Полярная правда. 1952, август.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Ла 207 (7313) 31 августа 1В52 г. Выдающийся деятель большевистской партии и Советского государства На снимке: ученицы 5-й школы г. Мурманска (слева 7-й класс Тамара КУДРЯШОВА. Валя ПАНКРАТОВА. РЕВА и Алефтина КОЗЛОВА. направо) с хорошими отметками * перешедшие в Зоя БОГДАНОВА: в 6-й класс — Людмила ЮФИ- Фото М. Сергееза. ЗАВТРА УЧЕБНЫЙ НАЧИНАЕТСЯ ГОД В ШКОЛАХ £ <3 & <3 «В целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеоб­ разовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения в сред­ ней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению». (Из проекта директив XIX съезда ВКП(б) по новой пятилетие). а Сталинская рыбаков забота о детях и оленеводов У самого Баренцева моря, на восточной частп побережья расположен Терпберскнй район Мурманской области. До революции большинство населения района было негра­ мотным. Совершенно не знали грамоты ко­ ренные жители Кольского полуострова оленеводы-саами. В становищах побережья было всего три школы, да и в них нмелп доступ только детп богатеев, кулаков. Кѵпцы п кулаки, пользуясь темнотой населения, безжалостно грабили и угнетали простых рыбаков п оленеводов. Только советская власть зажгла для жителей Крайнего Севера свет знания, от­ крыла пм путь к радостной жпзнп. В пер­ вые же годы существования советской власти на Кольском полуострове количест­ во школ на ‘ территории 'нынешнего Тери- берского района было увеличено больше­ виками вдвое. Новые школы были созданы в В осточной Л ііц р , Харловке и других на­ селенных пунктах. Широко раскрылись двери школ для детей трудящихся. За парты сели дети оленеводов-саами и рыбаков-поморов. С каждым годом расширялось народное образование в нашем районе. Уже в 1933 году Тернберская начальная школа была реорганизована ,в семилетнюю. Новые школы открылись в становищах Захребет- нос, Кильдин. Дальние Зеленцы и в дру­ гих населенных пунктах. Глубоким, содержательным стало препо­ давание. Значительно увеличилось число учителей, воспитывающих детей трудя­ щихся. С каждым годом увеличивалось количе­ ство учащихся, которые после окончания семилетней школы шли в десятилетку, а потом в специальные учебные заведения. Многие выпускники школ Териберского района успешно закончили вузы и техни­ кумы или другие учебные заведения и теперь работают в качестве педагогов, хо­ зяйственных руководителей, советских и партийных работников. Закончили Терн- берскую школу тт. Капустина и Аверин. Здесь Получил образование и саами тов. Дмитриев. Сейчас все трое работают в этой же школе учителями. Онн воспиты­ вают советских детей, дают им знания основ наук, прививают нм чувство пре­ данности Советской Родине, чувство любви к товарищу И. В. Сталину. Командирами промысловых судов являются бывшие ученики Териберской школы тт. Цапов, Амосов, Логинов н некоторые другие. Годы послевоенного мирного строитель­ ства ознаменовались в нашей стране даль­ нейшим ростом культуры. Серьезные из­ менения произошли и в области народного образования. У нас в стране осуществлен закон о всеобщем обязательном семилет­ ием обучении. Расширилась п изменилась сеть школ п в Терпберском районе. Сейчас здесь ра­ ботают одна средняя, две семилетних и во­ семь начальных школ. В это число вхо­ дят созданные в последние годы семилет­ ние школы в Лодейном и Рынде, а также начальная школа при колхозе сМурма­ нец:). Учебой охвачены все дети школь­ ного возраста. Многое сделано также и для того, что­ бы дать возможность взрослым повысить уровень своих общеобразовательных зна­ ний. Для рыбаков-колхознпков, рабочих и служащих у нас в районе организованы две школы рабочей молодежи — Терибер­ ская средняя и Лодейнннская семилетняя. Когда-то учитель в царской школе не имел почти никаких наглядных пособий, учебников, письменных принадлежностей. Иное дело сейчас. Советская власть предоставила все возможности для созда­ ния материальной базы в школах. У нас в Терпберском районе школы хорошо обо­ рудованы и снабжены учебными пособия­ ми. Только в прошлом году на нужды на­ родного образования по бюджету Терибер- Оолес ского района было израсходовано двух миллионов рублей. Партия большевиков, Советское прави­ тельство не жалеют средств для того, чтобы создать школьникам все условия для успешной учебы. Еще не во всех на­ селенных пунктах Териберского района организованы семилетнпе школы. Но это не мешает детям получать образование. Прп Териберской средней н Рындской се- мплетней школах оборудованы интернаты, в которых жнвѵт дети нз других населен­ ных пунктов. На содержание интернатов ассигнуются большие средства. * Трудящиеся Терпберского района знают, что с каждым годом будет расширяться и Четыре года прошло со дня смерти Андрея Александровича Жданова, выдаю­ щегося деятеля большевистской партии и Советского государства, верного ученика и соратника великого Сталина. Вся яркая и кипучая жизнь А. А. Жда­ нова, непоколебимого ленинца, является примером беззаветного служения Родине, примером неустанной и самозабвенной борьбы за великое дело Ленина— Сталина, за торжество коммунизма. Еще в 1912 го­ ду юношей вступил А. А. Жданов в рево­ люционное движение, принимая активное участие в работе социал-демократических кружков учащейся молодежи города Твери (ныне город Калинин). В 1915 году А. А. Жданов вступил в большевистскую партию. Качества выдающегося партийно­ го деятеля выковались в нем в годы ре­ волюционного большевистского подполья, неутомимой пропагандистской деятельно­ сти среди бойцов Красной армии в период гражданской войны, активного участия в подготовке и проведении Великой Октябрь­ ской социалистической революции, на большой партийной и советской работе на Урале, в Твери и Горьковском крас. Всепобеждающие идеи ленинизма оза­ ряют ярким светом весь жизненный путь А. А. Жданова. Величайшие преобразова­ ния, осуществленные советским народом иод руководством нашей партии за- годы сталинских пятилеток, неразрывно связа­ ны с именем этого пламенного большеви­ ка. В течение 10 лет — с 1924 по 1934 год — Андрей Александрович возглавлял партийную организацию Горьковского края. Здесь, как и всюду, куда его на­ правляла партия, он высоко держал знамя большевистской партийности, неустанно и самоотверженно осуществляя ленинско- сталинскую генеральную линию партия, ведя беспощадную борьбу против троцки­ стов, зиновьевцев, бухарпнцев ‘ и прочих врагов ленинизма, этих презренных из­ менников делу рабочего класса и всех трудящихся. Под руководством А. А. Жда­ нова велось строительство гиганта совет­ ской автомобильной промышленности — ( К четвертой годовщине со ' дня смерти А . А . Ж Д А Н О В А ) кость и отвагу, доблестные защитники Ленинграда не только отстояли великий город, но и блестяще осуществили сталин­ ский план разгрома немецких захватчиков под Ленинградом. Огромной и многогранной была деятель­ ность А. А. Жданова. Широкий кругозор, всесторонние знания, высокая идейность и непримиримая большевистская принци­ пиальность позволяли ему глубоко, по- марксистски оценивать события внутрен­ ней и международной жизни, разрабаты­ вать важнейшие вопросы марксистской теории, блестяще пропагандировать идеи Ленина— Сталина. А. А. Жданов неустанно работал над претворением в жизнь указаний больше­ вистской партии и товарища Сталина о коммунистическом воспитании трудя­ щихся. Характеризуя А. А. Жданова как круп­ ного организатора масс и выдающегося марксистского теоретика, тов. В. М. Моло­ тов в речи над могилой А. А. Жданова говорил: «В последние годы особенно ши­ роко развернулись его способности, как выдающегося теоретика марксизма. Бле­ стящие доклады товарища Жданова по вопросам литературы, искусства и фило­ софии являются важным вкладом в разви­ тие марксистско-ленинской теории и во многом способствуют преодолению имею­ щихся здесь недостатков, раскрывая новые пути развития социалистической культу­ ры в нашей стране». Все выступления А. А. Жданова про­ никнуты духом страстной большевистской партийности. Разрабатывая вопросы идео­ логии, товарищ Жданов показал пример большевистского руководителя, который умело сочетает участие в повседневном строительстве с глубокой работой над во­ просами теории марксизма. Как талантли­ вейший пропагандист великих идей автозавода имени Молотова, сооружались но гениальному сталинскому плану и н - . Ленина— Сталина А. А. Жданов много сде- дустриализацни десятки других заводов и фабрик. турой •огромное сощсственно-преобразуго- щее значение», — говорил товарищ Жда­ нов. — «Мы требуем, чтобы наши това­ рищи, как руководители литературы, так и пишущие руководствовались тем, без чего советский строй не может жить, т. е. политикой, чтобы нам воспитывать моло-, дежь не в духе наилешізма' и безидейно- стн, а в духе бодрости и 'революцион­ ности». А. А. Жданов горячо любил свою Роди­ ну, советский народ. «Где вы найдете, — говорил он с величайшей гордостью, — такой народ и такую страну, как у нас? Где вы найдете такие великолепные . ка­ чества людей, какие проявил наш совет­ ский народ в Великой Отечественной! войне и какие он каждый день проявляет в трудовых делах, перейдя к мирному развитию и восстановлению хозяйства и культуры! Каждый день поднимает наш народ все выше и выше. Мы сегодня не те, что были вчера, и завтра будем не те, что были сегодня». А. А. Жданов призывал деятелей лите­ ратуры и искусства помогать партии в борьбе с пережитками капитализма в соз­ нании людей, создавать произведения, до­ стойные великой сталинской эпохи. «Мы хотим, мы страстно желаем, — говорил он на совещании деятелей советской му­ зыки в ЦК ВКИ(б), — чтобы у нас бы­ ла своя «могѵЧая кучка», чтобы она была и многочисленнее и сильнее, чем та, ко­ торая когда-то поражала мир своими та­ лантами и ироелзвпла наш народ». В своих выступлениях А. А. Жданов неоднократно подчеркивал, что соцнали-. стнческое сознание ускоряет наше движе­ ние вперед к коммунизму. Он уделял ог­ ромное внимание идейной закалке наших кадров, требовал, чтобы они неустанно овладевали теорией марксизма-ленинизма. Призывая наши кадры овладевать ленинско-сталинским стилем работы, А. А. Жданов разъяснял указания товарища Сталина о необходимости всемерного раз/; в и т и я критики и самокритики, как важ­ нейшей движущей силы нашего развития. «Только смелая и открытая критика, — говорил он, — помогает совершенство­ ваться нашим людям, побуждает их итти вперед, преодолевать недостатки своей лал для правильного усвоения этих идеи советским народом и народами_ других А. А. Жданов входил в то руководящее.! стран. Его блестящий доклад на философ-1 работы...» пп п п л м п р ш т г т г к п н п ап тстн . к о т о п о р ПОЗ г*к л Гг і л с к ѵ г п т и frrn им р . тѵплринст пп n n - . . . .. _ - А. А. Жданов был виднейшим деятелем ядро оолыневистскон партии, которое иод руководством товарища Сталина, разгро­ мив всех врагов ленинизма, еще теснее ской дискуссии, его выступления по во­ просам литературы и искусства с исчер­ пывающей глубиной разъясняют исторн- партпйного съезда он — секретарь ЦК ВКП(б), а после XV III съезда — член ІІо- совершенствоваться народное образование, литбгоро ПК ВКП(б). В 1934 году, когда троцкистско-зи- сплотнло партию н советский народ во- чеекпе постановления ЦК ВКП(б) по идео­ круг знамени ленинизма и привело нашу | логическим вопросам. А. А. Жданов тре- Роднну к всемирно-историческим победам j бовал смело теоретически осмысливать и социализма. На XVI съезде партии Жданов : обобщать вопросы, которые повседневно был избран в члены ЦК ВКП(б). С XVII | ставит практика коммунистического строи- 06 этом свидетельствует проект директив XIX съезда партии но пятому пятилетне­ му плану. В этом документе, имеющем историческую важность, говорится, что в течение нынешнего пятилетия будет осу­ ществляться переход от семплетнего обра­ зования к всеобщему среднему образо­ ванию. Заботу партии о повышении культуры трудящихся мы живо оідѴщасм на себе. В ближайшее вргмя начнется строительст­ во новых зданий для Териберской средней и Лодейнннской семнлетней школ. Более чем в ^ва раза возрастет количество уча­ щихся. Значительно увеличены ассигно­ вания на нужды народного образования. Документы г. XIX съезду партии ставят плред советскими учителями задачи огром­ ной важности. Мы должны поднять на но­ вую, еще более высокую ступень качество воспитания детей в школах, улучшить качество преподавания, всемерно доби­ ваться высокой успеваемости учащихся. Воодушевленные заботой партии, все педагоги Териберского района удвоят свои усилия в деле воспитания будущих строи­ телей коммунизма. Е. ПОПОВА. Заведующая Терибсрсиим районным отделом народного образования. новьевскпе п бухаринские агенты иност­ ранных разведок из-за угла убили руко­ водителя ленинградских большевиков С. М. Кирова, партия посылает А. А. Жда-1 Сталина о создании нова в Ленинград, где он возглавлял до 1944 года Ленинградскую партийную ор­ ганизацию. Иод руководством А. А. Жда­ нова ленинірадскнс большевики разгроми­ ли и выкорчевали троцкистско-зиновьев- ских двурушников и других врагов наро­ да, добились замечательных успехов и борьбе за осуществление второй и третьей пятилеток. Город Ленина еще более упро­ чил свою славу одного из ведущих цент­ ров социалистической индустрии и куль­ туры нашей страны. В суровые годы Великой Отечественной войны партия и правительство возложили тельства. Он говорил: «Пора смелей дви­ гать вперед теорию советского общества, теорию Советского государства, теорию современного естествознания, этику и эстетику». А. А. Жданов неоднократно подчерки­ вал огромную заботу партии, великого изобилия духовной культуры в нашей стране и ■Требовал, чтобы деятели литературы и искусства, все работники идеологического фронта в своей творческой работе руководствовались политикой партии, составляющей жизнен­ ную основу советского строя. Огромное значение для развития совет­ ской культуры имеют выступления товарища Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград» и но вопросам развития советской музыки. В этих выступлениях і он подверг уничтожающей критике без- идеиность и аполитичность в творчестве советских литераторов, войну низкопок- роны Ленинграда. Большевики осажденного лонствѵ перед буржуазной культурой За- ( некоторой части на А. А. Жданова организацию дела обо- ; объявил непримиримую Мы встретились в институте В проекте директив XIX съезда партии но пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951— 1955 годы чачертана грандиозная программа культурного строп- .тельства. В частности, в нем предусмат­ ривается к концу пятилетки подготовить все условия для полного - осуществления всеобщего среднего Образования. Для вы­ полнения этой исторической задачи рас­ ширяется, сеть школ, увеличивается при­ ем студентов в высшие педагогические заведения. Пройдет всего два года, и мы, перво­ курсники Мурманского учительского ин­ ститута, вольемся в многотысячную ар­ мию советских учителей, чтобы иосвя­ тить свою жизнь самому благородному де­ лу — воспитанию подрастающего поколе­ ния, строителей коммунизма.* В жизни каждой нз нас много общего. Мы одинакового возраста, примерно, в од­ но и то же время вступали в комсомол, учились без отрыва от производства в школе рабочей молодежи, успешно выдер­ жали экзамены на аттестат зрелости. Заниматься в школе рабочей молодежи труднее, чем в дневной. Но тот, кто твер­ до решил учиться, обязательно осущест­ вит свою цель. Для этого в нашей стране созданы все условия. Еще в школе, слушая уроки литерату­ ры и русского языка, мы прониклись лю­ бовью к великой русской и советской литературе, поняли со огромное воспита­ тельное значение. Мы мечтали стать учи­ тельницами русского языка п литерату­ ры. И вот наша мечта сбылась. Одна нз нас, окончив Умбскую среднюю школу рабочей молодежи, приехала с берега Бе­ лого моря в Мурманск, а вторая — с бе­ рега Черного моря, окончив школу рабо­ чей молодежи в г. Туапсе. Мы встрети­ лись в институте. 1 сентября мы впервые придем" на лек­ ции. К нашим услугам — светлые, про­ сторные аудитории, педагогические каби­ неты, библиотека, хорошо оборудованное общежитие. Созданы все условия для то­ го, чтобы мы смогли за годы учебы полу- 1 чнть как можно больше знаний. Н. БУДИЛОВА, Л. КАРЕЛЬСНАЯ — студентки 1-го курса Мурман­ ского учительского института. На В нашей советской стране все делается для счастья людей. Об этом еще и еще раз с исключительной силой свидетельст­ вует проект директив XIX съезда партии но пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951— 1955 годы, который на­ мечает грандиозную программу строитель­ ства- коммунизма. Новый учебный гид в школах совпадает со знаменательными днями в жизни на­ шего народа — с подготовкой к открытию XIX съезда партии. Нашим лучшим но­ п о р о г е з р е л о с т и дарком к XIX съезду партии будет отлич­ ная учеба. Завтра — начало занятий, памятный день в жизни каждого школьника. Осо­ бенно памятен зтот день будет для деся­ тиклассников и, в частности, для меня. После окончания экзаменов за 9-й класс я хорошо отдохнул. Сейчас с новой силой и энергией я примусь за учебу. Я решил с первых же дней все силы отда­ вать учебе, отвечать на уроках только на ( хорошо и отлично, больше заниматься са­ мостоятельно. упорно накапливать знании., Мечтаю закончить десятый класс с хоро­ шими и отличными оценками и продол­ жить образование в высшем учебном за­ ведении. Передо мною, как и перед моими това­ рищами, ясные широкие дороги, светлый путь. Зтот путь открыли нам родная боль­ шевистская партия. Советское правитель­ ство, любимый Сталин. А. ИЛЬИНСКИЙ. Ученик 10-го класса Умбсиой сред­ ней школы. города-героя, і руководимые. товарищем Ждановым, явились душой героической обороны. Проявляя беспримерную стой- пада, находящейся в состоянии и разложения. маразма международного рабочего движения. Всему прогрессивному человечеству известны его выступления, в которых он разоблачал- американо-английских империалистов как поджигателей новой мировой войны, при­ зывая трудящихся всех стран к укрепле­ нию лагеря мира и демократии. Пламенный трибун, талантливый про­ пагандист пдей Ленпна — Сталина, А. А. Жданов ’ с гордостью за партию, за совет­ ский народ говорил; «В политике больше­ вистской партии наш нзрод видит залог дальнейшего преуспеяния нашей страны. Это значит, что все советские люди объе­ динились под знаменем нашей славной партии и преисполнены чувством безгра­ ничного доверия и великой любви к сво­ ему Вождю Иосифу Виссарионовичу Сталину...» Тот новый могучий политический іі трудовой подъем, который вызвало у со­ ветского народа сообщение о созыве XIX съезда партии, то воодушевление, с кото­ рым советские люди восприняли истори­ ческие документы ЦК ВКІІ(б) к XIX съез­ ду — являются лучшей иллюстрацией к этим словам. Жизнь А. А. Жданова, пламенного бор­ ца за коммунизм — высокий пример слу­ жения делу Ленина— Сталина. Его свет­ лый образ всегда будет жить .в сердцах и памяти советских людей, всех борцов за «Ленинизм признает за нашей литера- мир, демократию и социализм. Д Е Н Ь Ш А Х Т Е Р А Сегодня, в День шахтера, .советский на­ род достойно чествует доблестных горня­ ков — один из передовых отрядов строи­ телей коммунистического общества. С большим патриотическим подъемом работ­ ники угольной промышленности проводят в этот традиционный праздник смотр своих достижений, рапортуют великому Сталину о новых победах в борьбе за уголь, за дальнейшее укрепление могуще­ ства любимой Родины. В нынешнем году праздник шахтеров отмечается в особо знаменательные дни, когда вся страна готовится к XIX съезду большевистской партии. Сообщение о со­ зыве XIX съезда вызвало у советских лю­ ден новый мощный политический и тру­ довой подъем, как проявление их безгра­ ничной преданности и любви к партии Ленина — Сталина. С чувством гордости за свою Отчизну трудящиеся СССР вос­ приняли документы ЦК ВКИ(б) к XIX съезду партии, документы, открывающие новые величественные перспективы в борьбе за дальнейшее процветание велико­ го Советского Союза. В знаменательные дни подготовки к съезду советские люди еще больше повышают свою активность в труде, проявляют еще больше творческой инициативы. Труд ніахтеров окружен в нашей стране всеобщим уважением и почетом. Советские горняки внесли большой вклад в мирное созидательное строительство, осуществляе­ мое нашим народом. Доля их труда есть и в великих стройках коммунизма па Волге и Днепре, Дону и Аму-Дарье. Мощный подъем топливной индустрии страны является чважной предпосылкой го.; іания материально-технической базы коммунизма. В. И. Ленин говорил, что уголь — это «хлеб промышленности». В исторической речи 9 февраля 1946 года товарищ Сталин поставил перед шахтера­ ми большую государственную задачу — довести годовую добычу угля в стране до 500 миллионов тонн. Угольная промышленность СССР те­ перь не только удовлетворяет потребности народного хозяйства, но и обеспечивает создание необходимых государственных резервов. В проекте ЦК ВКП(б) о директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнз іу плану указана дальнейшая боевая прог­ рамма действий для всего советского на­ рода. в том числе и горняков. Проект ди­ ректив XIX съезда партии в области угольной промышленности предѵсматрпва- гт увеличение добычи угля к 1955 году на 43 процента и добычи коксующихся углей не менее, чем на 50 процентов. В пятом пятилетием плане по сравнению с четвертой пятилеткой должен быть уве­ личен ввод в действие новых мощностей угольных шахт, примерно, на 30 процен­ тов, улучшено качество угля, значительно расширено его обогащение и брикетирова­ ние. Из гоіа в год советские шахтеры дают вес больше и больше топлива стране. В 1951 году государственный план добычи угля был выполнен досрочно. В нынеш­ нем году угольная промышленность также успешно справляется с поставленными перед ней задачами. Выполняя свои обя­ зательства, взятые в письмах товарищу Сталину, шахтеры перевыполнили восьми­ месячный план добычи угля. Обязательст­ ва но сверхплановой добыче коксующихся углей, имеющих большое значение для важнейших отраслей народного хозяйства, выполнены досрочно. За последние годы добыча угля увели­ чивается главным образом за счет роста производительности труда — на основе широкого внедрения передовой отечествен­ ной горной техники и систематического повышения мастерства шахтеров. В 1951 году добыча угля возросла на 7,8 процен­ та. Производительность труда шахтеров поднялась на 7,6 процента. Последнез могло быть достигнуто только в нгідей со­ циалистической угольной промышленно­ сти. Достаточно сказать, что за последние 20 лет производительность труда рабочих на угольных шахтах США остается п о ч т неизменной, а в Англии она много ниже, чем 70 лет назад. За последние пять лет в угольных бас­ сейнах Советского Союза введены в строй сотни новых шахт и разрезов, десятки у г­ леобогатительных* и брикетных фабрик. Эти крупные современные предприятия, оснащенные по последнему слову техники, значительно усилили мощь угольной про­ мышленности СССР. Вдохновенный труд советских шахтеров окружен повседневной заботой иартнн и правительства. В отличие от капиталисти­ ческих стран, где шахтеры — наиболее эксплуатируемые и обездоленные люди, в Советском государстве шахтеры — почет­ ные и передовые труженики, идущие в авангарде строителей коммунизма. В День шахтера тысячи советских горняков дают партии Ленина — Сталина большевистское слово: пятая пятилетка угольной промышленности СССР будет выполнена с честью!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz