Полярная правда. 1935, май.

Пролетарии всех стран, ■йтёц! полярная правая Орган Мурманского ОК и ГК ВКП(б), ОКНА, Горсовета и ОСПіі № 116 (2589) . 21 М А Я ВТОРНИК 1985 ГОДА Ц е н а № 10 к о п О ПО С Т Р ОЙ К Е ТРЕХ НОВЫХ БОЛЬШИХ САМОЛЕТОВ СНН Союза ССР и ЦК ВКП (б) постановили: взамен погибшего само­ лета „Максим Горький1 построить три больших самолета такого же типа и таких же размеров, как „Максим Горький1: один— „Владимир Ленин", второй— „Иосиф Сталин“ и третий — „Максим Горький % В ы р а ж а е м г л у б о к у ю с к о р б ь п о с л у ­ ч а ю г и б е л и т о в а р и щ е й п р и н а т а с т р о о > е с а м о л е т а „ М а к с и м Г о р ь к и й " и и с к р е н ­ н е е с о б о л е з н о в а н и е и х с е м ь я м и д р у з ь я м . От Центрального Комитета ВКП(б)—И- СТАЛИН . От ЦИК С о ю з а С С Р —М. КАЛИНИН. От СНК С ою з а C C P - В . МОЛОТОВ . МК и МГК ВКП(б) глубоко скорбят о трагической гибели бойцов славного экипажа группы ударников ЦАГИ и строителей самолета «Максим Горький» и выражают свое соболезнование родным и близ­ ким погибших товарищей. МК и МГК ВКП(б). •ѵ*'* V V Рабоче-Крестьянская Красная Армия скорбит по поводу гибели летчиков, инженеров и рабочих при катастрофе самолета «Максим Горь­ кий» и выражает глубокое соболезнование ЦАГИ, гражданскому воз­ душному флоту и родным погибших. Народный Комиссар обороны Союза ССР К. ВОРОШИ­ ЛОВ, Я. ГАМАРНИК, М. ТУХАЧЕВСКИЙ, Я. АЛКСНИС. ЦК КП(б)У выражает свою глубокую скорбь о постигшем нашу страну тяжелом несчастьи— гибели самолета «Максим Горький» и пе­ редает горячее товарищеское сочувствие семьям и друзьям погибших. ЦК КП(б)У. * ** Народный комиссариат тяжелой промышленности выражает глу­ бокое соболезнование семьям погибших при катастрофе с самолетом «Максим Горький» и всем работникам ЦАГИ. Память о безвременно погибших ударниках авиации пусть по­ служит призывом к подлинно большевистской дисциплине работников воздушного флота и к еще более пламенной борьбе за первое место в мире в области техники воздушного дела. ОРДЖОНИКИДЗЕ, ПЯТАКОВ, М. КАГАНОВИЧ, РУХН- МОВИЧ, ИАВЛУНОВСКИП, КОРОЛЕВ, МАРГОЛИН, МА- СТИНОВИЧ, КРУГЛИКОВ, ЗАНГВИЛЬ, ЕРМАН, СЕМУШКИН, ЕРМОЛАЕВ, СОЛОВЬЕВ, МАРЬЯНОВ, АБРАМОВ, ІІОБЕ- РЕЖСКИП, АЛЕКСАНДРОВ, МИРОШНИКОВ, МИТКЕВИЧ, БЕЛЕНКОВИЧ, ХАРЛАМОВ, БЕЛЯЕВСКИП, ЮДИН, ПЕТ­ РОВ, АЛМАЗОВ, МЕТЕЛЫШКОВ. ВАСИЛЬЕВ, ЧЕРНЫШЕВ. БОЛЬШЕ ЗАБОТЫ О НУЖДАХ РАБОЧИХ! ПОБЕЦА МЕТРОПОЛИТЕНА ПОБЕЦА С ОЦИА ЛИ З МА Речь Л. М. К А Г А Н О В И Ч А на торжественном заседании, посвященном пуску метрополитена, 14 мая 1935 года для дальнейшего результате чего нз техники все, Президиум ЦК союза рыбни­ ков севера закончил свою рабо­ ту в Мурманске. Обсуждены на ­ сущнейшие вопросы рыбного Мурмана. Все эти вопросы в конечном счете направлены к одному— лучше заботиться о людях, популяри­ зовать опыт передовиков, любовьюн вниманием окружить ударников, создать им условия для еще более произво дительной работы, освоения техники, в мы сможем выжать что она может дать. И не случайно, что для обсуж дения этих вопросов президиум ЦК союза рыбников севера вые­ х ал в Мурманск. Ведь здесь находятся те , о чьих нуждах и запросах идет речь, здесь живут и работают люди, решающие по­ беду рыбной промышленности севера. Учесть и претворить в жизнь их предложения, их з а ­ просы* их стремления— величай­ шее дело. Огромное внимание было уде ­ лено президиумом ЦК союза рыбников постановке медицин­ ского обслуживания трудящихся. Н а этом участке у нас сдела ­ но далеко не все. Профсоюзам надо много поработать , чтобы добиться образцовой постановки медицинского обслуживания про­ летариев рыбного Мурмана. При помощи вновь созданных секций рабочих ведущих про ­ фессий союз рыбников может и обязан детально изучить нужды и запросы людей рыбного Мур­ мана и сделать все для того, чтобы удовлетворить все эти запросы и нужды. Фабзавместкомы обязаны т а к ­ же обеспечить строжайший кон­ троль з а ремонтом жилищ рабо­ чих, за капитальным жилищно- коммунальным строительством. Это вовсе не второстепенное д е ­ ло, это неотъемлемая часть з а ­ боты о человеке, о строителе социализма. Президиум ЦК союза рыбни ков дал фабзавместкомам бое­ вые конкретные указания по всем этим вопросам. Они сводят­ ся к тому, чтобы профсоюзные организации на местах держали повседневную связь с медработ­ никами, с лечебными учрежде­ ниями и помогали им работать, чтобы профсоюзы следили за техникой безопасности на п р е д ­ приятиях , добились бы обяза­ тельного инструктажа всех вновь принимаемых рабочих, р а звер ­ нули бы работу с активом, установили бы контроль з а ходом строительства, ремонта жилищ рабочих. Не менее важная з адач а проф­ организаций—руководство социа листическим соревнованием, вос­ питание „отличников*, разверты ­ вание работы вокруг всесоюзного конкурса пищевых предприятий. Доклады д выступления в пре ­ ниях показали, что эта работа ведется слабо на предприятиях рыбного Мурмана. Работа по конкурсу ведется только на Рыбообрабатывающем комбинате, да и то недостаточно. Виноваты в этом и фабзавместкомы и сам ЦК союза рыбников. Руководство профорганизации социалистическим соревнованием должно выражаться не только в контроле за выполнением соци­ алистических договоров, пе только в подсчете ударников п соревнующихся. Важнейшее в руководстве соревнованием — воспитание людей, передача опыта лучших, забота о пере­ довиках. Надо по-большевистски взяться з а развертывание дви­ жения отличников в рыбной про­ мышленности. С большевистской прямотой на заседании президиума ЦК союза рыбников были вскрыты круп нейшие недочеты в работе проф организации рыбников. Но этого мало. Мало только вскрыть не­ дочеты, надо их по-болыпе- вистски ликвидировать. З а последние годы пролетарии рыбного Мурмана под руковод­ ством большевистской партии одержали ряд крупнейших побед, добились систематического вы ­ полнения государственных п л а ­ нов, улучшили качество обработ­ ки рыбы. Дело чести рыбников Мурмана—умножить и закре ­ пить эти победы. Нам т аких же крупных успехов надо добиться и на у ч ас тк е обслуживания трудящихся рыбного Мурмана, на деле реали зуя лозунг тов. Сталина яКадры решают все*. Во всем этом призваны сы­ грать огромную роль профсоюз­ ные организации. Конкретная программа действий президиумом ЦК союза рыбников намечена и ее по-боевому надо выполнять. I. — Товарищи! Вы сами, конечно, ііопи маете, что мне сейчас не лггко выступать. Это не потому, что у нас какой-нибудь «трагический» момент, а потому, что у нас действи­ тельно сегодня очень радостный день. Этот день радостен нам не толь­ ко потому, что мы получаем хоро­ шо построенное сооружение. Мо­ сковский метрополитен выходит да­ леко за рамки обычного представле­ ния о техническом сооружении. Наш метрополитен есть символ строяще­ гося нового социалистического обще­ ства. Наш метрополитен воплощает в себе всю силу нового господствую­ щего рабочего класса, строящего и работающего на новых основа хѵ противоположных тем, на которых создавались капиталистические го­ сударства. Было время, когда капиталисти­ ческое хозяйство строилось на про­ грессивных началах. По сравнению с феодализмом, капитализм был бо­ лее прогрессивным, более передо­ вым. Он поднимал производитель­ ные силы на большую высоту, дви­ гал вперед развитие культуры. Со­ вершенно другое положение теперь. Сейчас капитализм зашел в туник, он тормозит развитие человеческого общества, он не дает больше про­ грессивного направления мысли, технике, науке, искусству. Дело не в ругани но адресу ка­ питалистического строя. Нет. Ана­ лизируя исторические процессы развития человечества, мы видим, что на каждом этапе истории под­ нимаются новые люди, новые клас­ сы, которые дают нечто новое, бо­ лее прогрессивное, сменяя старые господствующие классы, превратив­ шиеся в тормоз развития. Нас, большевиков - пролетариев, буржуа пытаются рисовать варвара­ ми, разрушителями культуры. Эта ложь наших врагов разоблачена до конца. Наоборот, мы боремся про­ стив хищничества, против варварст­ ва империализма, мы боремся за новую культуру, новый труд, ново­ го человека, за настоящую свет­ лую, прекрасную жизнь для всего человечества. (Бурные аплодисмен­ ты. Крики «ура!»). Мы, коммунисты, зная, что мир­ но и добровольно никакой класс вла­ сти и господства не уступает, нача­ ли войну против старого мира, на­ чали под руководством Маркса, Эн­ гельса, Ленина н теперь продол­ жаем под руководством гениального последователя Маркса— Энгельса— Ленина — нашего великого Ста­ лина. (Бурные аплодисменты. Крики «ура»). Мы с вами воевали в дни Ок­ тября, затем в гражданскую войну, мы боролись с интервентами и ку­ лаками, воевали с нашей хозяй­ ственной и культурной отсталостью, воевали за новое устройство нашей страны, боролись с оппортунистами в нашей собственной среде. Мм воевали за превращение нашей страны из отсталой, нищей, бездо­ рожной, некультурной в страну культурную, страну индустриаль­ ную, страну, которая может до­ гнать и обогнаті, передовые в тех­ ническом отношении страны п по­ казать новые образцы человеческой культуры. Московский метрополитен еегь один из участков той великой вой­ ны, какую мы ведем уже десятки лет и, в особенности, за последние годы. Мы воюем за новое человече­ ское общество, мы воюем за новые права человека, мы воюем против эксплоатации, против рабства, за добровольный и сознательный труд на благо всего коллектива, за труд, воодушевляющий людей, за труд, созидающий не только новые и пре­ красные вещи, но и за нового чело­ века. (Бурные аплодисменты). И если, товарищи, спросить у нас, как мы строили метрополитен, то корот­ ко мы могли бы сказать: мы не просто строили метрополитен, мы воевали за победу нашего первого советского метрополитена. (Бурные аплодисменты). История нашего метрополитена начинается с того, как на июньском пленуме ЦК ВКИ(б) в 1931 году был поставлен доклад о городском хозяйстве. Товарищ Сталин непо­ средственно руководил подготовкой этого вопроса к пленуму. Вопросы исправления текущих недостатков городского хозяйства в области во­ доснабжения, отопления и городско­ го транспорта перерастали в корен­ ные вопросы |>ег чгтрукпии проле­ тарской столицы. Именно в этот пе­ риод, когда я предварительно до­ кладывал товарищу Сталину о всех практических вопросах, возникаю­ щих в связи с реконструкцией Мо­ сквы, товарищ Сталин поставил во­ прос о необходимости строительства московского метрополитена. На мой вопрос, когда начинать строитель­ ство, товарищ Сталин дал, как и всегда, ясный, действенный от- і-ет — начинать надо немедленно (Бурные аплодисменты). Слово не разошлось с. делом. Мы начали строительство первой оче­ реди метро в том же 1931 году и, как видите, сегодня успешно закон­ чили его. Точно так же был решен вопрос со строительством канала Волга — Москва. Товарищ Сталин четко указал, что без канала и без метрополитена Москва, как много­ миллионный город, не может суще­ ствовать. Без достаточного количе­ ства воды и без развитого, быстрою и удобного городского транспорта Москва была ^бы обречена на про­ зябание. Строительство канала Вол­ га — Москва — это величайшее сооружение, которое вначале да­ же вызывало у некоторых из-за его грандиозности сомнения в осущест­ вимости, сейчас ведется весьма успешно. Мы не сомневаемся, что родной брат метрополитена — ка­ нал Волга—Москва будет также успешно завершен. (Аплодисменты) У товарища Сталина много дел, он руководит всей страной. Он глубоко вникает в вопросы обороны нашей родины, в вопросы промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Но я вам скажу, на основе своего опыта, что к вопросам перестройки города Москвы н, в частности, строительству метрополитена и ка­ нала Волга—Москва товарищ Ста­ лин проявляет особую любовь, осо­ бую заботливость. Он вникает во все детали нашей стройки: и как устраивать тротуары, и как мо­ стить улицы, и как пере­ страивать набережные, и как озе­ ленять город и развивать парки, и как строить школы, и как строить метрополитен и канал, чтобы обес­ печить высокое качество этих со­ оружений, своевременное и успеш­ ное их окончание. Он не раз тре­ бовал от нас — глядите, чтобы ка­ чество метрополитена было высокое и образцовое. Каждое его замечание подымало и мобилизовывало москов­ ских оольшевиков к еще более упорной борьбе за стройку н высо­ кое ее качество. Если мы победи­ ли, то лишь потому, что наша строііка была под внимательным и любовным наблюдением гиганта на­ шей великой родины, товарища Сталина. (Все встают. Бурные, про­ должительные аплодисменты). Успешно окончив строительство метрополитена, мы победили не только как строители, но и как большевистские организаторы. Да, дшоіи ipSAa пришлись поломать на стройке. Мы боролись с природой, мы боролись с плохими грунтами иод Москвой. Московская геология оказалась дореволюционной, старо­ режимной (смех), она не сочувство­ вала большевикам, она шла против нас. Ведешь проходку как будто в сухой породе, н вдруг начинает жать, затапливать, идут нлывуны. Мы не имели опыта в строитель­ стве метро. Нам приходилось вна­ чале, вместе с инженерами и тех­ никами, разбираться досконально во всех вопросах. Мы, организаторы, учились технике, а инженеры учи­ лись у нас — большевиков — на­ пористости и организаторскому ис­ кусству. Когда выяснилась, например, опасность обвалов на площади име­ ни Дзержинского, мы собирались ночами, спрашивали у одного, дру­ гого специалиста — как быть? Бы­ ли предложения оставить проходку по Дзержинской площади и пойти обходом, или пойти глубже, или, мо­ жет быть, отказаться от устройства станции на площади и пойти толь­ ко тоннелем. Один инженер выска­ зывается за одну мысль, второй— за другую, третий — за третью: в конце концов, отсеиваем неправиль­ ное н находим правильный путь соединяем правильные в одну креп­ кую стальную варку, скрепляем ее большевистским опытом и получаем такое решение, что инженеры и практики уходят уверенными, что дело будет обеспеченным. Московскому Комитету партии Моссовету и Метрострою приходи­ лось решать много сложных задач. Я не скажу, что строительство шло без трудностей н заминок. Надеюсь, что в строительстве второй очереди? установленной решением ЦК и Сов­ наркома, мы сможем избежать и этих заминок. Строительство второй очереди будет вестись на базе бо­ лее мощной техники. Но одно яс­ но — на стройке закалился в борь­ бе н сплотился на основе развер­ нутой самокритики такой коллек­ тив, такая сила, как говорил тов. Сталин, партийных и непартийных большевиков, которая сейчас сумеет построить в Москве метрополитен еще более совершенный. (Бурные аплодисменты). Буржуазные клеветники говорят, что большевики против старой культуры. Это ложь. Это опроверг­ нуто Лениным и Сталиным и опро­ вергается нашей практикой каждый день. Мы берем нз старой культуры все лучшее. Мы не выбрасываем капиталистической техники. Она — достояние всего человечества. Мы выбрасываем негодное, отметаем капиталистическое использование техники, то, что создает угнетате­ лей и угнетенных, что создает по­ работителей и порабощенных, что создает рабов и господ. Но им ис­ пользуем эту технику, чтобы облег­ чить труд и жизнь человека, чтобы помочь всей массе трудящихся, а не только богатым или родовитым, жить лучше, культурнее, богаче. Мы создаем мощный коллектив трудя­ щихся и этот коллектив, будучи во­ оружен новой техникой и идеей коммунизма — непобедим. (Бурные, продолжительные аплодисменты). Мы, рабочие, колхозники, больше­ вики. разрушаем негодное и ста­ рое, но мы умеем создавать новое. И мы умеем учиться технике у про­ фессоров и инженеров не только на­ шей страны, но и у заграничных. Мы. празднуя сегодня окончание нашего метрополитена, в то же вре­ мя приветствуем представителей иностранной техники, которые, как эксперты, помогли нам в 1932 го­ ду. (Аплодисменты). Люди они опытные и мы их пригласили и по­ просили дать нам экспертизу со­ ставленных нашими инженерами проектов. Они нам дали советы, а мы учли и по-своему, по-рабоче­ крестьянски, переварили эти сове­ ты. (Бурные аплодисменты). Мы учли консультации совет­ ских экспертов и лучших ученых нашей страны. И мы сумели на стройке метрополитена применит! старые достижения буржуазной культуры и новые методы больше­ вистской ленинской и сталинской культуры, побеждающей все иа своем пути. (Бурные, продолжи­ тельные аплодисменты, переходя­ щие В ОЬсЩИФ). На примере наших великих строек Днепростроя, Магнитостроя, Кузбасса, Метростроя и десятков сотен других строек видно, как но­ вый господствующий класс, масс пролетариев, уже перестает быть чумазым и некультурным, в городе и деревне у нас растут новые силы инженеров и техников, агрономов, врачей нз рабочих и работниц, из колхозников и колхзниц. Ударники рабочие, колхозники и молодые спе­ циалисты своим энтузиазмом, своей преданностью, своей верой в дело, своей любовью к человечеству за­ ражают энтузиазмом лучших ста­ рых специалистов, инженеров и архитекторов, которые вместе с ра­ бочими и колхозниками строят и помогают стройке нового социали­ стического общества. (Бурные апло­ дисменты). Вот почему, товарищи, мы уве­ рены, что приехавшие к нам в го­ сти иностранные специалисты не могут не проникнуться уважением к тому строю, к той стране, к тем людям, которые творят новое, ко­ торые могут; создавать такие заме­ чательные сооружения, как м о с к о в ­ с к и й метрополитен. Наш московский метрополитен замечателен именно тем, что там не просто мрамор, — нет, там не просто гранит — нет, гам не про­ сто металл — нет, там не только бетон — нет! Там в каждом куске мрамора, в каждом куске металла, бетона, в каждой ступени эскалато­ ра сквозит новая душа человека, наш социалистический труд, там наша кровь, наша любовь, наша борьба нового человека за социали­ стическое общество. (Бурные ова­ ции). Вот почему сегодня метростроев­ ский коллектив, начиная от рядово­ го рабочего и кончая инженером, получил заслуженную награду — благодарность, которая удесятеряет­ ся в своем значении тем, что ее се- юдня предложил с этой трибуны наш великий родной товарищ Ста­ лин! (Бурная овация. Все встают. Крики «ура!»). Перед нами стоят еще сложные задачи, особенно в части образцо­ вой эксплоатации метрополитена. На прошлом заседании в этом зале, когда собрались метростроевцы, я сказал, что выступаю как член метростроевского коллектива. (Бур­ ные аплодисменты). Сегодня я уже в качестве Народного Комиссара пу­ тей сообщения, принявшего метро­ политен, построенный вами, обе­ щаю, что мы эту замечательную стройку не только не испортим, не только не допустим ее загрязне­ ния, ее норчи, но мы постараемся кое-где ее усовершенствовать, по­ стараемся, прежде всего, организо­ вать такую нормальную и беспере­ бойную эксплоатацию, которая бу­ дет достойна славных победоносных строителей московского метрополи­ тена. (Аплодисменты). От имени Народного Комиссариа­ та путей сообщения, от имени же­ лезных дорог, принявших в свою семью двадцать девятую дорогу — метрополитен — приветствую сего­ дня вас — метростроевцев, кото­ рые успешно выстроили первую очередь, и метростроевцев, которые под руководством партии и прави­ тельства, под непосредственным управлением Наркомтяжпрома будут также успешно строить вторую очередь московского метрополитена. (Аплодисменты). НА СНИМКЕ: Пассажиры на платформе станции «Библиоте­ ка ЛЕНИНА». III. Метрополитен знаменует собой но­ вый этап нашего социалистическо­ го строительства. За последние го­ ды мы усиленно строим заводы, развиваем металлургию и машино­ строение, закладываем шахты, так как страна без металла, без угля и без машин оыла бы страной сла­ бой, которую неминуемо разбили бы и поработили наши враги. Нам нужна была мощная база тяжелой промышленности, чтобы укрепить оборону нашей родины, чтобы раз­ вивать сельское хозяйство, транс­ порт и отрасли, непосредственно обслуживающие нужды трудящихся. А сейчас, товарищи, мы уже имеем вооруженное передовой тех­ никой сельское хозяйство, крепкие колхозы, замечательные заводы, мы имеем мощную металлургию, кото­ рая является образцом нашей про­ мышленности и которая недавно, во главе с Народным Комиссаром тя­ желой промышленности т. Орджони­ кидзе, заслужила высшую награду от нашего правительства. (Бурные аплодисменты). У нас есть отста­ лый участок хозяйства — железно­ дорожный транспорт. Я не могу о нем не упомянуть, ибо он меня не­ посредственно касается. Но я на­ деюсь, что и это узкое место на­ родного хозяйства — наш социали­ стический транспорт. — при вашей дружной поддержке быстро пойдет в гору вместе со всем народным хозяйством. (Бурные, продолжи­ тельные аплодисменты). Теперь мы вступили в новую полосу, полосу строительства для непосредственного образцового об­ служивания народных масс. Мы строим целые города, жилища на миллиарды рублей, хлебозаводы, школы, театры, кино. Мы разви­ ваем, на ряду с тяжелой инду­ стрией, все те отрасли промышлен­ ности, которые непосредственно об­ служивают народные массы. И вот, товарищи, окончание строительства московского метропо­ литена, на который государство да­ ло более 700 милл. рублей, знаме­ нует собой не только начало, а на­ стоящий, вошедший уже в жизнь, период строительства для непосред­ ственного обслуживания миллион­ ных народных масс. Вот почему не случайно, что метро встречает такую любовь не только у москвичей, а и у в(яй страны. Вот почему делегаты с'езда (ОКОНЧАНИЕ НА 2-й СТРАНИЦЕ)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz