Полярная правда. 1952, август.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Ла 207 (7313) 31 августа 1В52 г. Выдающийся деятель большевистской партии и Советского государства На снимке: ученицы 5-й школы г. Мурманска (слева 7-й класс Тамара КУДРЯШОВА. Валя ПАНКРАТОВА. РЕВА и Алефтина КОЗЛОВА. направо) с хорошими отметками * перешедшие в Зоя БОГДАНОВА: в 6-й класс — Людмила ЮФИ- Фото М. Сергееза. ЗАВТРА УЧЕБНЫЙ НАЧИНАЕТСЯ ГОД В ШКОЛАХ £ <3 & <3 «В целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеоб разовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения в сред ней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению». (Из проекта директив XIX съезда ВКП(б) по новой пятилетие). а Сталинская рыбаков забота о детях и оленеводов У самого Баренцева моря, на восточной частп побережья расположен Терпберскнй район Мурманской области. До революции большинство населения района было негра мотным. Совершенно не знали грамоты ко ренные жители Кольского полуострова оленеводы-саами. В становищах побережья было всего три школы, да и в них нмелп доступ только детп богатеев, кулаков. Кѵпцы п кулаки, пользуясь темнотой населения, безжалостно грабили и угнетали простых рыбаков п оленеводов. Только советская власть зажгла для жителей Крайнего Севера свет знания, от крыла пм путь к радостной жпзнп. В пер вые же годы существования советской власти на Кольском полуострове количест во школ на ‘ территории 'нынешнего Тери- берского района было увеличено больше виками вдвое. Новые школы были созданы в В осточной Л ііц р , Харловке и других на селенных пунктах. Широко раскрылись двери школ для детей трудящихся. За парты сели дети оленеводов-саами и рыбаков-поморов. С каждым годом расширялось народное образование в нашем районе. Уже в 1933 году Тернберская начальная школа была реорганизована ,в семилетнюю. Новые школы открылись в становищах Захребет- нос, Кильдин. Дальние Зеленцы и в дру гих населенных пунктах. Глубоким, содержательным стало препо давание. Значительно увеличилось число учителей, воспитывающих детей трудя щихся. С каждым годом увеличивалось количе ство учащихся, которые после окончания семилетней школы шли в десятилетку, а потом в специальные учебные заведения. Многие выпускники школ Териберского района успешно закончили вузы и техни кумы или другие учебные заведения и теперь работают в качестве педагогов, хо зяйственных руководителей, советских и партийных работников. Закончили Терн- берскую школу тт. Капустина и Аверин. Здесь Получил образование и саами тов. Дмитриев. Сейчас все трое работают в этой же школе учителями. Онн воспиты вают советских детей, дают им знания основ наук, прививают нм чувство пре данности Советской Родине, чувство любви к товарищу И. В. Сталину. Командирами промысловых судов являются бывшие ученики Териберской школы тт. Цапов, Амосов, Логинов н некоторые другие. Годы послевоенного мирного строитель ства ознаменовались в нашей стране даль нейшим ростом культуры. Серьезные из менения произошли и в области народного образования. У нас в стране осуществлен закон о всеобщем обязательном семилет ием обучении. Расширилась п изменилась сеть школ п в Терпберском районе. Сейчас здесь ра ботают одна средняя, две семилетних и во семь начальных школ. В это число вхо дят созданные в последние годы семилет ние школы в Лодейном и Рынде, а также начальная школа при колхозе сМурма нец:). Учебой охвачены все дети школь ного возраста. Многое сделано также и для того, что бы дать возможность взрослым повысить уровень своих общеобразовательных зна ний. Для рыбаков-колхознпков, рабочих и служащих у нас в районе организованы две школы рабочей молодежи — Терибер ская средняя и Лодейнннская семилетняя. Когда-то учитель в царской школе не имел почти никаких наглядных пособий, учебников, письменных принадлежностей. Иное дело сейчас. Советская власть предоставила все возможности для созда ния материальной базы в школах. У нас в Терпберском районе школы хорошо обо рудованы и снабжены учебными пособия ми. Только в прошлом году на нужды на родного образования по бюджету Терибер- Оолес ского района было израсходовано двух миллионов рублей. Партия большевиков, Советское прави тельство не жалеют средств для того, чтобы создать школьникам все условия для успешной учебы. Еще не во всех на селенных пунктах Териберского района организованы семилетнпе школы. Но это не мешает детям получать образование. Прп Териберской средней н Рындской се- мплетней школах оборудованы интернаты, в которых жнвѵт дети нз других населен ных пунктов. На содержание интернатов ассигнуются большие средства. * Трудящиеся Терпберского района знают, что с каждым годом будет расширяться и Четыре года прошло со дня смерти Андрея Александровича Жданова, выдаю щегося деятеля большевистской партии и Советского государства, верного ученика и соратника великого Сталина. Вся яркая и кипучая жизнь А. А. Жда нова, непоколебимого ленинца, является примером беззаветного служения Родине, примером неустанной и самозабвенной борьбы за великое дело Ленина— Сталина, за торжество коммунизма. Еще в 1912 го ду юношей вступил А. А. Жданов в рево люционное движение, принимая активное участие в работе социал-демократических кружков учащейся молодежи города Твери (ныне город Калинин). В 1915 году А. А. Жданов вступил в большевистскую партию. Качества выдающегося партийно го деятеля выковались в нем в годы ре волюционного большевистского подполья, неутомимой пропагандистской деятельно сти среди бойцов Красной армии в период гражданской войны, активного участия в подготовке и проведении Великой Октябрь ской социалистической революции, на большой партийной и советской работе на Урале, в Твери и Горьковском крас. Всепобеждающие идеи ленинизма оза ряют ярким светом весь жизненный путь А. А. Жданова. Величайшие преобразова ния, осуществленные советским народом иод руководством нашей партии за- годы сталинских пятилеток, неразрывно связа ны с именем этого пламенного большеви ка. В течение 10 лет — с 1924 по 1934 год — Андрей Александрович возглавлял партийную организацию Горьковского края. Здесь, как и всюду, куда его на правляла партия, он высоко держал знамя большевистской партийности, неустанно и самоотверженно осуществляя ленинско- сталинскую генеральную линию партия, ведя беспощадную борьбу против троцки стов, зиновьевцев, бухарпнцев ‘ и прочих врагов ленинизма, этих презренных из менников делу рабочего класса и всех трудящихся. Под руководством А. А. Жда нова велось строительство гиганта совет ской автомобильной промышленности — ( К четвертой годовщине со ' дня смерти А . А . Ж Д А Н О В А ) кость и отвагу, доблестные защитники Ленинграда не только отстояли великий город, но и блестяще осуществили сталин ский план разгрома немецких захватчиков под Ленинградом. Огромной и многогранной была деятель ность А. А. Жданова. Широкий кругозор, всесторонние знания, высокая идейность и непримиримая большевистская принци пиальность позволяли ему глубоко, по- марксистски оценивать события внутрен ней и международной жизни, разрабаты вать важнейшие вопросы марксистской теории, блестяще пропагандировать идеи Ленина— Сталина. А. А. Жданов неустанно работал над претворением в жизнь указаний больше вистской партии и товарища Сталина о коммунистическом воспитании трудя щихся. Характеризуя А. А. Жданова как круп ного организатора масс и выдающегося марксистского теоретика, тов. В. М. Моло тов в речи над могилой А. А. Жданова говорил: «В последние годы особенно ши роко развернулись его способности, как выдающегося теоретика марксизма. Бле стящие доклады товарища Жданова по вопросам литературы, искусства и фило софии являются важным вкладом в разви тие марксистско-ленинской теории и во многом способствуют преодолению имею щихся здесь недостатков, раскрывая новые пути развития социалистической культу ры в нашей стране». Все выступления А. А. Жданова про никнуты духом страстной большевистской партийности. Разрабатывая вопросы идео логии, товарищ Жданов показал пример большевистского руководителя, который умело сочетает участие в повседневном строительстве с глубокой работой над во просами теории марксизма. Как талантли вейший пропагандист великих идей автозавода имени Молотова, сооружались но гениальному сталинскому плану и н - . Ленина— Сталина А. А. Жданов много сде- дустриализацни десятки других заводов и фабрик. турой •огромное сощсственно-преобразуго- щее значение», — говорил товарищ Жда нов. — «Мы требуем, чтобы наши това рищи, как руководители литературы, так и пишущие руководствовались тем, без чего советский строй не может жить, т. е. политикой, чтобы нам воспитывать моло-, дежь не в духе наилешізма' и безидейно- стн, а в духе бодрости и 'революцион ности». А. А. Жданов горячо любил свою Роди ну, советский народ. «Где вы найдете, — говорил он с величайшей гордостью, — такой народ и такую страну, как у нас? Где вы найдете такие великолепные . ка чества людей, какие проявил наш совет ский народ в Великой Отечественной! войне и какие он каждый день проявляет в трудовых делах, перейдя к мирному развитию и восстановлению хозяйства и культуры! Каждый день поднимает наш народ все выше и выше. Мы сегодня не те, что были вчера, и завтра будем не те, что были сегодня». А. А. Жданов призывал деятелей лите ратуры и искусства помогать партии в борьбе с пережитками капитализма в соз нании людей, создавать произведения, до стойные великой сталинской эпохи. «Мы хотим, мы страстно желаем, — говорил он на совещании деятелей советской му зыки в ЦК ВКИ(б), — чтобы у нас бы ла своя «могѵЧая кучка», чтобы она была и многочисленнее и сильнее, чем та, ко торая когда-то поражала мир своими та лантами и ироелзвпла наш народ». В своих выступлениях А. А. Жданов неоднократно подчеркивал, что соцнали-. стнческое сознание ускоряет наше движе ние вперед к коммунизму. Он уделял ог ромное внимание идейной закалке наших кадров, требовал, чтобы они неустанно овладевали теорией марксизма-ленинизма. Призывая наши кадры овладевать ленинско-сталинским стилем работы, А. А. Жданов разъяснял указания товарища Сталина о необходимости всемерного раз/; в и т и я критики и самокритики, как важ нейшей движущей силы нашего развития. «Только смелая и открытая критика, — говорил он, — помогает совершенство ваться нашим людям, побуждает их итти вперед, преодолевать недостатки своей лал для правильного усвоения этих идеи советским народом и народами_ других А. А. Жданов входил в то руководящее.! стран. Его блестящий доклад на философ-1 работы...» пп п п л м п р ш т г т г к п н п ап тстн . к о т о п о р ПОЗ г*к л Гг і л с к ѵ г п т и frrn им р . тѵплринст пп n n - . . . .. _ - А. А. Жданов был виднейшим деятелем ядро оолыневистскон партии, которое иод руководством товарища Сталина, разгро мив всех врагов ленинизма, еще теснее ской дискуссии, его выступления по во просам литературы и искусства с исчер пывающей глубиной разъясняют исторн- партпйного съезда он — секретарь ЦК ВКП(б), а после XV III съезда — член ІІо- совершенствоваться народное образование, литбгоро ПК ВКП(б). В 1934 году, когда троцкистско-зи- сплотнло партию н советский народ во- чеекпе постановления ЦК ВКП(б) по идео круг знамени ленинизма и привело нашу | логическим вопросам. А. А. Жданов тре- Роднну к всемирно-историческим победам j бовал смело теоретически осмысливать и социализма. На XVI съезде партии Жданов : обобщать вопросы, которые повседневно был избран в члены ЦК ВКП(б). С XVII | ставит практика коммунистического строи- 06 этом свидетельствует проект директив XIX съезда партии но пятому пятилетне му плану. В этом документе, имеющем историческую важность, говорится, что в течение нынешнего пятилетия будет осу ществляться переход от семплетнего обра зования к всеобщему среднему образо ванию. Заботу партии о повышении культуры трудящихся мы живо оідѴщасм на себе. В ближайшее вргмя начнется строительст во новых зданий для Териберской средней и Лодейнннской семнлетней школ. Более чем в ^ва раза возрастет количество уча щихся. Значительно увеличены ассигно вания на нужды народного образования. Документы г. XIX съезду партии ставят плред советскими учителями задачи огром ной важности. Мы должны поднять на но вую, еще более высокую ступень качество воспитания детей в школах, улучшить качество преподавания, всемерно доби ваться высокой успеваемости учащихся. Воодушевленные заботой партии, все педагоги Териберского района удвоят свои усилия в деле воспитания будущих строи телей коммунизма. Е. ПОПОВА. Заведующая Терибсрсиим районным отделом народного образования. новьевскпе п бухаринские агенты иност ранных разведок из-за угла убили руко водителя ленинградских большевиков С. М. Кирова, партия посылает А. А. Жда-1 Сталина о создании нова в Ленинград, где он возглавлял до 1944 года Ленинградскую партийную ор ганизацию. Иод руководством А. А. Жда нова ленинірадскнс большевики разгроми ли и выкорчевали троцкистско-зиновьев- ских двурушников и других врагов наро да, добились замечательных успехов и борьбе за осуществление второй и третьей пятилеток. Город Ленина еще более упро чил свою славу одного из ведущих цент ров социалистической индустрии и куль туры нашей страны. В суровые годы Великой Отечественной войны партия и правительство возложили тельства. Он говорил: «Пора смелей дви гать вперед теорию советского общества, теорию Советского государства, теорию современного естествознания, этику и эстетику». А. А. Жданов неоднократно подчерки вал огромную заботу партии, великого изобилия духовной культуры в нашей стране и ■Требовал, чтобы деятели литературы и искусства, все работники идеологического фронта в своей творческой работе руководствовались политикой партии, составляющей жизнен ную основу советского строя. Огромное значение для развития совет ской культуры имеют выступления товарища Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград» и но вопросам развития советской музыки. В этих выступлениях і он подверг уничтожающей критике без- идеиность и аполитичность в творчестве советских литераторов, войну низкопок- роны Ленинграда. Большевики осажденного лонствѵ перед буржуазной культурой За- ( некоторой части на А. А. Жданова организацию дела обо- ; объявил непримиримую Мы встретились в институте В проекте директив XIX съезда партии но пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951— 1955 годы чачертана грандиозная программа культурного строп- .тельства. В частности, в нем предусмат ривается к концу пятилетки подготовить все условия для полного - осуществления всеобщего среднего Образования. Для вы полнения этой исторической задачи рас ширяется, сеть школ, увеличивается при ем студентов в высшие педагогические заведения. Пройдет всего два года, и мы, перво курсники Мурманского учительского ин ститута, вольемся в многотысячную ар мию советских учителей, чтобы иосвя тить свою жизнь самому благородному де лу — воспитанию подрастающего поколе ния, строителей коммунизма.* В жизни каждой нз нас много общего. Мы одинакового возраста, примерно, в од но и то же время вступали в комсомол, учились без отрыва от производства в школе рабочей молодежи, успешно выдер жали экзамены на аттестат зрелости. Заниматься в школе рабочей молодежи труднее, чем в дневной. Но тот, кто твер до решил учиться, обязательно осущест вит свою цель. Для этого в нашей стране созданы все условия. Еще в школе, слушая уроки литерату ры и русского языка, мы прониклись лю бовью к великой русской и советской литературе, поняли со огромное воспита тельное значение. Мы мечтали стать учи тельницами русского языка п литерату ры. И вот наша мечта сбылась. Одна нз нас, окончив Умбскую среднюю школу рабочей молодежи, приехала с берега Бе лого моря в Мурманск, а вторая — с бе рега Черного моря, окончив школу рабо чей молодежи в г. Туапсе. Мы встрети лись в институте. 1 сентября мы впервые придем" на лек ции. К нашим услугам — светлые, про сторные аудитории, педагогические каби неты, библиотека, хорошо оборудованное общежитие. Созданы все условия для то го, чтобы мы смогли за годы учебы полу- 1 чнть как можно больше знаний. Н. БУДИЛОВА, Л. КАРЕЛЬСНАЯ — студентки 1-го курса Мурман ского учительского института. На В нашей советской стране все делается для счастья людей. Об этом еще и еще раз с исключительной силой свидетельст вует проект директив XIX съезда партии но пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951— 1955 годы, который на мечает грандиозную программу строитель ства- коммунизма. Новый учебный гид в школах совпадает со знаменательными днями в жизни на шего народа — с подготовкой к открытию XIX съезда партии. Нашим лучшим но п о р о г е з р е л о с т и дарком к XIX съезду партии будет отлич ная учеба. Завтра — начало занятий, памятный день в жизни каждого школьника. Осо бенно памятен зтот день будет для деся тиклассников и, в частности, для меня. После окончания экзаменов за 9-й класс я хорошо отдохнул. Сейчас с новой силой и энергией я примусь за учебу. Я решил с первых же дней все силы отда вать учебе, отвечать на уроках только на ( хорошо и отлично, больше заниматься са мостоятельно. упорно накапливать знании., Мечтаю закончить десятый класс с хоро шими и отличными оценками и продол жить образование в высшем учебном за ведении. Передо мною, как и перед моими това рищами, ясные широкие дороги, светлый путь. Зтот путь открыли нам родная боль шевистская партия. Советское правитель ство, любимый Сталин. А. ИЛЬИНСКИЙ. Ученик 10-го класса Умбсиой сред ней школы. города-героя, і руководимые. товарищем Ждановым, явились душой героической обороны. Проявляя беспримерную стой- пада, находящейся в состоянии и разложения. маразма международного рабочего движения. Всему прогрессивному человечеству известны его выступления, в которых он разоблачал- американо-английских империалистов как поджигателей новой мировой войны, при зывая трудящихся всех стран к укрепле нию лагеря мира и демократии. Пламенный трибун, талантливый про пагандист пдей Ленпна — Сталина, А. А. Жданов ’ с гордостью за партию, за совет ский народ говорил; «В политике больше вистской партии наш нзрод видит залог дальнейшего преуспеяния нашей страны. Это значит, что все советские люди объе динились под знаменем нашей славной партии и преисполнены чувством безгра ничного доверия и великой любви к сво ему Вождю Иосифу Виссарионовичу Сталину...» Тот новый могучий политический іі трудовой подъем, который вызвало у со ветского народа сообщение о созыве XIX съезда партии, то воодушевление, с кото рым советские люди восприняли истори ческие документы ЦК ВКІІ(б) к XIX съез ду — являются лучшей иллюстрацией к этим словам. Жизнь А. А. Жданова, пламенного бор ца за коммунизм — высокий пример слу жения делу Ленина— Сталина. Его свет лый образ всегда будет жить .в сердцах и памяти советских людей, всех борцов за «Ленинизм признает за нашей литера- мир, демократию и социализм. Д Е Н Ь Ш А Х Т Е Р А Сегодня, в День шахтера, .советский на род достойно чествует доблестных горня ков — один из передовых отрядов строи телей коммунистического общества. С большим патриотическим подъемом работ ники угольной промышленности проводят в этот традиционный праздник смотр своих достижений, рапортуют великому Сталину о новых победах в борьбе за уголь, за дальнейшее укрепление могуще ства любимой Родины. В нынешнем году праздник шахтеров отмечается в особо знаменательные дни, когда вся страна готовится к XIX съезду большевистской партии. Сообщение о со зыве XIX съезда вызвало у советских лю ден новый мощный политический и тру довой подъем, как проявление их безгра ничной преданности и любви к партии Ленина — Сталина. С чувством гордости за свою Отчизну трудящиеся СССР вос приняли документы ЦК ВКИ(б) к XIX съезду партии, документы, открывающие новые величественные перспективы в борьбе за дальнейшее процветание велико го Советского Союза. В знаменательные дни подготовки к съезду советские люди еще больше повышают свою активность в труде, проявляют еще больше творческой инициативы. Труд ніахтеров окружен в нашей стране всеобщим уважением и почетом. Советские горняки внесли большой вклад в мирное созидательное строительство, осуществляе мое нашим народом. Доля их труда есть и в великих стройках коммунизма па Волге и Днепре, Дону и Аму-Дарье. Мощный подъем топливной индустрии страны является чважной предпосылкой го.; іания материально-технической базы коммунизма. В. И. Ленин говорил, что уголь — это «хлеб промышленности». В исторической речи 9 февраля 1946 года товарищ Сталин поставил перед шахтера ми большую государственную задачу — довести годовую добычу угля в стране до 500 миллионов тонн. Угольная промышленность СССР те перь не только удовлетворяет потребности народного хозяйства, но и обеспечивает создание необходимых государственных резервов. В проекте ЦК ВКП(б) о директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнз іу плану указана дальнейшая боевая прог рамма действий для всего советского на рода. в том числе и горняков. Проект ди ректив XIX съезда партии в области угольной промышленности предѵсматрпва- гт увеличение добычи угля к 1955 году на 43 процента и добычи коксующихся углей не менее, чем на 50 процентов. В пятом пятилетием плане по сравнению с четвертой пятилеткой должен быть уве личен ввод в действие новых мощностей угольных шахт, примерно, на 30 процен тов, улучшено качество угля, значительно расширено его обогащение и брикетирова ние. Из гоіа в год советские шахтеры дают вес больше и больше топлива стране. В 1951 году государственный план добычи угля был выполнен досрочно. В нынеш нем году угольная промышленность также успешно справляется с поставленными перед ней задачами. Выполняя свои обя зательства, взятые в письмах товарищу Сталину, шахтеры перевыполнили восьми месячный план добычи угля. Обязательст ва но сверхплановой добыче коксующихся углей, имеющих большое значение для важнейших отраслей народного хозяйства, выполнены досрочно. За последние годы добыча угля увели чивается главным образом за счет роста производительности труда — на основе широкого внедрения передовой отечествен ной горной техники и систематического повышения мастерства шахтеров. В 1951 году добыча угля возросла на 7,8 процен та. Производительность труда шахтеров поднялась на 7,6 процента. Последнез могло быть достигнуто только в нгідей со циалистической угольной промышленно сти. Достаточно сказать, что за последние 20 лет производительность труда рабочих на угольных шахтах США остается п о ч т неизменной, а в Англии она много ниже, чем 70 лет назад. За последние пять лет в угольных бас сейнах Советского Союза введены в строй сотни новых шахт и разрезов, десятки у г леобогатительных* и брикетных фабрик. Эти крупные современные предприятия, оснащенные по последнему слову техники, значительно усилили мощь угольной про мышленности СССР. Вдохновенный труд советских шахтеров окружен повседневной заботой иартнн и правительства. В отличие от капиталисти ческих стран, где шахтеры — наиболее эксплуатируемые и обездоленные люди, в Советском государстве шахтеры — почет ные и передовые труженики, идущие в авангарде строителей коммунизма. В День шахтера тысячи советских горняков дают партии Ленина — Сталина большевистское слово: пятая пятилетка угольной промышленности СССР будет выполнена с честью!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz