Полярная правда. 1952, декабрь.

Год нздйппя ХХХТП Г*- r г r ^ -rir'^r~r' '"j 292 (7398). \ ПЯТНИЦА, ДЕКАБРЯ Š 1952 г. Цена 20 коп. о і в і г о д і - i s a ш и о м і е і р і в і 1 СТРАНИЦА по РОДНОИ с т р а н е . В СТРАНАХ НАРОДНОЙ ДЕМО­ КРАТИИ. Беседа с министром автомобильной и тракторной промышленности тов. Г. С. Хламовым. — Автомобильная и тракторная промышленность в новой пятилетке. 2 СТРАНИЦА ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ. Изучение произведения товарища И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» и решений X IX съезда партии. И. Мешконогап. — Как мы выполняем критические замечания. С. Одинцов. — Результат плохой подготовки к заня­ тиям. В КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗА­ ЦИЯХ. 3 . Чиркова. — На судоверфи плохо поставлена комсомольская учеба. Лучшую молодежь — в комсомол. В. Анисимов. — Высокое звание члена партии. 3 СТРАНИЦА РЫБАКИ МУРМАНА ! ПРИЛО. ЖИМ ВСЕ СИЛЫ ДЛЯ ВЫ­ ПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. ДАН­ НЫХ ТОВАРИЩУ И. В. СТАЛИНУ! Г. Огарков.. — Лучше осваивать зим­ ний промысел сельди. В. Мышелов* сшій. А . Шувалов. — Не задержизать в ремонте корабли «Мурмансельди». Г. Марьин. — Кровное дело профсоюз­ ной организации. Ю. Марти. — Резер­ вы сельдяного промысла. 4 СТРАНИЦА В Министерстве Иностранных Дел СССР. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ . Изучение материалов X IX съезда КПСС р Китае. СОБЫТИЯ В КОРЕЕ. ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ I 1 пролетарии всех стран, соединяйтесь! ВСЕМЕРНО БОРОТЬСЯ ЗА ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА Советский народ самоотверженно тру- еи тсч на благо и процветание своей От­ чизны. Решенпя XIX съезда Коммуни­ стической партип Созетского Союза, ге­ ниальное произведение вождя советского нароіа товарища П. В. Сталина «Эконо­ мические проблемы социализма в СССР» открыли величественные перспективы дальнейшего движения советской страны вперед. к коммунизму. Поистине безграничны в советской стране возможности для творческого дер­ зания, для проявления инициати­ вы миллионов и миллионов совет­ ских людей, живущих под солн­ цем Сталинской Конституции, свободных ста, на ряде строительных участков треста «Мурманрыбстрой» и других пред­ приятиях. В траловом флоте за 9 месяцев 1952 гола производительность юуда ока­ залась ник© плановой на 7,6 процента и ниже уровня производительности труда за тот же период 1951 года на 2,9 про­ цента. Причина невыполнения плана по росту производительности труда па этих и не­ которых других предприятиях области кроется в неудовлетворительной органи­ зации труда 'И производства, в слабом внедрении иередовой техники и неуме­ лой использовании ее, в пренебрежении механизацией тяжелых и трудоемких ра- QJ? от эксплуатации, национального и иного, бот. гнета. Социалистическое соревнование за | В траловом флоте далеко но полностью досрочное выполнение государственных j используются богатые возможности. ко- планоз — планов строительства комму-,торымп обладает каждый промысловый ко- низма стало главным методом достижения рабль с его передовой техникой. Здесь все новых и новых побед. |ссть еще много таких экипажей, которые Социалистическое соревнование па- ие спрарляются с государственным пла- правлено не только на достижение высо-. ном вылова рыбы, тянут назад весь флот, сих количественных показателей, но и на живут за счет передовых экипажей. Уп- позышение качества работы промышлен­ ных предприятий, строек, совхозов и кол­ хозов, на наилучшее использование про­ изводственных площадей, оборудования, вкономное расходование сырья и материа­ лов, на снижение себестоимости продук­ ции, повышение производительности тру­ да и высокую рентабельность производст­ ва. И в этом выражается та забота мил­ лионов рядовых рабочих об увеличении производительности труда, 0-5 охране каж­ дого пуда хлеба, угля, железа на благо процвеаания своей социалистической От­ чизны, о которой говорил В. П. Ленин в равленпе флота не обеспечивает ритмич­ ную работу всех кораблей, выход в море запланированного количества судов. Ве­ лики простои флота. В тресте «Мурманрыбстрой» явно неу­ довлетворительно используется богатая строительная техника, пренебрегают ин­ дустриальными методами строительства, на ряде участков все еще сохраняется ручной труд, а механизация пе внедряет­ ся. Вследствие плохой организации труда и неудовлетворительного снабжения ма­ териалами допускаются, простои рабочих. Основой роста производительности тру- 1919 году в своей работе «Великий по- да р СССР является внедрение в произ- чпн». I водство новой техники и комплексной Непрерывное повышение производи - 1 механизации процессов производства, ме­ тельноегн труда ярляется непременным | ханпзации прежде всего тяжелых и тру- условпем прогресса нашего общества и , доемких работ, усовершенствование тех- выступает важнейшим показателем вы­ сокого качества работы коллективов пред­ приятий. «Производительность труда, — учит В. П. Ленин, — это, в последнем счете, самоа важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невидан­ ную при крепостничестве. Капитализм шшет быть окончательно побежден и бу­ дет окончательно побежден тем, что со­ циализм создаст нсвуіо, гораздо более вы­ сокую производительность труда». В капиталистическом обществе повы­ шение производительности труда рабочих обязательно ведет к усилению эксплуа­ тации их классом капиталистов. В со­ циалистическом обществе, где нет эксплу- лтацип человека человеком, труд являет­ ся первейшей общественной обязан­ ностью, делом чести, славы, доблести и геройства. Это коренное изменение ха­ рактера труда и отпгшения членоз обще­ ства к труду породило новые могучие источники и стимулы повышения произ­ водительности труда, неизвестные капи­ тализму. нологлп и организации производства. Благодаря этому в СССР облегчается труд, снижается трудоемкость изготовлю нпя изделий, увеличивается выработка на каждого рабочего, а труд становится тру­ дом тзорчсским, трудом, удовлетворяю­ щим естественные физические и духов­ ные потребности человека. Рост производительности труда осно­ вывается и на непрерывном повышении квалификации работников, подъеме куль­ турно-технического уровня всего рабочего класса. Таи. где по-настоящему борются за претворение ь жизнь этих мероприятий, обеспечивается высокая производи­ тельность трузз. Примером тому может служить работа ряда экипажей стаха­ новских промысловых кораблей тралового флота и управления «Мурмансельдь». Важнейшим фактором повышения про­ изводительности труда является правиль­ ное техническое нормирование, учитыва­ ющее сдвиги в технической оснащенно­ сти предприятий. Однако на некоторых предприятиях области техническому нор­ мированию не придается должного внн- Высокая производительность труда в j мания. СССР выступает тем важнейшим Факто- На судоремонтных предприятиях сбла- ром, который в значительной мере пред-1сти занимают значительный удельный определяет рост производства, повыше-'вес так называемые опытно-статистиче- нпе материального и культурного уровня трудящихся. Так, за период с 1940 по 1951 год производство промышленной продукции увеличилось более чем в 2 раза. Причем лишь только за счет повышения производительности труда на 50 процен­ тов за этот период обеспечено 70 процен­ тов этого прироста промышленной про­ дукции. На основе непрерывного роста производительности труда и себестоимости промышленной продукции партия и правительство проводят политп- ские нормы, которые не соответствуют современному уровню техники производ­ ства, не отражают опыт передовых рабо­ чих и не стимулируют роста производи­ тельности труда. Такие опытно-статисти­ ческие нормы преобладают, например, в судоремонтных мастерских междурейсово­ го ремонта объединения «Мурманрыба», в Териберских судоремонтных мастерских, снижении па предприятиях местной промышленно­ сти области. Необходимо решительно Издание „Капитала1 Карла Маркса на украинском я з ы к е ЕПЕВ, 10 декабря. (ТАСС). Государ­ ственное издательство политической л и -1 тературы УССР выпустило в свет в пере- I воде на украинский язык второй том ' «Капитала» Карла Маркса. Перевод с русского издания осущест- ( влей Украинским Филиалом Института Маркса — Энгельса — Ленина прп ЦК КПСС. □ Изучение труда товарища И . В . Сталина ,,Экономические проблемы социализма в СССР " ПЕНЗА. Обком КПСС организовал по­ стоянно действующий сеипнзр для руко­ водящих партийных, советских и комсо­ мольских работников. Слушатели семина­ ра будут изучать гениальное произведе­ ние товарища П. В. Сталина «Экономиче­ ские проблемы социализма в СССР». ОРСК. Вчера состоялась первая лек­ ция в семинаре руководителей партннпых и хозяйственных организаций города. Слушатели семинара изучают труд товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». ЯКУТСК. Обком КПСС созвал семпнар заведующих отделами пропаганды и агитации райкомов партии. В программу семинара входит цикл лекций об итогах XIX съезда партпн и о іенпальном труде ■товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». ВОРОНЕЖ. Вчера закончился десяти­ дневный семинар лекторов обкома и гор­ комов партии и руководителей внештат­ ных лекторских групп райкомов партии. В работе семинара приняло участие более ста человек. Онп прослушали цикл лек­ ций о произведении товарища II. В. Сталина «Экономические проблемы социа­ лизма в СССР», об Уставе Коммунисти­ ческой партпн Советского Союза, о дирек­ тивах по питому пятилетиему плану развития СССР и задачах идеологической работы партийных организаций 10 декабря. (ТАСС). □ Зима на Каховской стройке НОВАЯ КАХОВКА, 10 декзбря. (ТАСС). Наступившая зима усложнила условия работы гидромеханизаторов. Однако, обо­ гащенные опытом волгодонцев, каховские гидромеханизаторы перевыполняют план выемкн и намыва грунта. Высокопроиз­ водительно трудится в этп дни экипаж землесоса Jsc 21, намывающий основание дамбы низового подхода шлюза. За сутки, например, он переработал 7500 кубомет­ ров грунта вместо 2900 кубометров по плану. Не снижая темпов, трудятся сотни гид­ ростроителей. Многие уже работают в счет январского плана. Внутренние резервы — на службу производству В СТРАНАХ . Н А Р О Д Н О Й ДЕМОКРАТИИ 1 В беседе с корреспондентом ТАСС ди­ ректор Уралмашзавода лауреат Сталин­ ской премии К. К. Виноградов рассказал: — В пятой пятплетке уральские ма­ шиностроители должны внести достойный вклад в дело выполнения задач, постав­ ленных в директивах XIX съезда партии. Коллективу нашего завода в 1953 году но сравнению с 1952 годом предстоит, примерно, на 14 процентов увеличить производство машин, на 10 процентов снизить пх себестоігмость и на столько же повысить производительность труда. В будущем году Уралмашзавод начнет вы­ пускать еще более совершенные нефте­ буровые установки, изготовлять крупное оборудование для прокатных цехов, сверхмощные экскаваторы. Уралмашевцы борются за выполнение этих задач. Успешной работе предприятия во мно- ' гом способствует творческая активность рабочих, инженеров п техников. На заво- ■де началось соревнование за выявление и j использование внутренних резервов на I каждом рабочем месте. Пнпциатором его j явилась бригада кузнеца Александра Анд­ реева, работающая в содружестве с тех­ нологом Петром Каидаловым и мастером Виктором Морозовым. Новаторы определи­ ли на сроен участке путп повышения производительности труда, экономии ме­ талла. лучшего использования оборудова- ' ния. Они пересмотрели организацию ра- : бочего места, усовершенствовали техно- : лоппо. что позволило по отдельным дета­ лям поднять выработку на 15— 20 про­ центов. Было решено пересмотреть и со­ кратить нормы угара металла, в резуль­ тате чего стало возможным снизить вес заготовок. Ряд поковок стаханозцы перс- велп на менее мощные молоты, освободив тем самым крупное оборудование для вы­ полнения друпіх заказов. □ I Руководство кузнечного цеха, где заро­ дилось это начинание, сумело привлечь j к работе по выявлению резервов пропз- I водства весь коллектив. В цехе уже вне-! .сено более двухсот рационализаторских предложений. Обсудив почин новатора, коллектив кузнечного цеха обратился с открытым письмом ко всем рабочим, инженерно- техническим работникам и служащим Уралмашзавода. Кузнецы писали, что первые итоги выявления и использовании внутренних резервов дают пм возмож­ ность в 1953 году на пять тысяч нормо- часов сократить трудовые затраты, на десять процентов повысить производи­ тельность труда, на семь процентов сни­ зить себестоимость продукции и сберечь большое количество металла и топлива. Ценное начинание подхвачено и в дру­ гих цехах завода. Так, например, в фа­ сонно-литейном цехе внесено предложе­ ние, которое позволит по отдельным де­ талям в два раза увеличить выпуск лптья. В прессовом цехе изменяется тех­ нология ковки отдельных деталей, что даст возможность цеху из 32 тонны в месяц увеличить производительность. Состоявшееся на заводе созещанпе на­ чальников цехов, отделов и секретарей цеховых партийных организаций отмети­ ло большую ценность начинания кузне­ цов бригады тов. Андреева. Мы стремимся к тому, чтобы каждый рабочпй внимательно проанализировал производственный процесс, внес своп за­ мечания, указал, что нужно сделать для I дальнейшего повышения производитель­ ности труда, ликвидации потерь сырья , материалов, улучшения качества продук­ ции. Широкое использование внутренних резервов поможет заводу успешнее вы­ полнить решения XIX съезда партии. Свердловск, 10 декабря. (ТАСС). □ Почин коллектива Барятинской школы ку неуклонного снижения цен нз това­ ры, повышая жизненный уровень народа. В новом пятилетием плане раззптия СССР, директивы по которому утвержде­ ны XIX съездом партпп, намечается но­ вый значительный рост производительно­ сти труда" в промышленности — на 50 процентоз, в строительстве — па 55 процентов и в сельском хозяйстве — на 40 процентов. Это обязывает все партийные, хозяй­ ственные и п р о ф сою зн ы е организации за­ ниматься вопросами повышения произво­ дительности труда во всех отраслях хо­ зяйства повседневно п по-деловому, соз­ давать условия для высокопроизводитель­ ного труда рабочих и колхозников. Наша социалистическая промышлен­ ность, пополняющаяся пз года в год но­ вой техникой, имеет значительные воз­ можности для повышения производитель­ ности труда. Однако в пашей области эти возможности используются еще дале­ ко не полностью, что ведет к невыполне­ нию оядом предприятий государственных планов. На ряде предприятий Кольского _полу- острова внимание к этому важнейшему вопросу производства ослаблено. Так, го­ сударственный план роста производитель­ ности трудз во втором году пятой ста­ линской пятилетки не выполняется в траловом флоте, во флоте и берего­ вых предприятиях Кольского госрыбтре- поднять уро­ вень технического нормирования на наших предприятиях, подчинить его за­ дачам повышения производительности труда. Задача партийных, хозяйственных и профсоюзных организаций состоит в том, чтобы быстрее устранять причины, ме­ шающие росту производительности труда, и обеспечивать во всех отраслях народно­ го хозяйства, на каждом предприятии, на каждом производственном участке выпол­ нение и перевыполнение заданий по ро­ сту пропзводнтель\ости труда. Надо ре­ шительно устранять недостатки в деле использования имеющейся у нас богатой техники, настойчиво внедрять механиза­ цию производственных процессов, шире внедрять в производство достижения па­ уки и техники, совершенствовать формы и методы организации труда и производ­ ства, улучшать использование рабочей силы, обеспечить выполнение плана 1952 года всеми предприятиями, социа­ листических обязательств, данных товарищу П. В. Сталину. Повышение производительности труда — важнейшая народно-хозяйственная за­ дача. Советский народ, воодушевленный историческими решениями XIX съезда партип, полон решимости выполнить эту задачу и этим самым внести новый вклад в дело дальнейшего процветания и укрепления могущества социалистиче­ ской Отчизны. БАРЯТПНО (Калужская область), 10 декабря. (ТАСС). За последние годы зна­ чительно возросла техническая оснащен­ ность сельского хозяйства Барятинского района. МТС пополнились дизельными тракторами, самоходными комбайнами и новейшими льноуборочными машинами. Чтобы правильно использовать бога­ тейшую сельскохозяйственную технику, нужны высококвалифицированные меха­ низаторские кадры. Пенную инициативу в этом наппавленнн проявил коллектив Барятинской средней школы. Здесь соз­ даны три кружка для желающих изучать трактор, комбайн и друпіе сельскохозяй­ ственные машины. В них записалось бо­ лее шестидесяти юношей п девушек. Занятия кружков организуются во вне- учебиоо время. В качестве преподавате­ лей привлекаются работники МТС. Летом , кружковцы будут проходить практику в тракторных бригадах. Инициатива школьнпкоз нашла горя­ чую поддержку на состоявшемся вчера пленуме райкома партии, посвященном подготовке механизаторских кадроз. Уча­ стники пленума отмечали, что создание в школах кружкоз по изучению сельско- 1хозяйственной техники поможет осуще­ ствить переход к политехническому обра­ зованию. Райком КПСС рекомендовал распростра­ нить этот почин во всех сельских шко­ лах района. Намечены мероприятия по обеспечению кружков преподавательски­ ми кадрами, наглядными пособиями и соответствующей литературой. □ □ Шахтеры получают вознаграждение 8а выслугу лет В угольных бассейнах страны началась выплата шахтерам единовременного воз­ награждения за выслугу лег. Вознаграждение выдается ежегодно подземным рабочпм, горным мастерам, строителям шахт, инженерам и техникам в‘ размере 10— 30 процентов годового ок­ лада в зависимости от стажа работы. Всего в нынешнем году работники угольной промышленности получат за вы­ слугу лет более 1.350 миллионов рублей. (ТАСС). ТРУДЯЩИЕСЯ польской НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОСРОЧНО ВЫПОЛНЯЮТ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ШЕСТИЛЕТКИ ВАРШАВА, 10 декабря. (ТАСС). Тру­ дящиеся Польской Народной Республики настойчиво борются за досрочное выпол­ нение годовых производственных планов.- В адрес Председателя Совета Минист­ ров Болеслава Берута поступают письма, в которых коллективы предприятий, шахт н строек рапортуют об успешном выполнении заданий третьего года ше­ стилетки и заявляют, что умножат свои усилия в борьбе за выполнение заданий, намеченных в программе Национального фронта. В ходе соцпалистігческого соревнования польские шахтеры добиваются все н о еы х успехоз. Горняки шахт «Мортимер», «Белыиовице», «Рыдултовы», «Эминен­ ция» выполнили годовые планы и сей­ час выдают на-гора уголь сверх плана. На-днях коллективы шахт «Парижская Коммуна» и «Янина» сообщили, что они уже трудятся в счет четвертого года ше­ стилетки. Коллективы металлургических заводов «Байльдон» и «Сосновец» уже выполни­ ли план 1952 года. Металлурги завода «Байльдон» в текущем году дали на 20 процентов продукции больше, чем в 1951 году. Все шире развертывают соревнова­ ние строители металлургического комби­ ната «Новая Гута». Годовой производственный план до­ срочно выполнили также ткацкие фабри­ ки имени Революции 1905 года и имени Дзержинского в Лодзи, завод горного обо­ рудования в Силезии, завод зеркального стекла в Валбжихе и ряд других пред­ приятий. Коллектив завода технического обору­ дования в Рацибуже (Опольское воевод­ ство) в своем письме Болеславу Беруту сообщает, что взятое в честь 35-й годоз- щпны Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции обязательство — за­ вершить годовой план к 20 декабря — выполнено на 16 дней раньше срока. Обещаем, говорится в письме рабочих и инженерно-технических работнпкоз это­ го завода, и впредь неустанно бороться за у с п е ш н а выполнение производствен­ ных заданий. Этим самым мы внесем свои вклад в бѵрьбу за мир, за досрочное выполнение шестилетнего плана. + УСПЕХИ КИТАЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ПЕКИН, 10 декабря. (ТАСС). Машино­ строители Северо-Восточного Китая, ус­ пешно используя достижения советского машиностроения и передовой опыт совет­ ских рабочих, освоили производство большого количества новых видов машнч и станков, которые сыграют огромную роль в предстоящем экономическом строи­ тельстве в Китае. В течение трех лет, писала 8 декабря газета «Дунбзйжнбао», машиностроитель­ ные заводы Северо-Восточного Китая ос­ воили выпуск более 400 различных ма­ шин, станков и деталей, в том числе буровые машины, пятитонные паровые молоты, турбогенераторы мощностью в 700 киловатт, дпнамомашины мощ­ ностью в 3 тыс. кпловатт, трансформато­ ры до 20 тыс. киловатт, мощные фре­ зерные, строгательные станки. АВТОМОБИЛЬНАЯ И ТРАКТОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В НОВОЙ ПЯТИЛЕТКЕ УЧЕБА ПРОПАГАНДИСТСКИХ КАДРОВ Киевский обком партип организовал се­ минары пропагандистов города и области по изучению’ решений XIX съезда Комму- нпстпческой_ партпп Советского Союза, исторической речи товарища П. В. Сталина ьй съезде и его классического произведения "Экономические проблемы социализма в СССР». Уже состоялись семинары секретарей н ваведующих отделами пропаганды и аги­ тации горкомов и райкомов партпп, пре­ подавателей районных вечерних партий­ ных школ, а также руководителей круж­ ков по изуч°ниго политической экономии. Во всех районах и городах Днепропет­ ровской области проходят семинары аги­ таторов, на которых изучаются материалы XIX съезда партпп и труд товарища П. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», (ТАСС). Директивы XIX съезда партии по но­ вому пятплетнему плану развития народ­ ного хозяйства СССР на 1951— 1955 го­ ды предусматривают дальнейший рост всех отраслей промышленности. В пятой пяти­ летке производство автомобилей увеличи­ вается на 20 процентов, тракторов — на 19 процентов. Создание автомобильной и тракторной промышленности в нашей стране относит­ ся к годам первой сталинской пятилетки. Выпуск автомобилей и тракторов был организован нз основе массово-поточного производства. Автомобильная и тракторная промыш­ ленность непрерывно развивалась. В труд­ ных условиях военного времени по указа­ нию товарища П. В. Сталина былп созда­ ны новые предприятия: Уральский авто­ завод, Челябинский кузнечно-прессовый завод, тракторные заводы на Алтае, в го­ родах Липецке, Владимире и других ме­ стах. Был создан также ряд предприятий по производству автомобильных деталей п агрегатов. Первзя послевоеішая сталинская пяти­ летка явилась новым этапом в дальней­ шем росте автомобильной и тракторной промышленности. Советский Союз первый пз всех стран мира уже в 1945 году вы­ пустил образцы новых, послевоенных ав­ томобилей, а в 1946 году организовал пх массовое производство. Промышленностью были созданы экономичные автомобили с повышенной грузоподъемностью и прохо­ димостью. более надежные в работе. Орга­ низовано и налажено серийное производ­ ство малолитражных автомашин «Моск­ вич», пятиместных автомобилей «Победа», шестиместных автомобилей среднего клас­ са «ЗИМ» и гемиместных автомашин выс­ шего класса «ЗІІС-ПО», 28-местных ав­ тобусов вагонного типа «ЗПС-155», п 23-местных автобусов «ГАЗ-561», ряда автосамосвалов и других машин разной грузоподъемности* Беседа с министром автомобильной и тракторной промышленности тов. Г. С. ХЛАМОВЫМ . Новые автомобили широко используются для нужд народного хозяйства. Впервые на великих стройках коммунизма нашли применение азтосамосвалы «МАЗ-205», «ЯАЗ-210» и «МАЗ-525», грузоподъем­ ностью от 5 до 25 тонн. Рост производства азтомобплей и трак­ торов в пятой пятилетке будет происхо­ дить за счет выпуска новых, более совер­ шенных и экономичных машин. За 1951— 1952 годы выпущены опытные партии электротракторов и электромоби­ лей, а также ряд других машин. Ведутся работы по модернизации автомобиля «ЗІІС-5» с целью увеличения его грузо­ подъемности, долговечности. В 1953 году предусмотрено серийное производство таких машин, как восьмпме- стный автомобиль повышенной проходи­ мости «ГАЗ-69», трехоспые автомобиль­ ные тягачи «ЯАЗ-210-Г» для прицепов 25— 40 тонн, автотягач «ЯАЗ-210-Д» с полуприцепом, 19-местный служебно-пас- сажирский автобус, универсальный колес­ ный трактор «Беларус» средней мощности. Над решением новых проблем в автомо­ бильной и тракторной промышленности работают коллективы заводов и научно- исследоззтельскпх институтов. Важнейшие усовершенствования и новгаестза, предло­ женные заводами и институтами, внед­ ряются в промышленность п дают боль­ шой техннко-акономпчеекпй эффект. Так, освоение серийного производства и приме­ нение в сельском хозяйстве дизельного двигателя сократило потребление жидкого топлива примерно па 30 процентов. Стои­ мость ремонта дизельных тракторов вслед­ ствие увеличения износоустойчивости со­ кратилась примерно вдвое но сравнению с керосиновыми тракторами СХТЗ— HATH. В литейное производство автомобильной и тракторной промышленности внедрен без- масляный крепитель. Это позволило резко сократить потребление натурального ра­ стительного масла. За счет этого только в 1952 году по предприятиям автомобиль­ ной и тракторной промышленности достиг­ нута экономия в сумме около 12 мпллпо- ноз рублей. Внедрение нового технологи­ ческого пропегса точного лптья только по одному Ногинскому заводу топливной ап­ паратуры позволило высвободить 59 ме­ таллорежущих станков и дало свыше двух миллионов рублей экономии. Ближайшими и основными задачами работников автомобильной и тракторной промышленности в области освоения вы­ пуска новых машин п внедрения более совершенных технологических процессов являются создание газогенераторных авто­ мобильных и тракторных установок, рабо­ тающих на всех видах твердого топлива (торф, бурый уголь, антрацит, полу­ кокс), высокоэкономпчного бензиново­ го двигателя для автомобилей, лег­ ких п надежных дизельных двигателей для большегрузных автомобилей и тяга­ чей, валочно-трелевочного трактора, ко­ лесного электротрактора и др. В пятой пятилетке по автомобильной и тракторной промышленности предусмотре­ но дальнейшее развитие п внедрение но­ вых технологических процессов, автомати­ зация производства и механизация тяже­ лых и трудоемких работ. В механосбороч­ ных цехах найдя широкое развитие ско­ ростные методы обработки металлов. Ко­ личество станков, работающих на скорост­ ных режимах дезания, в 1955 году со­ ставит 35 процентов к общему количеству металлорежущих станков. По сравнению с 1950 годом количесгво станков, переве­ денных на скоростное резание, увеличит­ ся на 75 процентов. Возрастет количе­ ство электрошпинделей для скоростного шлифования; вдвое увеличится в новой пятплетке количество установок для элек­ троискровой обработки металла и упроч­ нения инструмента. Почти в три раза возрастет число автоматических линии для обработки различных деталей. К концу пятой пятилетки большинство основных полировальных операций на за­ водах министерства будет полностью авто­ матизировано. Автоматизируется процесс сборки таких крупных пзделнй, как ма­ сляные и водяные радиаторы, платформы грузовых автомашин, маслофильтры, рес­ соры. Каждый внедренный автомат заме­ нит трех— четырех рабочих. В литейных цехах специальные механизмы полностью ликвидируют тяжелый груд на обдирке отливок смешиванпп формовочных земель, завалке плавильных агрегатов, обрубке и выбивке литья пз опок. Проведение наме­ ченных работ по механпзацпп тяжелых и трудоемких процессов позволит получить годовую экономию в размере 26 миллионов рублей. Большое внимание в новом пятилетии уделяется дальнейшей экономии металла, электроэнергии и топлива, повышению долговечности машпп. С этой целью идет освоение и широкое внедрение чугунов повышенной прочности, замена цветного металла черным, использование стальной и чугунной стружки. Творческая активность, самоотвержен­ ный труд рабочих и специалистов пред­ приятий министерства автомобильной и тракторной промышленности, большой опыт, накопленный за годы сталинских пятилеток, являются залогом успешного выполнения .задач, поставленных новым пятилетяим планом* * (ТАСС)-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz