Полярная правда. 1935, май.
Пролетарии всех стран, ■йтёц! полярная правая Орган Мурманского ОК и ГК ВКП(б), ОКНА, Горсовета и ОСПіі № 116 (2589) . 21 М А Я ВТОРНИК 1985 ГОДА Ц е н а № 10 к о п О ПО С Т Р ОЙ К Е ТРЕХ НОВЫХ БОЛЬШИХ САМОЛЕТОВ СНН Союза ССР и ЦК ВКП (б) постановили: взамен погибшего само лета „Максим Горький1 построить три больших самолета такого же типа и таких же размеров, как „Максим Горький1: один— „Владимир Ленин", второй— „Иосиф Сталин“ и третий — „Максим Горький % В ы р а ж а е м г л у б о к у ю с к о р б ь п о с л у ч а ю г и б е л и т о в а р и щ е й п р и н а т а с т р о о > е с а м о л е т а „ М а к с и м Г о р ь к и й " и и с к р е н н е е с о б о л е з н о в а н и е и х с е м ь я м и д р у з ь я м . От Центрального Комитета ВКП(б)—И- СТАЛИН . От ЦИК С о ю з а С С Р —М. КАЛИНИН. От СНК С ою з а C C P - В . МОЛОТОВ . МК и МГК ВКП(б) глубоко скорбят о трагической гибели бойцов славного экипажа группы ударников ЦАГИ и строителей самолета «Максим Горький» и выражают свое соболезнование родным и близ ким погибших товарищей. МК и МГК ВКП(б). •ѵ*'* V V Рабоче-Крестьянская Красная Армия скорбит по поводу гибели летчиков, инженеров и рабочих при катастрофе самолета «Максим Горь кий» и выражает глубокое соболезнование ЦАГИ, гражданскому воз душному флоту и родным погибших. Народный Комиссар обороны Союза ССР К. ВОРОШИ ЛОВ, Я. ГАМАРНИК, М. ТУХАЧЕВСКИЙ, Я. АЛКСНИС. ЦК КП(б)У выражает свою глубокую скорбь о постигшем нашу страну тяжелом несчастьи— гибели самолета «Максим Горький» и пе редает горячее товарищеское сочувствие семьям и друзьям погибших. ЦК КП(б)У. * ** Народный комиссариат тяжелой промышленности выражает глу бокое соболезнование семьям погибших при катастрофе с самолетом «Максим Горький» и всем работникам ЦАГИ. Память о безвременно погибших ударниках авиации пусть по служит призывом к подлинно большевистской дисциплине работников воздушного флота и к еще более пламенной борьбе за первое место в мире в области техники воздушного дела. ОРДЖОНИКИДЗЕ, ПЯТАКОВ, М. КАГАНОВИЧ, РУХН- МОВИЧ, ИАВЛУНОВСКИП, КОРОЛЕВ, МАРГОЛИН, МА- СТИНОВИЧ, КРУГЛИКОВ, ЗАНГВИЛЬ, ЕРМАН, СЕМУШКИН, ЕРМОЛАЕВ, СОЛОВЬЕВ, МАРЬЯНОВ, АБРАМОВ, ІІОБЕ- РЕЖСКИП, АЛЕКСАНДРОВ, МИРОШНИКОВ, МИТКЕВИЧ, БЕЛЕНКОВИЧ, ХАРЛАМОВ, БЕЛЯЕВСКИП, ЮДИН, ПЕТ РОВ, АЛМАЗОВ, МЕТЕЛЫШКОВ. ВАСИЛЬЕВ, ЧЕРНЫШЕВ. БОЛЬШЕ ЗАБОТЫ О НУЖДАХ РАБОЧИХ! ПОБЕЦА МЕТРОПОЛИТЕНА ПОБЕЦА С ОЦИА ЛИ З МА Речь Л. М. К А Г А Н О В И Ч А на торжественном заседании, посвященном пуску метрополитена, 14 мая 1935 года для дальнейшего результате чего нз техники все, Президиум ЦК союза рыбни ков севера закончил свою рабо ту в Мурманске. Обсуждены на сущнейшие вопросы рыбного Мурмана. Все эти вопросы в конечном счете направлены к одному— лучше заботиться о людях, популяри зовать опыт передовиков, любовьюн вниманием окружить ударников, создать им условия для еще более произво дительной работы, освоения техники, в мы сможем выжать что она может дать. И не случайно, что для обсуж дения этих вопросов президиум ЦК союза рыбников севера вые х ал в Мурманск. Ведь здесь находятся те , о чьих нуждах и запросах идет речь, здесь живут и работают люди, решающие по беду рыбной промышленности севера. Учесть и претворить в жизнь их предложения, их з а просы* их стремления— величай шее дело. Огромное внимание было уде лено президиумом ЦК союза рыбников постановке медицин ского обслуживания трудящихся. Н а этом участке у нас сдела но далеко не все. Профсоюзам надо много поработать , чтобы добиться образцовой постановки медицинского обслуживания про летариев рыбного Мурмана. При помощи вновь созданных секций рабочих ведущих про фессий союз рыбников может и обязан детально изучить нужды и запросы людей рыбного Мур мана и сделать все для того, чтобы удовлетворить все эти запросы и нужды. Фабзавместкомы обязаны т а к же обеспечить строжайший кон троль з а ремонтом жилищ рабо чих, за капитальным жилищно- коммунальным строительством. Это вовсе не второстепенное д е ло, это неотъемлемая часть з а боты о человеке, о строителе социализма. Президиум ЦК союза рыбни ков дал фабзавместкомам бое вые конкретные указания по всем этим вопросам. Они сводят ся к тому, чтобы профсоюзные организации на местах держали повседневную связь с медработ никами, с лечебными учрежде ниями и помогали им работать, чтобы профсоюзы следили за техникой безопасности на п р е д приятиях , добились бы обяза тельного инструктажа всех вновь принимаемых рабочих, р а звер нули бы работу с активом, установили бы контроль з а ходом строительства, ремонта жилищ рабочих. Не менее важная з адач а проф организаций—руководство социа листическим соревнованием, вос питание „отличников*, разверты вание работы вокруг всесоюзного конкурса пищевых предприятий. Доклады д выступления в пре ниях показали, что эта работа ведется слабо на предприятиях рыбного Мурмана. Работа по конкурсу ведется только на Рыбообрабатывающем комбинате, да и то недостаточно. Виноваты в этом и фабзавместкомы и сам ЦК союза рыбников. Руководство профорганизации социалистическим соревнованием должно выражаться не только в контроле за выполнением соци алистических договоров, пе только в подсчете ударников п соревнующихся. Важнейшее в руководстве соревнованием — воспитание людей, передача опыта лучших, забота о пере довиках. Надо по-большевистски взяться з а развертывание дви жения отличников в рыбной про мышленности. С большевистской прямотой на заседании президиума ЦК союза рыбников были вскрыты круп нейшие недочеты в работе проф организации рыбников. Но этого мало. Мало только вскрыть не дочеты, надо их по-болыпе- вистски ликвидировать. З а последние годы пролетарии рыбного Мурмана под руковод ством большевистской партии одержали ряд крупнейших побед, добились систематического вы полнения государственных п л а нов, улучшили качество обработ ки рыбы. Дело чести рыбников Мурмана—умножить и закре пить эти победы. Нам т аких же крупных успехов надо добиться и на у ч ас тк е обслуживания трудящихся рыбного Мурмана, на деле реали зуя лозунг тов. Сталина яКадры решают все*. Во всем этом призваны сы грать огромную роль профсоюз ные организации. Конкретная программа действий президиумом ЦК союза рыбников намечена и ее по-боевому надо выполнять. I. — Товарищи! Вы сами, конечно, ііопи маете, что мне сейчас не лггко выступать. Это не потому, что у нас какой-нибудь «трагический» момент, а потому, что у нас действи тельно сегодня очень радостный день. Этот день радостен нам не толь ко потому, что мы получаем хоро шо построенное сооружение. Мо сковский метрополитен выходит да леко за рамки обычного представле ния о техническом сооружении. Наш метрополитен есть символ строяще гося нового социалистического обще ства. Наш метрополитен воплощает в себе всю силу нового господствую щего рабочего класса, строящего и работающего на новых основа хѵ противоположных тем, на которых создавались капиталистические го сударства. Было время, когда капиталисти ческое хозяйство строилось на про грессивных началах. По сравнению с феодализмом, капитализм был бо лее прогрессивным, более передо вым. Он поднимал производитель ные силы на большую высоту, дви гал вперед развитие культуры. Со вершенно другое положение теперь. Сейчас капитализм зашел в туник, он тормозит развитие человеческого общества, он не дает больше про грессивного направления мысли, технике, науке, искусству. Дело не в ругани но адресу ка питалистического строя. Нет. Ана лизируя исторические процессы развития человечества, мы видим, что на каждом этапе истории под нимаются новые люди, новые клас сы, которые дают нечто новое, бо лее прогрессивное, сменяя старые господствующие классы, превратив шиеся в тормоз развития. Нас, большевиков - пролетариев, буржуа пытаются рисовать варвара ми, разрушителями культуры. Эта ложь наших врагов разоблачена до конца. Наоборот, мы боремся про стив хищничества, против варварст ва империализма, мы боремся за новую культуру, новый труд, ново го человека, за настоящую свет лую, прекрасную жизнь для всего человечества. (Бурные аплодисмен ты. Крики «ура!»). Мы, коммунисты, зная, что мир но и добровольно никакой класс вла сти и господства не уступает, нача ли войну против старого мира, на чали под руководством Маркса, Эн гельса, Ленина н теперь продол жаем под руководством гениального последователя Маркса— Энгельса— Ленина — нашего великого Ста лина. (Бурные аплодисменты. Крики «ура»). Мы с вами воевали в дни Ок тября, затем в гражданскую войну, мы боролись с интервентами и ку лаками, воевали с нашей хозяй ственной и культурной отсталостью, воевали за новое устройство нашей страны, боролись с оппортунистами в нашей собственной среде. Мм воевали за превращение нашей страны из отсталой, нищей, бездо рожной, некультурной в страну культурную, страну индустриаль ную, страну, которая может до гнать и обогнаті, передовые в тех ническом отношении страны п по казать новые образцы человеческой культуры. Московский метрополитен еегь один из участков той великой вой ны, какую мы ведем уже десятки лет и, в особенности, за последние годы. Мы воюем за новое человече ское общество, мы воюем за новые права человека, мы воюем против эксплоатации, против рабства, за добровольный и сознательный труд на благо всего коллектива, за труд, воодушевляющий людей, за труд, созидающий не только новые и пре красные вещи, но и за нового чело века. (Бурные аплодисменты). И если, товарищи, спросить у нас, как мы строили метрополитен, то корот ко мы могли бы сказать: мы не просто строили метрополитен, мы воевали за победу нашего первого советского метрополитена. (Бурные аплодисменты). История нашего метрополитена начинается с того, как на июньском пленуме ЦК ВКИ(б) в 1931 году был поставлен доклад о городском хозяйстве. Товарищ Сталин непо средственно руководил подготовкой этого вопроса к пленуму. Вопросы исправления текущих недостатков городского хозяйства в области во доснабжения, отопления и городско го транспорта перерастали в корен ные вопросы |>ег чгтрукпии проле тарской столицы. Именно в этот пе риод, когда я предварительно до кладывал товарищу Сталину о всех практических вопросах, возникаю щих в связи с реконструкцией Мо сквы, товарищ Сталин поставил во прос о необходимости строительства московского метрополитена. На мой вопрос, когда начинать строитель ство, товарищ Сталин дал, как и всегда, ясный, действенный от- і-ет — начинать надо немедленно (Бурные аплодисменты). Слово не разошлось с. делом. Мы начали строительство первой оче реди метро в том же 1931 году и, как видите, сегодня успешно закон чили его. Точно так же был решен вопрос со строительством канала Волга — Москва. Товарищ Сталин четко указал, что без канала и без метрополитена Москва, как много миллионный город, не может суще ствовать. Без достаточного количе ства воды и без развитого, быстрою и удобного городского транспорта Москва была ^бы обречена на про зябание. Строительство канала Вол га — Москва — это величайшее сооружение, которое вначале да же вызывало у некоторых из-за его грандиозности сомнения в осущест вимости, сейчас ведется весьма успешно. Мы не сомневаемся, что родной брат метрополитена — ка нал Волга—Москва будет также успешно завершен. (Аплодисменты) У товарища Сталина много дел, он руководит всей страной. Он глубоко вникает в вопросы обороны нашей родины, в вопросы промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Но я вам скажу, на основе своего опыта, что к вопросам перестройки города Москвы н, в частности, строительству метрополитена и ка нала Волга—Москва товарищ Ста лин проявляет особую любовь, осо бую заботливость. Он вникает во все детали нашей стройки: и как устраивать тротуары, и как мо стить улицы, и как пере страивать набережные, и как озе ленять город и развивать парки, и как строить школы, и как строить метрополитен и канал, чтобы обес печить высокое качество этих со оружений, своевременное и успеш ное их окончание. Он не раз тре бовал от нас — глядите, чтобы ка чество метрополитена было высокое и образцовое. Каждое его замечание подымало и мобилизовывало москов ских оольшевиков к еще более упорной борьбе за стройку н высо кое ее качество. Если мы победи ли, то лишь потому, что наша строііка была под внимательным и любовным наблюдением гиганта на шей великой родины, товарища Сталина. (Все встают. Бурные, про должительные аплодисменты). Успешно окончив строительство метрополитена, мы победили не только как строители, но и как большевистские организаторы. Да, дшоіи ipSAa пришлись поломать на стройке. Мы боролись с природой, мы боролись с плохими грунтами иод Москвой. Московская геология оказалась дореволюционной, старо режимной (смех), она не сочувство вала большевикам, она шла против нас. Ведешь проходку как будто в сухой породе, н вдруг начинает жать, затапливать, идут нлывуны. Мы не имели опыта в строитель стве метро. Нам приходилось вна чале, вместе с инженерами и тех никами, разбираться досконально во всех вопросах. Мы, организаторы, учились технике, а инженеры учи лись у нас — большевиков — на пористости и организаторскому ис кусству. Когда выяснилась, например, опасность обвалов на площади име ни Дзержинского, мы собирались ночами, спрашивали у одного, дру гого специалиста — как быть? Бы ли предложения оставить проходку по Дзержинской площади и пойти обходом, или пойти глубже, или, мо жет быть, отказаться от устройства станции на площади и пойти толь ко тоннелем. Один инженер выска зывается за одну мысль, второй— за другую, третий — за третью: в конце концов, отсеиваем неправиль ное н находим правильный путь соединяем правильные в одну креп кую стальную варку, скрепляем ее большевистским опытом и получаем такое решение, что инженеры и практики уходят уверенными, что дело будет обеспеченным. Московскому Комитету партии Моссовету и Метрострою приходи лось решать много сложных задач. Я не скажу, что строительство шло без трудностей н заминок. Надеюсь, что в строительстве второй очереди? установленной решением ЦК и Сов наркома, мы сможем избежать и этих заминок. Строительство второй очереди будет вестись на базе бо лее мощной техники. Но одно яс но — на стройке закалился в борь бе н сплотился на основе развер нутой самокритики такой коллек тив, такая сила, как говорил тов. Сталин, партийных и непартийных большевиков, которая сейчас сумеет построить в Москве метрополитен еще более совершенный. (Бурные аплодисменты). Буржуазные клеветники говорят, что большевики против старой культуры. Это ложь. Это опроверг нуто Лениным и Сталиным и опро вергается нашей практикой каждый день. Мы берем нз старой культуры все лучшее. Мы не выбрасываем капиталистической техники. Она — достояние всего человечества. Мы выбрасываем негодное, отметаем капиталистическое использование техники, то, что создает угнетате лей и угнетенных, что создает по работителей и порабощенных, что создает рабов и господ. Но им ис пользуем эту технику, чтобы облег чить труд и жизнь человека, чтобы помочь всей массе трудящихся, а не только богатым или родовитым, жить лучше, культурнее, богаче. Мы создаем мощный коллектив трудя щихся и этот коллектив, будучи во оружен новой техникой и идеей коммунизма — непобедим. (Бурные, продолжительные аплодисменты). Мы, рабочие, колхозники, больше вики. разрушаем негодное и ста рое, но мы умеем создавать новое. И мы умеем учиться технике у про фессоров и инженеров не только на шей страны, но и у заграничных. Мы. празднуя сегодня окончание нашего метрополитена, в то же вре мя приветствуем представителей иностранной техники, которые, как эксперты, помогли нам в 1932 го ду. (Аплодисменты). Люди они опытные и мы их пригласили и по просили дать нам экспертизу со ставленных нашими инженерами проектов. Они нам дали советы, а мы учли и по-своему, по-рабоче крестьянски, переварили эти сове ты. (Бурные аплодисменты). Мы учли консультации совет ских экспертов и лучших ученых нашей страны. И мы сумели на стройке метрополитена применит! старые достижения буржуазной культуры и новые методы больше вистской ленинской и сталинской культуры, побеждающей все иа своем пути. (Бурные, продолжи тельные аплодисменты, переходя щие В ОЬсЩИФ). На примере наших великих строек Днепростроя, Магнитостроя, Кузбасса, Метростроя и десятков сотен других строек видно, как но вый господствующий класс, масс пролетариев, уже перестает быть чумазым и некультурным, в городе и деревне у нас растут новые силы инженеров и техников, агрономов, врачей нз рабочих и работниц, из колхозников и колхзниц. Ударники рабочие, колхозники и молодые спе циалисты своим энтузиазмом, своей преданностью, своей верой в дело, своей любовью к человечеству за ражают энтузиазмом лучших ста рых специалистов, инженеров и архитекторов, которые вместе с ра бочими и колхозниками строят и помогают стройке нового социали стического общества. (Бурные апло дисменты). Вот почему, товарищи, мы уве рены, что приехавшие к нам в го сти иностранные специалисты не могут не проникнуться уважением к тому строю, к той стране, к тем людям, которые творят новое, ко торые могут; создавать такие заме чательные сооружения, как м о с к о в с к и й метрополитен. Наш московский метрополитен замечателен именно тем, что там не просто мрамор, — нет, там не просто гранит — нет, гам не про сто металл — нет, там не только бетон — нет! Там в каждом куске мрамора, в каждом куске металла, бетона, в каждой ступени эскалато ра сквозит новая душа человека, наш социалистический труд, там наша кровь, наша любовь, наша борьба нового человека за социали стическое общество. (Бурные ова ции). Вот почему сегодня метростроев ский коллектив, начиная от рядово го рабочего и кончая инженером, получил заслуженную награду — благодарность, которая удесятеряет ся в своем значении тем, что ее се- юдня предложил с этой трибуны наш великий родной товарищ Ста лин! (Бурная овация. Все встают. Крики «ура!»). Перед нами стоят еще сложные задачи, особенно в части образцо вой эксплоатации метрополитена. На прошлом заседании в этом зале, когда собрались метростроевцы, я сказал, что выступаю как член метростроевского коллектива. (Бур ные аплодисменты). Сегодня я уже в качестве Народного Комиссара пу тей сообщения, принявшего метро политен, построенный вами, обе щаю, что мы эту замечательную стройку не только не испортим, не только не допустим ее загрязне ния, ее норчи, но мы постараемся кое-где ее усовершенствовать, по стараемся, прежде всего, организо вать такую нормальную и беспере бойную эксплоатацию, которая бу дет достойна славных победоносных строителей московского метрополи тена. (Аплодисменты). От имени Народного Комиссариа та путей сообщения, от имени же лезных дорог, принявших в свою семью двадцать девятую дорогу — метрополитен — приветствую сего дня вас — метростроевцев, кото рые успешно выстроили первую очередь, и метростроевцев, которые под руководством партии и прави тельства, под непосредственным управлением Наркомтяжпрома будут также успешно строить вторую очередь московского метрополитена. (Аплодисменты). НА СНИМКЕ: Пассажиры на платформе станции «Библиоте ка ЛЕНИНА». III. Метрополитен знаменует собой но вый этап нашего социалистическо го строительства. За последние го ды мы усиленно строим заводы, развиваем металлургию и машино строение, закладываем шахты, так как страна без металла, без угля и без машин оыла бы страной сла бой, которую неминуемо разбили бы и поработили наши враги. Нам нужна была мощная база тяжелой промышленности, чтобы укрепить оборону нашей родины, чтобы раз вивать сельское хозяйство, транс порт и отрасли, непосредственно обслуживающие нужды трудящихся. А сейчас, товарищи, мы уже имеем вооруженное передовой тех никой сельское хозяйство, крепкие колхозы, замечательные заводы, мы имеем мощную металлургию, кото рая является образцом нашей про мышленности и которая недавно, во главе с Народным Комиссаром тя желой промышленности т. Орджони кидзе, заслужила высшую награду от нашего правительства. (Бурные аплодисменты). У нас есть отста лый участок хозяйства — железно дорожный транспорт. Я не могу о нем не упомянуть, ибо он меня не посредственно касается. Но я на деюсь, что и это узкое место на родного хозяйства — наш социали стический транспорт. — при вашей дружной поддержке быстро пойдет в гору вместе со всем народным хозяйством. (Бурные, продолжи тельные аплодисменты). Теперь мы вступили в новую полосу, полосу строительства для непосредственного образцового об служивания народных масс. Мы строим целые города, жилища на миллиарды рублей, хлебозаводы, школы, театры, кино. Мы разви ваем, на ряду с тяжелой инду стрией, все те отрасли промышлен ности, которые непосредственно об служивают народные массы. И вот, товарищи, окончание строительства московского метропо литена, на который государство да ло более 700 милл. рублей, знаме нует собой не только начало, а на стоящий, вошедший уже в жизнь, период строительства для непосред ственного обслуживания миллион ных народных масс. Вот почему не случайно, что метро встречает такую любовь не только у москвичей, а и у в(яй страны. Вот почему делегаты с'езда (ОКОНЧАНИЕ НА 2-й СТРАНИЦЕ)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz