Полярная правда. 1952, апрель.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 97 (7203) 23 апреля 195 2 г. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ Всеобщая связь и взаимная обусловленность предметов и явлений в природе и обществе Првзнает» связи и взаимозависимости явлений составляет первую из четырех основных черт марксистского диалектиче ского метода, отражающую закономерную связь явлений в природе и обществе. «В противоположность метафизике, *— указывает товарищ Сталин, — диалекти ка. рассматривает природу не как случай ноо скопление предметов, явлений, отор ванных друг от друга, изолированных друт от друга и е е зависимых друг от друга, — а как свяэное, единое целое» где предметы, явления органически свя заны друг о другом, зависят друг от дру га и обусловливают друг друга» (Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. БЗб). ' С точка зрения метафизики все пред меты, процессы, явления в природе н об ществе существуют независимо друг от друга, -ее находятся в оакономерном соот ношении, в неразрывной связи и взаимо зависимости между собой, Метафизический взгляд на мир как на бессвязное, случайное скопление предме тов и явлений дает извращенную карти ну мира как в целом, так и в отдельных .частях. Этот взгляд делает невозможным существование науки, ибо наука, говорит Энгельс, перестает существовать там, где теряет силу необходимая, закономерная связь явлений. Крайних пределов антинаучности и ре акционности достигла современная буржу азная "философия. Отрицая закономерность общественного развития, устанавливаю щую неминуемый крах капитализма во всех странах и неизбежность его смены социалистическим отроем, она провозгла шает господство в общественной жизни « чистой случайности». В противоположность метафизике мар ксистский диалектический метод рассмат ривает мир как связное, закономерное, единое целое. По выражению Энгельса, материалистическая диалектика является наукой о всеобщей связи. Развивая это положение, В. П. Ленин указывает, что взаимозависимость и теснейшая, нераз рывная связь всех сторон каждого явле ния, связь, дающая ешныи, закономер ный процесс движения, составляет одну из основных черт диалектики. Наиболее полно, глубоко и разносторон не положение о взаимной связи, взаимо зависимости и взаимной обусловленности прадметов и явлений природы н общества разработано товарищем Сталиным. «„.Диалектический метод считает, — укапывает П. В. Сталин, — что ни одно явление в природе не может быть понято, е с т .взять его в изолированном виде, Іш е ' связи ’~<Г "окружающими" имениями, ибо любое явление в любой области при роды' может быть превращено в бессмыс лицу, если его рассматривать вне свяли с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может 'быть-понято и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обус ловленности от окружающих его явлений» Стам же, сор. 536). Любое явление в природе или в обще ственной жизни, каким бы обособленным и изолированным оно нп представлялось на первый взгляд, можно понять и объяс нить, лишь рассматривая его не в еди ничности и обособленности, а как часть единого целого, как обусловленное други ми явлениями и само обусловливающее другие явления, т. е. во взаимозависимо сти и взаимодействии с другими явле ниями. Задача науки состоит в том, чтобы, раскрывая многообразие связей и взаимообусловленность явлений, найти су щественные, необходимые связи и таким образом познать законы изучаемых явле ний. х. Марксистская диалектика учит, что мир представляет собой единое целое, по отно шению к которому каждое отдельное я в ление, каждая отдельная вещь выступает как часть целого. Нп одно явление, собы тие но может совершаться без того, что бы но затронуть иножеогва других явле ний, событий. Не только мир в целом, но и каждая вещь, каждое явление есть нечто единое, связное, целое, свойство и стороны ко торого находятся в определенной взаимо связи и взаимообусловленности. Каждый предмет имеет бесконечное множество раз личных сторон, причем, как указывает Ленин, история открывает все новые и новые стороны. Например, инерция и вес — свойства вещества, неразрывно связанные друг о другом: тело, обладающее большой инер цией, обладает и большим весом. Тесно связаны друг с другом поглощательная и отражательная способность вещества: те ло, в наибольшей мере поглощающее электромагнитное излучение, в то же время в максимальной мере испускает его. Земля — не изолированное, одинокое небесное тело. Вместе с обращающейся вокруг нее Луной она движется вокруг Солнца и вместе с другими планетами со ставляет солнечную систему небесных тел, об’едпненных друг с другом сложной цепью взаимосвязей. То же происходит и в жизни общества. Каждая общественно-экономическая фор мация представляет собой не случайное, механическое скопление отдельных явле ний общественной жизни, а единое целое, в котором все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Установление этого— великая заслуга марксизма. Марксистская диалектика не останав ливается в а утверждении взаимозависимо сти явлений мира, а идет дальше и тре бует рассмотрения любого явл ены приро ды и общества в неразрывной связи с окружающими явлениями, составляющими условия нх существования, ибо предметы и явления могут существовать не при любом случайном стечения обстоятельств, а прп определенных условиях. Мичуринская биология подтверждает, что условия жизни растений и животных — это вполне определенная для каждого вида живых существ совокупность факто ров внешней среды, соответствующая по требностям данных организмов, н измене ние условий существования оказывает преобразующее влияние на развитие ор ганизмов. Мичуринская агробиология в понятие «условия высокого урожая» включает большой комплекс факторов: вода, элементы пищи растения, свет, теп ло, причем высокий урожай получается только при наличии всех этих факторов. Бессмыслицей являются утверждения менделистов-морганистов о неоависимости свойств наследственности и развития ра стений и животных от условий внешней среды. Их рассуждения о наследственном веществе, которое якобы не находится ни в какой зависимости от живого тела и условий жизни, — это метафизика, пере плетающаяся с идеализмом, о мистикой, с верой в сверх’естественные силы. Условия материальной жизни общества — географическая среда, рост народона селения и опособ производства материаль ных благ — образуют не случайный конгломерат явлений, а определенную си стему. Условия — это такая относительно устойчивая совокупность явлений, без которых данное явление не может ни возникнуть, ии существовать. * * * Материалистическая диалектика при знает одной из форм связи явлений при чинную зависимость. Если та или иная система условий представляет собой опре деленную совокупность многих взаимо связанных явлений, то причинная связь — это главная, определяющая связь. Причинная зависимость выражается в том, что одно явление при известных ус ловиях с необходимостью порождает дру гое, определяет его развитие. Беспричинных явлений нет. Никакое явление не может произойти само по се бе, все происходит по каким-то причинам. Познание причинной связи имеет огромное теоретическое и практическое значение. Формы причинных связей в мире слож ны и многообразны. Механическая при чинность является простейшим видом причинности. Но причинная зависимость двух явлений может иметь и более глубо кий характер. Мичуринская биология доказала, что определенное изменение внешней среды с необходимостью вызывает вполне опреде ленный новый наследственный признак у живого организма. Это дает возможность мичуринцам воздействовать я а наследст венные свойства живых организмов и планомерно преобразовывать природу ра стений и животных в желаемом направ лении. Причиной изменения того или иного общественного строя, политических уч реждений, общественных идей, политиче ских взглядов является изменение спосо ба производства. Противоречие между об щественным характером производства и частнособственнической формой присвое ния продуктов производства — причина анархии и кризисов, потрясающих хозяй- j ство капиталистических государств. На- j против, полное соответствие производст венных отношений характеру производи тельных сил в социалистическом обществе — причина того, что в социалистическом обществе нет ни экономических кризисов, нп разрушения • производительных сил, свойственных капитализму. Чем сложнее изучаемое явление, тем сложнее форма причинных отношений. Так, прп выяснении причинных отноше ний в развитии организмов приходится выяснять взаимодействие частей организ ма, организмов друг с другом, организмов со средой н т. д. Еще более сложно уста новление причинных связей при изуче нии общественной жизни . Трудность выяснения причины того или иного явления состоит в том, что в дей ствительности предметы, явления, собы тия даны не в единичной связи, не в виде отдельного изолированного причин ного ряда, а всегда в совокупности фак тов, иногда сложнейшим образом перепле тающихся друг с другом. Как указывает Энгельс, во всеобщей связп явлений «причины и следствия по стоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становит ся там или тогда следствием и наоборот» («Анти-Дюринг», Госполитиздат, 1950, стр. 22 ). Следствие предыдущего явления становится причиной последующего явле ния, а то, что является причиной после дующего явления, само является следст вием предыдущего. С изменениями силы тока в электри ческой цепи происходит изменение маг нитного поля. А изменение магнитного поля в свою очередь вызывает в цепи из менение электрического тока, связанного с возникновением так называемого тока самоиндукции. Взаимодействие причин и следствие имеют место и в общественном развитии. Всякий базис порождает соответствующую ему надстройку. В свою очередь надстрой ка «становится величайшей активной си лой, мтнвно содействует своему базису оформиться и укрепиться, принимает все меры к тому, чтобы помочь новому строю доконать и ликвидировать старый базис и старые классы» (И. В. Сталин. «Марк сизм и вопросы языкознания», Гоополлт- нодат, 1951, стр. 7). Как установить причину явлении в сложной цепи взаимосвязанных явлений? Эмпирическое наблюдение может уловить связь между явленияісн, например, между молнией и громом, цветком и плодом, солнцем и теплом. Но одного эмпириче ского наблюдения недостаточно для того, чтобы установить, н а каком основании возникает такая связь, и тем более пред сказать, будет ли повторяться такая связь. Суеверные люди часто ставят стихий ные бедствия в причинную зависимость от какого-нибудь, особенного цвета Луны и Солнца. Религия связывает с молебствия ми появление дождя. Марксистский диалектический метод требует различать причинную связь явле ний от простого сосуществования или следования двух явлений друг ва другом, хотя бы и устойчивого, повторяющегося. Причинная связь состоит в том, что одно нз явлений с необходимостью порождает другое. Чтобы разобраться в отношениях, скла дывающихся при взаимном переплетении различных рядов явлений, необходимо установить главную причину. Умение выделить главную причину имеет большое значение в практической деятельности, Ленин, критикуя проект, программы с.-д. партии, написанный Пле хановым, указывал, что Плеханов отметил в качестве причины кризисов в капита листическом обществе рост общественного І неравенства и конкуренцию, но не указал основной, коренной причины кризисов — частное присвоение при общественном ха рактере производства. Диалектико-материалистическое учение 0 причинной зависимости служит теоре тической основой для всех наук в иссле довании многообразных форм связп явле ний. Подчеркивая, необходимость выделе ния определяющих, главных связей, ма териалистическая диалектика вооружает науку, дает ей уверенность в возможность раскрыть в явлениях главное, существен ное, помогает раскрыть закономерности развития природы и общества. \ » • • Существенная связь явлений, происте кающая не пз случайных, внешних об стоятельств, а нз коренных особенностей, пз внутренней структуры самих явлений, называется законом. «„.Понятие закона есть ОДНА из ступеней познания челове ком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса» (В. И. Ленин. «Философские тетради», Госшхлпт- пздат, 1947, стр. 126). Если рассматривать явления изолиро ванно друг от друга, то раскрыть закон, которому они подчиняются, будет невоз можно, потому что закон имеет дело но о единичным, а с массовидным в явлениях. Закон выражает то общее, что связывает явления. Например, закон свободного па дения тел, открытый Галилеем, устанав ливает связь между расстоянием, прой денным падающим телом, и временем. В зависимости от того, распространяет ся ли тот илн иной закон н а всо явления природы или общества или только на определенную группу, область кх, разли чают общие и частные законы. Примером всеобщего закона является рассматривае мая нами взаимозависимость и взаимо обусловленность явлений. Всеобщим зако ном природы является закон сохранения и превращения энергия, согласно которо му любая форма движения при определен ных для каждого отдельного случая ус ловиях, прямо или косвенно, но с необ ходимостью превращается в любую другую форму движения. Примером общего зако на, присущего всем бес исключения со циально-экономическим формациям, яв ляется закон об определяющей роли ус ловий материальной жизни общества в его развитии. Примерами частных зако нов природы являются закон естествен ного отбора в органической природе, за кон стадийности развития растений и т. п. Каждый частный закон имеет об щее значение для определенной области явлений. Например, периодический закон Менделеева является общехнмнчесгагн и общефизическим законом, закон естествен ного отбора — общебпологаческим зако ном и т. д. Одними нз частных законов общественной жизни являются законы классовой борьбы, — они присущи толь ко таким общественно-экономическим фор мациям, в которых есть антагонистиче ские классы. Пользуясь марксистским диалектическим методом, умело применив положение И. В. Сталипа о том, что все зависит от условий, места и времени, академик Т. Д. Лысенко установил экспериментально, что признаки, свойства, особенности, склон ности растений возникают и развиваются только в своих условиях внешней среды и при своих факторах воздействия, что в своем развитии каждое растение проходит ряд качественно различных и связанных между собой стадий. Открыв и обосновав законы стадийного развития растений, Т. Д. Лысенко опроверг метафизический взгляд j па живые существа п пх признаки и свой ства как па с л г іаш іа с явления, возпака- 1ющпе и развивающиеся «елчоиронзвольно», вне зависимости от условий жизни, т . е. по существу беспричинно. Законы природы и общества являются законами историческими в том смысле; что на различных ступенях развитая природы, в различных условиях они проявляюіся по-разному. Метафизика отрывает закон от явлений и от тех условий, которые необходимы для его проявления, рассматривает закон как самостоятельную сущность, стоящую вне явлений, над явлениями и независимо от окружающих условий. Буржуазные уче- ные-метафизики произвольно распростра няют действие биологических законов на человеческое общество с целью дезориен тации научного познания и затемнения сознания трудящихся. Буржуазные идеоло ги с той же целью измышляют несущест вующие «законы» вроде пресловутого «за кона» народонаселения Мальтуса, «зако нов» наследственности Менделя, «закона» убывающего плодородия почвы п т . п. В противоположность метафизике мар ксистская диалектика рассматривает зако ны в нх неразрывной связи с соответ ствующими явлениями и с темн условия ми, без которых данный закон не может проявить свое действие. Поэтому только диалектический метод служит верным ру ководством для познания явлений приро ды и общества. * * * Закономерность представляет собой необ ходимую связь явлений, которая при па- лнчпи определенных условий не может не наступить. Необходимость противополож на случайности Случайные явления — это такие явления, которые не входят в цепь данной закономерности, не вытекают с внутренней необходимостью, неизбежно нз данных условий, из данной связи яв лений. Случайные явления — это такие явления, которыо в данной связи явлений могут быть, а могут п не быть пли проис ходить пначе. Случайность тоже обусловлена, имеет своп причины, но она относится не к главной, внутренней, существенной связи явлений, а к впешпей, побочной связп пх. Поэтому случайные явления для данной связи явлений и пе являются необходимы ми. Они не типичны для данного процес са. Случайная связь выступает в данном процессе как второстепенная. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость может осу ществиться без данной случайности, но она не может осуществиться без случай ностей вообще. Случайности влияют па развитие явлений, вызывают некоторые отклонения от основного пути развития процесса. Однако наличие случайностей, вызывающих отклонения в развитии, сви детельствуют не о бессилии законов, а о сложности нх проявления. Случайности есть и в развитии обще ственной жизни, и марксизм не отрицает их роли. «История пмела бы очень мисти ческий характер. — указывает К. Маркс, — если бы «случайности» не играли ни какой роли. Этп случайности входят, ко нечно, сами составной частью в обпгпй ход развития, уравновешиваясь с другими случайностями. Но ускорение и замедле нно в сильной степени зависят от этпх «случайностей», среди которых фигуриру ет также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движе ния» (Пзбрзппые письма, 1947, стр. 264 ). Наука н практика знают немало приме ров превращения случайности в необхо димость и, наоборот, необходимости в слу чайность. То, что в природе происходят случайно, может в результате сознатель ной деятельности людей стать закономер ным. Зная особенности наследственности организма, можно путем изменения усло вий в тот плн иной момент развития орга низма ее изменить. Так, мичуринцы соз дают новыо сорта растений п породы жи вотных. Случайности об’ектпвно существующих нельзя отрицать. Но и природе и в обще стве господствуют не случайные, а необхо димые, существенные связи. Наука приз вана проникнуть в сущность явлений, раскрыть за второстепенными, неустойчи выми связями основные, постоянные, уста новить закон явлений. Именно изучение закономерных связей, определяющих дан ный процесс, служит предпосылкой плодо творной практической деятельности. Раскрывая об’ективную необходимость явлений, наука дает практике ясную пер спективу, силу ориентировки, вооружает уверенностью в достижении практических целей. Напротив, установка на чистую случайность враждебна подлинной науке, обрекает практику на бесплодное ожида ние, ликвидирует всякую возможность планомерной работы, возможность научно го предвидения. Вот почему наука — враг случайностей. Научное решение практических задач строительства коммунизма возможно па основе глубокого познания закономерно стей природы и общества. Плановое хозяй ство в СССР осповано на познанных зако номерностях социалистической экономики. Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) аО плане полезащитных лесо насаждений, внедрения травопольных се вооборотов, строительства прудов и водоё мов для обеспечения высоких и устойчи вых урожаев в степпых и лесостепных районах Европейской части СССР», о строительстве гигантских гидроэлектро станций и каналов указывают путь к пол ной и окончательной победе пад засухой в степных и лесостепных районах Европей ской части СССР. Еще в 1924 г. И. В. Сталин писал: «Мы решили... сделать все возможное для того, Чтобы застраховать себя в будущем от случайностей засухи... поднять сельское хозяйство на высшую ступень и застрахо вать нашу страну от случайностей погоды навсегда» (Соч., т. 6, стр. 275). Великий русский ученый Д. И. Менде леев изгнал случайность из науки о хими ческих элементах. До Менделеева открытие новых элементов было делом счастливого случая. Не зная закономерности, нельзя было решить, существуют ли какие-нибудь еще не открытые элементы или нет, каки ми они обладают свойствами, где и как их искать. Открытие Менделеевым периодиче ского закона создало совершенно иное по ложение. Необходимость, выраженная в этом законе природы и связывающая все химические элементы в единую систему, позволила указать, какие элементы еще не известны, каковы свойства этих еще неизвестных элементов и как их искать. Периодический закон химических элемен тов создал прочные основы для планомер ной, целесообразно направленной научно- практической деятельности в областп хи мии. Из положения о том, что наука — враг случайностей, нельзя делать вывод, будто наука отрицает об’ективпое существова ние случайностей. «Метафизический метод мышления пе способен понять необходи мость и случайность в нх противоречивом единстве. Одни метафизики признают толь ко необходимость и полностью отрицают случайность, отождествляя ее с беспричин ностью, другие метафизики отрицают необ ходимость, признают только случайность п те п другие неизбежно приходят к отри цанию закономерности, к идеализму. Рус ские народники, будучи метафизиками, не могли отличить в сложном клубке обще ственных явлений главное от второстепен ного, не умели выделить основные суще ственные связи, лежащие в основе обще ственной жизни. Хватаясь за несущест венное, второстепенное, не понимая, что способ производства является решающим Фактором в развитии общественной жизни, народники рассматривали историю как хаос случайностей. Те метафизики, которые ;утверждагот, что ничего случайного нет, что есть толь ко чистая необходимость, неизбежно при ходят к фаталистическим и мистическим выводам. Отрицая случайность, это нап равление метафизики фактически низводит об’ектнвиую закономерность до уровня случайностей. « * * Взаимосвязь и взаимообусловленность явлений — это закон природы и человече ского общества. Как бы ни отличались друг от друга явления природы, каждое нз них находится в зависимости от других явлений. Эта черта диалектического мето да вскрывает свойство, общее всем пред метам и явлениям, и тем самым утверж дает единство мира. Вот почему это одна из важнейших черт понимания мира в це лом, важнейшая черта подлинно научного мировоззрения. Расирострзнеппе положений диалекти ческого метода о всеобщей связи и взаим ной обусловленности явлений на изучение общественной ж и з н и , па псторию общест ва, на практическую деятельность партии пролетариата имеет громадное значение. «Если пет в мире изолированных явле ний, — говорит П. В. Сталин, — если все явления связаны между собой и обуслов ливают друг друга, то ясно, что каждый общественный строй и каждое обществен ное движение в истории надо расценивать .не с точки зрения «вечной справедли вости» или другой какой-либо предвзятой идеи, как это делают нередко историки, а с точки зрения тех условий, которые по родили этот строй и это общественное дви жение и с которыми онп связаны» (Воп росы ленинизма, изд. 11-е, стр. 539). Рассмотрение явлений природы и обще ства, как находящихся во взаимной связи и взаимной обусловленности, обеспечивает единственно научный подход к ним — исторический подход. «Рабовладельческий строй для совре менных условий, — указывает товарищ Сталии, — есть бессмыслица, противо естественная глупость. Рабовладельческий строй в условиях разлагающегося перво бытно-общинного строя есть вполне понят ное и закономерное явление, так как он означает шаг вперед в сравнении с перво бытно-общинным строем. Требование буржуазно-демократической республики в условиях существования ца ризма и буржуазного общества, скажем, в 1905 году в России было вполно понят ным, правильным п революционным требо ванием, ибо буржуазная республика озна чала тогда шаг вперед. Требование бур жуазно-демократической республики для паших нынешних условий в СССР есть бессмысленное п контрреволюционное тре бование, ибо буржуазная республика в сравнении с Советской республикой есть шаг назад. Все зависит от условий, места н вре мени. Попятно, что без такого исторического подхода к общественньві явлениям невоз можно существование и развитие нзукп об истории, ибо только такой подход избав ляет историческую науку от превращения ее в хаос случайностей и в груду нелепей ших ошибок» (там же, стр. 539— 540). Буржуазные историки рассматривают общественную жизнь как скопление слу чайностей. Только марксизм установил я доказал, что взаимная связь ж в з ш и я обусловленность явлений общественной жизни, как п явлений природы, представ ляют собой закономерность развития. Исто рия, отмечает П. В. Сталин, «не делает чего-либо существенного без особой на то необходимости» («Марксизм и вопросы языкоздання», стр.. 10). I Свое стратегическое и тактическое руко водство большевистская партия основыва ет на строго научном понимании об’ектнв- ных закономерностей общественной- жизни, на изучении особенностей каждого данного момента в развитии борьбы трудящихся за социализм и коммунизм. Задачи, выдвигаемые коммунистической партией перед трудящимися, ее лозунги, призывы всегда имеют своей теоретической основой рассмотрение явлений в их зако номерной связи с условиями, местом и временем. Нужно учитывать все обстоя тельства дела и уметь выбрать время и место для того, чтобы сосредоточить огонь на решающем фронте, где скорее всего можно добиться максимальных результа тов. Требованяо учитывать конкретные усло вия, мрсто и время и сосредоточивать главное внимание и силы на основном зве не в цепи исторических событий состав ляет одну нз самых характерных особен ностей стратегии и тактики партии Ленина — Сталина, политики Советского государ ства. Ленинизм учит, что на каждом историческом этапе нужно найти в цепп стоящих перед рабочим классом задач то особое звено, ухватившись за которое можно удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену. «Дело идёт о том, — учит К. В. Сталин, — чтобы выделить нз ряда задач, стоящих перед партией, ту именно оче редную задачу, разрешение которой я в ляется центральным пунктом и проведе ние которой обеспечивает успешное разре шение остальных очередных задач» (Соч., т. 6, стр. 163 — 164), История ВКП(б) есть марксизм-ленинизм в действии. Большевистская партия .умело пользуется марксистской диалектикой и выдвигает перед трудящимися именно те задачи, решение которых обеспечивает победу в нх борьбе против капитализма, за социализм и коммунизм. Товарищ И. В. Сталин показал, что от дельные формулы н выводы марксизма, соответствующие одним историческим ус ловиям и правильные для этих условий, могут не соответствовать новым историче ским условиям и должны быть заменены п другими выводами.- Например, Энгельс,., имея в виду победу социализма во всех" странах, сформулировал положение о том, что после победы социализма государство должно отмереть. На этом основании на четчики и талмудисты после победы со циализма в нашей стране стали требовать роспуска государственных органов, отказа от постоянной армии. И. В. Сталин, учи тывая всю совокупность условий мировой обстановки в наше время, пришел к выво ду, что при наличии капиталистического окружения страна социализма должна не ослаблять, а всемерно усиливать свое го сударство, чтобы не быть разгромленной капиталистическим окружением. Обе эти формулы правильны, но н е аб солютно, не безусловно, а каждая для свое го времени: формула И. В. Сталина— для периода победы социализма в одной или нескольких странах, а формула Энгельса — для периода, когда социализм победит в большинстве стран. Метафизики, начетчики игнорируют творческий характер марксизма. «Начет чики и талмудисты, — указывает товарищ'' Сталин, — рассматривают марксизм, от дельные выводы и формулы марксизма, как собрания догматов, которые «никог да» не изменяются, несмотря на измене ние условий развития общества. Они ду мают, что если они заучат наизусть это выводы и формулы н начнут пх цитиро вать вкривь и вкось, то они будут в со стоянии решать любые вопросы, в расчё те что заученные выводы и формулы при годятся нм для всех времён и стран, для всех случаев в жизни. Но так могут ду мать лишь такие люди, которые видят букву марксизма, по не видят его суще ства, заучивают тексты выводов и фор мул марксизма, но не понимают их со держания» («Марксизм н вопросы языко знания», стр. 54 ). И. В. Сталин учит, что марксизм как наука не может стоять на одном месте, — он развивается, совершенствуется, обога щается новым опытом, новыми. званиями. Отдельные его формулы и выводы не мо гут не изменяться с течением времени, и© могут не заменяться новыми формулами и выводами, соответствующими новым исто рическим задачам. «Марксизм не признаёт неизменных выводов и формул, обязатель ных для всех эпох н периодов. Марксизм является врагом всякого догматизма» (там же, стр. 55). Диалектический материализм, как миро воззрение коммунистической партии, как метод познания, играет огромную роль в успешном развитии советского общества. Сознательное применение марксистского диалектического метода открывает необоз римые перспективы для развития науки и преобразования мира. Марксистский диалектический метод яв ляется могучим идейным оружием в борь бе советского народа за торжество ком* муннзма. И. КУЗНЕЦОВ. Кандидат философских наун.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz