Полярная правда. 1935, январь.
Отчетный доклад товарища МОЛОТОВА о работе правительства VII с'езду советов СССР незначительно. Это значит, что у крестьянских масс в капиталисти- многих рабочих, имеющих работу, ческих странах и колониях еще заработная плата понижена. Таким образом, капитализм стремится вы браться из кризиса за счет рабочих, за счет трудящихся. В отношении сельского хозяйства в капиталистических и колониаль ных странах 1934 год был годом значительного недорода зерновых и технических культур, а также годом дальнейшего упадка животноводства. В целях вздувания цен на продук цию помещичьих и кулацких хозяйств буржуазные правительства ведут нередко политику прямого сокраще ния посевных площадей и политику отказа от машинной техники в зе мледелии, но этим они только обре кают сельское хозяйство на дегра дацию. В связи с этим, положение больше ухудшилось. Таким образом то, что делалось правящими круга ми для уменьшения кризиса в стра нах капитала, делалось за счет кре стьян, за счет трудящихся в поль зу господствующих эксплоататорских классов. После этого не трудно сравнить дав линии мирового развития. / Под‘ем народного хозяйства, не уклонно идущий из года в год—путь развития СССР, страны строящего ся социализма. Кризис промышлен ности и всего народного хозяйства, продолжающийся в течение более пяти лет п, несмотря на некоторое улучшение, не открывающий пер спектив для нового расцвета—таков путь развития капиталистических стран, путь загнивающего капита лизма. Нашу территорию, где не было и нет экономического кризиса, отде ляют от капиталистических стран, где кризис причинял и еще при- ограниченные возможности для эко номического и культурного под‘ема. Как в 1917 году Россия своей Октябрьской революцией показала путь к окончанию мировой бойни, выведя страну из войны и спасши этим миллионы людей от смерти, чиняет огромные бедствия, границы так за эти последние пять лет на- Союза Советских Социалистических Республик ( Аплодисменты ). Рабо чие теперь видят, что в капитали стических государствах с любой си стемой управления —от парламент ской до фашистской—экономические кризисы, со всеми их губительными последствиями, неизбежны. И наобо рот. Теперь не только из теории марксизма, но из живых фактов, которые у всех па глазах, рабочие убеждаются в том, какой общест венный строй избавляет от эконо мических кризисов и открывает не- ша страна показала, в чем выход из экономического кризиса и как рабочие могут этого достигнуть. (Бурные аплодисменты). Сопоставление Советского Союза с буржуазными странами, особенно за эти последние годы, раскрывает принципиальный смысл и мировое значение диктатуры пролетариата в СССР, как государства с неуклон ным хозяйственным и культурным под‘емом, как единственного госу дарства, которому кризисы не страш ны (Бурные аплодисменты). II. Отношения СССР с и наша I. ИНИЦИАТИВА СССР В О Б Е С П Е Ч Е Н И И МИРА Итак, нет никаких внутренних I можно встретить указания на необ- капиталистическими странами борьба за мир препятствий к дальнейшему росту нашей страны. Иначе, однако, об стоит дело с внешними препятствия ми. Продолжающийся кризис в ка питалистических странах обострил опасность внешних осложнении, опасность войны. В поисках выхода из кризиса и затянувшейся депрессии буржуаз ные классы усиливают нажим на рабочих, на трудящихся. Стремле ние выбраться из кризиса путем этого нажима за счет рабочего клас са и трудящихся крестьян опреде ляет внутреннюю политику буржуаз ных правительств. Ликвидируются остатки парламентаризма и бур жуазной демократии то в открытой, то в скрытой форме- Политика пря мого насилия п террора в отноше нии трудящихся пользуется все большей популярностью у буржу азии. Все это ведет к обострению вну треннего положения в капиталисти ческих странах. Но и отношения между этими страна ми все больше развиваются в сторону обострения, в сторону усиления борь бы за внешние рынки, переходя все чаще в торговую и валютную вой ну. Пацифистские разговоры уходят в прошлое. Пацифисты уже не в моде. К власти в буржуазных стра нах все ближе подходят крайние империалистические воротилы, ко торые все откровеннее рассуждают о новых захватнических войнах, о выходе пз кризиса путем войны. Несмотря на всю опасность за вязки новой империалистической войны для самих же господствую щих классов в капиталистических странах, некоторые страны уже пе решли к активным действиям. Так, Япония не остановилась перед вой ной с Китаем, оккупировала Манч журию и вообще в стране великого китайского народа ведет себя, как дома. Не только Япония, но и Гер мания вышла из Лиги наций, при чем смысл этой политики всем по нятен. Это сделано для того, чтобы развязать себе руки в деле воору жения и военной подготовки. Со всем недавно лопнуло известное Вашингтонское соглашение о мор ских вооружениях, заключенное тринадцать лет тому назад между Америкой, Англией, Японией и другими государствами, так как это соглашение кое-кому стало казать ся помехой в гонке морских воору жений и в подготовке новой воен ной схватки за Великий океан. Дипломатия и внешняя политика буржуазных стран все Дольше идут на службу к тем, кто уже сейчас подбирает себе союзников в войне за новый передел мира между импе риалистическими державами за счет более слабых стран. Нам приходится считаться с тем, что непосредственная опасность вой ны для СССР усилилась. О войне про тив Советского Союза давно уже откры то говорят некоторые влиятельные круги в Японии. Нельзя забывать и о том, что в Европе теперь есть правя щая партия, открыто провозгласившая исторической своей задачей захват территорий в Советском Союзе. Не видеть приближения новой войны — значит закрывать глаза на главную опасность. На все это Советский Союз отве тил, прежде всего, усилением актив ности в борьбе за мир. Веем известна широкая инициа тива СССР в вопросе о пактах не нападения. За отчетный период Советский Союз заключил пакты с пограничными прибалтийскими государствами и рядом европейских стран. Не по вине СССР не уда лось заключить пакта о ненападе нии с Японией. Большое значение получило пред ложение СССР об определении аг рессора (нападающей стороны). На международных конференциях и в ряде международных договоров ходимость особых мер против на падающей стороны, против государ ства — агрессора, завязывающего войну. Но, несмотря па это, прави тельства буржуазных стран пе про являли охоты ясно сказать, кого же надо считать нападающей сторо ной, т.-е. страной, ответственной за начало войны. Пришлось за это дело взяться советской дипломатии, особенно заинтересованной в охране мира и мерах против военных напа дений. Советская дипломатия с честью выполнила и эту задачу (Аплодисменты). Соответствующее предложение пами было внесено на обсуждение на международной кон ференции. Для того же, чтобы это дело немедленно продвинуть прак тически вперед, мы предложили ряду стран подписать соответствую щий пакт, т. е. договор об опреде лении нападающей стороны. Как известно, такой пакт подписали все граничащие с пами в Европе госу дарства, а также Турция, Персия, Афганистан и, кроме того, Чехосло вакия и Югославия. Наше правительство всегда при давало большое значение открытой постановке вопроса о разоружении или, по крайней мере, максималь ном сокращении вооружений. Имен но в этом смысле работала совет ская дипломатия на международной конференции по разоружению. Могут сказать, что многочисленные засе дания международной конференции по разоружению оказались бесплод ными. Но никто не может сказать, что Советский Союз пе сделал все го, что только он мог сделать для того, чтобы настаивать на всеобщем і и пи, по крійней мере, максималь ном разоружении. Не нам защищать Женевскую конференцию по разору жению, но мы не сомневаемся в том, что усилия советской диплома тии па конференции, сделавшиеся широко известными во многих стра нах, не пропадут бесплодно. Логи ческим продолжением этой полити ки является наше предложение о превращении конференции по разо ружению, от которой кое-кто хочет отвязаться, в постоянную конферен цию мира, в орган постоянно забо тящийся о предупреждении войны. Это предложение еще будет обсуж даться другими странами на между народной конференции, мы будем на нем настаивать. В последний период перед памп по-новому встал вопрос об отноше- пи к Лиге наций. Известно, что Лига наций в свое время была соз дана государствами, тогда еще не венпа переоценка роли подобных организаций. Нечего уже говорить о том, что приглашение СССР в Лигу наций тридцатью государства ми отнюдь не умаляет международ ного авторитета Советского Союза, а говорит об обратном. Мы записы ваем этот факт в свой актив. (Апло дисменты). Советское правительство не толь ко проявляло инициативу, по п под держивало шаги других прави тельств, направленные кохране мира и международной безопасности. В связи с этим следует отметить на шу активную поддержку предложе ния Франции о так называемом Восточном пакте взаимопомощи. Этот пакт должен охватить, кроме СССР, такие страны, как Франция, Германия, Чехословакия, Польша, Литва, Эстония, Латвия. Подписав шие этот договор должны оказывать ДРУг/РУіТ всяческую, в том числе и военную, поддержку, в случае на падения одной из стран, подписав ших пакт. В течение ряда месяцев ведутся переговоры между указан ными странами о заключении этого пакта. Я не буду останавливаться сейчас на тех поводах, по которым Гермапия, а вместе с нею и Поль ша, отказываются пока дать согла сие на его подписание. Но значе ние Восточного пакта для всех сто ронников мира в Европе понятно. И потому, несмотря на имеющиеся пока препятствия и возражения ука рассматривать успех этого дела, как шаг вперед в деле обеспечения мира в Европе. Из всего этого видно, в чем за ключается основа внешней полити ки Советского Союза. Основа нашей внешней политики — поддержание мира и развитие мирных отноше ний со всеми странами ( Аплодис менты ). Роль СССР, как прочного факто ра всеобщего мира, теперь широко признана. Стало правилом обраще ние других стран к Советскому Сою зу в тех случаях, когда дело идет об обеспечении мира. И это по нятно. Ни одна страна, в том числе ни одно самое небольшое государство на границах СССР не имеет осно вания испытывать чувство беспокой ства в отношении Советского Союза, чего далеко нельзя сказать о неко торых других крупных государствах. Авторитет и мощь рабоче-крестьян ского государства в международных отношениях служат сейчас одному делу,—делу всеобщего мира. Совет ский Союз стад выразителем кров- пых интересов трудящихся всех стран в области международных от ношений. Что бы пи говорили на ши классовые враги, политический смысл диктатуры пролетариата СССР в данных условиях, когда опасность войны становится все более акту альной, заключается в том, что во всем мире нет более надежного оп- тов. С тех пор китайское правитель ство, видимо, убедилось в том, что этот разрыв не может служить на пользу Китайской республике, а только ухудшает ее международное положение. Может быть кому-нибудь нужен был этот практический урок, но это уже их дело. Для нас и без того было ясно, что правильные от ношения между СССР^и Китаем—в интересах обеих стран и всеобщего мира. Поэтому мы с удовлетворени ем приняли предложение китайско го правительства восстановить отно шения, что должно служить укреп лению дружественных отношений между нашей страной и великим китайским народом. Мне остается сказать два слова по поводу клеветнических слухов о советизации Синьцзяна. Бросается в глаза, что особенно старается в рас пространении этой клеветы на СССР Япония, политика которой в отноше нии Китая всем известна и никаким распусканием выдумок прикрыта быть не может. Считаю нужным подчеркнуть действительную совет скую политику в отношении Китая: Советский Союз считает несовмести мым со своей политикой захват чу жих территорий и является безус- давно до советской революции. Тур ция с ее Константинополем и про ливами была предметом хищных им периалистических вожделений рус ских реакцяонеров и либералов всех мастей, представлявших Россию куп цов, помещиков и фабрикантов. Между той эпохой и советской властью легла, пропасть. Советская власть, как власть рабочих и кресть ян, исходила и исходит из другой политики, исключающей политику захватнических планов и проникну той глубоким сочувствием делу воз рождения новой Турции. На этой прочной основе крепнут отношения советско-турецкой дружбы ( Аплоди сменты ). Наши отношения с Англией раз вивались, в общем, нормально, если не считать известного инцидента с бывшим английским послом господи ном Овио. Покледний сделал попыт ку вмешательства в наши внутрен ние дела, выступив с недопустимы ми претензиями во время про цесса над изобличенными инженера- ми-вредителями, работавшими у нас от фирмы Метро-Виккерс. Неуместному вмешательству был дан соответствующий отпор с нашей стороны. Если кому-либо нужно бы- ловным сторонником независимости (ло лишний раз убедиться в твердо- и неприкосновенности суверените- сти нашей политики внешней и внут- та Китая над всеми его частями, в ренней, то он получил для этого том числе, конечно, и над Синьцзя- j подходящий повод. Этот инцидент, пом. j как известно, вызвал значительное Нечего говорить, что установление осложнение в англо-советских отно- нормальных отношений с Румынией, шениях, но, благодаря принятым Чехословакией, Болгарией также це ликом отвечает интересам дела, ин тересам мира в Европе, в особен ности. Могут все же сказать, что еще остаются некоторые страны, не установившие нормальных отноше ний с СССР. Действительно, есть обеими сторонами мерам, через не которое время оно было полностью ликвидировано. Господина Овио сме нил новый посол. Наши отношения с Англией вошли в нормальное ру сло, причем заключенное год тому назад торговое соглашение открывает благоприятные возможности для раз- такие страны, даже в Европе или, вития англо-советской торговли, точнее сказать, в некоторых уголках! В наших отношениях с Францией Европы. Обходить эти страны мол-! следует отметить значительные улуч- занных стран, советское правитель- лота дела мира, чем наша рабочѳ- ство считает неизменным свое от-1 крестьянская власть ( Бурные , про - ношение к этому делу. Мы будем \должительные аплодисменты). II. ОТНОШЕНИЯ СССР С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ И НАША ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Наши отношения с другими стра- сти Европы закулисной работы по нами зависят не только от нас, по перегруппировке сил па случай по- и от внешней политики этих госу- вой войны и поисков для этой цели дарств. А всем вам известно, как союзников в любой части мира. Вме- много противоречий в политике бур- сте с тем развитие отношений СССР жуазных государств. с капиталистическими странами от- Если паша внешняя политика яс- разило значительное увеличение ро- на и уступчива, то этого нельзя ли СССР как международного фак- сказать про страны, где происходят тора, особенно фактора мира и бе- под темп пли иными влияниями зопасности. частые смены правительства, где од на буржуазная партия сменяет дру гую у руля власти. Всем известны, например, существенные изменения и зигзаги, которые имели место в течение отчетного периода в поли тике определенных стран, которые сказались па наших внешних взаимо отношениях. В сложной международной обста новке идут ооре«кование и вместе с тем сотрудничевтво двух проти воположных общественных систем. Можно сказать, что такое положе- желавшими признать право на су- нпе противоречиво, но это соответ- ществование нового рабоче-крестьян- ствует фактическому ходу дел. Идет ского государства, но зато участво вавшими в антисоветской военной интервенции. Лигу наций в свое время усиленно стремились превра тить в орудие, направленное своим жерлом протпв Советского Союза. Она должна была обеспечить для этого сговор между империалистами Но эта затея не удалась (Аплодис менты). С тех пор много воды утекло. События последнего време ни подчеркнулн то изменение, кото рое произошло в положении Лиги наций. Пз Лиги наций стали уходить наиболее воинственные, агрессивные элементы. Лига наций оказалась для них в данных условиях стеснением и неудобством. Но большинство участников Лиги наций сейчас по тем пли иным соображениям не за интересовано в завязывании войны. Мы должны были сделать из этого положения свои конкретные больше вистские выводы. Поэтому мы со чувственно отнеслись к предложению 30 государств о вступлении СССР в Лигу наций. Поскольку в вопросе об обеспечении мира Лига наций может играть теперь известную по ложительную роль, Советский Союз не мог не признать целесообразным сотрудничество с Лигой наций в соревнование или, если хотите, борь ба и вместе с тем во все новых и новых формах развертывается сот рудничество СССР с теми или ины ми капиталистическими странами как в области экономических отно шений, так и в деле сохранения мира. СССР всемерно стремился к Переходя к конкретным фактам истекшего периода, надо в первую очередь сказать о восстановлении дипломатических отношений СССР с целым рядом государств. Здесь на до перечислить такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Ки тай, Испания, Венгрия, Румыния, Че хословакия, Болгария, Албания. чанием, конечно, неправильно, как бы ни был мал их удельный вес в международных делах. Из числа этих стран три—Голлан дия, Португалия и Швейцария—го лосовали протпв вступления СССР в Лигу наций, сделав при этом вид, что они пошли на это из-за мотивов принципиальной защиты капитали стических порядков от советской опасности. Таким образом, все стра ны, кроме таких, как Швейцария, Голландия и Португалия, отказались от принципиальной непримиримости в отношениях к СССР, а эти стра ны хотят поддержать до конца пре стиж капитализма. Много ли от это го выиграет капитализм, не берусь судить. Но уж если они по своей или по чужой воле так этого хотят, то, и пусть занимаются этим делом. (Аплодисменты). В конце концов на карте Европы можно заметить лишь небольшие пятнышки, которыми отмечены стра ны, не имеющие нормальных отно шений с Советским Союзом. Возьми те карту всего мира и тогда вы уви дите, что со всеми государствами, имеющими какое-либо влияние в международных отношениях, нор мальные отношения с Советским Сою зом установлены. Разумеется, в дан ном случае не приходится говорить о колониальных н полуколониальных странах, посколько подобные вопро шения за истекший период. Вся меж дународная обстановка и особенно происшедшие в Европе изменения, сделали весьма актуальной пробле му обеспечения мира и безопасности, в отношении которой как Советский Союз, так и Франция проявляли осо бую заинтересованность. Надо под черкнуть, что для ближайшего буду щего значение этой проблемы отнюдь не уменьшается, и потому наметив шееся сближение имеет благоприят ную почву для развития. Дело будет зависеть больше всего от последова тельности заинтересованных сторон в проведении намеченной линии. Что касается Польши, то мы в достаточной и очевидной форме про явили стремление к дальнейшему развитию советско-польских отноше ний. Мы, однако, не можем говорить о нашем удовлетворении уже достиг нутыми в этом отношении результа тами. Но про себя мы можем твер до сказать, что намерены продол жать курс на развитие советско- польских добрососедских отношений. Нельзя закрывать глаз на изме нения, происшедшие в советско-гер манских отношениях с приходом к власти национал-социализма. Про себя мы можем сказать, что у нас не было и нет другого желания, как иметь и дальше хорошие отношения с Германией. Всем известно, что Советский Союз проникнут глубоким сы им не дано решать самостоятель- стремлением к развитию отношений по, а соответствующие решения при - 1 со всеми государствами, не исклю- пимаются в другом, известном вам, порядке. Как после всего этого оценить основные результаты нашей внеш ней политики за истекший период? Из сказанного следует, что дело установления нормальных отноше ний о другими странами Советским Большое значение имеет факт ус~|С 0 і 080 М в овновнэм решено. (Бур тановлепия нормальных отношений | ные аплодисменты ). с Америкой. В продолжение 15 л е т ’ Соединенные Штаты стояли па принципиальной п о з и ц и и отрицапня Советского Союза, непризнания со ветской власти, имея у себя в жи летном кармане какого то предста вителя Керенского. Богатейшая ка питалистическая страна надеялась на свои силы, и была плохого мне ния насчет устойчивости нашей вла сти. Она выступала в этом вопросе под флагом непримиримой, принци пиальной защиты капиталпстпческо- развитию торговых отношении сдру- го мира от нового советского мира. гимн странами. Но главное значе ние за отчетный период приобрело сотрудничество СССР с другими странами в деле обеспечения мира. Как сложились эти отношения за отчетный период? Отношения СССР с капиталисти ческими странами за отчетный пе риод в конце концов определялись двумя основными моментами: во- первых,—обострением внутреннего положения в капиталистических странах и усилением борьбы между ними, в связи с продолжающимся экономическим кризисом, во-вто рых,—ростом мощи Союза Советских Социалистических Республик. В связи с этим особенно важно отметить следующие факты. За от четный период произошло обостре ние борьбы между странами-победи- телями и странами побежденными и, в связи с этим, произошло уси- Она, видимо, до недавнего времени рассчитывала, что кому-кому, а бо гатой Америке удастся удержаться на этой п о з и ц и и . Но дело сложилось не совсем так, как думали прежние правительства Америки. И президент Рузвельт выступил со своим изве стным посланием об установлении нормальных отношений с СССР. Тем самым Америка отказалась от своей принципиальной п о з и ц и и , ч т о мы и должны признать весьма по ложительным обстоятельством, осо бенно с точки зрения интересов все общего мира. Нам не пришлось ме нять своей позиции и итти на ка кие-либо жертвы при восстановле нии этих отношений и это также нельзя нѳ признать за весьма поло жительный факт (Аплодисменты). Восстановлены также нормальные отношения с Китаем, которые были прерваны Китаем в 1928 году под этом деле, хотя нам и не свойст- *ление, особенно в определенной ча- напором его антисоветских элемен т а ковы важнейшие итоги нашей внешней политики за отчетное время. Кратко скажу об отдельных стра нах и, прежде всего, о тех, отноше ния с которыми у пас развивались нормально. Здесь, в первую очередь, следует сказать об отношениях с такими прибалтийскими странами, как Литва, Латвия, Эстония, Фин ляндия. Дружественность своей поли тики в отношении этих государств советская власть подчеркнула спе циальным заявлением о признании не прикосновенности и полной экономи ческой и политической независимо сти этих стран. К сожалению, нель зя пройти мимо такого факта, что Польша п Германия отклонили свое участие в этом деле. Вполне нормально развивались на ши отношения и с такими странами, как Швеция, Норвегия и Дания, Персия и Афганистан, а также Ита лией, что является наглядным под тверждением возможности развития сотрудничесі ва между странами с совершенно противоположным обще ственным строем. Примером лучшего развития дру жественных отношений являются на ши отношения с Турцией. Последние годы были не только периодом раз вития советско-турецких хозяйствен ных и культурных связей, но и яркой политической демонстрацией совет ско-турецкой дружбы (Бурные апло дисменты. С'езд устраивает ова цию турецкому послу). Совсем не- чая и государств с фашистским ре жимом. Однако на пути советско-гер манских отношений возникли серьз- пые затруднения за последний пе риод. Конечно, не сверхнационалистиче- ские расистские теории о немецком народе, как „господине* всего мира являются препятствием к развитию советско-германских отношений. Бу дучи не совсем высокого мнения об этих „теориях" (Смех. Аплодисмен ты ), мы не скрываем своего глубо кого уважения к германскому наро ду, как одному из великих народов современной эпохи ( Аплодисменты ). Мы, интернационалисты, доказали на деле высокое уважение советской власти как к большим, так и малым народам, как к народам Советского Союза, так п к народам других стран. В этом—один из признаков великой силы принципов советской власти. Наоборот,. в реакционных расист ских теориях мы видим признак об реченности... Итак, дело пе в этих „теориях*, а в том, что именно лежит в осно ве внешней политики теперешней Гермайии. Мы вынуждены поставить этот вопрос прямо, поскольку ясность в пашпх взаимоотношениях может принести только пользу. Одно обстоя тельство привлекает наше особое внимание. Я имею в виду заявление господина Гитлера по поводу Рос сии в его книге „Моя борьба*, ко торая теперь особенно широко рас пространяется в Германии. В этой книге мы читаем следующее: „Мы, иацивиал-социалиоты, в о а - нательно кодаодим черту оод в н еш ней политикой Германии довоенно го времени. Мы начинаем таи, где Германия кончила 600 лет ніавд. Мы кладем предел вечному дви- (ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРЯ ПА 3-Я СТРАНИЦЕ)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz