но, что лучшие из этих драм запрещались цензурой н подвергались бешеной травло со стороны реакционной печати. В них Гюго подверг беспощадной критике гос подствующие классы феодального обще ства, показал разложение монархии и дворяпствз. Он говорил о страданиях уг нетенного и бесправного парода н вместо с тел гордился его нравственной силой, здоровой энергией п высокими чувствами. Демократическая направленность ро мантизма Гюго сыграла большую роль в развитии французского реалистического искусства. Гюго восторженно приветствовал Июль скую революцию 1830 года. В нем еще более окрепли демократические настрое ния, отразившиеся с особенной яркостью в произведении «Собор Парижской богома тери». В романе воссоздаются картины жизни средневекового Парижа, но, как и в исторических драмах Гюго, здесь от четливо звучат политические и социальные мотивы, решаются злободневные вопросы современности. В «Соборе Парижской бо гоматери» Гюго прртивопоставил никчем ной п пошлой жизни аристократии жизнь народа, полную бедствий и лише ний. Произведение это проникнуто бун тарским духом и глубоким сочувствием к страдающему, по не побежденному пароду. Июльская революция но принесла сво боды народу. К власти пришла финансо вая буржуазия во главе с королем Лул- Фнлтпшом. Она жестоко расправлялась с революционным рабочим движением. Од нако Гюго, занимавший колеблющуюся по зицию мелко-буржуазного демократа, не сумел разобраться в сущности классовой борьбы своего временя. Он надеялся раз решить социальные противоречия в рам ках существующего строя путем нравст венного совершенствования людей. Гюго примирился с Июльской монархией. В 1841 г. он — член Академии; в 1845 г. — пэр Франции. Важнейшее значение в дальнейшем развитии жизненного и творческого пути писателя имели Февральская революция и установление республики. Напуганная ре волюционной борьбой пролетариата, впер вые в истории выступившего самостоя тельно, буржуазия открыто стала на путь политической реакции. Гюго об’явпл себя республиканцем и до конца своей ж и ж и остался верным защитником республики и демократии. Писатель развил активную политическую деятельность, направленную на сохранение и укрепленно республикан ского строя. В качестве депутата Учреди тельного я Законодательного собраний он решительно выступал в защиту трудово го народа, разоблачал происки реакцион ной клики Луи Бонапарта, стремившейся уничтожить республику. После монархического переворота 1851 года, произведенного Луп Бонапартом, об’явпвшпм себя императором Наполеоном III, Гюго покинул родину. Он стал не примиримым врагом империи. Правитель ство Луп Бонапарта об’явило писателя политическим преступником и оценило его голову в 25 тысяч Франков. Гюго по селился сначала в Бельгия, а потом, пре следуемый реакцией, нашел убежище на британских островах. ѵ В течение девятнадцати лет Гюго не переставал громить .Наполеона III. В кни гах «Наполеон маленький», «Пстория од ного преступления», сборнике сатириче ских стихов «Возмездие» он сорзал маску с жалкого авантюриста, «похитившего свободу Франция». Писатель клеймил по зором прпспешникоз тирана — генералов, расстреливавших стариков и- детей, епи скопов, благословлявших гнусный режим террора и преступлений, продажную свору журналистов п ‘писателей, академиков и чиновников, с готовностью ставших на службу к узурпатору. В стихах и публицистических выступ лениях этого периода Гюго призывал на род к борьбе против тиранил. Писатель решительно отказался воспользоваться амнистией, заявив, что он вернется во Францию лишь вместо со свободой. В годы изгнания писателя имя Гюго приобрело широчайшую известность и ав торитет средп демократически настроен ных людей всего мира. Это было .резуль татом его смелой и прямой защиты сво боды и независимости малых- народов от посягательств и усиливавшегося гнета империалистических держав. Национально- освободительная борьба народов во всем мпре всегда паходпла горячий, сочувст венный отклик писателя. В 1859 году Гюго обратился к правительству США с протестом против смертного приговора Джону Брфяу — вождю восставших нег ров в Виргинии. Он активно выступил в защиту освободительного движения итальянского народа протпв австрийского владычествз. Писатель решительно осуж-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz