Полярная правда. 1952, апрель.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 9 5 (7201 ) 20 апреля 1 852 г. ✓ В помощь пропагандистам и слушателям кружков по изучению „Кратного курса истории ВКП (б )и О работе товарища И. В. Сталина „Октябрьская революция и тактика русских комунистов" Б концу ^ 924 года восстановление хо­ зяйства, разрешенного в ходе длительной империалистической войны, военной ин­ тервенции и гражданской войны, прибли­ жалось 'к завершению. Надо было дать ясный ответ на вопрос о характере на­ шего развития, о перспективах строитель­ ства, о судьбах социализма в СССР. Ис­ ходя по учения Ленина— Сталина, наша лартпя заявила, что Советский Союз располагает всем необходимым дли по­ строения социалистического общества и что это' великое дело надо начинать с создания мощной индустриальной базы, как основы экономической независимости зі военной мощи социалистического ^го­ сударства. Троцкисты, стремясь во что бы то ни стало валержать переустройство общества в а новых социалистических началах, об’явилн бешеную атаку против этой установки большевистской партии. Кон­ кретному плану построения социалисти­ ческого общества в нашей стране онп противопоставили свою меньшевистскую «теорию» перманентной революции. Онп выступили против плана социалистиче­ ской индустриализации, протпв укрепле­ ния союза рабочего класса и крестьян­ ства. Троцкисты нагло клеветали н а пар­ тию и ее вождей В. И. Ленина и П. В. Сталина, о откровенным цинизмом охаи­ вали ленинскую теорию социалистической революции. Надо было дать решительный о'люр врагам, пх контрреволюционному посягательству н а героическую историю и теорию большевизма, разоблачить по­ пытку подменить ленинизм контрреволю­ ционным троцкизмом, теоретически обоб­ щить богатейший опыт большевистской стратегии, и тактики. Эту задачу выполнил товарищ И. В. Сталин в своей гениальной работе «Ок­ тябрьская революция и тактика русских коммунистов». * В своей работе товарищ Сталин пока­ пал, что Октябрьская революция нача­ лась в период самой ожесточенной борь­ бы между двумя группами империалисти­ ческих хищников. Обратившись сразу же ко всем народам воюющих стран с пред­ ложением покончить бессмысленную бой­ ню, Советское государство с первых же дней своего существования завоевало го­ рячее сочувствие трудящихся Европы н угнетенных народов Востока. Затянув­ шаяся империалистическая воина создала дополнительные предпосылки для вызре­ вания революционного кризиса в странах Европы, а в странах Азии развернулось мощное движение за освобождение от ко­ лониального рабства. Все это сковывало силы империалистических стран и создава­ ло благоприятную обстановку для прове­ дения социалистических преобразований в России. Большевистская партия еше накануне революции сплотила вокруг себя рабочий класс России, обеспечила прочную под­ держку революции со стороны крестьян­ ской бедноты и большинства солдат, из­ мученных войной, добилась прочного сою- ва рабочего класса с крестьянской бедно­ той. Союз рабочего класса «с беднотой определил и поведение середняков, кото­ рые повернулись накануне восстания в сторону революции и присоединились к крестьянской бедноте. Товарищ Сталин показал, что одним пз важнейших обстоятельств, предопределив­ ших победоносный исход октябрьского вос­ стания, было наличие руководства больше­ вистской партии, закаленной в боях, сильной своим внутренним единством и ог­ ромными связями с различными слоями трудящихся. Наша партия всегда умела связаться, сблизиться, слиться с самой широкой массой трудящихся. Н это обес­ печивало ей успех. Русскому пролетариату в Октябре 1917 года пришлось иметь дело со сравнитель­ но слабыми противниками, какими были русская буржуазия и ослабленный кре­ стьянскими восстаниями класс помещи­ ков. Анализируя своеобразие условий подго­ товки и проведения Октябрьской револю­ ции и разоблачая попытки Троцкого из­ вратить исторические факты, товарищ Сталин выделяет две главных особенности Октябрьской революции. Одна из этих особенностей состоит в том, что диктатура пролетариата в нашей стране родилась и окрепла как государ­ ственная власть, возникшая на основе союза пролетариата и трудящихся масо крестьянства, при руководящей роли про­ летариата. Ленин и Сталин еще накануне первой русской революции всесторонне разработали учение о союзе пролетариата и беднейшего крестьянства. Онп показа­ ли, что одной нз причин поражения про­ летариата в революционных боях в странах Западной Европы в XIX веке яв ­ лялось то обстоятельство, что буржуазии удавалось в период революции сохранить за собой крестьянские резервы. Подверг­ нув анализу экономическое состояние крестьянства в период капитализма, Ленин и Сталин пришли к выводу; что крестьянство может стать и будет верным союзником пролетариата ие только в пе­ риод буржуазно-демократических преобра- вованпй, но и на путях к социализму, в борьбе за окончательную победу социализ­ ма. В работе товарища Сталина «Ок­ тябрьская революция и тактика русских коммунистов» об этом говорится: «Кого поддержит в борьбе ва власть трудовой люд города и деревни, буржуазию пли пролетариат, чьим резервом станет он, резервом буржуазии пли резервом проле­ тариата, — от этого зависит судьба ре­ волюции и прочность диктатуры проле­ тариата» (П. В. Сталин. Соч., т. 6, стр. 362— 363). Особое значение вопрос о классовом союзе пролетариата о полупролетарскими элементами города и деревни приобретал для России, страны с громадным боль­ шинством крестьянского населения. По­ этому наша партия, готовясь к Октябрь­ скому перевороту, путем длительной рабо­ ты в массах сумела отобрать у буржуа­ зии ее крестьянские резервы, сумела пре­ вратить пх в реоерв пролетариата, кото­ рый выступал главной и руководящей силой социалистической революции. Раз­ рабатывая большевистскую теорию социа­ листической революции и 'определяя роль коестьянствз, как союзника пролетариата, Ленин и Сталин имели в виду не только русских крестьян, но и трудящиеся мас­ сы бывших окрапн Российской империи, ибо без прочного союза с многонациональ­ ными массами угнетенных окраин проле­ тариат России пе смог бы выполнить роль вожія революции и одержать победу над буржуазией. Характеризуя вторую особенность Ок­ тябрьской революции и защищая ленпп- скуто теорию социалистической революции, товарищ Сталин указывает, что диктату­ ра пролетариата в пашей стране утвер­ дилась, как результат победы социалисти­ ческой революции в одной стране, при этом капиталистически слабо развитой, при сохранении старых порядков, в стра­ нах с более высоким уровнем развития капитализма. В. П. Ленин и П. В. Сталин на основе глубокого изучения монополи­ стической стадии развития капитализма и природы империалистических войн от­ крыли п всесторонне обосновали закон о неравномерном, скачкообразном экономи­ ческом и политическом развитии стран в эпоху империализма. Формулируя этот закон, В. П. Ленин указывал, что капитализм в начале XX века перерос во всемирную систему коло­ ниального и финансового удушения горстью передовых капиталистических страп ги­ гантского большинства населения земли. Два— три всемогущих, вооруженпых с ног до головы хпщнпка (Америка, Англия) де­ лят между собой всю землю и втягивают в войну из-за дележа все остальные стра­ ны. Обострение противоречий в самой системе финансового капитала и неиз­ бежность империалистических войн де­ лает империалистический Фронт легко уязвимым, прорыв этого фронта в отдель­ ных странах становится наиболее вероят­ ным. Этот прорыв может произойти в тех странах, где слабее цепь империали­ стического фронта, т . е. там, где импе­ риализм j меньше всего подкован, а рево­ люции легче всего развернуться. Исходя пэ этого закона, Ленин в 1915 году пришел & выводу, что вполне воз­ можна победа социализма в одной стране, а годом позже, опираясь на этот же за­ кон, доказал, что одновременная победа революции во всех странах в эпоху импе­ риализма невозможна. В. П. Ленин и товарищ Сталин разоблачили лжпвость оппортунистических теорий о том, что пролетарская революция может начаться только в промышленно-развитой стране, и доказали возможность победы революции в менее развитой капиталистической стране, прп сохранении капитализма в других более развитых капиталистаческих странах. Троцкисты своей проповедью «теории» перманентной революции сеяли неверно в творческие возможности народов СССР. Они утверлцалн, тго победа социализма может считаться црочноц лишь в том атучае, если революция произойдет одно­ временно в несколькпх странах Европы. На деле их проповедь означала, что ра­ бочий класо СССР должен был отказаться от социалистических завоеваний и ждать, когда пройдут революции в других стра­ зах Европы. Это была вражеская теория, направленная н а предательство дела со­ циализма. Победа социализма и успешное комму­ нистическое строительство в СССР, успе­ хи стран народной демократии, строящих жизнь н а основе социализма, еще и еще раз подтвердили всю правоту и жизнен­ ность ленинско-сталинской теории социа­ листической революции. Анализируя пути, средства и способы борьбы за победу социалистической рево­ люции, товарищ Сталин в своей работе отмечает четыре особенности большеви­ стской тактики в период подготовки п проведения Октябрьской революции. Товарищ Сталин подчеркивает, что пос­ ле свержения царизма меньшевики и эсеры, именовавшие себя представителями народных партпй, открыто переметнулись па сторону империализма и добровольно передали власть в руки буржуазии. Толь­ ко большевики считали, что сменой царя буржуазным правительством закончился лишь первый этап революции, давший власть в руки буржуазии. Большевики раз’яснялп массам, что солдаты получат мир, крестьяне — землю, угнетенные массы — свободу только в том случае, если будет свергнута власть империали­ стической буржуазии и будет установлена диктатура пролетариата. П большевики стали звать массы двигать революцию дальше, ко второму ео этапу, к социали­ стическому перевороту. В период подготовки Октября больше­ вистская партия опиралась в своей борь­ бе на стихийный под’ем массового револю­ ционного движения, сохраняла за собой безраздельное руководство этим движени­ ем, *rro облегчало ей формировать поли­ тическую армию для октябрьского вос­ стания. «Птак, — говорит товарищ Статин, — безраздельное руководство одной партии, партпп коммунистов, как основной момент подготовки Октября, — такова характерная черта Октябрьской революции, такова первая особенность тактики большевиков в период подготовки Октября» (там же, стр. 383 ). Но сразу свергнуть буржуазное времеп- ное правительство в это время было нель­ зя, ибо большинство парода ве­ рило еще во временноо правительство, бессознательно доверчиво относилось к соглашательским партиям. Падо было вырвать эти массы и з тисков соглаша­ тельских партий, раскрыть классовую сущность временного правительства, убе­ дить массы на опыте в правильности большевистских лозунгов. Падо было сплотить вокруг себя массы и подготовить пх к борьбе с временным правительством. II все это было сделано партией больше­ виков. Товарищ Сталин показал в своей рабо­ те, что осуществление безраздельного ру­ ководства подготовкой п провед«гнем ре­ волюции со стороны коммунистических партий есть одно пз условий победы дик­ татуры пролетариата в период империа­ лизма. Меньшевики и эсеры в период подго­ товки Октября были главной опорой им­ периалистической буржуазии, партиями соглашения между империализмом и тру­ дящимися массами. Поэтому, не изолиро­ вав меньшевиков и эсеров, не разоблачив пх в глазах масс, с а к контрреволюцион­ ную силу, нельзя было рассчитывать на разрыв масс с империализмом, а без это­ го условия победа революции была бы не­ возможной. Только после июльских собы­ тий и ликвидации корниловского мятежа, когда массы н а собственном опыто убе­ дились в правильности большевистской политики, начинается массовый отход колеблющихся элементов от соглашатель­ ских партпй. Народные массы увидели в большевиках передовых борцов и верных защитников свопх интересов. «Птак, — говорит товарищ Сталин, — изоляция партпй меньшевиков и эсеров как основная линия руководства делом подготовки Октября, — такова вторая особенность тактики большевиков» (тал же, стр. 386). Товарищ Сталин учит, что изоляция соглашательских партий является одним пз основных правил революционной стра­ тегии и тактики. Понятно, какое опром- ноо оначенпо имеет опыт большевистской партии для практической деятельности братских коммунистических и рабочих партпй в современных условиях, когда во многих странах силы империалистиче­ ской буржуазии продолжают господство­ вать только благодаря поддержке и прямо­ му участию в капиталистических грабежах правых социалистов — наемных слуг аме­ риканского империализма.- Товарищ Сталин отмечает, что, стре­ мясь изолировать соглашателей, больше­ вики использовали лозунг «Вся власть Советам!». В период подготовки Октябрь­ ской 'революции этот лозунг прошел две стадии. С февраля 1917 года до разгона июльской демонстрации он был рассчи­ тан н а образование правительства рево­ люционной диктатуры рабочего класса и крестьянства, па постепенное завоевание большинства в Советах большевиками и, таким образом, превращение Советов в органы пролетарской диктатуры. В июльские дни меньшевики и эсеры от­ крыто перешли в лагерь генеральско- кадетской диктатуры — в лагерь Керен­ ского п Корнилова. Кончился перпод двоевластия. Меньшевистские советы в этот перпод были превращены в прида­ ток контрреволюционной диктатуры. По­ этому на УІ с’езде партия временно сни­ мает лозунг «Вся власть Советам!», чтобы вновь выставить его в период но­ вого под’ема революции. Борьба партии протпв корниловского мятежа, разгром корниловщины, большевизация Советов открыли новуто стадию лозунга «Вся атасть Советам!». Теперь этот лозунг означат полный разрыв с империализмом и переход власти в руки большевиков. По лозунга мобилизации масс оп пре­ вратился в лозунг восстания протпв им­ периалистического временного правитель­ ства, в лозунг установления диктатуры пролетариата. «Птак, — говорит товарищ Сталин, — политика превращения Советов в органы государственной власти, как важнейшее условие изоляции соглашательских пар­ тий и победы диктатуры пролетариата,— такова третья особенность тактики боль­ шевиков в перпод подготовки Октября» (там же, стр. 390). Большевистская партпя умело подводи­ ла массы к лозунгам партпп, находила такпе путп, которыо вели массы к само­ му порогу революции. Массы на собст­ венном опыто проверяли, распознавали правильность лозунгов партпп. Классиче­ ским образцом умения большевиков убе­ ждать массы н а собственном опыте была тактика нашей партии по отношению к учредительному собранию. Хорошо пони­ мая буржуазную сущность учредительного собрания, большевики все же созвали его после победы революции. Надо было стол­ кнуть массы с живым учредительным собранием, в которое онп верили. П толь­ ко, когда онп воочию убедились в контр­ революционной сущности учредительного собрания, большевики разогнали его. «Птак, —■говорит товарищ Сталин, — умепьо убеждать массы на своём собст­ венном опыте в правильности партийных лозунгов путём подвода этих масс в ре­ волюционным позициям, как важнейшее условно завоевания па сторону партпп митлпопов трудящихся, — такова чет­ вёртая особенность тактики большевиков в перпод подготовки Октября» (там же, стр. 395). В последнем раздело своей работы «Октябрьская революция п тактика рус­ ских коммунистов» товарищ Сталин отме­ чает международное значение Октябрьской революции. Раскрывая интернациональ­ ную природу и огромное международное значение русской революции, товарищ Сталин подчеркнул, что советская страна одним только фактом своего су­ ществования революционизирует весь мир. Определяя путп развития мирового про­ летарского двизіеиия, товарищ Стадпи с гениальной прозорливостью предсказал, что «мировая революция будет разви­ ваться путем революционного отпадения ряда новых страп от системы империали­ стических государств», причем тем ско­ рее и основательнее, чем основательнее будет укрепляться социализм п первой побелившей стране. Идеи, разработанные товарищем Сталиным в его произведении «Октябрь­ ская революция и тактика русских ком­ мунистов», вошли в золотой фонд марк­ систско-ленинского учения о диктатуре пролетариата. В паши дни ленинско- сталинские пдеп социалистической ре­ волюции о х в а т т п сотни мші.тпоиов тру­ дящихся сарубежных страп. Опп являют­ ся той движущей сплоіі, которая опреде­ ляет весь ход мировой псторнп. А. БАРМЕНКОВ. КНИГИ ЛАУРЕАТОВ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ Педагогическая повесть Б О Е В О Й П О М О Щ Н И К В Т Р У Д Е Когда профсоюзное собрание 2-го рай­ она рыбного порта возложило на меня обязанность редактора степной газеты, я с радостью взялся эа это поручение. С первого номера стенгазеты, показы­ вая примеры стахановского труда передо­ виков производства, паша стенная газета печатает статьи, заметки, в которых со всей остротой вскрываются недостатки, критикуются виновники, допускающие пх. Ряд таких заметок п карикатур помещен в газете о тех, кто нарушает трудовую дисциплину и правила эксплоатацнп ме­ ханизмов, о бракоделах. П падо сказать, что после выступлений газеты, положение резко менялось в сторону улучшения. В последующих номерах стенгазета сообща- ла читателям, что предпринято по той пли иной заметке. Редколлегия настойчиво борется за действенность материалов, печатаемых d стенгазете. Долг редколлегии степной газеты — глубоко внпкать во все стороны ж и з н и трудящихся. Выступления стенгазеты на разнообразные темы чнтателп восприни­ мают с одобрением. У грузчиков как-то возник разговор о воспитании детей. В суждениях по этому вопросу некоторые раГючпе исходили из явно неправильных позиций, старались свести на нет роль семьи в воспитании детей и возложить всю ответственность .за. пх духовный рост па школу. Паша редколлегия запнтересовалась этим и ре­ шила посвятить вопросу воелптанпя детей специальный помер стенгазеты. За сове­ том мы обратились к директору посел­ ковой семплетней пгколы 2$ 9 тов. Впрп- ну п с помощью школы выпустили такой номер гззеты. В нем на копкретпых фак­ тах учителя и родители раскрыли перед читателями необходимость воспитательного воздействия па детей со стороны школы, семьи и общественности. Формы подачп материалов у пас разно­ образны. В степгазето находят место са­ тирический стих, карпкатура, короткая ин­ формация, развернутая статья, фельетон. В пашей работе есть, конечно, немало недостатков. О стахановцах производства стенгазета все ещо ппшет сухо. Редкол­ легия пе сумела подготовить материал, ярко рассказывающий читателям о том, как передовики производства завоевывают достижения, что помогает им добиваться успехов. Эта недостатки — результат неумения редколлегии организовать свою работу. Нам пужпа постоянная помоіпь со сторо­ ны партийной организации. Правда, сек­ ретарь партийной оргаппзацпп тов. Ил­ ларионов никогда пе отказывает членам редколлегии в совете, когда к пему об­ ращаются. Но беда в том, что па этом и ограничивается все руководство стеипой газетой со стороны парторганизации. А. НЕСТЕРОВ. Редактор стенгазеты «Грузчик». Советские писатели смело берут тема­ ми своих произведений и раскрывают об­ разно самые трудные проблемы комму­ нистического воспитания наших детей. Педагогической повестью, в самом пре­ красном н умном значении этого слова, является новая повесть Пнколая Носова «Витя Малеев в школе и дома», удостоен­ ная Сталинской премии за 1951 год. Сложный мир детей предстает перед читателем повести. Четвероклассник Витя Малеев первым сентябрьским утром встал пораньше и отправился в школу. А заодно с ним шли в школу и другие ре­ бята. «Девочки визжали. П ребята тоже некоторые визжали и смеялись. Всем бы­ ло весело. П мне было весело», — с восторгом и упоением рассказывает Витя (повествование ведется от его лица). Но радость Витиной встречи со школой омрачена: у Вити давнишние нелады с арифметикой, от которых избавиться он ещо но успел. Неждапно-негаданпо на голову клас­ са свалилась новая беда. Приехав­ ший пэ другого города Косгя Ш и ш к и н , который сел за одну парту с Витей Ма­ леевым, оказался неуспевающим по рус­ скому языку. П читатель, будь он большой ділп ма­ ленький, волнуется: как-то сложится судьба двух мальчиков? Откуда придет к ним подмога, кто вселит в них уверен­ ность в своп сплы? Витя Малеев горячо стремится влить­ ся в число хороших учеников. Для этого он решает закалять свою волю. Когда для Вити испекли дома его любимое пирож­ ное, он не стал его есть. — Почему же ты не стал его есть? — спросила мама. — Пирожное будет лежать здесь до послезавтрашнего вечера — ровно два дня, — сказал я. — Послезавтра вечером я его с’ем. — Что же это ты, зарок дал?— говорит мама. — Да, — говорю, — зарок. Если не с’ем раньше назначенного срока это пи­ рожное, значит у меня сильная воля». Само собой разумеется, буквально на второй же день пирожное было с’едено. С воспитанием воли у Вити ничего не вьппло... Ничего не может поделать с русским языком п Костя. Любовь в Животным ме­ шает ему сосредоточиться на учебе: он развел у себя на дому целый зверинец. Лобзик, прпголубленпая мальчиком бродя­ чая собака, и так замысловато названная им, потребовала особых забот. Косте запало в голову наунить собаку считать до десяти. А когда всем классом был по­ сещен цирк, то Костя решил овладеть искусством жонглера, стать заправским «циркачом». Начались упражнения с ки­ данием чемоданов, подушек, тазов и вся­ кие фокусы. До занятий ли тут! Оба мальчика утвердились в опасной мысли, что ничего путного из них пе будет, что онп неисправимы. Нет, явствует из книги, Витя и Костя — замечательные ребята. Плохие, безна- дел;ные дети — это досужая выдумка буржуазных лжепедагогов, стремящихся во что бы то ни стало «доказать» духов- ігую неполноценность простого народа, его неспособность к самостоятельной госу­ дарственной деятельности. .Вите, напрпмер, свойственны упрям­ ство, сильная воля, — свойственно имен­ но то, в чем он разуверился. Это видно из того, с какой настойчивостью Вптя добивается превосходства в шахматной пгро над А л и к о м Сорокиным. А Костя за­ хотел стать артистом не по капрпзу — им двигала уверенность, что только па арене цпрка он может приносить пользу людям. Интересно рассказав о том, какие большие запасы энергпп и ума таили в себо «неисправимые» ученики Вптя Ма­ леев и Костя Шишкин, автор книги на­ талкивает читателя на вывод, что ребен­ ку надо помогать 'развить энергию, что людей, по образному выражению товарища Сталина, «надо заботливо п внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево». Роль садовника в повести выполняет классный коллектив во главе -с учитель­ ницей Ольгой Николаевной и директором школы Игорем Александровичем. Четверо­ классники рисуют в своей стенгазете ка­ рикатуры на двоечников; помогают Вите и Косте стать успевающими учениками. Повествование приходит к естественному концу: Витя и Костя становятся отлич­ никами. Такова судьба двух обыкновеннейших мальчиков с их обыкновеннейшими дела­ ми — учебой, играми, мечтами о служе­ нии Родине. Повесть Н. Носова найдет путь п к сердцам взрослых, на ответственности ко­ торых лежит воспитание будущих строи­ телей коммунизма. Писатель показывает типические ошибки в семейном воспи­ тании. Костя совершенно справедливо жалует­ ся на свою тетю Зину, которая постоянно твердил «Вот я за тебя возьмусь как. следует!» — а на самом деле только два раза проверила, как Костя сделал уроки. «Я, может быть, жду, — сетует 4 Ко­ стя, — когда тетя Зина оа меня возьмет­ ся, а сам ничего не делаю. Такощ у меня характер!» ' Но если тете Зине, студентке теат­ рального училища, грамотной девушке, свойственно легкомыслие, то Костина мама, женщина необыкновенной доброты, не умеет сурово и требовательно обра­ щаться со своим сыном и, таким образом, не влияет на его учебу. А вот «педагогические способности» отца Вити. «Первые полчаса он об’ясняет спокой­ но, а потом начинает нервничать, а как только он начинает нервничать, я совсем, перестаю соображать и сижу на стуле, как деревянный чурбан. — А что же тут непонятного? — го­ ворит папа. — Кажется, все понятно. Когда папа видит, что на словах никак не может об’яснить, он берет листочек бумаги н начинает писать. — Вот, — сказал он. — Ведь это все просто. Смотри, какой будет первый воп­ рос. Он записал вопрос на бумажке и сделал решение. — Это понятно тебе? По правде сказать, мне совсем ничего не было понятно, но я дэомертп уже хо­ тел спать н поэтому сказал. — Понятно». Следовательно, Внтя, не поняв оадачу, получал готовое ее решение. К сожалению, не вое Н. Носов изобра­ зил достаточно полно в своей повести:- Чнтатель видит и чувствует дела класса, но не виіит образов ребят, кроме образов Вити и К о с т . Об Игоре Грачеве можно узнать только то, что он нарисовал углем на стене моряка с трубкой во рту и до­ ставил этим классу много неприятного. О Глебе Скамейкяне, старосте класса, из­ вестно только то, что он ходит во второй коже, потому что от жаркого солнца Крыма, где он побывал летом, первая кожа сошла. Отрывочные сведения книга содержит и о других четвероклассниках. Скупо очерчен пионервожатый Володя. Сосредоточив все свое внимание на Вите и Косте п эпизодически рассказав об пх товарищах по классу, писатель невольно оставил в тени общешкольный коллектив. П все же эта- школьная повесть вско­ лыхнет нашу славную пионерию, как всколыхнула ее в свое время книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Познакомившись с Витей Малеевым ’ и Костей Ш и ш к и н ы м , узнав о тон, как они преодолели свое отставание в учебе, ре­ бята еще упорнее станут учиться. Н. АЛЕКСАНДРОВ. Перед экзаменами вшколах Мончегорский горком ВКП(б), отдел на­ родного образования п редакция «Поляр­ ной правды» провели па-днях совещание руководителей школ, заведующих учеб­ ной частью п лучших педагогов сов­ местно с представителями родительско­ го актпва, посвященное подготовке к эк­ заменам в школах. Первым выступил директор средней школы 2*5 4 тов. Фарутнн, который рас­ сказал о ходе подготовки к экзаменам. Успеваемость в этой школе за третью четверть нынешнего года по сравнению с третьей четвертью прошлого года значи­ тельно повысилась. Вступая в четвертую четверть, педагогический коллектив по­ ставит перед собой задачу — закрепить до­ стигнутые результаты п добпться даль­ нейшего повышения успеваемости. С этой целью в шкале проведепы родительские собрания, заседание педагогического сове­ та, комсомольские собрания, совсщаппе совета дружин и т. д. Одпако школа до сих пор по установи­ ла прочпой связи с родителями учащихся. О том, как готовятся к экзаменам деся­ тиклассники, рассказала преподаватель- ішца русского языка школы Хг 3 тов. Рожнова. — С первых дней занятий, — говорит она, — десятиклассники начали повторять материал восьмых — девятых классов. Сейчас этот материал уже хорошо повто­ рен По программе десятого класса я наме­ чаю провести обзорпые лекции по ряду тем. Считаю, что учащиеся придут к экзаме­ нам подготовленными и большинство из нпх выдержпт экзамены на хорошо п отлпчно. Опытом подготовки к экзаменам по ма­ тематике поделился учитель четвертой школы тов. Абрамочкпн. Интересным и содержательным было выступление заведующей учебной частью школы 3 тов. Абельекой. Она расска­ зала о том, какие в школе осуществлены мероприятия для того, чтобы успешно за­ вершить учебный год. Здесь составлено предварительное расписание экзаменов, методическое об’еднненпе обсудило вопрос о методике повторения в четвертой чет­ верти. Учащиеся под руководством педагогов разрабатывают доклады по темам основ­ ных разделов программы. В школе обору­ дованы уголки повторения. Здесь имеются схемы, таблицы, стенды, фотомонтажи. Намечено провести обзорные лекции, кон­ ференции, занимательные вечера по хи­ мии и физике. О работе родительского актпва этой школы рассказала председатель родитель­ ского комитета тов. Воскресенская. Она говорила о том, что родительский коми­ тет установил тесную связь с классными руководителями, систематически следит за успеваемостью учащихся, за выполнением режима дня. Тов. Воскресенская привела примеры хорошего воспитания " детей в семье. Так, родители Гриневы, Рыбаковы, Цпбульчик, Тамурова, Селезнева уделяют большое внимание учебе свопх детей. На совещании выступили также дирек­ тор детского дома Х і 1 тов. Хильтова, за­ ведующая городской детской библиотекой тов. Федорова, представитель родитель­ ского актива тов. Карманова и другие. Мончегорск. (Наш спец. корр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz