Полярная правда. 1952, апрель.
ОБЯЗАЛИСЬ £ V w и г р . С НШЕ^АШЕ РИАЛОВ ЗА Р ЕЙС ^ г-«Ц В ПЕРВОМ КВАРГПАЛЕ ЪА А РЕЙСА й К Г Р ^ СЕ ГПЕМАГПЕ РИАЛОВ ' геста пото гонное зы - н иод’ело :етаіше хо- ми н грун- нам нан- I рыбных добиваться «Ккроэж. № 1 0 1 ( 7 2 0 7 ) 2 7 апреля 1 9 5 2 г. В Ы П О Л Н И М ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, Д А Н Н Ы Е ТОВАРИЩУ И. В. СТАЛИНУ \ СТАХАНОВСКИЙ ТРУД ЭКИПАЖА ТРА УЛ ЕРА „КИРОВ* Вборьбе за высокую прибыльность корабля Чтобы -’раулер прпносш государству; волнительно 1030 центнеров солевой ры -|в а л и вашу работу но выгрезу рыбьего доход, чтобы его работа не была убъггоч- I бы н 780 центнеров охлажденной} 15,5 жира из печени. Долго искали пути для вой, надо настойчиво бороться са оннже-1 тысячи банок консервов, 125 центнеров увеличения выработки этой ценной про- кие себестоимости продукции на всех участках производства. На траулере «Ки ров» борьбе за высокие финансово-эконо мические покасателп уделяется самое серьезное внимание и командованием, к партийной организацией. Траулер «Киров» и з рейса в рейо при носит государству доход. В 1951 году моряки корабля дали государству сотни тысяч рублей сверхплановых накопле ний. Показатели работы оа первый квар тал этого года говорят о том, что рента бельность нашего предприятия — корабіія — не снижается, а возрастает. За три меся ца доходы у нас выше расходов на 195,9 тысячи рублей. Пэ чего складывается высокая рента бельность траулера «Клщюв», какими пу т я г а мы добиваемся этого? Наиболее рентабельной работа трау лера будет в том случае, если на ко рабле окажутся использованными имею щиеся возможности. Пменно для того, что бы вскрыть и пустить в ход ранее не ис пользовавшиеся резервы, мы и разработа ли подробный судовой план борьбы оа повышение фннансово-эконолгнческнх по казателей. Когда разрабатывался план, мы счпталн буквально все, каждую мелочь. Мы учитывали, сколько те или иные ма териалы, детали стоят государству, и как добиться, чтобы была не только окуплена их стоимость, но и получен доход. Коро че говоря, в а каждом участке мы искали пути, с помощью которых можно сокра тить расходы материальных средств и девег, затрачиваемых на работу траулера,, и пути повышения уловов. Наша цель была': тратить материальных и денежных ••іредств меньше запланированного, а про дукции давать больше запланированного. По четырем основным путям идет борь ба ва достижение наибольшей рентабель ности. Эти пути следующие:. экономия материалов, экономия сырья, экономия времени и экономия средств, при безу словном выполнении количественных и качественных ваданий. Возьмем экономию времени. Это очень важный фактор в промысловой работе; тщательный расчет времени обязательно приведет в повышению вылова рыбы, к снижению себестоимости продукщга. Мы Учитывали н распределяли свое время так. Путем сокращения междурейсовых стоянок в среднем н а 1,8 суток в каждой ■стоянке, путем ускорения перехода к ме сту промысла н обратно в а 0,3 суток в каждом рейсе, мы ускоряем оборот трау лера также в каждом рейсе на 2,1 суток. Это позволяет продлшгь промысловую ра боту в каждом .рейсе на 2,1 суток, а сле довательно, провести оа 'год дополнительно 1,5 промыслового рейса. Средний вылов рыбы за эти 1,5 промыслового рейса со ставит не менее 4,5 тысячи центнеров. Но есть еще дополнительное время, ко торое можно высвобождать непосредственно для промысла. Оно у нас складывается пз следующих элементов: экономия времени н а починке орудий лова, экономия на пе реходе по квадратам, удлинение работы в штормовое время, ускорение ряда других операций. Мы подсчитали, что, затрачи вая н а каждую из указанных яроизвод- /ственных опеіращгГі наиболее короткий промежуток времени, в каждые промыс ловые сутки можем сберегать для произ водительной работы: на починке орудий лова — 30 минут, на переходе по квад ратам — 10 минут, на прочих затратах — 1 час 40 минут. Это время мы расхо дуем н а дополнительные траления, за счет чего суточный вылов вместо 211 цент неров рыбы по плану у нас значительно вырос, а наметили мы довести суточный вылов в течение года' до 225 центнеров. Несомненно, что своей цели моряки ко рабля добьются. В .результате сверхпла новый вылов рыбы возрастет еще на 3 .тысячи центнеров. Этот раздел судового плана мы успешно выполняем: ѳа четыре месяца этого года экипаж уже дал сверх плана 2275 центнеров рыбы. Считаем дальше: в результате сверх планового вылова рыбы мы выпустим до- рыбьего жира и 445 центнеров рыбной муки. Вся эта дополнительная продукция, которую мы должны получить и получил только оа счет экономии времени, даст нам сверхплановой прибыли еще 227,2 тысячп рублей. Немаловажное значение для повышения рентабельности траулера имеет улучше ние сортности рыбы и снижение утечек. Когда мы подсчитали свои резервы, то оказалось, что мы можем повысить сорт ность продукции не менее чем н а один процент. Это принесет дополнительную прибыль в 6300 рублей. Сниженне уте чек прп выработке свежих продуктов поз воляет дать дополнительно продукции на 3,5 тысячп рублей. Чтобы обеспечить это, мы проводим два основньіх мероприя тия: увеличиваем выработку продукции первого и высшего сортов н стараемся до ставить в порт больше свежей рыбы, т. к. такая рыба дает меньше утечек и из нее можно выработать больше продукции, чем из соленой. В каждом рейсе мы ставим перед собой задачу — экономить 200 килограммов сетей я прядена. Это позволит сберечь за год 68 тысяч рублей. Надо сказать, что, очевидно, мы добьемся здесь даже боль шего,, чем запланировали. За первый квартал 1952 года траулер сделал четы ре промысловых рейса и сберег 2347 ки лограммов сетей и прядена, т. с., в сред нем по 580 килограммов за рейс. Эконо мия сетей и прядена достигается у нас в основном за счет продления сроков сл уж } бы тралов, з з счет бережного отношения к сетематерпалам со стороны всего эки пажа. Некоторые капитаны траулеров посту пают неправильно. На промысле онп, не желая «возиться» с порванным тралом, немедленно біЯюают его и заменяют но вым. — Нам надо рыбу ловить,. — говорят они, — об экономии тралов думать не когда. Эти капитаны непростительно забыва ют, что такое отношение к материалам повышает себестоимость продукции и ре зультаты промысловой работы в целом также снижаются. На траулере «Киров» такого положения нет. Тралмейстер *ов. Городилов, очень инициативный и знаю щий человек, и его помощник тов. Яшин мастерски ухаживают за орудиями лова и ■работают с ними. Они поставили дело так,, что трал у нас не списывается до его полного износа, пока, как говорят, и в руки уже взять нечего. А до этого трал непрерывно, систематическим ремонтом, бережным уходов поддерживается в ра бочем состоянии. Дальнейший путь повышения рента бельности траулера — экономия промыс лового снаряжения, промыслового инвен таря, смазочных и консервирующих мате риалов и топлива. Здесь мы также не пренебрегаем «мелочами». Мы, например, подсчитали, сколько сможем сэкономить траловых досок, промысловых. буев, шкур скота, которыми оборудуется трал. Пре дусмотрели даже экономиго таких вещей, как рыборазделочные столы, мойкп, вабо- рочные н трюмные доски, тзра, корзины для сбора печени, лопаты, инструменты, электролампы и т. д. В общей сложности продление сроков службы промыслового снаряжения, инвентаря, инструмента консервирующих и других материалов даст нам возможность получить еще 132,2 ты сячи рублей прибыли. Уже за первый ввзртал на траулере сэкономлено одного только топлива на 6364 рубля. Эконо мятся и другие материалы. Мы обратили внимание на то„ что у нас, как и н а других кораблях, сырье используется далеко не полностью. Мы внимательно проследили в рейсе, сколько можно собрать тресковый печени, если относиться к этому серьезно. Подсчет по казал, что даже прп неблагоприятных ус ловиях мы можем собирать печени го раздо больше, чем собирали, и в резуль тате выработать сверх плана 15,5 тыся чи банок консервов. Затем проаиалпзпро- і Социалистическое соревнование в д е й с т в и и дукцпи: наметили болео плотно загрузить рзбочнй день наших мастеров по жиро топлению и болео полно загрузить меха низмы. Но все-таки оставался еіце один важный' резерв увеличения выгреважнра. Как правило, поело обработки в печени все-таки оставалось .некоторое количество жира. П мы решили продлить процесс об работки печени, вытапливать ио нее весь жир. В результате претворения в жизнь этого решения, мы убедились, что можем дать оа год 125 центнеров рыбьего жпра дополнительно. Потом "мы провели полный сбор рыбьих голов, непромысловой мелочи и непромысловых "пород рыб, переработали все этп в рыбную муку. Результаты пока зали, что за счет полного, без малейших потерь сбора сырья мы можем в год дать дополнительно 445 -центнфов рыбной муки. Эти статьи плана также успешно выполняются: сверх четырехмесячного плана мы выработали 4284 банок кон сервов, 32 центнера рыбьего жира и 38 центнеров рыбной муки. Увеличение вылова рыбы против плана позволяет нам снизить себестоимость всей выловленной рыбы на 190,8 тысячи руб лей' Снижение расходов по междурейсо вым стоянкам, по междурейсовому ремон ту механизмов и текущему ремонту даст нам возможность сократить себестоимость каждого центнера рыбы-сырца еще на 5 рублей, а всего по этим статьям на 240 тысяч рублей. Исходя из всех выяв ленных резервов и полного u s использо вания, мы получим не менее 800 тысяч рублей сверхплановых накоплений. Наш план борьбы за высокую рента бельность траулера — реальный, он со ставлен на основе наших годовых социа листических обязательств. Выполнение этого плана обеспечивается непрерывным контролем со стороны командования ко рабля и парторганизации оа расходовани ем материалов и средств. На корабле соз даны контрольные посты, которыо следят и за расходованием материалов н за рас ходованием времени. Bcetoy этому ведется подробный учет. Птогп нашей хозяйст венной деятельности са каждый рейс об суждаются на производственных собра ниях экипажа и я а совещаниях команд ного состава. Чтобы еще больше повысить ответственность моряков за расходование материалов, нодпять их инициативу, мы предполагаем ввести лицевые счета эко номил на важнейших участках работы — для тралмейстерского состава, для рыбно го мастера, для машинной команды, коче гаров, для консервщиков и утилизаторов. Мы думаем, что подобная плановая ра бота по повышению финансово-экономиче ских показателей должна проводиться на каждом траулере. Управление тралового флота должно оказывать в этом отношении систематическую помощь капитанам-ди ректорам кораблей. Эта помощь должна выражаться в систематическом и глубо ком анализе хозяйствования на каждом траулере за каждый рейс. Кроме того, пришла пора потребовать от каждого ка- питана-директора траулера глубоких зна ний вопросов хозяйствования, таких же глубоких, какие они имеют в промысло вом деле. ’Значит, надо, чтобы каждый ка питан имел возможность получить этот необходимый минимум экономических знаний. Если сейчас н а некоторых кораб лях флота пока еще низки финансово- экономические показатели, то это проис ходит главным образом потому, что у командиров этих траулеров нет достаточ ного запаса экономических знаний. А без них, как известно, трудно хозяйствовать, трудно заглядывать вперед и правильно ориентироваться в практической работе. То, что сейчас претворяется в жизнь на траулере «Киров», поможет его экипа жу наиболее успешно выполнить социа листические обязательства, данные товарищу П. В. Сталину. П. БАЕВ. Напитан траулера «Киров», депу тат Верховного Совета РСФСР. Среди других кораблей флота в письме рыбаков Мурмана товарищу U. В. Сталину назван и паш траулер «Киров». В этом письмо мы дали слово товарищу Сталину выловить сверх плана 3 тысячи центне ров рыбы, выработать 15,5 тысячи банок консервов, 125 центнеров рыбьего жира и 445 центнеров рыбной муки. Экипаж обя зался обеспечить высокорентабельную ра боту, для чего сейчас осуществляет ком плексный судовой план борьбы за эконо мию средств и материалов. Чтобы решить эти ответственные зада чи, требовалось с первого дня наладить широкое социалистическое соревнование. Это соревнование и было организовано. Каждый моряк взял на себя конкретные обязательства, развернулась борьба за. первенство между вахтами, а весь экипаж в целом вызвал н а соревнование стаха новский экипаж траулера «Семга». За первенство борются штурманы, тралмей- стерский состав, машинная и палубная команды. Организуют и направляют соревнование партийная органюацпя, судовой комитет .профсоюза (председатель — консервный мастер тов. Колесников^ и командование корабля. Чтобы социалистическое соревнование было действенным, необходимо обеспечи вать такие условия, при которых оно могло бы развиваться вшпрь и вглубь. С этой целью на корабле ведется широкий обмен опытом работы между вахтами. Мы стремимся добпться такого положения, чтобы каждый моряк полностью владел всем комплексом стахановских приемов работы на промысле. П здесь нам крепко помогает обмен опытом между командой п лучшими из стахановцев. В прошлом рейсе па производственном совещании мо ряки слушали рассказ матроса-стаханов- ца тов. Впноградова, который выполняет каждую из производственных операций наиболее быстро и высококачественно. Он рассказал, какими путями выполняет ту или иную операцию. Моряки, перенимая опыт лучших, повышают производитель ность труда. Большую работу проводит редакцион н а я коллегия нашей стенгазеты. Стенная г а з е т «Вперед», редактирует которую третий механик тов. Кондаков, выходит У нас каждый рейс. Кроме того, выпускает ся трп — четыре бюллетеня. В нпх н в гтенгатете главное место отводится во просам социалистического соревнования, критикуются недостатки. Однажды газета раскритиковала быв шего старшего механика тов. Кучеі&на. Машинная команда указывала, что стар ший механик слабо руководил коллекти вом. Бывало дЬ обеда или после обеда тов. Кучеріш не спустится в машинное отделение, а постоит, посмотрит сверху па работу людей и механизмов — н уйдет в каюту. Тут и случилось, в конце концов, серьезное недоразумение: был остужен котел, стали протекать труб ки. Виновные, в том числе и сам Куче- рин, понесли наказание. Но старший ме ханик решил оправдаться: он написал в стенгазету заметку, где обвинял во всем кочегара, который до этого случая уже три рейса но работал на траулере. Ред коллегия стенгазеты дала редакционную заметку, в которой указывала тов. Куче- рину, что не следует валить с больной головы на здоровую. «Где же вы были сами?» — спрашивала газета старшего механика и указывала, что необходимо обеспечить в дальнейшем бесперебойную работу механизмов. Старший механик рез ко изменил свое отношение к делу. Возглавляя социалистическое соревно вание экипажа, партийная организация корабля 9 четвертом рейсе заслушала от чет второго штурмана тов. Путинского о том, как оп руководит соревнованием своей вахты. Выяснилось, что в целом вахта работает хорошо, но на некоторых операциях по спуску и под’ему трала от стает. Коммунисты указали тов. Путинско му па это и потребовали устранить недо статки. Онп конкретно показали, что надо сделать: провести ряд производственных совещаний с вахтой п разработать весь про цесс работы по операциям, усилить тех ническую учебу матросов и улучшить'по- стаповку стахановской практики. Контроль За выполпеппем решения был возложен па тов. Кондакова. — Работайте так, как наша первая вахта, - р потребовали коммунисты оттов. Путинского. Одновременно парторганиза ция нацелила комсомольцев этой вахты тг. Зоткнна и Сидоренко на усиление практической пропаганды стахановского опыта. Комсомольцы тщательно ознако мились с организацией дела на'передовых вахтах, заимствовали у них все лучшее и внедрили это у себя. Были выполнены и все другие намеченные мероприятия. В результате вахта улучшила работу с тралом, даже в штормовых условиях при обильных уловзх стала выполнять свои социалистические обязательства по всем показателям. Коммунисты траулера являются ини циаторами стахановских дел. Консервный мастер-коммунист тов. Колесников со своим помощник(не тов. Монаховым и уче ником за 12 суток промысла выработали 8 тысяч банок консервов, при задании 6,6 тысячи банок. Они добились успеха потому, что тов. Колесников неустанно искал резервы повышения выработки- этого ценного вида продукции. Он, во^ первых, наладил- беспрерывный, кон вейерный сбор сырья для консервов н за готовки рыбьего жира, а ,, во-вторых, улучшил использование техники. Очень часто он делал по две зарядки консерв ной установки в сутки. Исполнявший в рейсе № 5 обязанности старшего штурма- па коммунист тов. Вшивков исключитель но }инициативно проводил судоводитель скую работу, очень внимательно следил за соревнованием на всех вахтах. Вообще наш штурманский состав делает многое- для того, чтобы не отстать от судоводи телей траулера «Семга», помочь морякам добиться высоких уловов. Успех штурма нов траулера «Киров» можно видеть на примере хотя бы прошлого, предмайского рейса. В этом рейсе наш траулер в от дельные сутки добывал по 20— 25 ‘тони рыбы в переводе н а полуфабрикат. Первые итоги социалистического сорев нования н а траулере следующие: •четы рехмесячное задание мы выполнили 13 апреля, на 7 суток раньше, чем ука зывалось в предмайском обязательстве. По этому обязательству мы должны былп выловить до 1 мая сверх четырехмесяч- ного плана 2 тысячи центнеров рыбы. Фактически это 'вторая часть предпразд ничного обязательства была выполнена с превышением 20 апреля. По выработке консервов и другим видам продукции план также значительно перевыполнен. Сейчас партийная и профсоюзная орга низации вместе с командованием траулера мобилизуют экипаж на досрочное выпов- нение плана второго квартала и судового плава борьбы за высокие фннансоэо-е^ао- кические показатели. У нас в работе есть слабое место: мы еще не справляется со своим обязательством по сортности про дукции. Сейчас развертываен настойчи вую борьбу за повышение качества про дукции с т е я , чтобы наше социадгопіч е ^ ское обязательство, ^данное товарищу И. В. Сталину, было выполнено по веем показателям. А. ТРАПЕЗНИКОВ. % _ Потопит траулера «Киров». Совершенствуем методы промыслового с у д о в о ж д е н и я На основе предмайского социалистиче ского соревнования экипаж траулера «Киров» 13 апреля выполнил четырех- мосячное задание, а еще через 7 дней завершил и апрельский план. Эта произ водственная победа была достигнута в ре зультате стахановской работы моряков па всех участках — в машиином отделении, па палубе, в трюме и на мостике. На нашем корабле так повелось: каж дый участок должен работать по-стаха новски, поддерживать весь коллектив, вно сить в практику своей работы новые, более совершенные приемы. Этой хорошей традиции постоянно придерживается и штурманский состав корабля. От штурманов зависит многое: и успех на промысле, и расходование времени на переходах, и безопасность плавания. Мы стремимся сделать так, чтобы максималь но помочь экипажу и на промысле, и на переходах, стараемся создать для моряков наиболее благоприятные промысловые ус ловия. Еще в порту в промысловом отде ле мы изучаем суточные сводки. Так, собираясь в пятый рейс, мы по сводкам определили район, в который нужно нттп — на Мурманскую банку. Сейчас же тралмейстерекий состав начал готовить свое хозяйство в соответствии с грунто выми условиями этого района. Трал был переоборудован, облегчен. На промысле он плотнее прнлогал к грунту, что позволяло повысить уловы при каждом тралении Правда, можно было порвать снасть, но мы решили сократить продолжлтельпость тралений. Когда выбран район промысла и най дена хорошая концентрация рыбы, очень важно точно удерживать корабль в этом районе. Особую трудность представляет решение этой задачи при плохой в и д и м о с т и . Чтобы не потерять хорошее про мысловое место в туман, ночью, во время j пургп, мы чаще всего прибегаем к пе- I л еп го т тио . Кроме того, ведем пепрерыв- ■но планшет, который всегда сопоста&ляем ! с промысловой партой. Дальше прибегаем к пеленгованию тех кораблей, которые работают в различных районах от нас. Примерное пересечение пеленгов и даст нам место нахождения нашего корабля. Кроме того, стараемся держаться возле пловучего буя. В плохую погоду и осо- I бенпо при слабой вндумостп нам хорошо помогает пловучнй буи «Печора», моряки кігторого всегда быстро и точпо закреп ляются на местах с хорошей сырьевой базой. Однако, чтобы в дальнейшем обес печить морякам возможность увеличить вылов рыбы, надо иметь на промысле не менее двух — трех таких пловучнх буев. ѵВ штормовую погоду, прежде чем проло жить свой курс, мы тщательно учитываем течение, силу ветра, скорость дрейфа, обороты винта. Тогда мы постоянно на ходимся в уверенности, что пас не снесет с проложенного курса, мы не потеряем рыбу. Некоторые из кораблей после штор ма по полсуток настраиваются, пока вый дут на хороший промысловый курс, на хорошие промысловые глубины. Их судо водители не учитывают во время шторма •важные элементы, н поэтому нх корзбль сносит с выгодного курса. Ответственная вадача ложится на су доводителей при спуске и под’еме трала в штормовую погоду. В пятом рейсе мы работали при шторме силой в 7— 8 бал лов. Делать это удавалось нам потому что мы постоянно держали корабль в наиболее выгодном положении по отно шению к волне н ветру. Машина работает у нас четко и мы ставим траулер кормой на ветер. Когда корабль находится в этом положении, моряки вываливают мешок трала за борт и затем подтягивают его к середине судна. В таком положении мы никогда не намотаем трал н а винт. Когда включаются траловые доски, ста вим корабль под углом 10—4 5 градусов к лпипи ветра, затем останавливаем ма шину, спускаем доски и в таком положе- іпш переходим линию ветра н уже по ветру начинаем отдавать ваера. Но преж де чем отдавать ваера, надо дать кораблю хороший ход, однако не форсированный. Пдя по волнам, форсированный ход давать пельзя, т. к. эго приводит к снижению уловов. Некоторые штурманы считают, что чем быстрее будет нттп корабль с тралом, тем лучше. Мы убедились, что это неверно, т. к. при большой скорости трал отры вается от грунта и как бы сплющивает ся, т. е. закрывается. Работая в пятом рейсе, мы еще раз убедились в этом. В одном н том же месте мы дали сначала машине высокие обороты — и уловы рез ко снизились, хотя продолжительность тралпровання была большая. Но как только мы снизили обороты винта, сба вили ход — уловы повысились. При сильном ветре во время nojftasa трала наши штурманы очень вниматель но следят за положенном судно, тек же внимательно, как и прп спуске трала в большой ветер. Эту очень ответствен ную операцию наши судоводители выпол няют так. Корабль ставится кормой на волну, даем задний ход. и вахтен ный штурман начинает действовать рулей с таким расчетом, чтобы удержать ко рабль на линии ветра и не ставить его под большим углом к этой линии, т а ч е корабль быстро снесет с выгодного са, и придется снова настраиваться. Самое серьезное внимание наши судо водители уделяют работе с планшетом. Мы никогда не надеемся на то, что у нас будет возможность ориентироваться по другим кораблям и быстро пристраивать ся к тем из них, которые имеют наяаыс- шие уловы. Каждое движение корабля, каждый его маневр фиксируются па план шете. Кроме штурманского планшета ве дется еще контрольный планшет щ и капитаном, или старшим штурманом. Контрольный планшет позволяет э любую минуту наиболее точно определить, аде находится корабль, позволяет наиболее точно удерживать судно на рыбных кон центрациях. Особенно это важно при ра боте не в группе кораблей, а в стороне от них, отдельно. Для ориентировки на промысле мы нзг* чили силуэты кораблей. Знание силуэтов, умение определить по ним любой пз ко раблей, позволяет нам быстро приводить свой траулер на выгодное место, " лишней потери времени на места. На переходе мы определяем сводкам, у какого нз кораблей _______ наивысшие уловы, и, когда подходим ва расстояние видимости этих кораблей,’ во силуэту опознаем нужный нам траулер н пристраиваемся к нему. Систематическое проведение астрономи ческих и других определений м жения корабля на промысле, полнение маневров при спуске трала в штормовую погоду, да корабля с погодными условия и том морского дна и позволяет более точно держать судно на концентрациях и тем самым высоких уловов. . ' Г* Старший штурман траулера ЙІ Ив ■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz