Полярная правда. 1952, апрель.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А J* 87 (7193) 11 апреля 1 9 8 2 г. Бюро райкома ВКП(б) обсуждает вопрос о преподавании биологии в школах Бюро Кольского райкома ВКП(б) обсу- дню вопроо о преподавании бпологии в школах района. С докладом на заседайте бюро в с т у п и л а заведующая районным отделом народного образования тов. Пав ленко. Оьа рассказала о том, что боль шинство учителей биологии доступно из лагает материал на уроках, старается при вить учащимся прочные п глубокие зна ния, применяя наглядные пособия для лучшего усвоения материала учащимися. В изучении биологии большую помощь ока зывают экскурсии, работа кружков юных .'ійтуралпстов. Такие кружки организова ны в Кольской п Кильдннокой школах. Однако, как отметило бюро, в препода вании биологии имеются еще серьезные недостатки. Изучаемый материал по всегда увязывается о практикой, учащиеся недо статочно знакомятся о достижениями пе редовой советской биологии по выведению новых видов сельскохозяйственных куль тур и новых пород животных, о передо выми методами получения высоких уро жаев. Допускаются еще случаи проведе ния уроков на низком идейно-теоретиче ском и педагогическом уровне. • В Мурмашігнской, Пагорловекой и дру- гпх школах не организованы опытно-пс- следовательокая работа и наблюдение уча щихся ва жизнью п изменением растений и животных в связи с изменением усло вий окружающей пх среды. Школы рай она не имеют тесной связи с колхозами и совхозами района, Мичуринским опорным пунктом н детской юннатской станцией. Вследствие недостатков в преподавании биологии, в школах района по этому пред мету не успевают 28 учащихся пз 1586. Районный отдел народного образования и районный педаготичеекпй кабинет мало оказывают помощи учителям в улучшении качества преподавания биологии. Бюро райкома партии обязало заведую щую отделом народного образования тов. Павленко улучшить преподавание биоло гии в школах района на основе диалекти ко-материалистического учения И. П. Пав лова и П. В. Мичурина, повысить воспи тательно© значение этого предмета, приви вать учащимся любовь к своей Родине. С целью углубления и расширения знаний учащихся во всех школах района должны быть организованы кружки юных натура листов, уголки живой природы. В октябре текущего года решено прове сти районную выставку творческих работ учащихся па пришкольных участках и наглядных пособий, изготовленных уча щимися. ПРЕДМАЙСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ Б Е Л О Г О Л Ѵ О Р Я Берета горла Белого моря обычно ожи вают в первых числах марта. Сюда при бывают промысловнкн-зверобой Терского и Саамского районов. Из холодного Белого моря в Барснцово плывут льды. На крупных льдинах лежат тюлени. В первой декаде марта ветер дул с берега и лед относило далеко в море. Рыбаки-зверобои внделп зверя на льди нах, но достать его было трудно. Зверобои преодолевали эти трудности. Вот передовая бригада Матвея Ивано вича Елисеева (колхоз пмеші Чкалова). Эта бригада первой включилась в пред майское соцпалпстігческое соревнование н вызвала все бригады последовать ее при меру. Матвей Иванович является бригадиром и секретарем колхозной партийной орга низации. Он повседневно и кропотливо передает опыт своей работы молодым ры бакам, учит их зверобойному промыслу. В этом маленьком коллективе правиль но распределены обязанности между про мысловиками. Промысловики дали слово досрочно, за первый квартал (промысел зверя ведется и во втором квартале) за вершить план, 15 центнеров продукции дать сверх задания и сдать 99 процентов продукции первым сортом. Бригада с честью сдержала свое слово: к 20 марта выполнила годовой план, после чего продолжала промысел. Самое важное в работе было то, что промысло вики не ждали массового подхода зверя к берегу, а охотились за отдельными тю ленями. Это и привело к успеху. Вот как это было... Возле берега все шел и шел меікпй лед, а за ним в 50— 100 метрах от берега — крупные льдины, на которых и появлялся изредка зверь. В тот день на берегу из бригады Елисеева охотились двоо — сам Матвей Иванович п Леонид Зайцев, молодой зверобой. С утра зверя нигде не было. К вечеру с прибылой водой тюлени изредка стали появляться. Крупные, заметив лю дей, уходили в воду. Па льдах оставались лишь малыши-хохлуши. Матвей Иванович указал Зайцеву: «следи за той льдиной: видишь там зверь, я пойду за пим*. Встав на короткие широкие лылш-колги, подбитые енпзу тюленьей шкурой, Матвей Иванович спустился на лед. Выбирая до рогу, он перебрался на примеченную льдину, убил зверя и стал быстро разде- Перед экзаменами в школах лывать его. Зайцев же следил за каждым движепием товарища, чтобы в нужную минуту оказать помощь. Матвей Иванович через 30 минут вернулся обратно. Так, преодолевая трудности, работали зверобои. Матвей Иванович Елисеев с Леонидом Зайцевым в тот вечер добыли 5 зверей. Изо дня в день шел прибрежный зверо бойный промысел. К 1 апреля бригада Матвея Ивановича Елисеева выполнила свое задание более чем на 140 процентов. Все бригады зверобоев сельхозартели имени Чкалова досрочно выполнили госу дарственный план на промысле. В честь великого всенародного праздника 1 Мая план первого квартала по рыбодобычо и зверобойному промыслу они завершили на 242 процента. Бюро Саамского райкома ВКП(б) вы несло решеппе — передать от колхоза «Большевик» переходящее Красное знамя райкома п райисполкома колхозу имени Чкалова за инициативу в предмайском социалистическом соревновании и перевы полнение задания первого квартала 1952 года. А. САПЕГИНА. Гремиха. (Наш соб. корр.). ПР Е ДЛОЖЕ НИЯ Н О В А Т О Р О В Недавно работники вагонного депо стан ции Мурманск тг. Комолов и Мпхерев внесли рационализаторское предложение использовать прп изготовлении подножек к товарпым вагонам новое приспособле ние, кондуктор для сварки заготовок де талей. , Предложение было внедрено в произ водство и дало хорошие результаты. Если раньше эту работу выполняли двое рабо чих, то теперь с ней успешно справляет ся один сварщик. Повысилось качество деталей и увеличилась производительность труда сварщика. В технический отдел вагонного депо поступает много рационализаторских пред ложений от рабочих, инженеров и тех- предложено девять усовершенствований. Восемь пз них уже проведепы в жизнь. Наиболее ценным нововведением яв ляется пружинное приспособление для ис пытания гпдро-ппевматичеекпх тумбочек, которыми поднимают вагоны для смсны подшппппков. Тумбочки быстро изнаши ваются и их часто ремонтируют. Испыта ния отремонтированных тумбочек раньше производились «па-глазок», что приводило подчас к ошибкам. Слесарь-монтажник тов. Мпхорев вместе со старшим инженером депо тов. Кузне цовым сконструировали особое приспособ ление для испытания тумбочек после ре монта. Предложение рационализаторов поз волило увеличить срок службы гидро- ников. Только за два месяца этого года пневматических тумбочек в два раза. Еще в прошлом году горловины буфер ных станков в вагонном депо опрессовы- валпсь вручную. Работа шла медленно, было немало случаев бракодельствз. Куз- иец-рессорщпк тов. Крнвченко предложил использовать для опрессовки горловин игпамп. В итоге — в несколько раз уве личилась производительность труда, по выситесь качество деталей н облегчился труд рабочих. Ценное предложение внес мастер ин струментального цеха тов. Бреев. 0п усо вершенствовал струбцину для сверления отверстии в раме вагона. Это предложе ние также намного ускоряет и облегчает рабогу сверловщика. 3. ЧИРКОВА. В борЬбе за вЬісокое качество продукции Семинар секретарей первичных, комсомольских организаций Ha-днях закончил работу трехдневный семинар секретарей первичных комсомоль ских организаций Саамского района. Па семинаре были прочитаны доклады: «О росте рядов ВЛКСМ и работа с b h o b f . принятыми в комсомол», «Учет и отчет ность в первичных комсомольских органи зациях», «Задачи комсомольских органи заций в постановке агптацпонио-маооовой работы», «Моральный обітик. советского молодого человека», «Организация социа листического соревнования» и друіпе. Доклады читали секретарь обкома ВЛКСМ тов. Цветкова, секретари райкома ВЛКСМ тт. Нефедьева и Чубарова, заве дующий отделом партийных,’ профсоюзных и комсомольских организаций райкома ВКП(б) тов. Калинин, заведующий отде лом пропаганды и агитации райкома ВКЩб1) тов. Фнлимопова. Секретари комсомольских организаций тг. Друженькова, Жвакипа, Устинова и Сапилова рассказали присутствующим об опыте работы первичных комсомольских организаций. С большим напряжением трудится сей час коллектив Кандалакшского консервно го комбината. В письме товарищу П. В. Сталину он принял на себя обяза тельство досрочно, к 21 декабря завершить выполнение годовой программы и выпу стить сверх плана 150 тысяч банок кон сервов. Чтобы выполнить обязательство, капдалакшские рыбообработчики должны на 15 процентов поднять производитель ность труда. Они заверили товарища И. В. Сталина в том, что будут настой чиво бороться и за повышение качест венных показателей: па 3 процента сни зить себестоимость продукции и выпус кать высшим сортом 86 процентов консер вов вместо 83,7 процепта по плану. Готовя достойную встречу 1 Мая, кан- далакшскне консервщики борются за до срочное выполнение апрельской програм мы, своих обязательств. План первого квартала они выполнили на 118,2 про цента. В апреле обязуются дать полтора месячных плана. В цехах кипит напря женная работа. По графику в депь необ ходимо выпускать по 14 тысяч банок консервов. А. 5 апреля было выпущено 17 тысяч банок, восьмого — 19 тысяч. Достигнуты замечательные успехи в повышении качества продукции. В ре зультате широко развернувшегося соревно вания за отличное выполнение каждой производственной операции Кандалакш ские консервщики в апреле ежедневно дают 91— 92 процента консервов высшим сортом прп плане 83 ,7 процента. А. НОЖИНА. Кандалакша. (Наш соб. корр., по те лефону). Путевой обходчик Сатюков По железнодорожному полотну идет че ловек. Он внимательно осматривает рель сы, проверяет исправность пути. Это — один нз старейших железнодорожников Заполярья, путевой обходчик Федор Андре евич Сатюков. Вот уже 27 лет. как он работает на железнодорожном транспорте, в 10-й дистанции пути Кировской маги страли. За долголетнюю и безупречную работу тов. Сатюков награжден орденом Ленина и двумя медалями. На закрепленных за Сатюковьгм кило метрах — идеальный порядок. Если Фе дор Андреевич заметит малейшую неис правность. он сразу же сообщает об этом дорожному мастеру и бригадиру пути. Знатный обходчик участвует сейчас в предмайском социалистическом соревнова нии, стремится к новым успехам в своей ответственной роботе. П. МАКАРЬИН. Ст. Лопарская. Пооперационный метод работы в швейной мастерской В п а ш е марта работницы швейной мастерской № 1 Мурманского горпромком- бнната вышли на стахановскую вахту в честь всенародного праздника 1 Мая. Взяты повышенные обязательства: закон чить четырехмесячпый план к 25 апре ля, сдавать продукцию только отличного и хорошего качества. Кроме того, принято решение: всех мастеров по пошпву дам ского платья перевести на пооперацион ный метод работы 'и таким путем добить ся повышения производительности труда на пять процентов. Передовая бригада строителей Коллектив рабочих п служащих первого строительного участка треста «Мурмап- рыбетрой», решив достойно встретить депь 1 Мая, взял па себя повышенные социалистические обязательства и вызвал на соревнование тружеников третьего строительного участка. К 1 Мая мы долж- пы построить пять щитовых домов, зна чительно снизив стоимость строительства. Бригады ведут упорную борьбу за то, чтобы сдержать слово. Примером стаха новской работы служит комплексная бригада тов. Чешпинцкого. Бригада изо дня в депь перевыполняет сменные зада- Обязательство осуществтено: поопера. ния. Отлично .трудятся члены бригады ционпый метод внедрен. Если раньше все платье от начала до конца шила одна работница, то теперь весь процесс разде лен па 6 операций. Работницы добивают ся, чтобы каждая операция была выпол нена отлично. тт. Змеев. Смирнов, Силин и другпе. К первомайскому празднику мы прпдсм с хорошими показателями в труде. А. СТАРИКОВ. Рабочий. В жизни школ наступил самый ответ ственный период — завершающая 4-я четверть. За время, оставшееся до нача ла выпускных и переводных экзаменов, предстоит проделать большую работу. Прежде всего, надо позаботиться о пра вильной организации повторения прой денного материала. Повторение — важная форма учебной работы, которая углубляет знания учащихся об изученных явлениях, законах, теснее связывает их теоретиче ские представления с практическими на выками, помогает привести в стройную систему приобретенные знания. Итоговое повторение — не просто вос произведение в памяти всего того, что бы ло изучено ранее. Оно должно быть на правлено на главные, узловые вопросы учебного курса. Школы Кандалакши, составляя планы подготовки к экзаменам, уделяют большое внимание повторению, организуя итоговые уроки, беседы, обзорные лекции, консуль тации по всем предметам. В школах созданы уголки школь ника на тему: «Готовься к экзаменам», «Сдать экзамены на «4» и «5» — твой долг перед Родиной». В этих уголках по мещены советы преподавателей, как го товиться к экзаменам, как выполнять ре жим дня. Уже составлено расписание экзаменов, намечен состав экзаменационных комис сий в 10 -х классах, ассистентов в 4— 7-х классах. Проводятся беседы с учащимися на тему: «Как .тучшо готовиться к экза менам». С пионерским и комсомольским активом пг-эведены беседы зав. гороно тов. Кушковым о задачах пионерской и комсо мольской организаций прп подготдвке к экзаменам. Привлекается внимание родителей к этому важному периоду в жизни школы: в беседах, докладах указывается роль ро дителей в дни экзаменов. Родительские собрания состоялись во многих школах города. Городской педагогический кабинет на метил ряд мероприятий, которые будут способствовать успешному окончанию учебного года. В школах города 15 учителей впервые будут проводить экоамеиы. Чтобы дать ряд практических указаний этим учителям, педагогический кабинет в этом месяце намечает провести совещание с ними, а также с ассистентами. Педкабпнет одно временно запланировал обсуждение доклада «Методика повторения в 4-й четвер ти». Методическими об’единепнямн будут обсуждены тексты предложений и задачи к билетам, организована витрина «Лите ратура по проведению экзаменов». Большую роль в успешном проведении экзаменов играет правильно организован ный режим дня школьников. Чтобы этому вопросу придать широкую гласность, а привлечь к нему внимание родителей школьников, намечено организовать ряд выступлений через местное радиовещание. К выступлениям привлечены учителя, ро дители школьнігков и учащиеся. Напри мер, учительница 1 -й средней школы тов. Червинская расскажет о задачах родите лей в подготовке учащихся к экзаменам, учительница 2-й, школы тов. Перегудова — о режпме дня учащихся в период под готовки к экзаменам. Учапшсся-отлич- ипкн Р. Медников, М. Тулин расскажут о том, как они выполняют режим дня и до биваются прочных знаний. Опытом подго товки к экзаменам комсомольцев поделится ученица 1-й средней школы Л. Рубинш тейн. В последней четверти учащиеся часто бывают до отказа загружены домашними заданиями. Проподаватель, давая задаппе на дом, нередко пе интересуется общей нагрузкой, приходящейся на учетька в каждый учебный день. Отсюда и непомер ная перегрузка учагцпхся, особенно в вы пускных классах. Чтобы избежать этого, педкабпнетом намечено проверить об’ем домашних заданий по 4— 7—10-м клас сам. Городской отдел народного образования, педагогический кабинет, школы мобилизо вали все педагогические коллективы, уча щихся и пх родителей на лучшую подго товку и организованное проведение экза менов, чтобы с успехом законч ть учеб ный год. Л. ЗВОЗСКОВА. Зав. педагогическим кабинетом. * * * Педагогический коллектив 5 -й , средней школы г. Кандалакши с начала года тща тельно изучает пробелы в знаниях уча щихся п, улучшая качество урока, уплот няя опрос и правильно организуя повто рение, готовит школьников к экзаменам. Лучшие учителя пашей школы путем продуманной, настойчивой работы с от дельными учащимися и с классом в целом сумели дать глубокие и прочные знания учащимся. У преподавателя русского язы ка тов. Романенко в I четверти нз 98 учащихся было 18 неуспевающих, в Ш четверти не успевает только четверо. У преподавателей русского языка тг. Безбо родко и Соколовой вместо 22 неуспеваю щих осталось 6 неуспевающих. Препода ватель математики тов. Котлова в I чет верти имела б неуспевающих, теперь по математике у нес но успевают четверо. Борьба за дальнейшее погышенне успе ваемости остается важнейшей задачей школы п в IV четверти. Непосредственная подготовка к экзаме нам в нашей школе началась в III четвер ти. На педагогическом совете был обсуж ден план ее. Преподаватели отдельных дисциплин наметили основные вопросы повторения и планы повторения доведены до учащихся. Все учителя приступили к заблаговре менной подготовке дополнительных мате риалов к билетам — подбирают предло жения для разбора, задачи по математике и физике’и т. п. Вопросы подготовки к экзаменам (режим дня, порядок повторения и т. д.) #б£ужде- ны с учащимися на классных собраниях. Организована рабочая комната для уча щихся. Эта комната ооеапечена необходи мыми пособиями, в ней в определенные часы дежурит педагог. Как в классах, так и в коридорах шко лы вывешиваются лозунги, мобилизующие внимание учащихся на лучшую подготов ку к экзаменам. В ГУ четверти по 4— 9 ллассая со стоятся родительские и комсомольские собрания, пионерские сборы, в на которых будут обсуждаться мероприятия, направ ленные в а подготовку к экзаменам. м. нотов. Учитель 5-й сродней школы г. Кан далакша. * * * С начала учебного года ученики сред ней школы пос. Лесной, наряду с изуче нием нового материала, повторяли на уро ках ранее пройденное. Деятельно началась подготовка к экзаменам в 3-й четверти. В классах были отведены уголки повторения, вывешены схемы разбора предложений. Ученики составили планы повторения, получили советы педагогов. Серьезно готовятся к экзаменам на аттестат зрелости десяпгкласоним. Класс ный руководитель 10-го .класса 'іов. Рюн- генен ежедневно проводит с ними допол нительные занятия по математике. Боль шую работу по подготовке учащихся к экзаменам ведет учительница русского языка Снворыбкнна. Она усиленно трени рует десятиклассников в написании изло жений и сочинений по курсу литературы, повторяет курс русского языка, который выпускники обязаны знать хорошо. К. ИН0ПИН. пос. Лесной. КНИГИ Л А У Р Е А Т О В С Т А Л И Н С К О Й ПРЕМИИ Слово о мире идружбе народов Активная борьба за мир, за дружбу между народами — одна из ведущих и благородных тем в нашей советской ли тературе. Многие поэты и прозаики, дра матурги и очеркисты в различных формах и жанрах показывают, как советский на род борется за мир, против поджигателей новой войны, войны империалистической, грабительской, несправедливой. Показывать советского человека во всем величии, неустанно трудящегося во имя мира и счастья народов, разоблачать под жигателей повой войпы, срывать маску с хитрых и злобствующих врагов мира и человеческого прогресса, лицемерно назы вающих себя «гуманистами», — в этом одна пз важнейших задач советских писа телей. , Каждое новое произведение, посвящен ное борьбе за мир и нерушимую дружбу между народами, приковывает к себе вни мание советских читателей. Тем более они внимательно и с волнением пшут такое произведение в списке ' выдающихся ра бот, отмеченных высокой наградой — Сталинской премией. Ц и к л ы с т и х о в Николая Тихонова «Два потока» и «На Втором Всемирном Конг рессе мира»*) открывают список поэти ческих произведений, удостоенных Сталин ских премий за 1951 год. *)Нинопай Тихонов. «На втором Все мирном Нонгрессе мира» —г журнал «Зпа- >5 6 , 1951 г.; «Два потона» — мя», журнал «Знамя», 8 , 1951 год. Николай Тихонов широко известен не только в нашр.й стране, но н далеко за ее пределами. Это поэт широкого дпапозона, ему по плечу большие темы. Это крупный общественный деятель, один из выдаю щихся борцов за мир. Он побывал во мно гих странах, многое видел свопмп глазами. Как большой художник, как посланец са мой миролюбивой страны, он не мог по видеть, не мог пе прочувствовать всем сердцем того, пасколько тяжела п мучи тельна жизнь в капиталистических стра нах, особенно в странах, находящихся под колониальным гнетом америкапо-англий- екпх империалистов. Николай Тихонов глазами советского человека, пристальным взглядом художни ка увидел и иные силы, набирающие жи вительные соки, зреющие под благотвор ным втияипем идей мира и дружбы меж ду народами Эти силы растут, разви ваются, противоборствуют и все более и более дают о себе знать. Цикл стихов «Два потока», посвящен ный Пакистану и Афганистану, является как бы творческим отчетом поэта о поезд ке в эти страны. Но это не записки и не обычный дневник бесстрастного наблю дателя, а голос поэта-борца за мир и счастье пародов Ужѳ первые строки пер вого стихотворения «Мы летим через Гин дукуш» подкупают своей искропностью и теплотой. Поэт образно п в то же время трогательно передает момент, когда само лет пересекает границу, границу ‘ двух миров. С поворота внезапно крутого Дальних гор я увидел кайму, Словно в песне кипящее слово. Ширь кипящей на солнце Аму. А навстречу плывя, желтолица. Нарастала барханов гряда. Этот миг — переходим границу — Отзывается в сердце всегда. Поэт покидает свою страну на корот кий срок, но ему хочется, как и каждо му советскому человеку в таком случае, окинуть взором родную землю, которая живет большой трудовой, мирной жпзпью. Оглянувшись с небесного склона. На родной я увидел земле Грузовик, что бежал вдоль зеленых. Наклоненных к Термезу полей. И вот пошла чужая сторона, сожжен ная пустыпя в ржавых пятнах. Самолет проходит сквозь ледяные пожп Гиндуку ша, а Гпндукуш — означает «смерть ин дусам». По поэт не согласен с этпм мрач ным названием. Оп — представитель стропы, утверждающей жизпь и счастье, и потому с полным правом п основанием приветствует жизнь. Поэт, приветствуя иашпх друзей, про стых и честных тружеников, живущих за Хайбером и Ипдом, говорит, что советские людп измеряют дружбу широкою мерой, чистой мерой. Хайберскии проход — узкая теснина в горах, самый важный путь в Индию с севера из Афганистана. В стихотворе нии «В ХаПберском проходе» поэт расска зывает о том. как жители этих мест, где деревца но найдешь, где птица— п т а по поет, вели ожесточенную борьбу с бри т ан ск и й полками. И поныне здесь само слово «англичанин» вызывает ненависть. Оно н нонятно, ведь английские колони заторы несли сюда только разорение п произвол. Поат говорит об угрюмом, но настороженном и иепокоренном патане — жителе этих мест. Есть в цикле стихов Николая Тихонова одно пеболыиоо стихотворение «Инд». В пем всего восемь строк, по оно волнует глубоким смыслом, мягким лиризмом и оп тимизмом, как большое произведение. Вот оно. Я рад. что видел у Аттока Могучий Инд в расцвете сил И весь размах его потока. Который землю веселил. И я. смотря, как дышит долгий. Пришедший с гор высокий вал. Ог имени могучей Волги Ему здоровья пожелал. П. Тпхопов. широко пользуясь поэти ческими средствами, кистью талантливого п тонкого художника, рисует картппу бо гатства и роскошп мепыппнетва и ужа сающей бедности большинства. Сливалась сытость неба С обилием земным, И, если рай и пе был. То здесь был ощутим. А в рощице напротив. Блестя худым плечом. Сидит старик в лохмотьях Под ивой, над ручьем. В тени ли дремлет пестрой. В ручье ль считает рыб... — Нет, нет, он умер просто С голоду, сагиб! В дружбе с Советским Союзом простые люди всех стран видят главное условие своей свободы и независимости, чира и безопасности. К Москве — светочу мига — тянутся они своими мыслями и свои ми сердцами. Хорошо передал поэт это глубокое чув ство, надежду п уверенность миллионов людей. — Сколько ни ходи, товарищ. Вокруг света, В самой дальней дали Будешь слышать вдруг: «Есть Москва на свете, Передай привет ей». — Есть Москва1 — Сказал нам неизвестный друг. Эта же мысль ярко и убедительно про водится в стихотворении «Коробка сига рет» и во многих других стихотворениях. Тема дружбы между народами особенно широко раскрывается поэтом в цикле его стихов «Па Втором Всемирном Конгрессе мира?'. Перед нами возникает волнующая картина Конгресса, новая, похорошевшая Варшава, вставшая пз руин и пепла во лей освобожденного польского парода, бла годаря бескорыстной покощп нашей стра ны. Па Конгресс с’ехалиоь послапцы со- теп и сотеп миллионов людей — сторон ников мира. Па Варшавском Конгрессе присутство вала и выступала дочь корейского народа Пак Ден Ай. Её выступление произвело неизгладимое впечатление. И поэт сумел найти краски, чтобы описать этот вол нующий момент: Как описать неслыханно простое И где сказать рассказу: начішай! Сорзался зал со всех своих устоев, Когда сошла с трибуны Пак Ден Ай... Крутом кричали, плакали и пели. Одной семьей, как будто все свои. Е ё несли, купая, как в купели, В неистовстве невиданной любпи. С сердечной теплотой рисуя портреты честных борцов за мир всех рас и наций. Николай Тихонов пускает в ход оружие гневного, обличительного слова, когда изображает фашиствующего, продажного вашингтонского журналиста, который «к неграм бросился взревевши, занеся незри мый хлыст». Сила стихов Николая Тихонова — в жизненной правде. Он не выдумывает, не сочиняет темы, а берет нх пз богатейше го источника действительности. Поэт слу шает рассказ горца далекой страны, куда донеслась весть о смерти великого Ленина. Это было давно, но и сейчас об этом пе чальном дне вспоминает простой человек. Николай Тихонов поѳт-патрнот. Где бы он нн был, он чувствует себя граждани ном страны социализма, страны мирного, созидательного труда. Его мысли всегда обращаются к Родине. И в кругу своих новых друзей, в далеком Пакистане, в дружеской беседе, затянувшейся до позд него часа, поэт мысленно переносится в свою страну. Уж горел над нами Звездный хвост павлиний. Манговая роща Сонная шуршит... А сейчас в России На деревьях иней ... Это пѳ для справки. Это для души. Проникновенные стихи Николая Тихо нова с большой выразительностью пока зывают, что советские люди, идущие в авангарде свободолюбивых народов, в своей активной борьбе за мир пе одиноки, что растет и крепнет дружба между наро дами, их готовность защищать справедли вое дело мира во всем миро. Этому благородному делу служит и поэзия Николая Тихонова. А. СУРГАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz