Полярная правда. 1952, декабрь.
Ni 2 92 (7398 ) 12 декабря 1952 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А * Р Ы Б А К И М У Р М А Н А ! ИЛ ОЖ Им С И Л Ы Д Л Я В Ы П О Л Н е Н И Л у * осваивать зимний промысел сельди Досрочно выполнив годовой man по добыче сыьдп, моряки «Мурмансельди» не успокаиваются на достигнутом. П сейчас, когда работа в Северной Атланти ке затруднена частыми штормами, снеж ными зарядами и морозами, моряки ряда судоз добиваются неплохих уловов. Про исходит это благодаря тому, что коллек тивы передовых кораблей смело преодо левают трудности, успешно овладевают методами работы в зимних услозиях. В начале ноября в одном пз районов Северной Атлантики, где вела лов рыбы большая группа судов, исчезла сельдь. По инициативе передовиков про мысла Моряки стахановских кораб- * - илеЙ выставили с воду от 10 до 35 сетей с удлиненными поводцзми. Расчет моряков оказался правильным. После первых же дрейфов выяснилось, что сельдь пз этого района никуда пе отхо дила, А всего лишь опустилась в более глубокие слои воды. Моряки средних траулеров Э'бЛ'г 460 (капитан тов. Сухо рукой), 222 (капитан тоз. Тарасов) и других поставили дрифтерные порядки с поводцамп длиной от пяти до 45 метров. Благодаря этому концентрации сельдп былп вновь обнаружены. Первые же дрейфы дали хорошие ре зультаты. Экипаж среднего траулера 460 за трп дрейфа выловил 340 центнеров крупной сельди. Неплохой улов был у моряков среднего траулера 222. В этот период все средние трау леры, находящиеся на промысле, имели уловы от 15 до 700 килограммов сельди на сеть. Больший вылов приходился на сети, поставленные на глубин© от 25 до 50 метров. Для определения, на какой глубине концентрируется рыба, капитан среднего траулера 176 тов. Долидович предло жил, чтобы команды судоз, лежащих в дрейфе, ставили в море кроме дрифтер ного порядка одну контрольную сеть. Это предложение было принято н дало хорошие результаты. Руководство «Мурмансельди» и, в частности, промысловый отдел (началь ник тов. Ахлынов) должны помочь про мысловикам разработать построение ком бинированного дрифтерного порядка, пользуясь которым можно переходить от облоза сельдяных косяков на поверхно сти к лозу рыбы на глубинах. Это поз волит нам ликвидировать пестроту в уловах, работать более ритмично и про изводительно. В настоящее время необходимо добить ся, чтобы при выходе из порта экипаж каждого корабля имел достаточное коли чество. поводцоеых тросов, что даст воз можность морякам ловить сельдь па раз личных глубинах. Необходимо лучпге снабжать средние траулеры промысловым снаряжением. Сейчас на наших кораблях нехватагт глубинных термометров, недостает даже поверхностных термометров. Руководителям «Мурмансельди» порз • по-серьезному взяться за ликвидацию недостатков в снабжении промысловых судов. Нужно как можно шпре пропаган дировать опыт передовиков промысла, смелее осваивать методы лова сельди в зимнее время. Г. 0ГАРИ0В. Инструктор отряда судов по полит части «Мурмансельди». д а н н ы х т Не задерживать в ремонте корабли „Мурмансельди /. У причалов Абрам-мыса Стал з ательст а Судоремонтные мастерские Абрам-мыса — одна нз основных баз, где ремонти руется дизельный флот управления «Мур- маисельдь». Подписывая письмо товарищу П. В. Сталину, коллектив мастерских при нял на себя обязательство улучшить ка чество и сократить сроки ремонта судов. Однако руководители предприятия (тт. Дзятко и Воронин) п партбюро (тов. Дегтов), как показывают факты, не вели должной борьбы за то, чтобы слово, данное вождю, было с честью выполнено. Промысловые корабли «Мурмансельди» Нередко простаивают в ремонте на Абрам- Мысе от пяти до пятнадцати суток сверх намеченных сроков. Только в течение пяти последних ме сяцев текущего года сверхнормативные простои судов в ремонте составили боль шое количество времени. В августе и сен тябре Па сельдяном промысле в Северной Атлантике ощущалась большая потреб ность в поисковых судах. Между тем сред ние траулеры, которые должны былп ве сти поиски сельдп— «Кратер», «Муссон», былп задержаны в текущем ремонте на Абрам-мысе, первый на трое, а второй — на двадцать суток. На шесть суток позже намеченного сро ка отошел от причалов судоремонтных ма стерских средний траулер *5 220. Шест надцать суток потерял средний траулер У5 331. Ремонт его вместо 18 «ноября был закончен 4 декабря. Средний траулер «Аксай» должен был выйти пз ремонта 6 декабря, средний траулер N* 839 — 17 ноября, средний траулер >5 837 — 19 ноября. Всс они до сего времени стоят на Абрам-мысе и фактическое окончание ремонтных работ на этих кораблях еще не определено. От старших механиков судов можно ус лышать очень много нареканий и на ка чество выполненных мастерскими рзбот. Сверхнормативные простои промысловых судов у причалов судоремонтных п а т р ских Абрам-мыса должны были привлечь внимание технического отдела объедине ния «Мурманрыба» (начальник тоо. Ку тузов) н главного инженера объединения тов. Курочко. Но этого не случилось. Коллектив мастерских, откликаясь па письмо передовых экипажей «Мурман- сельдп», обязался достойно завершить 1952 год. Надо сделать все для того, что бы сдержать слово. В. МЫШЕЛ0ВСКИЯ. Помлолит отряда судов «Мурыан- ссльдн». & 2. Когда же выйдет в море Астара“ ? >9' Средний траулер «Астара» 10 ноября прибыл в порт. Кораблю предстоял теку щий ремонт. Старший механик тов. Кот лов, третий механик тов. Хлуднев и мо торист тов. Родионов подготовили рабо чие места для ремонтников, принимали активное участие в ремонтных работах. Однако ремонт корабля затянулся. Больше десяти дней судоремонтники со всем пе появлялись. Детали разобранной главной машины и вспомогательных ме ханизмов ржавели. Причем бригада сле сарей тов. Захарова, производя ремонт, беспорядочно свалила части машпн п пе заботилась о том, что вслед пли даже одновременно с нпмп будет производить ремонт бригада электриков тоз. Иванова. Порой ремонтники получали неправиль ные указания от руководителей, в резуль тате чего требовалась переделка уже вы полненной работы, допускался брак. На пример, пз-за неточного указания груп пового механика «Мурмансельди» тов. Крыжановского прп ремонте кабеля к мотору лебедки рабочие потеряли 16 ча сов. Прораб мастерских междурейсового ре монта тоз. Наумов должен постоянно сле дить за своевременным выполнением за казов, сданных цехам и предприятиям, заботиться о том. чтобы ремонт произво дился доброкачественно. Однако он редко появляется на судне. Пз-за нерастороп ности тов. Наумова во-время ие былп выгружены части машпн, которые нужно было заменить и отремонтировать. За две недели, пока корабль стоял непосредствен но у причала, эта работа не была сдела на. Когда же между судном и причалом былп поставлены другие корабли, произ вести выгрузку подлежащих замене п ре монту деталей оказалось невозможным, пришлось ждать еще несколько дней. 5 декабря судно вновь поставлено к при чалу. По якорь генератора так и не вы гружался. Прораб тоз. Наумов пе контро лирует работу ремонтных бригад. Сейчас на судне работают один— два ремонтника да п те появляются не каждый день. — Если дело будет нттп такими тем пами, нам не выйти на промысел п в новый срок, — говорпт старший механик тов. Котлов. Действительно, механические мастер ские междурейсового ремонта крайне мед ленно ведут ремонт траулера. Одна нз динамомашии до сих пор находится в ра зобранном впде. Не все работы сделаны и на палубе. Предстоит отремонтировзть мо тор лебедки, насос для откачки воды пз трюмов, машинных льял. Работы много. Сроки выхода «Астары» в море «неодно кратно срывались, но улучшения положе ния с ремонтом траулера не -наступило. Не обеспокоен этим положением групповой механик тов. Одпнцев. Примиренчески смотрит на задержку в порту промыслово го корабля н руководство управления «Мурмансельдь». А. ШУВАЛОВ. Нарушители правил отгрузки рыбы В номере «Полярной правды» <тг 26 ноября работники рыбебыта сделали ряд справедливых замечаний в адрес железно дорожников. Признавая их критику, мы принимаем все меры к тому, чтобы в на меченные сроки подавать вагоны под по грузку рьгбной продукции. Но вместе с тем следует сказать и о серьезных недостатках в работе нашей клиентуры из числа предприятий рыбной промышленности, в частности о работе торгово-заготовительной конторы объеди нения «Мурманрыба», возглавляемой тов. Пашенцевым. Контора нарушает правила отгрузки рыбы. В ряде случаев прп про верке веса продукции на станциях наз начения в отправленных конторой пар тиях оказывались излишки. Так, в вагоне 1.445.147, отгруженном 19 октября на станцию Сибирская Пристань, оказался излишек продукции в 4.542 килограмма, в другом вагоне, отгруженном 29 октября на эту же станцию, оказался излишний вес в 3.978 килограммов. Былп обнаружены излишки веса более чем в 3 тонны в вагонах, прибывших на станцию Владимир, на станцпю Калинин и т. д. Только в октябре этого года работники конторы допустили 19 случаев превыше ния указанного в документах веса, от гружено 53.775 килограммов излишней, неучтенной продукции. Такая практика создаст условия для хпщення рыбы, п, кроме того, вследствие перегрузки вагонов возникает угроза нарушения безопасно сти движения поездоз. Происходит все это потому, что работ ники конторы принимают продукцию от рыбокомбината без взвешивания, на-гла- зок. Станция Мурманск неоднократно тре бовала от тов. Пашенцева приписать весы в тупиках погрузки к железной дороге п, отгружая рыбу, пропускать ее через эти весы, что устранило бы факты перегруза или недогруза вагонов. Однако это требо вание не выполняется тов. Пашенцевым, п до сих пор не наведен должный поря док прп отгрузке продукции. Есть у нас претензии п к руководите лям .Мурманского рыбного порта. В порт для кораблей промыслового флота прибы вает много нефтепродуктов в цистернах. Руководители порта обязаны своевременно освобождать цистерны. Однако тт. Тпслен- ко и Торип плохо заботятся об этом. Ци стерны пли продолжительное время про стаивают под сливом, пли перебрасывают ся с места на место. Станциоиникам порой приходится производить из-за этого беспо лезную маневровую работу. Так, в период с 20 по 24 ноября в адрес рыбного порта прибыло несколько десятков вагонов ди зельного топлива. Пх можпо было освобо дить за 8 — 10 часов, по па это было потрачено более 8 суток За 10 месяцев этого года по вине ру ководителей рыбного порта простой цис терн составил свыше 6.000 вагоно-часов. Станцпоннпкн не раз обращались по этому вопросу к руководителям рыбного порта, объединения «Мурманрыба», даже в прокуратуру, но... цистерны попрежпе- му простаивают. А. Л0ПАТК0. Заместитель начальника станции Мурманск, Кировской железной до роги. Кровное дело профсоюзной организации Траулер «Ленин» возвращался с про мысла. Около трех недель он находился в мо ре. Экипаж работал в тяжелых метеоро- логпческих условиях, в шторм. Рейс был напряженным н трудным. И все-таки, несмотря на трудности, моряки сумели в этом рейсе выполнить досрочно социалистическое обязательство. Рыбаки передового корабля тралового флота не раз во время промысла обсуж дали, что они сделают за время короткой стоянки в порту. Предполагалось пойти в театр, Е кино, побывать в доме одно дневного отдыха... Исполнение этих планов во многом sa- впеело от базового комитета профсоюза тралового флота. Работники комитета должны были позаботиться о том, чтобы к приходу траулера в порт для членов экипажа было забронировано необходимое количество билетов в театр и кино, пу тевки в однодневный дом отдыха и т. д. Траулер ошвартовался у причала. К удивлению моряков, никто не встречал нх. Ни председатель базового комитета тов. Федосеснко, ни его заместитель тоз. Баринков не нашли времени для того, чтобы выйти на причал и поздравить моряков с трудовой победой, рассказать им, как они могут провести время пре бывания в порту. То, что профсоюзные работники ие позаботились об экипаже передового ко рабля, не является случайностью. Это вошло в стиль работы базового комитета. Ц многие морякп трзлозого флота спра ведливо жалуются на отсутствие заботы О НИХ. — В нынешнем году, — говорпт пом- полпт траулера «Ленин» тов. Земсков, — тов. Федосеенко посетил наш корабль всего лишь два раза. П то оба этп посе щения не были связаны с нуждамп команды. Характерно, что даже на со стоявшемся недавно митинге, во время которого нам вручали почетный вымпел, не было ни тов. Федосеенко, дп тов. Барннкова. В минувшем году базовый комитет профсоюза практически не проявил нп разу должной заботы об удовлетворении культурных запросов моряков экипажа передового судна. Комитет не организует культпоходов для моряков в кино и театр, не проводит экскурсий, лыжных вылазок или просто поездок за город. Все эти мероприятия перелагаются на плечи политработников пли председате лей судовых комитетов. В кабинет, в котором помещается ба зовый комитет профсоюза, приходит не мало посетителей. В разговоре с тов. Фе досеенко они стараются разрешить раз личные вопросы, касающиеся профсоюз ной организации, в том Числе п вопросы культурного обслуживания моряков. Сю да заходят помполиты с просьбой выде лить культинвентарь для кораблей, орга низовать экскурсию пли провести какое- либо другое мероприятие. Па этп просьбы тов. Федосеенко обыч но отвечает отказом. А ведь был период, когда профсоюз ная организация тралового флота прояв ляла большую заботу о моряках. Не сколько лет тому назад здесь было традицией посылать радиограммы на корабли, находящиеся на промысле, Ь предложением к моменту прихода судна в порт организовать культпоходы в кино и л и театр. Сейчас этого не делпется. Причем тов. Федосеенко не может объяснить причины того, что базовый комитет не занимается этим. — Мы сообщаем экипажам кораблей по радио репертуары театров и кино, — говорит тов. Федосеенко. — Каждый, кто хочет, может после этого организовать у себя на судне культпоход. Но даже и это делается не так, как нужно. Тов. Федосеенко передает ответ ные радиограммы с траулеров директору Дома междурейсового отдыха тов. Шиш кину, а последний поручает заказ биле тов культмассовому работнику. Прп этом бывали случаи, когда заявки экипажей терялись. Так было летом этого года. Помполпт траулера «Ленин» тов. Зем сков прислал радиограмму с просьбой за бронировать 52 билета на цирковое пред ставление, а к приходу корабля выясни лось, что заявка потеряна и билеты не куплены. Базозый комитет профсоюза и его председатель тоз. Федосеенко не знают, как работает Дом междурейсового отдыха моряков тралового Флота, какие меро приятия там проводятся, нужна ли адми нистрации дома какая-нибудь помощь. Да и не может внать этого тов. Федо сеенко. Ведь он бывает в Доме между рейсового отіыха только тогда, когда здесь проводится общефлотское партийное собрание или профсоюзное собрание. А работой этой крупной организации, ко торая должна удовлетворять культурные запросы коряков, базовый комитет и тов. Федосеенко ни разу не интересовались. Руководство базового комитета Домоа междурейсового отдыха заключается только в получении ежемесячных планов массово-политической работы. Причем, как они выполняются, тов. Федосеенко не интересовался. А если бы он сделал это, то узнал бы, что из месяца в месяц планируется проведение вечеров по об мену стахановским опытем и пз месяца в месяц эти мероприятия срываются. Не все недостатки в культурном обслу живании моряков следует отнести на счет базового комитета профсоюза. В отдельных случаях тов. Федосеснко не может сам выправить существующего положения. Пменно так обстоит дело со снабжением траулеров культи язеитарем. Па закупку музыкальных инструментов, репродукторов, патефонных пластинок, патефонов и прочего имеются достаточные средства. Но ни одна торгующая органи зация Мурманска не продает культпн- вентарь по безналичному расчету. Тов. Федосеенко ставил этот вопрос перед областным и центральным комите тами профсоюзов. Однако до сих по? этот вопрос все еще не разрешен. Организация культурного обслужива ния моряков тралового флота -— дело ог ромной политической важности. Первей шая обязанность базового комитета профсоюза заключается в том, чтобы обеспечить морякам возможности инте ресно и с пользой провести свой досуг во время междурейсовых с т о я р о к . Г. МАРЬИН. В директивах XIX съезда партии предъявляются серьезные требования к рыбной промышленности. Выпуск рыбной продукции к концу пятилетия по сравне нию с 1950 годом должен возрасти на 58 процентов1. В решении этой большой на роднохозяйственной задачи немалая роль принадлежит нашему рыбопромысловому бассейну и прилегающим районам Север ней Атлантики. Рыбные богатства этих районов должны быть использованы нан- лучшим образом. Успехи советской рыбной промышлен ности в освоении сельдяных богатств Се верной Атлантики значительны. За не сколько лет создан промысел, дающпй стране сотни тысяч центнеров высокока чественной сельдп. Десятки кораблей «Мурмансельди» до срочно выполнили государственный план, сдержали слово, данное товарищу И. В. Сталину, п, воодушевленные исторически ми решениями^ XIX съезда партии, борют ся за полное " выполнение обязательств, принятых в письме моряков Мурмана вдохновителю наших побед великому Сталину. Промысел сельди у нас имеет еще очень много резервов, использование которых должно обеспечить его дальнейший рост. Высокая производительность дрифтерно го лова в настоящее время сильно сни жается вследствие большого процента без результатных дрейфов. Количество по следних достигает одной третя всех дрей фов. Для снижения процента пустых дрей фов необходимо, прежде всего, знать пути передвижения сельдп, места и условия ее скопления. Моряки «Мурмансельди» имеют все основания критиковать Полярный инсти тут прежде всего за то, что он не развер нул до спх пор круглогодичных исследо ваний в морях Северной Атлантики. Правда, в решении этой зздачп у нас есть преграды. По приказу министерства рыб ной промышленности два исследователь ских корабля должны были быть переда ны институту еще в 1951 году. Однако іпректор Мурманской судоверфи гов. Фомин не выполнил этого приказа, до бился отсрочки переоборудования п сда чи кораблей в 1952 году. Но и сейчас задерживает пх. Плохо поставлена поисковая работа з районах экспедиционного лова. Это проис ходит, прежде всего, потому, что у руко водителей промысла попрежнему сущест вует порочная точка зрения, мол, проще всего искать рыбу всем флотом, нежели систематически заниматься разведкой. Только подобные настроения могли приве сти к пренебрежению просьбами и требо ваниями моряков — создать полноценную иромразведку. Еще в декабре 1951 года капитаны на стаивали па создании поисковой флотилии в составе 10 кораблей. Однако начальник Главсеврыбпрома тов. Куликов и его заме ститель тов. Вагнер не посчитались с мнением моряков п отнеслись к организа ции разведки формально. На разведку бы ло послано 5 судов, многие нз них имели неисправную технику. Дополнительно пять судов оказались выделенными на развед ку только в конце июля, при этом планы добычи рыбы не были пересмотрены. Можно ли было рассчитывать на то, что командование этих судов проводило бы по- пекп рыбы в ущерб планам вылова? Ко нечно, нет. До начала августа поисковая работа проводилась по единому плану под общим руководством представителя промразведки. Ссылаясь на сложную промысловую об становку, руководство экспедиции доби лось, что все поисковые суда былп под чинены начальнику экспедиции. Подчи нение промразведки непосредственно руко водству промыслом, на первый взгляд, ка жется совершенно правильным. Кто отве чает за план, тот должен быть заинтере сован больше других в обеспечении флота сырьевой базой, следовательно, и в орга низации поисковой работы. Однако на практике передача разведки в распоря жение руководства промыслом всегда при водила и приводит к тому, что желание «подловить» рыбу за счет поисковых су дов оказывается порой сильнее здравого смысла, требующего обеспечения флота сырьевой базой на будущее. Так произошло п с поисковой работой в экспедиции в этом году. Несмотря на неудовлетворительную сырьевую базу в конце августа — начале сентября, поис ковые суда использовались руководством экспедиции для промысла. Сказалась ли на работе флота в 1952 году плохая организация разведки? Безу словно, и в очень сильной степени. Толь ко в результате неудовлетворительно по ставленной поисковой работы флот «Мур- мансельдп» в августе проделал очень большой переход сначала на юго-запад, а затем на северо-восток. Отсутствие хоро шо налаженной промразведки привело к тому, что в октябре флот отстал от ко сяка и оказался в его хвосте. Производи тельность лова по показателю выловлен ной рыбы на сеть за дрейф снизилась по сравнению с прошлым годом па 20 про центов. Флоту «Мурмансельди» нужна своевре менная четко организованная разведка, обеспечивающая хорошую сырьевую базу. К этому необходимо привлечь опытных капитанов, любящих поисковое дело, за интересовать нх в выполнении плана про мысловыми кораблями. Поисковые суда должны иметь уменьшенный план добычи. Ремонт и снабжение их нухно проводить наравне с промысловыми кораблями, а в некоторых случаях обслуживание поиско виков проводить вне очереди. Шпре п смелее нужно использовать по исковую технику. Для позышенпя опыта судоводительских кадров нужно создать курсы по перепод готовке капитанов и штурманов и прив лечь научных сотрудников Полярного ин ститута для чтения лекций. Снижение количества безрезультатных дрейфов дело вполне реальное. Для этого нужно развернуть исследовательские ра боты, организовать подлинную разведку сельдп, повысить опыт судоводительского состава. Вторым существенным резервом сельдя ного промысла является возможность увеличить количество обрабатываемых сетей. Этот показатель в 1952 году по сравнению с 1951 годом снизился на 4 процента. Произошло это вследствие то го, что в промысле большое значение стал играть осенне-зимний и ранне-ве сенний лов, т. е. тс периоды, когда се тей стараются выметывать меньше. Главная причина снижения количества обрабатываемых сетей кроется в том, что на судах отсутствуют хорошие прожекто ры, вследствие чего в штормовой период капитаны боятся выметывать большой по рядок, чтобы успеть выбрать его засветло. Нужно принять меры и обеспечить из каждом судне два прожектора — один для освещения палубы, второй — лучевой, для наблюдения за дрифтерным порядком. В прошлом году широко применялась выборка дрифтерных порядков с большим уловом двумя судами. Такая организация имела огромное значение, так как в пе риод наиболее высоких концентраций су да выметывали большие порядки и очень быстро принимали полный груз. В ны нешнем году это замечательное начинание, к сожалению, стало практиковаться реже. Причина этого кроется в том, что команда, поймавшая сельдь п передавшая сети для обработки другому судну, не стимулиро валась. Вся стоимость сырца выплачива лась команде судна, выбравшей сети, ей же полностью в план засчитывался улов. Недостаточно применяется еще поточ ный метод обработки сетей, предложенный лауреатом Сталинской премпп тов. Г. П. Корольковым. Уменьшение числа сетей в порядке ча сто происходит тзкже пз-за недостатка буев, вернее плохого их технического со стояния. Существует неправильный взгляд, что бун не могут быть отремонти рованы на судне. Обычно эту работу пре красно проводит машинная команда. Для этого нужно иметь из судах только ре зиновый клей. Все капитаны сельдяного промысла хо рошо знают, что первые сети в дрифтер ном порядке, расположенные к судну, ло вят значительно хуже последующих сетей. Еслп в первые сети попадает сельдп 10— 20 килограммов, то остальные сети дадут улов не менее чем по 50— 60 кило граммов; если в первые сети попало по 100 килограммов, то в остальпыі сетях будет по 500— 1000 килограммов. Сети, расположенные к судну, ловят ху же вследствие деформации нх под влияни ем рывков вожака. В этом году старший научный сотрудник ППНРО тов. Адров про пел опыт иного крепления вожака к суд ну, применяемого на Дальнем Востоке. Уловы первых сетей резко повысились. Этот способ крепления вожака очень прост, он не требует дополнительных за- трзт нп средств, нп материалов и может повысить улов первых 5— S сетей в 3— 5 раз. Резерв весьма значительный! Опыт показал, что ассортимент сельдп существенно изменяется в течение года. Поэтому необходимо «Мурмансельди» иметь несколько больший запас сетей разных размеров, чем это имеет место сейчас. В истекшем году резко увеличилась приемка сельди на местах промысла. Поч ти вся добытая сельдь принята от средних рыболовных траулеров непосредственно в море. Однако в сентябре баз нехватало п многие суда простаивали в ожидании раз грузки до 10— 15 дней. Дальнейшее уве личение числа приемочных и спабжзго- щнх баз, транспортных судов должно зна чительно повысить производительность лова. В настоящее время в связи с ростом флота необходимо резко улучшить руко водство им в море. Прп начальнике экс педиции следует создать диспетчерскую группу для обеспечения судов всемп ви дами снабжения и обслуживания. Необхо димо также повысить роль капптанов- флагманов, которые по указанию руковод ства экспедиции осуществляют расстанов ку флота на косяке. Мы совершенно недостаточно облавли ваем преднерестовые скопления сельди в январе— феврале. Плотность стай в это время бывает исключительно большой. Улов нз сеть часто достигает тонны и больше. Развертывание промысла сельдп вблизи районов нереста может очень силь но повысить улов. Эта> один из крупных резервов, который «Мурмансельдь» должна использовать уже в 1953 году. Важной задачей в преодолении сезон ности является повышение активности ло ва сельдп в ноябре— декабре, когда усло вия промысла осложняются в результа те штормовых погод, а также вследствие больших вертикальных миграций, которые совершает сельдь. В это время особенно хорошо должны работать эхолоты. Только с помощью пх можно правильно располо жить в толще воды дрифтерный порядок. Надо использовать в этот период дрифтер ные порядки с верхним вожаком, которые легче располагзть нз большой глубине. К слову сказать, порядки с верхним вожа ком меньше страдают от штормов. Говоря о резервах сельдяного промысла, нельзя обойти- молчанием и технологиче ские потери. Все ли благополучно на этом участке? К сожалению, нет. С технологи ческими потерями борьбы не ведется, таи как полуфабрикат принимается от судов по заниженным коэфициентам и всегда на 5— 8 процентов больше действительного веса. В результате у «Мурмансельди» соз даются «излишки», которые полностью избавляют технологов от необходимости бороться с потерями. Совершенно недостаточно внедряются з жизнь новые методы добычи сельди — придонные и пелагические тралы, кошель ковые неводы, дрифтерные порядки с верхним вожаком. Это происходит, прежде всего, потому, что в «Мурмансельди» не всегда уделяется должное внимание повой технике. Совершенно не занимается сельдяным промыслом Мурманская экспериментальная база, тематика которой направлена цели ком на решение вопросов, связанных с работой тралового флота. Не занимается усовершенствованием сельдяного промысла и лаборатория техники лова ППНРО, со средоточившая свое внимание па траловом рыболовстве. Резервы сельдяного промысла значи тельны. Мурман имеет все основания превратиться в главный район сельдяного промысла Советского Союза. ^ Ю. МАРТИ.■ Руководитель лаборатории сельди ПИНРО, лауреат Сталинской пре- t *|ИИ. rt Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz