Полярная правда. 1952, апрель.

I П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 1 0 2 (7208 ) 29 апреля 1 952 jr. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ 'ФИЛОСОФИЮ Движение и развитие в природе и - t v : ■я I. Основные положения, характеризующие вторую черту марксистского диалектиче­ ского и еод а , сформулировал товарищ Сталин в сьчім гениальном произведении <0 диадектич«ч:ком и историческом мате­ риализме». «В противоположность метафи­ зике, — учит П. В. Сталин, — диалек­ тика рассматривает природу не как со­ стояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непре­ рывного движения и изменения, непре­ рывного обновления и развития,j u e всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свои век» (Во­ просы ленинизма, изд. 11-е, стр. 537 ). Положение марксистской, диалектики о движении, изменении и развитии природы м общества прямо противоположно мета­ физическому взгляду, согласно которому природа и общество представляют будто бы неизменный в своей основе мир, кото­ рый нѳ может быть преобразован челове­ ком. Такой взгляд на мир всегда усилен­ но культивировали и распространяли идеологи эксплуататорских классов. Про­ пагандируя идею неизменности мира, опи пытались внушить трудящимся мысль о невозможности уничтожить эксплуататор­ ский строй, о бесперспективности борьбы ііротнв него. ! Характерно, что никогда идеологи экс­ плуататорских классов столь рьяно не проповедовали метафизическое учение неизменности мира и столь решительно не боролись против учения о развитии природы и общества, как именно в нашу эпоху — эпоху наиболее коренных и быстрых социальных преобразований, в эпоху, когда капитализм терпит свое кру­ шение и неминуено! должен рухнуть во всех странах под ударами трудящихся масс, руководимых рабочим классом. Один из современных фашиствующих философов Сантаяна, возрождая реакцион­ ное, идеалистическое мировоззрение Пла­ тона, тщится утверждать, что земной мир .является миром иллюзорного существом- * ння, за пределами которого якобы нахо­ дится другой, истинный мир «сущностей», неизменных и вечных, не возникающих и не уничтожавшихся и пребывающих вне времени и пространства. На основании такого мистического учения Сантаяна пы­ тается внушить в сознание трудящихся бредовую мысль о том, что прогресс об­ щества есть лишь иллюзия и что поэтому бессмысленно бороться против капитализ­ ма, за коммунизм. Другой современный буржуазный реак­ ционный фйяософ, 'Александер, для борь­ бы против научной теории развития вы- ^ я г а е т вздорную и мистическую теорию ■«эмерджентной эволюции». Согласно этой ’«теории» возникновение нового происходит •будто бы не по определенным законам, познаваемым наукой, а яатяется непозна­ ваемым для умз. «чудом», перед которым остается. только преклониться. Поэтому ’борьба за действительные революционные преобразования общества, по мнеппю 'Александера, совершенно невозможна. Для того, чтобы убедить народные мас- Ш в «вечности» капитализма, буржуаз­ ны е социологи не брезгуют самыми неле­ пыми «аргументами». Они утверждают .что капитализм соответствует «неизмен­ ной человеческой природе», которая будто бы требует частпой собственности. Прп этом самую «человеческую природу» бур­ жуазные социологи, клевеща на человече­ ство, выкраивают по образу и подобию американского бизнесмена и об’являют свечными» чертами всех людей звериный вгопзм, корыстолюбие и бесцеремонное стяжательство. ' Ради того, чтобы толкнуть народы сво­ их стран на разбойничьи войны против других народов, американо-английские им­ периалисты распространяют изуверские расовые теории. Реакционные буржуазные ученые идею неизменности мира пытаются внедрить ' в естествознание. К таким «ученым» при­ надлежат менделисты-морганисты, утверж­ дающие, что наследственность организмов заключается в особом «наследственном ве­ ществе», что это «вещество» неизменно, а если и изменяется, то совершенно случай­ но, без всяких материальных причин и н е поддается познанию. Единым фронтом с буржуазной филосо­ фией выступает римский папа Пий XII. Папа призывает верить в пекзмепность мира и в догмат о создании мира богом. Эти примеры показывают, что разобла­ чение н критика метафизического взгляда, отрицающего развитие природы и общест­ ва, являются актуальной и важной зада­ чей работников нашего теоретического Фронта, всех прогрессивных сил челове­ чества в пх борьбе против империалисти­ ческой реакции, возглавляемой агрессив­ ным американским империализмом. . ста, что атомы разных химических эле­ ментов превращаются друг в друга. От­ крыв внутреннее строение атомов и атом­ ных ядер, наука доказала, что все так называемые элементарные частицы — протоны, нейтроны, электроны, позитро­ ны н пр. — находятся в постоянном из­ менении И превращении друг в друга. Основываясь н а этих открытиях, наука оказалась в состоянии не только искус­ ственно превращать одни химические эле­ менты в другие, но н создавать такие эле­ менты, которые не встречаются в самой природе (нептуний, плутоний, кюрий и др.), и практически использовать огроц- ные запасы энергии; таящейся в недрах атомных ядер. Русские ученые-почвоведы В. В. Доку­ чаев и В. Р. Вильямс открыли законы из­ менения почв, причины их вымывания и на основе этого нашли способы улучшения почвы и борьбы с засухой, повышения урожая. Социалистический строй, осно­ ванный на общественной собственности па землю и другие средства производства, на плановом ведении всего народного хозяй­ ства, впервые позволил использовать эти достижения науки. Великий сталинский план преобразования природы, преду­ сматривающий насаждение лесных полос иа огромной территории степной зоны, устройство водоемов, введении травополь­ ной системы севооборотов, а также созда­ ние гигантских гидроэлектростанций и оросительных сооружений, знаменуют ре­ шительное наступление советского народа на стихийные силы природы в интересах трудящихся. Творчеокп развивая мичуринское уче­ ние, академик Т. Д. Лысенко доказал, что прп определенных условиях твердая пше­ ница порождает новый вид — мягкую пшеницу, а такжо рожь, а овес — своего злейшего врага овсюг. Эти новые откры­ тия далп основание Т. Д. Лысенко выдви­ нуть следующий тезис: «...если не все, то многие пз существующих видов растении п в настоящее время могут сызнова по­ рождаться н в соответствующих условиях неоднократно порождаются другими вида­ ми» («Философские вопросы современной биологии». Сборник статей .4 Издательство Академии наук СССР, 1951, стр. 14). Новейшие открытия естествознания, особенно советской науки, показали, что природа значительно более изменчива, чем это еще недавно казалось даже передовым ученым. Так, все передовые астрономы признавали, что звезды изменяются. По обычно считали, что возникли они дав­ ным-давно, много миллиардов лет назад, и никто не думал, что новые звезды рож­ даются п в настоящее время. Советский астрофизик В. А. Амбарцумян выдвинул п обосновал теорию, согласно которой звезды возшткают п сейчас и мпогпо из нпх являются совершенно молодыми обра­ зованиями. Большим достижением советской астро­ номии является создание академиком 0. Ю. Шмидтом новой, так называемой метеоритной теории происхождения сол­ нечной системы. Согласно этой теории планеты возникли в результате того, что Солнце когда-то прошло сквозь холодное пылеобразное облако и увлекло за собой часть его вещества, нз которого образова­ лись планеты, в том числе Земля. Теория 0. Ю. Шмидта, хорошо математически раз­ работанная, является наиболее совершен­ ной пз всех гипотез происхождения сол­ нечной системы л объясняет наибольшее число ее особенностей. Таким образом, естествознание не оста­ вило камня на камне от метафизического воззрения на природу и доказало, что при­ рода находится в постоянном процессе преобразований и развития, что в приро­ де нет ничего неизменного. Сравнительно недавно открыта новая фор­ ма движения — процессы превращения атомных ядер, связанные с действием осо­ бых внутриядерных сил и подчиненные законам, отличным от законов как меха­ ники, так и электромагнетизма. Все формы движения прн определен­ ных условиях переходят друг в друга, но вместе с тем качественно своеобразны, подчинены каждая своим особым законам и, вопреки мнению механистов, никак не могут быть сведены или отождествлены друг с другом. В природе постоянно наблюдается, на­ ряду С'движением, состояние покоя, т. е. неподвижности, кажущегося отсутствия движения. На самом деле покой всегда относителен, Ш . II. I Современная наука, опираясь иа объек­ тивные законы развития мира, всесторонне вооружает человека для практической деятельности, обеспечивая ему возмож­ ность сознательно изменять природу. Физика, исходя из периодического за­ кона химических элементов, открытого ве­ ликим русским ученым Д. И. Менделеевым, ja из новейших экспериментальных дан­ ных, неопровержимо доказала, что атомы, которые прежде считались неделимыми и неизменными «кирпичами мироздания», являются очень сложными телами и мо­ лу* распадаться н а свои составные ча- Маркснстская диалектика, представляя собою теоретическое обобщение данных всех наук, выдвигает как всеобщий закон материального мира, закон его постоянного движения, изменения, развития. Движение есть внутренне присущий материл спо­ соб ее существования. Как нет движения без материн, так нет материи без дви­ жения. Под движением диалектический мате­ риализм понимает но только механическое движение, т. е. перемещение предметов в пространстве, но любое изменение. В этом одно из существенных отличий марксист­ ского мировоззрения от метафизического механистического материализма, который признавал только одну форму двпжеппя — именно механическое движение и считал, что не только физические и химические процессы, но и жизнь растений и живот­ ных и даже человеческое общество подчи­ няются одним и тем же законам механики. В противоположность такому примитив­ ному взгляду на движение диалектиче­ ский материализм в полном соответствии со всей современной наукой употребляет понятие движения в самом широком смы­ сле — в смысле всякого изменения и при­ знает существование качественно различ­ ных форм движения. Основными Сюрмами движения материи являются: механиче­ ское движение (перемещение тела в про­ странстве), теплота (хаотическое колеба­ ние частиц материл — молекул и ато­ мов), электромагнитные колебания (к ко­ торым относится также свет), химические процессы (процессы возникновения и пре­ образования молекул), развитие оргапяче- ского мира, развитие человеческого обще­ ства и, наконец, как своеобразная форма он вовсе не означает отсут­ ствия движения, но представляет собой но сути дела частный случай движения. Тело, находящееся в состоянии покоя по отношению к Земле, участвует в движе­ нии Земли, а также в движении всей сол­ нечной системы. Вместе с. тем составные частицы данного тела совершают постоян­ ные тепловые движения и подвергаются непрерывным химическим преобразова­ ниям. Никакого абсоліотного покоя но мо­ жет быть. .Материальный мир всегда на­ ходится в процессе движения, изменения, развития. Движение столь же вечно, как п сама маторня. Движение не может воз­ никнуть нз ничего или псчезнуть. Опо, как н материя, всегда существовало, сущест­ вует и всегда будет существовать. 'Материалистическая диалектика учит, что развитие есть прежде всего самодви­ жение, самонзменение. Эго означает, что развитие есть такой процесс изменений, который происходит не в результате ка­ ких-либо случайных, привходящих при­ чт?, а порождается с внутренней необ-. ходимостью и определяется внутренней природой дапиото предмета или явлеппя. Это исключает, разумеется, роли внеш­ них условий в процессе развития. Само- нзмвненне всегда происходит в постоян­ ном взаимодействии данного предмета с окружающей, средой: данный предмет ак­ тивно воздействует па впешнпо условия его существования л в свою очередь под­ вергается воздействиям со стороны этих условий. Так, обстоятельства внешпего порядка, существовавшие в 1917 году (отчаянная борьба двухосновных империалистических групп между собой, условия империали­ стической войны, назревание революцион­ ного кризиса на Западе п Востоке), опре­ делили ту сравнительную легкость, с ка­ кой удалось пролетарской революции в России разбить цепи империализма п свертнуть власть буржуазии. Внешние условия, сложившиеся к октябрю 1917 года, благоприятствовали, таким образом, социалистической революции в России. Однако характер этой революции п ее ре­ зультаты — переход от капитализма к социализму — обусловлены не внешними ігричішами, а внутренними потребностями общественного развития самой России. Развитие есть процесс самоизмеиенпя. По этого мало. Развитие есть процесс непрерывного обновления. Развитие ле означает повторения одного н того же и по сводится к количественным измене­ ниям. Развитие — это процесс постоян­ ного возникновения нового, прежде но су­ ществовавшего и качественно отличного от старого. Вместе с тем развитие есть процесс уничтожения, отмирания старого. Развитие, таким образом, есть процесс со­ зидания и в то же время разрушения. При этом отрицание старого в процессе развития — это не «зряшнее» отрица­ ние, не механическое отбрасывание всего прежде созданного, как плкому не нуж­ ного хлама, а творческое отрицание. Все положительное и прогрессивное пз того, что было создано прежде, сохраняется и используется, как строительный материал, для созидания нового. Поэтому в процессе развития, с одной стороны, всегда имеют­ ся перерыв непрерывности при смене ка­ чественно своеобразных ступеней, прп переходе к новому, к тому, чего раньше но существовало, и вместе с тем извест­ ная преемственность в развитии. Каждая следующая ступень развития стоит как взсфся » (Вопросы л е зж и зк а , е з і . 1 1 -^ стр. &37). Неодолимость нового обусловлена именно тем, что его рождение, усиленно и рост вытекают с необходимостью пз внутрен- S природы данного предмета. Новое, каким бы слабым оно ни было вначале, таит в себе огромные возможности разви­ тия и в конце концов обязательно прожи­ вает себе дорогу зі побеждает старое, по­ тому что оно содержит в себе все положи­ тельное, что было в старом, іг к тому же богаче старого, так как оно прогрессивно. «Когда новое только что родилось,.— отмечал В. И. Ленин, — старое всегда остается, в течение некоторого времени, сильнее его, это всегда бывает так и в природе и в общественной жизни» (Соч., т . 29, стр. 392). Когда впервые возникло в результате победы Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции Советское государство, оно было намного слабее сил своих вра­ гов — буржуазных государств. Но оно обладало огромными возможностями раз­ вития и благодаря правильной по.титігке ленинско-сталинской партии развернуло все свои творческие силы и пыле стало самым крепким и прочным государством в мире. Напротив, капиталистический мир вследствие своей реакционности становит­ ся из года в год все более дряхлым и слабым. Победа соци альн а над капігга- лпзмом во всех странах — не только мечта всех угнетенных, но неминуемая историческая неизбежность. IV. что . партал рабочего ц ш должна стрсять планы своей практической дея­ тельности на основе лоэнання законов развития общества н природы, е а основе научного лредвпдення будущего. «Чтобы не ошибиться в политике, — указывает товарищ Сталин, — надо смотреть впе­ ред, а не назад» (Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 540). Программа, цели и планы марксистской партии выражают будущность развития обществз, стремление трудящихся вперед, пх борьбу оа коммунизм. Политика ком­ мунистической партии опирается но на благие пожелания, не на мечты и фанта­ зии, а на строго проверенное знание об’ектпвкых законов развитая, на науч­ ное предвидение. Благодаря этому партия вооружает трудящихся ясной перспекти­ вой, уверенностью в победе, твердостью воли. Без научного предвидения дальнейшего хода развитая невозможна успешная пла­ номерная деятельность. «Сидеть у руля я глядеть, чтобы ничего не вщеть, пока об­ стоятельства не уткнут нас носом в ка- кое-.тпбо бедствие, — это еще не значит руководить. Большевизм не так понимает руководство. Чтобы (руководить, надо предвидеть» (П. В. Сталин, Соч., т . 11, стр. 35). \ Уметь правильно предвидеть то, чего ещо нет в настоящее время и что лишь должно возникнуть в будущем, можно только на осяово познания законов разви­ тия существующего. В. Н. Ленин, открыв закон неравномер­ ности экономического провзльность предагаення товарища Сталина, правильность политики больше­ вистской партии и Советского государства по отношению в Китаю. Плавы деятельности коммунистической партии основываются на предвидения не только таких изменении в соотношении; сил, которые наступают в результате неумолимых стихийных процессов, во я таких изменений, которые должны .быть достигнуты сознательными и организован­ ными действиями партии л руководимых ею трудящихся масс. Накануне Октябрь­ ской' социалистической революции и поз­ же меньшевики абетракгно-арнфмэтиче­ скими выкладками пытались доказать, что в стране, где пролетариат не составляет большинства* невозможно построить со­ циализм. Ленин по поводу подобных рас­ суждений заметил: «..лолитика больше похожа на алгебру, чем н а арифметику, н еще- больше н а высшую математику, чем н а низшую» (Соч., т . 31 , стр. 8 2 ). А высшая математика, как известно, опери­ рует величинами переменными. 'Меньше­ вики не понимали того, что оо’ем народ­ ных масс, вовлекаемых в революцию я строительство социализма, . находится в прямой зависимости от активной деятель­ ности государственно-организованного пролетариата, хотя бы и не составляюще­ го большинства населения. Государствен­ ная власть в руках пролетариата служит могучим орудием привлечения н а сторопу социализма непролетарских трудящихся масс, орудием отвоевания этих масс у буржуазных п мелкобуржуазных партий, и политического °РУдаем воспитания широких народных Победа нового над старым представляет об’ектпвную необходимость. Однако в об­ щество победа нового строя над старым никогда не приходит автоматически, са­ мотеком. Победа нового над старым суще­ ствует всс-гда сначала лишь как возмож­ ность, которую нужно еше реализовать. А это совершается только посредством непримиримой борьбы нового со старым. Ленин зі Сталин, творчески развивая марксистский диалектический метод, раз­ работали положения о соотношении воз­ можности и действительности, которые пмеют огромное теоретическое и практи­ ческое значение. Ленин н Сталин учат., что решающую роль в превращении воз­ можности в действительность в общест­ венной жизни играет активная и созна­ тельная деятельность людей, народных масс, классов, партий. Марксистская партия в своей деятель­ ности должна точно учитывать реальные возможности, существующие в данное время, и строить свою политику н а базе элих возможностей, чтобы не попасть в положение фантазеров и мечтателей, дей­ ствующих в отрыве от реальных условий и неизбежно терпящих крах в своих начи­ наниях. Большевистская партия учит массы вы­ являть вс© скрытые возможности для дви­ жения вперед, к коммунизму, и использо­ вать эти возможности до дна. Если для достижения стоящих перед нами целей в данное время нехватает тех или иных ус­ ловий, партия своей организаторской дея­ тельностью выоывает к жизни эти усло­ вия и тем самьгм создает новые, дополни­ тельные возможности сверх тех, которые существуют. Марксизм-ленинизм учит, что- в обще­ стве даже прп наличии всех об’ективных и суб’ект.пвпых возможностей победа но­ вого над старым требует активной созна­ тельной деятельности и борьбы. Победа никогда не приходит сама. Даже верную победу можно упустить, еслп дело предо­ ставить самотеку. Победа должна быть завоевана борьбой, напряжением всех сил. «В истории госу­ дарств, — отмечает И. В. Сталии, — в истории стран, в истории армий бывали случаи, когда имелись все возможности для успеха, для победы, но они, эти воз­ можности, оставались вгуне, так как ру­ ководители не замечали этих возможно­ стей, пе умели .воспользоваться ими, и ар­ мии терпели поражение» (Соч., т. 13, стр. 31). Роль практической деятельности народ- бы на плечах предыдущих ступеней р а і - |ньгх в превращении возможности в вития. Без этого не было бы развития, а существовало бы нечто вроде беличьего колеса, вращающегося на одном и тон же месте. Так, переход от капитализма к социа­ лизму означает самую резкую, революци­ онную ломку всех основ старого, эксплуа­ таторского общества, ликвидацию его эко­ номического базиса н его надстройки и строительство совершенно нового обществз с новым базисом и новой надстройкой, ко­ торое во всех своих основных чертах представляет прямую противоположность старому обществу. Вместе с тем переход к социализму был бы невозможен без ис­ пользования накопленных веками произ­ водительных сил, наследуемых от старого общества, а также достижений старой культуры, науки, искусства н литера­ туры. Рождение нового и его победа над ста­ рым — по случайность, а необходимый закономерный процесс. В этом состоит один нз важнейших законов развития — закон неодолимости нового, рождающегося и развивающегося. «Для диалектического метода, — учит товарищ Сталии, — важ­ но прежде всего не то, что кажется в даниый момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и раз­ вивается, если даже выглядит оно в дан­ ный момент непрочным, ибо длл него не­ действительность заключается также в борьбе за ликвидацию враждебных нам •возможностей. Так, в настоящее время в международном масштабе существуют две противоположные возможности: возмож­ ность упрочения мира и возможность раз­ вязывания американоіанглпйскнм импе­ риализмом новой мировой войны. «Мир будет сохранен и упрочен. — говорит товарищ Сталин, — если народы возьмут дело сохранения мирз в своп руіки и бу­ дут отстаивать его до конца. Воина может стать неизбежной, если поджигателям воины удастся опутать ложыо народные массы, обмануть их и -вовлечь их в новую мировую войну». Вопрос о том, какая из этих противо­ положных возможностей осуществится, ре­ шается борьбой и только борьбой. Поэто­ му перед народными массат а всех стран стоит задача всемерного развертывания широкой п организованной борьбы за мир, против американских и иных поджигате­ лей третьей мировой войны. V. Положение материалистігчеекой диалек­ тики о движении и развитии пмеет гро­ мадное значение для практической дея­ тельности марксистско-ленинской партии и всех трудящихся. Но этого закона диа- движения — человеческое мышление.' одолимо только то, что возникает и разви- j лектакп прежде всего следует тот вывод, развития капиталистических стран в эпо­ ху империализма, сделал в 1915 г. вывод о том, что победа социалистической рево­ люции произойдет не одновременно во всех странах, а сначала в нескольких странах пли даже в одной, отдельио взятой капи­ талистической стране. Товарищ Сталин еще до Октябрьского переворота ясно предвидел, что «...именно Россия явится страной, прилагающей путь к социализму» (Соч., т. 3, стр. 18G). Опираясь н а эта гениальные предвиде­ ния Ленина и Сталина, партия большеви­ ков привела рабочий класс России к победоносной социалистической революции и к построению социализма. Руководители буржуазных государств и партий • неспособны предвидеть будущее, а поэтому их политика неизбежно приво­ дит лх к полному банкротству п пораже­ нию,, как это произошло, например, с агрессивной п о л и т и к о й Соединенных Шта­ тов Америки в Китае и как это происхо­ дит в Корее. В противоположность буржуазным пар­ тиям, которые живут без перспектив, путаются в хаосе кризиса и не видят путей для того, чтобы выбраться из тря­ сины, коммунистические партии строят свою политику на научном предвидении будущего. Предвидение будущего даст ог­ ромные преимущества в полптпіл. ^Іем точнее и полнее предвидение будущего, тем больше возможностей для принятия смелых п правильных решении, для под­ чинения хода событий человеческой воле. И. В. Сталин в своей статье «О Ленине» писал: «...никогда гениальная прозорли­ вость Ленина не проявлялась так полно и отчётливо, к а к во время революционных взрывов. В дни революционных поворотов он буквально расцветал, становился ясно­ видцем, предугадывал движение классоз и вероятные зигзаги революции, видя их, как на ладони... Отсюда «поразительная» ясность так­ тических лозунгов и «головокружитель­ ная» смелость революционных замыслов Ленина» (Сочч, т. 6, стр. 61). Ведя советский народ по пути Ленина, товарищ Сталин гениально предвидит ход общественного развития, он является ини­ циатором и вдохновителем грандиозных, смелых, научно обоснованных планов ком- мутгпстического строительства, которые успешно осуществляются советским наро­ дом. Марксистский диалектический метод требует, чтобы планы практической дея­ тельности коммунистической партии осно­ вывались на учете не только существую­ щего в данный момент соотношения сил, но также н а учете того, что нарождается н развивается, то есть, чтобы - учитыва­ лись изменения в соотношении сил. «...Надо ориентироваться, ‘— учит товарищ Сталин, — не на те слои обще­ ства, которые но развиваются больше, хо­ тя л представляют в настоящий момент преобладающую силу, а н а те слои, кото­ рые развиваются, имеют будущность, хо­ тя и но представляют в настоящий момент преобладающей силы» (Вопросы лениниз­ ма, изд. 11-е, стр. 540). И. В. Сталин в 1925 году, когда силы китайской революции только складыва­ лись, указывал, что эти силы неимовер­ ны, н если они еще не сказались как следует, то неизбежно скажутся в буду­ щем. «Правители Востока и Запада, которые не видят этих сил и «не считаются с ни­ ми в должной мере, — указывал товарищ Сталин, — пострадают от этого. Мы, как государство, с этой си..ой не считаться не можем... Кто с этой силой не считается и но будет считаться, тот наверняка про­ играет» (Соч., т. 7, стр. 293— 294). Победа великой китайской революции п позорный провал агрессивной и контрре­ волюционной политики американского им­ периализма в Китае блестяще подтвердили масс в духе коммунизма. Пэ положения марксистского диалекти­ ческого метода об изменении и развитии всех явлений следует далее чрезвычайно важное требование — необходимость вос­ питания чувства нового — этого, по определению товарища Сталина, драгоцен­ ного качества каждого большевистского работника. Чувство нового означает прежде всего умение ясно видеть н понимать новизну обстановки, не быть в плену привычных, но уже устаревших теоретических поло­ жений п методов работы, творчески отно­ ситься к практике, принимать решения н выдвигать задачи и лозунги в строгом соответствии с новыми условиями борьбы и строительства. «Условия, как и всё, меняются, — учит товарищ Сталин, — я решение, правильное для данного момен­ та, может оказаться совершенно неприем­ лемым для другого момента» (Соч., т. 2, стр. 313 ). Закон развития, закон неодолимости но­ вого и его неизбежной, в конечном счете, победы над старым представляет собою всеобщий закон. Однако в социалистиче­ ском обществе этот закон действует иначе, чем во всех предшествовавших общест­ венно-экономических формациях. Во всех старых обществах возникновение и разви­ тие нового всегда встречало огромные препятствия со стороны господствовавших эксплуататорских классов, защитников старого, и новое побеждало только путем насильственного свержения этих классов. Государственная власть и идеологическая надстройка используются эксплуататор­ скими классами как орудие борьбы со всеми прогрессивными силами, ікак сред­ ство подавления новых, передовых идей я учреждений.. Наглядным примером этого служат современные буржуазные государ­ ства. Они являются диктатурой капитали­ стических монополий и служат тормозом прогресса в экономике, в политической жизни и культуре. < В социалистическом обществе производ­ ственные отношения находятся в полном соответствии с производительными сила­ ми, благодаря чему обеспечен непрерыв­ ный п быстрейший прогресс производи­ тельных сил, а следовательно, и всей культуры. Советская власть и коммуни­ стическая партия всеми силами поддер­ живают каждое ценное начинание трудя­ щихся п сами выступают инициаторами и носителями нового. Развитие социалистического общества происходит не стихийно. Об*ективные, т. е. не зависимые от сознания и воли людей, законы развития советского социа­ листического общества не только позна­ ны, но и находят свое выражение в пла­ нах строительства коммунизма, состав­ ляемых коммунистической партией и Со­ ветским государством и отражающих ин­ тересы всего народа, потребности раээптпя всего общества. Положение марксистской диалектики о развитии как всеобщем законе стало ныне такой идеей, которая, овладев миллионны­ ми массами советского народа, является стимулом1- их творческой деятельности и могучим фактором развития советского об­ щества. Широчайшие массы трудящихся воспринимают великую программу посте­ пенного перехода от социализма к комму­ низму, сталинский план преобразования природы, государственные планы разви­ тия народного хозяйства как свое собст­ венной кровное дело. Советские люди, ру­ ководимые партией Ленина— Сталина, подчиняют всю свою деятельность борьбе за. осуществление великой цели — по­ строения коммунизма. В этой цели выра­ жена будущность советского общества, и ради этой цели советские люди своей творческой энергией двигают общество вперед. Г. ФЕДОРОВ. Кандидат философских наук. urn* / Iѵ*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz