Полярная правда. 1952, декабрь.
2 шнт П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Лгз 296 (7402) 17 деітбря 1952 і г. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Коммунисты вскрыли недостатки в работе парткома Ha-днях состоя- *4- ва кораблях, щгтере- лпсь первая обще- С ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ совались лишь хо- ФЛОФСКАЯ конферен- УПРАВЛЕНИЯ <МУРМАНСЕЛЬДЬ> зяйственными во пля партийной орга- низацьл управления «Мурманселъдь». С доклада^ о работе партийного комитета аа отчетный период выступил секретарь парткома тов. Нвконов. Решения XIX съезда партпн, новый ге ниальный труд товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» к речь товарища П. В. Сталина на съезде, сказал докладчик, открыли перед советским народом величественные пер спективы строительства коммунизма в на шей стране, явились новым вкладом в де ло укрепления мпра во всем мире. Вдох новленный этими историческими докумен тами, коллектив «Мурмапсельдн» с боль шим подъемом трудится на благо Родины. Государственный план добычи рыбы вы полнен досрочно на 112 процентов. В этом немалая заслуга партийной организации, которая^ сумела мобилизовать и повести за собой всех моряков на достижение но вых трудовых успехов. Далее тов. Никонов остановился на недостатках, имевших место в работе пар тийного комитета. Он сказал, что крити ческие замечания коммунистов стали учи тываться только в последнее время. Реа лизуются они еще медленно. Начальник управления^ «Мурмансельдь» тов. Дуглад- зе, главный инженер тов. Бородулин и некоторые начальники отделов не способ ствуют развитию самокритики и критики снизу, не показывают пример честного от ношения к ней, а партийный комитет не проявил необходимой требовательности к этим товарищам. Имелись случаи прямого зажима кри тики. Так, капитан среднего траулера >8 427 коммунист тов. Пайкачез п меха ник коммунист тов. Ыаньковскнй стали преследовать комсорга тов. Никитина, ко* торый выступил однажды на собрании о критикой в их адрес. Партком слабо занимается воспитатель ной работой. О дним нз следствий этого яв ляются случаи нарушвнич дисциплины отдельными коммунистами и беспартийны ми. Например, старший механик сред него траулера ІК5 132 член БПСС тов. Звягнн без уважительной причины опоз дал к отходу судна на промысел, диспет чер управления коммунист тов. Мащенд- жнноз появлялся на работа в нетрезвом состоянии и т. д. Не обеспечил партийный комитет пра вильную расстановку и подбор кадров. По этой причине на отдельных судах распа лись партийные организации. На средних траулерах Js2 331 (секретарь парторгани зации тов. Сидоров), Л! 420 (секретарь парторганизации тов. Дроздов) нерегуляр но проводятся партийные собрания. Не везде еще они являются школой коммуни стического воспитания. Однако это не встревожило партком. Он редко заслуши вал доклады секретарей парторганизаций, •не обобщал опыт лучших партийных ру ководителей. Плохо была поставлена работа с моло дыми коммунистами. 60 кандидатов в чле ны КПСС имеют просроченный кандидат ский стаж. Всего одни раз на заседании парткома заслушивался вопрос о работе комсомоль ской организации и пи разу — о работе профсоюзного комитета. Серьезные недостатки имеются в поста новке партийного просвещения. Пз 58 по литшкол и кружков по изучению Крат кого курса истории партии в прошлом учебном году полностью закончили прог рамму только 13. 50 коммунистов вовсе не были вовлечены в учебу. Слабо велась на судах агитационно-массовая работа. Однако, сказав об этих недостатках, ttjb . Никонов не объяснил причин их. Странно прозвучало и его заявление о тон, что партийный комитет не нашел об щего языка с политотделом (начальник тов. Белков), мол, пытался разграничить с ним функции, но работал плохо. На все эти вопросы дали ответ в свопх выступлениях коммунисты. Горячо одобряя исторические решения XIX съезда КПСС и скромно отмечая своп успехи, они подвергли резкой критике недостатки в работе парткома. Делегат конференции помполит рефри жератора 4 тов. Смирнов сказал, что в деятельности членов парткома не было согласованности. Члены партийного коми тета тт. Дугладзе и Шутов, часто бывая Пропаганда труда товарища И. В. Сталина ..Экономические проблемысоциализма вСССР" и материалов XIX съезда партии Библиотека Кандалакшского железно дорожного узла ведет большую работу по пропаганде материалов XIX съезда пар тии. В помещении библиотеки оформлена выставка литературы, посвященная съез ду. В вестибюле железнодорожного клу ба, в здании которого находится библио тека, также оформлен большой стенд с материалами съезда. Материалы съезда и гениальное ироиз- ретарь партийной организации среднего | ведение товарища П. В. Сталина «Эконо- ♦ т ѴТППО О 4 К *РЛП Т*ЛПЛПГГГТ ТТ*1ПФМЛ11 . . . . . . . . . . _ Р Р Р П .. просами, а партий но-политической работе внимания не уде ляли. Секретарь парткома тов. Никонов не направлял их деятельность, как чле нов парткома. Ои все стремился сделать один я, как следовало ожидать, не до стиг успеха в этом. О слабом контроле деятельности адми нистрации со стороны партийной органи зации говорил в своем выступлении сек- ияжелое машиностроение иадтой пятилетке Директивы съезда по пятому пятилет- нему плану развития СССР на 1951— 1955 гг. являются величествен ной программой дальнейшего роста могу щества Советского государства м значн- квартал текущего года заводы Мпнпстер траулера 845 тов. Герович. Партком пе волновало то, что корабли, отправляв шиеся в сельдяную экспедицию, были снабжены не темн сетями, которые требо вались. что плохо поставлена подготовка капнтанов-проиысловпков. Обмен опытом среди экипажей не проводится. Тральщи ки по 10— 15 дней ждут разгрузки у пловучпх баз. Не все благополучно об стоит и со снабжением моряков обмунди рованием и продуктами. . Но партийный комитет этими вопросами не занимался. Недостаточно интересуются ими район ный и городской комитеты КПСС. Помполит 5-го отряда тов. Соловьев бросил справедливый упрек в адрес парт кома, который оторвался от коммунистов. Партком не руководил комсомольской и профсоюзной организациями, не прислу шивался к критическим замечаниям ком мунистов и не реагировал нз них. Рабо та секретаря парткома тов. Никонова сво дилась по существу к сбору статистиче ских данных. П это, как видно, удовлет воряло районный и городской комитеты партии, которые кроме сводок ничего не требовали от секретаря парткома. — Наши партийный комитет и полит отдел, — сказал делегат конференции ме ханик среднего траулера X: 1 тов. Смир нов, — занимаются лишь «накачкой» секретарей партийных организаций. Дру гой помощи от них получить трудно. В парторганизации «Мурмансельди» плохо поставлено партийное просвещение. Я занимаюсь самостоятельно. Кто должен консультировать меня — не знаю. При шел я однажды в партком, спросил с кем побеседовать о работе В. П. Ленина «Что делать?», но так до сих пор ответа и не получил. Оказывается, сам тов. Никонов не знает, кто является консультантом. Старший штурман среднего траулера N5 427 тов. Чернышев говорит о бездуш ном отношении в управлении «Мурман- сельдь» к рационализаторским предложе ниям. Вопросами рационализации и изоб ретательства здесь не занимаются ни тэхничоский отдел управления, ни на чальник управления тов. Дугладзе. Мно гие ценные рационализаторские предложе ния остаются нерассмотренными, теряют ся. Партийный комитет мирится с этим. Не случайно тов. Никонов даже не упомя нул о вопросах рационализации в своем отчетном докладе. Партком слабо руководил социалистиче ским соревнованием. Тов. Никонов ни ра- 8у не участвовал в подведении итогов работы моряков за месяц и квартал. мические проблемы социализма в СССР» являются самой популярной литературой, пользующейся сейчас наибольшим спро сом. Особенно углубленно работают над изучением работы товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» и материалов XIX съезда партии инженерно-технические работники, учи теля. врачи города. Библиотека- оказывает читателям тео ретическую помощь в изучении великого научного труда П. В. Сталина и мате риалов съезда, организует консультации, дает различные библиографические справки. Заботясь о широкой пропаганде мате риалов съезда, библиотека проводит мас сово-разъяснительную работу в общежи тиях железнодорожного узла. Так, работ никами библиотеки и ее активистами ор ганизовано среди молодых железнодорож ников ряд бесед. Кандалакша. (Наш соб. корр.). * * * Систематическое изучение материалов XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза развернуто среди рыбо обработчиков Териберской Фактории. Ознакомление с докладом тов. Г. М. Маленкова о работе ЦК партии, с речью товарища П. В. Сталина на съезде и ре шениями съезда проводится путем читок газет и бесед. Читки и беседы среди ры бообработчиков проводят мастера тт. Гри шкова и Гаврнева. Документы съезда также изучают ра ботники управления рыбокомбината. Терпберка. (Наш соб. корр.). тельного повышения материального благо состояния и культурного уровня народа. Эта программа опирается па открытый и научно обоснованный товарищем Сталиным в его гениальном произведении «Экономические проблемы социализма в СССР» основной экономический закон со циализма. Выполнение пятого пятилетне го плана явится новым крупным шагом вперед пп пути развития СССР от со циализма к коммунизму. В пятой пятилетке, так же как и на протяжении всего периода социалисти ческого строительства, предуемнтривают- ся высокие темпы развития машинострое ния — основы технического прогресса всех отраслей народного хозяйства. Если в целом уровень промышленного произ водства в СССР должен возрасти за те кущее пятилетие, примерно, на 70 проц., то производство продукции машинострое ния и металлообработки за это же время должно быть увеличено, примерно, в 2 раза. Партия и правительство направляют развитие социалистической экономики по пути непрерывного роста и совершенст вования на базе высшей техники для того, чтобы обеспечить максимальное удовлетворение постоянно растущих ма териальных и культурных потребностей всего общества. В решении этой важней шей задачи большая роль принадлежит тяжелому машиностроению, оснащающе му тяжелую индустрию высокопроизводи тельными машинами и механизмами. В своем классическом труде «Экономи ческие проблемы социализма в СССР» товарищ Сталин указывает, что «...Нигде так охотно не применяются машины, как в СССР, ибо машины сберегают труд об ществу и облегчают труд рабочих, и, так как в СССР нет безработицы, рабочие с большой охотой используют машины в народном хозяйстве». Социалистический строй открыл неограниченные возможно сти для технического прогресса народного ства тяжелого машиностроения изготови ли основных видов продукции значитель но больше, чем за весь 1946 год. Это яв ляется ярким показателем высоких тем пов развития тяжелого машиностроения в послевоенный период. Не менее важным итогом является соз дание и внедрение в промышленность большого количества новых конструкций машин и агрегатов, ранее никогда не про изводившихся в СССР. В числе новых конструкций машин, созданных и освоен- ных заводами тяжелого машиностроения и ныне успешно используемых в народ ном хозяйстве, —• блюминги, рельепба- лочные станы, трубопрокатные агрегаты, колесопрокатные установки, металлурги ческие краны грузоподъемностью до 350 тонн, мощные нефтебуровые установки, электрические 3-кубовые экскаваторы, шагающие драглайны с ковшом емкостью 1940 годом в 3,4 раза, паровых турбіш I кцо параметры пара, больпоо развитие — в 3,2 раза, паровых котлов — в 4,7' получит производство паровых *турбин и раза, дпзелей — в 2,1 раза и подъемных , котлов малой мощности для строящихся кранов — в 3,3 раза. Только за один III j небольших и средних электростанций. В текущои пятилетии будет сделан также новый вэжпый шаг в дальнейшем повышении технического уровня совет ской внергетики — будет положено нача ло внедрению в нашу энергетику пара сверхвысоких давлений и температур. На Ленинградском металлическом заводо иііо- нн Сталина сконструирована и изготов лена крупнейшая в мире одновальная паровая турбина «СВК-150» ~ мощностью 150 тысяч киловатт на сверхвысокое давление. Для питания паром втой тутѵ бнны на Таганрогском заводе «Красный * котельщик» сконструированы и построе ны мощныо паровые котлы, производи тельностью 240 тонн пара в час каждый. Электрическая станция, оборудованная. такими агрегатами, будет расходовать топлива на 8— 10 процентов меньше, чем станция высокого давления. Большое развитие получает в* повои пятилетии производство прокатного ббо- 3.4— 4 кубических метра, шахтные рудованпя. Это оборудование характери Бюро райкома партии проверяет выполнение обязательств и работу с новаторами Бюро Терского райкома КПСС обсуди ло вопрос о ходе выполнения социалисти ческих обязательств, взятых в письме товарищу П. В. Сталину колхозниками рыболовецкой артели имени V III съез да Советов. Бюро райкома отметило, что социалистические обязательства колхозом выполняются неудовлетворитель но. Головой план вылова рыбы по состоя нию на 20 ноября колхозом был выпол нен только на 46,7 проц. Причиной не- Делегат конференции тов. Брагина оста-1 выполнения плана добычи рыбы и со циалистических обязательств является то, что правление колхоза (председатель тов. Пптиримов) и партийная организа ция (секретарь тов. Девяткин) плохо осуществляли контроль за работой рыбо ловецких бригад. Итоги соревно- подъемные машины с диаметром барабана до 9 метров и другие. Новые конструкции советских прокат ных станов благодаря применению высо кой механизации всех процессов и авто матическому управлению превышают по своей производительности существующие заграничные конструкции на 10— 15 процентов и требуют для своего обслу живания меньшее количество рабочих. Выполняя директивы ХѴІТІ съезда пар тии о, техническом перевооружении энер гетики страны — о переводе ее на пар высокого давления в 100 атмосфер, — заводы тяжелого машиностроения освоили серийное производство турбин высокого давления мощностью 25, 50 и 100 ты сяч киловатт, паровых котлов произвоти- тельностью до 230 тонн пара в час, на сосов. арматуры и другого необходимого вспомогательного оборудования. В довоенное время тепловые электро станции СССР работали в основном на паре давлением до 35 атмосфер. Переход на агрегаты высокого давления дает свы- хозяйства, для широкого внедрения новой | ше зоо тысяч тонн экономии высокока техники. Это находит особенно яркое от ражение в пятом пятилетием плане. В директивах съезда подчеркивается, что особо важной задачей в машинострое нии является полное обеспечение обору дованием электрических станции, прет- прпятнй черной и цветной металлургии, строительства заводов по переработке нефти и производству искусственного жидкого топлива и химической промыш ленности. В этих целях за 5 лет долліно быть увеличено производство паровых турбнп в 2,3 рази, паровых котлов — в 2,7 раза, гидротурбин — в 7,8 раза, нефтеаппара туры — в 3,5 раза, металлургического оборудования — нз 85 процентов, в том числе прокатного более чем в 2 раза. Никогда еще эти отрасли тяжелого ма шиностроения не развивались в таких масштабах, как это намечено в директи вах съезда. Однако всем своим предыду щим развитием советское тяжелое маши- новилась на слабом руководстве парткома партийно-политической работой. Вопросы о политической учебе коммунистов на за седаниях парткома пе обсуждались. В прошлом учебном году сменилось 18 про пагандистов. Нп одного занятия кружка не провел выделенный в качестве пропа гандиста коммунист тов. Ядрихинский (средний траулер № 424), а пропаган дист тов. Карзнн (средний траулер 188) после третьего занятия самоволь но изменил форму партийной учебы свопх слушателей. Об этом знали в парткоме, однако мер своевременно не приняли. Некоторые коммунисты неправильно воспринимают критику, говорил в своем выступлении начальник политотдела тов. Белков. Тт. Дугладзе, Никонов, Шутов легко соглашаются со всеми замечаниями, высказанными в их адрес, обещают при нять меры, исправить недостатки, но тут же об этом забывают. Всего в прениях выступило 20 делега тов. Конференция приняла развернутое ре шение, направленное на устранение отмо ченных недостатков. Избран новый состав партийного комитета. Секретарем парткома избран тов. Калинин. М. ЛЕВИН. построение подготовлено к решению то ни было. чёственного угля в год на каждый мил лион киловатт мощности. В прошлом году более 70 процентов общего выпуска паро вых турбин и котлов составляли турбины и котлы высокого давления. Крупным достижением советского тяжелого машиностроения является созда ние конструкций н организация произ водства сверхмощных шагающих драглай нов с ковшом емкостью 10— 14 кубиче ских метров и длиной стрелы 75— 65 метров. Уралмашзавод уже изготовил во семь таких машин, каждая пз которых заменяет труд 7— 10 тыс. человек Впер вые в мировой практике гидротехниче ского строительства они были применены на Волгодонстрое. Работы по созданию новых конструк ций высокопроизводительных машин для энергетики, металлургической, топливной и других отраслей тяжелой промышлен ности в текущем пятилетии получают значительно больший размах, чем когда Семинар по изучению решений X IX съезда партии и труда товарища- И. В . Сталина Закончил свою роботу четырехдневный семинар по изучению решений XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза и гениального произведения товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», созванный отделом пропаганды н агитации обкома КПСС. В работе семинара приняли уча стие секретари горкомов и райкомов пар тии, заведующие отделами пропаганды и агитации, заведующие партийными биб лиотеками прп горкомах, райкомах и пар тийных организациях и лекторы — всего 106 человек. На семинаре выступили секретари Кандалакшского горкома КПСС — тов. Степанов и Кировского райкома партии — тов. Шпшоз, заместитель заведующего отделом пропаганды н агитации Монче горского горкома партии тоз. Фролова, за ведующий библиотекой Печснгского рай кома КПСС тов. Перелыгнн и другие. Они рассказали о первых шагах в работе по изучению исторических решений XIX съезда Коммунистической партии и вы дающего научного труда товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Участники семинара прослушали ряд лекций. Лектор обкома КПСС тов. Борисо ва прочитала лекцию «Новый пятнлетиий тт^тт — новый крупный шаг по пути развития СССР от социализма к ком мунизму», кандидат экономических наук тов. Сазанов — «Труд П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» — новый выдающийся вклад в теорию марксизма-ленинизма» и «И. В. Сталин о товарном производстве и законе стоимости прп ' социализме», кандидат исторических наук тов. Рубан — «Устав КПСС — основной закон партийной жизни». Участники семинара прослушали лек цию секретаря обкома КПСС тов. Про кофьева на тему «Перспективы развития Мурманской области в новой сталинской пятилетке». Были прочитаны лекции и на другие темы. Выступивший на семинаре заведующий отделом пропаганды и агитации обкома партии тов. Бобров рассказал участникам семинара о задачах, стоящих перед гор комами и райкомами КПСС, перед их от делами пропаганды и агитации и всеми пропагандистами в деле изучения истори ческих решений XIX съезда Коммунисти ческой партии Советского Союза и гени ального произведения товарища И. В. Сталина «Экономические проблемы со циализма в СССР» в системе партийного просвещения. вания не обсуждали, не было проверки выполнения обязательств, совещания рыболовецких бригад по обмену опытом работы не проводились, показ лучших рыбаков не организован, доска производ ственных показателен в колхозе отсут ствует. Бюро райкома также отметило, что агитацпонно-массовая работа среди рыба- ков-колхоаников находится на низком уровне, председатель колхоза тов. Пити- римов и секретарь парторганизации тов. Довяткпн непосредственно на промысле бывают редко и с политическими докла дами не выступают. За непринятие мер к выполнению пла на добычи рыбы и социалистических обя зательств, данных в письме товарищу И. В. Сталину, председателя колхоза тов. Питнрпмова и председателя сельского Совета тов. Дворникова бюро райкома предупредило. Секретарю партийной орга низации тов. Девяткину за ослабление агитационной и массово-политической работы на рыбном промысле объявлен выговор. Бюро райкома наметило ряд практи ческих мероприятий, направленных на улучшение руководства социалистическим соревнованием и на поднятие уровня партийно-политической работы партийной организации колхоза. * * * Бюро Терского райкома КПСС рассмот рело вопрос о состоянии рационализации п изобретательства на предприятиях рай она. Было отмечено, что руководители предприятий еще не перестроили работы технических советов в свете решений XIX съезда партии. Технический совет на Умбском леспром- комбннате длительное время никакой ра боты не проводил. В Терской МРС техни ческий совет в течение 1952 года совсем не работал. Поступающие рационализатор ские предложения рассматривались здесь только главным инженером тов. Лаврухи- ным, который лично отклонил два цепных предложения. На многих предприятиях рационализа торские предложения долго не рассматри ваются и не внедряются в производство. Беседы и доклады на темы о рационали зации н изобретательстве не проводятся. Бюро райкома КПСС приняло постанов ление, направленное на улучшение рабо ты по рационализации и изобретательству на предприятиях, обязало руководителей предприятий улучшить работу техниче ских советов, широко развернуть техни ческую пропаганду. исключительно сложных и ответственных задач пятой пятилетки. Производственная база тяжелого маши ностроения. благодаря постоянному вни манию и помощи партии и правительства к развитию этой важнейшей отрасли про изводства, нз года в год расширяется н укрепляется. В послевоенное время вос становлены и реконструированы на новой технической основе заводы, подвергшиеся разрушению в период Великой Отечест венной войны, расширены и переоборудо ваны многие старые, а такхе построены и введены в действие новые предприя тия. На заводах и в институтах выросли замечательные кадры новѵгоров производ ства — рабочих, мастеров, конструкторов, технологов, металлургов, ученых — пла менных патриотов нашей Родины, творче ски решающих сложнейшие задачи тяже лого машиностроения. Правительство отметило Сталинскими премиями 216 работников предприятий и научных учреждении Министерства тяже лого машиностроения. Среди лауреатов Статииской премнп — инженер Урал- машзавода тов. Хнмнч, руководивший про ектированием ' первого отечественного Весьма показательным в этом отноше нии является большое развитие гндротур- бостроенпя. В течение ближайших 3— 4 лет нам предстоит построить для Куйбы шевской п Сталинградской гидроэлектро станций 37 поворотно-лопастных гидро турбин максимальной мощностью до 126 тысяч киловатт каждая, что в 1,5 раза больше мощности каждой из машин, уста новленных в послевоенные годы на Дне прогэсе. В настоящее время конструкто ры Ленинградского металлического завода пмепп Сталина заканчивают проектиро вание этих уникальных машин. Вот некоторые данные об этих гидро турбинах. Каждую секунду в турбину будет поступать под огромным напором 600— 70С кубических метров воды. Диа метр ее рабочего колеса превышает 9 метров. Вес колеса с шестью лопастями в собранном виде достигает 400 тонн. Общий вес турбины составляет около 1600 тонн. Таких турбин никогда и ни где в мире еще не создавалось. Заводы тяжелого машиностроения должны будут спроектировать и . изго товить большое количество . мощных гид ротурбин и для других крупных гпдро- строящнхся на Волге, рельсобаточного стана, главный конструк- . СТ1)0ЯШПХСЯ На с тор по гидротурбостроению Ленинграде™- аМе<Рдцепре, лМу .дарье и Иртыше, го металлического завода имени Сталина ’ р ’ 3 1 1 тов. Ковалев, создатель мощных гидро турбин для Днепрогэса и Цимлянской гидроэлектростанции, инженер тов. Са- товекпн, с именем которого связано созда ние трехкубовых экскаваторов «Уралец» и сверхмощных шагающих драглайнов емкостью ковша 10 и 14 куб. метров. Среди удостоенных высокой награды немало рабочих — новаторов производ ства. В их числе — токарь-скоростник Ленинградского металлического завода имени Сталина тов. Бирюков, зуборез- многогтаночник Уралмаша тоз. Понома рев, выполнивший за четвертую сталин скую пятилетку 30 годовых норм, токари Харьковского турбогенераторного завода им. Кирова тт. Дрокин и Кисляков, куз нецы тт. Коваленко и Рябов и многие другие. В 1951 году производство металлурги ческого оборудования по заводам Мини стерства тяжелого машиностроения уве личилось по сравнению с предвоенным Исключительно серьезные технические задачи предстоит решить нашим кон структорам, технологам и металлургам, работающим в области гндротурбострое- ния. I Должны быть созданы новые конструк ции уникальных гидротурбин, обладаю щие высоким коафпцпентом полезного действия и имеющие высокую степень автоматизации управления. С целью ор ганизации серийного производства круп ных гидротурбин потребуется провестн большую работу по повышению техноло гичности конструкций машин, а также по унификации узлов и деталей. Необходимо также освоить в производ стве крупные уникальные стальные от ливки и поковки для гидротурбин и гидрогенераторов. В области паротурбостроения, наряду с весьма значительны» ростом производства уже освоенных типов турбин, котлов н вспомогательного оборудования на высо- зуется большим разноооразием видов ма шин и агрегатов — от блюмингов и сля бингов. обжимающих слиток в квадрат- • ную или плоскую заготовку, до станов, изготовляющих газовые трубы, шестерни, балки, рельсы пли тончайшую ленту. Производство прокатного оборудования по сложности изготовления, по размерам составляющих ого машин, узлов и дета лей — одно пз самых трудоемких произ водств в металлургическом машинострое нии. Прокатный стан в большинстве слу чаев — это целый цех металлургического завода, состоящий из десятков сложных • машин, полностью механизирующий и автоматизирующий все операции проката. В качество примера можно привести запускаемый в производство па наших заводах шнрокополочный стан для про катки балок тяжелого типа высотой до 1 метра, который состоит нз блюминга и пяти рабочих клетей, имеющих самостоя тельный электроприводы. Кроме того,, в комплекс стопа входят уникальные нож ницы, поавильные машины, прессы, дисковые пилы и многие другие виды вспомогательного оборудования. Вес обо- . рудованпя стана достигает 35 тысяч тонн. В текущем пятилетии на заводах тя желого машиностроения должно быть из готовлено новых прокатных стонов значи тельно бпльшо, чем за четыре предыду щих пятилетки. Одной нз главных задач нового пяти летнего плана является завершение в основном механизации тяжелых и трудо емких работ в промышленности и строи тельстве и всемерное развитие комплекс ной механизации в важнейших отраслях " народного хозяйства.;,..'Выполнение. _..этой_ важной народнохозяйственной задачи потребует от машиностроителей дальней- • шего увеличения выпуска и создания и »- вых конструкций землеройных мащнн, подъемло-транспортного и другого обору дования. Уже в настоящее время наши конструкторы рзботают над созданием но вых типов мощных экскаваторов и усо вершенствованием существующих конст рукций. В текущем пятилетии выпуск основ ных видов подъемно-транспортного обору дования по сравнению с четвертой пяти леткой должен быть увеличен в 2— 3 раза. Значительно расширяется номенкла тура производства подъемно-транспортных машин: будут освоены новые типы* ме таллургических кранов, пер-згружателей, козловых и портальных кранов большой грузоподъемности, новые типы конвейе ров, высокопроизводительные средства пневматического транспорта и т. п. Среди других новых машин, которые дадут народному хозяйству заводы тяже лого машиностроения в текущей пятилет ке, — мощные механические и гидравли ческие ковочные прессы, тяжелые нефте буровые установки с 5-дпзельным приво дом для бурения на глубину в несколько ' километров, многие новые виды нефте аппаратуры и т. п. Наша задача — оснастить тяжелую индустрию высоко производительным. экономичным обору дованием, надежным и удобным в эксплуатации. Чтобы выполнить задачи, поставлен ные директивами XIX съезда партпн по пятому пятплетнему плану развития СССР, необходимо всемерно форсировать ввод новых производственных мощностей на заводах тяжелого машиностроения, лучше использовать имеющиеся мощно сти. мобилизовать и полнее использовать резервы предприятий, неустанно совер шенствовать технику производства, значи тельно шире, чем до сих пор, распростра нять достижения стахановцев и передовой опыт предприятий. Рабочие, инженеры, техники и служа щие заводов тяжелого машиностроения самоотверженно трудятся, выполняя пред начертания нашей партии, нашего пра вительства. • Армия работников тяжелого машино строения, воодушевленная историческими решениями XIX съезда нашей партии, претворит в жизнь ответственные зада ния пятой пятилетки, внесет свой вклад в великое дело строительства коммунизма. Т. БОБЫРЕВ. Заи. министра тяжелого машино строения. -1ІШШ ІШПІШШШ - П е р е д к а н и к у л а м и в ш к о л а х Президиум Мурманского областного Со вета профсоюзов обсудил вопрос о куль турном обслуживании школьников в nt>- рнод зимних каникул 1952— 53 учебного года. ІІрезидпум обязал областные, фаб рично-заводские, построечные и местные комитеты профсоюзов организовать в клубах, библиотеках, красных' уголках проведение ёлок, утренников, вечеров ратурных и географических витрин, кол лективное посещение театроз детьми. Для школьников будут проведены док лады, лекции и беседы о жизни и дея тельности вождей советского народа В. Н. Ленива и П. В. Сталина, о Комму нистической партии, о пятой пятилетке, о великих стройках коммунизма, о дости жениях советской науки, техники и сказок, читательских конференций, лиге- искусства я -др. Намечено дрозеегд встречи школьнпкоз с reporrsm ВелпкоП Отечественной войны, с новаторами производства, с учеными и артпетамн. Будут организованы физкультурные соревнования, спортивные игры, катание на лыжах, коньках и санках. Для школьников гор. Мурманска и Доме культуры имени С. М. Кирова ор ганизуется большая новогодняя ёлка. Д. ВЛАДИМИРОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz