Полярная правда. 1952, декабрь.

Ni 2 92 (7398 ) 12 декабря 1952 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А * Р Ы Б А К И М У Р М А Н А ! ИЛ ОЖ Им С И Л Ы Д Л Я В Ы П О Л Н е Н И Л у * осваивать зимний промысел сельди Досрочно выполнив годовой man по добыче сыьдп, моряки «Мурмансельди» не успокаиваются на достигнутом. П сейчас, когда работа в Северной Атланти­ ке затруднена частыми штормами, снеж­ ными зарядами и морозами, моряки ряда судоз добиваются неплохих уловов. Про­ исходит это благодаря тому, что коллек­ тивы передовых кораблей смело преодо­ левают трудности, успешно овладевают методами работы в зимних услозиях. В начале ноября в одном пз районов Северной Атлантики, где вела лов рыбы большая группа судов, исчезла сельдь. По инициативе передовиков про­ мысла Моряки стахановских кораб- * - илеЙ выставили с воду от 10 до 35 сетей с удлиненными поводцзми. Расчет моряков оказался правильным. После первых же дрейфов выяснилось, что сельдь пз этого района никуда пе отхо­ дила, А всего лишь опустилась в более глубокие слои воды. Моряки средних траулеров Э'бЛ'г 460 (капитан тов. Сухо­ рукой), 222 (капитан тоз. Тарасов) и других поставили дрифтерные порядки с поводцамп длиной от пяти до 45 метров. Благодаря этому концентрации сельдп былп вновь обнаружены. Первые же дрейфы дали хорошие ре­ зультаты. Экипаж среднего траулера 460 за трп дрейфа выловил 340 центнеров крупной сельди. Неплохой улов был у моряков среднего траулера 222. В этот период все средние трау­ леры, находящиеся на промысле, имели уловы от 15 до 700 килограммов сельди на сеть. Больший вылов приходился на сети, поставленные на глубин© от 25 до 50 метров. Для определения, на какой глубине концентрируется рыба, капитан среднего траулера 176 тов. Долидович предло­ жил, чтобы команды судоз, лежащих в дрейфе, ставили в море кроме дрифтер­ ного порядка одну контрольную сеть. Это предложение было принято н дало хорошие результаты. Руководство «Мурмансельди» и, в частности, промысловый отдел (началь­ ник тов. Ахлынов) должны помочь про­ мысловикам разработать построение ком­ бинированного дрифтерного порядка, пользуясь которым можно переходить от облоза сельдяных косяков на поверхно­ сти к лозу рыбы на глубинах. Это поз­ волит нам ликвидировать пестроту в уловах, работать более ритмично и про­ изводительно. В настоящее время необходимо добить­ ся, чтобы при выходе из порта экипаж каждого корабля имел достаточное коли­ чество. поводцоеых тросов, что даст воз­ можность морякам ловить сельдь па раз­ личных глубинах. Необходимо лучпге снабжать средние траулеры промысловым снаряжением. Сейчас на наших кораблях нехватагт глубинных термометров, недостает даже поверхностных термометров. Руководителям «Мурмансельди» порз • по-серьезному взяться за ликвидацию недостатков в снабжении промысловых судов. Нужно как можно шпре пропаган­ дировать опыт передовиков промысла, смелее осваивать методы лова сельди в зимнее время. Г. 0ГАРИ0В. Инструктор отряда судов по полит­ части «Мурмансельди». д а н н ы х т Не задерживать в ремонте корабли „Мурмансельди /. У причалов Абрам-мыса Стал з ательст а Судоремонтные мастерские Абрам-мыса — одна нз основных баз, где ремонти­ руется дизельный флот управления «Мур- маисельдь». Подписывая письмо товарищу П. В. Сталину, коллектив мастерских при­ нял на себя обязательство улучшить ка­ чество и сократить сроки ремонта судов. Однако руководители предприятия (тт. Дзятко и Воронин) п партбюро (тов. Дегтов), как показывают факты, не вели должной борьбы за то, чтобы слово, данное вождю, было с честью выполнено. Промысловые корабли «Мурмансельди» Нередко простаивают в ремонте на Абрам- Мысе от пяти до пятнадцати суток сверх намеченных сроков. Только в течение пяти последних ме­ сяцев текущего года сверхнормативные простои судов в ремонте составили боль­ шое количество времени. В августе и сен­ тябре Па сельдяном промысле в Северной Атлантике ощущалась большая потреб­ ность в поисковых судах. Между тем сред­ ние траулеры, которые должны былп ве­ сти поиски сельдп— «Кратер», «Муссон», былп задержаны в текущем ремонте на Абрам-мысе, первый на трое, а второй — на двадцать суток. На шесть суток позже намеченного сро­ ка отошел от причалов судоремонтных ма­ стерских средний траулер *5 220. Шест­ надцать суток потерял средний траулер У5 331. Ремонт его вместо 18 «ноября был закончен 4 декабря. Средний траулер «Аксай» должен был выйти пз ремонта 6 декабря, средний траулер N* 839 — 17 ноября, средний траулер >5 837 — 19 ноября. Всс они до сего времени стоят на Абрам-мысе и фактическое окончание ремонтных работ на этих кораблях еще не определено. От старших механиков судов можно ус­ лышать очень много нареканий и на ка­ чество выполненных мастерскими рзбот. Сверхнормативные простои промысловых судов у причалов судоремонтных п а т р ­ ских Абрам-мыса должны были привлечь внимание технического отдела объедине­ ния «Мурманрыба» (начальник тоо. Ку­ тузов) н главного инженера объединения тов. Курочко. Но этого не случилось. Коллектив мастерских, откликаясь па письмо передовых экипажей «Мурман- сельдп», обязался достойно завершить 1952 год. Надо сделать все для того, что­ бы сдержать слово. В. МЫШЕЛ0ВСКИЯ. Помлолит отряда судов «Мурыан- ссльдн». & 2. Когда же выйдет в море Астара“ ? >9' Средний траулер «Астара» 10 ноября прибыл в порт. Кораблю предстоял теку­ щий ремонт. Старший механик тов. Кот­ лов, третий механик тов. Хлуднев и мо­ торист тов. Родионов подготовили рабо­ чие места для ремонтников, принимали активное участие в ремонтных работах. Однако ремонт корабля затянулся. Больше десяти дней судоремонтники со­ всем пе появлялись. Детали разобранной главной машины и вспомогательных ме­ ханизмов ржавели. Причем бригада сле­ сарей тов. Захарова, производя ремонт, беспорядочно свалила части машпн п пе заботилась о том, что вслед пли даже одновременно с нпмп будет производить ремонт бригада электриков тоз. Иванова. Порой ремонтники получали неправиль­ ные указания от руководителей, в резуль­ тате чего требовалась переделка уже вы­ полненной работы, допускался брак. На­ пример, пз-за неточного указания груп­ пового механика «Мурмансельди» тов. Крыжановского прп ремонте кабеля к мотору лебедки рабочие потеряли 16 ча­ сов. Прораб мастерских междурейсового ре­ монта тоз. Наумов должен постоянно сле­ дить за своевременным выполнением за­ казов, сданных цехам и предприятиям, заботиться о том. чтобы ремонт произво­ дился доброкачественно. Однако он редко появляется на судне. Пз-за нерастороп­ ности тов. Наумова во-время ие былп выгружены части машпн, которые нужно было заменить и отремонтировать. За две недели, пока корабль стоял непосредствен­ но у причала, эта работа не была сдела­ на. Когда же между судном и причалом былп поставлены другие корабли, произ­ вести выгрузку подлежащих замене п ре­ монту деталей оказалось невозможным, пришлось ждать еще несколько дней. 5 декабря судно вновь поставлено к при­ чалу. По якорь генератора так и не вы­ гружался. Прораб тоз. Наумов пе контро­ лирует работу ремонтных бригад. Сейчас на судне работают один— два ремонтника да п те появляются не каждый день. — Если дело будет нттп такими тем­ пами, нам не выйти на промысел п в новый срок, — говорпт старший механик тов. Котлов. Действительно, механические мастер­ ские междурейсового ремонта крайне мед­ ленно ведут ремонт траулера. Одна нз динамомашии до сих пор находится в ра­ зобранном впде. Не все работы сделаны и на палубе. Предстоит отремонтировзть мо­ тор лебедки, насос для откачки воды пз трюмов, машинных льял. Работы много. Сроки выхода «Астары» в море «неодно­ кратно срывались, но улучшения положе­ ния с ремонтом траулера не -наступило. Не обеспокоен этим положением групповой механик тов. Одпнцев. Примиренчески смотрит на задержку в порту промыслово­ го корабля н руководство управления «Мурмансельдь». А. ШУВАЛОВ. Нарушители правил отгрузки рыбы В номере «Полярной правды» <тг 26 ноября работники рыбебыта сделали ряд справедливых замечаний в адрес железно­ дорожников. Признавая их критику, мы принимаем все меры к тому, чтобы в на­ меченные сроки подавать вагоны под по­ грузку рьгбной продукции. Но вместе с тем следует сказать и о серьезных недостатках в работе нашей клиентуры из числа предприятий рыбной промышленности, в частности о работе торгово-заготовительной конторы объеди­ нения «Мурманрыба», возглавляемой тов. Пашенцевым. Контора нарушает правила отгрузки рыбы. В ряде случаев прп про­ верке веса продукции на станциях наз­ начения в отправленных конторой пар­ тиях оказывались излишки. Так, в вагоне 1.445.147, отгруженном 19 октября на станцию Сибирская Пристань, оказался излишек продукции в 4.542 килограмма, в другом вагоне, отгруженном 29 октября на эту же станцию, оказался излишний вес в 3.978 килограммов. Былп обнаружены излишки веса более чем в 3 тонны в вагонах, прибывших на станцию Владимир, на станцпю Калинин и т. д. Только в октябре этого года работники конторы допустили 19 случаев превыше­ ния указанного в документах веса, от­ гружено 53.775 килограммов излишней, неучтенной продукции. Такая практика создаст условия для хпщення рыбы, п, кроме того, вследствие перегрузки вагонов возникает угроза нарушения безопасно­ сти движения поездоз. Происходит все это потому, что работ­ ники конторы принимают продукцию от рыбокомбината без взвешивания, на-гла- зок. Станция Мурманск неоднократно тре­ бовала от тов. Пашенцева приписать весы в тупиках погрузки к железной дороге п, отгружая рыбу, пропускать ее через эти весы, что устранило бы факты перегруза или недогруза вагонов. Однако это требо­ вание не выполняется тов. Пашенцевым, п до сих пор не наведен должный поря­ док прп отгрузке продукции. Есть у нас претензии п к руководите­ лям .Мурманского рыбного порта. В порт для кораблей промыслового флота прибы­ вает много нефтепродуктов в цистернах. Руководители порта обязаны своевременно освобождать цистерны. Однако тт. Тпслен- ко и Торип плохо заботятся об этом. Ци­ стерны пли продолжительное время про­ стаивают под сливом, пли перебрасывают­ ся с места на место. Станциоиникам порой приходится производить из-за этого беспо­ лезную маневровую работу. Так, в период с 20 по 24 ноября в адрес рыбного порта прибыло несколько десятков вагонов ди­ зельного топлива. Пх можпо было освобо­ дить за 8 — 10 часов, по па это было потрачено более 8 суток За 10 месяцев этого года по вине ру­ ководителей рыбного порта простой цис­ терн составил свыше 6.000 вагоно-часов. Станцпоннпкн не раз обращались по этому вопросу к руководителям рыбного порта, объединения «Мурманрыба», даже в прокуратуру, но... цистерны попрежпе- му простаивают. А. Л0ПАТК0. Заместитель начальника станции Мурманск, Кировской железной до­ роги. Кровное дело профсоюзной организации Траулер «Ленин» возвращался с про­ мысла. Около трех недель он находился в мо­ ре. Экипаж работал в тяжелых метеоро- логпческих условиях, в шторм. Рейс был напряженным н трудным. И все-таки, несмотря на трудности, моряки сумели в этом рейсе выполнить досрочно социалистическое обязательство. Рыбаки передового корабля тралового флота не раз во время промысла обсуж­ дали, что они сделают за время короткой стоянки в порту. Предполагалось пойти в театр, Е кино, побывать в доме одно­ дневного отдыха... Исполнение этих планов во многом sa- впеело от базового комитета профсоюза тралового флота. Работники комитета должны были позаботиться о том, чтобы к приходу траулера в порт для членов экипажа было забронировано необходимое количество билетов в театр и кино, пу­ тевки в однодневный дом отдыха и т. д. Траулер ошвартовался у причала. К удивлению моряков, никто не встречал нх. Ни председатель базового комитета тов. Федосеснко, ни его заместитель тоз. Баринков не нашли времени для того, чтобы выйти на причал и поздравить моряков с трудовой победой, рассказать им, как они могут провести время пре­ бывания в порту. То, что профсоюзные работники ие позаботились об экипаже передового ко­ рабля, не является случайностью. Это вошло в стиль работы базового комитета. Ц многие морякп трзлозого флота спра­ ведливо жалуются на отсутствие заботы О НИХ. — В нынешнем году, — говорпт пом- полпт траулера «Ленин» тов. Земсков, — тов. Федосеенко посетил наш корабль всего лишь два раза. П то оба этп посе­ щения не были связаны с нуждамп команды. Характерно, что даже на со­ стоявшемся недавно митинге, во время которого нам вручали почетный вымпел, не было ни тов. Федосеенко, дп тов. Барннкова. В минувшем году базовый комитет профсоюза практически не проявил нп разу должной заботы об удовлетворении культурных запросов моряков экипажа передового судна. Комитет не организует культпоходов для моряков в кино и театр, не проводит экскурсий, лыжных вылазок или просто поездок за город. Все эти мероприятия перелагаются на плечи политработников пли председате­ лей судовых комитетов. В кабинет, в котором помещается ба­ зовый комитет профсоюза, приходит не­ мало посетителей. В разговоре с тов. Фе­ досеенко они стараются разрешить раз­ личные вопросы, касающиеся профсоюз­ ной организации, в том Числе п вопросы культурного обслуживания моряков. Сю­ да заходят помполиты с просьбой выде­ лить культинвентарь для кораблей, орга­ низовать экскурсию пли провести какое- либо другое мероприятие. Па этп просьбы тов. Федосеенко обыч­ но отвечает отказом. А ведь был период, когда профсоюз­ ная организация тралового флота прояв­ ляла большую заботу о моряках. Не­ сколько лет тому назад здесь было традицией посылать радиограммы на корабли, находящиеся на промысле, Ь предложением к моменту прихода судна в порт организовать культпоходы в кино и л и театр. Сейчас этого не делпется. Причем тов. Федосеенко не может объяснить причины того, что базовый комитет не занимается этим. — Мы сообщаем экипажам кораблей по радио репертуары театров и кино, — говорит тов. Федосеенко. — Каждый, кто хочет, может после этого организовать у себя на судне культпоход. Но даже и это делается не так, как нужно. Тов. Федосеенко передает ответ­ ные радиограммы с траулеров директору Дома междурейсового отдыха тов. Шиш­ кину, а последний поручает заказ биле­ тов культмассовому работнику. Прп этом бывали случаи, когда заявки экипажей терялись. Так было летом этого года. Помполпт траулера «Ленин» тов. Зем­ сков прислал радиограмму с просьбой за­ бронировать 52 билета на цирковое пред­ ставление, а к приходу корабля выясни­ лось, что заявка потеряна и билеты не куплены. Базозый комитет профсоюза и его председатель тоз. Федосеенко не знают, как работает Дом междурейсового отдыха моряков тралового Флота, какие меро­ приятия там проводятся, нужна ли адми­ нистрации дома какая-нибудь помощь. Да и не может внать этого тов. Федо­ сеенко. Ведь он бывает в Доме между­ рейсового отіыха только тогда, когда здесь проводится общефлотское партийное собрание или профсоюзное собрание. А работой этой крупной организации, ко­ торая должна удовлетворять культурные запросы коряков, базовый комитет и тов. Федосеенко ни разу не интересовались. Руководство базового комитета Домоа междурейсового отдыха заключается только в получении ежемесячных планов массово-политической работы. Причем, как они выполняются, тов. Федосеенко не интересовался. А если бы он сделал это, то узнал бы, что из месяца в месяц планируется проведение вечеров по об­ мену стахановским опытем и пз месяца в месяц эти мероприятия срываются. Не все недостатки в культурном обслу­ живании моряков следует отнести на счет базового комитета профсоюза. В отдельных случаях тов. Федосеснко не может сам выправить существующего положения. Пменно так обстоит дело со снабжением траулеров культи язеитарем. Па закупку музыкальных инструментов, репродукторов, патефонных пластинок, патефонов и прочего имеются достаточные средства. Но ни одна торгующая органи­ зация Мурманска не продает культпн- вентарь по безналичному расчету. Тов. Федосеенко ставил этот вопрос перед областным и центральным комите­ тами профсоюзов. Однако до сих по? этот вопрос все еще не разрешен. Организация культурного обслужива­ ния моряков тралового флота -— дело ог­ ромной политической важности. Первей­ шая обязанность базового комитета профсоюза заключается в том, чтобы обеспечить морякам возможности инте­ ресно и с пользой провести свой досуг во время междурейсовых с т о я р о к . Г. МАРЬИН. В директивах XIX съезда партии предъявляются серьезные требования к рыбной промышленности. Выпуск рыбной продукции к концу пятилетия по сравне­ нию с 1950 годом должен возрасти на 58 процентов1. В решении этой большой на­ роднохозяйственной задачи немалая роль принадлежит нашему рыбопромысловому бассейну и прилегающим районам Север­ ней Атлантики. Рыбные богатства этих районов должны быть использованы нан- лучшим образом. Успехи советской рыбной промышлен­ ности в освоении сельдяных богатств Се­ верной Атлантики значительны. За не­ сколько лет создан промысел, дающпй стране сотни тысяч центнеров высокока­ чественной сельдп. Десятки кораблей «Мурмансельди» до­ срочно выполнили государственный план, сдержали слово, данное товарищу И. В. Сталину, п, воодушевленные исторически­ ми решениями^ XIX съезда партии, борют­ ся за полное " выполнение обязательств, принятых в письме моряков Мурмана вдохновителю наших побед великому Сталину. Промысел сельди у нас имеет еще очень много резервов, использование которых должно обеспечить его дальнейший рост. Высокая производительность дрифтерно­ го лова в настоящее время сильно сни­ жается вследствие большого процента без­ результатных дрейфов. Количество по­ следних достигает одной третя всех дрей­ фов. Для снижения процента пустых дрей­ фов необходимо, прежде всего, знать пути передвижения сельдп, места и условия ее скопления. Моряки «Мурмансельди» имеют все основания критиковать Полярный инсти­ тут прежде всего за то, что он не развер­ нул до спх пор круглогодичных исследо­ ваний в морях Северной Атлантики. Правда, в решении этой зздачп у нас есть преграды. По приказу министерства рыб­ ной промышленности два исследователь­ ских корабля должны были быть переда­ ны институту еще в 1951 году. Однако іпректор Мурманской судоверфи гов. Фомин не выполнил этого приказа, до­ бился отсрочки переоборудования п сда­ чи кораблей в 1952 году. Но и сейчас задерживает пх. Плохо поставлена поисковая работа з районах экспедиционного лова. Это проис­ ходит, прежде всего, потому, что у руко­ водителей промысла попрежнему сущест­ вует порочная точка зрения, мол, проще всего искать рыбу всем флотом, нежели систематически заниматься разведкой. Только подобные настроения могли приве­ сти к пренебрежению просьбами и требо­ ваниями моряков — создать полноценную иромразведку. Еще в декабре 1951 года капитаны на­ стаивали па создании поисковой флотилии в составе 10 кораблей. Однако начальник Главсеврыбпрома тов. Куликов и его заме­ ститель тов. Вагнер не посчитались с мнением моряков п отнеслись к организа­ ции разведки формально. На разведку бы­ ло послано 5 судов, многие нз них имели неисправную технику. Дополнительно пять судов оказались выделенными на развед­ ку только в конце июля, при этом планы добычи рыбы не были пересмотрены. Можно ли было рассчитывать на то, что командование этих судов проводило бы по- пекп рыбы в ущерб планам вылова? Ко­ нечно, нет. До начала августа поисковая работа проводилась по единому плану под общим руководством представителя промразведки. Ссылаясь на сложную промысловую об­ становку, руководство экспедиции доби­ лось, что все поисковые суда былп под­ чинены начальнику экспедиции. Подчи­ нение промразведки непосредственно руко­ водству промыслом, на первый взгляд, ка­ жется совершенно правильным. Кто отве­ чает за план, тот должен быть заинтере­ сован больше других в обеспечении флота сырьевой базой, следовательно, и в орга­ низации поисковой работы. Однако на практике передача разведки в распоря­ жение руководства промыслом всегда при­ водила и приводит к тому, что желание «подловить» рыбу за счет поисковых су­ дов оказывается порой сильнее здравого смысла, требующего обеспечения флота сырьевой базой на будущее. Так произошло п с поисковой работой в экспедиции в этом году. Несмотря на неудовлетворительную сырьевую базу в конце августа — начале сентября, поис­ ковые суда использовались руководством экспедиции для промысла. Сказалась ли на работе флота в 1952 году плохая организация разведки? Безу­ словно, и в очень сильной степени. Толь­ ко в результате неудовлетворительно по­ ставленной поисковой работы флот «Мур- мансельдп» в августе проделал очень большой переход сначала на юго-запад, а затем на северо-восток. Отсутствие хоро­ шо налаженной промразведки привело к тому, что в октябре флот отстал от ко­ сяка и оказался в его хвосте. Производи­ тельность лова по показателю выловлен­ ной рыбы на сеть за дрейф снизилась по сравнению с прошлым годом па 20 про­ центов. Флоту «Мурмансельди» нужна своевре­ менная четко организованная разведка, обеспечивающая хорошую сырьевую базу. К этому необходимо привлечь опытных капитанов, любящих поисковое дело, за­ интересовать нх в выполнении плана про­ мысловыми кораблями. Поисковые суда должны иметь уменьшенный план добычи. Ремонт и снабжение их нухно проводить наравне с промысловыми кораблями, а в некоторых случаях обслуживание поиско­ виков проводить вне очереди. Шпре п смелее нужно использовать по­ исковую технику. Для позышенпя опыта судоводительских кадров нужно создать курсы по перепод­ готовке капитанов и штурманов и прив­ лечь научных сотрудников Полярного ин­ ститута для чтения лекций. Снижение количества безрезультатных дрейфов дело вполне реальное. Для этого нужно развернуть исследовательские ра­ боты, организовать подлинную разведку сельдп, повысить опыт судоводительского состава. Вторым существенным резервом сельдя­ ного промысла является возможность увеличить количество обрабатываемых сетей. Этот показатель в 1952 году по сравнению с 1951 годом снизился на 4 процента. Произошло это вследствие то­ го, что в промысле большое значение стал играть осенне-зимний и ранне-ве­ сенний лов, т. е. тс периоды, когда се­ тей стараются выметывать меньше. Главная причина снижения количества обрабатываемых сетей кроется в том, что на судах отсутствуют хорошие прожекто­ ры, вследствие чего в штормовой период капитаны боятся выметывать большой по­ рядок, чтобы успеть выбрать его засветло. Нужно принять меры и обеспечить из каждом судне два прожектора — один для освещения палубы, второй — лучевой, для наблюдения за дрифтерным порядком. В прошлом году широко применялась выборка дрифтерных порядков с большим уловом двумя судами. Такая организация имела огромное значение, так как в пе­ риод наиболее высоких концентраций су­ да выметывали большие порядки и очень быстро принимали полный груз. В ны­ нешнем году это замечательное начинание, к сожалению, стало практиковаться реже. Причина этого кроется в том, что команда, поймавшая сельдь п передавшая сети для обработки другому судну, не стимулиро­ валась. Вся стоимость сырца выплачива­ лась команде судна, выбравшей сети, ей же полностью в план засчитывался улов. Недостаточно применяется еще поточ­ ный метод обработки сетей, предложенный лауреатом Сталинской премпп тов. Г. П. Корольковым. Уменьшение числа сетей в порядке ча­ сто происходит тзкже пз-за недостатка буев, вернее плохого их технического со­ стояния. Существует неправильный взгляд, что бун не могут быть отремонти­ рованы на судне. Обычно эту работу пре­ красно проводит машинная команда. Для этого нужно иметь из судах только ре­ зиновый клей. Все капитаны сельдяного промысла хо­ рошо знают, что первые сети в дрифтер­ ном порядке, расположенные к судну, ло­ вят значительно хуже последующих сетей. Еслп в первые сети попадает сельдп 10— 20 килограммов, то остальные сети дадут улов не менее чем по 50— 60 кило­ граммов; если в первые сети попало по 100 килограммов, то в остальпыі сетях будет по 500— 1000 килограммов. Сети, расположенные к судну, ловят ху­ же вследствие деформации нх под влияни­ ем рывков вожака. В этом году старший научный сотрудник ППНРО тов. Адров про­ пел опыт иного крепления вожака к суд­ ну, применяемого на Дальнем Востоке. Уловы первых сетей резко повысились. Этот способ крепления вожака очень прост, он не требует дополнительных за- трзт нп средств, нп материалов и может повысить улов первых 5— S сетей в 3— 5 раз. Резерв весьма значительный! Опыт показал, что ассортимент сельдп существенно изменяется в течение года. Поэтому необходимо «Мурмансельди» иметь несколько больший запас сетей разных размеров, чем это имеет место сейчас. В истекшем году резко увеличилась приемка сельди на местах промысла. Поч­ ти вся добытая сельдь принята от средних рыболовных траулеров непосредственно в море. Однако в сентябре баз нехватало п многие суда простаивали в ожидании раз­ грузки до 10— 15 дней. Дальнейшее уве­ личение числа приемочных и спабжзго- щнх баз, транспортных судов должно зна­ чительно повысить производительность лова. В настоящее время в связи с ростом флота необходимо резко улучшить руко­ водство им в море. Прп начальнике экс­ педиции следует создать диспетчерскую группу для обеспечения судов всемп ви­ дами снабжения и обслуживания. Необхо­ димо также повысить роль капптанов- флагманов, которые по указанию руковод­ ства экспедиции осуществляют расстанов­ ку флота на косяке. Мы совершенно недостаточно облавли­ ваем преднерестовые скопления сельди в январе— феврале. Плотность стай в это время бывает исключительно большой. Улов нз сеть часто достигает тонны и больше. Развертывание промысла сельдп вблизи районов нереста может очень силь­ но повысить улов. Эта> один из крупных резервов, который «Мурмансельдь» должна использовать уже в 1953 году. Важной задачей в преодолении сезон­ ности является повышение активности ло­ ва сельдп в ноябре— декабре, когда усло­ вия промысла осложняются в результа­ те штормовых погод, а также вследствие больших вертикальных миграций, которые совершает сельдь. В это время особенно хорошо должны работать эхолоты. Только с помощью пх можно правильно располо­ жить в толще воды дрифтерный порядок. Надо использовать в этот период дрифтер­ ные порядки с верхним вожаком, которые легче располагзть нз большой глубине. К слову сказать, порядки с верхним вожа­ ком меньше страдают от штормов. Говоря о резервах сельдяного промысла, нельзя обойти- молчанием и технологиче­ ские потери. Все ли благополучно на этом участке? К сожалению, нет. С технологи­ ческими потерями борьбы не ведется, таи как полуфабрикат принимается от судов по заниженным коэфициентам и всегда на 5— 8 процентов больше действительного веса. В результате у «Мурмансельди» соз­ даются «излишки», которые полностью избавляют технологов от необходимости бороться с потерями. Совершенно недостаточно внедряются з жизнь новые методы добычи сельди — придонные и пелагические тралы, кошель­ ковые неводы, дрифтерные порядки с верхним вожаком. Это происходит, прежде всего, потому, что в «Мурмансельди» не всегда уделяется должное внимание повой технике. Совершенно не занимается сельдяным промыслом Мурманская экспериментальная база, тематика которой направлена цели­ ком на решение вопросов, связанных с работой тралового флота. Не занимается усовершенствованием сельдяного промысла и лаборатория техники лова ППНРО, со­ средоточившая свое внимание па траловом рыболовстве. Резервы сельдяного промысла значи­ тельны. Мурман имеет все основания превратиться в главный район сельдяного промысла Советского Союза. ^ Ю. МАРТИ.■ Руководитель лаборатории сельди ПИНРО, лауреат Сталинской пре- t *|ИИ. rt Ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz