Полярная правда. 1952, апрель.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 97 (7203) 23 апреля 195 2 г. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ФИЛОСОФИЮ Всеобщая связь и взаимная обусловленность предметов и явлений в природе и обществе Првзнает» связи и взаимозависимости явлений составляет первую из четырех основных черт марксистского диалектиче­ ского метода, отражающую закономерную связь явлений в природе и обществе. «В противоположность метафизике, *— указывает товарищ Сталин, — диалекти­ ка. рассматривает природу не как случай­ ноо скопление предметов, явлений, отор­ ванных друг от друга, изолированных друт от друга и е е зависимых друг от друга, — а как свяэное, единое целое» где предметы, явления органически свя­ заны друг о другом, зависят друг от дру­ га и обусловливают друг друга» (Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. БЗб). ' С точка зрения метафизики все пред­ меты, процессы, явления в природе н об­ ществе существуют независимо друг от друга, -ее находятся в оакономерном соот­ ношении, в неразрывной связи и взаимо­ зависимости между собой, Метафизический взгляд на мир как на бессвязное, случайное скопление предме­ тов и явлений дает извращенную карти­ ну мира как в целом, так и в отдельных .частях. Этот взгляд делает невозможным существование науки, ибо наука, говорит Энгельс, перестает существовать там, где теряет силу необходимая, закономерная связь явлений. Крайних пределов антинаучности и ре­ акционности достигла современная буржу­ азная "философия. Отрицая закономерность общественного развития, устанавливаю­ щую неминуемый крах капитализма во всех странах и неизбежность его смены социалистическим отроем, она провозгла­ шает господство в общественной жизни « чистой случайности». В противоположность метафизике мар­ ксистский диалектический метод рассмат­ ривает мир как связное, закономерное, единое целое. По выражению Энгельса, материалистическая диалектика является наукой о всеобщей связи. Развивая это положение, В. П. Ленин указывает, что взаимозависимость и теснейшая, нераз­ рывная связь всех сторон каждого явле­ ния, связь, дающая ешныи, закономер­ ный процесс движения, составляет одну из основных черт диалектики. Наиболее полно, глубоко и разносторон­ не положение о взаимной связи, взаимо­ зависимости и взаимной обусловленности прадметов и явлений природы н общества разработано товарищем Сталиным. «„.Диалектический метод считает, — укапывает П. В. Сталин, — что ни одно явление в природе не может быть понято, е с т .взять его в изолированном виде, Іш е ' связи ’~<Г "окружающими" имениями, ибо любое явление в любой области при­ роды' может быть превращено в бессмыс­ лицу, если его рассматривать вне свяли с окружающими условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может 'быть-понято и обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обус­ ловленности от окружающих его явлений» Стам же, сор. 536). Любое явление в природе или в обще­ ственной жизни, каким бы обособленным и изолированным оно нп представлялось на первый взгляд, можно понять и объяс­ нить, лишь рассматривая его не в еди­ ничности и обособленности, а как часть единого целого, как обусловленное други­ ми явлениями и само обусловливающее другие явления, т. е. во взаимозависимо­ сти и взаимодействии с другими явле­ ниями. Задача науки состоит в том, чтобы, раскрывая многообразие связей и взаимообусловленность явлений, найти су­ щественные, необходимые связи и таким образом познать законы изучаемых явле­ ний. х. Марксистская диалектика учит, что мир представляет собой единое целое, по отно­ шению к которому каждое отдельное я в ­ ление, каждая отдельная вещь выступает как часть целого. Нп одно явление, собы­ тие но может совершаться без того, что­ бы но затронуть иножеогва других явле­ ний, событий. Не только мир в целом, но и каждая вещь, каждое явление есть нечто единое, связное, целое, свойство и стороны ко­ торого находятся в определенной взаимо­ связи и взаимообусловленности. Каждый предмет имеет бесконечное множество раз­ личных сторон, причем, как указывает Ленин, история открывает все новые и новые стороны. Например, инерция и вес — свойства вещества, неразрывно связанные друг о другом: тело, обладающее большой инер­ цией, обладает и большим весом. Тесно связаны друг с другом поглощательная и отражательная способность вещества: те­ ло, в наибольшей мере поглощающее электромагнитное излучение, в то же время в максимальной мере испускает его. Земля — не изолированное, одинокое небесное тело. Вместе с обращающейся вокруг нее Луной она движется вокруг Солнца и вместе с другими планетами со­ ставляет солнечную систему небесных тел, об’едпненных друг с другом сложной цепью взаимосвязей. То же происходит и в жизни общества. Каждая общественно-экономическая фор­ мация представляет собой не случайное, механическое скопление отдельных явле­ ний общественной жизни, а единое целое, в котором все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Установление этого— великая заслуга марксизма. Марксистская диалектика не останав­ ливается в а утверждении взаимозависимо­ сти явлений мира, а идет дальше и тре­ бует рассмотрения любого явл ены приро­ ды и общества в неразрывной связи с окружающими явлениями, составляющими условия нх существования, ибо предметы и явления могут существовать не при любом случайном стечения обстоятельств, а прп определенных условиях. Мичуринская биология подтверждает, что условия жизни растений и животных — это вполне определенная для каждого вида живых существ совокупность факто­ ров внешней среды, соответствующая по­ требностям данных организмов, н измене­ ние условий существования оказывает преобразующее влияние на развитие ор­ ганизмов. Мичуринская агробиология в понятие «условия высокого урожая» включает большой комплекс факторов: вода, элементы пищи растения, свет, теп­ ло, причем высокий урожай получается только при наличии всех этих факторов. Бессмыслицей являются утверждения менделистов-морганистов о неоависимости свойств наследственности и развития ра­ стений и животных от условий внешней среды. Их рассуждения о наследственном веществе, которое якобы не находится ни в какой зависимости от живого тела и условий жизни, — это метафизика, пере­ плетающаяся с идеализмом, о мистикой, с верой в сверх’естественные силы. Условия материальной жизни общества — географическая среда, рост народона­ селения и опособ производства материаль­ ных благ — образуют не случайный конгломерат явлений, а определенную си­ стему. Условия — это такая относительно устойчивая совокупность явлений, без которых данное явление не может ни возникнуть, ии существовать. * * * Материалистическая диалектика при­ знает одной из форм связи явлений при­ чинную зависимость. Если та или иная система условий представляет собой опре­ деленную совокупность многих взаимо­ связанных явлений, то причинная связь — это главная, определяющая связь. Причинная зависимость выражается в том, что одно явление при известных ус­ ловиях с необходимостью порождает дру­ гое, определяет его развитие. Беспричинных явлений нет. Никакое явление не может произойти само по се­ бе, все происходит по каким-то причинам. Познание причинной связи имеет огромное теоретическое и практическое значение. Формы причинных связей в мире слож­ ны и многообразны. Механическая при­ чинность является простейшим видом причинности. Но причинная зависимость двух явлений может иметь и более глубо­ кий характер. Мичуринская биология доказала, что определенное изменение внешней среды с необходимостью вызывает вполне опреде­ ленный новый наследственный признак у живого организма. Это дает возможность мичуринцам воздействовать я а наследст­ венные свойства живых организмов и планомерно преобразовывать природу ра­ стений и животных в желаемом направ­ лении. Причиной изменения того или иного общественного строя, политических уч­ реждений, общественных идей, политиче­ ских взглядов является изменение спосо­ ба производства. Противоречие между об­ щественным характером производства и частнособственнической формой присвое­ ния продуктов производства — причина анархии и кризисов, потрясающих хозяй- j ство капиталистических государств. На- j против, полное соответствие производст­ венных отношений характеру производи­ тельных сил в социалистическом обществе — причина того, что в социалистическом обществе нет ни экономических кризисов, нп разрушения • производительных сил, свойственных капитализму. Чем сложнее изучаемое явление, тем сложнее форма причинных отношений. Так, прп выяснении причинных отноше­ ний в развитии организмов приходится выяснять взаимодействие частей организ­ ма, организмов друг с другом, организмов со средой н т. д. Еще более сложно уста­ новление причинных связей при изуче­ нии общественной жизни . Трудность выяснения причины того или иного явления состоит в том, что в дей­ ствительности предметы, явления, собы­ тия даны не в единичной связи, не в виде отдельного изолированного причин­ ного ряда, а всегда в совокупности фак­ тов, иногда сложнейшим образом перепле­ тающихся друг с другом. Как указывает Энгельс, во всеобщей связп явлений «причины и следствия по­ стоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становит­ ся там или тогда следствием и наоборот» («Анти-Дюринг», Госполитиздат, 1950, стр. 22 ). Следствие предыдущего явления становится причиной последующего явле­ ния, а то, что является причиной после­ дующего явления, само является следст­ вием предыдущего. С изменениями силы тока в электри­ ческой цепи происходит изменение маг­ нитного поля. А изменение магнитного поля в свою очередь вызывает в цепи из­ менение электрического тока, связанного с возникновением так называемого тока самоиндукции. Взаимодействие причин и следствие имеют место и в общественном развитии. Всякий базис порождает соответствующую ему надстройку. В свою очередь надстрой­ ка «становится величайшей активной си­ лой, мтнвно содействует своему базису оформиться и укрепиться, принимает все меры к тому, чтобы помочь новому строю доконать и ликвидировать старый базис и старые классы» (И. В. Сталин. «Марк­ сизм и вопросы языкознания», Гоополлт- нодат, 1951, стр. 7). Как установить причину явлении в сложной цепи взаимосвязанных явлений? Эмпирическое наблюдение может уловить связь между явленияісн, например, между молнией и громом, цветком и плодом, солнцем и теплом. Но одного эмпириче­ ского наблюдения недостаточно для того, чтобы установить, н а каком основании возникает такая связь, и тем более пред­ сказать, будет ли повторяться такая связь. Суеверные люди часто ставят стихий­ ные бедствия в причинную зависимость от какого-нибудь, особенного цвета Луны и Солнца. Религия связывает с молебствия­ ми появление дождя. Марксистский диалектический метод требует различать причинную связь явле­ ний от простого сосуществования или следования двух явлений друг ва другом, хотя бы и устойчивого, повторяющегося. Причинная связь состоит в том, что одно нз явлений с необходимостью порождает другое. Чтобы разобраться в отношениях, скла­ дывающихся при взаимном переплетении различных рядов явлений, необходимо установить главную причину. Умение выделить главную причину имеет большое значение в практической деятельности, Ленин, критикуя проект, программы с.-д. партии, написанный Пле­ хановым, указывал, что Плеханов отметил в качестве причины кризисов в капита­ листическом обществе рост общественного І неравенства и конкуренцию, но не указал основной, коренной причины кризисов — частное присвоение при общественном ха­ рактере производства. Диалектико-материалистическое учение 0 причинной зависимости служит теоре­ тической основой для всех наук в иссле­ довании многообразных форм связп явле­ ний. Подчеркивая, необходимость выделе­ ния определяющих, главных связей, ма­ териалистическая диалектика вооружает науку, дает ей уверенность в возможность раскрыть в явлениях главное, существен­ ное, помогает раскрыть закономерности развития природы и общества. \ » • • Существенная связь явлений, происте­ кающая не пз случайных, внешних об­ стоятельств, а нз коренных особенностей, пз внутренней структуры самих явлений, называется законом. «„.Понятие закона есть ОДНА из ступеней познания челове­ ком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса» (В. И. Ленин. «Философские тетради», Госшхлпт- пздат, 1947, стр. 126). Если рассматривать явления изолиро­ ванно друг от друга, то раскрыть закон, которому они подчиняются, будет невоз­ можно, потому что закон имеет дело но о единичным, а с массовидным в явлениях. Закон выражает то общее, что связывает явления. Например, закон свободного па­ дения тел, открытый Галилеем, устанав­ ливает связь между расстоянием, прой­ денным падающим телом, и временем. В зависимости от того, распространяет­ ся ли тот илн иной закон н а всо явления природы или общества или только на определенную группу, область кх, разли­ чают общие и частные законы. Примером всеобщего закона является рассматривае­ мая нами взаимозависимость и взаимо­ обусловленность явлений. Всеобщим зако­ ном природы является закон сохранения и превращения энергия, согласно которо­ му любая форма движения при определен­ ных для каждого отдельного случая ус­ ловиях, прямо или косвенно, но с необ­ ходимостью превращается в любую другую форму движения. Примером общего зако­ на, присущего всем бес исключения со­ циально-экономическим формациям, яв ­ ляется закон об определяющей роли ус­ ловий материальной жизни общества в его развитии. Примерами частных зако­ нов природы являются закон естествен­ ного отбора в органической природе, за­ кон стадийности развития растений и т. п. Каждый частный закон имеет об­ щее значение для определенной области явлений. Например, периодический закон Менделеева является общехнмнчесгагн и общефизическим законом, закон естествен­ ного отбора — общебпологаческим зако­ ном и т. д. Одними нз частных законов общественной жизни являются законы классовой борьбы, — они присущи толь­ ко таким общественно-экономическим фор­ мациям, в которых есть антагонистиче­ ские классы. Пользуясь марксистским диалектическим методом, умело применив положение И. В. Сталипа о том, что все зависит от условий, места и времени, академик Т. Д. Лысенко установил экспериментально, что признаки, свойства, особенности, склон­ ности растений возникают и развиваются только в своих условиях внешней среды и при своих факторах воздействия, что в своем развитии каждое растение проходит ряд качественно различных и связанных между собой стадий. Открыв и обосновав законы стадийного развития растений, Т. Д. Лысенко опроверг метафизический взгляд j па живые существа п пх признаки и свой­ ства как па с л г іаш іа с явления, возпака- 1ющпе и развивающиеся «елчоиронзвольно», вне зависимости от условий жизни, т . е. по существу беспричинно. Законы природы и общества являются законами историческими в том смысле; что на различных ступенях развитая природы, в различных условиях они проявляюіся по-разному. Метафизика отрывает закон от явлений и от тех условий, которые необходимы для его проявления, рассматривает закон как самостоятельную сущность, стоящую вне явлений, над явлениями и независимо от окружающих условий. Буржуазные уче- ные-метафизики произвольно распростра­ няют действие биологических законов на человеческое общество с целью дезориен­ тации научного познания и затемнения сознания трудящихся. Буржуазные идеоло­ ги с той же целью измышляют несущест­ вующие «законы» вроде пресловутого «за­ кона» народонаселения Мальтуса, «зако­ нов» наследственности Менделя, «закона» убывающего плодородия почвы п т . п. В противоположность метафизике мар­ ксистская диалектика рассматривает зако­ ны в нх неразрывной связи с соответ­ ствующими явлениями и с темн условия­ ми, без которых данный закон не может проявить свое действие. Поэтому только диалектический метод служит верным ру­ ководством для познания явлений приро­ ды и общества. * * * Закономерность представляет собой необ­ ходимую связь явлений, которая при па- лнчпи определенных условий не может не наступить. Необходимость противополож­ на случайности Случайные явления — это такие явления, которые не входят в цепь данной закономерности, не вытекают с внутренней необходимостью, неизбежно нз данных условий, из данной связи яв­ лений. Случайные явления — это такие явления, которыо в данной связи явлений могут быть, а могут п не быть пли проис­ ходить пначе. Случайность тоже обусловлена, имеет своп причины, но она относится не к главной, внутренней, существенной связи явлений, а к впешпей, побочной связп пх. Поэтому случайные явления для данной связи явлений и пе являются необходимы­ ми. Они не типичны для данного процес­ са. Случайная связь выступает в данном процессе как второстепенная. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость может осу­ ществиться без данной случайности, но она не может осуществиться без случай­ ностей вообще. Случайности влияют па развитие явлений, вызывают некоторые отклонения от основного пути развития процесса. Однако наличие случайностей, вызывающих отклонения в развитии, сви­ детельствуют не о бессилии законов, а о сложности нх проявления. Случайности есть и в развитии обще­ ственной жизни, и марксизм не отрицает их роли. «История пмела бы очень мисти­ ческий характер. — указывает К. Маркс, — если бы «случайности» не играли ни­ какой роли. Этп случайности входят, ко­ нечно, сами составной частью в обпгпй ход развития, уравновешиваясь с другими случайностями. Но ускорение и замедле­ нно в сильной степени зависят от этпх «случайностей», среди которых фигуриру­ ет также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движе­ ния» (Пзбрзппые письма, 1947, стр. 264 ). Наука н практика знают немало приме­ ров превращения случайности в необхо­ димость и, наоборот, необходимости в слу­ чайность. То, что в природе происходят случайно, может в результате сознатель­ ной деятельности людей стать закономер­ ным. Зная особенности наследственности организма, можно путем изменения усло­ вий в тот плн иной момент развития орга­ низма ее изменить. Так, мичуринцы соз­ дают новыо сорта растений п породы жи­ вотных. Случайности об’ектпвно существующих нельзя отрицать. Но и природе и в обще­ стве господствуют не случайные, а необхо­ димые, существенные связи. Наука приз­ вана проникнуть в сущность явлений, раскрыть за второстепенными, неустойчи­ выми связями основные, постоянные, уста­ новить закон явлений. Именно изучение закономерных связей, определяющих дан­ ный процесс, служит предпосылкой плодо­ творной практической деятельности. Раскрывая об’ективную необходимость явлений, наука дает практике ясную пер­ спективу, силу ориентировки, вооружает уверенностью в достижении практических целей. Напротив, установка на чистую случайность враждебна подлинной науке, обрекает практику на бесплодное ожида­ ние, ликвидирует всякую возможность планомерной работы, возможность научно­ го предвидения. Вот почему наука — враг случайностей. Научное решение практических задач строительства коммунизма возможно па основе глубокого познания закономерно­ стей природы и общества. Плановое хозяй­ ство в СССР осповано на познанных зако­ номерностях социалистической экономики. Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) аО плане полезащитных лесо­ насаждений, внедрения травопольных се­ вооборотов, строительства прудов и водоё­ мов для обеспечения высоких и устойчи­ вых урожаев в степпых и лесостепных районах Европейской части СССР», о строительстве гигантских гидроэлектро­ станций и каналов указывают путь к пол­ ной и окончательной победе пад засухой в степных и лесостепных районах Европей­ ской части СССР. Еще в 1924 г. И. В. Сталин писал: «Мы решили... сделать все возможное для того, Чтобы застраховать себя в будущем от случайностей засухи... поднять сельское хозяйство на высшую ступень и застрахо­ вать нашу страну от случайностей погоды навсегда» (Соч., т. 6, стр. 275). Великий русский ученый Д. И. Менде­ леев изгнал случайность из науки о хими­ ческих элементах. До Менделеева открытие новых элементов было делом счастливого случая. Не зная закономерности, нельзя было решить, существуют ли какие-нибудь еще не открытые элементы или нет, каки­ ми они обладают свойствами, где и как их искать. Открытие Менделеевым периодиче­ ского закона создало совершенно иное по­ ложение. Необходимость, выраженная в этом законе природы и связывающая все химические элементы в единую систему, позволила указать, какие элементы еще не известны, каковы свойства этих еще неизвестных элементов и как их искать. Периодический закон химических элемен­ тов создал прочные основы для планомер­ ной, целесообразно направленной научно- практической деятельности в областп хи­ мии. Из положения о том, что наука — враг случайностей, нельзя делать вывод, будто наука отрицает об’ективпое существова­ ние случайностей. «Метафизический метод мышления пе способен понять необходи­ мость и случайность в нх противоречивом единстве. Одни метафизики признают толь­ ко необходимость и полностью отрицают случайность, отождествляя ее с беспричин­ ностью, другие метафизики отрицают необ­ ходимость, признают только случайность п те п другие неизбежно приходят к отри­ цанию закономерности, к идеализму. Рус­ ские народники, будучи метафизиками, не могли отличить в сложном клубке обще­ ственных явлений главное от второстепен­ ного, не умели выделить основные суще­ ственные связи, лежащие в основе обще­ ственной жизни. Хватаясь за несущест­ венное, второстепенное, не понимая, что способ производства является решающим Фактором в развитии общественной жизни, народники рассматривали историю как хаос случайностей. Те метафизики, которые ;утверждагот, что ничего случайного нет, что есть толь­ ко чистая необходимость, неизбежно при­ ходят к фаталистическим и мистическим выводам. Отрицая случайность, это нап­ равление метафизики фактически низводит об’ектнвиую закономерность до уровня случайностей. « * * Взаимосвязь и взаимообусловленность явлений — это закон природы и человече­ ского общества. Как бы ни отличались друг от друга явления природы, каждое нз них находится в зависимости от других явлений. Эта черта диалектического мето­ да вскрывает свойство, общее всем пред­ метам и явлениям, и тем самым утверж­ дает единство мира. Вот почему это одна из важнейших черт понимания мира в це­ лом, важнейшая черта подлинно научного мировоззрения. Расирострзнеппе положений диалекти­ ческого метода о всеобщей связи и взаим­ ной обусловленности явлений на изучение общественной ж и з н и , па псторию общест­ ва, на практическую деятельность партии пролетариата имеет громадное значение. «Если пет в мире изолированных явле­ ний, — говорит П. В. Сталин, — если все явления связаны между собой и обуслов­ ливают друг друга, то ясно, что каждый общественный строй и каждое обществен­ ное движение в истории надо расценивать .не с точки зрения «вечной справедли­ вости» или другой какой-либо предвзятой идеи, как это делают нередко историки, а с точки зрения тех условий, которые по­ родили этот строй и это общественное дви­ жение и с которыми онп связаны» (Воп­ росы ленинизма, изд. 11-е, стр. 539). Рассмотрение явлений природы и обще­ ства, как находящихся во взаимной связи и взаимной обусловленности, обеспечивает единственно научный подход к ним — исторический подход. «Рабовладельческий строй для совре­ менных условий, — указывает товарищ Сталии, — есть бессмыслица, противо­ естественная глупость. Рабовладельческий строй в условиях разлагающегося перво­ бытно-общинного строя есть вполне понят­ ное и закономерное явление, так как он означает шаг вперед в сравнении с перво­ бытно-общинным строем. Требование буржуазно-демократической республики в условиях существования ца­ ризма и буржуазного общества, скажем, в 1905 году в России было вполно понят­ ным, правильным п революционным требо­ ванием, ибо буржуазная республика озна­ чала тогда шаг вперед. Требование бур­ жуазно-демократической республики для паших нынешних условий в СССР есть бессмысленное п контрреволюционное тре­ бование, ибо буржуазная республика в сравнении с Советской республикой есть шаг назад. Все зависит от условий, места н вре­ мени. Попятно, что без такого исторического подхода к общественньві явлениям невоз­ можно существование и развитие нзукп об истории, ибо только такой подход избав­ ляет историческую науку от превращения ее в хаос случайностей и в груду нелепей­ ших ошибок» (там же, стр. 539— 540). Буржуазные историки рассматривают общественную жизнь как скопление слу­ чайностей. Только марксизм установил я доказал, что взаимная связь ж в з ш и я обусловленность явлений общественной жизни, как п явлений природы, представ­ ляют собой закономерность развития. Исто­ рия, отмечает П. В. Сталин, «не делает чего-либо существенного без особой на то необходимости» («Марксизм и вопросы языкоздання», стр.. 10). I Свое стратегическое и тактическое руко­ водство большевистская партия основыва­ ет на строго научном понимании об’ектнв- ных закономерностей общественной- жизни, на изучении особенностей каждого данного момента в развитии борьбы трудящихся за социализм и коммунизм. Задачи, выдвигаемые коммунистической партией перед трудящимися, ее лозунги, призывы всегда имеют своей теоретической основой рассмотрение явлений в их зако­ номерной связи с условиями, местом и временем. Нужно учитывать все обстоя­ тельства дела и уметь выбрать время и место для того, чтобы сосредоточить огонь на решающем фронте, где скорее всего можно добиться максимальных результа­ тов. Требованяо учитывать конкретные усло­ вия, мрсто и время и сосредоточивать главное внимание и силы на основном зве­ не в цепи исторических событий состав­ ляет одну нз самых характерных особен­ ностей стратегии и тактики партии Ленина — Сталина, политики Советского государ­ ства. Ленинизм учит, что на каждом историческом этапе нужно найти в цепп стоящих перед рабочим классом задач то особое звено, ухватившись за которое можно удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену. «Дело идёт о том, — учит К. В. Сталин, — чтобы выделить нз ряда задач, стоящих перед партией, ту именно оче­ редную задачу, разрешение которой я в ­ ляется центральным пунктом и проведе­ ние которой обеспечивает успешное разре­ шение остальных очередных задач» (Соч., т. 6, стр. 163 — 164), История ВКП(б) есть марксизм-ленинизм в действии. Большевистская партия .умело пользуется марксистской диалектикой и выдвигает перед трудящимися именно те задачи, решение которых обеспечивает победу в нх борьбе против капитализма, за социализм и коммунизм. Товарищ И. В. Сталин показал, что от­ дельные формулы н выводы марксизма, соответствующие одним историческим ус­ ловиям и правильные для этих условий, могут не соответствовать новым историче­ ским условиям и должны быть заменены п другими выводами.- Например, Энгельс,., имея в виду победу социализма во всех" странах, сформулировал положение о том, что после победы социализма государство должно отмереть. На этом основании на­ четчики и талмудисты после победы со­ циализма в нашей стране стали требовать роспуска государственных органов, отказа от постоянной армии. И. В. Сталин, учи­ тывая всю совокупность условий мировой обстановки в наше время, пришел к выво­ ду, что при наличии капиталистического окружения страна социализма должна не ослаблять, а всемерно усиливать свое го­ сударство, чтобы не быть разгромленной капиталистическим окружением. Обе эти формулы правильны, но н е аб­ солютно, не безусловно, а каждая для свое­ го времени: формула И. В. Сталина— для периода победы социализма в одной или нескольких странах, а формула Энгельса — для периода, когда социализм победит в большинстве стран. Метафизики, начетчики игнорируют творческий характер марксизма. «Начет­ чики и талмудисты, — указывает товарищ'' Сталин, — рассматривают марксизм, от­ дельные выводы и формулы марксизма, как собрания догматов, которые «никог­ да» не изменяются, несмотря на измене­ ние условий развития общества. Они ду­ мают, что если они заучат наизусть это выводы и формулы н начнут пх цитиро­ вать вкривь и вкось, то они будут в со­ стоянии решать любые вопросы, в расчё­ те что заученные выводы и формулы при­ годятся нм для всех времён и стран, для всех случаев в жизни. Но так могут ду­ мать лишь такие люди, которые видят букву марксизма, по не видят его суще­ ства, заучивают тексты выводов и фор­ мул марксизма, но не понимают их со­ держания» («Марксизм н вопросы языко­ знания», стр. 54 ). И. В. Сталин учит, что марксизм как наука не может стоять на одном месте, — он развивается, совершенствуется, обога­ щается новым опытом, новыми. званиями. Отдельные его формулы и выводы не мо­ гут не изменяться с течением времени, и© могут не заменяться новыми формулами и выводами, соответствующими новым исто­ рическим задачам. «Марксизм не признаёт неизменных выводов и формул, обязатель­ ных для всех эпох н периодов. Марксизм является врагом всякого догматизма» (там же, стр. 55). Диалектический материализм, как миро­ воззрение коммунистической партии, как метод познания, играет огромную роль в успешном развитии советского общества. Сознательное применение марксистского диалектического метода открывает необоз­ римые перспективы для развития науки и преобразования мира. Марксистский диалектический метод яв­ ляется могучим идейным оружием в борь­ бе советского народа за торжество ком* муннзма. И. КУЗНЕЦОВ. Кандидат философских наун.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz