Полярная правда. 1935, январь.
4 \ \ — V'- т \ * \ j \ „НАДО БЕРЕЧЬ КАЖДОГО СПОСОБНОГО И ПОНИМАЮЩЕГО Р А Б О Т Н И К А , Б Е Р Е ЧЬ И ВЫ Р АЩИ В А Т Ь ЕГО" (Стллиь ~ ....................................................................... . . ■ . . - . I— . „ ... — . . - — . I I ,. » ...........................— > РАСТУТ ЛЮДИ Ленин неоднократно говорил, что вера в творческие силы, творче скую энергию рабочего класса, тру дящихся является одним из важ нейших условий, благодаря которым большевистская партия побеждала, побеждает и победит. Ленин указывал, что, разгромив царский аппарат государственной власти, советская власть призовет к управлению государством новых советских людей. • Ленип указывал, что для этого есть буквально исчерпаемые возможности, ибо диктатура пролетариата, призван ная осуществить социализм, создает все условия для культурного роста маес", для привлечения их к учас тию в управлении государством. Контрреволюционная зиновьевская оппозиция в своих антипартийных утверждениях о невозможности по строения социализма в одной стра не обнаружила полное неверие в силы рабочего класса. Громя троцки стеко-зпповьевскую оппозицию, тов, Сталин говорил, что рабочий класс, как передовой восходящий класс, способен осуществить стоящие перед ним грандиозные задачи. Именно поэтому партия Ленина— Сталина уделяла и уделяет исклю чительное внимание выращиванию своих пролетарских кадров. Огром ные успехи в этом достигнуты за годы первой и второй пятилетки. Рост индустриализации на Коль ском полуострове, рост и укрепле ние колхозного строя обеспечили выращивание пролетарских, колхоз ных кадров. Ярким примером слу жит судья саам, который только в 1930 году начал учиться в ликбезе и который сейчас исполняет важ нейшую работу в государственном аппарате, осуществляет революцион ную законность. Указания тов. Сталина, данные им в беседе с металлургами, являют ся сейчас боевой программой борь бы за выращивание новых кадров, кадров, овладевающих техникой -на всех участках социалистического строительства. Под руководством партии Ленина—Сталина это указа ние вождя будет проведено в жизнь. И л ь и ч неоднократно говорил, что н уж но ликвидировать н егра мотность— это проклят о е н а с л е дие царского прошлого. П а рт и я Л е н и н а—Ст а лина н е у ст а н н о бо ролась и борется за вы по лн ен и е этого важнейшего ленинского 'з а вета. .,Г ла вно е теперь—п е р е йт и на обязательное первоначально* о б у чение. Я говорю „главное", т а к как такой переход о знача л бы р еш аю щий шаг в деле к у л ьт у р н о й р ево л ю ц и и ( Ст а ли н . П о лит ический отчет 16-му с4езду ВКЩб). Вопро сы л е н и н и зм у , стр. 525). Под руководством тов. Ст а ли н а п а рт и я и советская власть доби л и сь г р а н д и о з ны х успе хов н а этом ва мснейіием уча ст ке социа- j листического строительства . В 1918 году и з ты ся чи способных к т руду гр ам от ны х было около 50 проц . Сейчас в Союзе Совет с к и х С оциалистич ески г р е сп у б л и к количество гѵамотныѵ со ст а в л я ет около 93 проц . всего н а с е л е н и я . 9vtel шоп аз і jen ilen pakest, kirj logke ev mat. Lbh- kentbn, шэп Ujnen i maten nub Оішьп. Sij репец ризеИ i'silin kul. Мипэ lai nuas jele i kuas sendi Oktiabf re- volucija sovetskij valt аза 1917 agest глёпэ rupses Armii luee i рьеі agest pudi mast, tana mon lije sad par- sneen i kuas шипэ He~ tivdi 14 age, mon alke opnuve i kolm 9g opnuve ristkin- dest (kuolnegrai- onest) i 1927 agest, mon robhusePu3e- gujam, kezhe tavaj- mur eupi guake. Ad mune lij 22 agke mon eske opnuvman, puk vez mu tia 'bede op nuve pel 9g. Alghe opnuve 1930 agest Lenin grad taval institutest ,(J. N.. S.) i kualmat k u r s i s t mon Leningrad nu- raz ( K o m s o m o l ) peji opnuve eehee 1933 3gest Lenin- gradskie oblastnbe juridieeskie kursb. Kost mon pajel 9g vaite i ad robAiza N a r o d n i j sudin Murman lanest. Kesa 1932 — 33 9gest 9vt 9g mon Lojavr raionest rob- huse i n s t r u ktren Raizo i mon mile mijt laj lbhk saami, ja mur8i (Komso mol) keskist tuise mojnset и sobranij. Em vaj ele celke; eto mon tbm з т lije sogke esti i] laile sovetskij valt, ja son avt jodhaja: Lenin, Stalin kog pijen kulturu saami guak. Saaiji Narodnbj sudja Osipov. Я СТАЛ НАРОДНЫМ СУДЬЕЙ Раньше мои родители:—мать и отец жили в тундре, грамотно сти не знали. Работали так, как умели и видели от других людей. Они жили среди оленей, пасли оленей и ловили рыбу. Когда произошла революция, отец мой пошел в Красную ар мию служить и через год вер нулся обратно. Я был тогда еще маленьким мальчиком и отец мне говорил: „Подрастешь, иди учить ся, будь грамотным человеком". Три года я ходил в Рестикенте неудержимо тянуло учиться. В 1930 году я поехал в институт Народов Севера. Летом в 1932,33 г. я работал в Ловозерском районе инструктором Райзо и по своему желанию работал среди саамской молодежи и комсомольцев. По том год учился на областных юридических курсах. Теперь мне всего 22 года. Я окончил учебу и сейчас я рабо таю народным судьей в Мурман ске. Не могу не сказать, что всего этого я бы не достиг, если бы не советская власть и ее вдохнови- в школу 25, 26, 27 г. г., потом я помогал отцу и семье - р а б о т а л Ітели—Ленин и Сталин, сплавщиком и возчиком. Меня I Оомпов Яков Иванович Особенно рельефно видны у с п е х и н а р а н е е заброш енны х окраи ч а х , где грамотные на сч иты ва лись единицам и . Так, н а Кольском полуострове количество грам от н ы х у в е ли чи ло с ь с 25 проц . в 1930 году до 90 с л и ш н и м пѵоц. в на ча л е 1935 года, в 1930 гоЭу в jj округе было только 8 финских школ , где обучались н а н а ц и о н а л ь н ом я зы к е 213 человек. В 1935 году в 10 ш к о ла х обучаются 563 финна . В 1930 году в 7 ш к о л а х об уча лось 117 саамов, а в 1.935 году в 17 ш к о л а х , ин ст ит ут е Народов Севера и п едт е х ни к ум е обучают с я 284 саама . С 1933 год і успешно внедряют ся учебники н а саамском^ языке. ОН БУДЕТ ИНЖЕНЕРОМ В 1928 году с грустной плотников в Мурмавск приехал Иван Николаевич Николаев. Его сразу направили ва жи лищное строительство. Молодой парень обладал сноровкой, верны» глазом, хо рошо владел своим инструментом. Взрос лые бородатые плотники внимательно прислуживались к словам Ивана. Ж мнение его.очень ценилось. Администрация стро ительства выдвинула Николаева брига диром. В выборе не ошиблись. Николаев показал блестящие организаторские ка- . чества и его бригада всегда в срэк сда-І вала порученную работу. — Из парня выйдет толк!—говорили про Ивана Николаевича его товарищи и руководители строительства. Потом его направили учиться на кур сы десятников. Он проучился там шесть месяцев и в 1930 году уже руководил несколькими бригадами. За время работы и учебы коллектив воспитал в Николаеве жажду к дальней шей учебе, чувство коллективизма, тягу к культуре. Николаев начал учиться и вне курсов повышал своп знания, рабо тая дома над газетами и книгами. За два годы работы десятником его органи заторские качества развернулись во всю ширь. Он научился конкретно руково дить каждым участком стройки, все больше и больше вникал в техппку и детали дела. При первой же возможно сти Николаева направили на учебу в Ленинград. Через год он возвратился, имея уже звание техника-строителя. Уче ба удивительно легко далась Ивану, и по приезде в Мурманск он уже хорошо спра влялся с ответственной обязанностью арораба. Под его руководством выстрое но много жилых домов Мурманска. Он построил кино ,,Северное сияние', эк страктно-мукомольный з авод . . . В 1931 году Николаев вступил в пар тию. Чистку он прошел хорошо, пока зав, что так же, как и техникой, он ов ладел основами учения Ленина-Сталина. „МОЯ МЕЧТА СБЫЛАСЬ“ Рассказывал отец\ — Д о ст а л со дна реки я 7 фунтов жемчуга . Много , много у б и л н а это времени . Принес продать к у п ц у . В з я л к уп е ц жемчуг, обещал з а п лат ит ь , как приедет и з Питера . Но он обманул . .Я — говорит—ничего тебе не должен и п л ат ит ь н е буду.ы Остался отец голодным . Пошел в суд. П о л у ч и л ответ: На каменном строительстве нужно бы ло усилить руководство. Нужен был опытны» и умелый прораб по плотни ч ь и э і работам. Первой кандидатурой на эту должность был выдвинут Николаев. И ту т он показывает образцы высоко качественной работы. Но Николаев не останавливается на достигнутом. Сейчас он учится на заоч ных курсах. — Чего ты лезешь к нам , „при е з жий и з леса?* Поезжай к своему х о з я и н у и веди с н и м расчет . Много т а к и х рассказов я с лыш а л от отца. Они ярко говорили об •ужас ном бесправии и эксп лоат аиии наш е го народа. Свободно в здо х н ули мы п р и совет ской власти . Я ст а л п а ст у х ом , сво бодным гражданином . Одного нехва - т а ло м н е—грамоты . В 30 году л по ш ел в ликбез. Т ам я у с л ы х а л л е н и н ские заветы о р а з в ит и и н а ц и о н а л ь ной к у л ьт уры „социалистической по содержаниюв. Учиться , у ч ит ь с я и учит ься ! Появилось горячее ж елание стать высококультурным человеком. И вот м о я м ечта сбылась. Меня по сла ли в Ленинград в И н ст ит ут н а родов Севера. Д в а года я отдал учебе. Потом еще год у ч и л с я на юридиче ски х к ур са х . И в конце 1934 года вер н у л с я я в М урманск народным судьей. Мог л и кто либо и з нас раньш е ду мать, что и з па -.тцха выйдет судья саМого справедливого суда в мире. Н енец Понойского рпйона - Л ЕТКОВ АЛЕКСЕИ И Л ЬИ Ч . ПО ЗАВЕТАМ ВОЖДЯ Вчера получил письмо от матери из колхоза. Пишет она, что дела колхозные идут хорошо, что жизнь становится зажиточной, с достат ком. А разве могло быть иначе? Ведь строим мы жизнь по ленин ским заветам. Читая письмо,, я вспомнил свой путь при советской власти. 1918 год. Гражданская война. В рядах Красной армии я боролся с врагами рабочего класса. В марте 1924 года, после демо билизации из армии, я поступил в порт на работу грузчиком. В ян варе этого года умер дорогой Иль ич. И мы поклялись тогда работать по-ленински. В 1929 году я вступил в партию и решил пойти учиться. Я помнил ленинский завет о том, что стране нужны грамотные, культурные лю ди. Учился на лесо-экспортных кур сах, а окончив их, стал работать бракером по лесу. Наступил 1930 год. Меня назна чают начальником лесоэкспортной частя порта, потом начальником транспортной конторы, а в 1933 г. я работаю руководителем лесных причалов. Осенью прошлого года меня выдвинули начальником ком мунального отдела порта. Вот и весь мой п у т ь . Ничего за- •» мечательного в моей жизни ^ет . Работаю, как полагается коммуни сту п выполняю заветы Ленина. Миллионы трудящихся в нашей стране растут культурно, политиче ски, учатся хорошо работать и уп равлять. Вот это-то и есть самые 'замечательные.. М. Амелин. АЛЕКСАНДР ЦВЕТКОВ- Т Е ХНИК - С Т РОИТ ЕЛ Ь На строительство Александр Цвет ков приехал восемь лет назад. Ско ро он завоевал себе авторитет среди плотников О нем говорили, кое что побольше. Он жадно и упор но учился, прекрасно усвоил вею программу. В Мурманске Цветкову не дали что он смышленный парень, что он *засидеться. Его сразу же направи- умеет работать. Он показал себя і ли на строительство водопровода не только хорошим производствен- на Большое 03 с ботой Цвет. ником, но и активным обществен- . г г ным работником. Комсомольская организация заметила молодого ударника и «скоре он был принят в ряды ВЛКСМ. Как активный работник-ударник Цветков был паправлен на курсы в Ленинград. ков справился хорошо. Прорвало плотину... На восста новление плотины был направлен десятником Цветков. Он выполнил эту работу по-ударному. Его пре мировали. Цветков не забывал и о самооб разовании. Днем он работа* на строительстве, а вечером садился за книгу. Он повысил свою поли тическую грамотность и начал ру ководить * комсомольской полит школой. Сейчас Цветков руководит арма* турными и бетонными работами на важнейшем участке—каменном стро ительстве и работает там парт организатором. Он учится на заочных курсах. Главным его стремлением является дальнейшая учеба, дальнейшее ов ладение техникой. Н. П. Герасимов , саам—педагог Вернулся оттуда ЦветгіЬв уже техником. На курсах он попял, что мйло только уметь владеть топором, но что для строителя нужно знать j ЛЮДИ НАШЕЙ ЭПОХИ Это—живые человеческие документы, люди нашего времени, строители бес классового социалистического обще ства. „Мы были до сих пор пасынками природы и цивилизации и с глубокой тот проклятый государственный строй, который поощрял купцов, урядников и попов ездить на нас по 18 часов в сутки . Так писали мурманские рыбаки в 1920 году московским руководящим грустью видим теперь», до какой степе-1 товарищам. С тех пор прошли годы— ни мы отстали в умственном развитии, годы, борьбы за власть советов, борьбы Мы не стыдимся сознаться перед вами, что из 4395 человек коренного населе ния три четверти из нас неграмотны. Мы не скрываем, что слова „констпту- цпя“, „федерация- , .интернационал" дл я большинства из нас непонятны. В нашем умственном отупении виноват Тов. ГАЛОГОЛЬЦЕВА— РУКОВОДИТЕЛЬ КООПЕРАЦИИ 1925 год. Дочь старого рабочего ниями. Все это тов. Галогольцева писчебумажной фабрики тов. Гало- успевала делать, не отрываясь от Ри сунок шт у рм а н а РТ-79 Ю. ГЕНИ ЕВА . згольцеву комсомол послал в коопе рацию учеником продавца. Надо было старательно изучить поручен ное дело. 9-ти месячные коопера тивные курсы были первым этапом на пути овладения техникой тор говли. Тов. Галогольцева'Гучилась хоро шо. В 1928 году онаДпереведена на должность помощника заведующего магазином на станции Окуловка. Заочная профучеба, совпартшкола, заочная учеба в кооперативном тех никуме—вот этапы дальнейшей упорной борьбы за овладение зна- практической работы. Теперь, когда накопился значительный опыт и большие теоретические знания, на чался производственный рост. В 1931 году она секретарь прав ления ЗРК в Кулотино. В этом же году она уже заведующая орготде лом ЗРК. 1933 год—Мурманск. Тов. Гало гольцева помощник директора ТОП‘а по производственной части. С апре ля 1933 года тов. Галогольцева— бессменный председатель ЗРК под собных предприятий Мурманрыбы. против бескультурья, за овладение вы сотами социалистического строительст ва. Социалистическая культура проник ла в самые отдаленные 1г малодоступ ные уголки и окраины нашего Союза. И теперь мы видим уже другие докумен ты свидетельствующие о приобщении широчайших масс трудящихся к со циалистической культуре. „До 1934 года я жила в деревне, бы ла неграмотной. Трудно было жить и работать. Учеба помогла мне стать ударницей на производстве",—пишет р а ботница трало-такелажной мастерской т. Богданова. „В 1933 году я начала учиться в лик безе,—пишет ударница учебы тов. Се- мохвалова.—а сейчас я работаю продав цом в кооперативе Мурснабстроя“. „Подучившись, я понял, что грамот ность—единственный путь построения социализма", — говорит допризывник Иванов. „В стране, где строится бесклассовое социалистическое общество, не может быть неграмотных",—пишет рабфаковец Мортѳхникума В. Сальнвков, в 1933 году окончивший ликбез. Все они, вчера еще неграмотные, се годня создают своими руками докумен ты о своей твердой уверенности в завт рашнем дне, в окончательной победе социализма. В. А. „Сейчас н аш а задача—переход к общественной обработке з ем л и , переход к общему кр уп н ом у хо зяйству* . (Л е н и ц Том. ХЩ Ѵ г стр . 43). Н а основе инд у ст риа ли заций ст раны , на основе -подведения под сельское хо зяй ст во мощной т е х нической базы п а рт и я Л е н и н а — Ст а лина блестяще вы п о л н и ла задачу , по ст а в л енн ую Ильичем . „Из страны мелкого единолич ного сельского хо зяй ст ва СССР ст а л страной коллективного, крупного м еханизированного сель ского хозяйства . шСоздано свыше 200 ты сяч к о л хозов и 5 ты сяч совхозов с новы м и ройонным и ц е нт р ам и и про мыш л е н ны м и п у н кт а м и д л я н и х 11. (Отчетный доклад тов. Ста л и н а о работе Ц К ВКЩб). 17-й С'езд Всесоюзной Коммунистиче ской п а рт и и (б). Стенографиче ский отчет, стр. 15-я). Л е н и н ука зы ва л , что только на основе помощи м а лы м н а ц и о н а л ь ност ям , м а лы м народностям моэнмо спасти эт и национа л ь ности , эт и народности от вы рождения , н а которое о н и бы ли обречены п р и царском строе. П а р т и я Л е н и н а—Ст а ли на неуклонно вы п о л н я л а и вы по лня ет этот завет И л ь и ч а . Н а Кольском по луострове, где в л а ч и л и нищенское существование рыбаки -единолич н и к и , финны и рцшские, созданы мощные рыболовецкие колхо зы , которые п а р т и я и п ра вит е л ь ство вооружили современными , т е хни ч е ски совершенными о р у д и ям и лова . З а эт и годы организованы де с ят к и рыбо ло в ецки х и оленевод ч еских колхозов, об'единено 90 проц. рыбачества и 57 проц . оленеводческих бедняцко-середняц- к и х х о з я й ст в . В 1930 году вылов рыбы на одного р ы б а к а - к о л х о з н и к а сост а влял 90 центнеров . В 1934 го ду, когда окончательно победил к о л хо зны й строй , вылов рыбы на одного рыбака к о л хо зни ка состав л я ет около 500 центнеров. К р е п н ут в округе оленеводче ские колхозы и совяозы. Заработок колхозников оленеводческих кол хозов непрерывно возрастает . Оле неводческие колхозы т а кж е , как и рыболовецкие , создают заж и точную ж и з н ь .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz