Полярная правда. 1935, ноябрь.

„...Инженерно-технические и х о з я й с т в е н ны е работники, успевшие уже порядочно поотстать от стахановского движения, сделали бы хорошо, если бы они перестали цепляться за старые технические нормы и перестроились по-настоящему, и по-научному на новый стахановскии лад” . (И. СТАЛИН). Конференция стахановцев и инженерно-технических работников порта ОТ В С Т О Р О Н Е СТАХАНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ Прорабатывая условия конкур-Іваем, и груз портим. А ведь это са центрального бюро ИТС, ин • ваше дело, товарищи инженеры. женерно-техническне рафтники управления порта постановили — выделить 4 человек для у ч а ­ стия в стахановском движении. Эго „соломоново" решение, как нельзя лучше, показывает, что инженерно-технические работни­ ки порта до сих пор не уяснили себе, какое место они должны занять в развертывании стаха­ новского движения. На конференции ИТР и ста­ хановцев, созванной 22 ноября, это наглядно подтвердилось. Ин­ женерно-технические работники порта еще не пришли на по- Раэрошите мне,—обратился Зот- чёь к нач. порта, — один день вместе с плотником эаняться этим делом и я обязуясь механизиро­ вать сетку. Конференция инженерно-тех • ннческих работников и стаха­ новцев торгового порта показа­ ла, что в порту еще много клянутся в верности стаханов­ скому движению, аплодируют стахановцам, но не создают всех условий для плодотворной работы. Инженер, техник, прораб, дис­ петчер, механизатор еще не не­ мощь стахановцам, еще не ста- рестроили методов своей работы ли организаторами новых методов труда. Один за другим поднимались Стахановы 1-го участка и рас­ сказывали, как непродуманно организуется рабочий процесс. Говорили о неграмотных зада­ ниях, перебросках, неправильном исчислении заработной платы, бездеятельности шефов, прикреп­ ленных к бригадам. Прямым обвинением прозвуча­ ло выступление грузчика стаха и плетутся в хвосте у грузчика. КАК в ПОРТУ „ПОМОГАЮТ* СТАХАНОВЦАМ Что нужно мне, руководителю бригады, от инженера, техника, прораба? Помощи в деле лучшей орга­ низации труда и рабочего места. Есть эта помощь сейчас? Нет, Только поставят бригаду на пароход—получаешь распоряже ние перевести на вагоны или на другой груз. 22 ноября мою бригаду, отлично освоившую пе­ реработку груза на пароходе .Онега*, неожиданно переброси­ ли на другой пароход. Конечно, выработка звена снизилась. Еще меньше помощи от группы механизации. Расскажу вам, как там идут на помощь в развертывании стахановского Этому надо положить конец. ѵдвижения. Вчера бригада рабо- Стахановцам нужно помогать тала на выгрузке ,Л . Красин*, практически. И помощь инже- Понадобился кран. Крановщик нерно-технических работников заявляет—-пар нѳ поднят, рабо- надо. также организовать по-де- тать не буду. Почему, спраши- РЕКОРД ' тов. АМАХИНА Ь Стахановцы судоверфи собра­ лись, чтобы обменяться опытом работы и рассказать друг другу, каким путем они достигли вы­ соких показателей. Стахановское движение на судоверфи пока еще в самом начальном состоя­ нии, но уже есть отдельные то варищи, которые показали вы­ сокую производительность труда. Ярким показателем и приме 'ром для всех рабочих, работниц и ИТР судоверфи является тов Амахин, добившейся выполнения плана н^ 900 проц. и доведший дневной заработок до 60 руб. Как добивался и добился та кой производительности труда тов. Амахин? — Первым долгом я взялся ва уплотнение рабочего време­ ни путем обеспечения рабочего места материалами и инстру­ ментами. Далее применил рацио­ нализацию торцования досок— вместо одной, как было две не­ дели тому назад, стал торцовать по 30 штук за раз, сохраняя при этом прежнюю затрату во Фото Ратфельдера. •л-.. ;; ч*4' ' _£« КАРЫШЕВ фсрмовщик - стахановец Судоремонтного завода. — ------------------ --------------------------------------------- 125 ОБОРОТОВ Но документам нашего судна ма- ловоиу. Оя* должна выразнтьвя ваю. А уголь, говорит, не горит, времени. .«J шина должна давать 120 оборотов, в правильной организации тру- нужно другой достать, послал я ^ Х о р ^ ш ^ о і а з а т ^ j Все 5 лет маипгна и давала столько Двое аа четыре часа работы і о&ротов, несмотря па то, что судно оопат «■ „ - .гшогтв.тх on тпичгіг випіло из ремонта ѵже полтора года да, совершенно исключающей ребят за углем, принесли, сдела- переброски рабочей силы, в об- ли два поворота, кран стал— разцовой подготовке рабочего колосники вывалились. И прн- места, такелажа, в безукориз- шлось самое лучшее звено пере- ненной и четкой работе меха- бросить на подсобную работу новской бригады Шарова т. Зот-|низмов, в полной ликвидации Начальник группы механнза чева, который бросил вывов всем уравниловки и обезлички в си- пни тов. Вакс заявил на кон- инженерно-техническим работни-1стеме заработной платы. Только кам порта. | тогда можно будет сказать, что — Разговариваем мноіЪ^ а инженерно-технические работ- вот сетку для концентрата ко- ники порта поняли суть стаха- торый год механизировать не новского движения и стали его можем. И работу себе ^увеличи- подлинными организаторами. ференции, что у него в Группе стахановское движение ширит­ ся. Прямо скажу—не видно это­ го. Приведу такой случай. Было дело на втором трюме того же парохода. Вижу, я кран повернут в обратную сторону. Подхожу, 80 ву крановщика и го­ ворю,—переставь кран как сле­ дует. А он заявляет—у меня загнули и с клепали 20 штук ьшш у сегерцев, тогда как норма на 10М' назад. Сохранился у траулера каждую штуку 3 часа. ц проемный ход. Капитан делал про- Не плохих успехов произво-1, ^ машины. Максимальное число обо- дительности труда добилась бри- 1и,тов 1^5. Ход 11,9 мили.^ А одна- гада по обшивке корпусов, как Ж*ЬІ вьівели *гы и средний показа- указал бригадир Сотвиков. Рань­ ше они обшивали по 8,5 пог. ме­ тра в день Теперь отдельные тель. За рейс мы делали в среднем 10 с четвертью миль. Все мое стремление направлено к СТАТЬ ПОДЛИННЫМИ ОРГАНИЗАТОРАМИ ПРОИЗВОДСТВА “ 7 Правильная организация тру- нии рабочего дня. В августе от ветра, да—это взаимодействие и увязка в порту было 1612 ча<$ов не- Жаль не узнал я фамилии всех звеньев производственного производительного простоя, в этого саботажника. Думаю, на- организма. У нас в порту орга- сентябре—1083, в октябре к 1290. пальник механизации сам разы- Р в- низация труда еще мало способ- Ноябрь тоже .не подкачает*. mftT ^ на кпан такого махани-г Бп ствуѳт повышению производи- Причины? В нас самих, в на- тѳльности труда. * . (шем неумении договориться с Нѳомотря на бесконечные раз- рабоіялкамй ЗОДеЗЯОй дороги, говоры, мы до сих пор не нала- в бесконечных перебросках бри- дили # внешнюю и внутреннюю гад с одной работы на другую информацию о подходе судов и На нас, инжѳнерно-техниче- вагонов. Это бьет по бюджету еких работниках порта, лежит дни доходили до 100 метров, в тому, чтобы удержать і эти проект- среднем ва 15 дней ноября план цые повазатели. выполнен на 170 проц. Этому „ л перевыполнению помогло разу-* МаШ1гна тРа!’ле?а не очень нрупнение бригад на звенья и шая и / Р е д к а я , но все же один подноска материала в месту работы. Сотников утверждает,* что, если бы его обеспечили полностью всем необходимым, а главное светом, то можно* да­ вать ежедневно по 120 пог не­ рабочего времени, бьет очень крепко. ѵ‘ 1 Много говорили об улучшении , связи. Сейчас как будто < и ком­ мутатор есть. Да установить его нельзя, помещение диспетчер­ ской не могут отрѳмонтироваіь в течение двух месяцев. Летом, у нас, как правило, был заведен график выхода оперативного состава на работу. Сейчас график нарушен. И ру­ ководство сменой часто бывает обескровлено. щет. И а ра та г е а ­ затора больше не пустит. БОНДАРЕНКО— бригадир 1 го участка . большая ответственность эа ор­ ганизацию и распространение стахановского движения вглубь и вширь, как учит нас тов. Сталин. Ну, а что мы сделали для того, чтобы, проанализи­ ровав работу стахановцев Бондаренко, Шарова Долинина,і которые поломали закосте- І нелые нормы, —сделать их успе­ хи общим достоянием бригад. Стахановский метод требует( культуры в работе. До сих пор ] мы работали некультурно, бе- Еще один серьезный вопрос ; 30браЗНО тратили ”рабочее вре- в развертывании стахановско- мя^ нѳ за£имались достаточно го движения. Сменно суточный мало изобретали и ра- план. До сих пор мы планпру- ци0нали8ир0валн евою работу, ем работу только погрузо-раз- g всѳ 9Т0 НуЖН0 СѲрьезно по­ грузочных участков. А плав- настоящему начать сейчас, ког- средства? А транспорт? Они не да 8амечательная речь вождя имеют задания.на смену и сУт* уЧИТ нас работать по-новому, ки, и это, конечно, »не стимули- г рует производительность труда. Несколько слов об использова* Диспетчер-плановик ' КРАМАРОВ. ригада слесарей (бригадир дить сразу за всеми механизмами. Потому у нас за отдельные группы механизмов отвечают определенные люди. Второй механик обслуживает глав­ ную машину, динамо и т. д., третий механик — питательные средства, Савинек) вместо установленных • 1|аР0В°и котел, лебедку, старший ма- 1900 часов на монтаж машины »Болинд,ер* на- комбайне № 5 ватратила всего 400 часов. Раньше болторезом мех/цеха трехосминный болт нарезался за 36 секунд. Болтореэ тов. Ильин перевел станок на боль­ шую скорость, увеличил обороты с 52 до 100, несмотря на со­ противление старых работни­ ков по цеху. И 22 ноября стад нарезать болт за 16 секунд, чем перекрыл суточную норму в два раза. Звено шлюпочниковТитсвского после перехода на инднвндуаль ную звеньевую сдельщину дове- Iло суточную норму выработки !до 240 проц. Бригада такелаж- ; ников Коновалова после пере­ хода на 8веновую * работу по специальностям за 10 дней уве­ личила производительность в два с лишним раза. Звено Ди* митриева по клепке корпусов шлюаок, вместо положенных на кориус 3 дней, стало клепать в шиниот отвечает за состояние паро­ вого и водяного трубопровода. Это не только формальное\ при­ крепление. Каждый следит за сво­ ими механизмами и без моей помо­ щи устраняет дефекты. Когда судно идет в порт, второй, третий меха­ ники и старший машинист заявляют, какие дефекты у них есть в меха­ низмах. Мы совещаемся, решаем, что будем делать своими силами, что от- Во время перехода можно отре­ монтировать лебедку. Во ьремя чин­ ки трала можно обжать нодшппни- ки. Во время шторма (еще не на­ столько сильного, чтобы обязательно держаться носом на волну), мы устраняем дефекты, например, в хо- Я и с ь м а П и т а т е л е н Ценное начинание В жешлноі оредвей воо.к М 3 18 ноября был органвэолан слет ударников учебы 3:й и 20-й школ. На слете участвовали ударят»! школ, родители и шефы комсоио.п,- ской. организации порта. Цель сле­ та — обсуждение итогов первой че­ тверти и' задач ударников в» второі четверти текущего года. С докладами выступили тт. Попов (предучкома 3 - і школы) и Жуков (предучкома 20-и школы). Они рас­ сказали собравшимся о работе шюі. причинах плохо! успеваемости, дисциплине учащихся, дали харак­ теристики отдельных ударников в# віорой четверти. Тов. Жуков указал на отсутствие должного внимания ■ помощи со стороны администрации и преподавателей ДСУ (детского са­ моуправления) 20-й школы и Ъа не­ явку на слет ни директора, ли зав. учебной частью, даже нн одногі пе­ дагога 20-й школы. Выступившие ударники Довгодько и Колесникова а др. рассказали ре- ■бятам, как они добились хороших результатов в учебе. Каждый из вы­ ступающих внес много предложений по улучшению учебы во второй че­ тверти. Ударник Казаков развернул программу четкой организации отды­ ха, как одного из важных факторов, способствующих повышению грамот­ ности и культуры учащихся. В резолюции, принятой слетом на­ мечены пути, ведущие к южжгию недостатков, имевшихся в школах. Этот слет ударников - учащихся лодильнике. И всегда механизмы в ! является началом обмена оингом порядке, и это не нарушает работы двух школ, который надо провести і судна. ! в других школах. Каждый механик ло-своему оты-, скивает возможности для улучшения • работы механизмов. Так поступаю и / я. На сѵдае у меня сохранилпсь чер­ тежи еще. с постройки. Я обращаюсь к ним за помощью, если возникнет сомнение по поводу износа каких- либо деталей. По чертежам можно восстановить их первоначальные раз­ меры. * Не знаю, как на других трауле­ рах, но на нашем отношение между капитаном и старшим механиком от­ личное. Никогда каійЬан не вызо­ вет на подвахту для уборки рыбы машинную команду, не посоветовав­ шись со иной. А я знаю, когда мож­ но отпустить из машины*на уборку рыбы и сколько человек. Зато капи- ПЕДАПГ. Рыбаки не 'обеспечены общежитиями Управление берегового нро- мысла (нач. Яшин) в этом году на побережья организовало че ­ тыре новых бригады. Количест­ во ловцов увеличилось на 80 че­ ловек, а площадь для жил'ья осталась през£ней. Вновь набран­ ные ловцы размещены в обще­ жития старых бригад, где и бее них тесно. Часть вновь набран­ ных вынуждена спать даже в тан с меня строго спросит за каж-»сушилке, дую пустяковую задержку, если она Руководители УБП на эти безобразия смотрят сквозь паль* цы. Отремонтированные два пло- вучях общежития стоят в беэ- МИЛЯЕВ токарь— один из луч­ ших ударников Судоремонтного | полтора и два дня завода. ЗЫКИН. случится. Но нельзя не сказать о том, что мёшает механику сохранять подолгу отдельные детал^ машины. Судоре-; монтный завод очень часто ставит Действии — одно в Мурманске, детали из недоброкачественного ма- другое—в Торѳс-оетрове В них дадим на завод, или в мастерские, териала и укорачивает срок работы МОжно было бы поместить всех Тогда составляем дефектную ведо- этой детали в 5— 6 раз/ Вот харак- я а б п а н я м т , n DnftD мость. Она тщательно обсуждена и терный пример. В этом рейсе ііьі ^ цов> продумана. Ничеге лишнего в ней вынуждены были в море совсем оста- . УпРав* еяие берегового промыела нет, но и ничего не пропущено. j но&ітъ машину, вскрыть цилиндры,; не принимает никаких мер для Закрепление за механизмами во- вынуть поршень и сменить кольца, этого. На все вапросы профорга шло в быт траулера. Если штурман Поставленные Судоремонтным заво- гоелова т. Анохина ответ был или матрос заметит какую-нибудь поршневые кольца, не выдержа- один^ что нѳ осмотоены ненормальность в работе лебедки, о н .ли и одного рейса. Помимо того, что * пп обращается уже не ко мне, а к тре- т^кое преступное, низкое качество " • прошло с тех пор тьему механику. Третий механик (как и другой) отвечает за свои меха­ низмы перед командой, за работу ле­ бедки. ' ' Своевременное устранен?.? мелких дефектов — основное, что нужно для предотвращения износа механизмов. В море есть достаточно времени для этого и все мы это время честно ис­ пользуем. ' ЗА К У Л Ь Т У Р Н О Е О Т Н ОШ Е Н И Е К ЖИ Л ИЩУ ! Ж и л ь ц ы Сабир Санжапов, грузчик конто­ ры берегового обслуживания возвра­ щался поздно вечером домой, на ули­ цу Самойлова, хлюпая по грязи. До сАмых колен сапоги пЬюрылпсь лип- за собой голос жилички из комнаты беззастенчиво ругающихся отборной В коридоре и кухне, пожалуй, не кой глиной. Каждый шаг на сухом .напротив. бранью. чище. Штукатурка с потолка обва- троту&рв оставлял мокрый, грязный I Соседку старательно обходя лу- А Сабир, между тем, разошелся, лилась, потрескалась, стены покры- след. х ‘ ф 1 жу, развела примус и ушла к себе.J Он решил показать «физкультуру»: ты таким толстым слоем копоти, что По коридору, темному и мрачно- ( Скоро примус погас, но никто не лежа на столе, он выбрасывал квер- трудно представить их когда-то по­ му, громко топая, прошел в комна- выходил. Кухню наполнил чад, про­ ту. Здесь только сегодня мыли пол.! брался в коридор и пошел по квар- Сабир, не обращая внимания на это, j тире. начал бродить от кровати в столу, j Из всех комнат повыскакивали оставляя за собой липкий, как-клей, жильцы. Поднялся крик, перебранка. след глины. Жена соседа по комнате заметила ему: і А в это время по лестнице под­ нимались приятели Санжапова. Они — Ты бы хоть сапоги снял, пол-; ощупью искали дверь, натыкаясь на то вымыт. . I перила, на бочку, из которой днем — К чорту, к чортѵГ Кому надо, еще дети растаскивали песок по тот опять вымоет, — отвечал Сан­ жапов. — ‘Да ведь ты не один живешь в комнате, не всем грязь приятна. — А кому неприятно, могут уез­ жать!.. * Но, все же. Он пошел на кухнк* и подставил сапоги под раковину во­ допровода. Грязь брызгала на пол, всем лестницам. — Да тут голову сломаешь... — Смотри, брат, себе голову ло­ май, а бутылки, чур, не бить! С хохотом ввалились в комнату к Сабиру.^ Дета учили уроки. Подвыпившие уже друзья Сабира согнали их со сюла, вытащили огурцы, кусок кол- на плиту, на низко свисающее с ве1 басы, водку. Началась попонка. ревок белье, повешенное для про­ сушки. Сабир не обращал на это внимания. Перед краном налилась Рявкнула "гармойь, друзья по пьяно­ му, вразноголосицу запели,' запляса­ ли, вытопывая грязными сапожища- болыпая лужа воды и ручейками ми по полу. стекала иод пол, под плиту, к •толу. _ . ^ _ ' — Напакостят, как свиньи, а убирать кто будет? — услыхал он Дети с’ежилпсь на постели. Уроки вылетели из готовы, их беспокоила только одна мысль: не попало бы подзатыльника от пьяных «дядей», ху ноги, пытаясь встать на голо- беленными, су. Голова кружилась. Нога пошла Здесь живут Санжапов, Майоров, вбок и стукнула в окно. Рам* трес- грузчик Давыдов, бухгалтер Рыбооб- нула, посыпались осколки стекла. В рабатывающего комбината Попов, комнату дунул холодный ветер... рыбмастер Третьяков. Никто из них Долго еще «гуляли» пьяные дрѵ- не побеспокоился о том, чтобы на- зья, не давая заснуть соседям... вести в квартире порядок, чистоту, * * уют, сделать ее культурной, прият- Описанная нами картина обычна но®’ здороой, достойной человеческо- о го ГГі существования. Для этого, в в квартире Л* 2, дома 58, по ѵл. • ’ - сущности, ничего не нужно, кроме Самойлова. доброй волн жильцов. Но, когда ста- Еслж вы зайдете сюда днем, то рнк Майоров говорит об этом, все первое, что вас встретит — это по- набрасываются на него: мойка у самой лестницы. Специаль­ ная яма для нечистот — в двух шагах, но итти туда лень и жильцы fcUbjOT помои, выкидывают отбросы прямо с лестницы, почти под ноги. Грязь ужасающая. Последний раз на лестнице мыли... к 1 мая. По пред­ ложению сторожа Майорова тогда была установлена очередь мыть лест­ ницу и первой проделать это взя­ лась его жена. Она вымыла, вычи­ стила. убрала весь мусор. Но празд­ ники Ърошлі ■ обязательство забы­ лось. - ' — Живешь, и живи, как есть! Больше других тебе все надо... Уполномоченным избрана бухгал*- тер Крыжак, но она совершенно не следит за порядком. Живет она ря­ дом, в квартире № 1, но и там не- почку с собой. Остальным приходит­ ся бродить в темноте. Из-за глупейших и смешных лич­ ных счетов разрушается жилище. * * * К сожалению, пример этот не единственный. В Мурманске можно пайтн десятки таких квартир, оброс­ ших грязью, преждевременно разру­ шающихся, и жильцов, не соблюдаю­ щих самых элементарных условий ухода за жилищем. Жилплощадь — социалистическая собственность. В Мз'рманске она име- регистром. Прошло материала могло привести к износу, б°льшѳ месяца, а общежитий все поршня н цилиндра — могла быть; еще дет. серьезная авария машины. Старший механик РТ-45 — > АЙСЕЛЬНИК. СЕЛЬДЬ > У БЕРЕГОВ \ Как сообщают начальники запорных сТацдий и управление берегового, ^ промыслу, косяки еельда попрежнему держатся у входа в губы Мотовского зали­ ва. .За последние три дня на­ блюдается'* большое скопление сельди в районах Вичано-лиц- -кой иАра-урской запорных стан­ ций. При чем с каждым днем сельдь все. более приближает­ ся к берегам. В районе Ара-ур- ской станции она держатся, при­ мерно, на расстоянии 2-х миль от берега, а в районе Вичано- лицкой запорной станции зна­ чительно ближе. Эти запорные стащши сейчас ет особо исключительную ценность. в0"всю готовятся к встрече и Тем более такое хищническое, вар- за5Рытаіо еельди. Гам органп- варское отношение к своей кварти- зовано круглосуточное дежур* ре не может быть терпимо. . етво* 26 ноября в губе Урица в Государство вкладывает в строи- ТРѲХконтрольных сетках обнару- тельство домов громадные средства. В нашем городе строятся прекрасные дома со всеми удобствами, культур­ ные, чистые, просторные квартиры. Нужно не только выстроить эти до­ ма, но и сохранить их на долгие годы. В борьбе за счастливую, светлую жизнь, в борьбе за культуру быта— квартира играет важную роль. Чи- многим чище. Живут в квартире Л? 1, стая, хорошая квартира прививает кроме Крыжак, десятники стройкой-, культурные навыки, улучшает быт, торы Мурманрыбы Смирнов и Берез-! делает веселей, красочней, содержа- нев. тельней жизнь. Варварское отнопге- В кухне лампочки нет. Жена ние к своему жилью — один из пе- Смнрнова лампочку имеет, но зажи- режитков прошлого в сознании лю- гает только тода, когда девает что- дві. Е н б ѵ д ь сама. Уходя — уносит лам-. Г. ГЕРМАН. жено 35 килограммов крупной сельди. В районе Ара-урской станции тоже в 3 контрольные сетки попало 60 килограммов. В Вичано-лицкой станции^ в губе Малое-Лопаткино в две кон­ трольные сетии попало 10 кгр. В губе ДОалая Лица тоже на 2 контрольных сет&и попало 15 кгр. Однако, как заявляет тов. Петерсон1, под щуп сельди не обнаружено. Мотобот морлова „Полюс* (ка­ питан Артамонов) за 26 ноября выловил 1001 кгр. сельди, а ва 27 ноября на 30 еето$ — 800 кгр. е«іьдн. ГОРБУНОВ, ЧЕРНОВ, КОСТЫЛЕВ, СИРОТКИН. ЛЮБИТЕЛИ , БАНКЕТОВ Все шло хорошо. Пожарная команда .Североникеля" построи­ ла дом, стала заселять его. Но взбрела на ум нач. команды тов. Алтаузе мысль: как так, ни чем нѳ отметить завершение строительства. 4 Для приличия устроили 18 нояб­ ря торжественное заседание. Немножко подхалимства подпу­ стил т. Алтауэе по адресу парт­ орга т. Ионова н пред. построй­ кома Галамиева, дескать, мы побед добились потому, что нами руководят такие люди, как тов. Ионов и Галамиев. Потом, натанцевавшись, руково­ дители и руководимые уедини­ лись и начался пир горой под маркой .буфет бесплатный*— как это было написано „ в при­ гласительных билетах. Выпита и с'едено было гостями на из ­ рядную сумму. — Ничего такого вазориого нет,—говорят участиикн банкета, ну выпили немножко.. Парторганизация „Сѳверонике- ля“ не может не знать о поста­ новлении Окружкома партии, категорически запрещающем ус - тройство банкетов. И никому не дано право нарушать ^ЗГо реше­ ние. К. ЗАЙЦЕВ. Монче-Тундра (наш Корр).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz