Полярная правда. 1952, апрель.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А J* 87 (7193) 11 апреля 1 9 8 2 г. Бюро райкома ВКП(б) обсуждает вопрос о преподавании биологии в школах Бюро Кольского райкома ВКП(б) обсу- дню вопроо о преподавании бпологии в школах района. С докладом на заседайте бюро в с т у п и л а заведующая районным отделом народного образования тов. Пав­ ленко. Оьа рассказала о том, что боль­ шинство учителей биологии доступно из­ лагает материал на уроках, старается при­ вить учащимся прочные п глубокие зна­ ния, применяя наглядные пособия для лучшего усвоения материала учащимися. В изучении биологии большую помощь ока­ зывают экскурсии, работа кружков юных .'ійтуралпстов. Такие кружки организова­ ны в Кольской п Кильдннокой школах. Однако, как отметило бюро, в препода­ вании биологии имеются еще серьезные недостатки. Изучаемый материал по всегда увязывается о практикой, учащиеся недо­ статочно знакомятся о достижениями пе­ редовой советской биологии по выведению новых видов сельскохозяйственных куль­ тур и новых пород животных, о передо­ выми методами получения высоких уро­ жаев. Допускаются еще случаи проведе­ ния уроков на низком идейно-теоретиче­ ском и педагогическом уровне. • В Мурмашігнской, Пагорловекой и дру- гпх школах не организованы опытно-пс- следовательокая работа и наблюдение уча­ щихся ва жизнью п изменением растений и животных в связи с изменением усло­ вий окружающей пх среды. Школы рай­ она не имеют тесной связи с колхозами и совхозами района, Мичуринским опорным пунктом н детской юннатской станцией. Вследствие недостатков в преподавании биологии, в школах района по этому пред­ мету не успевают 28 учащихся пз 1586. Районный отдел народного образования и районный педаготичеекпй кабинет мало оказывают помощи учителям в улучшении качества преподавания биологии. Бюро райкома партии обязало заведую­ щую отделом народного образования тов. Павленко улучшить преподавание биоло­ гии в школах района на основе диалекти­ ко-материалистического учения И. П. Пав­ лова и П. В. Мичурина, повысить воспи­ тательно© значение этого предмета, приви­ вать учащимся любовь к своей Родине. С целью углубления и расширения знаний учащихся во всех школах района должны быть организованы кружки юных натура­ листов, уголки живой природы. В октябре текущего года решено прове­ сти районную выставку творческих работ учащихся па пришкольных участках и наглядных пособий, изготовленных уча­ щимися. ПРЕДМАЙСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ Б Е Л О Г О Л Ѵ О Р Я Берета горла Белого моря обычно ожи­ вают в первых числах марта. Сюда при­ бывают промысловнкн-зверобой Терского и Саамского районов. Из холодного Белого моря в Барснцово плывут льды. На крупных льдинах лежат тюлени. В первой декаде марта ветер дул с берега и лед относило далеко в море. Рыбаки-зверобои внделп зверя на льди­ нах, но достать его было трудно. Зверобои преодолевали эти трудности. Вот передовая бригада Матвея Ивано­ вича Елисеева (колхоз пмеші Чкалова). Эта бригада первой включилась в пред­ майское соцпалпстігческое соревнование н вызвала все бригады последовать ее при­ меру. Матвей Иванович является бригадиром и секретарем колхозной партийной орга­ низации. Он повседневно и кропотливо передает опыт своей работы молодым ры­ бакам, учит их зверобойному промыслу. В этом маленьком коллективе правиль­ но распределены обязанности между про­ мысловиками. Промысловики дали слово досрочно, за первый квартал (промысел зверя ведется и во втором квартале) за­ вершить план, 15 центнеров продукции дать сверх задания и сдать 99 процентов продукции первым сортом. Бригада с честью сдержала свое слово: к 20 марта выполнила годовой план, после чего продолжала промысел. Самое важное в работе было то, что промысло­ вики не ждали массового подхода зверя к берегу, а охотились за отдельными тю­ ленями. Это и привело к успеху. Вот как это было... Возле берега все шел и шел меікпй лед, а за ним в 50— 100 метрах от берега — крупные льдины, на которых и появлялся изредка зверь. В тот день на берегу из бригады Елисеева охотились двоо — сам Матвей Иванович п Леонид Зайцев, молодой зверобой. С утра зверя нигде не было. К вечеру с прибылой водой тюлени изредка стали появляться. Крупные, заметив лю­ дей, уходили в воду. Па льдах оставались лишь малыши-хохлуши. Матвей Иванович указал Зайцеву: «следи за той льдиной: видишь там зверь, я пойду за пим*. Встав на короткие широкие лылш-колги, подбитые енпзу тюленьей шкурой, Матвей Иванович спустился на лед. Выбирая до­ рогу, он перебрался на примеченную льдину, убил зверя и стал быстро разде- Перед экзаменами в школах лывать его. Зайцев же следил за каждым движепием товарища, чтобы в нужную минуту оказать помощь. Матвей Иванович через 30 минут вернулся обратно. Так, преодолевая трудности, работали зверобои. Матвей Иванович Елисеев с Леонидом Зайцевым в тот вечер добыли 5 зверей. Изо дня в день шел прибрежный зверо­ бойный промысел. К 1 апреля бригада Матвея Ивановича Елисеева выполнила свое задание более чем на 140 процентов. Все бригады зверобоев сельхозартели имени Чкалова досрочно выполнили госу­ дарственный план на промысле. В честь великого всенародного праздника 1 Мая план первого квартала по рыбодобычо и зверобойному промыслу они завершили на 242 процента. Бюро Саамского райкома ВКП(б) вы­ несло решеппе — передать от колхоза «Большевик» переходящее Красное знамя райкома п райисполкома колхозу имени Чкалова за инициативу в предмайском социалистическом соревновании и перевы­ полнение задания первого квартала 1952 года. А. САПЕГИНА. Гремиха. (Наш соб. корр.). ПР Е ДЛОЖЕ НИЯ Н О В А Т О Р О В Недавно работники вагонного депо стан­ ции Мурманск тг. Комолов и Мпхерев внесли рационализаторское предложение использовать прп изготовлении подножек к товарпым вагонам новое приспособле­ ние, кондуктор для сварки заготовок де­ талей. , Предложение было внедрено в произ­ водство и дало хорошие результаты. Если раньше эту работу выполняли двое рабо­ чих, то теперь с ней успешно справляет­ ся один сварщик. Повысилось качество деталей и увеличилась производительность труда сварщика. В технический отдел вагонного депо поступает много рационализаторских пред­ ложений от рабочих, инженеров и тех- предложено девять усовершенствований. Восемь пз них уже проведепы в жизнь. Наиболее ценным нововведением яв ­ ляется пружинное приспособление для ис­ пытания гпдро-ппевматичеекпх тумбочек, которыми поднимают вагоны для смсны подшппппков. Тумбочки быстро изнаши­ ваются и их часто ремонтируют. Испыта­ ния отремонтированных тумбочек раньше производились «па-глазок», что приводило подчас к ошибкам. Слесарь-монтажник тов. Мпхорев вместе со старшим инженером депо тов. Кузне­ цовым сконструировали особое приспособ­ ление для испытания тумбочек после ре­ монта. Предложение рационализаторов поз­ волило увеличить срок службы гидро- ников. Только за два месяца этого года пневматических тумбочек в два раза. Еще в прошлом году горловины буфер­ ных станков в вагонном депо опрессовы- валпсь вручную. Работа шла медленно, было немало случаев бракодельствз. Куз- иец-рессорщпк тов. Крнвченко предложил использовать для опрессовки горловин игпамп. В итоге — в несколько раз уве­ личилась производительность труда, по­ выситесь качество деталей н облегчился труд рабочих. Ценное предложение внес мастер ин­ струментального цеха тов. Бреев. 0п усо­ вершенствовал струбцину для сверления отверстии в раме вагона. Это предложе­ ние также намного ускоряет и облегчает рабогу сверловщика. 3. ЧИРКОВА. В борЬбе за вЬісокое качество продукции Семинар секретарей первичных, комсомольских организаций Ha-днях закончил работу трехдневный семинар секретарей первичных комсомоль­ ских организаций Саамского района. Па семинаре были прочитаны доклады: «О росте рядов ВЛКСМ и работа с b h o b f . принятыми в комсомол», «Учет и отчет­ ность в первичных комсомольских органи­ зациях», «Задачи комсомольских органи­ заций в постановке агптацпонио-маооовой работы», «Моральный обітик. советского молодого человека», «Организация социа­ листического соревнования» и друіпе. Доклады читали секретарь обкома ВЛКСМ тов. Цветкова, секретари райкома ВЛКСМ тт. Нефедьева и Чубарова, заве­ дующий отделом партийных,’ профсоюзных и комсомольских организаций райкома ВКП(б) тов. Калинин, заведующий отде­ лом пропаганды и агитации райкома ВКЩб1) тов. Фнлимопова. Секретари комсомольских организаций тг. Друженькова, Жвакипа, Устинова и Сапилова рассказали присутствующим об опыте работы первичных комсомольских организаций. С большим напряжением трудится сей­ час коллектив Кандалакшского консервно­ го комбината. В письме товарищу П. В. Сталину он принял на себя обяза­ тельство досрочно, к 21 декабря завершить выполнение годовой программы и выпу­ стить сверх плана 150 тысяч банок кон­ сервов. Чтобы выполнить обязательство, капдалакшские рыбообработчики должны на 15 процентов поднять производитель­ ность труда. Они заверили товарища И. В. Сталина в том, что будут настой­ чиво бороться и за повышение качест­ венных показателей: па 3 процента сни­ зить себестоимость продукции и выпус­ кать высшим сортом 86 процентов консер­ вов вместо 83,7 процепта по плану. Готовя достойную встречу 1 Мая, кан- далакшскне консервщики борются за до­ срочное выполнение апрельской програм­ мы, своих обязательств. План первого квартала они выполнили на 118,2 про­ цента. В апреле обязуются дать полтора месячных плана. В цехах кипит напря­ женная работа. По графику в депь необ­ ходимо выпускать по 14 тысяч банок консервов. А. 5 апреля было выпущено 17 тысяч банок, восьмого — 19 тысяч. Достигнуты замечательные успехи в повышении качества продукции. В ре­ зультате широко развернувшегося соревно­ вания за отличное выполнение каждой производственной операции Кандалакш­ ские консервщики в апреле ежедневно дают 91— 92 процента консервов высшим сортом прп плане 83 ,7 процента. А. НОЖИНА. Кандалакша. (Наш соб. корр., по те­ лефону). Путевой обходчик Сатюков По железнодорожному полотну идет че­ ловек. Он внимательно осматривает рель­ сы, проверяет исправность пути. Это — один нз старейших железнодорожников Заполярья, путевой обходчик Федор Андре­ евич Сатюков. Вот уже 27 лет. как он работает на железнодорожном транспорте, в 10-й дистанции пути Кировской маги­ страли. За долголетнюю и безупречную работу тов. Сатюков награжден орденом Ленина и двумя медалями. На закрепленных за Сатюковьгм кило­ метрах — идеальный порядок. Если Фе­ дор Андреевич заметит малейшую неис­ правность. он сразу же сообщает об этом дорожному мастеру и бригадиру пути. Знатный обходчик участвует сейчас в предмайском социалистическом соревнова­ нии, стремится к новым успехам в своей ответственной роботе. П. МАКАРЬИН. Ст. Лопарская. Пооперационный метод работы в швейной мастерской В п а ш е марта работницы швейной мастерской № 1 Мурманского горпромком- бнната вышли на стахановскую вахту в честь всенародного праздника 1 Мая. Взяты повышенные обязательства: закон­ чить четырехмесячпый план к 25 апре­ ля, сдавать продукцию только отличного и хорошего качества. Кроме того, принято решение: всех мастеров по пошпву дам­ ского платья перевести на пооперацион­ ный метод работы 'и таким путем добить­ ся повышения производительности труда на пять процентов. Передовая бригада строителей Коллектив рабочих п служащих первого строительного участка треста «Мурмап- рыбетрой», решив достойно встретить депь 1 Мая, взял па себя повышенные социалистические обязательства и вызвал на соревнование тружеников третьего строительного участка. К 1 Мая мы долж- пы построить пять щитовых домов, зна­ чительно снизив стоимость строительства. Бригады ведут упорную борьбу за то, чтобы сдержать слово. Примером стаха­ новской работы служит комплексная бригада тов. Чешпинцкого. Бригада изо дня в депь перевыполняет сменные зада- Обязательство осуществтено: поопера. ния. Отлично .трудятся члены бригады ционпый метод внедрен. Если раньше все платье от начала до конца шила одна работница, то теперь весь процесс разде­ лен па 6 операций. Работницы добивают­ ся, чтобы каждая операция была выпол­ нена отлично. тт. Змеев. Смирнов, Силин и другпе. К первомайскому празднику мы прпдсм с хорошими показателями в труде. А. СТАРИКОВ. Рабочий. В жизни школ наступил самый ответ­ ственный период — завершающая 4-я четверть. За время, оставшееся до нача­ ла выпускных и переводных экзаменов, предстоит проделать большую работу. Прежде всего, надо позаботиться о пра­ вильной организации повторения прой­ денного материала. Повторение — важная форма учебной работы, которая углубляет знания учащихся об изученных явлениях, законах, теснее связывает их теоретиче­ ские представления с практическими на­ выками, помогает привести в стройную систему приобретенные знания. Итоговое повторение — не просто вос­ произведение в памяти всего того, что бы­ ло изучено ранее. Оно должно быть на­ правлено на главные, узловые вопросы учебного курса. Школы Кандалакши, составляя планы подготовки к экзаменам, уделяют большое внимание повторению, организуя итоговые уроки, беседы, обзорные лекции, консуль­ тации по всем предметам. В школах созданы уголки школь­ ника на тему: «Готовься к экзаменам», «Сдать экзамены на «4» и «5» — твой долг перед Родиной». В этих уголках по­ мещены советы преподавателей, как го­ товиться к экзаменам, как выполнять ре­ жим дня. Уже составлено расписание экзаменов, намечен состав экзаменационных комис­ сий в 10 -х классах, ассистентов в 4— 7-х классах. Проводятся беседы с учащимися на тему: «Как .тучшо готовиться к экза­ менам». С пионерским и комсомольским активом пг-эведены беседы зав. гороно тов. Кушковым о задачах пионерской и комсо­ мольской организаций прп подготдвке к экзаменам. Привлекается внимание родителей к этому важному периоду в жизни школы: в беседах, докладах указывается роль ро­ дителей в дни экзаменов. Родительские собрания состоялись во многих школах города. Городской педагогический кабинет на­ метил ряд мероприятий, которые будут способствовать успешному окончанию учебного года. В школах города 15 учителей впервые будут проводить экоамеиы. Чтобы дать ряд практических указаний этим учителям, педагогический кабинет в этом месяце намечает провести совещание с ними, а также с ассистентами. Педкабпнет одно­ временно запланировал обсуждение доклада «Методика повторения в 4-й четвер­ ти». Методическими об’единепнямн будут обсуждены тексты предложений и задачи к билетам, организована витрина «Лите­ ратура по проведению экзаменов». Большую роль в успешном проведении экзаменов играет правильно организован­ ный режим дня школьников. Чтобы этому вопросу придать широкую гласность, а привлечь к нему внимание родителей школьников, намечено организовать ряд выступлений через местное радиовещание. К выступлениям привлечены учителя, ро­ дители школьнігков и учащиеся. Напри­ мер, учительница 1 -й средней школы тов. Червинская расскажет о задачах родите­ лей в подготовке учащихся к экзаменам, учительница 2-й, школы тов. Перегудова — о режпме дня учащихся в период под­ готовки к экзаменам. Учапшсся-отлич- ипкн Р. Медников, М. Тулин расскажут о том, как они выполняют режим дня и до­ биваются прочных знаний. Опытом подго­ товки к экзаменам комсомольцев поделится ученица 1-й средней школы Л. Рубинш­ тейн. В последней четверти учащиеся часто бывают до отказа загружены домашними заданиями. Проподаватель, давая задаппе на дом, нередко пе интересуется общей нагрузкой, приходящейся на учетька в каждый учебный день. Отсюда и непомер­ ная перегрузка учагцпхся, особенно в вы­ пускных классах. Чтобы избежать этого, педкабпнетом намечено проверить об’ем домашних заданий по 4— 7—10-м клас­ сам. Городской отдел народного образования, педагогический кабинет, школы мобилизо­ вали все педагогические коллективы, уча­ щихся и пх родителей на лучшую подго­ товку и организованное проведение экза­ менов, чтобы с успехом законч ть учеб­ ный год. Л. ЗВОЗСКОВА. Зав. педагогическим кабинетом. * * * Педагогический коллектив 5 -й , средней школы г. Кандалакши с начала года тща­ тельно изучает пробелы в знаниях уча­ щихся п, улучшая качество урока, уплот­ няя опрос и правильно организуя повто­ рение, готовит школьников к экзаменам. Лучшие учителя пашей школы путем продуманной, настойчивой работы с от­ дельными учащимися и с классом в целом сумели дать глубокие и прочные знания учащимся. У преподавателя русского язы­ ка тов. Романенко в I четверти нз 98 учащихся было 18 неуспевающих, в Ш четверти не успевает только четверо. У преподавателей русского языка тг. Безбо­ родко и Соколовой вместо 22 неуспеваю­ щих осталось 6 неуспевающих. Препода­ ватель математики тов. Котлова в I чет­ верти имела б неуспевающих, теперь по математике у нес но успевают четверо. Борьба за дальнейшее погышенне успе­ ваемости остается важнейшей задачей школы п в IV четверти. Непосредственная подготовка к экзаме­ нам в нашей школе началась в III четвер­ ти. На педагогическом совете был обсуж­ ден план ее. Преподаватели отдельных дисциплин наметили основные вопросы повторения и планы повторения доведены до учащихся. Все учителя приступили к заблаговре­ менной подготовке дополнительных мате­ риалов к билетам — подбирают предло­ жения для разбора, задачи по математике и физике’и т. п. Вопросы подготовки к экзаменам (режим дня, порядок повторения и т. д.) #б£ужде- ны с учащимися на классных собраниях. Организована рабочая комната для уча­ щихся. Эта комната ооеапечена необходи­ мыми пособиями, в ней в определенные часы дежурит педагог. Как в классах, так и в коридорах шко­ лы вывешиваются лозунги, мобилизующие внимание учащихся на лучшую подготов­ ку к экзаменам. В ГУ четверти по 4— 9 ллассая со­ стоятся родительские и комсомольские собрания, пионерские сборы, в на которых будут обсуждаться мероприятия, направ­ ленные в а подготовку к экзаменам. м. нотов. Учитель 5-й сродней школы г. Кан­ далакша. * * * С начала учебного года ученики сред­ ней школы пос. Лесной, наряду с изуче­ нием нового материала, повторяли на уро­ ках ранее пройденное. Деятельно началась подготовка к экзаменам в 3-й четверти. В классах были отведены уголки повторения, вывешены схемы разбора предложений. Ученики составили планы повторения, получили советы педагогов. Серьезно готовятся к экзаменам на аттестат зрелости десяпгкласоним. Класс­ ный руководитель 10-го .класса 'іов. Рюн- генен ежедневно проводит с ними допол­ нительные занятия по математике. Боль­ шую работу по подготовке учащихся к экзаменам ведет учительница русского языка Снворыбкнна. Она усиленно трени­ рует десятиклассников в написании изло­ жений и сочинений по курсу литературы, повторяет курс русского языка, который выпускники обязаны знать хорошо. К. ИН0ПИН. пос. Лесной. КНИГИ Л А У Р Е А Т О В С Т А Л И Н С К О Й ПРЕМИИ Слово о мире идружбе народов Активная борьба за мир, за дружбу между народами — одна из ведущих и благородных тем в нашей советской ли­ тературе. Многие поэты и прозаики, дра­ матурги и очеркисты в различных формах и жанрах показывают, как советский на­ род борется за мир, против поджигателей новой войны, войны империалистической, грабительской, несправедливой. Показывать советского человека во всем величии, неустанно трудящегося во имя мира и счастья народов, разоблачать под­ жигателей повой войпы, срывать маску с хитрых и злобствующих врагов мира и человеческого прогресса, лицемерно назы­ вающих себя «гуманистами», — в этом одна пз важнейших задач советских писа­ телей. , Каждое новое произведение, посвящен­ ное борьбе за мир и нерушимую дружбу между народами, приковывает к себе вни­ мание советских читателей. Тем более они внимательно и с волнением пшут такое произведение в списке ' выдающихся ра­ бот, отмеченных высокой наградой — Сталинской премией. Ц и к л ы с т и х о в Николая Тихонова «Два потока» и «На Втором Всемирном Конг­ рессе мира»*) открывают список поэти­ ческих произведений, удостоенных Сталин­ ских премий за 1951 год. *)Нинопай Тихонов. «На втором Все­ мирном Нонгрессе мира» —г журнал «Зпа- >5 6 , 1951 г.; «Два потона» — мя», журнал «Знамя», 8 , 1951 год. Николай Тихонов широко известен не только в нашр.й стране, но н далеко за ее пределами. Это поэт широкого дпапозона, ему по плечу большие темы. Это крупный общественный деятель, один из выдаю­ щихся борцов за мир. Он побывал во мно­ гих странах, многое видел свопмп глазами. Как большой художник, как посланец са­ мой миролюбивой страны, он не мог по видеть, не мог пе прочувствовать всем сердцем того, пасколько тяжела п мучи­ тельна жизнь в капиталистических стра­ нах, особенно в странах, находящихся под колониальным гнетом америкапо-англий- екпх империалистов. Николай Тихонов глазами советского человека, пристальным взглядом художни­ ка увидел и иные силы, набирающие жи­ вительные соки, зреющие под благотвор­ ным втияипем идей мира и дружбы меж­ ду народами Эти силы растут, разви­ ваются, противоборствуют и все более и более дают о себе знать. Цикл стихов «Два потока», посвящен­ ный Пакистану и Афганистану, является как бы творческим отчетом поэта о поезд­ ке в эти страны. Но это не записки и не обычный дневник бесстрастного наблю­ дателя, а голос поэта-борца за мир и счастье пародов Ужѳ первые строки пер­ вого стихотворения «Мы летим через Гин­ дукуш» подкупают своей искропностью и теплотой. Поэт образно п в то же время трогательно передает момент, когда само­ лет пересекает границу, границу ‘ двух миров. С поворота внезапно крутого Дальних гор я увидел кайму, Словно в песне кипящее слово. Ширь кипящей на солнце Аму. А навстречу плывя, желтолица. Нарастала барханов гряда. Этот миг — переходим границу — Отзывается в сердце всегда. Поэт покидает свою страну на корот­ кий срок, но ему хочется, как и каждо­ му советскому человеку в таком случае, окинуть взором родную землю, которая живет большой трудовой, мирной жпзпью. Оглянувшись с небесного склона. На родной я увидел земле Грузовик, что бежал вдоль зеленых. Наклоненных к Термезу полей. И вот пошла чужая сторона, сожжен­ ная пустыпя в ржавых пятнах. Самолет проходит сквозь ледяные пожп Гиндуку­ ша, а Гпндукуш — означает «смерть ин­ дусам». По поэт не согласен с этпм мрач­ ным названием. Оп — представитель стропы, утверждающей жизпь и счастье, и потому с полным правом п основанием приветствует жизнь. Поэт, приветствуя иашпх друзей, про­ стых и честных тружеников, живущих за Хайбером и Ипдом, говорит, что советские людп измеряют дружбу широкою мерой, чистой мерой. Хайберскии проход — узкая теснина в горах, самый важный путь в Индию с севера из Афганистана. В стихотворе­ нии «В ХаПберском проходе» поэт расска­ зывает о том. как жители этих мест, где деревца но найдешь, где птица— п т а по поет, вели ожесточенную борьбу с бри­ т ан ск и й полками. И поныне здесь само слово «англичанин» вызывает ненависть. Оно н нонятно, ведь английские колони­ заторы несли сюда только разорение п произвол. Поат говорит об угрюмом, но настороженном и иепокоренном патане — жителе этих мест. Есть в цикле стихов Николая Тихонова одно пеболыиоо стихотворение «Инд». В пем всего восемь строк, по оно волнует глубоким смыслом, мягким лиризмом и оп­ тимизмом, как большое произведение. Вот оно. Я рад. что видел у Аттока Могучий Инд в расцвете сил И весь размах его потока. Который землю веселил. И я. смотря, как дышит долгий. Пришедший с гор высокий вал. Ог имени могучей Волги Ему здоровья пожелал. П. Тпхопов. широко пользуясь поэти­ ческими средствами, кистью талантливого п тонкого художника, рисует картппу бо­ гатства и роскошп мепыппнетва и ужа­ сающей бедности большинства. Сливалась сытость неба С обилием земным, И, если рай и пе был. То здесь был ощутим. А в рощице напротив. Блестя худым плечом. Сидит старик в лохмотьях Под ивой, над ручьем. В тени ли дремлет пестрой. В ручье ль считает рыб... — Нет, нет, он умер просто С голоду, сагиб! В дружбе с Советским Союзом простые люди всех стран видят главное условие своей свободы и независимости, чира и безопасности. К Москве — светочу мига — тянутся они своими мыслями и свои­ ми сердцами. Хорошо передал поэт это глубокое чув­ ство, надежду п уверенность миллионов людей. — Сколько ни ходи, товарищ. Вокруг света, В самой дальней дали Будешь слышать вдруг: «Есть Москва на свете, Передай привет ей». — Есть Москва1 — Сказал нам неизвестный друг. Эта же мысль ярко и убедительно про­ водится в стихотворении «Коробка сига­ рет» и во многих других стихотворениях. Тема дружбы между народами особенно широко раскрывается поэтом в цикле его стихов «Па Втором Всемирном Конгрессе мира?'. Перед нами возникает волнующая картина Конгресса, новая, похорошевшая Варшава, вставшая пз руин и пепла во­ лей освобожденного польского парода, бла­ годаря бескорыстной покощп нашей стра­ ны. Па Конгресс с’ехалиоь послапцы со- теп и сотеп миллионов людей — сторон­ ников мира. Па Варшавском Конгрессе присутство­ вала и выступала дочь корейского народа Пак Ден Ай. Её выступление произвело неизгладимое впечатление. И поэт сумел найти краски, чтобы описать этот вол­ нующий момент: Как описать неслыханно простое И где сказать рассказу: начішай! Сорзался зал со всех своих устоев, Когда сошла с трибуны Пак Ден Ай... Крутом кричали, плакали и пели. Одной семьей, как будто все свои. Е ё несли, купая, как в купели, В неистовстве невиданной любпи. С сердечной теплотой рисуя портреты честных борцов за мир всех рас и наций. Николай Тихонов пускает в ход оружие гневного, обличительного слова, когда изображает фашиствующего, продажного вашингтонского журналиста, который «к неграм бросился взревевши, занеся незри­ мый хлыст». Сила стихов Николая Тихонова — в жизненной правде. Он не выдумывает, не сочиняет темы, а берет нх пз богатейше­ го источника действительности. Поэт слу­ шает рассказ горца далекой страны, куда донеслась весть о смерти великого Ленина. Это было давно, но и сейчас об этом пе­ чальном дне вспоминает простой человек. Николай Тихонов поѳт-патрнот. Где бы он нн был, он чувствует себя граждани­ ном страны социализма, страны мирного, созидательного труда. Его мысли всегда обращаются к Родине. И в кругу своих новых друзей, в далеком Пакистане, в дружеской беседе, затянувшейся до позд­ него часа, поэт мысленно переносится в свою страну. Уж горел над нами Звездный хвост павлиний. Манговая роща Сонная шуршит... А сейчас в России На деревьях иней ... Это пѳ для справки. Это для души. Проникновенные стихи Николая Тихо­ нова с большой выразительностью пока­ зывают, что советские люди, идущие в авангарде свободолюбивых народов, в своей активной борьбе за мир пе одиноки, что растет и крепнет дружба между наро­ дами, их готовность защищать справедли­ вое дело мира во всем миро. Этому благородному делу служит и поэзия Николая Тихонова. А. СУРГАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz