Полярная правда. 1935, январь.
( Ш н о е ПО-БОЛЬШЕВИСТСКИ БОРОТЬСЯ ЗА ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОСВОЕНИЕ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА Товарищи, к \ ‘Н с'езду сове- мы имеем тоже ряд крупнейших тов наша страна приходит с боль- побед и достижений. Кольский по- шими победами в деле строитель- ^ т р о в к сегодняшнему с‘езду не „ . является уже таким местом на гео- ства социализма. В этих победных графической карте, каким он был итогах некоторое место занимает раньше. Эго уже не сплошное бе- и Мурманский округ. На 4 года, которые отделяют нас от III Окружного с‘елда советов, лое пятно; это земли Советского Союза в Заполярьи, более или ме нее изученные. ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ СОЗДАНА ПРОЧНАЯ БАЗА Мы можем предоставить трудя щимся округа и всему Советскому Союзу, всем, кто хочет ознакомиться с Мурманским округом, всем, кто хочет ознакомиться с вновь наро дившейся и создающейся крупной индустриальной промышленностью— книгу, которая рассказывает о том, какие производительные силы имеют ся в Мурманском округе, что сде лано по изучению Баренцова моря, какие климатические условия имеют ся у нас, какие почвы, какие воз можности для развития одно» из наших отраслей хозяйства—олене водства. Эта книга рассказывает о Хибин ских тундрах, о горно-химических богатствах Кольского полуострова. Эта книга дает нам целый ряд све дений на основе научно-исследова тельских работ, проводимых на Кольском полуострове па основе экономических данных п нашей ста тистики. Эта книга—атлас Мурман ского округа. На вид, как будто бы—это про сто книга в хорошем переплете. На самом деле—это одно из круп нейших достижений, так как этот атлас мы не могли бы издать еще два года тому назад, ибо не было материала по изучению Кольского полуострова. Таких атласов с гео- графо-экономическим описанием то го пли другого края или области у нас очень не много. Один атлас издала Московская область, другой— Ивановская, третий—издал Мурман ский округ и четвертый издает Ле нинградская область. Это говорит о том, что на Коль ском полуострове проделана исклю чительно большая работа по иссле дованию его и надо сказать, что, если с *20 по 25-й год было только 27 научно-исследовательских отря дов, изучающих Кольский полуост ров, если с 25 по ЗО-й год их бы ло 118, то за эти 4 года у нас бы ло *245 экспедиционных исследова тельских отрядов, и одно из первых мест здесь принадлежит экспеди циям Всесоюзной Академии Наук во главе с академиком А. Е. Ферс маном. который целый ряд лет ра ботал над изучением Кольского по луострова. Академия Наук создала специаль ный Полярный институт и система тически продолжает свою рабиту па Кольском полуострове. На ряду с Академией Наук мы имеем целый ряд институтов, целый ряд научно- геологических организаций, которые также занимались нашим • полуост- Отчетный доклад тов. Горбунова о работе Окрисполксгма четвертому с‘езду советов Сельдяная промышленность созда на благодаря тому, что мы имеем рыбацкий флот, что мы освоили технику запорного дела. Развивать дальше сельдяную про мышленность нужно и можно путем организации водного транспорта и фелип, которые достигают 2 -х мил-'обрабатывающей базы. За это время лиардов тонн; мы имеем крупней шие месторождения железа; мы име ем месторождения никеля, меди, к освоению которых приступаем, для чего создан специальный трест „Се мы в одной отрасли промышлен ности хотя и шагнули вперед, но недостаточно. Я имею в виду судо строение, которое имеет для Мур манского округа исключительное вероникель". Мы имеем пирротин— !значение. Мы окружены морями и сырье для нашей серно-кислотной 1 водный транспорт для обслуживания промышленности. Мы имеем с ф е н о - нашего хозяйства приобретает пер вые руды,—повое сырье—ловчор-. востепенное значение, а еслп поста- рит, который мы промышленно о с - вить вопрос об освоении ББК (а ваиваем, правда, на небольшой фаб-, сомнения в том, что часть грузов рике. мы должны возить через ББК нет), то Мы имеем целый ряд других j ископаемых. Возьмите хотя бы стро-, ительные материалы. Я имею в виду глину, диатомиты, известняки. Этот вопрос для нас сейчас решен и нам не надо завозить за иолто- ры-две тысячи километров такой материал, как кирпич и известь. Мы имеем керамический гранит, слюду, мы имеем гранитные богат ства, мы имеем сырье для красок. Товарищи, когда я говорю, что мы имеем, так это значит, что здесь мы имеем запасы промышленного значения, что уже завтра нам нужно вкладывать капиталы, осваивать и получать продукцию. Итог: к IV* Окружному с‘езду советов Кольский полуостров, над которым еще надо очень много по работать, уже на белое пятно на карте, как было 4 года тому на- аад, о чем еегодня мы можем с гордоотью доложить Окружному о‘евду советов. Товарищи, за эти 4 года мы вло жили капиталов в Мурманский округ для освоения богатств Кольского полуострова и Баренцова моря 305 млн. рублей. Направление этих капиталовложений таково: 211 с по ловиной миллионов рублей —в про мышленность, 32,5 млн. руб.—в транспорт и связь. 8 с половиной миллионов в сель ское хозяйство, оленеводство и пушное хозяйство. В жилищно-ком мунальное и социально-культурное строительство, т. е. в города, в ра бочие поселки, за это время вложе но 113 с половиной миллионов руб лей. Если обратиться к промышлен ности, то из обшей суммы 88 миллио нов вложено в рыбную промышлен ность, 69,5 миллионов в горно-хими ческую и 20,5 в энергетическую. Созданы десятки крупнейших пред приятий, которые всем известны и на ряду с созданием предприятий создались рабочие кадры, создается рабочий класс Заполярья. Горно - химическая гіромышлен- Норвегии. Мы в конце 1933 г. сде лали пару зверобойных суден, не много дорого нам стоящих, как всегда бывает на первых порах. Но факт тем значителен, что эти суда сделаны нами. Задача строительства советских зверобоев здесь, непосред ственно в Мурманске, может быть разрешена. Наша боевая задача— новую Судоверфь построить как можно скорее. Мы недостаточно еще используем богатства Арктики в части зверобой ного дела, хотя уже добились, что вместо 370 тн. в 1930 г. взяли в 1934 году G00 с лишним тонн, имея то же количество флота. Мы освоили новые промысла: мыс Желания, Землю Франца Иосифа. За последние два-трп года начали ностью не освоены. Эта задача—за- шли на тепловых станциях. Мы дача полного освоения—стоит сейчас увеличили мощность станции, и.ѵ перед намн. jдо 11,5 тыс. квт. Эту станцик. Вместо 27 млн. рублей валовой держали на угле и дровах, а поста- продукции в 1930 г., сейчас мы даем 164 млн. рублей (в 1934 году). Надо отметить, что промышленность Мур манского округа — промышленность общесоюзного значения. Рост промышленности, увеличение тралового флота, рыбацкого флота, новление правительства от 1933 г., говорит, что это последняя тепле- іая станция не Кольском шму- оотрове. Есть прямая директива ЦК и правительства, что надо ит ти иа гидростанции. Вы знаете, что от одной из этих рост порта, рост городов, населения' станций—Нивской, которая встѵ- и обслуживающих отраслей нашего (пила в строй, которая пустила сеіі- хозяйства ставит по - новому во-!час свой первый агрегат, мы полу- прое о топливно-энергетическом ба-,чаем энергию для обслуживания лансе. Изучение Кольского полу- горно-химической промышленности, острова до сего времени не дает- Наднях мы получили сведения: данных, что имеется минеральное утвержден проект в Наркомтяж про топливо, тогда как потребность в ме и в Главэнерго о том, что Ннв- нем из года в год возрастает. | ская гидростанция будет давать ток В этом году мы завезли 394 тыс тн .; и Мурманску. Проект линии пере- угля. Если в 1930 году мы жили дачи высокого напряжения утверж- исключитѳльно на привозном англий ском угле, если в 1931 г. мы име- ден, как утвержден вопрос о под станции. Поэтому вопрос установки ровом. Занимаются и ведут работу ность. В 1930 г. мы приступили к на Кольском полуостове *Арктиче- освоению апатитовой промышленно- ский институт и Оленеводческий институт. Крупнейшая работа проделана Наркомземом по водо-земле-устрой- ству. Мы па основе этой работы уточнили каргу Кольского полуостро ва, уточнили его реки и озера. Мы имеем представление о наших поч вах, о наших лесных богатствах; мы знаем направление, куда нам надо двигаться с оленями. Террито рия, которую мы занимаем, равна 112 тысячам километров. Мы открыли за эти годы круп нейшие месторождения: апатит, не сти, в 1931—пустили первую обога тительную фабрику с годовой про изводительностью в *250 тыс. тонн, в 1934 году пустили другую (опа находится в периоде освоения) в 750 тыс. тонн, 2 крупнейшие фабри ки дают миллион тонн концент рата. Но достаточного эффекта от ка питаловложений еще нет. Мы пока что в горно-химической иромышлен- вопрос о судостроении встает очень остро. На имеющейся у пас Судо строительной верфи мы добились больших успехов—выпустили 128 па лубных моторных судов. Это позво лило реконструировать рыбацкий флот и поставить новые двигатели промышлять там, где никогда ни русское, ни советское сѵдпа не про мышляли. Наш зверобой бьет моржа, белого медведя, морского зайца. В 1930 г. дали 580 голов, в 1933 г. 1400 го лов и в 1934 году только 200 . Слу- Судоверфь отремонтировала оолыие чилось такое снижение потому, что 400 единиц 11 о минусом в нашей <последний год промыслом руководи- работе является то. что мы сделали'ли пз Архангельска, там было Ар- недостаточный упор на постройку хаигельское отделение Зверпрома. верфи. Два года мы выставляем Из-за неподготовленности, из-за того, контрольную цифру, два года сред- что не во-время были . снаряжены ства, отпущенные *на Судоверфь, мы экспедиции, зверобойный промысел не осваиваем. Это надо отнести к в 1934 г. сорван. Пи промышлен- мииѵсам работы наших руководите- ность, ни некоторые определенные лей и в первую очередь пищепро ма, в ведении которого находится это судостроение. Иа этой старой верфи мы одно временно осваивали новые производ ства. Я имею в виду комбайны, я имею в виду зверобои. Нигде еще в Советском Союзе зверобои не дела- отрасли и ведомства не получплп этой продукции, которая нам необ ходима. II только в последнее вре мя решен окончательно вопрос, что ввѳробойная промышпеность от- дветвя Мурманску, строится вве- робойная обрабатывающая баев в лись. Весь тот зверобойный флот, Мурманске, расширяется вверобой- который мы имели, ролучался пз ноѳ дело на Мурмане, ВНИМАНИЕ И ПОМОЩЬ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Товарищи, перехожу к лесноіі | и кончено, паша задача выполнена". У нас имеются Этого допускать нельзя. промышленности, особые условия в лесозаготовках я лесной * промышленности. Слабый И Н Д У С Т Р И Ю ности не выполняли своих планов и перед нами поставлена задача,— лесной район создает определенные неустанно бороться здесь за лучшее трудности. освоение производств. j Во-вторых, мы, как правило, долж н ы завозпть сюда рабочую силу, ло- С О З Д А Т Ь С Е J 1 Ь Д Я Н У Ю IшадеЙ’ продовольствие, фураж. Прав- ^ -да, мы повысили цифру и по лесо заготовкам и по вывозке ; в 1934 го ду довели ее до 870 тыс. метров, траловой базы. Придя туда, они не ц 0 я ПОВТОряю, что с лесной про- увидят того, что было раньше. Все создано заново. j мышленностыо у нас дело ие ладится. Но что является особенно зн ачп -J В свое время было постановление тельной победой—это совершенно правительства о создании мощного новая, созданная за последние два 1 единого треста Мурмаплеса. Он ра- года, сельдяная промышленность.' ^отал в течение полутора лет, после Она не существовала . к моменту, . " •___ „ прошлого Окружного с‘езда советов. | чего было решепо, ч ед р В 1930 году добывалась только одна является нерентабельным. Теперь тысяча тонн сельди, а сегодня в*' правительство выделило Зашейков- 1934 г. мы имеем больше 80 тыс. тонн . 1 ский Леспромхоз Апатиттресту, Тер- План по добыче рыбы па этот год'ский—Севзаплесу и Кольский—Лес- был 1685 тыс. центнеров, а дала промхозу для местной промышлен- м у р м а н с к а я промышленность J ности Исполкома. Мы ставим вопрос 1895 тыс. центнеров, т. е. на о том, чтобы органы Исполнитель- 210 тыс. центнеров перевыполнила . 1 ного Комитета считали себя само- Еели сравнить эту цифру вылова стоятельными в части лесоустройст сельди с цифрой 1931 г., то эти ва. Мы при Окружном Исполкоме 21 тыс. тонн как раз составляют го- создаем лесной сектор. Такие секто- довую программу 31 года. Еслп же ра надо создать во всех районах. Рыбная промышленность. Мы уве личили траловый флот с 20 единиц в 1930 г. до 67 единиц в 1934 г. Это увеличение прошло за счет, главным образом, отечественного, советского производства тральщика, тральщика с- ленинградской север ной верфи. Мы создали за последнее время крупнейший Судоремонтный завод с оборудованием, еще нами не ос военным. На такой крайней север ной точке создано крупное металло обрабатывающее предприятие. Судо ремонтный завод, с его чугунолитей ным и механическим цехами, позво лит нам поставить вопрос о построй ке сталелитейного цеха, позволит подвеети крупную ремонтно-механи- ческую базу не только для тралово го, но и для всего рыбацкого флота. Построены предприятия рыбной промышленности для переработки рыбной продукции. Тот, кто высту- обратиться к старому царскому вре мени и той добыче по рыбе, которая была в Баренцовом море, то можно пал здесь, на с‘езде, 4 года тому на - 1 видеть, что вылов тогда составлял зад, те товарищи, из районов кото-14—5 тыс. тонн, в лучшем случае рые послапы делегатами, пе узнают 7 —8 тыс. тонн. Кольский полуостров не богат лесом и поэтому вопрос об охране лесов становится с> исключительной ост ротой. Я боюсь, чтобы не получилось от- крещиванпя—„передали Севзаплесу ли также значительное количество (остальных агрегатов Нивской гидро иностранного угля, то. начиная со станции сейчас решает не тольк- второго года второй пятилетки, мы приближение электрификации север- окончательно отказались от завоза ного участка Мурманской жел. доро иностранного угля. j ги—Кандалакша —Мурманск, но ро В 1932 году мы начали завозить' шает и проблему снабжения элеке уголь со Шпицбергена Сейчас мы троэпергией мурманской промыш- завезлп 120 тыс. тонн донецкого ленности. угляди 150 тыс. тонн Шпицберген-^ На ряду с этим сейчас строится У нас имеется первый опыт на і ,’ольшая Гуломская гидростанция Лапландских болотах — торфяные! тые* квт- та станция будет разработки. Они дают подходящий!расположена в 20 километрах от торф. Мы до 1934 года в основном 1 Мурманска. НАМ НУЖНЫ ОБРАЗЦОВЫЙ ТРАНСПОРТ, ОБРАЗЦОВАЯ СВЯЗЬ Товарищи, когда мы говорим. лезобетонные, поставлена механи о транспорте, о нашей связи, мы зация, подходят десятки пностран отмечаем, как отмечает и вся наша Jных пароходов и наших отечествен страна и решения XVII с‘езда пар- ных. Определенно видно, что пор> тин, что строительство социализма превращается действительно і может птти вперед, если наш транс- крупнейший порт Советского Сою- порт будет усилен и качество его ва. Я не говорю о том, что этс работы будет улучшено. единственный порт в Советском Мурманская дорога стояла в раз- Союзе на заиаде и севере, который ряде последних дорог. Не так еще работает круглый год, который, дей- давно, накануне первой пятилетки,, ствительно, является отправным находились люди, которые предла- j ЯУнктом по завоеванию Арктики, по галп остановить Мурманскую доро- j завоеванию Великого Северного' гу, если не вею, то на отдельных морского пути, порт, через который ее участках. Но по мере развития проходят все экспедиции, *идущие* хозяйства, создания крупнейшей на Восток. Порт, через который” промышленности значение Мурман- прошли челюскинцы, „Литке“, „Си- ской дороги увеличивается и сейчас бнряков“. Через наш порт прошла она поставлена в разряд дорог перво-!венская экспедиция, Карская экспе- степенной важности. Она должна ДИІШЯ’- наш порт справился с их поддержать развитие Севера. j погрузкой, разгрузкой и снаряже- За последние два года мы ви-!Ішем* . дим, что Мурманская дорога начи-j отправили экспедицию в Арк- пает оживать, в нее начинают вкла - 1 I f™ ! ! ? Р*ньше сРока- Это і решило вопрос: наши суда нѳ за- дываться большие средства. Дорога мерзлн, сделали рейс ‘ в Карское подтянулась. |море, Игарку, завезли туда необхо- Тов. Ледник сравнивал работу димые строительные материалы, Местной промышленностью мы начали заниматься последние 3 года. Местная промышленность шла, глав ным образом, ио линии строитель ных материалов, а по лппип шир потреба дело идет исключительно плохо. Тов. Зернов указал, в чем здесь причина. Правильно, что 130 милл. руб., которые правительство отпу стило в середине года, застали нас неподготовленными. Но мы знаем и другие примеры, когда перед Областным Промсоюзом пз года в год ставили вопрос о тех возможностях, которые пмеютея Вч Кнровске и Мурманске. Надо ска зать, что в Кнровске промкоопера ция развивалась лучше и сейчас Кировск больше в этом отношении имеет возможностей. Но мы всегда возвращались с урезанными цифра ми по промкооперации. К нам тогда подходили, как подходят к району, не считаясь с тем, что в округе имеется 6 районов. Развернуть до полнительное производство ширпот реба—это то, что нам нужно. Повторяю, что сделано мало, но после с'езда, после той установки, которую мы слышали в докладе Ле нинградского Облисполкома, это де ло двинется, несомненно, вперед. прошлого года по грузообороту и в результате выяснилось, что мы имеем некоторый успех в этой обла сти по сравнению с прошлым го дом. Погрузка на ст. Мурманск уве личилась почти вдвое. Наконец, мы построили паровозпое п вагонное депо, взялись за построй ку станции в гор. Кнровске, ^хотим взяться за постройку нового вокза ла в Мурманске и думаем выпол нить это, если не в этом, то в бу дущем году. Проделана определен ная работа по путевому хозяйству. Смягчен профиль пути па участке Апатиты—Мурманск. Все это, не сомненно, должно улучшить поло жение. Но, повторяю, жел. дорога остается для нас тяжелым участ ком. О нашем водном транспорте. Пер- забрали лес, пушнину, пришли об* ратно; они прошли в одну навига цию без всяких аварий. Сейчас наш порт—порт всесоюзного значе ния. За эти годы кое что сделано и для развития пашей связи. Мы под крепили телефонами Кировск и Мур манск, усилили телеграф, имеем те лефонную связь с районами, правда не со всеми. Мы не имеем телефон ной связи с Терским и Понойским районами, не имеем до сих пор на лаженной как следует почтовой свя зи. Оленья тропа все еще продол жает иметь исключительное значе ние. Мы должны сказать, что в связи с ростом нашего хозяйства суще ствующей связи мало. В распоряже нии связи нет мотобота, связь живет „на кухне" у рыбной промышлен ности. Тундры не обслужены. вое слово—о нашем порте. Грузо-| Я счптаю, что мы должны потре- оборот растет. В 1934 году пере-|бовать помощи от Ленинграда, работай 1 млн. тонн. То, что вы-Я спрашиваю, почему нельзя былс сейчас видите в порту, не было 4 го-[бы наладить телефонную связьМур- да тому назад. Пирс Л® 2 , лесные манск—Ленинград? В 1935 [году мы причалы. Всего этого 4 года тому' должны иметь телефонную связ* назад не было. Было море. Сейчас (Ленинграда с Мурманском, тем нате, к IV Окружному с‘езду советов ' что деньги для * этого отпускаются море огорожепо засыпкой. Новые правительством в достаточном ко- прпводы ж. д., склады, есть и же-!личестве. СТРОИТЬ БЫСТРО, ХОРОШО И Д ЕШЕ ВО Население нашего округа растет. Оно выросло с 32 тыс. в 1930 г. до 192 тыс. в 1934 году; из них в го родах и поселках живут 146 тыс. человек. Я смотрел в справочных ма териалах и такой насыщенности ра бочими, как у нас, (а у нас насы щенность городского населения вы ражается в 75 проц. по отношению к сельскому населению), такого про цента ни в одной области, нн в одном крае Советского Союза нет. Один этот показатель говорит, что мы высоко- индустриальный район, насыщенный рабочим составом. У нас гор. Кировск в 1930 г. нас читывал 600 чел., а ныне -около Вложенные 211 миллионов рублей 40 тысяч. Мурманск в 1930 г. нас- в горио-химпческую, рыбную и дру- 'читывал 14 тыс. человек, а ныне — гие отрасли промышленности пол- свыше 100 тыс. Мы растем пе стихийно. По двум крупнейшим городам—Мурманску и Кировску мы имеем план городов, строим но плану, знаем, в какой части, где, что строить, где админи- стративные^ где обслуживающие учреждения и т. д. Переходим на каменное строительство, История Мурманска говорит, что еще в июле мес. 1933 г. ни одного кир пича не было на том каменном мас сиве, который вы сегодня видите. Мы отказываемся от дерева, пере ходим на многоэтажное каменное строительство. Исключительное внимание нам надо обратить на наши рабочие по селки, на наш рабочий центр. Там (ОКОНЧАНИЕ Н А З-й СТРАНИЦЕ )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz