Полярная правда. 1935, март.
ЭКСПЕДИЦИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ Беседа с начальником Мурманского отделения Совморпути тов. ШЕЛЕПИНЫМ 7 Начальником Мурманского от-1 тивность и т. д. Порту необхо- деления Сѳвморпутн назначен' днмо подготовиться к приемке тов. ШвДВПИН Л В., бывший нарсудов, на него же возложена чальник управления полярных етанций Главсевморпути. В беседе с нашим сотрудни ком о работе отделения Севмор- пути тов. Шѳлепин заявил: — Мурманское отделение Сев- морпути создано на правах тер риториального управления^ та кими же правами как отделе ния на Дальнем Востоке, в Ле нинграде и т. д. О размере и масштабе наших работ можно судить по следую щему: из Мурманска будет от правка 3-го Ленского похода, обслуживание судов — подача грузов, прием игарских грузов - Карская экспедиция, весьма воз можно, что из Мурманска от правится в Тихий океан, суда сквозного похода—Северныммор ским путем. Мы будем иметь таких гостей в Мурманске, как ледоколы „Ермак“, „Литке", на долю которых падает обслужи вание ледовой проводкой экспе диций Северного морского пути. В ближайшие дни предстоит принять из первого зверобойно го рейса пять ледокольных су дов: „Русанов®, „Сибиряков*, „Садко“. „Седов“, „Малыгин*, а также пять зверобойных ботов— .Мурманец", „Нерпа". „Ленгос- торг'*, „Смольный- , „Ленсовет", которые возвращаются с промы сла. Уже сейчас можно утвер ждать об успешном ходе зверо бойного промысла. На сегодняш ний день план первого рейса выполнен на 70—75 процентов. Впереди по выполнению плана идут: „Сибиряков", „Садко', „Смольный* и „Ленсовет". Для того, чтобы обеспечить успех второго рейса зверобойно го промысла, от нашего аппара та, порта и Севгосрыбтреста по- бункеровка, водоснабжение и т. д. Умело провести приемку продукции—эадача Севгосрыб треста. В этом сезоне предстоит по лучение игарского леса. Игар ский лес в Мурманск приходит впервые. Большой разворот морских и грузовых операций вызывает не обходимость значительно рас ширить и укрепить снабженче ский аппарат. Большое количе ство грузов будет итти по ли СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАУЛЕРОВ ВТОРОЙ серии затянулось НЕОБХОДИМО ВМЕШАТЕЛЬСТВО НАРКОМА Т О В . МИКОЯНА Прошло три месяца с того вре мени, как в „Полярной правде® был дан сигнал о неблагополу чии со строительством траулеров второй серии. Положение, однако, не изменилось. 1935 год не принес в этом отношении каких либо перемен. Договор так и не заключен! У обоих сторон — крупные не согласия. Руководители верфи, несмотря на соотвествующее ре шение центральных организа ций. не хотят согласиться с нии Мурманск—Шпицберген для j первоначальной цифрой стоимо- Арктпкугля. Кстати, надо сказать, j сти строительства каждого в что Арктикуголь из системы •отдельности траулера. Верфь Главугля Наркомтяжпрома пе редан в систему Главного уп равления Северного морского пути. В Мурманске будет функ ционировать постоянный фи • лиал Арктикуля, который будет находиться при отделении Сев- морпути. Так как Мурманский неза мерзающий порт играет боль шое значение для операций Се верного морского пути, здесь начнется крупное береговое строительство. 1935 год будет первым годом берегового строи тельства. Широкий размах наших ра бот требует обеспечения необ ходимых условий жизни кадру моряков, рабочих. И первым шагом к разрешению этой задачи является создание по решению правительства самостоятельного отдела рабочего снабжения в отделении Севморпути. Я уверен в том, что с ог ромными задачами, стоящими перед нами, мы справимся и что в проведении наших работ мы найдем должную поддержку и помощь со стороны всех мур- предлагает учитывать и про верять работу котельно машин ной установки по учету расхо да пара, в то время как Мур- мапрыба считает нужным (и это вполне резонно!) учитывать расход топлива. Если в этом придерживаться „позиции* вер фи, то получится, что послед няя—нисколько не будет отве чать за монтаж установки. Но все это лишь „крючки*, за которые цепляется руководство верфи. .,Внутренние пружины этой недопустимой затяжки со строительством траулеров вто рой серии—совсем другие. Верфь не хочет, она всячески ми путями старается откаіатьса верфь изготовляет их из черных металлов. Практика эксплоата- ции РТ первой серии показы вает, что после 6—8 месяцев работы трубопроводы и армату ра приходят в совершенно не годное состояние. Это ведет к значительным простоям трау леров в порту, на время замены их новыми. Северная верфь, кроме всего, делает попытки сдать некоторые траулеры второй серии не ком плектными, в частности без утильустановок. Разумеется, Мурманрыба с этим не может согласиться. Она . уже научена опытом! Северная верфь до се го времени не доставила на 10 траулеров первой серии по лагающихся утильустановок. А из-за этого Мурманрыба несет большие потери. Сейчас готовность отдельных траулеров колеблется от 75 до 95 процентов (РТ 82, 83, 84, 85, 86 и др.). Мурманрыба счи тает, что верфь легко могла бы сдать в 1935 году 6 траулеров, учитывая такой незначительный процент недоделок. Но верфь упорствует: она согласна сдать в текущем году лишь 4 трау лера. . . X * ! * Мурманрыба и Северная Д о с и х пор х лори ст ы й 'барий п о л у ч а л и п ут ем раст ворения сернистого б ари я в соляной кислот е . П р и п о л у ч е н и и выделялось много ядовитого газа-сероводорода. В наст оящ ее вр ем я доцентом Харьковского технологического и н ст ит ут а Д . В. Б е з у г лы м и комсомольцем и н женером х им и к ом И. А Б ело вым р а зраб от а н новый способ , по которому вместе ядовитого га за можно по л учит ь осаж денную серу. Д л я п о л у ч е н и я хлорист ого б ари я новым способом проект ирует ся завод. Н А СНИМКЕ: Комсомолец и нж ен ер -хим и к т . Б ело в проводит опыт у своей установки . от строительства рыболовных ■ верфь не могут найти общего траулеров, являющихся совер-1 языка. Неурегулированные фп- шенно новым типом судов, впер- >нансовые взаимоотношения этих вые строящихся на отечествен- [организаций еще больше „йод ных судостроительных заводах. Iливают масла в огонь". Из-за Это обстоятельство повлекло этих финансовых неурядиц Се- РУКОВОДСТВО ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ОБНОВЛЕНО требуется четкая работа, опера манских организаций. СВОДКА ВЫПОЛНЕНИЯ СЕЛЬДЯНОГО ПЛАНА з а 1 0 м а рт а (ПО ДАННЫМ ПЛАНОВОГО ОТДЕЛА МУРМАНРЫБЫ) Су іочн . план в тоннах I. Общий суточный улов (АНДРИАНОВ) В т о м ч и с л е : Управл. берегов, промысла (БЕЗДЕ НЕЖНЫХ) ............................................... К-ра активн. лова (М О Х О В ) ................. Промфлот ( Б О Г А Ч Е В ) .............................. Севгосрыбтрест ( Г А Ш Е В ) ...................... Карелгосрыбтрест ( К Е М О В ) ................. Лѳнгосрыбтрѳст (ХРИСТОФОРОВ) . . Всего по колховам (МАМОНОВ) . . . И з н и х . Муррыбакооюв (РУБИНШТЕЙН) . . . Каррыбаксоюз (ФОМИН ) .......................... Архрыбаксоюз (С ЕМ Ы К И Н ) ................. Лѳнрыбаксоюз (АНТИПОВ)...................... II.Колич . РТ трансп . сельдь (БОГАЧЕВ) не них на приемке сельди . . . . III...Выгрузка сельди с с у д о в ..................... В т о м ч и с л е : К-ра берег, обсл. Промфлота (КУГАВ- Д А) Сайда-губа ( С Т А Р К ) ................................... Порт-Владимир (КОМИССАРОВ) . . . IV. Обработка ( в с е г о ) ...................................... В т о м ч и с л е : Рыбокомбинат (М Е Р К Е В И Ч ) ................. У Б П ( Б Е З Д Е Н ЕЖ Н Ы Х ) ...................... V. Отгрузка сельди ( в а г о н о в ) ...................... В т о м ч и с л е : Рыбокомбинат (М Е Р К Е В И Ч ) ................. УБП ( Б Е З Д Е Н ЕЖ Н Ы Х ) .......................... VI. Выработка тары (КАПУНЦОВ) . . . . Сельдянок ................................................... Ящиков .......................................* . . . Выполне ние в тоннах Процент выполн. 1200 1280,3 106,7 275 221,0 80,7 215 96,8 45,0 60 182,5 304,2 4 0 — — 45 17,9 39,8 50 — — 465 762,1 163,9 300 461,8 153,9 75 65,6 87,5 50 31,7 63,4 40 98,0 245,0 25 23 95,8 1200 882,8 73,6 1000 845,8 84,6 110 — — 90 37,0 41.1 1100 954,4 86,8 900 868,Q 96,5 200 85,5 42,8 84 48 57,1 78 44 56,4 6 4 66,7 2500 2137 85,5 5000 4934 98,7 за собой значительное увеличе ние времени по строительству 28 траулеров первой серии, про тив запланированного в дого воре. Последний траулер первой серии был сдан лишь в мае 1934 года. И строительство вто рой серии траулеров началось с запозданием, и ведется от слу чая к случаю. И это, помимо задержки в сроках сдачи ведет к потере преимуществ серийной постройки. — Траулеры подождут — у нас есть более важные заказы!— говорили на верфи. И с траулеров снимается ра бочая сила, материалы... Качество строящихся РТ так же заставляет желать много лучшего. Материалы сплошь и рядом идут низкосортные. Квали фикация рабсилы недостаточная. Велики переделки и исправле ния законченных работ. И, н а конец, отсутствует технически необходимая последоватоль- иооть в производства работ на траулерах (например, на незаконченном участке работ по металлическому корпусу и вре менно прекращенных из-за раз личных причин начинают ра ботать деревообделочники, за- I крывают незаконченный участок. , Затем приходится разбивать [деревянные работы, чтобы з а кончить работу по металлу). Вва это не только удорожает атроительотво, но и ухудшает качества и соадает возможно сти для появления скрытых дефектов. Несмотря на требования об изготовлении некоторых трубо проводов и арматура из цвет- *ных металлов, судостроительная верная верфь идет не только на снижение темпов строительства, по и на сокращение плана. Все еще пе произведен окончатель ный расчет по РТ первой се рии. У Мурманрыбы имеется огромная задолженность перед верфью. По очередным плате жам задолженность Мурманры бы вырастает в кругленькую сумму—5 миллионов рублей! За просрочку платежей приходится платить многие десятки тыс. руб, пени. Но это как видно мало беспокоит руководство Мур манрыбы и Главрыбы. Эта огромная задолженность усугубляет и так, мягко выра жаясь, неважные взаимоотноше ния заказчика г судостроитель ной верфью. А. ЯНВАРСКИЙ. ЛЕНИНГРАД, (спешной почтой от нашего корреспондента). ТОРГОВЫЙ ПОРТ. Вы грузка апат ита . В примечании к ответу тов. Анд рианова на письмо треугольника бондарного з авода .П о л я р н а я прав да* писала (см. га зе ту от 2 марта) о необходимости принять срочные меры к улучшению работы электро станции Мурманрыбы. Из-за ее плохой работы, из-за ч а стых перебоев в подаче элек тро энергии бондарный завод и дру гие пр едприятия рыбной промышлен ности имеют много простоев. В св язи с этим, 4 марта тов. Анд рианов отдал приказ, в котором го ворится : В момент особо напряженной ра боты по выполнению плана рыбной путины, систематически выходят из строя а грегаты электростанции . Это явл я е т с я результатом преступ- но-халатного отношения к своим обязанностям не только со стороны обслуживающего персонала но и со стороны руководства электростан ции. Совершенно недопустимое и безо бразное отношение к содержанию н эксплоатации машинно-котельного оборудования привело к полной аварии локомобиля Л» 1, к течи ды могарных труб у котлов обоих л о комобилей, появлению выпучин в топках котлов. Игнорирование элементарных тех нических правил обслуживания а г регатов свидетельствует о полной безответственности персонала эл ек тростанции. На электростанции Мурманрыбы злостно нарушались распоряжения об изоляции котельного отделения от действия холодного воздуха. В момент чистки топок котлов были открыты наружные двери , в момент пуска котла № 2 после ремонта стекла в рамах оказались разбитыми Тягомеры были испорчены . Это я вл я е т с я доказательством того, что наблюдалась чрезмерная форсиров ка котлов, несмотря на имеющиеся выпучины и течи в трубах . В масленке „Шрауфера* обна ружена железная планка, предна меренно была не закрыта го р ловина люка дымовой коробки ло комобиля № 2. Это повлекло 8а собой аварию машины № 1. Привод продувательных кранов не был за шплинтован, предохранительные клапаны были собраны неправиль но. Это не дало возможности избе жать аварий машины № 1. Директор элек трос танции Несте ров не только не сумел создать н а длежащей дисциплины на своем предприятии, но своим поведением (опоздание на дежурство и работу, пьянки с подчиненными) дискре дитировал руководство в глазах обслуживающего персонала. Небрежное и неправильное вед е ние вахтенных журналов и котло вых книг, отсутствие записей и за мечаний котлонадзора , отсутствие журнала ответственных д еж урны х характеризует еще большую р а сх л я банность руководящего персонала. Поэтому приказом тов. Андриано в а директор электростанции Нестеров, как несправившийся с работой, снят с занимаемой должности. Старший меіааик Кривошей переве ден в помощники старшего механика і ему об’явдев строгий выговор с пре дупреждением. Крпвошѳй слабо ру ководил и недостаточно контроли ровал д ействия обслуживающего персонала, что явилось одной ив причин дварпи 25 февраля. Старший кочегар Гарачук сайт с ра боты и привлекается к уголовной ответ ственности аа нарушение инструкции для кочегаров/ повлекшее к аварии ма шины. Начальник машинно-котельного цела инженер-теплотехник Смирнов, как не знавший о состоянии теплового хозяйства и не принявший предупредительных мер для предотвращения аварии, с работы снят и привлекается к уголовной ответ ственности. Вопрос о виновности вахтенных механиков: Деткова, Галахова и Ша- шияа, в связи с авари ями агрегатов, а также машинистов Невахова и Ку лиш, недоброкачественно рѳконтиро вавших агрегаты , передан на рас смотрение следственных органав. Директором электростанции Мур манрыбы е 5 марта 1935 год а на значается тов. Малышев. Д л я у с и ления технического руководства на элекстростанцию перебрасывается групиовой механик И. А. Калинин. И. АВЕЛЬ. В СТОЛОВОЙ НЕТ ПОРЯДКА Большое и просторное поме щение занимает столовая 1 ОРС железной дороги. Кавалось бы можно хорошо организовать обслуживание потребителей. Официантки к столам не при креплены. Система подачи обеда неизвестно кем придумана. Одна официантка подает только пер вые блюда, а другая вторые. Что касается третьих блюд, то посетитель должен упрашивать и ждать, пока какая - нибудь подавальщица смилостивится и принесет. В столовой очень грязно. Во время обеда столики не выти рают. В буфете нет закусок, лимо нада, булок и т. д. Обеды доро гие и невкусные. Получасового перерыва на обед никому нехватает. Прихо дится толкатьея по чаеу ж дольне. Надо рабочему контролю-за глянуть в столовую и навести там большевистский порядок. ОСИПОВ. ПО С Л Е Д АМ ПИСЕМ ПОРЯДОК В КИНО-ТЕАТРЕ БУДЕТ НАВЕДЕН В кино-театре „Северное си яние “ плохо организовано обслу живание посетителей. В кассу не протолкаться, кассирша за просто дает несколько билетов на одно место. Об этом рабкоры сообщили редакции газеты. Как отвечает зам. управляю щего Мурманского отделѳниі .Ленкино* т. Филиппов „кассир ше Столяровой за небрежное отношение к работе поставлено на вид. 3 ближайшее время у кассы будут поставлены барьера, чтобы к окошку кассы посетите ли могли подходить только по одиночке*1. В 1929 году экспедиция ака демика Ферсмана направилась на северное побережье озера Имандра. Монча-тундра—зовут саами это побережье. В перево де это значит Красивая тундра. На берегу стояли две жалкие саамские вежи. В зеркальную гладь чистой, прозрачной воды смотрелись девственные хвойные леса и белоснежные вершины гор. Саами разводили оленей, на лег ких лодках ловили рыбу и не замысловатыми ружьями били многочисленного зверя и птиц, вспугивая вековечную тишину. Летом тундру населяют мири ады мошек. Членам экспедиции пришлось побороть сопротивле ние нѳ только водянистых почв, низкорослых лесных зарослей, но и бесчисленные полчища этих беспощадных насекомых. ...Экспедиция близ Нюдуай- венча обнаружила залеж бле стящего, искрящегося камня. Это была богатая никелевая руда. Впоследствии такие же залежи были обнаружены на Сопчуайвенче и Кумужьей Ва раке. Здесь выросли небольшие поселки из полотьняных пала ток Саами с удивлением раз глядывали новых поселенцев, помогая им своими топографи ческими познаниями и осведом ленностью в залежах камней. Красивая тундра оказалась и богатой. Открытиями экспеди ции заинтересовались. Молодой советской стране никель нужен так же, как железо, как уголь, как хлеб. И в Монча-тундру направ ляются новые и новые разведы вательные партии, которые ищут пути к залежам, составляют карты... Северное побережье Имандры ожило. Сюда пришли люди с пилами, топорами, лопатами, кирками. Они проложили наспех дороги к Сопучайвепчу и Ню- дуайвенчу, рубили лес и строили дома. Зимой, когда озеро замерзло и лед не трещал под тяжестью саней, с другого берега Имандры вышел автомобиль. Напряженно урча, он выискивал путь к Мон- ча-тундре по ровной ледяной поверхности озера. Лед потре скивал, но не сдал. Автомо биль благополучно перебрался на северный берег и быстро выбежал на пригорок, до смерти напугав саамских лаек. Так установилась связь меж ду Монча*тундрой и малень кой железнодорожной станцией Имандра—перевалочным пун ктом многочисленных грузов, на правляемых в Красивую тундру. * ** Наркомтяжпром направил в Монча-тундру специальную ко миссию, подтвердившую наличие богатых залежей никелевых руд и давшую свои соображения по строительству комбината. В Лосевой, Волчьей, Федоро вой и других тундрах по всем данным имеются также залежи родственных руд. Нужно так со ставить проект строительства, чтобы предусмотреть разработку і руды во всех прилегающих тунд-' рах, чтобы обеспечить четкий ритм в работе всех шахт и пред приятий комбината. Никель вызовет к жизни Красивую тундру. Уже сейчас па карте тундры нанесены линии будущих железных и грунтовых дорог, предназначенных к строи тельству. У склонов Нюдуай- венча и Сопчуавенча на картах.' отмечены кружки—будущие ра бочие поселки. 1 Еще недавно, пять лет тому назад, близкий сосед Монча-. тундры—Хибинские тундры ле -! жали на картах белым пятном, | веками неприступными склона-1 ми, таящими несметные залежи апатита. А сейчас? Горят элект рические огни, вырос город и посеяки, шахты дают сотни тысяч І тонн руды стране социализма. Контуры будущего Монча- тундры, может быть, еще ярче, еще выразительней, еще увле кательней! Со станции Оленьей в Монча- тундру пройдет железнодорож ная ветка. У подножий рудо носных гор будут воздвигнуты фабрики, обогащающие руду. Вырастут социалистические по селки. На станции Оленьей бу дут выстроены плавильный, сер но-кислотный, суперфосфатный заводы. В горе Железная Вара- ка будет налажена разработка кварцитов для обеспечения про изводства своими флюсами. Красивая тундра обладает все ми необходимыми материалами для строительства: здесь есть диа томит, пески, гравий, глина, лес ные массивы. Здесь, наконец, прекрасный живительный воз дух, богатейшие природные пар ки, озера, кишмя кишащие ры бой. Она действительно красива и богата эта Монча-тундра! Сергей Миронович видел все это. Гениальный ум лучшего друга севера охватывал все стороны богатств Кольского по луострова. Он знал, что эта зем ля отдаст лучшие свои сокро вища под напором большевист ской воли! Нужно только как следует „встряхнуть эту старую землю!" Вот почему Сергей Миронович настойчиво требовал форсировать ра боты по дальнейшей разведке никеле вых залежей и строительствукомбината. Все лучшее, что имеется в науке и технике мировой ни келевой промышленности должно быть поставлено на службу освоения Монча-тундры. В основ ном это сводится к горным ра ботам. Большой об‘ем работы немыслим без ввода сложного бурового обо рудования, компрессорного хо зяйства. Нужна полная электи- фикация, налаживание электри ческой откатки в шахтах. Уже сейчас нужно думать о типе ва гонетки. Следует так организо вать весь технологический про цесс добычи и разработки руды, чтобы не было ни малейшего за тора, чтобы работа шла на пол ный ход. Ибо, кго знает, какие подарки готовит Красивая тунд ра, какие еще скрытые запасы драгоценных руд таит она в горах! Разведчики идут вперед, все глубже вгрызаясь стальными бу рами в недра нетронутой земли И вряд ли будет обижена ав- немедленно строить все необхо димое для извлечения его из недр земли. Сейчас вопрос уже не только в изысканиях и, пожалуй, не столько в них, сколько в строи тельстве сооружений для эк сплоатации месторождений ни келя. Нужно уже сейчас серьезно заняться подготовкой к строи тельству железной дороги, чтобы лето 1935 года использовать для подвозки всех материалов. Нужно, не откладывая, прекра тить вырубку леса в районе Монча-тундры. Нужно подгото вить земельные участки для бу дущего совхоза, окончательно разрешить вопрос о разработке местных залежей торфа и н а чать эту работу нынче летом, строить суда для развития вод ного транспорта на Имандре. Тысячи вопросов требуют не отложного разрешения. Вот сей час начальник „Севникеля" не может узнать, .что делается у Нюдуайвенча, как поступают .материалы на станцию. Ни те- торитетнейшая комиссия Нар-| леграфной, ни телефонной связи не налажено. Окружное отделе ние связи на все заявки не обращает внимания. Нужна помощь пе только ок ружных организаций. Для раз решения геологических проблем, для планирования, для состав- комтяжпрома, когда ей доложат о том, что ее оптимальные прогнозы перекрыты результа тами детальных разведок!... * * * Сейчас уже основываясь на всех научно - исследовательских ления проекта комбината, для данных во весь голос можно практической работы по освое- заявить, что в Монча-тундре, в Красивой тундре на Кольском полуострове имеется никель в таком количестве, которое не только позволяет, но и требует нию тундры требуются сотни ин женеров и техников, лучшие на учные силы страны. Нет сомнений: Ленинград и Москва окажут эту помощь. Сейчас здесь большой посе лок, в котором живут свыше тыеячи человек. Выетроены боль шие дома, маленькие-одноэтаж ные островерхие котеджи, белые чистые и еветлые, как вершинж гор. В них поселились рабочие и инженеры. На улице резвятся дети, катаясь с гор на лыжах и санках. Озеро избороздили пя титонный ,фордв и тяжеловес ные, могучие .сталинцы®, бе зостановочно подвозящие лес, кирпич, сено, мешки с мукой, сахаром, мясом, всевозможные машины, горное оборудование... В тундре тихо. Пройдет физ культурник на лыжах, оставляя на белом снегу глубокий след, плечом заденет ветку ели, осып лет серебристый снег. Пробе жит заяц, легко крикнет пти ца... И опять стоит извечная холодная тишина. Рассказывают, что еще недав но в поселок „Севникеля“ зале тали куропатки и удивленн# бродили по дорогам, пока с ве селым лаем не бросалась на них собака. Рассказывают, что недавно местный житель саам убил в Красивой тундре медве дя... В тундре тихо... Но в горах уже давно нару шена тишина. Каждый день там идет напряженная работа. Раз- ведыватели проникают в горы и чем глубже, тем чаще встре чают слоистые залежи никеле носных руд. Красивая тундра скоро будет жить индустриальной жизнью! Г. Чмоі. Поселок Монча-губа, март (спец. корр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz