Полярная правда. 1935, январь.
В БОРЬБЕ 31 ТЕХНИКУ, КАЧЕСТВО, КУЛЬТУРУ Перед XVII годовщиной Октября ЦИК Союза QCP наградил высокой наградой членов экспедиции н моряков красно знаменного „Лнтке“. Центральный орган партии „Правда", печатая постановле ние правительства, писала: .Знатный человек нашего времени тот, кто хорошо работает, кто беззаветно служит родине. Ему воздается честь и слава. Честь эта доступна миллионам, доступна каждому. И знатных людей становится у нас все больше н больше**. Люди „Двины", начиная с капитана Егорова А. А. и старшего механика Айсельннка А. Ю. и кончая юнгой Фун- тиковой Е М. и кочегаром Битте И. А., беззаветно дрались за план, беря при мер с героических моряков „Литке*. Упорной, кропотливой работой поднима ли своп производственные показатели люди „Двины*. Капитану „Двины“ Егорову Александру Александровичу всего лишь 32 года, но во флоте, пожалуй, мало найдешь таких опытных моряков промысловиков. С 1931 года он делит флагманство с Петром Кононовым. 4 раза он ходил за тральщиками за границу. Много раз был премирован за поисковую работу, за образцовую буксировку парусников. На .Двине" не только астрономическое определение на высоком уровне, но и знание склонов в районах поисков у капитана большое. Ориентируясь по этим склонам, капитан .Двины- и его помощники с приличной точностью оп ределяют свое место. Знание склонов, умение по ним определяться - это значит овладеть техникой, это значит обеспе чить хороший лов. Ведь, если не знать своего места, и штормом судно снесет, н по метеорологическим условиям нель з я будет определяться, то тральщик легко потеряет рыбу. Поэтому капитан Егоров и проводит регулярно, после каждого траления, измерение глубин. И как бы судно ни относило в дрейфе, но, обнаружив косяк и зная склоны, он всегда сумеет вернуться к рыбе. Тралмейстер зачастую решает вопро сы добычи. На „Двине* есть Максим Павлович Лебедев. З а прекрасную и уверенную работу, за высокое знание дела капитан его прозвал „золотые ДЕТСКОСЕЛЬСКИН ТРАКТОРИСТ ЗНАТНЫЕ ЛЮДИ РТ-45 „ДВИНА“: ЕГОРОВ А. А —КАПИТАН, ПЫЧИН А. И.—СТАРШ. МАШИНИСТ, ДРУЖИНИН А. Ф,—МАТРОС И АЙСЕЛЬНИК А. Ю —СТАРШ. МЕХАНИК. руки*. И это сказано не зря . Если нуж- р а б о т е и г р а е т буй , с н а бж е н и е кото - но, Лебедев стоит и по суткам на вах-1 рым и У н а с , к с ож а л е н ию , н е н а л а янной успешно выполняется всем кол лективом „Двины*. Весь коллектив ДОВОДИТЬ ДО - , о тонны и выш е . -сдел экзамен по техминимуму на „от-1 Характерный случай был у меня лично“ , „хорошо- , „вполне удовл е тв ори -1 ПО ПРИМЕРУ АХАЛАДЗЕ Повар „Литке" И. Ахаладзе паг- (так, что никто его не может упрек- ражден орденом Красного Трудового ^путь в недоброкачественности рабо- знамени—за хорошее питание коман-- ты или нечестности. После первого ды и научной части экспедиции, что же рейса команда „Двины" сама способствовало успеху экспедиции, сдала ему па руки столовые день- Повар РТ-45 „Двина® Владимир гя,—хозяйничай Александрович,— Александрович Мерзлютин не был сказали ребята. И Александрович знаком с Ахаладзе, не знал ( секре- повел хозяйство, тов его работы, но о том, чтЬ знат- Сейчас Александрович готовит на пым человеком пашей страны мо- повара своего помощника, бывшего жет быть каждый, Владимир Мер- юнгу. Золотавина. Он хорошо усво- злютин знал. нл, что "не только надо знать Опытный новар, с большим ста- дело, но надо и уметь передать его жем. он поставил дело на Двине" другим. С Т А Р Ш И Н А Старшина кочегарной команды Он стоит вахту у котла, следит те.’ Они обучил всю команду умению зкено. Часто, поставив буй на подъеме РТ-45 „Двина“—двадцатипятплетнпй j за инструментами^ за штивкой уг- чинить сети трала, работать с тралом, q 5 ТОнны, проработав в разных на-1 парень Виноградов, ленинградский (ля и помогает ребятам. Умелой ор- } казание Сталина об овладении тех- 1 П р а в л е н и я Х і мне приходилось под‘емы . молотобоец—пришел на „Двину" в ганизацией ребят, правильным рас- 1933 году, в июне. В первый рейс Х 0 д0ванием топлива и чистотой в пошел учеником кочегара а вернул- вложил большую ло ся из рейса кочегаром. Оставшись кочегарке он вложил оолып\ю до на судне, Виноградов очень быстро лю в Дело выполнения промыслово- овладел искусством работы у топки, го и поискового плана. Е ГО РО В А. А—. к а п и т а п Р 1 - 4 3 „Двгінаи Для поисковой работы, помимо правильного выбора соответствующе го траулера, вооруженного хорошей радио-станцией, и опыт іого капнтана- промысловика. нужен и сильный тралмейстерский состав, так как, на ходясь обычно на отлете от промы словых РТ, поисковик должен быть уверен в безусловной правильности трала, чтобы не иметь пролова, или иначе говоря, быть уверенным в на личии рыбы или отсутствии ее в об следуемом районе. Очень большую роль в поисковой Л. Ю АЙСЕЛЬНИК— т е 65 проц. сдали па „хорошо*. Сказать об успехах „Двины* ' и не упомянуть о работе ее сердца—маши ны—нельзя Андрей Юрьевич Айсельннк—человек с бравыми рыжеватыми усами—придіел на „Двину* в 1933 году и застал маши ну в расшатанном состоянии. Постепен но, присутствуя почти на каждой вах те , прислушиваясь к машине, к людям, Андрей Юрьевич искал точку опоры. Когда нашел, стал воспитывать людей. льно* и „удовлетворительно". Причем в м а е 1933 года, когда я на борту имел управляющего Мурманрыбой М. С. Светова. Работали мы тогда в районе, под‘ем был неважный, но по ассортименту рыбы я предполагал близость косяка. Я поставил буй и в течение суток работал около него, не добившись эффекта. Осталось не- обловленным только одно направле- желавших учиться, работать и с ними нне ох бѵя и М ихаил Сергеевич р е - вместе начал лечить машину. Тех, кто О том, как тракторист Детскосель- ской машинно-тракторной станции Саша Иычин стал мурманцем и машинистом, он сам повествует очень кратко: „Потянуло на Се вер. Был у меня товарищ—позвал, я и поехал. ІПутя. Ну и остался совсем". В Мурманск Саша Пычин при- ‘ ехал в 1932 году и в марте этого Iже года поступил кочегаром на РТ-45 „Двина". Его заинтересовала машина. Он внимательно наблюдал за работой машины и особенно лю бопытен был к ней во время между рейсовых ремонтов. В мае 1933 г. Пычнна, как способного и старатель ного паренька, перевели в маши нисты 2 -го класса, а через полгода к главной машине в качестве стар шего машиниста. Уже год Пычин плавает старшим машинистом и ни одного простоя не было по его вине. Усердный, дисци плинированный работник, он ни ми- СТІЪСіршЪіи MCXdT itl'K ^нуты не бывает без дела—всегда Р Т - 4 : 5 Д в И Н Я и копошится в машине. . ” „ I Техникой своего дела он овладел— Одним из главных условий для . техминимум сдал на „хорошо". И выполнения плана являются беспе-( сецчас Пычин изо дня ц день слу- ребойная работа механизмов н ап ро - іш^ет’ изУч^ет СВ(Ш машину, повы- * r г шает свои знания под руководством мысле и сокращенные стоянки в старшего адѳздцдоа А. Ю. Айсельт порту. Для четкой работы механиз- ВДК 9 . мов необходимо, чтобы они всегда были в порядке и в рабочем состоя нии. Внимательным и Добросовестным - 11 января моряки, рабочие гіодсоб- Отношенйем к делу, к своим обязан - 1 ных мастерских тралфлота совместно с ностям, требованиям беспрекослов ного выполнения распоряжений стар ших по службе, содержанием в без упречной чистоте рабочего места и механизмов—добивались мы четкой работы механизмов. Каждый заме- НА СОБРАНИИ МОРЯКОВ В ДОМЕ КУЛЬТУРЫ рабо- комендовал сменить район поисков но все же на мою просьбу пройти I упорно не хотел ни учиться, ни тать,—списал на берег И сейчас, когда после ударной рабо- „ ты на промысле и поисковых рейсов ещ е необследованным курсом со гла - мы заглянули в машинный журнал, то еплся. П ервый же под‘ем по этому прочитали там следующую запись ре . . гистра: „10/ХІІ 1934 года, допускаются к н апр авл ению был у нас *-,о тонны, работе сроким на одни год, т. е. по после чего был стяну т сюда флот, 10,ОСИ 1935 года. Механизмы могут по- „ лучить класс регистра*. который о б л авли в а л этот косяк около А. Ю. Айсельник добился хорошей 1 5 м есяц а с под‘емами , иногда дохо- работы механизмов со своими людьми, _ ^ .. которых он воспитал: со ст. машннн- ДЯЩИМИ до 8 тонн. Этот случаи сыг- стом Сашей Пычпным и другими. р ал одну из в ажн ейших ролей в де- В борьбе за темпы п за качество кол- * ' лектив „Двины* борется и за культуру, л е выполнения общефлотского плана На судне проводится большая общест- 1933 года, венная работа, хорошо используются вынужденные стоянки (шторм) и об е -} Этот пример я привожу, чтобы денные перерывы для производствен- п п т ч р п р і т ѵ т т . ч г т я ч р і г і т р fJvCT и т т п і т р т г п - ных совещаний. .Двина* получила пре- подчеркнуть зн ач ени е Оуя в ПОИСКО мию п занесена на красную доску Все- вой р аботе . Е с л и бы тогда мы не подшефникамн-моряками СВФ провели в Доме культуры им. Кирова собрание, посвященное выполнению годового плана. С докладом о работе тралфлота в 1934 году и перспективах 1935 года вы ступил т. И. Б. Богачев. После подробно го анализа технического состояния флота, которое крайне неудовлетворительно, докладчик сообщил собранию о вв&Де- §нин новой системы оплаты труда моря- чѳнный деф ект мы ликвидировали |ков . Эта новая система оплати призва- ■ — I на сыграть значительную роль в улуч - в н ач а л е с тем , чтобы впоследствии зіѳции технического состояния флота. „Двина" 9 месяцев была промысловым судном и 3*месяца поисковым. Свой промыслоцыіі план (девятимесячный.) „Двина* фактически выполнила за 7 ме сяцев (2 л л . „ Д ви на * простояла в планаво-предупредительном ремонте) — на 126,1 проц. На 4 квартал „ Двина* была выделена поисковым, но работала только два месяца (один месяц по определению решстра стояла на слипе — смена заклепок). З а два поисковых рейса „Двина* в з я л а рыбы 4500 центнерэв )ЮЗНОГО смотра пищевых предприятий, ттггртгтт / 5™ н а і 1 могло ТПРЙЙЮВаТЬ И * 8 сыРУ>е> не вошедших _в п \а н , т . к. поисковая добыча обычно не учитывается. Сравнивая работу героических моря- ‘ * ’ ^ ^ Ві союзного . . _ . . . . ....... ........................................................................................ Ісего „ Двина “ за 9 месяцев работы в з я л а 22.336,5 центнеров рыбы—при КОВ ледореза „Литке" и моряков .Дви- рыба В таком громадном количест- ! промысловом планн д л я тральщика такого типа 20000 центнеров. При Этом, ны“, мы должны и можем сказать, что в была б упУщена. ------------------------------' --------------------- * ----------------------------------------------- * ' пример первых послужил и послужит J * хорошим образцом для моряков Дви-І Должен , к сожалепию , отметить , как' ли?кёнцы.еДПо®етная ГwSŠFSFi Ч>Г0исеЙчаеещеневепоисковые, д але е—показывать всем траулерам при- н е г о в о р я у ж е о п р омы с л о вы х , к а п и - мер овладения техникой, пример еще j таІІЬІ лучшей , еще более культурной социа листической работы. П. Сашин. бу я . поняли огромное значение качество продукции (по сортности) как по свежью, так и по соленой „ Д вина ‘ имеет выше, чем установлено по плану. Свежей 1-го сорта „Двина" дала 87,4 процента против 82 проц. по п лан у . Соленой 1-го сорта 85 проц. вместо 82 проц по п лп н у . В поисковой работе Т\щДвина* имеет отличные Показатели. В первом же поисковом рейсе в начале ноября щДвина* первая и з поисковых Р Т открыла у Гусиной банки мощные косяки трески, которые облавливались флотом в те чение ноября—декабря 1У34 года. Помимо этого руководила всеми поисковыми и промысловыми работами, как флагманское судно. механизм не вышел из строи. ;Все‘ ремонты, не требующие изготовле ния новых частей, а также станко вых работ, мы выполняли судовыми средствами. Успех дела обеспечивает и срабо танность машинной команды. Боль шинство машинной команды рабо тает на РТ по два года. Вновь при бывающих из резерва флота мы сразу же приобщаем к нашей трудо вой дисциплине. С новичками и с кадровыми нашими работниками мы проводим беседы по механике, труд- дисциплине, проводим наглядное обу чение обращению с механизмами. К каждому механизму у нас прикреп лен определенный человек. В пашей работе не приходилось считаться со временем. Ведь работа по содержанию в исправности меха низмов не тяжела, хотя бы потому, что она даег положительные резуль таты. До , сих пор у палубных и машинных команд был общий „котѳл-—за грехи палубы или машины отвечал весь кол* лектив.. Новая же тарифная реформа будет построена так, что каждая коман да будет получать соответственно ее работе. Например—если добыча сорвана палубной командой, то две трети будет получать палубная команда и наоборот. Механики будут иметь персональные ставки и индивидуальные хоздоговора с управлением промфлота. Каждый к а питан будет настоящим директором—/ судно будет иметь свой счет в оанке, свои кредиты. Особое внимание в своем докладе д. Богачев уделил подготовке флота к весенней концентрации трески. В решении по докладу т. Богачева мо ряки единодушно приняли план в l.OOOOOO центнеров рыбы и 700тыс. цент неров сельди, как боевую программу борьбы на 1935-й год. Собрание моряков тралфлота закончи лось сообщением представителя ЦК рыбников Северных районов тов. Ч*о- лицкого о передаче переходящего знаме ни ЦК тралфлоту. В своем кратком ело ве по этому Л в о д у тов. Чаплпцкий ска зал:—Перед тралфлотом стоят две зада чи в 1995 году: сохранение и д ал ь нейшее закрепление за тралфтотом зна мени ЦК рыбников и упорная борьба за вымпел ледореза „Литке“. Работать, как литкенцы—этим призывом закон чил свое выступление т. Чаплицкий. Затем он огласил список премирован ных денежными премиями лучших про ■ форгов-ударников тралфлота. С сообщением о премировании под шефного корабля выступил т. Ольман^ З а ударную учебу и образцовую д и с ц и ^ плину подшефный корабль премирован 2 тыс. рублей. Вечер закончился спек таклем „Тревожный рейс“ . П. С. ЕВГЕНИЙ ЮНГА У Ч А С Т Н И К Э К С П Е Д И Ц И И Н А Л Е Д О Р Е З Е „ЛИТКЕ* НА ПЕРЕХОДЕ '(И З КНИГИ „ЛИТКЕ “ ИДЕТ НА ЗАПАД * , ВЫПУСКАЕМОЙ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ „МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ0) ...Мы т ем па н е с н и зим даже н а ми г , Не станем . Р ебята и з л у чш е й ст а ли , Мы, если бы надо, себя с ам и х Прибою огня ц е ли ком отдали . Д а , если б последние га с ли у г л и . Мы сам и бы грудой кардифа легли. Штормовая в а хт а , Ш ур уй , держись! Г а - а р я ч а я ж и знь— Кочегарская жизнь!... (П. Иванов, кочегар-дальне• * восточник). Без пяти восемь старшина первой вах ты и литкенский парторг Дпма Трофи мов остановился в дверях машинного вестибюля. Кочегары докуривали Они сидели на ящиках с консервами, кото рыми был заставлен вестибюль, зашну ровывали ботинки и густо кадили. — Торопитесь, ребята, — предупре дил старшина и спустился по скользко му трапу вниз. Мотыли приветствовали его разме ренными взмахаіщ длинных рук, покры тых каплями жирного пота. Топки были готовы к сдаче. Шлак, отделенный от кокса, медленно угасал, вспыхивая редкими искрами. Старшина третьей вахты, рыхлый от ожирения старик Карклин, поднялся навстречу. Блики зарева таяли на его полном пепельно-сером лице. Он шел следом за Трофимовым — В порядке, —осмотрев кочегарки, сказал Трофимов.—Иди, Карлуша, по мойся. Вода нынче пресная, колымская. Ему в тон шутили и зубоскалили ко чегары, сменяясь с вахты. — Хороший ты парень, Дпма,—про ходя мазнул старшину грязной рукави цей по носу давнишний его приятель Паша Крюков.—Только холодной воды зря боишься,—блеснул он золотым оскалом широкого рта и похлопал себя по животу... — У, обезьяна!—беззлобно нахлобу чил ему на глаза феску Трофимов. Когда вахта кончила чистку топок, пар с ел . Давление уменьшилось на одну ат мосферу. Пар не заполнял с прежней силой цилиндры машины. Ленивее махали мотыли. Нехотя ворочался гребной вал. Слабее пенили рябь за кормой винты. Счетчик лага показал, что за час пройдено 10 миль вместо 12. „Литке" замедлил свой б.ег Великим Северным путем с Дальнего Востока на запад. — Быстрее убирайте мусор,—сказал старшина, взглянув на часы и пуская допку инжектора.—Целый час возились,- проворчал он, открывая кингстон за бортной воды.—Где Клименко? — Рикшу везет,—отвечал из средней кочегарки Яцышин. Длинная, нескладная тень Клименко показалась в тесном пролете между котлами. Громыхая по стыкам листово го железа, положенного сверху плит, он катил тачку с углем. — Раздали! — крикнул из кормовой кочегарки Бизякин, когда шлак был „списан* за борт. Захлопали дверцы топок. Кочегары гребками разравняли коксовый жар по колосникам. — Забросили!—продолжал командо вать Бизякин. В такт медному гудению котлов, зве ня о чугунную палубу, запели лопатц. Раз! рассчитанным рывком Бизякин вонзал треугольный клинок глубоко в уголь. Пот струйками стекал по его бе зусому лицу, проводя на щеках светлые борозды. Маленькая фигурка первого ударника машинной команды, напрягая вздутые желваки мускулов, секунду замирала над лопатой. — Два! Подмигивая присевшему Клименко и выпрямив корпус, Яцышин всем телом склонялся к топке. Полпуда угля лете ло в прожорливую пасть, веером рас сыпаясь по колосникам. Три!—откликался из носовой кочегар ки Висторов?кий и, перестукивая руч ками форсунок, включал дутье. — Чего расселся?—прикрикнул Яцышин на Клименко.—А кардиф? — Взял отпуск за свой с ч е т ^ - ухмыль нулся тот.—За вахту 25 тачек при ка- тываю, верно? По сто килограммов каж дая, тоже верно. Как не крути, а две с половиной тонны,—подсчитал он. Если не зазимуем, то выйдет у меня 500 тонн. А ты Колй, плачешь—„мало" . . . •— Сложить, сколько ты с тех пор, как в кобылку записался, перевез— шутил Яцышин,—не иначе, как на всю жизнь освободить тебя от работы надо. — Подломали!—донеслось из кормо- , вой кочегарки. Рывок—и выключено дутье, распах нуты дверцы топок. Осторожно, чтобы не сбить кожи пальцев о переборку, Яцпшин завел двухметровый лом под расплавленную массу угля. Корка треснула, не выдержав ого мол ниеносных ударов. Пламя с прежней яростью забушевало в топке. — Угтал, Коля?—спросил, берясь за тачку, Клименко.—Покури. — Спасибо за ' разрешение.—Яцышин окунул раскаленный до красна лом в бочку с водой —Вот когда шли от Владивостока на Петропавловск, тогда язык на стороне лежал. А теперь ниче го, привык к этим котлам, и покурить можно. — Отрегулируйте, ребята, дутье—по просил старшина.—Как бы не стравило. Ишь куда поскакал. Стрелки манометров подползали к одиннадцати. Пар поднимался к предо хранительным клапанам. — Хоть в мешок отбавляй,—улыбался Бизякин.—Про запас для второй вахты. Может тогда и перегонят нас. Над головами, в десяти метрах, звеня ще стучали о корпус редкие льдины, цеплялись за борта обломанными зу бами. Вахта смеялась. В половине двенадцатого старшина поднялся на верхнюю палубу. Рулевые бережно вели „Литке“ проливом Дми т рия Лаптева и, чтобы не повредить пе ро выпущенного лага, огибали грязно серые речные льдины, приплывшие с течениями Индигирки и Колымы. Полуночное солнце тускло пылало над нами, казалось огромным, нарочно подвешенным апельсином. Каждые ч ет верть часа звенел телеграф с мостика, стопоря машину, и вахтенные матросы, посылая свистящим размахом далеко вперед грузило длинного лотлиня, на распев кричали: — Шесть с половиной!.. Мелководное море Лаптевых раскину ло мутные просторы перед ледорезом. Набрасывая лот, мы шли в густом мо локе дымной гари курсом на бухту Тик си—с«рдце Якутской республики. — Половина,—войдя в левый кубрик, предупредил Трофимов старшину вто рой вахты литкенского библиотекаря Мазунина. Тот выводил на мандолине разухаби стые мотивы. — Здравствуй, моя Мурка, и про щ а й ! . .—подпевали кочегары. — Вот, _ что,—отложив мандолину и заикаясь, сказал Мазунин.-Хотя комис сия по качеству и постановила, что твои ребята передовые, однако моя вахта не согласна. Скажи, Трофимыч, положа р у ку на сердце, мы хуже вас работаем? Кочегары ожидающе приподня'лись на койках. Трофимов мял в руках бархатную шап чонку, которая, когда он носил ее, де лала его похожим на монаха. Сухоща вое лицо еще более усиливало сходст во. Вопрос был каверзный. Спор между вахтами давно перерос рамки соревно вания. Троекратно бригада старшины Трофимова оставляла позади мазуннн- цев: на количестве пройденных миль, на освоении механизмов, на качестве работы. Сохранять прежние обороты машин, шуруя под тремя котлами вме сто пяти, эта производственная победа парторга Трофимова обеспечила его бри гаде первенство в сквозном походе. — Все дело в расстановке сил,—отве чал он Мазунпну.—И в моей вахте одна молодежь, и в твоей, Фѳдя. Л о вот, Яцышин всегда гадает, кто его подсме • нять будет. Потому, что у тебя котлы беспризорные. Никто к ним по - настоя щему не прикреплен. Так я же меняю ребят для облег чения—обиделся Мазунин. — А ты не лезь в пузыря,—уговари вал его парторг.—Этим не облегчишь. Мои тоже вначале зашивались, а теперь всегда пар на марке н свободное время есть. ' — Какая у тебя расстановка,—стыдил он,—если каждый энает, что завтра ему не придется у котла быть. Пошурует вахту, лишь бы отстоять, а на следую щий день в мастерской прохлаждается. Заботы о котле нет. А по людям ваша вахта определенно впереди может ока заться. .Ну и дадут ему ребята жару*,—поду мал он, спускаясь обратно. И не ошибся, Мазунин появился в носовой кочегар ке, когда загребной последний раз по стучал лопатой по начищенным пли там. — «Забросили на шабаш!.. — Все равно отберем первенство.— пригрозил старшина, проверяя маномет ры.—До Ленинграда еще подеремся. Заметано,—согласился парторг.— Финиш уорк—обошел он кочегарки. Ударникам почтение!—встречали сменившихся кочегаров в машине. Бала- j гур Елисеев, выглядывая из-за конторки, торжественно об'являл: ; — Перекрыли самих себя. 1 Коротко остриженные волосы маши ниста чернели масляными пятнами. Склонив голову и высунув от усердия язык, он записывал в вахтенный жур нал итоги четырехчасовой работы. I „Пар -108/4, оборотов—89, пройде но 48 миль“. Вытирая сетками потные лица, вахта шла в баню. ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz