Полярная правда. 1935, январь.

4 \ \ — V'- т \ * \ j \ „НАДО БЕРЕЧЬ КАЖДОГО СПОСОБНОГО И ПОНИМАЮЩЕГО Р А Б О Т Н И К А , Б Е Р Е ЧЬ И ВЫ Р АЩИ В А Т Ь ЕГО" (Стллиь ~ ....................................................................... . . ■ . . - . I— . „ ... — . . - — . I I ,. » ...........................— > РАСТУТ ЛЮДИ Ленин неоднократно говорил, что вера в творческие силы, творче­ скую энергию рабочего класса, тру­ дящихся является одним из важ­ нейших условий, благодаря которым большевистская партия побеждала, побеждает и победит. Ленин указывал, что, разгромив царский аппарат государственной власти, советская власть призовет к управлению государством новых советских людей. • Ленип указывал, что для этого есть буквально исчерпаемые возможности, ибо диктатура пролетариата, призван­ ная осуществить социализм, создает все условия для культурного роста маес", для привлечения их к учас­ тию в управлении государством. Контрреволюционная зиновьевская оппозиция в своих антипартийных утверждениях о невозможности по­ строения социализма в одной стра­ не обнаружила полное неверие в силы рабочего класса. Громя троцки­ стеко-зпповьевскую оппозицию, тов, Сталин говорил, что рабочий класс, как передовой восходящий класс, способен осуществить стоящие перед ним грандиозные задачи. Именно поэтому партия Ленина— Сталина уделяла и уделяет исклю­ чительное внимание выращиванию своих пролетарских кадров. Огром­ ные успехи в этом достигнуты за годы первой и второй пятилетки. Рост индустриализации на Коль­ ском полуострове, рост и укрепле­ ние колхозного строя обеспечили выращивание пролетарских, колхоз­ ных кадров. Ярким примером слу­ жит судья саам, который только в 1930 году начал учиться в ликбезе и который сейчас исполняет важ­ нейшую работу в государственном аппарате, осуществляет революцион­ ную законность. Указания тов. Сталина, данные им в беседе с металлургами, являют ся сейчас боевой программой борь­ бы за выращивание новых кадров, кадров, овладевающих техникой -на всех участках социалистического строительства. Под руководством партии Ленина—Сталина это указа­ ние вождя будет проведено в жизнь. И л ь и ч неоднократно говорил, что н уж но ликвидировать н егра ­ мотность— это проклят о е н а с л е ­ дие царского прошлого. П а рт и я Л е н и н а—Ст а лина н е у ст а н н о бо­ ролась и борется за вы по лн ен и е этого важнейшего ленинского 'з а ­ вета. .,Г ла вно е теперь—п е р е йт и на обязательное первоначально* о б у ­ чение. Я говорю „главное", т а к как такой переход о знача л бы р еш аю ­ щий шаг в деле к у л ьт у р н о й р ево ­ л ю ц и и ( Ст а ли н . П о лит ический отчет 16-му с4езду ВКЩб). Вопро ­ сы л е н и н и зм у , стр. 525). Под руководством тов. Ст а ли н а п а рт и я и советская власть доби­ л и сь г р а н д и о з ны х успе хов н а этом ва мснейіием уча ст ке социа- j листического строительства . В 1918 году и з ты ся чи способных к т руду гр ам от ны х было около 50 проц . Сейчас в Союзе Совет­ с к и х С оциалистич ески г р е сп у б ­ л и к количество гѵамотныѵ со­ ст а в л я ет около 93 проц . всего н а с е л е н и я . 9vtel шоп аз і jen ilen pakest, kirj logke ev mat. Lbh- kentbn, шэп Ujnen i maten nub Оішьп. Sij репец ризеИ i'silin kul. Мипэ lai nuas jele i kuas sendi Oktiabf re- volucija sovetskij valt аза 1917 agest глёпэ rupses Armii luee i рьеі agest pudi mast, tana mon lije sad par- sneen i kuas шипэ He~ tivdi 14 age, mon alke opnuve i kolm 9g opnuve ristkin- dest (kuolnegrai- onest) i 1927 agest, mon robhusePu3e- gujam, kezhe tavaj- mur eupi guake. Ad mune lij 22 agke mon eske opnuvman, puk vez mu tia 'bede op­ nuve pel 9g. Alghe opnuve 1930 agest Lenin­ grad taval institutest ,(J. N.. S.) i kualmat k u r s i s t mon Leningrad nu- raz ( K o m s o m o l ) peji opnuve eehee 1933 3gest Lenin- gradskie oblastnbe juridieeskie kursb. Kost mon pajel 9g vaite i ad robAiza N a r o d n i j sudin Murman lanest. Kesa 1932 — 33 9gest 9vt 9g mon Lojavr raionest rob- huse i n s t r u ktren Raizo i mon mile mijt laj lbhk saami, ja mur8i (Komso­ mol) keskist tuise mojnset и sobranij. Em vaj ele celke; eto mon tbm з т lije sogke esti i] laile sovetskij valt, ja son avt jodhaja: Lenin, Stalin kog pijen kulturu saami guak. Saaiji Narodnbj sudja Osipov. Я СТАЛ НАРОДНЫМ СУДЬЕЙ Раньше мои родители:—мать и отец жили в тундре, грамотно­ сти не знали. Работали так, как умели и видели от других людей. Они жили среди оленей, пасли оленей и ловили рыбу. Когда произошла революция, отец мой пошел в Красную ар­ мию служить и через год вер­ нулся обратно. Я был тогда еще маленьким мальчиком и отец мне говорил: „Подрастешь, иди учить­ ся, будь грамотным человеком". Три года я ходил в Рестикенте неудержимо тянуло учиться. В 1930 году я поехал в институт Народов Севера. Летом в 1932,33 г. я работал в Ловозерском районе инструктором Райзо и по своему желанию работал среди саамской молодежи и комсомольцев. По том год учился на областных юридических курсах. Теперь мне всего 22 года. Я окончил учебу и сейчас я рабо­ таю народным судьей в Мурман­ ске. Не могу не сказать, что всего этого я бы не достиг, если бы не советская власть и ее вдохнови- в школу 25, 26, 27 г. г., потом я помогал отцу и семье - р а б о т а л Ітели—Ленин и Сталин, сплавщиком и возчиком. Меня I Оомпов Яков Иванович Особенно рельефно видны у с п е ­ х и н а р а н е е заброш енны х окраи ч а х , где грамотные на сч иты ва ­ лись единицам и . Так, н а Кольском полуострове количество грам от ­ н ы х у в е ли чи ло с ь с 25 проц . в 1930 году до 90 с л и ш н и м пѵоц. в на ча л е 1935 года, в 1930 гоЭу в jj округе было только 8 финских школ , где обучались н а н а ц и о ­ н а л ь н ом я зы к е 213 человек. В 1935 году в 10 ш к о ла х обучаются 563 финна . В 1930 году в 7 ш к о л а х об уча ­ лось 117 саамов, а в 1.935 году в 17 ш к о л а х , ин ст ит ут е Народов Севера и п едт е х ни к ум е обучают­ с я 284 саама . С 1933 год і успешно внедряют ся учебники н а саамском^ языке. ОН БУДЕТ ИНЖЕНЕРОМ В 1928 году с грустной плотников в Мурмавск приехал Иван Николаевич Николаев. Его сразу направили ва жи­ лищное строительство. Молодой парень обладал сноровкой, верны» глазом, хо ­ рошо владел своим инструментом. Взрос­ лые бородатые плотники внимательно прислуживались к словам Ивана. Ж мнение его.очень ценилось. Администрация стро ительства выдвинула Николаева брига­ диром. В выборе не ошиблись. Николаев показал блестящие организаторские ка- . чества и его бригада всегда в срэк сда-І вала порученную работу. — Из парня выйдет толк!—говорили про Ивана Николаевича его товарищи и руководители строительства. Потом его направили учиться на кур­ сы десятников. Он проучился там шесть месяцев и в 1930 году уже руководил несколькими бригадами. За время работы и учебы коллектив воспитал в Николаеве жажду к дальней­ шей учебе, чувство коллективизма, тягу к культуре. Николаев начал учиться и вне курсов повышал своп знания, рабо­ тая дома над газетами и книгами. За два годы работы десятником его органи­ заторские качества развернулись во всю ширь. Он научился конкретно руково­ дить каждым участком стройки, все больше и больше вникал в техппку и детали дела. При первой же возможно­ сти Николаева направили на учебу в Ленинград. Через год он возвратился, имея уже звание техника-строителя. Уче­ ба удивительно легко далась Ивану, и по приезде в Мурманск он уже хорошо спра­ влялся с ответственной обязанностью арораба. Под его руководством выстрое­ но много жилых домов Мурманска. Он построил кино ,,Северное сияние', эк­ страктно-мукомольный з авод . . . В 1931 году Николаев вступил в пар­ тию. Чистку он прошел хорошо, пока­ зав, что так же, как и техникой, он ов­ ладел основами учения Ленина-Сталина. „МОЯ МЕЧТА СБЫЛАСЬ“ Рассказывал отец\ — Д о ст а л со дна реки я 7 фунтов жемчуга . Много , много у б и л н а это времени . Принес продать к у п ц у . В з я л к уп е ц жемчуг, обещал з а п лат ит ь , как приедет и з Питера . Но он обманул . .Я — говорит—ничего тебе не должен и п л ат ит ь н е буду.ы Остался отец голодным . Пошел в суд. П о л у ч и л ответ: На каменном строительстве нужно бы­ ло усилить руководство. Нужен был опытны» и умелый прораб по плотни ч ь и э і работам. Первой кандидатурой на эту должность был выдвинут Николаев. И ту т он показывает образцы высоко качественной работы. Но Николаев не останавливается на достигнутом. Сейчас он учится на заоч­ ных курсах. — Чего ты лезешь к нам , „при е з ­ жий и з леса?* Поезжай к своему х о ­ з я и н у и веди с н и м расчет . Много т а к и х рассказов я с лыш а л от отца. Они ярко говорили об •ужас­ ном бесправии и эксп лоат аиии наш е ­ го народа. Свободно в здо х н ули мы п р и совет­ ской власти . Я ст а л п а ст у х ом , сво­ бодным гражданином . Одного нехва - т а ло м н е—грамоты . В 30 году л по­ ш ел в ликбез. Т ам я у с л ы х а л л е н и н ­ ские заветы о р а з в ит и и н а ц и о н а л ь ­ ной к у л ьт уры „социалистической по содержаниюв. Учиться , у ч ит ь с я и учит ься ! Появилось горячее ж елание стать высококультурным человеком. И вот м о я м ечта сбылась. Меня по сла ли в Ленинград в И н ст ит ут н а ­ родов Севера. Д в а года я отдал учебе. Потом еще год у ч и л с я на юридиче ­ ски х к ур са х . И в конце 1934 года вер ­ н у л с я я в М урманск народным судьей. Мог л и кто либо и з нас раньш е ду­ мать, что и з па -.тцха выйдет судья саМого справедливого суда в мире. Н енец Понойского рпйона - Л ЕТКОВ АЛЕКСЕИ И Л ЬИ Ч . ПО ЗАВЕТАМ ВОЖДЯ Вчера получил письмо от матери из колхоза. Пишет она, что дела колхозные идут хорошо, что жизнь становится зажиточной, с достат­ ком. А разве могло быть иначе? Ведь строим мы жизнь по ленин­ ским заветам. Читая письмо,, я вспомнил свой путь при советской власти. 1918 год. Гражданская война. В рядах Красной армии я боролся с врагами рабочего класса. В марте 1924 года, после демо­ билизации из армии, я поступил в порт на работу грузчиком. В ян­ варе этого года умер дорогой Иль­ ич. И мы поклялись тогда работать по-ленински. В 1929 году я вступил в партию и решил пойти учиться. Я помнил ленинский завет о том, что стране нужны грамотные, культурные лю­ ди. Учился на лесо-экспортных кур­ сах, а окончив их, стал работать бракером по лесу. Наступил 1930 год. Меня назна­ чают начальником лесоэкспортной частя порта, потом начальником транспортной конторы, а в 1933 г. я работаю руководителем лесных причалов. Осенью прошлого года меня выдвинули начальником ком­ мунального отдела порта. Вот и весь мой п у т ь . Ничего за- •» мечательного в моей жизни ^ет . Работаю, как полагается коммуни­ сту п выполняю заветы Ленина. Миллионы трудящихся в нашей стране растут культурно, политиче­ ски, учатся хорошо работать и уп­ равлять. Вот это-то и есть самые 'замечательные.. М. Амелин. АЛЕКСАНДР ЦВЕТКОВ- Т Е ХНИК - С Т РОИТ ЕЛ Ь На строительство Александр Цвет­ ков приехал восемь лет назад. Ско­ ро он завоевал себе авторитет среди плотников О нем говорили, кое что побольше. Он жадно и упор­ но учился, прекрасно усвоил вею программу. В Мурманске Цветкову не дали что он смышленный парень, что он *засидеться. Его сразу же направи- умеет работать. Он показал себя і ли на строительство водопровода не только хорошим производствен- на Большое 03 с ботой Цвет. ником, но и активным обществен- . г г ным работником. Комсомольская организация заметила молодого ударника и «скоре он был принят в ряды ВЛКСМ. Как активный работник-ударник Цветков был паправлен на курсы в Ленинград. ков справился хорошо. Прорвало плотину... На восста­ новление плотины был направлен десятником Цветков. Он выполнил эту работу по-ударному. Его пре­ мировали. Цветков не забывал и о самооб­ разовании. Днем он работа* на строительстве, а вечером садился за книгу. Он повысил свою поли­ тическую грамотность и начал ру­ ководить * комсомольской полит­ школой. Сейчас Цветков руководит арма* турными и бетонными работами на важнейшем участке—каменном стро­ ительстве и работает там парт­ организатором. Он учится на заочных курсах. Главным его стремлением является дальнейшая учеба, дальнейшее ов­ ладение техникой. Н. П. Герасимов , саам—педагог Вернулся оттуда ЦветгіЬв уже техником. На курсах он попял, что мйло только уметь владеть топором, но что для строителя нужно знать j ЛЮДИ НАШЕЙ ЭПОХИ Это—живые человеческие документы, люди нашего времени, строители бес­ классового социалистического обще­ ства. „Мы были до сих пор пасынками природы и цивилизации и с глубокой тот проклятый государственный строй, который поощрял купцов, урядников и попов ездить на нас по 18 часов в сутки . Так писали мурманские рыбаки в 1920 году московским руководящим грустью видим теперь», до какой степе-1 товарищам. С тех пор прошли годы— ни мы отстали в умственном развитии, годы, борьбы за власть советов, борьбы Мы не стыдимся сознаться перед вами, что из 4395 человек коренного населе­ ния три четверти из нас неграмотны. Мы не скрываем, что слова „констпту- цпя“, „федерация- , .интернационал" дл я большинства из нас непонятны. В нашем умственном отупении виноват Тов. ГАЛОГОЛЬЦЕВА— РУКОВОДИТЕЛЬ КООПЕРАЦИИ 1925 год. Дочь старого рабочего ниями. Все это тов. Галогольцева писчебумажной фабрики тов. Гало- успевала делать, не отрываясь от Ри сунок шт у рм а н а РТ-79 Ю. ГЕНИ ЕВА . згольцеву комсомол послал в коопе­ рацию учеником продавца. Надо было старательно изучить поручен­ ное дело. 9-ти месячные коопера­ тивные курсы были первым этапом на пути овладения техникой тор­ говли. Тов. Галогольцева'Гучилась хоро­ шо. В 1928 году онаДпереведена на должность помощника заведующего магазином на станции Окуловка. Заочная профучеба, совпартшкола, заочная учеба в кооперативном тех­ никуме—вот этапы дальнейшей упорной борьбы за овладение зна- практической работы. Теперь, когда накопился значительный опыт и большие теоретические знания, на­ чался производственный рост. В 1931 году она секретарь прав­ ления ЗРК в Кулотино. В этом же году она уже заведующая орготде­ лом ЗРК. 1933 год—Мурманск. Тов. Гало­ гольцева помощник директора ТОП‘а по производственной части. С апре­ ля 1933 года тов. Галогольцева— бессменный председатель ЗРК под­ собных предприятий Мурманрыбы. против бескультурья, за овладение вы­ сотами социалистического строительст­ ва. Социалистическая культура проник­ ла в самые отдаленные 1г малодоступ­ ные уголки и окраины нашего Союза. И теперь мы видим уже другие докумен­ ты свидетельствующие о приобщении широчайших масс трудящихся к со­ циалистической культуре. „До 1934 года я жила в деревне, бы­ ла неграмотной. Трудно было жить и работать. Учеба помогла мне стать ударницей на производстве",—пишет р а ­ ботница трало-такелажной мастерской т. Богданова. „В 1933 году я начала учиться в лик­ безе,—пишет ударница учебы тов. Се- мохвалова.—а сейчас я работаю продав­ цом в кооперативе Мурснабстроя“. „Подучившись, я понял, что грамот­ ность—единственный путь построения социализма", — говорит допризывник Иванов. „В стране, где строится бесклассовое социалистическое общество, не может быть неграмотных",—пишет рабфаковец Мортѳхникума В. Сальнвков, в 1933 году окончивший ликбез. Все они, вчера еще неграмотные, се ­ годня создают своими руками докумен­ ты о своей твердой уверенности в завт ­ рашнем дне, в окончательной победе социализма. В. А. „Сейчас н аш а задача—переход к общественной обработке з ем л и , переход к общему кр уп н ом у хо ­ зяйству* . (Л е н и ц Том. ХЩ Ѵ г стр . 43). Н а основе инд у ст риа ли заций ст раны , на основе -подведения под сельское хо зяй ст во мощной т е х ­ нической базы п а рт и я Л е н и н а — Ст а лина блестяще вы п о л н и ла задачу , по ст а в л енн ую Ильичем . „Из страны мелкого единолич ­ ного сельского хо зяй ст ва СССР ст а л страной коллективного, крупного м еханизированного сель­ ского хозяйства . шСоздано свыше 200 ты сяч к о л ­ хозов и 5 ты сяч совхозов с новы­ м и ройонным и ц е нт р ам и и про ­ мыш л е н ны м и п у н кт а м и д л я н и х 11. (Отчетный доклад тов. Ста­ л и н а о работе Ц К ВКЩб). 17-й С'езд Всесоюзной Коммунистиче ­ ской п а рт и и (б). Стенографиче­ ский отчет, стр. 15-я). Л е н и н ука зы ва л , что только на основе помощи м а лы м н а ц и о н а л ь ­ ност ям , м а лы м народностям моэнмо спасти эт и национа л ь ­ ности , эт и народности от вы­ рождения , н а которое о н и бы ли обречены п р и царском строе. П а р ­ т и я Л е н и н а—Ст а ли на неуклонно вы п о л н я л а и вы по лня ет этот завет И л ь и ч а . Н а Кольском по ­ луострове, где в л а ч и л и нищенское существование рыбаки -единолич ­ н и к и , финны и рцшские, созданы мощные рыболовецкие колхо зы , которые п а р т и я и п ра вит е л ь ­ ство вооружили современными , т е хни ч е ски совершенными о р у ­ д и ям и лова . З а эт и годы организованы де­ с ят к и рыбо ло в ецки х и оленевод­ ч еских колхозов, об'единено 90 проц. рыбачества и 57 проц . оленеводческих бедняцко-середняц- к и х х о з я й ст в . В 1930 году вылов рыбы на одного р ы б а к а - к о л х о з н и к а сост а влял 90 центнеров . В 1934 го­ ду, когда окончательно победил к о л хо зны й строй , вылов рыбы на одного рыбака к о л хо зни ка состав­ л я ет около 500 центнеров. К р е п н ут в округе оленеводче­ ские колхозы и совяозы. Заработок колхозников оленеводческих кол ­ хозов непрерывно возрастает . Оле­ неводческие колхозы т а кж е , как и рыболовецкие , создают заж и ­ точную ж и з н ь .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz