Полярная правда. 1952, декабрь.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Зй 303 (7400) 26 декабря 1952 г. 17 A P T И Й Н А Я Ж И З Н Ь мѵнисты ш- главе коллектива В письме товарищу П. В. Сталину по­ ряки траулера «Слава» взялп на себя со­ циалистическое обязательство: выловить в 1952 году 1500 центьероз рыбы сверх плана. Ведущею роль в мобилизации моряков на стахаш. ^скпй труд сыграла судовая партийная 'рганиззцпя. Правильная рас­ станови коммунистов позволила держать под наблюдением все участки работы. Коммунисты своевременно указывали па недостатки, подсказывали, как лучше их устранить, поддергивали инициативу мо­ ряков по выявлению и использованию всех резервов, оказывая повседневную помощь руководству корабля. Социалистическое соревнование всегда было в центре внимания партийной орга­ низации. Итоги выполнения обязательств вахтами, а также индивидуальных обяза­ тельств подводились ежедневно. Резуль­ таты доводились до соревнующихся судо­ вым комитетом профсоюза н агитаторами. Это дало возможность морякам япать пе­ редовиков производства и отстающих, по­ буждало последних работать лучше, ста­ новиться в один ряд оо стахановцами. Партийная организация всячески под­ держивала ценные начинании, которые зарождались во флоте. Наш штурманский состав включился в соревнование судово­ дителей. Мы вели промысел в районах моря, где на дне'много камней, кораллов, губки и т. д. Штурманский состав под руководствам капитана всегда точно удер­ живал корабль на заданных курсах и рыбных косяках, что позволяло во много газ увеличить добычу морского окуня, ускорить работу с орудиями лова и улуч­ шить режим траления. Мобилизации коллектива на стаханов­ ский труд во многом способствовала хоро­ шо поставленная на траулере агитацион­ но-массовая работа. В свопх беседах аги­ таторы нацеливали моряков на перевы­ полнение государственного плана добычи рыбы и социалистических обязательств, рассказывали о великих сталинских стройках коммунизма, о трудовых победах экипажей стахановских траулеров «Сталин», «Киров», «Семга» и других, о лучших моряках своего траулера. Сами агитаторы всегда являются при­ мером на корабле. Коммунисты-агитаторы кочегары тт. Толстов и Баранов доби­ лись четкой работы у топок. Секретарь комсомольской организации тов. Нптусоз является лучшим радпооператором флота. Недавно за успехи в труде он награжден Грамотой ЦК ВЛКСМ. Агитатор натрое тов. Богомолоз — хороший рыбообработ­ чик. Большое внимание уделяли мы нагляд­ ной агитации, которая также призывала моряков обеспечить досрочное выполнение социалистических обязательств, рассказы­ вала о цене одной минуты яа промысле, о повышении сортности рыбной продук­ ции, о трудовой дисциплине. Ценные вопросы поднимала па свопх страницах стенная печать. В пей осве­ щались стахановские методы труда трал­ мейстера тов. Елисеева, матроса тов. НепогодьеЕа, кочегара тов. Кочкпна и многих других. Газета писала об учебе моряков, пх быте и т. д., резко критико­ вала нерадивых моряков, помогала им осознать своп ошибки. В результате всего этого наш коллек­ тив па три месяца раньше срока выпол­ нил обязательства, взятые в письме ве­ ликому Сталину. Став на стаханозскуго вахту в честь открытия XIX съезда пар­ тии, мы взялп на себя новое обязатель­ ство — дать стране сверх годового плана 10.000 центнеров рыбы. Между вахтами н отдельными матросами развернулась борьба за сокращение затраты времени па спуск и подъем трала, за быстроту обра­ ботки рыбы, повышение сортности рыб­ ном продукции и т. д. Особенно отличи­ лись матросы тт. Богомолоз, Непогодьев, Бельченко, Шестухин и многие другие. Второй механик коммунист тов. Виногра­ дов обеспечивает бесперебойную работу механпзмоз. Чтобы сократить стоянки судна в порту, машинная команда ста­ рается проводить ремонт механизмов своими силами Если же нужно прибег­ нуть к помощи мехмастерских, то все ре­ монтные работы проходят под нашим кон­ тролем. Это дало возможность сократить междурейсовые стоянки до 2,5 суток. С огромным воодушевлением восприня­ ли моряки решения XIX съезда КПСС, ис­ торическую речь товарища П. В. Сталина на съезде. Партийная „организация и агитаторы траулера раэвериулп большую работу по изучению и разъяснению среди моряков материалов XIX съезда партии и гениаль­ ного труда товарища П. В. Сталина «Эко­ номические проблемы социализма в СССР», мобилизуют экипаж на борьбу га создание в стране изобилия рыбных про­ дуктов, за досрочное выполнение пятой сталинской пятилетки. ' Вл. ДЕВЯТКИН. Секретарь партсрганнзацші. т р а у ­ лера «Спаса». И з в р а щ а ю т к р и т и к у Неблагополучно обстоит дело с крити­ кой и самокритикой на Мурманской ТЭІІ. Это еще раз показало недавно состояв­ шееся здесь партийное собрание. С докладом о ходе выполнения крити­ ческих замечаний коммунистов выступи­ ла секретарь партийной организации тоз. ЗКиводерова. Она глубоко пе вскрыла причины невыполнения критических за­ мечаний коммунистов, не сказала о том, что с 4 сентября критические замечания не учитываются, что партийное бюро слабо контролирует выполнение предло­ жений и т. п. Вероятно, поэтому из 33 коммунистов, присутствовавших на собрании, пооле длительных уговороз 1выступило всего 5 человек. Они высказали несколько кри­ тических замечаний в адрес вышестоя­ щих организаций: о необходимости про­ извести реконструкцию МТЭЦ, о том, что до сих пор сюда не могут подобрать ди­ ректора, о затянувшемся строительстве жилого дома. Нп одного слоза не было сказано о том, как же все-таки выполняются кри­ тические замечания на предприятии, как реагируют на них партийное бюро, за­ водской комитет профсоюза, дирекция, как общими силами коммунистов добить­ ся действенности критики. Между тем на прошлых партийных собраниях много говорилось о том, что нужно улучшить воспитательную работу в коллективе, вести беспощадную борьбу с нарушителями трудовой дисциплины, организовывать лекции и доклады па по- лять руководство социалистическим со­ ревнованием, направлять и контролпро- недостаточно занимается воспитательной работой. Но разве зто снимает ответ- по повышению квалификации специалистов сельского хозяйства 8акончнл работу пятидневный сспппл? по повышению квалификации специали­ стов сельского хозяйства области, прово­ дившийся прп областном управления сельского хозяйства. В семинаре приняли участие главные агрономы, зоотехники, •ветеринарные врачи, заведующие сель- хозотделамн всех районов области. На семинаре обсуждались итоги сель­ скохозяйственного года и был прочитан ряд лекций и докладов на различные тегны. Секретарь Мурманского обкома КПСС, кандидат философских HayF тов. Курпа- йов сделал доклад об итогах работы XIX съезда партии. В первый день работы се­ минара была прочитана лекция «Эконо­ мические проблемы социализма п СССР». Директор Полярного альпийского ботани­ ческого сада, доктор биологических наук тоз. Аврорин прочитал лекцию на тему: «Современные проблемы биологии в све­ те материалистической диалектики»; на­ учный сотрудник Полярной опытной станции, лауреат Сталинской премии тоз. ПОДГОТОВКА К ВЫБОРА! В МЕСТНЫЕ f AW b j g 4 7 іШШХСЯ Дружба с избирателями Вот ужа трз года я выполняю почет­ ную обязанность агитатора, веду массо­ во-разъяснительную работу в домах №1$ 2 и 3 по Путейской улице. В этпх домах в основном проживают семьи же­ лезнодорожников. За период работы аги­ татором я крепко сдружилась с ними. Всякий раз, когда прихожу сюда, онп приветливо встречают меня. Обычно бе­ седы проводим в квартире пспспоиера тов. Морева. Он является наиболее аккурат­ ным слушателем бесед. Его интересуют успехи советского народа, достигнутые в области промышленности, сельского хо­ зяйства, культуры, события в стране и за рубежом. Тоз. Морезу 74 года. Государство по­ заботилось об обеспечении гго старости, ежемесячно выплачивает пенсию. Активно посещают беседы семья тов. Гусев — «Основные задачи позышенпя I Белова, домохозяйка Кузьмина, тов. Еры- вать деятельность профсоюзной органи- ственность с председателя заводского ко- зацпн и т. д. Партийное бюро не обеспечило конт­ роль зз выполнением критических заме­ чаний коммунистов, а отдельные рукосо- дяпше работники МТЭЦ, воспользовав­ шись этим, 'Допустили извращение кри­ тики. На одном нз общих собраний машинист тов. Белаш критиковал старшего масте­ ра цеха, секретаря партийной организа­ ции тоз. Жнводерову за то, что она не­ достаточно изучает оборудование, мало помогает рабочим. Вместо того, чтобы прислушаться к его замечаниям, *гоз. Лигзодерова обиделась. А исполняющая обязанности директора МТЭЦ тоз. Косой на другой день пригласила тов. Белаш к себе в кабинет и пыталась убедить его, что выступать на общих собраниях с критикой в адрес секретаря партийной организации нельзя. Но есть и другая крайность, в кото­ рую подчас ударяются на Мурманской ТЭЦ. Это огульная критика. Часто при­ бегает к ней председатель заводского ко­ митета коммунист тов. Савченко. Он не желает согласовывать свою деятельность с партийной организацией. На справед­ ливые замечания коммунистов не реаги­ рует, он груб. Савченко неправильно от­ носится к интеллигенции преіприятпя. В том, что на МТЭЦ еще имеются слу­ чаи нарушения трудовой дисциплины, тоз. Савченко целиком и полностью об- митета коммуниста тов. Савченко, кото­ рый спокойно проходит мимо фактов не­ радивого отношения отдельных работни­ ков к своим служебным обязанностям? Много раз коммунисты критиковали председателя завкома тов. Савченко за серьезные ошибки. Но тоз. Савченко не Весело встретят 1953 год грузящиеся сделал для сеоп нужных выводов. Стран-1Гор0да Кировска и Кігровского района. В урожайности картофеля и овощей в усло­ виях Мурманской области»: профессор тоз. Цион — «Достижения ветеринарной науки в области борьбы с эпизоотией»; научный сотрудник Полярного института земледелия и животноводства, кандкіат сельскохозяйственных наук тоз. Эберле — «Задачи животноводов Мурманской об­ ласти в повышении продуктивности жи­ вотноводства». Было прочитано еще несколько содер­ жательных и интересных лекппй на аг- ро-зоогехническне темы и о передовой ми­ чуринской агробиологической наук* ра­ ботниками биологического отдела Кольско­ го филиала Академии наук СССР. Поляр­ ной опытной станции, Мурманской зо­ нальной оленеводческой станции. Участники семинара просмотрели так­ же ряд короткометражных научно-попу­ лярных Фильмов, посвященных пропаган­ де достижении сельскохозяйственной нау­ ки л опыту’ передовиков. Подготовка к .Новому г о д у но, что партийная организация до сих пор не призвала его к порядку. клуоах и красных уголках состоятся кар­ навалы и вечера отдыха у новогодних лова, машинист тов. Пономарев и другие. Трудящиеся жтгво интересуются полити­ кой партии и правительства, развитии! стран народной демократии, событиями в Корее, развертыванием движения за мир. Гневный протест у советских людей вы­ звали зверства американской военщины •на островах Кочжедо л Понган. Оживленно прошли беседы, посвящен­ ные материалам XIX съезда Коммунисти­ ческой партіпі. С большим интересом лю­ ди знакомились с докладом тов. Г. М. Маленкова на съезде, с волнением про­ слушали историческую речь великого вождя товарища П. В. Сталина, горячо одобрили решения съезіа. Специальные беседы были посвящены 35-й годовщине Великого Октября, Дню Сталинской Кон­ ституции. С большой радостью восприняли жите­ ли закрепленного за мной участка весть о предстоящих выборах в местные Советы. Во время каждых выборов онп проявляют большую активность, первыми приходят к Ес-Ппротельным ящикам и д р у ж е о отдаі^ своп голоса за кандидатов блока коммуни­ стов и беспартийных. К тому, кто по ка­ кой-либо причине не может сам притти на избирательный участок, я обычно приез­ жаю на дом. С г^биратслямп у меня установилась тесная связь, которая не прерывается все время. Трудящиеся во время бссед неред­ ко ооіетуюГііЯ со мной, говорят о '“своих •нуждах. Л стараюсь выполнять каждую их просьбу. По моему ходатайству Матре­ не Григорьевне Пожиловой был произве­ ден ремонт комнаты. Надежде Ивановне Крыловой бесплатно выделены и подвезе­ ны дрова. Оказывалась помощь в прпоб- -ретеапп дров тов. Морозу. В доме 2 требовала ремонта крыша. Но дистанция зданий н сооружений затягивала ремонт. Я поставила вопрос 'перед горисполкомом. Крышу отремонтировали. Однажды при проведении беседы я узнала, что домохозяйка тоз. Тулупоза заболела и как раз к этому моменту у нее но было наколотых дров. Живет она одна, помочь ей некому. Я обратилась к комсомольцам Кандалакшторга, где сама работаю, с призывом помочь женщине в распиловке дров. Комсомольцы единодуш­ но откликнулись нз мое предложение. Группа комсомольцев’ вместе со мной сра­ зу же пришла к т о е . Тулуповой, распи­ лила п расколола ей все дрова. Сейчас, когда началась предвыборная кампания, я стала чаще ходить к избира­ телям. К проведению каждой беседы го­ товлюсь. Просматриваю газеты, блокнот агитатора, регулярно посеіпаю семинары агитаторов. Свой политический уровень повышаю в кружке по изучению Кратко­ го курса истории партии. Недавно я при­ нята кандидатом в члены КПСС. Р. КОМАРОВА. Агитатор. Гор. Кандалакша. Укреплять связь с массами В отчетном Докладе XIX партийному j ёлок, съезду тов. Г. М. Маленков говорил, что | Широкую подготовку к празднику раз- криткка енпзу может нарастать и ш и -. вернула профсоюзная организация ком- риться только при том условии, когда ка ж -j бігната «Апатит». Во Дворце культуры лптнчеекпе темы, повседневно осуществ- винязт партийное бюро. Спору пет, оно дьгіі выступающий со здоровой критикой уверен, что он найдет в наших организа­ циях поддержку, а указанные пм недо­ статки будут на деле устраняться. Нуж­ но, чтобы партийные организации и партийные работники, все наши руково­ дители возглавили это дело л показывали пример честного и добросовестного отно­ шения к критике. Это указание Центрального Комитета партии не выполняется на Мурманской ТЭЦ. Странную позицию занимает Ми­ кояновский райком партпн, которому хо­ рошо известно неблагополучное положе­ ние с критикой на МТЭЦ, но практиче­ скую помощь молодому секретарю пар­ тийного бюро тов. Жнводеровой в деле развертывания здоровой критики он не оказывает. М. ЛЕВИН. горняков рудника имени С. М. Кирова в новогоднюю ночь состоится костюмиро­ ванный бал-маскарад с выступлением ху­ дожественной самодеятельности дворца, демонстрацией кннофильмоз, с массовыми танцами и аттракционами. Днем здесь ор­ ганизуются ёлки для школьников. Готовится большой карнавал на льду катка комбината «Апатит». Там устанав­ ливается электрифицированная ёлка, бу­ дет ^играть музыка. Комбинат «Апатит» шефствует над дет­ ским домом INi 3. Профсоюзная организа­ ция комбината выделила тысячу рублей ■на подарки детдомовцам и организацию там новогодней ёлки. Вечера и утренники у новогодних ёлок пройдут также во всех школах. Кировск. (По телефону). Агитаторы разъясняют трудящимся материалы XIX съезда партии Партийная организация Терпберской МРС организовала широкое разъяснение речи товарища Н. В. Сталина на заклю­ чительном заседании XIX съезда КПСС и решений съезда. Ею выделены згитаторы тт. Непомилуев, Пономарев и другие — всего 7 человек. Особенно успешно развернул работу тто пропаганде материалов XIX съезда КПСС агитатор тоз. Непомилѵез. Ежене­ дельно среди сетевязов МРС он проводит по 2— 3 беседы. В коллективе мастер­ ской ужо проведены беседы о директи­ вах съезда по пятому пятилетиему плану развития СССР и по докладу тов. Г. М. Маленкова. Знакомя трудящихся с документами съезда, агитаторы партийной организа­ ции нацеливают рабочих на досрочное выполнение и перевыполнение производ­ ственных заданий, на рззвертыззнне со­ циалистического соревнования. Воодушевленные гениальным трудом товарища И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» п истори­ ческими решениями XIX съезда партии. сетевязы трудятся по-стахановски. Еще 3 ноября они успешно завершили го­ довой план, а 2 декабря выполнили со­ циалистические обязательства, принятые в письме товарищу П В. Сталину. Кол­ лектив мастерской дал слово до конца года выпустить продукции сверх плана еще на 150 тысяч рублей. Свое обяза­ тельство сетевязы подкрепляют практи­ ческими делами. н. ЛОГИНОВ. Инструктор Тернберского райкома партии. Совещание председателей сельсоветов Терский райисполком провел совеща­ ние председателей исполкомов сельских и поселковых Советов. На совещании пред­ седатель райисполкома тов. Ппрогов озна­ комил присутствующих с организацион­ но-техническими мероприятиями по под­ готовке и проведению выборов в местные Советы депутатов трудящихся, подробно остановился на тон важнейшей работе, которую предстоит провести в сельских советах. Участники совещания ознакомились ? Положением о выборах. Лесной. (Наш соб. нерр.). Не видно работы территориальной пар­ тийной организации поселка Новый На­ горный. Коммунисты мало интересуются жизнью и бытом трудящихся. Секретарь партийного бюро тоз. Ильичева — редкая гостья в исполнительном комитете посел­ кового Совета депутатов трудящихся. Мы нуждаемся в повседневной помощп партийной организации. Коммунисты дол­ жны организовать среди жителей поселка глубокое изучение исторических мате­ риалов XIX партийного съезда, речи товарища П. В. Сталина на съезде и его гениального трудз «Экономические проб­ лемы социализма в СССР». Сейчас, в днп подготовки к выборам в местные Советы, партийная организация должна проявить особую активность, помочь поселковому Совету организованно встретить день вы­ боров, ' проводить среди населения агита­ ционно-массовую. работу, помочь трудя­ щимся изучить Положрнпе о выборах, Сталинскую Конституцию, обеспечить 22 февраля стопроценгзую явку избирателей на избирательные участки. Однако сейчас этз работа проводится слабо и, главным образом, потому, что наша территориальная парторганизация и ее секретарь тоз. Ильичева оторвались от масс, не увязывают свою работу с посел­ ковым Советом. Д. БУБНОВСКАЯ. Председатель поселкового Совета* пос. Новый Нагорный. * * ОТ РЕДАКЦИИ: Корреспондент «Поляр­ ной правды» побывал в поселке Новый Нагорный и провел проверку письма тоз. Бубповской. Факты, приведенные в пись­ ме, подтвердились. В работе террито­ риальной партийной организации много недостатков. Действительно парторганиза­ ция работает в отрыве от поселкового Совета. На собраниях коммунистов пи ра­ зу не заслушивался отчет председателя исполкома о работе поселкового Совета. Коммунисты не вникают в жизнь трудя­ щихся поселка, мало интересуются пх культурными и бытовыми нуждами. Агитпункт здесь длительное время не ра­ ботал. Вся массовая работа заключается лишь в демонстрации кинофильмов. Бе­ седы и лекции проводятся крайне редко. Не чувствуется оживления партийной работы н сейчас, в дни подготовки к вы­ борам в местные Советы. Агитпункт до спх пор не оборудован. Агитаторы не бы­ вают на квартирах у избирателей. В том, что территориальная партий­ ная организация не держит свяап с мас­ сами, повинен и Кольский райком КПСС. Вся его помощь молод >му секретарю пар­ тийного бюро тоз. Ильичевой заключает­ ся в одних только инструктажах о том, как нужно вести партийное хозяйство. Но и этп инструктажи мало действенны: пар­ тийное хозяйство ведется крайне неудов­ летворительно. Ни один из работников райкома не подсказал тов. Ильичевой, что террито­ риальная партийная организация должна осуществлять повседневный контроль дея­ тельности поселкового Совета, укреплять связь с массами, значительно оживить агитационно-массовую работу, строго про­ водить в жизнь решения партии. Мы уверены, что Кольский раГгкон КПСС немедленно разберется в фактах неправильного хранения партийных до­ кументов и отрыва территориальной парторганизации пос. Новый Нагорный от масс, окажет практическую помощь партийной организации в ее повседнев­ ной работе. т а ш ш ш к о л XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза поставил важнейшие за­ дачи в области народного образования. В соответствии с указаниями товарища П. В. Сталина, сделанными нм в гени­ альном произведении «Экономические проблемы социализма в СССР», XIX съезд партии дал директиву приступить к осу­ ществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия для перехода ко всеобщему политехниче­ скому образованию. Выполнение этой ди­ рективы съезда требуст большой органи­ заторской работы со стороны отделов народного образования, руководителей школ, партийных, профсоюзных и комсо­ мольских организаций, требует коренного улучшения всего учебно-воспитательного процесса в школах области. Принцип политехнического обучения был выдвинут и обоснован еще Марксом и Энгельсом, которые показали, что этот принцип язляется неотъемлемой частью научной теорип коммунизма. Бурное развитие советской промышлен­ ности, ее богатейшай техника требуют всесторонне развитого, высокообразован­ ной) человека. Юношам и девушкам, еду­ щ и м из советской школы в большой тру­ довой путь, необходимы знания научных оспсз производства, способность ориенти­ роваться зо всей системе производства. Они должлы быть вооружены разносто­ ронними практическими навыками. Содержание основ политехнического обучение в школе раскрыто В. П. Лениным в его заметках на тезисы Н. К. Крупской. В это содержание Ленин включает основ­ ные понятия об электричестве и его при­ менении, понятие о электрификации, зна­ ние основ агрономии. Еще в 1017 году В. И. Ленин писал, нельзя себе представить идеала буду­ щего общества без соединения обучения с производительным таудом молодого поко­ ления: ни обучение п образование без производительного трудз, нн производи­ тельный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть постав­ лены на ту высоту, которая требуется современный уровнем техники и состоя­ нием научного знания. Для того, чтобы подготовить нашу мо­ лодежь к плодотворной труювоЙ деятель­ ности, школа, в первую очередь, должна дать глубокие и прочные знания основ наук. Физика, математика, биология рас­ крывают законы природы и помогают раз­ вивать н улучшать технику и технологи­ ческие процессы. ЦК партии в своем по­ становлении от 5 сентября 1931 года «О! начальной и сродней школе» указал, что изучение основных принципов производ­ ства и приобретение соответствующих практических навыков додалы органиче­ ски входить а содержание учебных пред­ метов. Поэтому сейчас очень важно, что­ бы все учителя еще и еще раз продумали каждый раздел программы своего предме­ та, сумели пронизать каждый урок жиз­ ненным практическим материалом, знако­ мящим учащихся с производством. Широкого распространения в школах Мурманской области заслуживает почин барятинеких школьников. Здесь ребята по собственной инициативе приступили к изучению основ сельского хозяйства, за­ нимаются в кружках по изучению раз­ личных сельскохозяйственных машин, по агроно^гнн. Такие •возможности, безусловно, имеют­ ся и в Мурманской области. В городах и районных центрах с промышленными предприятиями можно и нужно организо­ вать ребят па изучение основ технологии сронгзсдстез, организация труда, яа оз­ накомление с особенностями отдельных, наиболее дефицитных профессий. Нет ни­ какого сомнения, что шефствующие орга­ низации окажут •школам значительную помощь в этом важном деле. Такие же кружки по изучению сель­ ского хозяйства и рыбодобычп можно и нужно создать в сельских населенных пунктах, где имеются сельскохозяйствен­ ные п рыболовецкие артели. Необходимо, чтобы задачи по матема­ тике, физике, химии составлялись на ма­ териале местного производства, чтобы уча­ щиеся могли увидеть н_ проверить резуль­ таты свопх вычислений. Показателен в этом отношении опыт учительницы Физики средней школы гор. Кировска тов. Болдыревой. Она пешхльзу- ет для составления задач материалы обо­ гатительной фабрики, с которой учащие­ ся уже ознакомлены па экскурсиях. Та­ ким образом, учащиеся, решая жизнен­ ные задачи, не только лучше усваивают законы физики, но и углубляют свои зна­ ния о производстве. Огромное значение приобретает сейчас система экскурсий, проводимых учащи­ мися на производство. Учительница химии средней школы ст. Апатиты тоз. Титова, изучив в восьмом классе тему «Кислород», производит за­ крепление материала па экскурсии. В этой же школе проводятся экскурсии ча строительные площадки, где учащиеся знакомятся с применением новых видоз строительных материалов и механизацией трудоемких работ, в ПОВИР, на животно­ водческую и птицеферму, на парниковое хозяйство. Понятно,- что знания учащихся этой школы по Физгке. хіпшн и биологии, ос­ нованные на знакомстве с практикой со­ циалистического строительства, оказыва­ ются г.тубокігап и прочными. Каждая школа обязана выполнять все предусмотренные программой лаборатор­ ные работы учащихся. Следует поэтому особое внимание обратить па оборудование кабинетов Физики, химии, биологии, ко­ торых еще ие имеют многие школы на­ шей области. Партийные, советские, проф­ союзные и комсомольские организации должны помочь школам в оборудовании кабинетов. Необходимо привлечь к этой работе шефоз. В содержание политехнического обуче­ ния должно войти воспитание у учащих­ ся следующих навыков: умение понимать форму и конструкцию предмета, сделать несложный рисунок п чертеж, читать черте:*:, пользоваться чертежными и изме­ рительными приборами и инструментами, справочникамп, таблицами, логарифмиче­ ской линейкой. А между тем в большин­ стве пікол нашей области незаслуженно снижено внимание к преподаванию рисова­ ния и черчения. В ряде школ эти дис­ циплины совершенно не ведутся из-за от­ сутствия преподавателей. Нужно привлечь к преподаванию этих предметов учителей математики и физики, инженерно-техни­ ческих работников и обеспечить выпол­ нение учебных программ. Большое значение сейчас приобретает работа технических кружков в школах и во внешкольных детских учреждениях. Значительную помощь в этом направле­ нии окалывают некоторые шефствующие организации, устраивающие экскурсии, встречи учащихся с новаторами производ­ ства, инженерами и техниками, обеспечи­ вающие руководство детскими техниче­ скими кружками. Замечательное начинание поднято шко­ лой 15 Кандалакшского района. Там членам кружка Физики шефы создали возможность работать в производственных мастерских под руководством опытных производственников. Там учащиеся близ- ік о познакомятся с работой станков, с ор­ ганизацией труда на производстве. Следу­ ет пожелать, чтобы это ценное начина­ ние получило свое развитие и было пере­ несено в другие школы области. Крайне неудовлетворительно в школах области обстоит дело с пришкольными земельными участками. Большинство школ не имеет этих участков н пе проводит никакой практической работы по курсу ботаники и основ дарвинизма. Так, в средней Апатитекой школе никакой рабо­ ты на участке не проводилось, участок был запущен школой п в конце концов передан другой организации. А вместе с том есть все возможности развернуть на участках большую опыт­ ную работу, значение которой может вы­ ходить далеко за рамки школы. В Кандалакшской школе 1 прово­ дится большая юннатская работа. Уча­ сток, отведенный для опытных работ, был заболочен. Школьники всех классов вместе с руководителем составили план мелиоративных работ, тщательно выпол­ нили его. В почву вносились разнообраз­ ные удобрения, в результате чего школа теперь имеет лучший* участок в области. Разнообразные опыты по выращиванию картофеля ставятся на пришкольном уча­ стке. Проверена урожайность мелких п крупных клубней, проверены многочис­ ленные сорта. Производилась посадка на разную глубину, растения получали раз­ личную освещенность, проверялись раз­ личные виды и способы удобрений. В ре­ зультате школой отобраны семена карто­ феля, дающие такой высокий урожзй, ка­ кой еще но достигнут в условиях Канда­ лакшского района Эти работы юннатов имеют большое значение для сельского хозяйства области и во многом помогают школьникам в усвоении программы по биологии. В этой школе на участке сумели вы­ растать воз-сагнз, веазистую пшеницу-. ячмень, бобовые растения, высадили сот­ ни деревьев и кустов ягоіников. Учащие­ ся на своем участке ведут систематиче­ ские наблюдения и записи по развитию растений. Директивы XIX съезда партии о поли­ технизации обучения предусматривают коренной перелом во всей учебно-воспи­ тательной работе школы. Помочь в этом должны специальные методические орга­ низации. Но недопустимо подлит с раз­ работкой консультаций п указании по этому вопросу наш областпой институт усовершенствования учителей. Руководителям 'Шкод п отделов наро> ного образования, заведующим районны­ ми п городскими методическими кабине­ тами нужно немедленно организовать ши­ рокое обсуждение вопроса о политехни­ ческом обучении в школьных методиче­ ских объединениях и предметных комис- сиях. Учительским коллективам необходи­ мо изучить литературу о политехниче­ ском образовании, систематически, следить за освещением этого вопроса в педагоги­ ческих журналах и в «Учительской га­ зете». Руководители школ прп посещении уроков учителей и пх анализе особое вни­ мание должны • уделять вопросу связи школьного преподавания с практикой со­ циалистического строительства, всемерно направлять внимание учителей на разре­ шение задачи политехнизации обучения, положив в основу внутришкольного кон­ троля указания ПК нашей партии о том, что всякая попытка оторвать политехни­ зацию школы от систематического и проч­ ного усвоения наук, особенно физики, химии и математики, представляет собой грубейшие извращения идей политехни­ ческой школы. Т. ПАШНИНА. Инструктор отдела школ обкома КПСС*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz