Полярная правда. 1935, июль.
ГРАНДИОЗНЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ НАРОДНОГО Ф РО Н ТА ПАРИЖ, 15. День 14 июля был ознаменован во всей Фран ции грандиозными демонстрация ми народного фронта вплоть до самых маленьких деревушек. Печать приводит сегодня следую щие внушительные цифры: в Марселе демонстрировало 100 ты* сяч., в Л и он е - 25 тыс., в Тулу зе—60 тыс , в Нвме—30 т ы с , в Шаранте—30 тыс., в Сен-Этье н е—30 тыс., в Нанте—30 тыс., в Тулоне— 20 тыс., в Руане— 15 тыс., в Тур?— 15 тыс. в Гав ре— 15 тыс. и т. д. Эти данные предварительные и неполные. Демонстрации про шли спокойно, без столкновений с полицией. Отличительной чертой всех »тих демонстраций является участие в них широчайших сло ев французского населения. Ло зунгами демонстрации повсюду были роспуск и разоружение фа шистских лиг. В рабочих центрах, как, н а пример, в Марселе, Тулузе, Сен- Этьене, преобладающим лозун гом демонстраций было осуще ствление профсоюзного единства На улицах рабочие и члены ре формистских и унитарных проф союзов братались, клянясь осу ществить это единство. Демон страции заканчивались клятвой всех участников оставаться еди ными в борьбе с фашизмом. Ра- дикал-социалисты принимали активное участие в демонстра циях, выступая под трехцвет ным энаменем. Демонстранты повсюду пели „Марсельезу *4 и „Интернационал". В демонстрациях народного фронта в сельских местностях активно участвовали крестья не-демонстранты. „ М а с с ы н а р о д а идут против фашизма" ПАРИЖ, 15. Демонстрация н 1 родного фронта, начавшаяся в 2 часа, закончилась вчера в 9 час. вечера (по местному вре мени). Торев от имени ЦК ком партии произнес речь, в кото рой он заявил: „Следуя учению Ленина—Сталина, мы боремся за то, чтобы паша страна не зна ла фашистского позора, чтобы она избежала бедствий н повой войны. Рука об руку с наши ми братьями рабочими-социали- стами, рука об руку с теми, кто идет за радикал-социалистами и лигой прав человека, борясь за демократические свободы, мы пойдем к будущему, к свободе н миру. Ноявленв е сегодня трех цветного знамени рядом с крас ным знаменем означает, что массы народа идут к нам—про летариям - против фашизма**. Бои Красной армии Китая с Нанкинской дивизией ТОКИО, 15. По сообщению агентства Снмбун Ренго насту пающая на Ченду (столица про винции Сычуянь) из Манчжоу (в 130 киломеграх севернее Чен ду) 200 тысячная китайская Красная армия под командова нием Чжудэ Маоцзедуна Сюсяпц- зяна неожиданно повернула к севрру в направлении к Пину (к границе Сычуаня Ганьсу) и в настоящее время ведет ожесто ченные бои с первой нанкин ской дивизией Хузуннана Чан-Кай-ши направил в Пину большое число нанкинских войск, а также 22 самолета. ТЕРРОР В КОНЦЛАГЕРЯХ ГЕРМАНИИ ПАРИЖ, 14. „Юманите“ по мещает корреспонденции о же стоком фашистском терроре в Германии. В концлагере ,,Дахау“ нацио нал-социалистами убито 8 анти фашистов, фамилии которых не известны. В этом же лагере на- - . ^ НОВОРОССИЙСКИЙ ПОРТ НА СНИМКЕ: погрузка цемента на пароход. ходятся еще 500 политических заключеннных Пытки, которым они подвергаются, неописуемы. В Обергаузене- сообщает газе т а ,—арестована жена заключен ного в концлагере—участника антифашистского движения. Не смотря на жестокие пытки, му жественная женщина не дала никаких показаний, но после но вых, еще . более мучительных пыток, сошла с ума. Победы бастующих горняков ПАРИЖ, 14. „Юманите“ со общает о двух новых крупных забастовках в Германии, закон чившихся победой бастующих. В Гельзенкирхене на угольной шахте „Бисмарк** вспыхнула з а бастовка-протеста против систе мы сверхурочной работы. Поли ция заняла шахту, но горняки, бастовали, пока не добились удо влетворения своих требований 1.500 горняков шахты „Га- гендек“ в Эссене об‘явиля з а бастовку, требуя повышения за работной платы и прекращения і издевательства над рабочими. За- ■бастовна закончилась победой. РАСШИРЕНИЕ СОВЕТСКО- АМЕРИКАНСКОЙ ТОРГОВЛИ ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА США ВАШИНГТОН. 14. Государст венный департамент опублико вал текст советско-американско* го торгового соглашения. Опуб ликование текста соглашения государственный департамент сопроводил официальным заяв лением. В этом заявлении го ворится: .В результате обме на нотами между послом Сое диненных Штатов Америки в Москве Буллитом и народным комиссаром по иностранным до лам Литвиновым в Москве з а ключено соглашение, способст вующее расширению советско- американской торговли. Ноты способствуют созданию здоровой базы для взаимного выгодного р а }вития торговли между Соеди ненными Штатами и Союзом- . Далее заявление излагает со держание соглашения и указы вает, что правительство США распространяет на Советский Союз на срок действия согла шения выгоды и тарифные уступки, предс ставленные дру гим странам по торговым согла шениям, а также т рифные уступки, которые могут быть в будущем предоставлены по тор говым договорам, заключенным в течение действия данного со глашения с другими государст вами. В заявлении сообщается, что правительство СССР в свою очередь согласилось существен но увеличить размеры своих з а купок в США в течение того же срока. „Результатом этого соглашения—указывается в з а явлении—как полагают, явится взаимный рост торговых отно шений между США и Совет ским Союзом". s' у, 1 , ....... Ш'-тШ шшш - ■ ѵ:‘*от':ста ':sr S Щ г . У ій $ . к щ ш щ с$: - ■'ж <• w у a § t g міййьк *-.'--Kpw™ > •. n 'X‘! v ..:/.ѵ- '.ѵ.ѴІл i f f ! ТЫСЯЧИ КОМБАЙНОВ ВЫШЛИ НА ПОЛЯ Несколько тыс. комбайнов уби рают сейчас хлебные поля юга. Уже больше 30 комбайнеров МТС и совхозов выполнили и пере выполнили установленную пар тией и правительством севонную норму выработки. Наивысшую производительность дал комбайн П е рш и к а (Яккобагского зерно совхоза) в Узбекистане. Выпол нив первым в Союзе сезонную норму, П ерш ин теперь убрал уже 360 гектаров. Повсеместно произведена вы дача зарплаты комбайнерам за первый этап работы. В зерносов хозе имени Юркина (Одесщина) чѳтырехдяевяый заработок ком байнера К о б е л ь ч у к а составил 253 рубля, а семидневный з а р а боток комбайнера К о х а н о в с к о - I г о —437 руб. СДАЧА ГОСУДАРСТВУ ХЛЕБА НОВОГО УРОЖАЯ НА СНИМКЕ: колхозы сдают хлеб на Мелитопольском элеваторе «Загот зерна». ---------------------♦ ♦ -------------------- Начало Карских рейсов Исполняющий обязанности н а чальника Морского управления Главсевморпути Ф. И Д ри го сегодня сообщает в газете „Вод ный транспорт**: „Карские экс педиции нами освоены: мощ ный ледокольный флот полностью обеспечивает безопасное плава ние груэовых судов по Карско му морю. Безаварийная работа последних лет привела к тому, что на иностранном рынке зна чительно снизились цены на фракт судов, перевозящих лес из Игарки в Европу. На пути Карских судов—ос новные изыскания. Проведена большая работа по изучению метеорологического и гидроло гического режима Карского мо ря. На русском и английском языках изданы мореходные кар ты, лоции. Широкая сеть по лярных станций и радиостан ции обеспечивает нормальное плавание. Экспорт сибирского высокока чественного леса из Игарки — нового порта в Европу в т е кущую навигацию превышает прошлогодний экспорт на 20 проц В перевозке леса примут уча стиеб зафрактованных иностран ных судов средней грузопод'ем ности 5 тысяч тонн. Первый караван морских су дов придет в новый порт 20 ав густа, второй в конце августа. К моменту подхода морских судов в новый порт туда долж ны прибыть* караваны речных судов с лесом. С‘ЕЗД РЫБАКОВ- КОЛХОЗНИКОВ КАРЕЛИИ Рыбакколхозцентр разрешил Карельскому Рыбакколхозсоюзу созыв с‘езда рыбаков-колхозников Всекарельский с‘езд рыбаков-, колхозников назначен на 20 е сентября. А. СК. МОСКВА (наш с-сб. корр.; Из Архангельского порта вы шел ледокол „Ленин", капиталь но отремонтированный Балтий ским судоремонтным заводом. Он будет осуществлять ледовую проводку лесовозов в Карском море. Ему окажет помощь ледо кол „Ермак“ , на котором со средотачивается штаб руковод ства, движением судов в запад ном секторе Арктики. Карские суда обеспечены воздушной ле довой раэведкой. Слабым местом были погру зочные работы в Игарском и Новом портах. К началу этой навигации закапчиваются три капитальных причала в Игар ском порту (протяжением 315 мет ров). Это даст возможность уве личить норму погрузки и со кратить простой судов. К нави гации 1936 года будут законче ны еще 4 причала. Погрузка морских судов в Новом порту производится на рейде с речных судов и зача стую зависит от метеорологи ческих условий, что влияет на сроки грузовых операций. В Но вый порт направлена изыска тельная партия для производ ства работ в устье реки Оба н района Нового порта. Нужно определить место для построй ки морского порта в устье Оои. Постройка порта даст возмож- . ность значительному выпуску про дукции с Западной Сибири в Европу морским путем. МОСКВА—ПРАГА С Е В О В О С ПЛАН ВЫПОЛНЕН НА 41,5 ПРОЦ. На 10 июля колхоэы и ед и но л и ч ники ско евлп 17.796 тыс . г а трав . План вып о лн ен на 41,5 проц. На юге нѳ вакончил сѳвокос Се верный Кавказ. На Украине о с т а ло сь уб р а т ь колхоѳам и е дино лични кам Черни гов ской области 2б,5 проц. сенокосов, в Киевской области — около 2 проц. Недос таточные т емпы с е но ко с а в Ивановской обла сти . З д е с ь убрано т о л ь к о 2ч,I проц. сенокосов . З а т я нули к о с ь б у В о р он еж с к а я и К у р с к а я обла с ти и Саратовский край. Массовый сенокос в е д у т с е в е р ны е районы Союза и Сибирь. В ближайшие дни , по св дѳниям бюро по годы , в бо л ьшин с т в е ц е н т р а л ь ны х районов н а с т у пи т я с н а я с о л н е ч н а я погода. Это об я зы в а е т мобили зов ать в с е с и лы н а прове д енпе с е но ко с а с тем , ч тобы обе сп е ч и т ь сво евр еменную с уш чу сена. * * • * Пл ан с и л о с о в а н в я колхо з ами вы полнен на 25,2 проц. З а лож ен о 3,5 милл . тонн силосной массы. (ТАСС). „ Литкеи новая линия ВОЗДУШНОГО СООБЩЕНИЯ ВЕНА; 15. По сообщению р умы н ской г а з е ты „А д а в ѳ р у д 1, в св я зи с у с ѳшным окончанием совѳтско- чѳхосл в ацко -румынских перегово ров об ус т ановл ении в о здушно го сообщения , в а в г у с т е н ачне т ся р е г у лярное со о бщ е ни е н а линии Моск ва—К и е в - К и ш нев—Клуж — Пра га . вышел в рейс ЛЕНИНГРАД. 15 июля в 23 часа в арктическое плавание вышел краснознаменный ледокол „Л и т к е “. Ледокол будет рабо тать в море Лаптевых. Он про водит суда Ленских и Колым ских экспедиций и пароходы, идущие еквозным рейсом из Вла дивостока на запад и с запада на Владивосток. Р Е К О Р Д УРАЛЬСКИХ СТАЛЕВАРОВ 650 ПЛАВОК БЕЗ РЕМОНТА ПЕЧЕЙ СВЕРДЛОВСК, 15. Маргено- вщики первоуральского трубно го завода добились рекордной продолжительности к а м п а н и и мартеновской печи. 15 июля в 7 час 10 мин. утра мартен вы дал 650-ю плавку без холодно го ремонта печи. С‘ем стали с одного квадратного метра пло щади пода составил 4,85 тон ны. За 252 дня беспрерывной работы печи сэкономлено на ремонте и топливе 120 тысяч рублей. Сверх плана выплавлено 2.100 тонн стали. Мартеновцы первые в Союзе освоили плавку буровой стали. В И З И Т ТУРЕЦКОГО МИНИСТРА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА Б А Я Р А 15 июля находящийся в Мо скве министр народного хозяй ства Турецкой республики г. Б о я р ч сопровождении турецкого посла в СССР г. А п ай ды н а на нес визиты народному комиссару внешней торговли т Р о з е н г о л ь - цу, народному комиссару тяже лой промышленности т. О р д ж о н и к и д з е и его заместителям т.т. П я тако ву , М. М. К а г ан о в и чу , заместителю народного комисса ра внешней торговли т. Э ли ава . (ТАСС). ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ ПЕДАГОГИ ПРИБЫЛИ В МОСКВУ 15 июля в Москву прибыла группа чехословацких педагогов во главе с видным чехословац ким педагогом Пош и замести телем бургомистра города Праги доктором К ел ьн ер . (ТАСС). НА СНИМКЕ: здание Белорусской государственной библиотеки им. Ленина в Минске. Научные исследования в интере сах рыбного дела начались у нас в Баренцовом море в самом кони** прошлого века. По инициативе «Комитета для по мощи поморам русского Севера», для^ научно-промысловых исследований был построен хороший специальный пароход «Андрей Первозванный», вполне приспособленный • как для научных исследований — безуслов но необходимой базы для рацио нального использования промысловых богатств морей, так и для работ с некоторыми специальными орудиями рыболовства , в частности с огтер- тралом. Для подготовки всего необходимо го к предстоящим работам «Экспе диции для научно -промысловых ис следований» у берегов Мурмаиа мне пришлось провести несколько меся цев в командировке в Швеции, Нор вегии, Дании, Германии и Англии (с Шотландией). Со стороны загра ничных товарищей по морским ис следованиям я встретил не только самое лучшее отношение, но и боль шое и очень ценное содействие, су щественно облегчившее мне гидро логическое и биологическое оборудо вание судна. Для меня не подлежа ло ни малейшему сомнению, что для успешного выполнения научно-про- мыслоьых исследований на Мурмане (точнее в Баренцевом море) было, безусловно, необходимо, чтобы ис следовательский иароход был хоро шо приспособлен для тралового ло ва, который к этому времени полу чил уже мощное развитие, особенно в Англии. Я настоял на том, чтобы строящийся пароход вполне удовле творял этому условию, а чтобы из бежать вполне возможных промахов при работе команды с совершенно *) Статья наііЁсаиа специально для .Полярной правды*. Почетный академик П. М. ЬНППОВИЧ ИЗ ИСТОРИИ ТРАЛОВОГО ЛОВА*) новым для нее орудием, был при глашен опытный германский фпш- мейстер Фоккен, вполне оправдав ший ожидания. Постройка специального исследо вательского судна-траулера для ис следований в русских промысловых водах возбудила в соответственных кругах за границей большой интерес; дело в том, что таких судов для на учно-промысловых исследований в ту пору не было ни в Скандинав ских странах, ни в Германии, ни в Англии и пример России вызвал постройку аналогичных судов в Нор вегии ,затем в Германии, в Финлян дии. j Раооте парохода «Андрей Перво- звапныіі», которая началась 22 (10) мая 1899 г., предшествовали работы с 22 (10) мая 1898 г. «Раз- і ведочной экспедиции», для которой мною было приобретено в Олесунде (Aa lesund) парусное судно для трескового лова в открытом море с 4 промысловыми лодками, получив-: шее у нас название «Помор», п но-1 вые усовершенствованные мелкие! рыболовные суда. Несмотря на то, ? чЬ чисто парусное судно было, ко нечно, мало подходящим для иссле дований, работы «Разведочной Экс педиции» дали много ценного мате риала и по гидрологии, и но про мысловым условиям в Баренцовом море (так уже в первые дни этих работ была констатирована возмож ность очень успешного промысла вдали от берегов в то время, когда у берегов почти никакого промысла еще не было). Исследования в Баренцовом море дали в высшей степени важные ре зультаты уже в первые годы. Здесь я остановлюсь лишь на одном важ ном и ценном результате, который у нас был использован только после революции, но дал очень много Анг- лии^ Германии и др., а в; Англии был широко использован уже очень скоро, Я говорю о констатировании полной возможности успешного тралового лова в Баренцовом море. В царской России большие про мысловые возможности вовсе не бы ли использованы. Были слабые, не умелые единичные попытки нала дить траловый лов, но нз них ничего путного не вышло. Да это и вполне понятно: государственного рыбного промысла в России не было, а Мур манские рыбопромышлепники зани мались только скупкой рыбы у лов цов. Совершенно иначе отнеслись к открывшимся большим промысловым возможностям английские предпри ниматели, несмотря па далекий путь до мест лова п обратно (средняя про должительность рейса в Баренцовое море равнялась, по английским дан ным, от 23,29 до 27, 83 сѵткам в 1906— 1912 г.г.). Читателям «Полярной правды» будет, вероятно, не безынтересно уз нать, как и почему быстро развил ся в Баренцовом море значительный английский рыбный промысел скоро после того, как стали известпы не которые результаты работ нашей на учно-промысловой экспедиции. По этому приведу несколько кратких данных, заимствуя их пз моей, на печатанной, в 1914 г., статьи (она основана частью на данных англий ской оффпцпальпой статистики, ча стью на том, что я узнал от пред ставителей Англии в Международном Совете по морским исследованиям, в котором я был представителем Рос сии и одним из вице президентов). В 1905 году английскими трау-! лерамц было сделано 6 рейсов в Ба ренцево море; результаты рейсов были таковы, что промысел стал быстро развиваться. Дело в том, что на банках Бареицова моря англий ские траулеры нашли громадные ко личества той камбалы, которая у нас на Севере носит название «морской камбалы» и в запад ной Европе является одной пз главпых промысловых рыб. На «девственных» банках Баренцо- ва моря, никогда до того пе облав ливавшихся, накопилась массы этой рыбы, в том числе и большое количество очепь крупных, старых особей. Траулеры и возвратились в Англию с уловом, состоявшим глав ным образом из морской камбалы; треска и ппкша играли в первые годы ничтожную роль. Ход промыс ла в 1906— 1912 г.г. представляет ся в следующем виде: г о д Чи сло рейсов Весь улов в пу д а х Улов морской камбалы в пудах % морской камбалы в у л ов ах Улов морской камб лы в пудах 1906 41 14 524 121446 86,42 107.57 1907 76 2828 Ю 2М909 89,06 119,04 1908 112 4 № 8 5 374917 К5.33 125,39 1909 215 10459 0 895779 85,64 156,24 1910 215 1006109 79358 г 78, 8 143,53 1911 306 1157766 792695 6 М 7 10J.47 1912 2 і 2 652981 343629 52,63 62,62 К данным таблички надо приба вить, что в 1913 году число рейсов равнялось всего 108, улов камбалы около 176700 пудам. В 1914 году число рейсов было такое же. Из приведенных данных ясно, что уловы морской камбалы быстро воз растали до максимума в 1909 году; в следующем году улов оказался ирп том же числе рейсов уменьшившим ся приблизительно на 100.000 пу дов; в 1911 году он оказался почти такпм же, несмотря на увеличение числа рейсов почти в полтора раза (на 42,32 проц.); в 1912 году при почти таком же числе рейсов, как в 1910 году, он был в 2— 3 раза меньше, а в 1913 году уменьшился еще приблизительно вдвое при при близительно таком же уменьшении числа рейсов. Нз изменений в улове морской камбалы за день ясно, что энергич ный траловый лов в несколько лет сильно разредпл население камбал на банках и сократил накопившийся запас старых особей, которые в 1906— 1912 г.г. составляли от 19,3 до 31,7 проц. всего улова кам бал. Позднее уловы морской камбалы играли в английских траловых ло- вах в Баренцовом море значительно меньшую роль. Траловый лов германцев начался в Барепцовом море позднее п пмел менее значительные размеры; срав нительно малое значение имел лов морской камбалы. Так, по герман ским оффпциальным данным, весь улов в 1912 и 1913 г.г. равнялся 261.822 и 93130 пудам, причем уловы морской камбалы равнялись лишь 7421 и 1179 пудам, состав ляя лишь 2,83 п 1,26 проц. Иллюстрацией того, какую важ ную роль играл в Баренцовом море- английский траловый лов и в ча - ! стпости лов морской камбалы по сравнению с нашим старым мурман ским промыслом может служить сле дующее сопоставление: в 1910 году весь улов англичан равнялся здесь 16.506.805 килограммам, ѵлов мор ской камбалы 13.004.546, тогда как весь улов России равнялся все го 12.146.240 клгр. Таким образом английский улов морской камбалы превышал на 7 проц. весь наш ар хаический рыбный промысел на Ба ренцовом море. В заключеппе несколько слов о современном рыбном промысле в Ба ренцовом море, помимо промысла СССР. Но данным вышедшего в 1934 году «Статистического бюлле-' теня морского рыболовства», изда-! «ваемого Международным Советом по 1 морским исследованиям, в 1932 го- j дѵ Англией, Шотландией, Финлянди ей, Германией и Норвегией выловле-! но 127.358 тысяч килограммов, из . которых 72.941 тыс. клгр. Норве- j . гией, 27.218 тыс. клгр. Англией, і j 25.860 тыс. клгр. Германией, 1005 : тыс. клгр. Финляндией п 334 тыс.? ; Шотландией. Больше всего было вы-. Уловлено трески (62.481 тыс. клгр.), затем пикши (35.956 тыс. клгр .) ,1 сельди (12.809 тыс. клгр.), морской, камбалы (3.131 тыс. клгр.), сайды - (4976 тыс. клгр.), зубатки (1.885 j тыс. клгр.), морского окуня ( 1.439 тыс. клгр.), палтуса (993 тыс, J клгр.), камбалы н ерша и л и лиман- j ды (577 тысяч клгр.); остальных рыб выловлено сравнительно мало. I ( Кроме того добыто разных ироду к- ' 1 тов рыбного промысла (печени, жи -1 ра) всего 2,876 тысяч клгр. Как видио из приведенных крат ких данных, уловы трески состав ляют 49,06 проц., пикши—28,23; сельди — 10,06 проц., а эти три рыбы вместе 87,35 проц. Промысел этих рыб н является наиболее важ ным, собенно лов трески и пикши. Судьба промысла этих двух видов рыб в будущем и начинает вну шать серьезные опасения, особенно судьба трескового промысла. По это му поводу в пзданпях Международ ного Совета по морским исследовани ям мы находим в последние годы ряд статей и очень авторитетных деятелей в области научно - про мысловых исследований. Я не могу в этой короткой статье входпть в детали п ограничусь сущ ностью дела. Треску берегов Норвегии, районов у входа в Барепцово море и Барен- цова моря в общем приходится счи тать одним биологическим целы#, так сказать, громадным стадом, ко торое размпожается главным образом у западных берегов Норвегии, осо бенно Лофотенских островов. Плову- чая (пелагическая) икра п молодые стадии развития мальков уносятся течением на север и громадная мас са нх вносится Нордкапским тече нием в Барепцово море. Здесь мо лодая треска главным образом и про водит первые годы жизни. Сюда же к районам у входа в Баренцово ме ре и в это море мигрируют и массы взрослой трески после нереста ■ здесь откармливаются. Новые иссле дования констатируют, что в Барен цовом море вылавливается громадное количество молодой трески, еще не достигшей половой зрелости. Вот в этом истреблении молодой рыбы ■ усматривается серьезная опасность для сохранения достаточных коли честв этой исключительно вах іо і рыбы. В несколько меньшей степей то же относится и к пикше. Забі об этом нельзя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz