Полярная правда. 1935, март.

ЭКСПЕДИЦИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Беседа с начальником Мурманского отделения Совморпути тов. ШЕЛЕПИНЫМ 7 Начальником Мурманского от-1 тивность и т. д. Порту необхо- деления Сѳвморпутн назначен' днмо подготовиться к приемке тов. ШвДВПИН Л В., бывший нарсудов, на него же возложена чальник управления полярных етанций Главсевморпути. В беседе с нашим сотрудни­ ком о работе отделения Севмор- пути тов. Шѳлепин заявил: — Мурманское отделение Сев- морпути создано на правах тер­ риториального управления^ та­ кими же правами как отделе­ ния на Дальнем Востоке, в Ле­ нинграде и т. д. О размере и масштабе наших работ можно судить по следую­ щему: из Мурманска будет от­ правка 3-го Ленского похода, обслуживание судов — подача грузов, прием игарских грузов - Карская экспедиция, весьма воз­ можно, что из Мурманска от­ правится в Тихий океан, суда сквозного похода—Северныммор­ ским путем. Мы будем иметь таких гостей в Мурманске, как ледоколы „Ермак“, „Литке", на долю которых падает обслужи­ вание ледовой проводкой экспе­ диций Северного морского пути. В ближайшие дни предстоит принять из первого зверобойно­ го рейса пять ледокольных су­ дов: „Русанов®, „Сибиряков*, „Садко“. „Седов“, „Малыгин*, а также пять зверобойных ботов— .Мурманец", „Нерпа". „Ленгос- торг'*, „Смольный- , „Ленсовет", которые возвращаются с промы­ сла. Уже сейчас можно утвер ждать об успешном ходе зверо­ бойного промысла. На сегодняш­ ний день план первого рейса выполнен на 70—75 процентов. Впереди по выполнению плана идут: „Сибиряков", „Садко', „Смольный* и „Ленсовет". Для того, чтобы обеспечить успех второго рейса зверобойно­ го промысла, от нашего аппара­ та, порта и Севгосрыбтреста по- бункеровка, водоснабжение и т. д. Умело провести приемку продукции—эадача Севгосрыб­ треста. В этом сезоне предстоит по­ лучение игарского леса. Игар­ ский лес в Мурманск приходит впервые. Большой разворот морских и грузовых операций вызывает не­ обходимость значительно рас­ ширить и укрепить снабженче­ ский аппарат. Большое количе­ ство грузов будет итти по ли СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАУЛЕРОВ ВТОРОЙ серии затянулось НЕОБХОДИМО ВМЕШАТЕЛЬСТВО НАРКОМА Т О В . МИКОЯНА Прошло три месяца с того вре­ мени, как в „Полярной правде® был дан сигнал о неблагополу­ чии со строительством траулеров второй серии. Положение, однако, не изменилось. 1935 год не принес в этом отношении каких либо перемен. Договор так и не заключен! У обоих сторон — крупные не­ согласия. Руководители верфи, несмотря на соотвествующее ре­ шение центральных организа­ ций. не хотят согласиться с нии Мурманск—Шпицберген для j первоначальной цифрой стоимо- Арктпкугля. Кстати, надо сказать, j сти строительства каждого в что Арктикуголь из системы •отдельности траулера. Верфь Главугля Наркомтяжпрома пе­ редан в систему Главного уп­ равления Северного морского пути. В Мурманске будет функ­ ционировать постоянный фи • лиал Арктикуля, который будет находиться при отделении Сев- морпути. Так как Мурманский неза­ мерзающий порт играет боль­ шое значение для операций Се­ верного морского пути, здесь начнется крупное береговое строительство. 1935 год будет первым годом берегового строи­ тельства. Широкий размах наших ра­ бот требует обеспечения необ­ ходимых условий жизни кадру моряков, рабочих. И первым шагом к разрешению этой задачи является создание по решению правительства самостоятельного отдела рабочего снабжения в отделении Севморпути. Я уверен в том, что с ог­ ромными задачами, стоящими перед нами, мы справимся и что в проведении наших работ мы найдем должную поддержку и помощь со стороны всех мур- предлагает учитывать и про­ верять работу котельно машин­ ной установки по учету расхо­ да пара, в то время как Мур- мапрыба считает нужным (и это вполне резонно!) учитывать расход топлива. Если в этом придерживаться „позиции* вер­ фи, то получится, что послед­ няя—нисколько не будет отве­ чать за монтаж установки. Но все это лишь „крючки*, за которые цепляется руководство верфи. .,Внутренние пружины этой недопустимой затяжки со строительством траулеров вто­ рой серии—совсем другие. Верфь не хочет, она всячески­ ми путями старается откаіатьса верфь изготовляет их из черных металлов. Практика эксплоата- ции РТ первой серии показы­ вает, что после 6—8 месяцев работы трубопроводы и армату­ ра приходят в совершенно не­ годное состояние. Это ведет к значительным простоям трау­ леров в порту, на время замены их новыми. Северная верфь, кроме всего, делает попытки сдать некоторые траулеры второй серии не ком­ плектными, в частности без утильустановок. Разумеется, Мурманрыба с этим не может согласиться. Она . уже научена опытом! Северная верфь до се­ го времени не доставила на 10 траулеров первой серии по­ лагающихся утильустановок. А из-за этого Мурманрыба несет большие потери. Сейчас готовность отдельных траулеров колеблется от 75 до 95 процентов (РТ 82, 83, 84, 85, 86 и др.). Мурманрыба счи­ тает, что верфь легко могла бы сдать в 1935 году 6 траулеров, учитывая такой незначительный процент недоделок. Но верфь упорствует: она согласна сдать в текущем году лишь 4 трау­ лера. . . X * ! * Мурманрыба и Северная Д о с и х пор х лори ст ы й 'барий п о л у ч а л и п ут ем раст ворения сернистого б ари я в соляной кислот е . П р и п о л у ч е н и и выделялось много ядовитого газа-сероводорода. В наст оящ ее вр ем я доцентом Харьковского технологического и н ст ит ут а Д . В. Б е з у г лы м и комсомольцем и н ­ женером х им и к ом И. А Б ело вым р а зраб от а н новый способ , по которому вместе ядовитого га за можно по л учит ь осаж денную серу. Д л я п о л у ч е н и я хлорист ого б ари я новым способом проект ирует ся завод. Н А СНИМКЕ: Комсомолец и нж ен ер -хим и к т . Б ело в проводит опыт у своей установки . от строительства рыболовных ■ верфь не могут найти общего траулеров, являющихся совер-1 языка. Неурегулированные фп- шенно новым типом судов, впер- >нансовые взаимоотношения этих вые строящихся на отечествен- [организаций еще больше „йод­ ных судостроительных заводах. Iливают масла в огонь". Из-за Это обстоятельство повлекло этих финансовых неурядиц Се- РУКОВОДСТВО ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ОБНОВЛЕНО требуется четкая работа, опера манских организаций. СВОДКА ВЫПОЛНЕНИЯ СЕЛЬДЯНОГО ПЛАНА з а 1 0 м а рт а (ПО ДАННЫМ ПЛАНОВОГО ОТДЕЛА МУРМАНРЫБЫ) Су іочн . план в тоннах I. Общий суточный улов (АНДРИАНОВ) В т о м ч и с л е : Управл. берегов, промысла (БЕЗДЕ ­ НЕЖНЫХ) ............................................... К-ра активн. лова (М О Х О В ) ................. Промфлот ( Б О Г А Ч Е В ) .............................. Севгосрыбтрест ( Г А Ш Е В ) ...................... Карелгосрыбтрест ( К Е М О В ) ................. Лѳнгосрыбтрѳст (ХРИСТОФОРОВ) . . Всего по колховам (МАМОНОВ) . . . И з н и х . Муррыбакооюв (РУБИНШТЕЙН) . . . Каррыбаксоюз (ФОМИН ) .......................... Архрыбаксоюз (С ЕМ Ы К И Н ) ................. Лѳнрыбаксоюз (АНТИПОВ)...................... II.Колич . РТ трансп . сельдь (БОГАЧЕВ) не них на приемке сельди . . . . III...Выгрузка сельди с с у д о в ..................... В т о м ч и с л е : К-ра берег, обсл. Промфлота (КУГАВ- Д А) Сайда-губа ( С Т А Р К ) ................................... Порт-Владимир (КОМИССАРОВ) . . . IV. Обработка ( в с е г о ) ...................................... В т о м ч и с л е : Рыбокомбинат (М Е Р К Е В И Ч ) ................. У Б П ( Б Е З Д Е Н ЕЖ Н Ы Х ) ...................... V. Отгрузка сельди ( в а г о н о в ) ...................... В т о м ч и с л е : Рыбокомбинат (М Е Р К Е В И Ч ) ................. УБП ( Б Е З Д Е Н ЕЖ Н Ы Х ) .......................... VI. Выработка тары (КАПУНЦОВ) . . . . Сельдянок ................................................... Ящиков .......................................* . . . Выполне­ ние в тоннах Процент выполн. 1200 1280,3 106,7 275 221,0 80,7 215 96,8 45,0 60 182,5 304,2 4 0 — — 45 17,9 39,8 50 — — 465 762,1 163,9 300 461,8 153,9 75 65,6 87,5 50 31,7 63,4 40 98,0 245,0 25 23 95,8 1200 882,8 73,6 1000 845,8 84,6 110 — — 90 37,0 41.1 1100 954,4 86,8 900 868,Q 96,5 200 85,5 42,8 84 48 57,1 78 44 56,4 6 4 66,7 2500 2137 85,5 5000 4934 98,7 за собой значительное увеличе­ ние времени по строительству 28 траулеров первой серии, про­ тив запланированного в дого­ воре. Последний траулер первой серии был сдан лишь в мае 1934 года. И строительство вто­ рой серии траулеров началось с запозданием, и ведется от слу­ чая к случаю. И это, помимо задержки в сроках сдачи ведет к потере преимуществ серийной постройки. — Траулеры подождут — у нас есть более важные заказы!— говорили на верфи. И с траулеров снимается ра­ бочая сила, материалы... Качество строящихся РТ так­ же заставляет желать много лучшего. Материалы сплошь и рядом идут низкосортные. Квали­ фикация рабсилы недостаточная. Велики переделки и исправле­ ния законченных работ. И, н а ­ конец, отсутствует технически необходимая последоватоль- иооть в производства работ на траулерах (например, на незаконченном участке работ по металлическому корпусу и вре­ менно прекращенных из-за раз­ личных причин начинают ра­ ботать деревообделочники, за- I крывают незаконченный участок. , Затем приходится разбивать [деревянные работы, чтобы з а ­ кончить работу по металлу). Вва это не только удорожает атроительотво, но и ухудшает качества и соадает возможно­ сти для появления скрытых дефектов. Несмотря на требования об изготовлении некоторых трубо­ проводов и арматура из цвет- *ных металлов, судостроительная верная верфь идет не только на снижение темпов строительства, по и на сокращение плана. Все еще пе произведен окончатель­ ный расчет по РТ первой се­ рии. У Мурманрыбы имеется огромная задолженность перед верфью. По очередным плате­ жам задолженность Мурманры­ бы вырастает в кругленькую сумму—5 миллионов рублей! За просрочку платежей приходится платить многие десятки тыс. руб, пени. Но это как видно мало беспокоит руководство Мур­ манрыбы и Главрыбы. Эта огромная задолженность усугубляет и так, мягко выра­ жаясь, неважные взаимоотноше­ ния заказчика г судостроитель­ ной верфью. А. ЯНВАРСКИЙ. ЛЕНИНГРАД, (спешной почтой от нашего корреспондента). ТОРГОВЫЙ ПОРТ. Вы грузка апат ита . В примечании к ответу тов. Анд ­ рианова на письмо треугольника бондарного з авода .П о л я р н а я прав­ да* писала (см. га зе ту от 2 марта) о необходимости принять срочные меры к улучшению работы электро ­ станции Мурманрыбы. Из-за ее плохой работы, из-за ч а ­ стых перебоев в подаче элек тро ­ энергии бондарный завод и дру гие пр едприятия рыбной промышлен­ ности имеют много простоев. В св язи с этим, 4 марта тов. Анд­ рианов отдал приказ, в котором го ­ ворится : В момент особо напряженной ра ­ боты по выполнению плана рыбной путины, систематически выходят из строя а грегаты электростанции . Это явл я е т с я результатом преступ- но-халатного отношения к своим обязанностям не только со стороны обслуживающего персонала но и со стороны руководства электростан ­ ции. Совершенно недопустимое и безо­ бразное отношение к содержанию н эксплоатации машинно-котельного оборудования привело к полной аварии локомобиля Л» 1, к течи ды ­ могарных труб у котлов обоих л о ­ комобилей, появлению выпучин в топках котлов. Игнорирование элементарных тех ­ нических правил обслуживания а г ­ регатов свидетельствует о полной безответственности персонала эл ек ­ тростанции. На электростанции Мурманрыбы злостно нарушались распоряжения об изоляции котельного отделения от действия холодного воздуха. В момент чистки топок котлов были открыты наружные двери , в момент пуска котла № 2 после ремонта стекла в рамах оказались разбитыми Тягомеры были испорчены . Это я вл я е т с я доказательством того, что наблюдалась чрезмерная форсиров­ ка котлов, несмотря на имеющиеся выпучины и течи в трубах . В масленке „Шрауфера* обна ружена железная планка, предна­ меренно была не закрыта го р ­ ловина люка дымовой коробки ло комобиля № 2. Это повлекло 8а собой аварию машины № 1. Привод продувательных кранов не был за ­ шплинтован, предохранительные клапаны были собраны неправиль­ но. Это не дало возможности избе­ жать аварий машины № 1. Директор элек трос танции Несте­ ров не только не сумел создать н а ­ длежащей дисциплины на своем предприятии, но своим поведением (опоздание на дежурство и работу, пьянки с подчиненными) дискре ­ дитировал руководство в глазах обслуживающего персонала. Небрежное и неправильное вед е ­ ние вахтенных журналов и котло ­ вых книг, отсутствие записей и за ­ мечаний котлонадзора , отсутствие журнала ответственных д еж урны х характеризует еще большую р а сх л я ­ банность руководящего персонала. Поэтому приказом тов. Андриано­ в а директор электростанции Нестеров, как несправившийся с работой, снят с занимаемой должности. Старший меіааик Кривошей переве­ ден в помощники старшего механика і ему об’явдев строгий выговор с пре­ дупреждением. Крпвошѳй слабо ру ­ ководил и недостаточно контроли­ ровал д ействия обслуживающего персонала, что явилось одной ив причин дварпи 25 февраля. Старший кочегар Гарачук сайт с ра­ боты и привлекается к уголовной ответ ственности аа нарушение инструкции для кочегаров/ повлекшее к аварии ма­ шины. Начальник машинно-котельного цела инженер-теплотехник Смирнов, как не знавший о состоянии теплового хозяйства и не принявший предупредительных мер для предотвращения аварии, с работы снят и привлекается к уголовной ответ­ ственности. Вопрос о виновности вахтенных механиков: Деткова, Галахова и Ша- шияа, в связи с авари ями агрегатов, а также машинистов Невахова и Ку­ лиш, недоброкачественно рѳконтиро вавших агрегаты , передан на рас­ смотрение следственных органав. Директором электростанции Мур­ манрыбы е 5 марта 1935 год а на ­ значается тов. Малышев. Д л я у с и ­ ления технического руководства на элекстростанцию перебрасывается групиовой механик И. А. Калинин. И. АВЕЛЬ. В СТОЛОВОЙ НЕТ ПОРЯДКА Большое и просторное поме­ щение занимает столовая 1 ОРС железной дороги. Кавалось бы можно хорошо организовать обслуживание потребителей. Официантки к столам не при­ креплены. Система подачи обеда неизвестно кем придумана. Одна официантка подает только пер­ вые блюда, а другая вторые. Что касается третьих блюд, то посетитель должен упрашивать и ждать, пока какая - нибудь подавальщица смилостивится и принесет. В столовой очень грязно. Во время обеда столики не выти­ рают. В буфете нет закусок, лимо­ нада, булок и т. д. Обеды доро­ гие и невкусные. Получасового перерыва на обед никому нехватает. Прихо­ дится толкатьея по чаеу ж дольне. Надо рабочему контролю-за­ глянуть в столовую и навести там большевистский порядок. ОСИПОВ. ПО С Л Е Д АМ ПИСЕМ ПОРЯДОК В КИНО-ТЕАТРЕ БУДЕТ НАВЕДЕН В кино-театре „Северное си­ яние “ плохо организовано обслу­ живание посетителей. В кассу не протолкаться, кассирша за­ просто дает несколько билетов на одно место. Об этом рабкоры сообщили редакции газеты. Как отвечает зам. управляю­ щего Мурманского отделѳниі .Ленкино* т. Филиппов „кассир­ ше Столяровой за небрежное отношение к работе поставлено на вид. 3 ближайшее время у кассы будут поставлены барьера, чтобы к окошку кассы посетите­ ли могли подходить только по одиночке*1. В 1929 году экспедиция ака­ демика Ферсмана направилась на северное побережье озера Имандра. Монча-тундра—зовут саами это побережье. В перево­ де это значит Красивая тундра. На берегу стояли две жалкие саамские вежи. В зеркальную гладь чистой, прозрачной воды смотрелись девственные хвойные леса и белоснежные вершины гор. Саами разводили оленей, на лег­ ких лодках ловили рыбу и не­ замысловатыми ружьями били многочисленного зверя и птиц, вспугивая вековечную тишину. Летом тундру населяют мири­ ады мошек. Членам экспедиции пришлось побороть сопротивле­ ние нѳ только водянистых почв, низкорослых лесных зарослей, но и бесчисленные полчища этих беспощадных насекомых. ...Экспедиция близ Нюдуай- венча обнаружила залеж бле­ стящего, искрящегося камня. Это была богатая никелевая руда. Впоследствии такие же залежи были обнаружены на Сопчуайвенче и Кумужьей Ва раке. Здесь выросли небольшие поселки из полотьняных пала­ ток Саами с удивлением раз­ глядывали новых поселенцев, помогая им своими топографи­ ческими познаниями и осведом­ ленностью в залежах камней. Красивая тундра оказалась и богатой. Открытиями экспеди­ ции заинтересовались. Молодой советской стране никель нужен так же, как железо, как уголь, как хлеб. И в Монча-тундру направ­ ляются новые и новые разведы­ вательные партии, которые ищут пути к залежам, составляют карты... Северное побережье Имандры ожило. Сюда пришли люди с пилами, топорами, лопатами, кирками. Они проложили наспех дороги к Сопучайвепчу и Ню- дуайвенчу, рубили лес и строили дома. Зимой, когда озеро замерзло и лед не трещал под тяжестью саней, с другого берега Имандры вышел автомобиль. Напряженно урча, он выискивал путь к Мон- ча-тундре по ровной ледяной поверхности озера. Лед потре­ скивал, но не сдал. Автомо­ биль благополучно перебрался на северный берег и быстро выбежал на пригорок, до смерти напугав саамских лаек. Так установилась связь меж­ ду Монча*тундрой и малень­ кой железнодорожной станцией Имандра—перевалочным пун­ ктом многочисленных грузов, на­ правляемых в Красивую тундру. * ** Наркомтяжпром направил в Монча-тундру специальную ко­ миссию, подтвердившую наличие богатых залежей никелевых руд и давшую свои соображения по строительству комбината. В Лосевой, Волчьей, Федоро­ вой и других тундрах по всем данным имеются также залежи родственных руд. Нужно так со­ ставить проект строительства, чтобы предусмотреть разработку і руды во всех прилегающих тунд-' рах, чтобы обеспечить четкий ритм в работе всех шахт и пред­ приятий комбината. Никель вызовет к жизни Красивую тундру. Уже сейчас па карте тундры нанесены линии будущих железных и грунтовых дорог, предназначенных к строи­ тельству. У склонов Нюдуай- венча и Сопчуавенча на картах.' отмечены кружки—будущие ра­ бочие поселки. 1 Еще недавно, пять лет тому назад, близкий сосед Монча-. тундры—Хибинские тундры ле -! жали на картах белым пятном, | веками неприступными склона-1 ми, таящими несметные залежи апатита. А сейчас? Горят элект­ рические огни, вырос город и посеяки, шахты дают сотни тысяч І тонн руды стране социализма. Контуры будущего Монча- тундры, может быть, еще ярче, еще выразительней, еще увле­ кательней! Со станции Оленьей в Монча- тундру пройдет железнодорож­ ная ветка. У подножий рудо­ носных гор будут воздвигнуты фабрики, обогащающие руду. Вырастут социалистические по­ селки. На станции Оленьей бу­ дут выстроены плавильный, сер­ но-кислотный, суперфосфатный заводы. В горе Железная Вара- ка будет налажена разработка кварцитов для обеспечения про­ изводства своими флюсами. Красивая тундра обладает все­ ми необходимыми материалами для строительства: здесь есть диа томит, пески, гравий, глина, лес­ ные массивы. Здесь, наконец, прекрасный живительный воз­ дух, богатейшие природные пар­ ки, озера, кишмя кишащие ры­ бой. Она действительно красива и богата эта Монча-тундра! Сергей Миронович видел все это. Гениальный ум лучшего друга севера охватывал все стороны богатств Кольского по­ луострова. Он знал, что эта зем­ ля отдаст лучшие свои сокро­ вища под напором большевист­ ской воли! Нужно только как следует „встряхнуть эту старую землю!" Вот почему Сергей Миронович настойчиво требовал форсировать ра­ боты по дальнейшей разведке никеле­ вых залежей и строительствукомбината. Все лучшее, что имеется в науке и технике мировой ни­ келевой промышленности должно быть поставлено на службу освоения Монча-тундры. В основ­ ном это сводится к горным ра­ ботам. Большой об‘ем работы немыслим без ввода сложного бурового обо­ рудования, компрессорного хо­ зяйства. Нужна полная электи- фикация, налаживание электри­ ческой откатки в шахтах. Уже сейчас нужно думать о типе ва­ гонетки. Следует так организо­ вать весь технологический про­ цесс добычи и разработки руды, чтобы не было ни малейшего за­ тора, чтобы работа шла на пол­ ный ход. Ибо, кго знает, какие подарки готовит Красивая тунд­ ра, какие еще скрытые запасы драгоценных руд таит она в горах! Разведчики идут вперед, все глубже вгрызаясь стальными бу­ рами в недра нетронутой земли И вряд ли будет обижена ав- немедленно строить все необхо­ димое для извлечения его из недр земли. Сейчас вопрос уже не только в изысканиях и, пожалуй, не столько в них, сколько в строи­ тельстве сооружений для эк­ сплоатации месторождений ни­ келя. Нужно уже сейчас серьезно заняться подготовкой к строи­ тельству железной дороги, чтобы лето 1935 года использовать для подвозки всех материалов. Нужно, не откладывая, прекра­ тить вырубку леса в районе Монча-тундры. Нужно подгото­ вить земельные участки для бу­ дущего совхоза, окончательно разрешить вопрос о разработке местных залежей торфа и н а ­ чать эту работу нынче летом, строить суда для развития вод­ ного транспорта на Имандре. Тысячи вопросов требуют не­ отложного разрешения. Вот сей­ час начальник „Севникеля" не может узнать, .что делается у Нюдуайвенча, как поступают .материалы на станцию. Ни те- торитетнейшая комиссия Нар-| леграфной, ни телефонной связи не налажено. Окружное отделе­ ние связи на все заявки не обращает внимания. Нужна помощь пе только ок­ ружных организаций. Для раз­ решения геологических проблем, для планирования, для состав- комтяжпрома, когда ей доложат о том, что ее оптимальные прогнозы перекрыты результа­ тами детальных разведок!... * * * Сейчас уже основываясь на всех научно - исследовательских ления проекта комбината, для данных во весь голос можно практической работы по освое- заявить, что в Монча-тундре, в Красивой тундре на Кольском полуострове имеется никель в таком количестве, которое не только позволяет, но и требует нию тундры требуются сотни ин­ женеров и техников, лучшие на­ учные силы страны. Нет сомнений: Ленинград и Москва окажут эту помощь. Сейчас здесь большой посе­ лок, в котором живут свыше тыеячи человек. Выетроены боль­ шие дома, маленькие-одноэтаж­ ные островерхие котеджи, белые чистые и еветлые, как вершинж гор. В них поселились рабочие и инженеры. На улице резвятся дети, катаясь с гор на лыжах и санках. Озеро избороздили пя­ титонный ,фордв и тяжеловес­ ные, могучие .сталинцы®, бе­ зостановочно подвозящие лес, кирпич, сено, мешки с мукой, сахаром, мясом, всевозможные машины, горное оборудование... В тундре тихо. Пройдет физ­ культурник на лыжах, оставляя на белом снегу глубокий след, плечом заденет ветку ели, осып­ лет серебристый снег. Пробе жит заяц, легко крикнет пти­ ца... И опять стоит извечная холодная тишина. Рассказывают, что еще недав­ но в поселок „Севникеля“ зале­ тали куропатки и удивленн# бродили по дорогам, пока с ве­ селым лаем не бросалась на них собака. Рассказывают, что недавно местный житель саам убил в Красивой тундре медве­ дя... В тундре тихо... Но в горах уже давно нару­ шена тишина. Каждый день там идет напряженная работа. Раз- ведыватели проникают в горы и чем глубже, тем чаще встре­ чают слоистые залежи никеле­ носных руд. Красивая тундра скоро будет жить индустриальной жизнью! Г. Чмоі. Поселок Монча-губа, март (спец. корр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz