Полярная правда. 1952, декабрь.

й о л я р н а ' я п р а в д а : >3 3 0 f (7407) 23 декабря 1952 Р. противоположности различия между умственным и физическим Противоположность умственного п фн- знчегкого труда есть противоположность ннтер;.?оз люіей физического п умствен­ ного Tj ѵда, учпт товарищ Сталпн. Эко­ номический основой ее является эксплуа­ тация людей физического труда со сторо­ ны людей умственного труда. Социализм уничтожает частную собственность, экс­ плуатацию человека человеком н тем са- ыым уничтожает противоположность умст­ венного з физического труда. Но уничтожение противоположности ин­ тересов людей физического и умственного труда не ликвидирует еще существенного различия между ними в культурно-техни­ ческом урозне. В своем классическом произведении «Экономические проблемы социализма в СССР» товарищ Сталин, обобщая опыт со­ циалистического стюптельстза, определяя условия в пути перехода от социализма к коммунизму, поставил совершенно новую в марксизме проблему преодоления суще­ ственного различия между умственным и физическим трудом н дал ей всестороннее Еаучное разрешение. * с =s Противоположность пежду умственным t i физическим трудом — одна нз наиболее глубоких противоположностей обществен­ ного разделения труда, порожденного антагонистическим классовым обществом, основанном на частной собственности на • орудия и средства производства. Разрыв между физическим и умствен- ‘ Ъяш трудом появляется вместе с разделе- : нпем общества на классы, когда, по оп- . ределениго Энгельса, рядом с « » . огромным большинством, исключительно занятым подневольным трудом, образуется класс, освобожденный от прямого производитель­ ного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела, правосудие, науки, искусства и т. д.» (Ф. Энгельс, Анти- Дюринг, стр. 265, 1950). С изменением форм собственности из­ менялось и развивалось общественное раз­ деление труда. Однако для всех общест­ венных формации, основанных на частной собственности на орудия и средства производства, оставалась характерной рез- 1сая противоположность между городом н деревней, между физическим и умствен- ;ным трудом. Город эксплуатировал де- іревнго. Людп умственного труда эксплуа­ тировали людей физического труда. Каждый господствующий эксплуататор­ ский класс — рабовладельцы, феодалы и ’ в особенности буржуазия — создавал свою интеллигенцию, то есть работников умственного труда, которые обслуживали интересы этих классов. У массы же лю­ дей, занятых физическим трудом, умст- ' венная сторона пх деятельности все боль­ ше п больше подавлялась. Высшего своего развития противопо­ ложность между физическим и умствен­ ным трудом достигает в условиях капита­ листического общества. Разделение трудз прп капитализме неизбежно порождает, по выражению Маркса, и духовное и телесное искалече­ ние как людей физического, так и людей умственного труда. Развитию одной какой- нибудь стороны человеческой деятельно­ сти приносятся в жертву все прочие фи­ зические и духовные способности челове­ ка. В буржуазном обществе трудящийся человек не может свободно выбрать себе работу по своим интересам и способно­ стям. Он отстранен от участия в общест­ венных, государственных и культурных делах. Десятки миллионов людей ^вообще не могут получить какую-либо работу и обречены на голодное и полуголодное су­ ществование. ства, — писал Энгельс, — должен быть... низвергнут до оснозанпя, в особенности же должно исчезнуть старое разделение труда» (Анти-Дюринг, стр. 278, 1950). • * о Рабочая сила человека в условиях ка­ питализма — это товар, который капи­ талист старается купить как можно де­ шевле, а эксплуатировать его как можно прибыльнее. Совершенствуя технику •производства, капитализм вместе с тем отнимает у рабочего возможность свобод­ ной физической и духовной деятельности. На такой почве укреплялась противопо­ ложность интересов людей физического и умственного труда. Неудивительно, что рабочие, ненавидевшие капиталистов, крестьяне, ненавидевшие помещиков, не­ навидели и с недоверием относились к кх интеллигенции. Капитализм, особенно в эпоху империа­ лизма, означает, как указывал Ленин, не­ виданно зверское подавление инициативы, творчества, предприимчивости в массе трудящихся. Подавляя и угнетая трудя­ щихся, занятых физическим трудом, ка­ питалистический строй делает недоступ­ ным для них подлинное образование. Защитники буржуазного строя, его пдеологн всеми силами стараются теоре­ тически обосновать и оправдать противо­ положность между умственным н физиче­ ским трудом, изображая ее как «вечный закон». В действительности же противо­ положность между умственным и физиче­ ским трудом — явление историческое. Труд как специфически челозеческая деятельность является сознательным, це­ лесообразным, планомерным процессом, в котором участвуют не только физические, ио и интеллектуальные способности чело­ века. «Как в самой природе голова и рука Принадлежат одному и тому же организ­ му, так и в процессе труда соединяются умственный и физический труд», — го­ ворит Маркс (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVII. стр. 555). Но в обществе, основанном на частной собственности, на ‘ классовых антагонизмах, интеллектуаль­ ная сторона труда отрывается от самих (непосредственных производителей и ста­ новится функцией, привилегией, монопо­ лией отдельной прослойки людей, не за­ мятых физическим трудом, а все бремя физического труда вынуждены веста па себе угнетенные, эксплуатируемые массы. Основоположники марксизма предвиде­ ли, Что эта противоположность должна быть уничтожена вместе с капиталисти- « 5 €cs£M строем. «Старый способ производ- Процесс преодоления вековой противо­ положности между умственным п физиче­ ским трудом в СССР начался с первых лет советской власти. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла неограниченный про­ стор для сознательной политической дея­ тельности миллионов трудящихся, разбу­ дила мысль и способности миллионов в прошлом забитых людей для историческо­ го творчества повой жизни. В ходе борьбы за утверждение совет­ ского строя, за укрепление диктатуры пролетариата, в ходе социалистического строительства партия и Советское госу­ дарство всемерно поднимали политиче­ скую активность рабочих и трудящихся крестьян, широко привлекая пх к госу­ дарственной деятельности. Тем самым ликвидировалась монополия узкого круга лиц, занятых государственными делами. Победа социализма, принятие Сталинской Конституции, конституции последователь­ ного п до конца выдержанного демокра­ тизма, открыли еще более широкие про­ сторы для развития политической актив­ ности и повышения сознательности на­ родных масс. Советский народ под руководством пар­ тии Ленина— Сталина в результате осу­ ществления сталинского плана индустри­ ализации страны и коллективизации сель­ ского хозяйства построил социализм. В нашей стране была ликвидирована част­ ная собственность на орудия и средства производства, ликвидированы эксплуата­ торские классы. Как в городе, так и в деревне утвердилась общественная социа­ листическая собственность па орудия и средства производства, явившаяся основой новых, социалистических производствен­ ных отношений. У нас, в социалистическом обществе, взаимоотношения людей в процессе про­ изводства сложились как отношения то­ варищеского сотрудничества и социали­ стической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Это относится в равной мере как к людям физического, так и умственного труда, как к рабочим, .так и к руководящему персоналу пред­ приятия. «Теперь, — указывает товарищ Сталин, — люди физического труда и руководящий персонал являются не вра­ гами, а товарищами — друзьями, члена­ ми единого производственного коллектива, кровно заинтересованными в преуспева­ нии и улучшении производства. От бы­ лой вражды между н и м и не осталось п следа» (Экономические проблемы социа­ лизма в СССР, стр. 27). Победа социализма в нашей стране по- новому определила отношения между классами рабочих и крестьян, превратив их союз в дружбу. Укрепилась дружба и между народами Советского Союза. Разви­ лось и укрепилось морально-политическое единство советского общества, животвор­ ный советский патриотизм. Во всем этом нашла свое ярчайшее выражение ликви­ дация противоположности пнтереооз лю­ дей фпзігческого и умственного труда. Существенную роль в уничтожении противоположности между умственным и физическим трудом сыграло осуществле­ ние культурной революции. Советская власть лпквпдігровала монополию эксплу­ ататорских классов на образование, па пользование всеми достижениями культу­ ры и предоставила всем трудящимся пол­ ную возможность пользоваться всеми бла­ гами культуры, позышать свой культур­ ный уровень. Право на образование обес­ печивается в СССР не только обязатель­ ным обучением, оно гарантируется также бесплатностью семплетнего обучения, сти­ пендиями для студентов, а также громад­ ной сетью вечерних средних и высших учебных заведений и заочного образова­ ния. У нас, кроме того, широко развито бесплатное производственно-техническое и агрономическое обучение па фабриках, за­ водах, в совхозах и колхозах. Советский Союз ныне язляется страной передовой социалистической культуры, где народное образованно получило неви­ данное развитие. Число обучающихся в СССР в настоящее время составляет 57 ■миллионов человек. В нашей стране нас­ читывается около 5,5 миллиона специа­ листов с высшим и средним специальным образованием. Количество высших учеб- — что с уничтожением капитализма и системы зкеплуатацин должна была ис­ чезнуть и противоположность интересов между физическим и умственным трудом. П она действительно исчезла при нашем современном социалистическом строе» (Там же. стр. 27). • * * Переход от социализма к коммунизму выдвинул новую проблему — уничтоже­ ния существенного различия между людьми умственного н физического труда, которое выражается в различии их куль­ турно-технического уровня, в положении интеллигенции, как особой общественной группы, отличающейся своим образовани­ ем от рабочих и крестьян. Проблема лик­ видации существенного различия между людьми умственного и физического трудз, как учит товарищ Сталин, является в высшей степени важной как в теорети­ ческом, так и в практическом смысле. Решение этой проблемы обеспечит новый мощный подъем в развитии производи­ тельных сил, позволит поінять нашу про­ мышленность на высоту, недосягаемую для промышленности других стран. Товарищ Сталпн учит, что преодоление существенного различия между умствен­ ным н физическим трудом происходит не на основе поравнения труда квалифици­ рованного и неквалифицированного, а на основе общего подъема культурно-техни­ ческого уровня трудящихся_до_уровня ра­ ботников инженерно-технического труда. «Было бы смешно думать, что такой подъем неосуществим, — говорит товарищ Огалин. — Он вполне осуществим в ус- йоз обучаются на курсах бригадиров, по­ леводов, животнозодоз, на курсах пред* седателей колхозоз. Советское правитель­ ство установило порядок ежегодного го­ сударственного планирования агро-зоотех- нпческой учебы колхозников. С 1950 го­ да начали работу 3-летнпе курсы, на ко­ торых ведется обучение колхозников без отрыва от производства. Окончившие кур­ сы получат звание мастеров первого раз­ ряда одной из отраслей колхозного произ­ водства. Учитывая возросшее стремление взрос­ лого населения к повышению своего обра­ зования и квалификации, XIX съезд пар­ тии дал указания о необходимости даль­ нейшего расширения заочных и вечерних учебных заведений, дальнейшего прове­ дения мероприятий по повышению квали­ фикации рабочих и крестьян. Нп в одной капиталистической стране нет п не может быть таких условий ин­ теллектуального развития для людей, за­ нятых физическим трудом, как у нас, в С-ССР. В условиях социализма трудящийся че­ ловек не ограничен рамками своей про­ фессии, ему открывается широкая воз­ можность всесторонней производственной, общественно-политической п культурной деятельности. В нашей стране миллионы людей, занятых физическим трудом, ведут одновременно и общественно-политическую работу. Такая деятельность является мо­ гучим средство?! идейно-политического ро­ ста трудящихся. Социалистическое преобразование усло­ вий жизнн советских людей, воспитатель- ловпях советского строя, где производи- ная работа партии изменили весь духов- тельные силы страны освобождены от оков капитализма, где труд освобожден от гнета эксплуатации, где у власти стоит рабочий класс н где молодое поколение рабочего класса имеет все возможности обеспечить себе достаточное техническое образование» (Вопросы ленинизма, стр. 495— 496). Задача повышения культурно-техниче­ ского уровня работіпгкоз физического тру­ да до уровня людей умственного труда решается в ходе всего поступательного развития нашего общества к коммунизму. Советское государство осуществило техни­ ческую реконструкцию всего народного хозяйства, в результате которой не толь­ ко изменилось лицо страны, но измени­ лись я сами люди. Капитализм, развивая технику, усили­ вает эксплуатацию рабочих, выбрасывает пх на улицу, пополняя армию безработ­ ных. В условиях же социализма техника всемерно облегчает труд, ведет к замене тяжелого простого физического труда тру­ дом квалифицированным, требующим боль­ ших знаний. Трудящийся человек в на­ шей стране — не придаток к машине, а хозяин ее. Поэтому рабочие с большой охотой используют машины, овладевают техникой н берут от нее все, что она мо­ жет дать. Использование современной тех­ ники не только облегчает труд, но неиз­ менно ускоряет темпы развития произ­ водства, снижает себестоимость продук­ ции, улучшает ее качество. Вместо периодических перерывов в раз­ витии техники при капитализме, сопро­ вождающихся разрушением производитель­ ных сил общества, при социализме мы имеем непрерывный рост и совершенство­ вание производства на базе высшей тех­ ники. Механизация и автоматизация в пашей стране прігзваны упразднить все тяжелые я вредные для здоровья профессии, сде­ лать всякий труд радостным и увлека­ тельным, развивающим человека. Эта за­ дача успешно выполняется. За последние годы в угольной, металлургической, лес­ ной и других отраслях промышленности машины в значительной мере заменили ручной труд. Дальнейшее совершенствование и раз­ витие материально-технической основы нашего общества, электрификация всех отраслей народного хозяйства, максималь­ ная механизация производственных про­ цессов создают еще более благоприятные условия для преодоления существенного различия между фнзнчесгагм и умствен­ ным трудом. ный облик советских людей как физиче­ ского, так и умственного труда. Социали­ стический труд стал могучим средством коммунистического воспитания трудящих­ ся масс. Коммунистическое общество вы­ растает на основе уже созданного социа­ лизмом способа производства, оно есть ре­ зультат сознательного творчества масс, возглавляемых партией коммунистов. От­ сюда огромная роль социалистического со­ ревнования, являющаяся движущей силой нашего общества, коммунистическим мето­ дом строительства. Соревнование произво­ дит величайший переворот в сознании, во взглядах миллионов людей на жизнь, на труд, открывает широчайшее поприще для развертызания энергии, инициативы, для роста талантоз, выводит десятин мил­ лионов трудящихся на широкую арену государственной п общественной деятель­ ности. Социалистическое соревнование по­ стоянно развивается, восходя ко все более высоким формам. Высшей его формой яв­ ляется стахановское движение. Стахановское движение, как указывает товарищ Сталин, подготовляет условия для перехода ог социализма к коммунизму, по­ скольку оно создает возможность произ­ водства изобилия продуктов н поскольку оно ведет к преодолению существенного различия между умственным н физиче­ ским трудом. В работе стахановцев физи­ ческий труд все отчетливее сочетается с умственной деятельностью. Буржуазные ученые упорно твердят, что творчество является достоянием толь­ ко людей умственного труда. Они изобра­ жают творчество как некий дар «свы­ ше», присущий только избранным, «аристократическим личностям». Прак­ тика социализма опрокинула этп «тео­ рии». Она доказала, что именно труд простых рабочих и крестьян, воодушев­ ленных идеей строительства коммунизма, является трудом подлинно великим, твор­ ческим, решающим судьбы народа и госу­ дарства. Особенностью соревнования нашего вре­ мени язляется сочетание творческой ста­ хановской мысли и инициативы с науч­ но-технической мыслью. В обществе, где уничтожена эксплуатация человека чело­ веком, где нет классового антагонизма между людьми физического и умственного труда, совершенно по-иному сложились отношения между рабочими и учеными, между колхозшіками и учеными. Совет­ ские ученые в тесном содружестве с ра­ бочими и колхозниками общими усилиями практически решают сложнейшие задачи создания материально-технической базы коммунизма. Связь науки с практикой Неуклонно улучшающаяся система ор- коммунистического строительства являет- ганнзацпп социалистического труда на ' Сд путеводной звездой в ее развитии, наших фабриках и заводах, в совхозах и :Движение к коммунизму неразрывно свя- колхозах всемерно способствует повыше- 3-Ш0 с дальнейшим техническим прогрес- яию культурно-технического уровня тру­ дящихся, а следовательно, стиранию су­ щественного различия между людьми фи- ных заведений за годы советской в л а с т и знческого н^ умственного труда. нас увеличилось более чем в 9 раз, а число коренным образом изменился облик пабо- учащнхея в инх возросло почта в 12 раз. чих, крестьян и интеллигенции. Уже те­ перь нередко трудно бывает определить, к В Советском Союзе создана совершенно ;какой категории можно отнести тот или новая интеллигенция, принципиально от­ личная от старой как по своему составу, так и по социально-политическому обли­ ку. Советская интеллигенция вышла нз среды рабочих и крестьян, она не проти­ вопоставляет себя, как людей умственно­ го труда, — людям физического труда — рабочим и крестьянам. Это — народ­ ная интеллигенция, плоть от плоти рабо­ чего класса и крестьянства, интеллиген­ ция, которая не вриждебна народу, а слу­ жит своему народу. Она помогает партаи и советскому правительству в решеннп -исторической задачи — сделать всех ра­ бочих и крестьян культурными и образо­ ванными. В условиях социализма коренным обра­ зом изменился характер как Физического, так и умственного труда. Свободный от эксплуатации труд все более становится трудом сознательным, творческим. Выс­ шая техника, облегчающая труд, неуклон­ но растущий материальный и культур­ ный уровень трудящихся масс, широкое развитие социалистического соревнования, — все это приводит к тому, что в Физи­ ческом труде непрерывно возрастает ум­ ственная сторона деятельности людей. «Попятно, — указывает товарищ Сталин, иной вид труда рабочего или крестьянина — Физическому или умственному. Па советских предприятиях органиче­ ски сочетаются рост производства с забо­ той о культурно-техническом росте кад­ ров, созданы все условия для того, чтобы «...дать стимул-я перспективу необучен­ ным рабочим к движению вперёд, к вы­ движению вверх» (П. В. Сталин, Сочине­ ния, т. 13, стр. 58). Наши социалистические предприятия превратились в своеобразные школы, где люди учатся управлять техникой, обуча­ ются высокопроизводительным приемам труда. Партия и правительство уделяют огромное внимание подготовке квалифици­ рованных работников для промышленно­ сти, сельского хозяйства, транспорта, строительства. Школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные» училища за послево­ енную пятилетку выпустили почти 3,5 м.тн . квалпфпцігрованных рабочих. За эі\> же время путем шшшідуального и бригадного ученичества и курсового обу­ чения повышена квалнфикацпя 31 млн. человек. Такой же процесс идет в сель­ ском хозяйство, где миллионы колхозня- сом, оно треоует тесного сотрудничества работников научных учреждений с работ­ никами производства. Передовики про­ мышленности и сельского хозяйства — стахановцы пршіеняют в своем труде данные науки, прозеряют этп данные на практике и тем самым обогащают науку своим опытом, помогают двигать ее впе­ ред. В"е растущее содружество работни­ ков науки и производства знаменует со­ бой процесс стирания существенного раз­ личия между людьми физического и ум­ ственного труда. В программном пропззедениз «Экономи­ ческие проблемы социализма в СССР» товарищ Сталин поставил перед партией. Советским государством задачу': добиться такого культурного роста общества, кото­ рый обеспечил бы всем членам общества всестороннее раззптие их Физических и умственных способностей, чтобы «пены общества могли получить достаточное об­ разование для активного участия в обще­ ственной деятельности, чтобы людп мог­ ли свободно выбирать себе профессию, а не, быть прикованными па всю жизнь к одной какой-либо профессии. Чтобы осуществить эту программу культурного роста советского общества, необходимы, как указывает товарищ Сталин, серьезные тгзменения в нынешних условиях труда. Для этого надо добиться такого развития производственных спл, такого технического прогресса и повыше­ ния производительности труда, которые дали бы возможность, во-парзых, сокра­ тить рабочий день по крайней вде до б, а потом и до 5 чзезз. В Созетскон Союзе, а теперь и в странах народной демокра­ тии существует самый короткий рабочий день с ежегодным для трудящихся опла­ чиваемым отпуском. У нас созданы благо­ приятные возможности для рабочих я кол­ хозников получать без отрыва от произ­ водства среднее и высшее образование, повышать свою квалификацию. Но пере­ ход к высшей фазе коммунизма, техниче­ ский прогресс предъявляют к человеку еще более высокие требования в отноше­ нии культурного роста п всестороннего развития, которые могут быть выполне­ ны при условии дальнейшего сокращения рабочего дня трудящегося. Маркс еще ука­ зывал, что «время — есть пространство для развития способностей» (Теория при­ бавочной стоимости, т. 3, стр. 197, изд. 1936). Во-вторых, как указывает товарищ Сталин, необходимо ввести общеобяза­ тельное политехническое образование, ко­ торое даст возможность молодому челозеку овладеть знанием научных основ соврз- меннсго производства, соврсмонной техни­ ки, что в свою очередь позволит ему сво­ бодно выбирать себе профессию н не быть прикованным на всю жизнь только к од­ ной специальности. Необходимость введе­ ния политехнического обучения отмечали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В. И. Ленин, как известно, формулировал необходимость политехнического обучения как программ­ ное требование Коммунистической партии. Только в период постепенного перехода от социализма к коммунизму созданы реаль­ ные возможности введения политехниче­ ского образования. XIX съезд партии поставил задачу — завершить к концу пятилетки переход от семилетиего образования к среднему обра­ зованию (десятилетка) в столицах респуб­ лик, в городах республиканского подчине­ ния, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах н подготовить условпя для осуществления всеобщего среднего образования в остальных горо­ дах и в сельских местностях. Решения съезда намечают в пятой пятилетке при­ ступить к осуществлению политехниче­ ского обучения в средней школе и про­ вести мероприятия, необходимые для пе­ рехода ко всеобщему политехническому обучению. Политехническое образование явится новым крупным шагом по пути преодоления существенного различия меж­ ду физическим н умственным трудом. Третьим важнейшим условлен подъема культурно-технического уровня, а следо­ вательно, и условием преодоления суще­ ственного различия между физическим н умственным трудом является неуклонный рост материального уровня трудящихся. Необходимо, как указывает товарищ Сталин, «...коренным образом улучшить жилищные условпя и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше...» (Экономические проблемы социализма в СССР, стр. 69). Эти указания товарища Сталина ярко отражены в новом пятилетием плане. Реальная зарплата рабочих и служащих в новой пятнлегке должна увеличиться на 35 процентов, доходы колхозннкоз возрастут на 40 процентов. Капиталовло­ жения в жилищное строительство в новом пятилетии по сравнению с четвертой пя­ тилеткой возрастут в 2 раза. В городах п рабочих поселках только по л и н и и го­ сударственного строіггельства будут по­ строены дома общей площадью 105 млн. кв. метров. «Наша партия, — говорит товарищ Г. М. Маленков на XIX съезде партии, — и впредь будет проявлять неустанную заботу о максимальном удов­ летворении постоянно растущих потреб­ ностей советских людей, ибо благо совет­ ского человека, процветание советского народа является для нашей партии выс­ шим законом». Под руководством партии Ленина — Сталина в нашей стране осуществляется историческая задача — превращение всех рабочих и всех крестьян в культурных п образованных людей, преодолевается су­ щественное различие между умственным и физическим трудом. Значит ли это, что в коммунистиче­ ском обществе вместе с печезнозенпем су­ щественного различия между умственным и физическим трудом исчезнет и всякое различие между ними? Нет, не значит. Товарищ Сталин учит, что существенное различие между трудом умственным и трудом физическим в смысле разрыва в культурно-техническом уровне безусловно исчезнет. «Но какое-то различие, хотя и несущественное, всё же сохранятся, хотя бы потому, что условпя работы руководя­ щего состава предприятий не одинаковы с условиями работы рабочих» (Экономи­ ческие проблемы социализма а СССР, стр. 29). Такое различие ни в какой степени но является результатом неравенства я будет базігроваться только на авторитете опыта я знаний. Изучение решений XIX съезда КПСС Гсродскпа п районные комитеты пар- т о пашей области провелп семинары пропагандистов н совещания секретарей партийных организаций, посвященные вопросу об улучшении постановки пропа­ ганды решений XIX съезда КПСС н тру­ да товарища Сталина «Экономические проблены социализма в СССР». 19 декабря такой семинар состоялся в партийной библиотеке Мурманского горкома партии. На этом семинаре при­ сутствовали секретари парторганизаций и пропагандисты Микояновского и Киров­ ского районов города. Лектор горкома партии т^в. Степанова рассказаза при­ сутствующим на семпнаре об организа­ ции изучения в кружках и политшколах матерналоз н решений XIX съезда Ком­ мунистической партии Советского Союза — исторической речи П. В Сталина на XIX съезде партии, отчетного доклада XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б), директив XIX съезда партия по пятому пятплетнему плану развития СССР на 1951— 1955 годы, Устава Коммунистической партии Совет­ ского Союза. Тов. Степанова дала пропагандистая и секретарям партийных организаций мето­ дические указания о том, как , следует провести первое занятие в кружках по теме: «Речь товарища П. В. Сталина на XIX съезде партии». Это занятие будет посвящено вводному рассказу пропаганди­ ста об псторпческом значении речи товарища П. В. Сталина на заключитель­ ном заседании XIX партийного съезда. Секретарь Саамского райкома КПСС тов. Трефплов сообщает в редакцию, что 20 декабря в поселке Гремиха состоялось совещание пропагандистов и секретарей партийных организаций районного цент­ ра. На этом совещания с инструктивным докладом о методике проведения занятий по изучению речи товарища П. В. Сталина на XIX съезде партии выступила заведующая отделом пропаганды п аги­ тации райкома КПСС тов. Чечепнна. Секретарь Полярного райкома КПСС тов. Ефремов рассказал корреспонденту «Полярной правды». — Районный комитет партии напра- . вил ряд руководящих работников на места для оказания помощп пропаганди­ стам и секретарям партийных организа­ ций в постановке пропаганды решений XIX съезда КПСС. Секретарь районного комитета партнп тов. Борнславскнй побывал в Нинкино, Лавне п Белокаменке, где познакомил секретарей парторганизаций н пропаган­ дистов с методикой проведения занятий в кружках. Пропагандист райкома КПСС тов. Есин с этой же целью выехал в Среднюю губу. В городе Полярный ин­ структаж проводят заведующая партий­ ной библиотекой райкома тов. Плоткина п пропагандист райкома тоз. Цай. Заведующая отделом пропаганды - ,н агптацпп Мончегорского городского коми­ тета КПСС тов. Трубникова сообщила о том, что 17 и 19 декабря в городе со­ стоялись инструктивные совещания сек­ ретарей партийных организаций н про­ пагандистов, на которых присутствовало около 200 человек. На этих совещаниях работники город­ ского комитета партии рассказали, как будет организовано изучение решений XIX съезда КПСС в сети партийного про­ свещения, прочитана теоретическая п методическая лекция о речи товарища П. В. Сталина, вручены календарные планы проведения занятий в кружках. Заведующий партийной библиотекой станции Оленья тов. Молодавкігн провел семпнар пропагандистов на своей стан­ ции. Кроме того, 17 пропагандистов го­ рода и района получили индивидуаль­ ные консультации. ☆ Как сообщпл секретарь Ловозерского райкома КПСС тов. Козлов, в селе Лозо- зеро 18 декабря состоялось совещание пропагандистов и секретарей парторгани­ заций районного центра. Заведующий отделом пропаганды и агитации райкома тов. Пшанькнн н секретарь райкема тов. Козлов познакомили участников совеща­ ния с тем, как надо организовать изуче­ ние решений XIX съезда КПСС в сети партийного просвещенпя. Районный комитет партии выделил ряд руководящих работников для проведения семинаров по отдельным темам решений XIX съезда КПСС. Для этой работы при­ влечены секретари райкома КПСС тт. Козлов, Хохлов н Корнилов, предсе­ датель райисполкома тов. Кузгпнов, ре­ дактор районной газеты тоз. Соколов, за­ ведующий районо тов. Шайдаров и ди­ ректор средней школы тов. Богаткян. Как сообщил наш корреспондент m Терпберкн. здесь также состоялось сове­ щание секретарей первичных партийных организаций, пропагандистов и консуль­ тантов по вопросу перестройки учебы в сети партийного просвещенпя. Великим и творческим, решающим судьбы истории назвал товарищ Сталин труд миллпоноз рабочих и крестьян. Ком­ мунизм строится на труде, он растет нз свободного творческого труда советских людей — героев и творцов новой жизни. Вместе с тем преображается и самый труд. В нем все более явственно выра- жаются черты коммунистического труда, который не будет знать деления на «чер­ ную» и «белую» работу, существенного различия между умственным п физиче­ ским трудом. Советский народ под водительством ве­ ликого Сталина уверенно строит нозое, коммунистическое общество, в котором труд будет не только необходимостью, но я первой жизненной потребностью, пз обязанности превратятся в наслаждение. А. ФЕДОРОВА. Семинар секретарей организаций ВЛКСМ В ^Кандалакше состоялся семпнар секре­ тарей комсомольских организаций. Комсо­ мольские руководители прослушали до­ клад консультанта тов. Докучаева о ре­ шениях XIX съезда партии. С докладом об организации физкультур­ но-спортивной работы среди комсомольцев н молодежи в зимннй период выступпл на семинаре преподаватель фпзкультуры шко­ лы 2 тов. Полежаев. С докладом о расстановке енл комсо­ мольского актива в первичных комсомоль­ ских организациях выступил инструктор Кандалакшского горкома КПСС тов. Симо­ нов. Секретарь комитета комсомола железно­ дорожного узла тов. Васильев, член коми­ тета комсомола механического завода тов. Сараев н другие поделндпсь на семинаре опытом работы. Кандалакша. (Наш свб. нерр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz