Полярная правда. 1935, октябрь.
„РЕЗУЛЬТАТ ХОЗЯЙНИЧАНЬЯ ПАРТИИ ГИТЛЕРА" Английские газеты о положении в Берлине (Фото Л. Гайкоровнча). ЛОНДОН, 2. Берлинский кор респондент .Дейли Телеграф *, сообщая о недостатке продоволь ствия в германских городах, пи шет, что в промышленных рай онах и рабочих кварталах Бер- лина .наблюдается настроение отчаяния, вызеанное экономиче скими условиями**. Жены рабочих, ходя из одного магазина в другой в поисках дешевого маргарина и свиного сала, открыто делают резкие за мечания. Больным в одной из берлинских больниц прекратили выдачу масла. „Морнинг Пост" в статье о недостатке продоволь ствия в Германии нишет: „Это, несомненно, замечательный ре“ зультат двух с половиной лет хозяйничания партии Гитлера**# Волнения в Берлине БЕРЛИН, 3. В рабочем районе Неикельн позавчера перед про довольственным магазином сто яла большая очередь, преиму щественно женщин, получавших масло. Хотя масло выдавали в очень небольших дозах, его не хватило и стоявшие в очереди начали волноваться. Из толпы раздавались резкие выкрики против фашистов, затем собрав шиеся пытались разгромить ма газин. Лишь спешно вызванный моторизированный отряд поли ции сумел восстановить порядок, разогнав женщин. Произведен ряд арестов. ОСАДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В БОЛГАРИИ ВЕНА, 1. Австрийское агент ство сообщает из Софии, что болгарским правительством по всей стране об‘явлено осадное положение в связи с будто бы раскрытием крупного заговора, направленного к свержению пра вительства Тошева. Во главе заговорщиков, якобы, стоял пол ковник Вельчев, руководивший фашистским переворотом 19 мая 1934 года и недавно высланный из Болгарии. Сегодня утром Вельчев неожиданно прибыл из за границы на автомобиле в Болгарию, где был немедленно арестован. Арестованы также бывший министр финансов То- доров и свыше 25 бывших де путатов парламента. Массовые аресты во всей стране продол жаются Аресты в Софии ВЕНА, 3. По сообщению из Софии, болгарский кабинет не прерывно заседает. На стороне заговорщиков находилась также часть армии. В Софии арестова но несколько десятков офицеров. В Бургасе арестован бывший премьер Георгиев. СОФИЯ, 3 По поводу раскры тия заговора состоялось заседа ние правительства, после кото рого премьер Ташов эаявил представителям болгарской пе чати, что заговорщики хотели устранить главу государства и правительства. С этой целью на днях руководитель одного из ма кедонских отрядов Узунов со своей группой перешел границу и арестован вчера в деревне Сливница. С момента об‘явления осадного положения, в стране начали действовать военные су ды. Требование роспуска фашистских лиг ПАРИЖ, 3. Совещание пред ставителей левых фракций П а латы депутатов, на котором, в частности, присутствовали ком мунисты Торез, Раммѳт и Пери, решило направить к Лавалю делегацию в составе председа телей левых парламентских фракций, для протеста против собраний, проводимых фашиста ми под покровительством прави тельства и носящих характер военных сборов. Совещание обращает особое внимание пар тий, входящих в народный анти фашистский фронт, на срочную необходимость организовать мас совые народные демонстрации в стране с требованием рос пуска фашистских лиг. ЗАБАСТОВКА 18 ТЫСЯЧ ГОРНЯКОВ ЛОНДОН, 2. Помимо 14 ты сяч горняков, бастующих в Юж ном Уэльсе, об‘явили забастовку 4000 иоркшнрских горняков. Б а стующие протестуют против сни жения зарплаты. Бои виноградарей с войсками АФИНЫ, 2. 30 сентября четы ре тысячи виноградарей острова Левкас организовали в городе Левкас демонстрацию с требова нием покупки управлением го сударственными монополиями ви нограда и отсрочки платежей по долгам Аграрному банку. Демон странтов поддерживали рабочие организации острова, ремеслен ники и мелкие торговцы При попытках войск разогнать демон страцию произошло столкновѳ ние, закончившееся баррикадны ми боями. Власти и войска вы нуждены под натиском демон странтов покинуть город. Власть перешла в руки демонстрантов. Правительство, обсудив со бытия, постановило закупить у виноградарей 3.500 тысяч ок (ока—I 1/, килограмма) виногра да, обещая удовлетворить тре бованиѳ относительно долгов. ЗАПРЕЩЕНИЕ СОВЕТСКИХ КНИГ ВАРШАВА, 1. В очередном списке запрещенных в Польше изданий наряду с 12 совет скими изданиями фигурируют книги германских политэмигран тов. А П А Т И Т Ы МЕТАЛЛУРГИИ СТАРОЕ И МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЯ. НА СНИМКЕ: старик Яков — руководитель крестьянского хора с юным авиомоделистом из Киргизии 9-летним Бентай Кичкимбаевым во время слета авиомоделистов в Москве. Выше поднимем вымпел нашего ледокола (Письмо ударников ледокола „Литке“ ) Мы, ударники л е д о к о л а „Федор Литке® — машинисты, кочегары, матросы, механики, решили обратиться с этим пись мом в редакцию газеты „Поляр ная правда®. Краснознаменный л е д о к о л „Литке® имеет за собой пре красный путь борьбы за освое ние Арктики Имя „Латке® стало символом борьбы за вы сококачественную, образцовую работу. Трудящиеся Мурманска знают это особенно хорошо. За вымпел „Литке* по-боевому соревновались ударные суда тралового флота. Два месяца назад, уходя из вашего порта, команда нашего ледокола дала большевистские обязательства морякам трал флота и всей общественности Мурманска с честью выполнить порученные ей задания по про водке судов на участке моря Лаптевых. Сейчас, по окончании рейса, мы должны с больше вистской самокритикой отчитать ся в своей работе. Навигационное задание 1935 г. мы выполнили безаварийно ока зав посильную помощь всем су дам в море Лаптевых. Машины и палубные механизмы нашего ледокола в полной исправности и не потребуют значительного ремонта. Однако, наряду с бла гополучным окончанием рейса, скредитировавшие команду. Был докола .Федор Литке", заверяем у нас безобразный случай ха- моряков тралового флота и всю латного отношения к работе, когда по вине кочегаров сожгли колосники. Было несколько слу чаев,. когда отдельные недостой ные члены команды плохо вели себя у вас, в Мурманске, на стоянке, ныне исключенный из комсомола Матчихпн дошел до того, что в пьяном состоянии потерял комсомольский билет. ІІьянипы и дезорганизаторы нашли должный отпор со сторо ны здорового и боевого костяка литкинской команды. Многие списаны с нашего ледокола, под вергнуты взысканию. Многих мы под руководством нового пом- полита тов Федорова и пред- судкома Алексеева перевоспи таем и передадвм им традиции подлинных советских моряков. А силы у нас для этого есть! Сре ди команды нашей большинство подлинные ударники, отличники, показавшие в прошлой и настоя щей работе подлинные образцы высокого трудового героизма. Сегодня, уходя ив Мурманско го порта, мы, актив команды ле- общественность города Мурман ска, что дальнейшей безукориз ненной работой мы покажем, на что способны моряки краснозна менного ледокола. Мы цриложим в Архангельске вле силы лля того, чтобы лучше сплотить ко манду вокруг саморемонта, что бы безаварийно и досрочно вы полнить все задания по провод ке судов в зимнюю ледкампанию Мы будем беречь и еще выше поднимем честь вымпела наше го прекрасного ледокола. Мы бу дем работать так, что попреж- нему каждый моряк советского флота будет считать для себя самой большой гордостью пла вать на краснознаменном .Л и т ке* Кочегар Иванов, маши нист Коновалов!электрики: Шнейдер и Липницкий, м е ханик Донаусов, старшина кочегаров Новиков, маши нист Кретов, матросы: Не* упокоѳв, Морозов, Пома- занов, Алексеев. ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ ФАМИЛИЯ НАПРОКАТ ... Просмотрев номер газеты «Трал- { Это не первый случай в редакции мы не можем умолчать о ^боль- ФЛ0Т5> от 27 сентября, механик РТ- газеты «Тралфлот». Тот же тов. Го- ших пробелах, которых, к стыдѵ ^ тов. Голуб был крайне удивлен, луб рассказывает, что подобная пс- нашему, не могли избежать в Н* четвертой странице этого номера тория была и с бригадиром мехма- этом рейсе. I газеты красуется загіетка: «РТ-21 j сіерской тов. Смирновым. Как-то в Нам, ударникам ледокола, с простаивает» и под ней подпись: газете «Тралфлот» появилась замет- болью приходится говорить о «Механик РТ-21 Голуб». | ка за подписью, тов. Смирнова, со- тѳх, недостойных звания моряка, І — Я не писал этой заметки! — общающая о^ досрочном выходе из людях, которые, примазавшись заЯвляет тов. Голѵб. ремонта РТ-78. Между тем, РТ-78 к нашей команде, пытались по - | * п ........... * .. ? т. простаивал в ремонте сверх срока __ _ _ _ _ _ __ __ ____ ____ I итіѵ\да же взялась заметка, «lap— дожить тень на звание литкенца. I п Среди нашей команды оказа- j чик открывается просто. Сотрудник лись такие, как пьяница завпрод газеты «Тралфлот» побеседовал с Иванов, совершенно не заботив- механиком и от его имени написал ш и й с я о своих обязанностях, 1 з а м е т к ѵ н е предупредив механика боцман Журкин, пытавшийся * выйти на вахту в нетрезвом ви- и не просмотрев с ним материала, де, такие водолазы как Болихин ® результате оказалось, что факты и Балаев, поведением своим ди- перепутаны. К тому же тов. Смирнов такой за метки не писал. Оригинальный способ привлечения рабкоров к газете, что и говорить! Надеемся, что партком достойно от метит «заслуги» автора этого ново явленного способа массовой работы, опошляющего большевистскую пе чать. — В продолжении ряда лет мпою Еедутся работы по использованию апатпто - нефелиновой породы в черной и цветной металлургии и в литейном производстве. Вначале опы ты проводились в лабораториях, а за тем в полузаводском масштабе. В настоящее время отдельные машино строительные, литейные и металлур гические предприятия Союза ввели в свое производство апатито-нефели- новую породу. Апатит используется в раскисле нии цветных металлов при их плав ке (здесь апатит заменяет дорого стоящую фосфористую лпгатужру); в качестве флюса для предохранения 0г окисления (повышенного угара) цветных металлов, при пх плавке з разных печах. Добавка в шихту апа тита уменьшает угар этих метал лов па 2— 3 процента. При обога щении фосфором малофосфорпстого литейного чугуна (во время пере плавки его в вагранках и электро печах). В данном случае апатит за меняет собой импортный феррофос- фор. Апатпто - нефелиновая порода разжижает шлаки при переплавке чугѵпа в вагранках и электропечах, а это значительно улучшает техно логический процесс. Апатит применяется вместо им портного феррофосфора при произ водстве гаечиого железа и автомат ной стали в мартеновских печах, в доменной плавке малофосфористых руд для получения нормального то- масовского чугуна. (При этом апа- ,тит заменяет томасшлак первого сор та, представляющий собой прекрас ное удобрение). 1 С каждым годом увеличивается потребность металлургических, ма шиностроительных и литейных за водов в апатито-нефелпновой руде. В 1925 году эта потребность опре делялась в 325 толпах, в 1933 г.— 5.095 т., в 1934 г. — 9.946, и, примерно, столько же в текущем го ду, судя по предварительным заяв кам. Дешевый апатит с успехом заме няет в металлургическом и литейном производствах дорогостоящие мате риалы. Так, например, 2— 3 про цента апатпта при плавке с цвет- Iьыми металлами заменяет 1—2 проц ' фосфористой меди, уменьшая при этом угар металла на 2— 3 проц. Эю, в среднем, дает на одной тонне цветных металлов от 30 до 40 руб. экономии. Огромная экономия получается при выплавке гаечного железа и ав томатной стали в мартеновских пе чах, при переплавке чугуна с апа титом в вагранках и в электропе чах. В доменной шихте Керченского за вода одна тонна апатита заменяет почти две тонны томасшлака. Па примерным подсчетам годовая эконо мия от применения апатита на ме таллургических, машпностронтель- , ных и литейных заводах, составляет за 1934 год несколько сот тысяч золотых рублей. I Ряд заводов (Керченский, Челя бинский тракторный, Московский ав тозавод им. Сталина, Горьковский автозавод, Подольский механический, (Луганский паровозный, «Красный j Ирофинтерн» — Бежица, Кировский и завод № 7 в Ленинграде, «Боль- , шевик» в Киеве и др.) сейчас — постоянные потребители апатита для металлургического и литейного про изводства. Мною уже проведены опыты по обогащению апатитом металлургиче ских шлаков, по переделу термиче ским способом апатита в удобрении типа томасшлака, минуя доменную плавку н 'томасовский передел фос фористого чугуна. Полученные образцы были пере даны в лабораторию акад. Прянпш- пикова Сельскохозяйственной ака демии, где были проведены дальней шие вегетационные опыты. Результаты исследований превзо шли самые смелые ожидания. Обога щенные апатитом металлургические шлаки показали высокое действие на урожайность. Эти новые удобрения действуют одновременно и на реак цию почвы и как источник питания растений фосфором. Таким образом, огромные отходы металлургического производства — , доменные и мартеновские шлаки, яв ляющиеся бременем для металлурги ческих заводов, отбросным материа лом — станут при обогащении пх апатитом высокоценными удобрв- ‘ тельными туками, необходимыми. ’ как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Мною начаты предварительные ра боты по использованию диатомита в металлургическом производстве (для окраски литейных форм изложниц— против перегара). Проведен ряд опы- іов по применению сфенового кон- j пентрата в металлургическом пропз- всдстве. Эти опыты дали интерес ные результаты. Титано-сфеновые породы оказывают благоприятное ; влияние на качество стали, в отно шении раскисления металла и уда- ’ленпя азота. Титан дает плотпум Iоднородную отливку болванки в таким образом улучшает качество стали. Кроме того, сфеновыіі кон центрат применяется в качестве флюса, при сварке специальной стали. В ближайшее время начинаются опыты по получению сверх-твердых сплавов с применением двуокиси ти тана, полученной из сфеновой по роды. Инженер Л. Я. ЧЕРНИКОВ. Северо-Двинско- Печорская экспедиции Академии Наук Совет по изучению првроднчі реоуроов при Академии Наук СССР . азработал и п рѳдаі на ут<ерждв ви» президиума Асадемви п л а « экс пѳдицичнных и науян • - иссяедо ватѳльских работ на 1936 г. Этим планом предусматриваете, ор авнзация Севеоо-Движко-Печор ской комплексной экспедиции. Северо-Двивско Печорская экспе диция, как сообщали сотрудник; ТА’'С, в 1936 году I азвернет боль ш -е научно-ис ледовательекве ра боты в районе Северного края і Печорокого бассейва. Крупные гео лого-равведочные работ будут ве стнсь на сульфвдныѳ руды, цвѳі ные и редкие мета лы в района П й Хоя и Поляі-ного Урала. Эвмое диция ваймется также сос авлениеі монографии по утлям печорског бассейна -будущей топли-ной баві м таллургической промышлѳнност] Северного края, Карелии, Мурман р к о г о округа, Северного Урала Великого Семерного морского пути Будут составлены карты лесно® во ны Печоры и схема размещена промышленных предприятий на тер риторин этого края. Одновременно экспедиция разра ботает мероприятия по развития лесо-хнмичѳской аромышлевност и реконструкции тундрового хозя£ ства. Значительное место в плане ра бот экспедиции ганнмают в просе гидроэнергетическог• стронтѳльсѵ ва на ревах Печорского бассейна і Северного края. (ТАСС). НА А В Т О М О Б И Л Е --- В Т У Н Д Р У Автомобиль, сопутствуемьш саам ской детворой, гулко урча, перехо дит полотно железной дороги и вбе гает на горку. Набирая скорость, машина стремительно огибает при горок и мчится пѳ ровной трассе не прихотливого предтундрового леса. Домики пристанционного селения Пѵлозеро — скрываются из вида. Слева серебряный полотном разли вается озеро. Листва мелкоросных деревьев, схваченная первыми морозами, не давно выпавшим снегом, горит под лучами солнца, как ярко начищен ная латунь. Порывы ветра срывают листы и кидают их под колеса ма шины. Путь от Пулозера до Ловозера точ- но измерен. Километры отделяют 92! верстовых столба. Еще недавно; связаться с Ловозером было неосу-j шествимой мечтой. Дорогу знали не- j многие. Летом можно было попа-сть; только пешком через десятки гор и топких болот и только с • опытным .. проводником, У гади- вающим дорогу десятилетия ми выработанным чутьем, по сло манной ветке, по лучу солнца, по следам зверя и друщм таинственным знакам, понять которое можно толь ко пройдя суровую, неприветливую школу тундровой кочевки. Так и ходили. Два раза солнце успевало совершить обход по небу, прежде чем перед пешеходами пока зывались редкие избушки Ловозер- сього погоста. И то надо было нттп полным шагом, пробираться сквозь кустарники, прыгать по болотным кочкам, отдыхая под сосной на влаж ном и мягком, как перина, бледно- зеленом ягеле. А зимой несла упряжка рогатых оленей. Огибая горы, кружа и коле ся, через болота, через перелески и леса в непогоду, вьюгу, сбивающий с ног ветер тащили олени соль, са хар, хлеб в далекое, засыпанное снегом Ловозеро. А из Ловозера к Пулозеру везли рыбу, птицу, оле ньи шкуры. После такого перехода олени надолго выходили из строя. Много лет Левозерский погост был оіорванным уголком страны. Боль ше 10 лет назад началось строи тельство дороги от Пулозера до Лов озера: Работа двигалась медленно: нехватало средств и людей. Но год за годом, километр за километром прокладывался этот далекий путь, п с 1931 году его уже можно было эксплоатировать даже летом. Проло жена насыпь, вырыты канавы, уло жены мосты, подняты гати, прореза ны горы, вырублена широкая трасса. В 1933 г. проведен телефонный провод и голос из далекого Мурман с к а доходит до Ловозера. I Тракт Пулозеро — Ловозеро при нес культуру в саамский погост. ІІо этому тракту привезена первая ра дио-установка, динамомашина, элек тро-арматура. В саамских избушках Iзажглись лампочки Ильича. I По этой дороге пришли партии разведчиков в Ловозерские тундры п нашли камень допарит, камень эв диалит — «лопарская кровь» — как его называли прежде за цвет, мурманит, рамсеид, астріфилпт и лампрофилит — камни большой цен ности и важности для страны Сове тов. I По этому тракту пошли в Ловозе ро письма, газеты, журналы и кни ги. По этому тракту n o ew n учить ся в Мурманск, в Ленинград дети саамов - колхозников. ** * На 48 километре дороги есть го ра, которую тракт разрезал пополам. Григорий Трофимович Матрехин, саам из ^погоста Чальмны Вары, увидав впервые дорогу, наивно спросил: — А для чего гору испортили? — Чтобы дорога прямей была. — Чудаки! Разве гору нельзя оо’ехать? — удивился Матрехин. Действительно, к чему было ре зать горы, накатывать стометровые бревенчатые плоты на болота, стро ить сотни мостов и мостиков, укла дывать тысячи кубометров песка, выворачивать тысячелетиями нетро нутые камни, рубить лес? Григорий Трофимович не понимал, как можно летом ездить в Ловозеро. Оіі знал, что зима уложит мосты из снега и льда, скует вязкие, заса сывающие болота льдом и олень, раздувая ноздри, пойдет в обход 'тор, донесет 250 килограммов груза по старым, знакомым тропинкам. Он не знал, Григорий Трофимович Матре хин, что скоро придут большие и сильные машины, которые заменят сотни и тысячи тонконогих оленей и будут резиновые колеса днем и ночью, зимой и летом, катиться в Ловозеро и обратно. Когда же летом пошли машины, когда они привезли первые партии товаров и увезли ры бу и шкуры, Матпехич понял, іля чего нужно было прорезать горы и рубить лес. Встретив впервые автомобили на тракте, саам долго разглядывал ди ковинную телегу, трогал руками, толкал плечом и, наконец, заговорил с шофером. I — Сколько ездишь на машине от Пулозера до Ловозера? — 6 часов. — О! Я па оленях езжу тоже 6 часов. — Но ведь ты ездишь только зи мой, а я и летом. — Верно, верно!.. А сколько сто ит такая машина? — 300 оленей. — А отдашь? — спросил саам и глаза его загорелись восторгом. — Отдам! Но что ты будешь с ней делать? — Буду ездить! — Надо научиться ездить. Да и где ты возьмешь бензину? — Я найму такого, как ты, че ловека, он будет все доставать и учить меня, как ездить... Машина принесла в саамские по- гг.сты культуру и завоевала симпа тии всего населения. Саамская дет вора далеко выбегает встречать ав томобиль и далеко провожает его, оживленно крича и стараясь хоть немного прокатиться. Шофер, води- j тель машины, считается почетным человеком. На него смотрят с любо вью и уважением. Старики стара ются пожать ему руку и погово рить, а молодежь в нем души не чает. Достаточно сказать, что поло вина саамских детей, учащихся в школах, во что бы то ни стало же лает быть шоферами, чтобы понять, насколько велика тяга к машине, к культуре, к технике! Второй год по тракту ходят авто мобили. Только летом 1935 г. ста- j ло возможно регулярное сообщение с Ловозером. Из 1.900 тонн груза, перевезенного в 1931 г., больше по ловины перевезены по тракту. Из 550 тонн грузов, вывезенных из Ловозера, 500 тонн перевезли ма шины. Сейчас по тракту ходят 3 авто мобиля: 2 — геолого-разведки и 1 Ловозер^кого райисполкома. И в ясную погоду, и в дождь, и в снег идут машины по тракту. Почти каж дый день совершаются рейсы. *** На тракте 260 мостов от метро вых, до стаметровых. Сейчас, вза мен временных, непрочных мостов строятся крепкие, красивые, фунда ментальные, рассчитанные на боль шую нагрузку. По ним плавно сколь зят машины. Гиблые болота, коря вые кустарники и заросли, горы расступились перед большевистской волей, перед напором людей и дали путь быстроходным машинам. Весь путь от Пулозера до Ловозе ра кажется даже коротким: так мно го богатых впечатлений, так много красивых мест, красок, линий, кар тин. То, урча и взбираясь наверх, то мягко, неслышно сбегая вниз, ав томобиль проносится мимо болот и кустарников, из которых взлетают стаи еще не вылинявших куропа ток, мимо леса, из которого тяжело шумя крыльями, поднимаются гро мадные глухари, мимо гор, верпгаш которых закрыты облаками. В эти горах таятся несметные богатств ценных руд металлов и минерал лов, в болотах лежат несметные за пасы торфа, — богатства, которы будут взяты и поставлены н службу социализму. - У подножь этих гор возникнут заводы и город и дети саамского народа, сейча учащиеся строить и жить, неполна свою заветную мечту, сядут за рул автомобиля, встанут за станки • машины и будут петь песни благо дарности власти Советов, партии которая ведет саамский народ і светлому будущему. Тракт Пулозеро — Ловозеро име ег сейчас громадное хозяйственно политическое значение, как провод ник культуры, как связующее зве ио, как канал свободной советскоі торговли с районом Крайнего Севе ра. Но он еще недостаточно обору дован, он узок, - по нему можві пройти только одна машина. В контрольные цифры 1936 г. ш округу включается 1,5 миллиона рублей на капитальные восстанови тельные работы. В связи с перспек тивами разработки найденных зале жей руд минералов и редких зе мель, эта работа представляет ис ключительное значение и нужно до биться отпуска намеченных средств, чтобы превратить этот тракт в об разцовую дорогу Заполярья. Г . ГЕРМАН. и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz