Полярная правда. 1952, декабрь.

2 шнт П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Лгз 296 (7402) 17 деітбря 1952 і г. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Коммунисты вскрыли недостатки в работе парткома Ha-днях состоя- *4- ва кораблях, щгтере- лпсь первая обще- С ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ совались лишь хо- ФЛОФСКАЯ конферен- УПРАВЛЕНИЯ <МУРМАНСЕЛЬДЬ> зяйственными во­ пля партийной орга- низацьл управления «Мурманселъдь». С доклада^ о работе партийного комитета аа отчетный период выступил секретарь парткома тов. Нвконов. Решения XIX съезда партпн, новый ге­ ниальный труд товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» к речь товарища П. В. Сталина на съезде, сказал докладчик, открыли перед советским народом величественные пер­ спективы строительства коммунизма в на­ шей стране, явились новым вкладом в де­ ло укрепления мпра во всем мире. Вдох­ новленный этими историческими докумен­ тами, коллектив «Мурмапсельдн» с боль­ шим подъемом трудится на благо Родины. Государственный план добычи рыбы вы­ полнен досрочно на 112 процентов. В этом немалая заслуга партийной организации, которая^ сумела мобилизовать и повести за собой всех моряков на достижение но­ вых трудовых успехов. Далее тов. Никонов остановился на недостатках, имевших место в работе пар­ тийного комитета. Он сказал, что крити­ ческие замечания коммунистов стали учи­ тываться только в последнее время. Реа­ лизуются они еще медленно. Начальник управления^ «Мурмансельдь» тов. Дуглад- зе, главный инженер тов. Бородулин и некоторые начальники отделов не способ­ ствуют развитию самокритики и критики снизу, не показывают пример честного от­ ношения к ней, а партийный комитет не проявил необходимой требовательности к этим товарищам. Имелись случаи прямого зажима кри­ тики. Так, капитан среднего траулера >8 427 коммунист тов. Пайкачез п меха­ ник коммунист тов. Ыаньковскнй стали преследовать комсорга тов. Никитина, ко* торый выступил однажды на собрании о критикой в их адрес. Партком слабо занимается воспитатель­ ной работой. О дним нз следствий этого яв­ ляются случаи нарушвнич дисциплины отдельными коммунистами и беспартийны­ ми. Например, старший механик сред­ него траулера ІК5 132 член БПСС тов. Звягнн без уважительной причины опоз­ дал к отходу судна на промысел, диспет­ чер управления коммунист тов. Мащенд- жнноз появлялся на работа в нетрезвом состоянии и т. д. Не обеспечил партийный комитет пра­ вильную расстановку и подбор кадров. По этой причине на отдельных судах распа­ лись партийные организации. На средних траулерах Js2 331 (секретарь парторгани­ зации тов. Сидоров), Л! 420 (секретарь парторганизации тов. Дроздов) нерегуляр­ но проводятся партийные собрания. Не везде еще они являются школой коммуни­ стического воспитания. Однако это не встревожило партком. Он редко заслуши­ вал доклады секретарей парторганизаций, •не обобщал опыт лучших партийных ру­ ководителей. Плохо была поставлена работа с моло­ дыми коммунистами. 60 кандидатов в чле­ ны КПСС имеют просроченный кандидат­ ский стаж. Всего одни раз на заседании парткома заслушивался вопрос о работе комсомоль­ ской организации и пи разу — о работе профсоюзного комитета. Серьезные недостатки имеются в поста­ новке партийного просвещения. Пз 58 по­ литшкол и кружков по изучению Крат­ кого курса истории партии в прошлом учебном году полностью закончили прог­ рамму только 13. 50 коммунистов вовсе не были вовлечены в учебу. Слабо велась на судах агитационно-массовая работа. Однако, сказав об этих недостатках, ttjb . Никонов не объяснил причин их. Странно прозвучало и его заявление о тон, что партийный комитет не нашел об­ щего языка с политотделом (начальник тов. Белков), мол, пытался разграничить с ним функции, но работал плохо. На все эти вопросы дали ответ в свопх выступлениях коммунисты. Горячо одобряя исторические решения XIX съезда КПСС и скромно отмечая своп успехи, они подвергли резкой критике недостатки в работе парткома. Делегат конференции помполит рефри­ жератора 4 тов. Смирнов сказал, что в деятельности членов парткома не было согласованности. Члены партийного коми­ тета тт. Дугладзе и Шутов, часто бывая Пропаганда труда товарища И. В. Сталина ..Экономические проблемысоциализма вСССР" и материалов XIX съезда партии Библиотека Кандалакшского железно­ дорожного узла ведет большую работу по пропаганде материалов XIX съезда пар­ тии. В помещении библиотеки оформлена выставка литературы, посвященная съез­ ду. В вестибюле железнодорожного клу­ ба, в здании которого находится библио­ тека, также оформлен большой стенд с материалами съезда. Материалы съезда и гениальное ироиз- ретарь партийной организации среднего | ведение товарища П. В. Сталина «Эконо- ♦ т ѴТППО О 4 К *РЛП Т*ЛПЛПГГГТ ТТ*1ПФМЛ11 . . . . . . . . . . _ Р Р Р П .. просами, а партий­ но-политической работе внимания не уде­ ляли. Секретарь парткома тов. Никонов не направлял их деятельность, как чле­ нов парткома. Ои все стремился сделать один я, как следовало ожидать, не до­ стиг успеха в этом. О слабом контроле деятельности адми­ нистрации со стороны партийной органи­ зации говорил в своем выступлении сек- ияжелое машиностроение иадтой пятилетке Директивы съезда по пятому пятилет- нему плану развития СССР на 1951— 1955 гг. являются величествен­ ной программой дальнейшего роста могу­ щества Советского государства м значн- квартал текущего года заводы Мпнпстер траулера 845 тов. Герович. Партком пе волновало то, что корабли, отправляв­ шиеся в сельдяную экспедицию, были снабжены не темн сетями, которые требо­ вались. что плохо поставлена подготовка капнтанов-проиысловпков. Обмен опытом среди экипажей не проводится. Тральщи­ ки по 10— 15 дней ждут разгрузки у пловучпх баз. Не все благополучно об­ стоит и со снабжением моряков обмунди­ рованием и продуктами. . Но партийный комитет этими вопросами не занимался. Недостаточно интересуются ими район­ ный и городской комитеты КПСС. Помполит 5-го отряда тов. Соловьев бросил справедливый упрек в адрес парт­ кома, который оторвался от коммунистов. Партком не руководил комсомольской и профсоюзной организациями, не прислу­ шивался к критическим замечаниям ком­ мунистов и не реагировал нз них. Рабо­ та секретаря парткома тов. Никонова сво­ дилась по существу к сбору статистиче­ ских данных. П это, как видно, удовлет­ воряло районный и городской комитеты партии, которые кроме сводок ничего не требовали от секретаря парткома. — Наши партийный комитет и полит­ отдел, — сказал делегат конференции ме­ ханик среднего траулера X: 1 тов. Смир­ нов, — занимаются лишь «накачкой» секретарей партийных организаций. Дру­ гой помощи от них получить трудно. В парторганизации «Мурмансельди» плохо поставлено партийное просвещение. Я занимаюсь самостоятельно. Кто должен консультировать меня — не знаю. При­ шел я однажды в партком, спросил с кем побеседовать о работе В. П. Ленина «Что делать?», но так до сих пор ответа и не получил. Оказывается, сам тов. Никонов не знает, кто является консультантом. Старший штурман среднего траулера N5 427 тов. Чернышев говорит о бездуш­ ном отношении в управлении «Мурман- сельдь» к рационализаторским предложе­ ниям. Вопросами рационализации и изоб­ ретательства здесь не занимаются ни тэхничоский отдел управления, ни на­ чальник управления тов. Дугладзе. Мно­ гие ценные рационализаторские предложе­ ния остаются нерассмотренными, теряют­ ся. Партийный комитет мирится с этим. Не случайно тов. Никонов даже не упомя­ нул о вопросах рационализации в своем отчетном докладе. Партком слабо руководил социалистиче­ ским соревнованием. Тов. Никонов ни ра- 8у не участвовал в подведении итогов работы моряков за месяц и квартал. мические проблемы социализма в СССР» являются самой популярной литературой, пользующейся сейчас наибольшим спро­ сом. Особенно углубленно работают над изучением работы товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» и материалов XIX съезда партии инженерно-технические работники, учи­ теля. врачи города. Библиотека- оказывает читателям тео­ ретическую помощь в изучении великого научного труда П. В. Сталина и мате­ риалов съезда, организует консультации, дает различные библиографические справки. Заботясь о широкой пропаганде мате­ риалов съезда, библиотека проводит мас­ сово-разъяснительную работу в общежи­ тиях железнодорожного узла. Так, работ­ никами библиотеки и ее активистами ор­ ганизовано среди молодых железнодорож­ ников ряд бесед. Кандалакша. (Наш соб. корр.). * * * Систематическое изучение материалов XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза развернуто среди рыбо­ обработчиков Териберской Фактории. Ознакомление с докладом тов. Г. М. Маленкова о работе ЦК партии, с речью товарища П. В. Сталина на съезде и ре­ шениями съезда проводится путем читок газет и бесед. Читки и беседы среди ры­ бообработчиков проводят мастера тт. Гри­ шкова и Гаврнева. Документы съезда также изучают ра­ ботники управления рыбокомбината. Терпберка. (Наш соб. корр.). тельного повышения материального благо­ состояния и культурного уровня народа. Эта программа опирается па открытый и научно обоснованный товарищем Сталиным в его гениальном произведении «Экономические проблемы социализма в СССР» основной экономический закон со­ циализма. Выполнение пятого пятилетне­ го плана явится новым крупным шагом вперед пп пути развития СССР от со­ циализма к коммунизму. В пятой пятилетке, так же как и на протяжении всего периода социалисти­ ческого строительства, предуемнтривают- ся высокие темпы развития машинострое­ ния — основы технического прогресса всех отраслей народного хозяйства. Если в целом уровень промышленного произ­ водства в СССР должен возрасти за те­ кущее пятилетие, примерно, на 70 проц., то производство продукции машинострое­ ния и металлообработки за это же время должно быть увеличено, примерно, в 2 раза. Партия и правительство направляют развитие социалистической экономики по пути непрерывного роста и совершенст­ вования на базе высшей техники для того, чтобы обеспечить максимальное удовлетворение постоянно растущих ма­ териальных и культурных потребностей всего общества. В решении этой важней­ шей задачи большая роль принадлежит тяжелому машиностроению, оснащающе­ му тяжелую индустрию высокопроизводи­ тельными машинами и механизмами. В своем классическом труде «Экономи­ ческие проблемы социализма в СССР» товарищ Сталин указывает, что «...Нигде так охотно не применяются машины, как в СССР, ибо машины сберегают труд об­ ществу и облегчают труд рабочих, и, так как в СССР нет безработицы, рабочие с большой охотой используют машины в народном хозяйстве». Социалистический строй открыл неограниченные возможно­ сти для технического прогресса народного ства тяжелого машиностроения изготови­ ли основных видов продукции значитель­ но больше, чем за весь 1946 год. Это яв­ ляется ярким показателем высоких тем­ пов развития тяжелого машиностроения в послевоенный период. Не менее важным итогом является соз­ дание и внедрение в промышленность большого количества новых конструкций машин и агрегатов, ранее никогда не про­ изводившихся в СССР. В числе новых конструкций машин, созданных и освоен- ных заводами тяжелого машиностроения и ныне успешно используемых в народ­ ном хозяйстве, —• блюминги, рельепба- лочные станы, трубопрокатные агрегаты, колесопрокатные установки, металлурги­ ческие краны грузоподъемностью до 350 тонн, мощные нефтебуровые установки, электрические 3-кубовые экскаваторы, шагающие драглайны с ковшом емкостью 1940 годом в 3,4 раза, паровых турбіш I кцо параметры пара, больпоо развитие — в 3,2 раза, паровых котлов — в 4,7' получит производство паровых *турбин и раза, дпзелей — в 2,1 раза и подъемных , котлов малой мощности для строящихся кранов — в 3,3 раза. Только за один III j небольших и средних электростанций. В текущои пятилетии будет сделан также новый вэжпый шаг в дальнейшем повышении технического уровня совет­ ской внергетики — будет положено нача­ ло внедрению в нашу энергетику пара сверхвысоких давлений и температур. На Ленинградском металлическом заводо иііо- нн Сталина сконструирована и изготов­ лена крупнейшая в мире одновальная паровая турбина «СВК-150» ~ мощностью 150 тысяч киловатт на сверхвысокое давление. Для питания паром втой тутѵ бнны на Таганрогском заводе «Красный * котельщик» сконструированы и построе­ ны мощныо паровые котлы, производи­ тельностью 240 тонн пара в час каждый. Электрическая станция, оборудованная. такими агрегатами, будет расходовать топлива на 8— 10 процентов меньше, чем станция высокого давления. Большое развитие получает в* повои пятилетии производство прокатного ббо- 3.4— 4 кубических метра, шахтные рудованпя. Это оборудование характери Бюро райкома партии проверяет выполнение обязательств и работу с новаторами Бюро Терского райкома КПСС обсуди­ ло вопрос о ходе выполнения социалисти­ ческих обязательств, взятых в письме товарищу П. В. Сталину колхозниками рыболовецкой артели имени V III съез­ да Советов. Бюро райкома отметило, что социалистические обязательства колхозом выполняются неудовлетворитель­ но. Головой план вылова рыбы по состоя­ нию на 20 ноября колхозом был выпол­ нен только на 46,7 проц. Причиной не- Делегат конференции тов. Брагина оста-1 выполнения плана добычи рыбы и со­ циалистических обязательств является то, что правление колхоза (председатель тов. Пптиримов) и партийная организа­ ция (секретарь тов. Девяткин) плохо осуществляли контроль за работой рыбо­ ловецких бригад. Итоги соревно- подъемные машины с диаметром барабана до 9 метров и другие. Новые конструкции советских прокат­ ных станов благодаря применению высо­ кой механизации всех процессов и авто­ матическому управлению превышают по своей производительности существующие заграничные конструкции на 10— 15 процентов и требуют для своего обслу­ живания меньшее количество рабочих. Выполняя директивы ХѴІТІ съезда пар­ тии о, техническом перевооружении энер­ гетики страны — о переводе ее на пар высокого давления в 100 атмосфер, — заводы тяжелого машиностроения освоили серийное производство турбин высокого давления мощностью 25, 50 и 100 ты­ сяч киловатт, паровых котлов произвоти- тельностью до 230 тонн пара в час, на­ сосов. арматуры и другого необходимого вспомогательного оборудования. В довоенное время тепловые электро­ станции СССР работали в основном на паре давлением до 35 атмосфер. Переход на агрегаты высокого давления дает свы- хозяйства, для широкого внедрения новой | ше зоо тысяч тонн экономии высокока техники. Это находит особенно яркое от­ ражение в пятом пятилетием плане. В директивах съезда подчеркивается, что особо важной задачей в машинострое­ нии является полное обеспечение обору­ дованием электрических станции, прет- прпятнй черной и цветной металлургии, строительства заводов по переработке нефти и производству искусственного жидкого топлива и химической промыш­ ленности. В этих целях за 5 лет долліно быть увеличено производство паровых турбнп в 2,3 рази, паровых котлов — в 2,7 раза, гидротурбин — в 7,8 раза, нефтеаппара­ туры — в 3,5 раза, металлургического оборудования — нз 85 процентов, в том числе прокатного более чем в 2 раза. Никогда еще эти отрасли тяжелого ма­ шиностроения не развивались в таких масштабах, как это намечено в директи­ вах съезда. Однако всем своим предыду­ щим развитием советское тяжелое маши- новилась на слабом руководстве парткома партийно-политической работой. Вопросы о политической учебе коммунистов на за­ седаниях парткома пе обсуждались. В прошлом учебном году сменилось 18 про­ пагандистов. Нп одного занятия кружка не провел выделенный в качестве пропа­ гандиста коммунист тов. Ядрихинский (средний траулер № 424), а пропаган­ дист тов. Карзнн (средний траулер 188) после третьего занятия самоволь­ но изменил форму партийной учебы свопх слушателей. Об этом знали в парткоме, однако мер своевременно не приняли. Некоторые коммунисты неправильно воспринимают критику, говорил в своем выступлении начальник политотдела тов. Белков. Тт. Дугладзе, Никонов, Шутов легко соглашаются со всеми замечаниями, высказанными в их адрес, обещают при­ нять меры, исправить недостатки, но тут же об этом забывают. Всего в прениях выступило 20 делега­ тов. Конференция приняла развернутое ре­ шение, направленное на устранение отмо­ ченных недостатков. Избран новый состав партийного комитета. Секретарем парткома избран тов. Калинин. М. ЛЕВИН. построение подготовлено к решению то ни было. чёственного угля в год на каждый мил­ лион киловатт мощности. В прошлом году более 70 процентов общего выпуска паро­ вых турбин и котлов составляли турбины и котлы высокого давления. Крупным достижением советского тяжелого машиностроения является созда­ ние конструкций н организация произ­ водства сверхмощных шагающих драглай­ нов с ковшом емкостью 10— 14 кубиче­ ских метров и длиной стрелы 75— 65 метров. Уралмашзавод уже изготовил во­ семь таких машин, каждая пз которых заменяет труд 7— 10 тыс. человек Впер­ вые в мировой практике гидротехниче­ ского строительства они были применены на Волгодонстрое. Работы по созданию новых конструк­ ций высокопроизводительных машин для энергетики, металлургической, топливной и других отраслей тяжелой промышлен­ ности в текущем пятилетии получают значительно больший размах, чем когда Семинар по изучению решений X IX съезда партии и труда товарища- И. В . Сталина Закончил свою роботу четырехдневный семинар по изучению решений XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза и гениального произведения товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», созванный отделом пропаганды н агитации обкома КПСС. В работе семинара приняли уча­ стие секретари горкомов и райкомов пар­ тии, заведующие отделами пропаганды и агитации, заведующие партийными биб­ лиотеками прп горкомах, райкомах и пар­ тийных организациях и лекторы — всего 106 человек. На семинаре выступили секретари Кандалакшского горкома КПСС — тов. Степанов и Кировского райкома партии — тов. Шпшоз, заместитель заведующего отделом пропаганды н агитации Монче­ горского горкома партии тоз. Фролова, за­ ведующий библиотекой Печснгского рай­ кома КПСС тов. Перелыгнн и другие. Они рассказали о первых шагах в работе по изучению исторических решений XIX съезда Коммунистической партии и вы­ дающего научного труда товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Участники семинара прослушали ряд лекций. Лектор обкома КПСС тов. Борисо­ ва прочитала лекцию «Новый пятнлетиий тт^тт — новый крупный шаг по пути развития СССР от социализма к ком­ мунизму», кандидат экономических наук тов. Сазанов — «Труд П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» — новый выдающийся вклад в теорию марксизма-ленинизма» и «И. В. Сталин о товарном производстве и законе стоимости прп ' социализме», кандидат исторических наук тов. Рубан — «Устав КПСС — основной закон партийной жизни». Участники семинара прослушали лек­ цию секретаря обкома КПСС тов. Про­ кофьева на тему «Перспективы развития Мурманской области в новой сталинской пятилетке». Были прочитаны лекции и на другие темы. Выступивший на семинаре заведующий отделом пропаганды и агитации обкома партии тов. Бобров рассказал участникам семинара о задачах, стоящих перед гор­ комами и райкомами КПСС, перед их от­ делами пропаганды и агитации и всеми пропагандистами в деле изучения истори­ ческих решений XIX съезда Коммунисти­ ческой партии Советского Союза и гени­ ального произведения товарища И. В. Сталина «Экономические проблемы со­ циализма в СССР» в системе партийного просвещения. вания не обсуждали, не было проверки выполнения обязательств, совещания рыболовецких бригад по обмену опытом работы не проводились, показ лучших рыбаков не организован, доска производ­ ственных показателен в колхозе отсут­ ствует. Бюро райкома также отметило, что агитацпонно-массовая работа среди рыба- ков-колхоаников находится на низком уровне, председатель колхоза тов. Пити- римов и секретарь парторганизации тов. Довяткпн непосредственно на промысле бывают редко и с политическими докла­ дами не выступают. За непринятие мер к выполнению пла­ на добычи рыбы и социалистических обя­ зательств, данных в письме товарищу И. В. Сталину, председателя колхоза тов. Питнрпмова и председателя сельского Совета тов. Дворникова бюро райкома предупредило. Секретарю партийной орга­ низации тов. Девяткину за ослабление агитационной и массово-политической работы на рыбном промысле объявлен выговор. Бюро райкома наметило ряд практи­ ческих мероприятий, направленных на улучшение руководства социалистическим соревнованием и на поднятие уровня партийно-политической работы партийной организации колхоза. * * * Бюро Терского райкома КПСС рассмот­ рело вопрос о состоянии рационализации п изобретательства на предприятиях рай­ она. Было отмечено, что руководители предприятий еще не перестроили работы технических советов в свете решений XIX съезда партии. Технический совет на Умбском леспром- комбннате длительное время никакой ра­ боты не проводил. В Терской МРС техни­ ческий совет в течение 1952 года совсем не работал. Поступающие рационализатор­ ские предложения рассматривались здесь только главным инженером тов. Лаврухи- ным, который лично отклонил два цепных предложения. На многих предприятиях рационализа­ торские предложения долго не рассматри­ ваются и не внедряются в производство. Беседы и доклады на темы о рационали­ зации н изобретательстве не проводятся. Бюро райкома КПСС приняло постанов­ ление, направленное на улучшение рабо­ ты по рационализации и изобретательству на предприятиях, обязало руководителей предприятий улучшить работу техниче­ ских советов, широко развернуть техни­ ческую пропаганду. исключительно сложных и ответственных задач пятой пятилетки. Производственная база тяжелого маши­ ностроения. благодаря постоянному вни­ манию и помощи партии и правительства к развитию этой важнейшей отрасли про­ изводства, нз года в год расширяется н укрепляется. В послевоенное время вос­ становлены и реконструированы на новой технической основе заводы, подвергшиеся разрушению в период Великой Отечест­ венной войны, расширены и переоборудо­ ваны многие старые, а такхе построены и введены в действие новые предприя­ тия. На заводах и в институтах выросли замечательные кадры новѵгоров производ­ ства — рабочих, мастеров, конструкторов, технологов, металлургов, ученых — пла­ менных патриотов нашей Родины, творче­ ски решающих сложнейшие задачи тяже­ лого машиностроения. Правительство отметило Сталинскими премиями 216 работников предприятий и научных учреждении Министерства тяже­ лого машиностроения. Среди лауреатов Статииской премнп — инженер Урал- машзавода тов. Хнмнч, руководивший про­ ектированием ' первого отечественного Весьма показательным в этом отноше­ нии является большое развитие гндротур- бостроенпя. В течение ближайших 3— 4 лет нам предстоит построить для Куйбы­ шевской п Сталинградской гидроэлектро­ станций 37 поворотно-лопастных гидро­ турбин максимальной мощностью до 126 тысяч киловатт каждая, что в 1,5 раза больше мощности каждой из машин, уста­ новленных в послевоенные годы на Дне­ прогэсе. В настоящее время конструкто­ ры Ленинградского металлического завода пмепп Сталина заканчивают проектиро­ вание этих уникальных машин. Вот некоторые данные об этих гидро­ турбинах. Каждую секунду в турбину будет поступать под огромным напором 600— 70С кубических метров воды. Диа­ метр ее рабочего колеса превышает 9 метров. Вес колеса с шестью лопастями в собранном виде достигает 400 тонн. Общий вес турбины составляет около 1600 тонн. Таких турбин никогда и ни­ где в мире еще не создавалось. Заводы тяжелого машиностроения должны будут спроектировать и . изго­ товить большое количество . мощных гид­ ротурбин и для других крупных гпдро- строящнхся на Волге, рельсобаточного стана, главный конструк- . СТ1)0ЯШПХСЯ На с тор по гидротурбостроению Ленинграде™- аМе<Рдцепре, лМу .дарье и Иртыше, го металлического завода имени Сталина ’ р ’ 3 1 1 тов. Ковалев, создатель мощных гидро­ турбин для Днепрогэса и Цимлянской гидроэлектростанции, инженер тов. Са- товекпн, с именем которого связано созда­ ние трехкубовых экскаваторов «Уралец» и сверхмощных шагающих драглайнов емкостью ковша 10 и 14 куб. метров. Среди удостоенных высокой награды немало рабочих — новаторов производ­ ства. В их числе — токарь-скоростник Ленинградского металлического завода имени Сталина тов. Бирюков, зуборез- многогтаночник Уралмаша тоз. Понома­ рев, выполнивший за четвертую сталин­ скую пятилетку 30 годовых норм, токари Харьковского турбогенераторного завода им. Кирова тт. Дрокин и Кисляков, куз­ нецы тт. Коваленко и Рябов и многие другие. В 1951 году производство металлурги­ ческого оборудования по заводам Мини­ стерства тяжелого машиностроения уве­ личилось по сравнению с предвоенным Исключительно серьезные технические задачи предстоит решить нашим кон­ структорам, технологам и металлургам, работающим в области гндротурбострое- ния. I Должны быть созданы новые конструк­ ции уникальных гидротурбин, обладаю­ щие высоким коафпцпентом полезного действия и имеющие высокую степень автоматизации управления. С целью ор­ ганизации серийного производства круп­ ных гидротурбин потребуется провестн большую работу по повышению техноло­ гичности конструкций машин, а также по унификации узлов и деталей. Необходимо также освоить в производ­ стве крупные уникальные стальные от­ ливки и поковки для гидротурбин и гидрогенераторов. В области паротурбостроения, наряду с весьма значительны» ростом производства уже освоенных типов турбин, котлов н вспомогательного оборудования на высо- зуется большим разноооразием видов ма­ шин и агрегатов — от блюмингов и сля­ бингов. обжимающих слиток в квадрат- • ную или плоскую заготовку, до станов, изготовляющих газовые трубы, шестерни, балки, рельсы пли тончайшую ленту. Производство прокатного оборудования по сложности изготовления, по размерам составляющих ого машин, узлов и дета­ лей — одно пз самых трудоемких произ­ водств в металлургическом машинострое­ нии. Прокатный стан в большинстве слу­ чаев — это целый цех металлургического завода, состоящий из десятков сложных • машин, полностью механизирующий и автоматизирующий все операции проката. В качество примера можно привести запускаемый в производство па наших заводах шнрокополочный стан для про­ катки балок тяжелого типа высотой до 1 метра, который состоит нз блюминга и пяти рабочих клетей, имеющих самостоя­ тельный электроприводы. Кроме того,, в комплекс стопа входят уникальные нож­ ницы, поавильные машины, прессы, дисковые пилы и многие другие виды вспомогательного оборудования. Вес обо- . рудованпя стана достигает 35 тысяч тонн. В текущем пятилетии на заводах тя­ желого машиностроения должно быть из­ готовлено новых прокатных стонов значи­ тельно бпльшо, чем за четыре предыду­ щих пятилетки. Одной нз главных задач нового пяти­ летнего плана является завершение в основном механизации тяжелых и трудо­ емких работ в промышленности и строи­ тельстве и всемерное развитие комплекс­ ной механизации в важнейших отраслях " народного хозяйства.;,..'Выполнение. _..этой_ важной народнохозяйственной задачи потребует от машиностроителей дальней- • шего увеличения выпуска и создания и »- вых конструкций землеройных мащнн, подъемло-транспортного и другого обору­ дования. Уже в настоящее время наши конструкторы рзботают над созданием но­ вых типов мощных экскаваторов и усо­ вершенствованием существующих конст­ рукций. В текущем пятилетии выпуск основ­ ных видов подъемно-транспортного обору­ дования по сравнению с четвертой пяти­ леткой должен быть увеличен в 2— 3 раза. Значительно расширяется номенкла­ тура производства подъемно-транспортных машин: будут освоены новые типы* ме­ таллургических кранов, пер-згружателей, козловых и портальных кранов большой грузоподъемности, новые типы конвейе­ ров, высокопроизводительные средства пневматического транспорта и т. п. Среди других новых машин, которые дадут народному хозяйству заводы тяже­ лого машиностроения в текущей пятилет­ ке, — мощные механические и гидравли­ ческие ковочные прессы, тяжелые нефте­ буровые установки с 5-дпзельным приво­ дом для бурения на глубину в несколько ' километров, многие новые виды нефте­ аппаратуры и т. п. Наша задача — оснастить тяжелую индустрию высоко­ производительным. экономичным обору­ дованием, надежным и удобным в эксплуатации. Чтобы выполнить задачи, поставлен­ ные директивами XIX съезда партпн по пятому пятплетнему плану развития СССР, необходимо всемерно форсировать ввод новых производственных мощностей на заводах тяжелого машиностроения, лучше использовать имеющиеся мощно­ сти. мобилизовать и полнее использовать резервы предприятий, неустанно совер­ шенствовать технику производства, значи­ тельно шире, чем до сих пор, распростра­ нять достижения стахановцев и передовой опыт предприятий. Рабочие, инженеры, техники и служа­ щие заводов тяжелого машиностроения самоотверженно трудятся, выполняя пред­ начертания нашей партии, нашего пра­ вительства. • Армия работников тяжелого машино­ строения, воодушевленная историческими решениями XIX съезда нашей партии, претворит в жизнь ответственные зада­ ния пятой пятилетки, внесет свой вклад в великое дело строительства коммунизма. Т. БОБЫРЕВ. Заи. министра тяжелого машино­ строения. -1ІШШ ІШПІШШШ - П е р е д к а н и к у л а м и в ш к о л а х Президиум Мурманского областного Со­ вета профсоюзов обсудил вопрос о куль­ турном обслуживании школьников в nt>- рнод зимних каникул 1952— 53 учебного года. ІІрезидпум обязал областные, фаб­ рично-заводские, построечные и местные комитеты профсоюзов организовать в клубах, библиотеках, красных' уголках проведение ёлок, утренников, вечеров ратурных и географических витрин, кол­ лективное посещение театроз детьми. Для школьников будут проведены док­ лады, лекции и беседы о жизни и дея­ тельности вождей советского народа В. Н. Ленива и П. В. Сталина, о Комму­ нистической партии, о пятой пятилетке, о великих стройках коммунизма, о дости­ жениях советской науки, техники и сказок, читательских конференций, лиге- искусства я -др. Намечено дрозеегд встречи школьнпкоз с reporrsm ВелпкоП Отечественной войны, с новаторами производства, с учеными и артпетамн. Будут организованы физкультурные соревнования, спортивные игры, катание на лыжах, коньках и санках. Для школьников гор. Мурманска и Доме культуры имени С. М. Кирова ор­ ганизуется большая новогодняя ёлка. Д. ВЛАДИМИРОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz