Полярная правда. 1952, апрель.

ОБЯЗАЛИСЬ £ V w и г р . С НШЕ^АШЕ РИАЛОВ ЗА Р ЕЙС ^ г-«Ц В ПЕРВОМ КВАРГПАЛЕ ЪА А РЕЙСА й К Г Р ^ СЕ ГПЕМАГПЕ РИАЛОВ ' геста пото­ гонное зы - н иод’ело :етаіше хо- ми н грун- нам нан- I рыбных добиваться «Ккроэж. № 1 0 1 ( 7 2 0 7 ) 2 7 апреля 1 9 5 2 г. В Ы П О Л Н И М ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, Д А Н Н Ы Е ТОВАРИЩУ И. В. СТАЛИНУ \ СТАХАНОВСКИЙ ТРУД ЭКИПАЖА ТРА УЛ ЕРА „КИРОВ* Вборьбе за высокую прибыльность корабля Чтобы -’раулер прпносш государству; волнительно 1030 центнеров солевой ры -|в а л и вашу работу но выгрезу рыбьего доход, чтобы его работа не была убъггоч- I бы н 780 центнеров охлажденной} 15,5 жира из печени. Долго искали пути для вой, надо настойчиво бороться са оннже-1 тысячи банок консервов, 125 центнеров увеличения выработки этой ценной про- кие себестоимости продукции на всех участках производства. На траулере «Ки­ ров» борьбе за высокие финансово-эконо­ мические покасателп уделяется самое серьезное внимание и командованием, к партийной организацией. Траулер «Киров» и з рейса в рейо при­ носит государству доход. В 1951 году моряки корабля дали государству сотни тысяч рублей сверхплановых накопле­ ний. Показатели работы оа первый квар­ тал этого года говорят о том, что рента­ бельность нашего предприятия — корабіія — не снижается, а возрастает. За три меся­ ца доходы у нас выше расходов на 195,9 тысячи рублей. Пэ чего складывается высокая рента­ бельность траулера «Клщюв», какими пу­ т я г а мы добиваемся этого? Наиболее рентабельной работа трау­ лера будет в том случае, если на ко­ рабле окажутся использованными имею­ щиеся возможности. Пменно для того, что­ бы вскрыть и пустить в ход ранее не ис­ пользовавшиеся резервы, мы и разработа­ ли подробный судовой план борьбы оа повышение фннансово-эконолгнческнх по­ казателей. Когда разрабатывался план, мы счпталн буквально все, каждую мелочь. Мы учитывали, сколько те или иные ма­ териалы, детали стоят государству, и как добиться, чтобы была не только окуплена их стоимость, но и получен доход. Коро­ че говоря, в а каждом участке мы искали пути, с помощью которых можно сокра­ тить расходы материальных средств и девег, затрачиваемых на работу траулера,, и пути повышения уловов. Наша цель была': тратить материальных и денежных ••іредств меньше запланированного, а про­ дукции давать больше запланированного. По четырем основным путям идет борь­ ба ва достижение наибольшей рентабель­ ности. Эти пути следующие:. экономия материалов, экономия сырья, экономия времени и экономия средств, при безу­ словном выполнении количественных и качественных ваданий. Возьмем экономию времени. Это очень важный фактор в промысловой работе; тщательный расчет времени обязательно приведет в повышению вылова рыбы, к снижению себестоимости продукщга. Мы Учитывали н распределяли свое время так. Путем сокращения междурейсовых стоянок в среднем н а 1,8 суток в каждой ■стоянке, путем ускорения перехода к ме­ сту промысла н обратно в а 0,3 суток в каждом рейсе, мы ускоряем оборот трау­ лера также в каждом рейсе на 2,1 суток. Это позволяет продлшгь промысловую ра­ боту в каждом .рейсе на 2,1 суток, а сле­ довательно, провести оа 'год дополнительно 1,5 промыслового рейса. Средний вылов рыбы за эти 1,5 промыслового рейса со­ ставит не менее 4,5 тысячи центнеров. Но есть еще дополнительное время, ко­ торое можно высвобождать непосредственно для промысла. Оно у нас складывается пз следующих элементов: экономия времени н а починке орудий лова, экономия на пе­ реходе по квадратам, удлинение работы в штормовое время, ускорение ряда других операций. Мы подсчитали, что, затрачи­ вая н а каждую из указанных яроизвод- /ственных опеіращгГі наиболее короткий промежуток времени, в каждые промыс­ ловые сутки можем сберегать для произ­ водительной работы: на починке орудий лова — 30 минут, на переходе по квад­ ратам — 10 минут, на прочих затратах — 1 час 40 минут. Это время мы расхо­ дуем н а дополнительные траления, за счет чего суточный вылов вместо 211 цент­ неров рыбы по плану у нас значительно вырос, а наметили мы довести суточный вылов в течение года' до 225 центнеров. Несомненно, что своей цели моряки ко­ рабля добьются. В .результате сверхпла­ новый вылов рыбы возрастет еще на 3 .тысячи центнеров. Этот раздел судового плана мы успешно выполняем: ѳа четыре месяца этого года экипаж уже дал сверх плана 2275 центнеров рыбы. Считаем дальше: в результате сверх­ планового вылова рыбы мы выпустим до- рыбьего жира и 445 центнеров рыбной муки. Вся эта дополнительная продукция, которую мы должны получить и получил только оа счет экономии времени, даст нам сверхплановой прибыли еще 227,2 тысячп рублей. Немаловажное значение для повышения рентабельности траулера имеет улучше­ ние сортности рыбы и снижение утечек. Когда мы подсчитали свои резервы, то оказалось, что мы можем повысить сорт­ ность продукции не менее чем н а один процент. Это принесет дополнительную прибыль в 6300 рублей. Сниженне уте­ чек прп выработке свежих продуктов поз­ воляет дать дополнительно продукции на 3,5 тысячп рублей. Чтобы обеспечить это, мы проводим два основньіх мероприя­ тия: увеличиваем выработку продукции первого и высшего сортов н стараемся до­ ставить в порт больше свежей рыбы, т. к. такая рыба дает меньше утечек и из нее можно выработать больше продукции, чем из соленой. В каждом рейсе мы ставим перед собой задачу — экономить 200 килограммов сетей я прядена. Это позволит сберечь за год 68 тысяч рублей. Надо сказать, что, очевидно, мы добьемся здесь даже боль­ шего,, чем запланировали. За первый квартал 1952 года траулер сделал четы­ ре промысловых рейса и сберег 2347 ки­ лограммов сетей и прядена, т. с., в сред­ нем по 580 килограммов за рейс. Эконо­ мия сетей и прядена достигается у нас в основном за счет продления сроков сл уж } бы тралов, з з счет бережного отношения к сетематерпалам со стороны всего эки­ пажа. Некоторые капитаны траулеров посту­ пают неправильно. На промысле онп, не желая «возиться» с порванным тралом, немедленно біЯюают его и заменяют но­ вым. — Нам надо рыбу ловить,. — говорят они, — об экономии тралов думать не­ когда. Эти капитаны непростительно забыва­ ют, что такое отношение к материалам повышает себестоимость продукции и ре­ зультаты промысловой работы в целом также снижаются. На траулере «Киров» такого положения нет. Тралмейстер *ов. Городилов, очень инициативный и знаю­ щий человек, и его помощник тов. Яшин мастерски ухаживают за орудиями лова и ■работают с ними. Они поставили дело так,, что трал у нас не списывается до его полного износа, пока, как говорят, и в руки уже взять нечего. А до этого трал непрерывно, систематическим ремонтом, бережным уходов поддерживается в ра­ бочем состоянии. Дальнейший путь повышения рента­ бельности траулера — экономия промыс­ лового снаряжения, промыслового инвен­ таря, смазочных и консервирующих мате­ риалов и топлива. Здесь мы также не пренебрегаем «мелочами». Мы, например, подсчитали, сколько сможем сэкономить траловых досок, промысловых. буев, шкур скота, которыми оборудуется трал. Пре­ дусмотрели даже экономиго таких вещей, как рыборазделочные столы, мойкп, вабо- рочные н трюмные доски, тзра, корзины для сбора печени, лопаты, инструменты, электролампы и т. д. В общей сложности продление сроков службы промыслового снаряжения, инвентаря, инструмента консервирующих и других материалов даст нам возможность получить еще 132,2 ты ­ сячи рублей прибыли. Уже за первый ввзртал на траулере сэкономлено одного только топлива на 6364 рубля. Эконо­ мятся и другие материалы. Мы обратили внимание на то„ что у нас, как и н а других кораблях, сырье используется далеко не полностью. Мы внимательно проследили в рейсе, сколько можно собрать тресковый печени, если относиться к этому серьезно. Подсчет по­ казал, что даже прп неблагоприятных ус­ ловиях мы можем собирать печени го­ раздо больше, чем собирали, и в резуль­ тате выработать сверх плана 15,5 тыся­ чи банок консервов. Затем проаиалпзпро- і Социалистическое соревнование в д е й с т в и и дукцпи: наметили болео плотно загрузить рзбочнй день наших мастеров по жиро­ топлению и болео полно загрузить меха­ низмы. Но все-таки оставался еіце один важный' резерв увеличения выгреважнра. Как правило, поело обработки в печени все-таки оставалось .некоторое количество жира. П мы решили продлить процесс об­ работки печени, вытапливать ио нее весь жир. В результате претворения в жизнь этого решения, мы убедились, что можем дать оа год 125 центнеров рыбьего жпра дополнительно. Потом "мы провели полный сбор рыбьих голов, непромысловой мелочи и непромысловых "пород рыб, переработали все этп в рыбную муку. Результаты пока­ зали, что за счет полного, без малейших потерь сбора сырья мы можем в год дать дополнительно 445 -центнфов рыбной муки. Эти статьи плана также успешно выполняются: сверх четырехмесячного плана мы выработали 4284 банок кон­ сервов, 32 центнера рыбьего жира и 38 центнеров рыбной муки. Увеличение вылова рыбы против плана позволяет нам снизить себестоимость всей выловленной рыбы на 190,8 тысячи руб­ лей' Снижение расходов по междурейсо­ вым стоянкам, по междурейсовому ремон­ ту механизмов и текущему ремонту даст нам возможность сократить себестоимость каждого центнера рыбы-сырца еще на 5 рублей, а всего по этим статьям на 240 тысяч рублей. Исходя из всех выяв­ ленных резервов и полного u s использо­ вания, мы получим не менее 800 тысяч рублей сверхплановых накоплений. Наш план борьбы за высокую рента­ бельность траулера — реальный, он со­ ставлен на основе наших годовых социа­ листических обязательств. Выполнение этого плана обеспечивается непрерывным контролем со стороны командования ко­ рабля и парторганизации оа расходовани­ ем материалов и средств. На корабле соз­ даны контрольные посты, которыо следят и за расходованием материалов н за рас­ ходованием времени. Bcetoy этому ведется подробный учет. Птогп нашей хозяйст­ венной деятельности са каждый рейс об­ суждаются на производственных собра­ ниях экипажа и я а совещаниях команд­ ного состава. Чтобы еще больше повысить ответственность моряков за расходование материалов, нодпять их инициативу, мы предполагаем ввести лицевые счета эко­ номил на важнейших участках работы — для тралмейстерского состава, для рыбно­ го мастера, для машинной команды, коче­ гаров, для консервщиков и утилизаторов. Мы думаем, что подобная плановая ра­ бота по повышению финансово-экономиче­ ских показателей должна проводиться на каждом траулере. Управление тралового флота должно оказывать в этом отношении систематическую помощь капитанам-ди­ ректорам кораблей. Эта помощь должна выражаться в систематическом и глубо­ ком анализе хозяйствования на каждом траулере за каждый рейс. Кроме того, пришла пора потребовать от каждого ка- питана-директора траулера глубоких зна­ ний вопросов хозяйствования, таких же глубоких, какие они имеют в промысло­ вом деле. ’Значит, надо, чтобы каждый ка­ питан имел возможность получить этот необходимый минимум экономических знаний. Если сейчас н а некоторых кораб­ лях флота пока еще низки финансово- экономические показатели, то это проис­ ходит главным образом потому, что у командиров этих траулеров нет достаточ­ ного запаса экономических знаний. А без них, как известно, трудно хозяйствовать, трудно заглядывать вперед и правильно ориентироваться в практической работе. То, что сейчас претворяется в жизнь на траулере «Киров», поможет его экипа­ жу наиболее успешно выполнить социа­ листические обязательства, данные товарищу П. В. Сталину. П. БАЕВ. Напитан траулера «Киров», депу­ тат Верховного Совета РСФСР. Среди других кораблей флота в письме рыбаков Мурмана товарищу U. В. Сталину назван и паш траулер «Киров». В этом письмо мы дали слово товарищу Сталину выловить сверх плана 3 тысячи центне­ ров рыбы, выработать 15,5 тысячи банок консервов, 125 центнеров рыбьего жира и 445 центнеров рыбной муки. Экипаж обя­ зался обеспечить высокорентабельную ра­ боту, для чего сейчас осуществляет ком­ плексный судовой план борьбы за эконо­ мию средств и материалов. Чтобы решить эти ответственные зада­ чи, требовалось с первого дня наладить широкое социалистическое соревнование. Это соревнование и было организовано. Каждый моряк взял на себя конкретные обязательства, развернулась борьба за. первенство между вахтами, а весь экипаж в целом вызвал н а соревнование стаха­ новский экипаж траулера «Семга». За первенство борются штурманы, тралмей- стерский состав, машинная и палубная команды. Организуют и направляют соревнование партийная органюацпя, судовой комитет .профсоюза (председатель — консервный мастер тов. Колесников^ и командование корабля. Чтобы социалистическое соревнование было действенным, необходимо обеспечи­ вать такие условия, при которых оно могло бы развиваться вшпрь и вглубь. С этой целью на корабле ведется широкий обмен опытом работы между вахтами. Мы стремимся добпться такого положения, чтобы каждый моряк полностью владел всем комплексом стахановских приемов работы на промысле. П здесь нам крепко помогает обмен опытом между командой п лучшими из стахановцев. В прошлом рейсе па производственном совещании мо­ ряки слушали рассказ матроса-стаханов- ца тов. Впноградова, который выполняет каждую из производственных операций наиболее быстро и высококачественно. Он рассказал, какими путями выполняет ту или иную операцию. Моряки, перенимая опыт лучших, повышают производитель­ ность труда. Большую работу проводит редакцион­ н а я коллегия нашей стенгазеты. Стенная г а з е т «Вперед», редактирует которую третий механик тов. Кондаков, выходит У нас каждый рейс. Кроме того, выпускает­ ся трп — четыре бюллетеня. В нпх н в гтенгатете главное место отводится во­ просам социалистического соревнования, критикуются недостатки. Однажды газета раскритиковала быв­ шего старшего механика тов. Кучеі&на. Машинная команда указывала, что стар­ ший механик слабо руководил коллекти­ вом. Бывало дЬ обеда или после обеда тов. Кучеріш не спустится в машинное отделение, а постоит, посмотрит сверху па работу людей и механизмов — н уйдет в каюту. Тут и случилось, в конце концов, серьезное недоразумение: был остужен котел, стали протекать труб­ ки. Виновные, в том числе и сам Куче- рин, понесли наказание. Но старший ме­ ханик решил оправдаться: он написал в стенгазету заметку, где обвинял во всем кочегара, который до этого случая уже три рейса но работал на траулере. Ред­ коллегия стенгазеты дала редакционную заметку, в которой указывала тов. Куче- рину, что не следует валить с больной головы на здоровую. «Где же вы были сами?» — спрашивала газета старшего механика и указывала, что необходимо обеспечить в дальнейшем бесперебойную работу механизмов. Старший механик рез­ ко изменил свое отношение к делу. Возглавляя социалистическое соревно­ вание экипажа, партийная организация корабля 9 четвертом рейсе заслушала от­ чет второго штурмана тов. Путинского о том, как оп руководит соревнованием своей вахты. Выяснилось, что в целом вахта работает хорошо, но на некоторых операциях по спуску и под’ему трала от­ стает. Коммунисты указали тов. Путинско­ му па это и потребовали устранить недо­ статки. Онп конкретно показали, что надо сделать: провести ряд производственных совещаний с вахтой п разработать весь про­ цесс работы по операциям, усилить тех­ ническую учебу матросов и улучшить'по- стаповку стахановской практики. Контроль За выполпеппем решения был возложен па тов. Кондакова. — Работайте так, как наша первая вахта, - р потребовали коммунисты оттов. Путинского. Одновременно парторганиза­ ция нацелила комсомольцев этой вахты тг. Зоткнна и Сидоренко на усиление практической пропаганды стахановского опыта. Комсомольцы тщательно ознако­ мились с организацией дела на'передовых вахтах, заимствовали у них все лучшее и внедрили это у себя. Были выполнены и все другие намеченные мероприятия. В результате вахта улучшила работу с тралом, даже в штормовых условиях при обильных уловзх стала выполнять свои социалистические обязательства по всем показателям. Коммунисты траулера являются ини­ циаторами стахановских дел. Консервный мастер-коммунист тов. Колесников со своим помощник(не тов. Монаховым и уче­ ником за 12 суток промысла выработали 8 тысяч банок консервов, при задании 6,6 тысячи банок. Они добились успеха потому, что тов. Колесников неустанно искал резервы повышения выработки- этого ценного вида продукции. Он, во^ первых, наладил- беспрерывный, кон­ вейерный сбор сырья для консервов н за­ готовки рыбьего жира, а ,, во-вторых, улучшил использование техники. Очень часто он делал по две зарядки консерв­ ной установки в сутки. Исполнявший в рейсе № 5 обязанности старшего штурма- па коммунист тов. Вшивков исключитель­ но }инициативно проводил судоводитель­ скую работу, очень внимательно следил за соревнованием на всех вахтах. Вообще наш штурманский состав делает многое- для того, чтобы не отстать от судоводи­ телей траулера «Семга», помочь морякам добиться высоких уловов. Успех штурма­ нов траулера «Киров» можно видеть на примере хотя бы прошлого, предмайского рейса. В этом рейсе наш траулер в от­ дельные сутки добывал по 20— 25 ‘тони рыбы в переводе н а полуфабрикат. Первые итоги социалистического сорев­ нования н а траулере следующие: •четы­ рехмесячное задание мы выполнили 13 апреля, на 7 суток раньше, чем ука­ зывалось в предмайском обязательстве. По этому обязательству мы должны былп выловить до 1 мая сверх четырехмесяч- ного плана 2 тысячи центнеров рыбы. Фактически это 'вторая часть предпразд­ ничного обязательства была выполнена с превышением 20 апреля. По выработке консервов и другим видам продукции план также значительно перевыполнен. Сейчас партийная и профсоюзная орга­ низации вместе с командованием траулера мобилизуют экипаж на досрочное выпов- нение плана второго квартала и судового плава борьбы за высокие фннансоэо-е^ао- кические показатели. У нас в работе есть слабое место: мы еще не справляется со своим обязательством по сортности про­ дукции. Сейчас развертываен настойчи­ вую борьбу за повышение качества про­ дукции с т е я , чтобы наше социадгопіч е ^ ское обязательство, ^данное товарищу И. В. Сталину, было выполнено по веем показателям. А. ТРАПЕЗНИКОВ. % _ Потопит траулера «Киров». Совершенствуем методы промыслового с у д о в о ж д е н и я На основе предмайского социалистиче­ ского соревнования экипаж траулера «Киров» 13 апреля выполнил четырех- мосячное задание, а еще через 7 дней завершил и апрельский план. Эта произ­ водственная победа была достигнута в ре­ зультате стахановской работы моряков па всех участках — в машиином отделении, па палубе, в трюме и на мостике. На нашем корабле так повелось: каж ­ дый участок должен работать по-стаха­ новски, поддерживать весь коллектив, вно­ сить в практику своей работы новые, более совершенные приемы. Этой хорошей традиции постоянно придерживается и штурманский состав корабля. От штурманов зависит многое: и успех на промысле, и расходование времени на переходах, и безопасность плавания. Мы стремимся сделать так, чтобы максималь­ но помочь экипажу и на промысле, и на переходах, стараемся создать для моряков наиболее благоприятные промысловые ус­ ловия. Еще в порту в промысловом отде­ ле мы изучаем суточные сводки. Так, собираясь в пятый рейс, мы по сводкам определили район, в который нужно нттп — на Мурманскую банку. Сейчас же тралмейстерекий состав начал готовить свое хозяйство в соответствии с грунто­ выми условиями этого района. Трал был переоборудован, облегчен. На промысле он плотнее прнлогал к грунту, что позволяло повысить уловы при каждом тралении Правда, можно было порвать снасть, но мы решили сократить продолжлтельпость тралений. Когда выбран район промысла и най­ дена хорошая концентрация рыбы, очень важно точно удерживать корабль в этом районе. Особую трудность представляет решение этой задачи при плохой в и д и ­ м о с т и . Чтобы не потерять хорошее про­ мысловое место в туман, ночью, во время j пургп, мы чаще всего прибегаем к пе- I л еп го т тио . Кроме того, ведем пепрерыв- ■но планшет, который всегда сопоста&ляем ! с промысловой партой. Дальше прибегаем к пеленгованию тех кораблей, которые работают в различных районах от нас. Примерное пересечение пеленгов и даст нам место нахождения нашего корабля. Кроме того, стараемся держаться возле пловучего буя. В плохую погоду и осо- I бенпо при слабой вндумостп нам хорошо помогает пловучнй буи «Печора», моряки кігторого всегда быстро и точпо закреп­ ляются на местах с хорошей сырьевой базой. Однако, чтобы в дальнейшем обес­ печить морякам возможность увеличить вылов рыбы, надо иметь на промысле не менее двух — трех таких пловучнх буев. ѵВ штормовую погоду, прежде чем проло­ жить свой курс, мы тщательно учитываем течение, силу ветра, скорость дрейфа, обороты винта. Тогда мы постоянно на­ ходимся в уверенности, что пас не снесет с проложенного курса, мы не потеряем рыбу. Некоторые из кораблей после штор­ ма по полсуток настраиваются, пока вый­ дут на хороший промысловый курс, на хорошие промысловые глубины. Их судо­ водители не учитывают во время шторма •важные элементы, н поэтому нх корзбль сносит с выгодного курса. Ответственная вадача ложится на су­ доводителей при спуске и под’еме трала в штормовую погоду. В пятом рейсе мы работали при шторме силой в 7— 8 бал­ лов. Делать это удавалось нам потому что мы постоянно держали корабль в наиболее выгодном положении по отно­ шению к волне н ветру. Машина работает у нас четко и мы ставим траулер кормой на ветер. Когда корабль находится в этом положении, моряки вываливают мешок трала за борт и затем подтягивают его к середине судна. В таком положении мы никогда не намотаем трал н а винт. Когда включаются траловые доски, ста­ вим корабль под углом 10—4 5 градусов к лпипи ветра, затем останавливаем ма­ шину, спускаем доски и в таком положе- іпш переходим линию ветра н уже по ветру начинаем отдавать ваера. Но преж­ де чем отдавать ваера, надо дать кораблю хороший ход, однако не форсированный. Пдя по волнам, форсированный ход давать пельзя, т. к. эго приводит к снижению уловов. Некоторые штурманы считают, что чем быстрее будет нттп корабль с тралом, тем лучше. Мы убедились, что это неверно, т. к. при большой скорости трал отры­ вается от грунта и как бы сплющивает­ ся, т. е. закрывается. Работая в пятом рейсе, мы еще раз убедились в этом. В одном н том же месте мы дали сначала машине высокие обороты — и уловы рез­ ко снизились, хотя продолжительность тралпровання была большая. Но как только мы снизили обороты винта, сба­ вили ход — уловы повысились. При сильном ветре во время nojftasa трала наши штурманы очень вниматель­ но следят за положенном судно, тек же внимательно, как и прп спуске трала в большой ветер. Эту очень ответствен­ ную операцию наши судоводители выпол­ няют так. Корабль ставится кормой на волну, даем задний ход. и вахтен­ ный штурман начинает действовать рулей с таким расчетом, чтобы удержать ко­ рабль на линии ветра и не ставить его под большим углом к этой линии, т а ч е корабль быстро снесет с выгодного са, и придется снова настраиваться. Самое серьезное внимание наши судо­ водители уделяют работе с планшетом. Мы никогда не надеемся на то, что у нас будет возможность ориентироваться по другим кораблям и быстро пристраивать­ ся к тем из них, которые имеют наяаыс- шие уловы. Каждое движение корабля, каждый его маневр фиксируются па план­ шете. Кроме штурманского планшета ве­ дется еще контрольный планшет щ и капитаном, или старшим штурманом. Контрольный планшет позволяет э любую минуту наиболее точно определить, аде находится корабль, позволяет наиболее точно удерживать судно на рыбных кон­ центрациях. Особенно это важно при ра­ боте не в группе кораблей, а в стороне от них, отдельно. Для ориентировки на промысле мы нзг* чили силуэты кораблей. Знание силуэтов, умение определить по ним любой пз ко­ раблей, позволяет нам быстро приводить свой траулер на выгодное место, " лишней потери времени на места. На переходе мы определяем сводкам, у какого нз кораблей _______ наивысшие уловы, и, когда подходим ва расстояние видимости этих кораблей,’ во силуэту опознаем нужный нам траулер н пристраиваемся к нему. Систематическое проведение астрономи­ ческих и других определений м жения корабля на промысле, полнение маневров при спуске трала в штормовую погоду, да корабля с погодными условия и том морского дна и позволяет более точно держать судно на концентрациях и тем самым высоких уловов. . ' Г* Старший штурман траулера ЙІ Ив ■

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz