Полярная правда. 1935, июль.
Движение против чрезвычайных декретов ПАРИЖ , 22. Движение фрон товиков против чрезвычайных декретов разрастается. Вчера в Монтреи революцион ная ассоциация бывших фрон товиков вАрак“ организовала празднество, на котором присут ствовало 10 тысяч человек. Вы ступивший с речь» Жак Пюкло призывал бороться против чрез* вычайных декретов. Печать помещает сообщение о движении протеста бывших фронтовиков п р о в и н ц и и . В Аранть, Лилле, Внльжюифе со стоялись митинги и выступле ния, на которых приняты резо люции протеста против чрезвы чайных декретов. Одновременно по всей стране развивается д в и ж е н и е рабочих и служащих против чрезвычай ных декретов, при чем, несмотря на запрещение, в ряде городов происходят многочисленные де монстрации. Вчера в Лилле со стоялась демонстрация 3 тысяч г о с у д а р с т в е Н іШ Х с л у ж а щ и х . В Нѳвѳре в демонстрации участво вало 3 тысячи человек, в Аржан- те — 2 тысячи, в Т уре—тысяча. из С о о б щ е н и я Внешней Монголий УЛАН-БАТОР, 17 имля *935 г*-! письме говорится: .В целях пре ла (ТАСС). сечения подобных незаконных Угроза реставрации Габсбургов в Австрии ПАРИЖ, 21 . „Эко дѳ Пари* помещает письмо своего белград ского. корреспондента об угрозе восстановления монархии в Ав стрии. По словам коррѳспѳндента, несколько дней назад в замке Вейнбург, близ Кефѳмаркта со стоялось секретное заседание зиднѳйших представителей а в стрийских легитимистов. Учаот- ннки заседания, на котором р а з бирались практические вопросы раставрации Габсбургов, при шли к соглашению, что время для реставрации наступило, ме ждународная ситуация этому благоприятствует. Корреспондент указывает, что сторонники эрцгерцога О гто предлагают провести выборы эрц герцога Евгения в качестве преемника президента Миклаеа, после чего Евгений должен стать главой государства, хра нителем Габсбургской короны в ожидании благоприятного мо мента для торжественного воз вращения для коронации эрц герцога Отто, как императора. По полученным вдесь сведе ниям, председатель монгольской делегации по переговорам о ли квидации инцидента у Халхин Сумэ Самбу вручил 13 июля члену манчжурской делегации на конференции — начальнику политотдела министерства ино странных дел Манчжоу го Каики, ответ на требование, пред'явлен- ное правительством Манчжоу-го м о н г о л ь с к о м у правительству 4 июля. Как известно, 4 июля манчжурское правительство, а также штаб Кванту некой армии потребовали одностороннего уста новления своих представитель ств в „удобных для себя пун ктах" на территории Монголь ской народной республики и по стройки на территории МНР собственной телеграфной линии. Врученный Самбу ответ сводит ся к следующему: Монгольское правительство отклоняет требо вание об одностороннем допуске представителей Манчжоу-го и штаба КвантунскоЙ армии для постоянного пребывания на т е р ритории МНР и устройстве ими собств -иной телеграфной линии для связи с Манчжурией, т. к. такое требование противоречит суверенитету и независимости МНР. Как уже сообщалось ранее, монгольское правительство еще до получения сообщения о пре д а в ленном требовании от 4 ию ля предложило манчжурскому правительству создать двусто роннюю комиссию для рассмот рения на месте всех погранич ных конфликтов Ответ на это п р е д л о ж е н и е правительством МНР до сах пор не получен. Улан Б а т о р , 18 июля 1935 г о д а (ТАСС). В Улан Ба- торѳ получено письмо за под писью уполномоченного Квантун скоЙ армии на станции Манч журия Сакурай, датированное 10 июля и переданное монголь ской пограничной з а с т а в е 14 июля. Письмом Санкурай повторяет уже известную японскую версию о захвате японских топографов 23 июня, якобы на территории Манчжоу-го, и излагает три и з вестных требования Манчжоу го от 4 июля Вслед за этим в Антисемитские погромы продолжаются БЕРЛИН, 22. Вслед ва Аугс бургом и Брѳславлѳм закрыт ряд общественных пляжей для евреев в Штеттине. В Бреславле антиеврѳйские выступления повлекли за собой избиение евреев в таком мае штабе, что полиция вынуждена была вмешаться и арестовать погромщиков. Полицией конфискованы се годняшниѳ французские газеты за сообщения о событиях в Германии. ■ о РЫБНЫМ р а й о н а м с о ю з а Экзотический трест действий со стороны Внешней Монголии, наше правительство, в случае непринятия трех вы шеозначенных требований, счи т а е т весьма важным отвод всех монгольских войск не Тамсык Булака, а также о восточной границы вообще. Оно требует искреннего выполнения этих требований. Все эти требования считаются самыми минималь ными. Для разрешения этого вопроса японская армия будет действовать решительно*. Здесь указывают на то, что это пись мо вновь обнаруживает прово кационные планы японской воен щины в Манчжурии к ее етрѳм лениѳ во что бы то нн стало ис пользовать этот инсценирован ный ею же конфликт для з ах вата монгольской территории. Обращает на себя внимание и то, что в то время как в ул ь тиматуме от 4 июля говорилось об отводе монгольских войск на запад от Масык Суме, т. ѳ. об эвакуации определенной части монгольской территории, обле гаемой с трех сторон террито рией Манчжоу-го, 10 июля майор Сакурай требует уже отвода монгольских войск от всей восточной границы МНР. У л ан -Б а то р , 21 ию ля (ТАСС) Здесь получено сообщение, что 17 июля представитель манч журского мининдела, японец Канки, вручил председателю монгольской делегации на стан ции Манчжурия Самбу новое письменное заявление, которое является ответом на заявление Самбу от 13 июля, содержавшее отклонение монгольским прави тельством японо-манчжурского ультиматума от 4 июля об одно сторонней посылке японо-манч журских представителей на мон гольскую территорию. В своем новом заявлении правительство Манчжоу-го вместо требования односторонней посылки своих представителей на монгольскую территорию, предлагает прави тельству МНР обмен постоян ными уполномоченными, выра жая согласие на то, чтобы мон гольское правительство также командировало своего постоян ного представителя на террито рию Манчжоу-го. Пролив Стрелок. Остров Путятин. Бухта. На ев широкой, удивитель но спокойной глади отравились я буйно заросший нзмурудной вв- лень» мыс, я оживленно оуетящий • я промысел с вавасавахя я сейне рами у пристани. Там, где бухта сливается с про ливом, шнрокобортный кунгас. На его борта положены доски, превра щающие его в подобие парома. С кунгаса в воду уходит лесенка н шланг. На помосте двое рабо и х мерно работают у насоса, подавая воздух по шлангу туда, на дио бухта. На дне хорошо ивв ствая карти н а - ч е л о в е к в скафандре я водо лазном костюме. Но на дне бухты нет ни погибших кораблей, ни ва- тонувших сокровищ. Человек в скафандре я водолаз- ном костюме ванят совсем другим делом—он спустился на дно бухты, чтобы собрать урожай подводных полей. На *но—странные существа, по хожие на огурцы, величиной от 5 до 25 сантиметров. Это—голоту рии, известные всему Дальнему Востоку под вгменем трепангов. Это лакомое блюдо в Китае и Японии. Водолаз собирает их на дне моря. Потом на берегу нх вскроют, вынут нз них внутренности, высушат на солнце, обваляют в угольной пы ли, упакуют в мешки, погрузят в трюмы пароходов и повезут в Шан хай, Гонконг, Осаку. Оттуда втн высушенные плоды моря попадут к потребителю. Их отмоют от угольной пыли, предохранявшей от сырости, сварят с соей и укеуеом и будут наслаждаться их своеобраз ным ноднето-грнбным вкусом. Добыча трепанга это только ма ленькая частица деятельности ор ганизации, носящей слегка ориги нальное название—ТЭМП'а. Но и после своей расшифровки вто наз вание сохраняет свой оригиналь ный н экзотический характер. Это— Трест зкеплоатацин морских про дуктов. Сфера его деятельности—нерыб ные богатства моря. 3 t j —голоту рии, морской гребешок, кальмар, шримс глубоководный, он же .мед- веженок", мидше, осьминоги, меду зы и т. д. Это—водоросли: ламина рии, анфельции, порфиры и др.—до 80 видов водорослей дальневосточ ных морей находят себе пищевое и техническое применение. В тихие дни выходят по всему Приморью, от Посьета до Советской гавани, сотни лодок с ловцами, во оруженными канзамн (шестами с коническими развилинами на кон це), косами и вилами. Они скаши вают под водой длинные ленты морской капусты и вилами выта скивают к себе н і борт или опу скают канзу в море, наматывают длинные слоевища капусты на раз вилины в один сплошн й клубок и ♦ ♦ ___ ІГѴ-Ч На сним к е : о ч е р е д н о й в о е н ны й п а р а д в Б е р л и н е вырывают нх с корнем. На берегу капусту раскладывают для про сушки, потом ее упаковывают в тюки определенного веса н разме ра я отправляют на те же дальне восточные рынки: Китай н Янению, где «на находит себе неограничен ный сбыт. Это—хле< широких на родных масс дальневосточных стран. Америка и Япония на баев втих «второстепенных* продуктов моря развернули промышленность весьма больших размеров. В Амёрвке кон сервированном моллюсков занято 110 фабрик, выпускающих продук ции на 30—35 милл. рублей. В Япо нии переработкой водорослей заня ты овыше 100 тыс. рабочих на по лутора тыоячах предприятий. Нз моллюсков, ракообразных идр. готовятся соленые и маринованные продукты, консервы, отвары. Ив водослей—печенья, салаты, конфек- ты, супы, разнообразные приправ ки к блюдам, медицинские препа раты, удобрения, взрывчатые веще ства, корм для животных. Эксплоатировались подводные по ля нашего Приморья иедавна. Но вксплоатация их была примитивна до предела я мизерна. И только сейчас, с организацией ТЭМП'а, и масштабы и методы использования подводных полей стали изменяться. О добыче трепанга водолазами мм уже говорили вначале, а ведь до енх пор ловец» набрав сколько воз можно воздуха в свои легкие, ны рял на дно и, задыхаясь, судорож но, наощупь собирал вти .огурцы*, пока грудь выдерживала напор го товых разорваться от иаиряжения легких. На смену кунгасам н шаландам приходят кавасакн. Вместо сушки под открытым небом вводится суш ка в специально сконструирован ных сушилках. Вместо простого пережигания водорослей иа волу, строятся заводы по перегонке во дорослей. Воздвигаются заводы для выработки агар-агара и иода, неко торых каждый ценится дороже 80 - лота. Началось консервирование моллюсков. Наше Приморье в зкеплоатацин второстепенных продуктов моря использует о п ы т Америки н Японии. Пройдет немного времени и на базе этого сырья в Прнморьн развернется промышленность не меньшего об'ема н размаха, чем в этих странах. На нашем Мурмане есть такие же богатства. Бо гат ламинариями Кильдинский пролив, губы Мотов ского залива. На скопления креве ток еще 30 лет тому назад указы вал Н. М, Кннповнч. .Мидия, песча ная ракушкА, литторнни, трубачи, сердцевидки, гребешки—какие бо гатые возможности и у нас, на Мурмане, о которых мы еще и не собрались подумать! В. КОВАЛЕВ. В лагерях объединенной Белорусской военной школы нм. ЦИК БССР. На снимке: фи зкультурны е упражне ния курсантов В А р к т и к е На оотрова Новой Земли В мор? вышел пароход .Вет- луга*, который посетит вгаао- внщѳ Бугриио на острове Кол гуеве, становище губы Долгой иа Вайгаче и все 9 становищ Но вой Земли* В трюмах парохода 1.700 тонн всевозможных гру зов для островных колхозов. Впервые в истории в становище Бугрино и Белужью губу ваво- эятся 11 племенных свиней. В становище Русаяово .Вет - луга* доставит раднооборудова ние для новой полярной станции Озерное (Карские ворота). В числе пассажиров судна— члены ихтиологической экспеди ции Всесоюзного института рыб ного ховяйетва, председатель совета по управлению острова ми т. К о р и о н о в , выехавший для ознакомления с работой островных советов и другие. Рейс ,В е л у п * рассчитан на 50 дней. (СЕВТАСС). НОВЫЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ В А В ТОТ Р А К ТО Р НУЮ , ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Свыше 350 миллионов руб лей, на 70 миллионов рублей больше, чем в прошлом году, вкладывается -в этом году на расширение строительства заводов автотракторной промыш ленности. Из этой суммы 300 мил лионов рублей ассигновано на расширение Горьковокого авто завода имени Молотова, автоза вода имени Сталина, Челябин ского тракторного, строитель ство Уфимского моторного за вода. Н а а в т о з а в о д е им ени С т а лин а развернулось строитель ство новых цехов: механосбо рочного,инструментального, прес сового, штампомеханического, ли тейной, серого чугуна, ТЭЦ, Н а Г о р ь к о в с к о м а в т о з а в о д е им ени М о л о т о в а рядом с действующими цехами закла дываются новые гигантские кор пуса. Строится новый круп ный инструмѳнтально-штамповый цех, который будет одним из величайших в Союзе и Европе. Сооружается, новый ремонтно механический цех, который бу дет оснащен 400 новейшими станками. Почти полностью за кончено строительство нового гигантского колесного цеха, к о торый уже сейчас в состоянии обеспечить колесами все заводы автотракторной промышленно сти. Расширяется московсквгй автосборочный эавод „КИМ*. Мощность его вместо 24 тысяч машин в год будет доведена до 60 тысяч. Научные работы на „Ветлуге" На пароходе .Вѳтлуга®, вы шедшем сегодня в море на Но вую Землю, выехала большая ихтиологическая экспедиция Всесоюзного рыбного института, возглавляемая научным сотруд ником т. С а в а т о м с к и м . Экспе диция изучит биологию ценной породы рыбы новоземельского гольца, по своим вкусовым ка чествам не уступающего семге, технику его лова и организа цию промысла. Одновременно экспедиция займется поисками наживки для ярусного лова трески н изучением техники безнаживного лова этой породы рыбы при помощи ставных и дрифтерных методов. Установлено, что в последние годы треска в больших количе ствах часто подходит к берегам Новой Земли. Организация ее лова значительно повысит до ходность нойовемельскнх колхо зов. Поэтому работы экспеди ции приобретают особенно боль шое практическое значение. (СЕВТАСС). Разведни в Карском море Три дня работал .Врман* в Карском море. За это время летчики Алексеев, Махот&ин я Козлов выявили полную к ар ти ну ледовых условий з а несколь ко дней до прихода грузовых судов. Летчик Алексеев облетал районы о-вов Вайгач и Белый. Махоткин 20 июля обследовал остров Диксон на 75 параллели. Коэлов произвел ледовую раз вѳдку на расстоянии 20 миль от „Ермака*. В результате втих разведок выяснилось, что жуть на мыс Желании и о-в Белый в настоящее время для гру зо вых судов непроходной. Север нее 74 параллели—сплошной многолетний лет в S баллов. В направлении Матшара также тяжелые льды В лучших усло виях Юшар и Белый, где лед не превышает 6 баллов. Дано распоряжение судам пер вого каравана следовать к Юша ру, где нх ожидает ледокол „ 1 ѳ- яин* . Плотников. Ворт ледокола »Нрмак" (Наш снец- корр). РАСКОПКИ ДРЕВНЕГО ГОРОДИЩА ЛЕНИНГРАД, 22 В районе станицы Елизаветинской (на Ку бани), около Краснодара, экспе диция Академии Наук во время раскопок городища, существовав шего в I I I—IV веках до нашей эры, обнаружила остатки древ них гончарных и железо-пла вильных печей. В восточной части городища исследован на глубине до 6 метров холм, об несенный глубоким рвом. Городище и холм - д в а мо гильника. Вскрыто около 50 по гребений. Скелеты в плохой со хранности. Из могил извлечены амформы с греческими клейма ми, железные рерзы, бронзовые эеркала, золотые височные коль ца, железные наконечники ко пий, бронзовые, серебряные и железные кольца, а также рав- личная посуда и монеты. По свидетельству древних гре ческих писателей в этом районе жили еюрматы—местное племя На территории городища най дена бронзовая монета царя Савромата, жившего в 1 веке нашей эры. О. Ю. Шмидт ЗАВОЕВАНИЕ ПОЛЮСА С тех пор, как человечество узна ло, что земля круглая и вращается вокруг своей оси и что эта ось входит в земной шар где то дале ко на Севере,—Северный полюс стал привлекать к себе исключи тельное внимание. Правда, иа Север люди продви гались гораздо раньше, не эная ни о каком полюсе. Теснимое более мощными южны ми народами, к Ледовитому океану уходило коренное население Азии - палеоазиты. Они теряли часть куль турных навыков, гато приобретали уменье приспособляться к суровым условиям н выковали несколько небольших, но исключительно та лантливых и исключительно стой ких народов, примером которых могут служить чукчи. Из европейцев — скандинавские выходцы заселили Исландию, за долго до Колумба открыли Амери ку от Грѳнланши до Лабрадора. Безвестные русские морякн-звере- бои ходили на Новую Землю и на Грумант(нынѳ Шпицберген)»В XVI - ХѴИ веках буржуазия ведущих го сударств Запада—Англия и Гол ландии—посылала свои корабли в попытках открыть северо-западный н северо-восточный проходы из Европы к богатствам Авии. Назва ние моря Баренца до сих пор хра нит память об отважном голландце, первом .зимовщике* Новой Земли. Но в XIX веке выдвинулась за дача завоевания полюса. Полюо не сулил непосредственных практиче ских выгод, но ученые всех стран оспаривали друг у друга честь его открытия. Эго был век завершения колониальной экспансии, век от крытия истоков Нила, первых пе ресечений Африки и Австралии. Крупнейший полярный исследо- }ватель всех времен Фритьоф Нан- I ’ сен тоже стремился к полюсу и тоже его не достиг. И все же зна менитое путешествие на к рабле ,Фрам* окааалось важнейшей вехой ва пути освоения Севера. Научные методы этой экспедиции послужи ли образцом и для Амундсена и для того широкого разворота научных работ на Севере, который прово дится СССР. Тем временем о полюсе строи лись разнообразные, подчас фан тастические, теории. Одни .теоре тически* доказывали, что на Край нем Севере, у полюса, должен быть новый материк (как это впослед ствии оказалось на Южном полюсе). Другие уверяли, что вокруг Север ного полюса простирается откры тое море, свободное от льдов. Почему-то не хотелось верить, что на Северном полюсе просто лед и больш? ничего. А оказалось нмѳ-но га»! В к нце концов полюс был открыт. Открыт тогда, когда на это уже почти перестали надеяться. По требовалась чисто амерн анская де ловитость и железное упорство аме риканца Пири, который 27 лет по святил исключительно достижению полюса. Мечта человечества была достиг нут*—полюс был открыт Но, слов но в доказательство того, что ка питалистическое общество недо стойно этого тритмфа, вокруг от крытия Пири разыгралась дикая вакханалия. Другой американец, Кук, пытался доказать, чго он был ва полюсе в том же году, но не сколько раньше Пири. Для желтой прессы всего мира получилась же ланная сенсация. Долго шли споры на тему .Пири или Кук4, при чем пресса не столько старалась найти объективную истину или оценить открытие полюса по существу, сколько по очереди обливала грязью обоих претендентов. В конце кон цов было доказано, что Кук прост# лопкий мошенник. Но и в отноше нии результатов Пири высказыва лись некоторые сомиения: Пири так быстро прошел на полюс н обрат но, так поспешно проиэвел свои наблюдения, н притом недостаточ но точными методами, что невоз можно доказать, был ли он дейст вительно на сам й точке полюса или же в 100 километрах в сторону от н е -t). Ажиотаж сразу упал. Полюс от крыт, и дальнейшее исследование С«*вера уже не представляло сен сациоиного интереса, а потому ни» финансировалось больше газетными магнатами. А между тем подлинная задача оставалась нерешенной. И после Пири мы еще почти ничего не знаем о климате ва полюсе, о движении льда в центре Полярного бассейна, о глубинах океана, о том есть ли в центре Ледовитого океа на жизнь. Интерес переносится к Южному полюсу, который тоже вскоре был открыт Амундсеном и в том же году посещен Скоттом. И здесь разыгралась трагедия: вместо дружной работы ради науки разго релось соревнование. Амундсен пришел раньше, а огорченный котт, увидев на полюсе палатку Амунд сена. потерял веру взеаченне свое го дела, изнемог в трудностях об ратного пути и погиб. Интерес к Северному полюсу вновь поднялся высоко, когда вы ступило на сцену новое мощное орудие — авиация. Летом 1925 года неутомимый Амундсее на двух са молотах вылетел из Шпицбергена к полюсу. Из-эа недостатка бензина • н был вынужден опуститься на широте 87« 44*. Оставив один само лет во льду, Амундсон н его отваж ный экипаж с величайшим трудом выровняли площадку для полома н на втором самолете со знаменитым полярным летчиком Рийсео Ларсен вернулись в Шпицберген. В следую щем 1936 году Амундсен вновь го товится к перелету. На этот раз на дирижабле, сконструированном итальянцем Нобиле. Пока на Шпицбергене шла под готовка дирижабля, американский летчик Берд 9 мая 1926 года выле тел нз Кингсбея на Шпицберген, достиг полюса в благополучно вер нулся. Через три дня полетели и Амундсен о Нобиле. 12 мая 1926 г, их дирижабль ^Норге* перелетел через Северный полюс из Шпицбер гена на Аляску. Полюс был открыт вторично, на этот раз с воздуха. В 1928 году Нобиле на другом дирн жабле своей конструкции, .Италия* организовал новую экспедицию, 14 мая вновь перелетел через полюс, а 25 мая потерпел памятную всем аварию, взволновавшую весь мир и заставившую все человечество с уво женном преклониться перед С JCP, ледоколы и летчики которого спас ли Ноб -лѳиего спутников. Еще не сколько ранее, 15—16 апреля 1928 г американцы Вилькенс и Эйель- соя перелетели через полюс в об ратном направлении—нз Аляски на Шпицберген. Молодая авиация, расправляя свои крылья, доказала, что Северный по люс eft доступен. Естественно, поя вились мечтк о регулярных транс арктических полетах в будущем, которые свяжут Евр >пу, Восточную Азию и Северо-западную Америку кратчайшим путем, по меридианам, проходящим через полюс. Но миро вой экономический кризис задушил эти мечтания в •ародыше. Наследником лучших достижений и традиций ученых полярников вы ступил Советский Союз. Страна со циализма, не знающая кризиса, в з я лась за Арктику с невиданным р а з махом. Мы подошла в Арктиео с другой и единственно правильной точки зрения. Для нас Арктика—не место спортивных состизаннй, а огромная часть земного шара, кото рая ждет освоения. Не одиночки ученые или спортсмены, а большая армия техннчесве вооруженных спе цналистов—летчиков, моряков, уче ных, хозяйственников—планомерно взялась за великую задачу под ру ководством коммунистической пар тии, вдохновляемая указаниями то варища Сталина о скорейшем освое нии Севера. Был правильно намечен основной ключ, решающий проблему освоения Арктики,—Северной морской путь. В 1932 году .Сибиряков* прошел этот путь впервые в одну навига цию. Экспедиции „Челюскина* и .Литке* этот поход повторили Поело проложѳння Северного мор ского пути и начала успешной ра боты в северной части материка мы и к полюсу можем подойти совер шенно по-новому. Самолеты на Се вере выполняют у нас большую практическую работу. Полеты для разведки морего-о ззѳря, полеты для разведки льда перед рейсами ледоколов, работа северных авио- линий выковали у нас кадры заме чательных северных летчвков. Спа сение челюскинцев силами нашей авиации бы со блестящей провер кой высокого уровня летного дела в СССР н изумительных качеств наших авиаторов. С такими кадра ми трансарктические и в том числе трансполярные перелета могут быть превращены нз мечты в практиче ское дело. Создали мы н необходимую пред посылку для таких перелетов—сеть метеорологических пунктов и ра диостанций. Достаточно ск «вать, что у нас работает более 00 метео станций за полярным кругом, н в том числе 40 стаиций, снабженных современными радиоустановками, раоположены на берегу Ледовито го океана, в то время как в аме риканской части Арвтнкн число станций в несколько раз меньше. Наша страна любит и знает героев* летчиков, спасавших челюскинцев. Среди наиболее популярных—Сн- гизмунд Леваневский, летчик высо кой культуры и изумительного уме ния. Опираясь на в с о нашу работу в Арктике, опираись на замечатель ное развитие авиационной промыш ленности и аэродинамики в нашей стране, мы можем сейчас предпри нять перелет через полюс на со вершенно новой основе. Речь идет уже не только о пересечении полю са как определенной точки. Начиная я заканчивая полет в крупнейших культурных, центрах, полет тов. Леваневского не посредствен но дока жет возможность подлинных т>ане- арктических перелетов как бы стрейшей связи между отдаленны ми странами. Как настоящий летчик-исследова- тѳль, тов. Леваневский и его спут ники произведут в полете много численные наблюдения, которые намного расширят наша знания о центральном полярном бассейне. Особенно важно, что тов. Леванев ский, достигнув полюса, предпола гает итти дальше не прямо на Аляску, а несколько левее -чере з ту часть Ледовитого океана, кото рая еще никем никогда не посеща лась (так называемый .Полюс недо ступности*1). Вся наша сеть радио станций на Севере, а также радио станции всех плавающих на Севере сейчао ледоколов (.Садко", . І р м а в \ .Красин* н т. д.) будут поставлена на службу обеспечения перелета тов. Леваневского, снабжения ого сведениями о погоде я непрерыв ной с ним связи. Такую в о помощь по мере енд окажут метеорологи ческие отанции Соединенных Шта тов (Аляска) н Канады. Понятен широкий интерес всего мира в предстоящему перелету. Но, хроме трансарктических перелетов, полюс имеет для нас н другое зна чение. Только за последние несколь ко лет долгосрочное продсвазыва- вие погоды стало, наконец, на на учную почву. Выявилась огромная роль масс арктического холодного воздуха в формнровавни погода всей Европы н Сев. Азин. Уж^.поч ти нащупаны основные законы* это го явления. Наши полярные стан ции не только облегчают работу мореплавателей и авиации, они свои ми регулярными наблюдениями над погодой дают самый главный мате риал для предсказывания будущей погоды по всему Советскому Союзу. Успехи советской авиации уже близко подвели нас к возможности создания метеостанций на льду. Близко время, ког ѵа самолет будет доставлять исследователей, обору дование, продовольствие, палатки и т. д. в заранее намеченный пункт среди вечного льда н оставит нх там для продолжительной работы, бить мокет, даже на год. Тогда окаант- ся возможным и на самом Севернвм полюсе создать нау.чную обсерва торию, которая не удовольствуется одним мгновенным наблюдением, а будет работать систематически, езо дня в день, сообщая по радио дан ные о погоде, о п рѳмещениях воз душных масс по всей высоте атмо сферы, измерит глубину океана, исследует его жазнь, определит за кон* передвижек льда, проведет магнитимо измерении. Тогда ю л м будет окончательно завоевав. (Hi „Правды*).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz