Полярная правда. 1952, апрель.

П О Л Я Р Н А Я п р а в д а № 92 (7198 ) 17 апреля 1952 г. -- - I ' h i и П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Готовимся к итоговым занятиям В нашем кружке по изучению «Кратко- го курса истории ВКП(б)» (2-го года , обучения) занимается 18 коммунистов и беспартийных. Занятия проводим строго по ил; ну, отставания нет. За весь учеб­ ный го; .у нас почти пе было случая, чтобы кі.-лнбо пз слушателей пропустил занятия без уважительной причины. Доб­ росовестность, с которой слушатели отно­ сятся к учебе, помогает им успешно осваивать программу. Пропагандистская работа — его почет­ ное п ответственное партийное поручение. Успех работы любого кружка во многом зависит от инициативы и заботы пропа­ гандиста. Нельзя, например, полностью перекладывать ответственность за посе­ щаемость занятий па секретаря парторга­ низации пли старосту кружка, — надо заботиться об этом самому. Но главное внимание пропагапдпета должно быть обращено на повышение идейно-теоретнческого уровня занятий. Каждую свою беседу надо стремиться сделать яркой и доходчивой. Слушатель должен постоянно ощущать заботу пропа­ гандиста, а для этого необходимо тщатель­ но следить за учебой каждого, чтобы ппк- то пе отставал. Выполняя все этп требования, я -добил­ ся того, что все слушатели нашего круж­ к а по-настоящему втянулись в учебу. принимают активное участие в собеседова­ ниях, неплохо усваивают программный материал. Особенно хорошо учатся тт. Сте­ панов, Алешин, Буянова, Васильева. Сейчас перед паын стоит ответственная задача — организованно закончить учеб­ ный год с тем, чтобы слушатели прочно закрепили в намята полученные знания по истории н теорпи большевизма. 3 апреля на партийном собрании ком­ мунисты всесторонне обсудплп работу со­ то партпросвещеппя в пашей парторгани­ зации и утвердили плац организованного завершения учебного года. Сейчас наш кружок изучает 15-ю тему учебной прог­ раммы. Мы ее заканчиваем 22 апреля. Два занятия — 29 апреля и G мая — посвятим теме: «Чему учит история ВКЩб)». Па двух занятиях 13 и 20 мая мы планируем повторить пройденный 4 ма­ териал. 27 мая п 3 пюня — итоговые запятая. Так выглядит наш плап завер­ шения учебы. К повторению пройденного материала мы часто обращаемся при’ пзучепнн оче­ редных тем. Папрпмер, прп изучении те­ мы: «Партия большевиков в перпод Вели­ кой Отечественной войпы Советского Союза (июнь 1941 — май 1945 г.)» мы говорили об источппках силы нашего государства, связывая это '•с борьбой большевистской партпп за социалистиче­ скую • индустриализацию страны (1926— 1929 годы) и коллективизацию сельского хозяйства (1930— 1934 годы). Такое возвращение к пройденным темам дает слушателям возможность лучше понять дальновидность политики больше­ вистской партии, усвоить особенности исторического развития советской страны, понять, чем созданы необходимые пред­ посылки для победы над гитлеровскими полчищами в годы Великой Отечественной войпы. Готовясь к итоговым занятиям, многие слушатели нашего кружка читают допол­ нительную политическую н художествен­ ную литературу. Тов. Степанов, напри­ мер, прочитал книгу П. Шпапова «Под­ жигатели» и статью М. Горького «Город желтого дьявола», тт. Буянова, Василье­ ва, Быкова прочитали книгу Э. Казаке­ вича «Весна на Одере», роман Н. Остров­ ского «Как.закалялась сталь», В. Попова «Сталь и шлак», А. Толстого «Хлеб» и др. Для того, чтобы успешно и организо­ ванно закончить учебный год, у нас есть всо возможности. А. ЖЕНЕВСКИИ. Пропагандист кружка по изучению нсторнн ВКП(б) прп парторгапн- зацнн ОРС’а Мурманского отделе­ ния Кировской ж. д. Яркая страница истории •*. » J-/; - *, ' 9 ж * ^ у революционного движения в России Организованно завершим учебный год Овладение основами маркснэма-ленпннз- ма является важнейшим средством повы­ шения идейно-политического уровня ра­ ботника любой специальности. Особенно важно изученне истории и теории боль­ шевизма для педагогов, призванных вос­ питывать подрастающее поколение, ибо только политически зрелый учитель, вос­ питатель могут удовлетворять всем тем требованиям, которые вытекают из нашей, советской педагогики. Коллектив воспитателей Мурманского детского сада ЗѵЗ 16 с начала этого учеб­ ного года в системе партийного просве­ щения настойчиво принялся за учебу. Воспитатели из’явили желание повышать свой идейно-политический уровень путем самостоятельного изучения «Краткого кур­ са истории ВКП(б)» и отдельных произ­ ведений классиков марксизма-ленинизма. Они составили индивидуальные планы учебы. С первых дней учебного года дело у нас пошло неплохо. Особенно настойчиво принялись за выполнение своих индиви­ дуальных планов тт. Новожилова, Разин- кова, Лыкова и др. Изучая «Краткий курс истории ВКП(б)*, они привлекали доиол- шГтельную литературу — политическую и -художественную, обращались ва по­ мощью к заведующей партийным кабине­ том при политотделе Мурманского отделе­ ния Кировской железной дороги тов. Юрьевой, старались глубоко и прочно усвоить изучаемое. Воспитатели прослушали ряд лекций на политические темы, получили ценные консультации о том, как надо изучать са­ мостоятельно гениальные труды товарища П. В. Сталина по вопроса* языкознания. Изучение работы товарища Сталина «Относительно марксизма в языкознании» методом самостоятельной учебы н семинар­ ские занятия, посвященные этому произ­ ведению, помогли воспитателям глубже усвоить философ кин раздел четвертой главы Краткого курса. Теперь они хорошо разбираются в вопросах о базисе, над­ стройке, о переходе от старого качества к новому. Пзученпе работ товарища Сталина по вопросам языкознания позволило тов. Новожиловой выступить с интересным докладом о разговорной речи воспитателя и ее значении для развития ребонкз. В работах П. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» большое внимание уделено критике и самокритике как двп- лгущен силе нашего социалистического об­ щества. Руководствуясь ученном товарища Сталина о развертывании критики и са­ мокритики. воспитатели детского сада бо­ рются за то, чтобы все в коллективе пра­ вильно воспринимали замечания в свой адрес, устраняли отмеченные неаостаткн и принципиально подходили к оценке рабо­ ты друг друга. Шесть месяцев учебного года в системе партийного просвещения не прошли бес­ следно для нашего коллектива. У воспита­ телей значительно повысилось чувство ответственности оа свою работу, онп ста­ ли болеѳ требовательно относиться к себе, настойчиво работают над повышением пе­ дагогической квалификации. Это видно хотя бы из того, что, например, в детском саду улучшилась работа по проведению занятий по родному языку, по методике рассказываппя и пересказывания. Учебный год в системе партийного про­ свещения па исходе, воспитатели постави­ ли перед собой задачу — закончить его успешно. Сейчас все пх помыслы направ­ лены на то, чтобы повторить все изу­ ченное. 0. ШЕСТАКОВА. Заведующая детсадом ffc 16. г. Мурманск. п Вышел в свет п рассылается подписчи­ кам «Блокнот агитатора» 5 (пздапио отдела пропаганды и агитации Мурман­ ского обкома ВКП(б). В «Блокноте агитатора» опубликован ответ товарища Сталина на вопросы груп­ пы редакторов американских газет. локнот агитатора Под рубрикой «Па темы для» папеча- и Ко 5 таны ; статьи о международном празднике трудящихся — Первое мая, о Дне больше­ вистской печати и о значении государст­ венных займов в деле строительства ком­ мунизма. В разделе «Пз практики агитационной работы» помешены: статья секретаря партбюро посолочного завода Мурманского рыбокомбината тов. Тюленевой, которая рассказывает о методике читок газет в цехах завода; статья старшего инженера треста «Мурмапрьгбстрой» тов. Рыжова — об опыте борьбы за экономию нз стройках города. По инициативе комсолѵодЬцев В Кпровско по инициативе комсомольцев созданы новые первичные организации ДОСААФ. Совсем недавно был образован низовой коллектив ДОСААФ в артели «Об’едпнепный труд». Секретарь комсо­ мольской организации артели тов. Нико­ лаева сама взялась за это важное меро­ приятие, вовлекла многих комсомольцев в военпо-спортпвпыо кружкп. В горно-химическом техникуме, управ­ лении жплнпгпо-коммунального хозяйства, фельдшерско-акушерской школе п ряде других предприятий и учреждений с по­ мощью комсомольцев также создапы пер­ вичные организации ДОСААФ. В фельдшерско-акушерской школе ком­ сомольцы организовали кружок по изу­ чению материальной части стрелкового оружпя. В горно-химическом* техникуме, в кол­ лективах средней школы 1, Дома ре- бонка, детских яслях 5 и ^2 2 также имеются и работают различные военпо- сиортнвные кружки. Но в некоторых организациях ДОСААФ работа пущена па самотек. К таким относятся горпромком- бипат, артель «Заполярный артельщик», управление жилищпо-коммупального хо­ зяйства комбината «Апатит» и др. Тут нужна помощь партийных и ком­ сомольских организаций. А. РУМЯНЦЕВ. Инструнтор Кировского райоргно- митета ДОСААФ. Тысяча девятьсот двенадцатый год во­ шел в историю героической борьбы рабо­ чего м а с с а России за социализм как год, когда начался новый под’ем революцион­ ного движения в нашей стране. Одной пз ярких и героических страниц в летописи рабочего движения того пе­ риода является стачка рабочих Ленских золотых приисков. Во время этой стачки царские власти учинили кровавое злодея­ ние — расстреляли мирную демонстра­ цию ленских рабочих, протестовавших против ареста своих выборных предста­ вителей. Ленский расстрел вызвал гнев и возмущенно широких народных масс. Во всех промышленных центрах и районах страны вспыхнули массовые политиче­ ские забастовки, демонстрации и митин­ ги. «Ленский расстрел, — писал В. П. Ленин, — явился поводом к переходу революционного настроения масс в рево­ люционный нод’ем масс» (В. П. Ленин. Сочинения, т. 18, стр. 8 G). * * * Золотопромышленное товарищество «Лен- зото», владевшее Ленскимп золотыми приисками, представляло собой крупней­ шее капиталистическое предприятие, где были ярко выражены характерные черты русского капитализма — тесное сплете­ ние интересов русской буржуазии с ин­ тересами царизма и западноевропейского капитала. Почти три четверти акций «Ленэото» принадлежали английскому Ак­ ционерному обществу сЛена-Гольфпльдс». Среди акционеров Ленского товарищества былп граф Вптте, министр Тпмашов и императрица Мария Федоровна. Рабочно Ленских золотых приисков подвергались жесточайшей эксплуатации. Капиталисты установили здесь полуколо­ ниальный режим. Отрезанные от всего мира тысячеверстными таежными про­ странствами, находясь в двух тысячах километров от железной дороги, рабочие вместе со своими семьями попадали здесь в подлинное рабство к хозяевам приисков. По договору горняки обязаны былп по первому требованию администрации по­ сылать на работу членов своей семьи. Этот пункт ставил женщин н детей в положение крепостных рабов. Нередко женщин выгоняли на работу плетьми, от­ рывая пх от грудных детей. Болезнь ре­ бенка такжо не освобождала женщин от повпнисстп. Подростков заставляли рабо­ тать но 10— 12 часов, а также в ночное время, по платили им значительно мень­ ше, чем взрослым. Условия труда в шахтах былп исклю­ чительно тяжелыми. Но соблюдались эле­ ментарные правила техники безопасности, что приводило к несчастным случаям и заболеваниям людей. Ужасающую картину представляли собой казармы, в которых жили рабочие со своими семьями. Даже царский сена­ тор Манухпн, производивший ревизию приисков, вынужден был признать, что «из 103 казарм, обслуживающих состав рабочих, занятых нз приисках второй дистанции... 88 совершенно но пригодны для жилья в зимнее время... Существую­ щие казармы в большинстве в таком со­ стоянии, что упролают пе только здо­ ровью, по и жизни рабочих». Неудивительно, что смертность одесь была очень высокой. Потом п кровью тысяч шахтеров добывались колоссальные барыши, обоганіавшио хозяев «Лензото». Пх ежегодная прибыль от Ленских при­ исков составляла громадную сумму — более семи миллионов рублен. Невиданный произвол со стороны хо­ зяев, новыпосимая каппталнстпческая кабала вызывали гнев и возмущение лен­ ских горняков. Среди пих все больше нарастало недовольство и гневный про­ тест. 29 февраля (13 марта) н а Андреевском прииске, где положение рабочих было панПолео тяжелым, началась забастовка. ( К 40-летию ленского‘расстрела) Непосредственным поводом послужила вы­ дача в пищу негодного конского мяса. Терпенно горняков иссякло. Они прекра­ тили работу и потребовали от админист­ рации немедленно убрать пз продоволь­ ственной лавки продавца. Администрация отказалась выполнить это требование п предложила горнякам приступать к рабо­ те, угрожая в противном случае увольне­ нием. Решив продолжать забастовку, ра­ бочие Андреевского прииска послали свою делегацию па соседние прииски с призывом присоединиться к забастовке. Через несколько дней прекратилась рабо­ та па всех приисках. Забастовка лепских горняков стала всеобщей. Был избран центральный стачечный комитет, в ко­ торый вошло несколько большевиков и болыповистскп настроенных рабочих. Шахтеры пред’явплп администрации своп требования — установление вось­ мичасового рабочего дня, отмену штрафов, увеличение заработной платы, улучшения жилищных условий, медицинской помощи, а также питания, запрещение увольнений рабочих в зимнее время, вежливое обра­ щение администрации, отмену принуди­ тельного женского труда и др. Онп также потребовали устранить ряд администра­ тивных лиц, допускавших произвол и беззаконие в отношении горняков. С самого начала забастовки рабочие подчеркивали ео мирный характер. Не­ смотря на это, администрация, напуган­ ная размахом и организованностью дви­ жения, добнлаоь пз Петербурга распоря­ жения о присылке на прииски роты сол­ дат. Сюда же был также прислан о осо­ быми полномочиями жандармский рот­ мистр Трещенко. В ночь на 4 (17 ) апреля было аресто­ вано десять рабочих, в том числе двое выборных. Около 3000 горняков, возму­ щенных ар*стом, направились к прокуро­ ру Преображенскому потребовать освобож­ дения арестованных товарищей. По при­ казу офицера солдаты открыли по мир­ ной ■безоружной толпе стрельбу. В ре­ зультате было убито 250 и ранено 270 человек. Расстрел ленских рабочих вызвал бур­ ное негодование и огромное возмущение в стране. Социал-демократическая фракция в Государственной Думе внесла запрос по поводу кровавых событий на Лене. Отве­ чая па него, царский министр внутрен­ них дел Макаров нагло ваявил: «Так бы­ ло и так будет!». Этот циничный ответ царского сановника снова и снова напом­ нил рабочим, что путь к свободе лежит через уничтожение царского самодержа­ вия, что нужна беспощадная борьба с на­ сквозь прогнившим реакционным режи­ мом. По призыву большевистской партии по всей России начались массовые полити­ ческие выступления рабочего класса в знак протеста против злодейского рас­ стрела ленских шахтеров. В легальной большевистской газете «Звезда» в этп днп печатались боевыо статьи Ленина и Сталина, раз’яснявшпе значение ленских событий н призывав­ шие рабочий класс к активной револю­ ционной борьбе о самодержавием. В од­ ном лишь Петербурге 15 (28) апреля ба­ стовало более 100 тысяч рабочих. В пер­ вомайских забастовках 1912 года участ­ вовало около 400 тысяч человек. Этп забастовки, носившие резко выраженный политический характер, проходили под большевистскими лозунгами — демокра­ тическая республика, восьмичасовой ра­ бочий день, конфискация всей помещи­ чьей земли. За 1912 год количество ба­ стовавших выросло до 1 ,5 ' миллиона че­ ловек. Царское правительство, испугавшееся гнева народа, с целью обмануть общест­ веиное мление послало па Ленские прн- пекп комиссию во главе с сенатором Нанухпным якобы для расследования. Однако, как и следовало ожидать, никто из виновных в расстреле, в чудовищной эксплуатации шахтеров, в грубом нару­ шении пх элементарных прав к ответ­ ственности но был привлечен. Положение на, приисках пе изменилось. Тогда рабо­ чие решили демонстративно уйтн с при­ исков. Около девяти тысяч человек поки­ нули Бодайбо. «* о * Оценивая ленские события и последо­ вавший за ними бурный рост революцион­ ной активность' масс, В. Я. Ленин ппсал: «...Россия вступила в полосу революцион­ ного под’ема» (В. П. Ленин. Сочинения, т. 18 , стр. 85). В этот знаменательный период огром­ ную организаторскую работу проводило Русское бюро Центрального Комитета большевистской партии во главѳ с товарищем Сталиным, избранное на Праж­ ской партийной конференции. Товарищ Сталин, бежавший в конце февраля из ссылки, 10 (23 ) апреля прибыл в Петер­ бург. И. В. Сталин в ряде статей, напе­ чатанных в редактировавшейся им ле­ гальной большевистской газете «Звезда», раскрыл перед рабочим классом полити­ ческий смы&і ленских событий и после­ довавших за ними революционных вы­ ступлений пролетариата, оценив пх как новую полосу, полосу под’ема рабочего движения на новую, высшую ступень. «Левскне ьыстрелы, — писал товарищ Сталин, — разбили лед молчания, и — тронулась река народного движения. Тронулась!.. Всё, что было злого и пагубного в современном режиме, все, чем болела многострадальная Россия — все это соб­ ралось в одном факте, в событиях на Лене. Вот почему именно ленские выстрелы послужили сигналом забастовок и демон­ страций* (И. В. Сталин. Сочинения, т. 2, стр. 238), Важной особенностью революционного движения в этот период является вовле­ чение в борьбу крестьянских масс, а также солдат и матросов. Снова начались крестьянские выступления против поме­ щиков. 1912 год отмечен вооруженным выступлением среди войск в Туркестане. В Балтийском флоте и Севастополе назре­ вали восстания. Страна шла навстречу революции, под’ем которой продолжался вплоть до первой мировой войны и прер­ вался н а три года, до весны 1917 года, когда февральская революция свергла царскую монархию. В этп годы революционного под’ема большевистская партия, сочетая нелегаль­ ную работу с легальной, ведя непримири­ мую борьбу с ликвидаторами, троцкиста­ ми и отзовистами, вела рабочий класс к новой революции. о * * _ Дело, ва которое 40 лет назад отдали свою жизнь горняки Лены, дело освобож­ дения рабочего класса от ига капитализ­ ма, под руководством партии Ленина — Сталина восторжествовало в нашей стране. В приветствии ленским рабочим в день 15-летия кровавых событий на Лене товарищ Сталин писал: «Отважная борьба товарищей, павших в далекой тайге от царских пуль, е ѳ з а ­ быта победившим пролетариатом. Огля­ дываясь на пройденный путь, рабочие Советского Союза могут сказать: ни одна капля рабочей крови бодайбиицов не про­ пала даром, ибо враги пролетариата по­ лучили возмездие, а пролетариат ужо добился своей победы над ними». Советский народ, успешно осуществля­ ющий гениальный сталинский план по­ строения коммунизма в пашей страпо, свято ,чтат память о героях, отдавших свою жизнь делу победы рабочего класса. и, вадимирей К Л А С С И Ч Е С К И Й О Б Р А З Е Ц Т В О Р Ч Е С К О Г О М А Р К С И З М А Гигантской вершиной поднялись тридцать пять лет 'Назад над револю­ ционной Россией, над всем миром Апрель­ ские тезисы В. П. Ленина, вооружившие партию большевиков и рабочий класс бое­ вой программой борьбы за переход от совершившейся буржуазно-демократиче­ ской революции в революции социалисти­ ческой. Ленинские тезисы былп написаны в период, когда революция переживала исключительно сложный и ответственный момент. Обстановка в стране в то время была крайне противоречивой. Буржуазия, пришедшая в власти, в липе своего Вре­ менного правительства по могла п пе хотела разрешить самых острых вопросов, волновавших народные массы. Она пе хо­ тела и пе могла дать народу пи ипра, нп хлеба, нп свободы. Страна стояла перед надвигавшейся катастрофой. Рядом с Временным правительством действовали Советы рабочих п солдатских депутатов, созданные восставшими рабо­ чими и солдатами, как органы народной власти, как органы диктатуры рабочего класса и крестьянства. Получилось двоевластие: диктатура буржуазии в липе Временного правитель­ ства и диктатура пролетариата и кре стьяпства в липе Советов рабочих и сол­ датских депутатов. По в Советах,, пользуясь пзлпшпей до­ верчивостью не искушенных в политике (К 35-летию Апрельских тезисов В. И. Ленина) рабочих и солдат, стали орудовать зах­ ватившие большинство депутатских мест соглашатели: правые «социалисты» — меньшевики п эсеры — партия кула­ ков. Представители этпх партий, добивав­ шихся соглашения рабочих п кростьяи с русской пмперпалнпнческой буржуазией, оказались во главк Исполнительного коми­ тета Петроградского Совета, а также Московского и других Советов. В этот ответственный для революцион­ ной Р о с с и и момент в Петроград после долгой п суровой турухаиской ссылки вернулся П. В. Сталин. Вместе с В. М. Молотовым, который в это время возглав­ лял Русскоо бюро ЦК партпп, товарищ Сталии руководит деятельностью Цент­ рального Комитета н Петербургского ко­ митета партип, отстаивает политику педоверпя Времеппому правитель­ ству, разоблачает меныпевпстско-эсеров- ское предательство, выступает против ка- пптулянтской позпипи условной под­ держки Временного буржуазного прави­ тельства, которую занимали Каменев и другие оппортунисты. В статьях* товарища Сталина, печатавшихся в возрожденной «Правде», большевики получали принципиальные указания для своей работы. Товарищ Сталин сплачпвал партию на борьбу за перерастание буржуазно-демократической революции в революцию социалистиче­ скую, за укреплеппе Советов как органов революционной народной власти, за немед­ ленное вооруженно рабочих. В. II. Ленин, как только весть о побе­ де восстания против царизма дошла до Цюриха (где ов в то время находился), развернул огромную работу, паправ- ляя деятельность партии в повых сложных условиях. В тезпсах, письмах п телеграммах, а главное в зпаменптых «Письмах нз далека» Владимир Ильич дал гениальный анализ революционных событий в России и сформулировал задачи партии на этом этапе. Товарищ Сталин вместе со всемп большевиками с нетерпе­ нием ждал возвращения Владимира Ильича в Россию. В. П. Леппп рвался па родину, от ко­ торой он был паспльствеппо оторван уже в течеппе десятп лет. Велпкпп вождь стремплся принять непосредственное уча­ стие в развернувшихся революционных событиях. По пн буржуазное Временное правительство, нп правительства Соедп- пепных Штатов Америки, Апглнп и Фраппип пе хотели допустить, чтобы пепримпрпмыи враг империализма Лепнп верпулся в революционную Россию — к своему пароду, к своей партии. Вместе с I российской буржуазией американские, ‘ английские п Французские империалисты, их правительства, их газеты открыли по­ ход против русской революции. Оіін по­ носили Советы депутатов, солдатские ко­ митеты, призывая к их разгрому, к аре­ стам п уничтожению большевиков. Велика была радость большевиков, все­ го революционного парода, когда стало известно, что Владимир Ильич, преодолев многочисленные препятствия, возвращает­ ся, наконец, в Петроград. Встреченный П. В. Сталиным в Белоостровс, Ленин 3 апреля около полупочп прибыл п револю­ ционную столицу России. Долго песмол- кземым «ура» приветствовали петроград­ ские рабочие и солдаты своего вождя. Па плоіцадп у Финляндского вокзала, где собрались десятки тысяч рабочих, солдат п матросов, Леиии с броповнка произиес свою знаменитую речь, в которой прпзы- вал массы к борьбе за победу социалисти­ ческой революции. Прпезд великого вождя п учителя тру­ дящихся всего мира имел огромное значе­ ние для большевистской партии, для даль­ нейшего хода русской революции, для су­ деб пародов революшіоппой России. Рево­ люция озпачала величайший перелом в жизни страны. В повых условиях, соз­ давшихся после свержения паріпма, пар­ тия большевиков нуждалась в новом стратегическом плане борьбы против рус­ ской империалистической буржуазии, за победу социалистической революции. Пар- тип иужпа была новая ориентировка. Эту ориентировку этот стратегический план борьбы дал В. П. Лепнп свопмн гениальными тезисами, пзвостпымп в псторнп пашей иартип как Апрельские тезисы. Замечательным комментарием к Апрельским тезисам, органически с ними связанным, является знаменитая брошюра В. И. Ленина, паписапнаа 10 апреля 1917 года, «Задачи пролетариата в пашей революции (Проект платформы пролетар­ ской партпп)». Уже в почь своего приезда в Петроград В. И. Леппп изложил в Центральном Ко­ митете своп взгляды па задачи партпп в повой обстановке борьбы. Утром 4 (17) апреля Леппп выступил в Таврическом дворію на собранпп большевиков с докла­ дом о задачах революционного пролета­ риата; он зачитывал и раз’яснял тезис за тезисом. Этот доклад Ленин новторпл в тот же день па собрании делегатов Все­ российского совещания Советов, где при­ сутствовали большевики и меньшевики. А через три дня — 7 (20) апреля — те­ зисы были опубликованы в «Правде» в статье В. П. Лепппа под заглавием «О задачах пролетариата в даппой револю­ ции». В Апрельских тезисах В. П. Ленин дал четкий ответ па все кореппыо вопросы революции, волповавшпе нартпю и весь революционный парод: об отношении в Времеппому " правительству, о войне, о республике Советов, о характере больше­ вистской агптаппп п пропаганды, о пере­ ходных мерах в областп экономической, о партии, об Питерпацпопале. Это был гениальный плап борьбы пар­ тпп за переход от совершившейся бур­ жуазно-демократической революции к ре­ волюции социалистической. Ленинские те- впсы вооружили партию конкретной, тео­ ретически обоснованной программой дей­ ствии в перпод перехода от первого этапа революции к ее второму этапу. Своеобразно текущего момента в Гос- сип, — гі челл В. И. Ленпн в Апрельских тезисах, — состоит в переходе от перво­ го этана революции, давшего власть бур­ жуазии в силу недостаточной сознатель- носіп п организованности пролетариата, — ко второму ео этапу, который должен дать власть в рукп пролетариата н бед­ нейших слоев крестьянства» (В. П. Ленин. Соч., том 24 , стр. 4). Глубоко изучив и обобщив опыт клас­ совой борьбы пролетариата в эпоху импе­ риализма, опыт Парижской Коммуны 1871 года, русской революции 1905 года п только что совершившейся буржуазно- демократической революции в Росспи, Владимир Ильич прпшел к непреложному выводу о республике Советов как наплуч- шей форме диктатуры пролетариата. «По парламентарная республика, — писал Леппн в тезисах, — возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, енпзу доверху» (Там же, стр. 5). Это по­ ложение явилось гигантским вкладом в сокровищницу марксизма-ленинизма. Стоя на позициях творческого марксизма, В. П. Ленин заменил старое положение марксизма о том, что в период перехода от капитализма в социализму парламен­ тарная демократическая республика яв­ ляется наиболее целесообразной формой организации нового общества, новым по­ ложением о республике Советов, которое соответствовало сложившейся новой исто­ рической обстановке. Товарищ Сталин, характеризуя всемир­ но^-историческое сначенио этого ленин­ ского открытия, указывает, что если бы 1 Л г а т т л «пасовал перед старой формулой Н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz