Полярная правда. 1952, апрель.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 9 5 (7201 ) 20 апреля 1 852 г. ✓ В помощь пропагандистам и слушателям кружков по изучению „Кратного курса истории ВКП (б )и О работе товарища И. В. Сталина „Октябрьская революция и тактика русских комунистов" Б концу ^ 924 года восстановление хо зяйства, разрешенного в ходе длительной империалистической войны, военной ин тервенции и гражданской войны, прибли жалось 'к завершению. Надо было дать ясный ответ на вопрос о характере на шего развития, о перспективах строитель ства, о судьбах социализма в СССР. Ис ходя по учения Ленина— Сталина, наша лартпя заявила, что Советский Союз располагает всем необходимым дли по строения социалистического общества и что это' великое дело надо начинать с создания мощной индустриальной базы, как основы экономической независимости зі военной мощи социалистического ^го сударства. Троцкисты, стремясь во что бы то ни стало валержать переустройство общества в а новых социалистических началах, об’явилн бешеную атаку против этой установки большевистской партии. Кон кретному плану построения социалисти ческого общества в нашей стране онп противопоставили свою меньшевистскую «теорию» перманентной революции. Онп выступили против плана социалистиче ской индустриализации, протпв укрепле ния союза рабочего класса и крестьян ства. Троцкисты нагло клеветали н а пар тию и ее вождей В. И. Ленина и П. В. Сталина, о откровенным цинизмом охаи вали ленинскую теорию социалистической революции. Надо было дать решительный о'люр врагам, пх контрреволюционному посягательству н а героическую историю и теорию большевизма, разоблачить по пытку подменить ленинизм контрреволю ционным троцкизмом, теоретически обоб щить богатейший опыт большевистской стратегии, и тактики. Эту задачу выполнил товарищ И. В. Сталин в своей гениальной работе «Ок тябрьская революция и тактика русских коммунистов». * В своей работе товарищ Сталин пока пал, что Октябрьская революция нача лась в период самой ожесточенной борь бы между двумя группами империалисти ческих хищников. Обратившись сразу же ко всем народам воюющих стран с пред ложением покончить бессмысленную бой ню, Советское государство с первых же дней своего существования завоевало го рячее сочувствие трудящихся Европы н угнетенных народов Востока. Затянув шаяся империалистическая воина создала дополнительные предпосылки для вызре вания революционного кризиса в странах Европы, а в странах Азии развернулось мощное движение за освобождение от ко лониального рабства. Все это сковывало силы империалистических стран и создава ло благоприятную обстановку для прове дения социалистических преобразований в России. Большевистская партия еше накануне революции сплотила вокруг себя рабочий класс России, обеспечила прочную под держку революции со стороны крестьян ской бедноты и большинства солдат, из мученных войной, добилась прочного сою- ва рабочего класса с крестьянской бедно той. Союз рабочего класса «с беднотой определил и поведение середняков, кото рые повернулись накануне восстания в сторону революции и присоединились к крестьянской бедноте. Товарищ Сталин показал, что одним пз важнейших обстоятельств, предопределив ших победоносный исход октябрьского вос стания, было наличие руководства больше вистской партии, закаленной в боях, сильной своим внутренним единством и ог ромными связями с различными слоями трудящихся. Наша партия всегда умела связаться, сблизиться, слиться с самой широкой массой трудящихся. Н это обес печивало ей успех. Русскому пролетариату в Октябре 1917 года пришлось иметь дело со сравнитель но слабыми противниками, какими были русская буржуазия и ослабленный кре стьянскими восстаниями класс помещи ков. Анализируя своеобразие условий подго товки и проведения Октябрьской револю ции и разоблачая попытки Троцкого из вратить исторические факты, товарищ Сталин выделяет две главных особенности Октябрьской революции. Одна из этих особенностей состоит в том, что диктатура пролетариата в нашей стране родилась и окрепла как государ ственная власть, возникшая на основе союза пролетариата и трудящихся масо крестьянства, при руководящей роли про летариата. Ленин и Сталин еще накануне первой русской революции всесторонне разработали учение о союзе пролетариата и беднейшего крестьянства. Онп показа ли, что одной нз причин поражения про летариата в революционных боях в странах Западной Европы в XIX веке яв лялось то обстоятельство, что буржуазии удавалось в период революции сохранить за собой крестьянские резервы. Подверг нув анализу экономическое состояние крестьянства в период капитализма, Ленин и Сталин пришли к выводу; что крестьянство может стать и будет верным союзником пролетариата ие только в пе риод буржуазно-демократических преобра- вованпй, но и на путях к социализму, в борьбе за окончательную победу социализ ма. В работе товарища Сталина «Ок тябрьская революция и тактика русских коммунистов» об этом говорится: «Кого поддержит в борьбе ва власть трудовой люд города и деревни, буржуазию пли пролетариат, чьим резервом станет он, резервом буржуазии пли резервом проле тариата, — от этого зависит судьба ре волюции и прочность диктатуры проле тариата» (П. В. Сталин. Соч., т. 6, стр. 362— 363). Особое значение вопрос о классовом союзе пролетариата о полупролетарскими элементами города и деревни приобретал для России, страны с громадным боль шинством крестьянского населения. По этому наша партия, готовясь к Октябрь скому перевороту, путем длительной рабо ты в массах сумела отобрать у буржуа зии ее крестьянские резервы, сумела пре вратить пх в реоерв пролетариата, кото рый выступал главной и руководящей силой социалистической революции. Раз рабатывая большевистскую теорию социа листической революции и 'определяя роль коестьянствз, как союзника пролетариата, Ленин и Сталин имели в виду не только русских крестьян, но и трудящиеся мас сы бывших окрапн Российской империи, ибо без прочного союза с многонациональ ными массами угнетенных окраин проле тариат России пе смог бы выполнить роль вожія революции и одержать победу над буржуазией. Характеризуя вторую особенность Ок тябрьской революции и защищая ленпп- скуто теорию социалистической революции, товарищ Сталин указывает, что диктату ра пролетариата в пашей стране утвер дилась, как результат победы социалисти ческой революции в одной стране, при этом капиталистически слабо развитой, при сохранении старых порядков, в стра нах с более высоким уровнем развития капитализма. В. П. Ленин и П. В. Сталин на основе глубокого изучения монополи стической стадии развития капитализма и природы империалистических войн от крыли п всесторонне обосновали закон о неравномерном, скачкообразном экономи ческом и политическом развитии стран в эпоху империализма. Формулируя этот закон, В. П. Ленин указывал, что капитализм в начале XX века перерос во всемирную систему коло ниального и финансового удушения горстью передовых капиталистических страп ги гантского большинства населения земли. Два— три всемогущих, вооруженпых с ног до головы хпщнпка (Америка, Англия) де лят между собой всю землю и втягивают в войну из-за дележа все остальные стра ны. Обострение противоречий в самой системе финансового капитала и неиз бежность империалистических войн де лает империалистический Фронт легко уязвимым, прорыв этого фронта в отдель ных странах становится наиболее вероят ным. Этот прорыв может произойти в тех странах, где слабее цепь империали стического фронта, т . е. там, где импе риализм j меньше всего подкован, а рево люции легче всего развернуться. Исходя пэ этого закона, Ленин в 1915 году пришел & выводу, что вполне воз можна победа социализма в одной стране, а годом позже, опираясь на этот же за кон, доказал, что одновременная победа революции во всех странах в эпоху импе риализма невозможна. В. П. Ленин и товарищ Сталин разоблачили лжпвость оппортунистических теорий о том, что пролетарская революция может начаться только в промышленно-развитой стране, и доказали возможность победы революции в менее развитой капиталистической стране, прп сохранении капитализма в других более развитых капиталистаческих странах. Троцкисты своей проповедью «теории» перманентной революции сеяли неверно в творческие возможности народов СССР. Они утверлцалн, тго победа социализма может считаться црочноц лишь в том атучае, если революция произойдет одно временно в несколькпх странах Европы. На деле их проповедь означала, что ра бочий класо СССР должен был отказаться от социалистических завоеваний и ждать, когда пройдут революции в других стра зах Европы. Это была вражеская теория, направленная н а предательство дела со циализма. Победа социализма и успешное комму нистическое строительство в СССР, успе хи стран народной демократии, строящих жизнь н а основе социализма, еще и еще раз подтвердили всю правоту и жизнен ность ленинско-сталинской теории социа листической революции. Анализируя пути, средства и способы борьбы за победу социалистической рево люции, товарищ Сталин в своей работе отмечает четыре особенности большеви стской тактики в период подготовки п проведения Октябрьской революции. Товарищ Сталин подчеркивает, что пос ле свержения царизма меньшевики и эсеры, именовавшие себя представителями народных партпй, открыто переметнулись па сторону империализма и добровольно передали власть в руки буржуазии. Толь ко большевики считали, что сменой царя буржуазным правительством закончился лишь первый этап революции, давший власть в руки буржуазии. Большевики раз’яснялп массам, что солдаты получат мир, крестьяне — землю, угнетенные массы — свободу только в том случае, если будет свергнута власть империали стической буржуазии и будет установлена диктатура пролетариата. П большевики стали звать массы двигать революцию дальше, ко второму ео этапу, к социали стическому перевороту. В период подготовки Октября больше вистская партия опиралась в своей борь бе на стихийный под’ем массового револю ционного движения, сохраняла за собой безраздельное руководство этим движени ем, *rro облегчало ей формировать поли тическую армию для октябрьского вос стания. «Птак, — говорит товарищ Статин, — безраздельное руководство одной партии, партпп коммунистов, как основной момент подготовки Октября, — такова характерная черта Октябрьской революции, такова первая особенность тактики большевиков в период подготовки Октября» (там же, стр. 383 ). Но сразу свергнуть буржуазное времеп- ное правительство в это время было нель зя, ибо большинство парода ве рило еще во временноо правительство, бессознательно доверчиво относилось к соглашательским партиям. Падо было вырвать эти массы и з тисков соглаша тельских партий, раскрыть классовую сущность временного правительства, убе дить массы на опыте в правильности большевистских лозунгов. Падо было сплотить вокруг себя массы и подготовить пх к борьбе с временным правительством. II все это было сделано партией больше виков. Товарищ Сталин показал в своей рабо те, что осуществление безраздельного ру ководства подготовкой п провед«гнем ре волюции со стороны коммунистических партий есть одно пз условий победы дик татуры пролетариата в период империа лизма. Меньшевики и эсеры в период подго товки Октября были главной опорой им периалистической буржуазии, партиями соглашения между империализмом и тру дящимися массами. Поэтому, не изолиро вав меньшевиков и эсеров, не разоблачив пх в глазах масс, с а к контрреволюцион ную силу, нельзя было рассчитывать на разрыв масс с империализмом, а без это го условия победа революции была бы не возможной. Только после июльских собы тий и ликвидации корниловского мятежа, когда массы н а собственном опыто убе дились в правильности большевистской политики, начинается массовый отход колеблющихся элементов от соглашатель ских партпй. Народные массы увидели в большевиках передовых борцов и верных защитников свопх интересов. «Птак, — говорит товарищ Сталин, — изоляция партпй меньшевиков и эсеров как основная линия руководства делом подготовки Октября, — такова вторая особенность тактики большевиков» (тал же, стр. 386). Товарищ Сталин учит, что изоляция соглашательских партий является одним пз основных правил революционной стра тегии и тактики. Понятно, какое опром- ноо оначенпо имеет опыт большевистской партии для практической деятельности братских коммунистических и рабочих партпй в современных условиях, когда во многих странах силы империалистиче ской буржуазии продолжают господство вать только благодаря поддержке и прямо му участию в капиталистических грабежах правых социалистов — наемных слуг аме риканского империализма.- Товарищ Сталин отмечает, что, стре мясь изолировать соглашателей, больше вики использовали лозунг «Вся власть Советам!». В период подготовки Октябрь ской 'революции этот лозунг прошел две стадии. С февраля 1917 года до разгона июльской демонстрации он был рассчи тан н а образование правительства рево люционной диктатуры рабочего класса и крестьянства, па постепенное завоевание большинства в Советах большевиками и, таким образом, превращение Советов в органы пролетарской диктатуры. В июльские дни меньшевики и эсеры от крыто перешли в лагерь генеральско- кадетской диктатуры — в лагерь Керен ского п Корнилова. Кончился перпод двоевластия. Меньшевистские советы в этот перпод были превращены в прида ток контрреволюционной диктатуры. По этому на УІ с’езде партия временно сни мает лозунг «Вся власть Советам!», чтобы вновь выставить его в период но вого под’ема революции. Борьба партии протпв корниловского мятежа, разгром корниловщины, большевизация Советов открыли новуто стадию лозунга «Вся атасть Советам!». Теперь этот лозунг означат полный разрыв с империализмом и переход власти в руки большевиков. По лозунга мобилизации масс оп пре вратился в лозунг восстания протпв им периалистического временного правитель ства, в лозунг установления диктатуры пролетариата. «Птак, — говорит товарищ Сталин, — политика превращения Советов в органы государственной власти, как важнейшее условие изоляции соглашательских пар тий и победы диктатуры пролетариата,— такова третья особенность тактики боль шевиков в перпод подготовки Октября» (там же, стр. 390). Большевистская партпя умело подводи ла массы к лозунгам партпп, находила такпе путп, которыо вели массы к само му порогу революции. Массы на собст венном опыто проверяли, распознавали правильность лозунгов партпп. Классиче ским образцом умения большевиков убе ждать массы н а собственном опыте была тактика нашей партии по отношению к учредительному собранию. Хорошо пони мая буржуазную сущность учредительного собрания, большевики все же созвали его после победы революции. Надо было стол кнуть массы с живым учредительным собранием, в которое онп верили. П толь ко, когда онп воочию убедились в контр революционной сущности учредительного собрания, большевики разогнали его. «Птак, —■говорит товарищ Сталин, — умепьо убеждать массы на своём собст венном опыте в правильности партийных лозунгов путём подвода этих масс в ре волюционным позициям, как важнейшее условно завоевания па сторону партпп митлпопов трудящихся, — такова чет вёртая особенность тактики большевиков в перпод подготовки Октября» (там же, стр. 395). В последнем раздело своей работы «Октябрьская революция п тактика рус ских коммунистов» товарищ Сталин отме чает международное значение Октябрьской революции. Раскрывая интернациональ ную природу и огромное международное значение русской революции, товарищ Сталин подчеркнул, что советская страна одним только фактом своего су ществования революционизирует весь мир. Определяя путп развития мирового про летарского двизіеиия, товарищ Стадпи с гениальной прозорливостью предсказал, что «мировая революция будет разви ваться путем революционного отпадения ряда новых страп от системы империали стических государств», причем тем ско рее и основательнее, чем основательнее будет укрепляться социализм п первой побелившей стране. Идеи, разработанные товарищем Сталиным в его произведении «Октябрь ская революция и тактика русских ком мунистов», вошли в золотой фонд марк систско-ленинского учения о диктатуре пролетариата. В паши дни ленинско- сталинские пдеп социалистической ре волюции о х в а т т п сотни мші.тпоиов тру дящихся сарубежных страп. Опп являют ся той движущей сплоіі, которая опреде ляет весь ход мировой псторнп. А. БАРМЕНКОВ. КНИГИ ЛАУРЕАТОВ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ Педагогическая повесть Б О Е В О Й П О М О Щ Н И К В Т Р У Д Е Когда профсоюзное собрание 2-го рай она рыбного порта возложило на меня обязанность редактора степной газеты, я с радостью взялся эа это поручение. С первого номера стенгазеты, показы вая примеры стахановского труда передо виков производства, паша стенная газета печатает статьи, заметки, в которых со всей остротой вскрываются недостатки, критикуются виновники, допускающие пх. Ряд таких заметок п карикатур помещен в газете о тех, кто нарушает трудовую дисциплину и правила эксплоатацнп ме ханизмов, о бракоделах. П падо сказать, что после выступлений газеты, положение резко менялось в сторону улучшения. В последующих номерах стенгазета сообща- ла читателям, что предпринято по той пли иной заметке. Редколлегия настойчиво борется за действенность материалов, печатаемых d стенгазете. Долг редколлегии степной газеты — глубоко внпкать во все стороны ж и з н и трудящихся. Выступления стенгазеты на разнообразные темы чнтателп восприни мают с одобрением. У грузчиков как-то возник разговор о воспитании детей. В суждениях по этому вопросу некоторые раГючпе исходили из явно неправильных позиций, старались свести на нет роль семьи в воспитании детей и возложить всю ответственность .за. пх духовный рост па школу. Паша редколлегия запнтересовалась этим и ре шила посвятить вопросу воелптанпя детей специальный помер стенгазеты. За сове том мы обратились к директору посел ковой семплетней пгколы 2$ 9 тов. Впрп- ну п с помощью школы выпустили такой номер гззеты. В нем на копкретпых фак тах учителя и родители раскрыли перед читателями необходимость воспитательного воздействия па детей со стороны школы, семьи и общественности. Формы подачп материалов у пас разно образны. В степгазето находят место са тирический стих, карпкатура, короткая ин формация, развернутая статья, фельетон. В пашей работе есть, конечно, немало недостатков. О стахановцах производства стенгазета все ещо ппшет сухо. Редкол легия пе сумела подготовить материал, ярко рассказывающий читателям о том, как передовики производства завоевывают достижения, что помогает им добиваться успехов. Эта недостатки — результат неумения редколлегии организовать свою работу. Нам пужпа постоянная помоіпь со сторо ны партийной организации. Правда, сек ретарь партийной оргаппзацпп тов. Ил ларионов никогда пе отказывает членам редколлегии в совете, когда к пему об ращаются. Но беда в том, что па этом и ограничивается все руководство стеипой газетой со стороны парторганизации. А. НЕСТЕРОВ. Редактор стенгазеты «Грузчик». Советские писатели смело берут тема ми своих произведений и раскрывают об разно самые трудные проблемы комму нистического воспитания наших детей. Педагогической повестью, в самом пре красном н умном значении этого слова, является новая повесть Пнколая Носова «Витя Малеев в школе и дома», удостоен ная Сталинской премии за 1951 год. Сложный мир детей предстает перед читателем повести. Четвероклассник Витя Малеев первым сентябрьским утром встал пораньше и отправился в школу. А заодно с ним шли в школу и другие ре бята. «Девочки визжали. П ребята тоже некоторые визжали и смеялись. Всем бы ло весело. П мне было весело», — с восторгом и упоением рассказывает Витя (повествование ведется от его лица). Но радость Витиной встречи со школой омрачена: у Вити давнишние нелады с арифметикой, от которых избавиться он ещо но успел. Неждапно-негаданпо на голову клас са свалилась новая беда. Приехав ший пэ другого города Косгя Ш и ш к и н , который сел за одну парту с Витей Ма леевым, оказался неуспевающим по рус скому языку. П читатель, будь он большой ділп ма ленький, волнуется: как-то сложится судьба двух мальчиков? Откуда придет к ним подмога, кто вселит в них уверен ность в своп сплы? Витя Малеев горячо стремится влить ся в число хороших учеников. Для этого он решает закалять свою волю. Когда для Вити испекли дома его любимое пирож ное, он не стал его есть. — Почему же ты не стал его есть? — спросила мама. — Пирожное будет лежать здесь до послезавтрашнего вечера — ровно два дня, — сказал я. — Послезавтра вечером я его с’ем. — Что же это ты, зарок дал?— говорит мама. — Да, — говорю, — зарок. Если не с’ем раньше назначенного срока это пи рожное, значит у меня сильная воля». Само собой разумеется, буквально на второй же день пирожное было с’едено. С воспитанием воли у Вити ничего не вьппло... Ничего не может поделать с русским языком п Костя. Любовь в Животным ме шает ему сосредоточиться на учебе: он развел у себя на дому целый зверинец. Лобзик, прпголубленпая мальчиком бродя чая собака, и так замысловато названная им, потребовала особых забот. Косте запало в голову наунить собаку считать до десяти. А когда всем классом был по сещен цирк, то Костя решил овладеть искусством жонглера, стать заправским «циркачом». Начались упражнения с ки данием чемоданов, подушек, тазов и вся кие фокусы. До занятий ли тут! Оба мальчика утвердились в опасной мысли, что ничего путного из них пе будет, что онп неисправимы. Нет, явствует из книги, Витя и Костя — замечательные ребята. Плохие, безна- дел;ные дети — это досужая выдумка буржуазных лжепедагогов, стремящихся во что бы то ни стало «доказать» духов- ігую неполноценность простого народа, его неспособность к самостоятельной госу дарственной деятельности. .Вите, напрпмер, свойственны упрям ство, сильная воля, — свойственно имен но то, в чем он разуверился. Это видно из того, с какой настойчивостью Вптя добивается превосходства в шахматной пгро над А л и к о м Сорокиным. А Костя за хотел стать артистом не по капрпзу — им двигала уверенность, что только па арене цпрка он может приносить пользу людям. Интересно рассказав о том, какие большие запасы энергпп и ума таили в себо «неисправимые» ученики Вптя Ма леев и Костя Шишкин, автор книги на талкивает читателя на вывод, что ребен ку надо помогать 'развить энергию, что людей, по образному выражению товарища Сталина, «надо заботливо п внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево». Роль садовника в повести выполняет классный коллектив во главе -с учитель ницей Ольгой Николаевной и директором школы Игорем Александровичем. Четверо классники рисуют в своей стенгазете ка рикатуры на двоечников; помогают Вите и Косте стать успевающими учениками. Повествование приходит к естественному концу: Витя и Костя становятся отлич никами. Такова судьба двух обыкновеннейших мальчиков с их обыкновеннейшими дела ми — учебой, играми, мечтами о служе нии Родине. Повесть Н. Носова найдет путь п к сердцам взрослых, на ответственности ко торых лежит воспитание будущих строи телей коммунизма. Писатель показывает типические ошибки в семейном воспи тании. Костя совершенно справедливо жалует ся на свою тетю Зину, которая постоянно твердил «Вот я за тебя возьмусь как. следует!» — а на самом деле только два раза проверила, как Костя сделал уроки. «Я, может быть, жду, — сетует 4 Ко стя, — когда тетя Зина оа меня возьмет ся, а сам ничего не делаю. Такощ у меня характер!» ' Но если тете Зине, студентке теат рального училища, грамотной девушке, свойственно легкомыслие, то Костина мама, женщина необыкновенной доброты, не умеет сурово и требовательно обра щаться со своим сыном и, таким образом, не влияет на его учебу. А вот «педагогические способности» отца Вити. «Первые полчаса он об’ясняет спокой но, а потом начинает нервничать, а как только он начинает нервничать, я совсем, перестаю соображать и сижу на стуле, как деревянный чурбан. — А что же тут непонятного? — го ворит папа. — Кажется, все понятно. Когда папа видит, что на словах никак не может об’яснить, он берет листочек бумаги н начинает писать. — Вот, — сказал он. — Ведь это все просто. Смотри, какой будет первый воп рос. Он записал вопрос на бумажке и сделал решение. — Это понятно тебе? По правде сказать, мне совсем ничего не было понятно, но я дэомертп уже хо тел спать н поэтому сказал. — Понятно». Следовательно, Внтя, не поняв оадачу, получал готовое ее решение. К сожалению, не вое Н. Носов изобра зил достаточно полно в своей повести:- Чнтатель видит и чувствует дела класса, но не виіит образов ребят, кроме образов Вити и К о с т . Об Игоре Грачеве можно узнать только то, что он нарисовал углем на стене моряка с трубкой во рту и до ставил этим классу много неприятного. О Глебе Скамейкяне, старосте класса, из вестно только то, что он ходит во второй коже, потому что от жаркого солнца Крыма, где он побывал летом, первая кожа сошла. Отрывочные сведения книга содержит и о других четвероклассниках. Скупо очерчен пионервожатый Володя. Сосредоточив все свое внимание на Вите и Косте п эпизодически рассказав об пх товарищах по классу, писатель невольно оставил в тени общешкольный коллектив. П все же эта- школьная повесть вско лыхнет нашу славную пионерию, как всколыхнула ее в свое время книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Познакомившись с Витей Малеевым ’ и Костей Ш и ш к и н ы м , узнав о тон, как они преодолели свое отставание в учебе, ре бята еще упорнее станут учиться. Н. АЛЕКСАНДРОВ. Перед экзаменами вшколах Мончегорский горком ВКП(б), отдел на родного образования п редакция «Поляр ной правды» провели па-днях совещание руководителей школ, заведующих учеб ной частью п лучших педагогов сов местно с представителями родительско го актпва, посвященное подготовке к эк заменам в школах. Первым выступил директор средней школы 2*5 4 тов. Фарутнн, который рас сказал о ходе подготовки к экзаменам. Успеваемость в этой школе за третью четверть нынешнего года по сравнению с третьей четвертью прошлого года значи тельно повысилась. Вступая в четвертую четверть, педагогический коллектив по ставит перед собой задачу — закрепить до стигнутые результаты п добпться даль нейшего повышения успеваемости. С этой целью в шкале проведепы родительские собрания, заседание педагогического сове та, комсомольские собрания, совсщаппе совета дружин и т. д. Одпако школа до сих пор по установи ла прочпой связи с родителями учащихся. О том, как готовятся к экзаменам деся тиклассники, рассказала преподаватель- ішца русского языка школы Хг 3 тов. Рожнова. — С первых дней занятий, — говорит она, — десятиклассники начали повторять материал восьмых — девятых классов. Сейчас этот материал уже хорошо повто рен По программе десятого класса я наме чаю провести обзорпые лекции по ряду тем. Считаю, что учащиеся придут к экзаме нам подготовленными и большинство из нпх выдержпт экзамены на хорошо п отлпчно. Опытом подготовки к экзаменам по ма тематике поделился учитель четвертой школы тов. Абрамочкпн. Интересным и содержательным было выступление заведующей учебной частью школы 3 тов. Абельекой. Она расска зала о том, какие в школе осуществлены мероприятия для того, чтобы успешно за вершить учебный год. Здесь составлено предварительное расписание экзаменов, методическое об’еднненпе обсудило вопрос о методике повторения в четвертой чет верти. Учащиеся под руководством педагогов разрабатывают доклады по темам основ ных разделов программы. В школе обору дованы уголки повторения. Здесь имеются схемы, таблицы, стенды, фотомонтажи. Намечено провести обзорные лекции, кон ференции, занимательные вечера по хи мии и физике. О работе родительского актпва этой школы рассказала председатель родитель ского комитета тов. Воскресенская. Она говорила о том, что родительский коми тет установил тесную связь с классными руководителями, систематически следит за успеваемостью учащихся, за выполнением режима дня. Тов. Воскресенская привела примеры хорошего воспитания " детей в семье. Так, родители Гриневы, Рыбаковы, Цпбульчик, Тамурова, Селезнева уделяют большое внимание учебе свопх детей. На совещании выступили также дирек тор детского дома Х і 1 тов. Хильтова, за ведующая городской детской библиотекой тов. Федорова, представитель родитель ского актива тов. Карманова и другие. Мончегорск. (Наш спец. корр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz