Полярная правда. 1935, январь.

( Ш н о е ПО-БОЛЬШЕВИСТСКИ БОРОТЬСЯ ЗА ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОСВОЕНИЕ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА Товарищи, к \ ‘Н с'езду сове- мы имеем тоже ряд крупнейших тов наша страна приходит с боль- побед и достижений. Кольский по- шими победами в деле строитель- ^ т р о в к сегодняшнему с‘езду не „ . является уже таким местом на гео- ства социализма. В этих победных графической карте, каким он был итогах некоторое место занимает раньше. Эго уже не сплошное бе- и Мурманский округ. На 4 года, которые отделяют нас от III Окружного с‘елда советов, лое пятно; это земли Советского Союза в Заполярьи, более или ме­ нее изученные. ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ СОЗДАНА ПРОЧНАЯ БАЗА Мы можем предоставить трудя­ щимся округа и всему Советскому Союзу, всем, кто хочет ознакомиться с Мурманским округом, всем, кто хочет ознакомиться с вновь наро­ дившейся и создающейся крупной индустриальной промышленностью— книгу, которая рассказывает о том, какие производительные силы имеют­ ся в Мурманском округе, что сде­ лано по изучению Баренцова моря, какие климатические условия имеют­ ся у нас, какие почвы, какие воз­ можности для развития одно» из наших отраслей хозяйства—олене­ водства. Эта книга рассказывает о Хибин­ ских тундрах, о горно-химических богатствах Кольского полуострова. Эта книга дает нам целый ряд све­ дений на основе научно-исследова­ тельских работ, проводимых на Кольском полуострове па основе экономических данных п нашей ста­ тистики. Эта книга—атлас Мурман­ ского округа. На вид, как будто бы—это про­ сто книга в хорошем переплете. На самом деле—это одно из круп­ нейших достижений, так как этот атлас мы не могли бы издать еще два года тому назад, ибо не было материала по изучению Кольского полуострова. Таких атласов с гео- графо-экономическим описанием то­ го пли другого края или области у нас очень не много. Один атлас издала Московская область, другой— Ивановская, третий—издал Мурман­ ский округ и четвертый издает Ле­ нинградская область. Это говорит о том, что на Коль­ ском полуострове проделана исклю­ чительно большая работа по иссле­ дованию его и надо сказать, что, если с *20 по 25-й год было только 27 научно-исследовательских отря­ дов, изучающих Кольский полуост­ ров, если с 25 по ЗО-й год их бы­ ло 118, то за эти 4 года у нас бы­ ло *245 экспедиционных исследова­ тельских отрядов, и одно из первых мест здесь принадлежит экспеди­ циям Всесоюзной Академии Наук во главе с академиком А. Е. Ферс­ маном. который целый ряд лет ра­ ботал над изучением Кольского по­ луострова. Академия Наук создала специаль­ ный Полярный институт и система­ тически продолжает свою рабиту па Кольском полуострове. На ряду с Академией Наук мы имеем целый ряд институтов, целый ряд научно- геологических организаций, которые также занимались нашим • полуост- Отчетный доклад тов. Горбунова о работе Окрисполксгма четвертому с‘езду советов Сельдяная промышленность созда­ на благодаря тому, что мы имеем рыбацкий флот, что мы освоили технику запорного дела. Развивать дальше сельдяную про­ мышленность нужно и можно путем организации водного транспорта и фелип, которые достигают 2 -х мил-'обрабатывающей базы. За это время лиардов тонн; мы имеем крупней­ шие месторождения железа; мы име­ ем месторождения никеля, меди, к освоению которых приступаем, для чего создан специальный трест „Се­ мы в одной отрасли промышлен­ ности хотя и шагнули вперед, но недостаточно. Я имею в виду судо­ строение, которое имеет для Мур­ манского округа исключительное вероникель". Мы имеем пирротин— !значение. Мы окружены морями и сырье для нашей серно-кислотной 1 водный транспорт для обслуживания промышленности. Мы имеем с ф е н о - нашего хозяйства приобретает пер­ вые руды,—повое сырье—ловчор-. востепенное значение, а еслп поста- рит, который мы промышленно о с - вить вопрос об освоении ББК (а ваиваем, правда, на небольшой фаб-, сомнения в том, что часть грузов рике. мы должны возить через ББК нет), то Мы имеем целый ряд других j ископаемых. Возьмите хотя бы стро-, ительные материалы. Я имею в виду глину, диатомиты, известняки. Этот вопрос для нас сейчас решен и нам не надо завозить за иолто- ры-две тысячи километров такой материал, как кирпич и известь. Мы имеем керамический гранит, слюду, мы имеем гранитные богат­ ства, мы имеем сырье для красок. Товарищи, когда я говорю, что мы имеем, так это значит, что здесь мы имеем запасы промышленного значения, что уже завтра нам нужно вкладывать капиталы, осваивать и получать продукцию. Итог: к IV* Окружному с‘езду советов Кольский полуостров, над которым еще надо очень много по­ работать, уже на белое пятно на карте, как было 4 года тому на- аад, о чем еегодня мы можем с гордоотью доложить Окружному о‘евду советов. Товарищи, за эти 4 года мы вло­ жили капиталов в Мурманский округ для освоения богатств Кольского полуострова и Баренцова моря 305 млн. рублей. Направление этих капиталовложений таково: 211 с по­ ловиной миллионов рублей —в про­ мышленность, 32,5 млн. руб.—в транспорт и связь. 8 с половиной миллионов в сель­ ское хозяйство, оленеводство и пушное хозяйство. В жилищно-ком­ мунальное и социально-культурное строительство, т. е. в города, в ра­ бочие поселки, за это время вложе­ но 113 с половиной миллионов руб­ лей. Если обратиться к промышлен­ ности, то из обшей суммы 88 миллио­ нов вложено в рыбную промышлен­ ность, 69,5 миллионов в горно-хими­ ческую и 20,5 в энергетическую. Созданы десятки крупнейших пред­ приятий, которые всем известны и на ряду с созданием предприятий создались рабочие кадры, создается рабочий класс Заполярья. Горно - химическая гіромышлен- Норвегии. Мы в конце 1933 г. сде­ лали пару зверобойных суден, не­ много дорого нам стоящих, как всегда бывает на первых порах. Но факт тем значителен, что эти суда сделаны нами. Задача строительства советских зверобоев здесь, непосред­ ственно в Мурманске, может быть разрешена. Наша боевая задача— новую Судоверфь построить как можно скорее. Мы недостаточно еще используем богатства Арктики в части зверобой­ ного дела, хотя уже добились, что вместо 370 тн. в 1930 г. взяли в 1934 году G00 с лишним тонн, имея то же количество флота. Мы освоили новые промысла: мыс Желания, Землю Франца Иосифа. За последние два-трп года начали ностью не освоены. Эта задача—за- шли на тепловых станциях. Мы дача полного освоения—стоит сейчас увеличили мощность станции, и.ѵ перед намн. jдо 11,5 тыс. квт. Эту станцик. Вместо 27 млн. рублей валовой держали на угле и дровах, а поста- продукции в 1930 г., сейчас мы даем 164 млн. рублей (в 1934 году). Надо отметить, что промышленность Мур­ манского округа — промышленность общесоюзного значения. Рост промышленности, увеличение тралового флота, рыбацкого флота, новление правительства от 1933 г., говорит, что это последняя тепле- іая станция не Кольском шму- оотрове. Есть прямая директива ЦК и правительства, что надо ит­ ти иа гидростанции. Вы знаете, что от одной из этих рост порта, рост городов, населения' станций—Нивской, которая встѵ- и обслуживающих отраслей нашего (пила в строй, которая пустила сеіі- хозяйства ставит по - новому во-!час свой первый агрегат, мы полу- прое о топливно-энергетическом ба-,чаем энергию для обслуживания лансе. Изучение Кольского полу- горно-химической промышленности, острова до сего времени не дает- Наднях мы получили сведения: данных, что имеется минеральное утвержден проект в Наркомтяж про­ топливо, тогда как потребность в ме и в Главэнерго о том, что Ннв- нем из года в год возрастает. | ская гидростанция будет давать ток В этом году мы завезли 394 тыс тн .; и Мурманску. Проект линии пере- угля. Если в 1930 году мы жили дачи высокого напряжения утверж- исключитѳльно на привозном англий­ ском угле, если в 1931 г. мы име- ден, как утвержден вопрос о под­ станции. Поэтому вопрос установки ровом. Занимаются и ведут работу ность. В 1930 г. мы приступили к на Кольском полуостове *Арктиче- освоению апатитовой промышленно- ский институт и Оленеводческий институт. Крупнейшая работа проделана Наркомземом по водо-земле-устрой- ству. Мы па основе этой работы уточнили каргу Кольского полуостро­ ва, уточнили его реки и озера. Мы имеем представление о наших поч­ вах, о наших лесных богатствах; мы знаем направление, куда нам надо двигаться с оленями. Террито­ рия, которую мы занимаем, равна 112 тысячам километров. Мы открыли за эти годы круп­ нейшие месторождения: апатит, не­ сти, в 1931—пустили первую обога­ тительную фабрику с годовой про­ изводительностью в *250 тыс. тонн, в 1934 году пустили другую (опа находится в периоде освоения) в 750 тыс. тонн, 2 крупнейшие фабри­ ки дают миллион тонн концент­ рата. Но достаточного эффекта от ка­ питаловложений еще нет. Мы пока что в горно-химической иромышлен- вопрос о судостроении встает очень остро. На имеющейся у пас Судо­ строительной верфи мы добились больших успехов—выпустили 128 па­ лубных моторных судов. Это позво­ лило реконструировать рыбацкий флот и поставить новые двигатели промышлять там, где никогда ни русское, ни советское сѵдпа не про­ мышляли. Наш зверобой бьет моржа, белого медведя, морского зайца. В 1930 г. дали 580 голов, в 1933 г. 1400 го­ лов и в 1934 году только 200 . Слу- Судоверфь отремонтировала оолыие чилось такое снижение потому, что 400 единиц 11 о минусом в нашей <последний год промыслом руководи- работе является то. что мы сделали'ли пз Архангельска, там было Ар- недостаточный упор на постройку хаигельское отделение Зверпрома. верфи. Два года мы выставляем Из-за неподготовленности, из-за того, контрольную цифру, два года сред- что не во-время были . снаряжены ства, отпущенные *на Судоверфь, мы экспедиции, зверобойный промысел не осваиваем. Это надо отнести к в 1934 г. сорван. Пи промышлен- мииѵсам работы наших руководите- ность, ни некоторые определенные лей и в первую очередь пищепро­ ма, в ведении которого находится это судостроение. Иа этой старой верфи мы одно­ временно осваивали новые производ­ ства. Я имею в виду комбайны, я имею в виду зверобои. Нигде еще в Советском Союзе зверобои не дела- отрасли и ведомства не получплп этой продукции, которая нам необ­ ходима. II только в последнее вре­ мя решен окончательно вопрос, что ввѳробойная промышпеность от- дветвя Мурманску, строится вве- робойная обрабатывающая баев в лись. Весь тот зверобойный флот, Мурманске, расширяется вверобой- который мы имели, ролучался пз ноѳ дело на Мурмане, ВНИМАНИЕ И ПОМОЩЬ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Товарищи, перехожу к лесноіі | и кончено, паша задача выполнена". У нас имеются Этого допускать нельзя. промышленности, особые условия в лесозаготовках я лесной * промышленности. Слабый И Н Д У С Т Р И Ю ности не выполняли своих планов и перед нами поставлена задача,— лесной район создает определенные неустанно бороться здесь за лучшее трудности. освоение производств. j Во-вторых, мы, как правило, долж­ н ы завозпть сюда рабочую силу, ло- С О З Д А Т Ь С Е J 1 Ь Д Я Н У Ю IшадеЙ’ продовольствие, фураж. Прав- ^ -да, мы повысили цифру и по лесо­ заготовкам и по вывозке ; в 1934 го­ ду довели ее до 870 тыс. метров, траловой базы. Придя туда, они не ц 0 я ПОВТОряю, что с лесной про- увидят того, что было раньше. Все создано заново. j мышленностыо у нас дело ие ладится. Но что является особенно зн ачп -J В свое время было постановление тельной победой—это совершенно правительства о создании мощного новая, созданная за последние два 1 единого треста Мурмаплеса. Он ра- года, сельдяная промышленность.' ^отал в течение полутора лет, после Она не существовала . к моменту, . " •___ „ прошлого Окружного с‘езда советов. | чего было решепо, ч ед р В 1930 году добывалась только одна является нерентабельным. Теперь тысяча тонн сельди, а сегодня в*' правительство выделило Зашейков- 1934 г. мы имеем больше 80 тыс. тонн . 1 ский Леспромхоз Апатиттресту, Тер- План по добыче рыбы па этот год'ский—Севзаплесу и Кольский—Лес- был 1685 тыс. центнеров, а дала промхозу для местной промышлен- м у р м а н с к а я промышленность J ности Исполкома. Мы ставим вопрос 1895 тыс. центнеров, т. е. на о том, чтобы органы Исполнитель- 210 тыс. центнеров перевыполнила . 1 ного Комитета считали себя само- Еели сравнить эту цифру вылова стоятельными в части лесоустройст сельди с цифрой 1931 г., то эти ва. Мы при Окружном Исполкоме 21 тыс. тонн как раз составляют го- создаем лесной сектор. Такие секто- довую программу 31 года. Еслп же ра надо создать во всех районах. Рыбная промышленность. Мы уве­ личили траловый флот с 20 единиц в 1930 г. до 67 единиц в 1934 г. Это увеличение прошло за счет, главным образом, отечественного, советского производства тральщика, тральщика с- ленинградской север ной верфи. Мы создали за последнее время крупнейший Судоремонтный завод с оборудованием, еще нами не ос­ военным. На такой крайней север­ ной точке создано крупное металло­ обрабатывающее предприятие. Судо­ ремонтный завод, с его чугунолитей­ ным и механическим цехами, позво­ лит нам поставить вопрос о построй­ ке сталелитейного цеха, позволит подвеети крупную ремонтно-механи- ческую базу не только для тралово­ го, но и для всего рыбацкого флота. Построены предприятия рыбной промышленности для переработки рыбной продукции. Тот, кто высту- обратиться к старому царскому вре мени и той добыче по рыбе, которая была в Баренцовом море, то можно пал здесь, на с‘езде, 4 года тому на - 1 видеть, что вылов тогда составлял зад, те товарищи, из районов кото-14—5 тыс. тонн, в лучшем случае рые послапы делегатами, пе узнают 7 —8 тыс. тонн. Кольский полуостров не богат лесом и поэтому вопрос об охране лесов становится с> исключительной ост­ ротой. Я боюсь, чтобы не получилось от- крещиванпя—„передали Севзаплесу ли также значительное количество (остальных агрегатов Нивской гидро­ иностранного угля, то. начиная со станции сейчас решает не тольк- второго года второй пятилетки, мы приближение электрификации север- окончательно отказались от завоза ного участка Мурманской жел. доро иностранного угля. j ги—Кандалакша —Мурманск, но ро В 1932 году мы начали завозить' шает и проблему снабжения элеке уголь со Шпицбергена Сейчас мы троэпергией мурманской промыш- завезлп 120 тыс. тонн донецкого ленности. угляди 150 тыс. тонн Шпицберген-^ На ряду с этим сейчас строится У нас имеется первый опыт на і ,’ольшая Гуломская гидростанция Лапландских болотах — торфяные! тые* квт- та станция будет разработки. Они дают подходящий!расположена в 20 километрах от торф. Мы до 1934 года в основном 1 Мурманска. НАМ НУЖНЫ ОБРАЗЦОВЫЙ ТРАНСПОРТ, ОБРАЗЦОВАЯ СВЯЗЬ Товарищи, когда мы говорим. лезобетонные, поставлена механи о транспорте, о нашей связи, мы зация, подходят десятки пностран отмечаем, как отмечает и вся наша Jных пароходов и наших отечествен страна и решения XVII с‘езда пар- ных. Определенно видно, что пор> тин, что строительство социализма превращается действительно і может птти вперед, если наш транс- крупнейший порт Советского Сою- порт будет усилен и качество его ва. Я не говорю о том, что этс работы будет улучшено. единственный порт в Советском Мурманская дорога стояла в раз- Союзе на заиаде и севере, который ряде последних дорог. Не так еще работает круглый год, который, дей- давно, накануне первой пятилетки,, ствительно, является отправным находились люди, которые предла- j ЯУнктом по завоеванию Арктики, по галп остановить Мурманскую доро- j завоеванию Великого Северного' гу, если не вею, то на отдельных морского пути, порт, через который ее участках. Но по мере развития проходят все экспедиции, *идущие* хозяйства, создания крупнейшей на Восток. Порт, через который” промышленности значение Мурман- прошли челюскинцы, „Литке“, „Си- ской дороги увеличивается и сейчас бнряков“. Через наш порт прошла она поставлена в разряд дорог перво-!венская экспедиция, Карская экспе- степенной важности. Она должна ДИІШЯ’- наш порт справился с их поддержать развитие Севера. j погрузкой, разгрузкой и снаряже- За последние два года мы ви-!Ішем* . дим, что Мурманская дорога начи-j отправили экспедицию в Арк- пает оживать, в нее начинают вкла - 1 I f™ ! ! ? Р*ньше сРока- Это і решило вопрос: наши суда нѳ за- дываться большие средства. Дорога мерзлн, сделали рейс ‘ в Карское подтянулась. |море, Игарку, завезли туда необхо- Тов. Ледник сравнивал работу димые строительные материалы, Местной промышленностью мы начали заниматься последние 3 года. Местная промышленность шла, глав­ ным образом, ио линии строитель­ ных материалов, а по лппип шир­ потреба дело идет исключительно плохо. Тов. Зернов указал, в чем здесь причина. Правильно, что 130 милл. руб., которые правительство отпу­ стило в середине года, застали нас неподготовленными. Но мы знаем и другие примеры, когда перед Областным Промсоюзом пз года в год ставили вопрос о тех возможностях, которые пмеютея Вч Кнровске и Мурманске. Надо ска­ зать, что в Кнровске промкоопера­ ция развивалась лучше и сейчас Кировск больше в этом отношении имеет возможностей. Но мы всегда возвращались с урезанными цифра­ ми по промкооперации. К нам тогда подходили, как подходят к району, не считаясь с тем, что в округе имеется 6 районов. Развернуть до­ полнительное производство ширпот­ реба—это то, что нам нужно. Повторяю, что сделано мало, но после с'езда, после той установки, которую мы слышали в докладе Ле­ нинградского Облисполкома, это де­ ло двинется, несомненно, вперед. прошлого года по грузообороту и в результате выяснилось, что мы имеем некоторый успех в этой обла­ сти по сравнению с прошлым го­ дом. Погрузка на ст. Мурманск уве­ личилась почти вдвое. Наконец, мы построили паровозпое п вагонное депо, взялись за построй­ ку станции в гор. Кнровске, ^хотим взяться за постройку нового вокза ла в Мурманске и думаем выпол­ нить это, если не в этом, то в бу­ дущем году. Проделана определен­ ная работа по путевому хозяйству. Смягчен профиль пути па участке Апатиты—Мурманск. Все это, не­ сомненно, должно улучшить поло­ жение. Но, повторяю, жел. дорога остается для нас тяжелым участ­ ком. О нашем водном транспорте. Пер- забрали лес, пушнину, пришли об* ратно; они прошли в одну навига­ цию без всяких аварий. Сейчас наш порт—порт всесоюзного значе­ ния. За эти годы кое что сделано и для развития пашей связи. Мы под­ крепили телефонами Кировск и Мур­ манск, усилили телеграф, имеем те­ лефонную связь с районами, правда не со всеми. Мы не имеем телефон­ ной связи с Терским и Понойским районами, не имеем до сих пор на­ лаженной как следует почтовой свя­ зи. Оленья тропа все еще продол­ жает иметь исключительное значе­ ние. Мы должны сказать, что в связи с ростом нашего хозяйства суще­ ствующей связи мало. В распоряже нии связи нет мотобота, связь живет „на кухне" у рыбной промышлен ности. Тундры не обслужены. вое слово—о нашем порте. Грузо-| Я счптаю, что мы должны потре- оборот растет. В 1934 году пере-|бовать помощи от Ленинграда, работай 1 млн. тонн. То, что вы-Я спрашиваю, почему нельзя былс сейчас видите в порту, не было 4 го-[бы наладить телефонную связьМур- да тому назад. Пирс Л® 2 , лесные манск—Ленинград? В 1935 [году мы причалы. Всего этого 4 года тому' должны иметь телефонную связ* назад не было. Было море. Сейчас (Ленинграда с Мурманском, тем нате, к IV Окружному с‘езду советов ' что деньги для * этого отпускаются море огорожепо засыпкой. Новые правительством в достаточном ко- прпводы ж. д., склады, есть и же-!личестве. СТРОИТЬ БЫСТРО, ХОРОШО И Д ЕШЕ ВО Население нашего округа растет. Оно выросло с 32 тыс. в 1930 г. до 192 тыс. в 1934 году; из них в го­ родах и поселках живут 146 тыс. человек. Я смотрел в справочных ма­ териалах и такой насыщенности ра­ бочими, как у нас, (а у нас насы­ щенность городского населения вы­ ражается в 75 проц. по отношению к сельскому населению), такого про­ цента ни в одной области, нн в одном крае Советского Союза нет. Один этот показатель говорит, что мы высоко- индустриальный район, насыщенный рабочим составом. У нас гор. Кировск в 1930 г. нас­ читывал 600 чел., а ныне -около Вложенные 211 миллионов рублей 40 тысяч. Мурманск в 1930 г. нас- в горио-химпческую, рыбную и дру- 'читывал 14 тыс. человек, а ныне — гие отрасли промышленности пол- свыше 100 тыс. Мы растем пе стихийно. По двум крупнейшим городам—Мурманску и Кировску мы имеем план городов, строим но плану, знаем, в какой части, где, что строить, где админи- стративные^ где обслуживающие учреждения и т. д. Переходим на каменное строительство, История Мурманска говорит, что еще в июле мес. 1933 г. ни одного кир­ пича не было на том каменном мас­ сиве, который вы сегодня видите. Мы отказываемся от дерева, пере­ ходим на многоэтажное каменное строительство. Исключительное внимание нам надо обратить на наши рабочие по­ селки, на наш рабочий центр. Там (ОКОНЧАНИЕ Н А З-й СТРАНИЦЕ )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz