Полярная правда. 1952, декабрь.
Обязательный, з к з . пролетарии всех стран, соединяйтесь! Год нздіния ХХХП І : № 299 (7405). } 1 I I СУББОТА, \ О Ш Г 10 Д Д І - І £Н ш > н о м е р е : 2 © і ДЕКАБРЯ ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО НОМИТЕТОЗ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ 1952 г. Цена 20 коп. 1 СТРАНИЦА Пропаганда решений X IX съезда пар тии н труда товарища И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма о СССР і ». ПО р о д н о й СТРАНЕ. Подготовка к выборам в местные Советы депутатов трудящихся. Усилим агитационную работу. Беседы с избира телями. Семинар агитаторов. Лекция для избирателей. 2 СТРАНИЦА ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ. П. Вальков. — Райком КПСС н вопросы марк систско-ленинского воспитания. И. Тю рин. — Коммунисты вскрывают недо статки. В. Меркурьев. — Молодые; ком мунисты предоставлены самим себе. ПО НАШЕЙ ОБЛАСТИ. П. Трофимов. — Буржуазная фило софия — отравленное оружие амери канского империализма (2—3 стр.). 3 СТРАНИЦА ВЫПОЛНИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. ДАННЫЕ Т О В А Р И Щ У И. В. СТАЛИНУ! Сельдь ловить круглый год! На коптильном заводе обсуждают кри тические замечания консервщнкоз. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ . ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ. • Е. Двнннн. — Подготовка к област ной краеведческой фотовыставке. 4 СТРАНИЦА Конгресс народов в защиту мираі СОБЫТИЯ В КОРЕЕ. Торговля оптом н в розницу... Против боннского военного сговора, за мирное разрешение германской проблемы. Наводнение в Италии. Шахматный чемпионат СССР. Важнейшая задача железнодорожников Величественные перспективы ■развития открыты для железнодорожного транс порта директивами XIX съезда Коммуни стической партии по пятому пятплетнему плану развития СССР. Предусмотрен зна чительный рост грузооборота, намного увеличивается пропускная способность гелезных дорог, будут построены и сданы в эксплоатацию новые железные дороги, намного увеличится протяженность уча стков, оборудованных автоблокировкой и другой совершенной техникой, широкое применение найдет диспетчерская сигна лизация и т. д. Наша страза — великая железнодорож- ная держава. В пятой пятилетке железно дорожный транспорт, являющийся одной пз решающих отраслей народного хозяй ства, станет еще более могучим и будет успешнее осуществлять огромные задачи, стоящие перед советскими людьми в пх борьбе за торжество коммунизма. Директивы партии по пятому пятплет нему плану и, в частности по дальней шему развитию железнодорожного транс порта, претворяются в жизнь. Это нагляд но видно и па примере нашей заполярной магистрали. Она с каждым днем все боль ше оснащается замечательной техникой, укрепляется и расширяется матерпзльно- техннческая база станций, растет грузо оборот, увеличивается количество перво классных электровозов и паровозов. Мурманское отделение Еировской же лезной дороги с каждым годом пополняет- . ся замечательными кадрами, отлично ов ладевшими техникой. Все это создает благоприятные возможности железнодо рожникам Мурмана полностью справиться с ответственными задачами, поставлен ными перед ними, активно участвовать в развитии производительных сил советско го Заполярья. Воодушевленные историческими реше ниями XIX съезда партии, новой научной работой товарища Н. В. Сталина «Эконо мические проблемы социализма в Сшл, железнодорожники Мурманского отделения Кировской дороги добились некоторых ус пехов. l l -месячный план погрузки выпол нен на 105,9 процента, выгрузки — на 102,4 процента. Одной пз важнейших задач, стоящих перед железнодорожниками, является ус корение оборота вагонов, увеличение гру зоперевозок. В директивах XIX съезда партии по пятому пятплетнему плану предусматривается сокращение в 1955 го ду времени оборота вагонов не менее чем на 18 процентов против 1950 годз. Чтобы вагоны от одной погрузки до другой оборачивались быстрее установлен ной нормы, необходимо строго соблюдать н постоянно совершенствовать технологию грузовых операции, повышать скорость движения поездов и т. д. Именно на со кращение простоев вагонов под грузовыми операциями должны быть направлены сейчас силы коллективов станций. ‘ Однако на Мурманском отделении Ки ровской дороги задача по ускорению обо рота вагонов, по лучшему использованию подвижного состава решается неудовлет ворительно. Этот важнейший измеритель ѳе выполняется. Пз месяца в месяц за вышаются установленные нормы нахож дения подвижного состава в пути, 'па тех нических и грузовых станциях. Это происходит, прежде всего, потому, что руководители отделения (тт. Струков и Чайкозскпй). политотдел (тов. Кириллов) ускорению оборота вагонов, максимально му использованию подвижного состава не придают должного значения. Командный состав ■станций, партийные организации порой забывают, что это важнейший из меритель, определяющий уровень и каче ство работы железнодорожников. Так, на пример, на станции Кандалакша в резуль тате неудовлетворительной борьбы за ус корение оборота вагонов он в отдельные месяцы завышается против еормы в три раза. Если каждый вагон путь от одной по грузки до другой будет созершать на сут ки быстрее, это позволит ежедневно до полнительно отправлять сотни тысяч тонн грузов. Пз этого видно, какой огромный резерв таит в себе ускорение оборота ва гонов, насколько быстрее и больше пред приятия и стройки будут получать народ нохозяйственные грузы и тем самым да вать Родине больше металла, машин, станков, леса, рыбы, — всего того, что необходимо для повышения могущества нашей Родины, дальнейшего улучшения жизни советских людей. Борьба за ускорение оборота вагонов должна стать важнейшей задачей всех железнодорожников Мурмана, всех пар тийных и профсоюзных организаций транспорта. Большое значение в ускорении оборота вагонов имеет выполнение графика дви жения поездов. По и с этим показателем на Мурманском отделении дело обстоит плохо, ежемесячно значительное количе ство поездов отправляется с нарушением расписания и графика их проследования. Важнейшим условием снижения про стоя вагонов под грузовыми операциями является сокращение времени в ожидании подачи вагонов к пунктам погрузки и выгрузки, а также на ожидание уборки подвижного состава. Таким образом, чтобы неуклонно выполнять установленную нор му оборота вагонов, требуется ускорить темпы обработки подвижного состава и продвижения поездов на всех станциях. Однако на ряде станций Мурманского отделения дороги вагоны значительное время простаивают не только под погруз кой и выгрузкой, но и в ожидании от правления. Директивы XIX съезда партии указы вают на необходимость значительно улуч шить использование грузоподъемности ва гонов. Нельзя поэтому мириться с тем, что на Мурманском отделении вагоны не редко уходят \В рейс полупустыми, грузо подъемность подвижного состава пол ностью не используется даже при перевоз ке массовых грузов. Возможности ускорения оборота подвиж ного состава огромны. Онп — и в сокра щении пробега порожних вагонов, и в усилении маршрутизации, и в совершен ствовании планов формирования, п в стро гом соблюдении технологических процессов на грузовых станциях, и в слаженности работы между железнодорожниками и клиентурой. Некоторые руководители предприятий, строек и -торгующих организаций области нарушают установленные государством за коны, несвоевременно производят погруз ку и выгрузку вагонов. За 11 месяцев нынешнего года в результате прямой без ответственности таких руководителей простой подвижного состава сверх уста новленной нормы составил более 251 ты сячи вагоно-часов. Особенно неблагопо лучно в этом отношении в тресте «Мур- манрыбетрой» (и. о. управляющего тоз. Лернер), в торгово-заготовительной кон торе объединения «Мурманрыба» (управ ляющий тов. Пашенцев). В ппсьме великому вождю народов товарищу П. В. Сталину железнодорожни ки Мурмана приняли на себя обязатель ство ускорить оборот вагонов против уста новленных заданий на один час. Надо настойчиво бороться за выполнение дан ного слова, всемерно развивать социали стическое соревнование за увеличение объема и ускорение темпов перевозок. Железнодорожники Заполярья с огром ным воодушевлением встретили Указ Пре зидиума Верховного Совета РСФСР о пред стоящих выборах в местные Советы. Это знаменательное событие в жизни народов первой средп равных республик нашей страны вызывает у них огромный твор ческий п трудовой подъем, стремление по радовать Родину, партию новыми победа ми на фронте мирного созидательного труда. Железнодорожники Мурмана, отда вая все своп силы улучшению количест венных и качественных показателей, бу дут в первых рядах тружеников Мурмана в пх борьбе за дальнейший расцвет про изводительных сил Заполярья. Куйбышевгндрострой. В районах строительства Куйбышевского гидроузла в этом году построено около 100 тысяч квадратных метров жилой площади. Тысячи семей получили хорошие квартиры. На снимке; новые дома гидростроителей в Комсомольска Фото Н. Фнникова. (Фотохроника ТАСС). £ ------------------------------------------------ Механизация труда на великой стройке ВОЛЖСКШІ (Сталинградская область), 18 декабря. (ТАСС). На сооружении Ста линградской ГЭС все основные строитель- На дне моря созданного человеком Новое в рыбном хозяйстве Каспия Всесоюзный научно-исследовательский . институт морского рыбного хозяйства п В Москву возвратилась из очередной j океанографии провел большие эксперп- a i ментальные работы по изучению условии - .......- - ............... - для искусственного разведения ценных Более 100 различных типов и видов вы- j Академии паук СССР, руководимая кандп- сокопронзводптельных механизмов, управ- J датом географических наук А. В. Жпва- ляемых рабочими, роют землю, перевозят го. Основное внимание она уделила пзу- грузы, строят дороги, возводят дома, бу рят землю, забивают металлический шпунт и т. д. Онп заменяют труд тысяч людей, ускоряя темпы работ. Только за время, минувшее после XIX съезда партии, здесь получены десятки нозых механизмов. Вчера началось опро бование так называемого грейдера-элева тора, присланного из города Осипенко. Этот агрегат заменит труд тысяч земле копов. Управляют же им в одну смену чению рельефа дна и берегов Рыбинского водохранилища — моря. Тов. Живаго рассказал корреспонденту ТАСС: — Участники берегового геоморфологи ческого отряда Пнсгптута географии ве ли изучение дна и берегов Рыбинского водохранилища новейшими методами. Спу скаясь под воду, мы видели много инте ресного. Несмотря на то, что после затоп- ленпя прошло уже много времени, на неего лишь семь человек. Успешно освап- большей части дна еще сохранился поч- ваегся ювый тип бульдозера, построенно го рабочими Челябинском завода имени Колющенко. Он имеет поворотный нож, больший захват и намного производитель нее прежних тішов этой машины. Испы тывается 18-кубозый самоходный скре пер и другие механизмы. На участке гидромеханизации за пос- венный покров, представляющий теперь темную полужидкую массу с корнями растений. Развитие берегов в некоторых частях водохранилища сходно с формированием профиля морского побережья. Мы стреми лись установить определенные закономер ности этого развития, что имеет большое леднпе полтора месяца полностью освсен значение для вновь создаваемых гран- Пропаганда решений XIX съезда партии и' труда товарища И. В. Сталина „Экономические проблемы социализма в СССР“ ТБПЛПСП. Партийные организации Гру зни широко развернули пропаганду реше ний XIX съезда партии и труда товарища И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». На предприятиях п в учреждениях Сталинпри проводятся лекппп и доклады в помощь изучающим материалы съезда партии п нозый гениальный труд товарища П. В. Сталина. В библиотеках города открылись выставки, посвященные съезду партпп. В колхозах^ Юго-Осетпп состеялось около 700 лекций и докладов, на которых присутствовало свыше 27 ты сяч человек. КАЗАНЬ. Трудящиеся Татарии с глу боким интересом изучают материалы XIX съезда партии и классическое произведе ние товарища П. В. Сталина «Экономиче ские проблемы социализма в СССР». Во всех районах Казанской п Чпстопольскои областей работают пропагандистские груп пы крайкома и обкомов КПСС, которые оказывают практическую помощь мест ным па-ртпПным организациям в поста новке іп іг р о к о й пропаганды материалов XIX съезда партии и нового труда товарища П. В. Сталина. Ежедневно в колхозах, МТС. совхозах, лесиромхозах республики читаются лей- у цнп: «Пятый пятилеткий план — новый крупный шаг по пути развития СССР», «Борьба Советского Союза за сохранение А укрепление мира». «П. В. Сталин об основных предварительных условиях пе рехода от социализма к коммунизму» л на другие темы. В колхозах Казанской области работает свыше 500 пропагандистских групп рай- комоз партии, в которых участвуют 1630 руководящих партийных и советских ра ботников и лекторов. ИРКУТСК. Сегодня в обкоме партии за кончился десятидневный семинар заведу ющих отделами пропаганды н агитации, внештатных лекторов райкомов и горко- моз КПСС. Былп прочитаны лекции на темы: «П. В. Сталин об основных предва рительных условиях перехода от социа лизма к коммунизму», «Задачи развития промышленности СССР в пятой пятилет ке», «Забота партии и правительства о повышении материального благосостояния и культурного уровня жизни советского народа» п другие. В конце семинара участппки обменя лись опытом пропагандистской п агита ционной работы. . . 1S декабря. (ТАСС). электрігчес к и й вибропогружатель на за- бігвке металлического шпунта, производи тельность которого значительно выше, чем у паровоздушного молота. На строи тельстве города гпдростроевцез хорошо зарекомендовала себя новая штукатурная машина, сконструированная инженером «Сталннградгидростроя» тов. Магала. □ У б о р ка в т о р о го урээкая ка р тоф е л я АДЛЕР. (Краснодарский край), 18 де кабря. (ТАСС). В Адлерском овощном сов хозе началась уборка второго урожая картофеля. Совхоз расположен в районе влажных субтропиков, где картофель дает плохой урожай и низкое качество клубней. Про делана большая работа по подбору сортов картофеля для субтропической зоны. Опы ты проводплпсь с 60 сортами. Отобраны два лучших, показавших хорошую уро жайность, имеющих крупные клубни. Кроме того, отобранные сорта картофеля позволяют получать два урожая в год. В этом году валовый сбор картофеля в днозных водохранилищ на Волге. Изменение берега зависит от многих факторов географической среды и в осо бенности от воздействия волн. Большое значение имеет геологическое строение дна и берегов, степень их закрепленности растительностью. Основываясь нз измерениях первич ных уклонов заливаемой суши, мы те перь можем предсказать будущую направ ленность развития берега еще до заполне ния того или иного водохранилища во дой. Это очень важно знать прп проекти ровании гидротехнических сооружений. Научные работы на Рыбинском море дали возможность установить, что разным уклонам дна у берега соответствует опре деленный механический состав донного грунта. Таким образом, изучая расположе ние и сортировку грунтовых частиц на дне, можно устанавливать стадии развития берега и делать прогнозы дальнейшего его преобразования. Пользуясь материалами и опытом рабо ты па Рыбинском водохранилище, ученые проводят сейчас аналогичные исследова ния на Цимлянском море и па террито рии будущих водохранилищ — Сталин- совхозе в два раза больше прошлогоднего. ’ градского и Куйбышевского. (ТАСС). пород рыбы в бассейне Каспийского моря. Проблема эта была поставлена перед ра ботниками рыбной промышленности в связи с сооружением на Волге мощных гидроэлектростанций. В беседе с корреспондентом ТАСС руко водитель работ профессор Н. И. Кожин рассказал: — Произведенные нами всесторонние исследования показали, что применение мичуринских методов в биологии откры вает широкие возможности масового вы ращивания в искусственных условиях жизнестойкой молоди ценных пород рыбы. В результате исследований разработана технология строительства новых •рыбовод ных заводов. В низовьях Волги намечено построить шесть- таких заводов для про мышленного разведения осетра, белуги и севрюги и один завод для разведения бе лорыбицы Онп должны выращивать еже годно около 20 миллионов штук рыбной молоди, которая будет выпускаться в Каспийское море для нагула. Мировая практика рыбного хозяйства еще не знала строительства таких пред приятий для искусственного разведения рыбы в промышленных масштабах. Пуск заводов даст возможность не только сохранить в новых условиях за пасы ценных промысловых рыб бассейна Каспийского моря, но и значительно уве личить их. (ТАСС). □ . КолхознЪіе радиоѵзлЬ і МОГИЛЕВ, 18 декабря. (ТАСС). В домах колхозников сельхозартели имени Воро шилова, Хотимского района, раздались по зывные Москвы. Это вступил в строй новый межколхозный радиоузел. От него проведены раднотрансляппонные линии в сельхозартели пмечи XYII партсъезда и «Пионер». Со сдачей в эксплуатацию это го радиоузла Хотпмскпй район стал рай оном сплошной радиофикации. Число радиофицированных сел в области непрерывно растет. -В нынешнем году здесь смонтировано двадцать колхозных радиоузлов. К концу 1955 года будут радиофицированы все села области. ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Усилим агитационную работу С большой радостью узналн работницы холодильного завода Мурманского рыбо комбината о предстоящих выборах в ме стные Советы депутатов трудящихся РСФСР. Многим из них недазно исполни лось 18 лет, н они впервые будут участ вовать в выборах. Работницы живо инте ресуются избирательной системой Совет ского государства. На нас, агитаторов, ложится ответствен ная задача — разъяснять массам совет ский избирательный закон, ’ Сталинскую Конституцию — самую демократическую в мире Конституцию. В этот период необходимо усилить ап> тационную работу на заводе и по месту жительства населения, связывать эту ра боту с задачами коллектива в борьбе за выполнение государственного плана. Я работаю агитатором два года. В про шлые избирательные кампании я прово дила беседы среди.избирателей по их ме стожительству. Потом партийная органи зация поручила мне проводить читки га зет и беседы в филейном цехе срѳдн ра ботниц. Во время работы XIX съезда Коммуни стической партии и после его окончания мы изучали исторические документы съез да, говорили о перспективах развития рыбной промышленности Мурманской об ласти, об экономическом и культурном росте советского Заполярья. Сейчас готовлюсь к беседам .о совет ской избирательной системе. В областной библиотеке имеется книжная витрина, на которой представлена избирательная ли тература, необходимая агитаторам. Я озна комилась с этой литературой. Горжусь тем, что мне доверили нести пламенное слово коммунистической прав ды в массы. Л. КУБАСОВА. Агитатор филейного цеха рыбо комбината. В бѳріьбе за дальнейший технический шрогре©© Директивы XIX съезда партии по пято му пятилетнему плану развития СССР предусматривают значительное увеличе ние выпуска новых высокопроизводитель ных станков. В связи с этим перед кол лективом института стоит задача созда ния станков, которые повысят производи тельность ныне существующих в два — три п более раз. Управление ими будет автоматизировано. Решено создать новые автоматические станочные линии п за воды-автоматы. Выпуск таких станков и автоматических л и н и й позволит в течение ближайших лет осуществить автоматиза цию не только производственных процес сов, но п контроля за работой инструмен тов и качеством обработки деталей. За послевоенные годы коллектив ин ститута сконструировал и передал для серийного производства около 3000 моде лей различных мехаппзмов, узлов, стан дартных деталей и десятки типов новых станков, в том числе сложнейшие метал лорежущие станки, инструменты п изме рительные приборы, несколько автомати ческих станочных линий п первый завод- автомат по производству автомобильных поршней. В этом году осуществлено более -160 работ, направленных на создание стан ков, которые обеспечат высокие скорости обработки металла резкое сокращение вспомогательного времени. В целях лучшего использования стан ков создано более ста гидравлических и Беседа с директором экспериментального наично~ исследовательского инститцта металлорежущих станков Министерства станкостроения А . П. В Л А Д З И Е В С К И М + электрических узлов п мехаппзмов. Промышленность получила от институ та несколько типов высокопроизводитель ных полуавтоматических токарных, ре вольверных и фрезерных станков, а так же группу высокоточных шлифовальных станков, на которых можно обрабатывать детали со скоростью в два раза выше обычной. Технической новпнкой является шпин дель для шлифовальных станков, делаю щий до 100 тысяч оборотов в минуту (обычный шлифовальный шпиндель дела ет 17— 20 тысяч оборотов в минуту). Впервые сконструирован станок для балансировки вращающихся деталей па ровоздушных турбин, турбогенераторов п других агрегатов и машин, в которых щийся опытной базой института, освоил серийное производство нового типа зубо фрезерного станка. Этот станок, в отли чие от заграничных, создан па принци пиально повой. технической основе. Он работает резцами пз твердых сплавов, благодаря чему скорость резания повыси лась в десять раз, а производительность труда на нем возросла в три — три с половиной раза. Страна получит от внед рения этого станка миллионы рублей ЭКОНОМИИ. В этом году построен второй завод- автомат по производству автомобильных поршней. Он увеличивает выпуск порш ней в три раза. За последнее время пере даны промышленности четыре автомати ческие станочные линии для изготовления валов электрических двигателей. Создан ряд типовых станков, которые можно включать в различные автоматические линии. Чтобы полнее выявить возможности ав томатизации производства, институтом провэдится ряд исследований в области теории автоматизации. Закончено изуче ние вопросов точности работы автоматп- пеурзвновешенность вращающихся частей . чеекпх линий и пх электрооборудования. создает опасность поломки. Станок позво ляет выявлять неуравновешенность дета лей весом от нескольких килограммов до 75 тонн. Такими станками в первую оче редь оснащаются заводы, работающие для великих строек коммунизма. Завод «Сганкоконструкцня», являю- Разработаны новые, улучшенные формы расчета деталей станков. Сотрудники института полны решимо сти внести новый вклад в дело дальней шего технического прогресса. (ТАСС). Б е с е д ы с избирателями Домохозяйки, живущие в доме >е 7 по улице Хибиногорской, каждую неделю со бираются вместе, чтобы послушать беседу агитатора — учительницы средней шко лы Л'г 1 Александры Васильевны Зотп- мовой. Агитатор познакомила ^ своих слуша тельниц с материалами XIX съезда пар тии и речью товарища П. В. Сталина на съезде, провела беседы о 35-й годовщине Великого Октября, рассказала о пламен ном трибуне революции Сергее Миронови че Кирове, о Дне Сталинской - Конститу ции. — Скоро закончим изучение материа лов съезда, — говорит агитатор. — По просьбе слушателей расскажу о постепен ном переходе от социализма к коммуниз му, который научно обоснован в работе товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Сейчас готовлюсь к беседе о выборах в местные Советы депутатов трудяшнхея. Ознакомлю рлушаіелей с Указом Прези диума Верховного Совета РСФСР о прове дении выборов, расскажу о самой демо кратической Конституции в ѵтп>г — Ста линской Конституции. Ііпрозск. (По телефону). Семинар агитаторов Партийный комитет торгового порта 17 декабря провел семинар агптатороз. В красном уголке общежития по ул. Карла Лпбкнехта собралось 75 человек. Перед агитаторами выступил начальник торгового порта тов. Косякоз. Он подвел птогп выполнения социалистических обя зательств коллективом порта в 1952 г „ сказал о задачах, стоящих перед портови ками в 1953 году. Тоз. Косяков призвал агитаторов усилить работу с массами, свя зывать предвыборную агитационную дея тельность с задачами выполнения пяти летнего плана. Секретарь партийного комитета тов. Михин зачитал Указ Президиума Верхов ного Совета РСФСР о проведении 22 фев раля выборов в местные Советы-депутатов трудящихся. Он рассказал агитаторам о предстоящей большой работе в избира тельной кампании и предложил в ближай шие дни провести'с избирателями первые беседы. Л е к ц и я для избирателей Еще до опубликования Указа Президиу ма Верховного Совета РСФСР о назначе нии выборов в местные Советы депутатов трудящихся в мурманском клубе «Строи тель» работал агитпункт. По выходным дням здесь проводплпсь лекции для насе ления района «Жилстроя». Сейчас партийная организация треста «Мѵрманрыбстрой», которая обеспечивает массовую работу на этом агитпункте, оживляет его деятельность. На-днях агитаторы треста разнесли из бирателям пригласительные билеты на агитпункт. В выходной день, 21 декабря, здесь состоится лекция на тему: «Жизнь л деятельность товарища EL В,- Сталина»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz