Полярная правда. 1935, январь.
ОКОНЧАНИЕРЕЗОЛЮЦИИ VII. № УЛУЧШЕНИИ ПАРТИИНШССОВОН РАБОТЫ И КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РАБ' ОЧИХ И КОЛХОЗНИКОВ ПАРТОРГАНИЗАТОР ЭНВЕР ИБРАГИМОВ Несмотря на плохую хозяйствен- повышения значения общих собраний нуго подготовку в деле материально-! колхозников, сплочения их вокруг пар- технического обеспечения с е л ^ я д а г о тин и дальнейшего укрепления пер- плана, Мурманская парторганизация под внчной парторганизации в деревне®, руководством Ленинградского Обкома! (Ив решений Ноябрьского пленума ВКП(б) сумела обеспечить мобнлнза-| ЦК ВКП(б) о политотделах в сельском цню рабочих и инженерно технических хозяйстве). работников на выполнение и перевы полнение рыбного п^іана 1934 года. Од нако работа парторганизаций с живыми людьми все е^це недостаточна, еще не веем коммунистам, кандидатам и сочув ствующим даются партийные задания, і в 2-хдекадный срок составить смету нет систематической проверки их аван- г»олѵг»ттл»о«„о гардной роли на производстве, имеются -большие недостатки и слабость на от дельных предприятиях политико-воспи тательной работы,особенно массовой производственной пропаганды, у части работников имеются случаи увлечения хозяйственными вопросами с большой затратой времени на таковые в ущерб партийной работе. 1. Пленум обязывает секретарей райко мов ВКП(б), парткомов и парторгов в кратчайший срок устранить имеющиеся недостатки, по-боевому мобилизовать парторганизации на большевистское про ведение в жизнь решений Обкома и Окружкома по рыбе. Необходимо про верять работу всех коммунистов, их авангардную роль на производстве, по могать отстающим в работе. Необходимо окружить большим вни манием ударников — знатных людей производства, организовать показ луч ший бригад и людей—рабочих, инжене ров. техников. Пленум обязывает все партийные и профсоюзные организации организовать политическое и культурно-бытовое об служивание рабочих вечерних и ночных смен. Пленум одобряет решение ьюро • ОК от 27 . декабря о развертывании культурно-бытового строительства и 'обслуживании рабочих рыбной про мышленности и колхозников на 35 г. принятого согласованно с председате, лем Северного союза Рыбников тов. ’ Попкоаым и нач. Главрыбы т Андриа новым. Пленум псГдчеркивает, что осущест да. СтоялЪ жаркие июньские дни. Длинные вереницы судов толпились у причалов порта. Они снаряжались в арктические рейсы. График вычер чивал продольные линии движения Ибрагимов готовился в очередной на судне знали все, к нему уже рейс. Он с радостью посматривал обращались за помощью, за разре- на „Двину",—45-й тральщик, гото- шением ряда вопросов, вый сойти со слипа Судоремонтного У Суэтина не наладилось дело с завода. '~Двина“ после ремонта бы- заключением договоров на соревно ла действительно хороша. І вание. Суэтину помог Ибрагимов. — Любой механик позавидует на - ' — Как затрет у меня дело с j в пролив Вилькицкого, в бухту Тик- шей машине,—не раз говорил Энвер профработой, всегдапоможет Энвер,— си, к мысу Челюскина. Пароход своим{ товарищам по работе. *говорит Суэтин. | „Молотов" на рейде ожидал ледо- . . . Плохая слава о* 12-ом траль-J На тральщике появились газеты, щике сложилась неспроста. Траль- начала выходить стенновка. щик раньше времени возвратился Кочегары пришли к Ибрагимову с лова. Вот уж несколько месяцев, жаловаться на плохо, оборудованные как он в ремонте. Сроки • ремонта кубрики, матросы просили Энвера переносились не один раз, но 12 -й урегулировать дело со спецовкой, все еще стоял на причале Судоре-. Энвер Ибрагимов завоевал себе монтного завода.- авторитет и своей работой непосред- Дело было в людях. Старший ме-! ственно у машины. Он не только ханик тральщика Зубков ' изо дня в руководил ремонтом машины, но и день пьянствовал. От него не о т - .еам непосредственно взялся за ре- ставали и его два помощника. Д^с-,монт» показывал другим, как надо потребсоюзу с привлечением Мурманры- цИПЛИна команды расшаталась. 12-й *работать. h t r M t T H Q W l - л Т Л ’ Л О Л Л Т А О О Т> T V A V Q T T l J I T u Р П П к " . ^ А - Т Т / Ибрагимов организовал еоревно- Пароходу „Молотов*—& лет ЕСТЬ, ТАК ДЕРЖАТЬ! Эпизоды, о которых будет итти| С мыса Челюскина путь лежал в речь ниже, произошли в лето 1934 го-[бухту Тикси. Ледокол отсутствовал. 4. Поручить Мурманрыбе все отчисле ния ^ а политобслуживание путины со средоточить на отдельном счете. Пред ложить союзу рыбников совместно с Рыбакколхозсѳюзом и Кудьтпропом ОК на расходование этих средств, представив план работы и смету на утверждение в Бюро ОК ВКП(б). Просить Главрыбу установить твердый порядок обслужива ния культбытовыми мероприятиями при шлого рыбачества и - финансирование этого дела. 1 5. Поручить Окрвнуторгу и Рыболов- бы, Рыбакколхозсоюза в декадный ерок разработать план мероприятий по улуч-1 т р а л ьщ и к н е вы ш е л ИЗ р е м о н т а и шению торговли хлебом, продуктами и п о с л е ч е т в е р т о г о у с т а н о в л е н н о г о промтоварами на побережьи, особенно с р о к а . на лову и представить на рассмотрение і „ ____ в Окрисполком. Предложить Окриспол-І^ . . . В комнату секретаря парткома кому взять эту работу под неослабный Тралфлота Ольмана вошел Ибра- контроль. - -I г'имов. в. Для организованного выполнения плана трескового и сельдяного лова, коренного улучшения качества продук ции обязать руководителей рыбохозяй ственных организации, райкомы и парт комы, директоров предприятий и пред седателей колхозов своевременно про вести все подготовительные работы с тем, чтобы как к тресковому, так и сельдяному лову был готов флот, орудия лова, береговые, особенно об рабатывающие предприятия и тарное хозяйство, была развернута широкая массовая работа среди рабочих рыбной промышленности и колхозников. * * * В течение первых двух лет второй пятилетки Мурманская партийная орга низация под непосредственным руко- зление этого решения является важ- водством Ленинградского Обкома ВКІІ(б) меншей обязанностью п£ ! І ° п’ябпІ и лично тов. Сергея Мироновича Кпро- органов, партийных и советских работ- * г nt.n„n„ г ва, при конкретной помощи Наркомпп- — Здоров, Петрович,—сказал он, обращаясь к Ольманѵ.—Чего это я тебе так срочно понадобился? — Пойдешь работать на 12-й? — На дыру то эту? вание на быстрое окончание ремон та. Утилизатору* Комаровскому, ма шинисту *Гяпинову т>ндал задание— притирку клапанов, и тут же по ставил перед ними задачу—кто бы стрее и лучше выполнит эту работу. Соревнование началось на всех участках ремонта. На собрании команда вынесла решение: закон чить ремонт в тридцать дней. Через 29 дней тральщик 12-й Веселое смеющееся лицо Энвера ушел в рейс. План вылова рыбы заметно омрачилось. Он совсем не; для 12 -го дали—72 тонны. К этому ожидал, что ему придется расстаться ( цременп Ибрагимов сколотил вокруг Двиной*4, с командой, которую себя актив из лучших людей ко- щегірома тов. Микояна добилась значи тельных успехов в деле выполнения рыбного плана, развития рыбной про мышленности.. разрешения сельдяной проблемы на Мѵрмане, ^уверенно выходя на первое место в Союзе по сельди. Почетная задача Мурманской партий- ников. . 3. Считая все еще слабой постанов ку партийно-массовой работы в колхо зах, особенно на лову, пленум Окружкома обязывает райкомы ВКП(б): а) Расставить партийные и культур ные силы .на лову таким образом, что бы охвагать партийным влиянием и культработой все бригады и всех лов- цоз и рабочих запорных команд б )Иметь постоянно на , ловѵ членов ной организации на основе планомер бюро РК ВКП(б) и членов бюро РК нон борьбы за полное овладение техни- ВЛКСМ—как организаторов политико- кой тралового флота, глубьевого лова, массовой работы на лову. в особенности тресковыми и сельдяны- в) Принять за правило, что в период ллттт„ р мн кошельками и дрифтерами, реши- массового лова ^процентов време ^ тельного выкорчевывания методов штур- предсельсоветов и /о процентов пр ... М О В щ Н Н Ы > повышения качества всей ра колхозов используют непосредственно - ___ „ - . „ .. J боты, дальнейшей борьбы за организа - 1 на ловѵ. В этот период также должны г * у ционно-хозяйственное укрепление кол- быть на лову все избачи, культработ- г . пп/-ѵпттп хозов, и безусловного выполнения важ- явкя я газетные работники о необходи- мв . г,........ ............... любит он. Но Ибрагимов хорошо запомнил слова Ольмана: „Ты с завтрашнего дня отвечаешь за 12 -й**. Ровно в 8 утра на следующий день Ибрагимов пришел на новое свое место. Однако команды еще не было. Кто приходил в 9, кто в 10. В блокноте старший механик, парторг 12 -го тральщика Энвер Ибра гимов записал— „дисциплина44. \ Люди пришли на работу, но де лать было йечего. КЬробки метал лических сальников лежали неотре- монтированные, но зато ползуны, золотники, ненужные еще сейчас, уже были готовы. — Вот оно, где планирование,— подумал Энвер. . . . Ибрагимов присматривался к манды тральщика. Это были Суэтин, передовой ударник старший маши нист, избранный профоргом судна, кочегар Панков, засольщик Бурков, кола, чтобы вместе итти по ледо вым .прогалинам к берегам Якут ской республики. Первый эпизод произошел в про ливе Вилькицкого. Пароход отстаи вался и в это время жестоким на ступлением на судно пошел дрей фующий лед. Крупные льдины коль цом обступали пароход, теснили корпус, ложились на якорную цепь. Стоянка угрожала опасностью. Тогда пароход снялся с якоря и, искусно лавируя между ледовыми разводья ми, пошел на Запад. Старший механик Коновалов не отлучался от машины. Он знал, ка кая мобилизованная строгость нуж на сейчас к себе, к каждому члену машинной команды. Он был строг к безупречным кочегарам Куроптевуи Кораблеву, к машинисту Приловско- му, к третьему механику Саару. Этих людей он выверял на чест ность и безотказность мнонгйи прошлыми рейсами' в Арктике и в иностранных водах. Но теперь он не доверял даже себе. Пароход шел по извилистой до роге, напрягаясь всеми машинами. Он шел на Запад. Корабль держал курс к мысу Челюс кина. Совсем недавно здесь был ле докол „Ермак“ . Он выгрузил на лед клипфискники, матросы, утилизато- строительные материалы, части жи ры. Работать Ибрагимову стало легче. лых помещений для зимовщиков и Команда быстро отозвалась па при- поспешно ушел навстречу сплошному зыв работать, как литкенцы. Первая ледовому полю. Груз нужно было вах^а—^ льянов, Копытов, Кузнецов перебросить на берег. Й команда вызвала на соревнование вторую парохода, не успевшая еще короткой работали четко, люди работали бе- а итти нужно было обязательно. В это время медленно спустился белесый арктический туман—сплошной, устой чивый, опасный. А итти нужно было обязательно. И пароход пошел вперед, продираясь сквозЪ туман. Встречались льдины, судно обходило их стороной. Глуби ны были' неизвестны. На расстоянии нескольких миль шел „СаЬко", за девая килем дно. „Молотов" осто рожно прокладывал курс по неизве стному пути. Когда пароход ‘.вошел в Тикси, туман остался позади вос поминанием об опасном переходе. Осенью после окончания экспеди ции пароход пришел в Архангельск. Стоянка была не продолжительной. Судно получило новое задание—итти на Вайчаг. В ■штормовую погоду, когда ветер*/разгульно гуляет в шта гах и вантах, „Молотов" оставил Архангельск. Часть груза была сдана на Вайгаче, а для выгрузки осталь ного пароход пошел в Андерму. Ветер дул с моря: Он взбивал бе лую пену и кидал взлохмаченные волны на берег. Пришвартовываться было нельзя. Тогда капитан Евдо кимов начал своеобразную выгруз ку. Строительные материалы выбра сывались на воду, а волны выки дывали груз на берег. Так был до ставлен груз рудникам в Андерйе. * * — Все это теперь позади. За пяти летним рубежом—первый рейс 15 ян варя 1930 года, Карская ^экспеди ция в 1931 году, плавание в Шпиц бергене летом 1932 года, регуляр ная курсировка между Беломорскими портами и Мурманском в 1933 году, вторая Ленская экспедиция в 1934 г. Пять лет работы советского па рохода „Молотов** прошли без ава рий, без поломок машины. Машины вахту. Вызов был принят. В борьбе за план началось повахтенное со$в- нование. Кочегары соревновались за экономию топлива, держать пар на марке. Люди росли, менялось отношение к работе. В систем работы коман ды вошел политчас. Проводились бе седы на самые различные темы. На чалась техническая учеба. Впервые тральщик 12 -й вез команде, знакомился с людьми, все больше и больше вникая в дело,‘ в порт 95 тонн рыбы, узнавая болезни 12 -го тральщика.! План был перевыполнен. Через несколько дней Ибрагимова] Гр. Сожин. передышкой освежиться после борь -1 зотказно. бы в проливе Вилькицкого, взялась — Так держать!—отдает капитан за перегрузку, команду, когда судно ложится в пра- По зыбкому, как волнующееся вильный курс, море, трапу, люди сбегали на лед ^ — Так держать, не .сбиваться с и, стоя по колени в воде, работали, курса—команда партии и правитель- Если в проливе Вилькицкого верхо- ства пятилетнему советскому па- водил старший механик, то сейчас роходу. у мыса Челюскина руководил стар- — Есть, так держать!—отвечают пом Панфилов. Он расставил людей, моряки советского парохода „Моло- во-время устранял заминки. тов“ . Б. Мойжво. мым инвентарем и оборудованием для культурной работы. г) Практиковать созыв партнйно-ком- с-омольских собраний на лову не реже одного раза в месяц и совещаний бри гадиров и капитанов д л я обмена опы том работы не реже 2 раз в месяц, про зодя их в свободное от лова время. нейшего указания, тов. Сталина „что главное теперь—в людях, овладевших техникой4*,—занять уже в ближайшие годы первое место в Союзе по общему вылову рыбы. Повысив классовую бдительность, ре волюционную зоркость, решительно бо рясь со всякими вылазками классового врага, повысив непримиримость ко всем согласованное с руководителями про- . г • : ,и всяким недостаткам в работе, на ос- д) В периоды массового лова основ- н°в« дальнейшего развертывания саио- ной формой партийной учебы считать критики и решительной борьбы с за- шеолы-передвижкп с охватом ими всех энайствои и самоуспокоенностью, укре- ловцов-коммунистов. комсомольцев и ло- пнв дисциплину, улучшив качество вецкого беспартийного актива. Ввести всей работы. Мурманская партийная ор- •S практику полит-дни и полит-беседы. ганизацня под руководством Ленинград- Для проведения партийной учебы и ского Областного Комитета ВКП(б) во полит дней дополнительно к силам, вы- главе с тов. Ждановым по-болыпевист- деляёмым райкомами, крмандировать на скн справится с огромными задачами, лов пропгруцпу ОК ВКП(б). возложенными на нее по дальнейшему ро- ѳ) ПлѳВум ОК обращает внимание всех промышленности, добыче и высоко •партийных организаций, что их важней- качественной обработке рыбы, будет • шей обязанностью являете^ „исполь- настойчиво работать над осуществле- ювать зимний период для л адн ейш е г о нноы рѲшений партии, ее Сталинского укрепления колховов, сплочения оеспар- _т_ г ж * тинного актива, улучшения работы № и мудрых указаний любимого ’•яравлений и председаі^елей колхозов, зожд^—тов. Сталина. П Ь Я Н И Ц А Б И Р ДО В ИСКЛЮЧЕН ИЗ КОМСОМОЛА Бирлов —секретарь Териберского Райкома комсомола: Бирлов приехал в колхоз „Сво бодный Мурман". Чем он там зани мался? Комсомольскими делами кол хоза? Помощью в борьбе за выпол нение плана по рыбе? . . . Бирлов организовал пьянку в колхозе. Нередко Бирлов закрывал райком комсомола и уходил... пьянствовать. В Терпберке есть клуб, хорошо оборудован. Там можно развернуть большую массово-политическую куль турную работу. Но работы этой нет. Руководит клубом пьяница Марчен ко, в свое время уволенный из порта за прогулы. За Марченко го рой стоит Бирлов. Совершенно ясно, что разложив шийся. потерявший всякую ответст венность за порученное дело Бирлов не мог руководить крупнейшей рай онной комсомольской организацией Мурманска. Политучебы среди комсомольцев Терпберки нет. Учебники, прислан ные в адрес Райкома комсомола для комсополитсети, лежат на почте. Комсомольцы Териберки по пять— десять месяцев не платят членских взносов. В колхозе имени Ворошило ва есть комсомольцы, не уплатив шие взносы за 16 месяцев. Плохо Териберский комсомол бо рется и за лов рыбы... Комсомоль ские бригады плетутся в хвосте, не овладели техникой кошелько вого лова. Райком же комсомола не мобилизовал комсомольцев ловцов на борьбу за рыбный план. За раавал работы и аа разло жение Бирлова Окружной комеомо- ла онял о работы, исключил иа ком сомола ■ направил на производ ство. Тѳрибврокнй райком партии вы- нео Бирлову строгий выговор о предупреждением. С- Г. С. . 'ч ' -у--:':: щ Щ 0Ш щшI Ш Ш ; Щ і {Пароход „ Молотови в М урманском торговом порту . В ТОРГОВОМ П О Р Т У % 11 января у причалов порта стоя - 1 (Норвегия) пришел пароход „Андре Мар ло 12 судов заграничного плавания. I ти“ с импортным грузом. Пароходы „Уфа*, .Ладога", „Карл-Либх-1 каботажа ,,Кулой“ и г * 1Т . г і„Сосновец“ ожидают причалоб под по- яехт , .Иртыш и .Шелонь брали груз. ( погрузку и выгрузку. Перестановка су- „Спартак® и „Андре Марти* выгружа- дов задерживается из-ea штормовой по- лись. Пароход .Уссури" .бункеровался. В ремонте пароходы: .Байкал*, .Моло тов4, ;,Волхов" и „ Тосно“. 9 10 января в порт из Салангера годы. ф На подходе к порту пароходы „Шилка‘\ „Володарский44, „Аркос" и ,Десна**. УЧАСТНИК ЭКСПЕДИЦИИ [ Л А ЛЕДОРЕЗЕ . Л И Т К Е • I ЕВГЕНИИ ЮНГА ПРОВОДКА т (ИЗ КНИГИ «ЛИТКЕ* ИДЕТ НА ЗАПАД*, ВЫПУСКАЕМОЙ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ „МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ*) „Яиткеи выручал вторую Ленскую. Конструкция „Ермака" не позво ляла ему ошвартовать вплотную к корме речной пароход: мешали выд вижные винты. А пройти в киль ватере на расстоянии „Партизан Щетинкин" не мог. Начальник второй Денской т. Ор ловский обратился ва помощью к „Лнтке* и капитан Н. Николаев, слово которого решало / судьбу проводки, немного подумав, согласился. Ибо „Партизан Щетинкин* был хорошим подкреплением ленскому флоту. . Капитан не покидал мостика. .Его усталое лицо неизменно было обра щено на корму ледореза. Охватив длинными тонкими пальцами двой ное дуло бинокля, он размерепно шагал по горбатой палубе мимо напряженно-внимательных штурмана и рулевого. ^ „Литке" форсировал перемычку. Машинный телеграф звенел, как разбитая посуда. Ошалело прыгали указательные стрелки. Нужно было пройти пятнадцать ледовых миль и доставить миниатюрный буксир не вредимым ка чистую воду. Удача эависела от хладнокровия капитана, его умения быстро ориентироваться в окружающей обстановке. Не спу ская глаз с кормы, где за крыльями самолета кадила кухонная труба „Партизана Щетинкин4*, он жонгли ровал ручками телеграфа, • направ ляя послушный ледорез в нужную сторону. / і Моряки любили капитана Нико лаева. Этот скромный, молчаливый человек обладал необходимыми ка чествами. мастера .ледовых широт и. поражая всех, кто бы с ним ни столкнулся, исключительным хладно кровием, не переступал границ веж ливости. Он не имел привычки об рушивать ярость и гнев на штур манов, что охотно практиковали многие капитаны, всегда оставался спокойным и невозмутимым. Однако, помощники скорее бы согласились на дюжину „разносов* от другого человека, чем нарваться на одно за мечание капитана Николаева. Заме тив ошибку, допущенную штурма ном,- капитан, не повышая голоса, раз‘яснял ее и только придя к окон чательному убеждению о бестолко вости Ученика, сам заступал и от стаивал с ним вахту. Тогда гово рили, что Николай Михайлович не доверяет такому то, и вряд ли не удачливый штурман, от которого от казался столь терпеливый учитель, сумеет стать настоящим поляр ником. Десятого ноября 1933 года стар ший радист ледореза Олег Куксин постучал в дверь капитанской каю- ты . — От Шмидта и Воронина, — сказал он, передавая стопку лист ков. Командование „Челюскина" при слало ответ на посланное несколько дней назад предложение руководства Северо-восточной экспедиции помочь дрейфующему пароходу. — Лучше поздно, чем никогда,— пробежав текст, резюмировал на чальник экспедиции. — Надо итти, Николай Михайлович, каждый час дорог. • И в тот же день коллектив лит- кенцев, измученный шестнадцати месячной работой во льдах, поста новил: „Несмотря на исключительный риск при настоящем техническом состоянии ледореза, большевистскими темпами провести подготовку „Литкё“ к выходу в Арктику, на помощь „Челюскину". А еще через двое суток двести пятьдесят тонн воды выкачивали каждый час из дырявого корпуса спасательные донки. Рискуя судном и людьми, Николаев гйал полу затопленный ледорез' в гибельный дрейф Чукотского моря. Начинались заморозки. Прогалины' между торо систыми полями затягивало коркой молодого льда. С каждым днем уменьшался разбег ледореза. Ловуш ка у мыса Хоп была готова сом кнуть смертельное кольцо вокруг корабля храбрецов. . Семнадцатое ноября тысяча де вятьсот тридцать третьего . года. Американское море Бофора. s Место и дата навсегда остались зарубками в памяти, как вечер под Колымой, как неповторимый зимний рейс в бухту Ногаево тремя годами раньше, когда вышел весь уголь и в топках пылали деревянные части. Невеселую думу обдумывал Ни колаев, слушая взволнованного не избежным начальника Северо-восточ ной экспедиции капитана Бочек. За длинным обеденным столом мрачнели насупленные лица совета полярников. Бочек нервно почесы вал карандашом грудь. Сутулая фигура маленького .капитана еще более сгорбилась. Клок седины тор чал на его всклоченных вихрах-: следы бессонных ночей полутора летнего руководства экспедицией. Задумчиво гладил выцветшую бо роду однорукий соратник Вилькиц кого—доктор Старокадомский. Стар ший механик Фридвальд, грузный старик латыш, шептал отсекру парт- коллектива, мясистому как морж ревизору Тарасову: .— Положение пиковое. Выберемся. На всякое ядие есть противоядие. I Любопытствуя, оглядывал необы чайное совещание гость с , «Челю I скина"—поэт Илья С)ельвипский, І узнавший будни Чукотки н а . с о бачьем переходе от Колючина до бухты Провидения. ; —4 Молодой лед,—информировал начальник,—наростает очень интен сивно. Два—три дня, и мы застря ли. Найти проход к „Челюскину" не удалось, хотя искали со всех сторон и самв забрались севернее, чем судно профессора Шмидта. Про медление равносильно смерти. • — Что скажите, 'шиф? ѵ : Седобородый механик развел ру ками: V —1 Удирать надо! — почти закри чал’ он.—„Литке" — калека. .Мощ ность машин только три восьмых. Корпус, как решето. .Тушить котлы до полного обмерзания невозможно, а к тому дню не останется *ни од ного кило угля. Весной судно зато нет, если этого не случится раньше. — ВапГе мнение, Николай Михай лович? Капитан встал, понурив голову Впервые литкенцы видели новое вы ражение его умных глаз. Казалось, острая физическая боль расширила зрачки Николаева. Отступление -бы ло неизбежным. Запаса угля хвата ло на семь ходовых суток, в обрез до бухты Провидения. Если уголь сгорит раньше, перестанут работать донки и „Литке" пойдет на дно. Отдать разъяренной пучине дорогой для страны, одержавший столько по бед краснознаменный ледорез? По губить корабль, с которым сроднил ся двенадцать лет назад на Белом море под командованием опытного ледоколыцика—отца?. . — Самое трудное, — выдавливал слова капитан, —принять моряку та кое решение, какое мы сейчас при мем. Пусть лучше зимует один ко рабль. Придется оставить „Челюски на** на волю дрейфа и провести „Литке* в безопасное место. Иначе погубим людей и судно... И он провел *Литкем сквозь за мерзающее море Бофора и двенад- цати-балльный ураган под мысом Дежнева так же блестяще, как про вел без единой царапины через льды пролива Вилькицкого крохотный реч ной пароход „Партизан Щетинкин*. Третий раз мы ' шли проливом Вйльйицкого, непочтительно растал кивая льды. Разболтанная рация „Литке" принимала восхищенные поз дравления пароходов. А виновник нашей победы спал, прикурнув на диване штурманской рубки. Лицо- ка питана было безмятежно спокойно. Последнее слово сказали кочега ры. Был второй час ночи. Мы сидели на железной палубе кормового бун кера, отдыхая после перештивки угля. Разговор шел о судовых буд нях и блиэком конце сквозного по хода. — Кажись, выгребли,—сказал пер вый шахматист ледореза, кочегар Любарский.—Мне корешки наставле ние прочли перед отходом: „'Если, Зада^, зазимуете, лучше не возвра щайся на Дальний Восток. Не по зорь нас..." ѵ — Марка дальневосточников не опозорена. Даже лишнее дело сдела ли,—вспомнил он проводку „Парти зана Щетинкина*. — Молодец наш кэп,—заключили в бункере. Настоящий моряк. Легко с таким человеком плавать. Знает, за что берется. А если возьмется, обязательно доведет до конца.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz