Полярная правда. 1952, август.
196 (7302) 19 августа 1 952 г. €Г О 'Jt X V Н 'Ая ггта* вдд ВЫПОЛНИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА , ДАННЫЕ ТОВАРИЩУ И. В. СТАЛИНУ! ■А: Моряки траулера „Лебедка" рассказывают о с к о р о с т н о м р е й с е 1. Р Е З У Л Ь Т А Т На сшшке: передовая телефонист ка 6 -ft дистанции связи станции Мурманск Надежда Григорьевна ЦИ- БИЗОВА. Она культурно и быстро обслуживает абонентов. Фото К . Моисеева. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Областная библиотека нуждается в помещении С каждым годом увеличиваются книж ный фонд и чпсло читателей Мурман ской областной библиотеки. Достаточно сказать, что в 1951 году библиотека об служила несколько тысяч человек. П в нынешней году ежедневно за книгами прпходит- иного читателей. Казалось бы,' что такая посещаемость должна заставить областной отдел культ- просветработц п исполком городского Со вета депутатов трудящихся позаботиться о предоставлении областной библиотеке необходимых условий для улучшения об служивания читателей, а также для раз мещения книжного фонда. Но вот уже бо лее трех лет никто не занимался этим вопросом. Заведующий областным отделом культ- просветработы тов. Стеклов, видимо , ре шил, что в связп с переездом библиотеки в помещение на проспекте имени Сталина все ее нужды удовлетворены ца долгие годы. О том, что это мнение не соответ ствует действительности, свидетельствует тот факт, что книжный фонд библиотеки за период с 1948 года увеличился на 80 тысяч томов. Условна хранения книг пз рук вон плохл. Большая часть литературы уже в течение нескольких лет лежит в заколо ченной комнате в здании краеведческого музея. Многие книжные н о ви н ки попа дают в пачках прямо в книгохранилище, так ка к пх негде больше разместить. Если вы захотите получпть газету пли журнал за прошлые годы, — напрасно рассчитывать в этом случае на фоиды областной библиотеки. Газеты и журналы лежат в подвальном помещении, сложен ные в штабели от пола до потолка. Най ти необходимый номер здесь попросту невозможно. Читатели — слепые часто вынуждены уходить нз библиотеки без книг, так как подвальное помещение, в котором разме щены книги со специальным текстом, нередко заливаются водой пз прогнивших канализационных труб. Помещеппе областной библиотеки Ее соответствует возросшему об’ему работы. Областной отдел культпросветработы, ис полком городского Совета должны принять срочные меры для того, чтобы изменить положение. \ И. АНТОНОВ — старший инспектор по кадрам областного управления Ми нистерства связи; X. ТАССО — начальник конструкторского бюро судозсрфи; А. НОНДРАШОВА — мед сестра полинлинини воднниов. Североморцы в гостях у пионеров Недавно в крупнейшем ппонерском лагере области — «Рыбник Заполярья» — побывала группа моряков Северного фло та. Мы осмотрели лагерь, рассказали детям о Северном флоте, о героях Велпкой Отечественной войны, о создании великим вождем - советского народа товарищем И. В. Сталиным Северного флота, пожела ли ребятам с новыми силами взяться за учебу в наступающем учебном году. Затем все присутствовавшие просмот рели концерт художественной самодеятель ности пионеров. Несмотря на большое количество отды хающих в лагере пионеров, все они раз- . мещены в просторных, светлых помеще ниях. Здесь есть большая столовая, свои пекарни и байя. Для пионеров выстроен большой благоустроенный клуб с библио текой, кинозалом и пионерской комнатой. Есть спортивная площадка, где есть Футбольное и волейбольное поля, гимна стические снаряды. Дети хорошо отды хают, набираются новых сил для учебы. Хочется пожелать руководителям лаге ря оборудовать на берегу залива неболь шую водную станцию- Здесь ость для это го все возможности. А. БАЛОН. С О Ц И А Л И С Т И Ч Е С К О Г О СОРЕВНОВАНИЯ Экипаж траулера «Лебедка» в прошлом году не раз показывал пример стаханов ского труда, добивался значительных про изводственных успехов. Следуя традиции советских людей не останавливаться на достигнутом, моряки корабля недавно пересмотрели свои социалистические обя зательства п дали слово в третьем кварта ле этого года добиться нового трудовою под’ема, ликвидировать отставание, до пущенное по вине судоверфи. «Лебедка» весь второй квартал простоя ла на верфи, хотя ремопт полагалось произвести всего за 30 суток. — Крепко подвели пас судоремонтники, — говорили моряки. — Сколько дорогого времени мы потеряли! — Что ж теперь ахать, да 'охать, — отвечали лучшие стахановцы траулера тт. Малоземов, Лазаренко, Березин п дру гие. — Надо наверстать упущенное, на до делать скоростные полпогрѵзные рейсы. Это предложение и было принято эки пажем ка к непреложный закон для ко рабля. Это Пыл единственно правильный путь для моряков «Лебедки» к выполне нию государственного плана и своих со циалистических обязательств. В рейсе задача была выполнена. Трау лер вернулся в порт досрочно п с пол ным грузом. Моряки сдали на рыбоком бинат тысячу центнеров рыбы п трп тысячи банок консервов сверх рейсового задания. Лрц этом все консервы сданы высшим сортом. Этот трудовой успех — результат соз нательного, коммунистического отношения моряков траулера к труду, результат широко развернутого социалистического соревнования. Почти все моряки корабля являются стахановцами. У нас на корабле соревнованием охва чен весь личный состав. Большое значе ние придается соревнованию между вах тами. Здесь каждый моряк борется за повышение производительности труда при обработке рыбы, за сокращение затраты времени на сііуск и под’ем трала, за по вышение сортности рыбы. Нтоги соревно вания подводятся каждые пять дней, за чем внимательно следит парторганизация. На корабле ч выпускается специальный бюллетень, где отражаются итоги соревно вания. Кроме того, как правило, о ходе промысла морякам сообщается в беседах — политинформациях. В последнем рейсе выпущено шесть бюллетеней. В них рассказывалось об опы те лучших моряков, вскрывались недо статки в работе, промысловиков, выявля лись резервы. Рассказывалось, например, об опыте матросов тт. Малоземова п Лаза ренко на обработке рыбы. Пх опыт пере нимали другие моряки. Это п было при ведение резервов в действие на деле. Благодаря тому, что каждый стремился добиться результатов, достигнутых лучши ми стахановцами, траулер по лежал в дрейфе. Уловы были обильные, особенно в первые днп рейса, однако вся-рыба обра батывалась, укладывалась в трюм н заса ливалась в промежутке между двумя тра лениями. В корабельной стенгазете обсуждались вопросы промысловой работы, с ее по мощью коллектив корабля мобилизовы вался на досрочное окончание репса, на возвращение в порт с полным грузом. Вахты на своих совещаниях обсуждали вскрытые стенгазетой недостатки и затем устраняли пх. В настоящее время коллектив корабля полон стремления во что бы то ни стало успешно закончить выполнение годового плана и социалистических обязательств, взятых в письме товарищу И. В. Сталину. В. СТЕПАНОВ. Помполит траулера «Лебедка». 2 . ТОЧНО ВЫДЕРШАТЬ СРОНИ СУДОРЕМОНТА Наш корабль в этом году совершил семь промысловых рейсов. В них машин ная команда показывала пример стаханов- ства. С этими обязательствами мы спра вимся и сдержим слово, данное товарищу II. В. Сталину. П. ЗЛАТОУСТОВ. Старший механин траулера «Ле бедка». 3. УЛУЧШИТЬ СНАБШЕНИЕ ПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ Наш корабль недавно, после длительно го ремонта, снова вышел на промысел. Мы продолжаем борьбу за досрочное вы полнение государственного плана и социа листических обязательств, принятых в письме товарищу П. В. Сталину. На траулере среди моряков проведена боль шая раз’яснительная работа, каждый мо- ского труда, обеспечивая безаварийную; Ряк глуооко понимает свои задачи в и бесперебойную" работу— механизмов в море. Выполняя свои социалистические обязательства, особенно хорошо в послед них трех рейсах работали второй механик тов. Коношенков, машинист тов. Пвіен- чук, старший кочегар тов. Кравченко, кочегар тов. Швец. В целях сокращения междурейсовых стоянок машинная команда производит peMOHj механизмов в море своими силачи. Так, напрнмер, была произведена полная переборка вспомогательных механизмов — динамо-машины, лебедки, рулевой ма шины и т. д. Такие работы производятся систематически, что позволило нам сокра тить междурейсовые стоянки за семь рейсов на двое суток. Это в немалой сте пени способствовало досрочному выполне нию плана первого квартала. Мы выполнили бы и план второго борт якорные цепи. Для квартала, если бы ремонт нашего трауле- требовалась автомашина, ра не затянулся пз-за неумелого плани рования на судоверфи. В ожидании нача ла ремонта был потерян целый промысло вый рейс, хотя дефектные ведомости были сданы с траулера своевременно. По гра фику постановка нашего судна в ремонт планировалась еще в четвертом квартале 1951 г. Затем этот срок был перенесен на первый квартал 1952 года. Времени было достаточно, чтобы все продумать, и все же судоремонтники не управились с ремонтом «Лебедки», не выдержали сро ков. Для производства ремонта отводилось 30 суток. Но судоремонтники не уложи лись в них. Об’яснпть это можно тем, что работа производилась неравномерно, до пускалась штурмовщина. Вначале работы велись вяло, зато в конце все операции производились с лихорадочной быстротой. В итоге допускался брак, переделка. ' Ре монт питательного насоса, металлической пабивкп сальников главной машины про водился дважды. Машинная команда траулера, в целях ускорения ремонта, выполнила некото рые работы своими силами. Всего было сделано различных работ в об’еме 1200 часов. Хорошо трудились па ремонте машинист тов. Пшенчук, старший коче гар тов. Кравченко и другие. Казалось бы, поздно говорить об этом, когда наш корабль плавает, но дело в том, что на судоверфи постоянно срывают пла новые сроки ремонта кораблей. 11 надо принять все меры, чтобы ни один траулер не терял времени в порту так, как поте ряли его мы. В настоящее время машинная команда траулера «Лебедка», чтобы помочь экипа ж у выполнить план и ликвидировать недолов, образовавшийся в результате длительной стоянки судна в ремонте, приняла на себя повышенные обязатель ств Боремс я за высокие уловы Команда малого рыболовного траулера «Сардинка» колхоза имени Ворошилова, Териберского района, успешно выполняет; план добычи рыбы. При 6 -месячном зада-г нии в 1590 центнеров экипаж выловил 1 1867 центнеров рыбы. Высокие уловы достигаются, путем правильного использования промысловой обстановки. Пример в работе показывают; коммунисты и комсомольцы. Капитан суд -1 на коммунист • тов. Селпн, имея богатый опыт промысловой работы, хорошо при- J меняет его на практике, отдавая любимо -1 му делу все свои знания и силы. Он тщательно выбирает места для траления, умело держит судно на рыбном косяке, четко организует работу членов команды. Хорошо трудится тралмейстер комсомо лец тов. Виноградов. В порядке содержит он траловое оборудование. Спуск и под’ем трала проводится всегда своевременно. Следуя примеру коммунистов и комсо мольцев, ис-стахаиовски работают и остальные рыбаки. Всегда в исправности содержит механизмы механик юв. Евтю- ков, внимательно относится к промыс ловому снаряжению и к своим обязанно стям старший мастер по обработке рыбы тов. Синицын, мастер по рыбообработке тов. Капустин и другие. После того, как в конце июня на засе дании бюро райкома партии заслушивался отчет о деятельности партийно-комсомоль- скоіі группы малого траулера «Сардинка» и в ее работе были вскрытил некоторые недостатки, — значительно' улучшилась политико-массовая работа средп команды. По инициативе и под руководством пар- тинно-комссмольской группы на судне ча сто проводятся производственные совеща ния рыбаков. Здесь подводятся итоги со циалистического соревнования, анализиру ются 'результаты рейсов, вскрываются не достатки в работе, намечаются пути уст ранения их. Партийно-комсомольская группа уделя ет серьезное внимание укреплению на судне трудовой дисциплины. Каждый случай нарушения дисциплины обсуж дается на собрании команды. Недавно со брание обсудило вопрос о недобросовестном ’ отношении к труду рыбака тпв. Трѵбечно- го и сорьпзно предупредило его. Члены партіійно-комсомольсКой груп пы часто проводят с рыбаками беседы, читки галет и журналов. Недавно команда с большим вниманием прослушала и об судила .статью, напечатанную в «Блокно те агитатора», «Что можно получить пз тонны рыбы-сырца?». На судне имеется передвижная библио- . тека. В свободное от работы время рыбаки К , ,П ! ! ! ! ' „ ° f ° !! ! читают произведения советских писателей и классиков мировой литературы. А. КАЗЁННОВ. Партгруппорг малого рыболовного траулера «Сардинна». Оорыіс за план, стремится отдать все силы для того, чтобы сдержать слово, данное товарищу И. В. Сталину. Пз пос леднего рейса мы вернулись досрочно и с полным грузом. И мы, н моряки других кораблей могли бы работать лучше, если бы от дел снабжения тралового флота проявлял больше заботы о промысле. О плохой работе этого отдела (началь ник тов. Иершин) говорилось много раз. А в море продолжаются простои судов из-за плохого снабжения. В отделе снабжения процветает волоки та. Вот несколько примеров отношения тов. Иерпшна к снабжению судов перед отправкой пх в море. В нюне перед вы ходом пз ремонта для пред’явления судна регистру необходимо было доставить на перевозки их С просьбой об этом я обратился в отдел снабжения. Тов. Нершин заявил, что он не обязан обеспечивать суда, стоящие на судоверфи, автомашинами. Только после четырехднев ного хождения п вмешательства начальни ка флота, к которому пришлось обратить ся с рапортом о безобразном отношении к нашей просьбе, удалось получить машину. Отдел снабжения довольно тщательно принимает от судов, вернувшихся с про мысла, заявки на снабжение. Но после этого заявки, очевидно, кладутся под сукно, ибо снабжение судна начинается только перед его уходом из порта и мы не можем контролировать качество материа лов, которые доставляются на корабль. Зачастую, уходя на промысел, мы не зна ем поэтому, все лп получено, каково качество материалов. Кухонной посудой, которую нам дают, невозможно поль зоваться, рукавицы недоброкачествен ны, что ведет ности труда. Чтобы получить снаряжение для тралов, надо затратить много времени и выдается снаряжение в недостаточном кол^естве, что снижает уловистость тралов. Можно привести десятки подобных примеров. Надо добиться, чтобы все за мечания моряков работниками отдела снабжения учитывались и проявлялось бы больше заботы о качестве снабжения траулеров. Это явится серьезной помощью морякам в их борьбе за выполнение пла на и социалистических обязательств. Экипаж траулера «Лебедка» дал слово выловить до конца года сверх плана 2 тысячи центнеров рыбы. Одну пз возмож ностей повышения производительности труда мы видим в решительном улучше нии снабжения промысловых судов всем необходимым. А. РУСНАНОВ. Старший штурман траулера «Ле- бодка». С полным грузом Вчера в Мурманский рыбный порт из очередного рейса » возвратился траулер «Сайда». Его экипаж хорошо использовал возможности повышения уловов и доста вил на рыбокомбинат полный груз рыбы. 17 августа нз продолжительного рейса возвратился в порт с полным грузом траулер «Сталинград». Команда корабля, руководимая < опытным промысловиком тов. Калннич, успешно справилась с поставленными перед ней задачами. Успешно закончили очередной рейс мо ряки траулера «Ворошилов». Задание по добыче рыбы онн перевыполнили. Н А П О И С К А Х С Е Л Ь Д И Экипаж поискового среднего траулера «Кратер» много дней проработал в Север ной Атлантике. Перед Моряками была поставлена задача — систематически об следовать промысловые районы Норвеж ского моря п Атлантического океана, следить за движением сельдяных косяков п сообщать о них промысловым судам. За время своего пребывания в Северной Ат лантике мы обнаружили три концентра ции сельди. Облавливая их, промысловики успешно справлялись с заданиями по до быче рыбы. Огромную помощь морякам «Мурман- сельдп» в их повседневной работе оказы вают ноша родная большевистская пар тия, Советское правительство п лично товарищ Сталин. В наше распоряжение предоставлены хорошие корабли, приборы, с помощью которых можно обнаруживать в море сельдяные косяки. Экипаж «Крате ра» всемп силами старается оправдать оказанное ему доверие, стремптся как можно лучше справляться с работоЛ. Отыскивая сельдяные косяки, мы при меняем в практике своей работы опыт лучших специалистов рыбного промысла советского Заполярья. Получив задание обследовать опреде ленный район Атлантического океана, я, прежде всего, ставлю об этом в из вестность своих помощников — штурма нов. Для того, чтобы обследовать наиболь шую площадь моря, мы ведем свой ко рабль зигзагообразными курсами. С по мощью приборов все вр-іч.ч проверяем на личие сельди. Как только пылгняетс.ч, что в данном месте есть рыоа, ложимся з дрейф. Обычно в воду выметывается дрифтерный порядок в 45— 50— 60 се тей. Большего количества не требуется, так ка к наша задача — не ловить рыбу, а наводить на нее промысловые суда. Как только выясняется, что в данном промысловом квадрате имеется сельдь, мы сообщаем об этом командованию экспеди ции. Но мало найти сельдяной косяк, нужно еще проследить за,его движением, сделать все, чтобы он не был потерян. Для этого морякп «Кратера» повседневно повышают свою квалификацию, изучают морские те чения, поведение рыбы. На пашем кораб ле немало стахановцев, которые не толь ко добросовестно относятся к своим обя занностям, но п стараются повышать своп знанпя. Особенно хорошо работает тов. Акимов. Раньше он плавал у нас матросом, а сейчас подготовился к сдаче экзаменов на право работать рыбным ма стером. Хорошо справляется со своими обязанностями боцман тов. Лобарев. Боц ман «Кратера» стахановским трудом креііпт дело мира. Также отлично трудит ся и матрос тов. Воробьев. . Наши стахановцы не только хороню выметывают сети, обрабатывают улов и выполняют другие свои прямые обязан ности. Каждый нз них чувствует огром ную ответственность перед моряками промысловых кораб.іеП. Матрос топ. Во- иередовики социалистического соревнова ния помогают судоводительскому составу следить за движением сельдяных косяков. У нас па корабле уже вошло в систему, что матросы регулярно измеряют темпе ратуру воды. Дело это очень важное, особенно на поисковом корабле. Сельдь обычно концентрируется в слоях воды, где наблюдается резкое изменение, темпе ратуры. Надо сказать, что нам, поисковикам, еще не всегда оказывается со стороны руководства «Мурмансельди» достаточная помощь. Мы пе имеем, напрнмер, в до статочных количествах такпх простых ве щей, как планктонные сетки. Морякам приходится собственноручно изготовлять их из марли. На поисковых кораблях нсхватает даже термометров. Руководители «Мурмансельди» и в пер вую очередь отдел снабжения (начальник тов. Шуляк) плохо снабжают участников сельдяной экспедиции. У пас, поискови ков, напрнмер, пет в достаточном количе стве такой простой вещи, как металличе ские диски, с помощью которых опреде ляется прозрачность воды. Определять прозрачность морской воды нам приходит ся часто. Без этого нельзя успешно вестп поиски сельдяных косяков. Металличе ский диск не является каким-нибудь сложным прибором, его можно изготовить в Мурманске в любой металлообрабаты вающей артели. Однако этого не делается. Руководители «Мурмансельди» но всег да хорошо используют сырьевую базу, робьев, боцман тов. Лобарев и другие і обнаруженную поисковиками. В этом рей се у нас бывали случаи, когда, обнару жив косяк, мы сообщали об этом команд* дованпю экспедиции, но так н не могли дождаться, когда к нам подойдут промыс ловые суда. Очень много времени теряет ся на излишние переходы. В одном нз районов Северной Атланти ки мы обнаружили крупные концентра ции сельди. На одну сеть попадалось 150 килограммов сельди. К нам подошли про мысловые суда. От экипажа поискового траулера требовалось организовать бди тельный контроль за движенцем рыбы, но сделать этого мы не смогли. Совершенно неожиданно начальник экспедиции тов. Гуннн приказал нам следовать к танкеру «Сунгари» для получения топли ва. Топливо у нас было, по тем не менее мы вынуждены были совершить переход в 150 миль, потерять много времени и взять всего-навсего 10 тонн топлива, без которого мы вполне могли обойтись. В конце рейса морякам «Кратера» дано было указание ловить рыбу вместо того, чтобы обследовать новые районы иро- мысла. На это также ушло немало вре мени. От работы экипажей поисковых судов во многом зависит успех сельдяной экспе диции. Руководству «Мурмансельди» необходимо создать все условия для нор мальной работы разведчиков сельдяных косяков. Напитан тер». В. БУРКОВ. среднего траулера «Кра- На снимке: передовик Мурманском го электродепо электросварщик Сер гей Ильич ПАТРОВ. Он ежемесячно выполняет норму на 2 5 0—270 про центов. Фото К . Моисеева. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ Спартакиада сельских физкультурников На-днях в Кандалакше проходила об ластная спартакиада сельских физкуль турников. Спортсмены заполярных колхо зов боролись за первенство в легкой атле тике, волейболе и велосипедном кроссе. В торжественной обстановке состоялось открытие спартакпады. После парада уча стников проводились забеги на 100 мет ров. Лучших результатов средп женщин на этот раз добились: Анисимова (Коль ский район) — 14,9 секунды, Трушнпна (Кандалакшский район) — 15 секунд, Терентьева (Ловозерскпй район) — 15,2- секунды.- На такой же дистанции высту пали мужчины. Первым финишировал Рузин (Кандалакшский район) — 12,5 секунды. Второе время дня —• 12,8 се кунды — показал ловозерскпй спортсмен Климов. На третьем месте Уланенков (Кольский район) — 13 секунд. Неплохих результатов добились колхоз ные спортсмены на соревнованиях по прыжкам в высоту. Уланенков преодолел планку, поднятую нз 1 метр 50 санти метров. На втором месте — Кандалакш ский физкультурник Романенко — 1 метр 40 сантиметров*. Уланенков -же занял первое место и по прыжкам в длину с разбега — 5 метров 58 сантиметров. Рузин вышел на втерпе место — 5 метров 35 сантиметров. На" третьем месте Климов — 5 метроз 27 сантиметров. Первенство по прыжкам в длпну с раз бега средп женщин завоевала Анисимова — 4 метра 3 сантиметра. В метании конья сельские физкультур ники не отстали от ведущих спортсменов области. Легкоатлет Псанчев (Кандалакш ский район') метнул копье на 39 метров. В обостренной спортивной борьбе про шли соревнования по бегу на пять тысяч метров ІІа первое'место тут вышел член колхоза пмени Ворошилова; Терновского района, Панчиіі. Он- пробежал дистанцию за 18 минут 30 секунд. Второе место за нял Чербунин (Кольский район) — 18 минут 53 секунды. На третье место вы шел ловозерскпй физкультурник пз кол хоза «Тундра» Канев — 19 минут. Велосипедный спорт слабо развит в Мурманской области. II сельские физкуль турники вправе гордиться тем, что они первыми в области проводят соревнования по велосипеду. На спартакиаду в Канда лакшу приехали велогонщики Ловозерско- го, Териберского, Кольского п Кандалакш ского районов. Гонки проводились по пересеченной ме стности. Первенство среди женщин в этом виде программы завоевала спортсменка Солопцова (Ловозерскпй район). Она про ехала десять километров за 42 мпнуты. В кроссе на двадцать километров средп мужчин победу# одержал физкультурник Беляков (Кандалакшский район). Он про шел дистанцию за 1 час. Ловозерскпй спортсмен Рочсв показал время 1 час 1 минута п занял второе место. Среди волейболистов победу одер жала команда Кандалакшского района. В итоге пятпдневной борьбы за пер венство лучших результатов добилась команда Кандалакшского района. На вто ром месте команда Ловозерского района* на третьем месте — Кольского района. . На итоговом вечере победители спарта киады получили грамоты и ценные призы. Однако технические результаты кол хозных спортсменов еще далеки от совер-* шенства. Пз этого вытекает задача как можно больше работать над повышением уровня спортивного мастерства. Обнаружились на спартакпаде н другие недостатки. Пз-за нерасторопности фнз* культурных руководителей Терского й Полярного районов (тт. Бурмагпна, Медке-» дева п Есина) сельские спортсмены этих районов не смогли участвовать в спзрт> кпаде. Задача сельских физкультурников со стоит в том, чтобы множить своп ряды, неуклонно повышать уровень спортивно- массовой работы. М. МАСЛЕНКО. Председатель областного совота спортивного общества «Колхозник».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz