Полярная правда. 1952, февраль.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 48 (7164) 26 февраля 1952 &• К 150 -ЛЕТИЮ СО А Н Я РОЖ ДЕНИЯ ВИКТОРА ГЮГО Г Л АША Т А И МИРА И СВОБОДЫ Патриот, демократ, гуманист По призыву Всемирного Совета Мира к с прогрессивное человечество отмечает сегодня стопятидесятилетие со дня рожде­ ния великого французского ппсателя-гу- манпста Виктора Гюго. Гюго прожил большую, многогранную жизнь. Он был свидетелем крупнейших исторических событий, происходивших «а его Родине. Он видел, как мужестйеігно сражалась за свободу народная Франция на парижских баррикадах в 1830 и в 1848 гг. Он был свидетелем того, как Французская буржуазия предала народ в революции 1848 года. Он был свпдетелем Седанской катастрофы 1870 г., когда из-за бездарности правительства французская армия без боя сдалась пруссакам. Он был свидетелем паления Парижской Коммуны и зверской расправы версальцев над ком­ мунарами. На Dee эти события Гюго от­ кликался бурно п страстно всем своим пламенным сердцем патриотами демократа. Родился Гюго в 1802 г. в семье напо­ леоновского генерала. Мать Гюго была ка­ толичка. Придерживалась она консерватив­ ных взглядов, стояла за мопархшо. Поэто­ му первое время писатель находился под влиянием отставших идеи вока. После па­ дения Наполеона к власти вернулись Бур­ боны. Правительство издавало реакцион­ ные законопроекты, направленные па удушение народа н всех его политических свобод. Это вызвало возмущенно в народ­ ны х массах, в широких общественных слоях Франция. К середине 20-х гг. XIX тека среди буржуазной интеллиген­ ции развертывается либеральное дви­ жение. В это время и начал свою литератур­ ную деятельность великий французский писатель. і Захваченный прогрессивным движе­ нием, Гюго решительно выступает против дворянской реставрации, против аристо­ кратической литературы — классицизма и реакционного романтизма, -воспевавших королей, герцогов, графов н призывавших вернуться к. средневековью. Гюго яростно борется са свободное развитие националь­ ной литературы, оа демократизацию ис­ кусства, совершает смелую революцию в поэзии и драме, приблизив их к народной жизни, народной истории, народному творчеству. «Пусть на смену придворной литературе явится'литература народная», ■— писал Гюго. Широкой известностью пользуется исто­ рическая драма В. Гюго «Кромвель». В предисловии / к этому произведению Гюго изложил^свою программу, осповные прин­ ципы нового направления во французской литературе — революционного романтиз­ ма. Эта демократическая направлен­ ность романтизма Гюго о м аала боль- гаоо влияние на развитие Французского реалистического искусства. Борьбу за новую тематику и новый ме­ тод изображения действительности писа­ тель тесно связывал с политической борьбой за социальное освобождение угне­ тенного народа, са светлое, прекрасное будущее, лишенное тирании, эксплуата­ ции п нищеты. После Февральской революции *крупная финансовая буржуазия, напуганная чрез­ мерной революционностью пролетариата, впервые в истории самостоятельно высту­ пившего на политической арепе, открыто стала на путь реакции. Виктор Гюго остался вместе с народом, верным горячим защитником республики и демократии. Требования новой романтической школы Гюго блестяще осуществил в своих произ­ ведениях. В замечательных драмах «Рюн- Блаз», «Эрнанп», «Марион Делоірм», «Ко­ роль забавляется» он вывел на сцену простых людей, представителей угнетен­ ного и подавленного народа, которые вы­ ступают с гневным протестом против гос- подств^щих классов. Его драмы, выз­ вавшие громкий . скандал в правящих кругах, беспощадно вскрыли уродливый социальный строй, обрекающий простого, бедного человека са жалкое существова­ ние. Это — бунт против господствующих классов, толкнувших народ о пучину бедствий. * Одпнм из крупных произведений В. Гю­ го является исторический ромап «Собор Парижской богоматери». Автор дает в нем картины ппчтожпой, развращенной жизни французской аристократии и противопо- стаатяет этому жалкоо существование угнетенного пІродз. Он показал, что пред­ ставители парада — цыганка Эсмсральда и несчастный подк'пдыш, урод Квазимодо неизмеримо чпще, благороднее, прекраснее арпстократин. В своих социальных романах Гюго по­ казал трагическую судьбу народных масс, обреченных прп капитализме на няшету и бесправие. Непоколебимая вера в пре­ красные возможности, заложенные в_ на­ роде, страстная оащнта человека-созида­ теля, человека-бррца за свободу и неза­ висимость, привлекли к его произведениям любовь широчайших народных масс всего мира. Особенно популярен был роман «Отверженные» в России, гдо его читали в тюрьмах, в ссылках, в рабочей и. ин­ теллигентной среде. В своем последнем историческое романе «93-й год» Гюго, воссоздавая эпизод контрреволюционного восстания в Вандее, паправтенного против молодой якобинской республики, показывает, что истинными патриотами Франции были только пред­ ставители революционного народа, тогда как контрреволюция готова была продать родину иностранцам. Главным героем этого романа является n народ, » революционный в^род Франции, защищающий ее от вра­ гов революции. Герои Гюго отдают свою жизнь за великое будущее родины, где люди будут равны и свободны. Правда, Гюго изображает борьбу революция и контрреволюции как отвлеченную борьбу между добром и слом, перенося классовую борьбу в область морали — типичная черта мелко-буржуазного демократа — ц призывает к об единению всех людей, невзирая на их противоположные убежде­ ния, призывает к всепрощению, любви и милосердию, которые считает единствен­ ным верным способом преобразования мирз. Мы, советские читатели, помня о сла­ бости мировоззрения Гюго, .как буржуаз­ ного писателя, в то же Бремя ценим в его творчестве воинствующий гуманизм, его горячую патриотическую любовь к родине, сочувствие.угнетенным пародам. О» Прогрессивное творчество Гюго, вели­ кого гуманиста п пламенного демократа являстся достоянием всего передового че- ловочествз, мощным оружием в руках трудящихся всего мира в борьбе.оа мир, за прогресс, свободу н независимость. В. ПОПОВ. Преподаватель 34-й средней женской школы г. Мурманска. ОбдичишедЬ буржуазного строя Г Ю Г О -6 с - Почему советские читатели любят Виктора Гюго Великий французский писатель прошло­ го века Виктор Гюго, чьими книгами зачи­ тывается ессь мир, пользуется широкой популярностью и любовью у миллионов честных прогрессивных людей земного ша­ ра п в первую очередь среди советских чи­ тателей. Его прекрасные романы: «Собор Парижской богоматери», «Труженики мо­ ря». «Отверженные», «Человек, который смеется», «93-й год» никогда не залежи­ ваются на книжной полке 'библиотеки. Особенно увлекаются книгами Гюго чи­ татели городской библиотеки — пплостав лесопильного завода тов. Пабокпх, рабочий судоверфи тов. Алешенцев, учащаяся сред, ней школы тов. Трофимова, тт. Стрелков, Петров п многие другие. Почему ч советские читатели 1 любят произведет!я Виктора Гюго? Потому, что творчество великого ппслтеля-гріанпста служит нам оружием борьбы с реакцион­ ными силами капиталистического Запада. Книги его близки и понятны трудящимся нашей страны. 0 п близок и дорог советскому человеку как пнеатель-борец против угпстспия и эксплоатации трудящихся, против насилия п несправедливости капиталистического пира. Творчество Виктора 'Гюго понятно и близко нам, советским людям, потому, что в ,свопх произведениях он описывал про­ стых людей нз парода, униженных, отвер­ женных, страдающих от бесправия, от ти­ рании господствующего класса. Жан Еальжап, герой ромзпа «Отвержеп- і ные», доведенный голодом и нищетой до • воровства, попадает из каторгу. Бесчело- I вечность буржуазного общества обрѵіпп- » вается и на Фаптнну, мечтавшую про- ! жить жизнь честной труженицы..Ее обма- I нывзют, эксплозтпругот ее материнские чувстаа, топчут ее человеческое достоин­ ство. П мы горько переживаем ее пораже­ ние в поедпнке с буржуазным обществом. Писатель в гибели Фантпны • обвиняет буржуазное общество. II это пам понятно. Понятно н дорого нам дерзновенное упорство, настойчивость и воля человека в борьбе с природой, понятен гимн всепобеж­ дающему труду и человеку-творцу, воспе­ тому писателем в романе «Труженики мо­ ря». Грозная стихия смиряется перед чело- веком-властелппо^ природы. «Он разруба­ ет перешеек, бѵравпт вулкан, -обтачивает скалу, долбит горные породы, дробит на мелкие куски утес... •Никаких колебаний ни... перед силой материи, излучающей свет, нп перед величием природы». Эти мотивы романа особенно близки и по­ нятны советскому человеку — преобразо­ вателю природы, участнику грандиозных строек, изменяющих облик земли. Мы вместе с любимым писателем клей­ мим позором преступность английской зна­ ти, калечащей человека с целью наживы, и загорается гневом вместе с Гушшленом, гороем романа «Человек, который смеет­ ся», когда оп произносит страстную обли­ чительную речь в палато лордов в защиту прав простого человека.» Коллектив городской библиотеки в честь 150-летпя со дпя рождения Гюго сделал выставку произведений писателя, отзывов читателей о книгах Гюго, выписал цита­ ты нз произведений писателя. Заведующая читальным залом тов. Куликовская под­ готовила доклад о творчестве Гюго. С этим докладом окя выступала пссколькр раз перед работниками библпотек-передвнжек и читателями. У. ПЕТРОВА. Зав. Мурманской городсной библио­ текой. Век, когда жил и творил величайший I французский романист и поэт Виктор Гюго, был веком капитализма. В короткий срок буржуазное общество создало 'неслы­ ханные контрасты между богатством и роскошью, с одной стороны, и беспросвет­ ной нищетой, страданиями и бедствиями — с другой, доведя .эксплоатацшо трудя­ щихся до предела. Буржуазия «преврати­ ла лпчноо достоинство человека в мено­ вую стоимость и поставила на место бес­ численных пожаловааных и благоприобре­ тенных свобод одну бессовестную свободу торговли. ...Эксплоатацню, прикрытую ре­ лигиозными н политическими нліюзиямн, она заменила эксплоатацней открытой, бесстыдной, прямой, черствой». Никто из писателей Запада, за исклю­ чением, может быть, Диккенса, не пере­ живал так глубоко трагедию обездоленных масс, ставших жертвой социальной несправедливости, как Гюго. Его глубокие симпатии -к угнетенным классам и него­ дование по поводу буржуазных порлдкф не являются случайными. Понимая задачу писателя, как задачу трибуна и борца, он в одном из стихотворений сборника «Осенние листья», вышедшего после рево­ люции 1830 года, писал: Я угнетение глубоко ненавижу Поэтому, копа к слышу или вижу, Что где-то на земле судьбу свою _ клянет Кровавым королем истерзанный народ Тогда я грозно шлю проклятое -владыкам. Позднее он укажет, кто я в л я е т с я этими владыками, и заклеймит их позором в гневных словах (сборник «Вся л и р а » ). Ущербный человек с безмерною гордыней 0 п. хуже дикаря: цпплчен, жаден, зол, м ................................................. г і Как бога, доллар чтит;.,не молнии и грому, Не солнцу служит он, но слитку золотому. Революция 1830 года ие принесла сво­ боды французскому народу. Гюго, сочув­ ствуя тяжкой доле нищего и голодного рабочего люда, с отвращением говорит о пришедшей к власти финансовой олигар­ хии, В период крайнего обострения клас­ совых противоречий он пишет ч повесть «Клод Гё» — историю рабочего, совер­ шившего незначительную кражу во вре*я безработицы, чтобы накормить своего го­ лодного ребенка. Осужденный я доведеп- ьъЛ до отчаяния издевательствами на­ чальника тюрьмы, он совершает убийство, которое приводит его па гильотину. Цель повести заключается не только в том, что­ бы показать отвратительную несправедли­ вость и жестокость буржуазного суда: она гораздо глубже. Гюго показывает, что и с ти н н о й причиной судьбы Клода Гё яв­ ляется несправедливый общественный строй. ІІо словам писателя, Клод Гё попал в общество «так плохо устроепное, что он кончает воровством». За это общество бро­ сает его в тюрьму «так плохо устроенную, что он кончает убийством». Сочувственно относясь к русской рево­ люционной эмиграции, Гюго сближается в изгнании с великим русским революцио- нером-демократом А. П. Герценом и с во­ сторгом принимает его приглашение сот­ рудничать в «Полярной звезде». Между Гюго п Герценом оавязываются тесные, дружеские отношения. В 1858 году он пи­ шет Герцену: «я называю вас согражда­ нином, потому что у вас и у меня одна л иш ь дум а — будущ ее, и о д н а только общ ин а — ед ип ени е ч е л о в е ч е с т в а » . В годы эмиграции Гюго пишет свои лучшие произведения — «Отверженные», «Труженики, моря», «Человек, который смеется». Лучшим из них как по обще­ ственному значению, так и с точки зре­ ния художественной формы является ро­ ман «Отверженные». Показывая общество, раздираемое социальными противоречия­ ми, противопоставляя сытым и самодо­ вольным буржуа голодный, страдающий и истерзанный народ Франции, он пол­ ностью на.стороне последних. Задачи, ко­ торые ставил перед собой автор, опреде­ ляются нм самим в знаменитом предисло­ вии к этому роману. «До тех пор, — пи­ шет Гюго, — пока сплою законов и обы­ чаев будет существовать социальное прок­ лятие, искусственно создающее ад средп полного расцвета цивилизации..., пока не будут разрешены три проблемы нашего времени: угнетение людей, ставших про­ летариями, падение женщины вследствие голода, истощение детей, пока не расчи­ стится в известных странах социальная атмосфера, словом, пока возможна нищета п невеже :тво, — книги такого рода не бесполезны». Удивительно актуально звучит это пре­ дисловие в наши дни, когда указанные велтгкнм гуманистом проблемы достигли неизмеримо большей остроты в странах капиталистического Запада! Именно эта острая социальная направленность твор­ чества Гюго делает его таким действен­ ным в наше время. * . Главным героем романа является выпу­ щенный на свободу каторжник Жан Валь- :кан. Судьба его — судьба рядового фран­ цузского труженика, доведенного нпщетоП п страданиями до преступления. Ему бы­ ло 25 лет, когдз у него на руках оста­ лась сесгра и семеро ее детей. Будучи V- в состоянии прокормить детей, он украл хлеб. За это его ссылают на каторгу. Он выходит с каторги ожесточенным я нена­ видящим общество, расправившееся с ним так несправедливо и,жестоко. Такой. же жертвой социальной неспра­ ведливости является другая героиня рома­ на Фактина, доведенная голодом и нище­ той до проституции. 0 Наряду с указанными героями, «Отвер­ женные» содержат ряд менее крупных, по j своему социальному знауедию образов, но : они оставляют неизгладимое впечатление, j Непреклонные н гордые фигуры револю­ ционеров, гибнущие па баррикадах, остро­ умный, смелый мальчик Гаврош, отдав- ,.иіий жизнь делу революции, и многие другие нарисованы автором с большой симпатией и теплотой. ^ Нарисовав картину социальной неспра­ ведливости, Гюго призывал к борьбе про­ тив нее. Он всегда .боролся зз интересы и права народа, з з его лучшее, счастли­ вое будущее. Именно в силу этих причин Гюго ненавистен современным реакционе­ рам и поджигателям войны. Поэтому фа­ шистские бандиты надругались над па­ мятником'Гюго в Париже в 1941 году: поэтому слуги их последователей — аме­ риканских оккупантов — уничтожили и самый пьедестал, установив вместо неп легковой форд последней марки! Но жалким пигмеям не удастся изгла­ дить пз памяти Французского народа имя его великого сына.*Все прогрессивное че­ ловечество вспоминает имя Гюго в день 150-летпя со дня его рождения с благо­ дарностью и любовью., В. Б0РУХ0ВИЧ. Кандидат историчоских наук. Великий французский писатель Прогрессивное искусство прошлого яв­ ляется мощным оружием в руках борцов ва мир против империалистической реак­ ции. Именно поэтому Всемирный Совет Мира, • выражая волю народов, на своей последней ’сессии принял решение о праздновании в различных странах мирз знаменательных 'культурных годовщин: 100-летпя со дня смерти Н. В. Гоголя, 150-летия со дня рождения Виктора Гю­ го, 500-легпя со дня рождения Леонардо да Винчи и 1000-летия со дня смерти Авиценны. 26 февраля 1952 годз передовое чело­ вечество отмечает стопятидесятилегпе со дня рождения великого французского пп- сателя-гуманпста Виктор,! Гюго. Виктор Гюго .был пе только замечатель­ ным писателем, творчество которого вош­ ло в сокровищницу мировой литературы, но и выдающимся общественным деяте­ лем, трибуном, откликавшимся на все важнейшие явления современной ему об­ щественной жизни. Гюго, выступал как пламенный борец за мир и дружбу между народами. Своей творческой и обществен­ но-политической деятельностью оп содей­ ствовал сближению отдельных наций и со всей страстью обрушивался на тех, кто, преследуя корыстные цели, сеял между ними врзжду и недоверие. Гюго призывал народы к об’едннениго в союзы для того, чтобы дать отпор поджигателям войны. Сейчас, когда англо-американские им­ периалисты и их сообщники в других странах готовят новый кровавый заговор против человечества, могучий голос Вик- торз Гюго, призывающий к защите мирно­ го труда людей, звучит с новой силой. «Под грозным призраком мобилизован­ ных армий, — обращался Гюго в 1877 году к лионским рабочим, — под всей этой мрачной вакханалией чувствуется непреодолимое стремление к миру. Я пов­ торяю, я пастапваю: кто хочет войны? — Короли. Кто хочет мирз? — Пароды.. Мне кажется, что в настоящий момент готовится столкновение между войной , к которой стремится прошлое, и миром, ко­ торого жаждет настоящее. Граждане, мир победит войну!». Гюго прошел сложный и противоречи­ вый жизненный и творческий путь. Он родился в 1802 году в семье наполеонов­ ского генерала; его мать была убежден­ ной сторонницей монархии. Литератур­ ную деятельность Гюго начал в период Реставрации, когда после падения На­ полеона I к власти вернулась династия Бурбонов, пытавшаяся возродить во Фран­ ции старые феодально-абсолюткстскчо по­ рядки. Под влиянием матери, Гюго в сво­ нх ранних стихах я одах воспевал монар­ хию и католицизм. Однако это увлечение монархическими идеями было недолгим. Поэт вскоре убедился в справедливости протеста широких общественных слоев Франции против разгула феодально-като­ лической реакции. Со второй половины 20-х годов В. Гю­ го решительно порывает с реакционным романтизмом, питавшимся иллюзиями о возврате средневековья. В знаменитом предисловии к драме «Кромвель» (1827 г.) оп излагает принципы новой романтиче­ ской школы п становится признанным вождем этого прогрессивного, демократи­ ческого направления в литературе, воз­ никшего" на почво недовольства народных масс реакционной политикой Бурбонов. Гюго-романтпк боролся за демократиза­ цию искусства против обветшалых кано­ нов классицизма — искусства аристокра­ тического^ антинародного и далекого от жизни. Он глубоко верил в облагоражи­ вающую силу искусства, которое, по мыс­ ли писателя, должно помочь народу в его воспитании п освобождении от мрака не­ вежества и унижения. Вместо королей, ры­ царей н античных героев классической драмы писатель вывел на сцену театра людей нз общественных низов. Романтическая поэтика В. Гюго нашла свое наиболее полное художественное воп­ лощение в драме «Эрпапн» (1830 г.). По­ становка этой драмы в театре сыграта решающую роль в победе романтизма над классицизмом. За «Эрнани» последовал ряд других драматических произведений Гюго: «Король забавляется», «Мария Тю­ дор», «Рюп-Блаз» и др. Борьбу оа новую тематику и новый ме­ тод изображения действительности Гюго тесно связывал с общественно-политиче­ ской борьбой. В 1829 году он опублико­ вал повесть «Последний день осужденио- tq », пачав ею свою долголетнюю борьбу за отмену смертной казни. В «Восточных поэмах»,- появившихся в том жѳ году, писатель прославил национально-освободи­ тельную борьбу греческого народа против турецкого владычества. Исторические дра­ мы Гюго также отражали животрепещу­ щие проблемы современности. Не случай­ но, что лучшие из этих драм запрещались цензурой н подвергались бешеной травло со стороны реакционной печати. В них Гюго подверг беспощадной критике гос­ подствующие классы феодального обще­ ства, показал разложение монархии и дворяпствз. Он говорил о страданиях уг­ нетенного и бесправного парода н вместо с тел гордился его нравственной силой, здоровой энергией п высокими чувствами. Демократическая направленность ро­ мантизма Гюго сыграла большую роль в развитии французского реалистического искусства. Гюго восторженно приветствовал Июль­ скую революцию 1830 года. В нем еще более окрепли демократические настрое­ ния, отразившиеся с особенной яркостью в произведении «Собор Парижской богома­ тери». В романе воссоздаются картины жизни средневекового Парижа, но, как и в исторических драмах Гюго, здесь от­ четливо звучат политические и социальные мотивы, решаются злободневные вопросы современности. В «Соборе Парижской бо­ гоматери» Гюго прртивопоставил никчем­ ной п пошлой жизни аристократии жизнь народа, полную бедствий и лише­ ний. Произведение это проникнуто бун­ тарским духом и глубоким сочувствием к страдающему, по не побежденному пароду. Июльская революция но принесла сво­ боды народу. К власти пришла финансо­ вая буржуазия во главе с королем Лул- Фнлтпшом. Она жестоко расправлялась с революционным рабочим движением. Од­ нако Гюго, занимавший колеблющуюся по­ зицию мелко-буржуазного демократа, не сумел разобраться в сущности классовой борьбы своего временя. Он надеялся раз­ решить социальные противоречия в рам­ ках существующего строя путем нравст­ венного совершенствования людей. Гюго примирился с Июльской монархией. В 1841 г. он — член Академии; в 1845 г. — пэр Франции. Важнейшее значение в дальнейшем развитии жизненного и творческого пути писателя имели Февральская революция и установление республики. Напуганная ре­ волюционной борьбой пролетариата, впер­ вые в истории выступившего самостоя­ тельно, буржуазия открыто стала на путь политической реакции. Гюго об’явпл себя республиканцем и до конца своей ж и ж и остался верным защитником республики и демократии. Писатель развил активную политическую деятельность, направленную на сохранение и укрепленно республикан­ ского строя. В качестве депутата Учреди­ тельного я Законодательного собраний он решительно выступал в защиту трудово­ го народа, разоблачал происки реакцион­ ной клики Луи Бонапарта, стремившейся уничтожить республику. После монархического переворота 1851 года, произведенного Луп Бонапартом, об’явпвшпм себя императором Наполеоном III, Гюго покинул родину. Он стал не­ примиримым врагом империи. Правитель­ ство Луп Бонапарта об’явило писателя политическим преступником и оценило его голову в 25 тысяч Франков. Гюго по­ селился сначала в Бельгия, а потом, пре­ следуемый реакцией, нашел убежище на британских островах. ѵ В течение девятнадцати лет Гюго не переставал громить .Наполеона III. В кни­ гах «Наполеон маленький», «Пстория од­ ного преступления», сборнике сатириче­ ских стихов «Возмездие» он сорзал маску с жалкого авантюриста, «похитившего свободу Франция». Писатель клеймил по­ зором прпспешникоз тирана — генералов, расстреливавших стариков и- детей, епи­ скопов, благословлявших гнусный режим террора и преступлений, продажную свору журналистов п ‘писателей, академиков и чиновников, с готовностью ставших на службу к узурпатору. В стихах и публицистических выступ­ лениях этого периода Гюго призывал на­ род к борьбе против тиранил. Писатель решительно отказался воспользоваться амнистией, заявив, что он вернется во Францию лишь вместо со свободой. В годы изгнания писателя имя Гюго приобрело широчайшую известность и ав­ торитет средп демократически настроен­ ных людей всего мира. Это было .резуль­ татом его смелой и прямой защиты сво­ боды и независимости малых- народов от посягательств и усиливавшегося гнета империалистических держав. Национально- освободительная борьба народов во всем мпре всегда паходпла горячий, сочувст­ венный отклик писателя. В 1859 году Гюго обратился к правительству США с протестом против смертного приговора Джону Брфяу — вождю восставших нег­ ров в Виргинии. Он активно выступил в защиту освободительного движения итальянского народа протпв австрийского владычествз. Писатель решительно осуж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz