Полярная правда. 1935, май.
Пролетарии всех стран , соедин&йіпе сь! п о л я р н а я правая Орган Мурманского ОК и ГК ВКП(б), ОШ , Горсовета і ОСПВ № 118 (2591) 23 М А Я ЧЕТВЕРГ 1985 ГОДА Ц е и а № 1 0 к о п ОДНОДНЕВНЫЙ ЗАРАБОТОК НА ПОСТРОЙКУ САМОЛЕТОВ-ГИГАНТОВ 21 мая про ь ли на всех участках Торгового Порта собрании. После сообщения о гибели самолета-гиганта „Максим Горький “ на собраниях было вынесено решение об отчислении однодневного за работка на постройку гиганта-самолета. Вчера всех ц ехах и отделах СРЗ состоялись митинги по случаю чибели гиганта-самолета „Максим Горькийѣ. Рабочие, І І ТР и слуэ/сащие всех цехов и отделов постановили отчислить однодневный заработок в фонд постройки эскадрильи гигантов. На митинге работников Окросоавиахима выступавшие призывали еще больше крепить железную дисциплину в радах осоавиахимовцев. Единогласно принято решение об отчислении однодневного заработка. 2 0 мая на своем митинге постановили отчислить однодневный заработок рабочие железнодорожники трестовской ветки Кировска . Вчера прошли митинги на Обогатительной фабрике и на руднике имени Кирова. 400 рабочих Сайда-губскою рыбозавода выражают глубо чайшую скорбь родным погибших во время катастрофы и обя зуются еще сильнее бороться за большевистскую дисциплину в своих р я д а х . Принято постановление об отчислении полдневного заработка в фонд постройки новых мощных самолетов . Рабочие рыбозавода . горячо одобряют решение C1IK и ЦК В ІІП(б) о постройке самолетов— „ВЛАД ІШИР ЛЕНИН " , „ИОСИФ СТАЛИН ' и „МАКСИМ ГОРЫШИ \ ЗА ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ И КАЧЕСТВО! В речп па Совете при Нар - комтяжпроме тов. О р д ж о н и к и д з е развил замечательную программу выполнения новых задач , стоящих в данное время перед промышленностью. „И з м е с я ц а в м е с я ц , и з г о д а в г о д мы д о л ж н ы п о д н и м а т ь с в о ю т е х н и к у и с в о ю п р о м ы ш л е н н о с т ь н а в с е б о л ь ш ую и б о л ь ш у ю в ы с о т у ' — эти слова, сказанные тов. О р д ж о н и к и д з е на Совете при Нар- комтяжпроме, всецело относятся и к пищевой индустрии. Включившись в конкурс пи щевых предприятий, мы должны еще упорнее бороться за рен табельность наших предприя тий, за работу их па полной технической мощности, за вы сокое качество продукции. В этой области у нас непоча тый край работы. Вот примеры. Возьмем т р а л о в ы й ф л о т— мощный отряд рыбной индуст рии, механизированный по по- елед іему слову техники. С р а в ним его работу с иностранными траулерами . В предкризисные годы иност ранные траулеры , з а тр ачиваю щие на переходы к месту І і о в а времени в 3 —4 р а з а больше, чем наши суда, находились, в промысле 250— 265 суток в го ду. А у нас траулеры за гдд находятся в море всего 235 суток, простаивая осталь ное время в ремонте или у лтенки. Междурейсовые простои не мецких и английских траулеров составляют 2 4—36 часов и ред ко 48 часов, а у нас они дохо д я т до 8—9 суток. В важнейшем промысловом районе—на Медвежинской бан- .30 под'емы рыб^т на час т р а л е ния у нас в полтора раза мень ше, чем у английских т р а у л е ров. ' Наши суда— не хуже иност ранных . Почему же мы должны отставать в эксплатационном ре жиме судов?! Задача сейча* заключается в том, чтобы добиться выхода в море максимального количества судов, повседневно борясь за сжатые сроки ремонта, добиться снижения простойного времени, пи на мпнуту не забывая, что усиехи, достигнутые рыбным Мурманом в развертывании сель дяной путины, не дают никако го п р ава на самоуспокоение. В м о р е д о л ж н о б ы т ь е ж е д н е в н о н е м е н е е 45 т р а у л е р о в . Борьба за выполнение пла на трескового лова должна про водиться такими же темпами, какими шло выполнежпе з а д а ний по сельдяной путине. Наши передовики— траулеры „Киров*, „Сельдь", „Навага" показывают, что мы вполне мо жем достичь высоких пока за те лей в использовании траулеров , в промысловой эффективности их. Показатели этих судов н а : ходятся н а уровне средних по к а зателей западно европейского флота. Но это опять таки средний уровень. А н а м п о д с и л у д о с т и г н у т ь л у ч ш и х , в ы сш и х , н е в и д а н н ы х п о к а з а т е л е й ! С у д о р е м о н т н ы й з а в о д . Если бы здесь было четкое планиро вание, максимально использова лась бы мощность механизмов, то завод не задерживал бы т р а улеры в ремонте сверх срока. Он не просил бы удлинения срока ремонта судов, а, наоборот, сам бы ставил вопрос о сокра щении этих сроков. II на заво де мы имеем первоклассное обо рудование. но выжимаем из него не все, что опо может дать. Еще наглядный пример: Б о н - д а р н ы й з а в о д оборудован им портными станками. Проектная мощность его —500 бочек в сме ну— 1500 бочек в сутки. В н ачале зимней сельдяпой путины ОК. ВКП(б) поставил перед рабочими завода задачу выпускать 2 тыс. бочек. Бондар- ники быстро достигли этого, оставив позади проектную мощ ность. Задание сновабылоповышепо— выпускать 2 ,5 тыс. бочек в сут ки. Достигнуто и это. Но ра зве это предел! Нет, далеко не пре дел. Мастера Х о м я к о в и Н и ки ф о р о в , лучше других освоив шие технику , выпѵскали в сме- W 9 «. ну до 1000 бочек. Выходит, что завод может давать 3 тыс. бо чек Ц сутки! А сколько скрытых возмож ностей у Рыбообработки: на хо лодильнике,^ консервном заводе, фильтрозаводе, утилизационно- экстракционном заводе?! Н а ш а з а д а ч а в о в р е м я к о н к у р с а п и щ е в ы х п р е д п р и я т и й— р а с к р ы т ь э т и в о з м о ж н о с т и , п о л н о с т ь ю и с п о л ь з о в а т ь их . То же и в отношении к а ч е ства продукции. Наша продук ция может быть значительно лучше т«эй, что-мы Приведем один пример. Для экс портной рыбопродукции бондар ный завод выпускает аккурат ные ящики, хорошо обструган ные, с ровным замком. Такой ящик вполпе можно выставить на прилавке магазина. Между тем для внутреннего по требления почему то выпускает ся грубая и некрасивая тара. Что нам нужно для того, чтобы преодолеть отсталость в использовании нашей техники? „ Ч т о б ы п р и в е с т и т е х н и к у в д в и ж е н и е и и с п о л ь з о в а т ь е е с о д н а , н у ж н ы лю д и , о в л а д е в ш и е т е х н и к о й , н у ж ны к а д р ы , с п о с о б н ы е о с в о и т ь и и с п о л ь з о в а т ь э т у т е х н и к у п о в с ем п р а в и л а м и с к у с с т в а . Т е х н и к а б е з л ю д е й , о в л а д е в ш и х т е х н и к о й ,— м е р т в а , т е х н и к а в о г л а в е с лю д ь м и , о в л а д е в ш и м и т е х н и к о й , м о ж е т и д о л ж н а д а т ь ч у д е с а 1*. (СТАЛИН ). П о э т о м у в а ж н е й ш е й з а д а ч ей к о н к у р с а п и щ е в ы х п р е д п р и я т и й я в л я е т с я т а к ж е и з у ч е н и е и р а с п р о с т р а н е н и е о п ы т а л у ч ш и х л ю д е й , в о с п и т а н и е к а д р о в . Р ы б н ы і у ^ р м а н победно дол жен р а з р в Н к новые задачи, поставленЖД* перед промышлен ностью, по-большевистски вы полнить Сталинский наказ , дан ный в речи па выпуске акаде миков Красной Армии. Т р а л о в ы й л о в Изо дня в день увеличивать число судов на промысле СВОДКА РЕМОН ТА Т РАУЛ Е РО В З а 19 и 20 мая по плану должны были выйти в море 11 траулеров . Ушли лее в море за эти дни шесть траулеров: три досрочно и три в срок. Н а РТ-73 оказался погнутым шатун . Только 20 мая решили снять шатун с РТ -58 . Затем оказалось, что на старые под шипники он не подходит. С РТ-58 сняли дополнительно моты левый н головной п о д ш и п н и к и . Из-за этого траулер задержался. Р Т -1 ушел позже срока на сутки, задержавшись по випе Судоремонтного завода. Ш естер ня утильзавода была пригігапа певерно. Неправильно закрепле на и клапанная втулка. Выяви ли эти дефекты в 20 часов 20 м ая . Прораб Савицкий не смог вызвать рабочих ввиду позднего времени. А па пробу рабочие не явились. РТ -51 задерживается из-за приемки представителем регист ра. Н а РТ -55 выявлены крѵп- пые дополнительные дефекты. Технический отдел тралфлота должен выявить конкретных ви новников этих дефектов. На РТ-81 продоллсается регулировка главной машины. ІІо вине Судоремонтного завода задерл;ап РТ-5 . Н а РТ -48 производилась у с т а новка кулачкового вала . Сейчас выяснилооь, что вал перекошен. 175 тонн и РТ -60 с грузом рыбы 120 тонн. Сейчас в море находятся 35 судов. В порту — 30 судов, пз них 6 с аварийным ремонтом. В Баренцовом море стоит хо рошая погода. Очень незначи тельные ветры. Температура воздуха 2 градуса тепла . Наи- лучший под‘ем утром 21 мая достигал 8 тонн. Некоторое увеличение т р а у л е ров в море показывает, что на лицо возможность изо-дня в день увеличивать число судов па промысле. Но прпведеп- З а 19 и 20 мая ушли в море ные примеры говорят о том, РТ-62 , 41, 65, 10 , 70, 1 . П р е д полагались к отходу РТ-5, 51, 76. За 19, 20 и 21 м ая с моря пришли РТ-71 с грузом рыбы что технический контроль над ремоптом еще недостаточен. По- прежнему траулеры задержи ваются из-за мелочей, которые легко устранить. РАЗДЕЛКА ТРЕСКИ НА ТРАУЛЕРЕ В MGPE. Фото кнно-оиератора Е. БАГОРОВА. БЕРЕГОВОЙ ТРЕСКОВЫЙ ЛОВ ОРГАНИЗОВАТЬ = КУЛЫОБСЛУЖИВАНИЕ РЫБАКОВ ПРЕКРАСНАЯ ИНИЦИАТИВА БРИГАДА СМИРНОВА БУДЕТ РАБОТАТЬ НА „ОТЛИЧНО" РТ-4 6 после сборки главной машины, вопреки правилам, сразу, без пробы отошел от при чала для приемки его регистром Через 7 часов представитель регистра записал в акте; „Глав ная машина работает хорошо". * Сборку производила бригада слесарей Смирнова. Вот уже третий рейс промы шляет РТ -61 . Динамо-машина, собранная и отремонтированная бригадой Смирнова, работает безукоризненно. В первый раз, когда механик принял динамо- aLudluliy, ОЙ П&ІіНіі&Л v^tjOd|;lU бригады Смирнова—Кузнецову: „Ремонт динамо-машины произіедвн отлично*. В этой бригаде шесть человек. Бригадир Смирнов поставил сво ей задачей добиться, чтобы каж дый слесарь умел делать р е монт любого механизма тр аул е ра. Уже сейчас ремонт динамо, лебедки, брашпиля, котельной арматуры слесаря могут произ водить без бригадира Слесарь 3-го разряда Бамбазов ставит парораспределение па всех ме ханизмах за исключением глав ной машины. А в других бри гадах слесаря 3-го разряда не могут делать того, что делает слесарь Бамбазов. Но Смирнов еще недоволен. Недавно он заболел. Бе з него бригада получила наряд па ре монт траулера . Слесарь Кузне цов прибежал к Смирнову на квартиру и попросил присут ствовать при сборке главной машины. Бе з бригадира бригада не решилась делать эту работу. Нужен заместитель. Выбор пал па Кузнецова. Через не сколько месяцев Смирнов обе щает выучить Кузнецова ру к о водить бригадой. В бригаде идет упорная рабо та по повышению квалификации, идет борьба за быстрый и отли чный ремонт. Но как мало по могают этому администрация и общественные организации мех- мастерских. Из шести слесарей бригады ни один не занимается теорией слесарного дела А сам брига дир, прекрасный практпк-сле- сарь высокой квалификации ,-от кровенно сознается: — Работу я знаю очень хо рошо. Но па теории я легко могу срезаться. Мало прихо дится читать. Изредка в мех мастерских н а значается проверка техмини мума. ІІо еще пи ра зу не были организованы технические крул;- ки. Н ет даже помещения, в ко тором могли бы заниматься слесаря. Слесарь Кузнецов, которого Смирнов хочет сделать своим заместителем, работает по 4-му разряду. Он вполне соответ ствует слесарю пятого разряда Несколько р а з об этом подава лось заявление в контору ма стерских. Но все остается по- нреяшему. Прошло несколько месяцев, прежде чем ученику Зуеву установили первый разряд, хотя для этого были все воз можности. Н ет постоянной квалифика ционной комиссии, которая про веряла бы квалификацию сле сарей. Не создано еще настоя щего стимула бригадирам и сле сарям к подготовке квалифици рованных кадров. Сейчас бригада Смирнова вы двигает прекрасную инициативу. Производить ремонт так , чтобы судно, вернувшись из рейса, не сдавало в мастерские ни одной детали из отремонтированного механизма . Этим бригада хочет положить начало „отличпичест- ву“ в механических мастерских. Эта инициатива должна быть сейчас же подхвачена. И не только надо ограничиться при- каеом. Необходимо создать все условия для технического роста бригад. Обеспечить наилучшую оплату ремонта тем бригадам, которые производят ремонт без единого дефекта. Так, к ак рабо тает бригада Смирнова, могут работать все рабочие мехма- стерской. Ф. ЛЕОНИДОВ. В Териберском районе и в са мой Териберке большое скопле ние рыбаков, пришедших ловить треску. Как обслуліивается это рыбачество? Зайдем в Терибер- ский клуб. Холодные, неотопленные комна ты. Голые степы и ряд венских стульев . Правда , клуб имеет библиотеку, располагающую не плохим подбором книг, хотя и в недостаточном количестве. Но посещают библиотеку-читальню редкие читатели. Клуб работает плохо. В тече ние полумесяца здесь только один раз был показан кино фильм. Когда в райкоме партии как то раз об этом зашел разговор, один районный работник заме тил: „Наш клуб—пустое место*. К сожалению, это—истина. — Как и какими средствами вы обслуживаете путину?— спро сили мы зав. клубом т. Авру- тина. — Откровенно сказать, сей час никак не обслуживаем, да и раньше, пожалуй, тоже. — Какую кружковую работу вы проводите? — Организованы 2 круліка: драматический, ну, и еще не сколько ребят учатся в духо вом оркестре. — А в этих кружках есть колхозная молодежь? — Ни одного к о л х о зни к а ... Да они к нам почему-то не хо дят. Видимо, у них есть СВОЙ красный уголок. Это последнее заявление очень характерно не только для рабо ты клуба, а и вообще для всей культурно-массовой работы в районе. Зайдет-лп речь о школе, избе- читальне , красном уголке— во всех случаях в Териберке кол хоз особо выделяется. Хотя на селение Терпберекого района в основном — это колхозники-ры баки. У райисполкомовских работ ников существует т а к а я тенден ция: поскольку население орга низовано в колхозы, то пусть сам колхоз организует и избы- читальни и красные уголки. Во всех становищах Терибер- ского района пет ни одной р а ботающей избы-читальни, хотя в большинстве им выделены специальные помещения. В Гав* рилове, в Восточной Лице— это просторные, хорошие комнаты, но они пустуют. Потому что нет пи одного избача. Ни с е л ь совет, пи другие организации этим не занимаются. А в Г а в рилове колхоз в помещении и з бы-читальни развесил невода для просушки. Председатель колхоза Бундин поясняет:— Скла да для сетей нет. Вот мы и решили развесить их в избе- читальне, все равно п у с т у е т . . Тяга колхозников к хорошей книге, газете, ліурналу— к к ул ь туре велика . Нужна помощь окружных ор ганизаций . Необходимо срочно наладить культурное обслужи вание рыбаков н а тресковом ло ву. Ведь в прошлом году на тресковом лову была культбри- гада, пользовавшаяся большим вниманием и любовью среди колхозников. Р а з в е сейчас н е л ь з я послать культбригаду на лов? Н. ГРИН. ТЕРИБЕРКА 22 (по телефону от нашего спецкорра). Т Е Л Е Г Р А М М А Наркома просвещения т. БУБНОВА Мурманскому Горкому ВКП(б), Горсовету Несмотря на достигнутое в последнюю декаду усиление тем пов школьного строительства, Мурманск сильно отстает от большинства городов страны. Необходимо решительно форси ровать строительство, особенно по школам Наркомвода и Н а р копищепрома немедленным р а з вертыванием отделочных работ. БУ БН О В . * Телеграмма Наркома просвещения тов. Бубнова требует от мурманских организаций ускорения строитель ства школ в Мурманске и особенно двух школ: Наркомвода (по улице Челюскинцев) и Наркомпищепрома (по Северной улице). Во вчерашнем номере .Полярной правды- мы вскрыли причины отставания этих строек. На стройке школы Наркомвода не только систематически недо выполняют план, но эдесь не обра щают внимания на качество кладки, работа на постройке организована Т Я Ж Е Л А Я П О Т Е Р Я плохо, квалифицированными камен щиками участок не обеспечен. Про раб тов. Осипов не верит в возмож ность выполнения плана. Вместо большевистской организованности здесь растерянность и суетня. На стройке школы Наркомпище прома дело не лучше. Заверение руководителя треста Мурснабстроя тов. Тверского, что намеченные планом сроки будут выдержаны, так и осталось заверением. На стройке потеряно пять рабочих дней. Мало того, безграмотные де сятники не руководят работами, а только путают. На постройке ве лики простои. Закончена кладка стен на строй ках трех школ Мурманска. Освобо дилась квалифицированная .рабочая сила. Горсовет должен обязать строителей дать на отстающую стройку каменщиков. Утвержденные Совнаркомом сро ки окончания кладки стен по двум ототающнм школам к 1 июня долж ны быть выдержаны во что бы то ни стало! Мурманск должен стать в ряды передовых городов по школьному строительству. От столкновения в воздухе погиб самолет „Максим Горь- кий“ . Все было прочно и надеж но в этом гигантском воздушном корабле. Продолжительные ис пытания выявили безукоризнен ные качества его конструкции. Несмотря па свои исполинские размеры, он прекрасно летал, безупречно слушался рулей , об ладал редкой устойчивостью. Люди, управлявшие сверхдред ноутом воздуха, были отличны ми летчиками. Достаточно ска зать, "что в последнем полете руководили кораблем тт. Журов и Михеев, один пз самых опыт ных и выдающихся пилотов па шей стрьпы. Н и конструкция машины, ни качество ее по стройки, ни летчпки не винова ты в гибели. То, и другое, и третье было безупречным. Гибель произошла из-за удара, нанесенного • налетевшим на Максима Горького" другим са молетом. Ударом было разбито крыло, и гигант, потеряв уп р а в ление, ринулся вниз. Чудесная стальная птиц» превратилась в бесформенную масеу обломков. 11 человек экипажа и 36 п ас сажиров—ударников Централь ного аэрогидродинамического ин ститута, в том числе шесть ч е ловек с детьми , погибли. Вся страна обнажит головы, узнав об этой ужасной катастро фе. Самолет „Максим Горький* пользовался громадной популяр ностью в народе. Строился он ш рубли и копейки, собранные нашими газетами среди сотен тысяч рабочих, служащих и кол хозников. „Максим Горький" создавался в атмосфере горячей любви, которой окружена в н а шей стране авиация . Обществен ное мнение утвердило за ним звание флагмана гражданского воздушного флота. II он вполне заслужил это звание. Это был самолет-ѵникум, самый большой в мире сухопутный воздушный корабль. Не только у пас, по и в других странах оп вызывал восхищение. Только на-днях его осматривали спутники француз ского мипистра Лаваля , наблю дали его полеты, и „Максим Горький® получил самые востор женные отзывы. В строительстве самолета „Максим Горький" сказалась высокая авиационная культура нашей промышленностп. 2.500 пудов, которыми определялся вес гиганта, были удачнейшим образом уложены в очень кра сивой и совершенной конструк ции. Невзирая на свой огром ный вес и гигантские размеры, самолет не только быстро л е тал, но и высоко лет ал . Еще год назад, в самом начале ис пытаний, летчик Громов поднял ся па нем на высоту 6.000 мет ров. Наша страна имеет много самолетов, в том числе и мощ ных воздушных дредноутов. Си л а авиации не определяется од ним самолетом , ее мощь з а ключается в массе воздушных кораблей. Гибель „Максима Горького", который пока был экспериментальной машиной, предназначенной для агитацион ных целей, не подрывает, по нятно, .сил нашей авиации, тем более, что этой катастрофой и н с т р у к ц и я „АНТ-20" ни на йоту не дискредитируется, и, если будет признано необходи мым, паша страна в состоянии в кратчайший срок построить сколько угодно та ких самолетов. Тем не менее все мы с глу бокой горечью говорим о гибели „Максима Горького*, и к этому чувству присоединятся все к у л ь турные люди в других странах , пбо .Максим Горький" был ц ен нейшим вкладом в мировую культуру . Вся наша страна скорбит о тех замечательных , людях, ко торые вчера отправились в п о л е т , окончившийся столь роко вым образом. Погиб Журов , бес страшный испытатель тяжелых самолетов, чья рука не дрожала в самые опасные моменты. По гиб Михеев, летчик с железны ми нервами, с храбрым сердцем, которое билось для революции, для социализма. Сколько раз, будучи командиром .А Н Т - 14м, он поднимался в воздух с дра гоценной ношей—с ударниками наших заводов и колхозов—и каждый р а з все оканчивалось самым благополучным образом. И теперь, когда разбитая с тр аш ным ударом машина стал а р а з валиваться на части и стреми тельно падать , Журов и Михе ев , которые уже заглянули смер ти в глаза , нашли в себе до статочно самообладания, чтобы выключить моторы, и этим пре дотвратили взрыв баков с бен зином. В противном случае са молет упал бы на поселок, как пылающий метеор,— и количе ство лсертв увеличилось бы во много раз . Журов, Михеев и их товари щи Кравцов, Фомин, Матвеенко, Бусноватов, Медведев, Лакузо , Власов, Бунин, Бегам , состав лявшие экипаж „Максима Горь кого", погибли как герои, до конца выполнившие свой долг. Погибшие пассажиры самолета принадлежали к числу отборных, лучших людей ЦАГИ, построив ших эту чудесную машину. Потеря таких людей тяжелой болью отзовется в сердцах р а бочих и крестьян нашей страны. У нас много опытных и само отверженных летчиков, у нас не мало талан тливых инженеров, у нас миллионы замечательных работников—пет такой потери, которую не могли бы они вос- полпить, по нам дорог каждый ч е л о в е к Социалистическому го сударству люди важнее самой лучшей машины,— вот почему потерю погибших н аш а страна расценит как самое тягостное последствие вчерашней к а т а строфы. Причиной катастрофы, как установлено следствием, я в л я е т ся нарушение летчиком Б л а т ным, погибшим со своим само летом, приказа о порядке сопро вождения „Максима Горького". Таким образом, „Максим Горь кий* погиб от недисциплиниро ванности летчика , от того само го воздушного озорства, которое еще р а з и столь ужасным обра зом показало, какой неисчисли мый вред оно может причинить. Недаром эту преступную т р а дицию партия и правительство каленым железом выжигают из нашего воздушного флота. Но видно, еще не удалось вывести этот вредоносный яд полностью. Необходимо сделать все вы воды из вчерашней катастрофы. Правило тов. Ворошилова— „воз душных хулиганов не под пускать и на версту к военной а в и а ц ии "—должно быть осуще ствлено и в Гражданском воз душном флоте без всяких по слаблений. Советское правительство , ум е ющее, как ни одна власть в мире, ценить людей и поддер жать их в горестную минуту несчастья, приняло меры к обе спечению семей погибших при катастрофе , отпустив каждой семье единовременное пособие в 10.000 рублей и установив повышенное пенсионное обеспе чение. От имени миллионов читателей „Правда" родным и друзьям погибших глубокое братское сочувствие в постигшем их горе, которое я в ляе тся горем всей страны. Веч н ая память погибшим товари щам, славным строителям нашей победоносной авиации! («ПРАВДА»). своих выражает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz