Полярная правда. 1935, октябрь.

„РЕЗУЛЬТАТ ХОЗЯЙНИЧАНЬЯ ПАРТИИ ГИТЛЕРА" Английские газеты о положении в Берлине (Фото Л. Гайкоровнча). ЛОНДОН, 2. Берлинский кор­ респондент .Дейли Телеграф *, сообщая о недостатке продоволь­ ствия в германских городах, пи­ шет, что в промышленных рай ­ онах и рабочих кварталах Бер- лина .наблюдается настроение отчаяния, вызеанное экономиче­ скими условиями**. Жены рабочих, ходя из одного магазина в другой в поисках дешевого маргарина и свиного сала, открыто делают резкие за­ мечания. Больным в одной из берлинских больниц прекратили выдачу масла. „Морнинг Пост" в статье о недостатке продоволь­ ствия в Германии нишет: „Это, несомненно, замечательный ре“ зультат двух с половиной лет хозяйничания партии Гитлера**# Волнения в Берлине БЕРЛИН, 3. В рабочем районе Неикельн позавчера перед про­ довольственным магазином сто­ яла большая очередь, преиму­ щественно женщин, получавших масло. Хотя масло выдавали в очень небольших дозах, его не хватило и стоявшие в очереди начали волноваться. Из толпы раздавались резкие выкрики против фашистов, затем собрав­ шиеся пытались разгромить ма­ газин. Лишь спешно вызванный моторизированный отряд поли­ ции сумел восстановить порядок, разогнав женщин. Произведен ряд арестов. ОСАДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В БОЛГАРИИ ВЕНА, 1. Австрийское агент­ ство сообщает из Софии, что болгарским правительством по всей стране об‘явлено осадное положение в связи с будто бы раскрытием крупного заговора, направленного к свержению пра­ вительства Тошева. Во главе заговорщиков, якобы, стоял пол­ ковник Вельчев, руководивший фашистским переворотом 19 мая 1934 года и недавно высланный из Болгарии. Сегодня утром Вельчев неожиданно прибыл из за границы на автомобиле в Болгарию, где был немедленно арестован. Арестованы также бывший министр финансов То- доров и свыше 25 бывших де ­ путатов парламента. Массовые аресты во всей стране продол­ жаются Аресты в Софии ВЕНА, 3. По сообщению из Софии, болгарский кабинет не­ прерывно заседает. На стороне заговорщиков находилась также часть армии. В Софии арестова­ но несколько десятков офицеров. В Бургасе арестован бывший премьер Георгиев. СОФИЯ, 3 По поводу раскры­ тия заговора состоялось заседа­ ние правительства, после кото­ рого премьер Ташов эаявил представителям болгарской пе ­ чати, что заговорщики хотели устранить главу государства и правительства. С этой целью на днях руководитель одного из ма кедонских отрядов Узунов со своей группой перешел границу и арестован вчера в деревне Сливница. С момента об‘явления осадного положения, в стране начали действовать военные су ­ ды. Требование роспуска фашистских лиг ПАРИЖ, 3. Совещание пред­ ставителей левых фракций П а ­ латы депутатов, на котором, в частности, присутствовали ком­ мунисты Торез, Раммѳт и Пери, решило направить к Лавалю делегацию в составе председа­ телей левых парламентских фракций, для протеста против собраний, проводимых фашиста­ ми под покровительством прави­ тельства и носящих характер военных сборов. Совещание обращает особое внимание пар­ тий, входящих в народный анти­ фашистский фронт, на срочную необходимость организовать мас­ совые народные демонстрации в стране с требованием рос­ пуска фашистских лиг. ЗАБАСТОВКА 18 ТЫСЯЧ ГОРНЯКОВ ЛОНДОН, 2. Помимо 14 ты ­ сяч горняков, бастующих в Юж­ ном Уэльсе, об‘явили забастовку 4000 иоркшнрских горняков. Б а ­ стующие протестуют против сни­ жения зарплаты. Бои виноградарей с войсками АФИНЫ, 2. 30 сентября четы ре тысячи виноградарей острова Левкас организовали в городе Левкас демонстрацию с требова­ нием покупки управлением го­ сударственными монополиями ви­ нограда и отсрочки платежей по долгам Аграрному банку. Демон странтов поддерживали рабочие организации острова, ремеслен­ ники и мелкие торговцы При попытках войск разогнать демон­ страцию произошло столкновѳ ние, закончившееся баррикадны­ ми боями. Власти и войска вы­ нуждены под натиском демон­ странтов покинуть город. Власть перешла в руки демонстрантов. Правительство, обсудив со бытия, постановило закупить у виноградарей 3.500 тысяч ок (ока—I 1/, килограмма) виногра­ да, обещая удовлетворить тре бованиѳ относительно долгов. ЗАПРЕЩЕНИЕ СОВЕТСКИХ КНИГ ВАРШАВА, 1. В очередном списке запрещенных в Польше изданий наряду с 12 совет­ скими изданиями фигурируют книги германских политэмигран тов. А П А Т И Т Ы МЕТАЛЛУРГИИ СТАРОЕ И МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЯ. НА СНИМКЕ: старик Яков — руководитель крестьянского хора с юным авиомоделистом из Киргизии 9-летним Бентай Кичкимбаевым во время слета авиомоделистов в Москве. Выше поднимем вымпел нашего ледокола (Письмо ударников ледокола „Литке“ ) Мы, ударники л е д о к о л а „Федор Литке® — машинисты, кочегары, матросы, механики, решили обратиться с этим пись­ мом в редакцию газеты „Поляр­ ная правда®. Краснознаменный л е д о к о л „Литке® имеет за собой пре­ красный путь борьбы за освое­ ние Арктики Имя „Латке® стало символом борьбы за вы ­ сококачественную, образцовую работу. Трудящиеся Мурманска знают это особенно хорошо. За вымпел „Литке* по-боевому соревновались ударные суда тралового флота. Два месяца назад, уходя из вашего порта, команда нашего ледокола дала большевистские обязательства морякам трал­ флота и всей общественности Мурманска с честью выполнить порученные ей задания по про­ водке судов на участке моря Лаптевых. Сейчас, по окончании рейса, мы должны с больше­ вистской самокритикой отчитать­ ся в своей работе. Навигационное задание 1935 г. мы выполнили безаварийно ока­ зав посильную помощь всем су­ дам в море Лаптевых. Машины и палубные механизмы нашего ледокола в полной исправности и не потребуют значительного ремонта. Однако, наряду с бла­ гополучным окончанием рейса, скредитировавшие команду. Был докола .Федор Литке", заверяем у нас безобразный случай ха- моряков тралового флота и всю латного отношения к работе, когда по вине кочегаров сожгли колосники. Было несколько слу­ чаев,. когда отдельные недостой ные члены команды плохо вели себя у вас, в Мурманске, на стоянке, ныне исключенный из комсомола Матчихпн дошел до того, что в пьяном состоянии потерял комсомольский билет. ІІьянипы и дезорганизаторы нашли должный отпор со сторо­ ны здорового и боевого костяка литкинской команды. Многие списаны с нашего ледокола, под­ вергнуты взысканию. Многих мы под руководством нового пом- полита тов Федорова и пред- судкома Алексеева перевоспи­ таем и передадвм им традиции подлинных советских моряков. А силы у нас для этого есть! Сре­ ди команды нашей большинство подлинные ударники, отличники, показавшие в прошлой и настоя­ щей работе подлинные образцы высокого трудового героизма. Сегодня, уходя ив Мурманско­ го порта, мы, актив команды ле- общественность города Мурман­ ска, что дальнейшей безукориз­ ненной работой мы покажем, на что способны моряки краснозна­ менного ледокола. Мы цриложим в Архангельске вле силы лля того, чтобы лучше сплотить ко ­ манду вокруг саморемонта, что­ бы безаварийно и досрочно вы­ полнить все задания по провод­ ке судов в зимнюю ледкампанию Мы будем беречь и еще выше поднимем честь вымпела наше­ го прекрасного ледокола. Мы бу­ дем работать так, что попреж- нему каждый моряк советского флота будет считать для себя самой большой гордостью пла­ вать на краснознаменном .Л и т ­ ке* Кочегар Иванов, маши­ нист Коновалов!электрики: Шнейдер и Липницкий, м е ­ ханик Донаусов, старшина кочегаров Новиков, маши­ нист Кретов, матросы: Не* упокоѳв, Морозов, Пома- занов, Алексеев. ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ ФАМИЛИЯ НАПРОКАТ ... Просмотрев номер газеты «Трал- { Это не первый случай в редакции мы не можем умолчать о ^боль- ФЛ0Т5> от 27 сентября, механик РТ- газеты «Тралфлот». Тот же тов. Го- ших пробелах, которых, к стыдѵ ^ тов. Голуб был крайне удивлен, луб рассказывает, что подобная пс- нашему, не могли избежать в Н* четвертой странице этого номера тория была и с бригадиром мехма- этом рейсе. I газеты красуется загіетка: «РТ-21 j сіерской тов. Смирновым. Как-то в Нам, ударникам ледокола, с простаивает» и под ней подпись: газете «Тралфлот» появилась замет- болью приходится говорить о «Механик РТ-21 Голуб». | ка за подписью, тов. Смирнова, со- тѳх, недостойных звания моряка, І — Я не писал этой заметки! — общающая о^ досрочном выходе из людях, которые, примазавшись заЯвляет тов. Голѵб. ремонта РТ-78. Между тем, РТ-78 к нашей команде, пытались по - | * п ........... * .. ? т. простаивал в ремонте сверх срока __ _ _ _ _ _ __ __ ____ ____ I итіѵ\да же взялась заметка, «lap— дожить тень на звание литкенца. I п Среди нашей команды оказа- j чик открывается просто. Сотрудник лись такие, как пьяница завпрод газеты «Тралфлот» побеседовал с Иванов, совершенно не заботив- механиком и от его имени написал ш и й с я о своих обязанностях, 1 з а м е т к ѵ н е предупредив механика боцман Журкин, пытавшийся * выйти на вахту в нетрезвом ви- и не просмотрев с ним материала, де, такие водолазы как Болихин ® результате оказалось, что факты и Балаев, поведением своим ди- перепутаны. К тому же тов. Смирнов такой за­ метки не писал. Оригинальный способ привлечения рабкоров к газете, что и говорить! Надеемся, что партком достойно от­ метит «заслуги» автора этого ново­ явленного способа массовой работы, опошляющего большевистскую пе­ чать. — В продолжении ряда лет мпою Еедутся работы по использованию апатпто - нефелиновой породы в черной и цветной металлургии и в литейном производстве. Вначале опы­ ты проводились в лабораториях, а за­ тем в полузаводском масштабе. В настоящее время отдельные машино­ строительные, литейные и металлур­ гические предприятия Союза ввели в свое производство апатито-нефели- новую породу. Апатит используется в раскисле­ нии цветных металлов при их плав ке (здесь апатит заменяет дорого­ стоящую фосфористую лпгатужру); в качестве флюса для предохранения 0г окисления (повышенного угара) цветных металлов, при пх плавке з разных печах. Добавка в шихту апа­ тита уменьшает угар этих метал­ лов па 2— 3 процента. При обога­ щении фосфором малофосфорпстого литейного чугуна (во время пере­ плавки его в вагранках и электро­ печах). В данном случае апатит за­ меняет собой импортный феррофос- фор. Апатпто - нефелиновая порода разжижает шлаки при переплавке чугѵпа в вагранках и электропечах, а это значительно улучшает техно­ логический процесс. Апатит применяется вместо им­ портного феррофосфора при произ­ водстве гаечиого железа и автомат­ ной стали в мартеновских печах, в доменной плавке малофосфористых руд для получения нормального то- масовского чугуна. (При этом апа- ,тит заменяет томасшлак первого сор­ та, представляющий собой прекрас­ ное удобрение). 1 С каждым годом увеличивается потребность металлургических, ма­ шиностроительных и литейных за­ водов в апатито-нефелпновой руде. В 1925 году эта потребность опре­ делялась в 325 толпах, в 1933 г.— 5.095 т., в 1934 г. — 9.946, и, примерно, столько же в текущем го­ ду, судя по предварительным заяв­ кам. Дешевый апатит с успехом заме­ няет в металлургическом и литейном производствах дорогостоящие мате­ риалы. Так, например, 2— 3 про­ цента апатпта при плавке с цвет- Iьыми металлами заменяет 1—2 проц ' фосфористой меди, уменьшая при этом угар металла на 2— 3 проц. Эю, в среднем, дает на одной тонне цветных металлов от 30 до 40 руб. экономии. Огромная экономия получается при выплавке гаечного железа и ав­ томатной стали в мартеновских пе­ чах, при переплавке чугуна с апа­ титом в вагранках и в электропе­ чах. В доменной шихте Керченского за­ вода одна тонна апатита заменяет почти две тонны томасшлака. Па примерным подсчетам годовая эконо­ мия от применения апатита на ме­ таллургических, машпностронтель- , ных и литейных заводах, составляет за 1934 год несколько сот тысяч золотых рублей. I Ряд заводов (Керченский, Челя­ бинский тракторный, Московский ав­ тозавод им. Сталина, Горьковский автозавод, Подольский механический, (Луганский паровозный, «Красный j Ирофинтерн» — Бежица, Кировский и завод № 7 в Ленинграде, «Боль- , шевик» в Киеве и др.) сейчас — постоянные потребители апатита для металлургического и литейного про­ изводства. Мною уже проведены опыты по обогащению апатитом металлургиче­ ских шлаков, по переделу термиче­ ским способом апатита в удобрении типа томасшлака, минуя доменную плавку н 'томасовский передел фос­ фористого чугуна. Полученные образцы были пере­ даны в лабораторию акад. Прянпш- пикова Сельскохозяйственной ака­ демии, где были проведены дальней­ шие вегетационные опыты. Результаты исследований превзо­ шли самые смелые ожидания. Обога­ щенные апатитом металлургические шлаки показали высокое действие на урожайность. Эти новые удобрения действуют одновременно и на реак­ цию почвы и как источник питания растений фосфором. Таким образом, огромные отходы металлургического производства — , доменные и мартеновские шлаки, яв­ ляющиеся бременем для металлурги­ ческих заводов, отбросным материа­ лом — станут при обогащении пх апатитом высокоценными удобрв- ‘ тельными туками, необходимыми. ’ как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Мною начаты предварительные ра­ боты по использованию диатомита в металлургическом производстве (для окраски литейных форм изложниц— против перегара). Проведен ряд опы- іов по применению сфенового кон- j пентрата в металлургическом пропз- всдстве. Эти опыты дали интерес­ ные результаты. Титано-сфеновые породы оказывают благоприятное ; влияние на качество стали, в отно­ шении раскисления металла и уда- ’ленпя азота. Титан дает плотпум Iоднородную отливку болванки в таким образом улучшает качество стали. Кроме того, сфеновыіі кон­ центрат применяется в качестве флюса, при сварке специальной стали. В ближайшее время начинаются опыты по получению сверх-твердых сплавов с применением двуокиси ти­ тана, полученной из сфеновой по­ роды. Инженер Л. Я. ЧЕРНИКОВ. Северо-Двинско- Печорская экспедиции Академии Наук Совет по изучению првроднчі реоуроов при Академии Наук СССР . азработал и п рѳдаі на ут<ерждв ви» президиума Асадемви п л а « экс пѳдицичнных и науян • - иссяедо ватѳльских работ на 1936 г. Этим планом предусматриваете, ор авнзация Севеоо-Движко-Печор ской комплексной экспедиции. Северо-Двивско Печорская экспе диция, как сообщали сотрудник; ТА’'С, в 1936 году I азвернет боль ш -е научно-ис ледовательекве ра боты в районе Северного края і Печорокого бассейва. Крупные гео лого-равведочные работ будут ве стнсь на сульфвдныѳ руды, цвѳі ные и редкие мета лы в района П й Хоя и Поляі-ного Урала. Эвмое диция ваймется также сос авлениеі монографии по утлям печорског бассейна -будущей топли-ной баві м таллургической промышлѳнност] Северного края, Карелии, Мурман р к о г о округа, Северного Урала Великого Семерного морского пути Будут составлены карты лесно® во ны Печоры и схема размещена промышленных предприятий на тер риторин этого края. Одновременно экспедиция разра ботает мероприятия по развития лесо-хнмичѳской аромышлевност и реконструкции тундрового хозя£ ства. Значительное место в плане ра бот экспедиции ганнмают в просе гидроэнергетическог• стронтѳльсѵ ва на ревах Печорского бассейна і Северного края. (ТАСС). НА А В Т О М О Б И Л Е --- В Т У Н Д Р У Автомобиль, сопутствуемьш саам­ ской детворой, гулко урча, перехо­ дит полотно железной дороги и вбе­ гает на горку. Набирая скорость, машина стремительно огибает при­ горок и мчится пѳ ровной трассе не­ прихотливого предтундрового леса. Домики пристанционного селения Пѵлозеро — скрываются из вида. Слева серебряный полотном разли­ вается озеро. Листва мелкоросных деревьев, схваченная первыми морозами, не­ давно выпавшим снегом, горит под лучами солнца, как ярко начищен­ ная латунь. Порывы ветра срывают листы и кидают их под колеса ма­ шины. Путь от Пулозера до Ловозера точ- но измерен. Километры отделяют 92! верстовых столба. Еще недавно; связаться с Ловозером было неосу-j шествимой мечтой. Дорогу знали не- j многие. Летом можно было попа-сть; только пешком через десятки гор и топких болот и только с • опытным .. проводником, У гади- вающим дорогу десятилетия­ ми выработанным чутьем, по сло­ манной ветке, по лучу солнца, по следам зверя и друщм таинственным знакам, понять которое можно толь­ ко пройдя суровую, неприветливую школу тундровой кочевки. Так и ходили. Два раза солнце успевало совершить обход по небу, прежде чем перед пешеходами пока­ зывались редкие избушки Ловозер- сього погоста. И то надо было нттп полным шагом, пробираться сквозь кустарники, прыгать по болотным кочкам, отдыхая под сосной на влаж­ ном и мягком, как перина, бледно- зеленом ягеле. А зимой несла упряжка рогатых оленей. Огибая горы, кружа и коле­ ся, через болота, через перелески и леса в непогоду, вьюгу, сбивающий с ног ветер тащили олени соль, са­ хар, хлеб в далекое, засыпанное снегом Ловозеро. А из Ловозера к Пулозеру везли рыбу, птицу, оле­ ньи шкуры. После такого перехода олени надолго выходили из строя. Много лет Левозерский погост был оіорванным уголком страны. Боль­ ше 10 лет назад началось строи­ тельство дороги от Пулозера до Лов­ озера: Работа двигалась медленно: нехватало средств и людей. Но год за годом, километр за километром прокладывался этот далекий путь, п с 1931 году его уже можно было эксплоатировать даже летом. Проло­ жена насыпь, вырыты канавы, уло­ жены мосты, подняты гати, прореза­ ны горы, вырублена широкая трасса. В 1933 г. проведен телефонный провод и голос из далекого Мурман­ с к а доходит до Ловозера. I Тракт Пулозеро — Ловозеро при­ нес культуру в саамский погост. ІІо этому тракту привезена первая ра­ дио-установка, динамомашина, элек­ тро-арматура. В саамских избушках Iзажглись лампочки Ильича. I По этой дороге пришли партии разведчиков в Ловозерские тундры п нашли камень допарит, камень эв­ диалит — «лопарская кровь» — как его называли прежде за цвет, мурманит, рамсеид, астріфилпт и лампрофилит — камни большой цен­ ности и важности для страны Сове­ тов. I По этому тракту пошли в Ловозе­ ро письма, газеты, журналы и кни­ ги. По этому тракту n o ew n учить­ ся в Мурманск, в Ленинград дети саамов - колхозников. ** * На 48 километре дороги есть го­ ра, которую тракт разрезал пополам. Григорий Трофимович Матрехин, саам из ^погоста Чальмны Вары, увидав впервые дорогу, наивно спросил: — А для чего гору испортили? — Чтобы дорога прямей была. — Чудаки! Разве гору нельзя оо’ехать? — удивился Матрехин. Действительно, к чему было ре­ зать горы, накатывать стометровые бревенчатые плоты на болота, стро­ ить сотни мостов и мостиков, укла­ дывать тысячи кубометров песка, выворачивать тысячелетиями нетро­ нутые камни, рубить лес? Григорий Трофимович не понимал, как можно летом ездить в Ловозеро. Оіі знал, что зима уложит мосты из снега и льда, скует вязкие, заса­ сывающие болота льдом и олень, раздувая ноздри, пойдет в обход 'тор, донесет 250 килограммов груза по старым, знакомым тропинкам. Он не знал, Григорий Трофимович Матре­ хин, что скоро придут большие и сильные машины, которые заменят сотни и тысячи тонконогих оленей и будут резиновые колеса днем и ночью, зимой и летом, катиться в Ловозеро и обратно. Когда же летом пошли машины, когда они привезли первые партии товаров и увезли ры­ бу и шкуры, Матпехич понял, іля чего нужно было прорезать горы и рубить лес. Встретив впервые автомобили на тракте, саам долго разглядывал ди­ ковинную телегу, трогал руками, толкал плечом и, наконец, заговорил с шофером. I — Сколько ездишь на машине от Пулозера до Ловозера? — 6 часов. — О! Я па оленях езжу тоже 6 часов. — Но ведь ты ездишь только зи­ мой, а я и летом. — Верно, верно!.. А сколько сто­ ит такая машина? — 300 оленей. — А отдашь? — спросил саам и глаза его загорелись восторгом. — Отдам! Но что ты будешь с ней делать? — Буду ездить! — Надо научиться ездить. Да и где ты возьмешь бензину? — Я найму такого, как ты, че­ ловека, он будет все доставать и учить меня, как ездить... Машина принесла в саамские по- гг.сты культуру и завоевала симпа­ тии всего населения. Саамская дет­ вора далеко выбегает встречать ав­ томобиль и далеко провожает его, оживленно крича и стараясь хоть немного прокатиться. Шофер, води- j тель машины, считается почетным человеком. На него смотрят с любо­ вью и уважением. Старики стара­ ются пожать ему руку и погово­ рить, а молодежь в нем души не чает. Достаточно сказать, что поло­ вина саамских детей, учащихся в школах, во что бы то ни стало же­ лает быть шоферами, чтобы понять, насколько велика тяга к машине, к культуре, к технике! Второй год по тракту ходят авто­ мобили. Только летом 1935 г. ста- j ло возможно регулярное сообщение с Ловозером. Из 1.900 тонн груза, перевезенного в 1931 г., больше по­ ловины перевезены по тракту. Из 550 тонн грузов, вывезенных из Ловозера, 500 тонн перевезли ма­ шины. Сейчас по тракту ходят 3 авто­ мобиля: 2 — геолого-разведки и 1 Ловозер^кого райисполкома. И в ясную погоду, и в дождь, и в снег идут машины по тракту. Почти каж­ дый день совершаются рейсы. *** На тракте 260 мостов от метро­ вых, до стаметровых. Сейчас, вза­ мен временных, непрочных мостов строятся крепкие, красивые, фунда­ ментальные, рассчитанные на боль­ шую нагрузку. По ним плавно сколь­ зят машины. Гиблые болота, коря­ вые кустарники и заросли, горы расступились перед большевистской волей, перед напором людей и дали путь быстроходным машинам. Весь путь от Пулозера до Ловозе­ ра кажется даже коротким: так мно­ го богатых впечатлений, так много красивых мест, красок, линий, кар­ тин. То, урча и взбираясь наверх, то мягко, неслышно сбегая вниз, ав­ томобиль проносится мимо болот и кустарников, из которых взлетают стаи еще не вылинявших куропа­ ток, мимо леса, из которого тяжело шумя крыльями, поднимаются гро мадные глухари, мимо гор, верпгаш которых закрыты облаками. В эти горах таятся несметные богатств ценных руд металлов и минерал лов, в болотах лежат несметные за пасы торфа, — богатства, которы будут взяты и поставлены н службу социализму. - У подножь этих гор возникнут заводы и город и дети саамского народа, сейча учащиеся строить и жить, неполна свою заветную мечту, сядут за рул автомобиля, встанут за станки • машины и будут петь песни благо дарности власти Советов, партии которая ведет саамский народ і светлому будущему. Тракт Пулозеро — Ловозеро име ег сейчас громадное хозяйственно политическое значение, как провод ник культуры, как связующее зве ио, как канал свободной советскоі торговли с районом Крайнего Севе­ ра. Но он еще недостаточно обору дован, он узок, - по нему можві пройти только одна машина. В контрольные цифры 1936 г. ш округу включается 1,5 миллиона рублей на капитальные восстанови­ тельные работы. В связи с перспек­ тивами разработки найденных зале­ жей руд минералов и редких зе­ мель, эта работа представляет ис­ ключительное значение и нужно до­ биться отпуска намеченных средств, чтобы превратить этот тракт в об­ разцовую дорогу Заполярья. Г . ГЕРМАН. и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz